Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман – картина стала одним из первых приобретений предпринимателя, только занявшегося коллекционированием живописи. Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий" © / Антон Пичугин.
Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице
Первый демон – это «Демон» (сидящий) 1890 года представляет переживания человека эпохи fin de siècle. «Демон сидящий» (Михаил Врубель, 1890). Кураторы отказались от монографического способа экспонирования работ, представляющего последовательный путь творческого развития, а избрали гораздо более сложную концепцию. известнейшая картина Михаила Врубеля, закончившего свои дни в психиатрической клинике. Символ русской интеллигенции, сексуальной революции и безумной природы гениальности – так скажут о «Демоне сидящем» последующие поколения, а сам Михаил Врубель говорил просто: «Демон – дух не столько злобный. На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. Картина Михаила Врубеля Летящий Демон (1899 г.) на выставке Михаил Врубель, приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве.
«Демоны» Михаила Врубеля
В этом флигеле Михаил Врубель работал над картиной “Демон сидящий”. Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г., когда ему довелось работать над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова. Уникальная эстетика Михаила Врубеля, замешанная на мистицизме, чувственности и религиозной философии, завораживает и приковывает внимание более века. В 1890 году Врубелю заказали иллюстрации к юбилейному двухтомнику Михаила Лермонтова. В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге.
Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице
Портрет доктора Усольцева на фоне иконы Михаил Врубель, 1904 Особое очарование имеет серия графических работ, изображающая раковину и созданная в 1904 году. Многие рисунки этой серии двусторонние, и архитектором выставки была выстроена специальная конструкция, сама напоминающая раковину и позволяющая экспонировать их с обеих сторон. В этой серии Врубель приближается к абстрактной живописи, на первый взгляд рисунки кажутся нагромождением тонких энергичных штрихов. Тем не менее, по мере всматривания из этой массы отрывистых линий появляются очертания раковины, причём Врубелю поразительным образом удалось в графике передать переливы и мягкое сияние перламутра. На выставке широко представлены поливные майолики, созданные им в Абрамцево вместе с Петром Ваулиным. Также известно, что, работая над «Демоном поверженным», художник добавлял в масляные краски золотые порошки, чтобы добиться мистического эффекта внутреннего свечения. Кураторами была совершена попытка привлечь к творчеству Врубеля внимание широкой общественности и предложить новую точку зрения на его работы. Главной темой стало не планомерное развитие художественного пути, а творчество Врубеля, как некоторый единый феномен, в котором существуют главные темы и мотивы. Если с первой задачей выставка бесспорно справилась, то второй аспект остаётся под вопросом.
Разработка целого ряда образов превращается в синтетический проект, включающий все виды творчества: живопись, графику, прикладное искусство, между которыми Врубель никогда не делал различий. В процессе трансформации мотивов художественные техники обогащают звучание друг друга, на их пересечении рождаются неожиданные приемы и пластические решения, предвосхищающие искусство будущего, отмечают организаторы выставочного проекта. Наталья Стрельцова.
Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей — огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим. Врубель писал: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том властный и величавый». Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа».
Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь.
Ведь смеются, чтобы побороть мистический страх. Картины зачастую просто стыдились покупать, ведь официальная критика была нелестной: «странные пропорции, неестественные цвета…». От его полотен отказывались, а потом кусали локти. Яркий пример читается в представленной в одном из залов «Линии жизни» иллюстрированной биографии художника: «Начало 1902-го года — Совет Третьяковской галереи отказывается приобретать картину «Демон поверженный» за 3 000 рублей ее приобретает частный коллекционер В.
В 1902-м году Совет Третьяковки отказался от картины «Демон поверженный», а в начале 1903-го руководители галереи осознали, что проворонили ценность, и довольствовались только эскизом. Фото: Ярослава Танькова Вечная история великих, которых оценивают вослед, после, когда и спросить уже не с кого. Так и с Врубелем. Сначала презирали и отвергали, позже за то же самое превозносили. Теперь его живописи приписывают мистические свойства и даже болезнь — шизофрению — обожествляют. Он давно обосновался на Олимпе русской живописи. Но ничего подобного нынешней выставке до сих пор просто не было последняя проводилась в Москве в 1956 году и сильно уступала по размаху. На трех этажах собраны более 300 работ из девяти российских и зарубежных музеев прежде всего Третьяковской галереи и Русского музея и восьми частных собраний.
Картины маслом, акварелью, тушью, карандашом и даже орешковыми чернилами, сваренными из дубовых «галлов». Эскизы, рисунки, в том числе интереснейшая серия портретов из психиатрической лечебницы. Панно, майолика, скульптуры и маски… И поверьте, если вы любите мистику и живопись, разочарованы не будете точно! Михаил Врубель, «Демон сидящий».
«Поверженный демон» Михаила Врубеля
По возвращении одержимость Эмилией стала еще сильней. Говорят, после приезда он немедля сделал предложение возлюбленной, причем, о намерении жениться сразу ее мужу. После этого Прахов начали побаиваться одержимости Врубеля, а Эмилия возмущалась его инфантильностью. Все это не остановило Врубеля. Он тратил последние деньги, чтобы поразить свою возлюбленную. Он мог написать картину на заказ, принести ее к ногам любимой, а после отказа принять, разорвать на кусочки. Так случилось с акварельным эскизом «Восточная сказка», написанной для землевладельца Ивана Терещенко, поддерживавшего рисовательную школу Мурашко.
Впрочем, после художник склеил разорванный лист — сегодня он хранится в Киевском музее русского искусства. Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело — резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались»… В конце концов он начал искать забытья в вине и случайных связях, попал под суд за долги. Чтобы рассчитаться, был вынужден работать маляром на стройках и полотером в кабаках. Тогда-то художник и нарисовал своего первого Демона — с огромными глазами Эмилии Праховой.
Как раз в это время, в 1886 году, в Киев ненадолго приехал его отец, и застал сына в нищете, похудевшим и бледным. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Вся меблировка - два простых табурета и кровать. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем засаленный сюртук и вытертые панталоны , я не видал. Может быть, в закладе. В кармане всего 5 копеек.
Больно, горько до слез», — написал Александр Михайлович в письме. Там же он описал картину, над которой работал художник: «Демон». Он трудится над нею уже год... Демон этот показался мне злою, чувственною, отталкивающею... Миша говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух, не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, величавый».
Дух, страдающий и скорбный, захватил разум Врубеля. Он не только писал его, но и лепил. В этом образе он видел то свое наваждение — Эмилию, то себя самого. Чем больше Врубель работал над образами киевских церквей и иконами и параллельного погружался в богемную жизнь, тем больше в нем зрел кризис веры. Образы Христа казались ему чуждыми, писал он сестре, а его эскизы росписей Владимирского собора были отвергнуты Праховым — и не из-за личных отношений, а из-за оригинальности и отхода от канонов. При этом искусствовед понимал всю ценность акварелей — как-то он сказал, что для них надо бы построить храм в «особом стиле».
Киевский «узел» развязал случай. В 1889 году Михаил Врубель поехал в Москву — повидать знакомых — и в результате остался там на полтора десятка лет. Однако с собой он увез навязчивую идею о создании «Демонов», к которым уже не раз обращался. Все иллюстрации к поэме художник делал чёрной акварелью. Заметим, что еще раньше, в Киеве, он писал «Демона» серым маслом. За этим обесцвечиванием красок стоил глубокая философия — стирание грани между добром и злом, между черным и белым.
Однако не только это. Недавние исследования дали почву для предположения, что Врубель был дальтоником, оттого в его картинах с какого-то момента начала преобладать серо-жемчужная гамма. Причем, дефект зрения, если и был, то появился уже в зрелом возрасте, он мог стать следствием заболевания сифилисом. Впрочем, это лишь гипотеза. Факт в том, что тогда же художник создает первое большое полотно, которое сегодня украшает Врубелевский зал Третьяковской галереи, — «Демон сидящий» 1890 г. Перед нами красивый юноша с женскими чертами и глазами Эмилии.
Портрет доктора Усольцева на фоне иконы Михаил Врубель, 1904 Особое очарование имеет серия графических работ, изображающая раковину и созданная в 1904 году. Многие рисунки этой серии двусторонние, и архитектором выставки была выстроена специальная конструкция, сама напоминающая раковину и позволяющая экспонировать их с обеих сторон. В этой серии Врубель приближается к абстрактной живописи, на первый взгляд рисунки кажутся нагромождением тонких энергичных штрихов.
Тем не менее, по мере всматривания из этой массы отрывистых линий появляются очертания раковины, причём Врубелю поразительным образом удалось в графике передать переливы и мягкое сияние перламутра. На выставке широко представлены поливные майолики, созданные им в Абрамцево вместе с Петром Ваулиным. Также известно, что, работая над «Демоном поверженным», художник добавлял в масляные краски золотые порошки, чтобы добиться мистического эффекта внутреннего свечения.
Кураторами была совершена попытка привлечь к творчеству Врубеля внимание широкой общественности и предложить новую точку зрения на его работы. Главной темой стало не планомерное развитие художественного пути, а творчество Врубеля, как некоторый единый феномен, в котором существуют главные темы и мотивы. Если с первой задачей выставка бесспорно справилась, то второй аспект остаётся под вопросом.
Лицо своего демона Врубель наделил женскими чертами. Возможно, он желал выразить нечто среднее между мужской и женской стихиями природы. Работа над образами «Демона» занимала художника долгие годы, причём он одновременно трудился над образами Богоматери начиная с росписей Кирилловской церкви в Киеве, 1884 и «восставшего бога», причём «не видел в этом ничего кощунственного, потому что демон у него — не дьявол, а олицетворение мятущейся человеческой души, закованной в материальное тело. Демон Врубеля — образ смятённого человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. В 1899 году художник написал картину « Демон летящий ». В 1901 — 1902 годах он мучительно дописывал свою последнюю работу — « Демон поверженный », в которой герой находится на грани гибели [4]. На марке изображён демон летящий, 1991 Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М.
В моей жизни великое счастье - встреча и жизнь с этим замечательным человеком возвышенной души и чистого сердцем, с человеком просвещенным, светлого ума.
Это был один из самых просвещенных людей, которых я знал. Врубель ни разу не сказал о том, что не так, что не интересно. Он видел то, что только значительно и высоко. Я никогда не чувствовал себя с ним в одиночестве». Так о своем друге вспоминал художник К. К концу жизни Михаил Александрович Врубель все же получил заслуженное признание, но из-за болезни узнать об этом не успел. Врубель, 1898 М. Врубель родился в дворянской семье польского происхождения фамилия от слова «wrоbel» — воробей в Омске, где в тот момент служил его отец. В семье было четверо детей.
Двое младших умерли в раннем возрасте, зато старшая сестра Анна на долгие стала для будущего художника близким другом. Когда ему было три года, мать умерла от чахотки, а еще через несколько лет отец вновь женился. Мачеха и ее родственники не жалели сил и времени на воспитание детей от первого брака, но близкими людьми для Врубеля так и не стали. Позже семья переехала в Саратов, где отец живописца командовал губернским гарнизоном, затем в Одессу. Там он с золотой медалью окончил знаменитую Ришельевскую гимнзию, затем поступил в столичный университет. Но юристом он так и не стал, сначала остался на второй год, а затем не защитил конкурсную работу. Способствовали этому и богемный образ жизни, и то, что интересовался Врубель всем и сразу, не на чем не сосредотачиваясь. Перебивался Врубель случайными заработками, репетиторством, а также работал гувернером. Вообще для сына достаточно высокопоставленного офицера подобная карьера была весьма сомнительной.
Но зато, пестуя отпрысков богатых семейств, Врубель имел возможность путешествовать и заниматься живописью. В 1880 году он стал вольнослушателем Академии художеств, а также брать частные уроки у известного художника П. Академию Врубель так и не закончил, в том числе потому, что получил заказ в Киеве на реставрацию фресок Кирилловской церкви XII века. Пригласил его известный историк и искусствовед А. За время работы художник успел совершить путешествие в Италию для «повышения квалификации». В тот же период у него был бурный роман с супругой Прахова Эмилией. Фреска «Богоматерь с младенцем» писалась с нее. Пара то сходилась, то расходилась, и Врубель даже успел сделать уже замужней женщине предложение. В итоге своими выходками он так замучил возлюбленную, что она не знала, куда от него скрыться.
Примечательно, что сложные личные отношения не помешали ее супругу и дальше помогать художнику.
«Демон сидящий» Врубеля
«Демон сидящий» (Михаил Врубель, 1890). Кураторы отказались от монографического способа экспонирования работ, представляющего последовательный путь творческого развития, а избрали гораздо более сложную концепцию. Ангелы и демоны Михаила Врубеля — впервые в этом столетии они собраны все вместе. В этом выпуске заведующая отделом экскурсионно-лекционной работы Валентина Горлова рассказывает о «Демоне сидящем» (1890 г.), «Летящем демоне» (1899 г.) и «Демоне поверженном» (1902 г.). Другие видео о творчестве Михаила Врубеля. Врубель, главным в творчестве которого стал образ Демона, страдал психическим расстройством. «Демон сидящий» — картина русского художника Михаила Врубеля. Экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника
На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. «Демон сидящий» (Михаил Врубель, 1890). Кураторы отказались от монографического способа экспонирования работ, представляющего последовательный путь творческого развития, а избрали гораздо более сложную концепцию. Демоны объединились: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Михаила Врубеля. Описание "Демона сидящего" Врубеля: юноша, олицетворяющий силы зла, сидит, трагически сцепив руки, его печальный взгляд направлен вдаль.