Сакральные знания сосредоточены в первую очередь в священных текстах – Библии, Коране, Ведах, Махабхарате, Ригведах и др. Значение слова Сакральный на это I щийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный.
Последние новости
- Сакральный смысл: понимание
- Сакральный это что значит простыми
- Новости по теме
- Ответы : что означает слово сакральный
- Разбираем тему: В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?
- Что такое сакральность - 90 фото
Сакральный — Значение слова
Sacer — святое, священное в разных религиозных традициях понимается как Бог или как некие Абсолют, Бытие, Предельная Реальность, или как нечто Предельное, Трансцендентное, Бытийственное, т. Главной особенностью сакрального выступает его независимость от человека, невозможность им управлять или манипулировать. Разработке понятия о сакральном посвятили свои работы Рудольф Отто, Мирча Элиаде и целый ряд других исследователей. Это понятие стремится выявить те общие и универсальные особенности понимания начал бытия, которые можно выявить из сравнения самых разнообразных духовных учений, культовых практик и многовековых традиций. Сакральное противопоставляется мирскому профанному , понимаемому как нечто вторичное, второстепенное и, прежде всего, управляемое человеком, подвластное ему.
Такие переживания, говоря словами Эмиля Дюркгейма, находятся в том пространстве коллективного представления об ужасном, куда мы не хотим даже смотреть. Зачастую сами обозначения чего-то пугающего табуируются, как, например, имя Волдеморта в «Гарри Поттере». Это мифологическая, достойная магического мира практика. Нарушение табу в пространстве книги — мощный трансгрессивный акт, который ломает субъекта, но в конечном счете помогает ему стать сильнее. Куда хуже обстоят дела, если явлению вообще нельзя дать имя на человеческом языке — настолько оно хтонично. Такое происходит в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта, где ужасное передается опосредованно: «тысячи очертаний, которые далеки от всех описаний», «это был какой-то провал… пучина… воплощение высшей мерзости». Герой в его текстах лишь смутно ощущает присутствие чего-то ужасного, видит указания на него, а оставшись с этим лицом к лицу, «милостью Божией лишается чувств», поскольку перед таким пасуют и перо, и разум. Так возвышенно сакральное или ужасно? Или оно лежит за этими категориями? Рудольф Отто писал , что восприятие священного как блага или добра связано с этической схематизацией, которая подменяет первичное, нейтральное явление. Тогда как подлинное сакральное лежит вне всякого, как сказал бы Ницше, «человеческого, слишком человеческого». Чтобы избежать оценочных трактовок, Отто ввел для религиозного опыта категорию нуминозного. Это прикосновение к чему-то настолько далекому от обыденного, что ни одно из «земных» ощущений не может сравниться с ним в полной мере. Нуминозное, согласно Отто, сочетает в себе моменты ужасающего tremendum , всемогущего majestas , «энергийного» то есть того, что позволяет говорить о Боге как о мировой воле — «совершенно иного» mysterium. Постигнуть такую силу невозможно, потому что она находится вне нашего рацио, однако ее присутствие ощущается, создает эффект таинственности, вызывает ужас и восторг. Искусство и эстетически прекрасное Связь сакрального и эстетического можно рассматривать сквозь призму религиозных сюжетов в искусстве. Или же через произведения, предназначенные для того, чтобы быть предметом почитания и поклонения например, иконы и храмы. Разделение эстетической и сакральной функций вообще оформилось не так уж давно — на протяжении большей части человеческой истории они представляли собой одно целое. Но с точки зрения философии культуры особенно интересны взаимоотношения самих этих понятий. В эстетической науке существует категория возвышенного, которая связана с переживанием чего-то невероятно значимого, огромного и необъятного. Это предмет наслаждения, выходящий за пределы прекрасного. В «Критике способности суждения» Кант определяет его das Erhabene как нечто великое, порой обладающее силой и динамикой. В пример он приводит египетские пирамиды, огромные моря, а также стихийные бедствия и войну — явления, которые сочетают масштабность и динамику Macht и способны вызывать страх. Рудольф Отто отмечал, что эстетическая категория возвышенного действительно имеет нечто общее с его пугающим и таинственным нуминозным — даже притом, что саму эстетику он называет лишь «бледным отблеском нашего предмета». Отто подчеркивает, что не всякий очень большой объект вызывает у нас такое чувство. Как и нуминозное, это понятие содержит в себе нечто таинственное. И тоже амбивалентно — притягивает и пугает одновременно. Между эстетическим и сакральным действительно много общего. В обоих случаях это выход за пределы обыденного опыта, мы оказываемся в ином пространстве и времени и что-то остро переживаем. Не имеет значения, где находится человек по меркам профанического — трясется в автобусе или сидит в крошечной душной комнате. Музыка или книга, как и простое созерцание неба, может сделать физическую локацию эфемерной. Для нерелигиозных людей, которые не увлекаются психоделиками и медитацией, это один из немногих способов ощутить такое единение с миром и растворение субъектности, экстаз и катарсис. Сакральное, согласно Жоржу Батаю, позволяет вырваться из мира пользы и опредмечивания, где человек — такой же инструмент, как и созданные им самим орудия. А всякое настоящее искусство, как говорил Оскар Уайльд, совершенно бесполезно. Оно не служит цели — в нем художник непродуктивно растрачивает себя, его творчество не дает ничего, кроме эстетического наслаждения. Подобное переживание прорывает оболочку одиночества, нарушая границы, как совместная ритуальная практика, оргия или насилие. Замкнутые в субъективном мире атомарные человеческие существа, погружаясь в общее эстетическое переживание или делясь своим искусством, получают возможность проткнуть оболочку одиночества в бытии. По словам соавтора и возлюбленной Батая Колетт Пеньо, сакральное реализуется в соучастии, оно «должно смешиваться с социальным». По этой же причине не бывает индивидуальных праздников, и даже для простого распития маленького дионисийского акта люди часто стремятся найти собутыльника. Потому эстетическое переживание от искусства можно сравнить и с мистерией: оно дарит нам общий, разделенный опыт. Сакральная социология Новейшего времени Принято считать, что процесс секуляризации, начавшийся в Новое время, привел к тому, что для религиозного мировосприятия оставалось всё меньше места.
Понятие сакрализации. Сакральность это простыми словами. Сакраментальный определение. Сакральность примеры. Сакральность это простыми. Сакральность это в философии. Смысл слова сакральный. Значение слова сакральный смысл. Сакральность значение слова. Примеры религиозных культов. Культ понятие. Термин культ. Роль культа в религии. Культовое значение воды. Сакральный смысл. Сакральное значение. Сакральный значение слова. Сакральные числа. Сакральные числа в нумерологии. Сакральное число 3. Сакральное число это что значит. Сакральные тексты. Сакраментальный значение слова. Сакральный это простыми словами. Сакральное значение цифр. Все сакральные числа. Священные числа. Доклад Священные числа. Что означает слово сакральный. Сакральные слова. Сакральный смысл что это значит. Сакральный смысл символов в вышивке. Сакральное значение чисел. Сакральные цифры. Сакральные числа в жизни. Культовые мифы. Культ мифы. Сакральная психология Божественная система сознания. Сакральная медицина книга. Книга про сознание и подсознание. Сакральные танцы. Солнечное сплетение бодиграф. Солнечное сплетение дизайн человека. Бодиграф селезеночный центр. Ворота селезенки дизайн человека. Сакральные и Священные числа. Три части души. Символ сакральных знаний. Сакральные предметы. Сакральные культы. Сакральный смысл сказки Колобок. Сакральный смысл сказок. Сакральный смысл русских сказок. Мировая уточка Славянская мифология. Сакральные знаки творчества. Утица у славян. Сакральная нумерология. Чакральная нумерология. Мандала Шри Янтра. Священная геометрия Шри Янтра. Шри Янтра мантра. Сакральная геометрия янтры.
Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» — это «отделенный, защищенный». Религиозное сознание со временем углубило понимание термина, внеся в него оттенок целенаправленности такого отделения. То есть священный — это не просто отделенный от мира, в противоположность профанному , а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» — святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» — это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности. Области распространения сакрального Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время — в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли. Сакральное искусство Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: — Сакральная живопись. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения , по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби.
Сакральный смысл что это значит простыми
Сакральный смысл и сакральная жертва – что это значит? Сакральное (от лат. sacrum — «священная кость» — часть позвоночника для соединения с тазом). А в в широком смысле — всё, имеющее отношение к мистике. Оповещения все на нашем. Таким образом, сакральный, это значит тайный, что-то таинственное, доступное не всем.
Новые слова: сакральный и сакраментальный
Истоки сакрального закладываются обществом через семью, государство, другие структуры. Откуда берутся таинственные знания? Значение слова "сакральный" передаётся из поколения в поколение путём таинств, молитв, через воспитание подрастающего потомства. Смысловое содержание сакральных вещей невозможно описать словами.
Это можно только прочувствовать. Оно неосязаемо и доступно людям только с чистой душой. Смысл слова "сакральный" заключен в священных писаниях.
Только верующему человеку доступны инструменты к достижению познания вездесущего знания. Сакральным может быть предмет, ценность которого неоспорима. Для человека он становится святыней, ради неё он мог бы отдать жизнь.
Сакральный предмет можно осквернить словом или действием. За что виновник получит гнев и проклятия от верующих в таинства людей. Церковные обряды имеют в основе обычные земные действа, приобретающие иную значимость для участников процесса.
Религия и таинства Сакральные действа может совершать только человек, заслуживший признания верующих. Он является связующим звеном с параллельным миром, проводником в потусторонний мир. Подразумевается, что любого человека можно просвятить и приобщить к таинствам вселенной путём обряда.
Сакральный смысл тем доступнее, чем выше у человека уровень духовной составляющей. Священник относится к носителю таинства, и к нему обращаются, чтобы приблизиться к Богу, являющемуся источником всего сакрального на Земле. Так или иначе, все люди стремятся познать непреложную истину и приобщаются к священнослужителям, следуя установленным канонам.
Дополнительные определения термина Историки и философы значение определения сакральности используют несколько в ином смысле. В трудах Дюркгейма слово обозначено как понятие подлинности бытия всего человечества, где существованию общинности противопоставлены потребности индивида. Передаются эти таинства путём коммуникаций между людьми.
Сакральность в обществе хранится во многих отраслях человеческой жизни. База знаний формируется благодаря нормам, правилам, общей идеологии поведения. С малолетства каждый человек уверяется в непреложности истинных вещей.
К таким относится любовь, вера, существование души, Бога. На формирование сакральных знаний уходят столетия, человеку не нужны доказательства существования таинственных знаний. Подтверждением для него являются чудеса, происходящие в ежедневной жизни благодаря обрядам, молитвам, действиям священнослужителей.
Представления о сакральном включают важнейшие характеристики сущего: онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню реальности; гносеологически - заключает истинное знание, в сути своей непостижимое; феноменологически сакральное - дивное, поразительное; аксиологически - абсолютное, императивное, глубоко чтимое. Представления о сакральном с наибольшей полнотой выражены в религиозном мировоззрении, где сакральное - предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения. Убеждение в существовании сакрального и влечение быть ему сопричастным составляют суть религии.
В развитом религиозном сознании сакральное - сотериологическая ценность высокого достоинства: стяжание святости выступает непременным условием и целью спасения. В философии религии 20 в. Понятие божества, по Дюркгейму, не универсально и не объясняет всего многообразия религиозной жизни; понятие сверхъестественного возникает поздно - за пределами классической античности.
Напротив, всем религиям уже на ранней стадии присуще разделение мира на две области - мирскую профанную и священную, которые поставлены религиозным сознанием в положение антагонистов. Основанием такой оппозиции является, согласно Дюркгейму, важнейший признак сакрального - его неприкосновенность, отделенность, запретность. Запретность, табуированность святого есть коллективное установление.
Это положение позволило Дюркгейму утверждать, что сакральное в сущности своей социально: общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям. Подход Дюркгейма был поддержан М. Моссом, который, редуцируя святое к социальным ценностям, настаивал на том, что сакральные явления - в сущности те социальные явления, которые в силу их важности для группы объявлены неприкосновенными.
В социологической концепции Т. С социологической трактовкой святого резко расходится позиция Р. Если Дюркгейм надеялся преодолеть в объяснении категории святого крайности априоризма и эмпиризма, то Отто, последователь И.
Согласно Отто, она формируется в процессе синтеза рациональных и иррациональных моментов познания при первичности иррациональных начал. Комплекс нуминозных чувств при возникновении сразу обладает статусом абсолютной ценности. Эту нуминозную ценность Отто обозначает понятием sanctum лат.
Априоризм позволил Отто обосновать отказ от редукции категории святого и религии в целом к каким бы то ни было социальным, рациональным или этическим началам. По Отто, рационализация и этизапия категории святого - плод позднейших приращений к нуминозному ядру, а нуминозная ценность - первоисток всех иных объективных ценностей. Исследование Отго внесло крупный вклад в становление феноменологического подхода к изучению категории святого и в развитие феноменологии религии в целом.
Голландский феноменолог религии Г. Ван дер Леув, как прежде до него Н. Зёдерблом, акцентировал в категории святости значения силы и власти у Отто - majestas.
Отто придавал первостепенное значение описанию нуминозного содержания религиозного опыта, стремясь в итоге очертить контуры той трансцендентной реальности, которая проявляет себя в опыте святого. Метафизика святого была конечной целью теологической феноменологии Отто. Элиаде, последователь немецкого философа, не унаследовал интереса к метафизической проблематике.
В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Психологизация категории сакрального, укоренение ее оснований в иррациональных пластах духовной жизни - характерная черта феноменологии религии. Однако феноменологический подход, в особенности подход теологической феноменологии, подразумевает, что в акте религиозного опыта или в событии иерофании дает знать о себе некая трансцендентная реальность, которая выступает объективно сущей субстанцией святого.
В учении 3. Фрейда и в психоаналитическом религиеведении Г. Рохайм и др.
Данные религиозного языка, вероучения, культовая практика разных религий свидетельствуют, что категория сакрального, будучи универсальной категорией религиозного сознания, обладает в каждом из своих конкретно-исторических проявлений специфическим содержанием. Содержательно категория сакрального столь же многообразна и подвижна, сколь своеобразны и динамичны этнорелишозные традиции. Забияко Новая философская энциклопедия: В 4 тт.
Под редакцией В. Что означает слово "сакральный"? Как понимать "сакральный"?
Что это такое? Это мистическое слово? Сакральный может быть магическим?
Это какая-то большая тайна? Андрей головлев Слово сакральный связано с латинскими словами sacralis - священный, sacrum - крестец, os sacrum - священная кость. Вроде бы странное сочетание священный и кость.
Но на самом деле странного нет, так как святость это связь с Богом таких людей, которые заслужили это от Бога своей жизнью, называют святыми. И как святой дух связывает людей с Богом, так и основные кости крестец, позвонки связываю т ткани человека в единый корпус физического тела. То есть можно сказать, что сакральный во всех случаях имеет значение "основная связь ", и это может быть: кость; святой дух; обряд с предметами, используемыми в нём крещение, венчание,...
Сакральный охраняется от понимания другими людьми. Его невозможно доказать рациональным способом.
Вода в искусстве. Культ понятие. Примеры религиозных культов. Термин культ. Культ это определение. Сакральный смысл символов в вышивке. Сакральный смысл.
Сакральный значение слова. Сакральность примеры. Сакральные слова. Что означает слово сакральный. Сакральный смысл что это значит. Сакральный план индуистского храма. Сакральный план индуистского. Сакральный квадрат. Сокровенный смысл лица.
Монография «Трикстер». Русский мат и сакральность и ассоциации. Сакральный смысл кунилингуса. Сакральный смысл сказки Колобок. Сакральный смысл сказок. Схема обмена энергиями между мужчиной и женщиной. Сакральный секрет гармоничных отношений мужчин и женщин. Отношения между мужчиной и женщиной чакры. Гармоничные отношения схема.
Допарадигмальный период. Допарадигмальный период кун. Допарадигмальный этап в психологии. Допарадигмальный период кун картинки. Сакральная архитектура. Сакральные ценности. Магическое число три. Сакральные числа. Число три значение.
Нумерология цифра 3 значение. Культовые мифы. Культ мифы. Сакрализация власти. Сакрализация царской власти. Сакрализация власти в России. Сакрализация это в истории. Сакральные числа в нумерологии. Сакральное число это что значит.
Эпидуральная и каудальная анестезия. Сакральная каудальная анестезия. Каудальная эпидуральная блокада. Части души человека. Сакральные и Священные числа. Три части души. Дизайн человека. Дизайн человека чакры. Сакральный центр в дизайне человека.
Чакры по дизайну человека. Гемоцианин голубая кровь. Гемоцианин звезда Давида. Гемоцианин в крови евреев. Молекула гемоцианина. Сакральные цифры. Сакральные числа в жизни. Картины Фрейдуна Рассули. Фрейдун Рассули картины Преображение.
Фрейдун Рассули философия. Художник Фрейдун Рассули. Сакральный смысл матрешки. Матрешка тела. Матрешка смысл. Матрешка 7 тел. Сакрализация общества это. Сакрализация религия. Процессы секуляризации и сакрализации..
Что означает число 11.
Вместе с тем в кантианском духе он закрепляет сакральное в сфере морали и долга: «Только чистый долг как чистый есть в себе и для себя священный». Сакральное как внутреннее ядро религии оказывается у него «законодателем чистого долга» или «моральным законодателем» Гегель. Однако, подобно Канту и Гегелю, он использует понятие сакрального в контексте «врождённой нравственности». Говоря о принесении Авраамом в жертву Исаака и об индийской женщине, которая приносит в жертву своего сына, он писал, что первый «склонился перед божественной властью, которая лишь хотела его испытать, подчинился велению простому и священному» Местр. Юбера и М. Мосса , Ж. Батая , Р. Жирара именно жертвоприношение, т.
Итак, в 17—19 вв. В качестве условной субстанции возникает в результате превращения «священного объекта» в «нечто священное». Обрастает ассоциациями с привилегированным сущим чувством или долгом. Связывается с жертвоприношением как общечеловеческим феноменом, что в качестве формы сакрализации встречается во все эпохи и во всех культурах. Теории сакрального в 20 в. На рубеже 19—20 вв. В работах «Первобытная культура» Э. Тайлора 1871 и «Золотая ветвь» Дж. Фрэзера 1890 это понятие используется хотя и часто, но как предикат и вне теории, поскольку их интересует, соответственно, обоснование анимизма как «минимума религии» и различение магии , религии и науки Тайлор.
Вместе с тем в работе «Лекции о религии семитов» 1889 У. Робертсона-Смита впервые фигурирует принцип амбивалентности сакрального; он писал, что есть два рода табуированных объектов — чистые и нечистые: «В наиболее диких обществах между этими двумя обозначенными видами табу отсутствует... Несмотря на этот прорыв, автор по-прежнему не различает понятий сакрального и святости и совсем не противопоставляет между собой сакральное и профанное. Эмиль Дюркгейм. Одна из первых и весьма значимых работ, где возникает это противопоставление — «Очерк о природе и функциях жертвоприношения» А. Мосса 1899. Они соприкасаются в жертвоприношении, которое «состоит в установлении связи между сакральным и профанным миром посредством жертвы, т. Пресловутая же его «функция» заключается в объединении людей в единое целое: «Но акт отказа, непременно входящий во всякое жертвоприношение... Примечательно, что здесь сакральное впервые выходит за рамки религиозного и сближается с социальным в качестве его субстрата и механизма его работы.
Наиболее систематическое выражение этой же, по сути, теории было представлено в знаменитой книге Э. Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» 1912 , определившей всё дальнейшее развитие концепта сакрального и оказавшей влияние на множество других авторов. Три её важнейших положения таковы: Основанием и содержанием религиозных верований является различение сакрального и профанного: «Отличительной чертой религиозного мышления является разделение мира на две области, одна из которых включает в себя всё сакральное, а другая — всё профанное» Дюркгейм. Сакральное бывает чистым и нечистым, причём оба его полюса равно удалены от профанного: «Существует две разновидности сакрального: благое и пагубное, и между этими противоположными формами не существует какого-либо разрыва: один и тот же предмет может принимать то одну, то другую форму, не меняя при этом свою природу» Дюркгейм. Скрытой подлинной сущностью сакрального и религии является социальное; верования и обряды создают связи между людьми и призваны управлять коллективными силами. Дюркгейм отмечал, что «... Уже из-за одного того, что они имеют своей явной функцией укреплять связи, существующие между верующим и его богом, они укрепляют связи, существующие между индивидом и обществом, членом которого тот является, потому что бог — это образное выражение общества» Дюркгейм. Соответственно, автор одновременно защищает религию как нечто объективное, истинное и полезное, но и разоблачает её, сводя к сакральному как механизму коллективности. Магистральную линию Э.
Дюркгейма, А. Мосса в этот же период поддерживают и множество иных «ортодоксальных» представителей французской социологической школы Л. Леви-Брюль , Ж. Дюмезиль , Р. В то же время некоторые авторы развивают её в более философском ключе. Так, в 1937 г. Батай, Р. Кайуа и М. Лейрис основали Коллеж социологии , целью которого было восстановление сакрального в современном мире, где оно угасло: «...
Необходимо создать духовное сообщество из числа тех, кто стремится как можно дальше продвинуться в своих изысканиях в этом направлении» Коллеж cоциологии... Докладчики кружка развивают собственную теорию сакрального в духе Дюркгейма, различая правое позитивное и левое негативное сакральное, но делают акцент на том, что социальным ядром является прежде всего эта последняя его форма, связанная со смертью, насилием и разложением. Из отдельных идей коллежа следует выделить «сакральное в повседневной жизни» Лейриса, который рассматривал этот феномен уже вне всякой связи с религией, как запретные места, предметы или эффекты, провоцирующие аффект причастности к коллективу Коллеж cоциологии... С 1930-х гг. В большей близости к антропологии и социологии его используют, например, Р. Перу Р. Кайуа принадлежит работа «Человек и сакральное» 1939 , написанная в духе А. В ней он использует идеи амбивалентности сакрального и социального пароксизма, который перемежает сакральное время с профанным и тем самым это время структурирует. Сакральное Кайуа описывает одновременно как свойство некоторых вещей, людей, пространств, моментов времени и т.
Это же справедливо и в отношении М.
В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание.
Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода - могут иметь сакральное значение. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками.
Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм.
Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии - раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи.
Сакральные знания - это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах.
Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр.
В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение , поклон и так далее. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко — характеристики внутреннего содержания личности? Святое, священное, сакральное - сравнение понятий Святость - это атрибут Божества и Божественного.
Святое - это обладающее Божественными качествами или уникальными благодатными свойствами, близкое или посвященное Богу, отмеченное Божественным присутствием. Священное обычно означает конкретные предметы и действия, посвящённые Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Значения понятий священное и святое частично перекрываются, однако священное выражает в большей степени религиозное предназначение субъекта, чем его внутренние свойства, подчеркивает его отделенность от мирского, необходимость особого к нему отношения.
В отличие от обоих предыдущих понятий, Сакральное появилось не в религиозном, а в научном лексиконе и используется при описании всех религий, включая язычество, первоначальные верования и мифологию. Существует несколько позиций, с которыми связано понятие сакрального. Среди них - нуминозность, хтоническое, индифферентное отношение к системе знакового обмена, несоответствие идее количественного, неартикулированный и сокрытый характер, представление о сакральном как о Другом.
Сакральное - это все, что создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним. Что скрывает значение слова "сакральный"? Значение слова сакральный можно найти ещё в древней литературе.
Слово ассоциируется с религией, чем-то таинственным, божественным. Смысловое содержание относится к истокам всего сущего на Земле. Что говорят словарные источники?
Значение слова "сакральный" несёт в себе смысл незыблемости, чего-то неопровержимого и истинного. Называя вещи или события этим термином, подразумевают связь с неземными вещами. Всегда присутствует некий культ, святость в происхождении описываемых свойств.
Отследим, что означает слово "сакральный", по существующим словарям: Смысловое содержание слова противопоставляется сущему и мирскому. Сакральный относится к духовному состоянию человека. Предполагается, что смысл слова познается сердцем за счёт веры или надежды.
Любовь становится инструментом для понимания таинственного значения термина. Вещи, названные словом "сакральное", тщательно оберегаются людьми от посягательств. В основу закладывается неоспоримая святость, не требующая доказательств.
Значение слова "сакральный" относится к таким определениям, как святое, истинное, заветное, неземное. Сакральные признаки можно обнаружить в любой религии, их ассоциируют с ценными идеалами, чаще духовными. Истоки сакрального закладываются обществом через семью, государство, другие структуры.
Откуда берутся таинственные знания? Значение слова "сакральный" передаётся из поколения в поколение путём таинств, молитв, через воспитание подрастающего потомства. Смысловое содержание сакральных вещей невозможно описать словами.
Это можно только прочувствовать. Оно неосязаемо и доступно людям только с чистой душой. Смысл слова "сакральный" заключен в священных писаниях.
Только верующему человеку доступны инструменты к достижению познания вездесущего знания. Сакральным может быть предмет, ценность которого неоспорима. Для человека он становится святыней, ради неё он мог бы отдать жизнь.
Сакральный предмет можно осквернить словом или действием. За что виновник получит гнев и проклятия от верующих в таинства людей. Церковные обряды имеют в основе обычные земные действа, приобретающие иную значимость для участников процесса.
Религия и таинства Сакральные действа может совершать только человек, заслуживший признания верующих. Он является связующим звеном с параллельным миром , проводником в потусторонний мир. Подразумевается, что любого человека можно просвятить и приобщить к таинствам вселенной путём обряда.
Сакральный смысл тем доступнее, чем выше у человека уровень духовной составляющей. Священник относится к носителю таинства, и к нему обращаются, чтобы приблизиться к Богу, являющемуся источником всего сакрального на Земле. Так или иначе, все люди стремятся познать непреложную истину и приобщаются к священнослужителям, следуя установленным канонам.
Дополнительные определения термина Историки и философы значение определения сакральности используют несколько в ином смысле. В трудах Дюркгейма слово обозначено как понятие подлинности бытия всего человечества, где существованию общинности противопоставлены потребности индивида.
Праздник в теории сакрального
«Десакрализация сакрального» родила категорию святого; «десакрализация святыни» означает пришедшее сознание ценности, – самоценного для нас, как и святыня, но притом объективного, истинного, удостоверенного разумом. в широком смысле означает всё, что имеет отношение к мистическому, потустороннему, религиозному, иррациональному, небесному, божественному. «Десакрализация сакрального» родила категорию святого; «десакрализация святыни» означает пришедшее сознание ценности, – самоценного для нас, как и святыня, но притом объективного, истинного, удостоверенного разумом. это два термина, которые связаны с религиозными и духовными понятиями, но несмотря на то, что они кажутся многим синонимами, в их значениях есть различия. Значение слова сакральный может быть также связано с тайным знанием и мистическими практиками. Вот что там пишут: САКРАЛЬНЫЙ — [лат. sacer (sacri)] священный; относящийся к вере, религиозному культу; обрядовый, ритуальный.
Найдено научных статей по теме — 15
- Что означают слова «сакральный» и «сакраментальный»?
- Сакральность
- Что такое «сакральное»: значение и толкование слова Сакральные знания Сакральное место
- Задавайте вопросы носителям языка бесплатно
- Сакральность это простыми словами
- Сакральный — что это такое? Определение, значение, перевод
Что такое сакральность - 90 фото
священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый. В анатомии "сакральный" означает "крестцовый, относящийся к крестцу". 1. то же, что и сакральный в значении ‘обрядовый’ 2. Священный, заветный. Понятия «сакральное», «священное», «нуминозное» и «символическое» позволили поместить религию в план имманенции и сде-лать ее тем самым предметом изучения социологии, религиоведения, эт-нографии и других наук. Священное место, священная земля, священное пространство, святая земля или святое место относится к месту, которое считается священным или освященным. священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.
В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?
Например, для христиан сакральное значение имеет Библия, для мусульман - Коран, для иудеев - Тора. Также сакральными могут считаться религиозные реликвии, иконы, кресты. В то же время в современном обществе сакральный смысл придается и вещам, не связанным напрямую с религией. Это могут быть предметы или места, имеющие особую ценность для человека. Например, фамильные драгоценности, памятные вещи, могилы предков. Таким образом, сакральным может становиться все, что так или иначе соприкасается с духовным, таинственным, потусторонним миром.
И эта сакральность выходит далеко за рамки религиозных практик. Понятия «сакральная жертва» и «сакральный смысл» Под «сакральной жертвой» понимается жертвоприношение в рамках религиозного культа, чаще всего это человеческая жертва. Наиболее известный пример - жертвоприношения ацтеков, майя, инков, при которых в жертву приносились люди. Сакральные жертвы связаны со многими древними верованиями.
Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре.
О природе сакрального. К истокам духовного опыта. Литагент: 2015. Пылаев М. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века.
Москва: Российский гос.
Причащение ему возможно, но это — именно — таинство, некий потомок табу; наследник жреца — священник... Сила, не сосредоточенная в чем-то одном, а значит, сколь ни великая и ни пронырливая, но не всемогущая и не всеведущая, — которую можно и перехитрить. Не пойман — не вор. Сила, проникающая собою все, естественно всемогуща и всеведуща... Хотя, опять же, есть сатана, затыкающий дыры в этом всемогуществе и всеведении. Грех — служение сатане.
Сила, неразличимая с понятием власти: имеет власть фетиш, имеет ее идол, имеет власть вмешиваться в дела сего мира, иногда каверзить, иногда и делать добро, бог. Имеет ту же самую сакральную власть и вождь, изначально бывавший и жрецом; фараон — бог, Цезари — божественные. Сила, уже почти воспринимаемая как нечто не насилующее наши тела и души, а объективно-ценное, самоценное для нас, — нечто сливающееся с понятием ценности. Хотя и власть, заставляющая архаичного человека убеждаться в своей принудительной самоценности для него — еще, для него, святыня. От начала времен был Бог и только Бог... Почему всегда его образ маячит во всякой, даже монотеистической вере, не признающей иных мистических сил, кроме силы святой — кроме Бога? Последний воплощает все небожеское в Божьем мире, все, чего будто бы и быть не должно, и что поэтому легче назвать, чем определить.
Итак, возникающий вместе с благим Богом, как его тень, сатана — — темная, нечистая, злая сторона сакральной силы, противостоящая ее святой светлой, пречистой, доброй стороне. Сакральный дух зла. Черт в этом понимании — обыденная теодицея, решение главного религиозного вопроса. Но как быть с тем, что Бог всемогущ? Для примитивного сознания загадки тут нет, наличием сатаны могущество Бога, как силы сакральной, отнюдь не отрицается, ведь и сатана сакрален — есть его же, Бога, «падший ангел». Если мы не язычники, то за ангелами не можем признавать самостоятельного существования... Что черт в расхожем понимании — тот же слуга божий, его собственная темная сторона, видно из того, что на него даже возложены Богом кое-какие обязанности, — черти в аду вроде палачей.
Это тот же профос так назывался исполнитель наказаний в царской армии , осмысленный как презренный и ненавистный «прохвост», но без которого все-таки нельзя. Как всякий холуй, тайком он готов и напакостить своему хозяину сбивая с панталыку его рабов или внося элементы хаоса в божий мир — это он мстит, видимо, за свое унижение, — только оттого не перестает быть его холуем... Но есть и принципиально иное понимание. Сатаны самого по себе нет, как нет самого по себе небытия. Могут отсутствовать предметы, но само отсутствие, как бы ни было заметно, не есть предмет; добро в событиях, поступках или иных душах может явно отсутствовать, и вот это отсутствие — изъян, недостаток, пустое место, где должно было бы что-то быть — мы и называем злом. Вспоминается забавная присказка — «полное отсутствие всякого присутствия». Этакий убедительный пшик.
В общем, «сатана» — именно в кавычках — — это абстракция «небытия», или, говоря понятнее, само ничтожество. Духа зла, противостоящего духу благому, не существует. И это тоже, своего рода, гуманистическая теодицея. Низость или глупость могут определять в этом мире многое, могут, кажется, его и погубить — как уже едва его не погубили фашизм и коммунизм — и все же оттого не перестанут быть лишь низостью или глупостью; зло может торжествовать, то есть за случайностью, недомыслием, бездушием и моральным ничтожеством может оказаться и сила превосходящая — увы, — но сила эта не сакральна, достойна сама по себе лишь презрения, и нашей воли к добру самые сокрушительные поражения, нанесенные ею, никак не затрагивают: «не в силе Бог, а в правде»... Два противоположных мироощущения — архаичное дуалистическое которое без достаточных оснований сейчас еще назовут, пожалуй, религиозным и культурное, гуманистическое — могут быть представлены как разные трактовки понятия сатаны. Итак — Дух зла существует Духа зла не существует Но Бог, благой дух, один. Выходит, не наш бог — то есть понимаемый хоть каплю иначе — уже сатана.
Пусть в теории верующие, как будто, так далеко не заходят, в их психологии и на практике получается именно так. Подозрительность к чужой вере выглядит в точности как страх невидимого и коварного духа — она сакральна, внеразумна. Ну кто, скажем, из знакомых вам православных помнит, что отличается от католиков признанием «филиокве» «и от Сына» — то есть, что Святой Дух исходит не только лишь от Бога-Отца ; а если кто и помнит, как тут без Аверинцева разберешься, в чем разница! Но что в костеле что-то не так, и лучше там не показываться — это ощущает каждый православный уже своей православной душой. Со своей стороны, так и черта должно корчить от ладана. А уж религиозные войны между верующими, называющими Бога одинаковыми именами и читающими одни и те же святые книги, были бы и вовсе немыслимы, если бы каждая сторона не стремилась поразить в стороне противной самого духа зла; ведь что еще может оправдать убийство!.. Конечно, ад должен существовать, раз существует черт и наша свобода выбирать между ним и Богом.
В подражание людям, славящим Христа, расстилающим пальмовые ветви под ноги Христа, мы приходим в храм с зелёными ветвями». Что делать с вербой в храме? Это делается не для того, чтобы освятить вербу и поставить её дома как святыню. Освящаются и получают благословение люди, которые держат эти ветви, встречая Господа, как некогда жители Иерусалима. Поэтому относиться к вербе как к большой святыне не нужно. Но нам приятно, что эти вербочки были в храме, поэтому относимся к ним с некоторым благоговением. Некоторые ставят вербу в воду, пока она не пустит корни, а затем сажают в землю.