Исследование ВЦИОМа показало, что 50% россиян ничего не знают о деменции и о том, как вести себя с больными. Советы по профилактике деменции от опытного опекуна, заботливого внука — автора письма в редакцию Журнала Опека. У деменции есть косвенные признаки, которые должны насторожить и самого пожилого человека, и его родственников. По объему поражения деменция бывает тотальная и лакунарная, в последнем случае нарушается функция локального участка. Старческая деменция это распространенное заболевание, при котором редко понятно, что делать родственникам в критических ситуациях, если пожилой человек кричит или отказывается от еды, срывает с себя одежду и памперс; в данной статье содержатся советы для того, чтобы.
Как помочь родному человеку, если начинается деменция
Влияние детности на вероятность деменции продолжает изучаться, но это действительно может быть частью ответа на вопрос о том, почему число людей с деменцией в последние десятки лет растет. Так, всего тридцать лет назад среднее число детей, приходящихся на одну женщину, в мире было более трех. Сегодня этот показать ниже 2,5 и продолжает стремительно падать. Особенно сильно это проявляется в развитых странах: например, в Южной Корее он упал ниже единицы. При этом релевантных исследований и статистики по бездетным женщинам в науке сейчас нет. Возможно, это связано с тем, что вероятность деменции повышается с возрастом, а бездетные женщины имеют меньшую продолжительность жизни, чем рожавшие. Три новых устранимых фактора риска На протяжении многих лет научное сообщество пытается выяснить, что именно повышает шансы на деменцию и насколько.
До сих пор было известно только девять устранимых факторов такого рода о них ниже — а новая обзорная работа в Lancet обращает внимание на три новых, ранее неизвестных управляемых фактора риска. С них и начнем. Первый и наиболее неоднозначный из таких новых факторов — потребление алкоголя. Согласно данным, собранным во Франции на выборке в десятки тысяч человек, лица с явно избыточным потреблением алкоголя повышали свой риск наступления деменции в 3,36 раза для мужчин и в 3,34 раза для женщин. Следует отметить, что здесь речь идет о госпитализированных в связи с иными болезнями, вызванными употреблением алкоголя цирроз и тому подобное , — то есть о лицах, весьма сильно пьющих. Большинство людей пьет гораздо меньше.
Это не означает, что люди, пьющие больше этого «магического порога», автоматически получают повышенный риск деменции: негативный эффект от алкоголя накапливается, и те, кто пьет много и регулярно, подвергаются большему риску, чем те, кто выпивает время от времени. Результат до такой степени неординарный, что авторы в Current Clinical Pharmacology посчитали нужным предупредить: «[Пока] недостаточно данных, чтобы рекомендовать непьющим начать прием алкоголя с целью защиты от деменции». Любая рекомендация такого рода может появиться только после массы дополнительных тщательных исследований вопроса, которые пока никто не спешит проводить. Второй новый фактор риска — серьезная травма головы например, сотрясение мозга в пожилом возрасте. Значение травм такого рода выявила также разбираемая в Lancet статья канадских ученых. Среди пожилых канадцев, перенесших травму, в среднем через четыре года в каждом шестом случае развивалась деменция.
Это почти вдвое выше среднего риска для анализируемой группы.
Она швыряла вещи, не спала по несколько суток, кричала по ночам и не давала спать мне и всем соседям. При этом обычно она не вставала с кровати, жалуясь на головокружение и слабость, но стоило мне только уйти из дома не несколько часов, как она пыталась подняться, передвинуть мебель и открыть окно, «чтобы вызвать такси и уехать домой». Прошло полтора года...
До сих пор всё в памяти, как будто было вчера... Очень долго испытывала чувство вины, что не всё сделала, чтобы помочь ей. Все навыки и умения куда-то делись» Деменция очень коварна. Даже когда у человека наступает тяжелая стадия, не всегда понятно, что он болен.
Маме в январе 2019 года невропатолог поставил диагноз «тяжелая деменция» и выписал лекарство, затормаживающее развитие болезни. Папа уже как пару лет жаловался, что мама стала забывать многие вещи и часто переспрашивала об одном и том же. Когда я приходила в гости, то ничего подозрительного не замечала. Подумаешь, что-то подзабыла, лет-то много.
Потом мама стала забывать, как варить еду, и папа стал помогать ей на кухне. В дачный сезон я возила родителей в сад. Вместе мы заезжали в магазины, и вот в тот момент я поняла, какая серьезная у мамы проблема, — она не могла принять решение, какие выбрать продукты, не понимала, как обращаться с деньгами, не брала сдачу, не могла даже в сумке найти кошелек. В саду не могла вспомнить, как садить рассаду.
Только помнила, как полоть сорняки. В то лето папа сильно заболел и слег, и мама некоторое время осталась в саду одна — никак не хотела возвращаться в квартиру. Я возила ей еду. Разогреть пищу себе не могла, ела всё всухомятку, не мылась.
Кошку забывала покормить. Потом я кошку лечила от панкреатита, а маму — от цистита. Когда, наконец, я уговорила ее вернуться домой, чтобы ухаживать за папой, мама не могла делать элементарные вещи — поменять пеленку или подгузник. Помощи от нее не было никакой.
Все навыки и умения куда-то делись. Часто мама по несколько часов могла перекладывать вещи с полки на полку. Периодически случались нервные срывы, когда она не могла найти что-то из вещей, которые сама же и убрала. В такие моменты подскакивало давление под 200.
Когда папа умер, пришлось подключить антидепрессанты. Постепенно мама успокоилась, срывы были очень редкими, но болезнь прогрессировала — социальные и бытовые навыки терялись. Речь становилась всё более обрывистой, не помнила, как пользоваться бытовой техникой, не могла закончить предложение, забывала мысль или слова.
Основные признаки можно представить в виде списка: Нарушения памяти. Пожилой человек моментально забывает даже самую простую информацию: куда положил ключи, или как зовут нового соседа.
Пациент может отрицать, что недавно делал какие-то дела или куда-то ходил. Особенно часто это касается приемов пищи: пенсионер жалуется, что давно не ел, и родственники его не кормят, хотя с обеда или ужина прошло совсем немного времени. По мере прогрессирования болезни, человек перестает узнавать близких и даже собственное отражение в зеркале кажется незнакомым. При этом долговременная память практически не страдает: события десятилетней давности вспоминаются быстро и с точностью до мелочей. Потеря концентрации внимания.
Пенсионеру сложно сосредоточиться на чем-то одном, мысли перескакивают с одного предмета на другой. Постепенно пропадает логика суждений. Появление ложных идей. Пожилому человеку начинает казаться, что повсюду его преследует опасность. Родственники, якобы, хотят его отравить и завладеть деньгами.
Соседи пускают ядовитый газ через замочную скважину. Случайные прохожие следят за ним и хотят похитить. Сложнее всего в этой ситуации близким. Они вынуждены не только слушать обидные вещи о себе, но и при этом должны успокоить больного, постараться вернуть к себе доверие. И такое может происходить изо дня в день.
Перепады настроения. Признак, характерный для первой стадии заболевания. Пенсионер становится капризным, плаксивым, обидчивым. Трудно найти занятие, которое бы его порадовало и доставило удовольствие. На более поздних этапах появляется агрессия, паника, необоснованная тревога.
Нарушения речи. Больной забывает слова, теряет нить разговора.
А во-вторых, дело может быть не только в росте числа болеющих как таковом, но и в том, что люди чаще начали обращаться к врачам с подобными проблемами. Психиатрическая служба стала более открытой, страх и недоверие к ней снижаются. Не пропустить тревожные сигналы Что такое когнитивные расстройства?
Как их распознать? Что делать, чтобы сохранить здоровье? Об этом в прямом эфире в официальной группе департамента здравоохранения области в соцсети «ВКонтакте» рассказал главный внештатный специалист-гериатр департамента, заведующий терапевтическим отделением областного госпиталя для ветеранов войн Михаил Самойлов. При активном выявлении пациентов с такими проблемами этот показатель растет. Нарушение памя-ти — самое распространенное когнитивное расстройство у пожилых людей.
Симптоматику можно отследить по жалобам пациентов. Если есть нарушения со стороны внимания, то люди говорят: «Не могу сосредоточиться», «Теряю нить разговора», «Не могу собраться», «Стал рассеянным».
Наши больницы
- Профилактика деменции: как избежать и предотвратить слабоумие
- Возраст или образ жизни?
- Профилактика Альцгеймера
- Как избежать старческого слабоумия? Как сберечь мозг?
«Заправлять постель полезнее, чем решать задачи». Как затормозить деменцию?
Профилактика деменции — прекрасный способ борьбы с деменцией. Исследование ВЦИОМа показало, что 50% россиян ничего не знают о деменции и о том, как вести себя с больными. Меры профилактики Как предотвратить и избежать деменцию? Не существует никакого известного способа, позволяющего полностью предотвратить старческое слабоумие. Об этом «Новосибирским новостям» рассказала врач-геронтолог клиники «Здравица» Кристина Фёдорова. Деменция — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.
Деменция — эпидемия XXI века. Что это за болезнь и возможно ли ее предотвратить
Самое простое, что могут сделать родные человека с деменцией, столкнувшись с этой проблемой, это тщательно запереть двери. Развитие деменции связано с деструкцией и постепенным отмиранием нейронов. В большинстве случаев приобретенное слабоумие необратимо, поэтому важнейшей задачей медиков является своевременная диагностика и лечение заболеваний, способных вызвать деменцию, а также стабилизация патологического процесса у больных с уже возникшим. Что нужно знать о деменции: как ее распознать, что делать и к кому обратиться. Деменция, простыми словами, слабоумие, вызванное нарушением со стороны мозга.
Риски развития деменции
- Профилактика Альцгеймера. Как предотвратить болезнь Альцгеймера у женщины.
- Старческое слабоумие: как помочь близкому и самому не сойти с ума - Азбука здоровья
- Что нужно знать о деменции - почему развивается, методы лечения и профилактики
- Профилактика болезни альцгеймера как избежать или предотвратить - клиника Равновесие
- Профилактика деменции. Советы опытного опекуна - Опека журнал
- Как уберечь себя от деменции, какие привычки снижают риск деменции
«Заправлять постель полезнее, чем решать задачи». Как затормозить деменцию?
Раньше деменцию называли старческим слабоумием, или маразмом. Профилактика деменции: мероприятия, направленные на профилактику деменции в 50 и 60 лет. Из-за этого разумно сфокусироваться на профилактике деменции, чтобы снизить количество случаев этого заболевания. Для профилактики деменции рекомендовано освоение чего-то нового, а когда клиника деменции уже есть – это вспоминание старых навыков.
Как отсрочить развитие деменции у пожилого человека
Они не понимают смысл договора, который им дают, они в целом более легковерны, чем мы можем себе представить. Еще один серьезный риск — опасность передозировки лекарств. Если у человека есть признаки деменции, надо понять, нет ли такого, что он принял утром лекарства, потом забыл, что он их принял, и принял еще раз, потому что такие люди попадают в больницу с передозировкой гипотензивных, успокоительных и других препаратов, потому что много раз принимают одно и то же. И даже пропустить прием лекарства не так страшно, как принять его сверх установленной дозы. Поэтому ситуация, когда забывчивый пожилой человек берет пачку лекарств и оттуда набирает себе таблетки, потенциально опасна. Надо либо заранее разложить их в таблетницу, и если человек способен следить за календарем, то пусть он их принимает из таблетницы, либо договориться, что он принимает их по звонку, либо приходить, скажем, раз в сутки и давать ему их. Многие лекарства надо принимать один раз в сутки, и если такая проблема есть, надо переводить больного на такие лекарства, это нужно обсуждать с врачом. Из бытовых опасностей газ — самое плохое. Возможно, стоит перейти на микроволновку, если человек способен это освоить — хотя они часто ставят в микроволновку какую-то неподходящую посуду, и с тем же успехом ставят на плиту пластиковые чайники. Если у человека это было всю жизнь, это одно — есть крайне рассеянные люди, у которых всегда были какие-то бытовые странности. Но если этого не было и вдруг появилось, нужно задаться вопросом: почему это случилось?
Подробнее — Да. Это как раз защита квартиры от мошенников. В чьей собственности находится квартира? Может ли бабушка переписать ее на кого-то вне ведома вообще кого бы то ни было? Пока у человека мягкая стадия деменции, пока он еще в целом справляется с ситуацией и понимает, что вокруг, но при этом уже появились какие-то сложности с документами, нужно решать все вопросы завещания, переписывания на родственников, на которых это планировалось переписать, или ограничения дееспособности. Это очень важный момент. Многие люди не понимают разницы между нетрудоспособностью и недееспособностью и исходят из того, что если пожилой человек уже очевидно неадекватен, если он наблюдается у психиатра и у него стоит диагноз «деменция», то суд сочтет его сделку с кем-то недействительной. Говорят: «Она же инвалид по психическому заболеванию», — но даже если это так, все сделки с человеком, которого по суду не признали недееспособным, действительны, и опровергнуть их задним числом очень сложно. Например, если у него есть сбережения, надо, чтобы они так лежали, что без родственников он не мог бы их снять и кому-то отдать. Конечно, это легче делать с людьми, у которых нет бреда по отношению к родственникам.
Вдвойне обидно, когда с родственниками были нормальные отношения, но при этом не были предприняты заранее необходимые меры безопасности. Понятно, что есть такие «крепкие орешки», которые, при том, что родственники все понимают и отлично знают, что теоретически нужно делать, находятся в таком агрессивно настроенном состоянии и настолько в плохих отношениях с близкими, что родные вынуждены по сути со стороны наблюдать, как ухудшается состояние их близкого, не имея возможности что-то предпринять, чтобы его обезопасить. Он ничего не дает сделать, и при этом юридически дееспособный. А признать недееспособным человека, который физически этому сопротивляется, тоже не просто. Поэтому я очень понимаю родных, которые хотели бы помочь своему заболевшему близкому человеку, но он так себя ведет, что это невозможно. Доверенность при запущенной деменции ни один нотариус не оформит. Как быть? Если вести себя приветливо и доброжелательно, чаще всего близкие воспринимаются хотя бы не как враги. Если развивается бред, то от поведения родных он мало зависит, и иногда остается только снижать агрессию в поведении лекарствами. Фото: unsplash — Как бороться с тем, что бабушка рвется «домой» — в другой город, где она уже давным-давно не живет, к маме, которая много лет назад умерла, или хочет идти доить коров, в то время как она уже давно у детей в Москве?
Можно отвлекать, переключать на другие действия, следить, чтобы не ушла бродить по улицам. Иногда, если это происходит ночью на фоне бессонницы, помогают снотворные. В случае с коровами помогает признать важность ее тревоги и то, какая она хорошая хозяйка — ведь часто именно это стремление навести порядок и движет человеком. Можно успокаивать ее тем, что с коровами все в порядке и уже все, что нужно, сделано. Заботиться надо в первую очередь о себе — Есть ли какие-то важные вещи, которые необходимо осознавать человеку, у которого в семье появился пожилой родственник с деменцией? Человек может быть на этапе, когда он отрицает диагноз своего пожилого родственника, говоря себе: «Нет, это просто она старая, и сделать тут ничего нельзя». В этом случае нужно себе объяснить, что она все-таки болеет. Это для кого-то непростая задача — осознать, что человек болеет, что надо снижать к нему требования, надо менять свои планы, и на данном этапе это самое главное. Есть те, кто уже истощен уходом, и они из последних сил пытаются сделать все возможное для своего родственника. Им уже очевидно, что он болеет, что нуждается в уходе, и они по умолчанию уход за ним, помощь ему ставят в приоритет.
Спрашиваешь у них: «Чьи интересы на первом месте, о ком вы прежде всего заботитесь? Приходится им объяснять, что это неправильно. Они это не сразу понимают: «Как это неправильно?
Ирина Шешукова: «Мама не помнит меня, она помнит, что меня зовут Ирина, но что я ее дочь, она не помнит». Ирина теперь не работает и ухаживает за мамой. Была помощница, ушла. Видя такое, люди выгорают. Ирина Шешукова: «Я приняла болезнь мамы. Это не мама меня не помнит, это не мама забывает все, это болезнь в ней».
После 65 лет серьезные проблемы с памятью и работой мозга ждут каждого пятого, из них каждому десятому поставят диагноз с литерой F деменцию и цифрами после, указывающими один из видов, которых около 200. По данным ВОЗ, к 2040 году около 100 миллионов человек в мире будет страдать от различных форм нейродегенеративных заболеваний. Александра Щеткина, президент фонда «Альцрус»: «Если в 2017 году ВОЗ давала данные, что каждые 7 секунд в мире кому-то диагностируют деменцию, то в прошлом году — каждые 3 секунды». Причин много: возраст населения планеты растет, экология ухудшается, темп жизни ускоряется, при этом наука движется вперед, диагностика нейродегенеративных болезней становится все лучше, а лекарств по-прежнему мало. Алексей Данилов, заведующий кафедрой нервных болезней Сеченовского института: «Огромные средства были потрачены, чтобы найти решение. Но оказалось, что из 100 исследований 99 оказались неэффективны». Ученые продолжают искать способ побороть то, что разладилось в организме.
Это может быть естественная возрастная деградация с постепенной атрофией нейронов и потерей нейронных связей. Либо это может быть атрофия и нейродегенерация, связанная с какими-то заболеваниями, например болезнью Альцгеймера. В группу риска попадают те, кто недавно вышел на пенсию и не продолжил свою трудовую деятельность. После постоянной привычной когнитивной нагрузки регулярная стимуляция головного мозга исчезает, на фоне создающегося бездействия отдельные участки органа выключаются из работы, что и запускает процессы деградации», — объяснила невролог.
Ирина Шешукова: «Мама не помнит меня, она помнит, что меня зовут Ирина, но что я ее дочь, она не помнит». Ирина теперь не работает и ухаживает за мамой. Была помощница, ушла. Видя такое, люди выгорают. Ирина Шешукова: «Я приняла болезнь мамы. Это не мама меня не помнит, это не мама забывает все, это болезнь в ней». После 65 лет серьезные проблемы с памятью и работой мозга ждут каждого пятого, из них каждому десятому поставят диагноз с литерой F деменцию и цифрами после, указывающими один из видов, которых около 200. По данным ВОЗ, к 2040 году около 100 миллионов человек в мире будет страдать от различных форм нейродегенеративных заболеваний. Александра Щеткина, президент фонда «Альцрус»: «Если в 2017 году ВОЗ давала данные, что каждые 7 секунд в мире кому-то диагностируют деменцию, то в прошлом году — каждые 3 секунды». Причин много: возраст населения планеты растет, экология ухудшается, темп жизни ускоряется, при этом наука движется вперед, диагностика нейродегенеративных болезней становится все лучше, а лекарств по-прежнему мало. Алексей Данилов, заведующий кафедрой нервных болезней Сеченовского института: «Огромные средства были потрачены, чтобы найти решение. Но оказалось, что из 100 исследований 99 оказались неэффективны». Ученые продолжают искать способ побороть то, что разладилось в организме.