Общественная служба новостей узнала, что можно и чего нельзя делать 12 сентября 2023 года в день Александра Сытника. 10 февраля в нашей стране отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина. 6 декабря — день памяти святого благоверного князя Александра Невского, согласно православному календарю. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. По народному календарю отмечается день Александра Сытника, а верующие вспоминают перенесение мощей князя Александра Невского.
Именины у Александра 12 сентября: душевные открытки с Днём ангела Сашам
Традиционно этот праздник встречают пышными застольями, собирая всю семью, друзей и соседей. Это пиршество становится своеобразным прощанием с летом и теплым приемом осени. Главное блюдо этого праздничного стола - вкусная каша из ячменя, приготовленная на молоке. Эту кашу называют "сытной", так как в нее добавляют мед из летнего урожая.
Неотъемлемой частью традиций Дня Александра-Сытника было заготовление клюквы, одной из полезнейших ягод. Этим занимались, как правило, женщины и старики. Для знахарей этот день начинался с утра в лесу, где они собирали корешки лечебных растений.
Александра Органова 17 января — почитание памяти праведников муч. Александра и муч. Александр Скальский 30 января — церковь почитает память праведника муч. Александра Русинова Святой покровитель Александра Преподобный Александр Свирский Именины Александра в феврале: 7 февраля — почитание памяти праведника муч. Александра Римлянина, сына мц.
Филицаты Римской 17 февраля — почитание памяти праведников муч. Александра Покровского и муч. Александра Соколова 19 февраля — церковь почитает праведника муч. Александра Телемакова 20 февраля — почитание памяти праведника муч. Александра Талызина 21 февраля — почитание памяти праведника муч.
Александра Абиссова Именины Александра в марте: 6 марта церковь чтит память муч. Александра Вислянского 8 марта церковь чтит память прп. Александра Константинопольского 10 марта почитается память муч. Александра Виноградова 14 марта почитается память муч. Александра Ильенкова 17 марта почитается память муч.
Александра Лихарева 22 марта церковь чтит память муч. Александра Севастийского 25 марта церковь чтит память муч. Александра Державина 26 марта почитается день памяти муч. Александра Пиднсого 28 марта в эту дату церковь празднует два дня таких Святых: Александра Сидского Памфилийского и Александра Египетского , Кесарийского 29 марта почитается день памяти муч. Александра I Римского 30 марта почитается день памяти муч.
День Ангела Александра 9 апреля почитается день памяти прп. Александра Вочского 23 апреля почитается день памяти муч. Александра Африканского 27 апреля почитается день памяти муч. Александра Орлова 28 апреля церковь чтит память муч. Александра Гневушева 30 апреля церковь чтит память прп.
Александра Свирского Именины Александра в мае: 3 мая церковь чтит память прп.
Александр получил Киев и «всю Русскую землю ». Современные историки расходятся в оценке того, кому из братьев принадлежало формальное старшинство.
Киев после татарского разорения потерял какое-либо реальное значение; поэтому Александр в него не поехал, а поселился в Новгороде по данным В. Татищева , князь всё же собирался уехать в Киев, но новгородцы «удержали его татар ради», однако достоверность этой информации находится под вопросом. Переписка с Папой править Генрих Семирадский.
В первом папа предлагает Александру последовать примеру отца, согласившегося папа ссылался на Плано Карпини , в трудах которого данное известие отсутствует перед смертью подчиниться римскому престолу, а также предлагает координацию действий с тевтонцами в случае нападения татар на Русь. Во втором послании папа упоминает о согласии Александра присоединиться к Римской церкви: «Ты со всяким рвением испросил, чтобы тебя приобщили как члена к единой главе церкви через истинное послушание» и построить католический храм в Пскове, а также просит принять его посла — архиепископа Прусского [14]. В 1251 году к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой.
Почти одновременно во Владимире Андрея Ярославича с Устиньей Даниловной венчал митрополит Кирилл — сподвижник Даниила Галицкого , которому папа предлагал королевскую корону ещё в 1246—1247 годах. В том же году литовский князь Миндовг принял католическую веру, тем самым обезопасив свои земли от тевтонцев. По рассказу летописца, Александр Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «Си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем».
Договор с Норвегией править Примерно в 1251 году Александр Невский заключил договор с норвежским королём Хаконом IV Старым об урегулировании пограничных споров и разграничений в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Это первое мирное соглашение между Русью и Норвегией [11]. В 1254 году свет увидела «Разграничительная грамота», которая стала результатом сближения Норвегии и Руси.
Великое княжение 1252—1263 править В 1251 году при участии войск Золотой Орды победу в борьбе за верховную власть в Монгольской империи одержал союзник Батыя хан Мунке , и в следующем году Александр вновь приехал в Орду. Одновременно против Андрея были двинуты монголо-татарские войска под предводительством Неврюя Неврюева рать. Андрей в союзе с братом Ярославом Тверским выступил против них, но был разбит и через Новгород бежал в Швецию , Ярослав закрепился во Пскове.
Это была первая попытка открытого противодействия монголо-татарам в Северо-Восточной Руси. После бегства Андрея великое княжение владимирское перешло к Александру. Возможно, как считает ряд исследователей, это свидетельствует о том, что Александр во время своей поездки в Орду способствовал организации карательного похода против своего брата, но прямых доказательств в пользу данного вывода нет.
Антон Горский приводит доводы в пользу того, что данный карательный поход был заранее запланированным мероприятием [15]. В том же году из монгольского плена был отпущен в Рязань захваченный в 1237 году раненым князь Олег Ингваревич Красный.
В 1240 году у впадения реки Ижора в реку Неву произошла Невская битва - сражение между новгородским и шведским войсками. В первой половине XIII века происходили многочисленные столкновения между различными карельскими, финскими, балтийскими и славянскими племенами. В конце XII века Швеция, ослабевшая в результате внутриусобных конфликтов, подвергалась набегам карельских и финских племён. В 1187 году вместе с новгородским войском они сожгли древнюю столицу Швеции Сигтуну. Русская и шведская стороны стремились поставить под свой контроль территорию, прилегающую к реке Неве, связывающей Балтийское море и Ладожское озеро, а также Карельский перешеек. В декабре 1237 года папа римский Григорий IX провозгласил второй крестовый поход в Финляндию.
Когда отмечают именины Александров
По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду. Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен. В Орде Св. Александр Невский. Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать. А значит, теряли силу и те решения, в соответствии с которыми брат Александра Андрей получил ярлык на великое княжение Владимирское.
В отличие от брата, Александр был крайне заинтересован в пересмотре этих решений и получении в свои руки великого княжения Владимирского, на которое он — как старший из Ярославичей — имел больше прав, нежели его младший брат. Так или иначе, но в последнем в истории переломного XIII века открытом военном столкновении русских князей с татарами князь Александр оказался — может быть, и не по своей вине — в лагере татар. Именно с этого времени можно определенно говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду 1257, 1258, 1262 годы имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Одни видят в ней простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью; другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром».
Близкую оценку политики Александра Невского дал и советский исследователь средневековой России В. Пашуто: «Своей осторожной осмотрительной политикой он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения». Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды или, если угодно, заискивания перед Ордой продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. Но исторический парадокс — а вернее, историческая закономерность — заключается в том, что именно им, наследникам ордынской политики Александра Невского, удастся возродить могущество Руси и сбросить в конце концов ненавистное ордынское иго. Князь церкви воздвиг, города отстроил …В том же 1252 году Александр вернулся из Орды во Владимир с ярлыком на великое княжение и торжественно был посажен на великокняжеский престол. После страшного Неврюева разорения он в первую очередь должен был позаботиться о восстановлении разрушенного Владимира и других русских городов.
Князь «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их», — свидетельствует автор княжеского Жития. Особую заботу князь проявлял по отношению к Церкви, украшая храмы книгами и утварью, жалуя их богатыми дарами и землей. В 1255 году новгородцы изгнали сына Александра Василия и посадили на княжение князя Ярослава Ярославича, брата Невского. Александр подступил к городу со своей дружиной. Однако кровопролития удалось избежать: в результате переговоров был достигнут компромисс, и новгородцы подчинились. Новое волнение в Новгороде произошло в 1257 году. Оно было вызвано появлением на Руси татарских «численников» — переписчиков населения, которые были присланы из Орды для более точного обложения населения данью. Русские люди того времени относились к переписи с мистическим ужасом, видя в ней знак Антихриста — предвестие последних времен и Страшного суда. Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и тысячников, и темников», — записывал летописец.
От «числа», то есть от дани, было освобождено только духовенство — «церковные люди» монголы неизменно освобождали от даней служителей Бога во всех покоренных ими странах, независимо от вероисповедания, дабы те могли свободно обращаться к различным богам со словами молитвы за своих завоевателей. В Новгороде, непосредственно не затронутом ни Батыевым нашествием, ни «Неврюевой ратью», известие о переписи было встречено с особенным ожесточением. Волнения в городе продолжались целый год. На стороне горожан оказался даже сын Александра князь Василий. При появлении отца, сопровождавшего татар, он бежал в Псков. На этот раз новгородцы избежали переписи, ограничившись выплатой богатой дани татарам. Но их отказ исполнить ордынскую волю вызвал гнев великого князя. Василий был сослан в Суздаль, зачинщики беспорядков жестоко наказаны: одних, по приказанию Александра, казнили, другим «урезали» нос, третьих ослепили. Лишь зимой 1259 года новгородцы, наконец, согласились «дать число».
Тем не менее появление татарских чиновников вызвало в городе новый мятеж. Лишь при личном участии Александра и под защитой княжеской дружины перепись была проведена. После окончания переписи и отъезда татар Александр покинул Новгород, оставив в нем князем малолетнего сына Дмитрия. В 1262 году Александр заключил мир с литовским князем Миндовгом. В том же году он послал большое войско под номинальным командованием своего сына Дмитрия против Ливонского ордена. В этом походе приняли участие дружины младшего брата Александра Невского Ярослава с которым он успел примириться , а также его нового союзника, литовского князя Товтивила, обосновавшегося в Полоцке. Поход завершился крупной победой — был взят город Юрьев Тарту. В конце того же 1262 года Александр в четвертый и последний раз отправился в Орду. Князь же великий Александр пошел к царю ордынскому хану Берке.
Наверное, князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов Ростове, Суздале, Ярославле вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Последние дни Александра Александру, очевидно, удалось достичь своих целей. Однако хан Берке задержал его почти на год. Лишь осенью 1263 года, уже больной, Александр вернулся на Русь. Добравшись до Нижнего Новгорода, князь совсем занемог. В Городце на Волге, уже чувствуя приближение смерти, Александр принял монашеский постриг согласно поздним источникам, с именем Алексея и 14 ноября скончался. Тело его перевезли во Владимир и 23 ноября похоронили в соборе Рождества Богородицы Владимирского Рождественского монастыря при огромном стечении народа. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской! Церковное почитание Церковное почитание святого князя началось, по-видимому, сразу же после его смерти.
Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно подвергалось различным переделкам, переработкам и дополнениям всего насчитывается до двадцати редакций Жития, датируемых XIII—XIX веками. Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, на церковном соборе, созванном митрополитом Макарием и царем Иваном Грозным, когда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы, ранее почитавшиеся лишь местно. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения» по внешне парадоксальному выражению Акафиста. Если мы обратимся к последующим векам русской истории, то перед нами предстанет как бы вторая, посмертная биография князя, незримое присутствие которого отчетливо ощущается во многих событиях — и прежде всего в переломные, наиболее драматичные моменты жизни страны. Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, одержанной правнуком Александра Невского, великим московским князем Дмитрием Донским в 1380 году. В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает непосредственным участником и самой Куликовской битвы, и битвы на Молодях в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы. Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига. В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы.
Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями. Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского — будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира 1721 год. Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.
Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября 6 декабря по новому стилю и 30 августа 12 сентября. Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая 5 июня по нов. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей.
Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится. Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках. Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться. В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник». Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде. Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти. Снова не так! Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен.
Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский и Ливонский ордена, а также шведские завоеватели. И разбивали их почему-то на русской территории, а не дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, была вполне реальной. Что же касается Орды, то существует источник Устюжская летопись , который дает возможность предполагать организующую роль князя Александра Ярославича в антиордынском восстании. Князь Александр не защищал Русь и православную веру, он просто боролся за власть и использовал Орду для физического устранения своего собственного брата. Это всего лишь домыслы. Князь Александр Ярославич в первую очередь защищал то, что унаследовал от отца и деда. Иными словами, с большим искусством выполнял задачу стража, хранителя. Что же касается смерти его брата, то надо прежде подобных вердиктов изучить вопрос о том, как тот, в безрассудстве и молодечестве, положил русские рати без пользы и каким путем вообще приобрел власть. Это покажет: не столько князь Александр Ярославич был его губителем, сколько он сам претендовал на роль скорого губителя Руси… 4.
Повернув к востоку, а не к западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой. Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья.
В отношениях он может быть очень ревнив. При этом сам имеет склонность к спонтанным увлечениям на стороне, которым не придает внимания. Каким будет мужем С браком Александр не будет спешить — чаще всего на порог загса он приходит годам к 35. К выбору спутницы жизни этот мужчина подходит со всей основательностью. Только будучи абсолютно уверенным в женщине рядом, Саша сделает предложение.
Он — сторонник консервативной модели отношений. Ему важно чувствовать себя главой семьи, единолично принимать важные решения, поэтому в качестве спутницы жизни обычно выбирает женщину с уступчивым характером. Но это не значит, что он хочет видеть рядом с собой послушную тряпку: Александр выбирает целеустремленных и интересных женщин, чтобы каждый день в браке был насыщен эмоциями. Просто последнее слово должно всегда оставаться за ним. В отличие от своего поведения в случайных романах, в браке Александр паталогически верен: он не допустит даже мысли об измене супруге. От спутницы он ждёт того же, поэтому жене Александра часто приходится выбирать между мужем и друзьями мужского пола, между мужем и профессиональным развитием. Саша часто настаивает, чтобы жена бросила работу и посвятила себя дому. Александру нравится, когда жена посвящает себя дому Дом имеет для этого мужчины огромное значение. Александру важно, чтобы его жена поддерживала домашний уют.
Носители данного имени любят устраивать праздники для родных и друзей, показывая себя щедрым хозяином. Отрицательные черты характера Александра — склонность к конфликтам и раздражительность — могут осложнять семейную жизнь. Но обладатели этого имени отходчивы и сразу извиняются за свои поступки и слова, потому до крупных скандалов дело обычно не доходит. Каким будет отцом К вопросу отцовства Александр относится очень ответственно: с пополнением он не будет спешить, пока не осознает, что может обеспечить ребёнку максимально комфортную жизнь. Если условия позволяют, Александр не остановится на одном малыше: он видит себя во главе большого дружного семейства. Обладатели этого имени искренне любят детей и стремятся проводить с ними как можно больше времени. Они с удовольствием будут вместе делать уроки, играть и разделять увлечения наследников. Александр любит детей и проводит с ними много времени В воспитании Александр придерживается строгих принципов, стараясь не баловать ребенка. Когда чадо вступит в пубертатный период, Саша может терять над собой контроль, пытаясь рассказать ребенку, «как правильно жить».
Чтобы в семье не наступил разлад, потребуется вмешательство жены. Теплые отношения с детьми Александр будет поддерживать и когда они подрастут, оставаясь вовлеченным в их жизни. Выбор профессии Для мужчины по имени Александр возможность реализовать себя в профессии — одно из самых главных условий не просто для комфортной жизни, а для самоуважения. Лидерские качества и решительность открывают для него должности руководителей.
Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках. Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться. В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник». Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде. Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти.
Снова не так! Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский и Ливонский ордена, а также шведские завоеватели. И разбивали их почему-то на русской территории, а не дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, была вполне реальной. Что же касается Орды, то существует источник Устюжская летопись , который дает возможность предполагать организующую роль князя Александра Ярославича в антиордынском восстании. Князь Александр не защищал Русь и православную веру, он просто боролся за власть и использовал Орду для физического устранения своего собственного брата. Это всего лишь домыслы. Князь Александр Ярославич в первую очередь защищал то, что унаследовал от отца и деда. Иными словами, с большим искусством выполнял задачу стража, хранителя.
Что же касается смерти его брата, то надо прежде подобных вердиктов изучить вопрос о том, как тот, в безрассудстве и молодечестве, положил русские рати без пользы и каким путем вообще приобрел власть. Это покажет: не столько князь Александр Ярославич был его губителем, сколько он сам претендовал на роль скорого губителя Руси… 4. Повернув к востоку, а не к западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой. Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению. Кто-то очертя голову ринулся в бой, но 90 процентов наших князей второй половины XIII века избрали иной путь. И тут Александр Невский ничем не отличается от прочих наших государей того периода.
Что же касается «азиатской державы», то здесь сегодня действительно звучат разные точки зрения. Но я как историк полагаю, что Русь никогда ею не сделалась. Она не являлась и не является частью Европы или Азии либо чем-то вроде смеси, где европейское и азиатское принимает разные пропорции в зависимости от обстоятельств. Русь представляет собой культурно-политическую суть, резко отличную и от Европы, и от Азии. Точно так же, как Православие не является ни католицизмом, ни исламом, ни буддизмом, ни какой-либо иной конфессией. Митрополит Кирилл об Александре Невском — имени России 5 октября 2008 года в телепередаче, посвященной Александру Невскому, митрополит Кирилл выступил с пламенной 10-минутной речью, в которой попытался раскрыть этот образ так, чтобы он стал доступен широкой зрительской аудитории. Митрополит начал с вопросов: почему благоверный князь из далекого прошлого, из XIII века может стать именем России? Что мы знаем о нем? Отвечая на эти вопросы, митрополит сравнивает Александра Невского с другими двенадцатью претендентами: «Нужно очень хорошо знать историю и нужно чувствовать историю, чтобы понять современность этого человека… Я внимательно посмотрел на имена всех.
Каждый из кандидатов — — представитель своего цеха: политик, ученый, писатель, поэт, экономист… Александр Невский не был представителем цеха, потому что он одновременно был величайшим стратегом… человеком, почувствовавшим не политические, а цивилизационные опасности для России. Он боролся не с конкретными врагами, не с Востоком или с Западом. Он боролся за национальную идентичность, за национальное самопонимание. Без него бы не было России, не было русских, не было нашего цивилизационного кода«. По словам митрополита Кирилла, Александр Невский был политиком, защищал Россию «очень тонкой и мужественной дипломатией». Он понимал, что невозможно было в тот момент победить Орду, которая «дважды проутюжила Россию», захватила Словакию, Хорватию, Венгрию, вышла на Адриатическое море, вторглась в Китай. Но татаро-монголам не нужна была наша душа и не нужны были наши мозги. Татаро-монголам нужны были наши карманы, и они выворачивали эти карманы, но не посягали на нашу национальную идентичность. Они не были способны преодолеть наш цивилизационный код.
А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь — никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божьим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов, которые вошли в Неву». Александр Невский, по словам митрополита, отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю, и нужно дать возможность того, что наш замечательный историософ Лев Николаевич Гумилев называл «этногенезом». Все разрушено, надо же силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было».
Как утверждает митрополит Кирилл вслед за Гумилевым, Александр Невский был создателем того многонационального и многоконфессионального «русского мира», который существует по сей день. Своим хитроумным политическим ходом он «склонил Батыя не платить дань монголам. И Великая Степь, этот центр агрессии против всего мира, оказалась изолирована от Руси Золотой Ордой, которая стала втягиваться в ареал русской цивилизации. Это первые прививки нашего союза с татарским народом, с монгольскими племенами. Это первые прививки нашей многонациональности и многорелигиозности. С этого все началось. Он положил основу такому миробытию нашего народа, которое определило дальнейшее развитие Руси как России, как великого государства». Александр Невский, по словам митрополита Кирилла, это собирательный образ: это правитель, мыслитель, философ, стратег, воин, герой. Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось?
Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие. Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами? Не в силе Бог, а в правде… Вы представляете, какие слова? Какая сила! Смелый… сильный«. Даже его внешний облик является «лицом России».
Но самое главное — это то, что, будучи политиком, стратегом, полководцем, Александр Невский стал святым. Это собирательный образ настолько, насколько вообще может быть собирательный образ… Это наша надежда, потому что и сегодня мы нуждаемся в том, что творил Александр Невский… Отдадим свои не только голоса, но и сердца святому благоверному великому князю Александру Невскому — спасителю и устроителю России! Разделяете ли Вы данную оценку и, если да, чем она обусловлена? Семен Борзенко Уважаемый Семен, мне сложно сказать, чем именно руководствовались авторы свободной энциклопедии «Википедия», назвав так св. Александра Невского. Возможно, тем, что князь был причислен к лику святых и почитается в Православной Церкви, в его честь совершаются торжественные богослужения. Впрочем, Церковью почитаются и другие святые князья, например — Димитрий Донской и Даниил Московский, и было бы неправильно выделять из их числа «любимого». Полагаю, что такое именование могло быть также усвоено князю потому, что он при жизни благоволил к Церкви и покровительствовал ей. Вы сами, лично голосовали на сайте Имя России?
За Александра Невского или еще за кого-то? Dew К сожалению, ритм моей жизни и объем работы позволяют мне пользоваться интернетом исключительно в служебных целях. Я регулярно посещаю, скажем, информационные сайты, но у меня совершенно не остаётся времени на то, чтобы просматривать те сайты, которые были бы лично мне интересны. Поэтому я не смог принять участие в голосовании на сайте «Имя России», но поддержал Александра Невского посредством голосования по телефону. Потомков Рюрика разгромил 1241 , борясь за власть в гражданских войнах участвовал, родного брата язычникам предал 1252 , собственноручно новгородцам глаза выцарапывал 1257. Неужели РПЦ для поддержания раскола церквей готова канонизировать сатану? Иван Незабудко Говоря о тех или иных деяниях Александра Невского, необходимо учитывать множество различных факторов. Это и историческая эпоха, в которую жил св. Александр — тогда многие поступки, сегодня кажущиеся нам странными, были совершенно обычным делом.
Это и политическая обстановка в государстве — вспомним, что в то время страна испытывала серьезную угрозу со стороны татаро-монголов, и св. Александр делал все возможное для того, чтобы свести эту угрозу к минимуму. Что касается приводимых Вами фактов из жизни св. Александра Невского, то историки до сих пор не могут подтвердить либо опровергнуть многие из них, а тем более — дать им однозначную оценку. Скажем, в отношениях Александра Невского с его братом князем Андреем существуют много неясностей. Есть точка зрения, согласно которой Александр жаловался хану на своего брата и просил отправить вооруженный отряд для того, чтобы с ним расправиться. Однако данный факт не упоминается ни в одном древнем источнике. Первый раз об этом сообщил только В. Татищев в своей «Истории Российской», и есть все основания полагать, что автор здесь увлекся исторической реконструкцией — «додумал» то, чего на самом деле не было.
Так считал, в частности, Н. Карамзин: «По вымыслу же Татищева, Александр донес Хану, что менший его брат Андрей, присвоив себе Великое Княжение, обманывает Моголов, дает им только часть дани и проч. История государства Российского. Многие историки сегодня склонны придерживаться иной, нежели Татищев, точки зрения. Андрей, как известно, проводил независимую от Батыя политику, опираясь при этом на соперников хана. Как только Батый взял власть в свои руки, он тотчас разделался со своими оппонентами, отправив отряды не только на Андрея Ярославича, но и на Даниила Романовича. Мне неизвестен ни один факт, который мог хотя бы косвенно свидетельствовать о том, что почитание святого Александра Невского является поводом для церковного раскола. В 1547 году благоверный князь был канонизирован, и его память свято чтится не только в Русской, но и во многих других Поместных Православных церквях. Наконец, не будем забывать, что, принимая решение о канонизации того или иного человека, Церковь учитывает такие факторы, как молитвенное почитание народом и совершаемые по этим молитвам чудеса.
И то, и другое во множестве имело и имеет место в связи с Александром Невским. Что же касается ошибок, совершаемых таким человеком в жизни, или даже его грехов, то нужно помнить, что «несть человек, иже жив будет и не согрешит». Грехи искупаются покаянием и скорбями. И то, и особенно другое присутствовало в жизни благоверного князя, как присутствовало и в жизни таких грешников, ставших святыми, как Мария Египетская, Моисей Мурин и многие другие. Уверен, что если Вы внимательно и вдумчиво прочитаете житие святого Александра Невского, то поймете, почему он был причислен к лику святых. Как Русская Православная Церковь относится к тому, что князь Александр Невский выдал на расправу татарам своего брата Андрея и угрожал войной сыну Василию? Или это так же соответствует канонам, как освящение боеголовок? Алексей Караковский Алексей, в первой своей части Ваш вопрос перекликается с вопросом Ивана Незабудко. Что же касается «освящения боеголовок», то мне неизвестен ни один подобный случай.
Он решился поступить так, как, наверное, ему было поступить труднее всего. Он решился не поднимать своего меча против монголов, но решился силой своего смирения, преклонением своих колен пред монгольским ханом спасти Русскую землю от новых опустошительных набегов. И вся дальнейшая жизнь великого победителя шведов и немцев, единственного русского князя той эпохи, который увенчал себя значительными военными успехами, стала жизнью государя, который приносил себя, свое доброе имя, свое мирское благополучие в жертву во имя того, чтобы спасти свой народ.
Его главное государственное дело заключалось не в битвах, в которых он одерживал победы, его главное государственное дело заключалось в том, что он не менее пяти раз ездил в Орду и, стоя на коленях перед монгольскими ханами, молил, их о том, чтобы они не облагали Русь еще более тяжелой данью, нежели та, которая была наложена на нее, чтобы они воздерживались от новых опустошительных набегов на нее. Делал святой Александр Невский это не по слабости, но по силе, не по трусости, но по великой духовной отваге, ибо знал: попытка поднять оружие против монголов обречет Русь на новые жертвы, на новое кровопролитие. И многие современники не могли понять, что делает этот странный князь, этот молодой герой, почему он вдруг превращается в смиренного просителя за Русскую землю вместо того, чтобы поднять за собой народ на борьбу с монголами.
И многие, даже близкие родственники, братья называли его изменником, обвиняли его в трусости, упрекали его в корысти, в желании с помощью монголов укрепить свою власть над Русью. И, может быть, это было самое страшное испытание для него, ибо для князя, для государя гораздо легче было погибнуть величественно на поле брани, нежели годами нести на себе клеймо отступника и предателя, нести это клеймо и знать, что он продолжает осуществлять, может быть, самое главное и необходимое тогда для России служение — служение во имя ее спасения. Ибо святой Александр Невский знал одно: «да, Орда захватила Русь, да поработила русский народ, но она не порабощала души этого народа.
Александр Невский отдает «надстроечные ценности», позволяя монголам собирать дань с России: «Он понимает, что это не страшно. Могучая Россия вернет себе все эти деньги. Надо сохранить душу, национальное самосознание, национальную волю.
Все разрушено, но надо силы скопить. А если бы не скопили силы, если бы не замирили Орду, если бы не остановили ливонское нашествие, где была бы Россия? Ее бы не было».
А вот когда возникла опасность с Запада, когда закованные в броню тевтонские рыцари пошли на Русь — никакого компромисса. Когда папа римский пишет письмо Александру, пытаясь взять его на свою сторону… Александр отвечает «нет». Он видит цивилизационную опасность, он встречает этих закованных в броню рыцарей на Чудском озере и разбивает их, так же как он чудом Божиим разбивает с маленькой дружиной шведских воинов на Неве.
Личная смелость сочетается в нем с глубокой религиозностью: «В критический момент, когда должна быть показана мощь и сила командующего, он вступает в единоборство и копьем ударяет в лицо Биргера… А с чего все началось? Помолился в Святой Софии в Новгороде. Кошмар, полчища, во много раз превышающие.
Какое сопротивление? Выходит и обращается к своим людям. С какими словами?
Не в силе Бог, а в правде… Какие слова! Какая сила! Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов и удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.
И вот во имя спасения Церкви, в сохранении которой он видел залог возрождения будущей Православной Руси, он брал на себя бремя унижения. При жизни святой Александр Невский не вкусил большой славы, хотя слава его началась уже в ранней юности. Большую часть своей жизни он воспринимался как князь-предатель и князь-отступник — многими, но не всеми.
Уже тогда находились люди, которые понимали, что русский государь делает единственно возможное в этих трагических исторических обстоятельствах дело.
Новости и события Российского исторического общества
Александров день – народный и церковный праздник, отмечаемый в России 28 марта. Житие св. благоверного князя Александра – Проповеди – Статьи – Храмы в честь св. Александра Невского – О войне и воинском служении. Ожидается, что празднование Дня Александра пройдет в рамках праздничной церемонии, организованной специальной комиссией. Православные верующие в этот день отмечают перенесение мощей князя Александра Невского. 6 декабря — день памяти святого благоверного князя Александра Невского, согласно православному календарю. День Александра, Александр Африканский, праздник связан с именем святого мученика Александра Африканского.
Имя Александр: значение и характеристика
Он сражался с немецкими рыцарями и стал известен по всей Руси и за ее пределами после Ледового побоища. Мудро строил князь отношения с Золотой Ордой, и в середине 13 века он стал великим князем Владимирским, Киевским и Новгородским, защитником всей русской земли как от западных, так и от восточных врагов. Не только выдающиеся военные и дипломатические способности стали причиной успехов и славы Александра Невского. Не было такого дела или такого решения, на которое не попросил бы он благословения у Господа. Уповая на Святую Троицу, вел князь за собой дружины, и не раз его войско сопровождали чудесные знамения. Молитвой и примером собственной веры Невский поддерживал в своих соратниках дух, способный защитить родную землю от врага.
Солнце ясное — пора поле озимое перепахивать и яровыми засевать. Когда лещина украсится пушистыми сережками, тогда и земля больше промерзать не будет. Если утром напротив Солнца стоит туман — непременно дождь пойдет. Какой ещё православный церковный праздник 23 апреля Мчч. Иакова, пресвитера, Азадана, диаконаи Авдикия, диакона, Персидских ок.
Мария12 сентября 2013, 06:24 Радуйся, и ныне всех скорбящих и нуждающихся мощный пред Господем предстателю. Радуйся, святый благоверный великий княже Александре. Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.
Ru Google или введите свои данные: Ваше имя: Введите число, напечатанное на картинке Осталось символов: 700.
Александра Свирского Именины Александра в мае: 3 мая церковь чтит память прп. Александра Ошевенского 4 мая церковь чтит память прп. Александра Синайского 24 мая церковь чтит память прп. Александра Петровского 26 мая церковь чтит память Святых мучеников: Александра Римского, Александра Заозерского, Александра Тивериадского 27 мая церковь чтит память муч. Александра 29 мая церковь чтит память муч. Александра Иерусалимского Именины Александра в июне: 1 июня день иконопочитания таких Святых мучеников: Александра Саульского, Александра Ерошова 2 июня день иконопочитания муч.
Александра Эгейского 8 июня день иконопочитания муч. Александра 11 июня день иконопочитания муч. Александра Александрийского 20 июня день иконопочитания таких Святых мучеников: Александра Преображенского, Александра Осетрова, Александра Махетова, Александра Зуева 22 июня день иконопочитания муч. Александра Прусского 23 июня день иконопочитания Святых мучеников: Александра Кродамнского, Александра Андреева 26 июня день иконопочитания Святых мучеников: Александра Московского, Александра Архангельского 27 июня день иконопочитания муч. Александра Парусникова В детстве маленький Саша может быть болезненным ребенком Именины Александра в июле: 1 июля день иконопочитания муч. Александра Крутицкого 6 июля день иконопочитания муч. Александра Миропольского 10 июля день иконопочитания муч.
Александра Сидорова 16 июля день иконопочитания прп. Александра Константинопольского 21 июля день иконопочитания муч. Александра Попова 22 июля день иконопочитания муч Александра Египетского 23 июля день иконопочитания муч Александра Никопольского Именины Александра в августе: 2 августа церковь чтит память муч. Александра Архангельского 7 августа церковь чтит память Святых мучеников: Александра, Александра Сахарова 11 августа церковь чтит память муч. Александра 14 августа церковь чтит память муч. Александра Пергийского 20 августа церковь чтит память муч. Александра Хотовицкого 24 августа церковь чтит память муч.
Александра Римского 25 августа церковь чтит память муч. Александра Команского 27 августа церковь чтит память прп. Александра Уродова 29 августа церковь чтит память муч. Александра Соколова Александр умело управляет своим коллективом 3 сентября день иконопочитания Святых мучеников: Александра, Александра Елоховского 4 сентября день иконопочитания муч. Александра Ратьковского 9 сентября день иконопочитания муч. Александра Цицерова 12 сентября день иконопочитания Святых мучеников: Александра Невского, Александра Константинопольского, Александра Свирского 13 сентября день иконопочитания муч.
Новости и события Российского исторического общества
Именно в день памяти Александра Невского — 12 сентября 1941 года — в блокадный Ленинград прибыли первые суда с зерном и боеприпасами. Невская битва удивительна прежде всего тем, что Александр Ярославович — новгородский князь — принял тогда беспрецедентное решение. Когда отмечают Александров день в России в следующем 2025 году.
Именины Александра
Когда отмечается День памяти великого князя Александра Невского | Игумен, преподобный Александр Свирский – дни почитания 30 апреля и 12 сентября. |
Когда отмечают именины Александров | Имя Александра Невского известно каждому в России. |
Когда отмечают именины Александров | Святой преподобный Александр Свирский — день памяти Александра Свирского также чтится и помнится всеми последователями религии. |
Не в силе Бог, а в правде! 12 сентября – день памяти святого князя Александра Невского | В православной традиции принято отмечать именины девушек по имени Александра в такие дни. |
День Александра Невского | Этот день посвящен памяти святого Александра Невского, одного из самых почитаемых святых в православной церкви и важной фигуры в русской истории. |
Когда отмечается День памяти великого князя Александра Невского
Невская битва удивительна прежде всего тем, что Александр Ярославович — новгородский князь — принял тогда беспрецедентное решение. Все яркие приметы на Александров день – что будет, если во сне придет ангел. Дни празднования, установленные в честь Александра Невского – это 6 декабря и 12 сентября по новому стилю. День Ангела Александра по месяцам. Александр отмечает свои именины 145 раз в году. Житие св. благоверного князя Александра – Проповеди – Статьи – Храмы в честь св. Александра Невского – О войне и воинском служении. Все яркие приметы на Александров день – что будет, если во сне придет ангел.
Откройте свой Мир!
Это пиршество становится своеобразным прощанием с летом и теплым приемом осени. Главное блюдо этого праздничного стола - вкусная каша из ячменя, приготовленная на молоке. Эту кашу называют "сытной", так как в нее добавляют мед из летнего урожая. Неотъемлемой частью традиций Дня Александра-Сытника было заготовление клюквы, одной из полезнейших ягод.
Этим занимались, как правило, женщины и старики. Для знахарей этот день начинался с утра в лесу, где они собирали корешки лечебных растений. Перед сбором растений они читали "Отче наш", чтобы получить благословение от Господа.
В 16 — стал самостоятельно княжить в Новгороде. В 20 — одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, в честь чего и получил свое прозвище. Он сражался с немецкими рыцарями и стал известен по всей Руси и за ее пределами после Ледового побоища. Мудро строил князь отношения с Золотой Ордой, и в середине 13 века он стал великим князем Владимирским, Киевским и Новгородским, защитником всей русской земли как от западных, так и от восточных врагов.
Не только выдающиеся военные и дипломатические способности стали причиной успехов и славы Александра Невского. Не было такого дела или такого решения, на которое не попросил бы он благословения у Господа.
Нужно ориентироваться на дату, максимально приближенную ко дню рождения. Именно эти именины и станут для Саш главными, а остальные принято считать «малыми именинами». Характер Сашеньки в детстве Мальчики с этим именем отличаются любознательностью, они схватывают всё «на лету».
Проявляют творческие способности, богатое воображение и развитую фантазию. Даже обычные вещи в их исполнении становятся интересными и удивительными. Шуры имеют хорошие волевые качества. Они с лёгкостью воспринимают новую информацию, но только, если им это действительно интересно. Необычное мышление позволяет мальчикам своими вопросами и рассуждениями ставить в тупик взрослых людей.
В детстве носителей этого имени рекомендуется отдавать в драматические кружки. Если ребёнок не выделяется среди своих сверстников, скорее всего, просто не настало его время. Однажды он непременно проявит себя. Сашам характерна целеустремлённость, желание быть лучше других, поэтому они упорно идут к намеченной цели, преодолевая все возможные преграды и трудности. В подростковом возрасте нужно давать больше свободы, не давить на них, позволить принимать самостоятельные решения.
По природе носители данного имени являются лидерами, вожаками, поэтому они умеют находить язык с людьми. Какая судьба ждёт Александра В большинстве случаев они становятся умными и успешными руководителями, прекрасными семьянинами.
Традиции Дня Александра-Сытника связаны не только с приметами, но и с природой. Если в лесу много рябины, это может предвещать дождливую осень. Пчелы, запечатывающие ульи, указывали на раннее приближение зимы.
Если птицы кружили высоко в небе и не улетали, это обещало тёплую осень. А в Вологде сегодня, по прогнозу синоптиков, не жарко и не холодно. Хотя на прошлой неделе обещали чуть ли не жару. Таким образом, День Александра-Сытника — это не только религиозный праздник, но и день, который напоминает о важности связи с природой и сохранении духовных ценностей.