в широком смысле означает всё, что имеет отношение к мистическому, потустороннему, религиозному, иррациональному, небесному, божественному. САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) – мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения.
Значение слова САКРАЛЬНЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка
Как найти сакральные знания. | 1. то же, что и сакральный в значении ‘обрядовый’ 2. Священный, заветный. |
Что означает слово сакральный. Что скрывает значение слова "сакральный" | священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного. |
Что означают слова «сакральный» и «сакраментальный»? | Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». |
САКРАЛЬНЫЙ | Сакральный смысл может быть связан с религиозными или духовными традициями, символикой и мифологией, но это не означает, что он доступен только тем, кто разделяет такие верования. |
В чем сакральное значение Вербного воскресенья и надо ли хранить веточки? Объясняет священник
В современном значении термин «сакральная жертва» также иногда применяется по отношению к гибели известных людей, если эта смерть приобретает символическое, знаковое значение и используется в политических целях. По своим историческим формам выделяются сакральные, отчуждённые, религиозные, национальные, имперские и бывшие столицы. сакральный I. 1. книжн. относящийся к религиозному культу; священный, ритуальный Ислам начал с того, что обратил народ, среди которого возник, — арабов. Слово «сакральный» происходит от латинского слова sacrum, что означает «священный» или «почтенный», а слово «смысл» — это понимание или значение, которое закодировано в той или иной форме. от латинского sacer, что значит «священный».
Значение слова "сакральный"
Центральная идея теории сакрального состоит в том, что все вещи, с которыми мы имеем дело, которые мы способны узнать, делятся на сакральные и профанные. Сакральное понимается как нечто, являющееся или конкретным предметом непосредственного наблюдаемого мира (волшебной палочкой, камнем, изображением или изваянием божества), и\или значением (тайным смыслом) наблюдаемых физических явлений и предметов. Сакральное понимается как нечто, являющееся или конкретным предметом непосредственного наблюдаемого мира (волшебной палочкой, камнем, изображением или изваянием божества), и\или значением (тайным смыслом) наблюдаемых физических явлений и предметов.
Сакральность
Последствия автоматизации привлекли к себе серьезное внимание социологов. Развернулась полемика относительно воздействия автоматизации на содержание работы. Блаунер Blauner, 1964 полагал, что автоматизация выгодна для работников, поскольку она устраняет неприятные и сохраняет более интересные аспекты работы, требующие от них определенной квалификации, свободы действий и способности принимать решения. Однако на деле развитие автоматизации вело к устранению даже этих содержательных аспектов в работе низкоквалифицированных рабочих и конторских служащих. С недавних пор стало модным говорить о том, что автоматизация квалифицированного человеческого контроля ведет к деквалификации. Противники этого взгляда утверждают, что обществу, в котором преобладают высокие технологии, потребуются новые виды квалификаций. Данные, касающиеся ситуации в производственной сфере, указывают на поляризацию функций: с одной стороны, существуют задачи, требующие высокой квалификации, выполнение которых необходимо для проектирования и поддержания автоматизированных процессов, а с другой — сохраняется определенный объем неквалифицированной работы.
Ведь они очень смахивают на "правдивые" истории от барона Мюнхгаузена, который если Вы помните...
А почему у этого слова именно такой смысл скромно умалчивают. А может всё дело в том, что и латинский, и английский, и немецкий языки не могут дать вразумительного объяснения в силу того, что слово это позаимствовали из другого более древнего языка? Попробуем разобраться из какого. Слово сакральный - "происходит от латинского sacralis священный, sacer — священный, посвященный Богу... А почему - священный, и почему - посвящённый Богу? Об этом ни слова... Но если обратиться к русскому языку, то смысл этого, якобы "чужеземного" слова, раскрывается очень просто.
Для начала построим и прочитаем вслух следующую лексическую цепочку: sacer, sacri, sacralis - сакер, сакри, сакралис... Затем повторим её по русски - сокрыл скрыл , сакри-тый сокрытый, скрытый... Сходство чувствуете? И причём здесь священный?
Борис Ефремов, «Гусли — своими руками», 2003 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Специалистам нужен был термин для описания многих религиозных явлений, включая те, что относились к язычеству или древней мифологии. Как утверждает автор «Философского словаря» Д. Жюлиа, новый термин к старому понятию был необходим для того, чтобы разграничить лексиконы священнослужителей и ученых, которые значительно расширили спектр оригинальных обозначений. На деле это выглядит примерно так: для отправителей культа священными являются только предметы в рамках собственной религии, тогда как для научных работников любой подобный объект, независимо от происхождения, становится сакральным. Но и в том и в другом случае «сакральный» — это не только священнодействие или предмет, имеющий отношение к божественному, но и все то, что подлежит трепетному почитанию как особо ценный идеал.
Для разных людей сакральными могут быть разные вещи: священные писания;.
Что такое сакральность - 90 фото
Что означает слово «Сакральный»: значение, пример применения и другая информация о слове. Сакральный смысл часто вызывает эмоциональные реакции и подзывает к глубокому внутреннему погружению для раскрытия его истинного значения и значение связанного с ним опыта. САКРАЛЬНЫЙ найдено 26 значений слова сакральный 1. прил. Относящийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный. Поскольку понятие сакрального в его современном значении возникло в 17 в., авторы Античности, Средних веков и Возрождения использовали его в «естественной» форме бытования в языке – как предикат вещей и явлений, связанных с религией. Сакральное понимается как нечто, являющееся или конкретным предметом непосредственного наблюдаемого мира (волшебной палочкой, камнем, изображением или изваянием божества), и\или значением (тайным смыслом) наблюдаемых физических явлений и предметов.
Сакра́льный
Значение слова сакральный может быть также связано с тайным знанием и мистическими практиками. Значение слова сакральный, что означает слово «сакральный» в словарях: Культурология. Оповещения все на нашем. Значит ли это, что произошла элиминация сакрального и данных ценностей из социального пространства или речь идёт лишь о том, что из сферы церковной жизни оно сместилось в какую-то другую его сферу? Значение слова сакральный смысл. Термин «сакральный» означает. значит его вербализовать, переложить на язык -социальную систему знаков, опосредующую отношение членов коллектива.
Сакральный смысл: объясняем простыми словами
Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др.
Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии.
На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Читайте также: Осетины - мусульмане или христиане? Религия осетин Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени.
С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов.
Но что я обнаружил, что оказывается большинство людей не умеют наклеивать стикеры, невероятно, но этому искусству тоже надо учить. Думающие человечки Человечки иногда не думают, а знают или осознают!
Невероятно, вы только подумайте, что оказывается мы можем вкладывать свои мысли в головы других людей! Да, сначала на рисунках, на схемах, у человечков появляются некие мысли. А затем, эти мысли через образы придуманных персонажей переселяются в головы тех людей, которые смотрят или изучают эти схемы. Часто чем сложнее и непонятнее схема, тем лучше идет перенос мыслей, ведь человек начинает задумываться и хвататься за любые подсказки.
Этот прием освоили многие методологи владеющие словом онтология, что позволяет доносить мысли вот таким вот социальным способом, зная нашу способность сопереживать и сочувствовать человечкам попавшим на схему со сложной ситуацией А теперь танцы!
Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр. В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов.
Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания - некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага - власть над всем миром, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными.
Сакральные знания - это информация о обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии.
Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека. Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах - Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше.
Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы - труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным - от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений.
Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это - сакральные тексты. Действие Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие?
Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия - возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего.
Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела. В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека - сложенные на груди или вскинутые к небу руки, поклон и так далее. Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще.
Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы. Заключение Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека.
Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко - характеристики внутреннего содержания личности? Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем.
Что такое Сакральное? Значение слова «Сакральное» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни. Сакральное от Лат.
Во многих языках такой смысл заложен изначально в семантич. Для слав. В картине мира С.
В аксиологии С. Исторически во всех без исключения культурах комплекс идей и чувств, предметом к-рых выступает С. Убеждение в существовании С.
В религии С. Отто в классич. В религ.
Этой субстанции предпосланы такие атрибуты, обычно взятые в превосходной степени, как разумность, нематериальность, духовность, могущество; в развитых религиях к ним прибавляется самодостаточность. Будучи для религ. Поэтому в контексте религиозной культуры С.
Уже в древних культурах к восприятию С. При этом, однако, красота и правда не являются в древних культурах обязательными признаками С. Обособленность С.
При этом, однако, религ. Поэтому при описании С. Стремление передать сложную гамму впечатлений от общения с С.
Бог и его образ: Очерк библейского богословия. Милан, 1992; Шмеман А. Евхаристия: Таинство Царства.
Екатеринбург, 1994; Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. Святость и святые в русской духовной культуре.
Les formes elementaires de la vie religieuse. Das Heilige. Gotha, 1925; Leeuw G.
Einfuhmng in die Phanomenologie der Religion. Gutersloh, 1961; Zaehner R. Mysticism, Sacred and Profane.
Забияко Раньше женщины вкладывали особый сакральный смысл в свои повседневные дела. Может быть, поэтому семьи были гармоничнее и крепче, а люди здоровее и счастливее? Так женская энергия, которую, как известно, впитывают наши волосы, восстанавливается.
Женщина с длинными волосами имеет очень сильную энергетику, и способна создать "обережный круг" для любимого мужчины. Муж получает защиту от жены, когда расчесывает ей волосы. У славян существовала такая традиция.
Такое зелье станет нектаром, и сможет напитать и исцелить не только тело, но и душу. Если женщина готовит наспех, суетясь, или вообще пренебрегает этой обязанностью, то муж не захочет с ней длительных отношений. Если же она вкладывает в этот процесс всю свою душу, готовит не спеша, и ее блюда всегда разнообразны, значит, и семейная жизнь будет долгой и интересной.
Замешивая тесто можно медитировать на сплочение отношений между членами семьи. И тогда в ней он действительно станет способен достигать любых высот. И дом наполняется светом вашей любви, радостью и волшебством.
Благоприятно очищать дом пламенем свечи, открывать окна, для свободного движения воздуха, жечь благовония, делать влажную уборку и выращивать цветы. Тем самым вы заручаетесь поддержкой всех стихий, и обретаете защиту. Ко всем делам относитесь как к ритуалу, наделяя его особым сакральным смыслом.
Именно в таких внешне незаметных деяниях женщины и проявляется ее истинная, магическая сила.
Человек — животное общественное; сначала сакрализованный род, и лишь потом особь... Приобщить человека к родовому богу может, ясно, только его родитель.
Впрочем, обряд инициации юношей — может, потому, что от других родов происходили жены и это как-то тревожило, а может, ради возможностей усыновления — оказывался необходимым. Сила благая и тем самым — наша, ведь хорошо то, что нам хорошо... Человек — животное общественное стадное , и этот инстинкт прочно оседлал религиозное чувство, тем паче, что когда-то был с ним неразличим.
Но в паству нашего Бога можно, все-таки, посвятить и человека со стороны с некоторых пор, — по мере того, как Бог возвышался до всеобщего. Архаичный обряд инициации оказался не лишним обрезание, крещение. А с древних пор остались крестные родители, — крестившийся — вроде найденыша.
Сила, хотя и полностью аморальная что только ни творят языческие боги! Сила благая — то есть по определению моральная, сама воплощающая в себе добро и обязывающая к добру тех, кто к ней причастен. Причем это принуждение человек должен воспринимать, как свое собственное благо.
Культ этой силы — задабривание: страх, заставляющий чем-то дорогим для тебя против воли делиться, обрекая себя на голод или иные муки, — жертвовать. Общение с этой силой — вполне меркантильное и в этом плане осязаемое. Но только лишь в этом; сакральное, не обязанное справедливостью, остается для тесного контакта причащения опасным, и — табу.
Посредником между человеком и богом выступает человек особенный, сам впустивший в себя сакральную силу — шаман, жрец. Культ этой силы — почитание: страх и одновременно любовь. Без любви, жертвы ей могут оказаться и неугодными.
В конце концов прозвучит — «не жертвы хочу, а милости»... Общение с этой силой — снизу вверх, рабство. И притом, по идее, это рабство добровольно и составляет долг каждой личности, — раз уж ты не можешь откупиться от святого формально.
Ты должен Богу все, он тебе — что захочет благодатью. Причащение ему возможно, но это — именно — таинство, некий потомок табу; наследник жреца — священник... Сила, не сосредоточенная в чем-то одном, а значит, сколь ни великая и ни пронырливая, но не всемогущая и не всеведущая, — которую можно и перехитрить.
Не пойман — не вор. Сила, проникающая собою все, естественно всемогуща и всеведуща... Хотя, опять же, есть сатана, затыкающий дыры в этом всемогуществе и всеведении.
Грех — служение сатане. Сила, неразличимая с понятием власти: имеет власть фетиш, имеет ее идол, имеет власть вмешиваться в дела сего мира, иногда каверзить, иногда и делать добро, бог. Имеет ту же самую сакральную власть и вождь, изначально бывавший и жрецом; фараон — бог, Цезари — божественные.
Сила, уже почти воспринимаемая как нечто не насилующее наши тела и души, а объективно-ценное, самоценное для нас, — нечто сливающееся с понятием ценности. Хотя и власть, заставляющая архаичного человека убеждаться в своей принудительной самоценности для него — еще, для него, святыня. От начала времен был Бог и только Бог...
Почему всегда его образ маячит во всякой, даже монотеистической вере, не признающей иных мистических сил, кроме силы святой — кроме Бога? Последний воплощает все небожеское в Божьем мире, все, чего будто бы и быть не должно, и что поэтому легче назвать, чем определить. Итак, возникающий вместе с благим Богом, как его тень, сатана — — темная, нечистая, злая сторона сакральной силы, противостоящая ее святой светлой, пречистой, доброй стороне.
Сакральный дух зла. Черт в этом понимании — обыденная теодицея, решение главного религиозного вопроса. Но как быть с тем, что Бог всемогущ?
Для примитивного сознания загадки тут нет, наличием сатаны могущество Бога, как силы сакральной, отнюдь не отрицается, ведь и сатана сакрален — есть его же, Бога, «падший ангел». Если мы не язычники, то за ангелами не можем признавать самостоятельного существования... Что черт в расхожем понимании — тот же слуга божий, его собственная темная сторона, видно из того, что на него даже возложены Богом кое-какие обязанности, — черти в аду вроде палачей.
Как найти сакральные знания
В то же время в современном обществе сакральный смысл придается и вещам, не связанным напрямую с религией. Это могут быть предметы или места, имеющие особую ценность для человека. Например, фамильные драгоценности, памятные вещи, могилы предков. Таким образом, сакральным может становиться все, что так или иначе соприкасается с духовным, таинственным, потусторонним миром. И эта сакральность выходит далеко за рамки религиозных практик. Понятия «сакральная жертва» и «сакральный смысл» Под «сакральной жертвой» понимается жертвоприношение в рамках религиозного культа, чаще всего это человеческая жертва.
Наиболее известный пример - жертвоприношения ацтеков, майя, инков, при которых в жертву приносились люди. Сакральные жертвы связаны со многими древними верованиями. В современном значении термин «сакральная жертва» также иногда применяется по отношению к гибели известных людей, если эта смерть приобретает символическое, знаковое значение и используется в политических целях. Под «сакральным смыслом» понимается скрытый, тайный смысл чего-либо.
То есть священный — это не просто отделенный от мира, в противоположность профанному , а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» — святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» — это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности. Области распространения сакрального Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время — в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли. Сакральное искусство Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: — Сакральная живопись. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест , иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица , Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр. В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания — это информация о потустороннем мире , обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека. Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это — сакральные тексты. Действие Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер.
Таким образом, «сакральный» выступает как научный термин, позволяющий описывать различные проявления религиозности в культуре человечества. А «священный» и «святой» связаны с конкретными религиями. Что может быть сакральным в современном мире В современном мире сакральным может считаться все, что так или иначе связано с религиозностью, духовностью, верой в потусторонние силы. Это могут быть религиозные обряды и праздники, атрибуты культа, а также различные элементы народных суеверий и эзотерики. К сакральному относятся объекты, тексты, действия, наделенные особым, «таинственным» значением. Например, для христиан сакральное значение имеет Библия, для мусульман - Коран, для иудеев - Тора. Также сакральными могут считаться религиозные реликвии, иконы, кресты. В то же время в современном обществе сакральный смысл придается и вещам, не связанным напрямую с религией. Это могут быть предметы или места, имеющие особую ценность для человека. Например, фамильные драгоценности, памятные вещи, могилы предков.
Ждали, что Он вот-вот сметёт ненавистный оккупационный римский режим. Но Он шёл в Иерусалим как Царь мира для освобождения людей от власти диавола. Люди кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову! Но Спаситель не приказал славословящих Его замолчать. Ведь Он действительно Мессия и Царь мира. В подражание людям, славящим Христа, расстилающим пальмовые ветви под ноги Христа, мы приходим в храм с зелёными ветвями». Что делать с вербой в храме?
Как найти сакральные знания
Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. О природе сакрального. К истокам духовного опыта. Литагент: 2015. Пылаев М. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века. Москва: Российский гос.
Однако сакраментальный значит, скорее, «освященный». Далекий город в Калифорнии гордо называется Сакраменто именно поэтому. Так, выражения, которые по традиции, по обычаю начинают или заканчивают разные мероприятия юбилеи, конференции и даже школьные уроки можно назвать сакраментальными. История слов поможет ориентироваться в мире и говорить грамотно.
Береза тут центр не только сакральной локации, но и всего мироздания. В организации христианского храма также есть самое священное пространство, «сердце» церкви — алтарь с престолом, где находятся святые дары, особый крест, Евангелие для богослужений и другие подобные предметы. Горнее место, возвышение, расположенное рядом, — это кафедра для епископа, которая соотносится с Престолом Господним. Время в религиозном мировосприятии также неоднородно. Существуют периоды, когда «профанический» ход событий прерывается и человек приобщается к «священному» времени. Это позволяют сделать особые дни — религиозные праздники.
Например, Шаббат у евреев, Пасха или Рождество у христиан, календарные торжества у язычников и неоязычников. Подобно тому как пространственные категории не подчинены законам обычного мира маленькая юрта в ходе обряда вмещает в себя вселенную , сакральное время тоже течет не так, как профаническое. Когда события священной истории раз за разом воспроизводятся в религиозных ритуалах, они действительно снова и снова происходят в переживании верующих — скажем, Христос ежегодно рождается, претерпевает страсти, воскресает. Человек и его телесность И в мифологии, и в религии, как правило, в творении человека принимает участие божество. И все инициатические ритуалы , которые приобщают людей к этим преданиям, «пересобирают» их — уже в качестве субъекта, причастного к религиозной культуре. Сюда относятся членовредительские практики, используемые многими народами: надрезы, удаление зубов, бодимодификации. В ходе ритуалов тело создается заново — как будто лепится из первозданной глины. Человек священен, потому что создан божественной силой, а его телесность имеет дополнительные символические значения. Как тело не «естественно» в религиозном мире, так же не «естественна» и природа, ведь она представляет собой творение. Все ключевые события в жизни человека, будь то рождение, брак, война, болезнь или смерть, имеют связь со священной историей.
Чтобы это подчеркнуть, и нужны обряды, которые проводит шаман, раввин, пастор и т. Отзвуки сакрального отношения к телесности отчетливо слышны до сих пор. Так, людская нагота, казалось бы совершенно натуральная по своей сути, табуирована в культуре. Исторически в обнаженном виде совершались языческие и оккультные обряды, античные атлеты раздевались в гимнасии, но все эти особые ситуации были строго регламентированы. Несмотря на то, что со времен винтажных натуристов и хиппи 60-х многие общественные движения призывают «десакрализировать наготу», оказывается, что людей не так-то просто заставить поменять установки и перестать впечатляться ню. Художники и политические активисты, от Марины Абрамович до Femen, неоднократно оголялись на публике, пытаясь донести свои идеи до масс. Но пока внеконтекстное раздевание на глазах у других считается перформансом представлением, актом , это действие так и остается выходом из обыденного, за пределы нормы. На футбольных полях время от времени появляются раздетые фанаты. Их странное хобби называется «стрикерство» и наверняка дарит бегущему перед огромной толпой и камерами голому человеку массу трансгрессивных переживаний. Это своего рода триумф антиинтимности, грубое и демонстративное нарушение правил локализованной наготы.
Сбрасывание одежды с себя и партнера во время сексуальной близости тоже воспринимается совсем не так, как обнажение на «профаническом» нудистском пляже. Сакральность наготы имеет свои пространственные и временные координаты, а главным триггером сильных ощущений становится нарушение запрета. Сакральное и другие категории Ужасное и нуминозное Сфера потустороннего может быть представлена как высшими силами, так и демоническими, хтоническими. В язычестве разделение не столь очевидно — даже со злыми духами иногда можно договориться, а боги-трикстеры вообще выходят за пределы морального дуализма. Но для монотеизма характерны концепции добра и зла, потому именно на фоне западной культуры сакральное часто предстает особенно мрачным и жутким. Этому способствует трагическое восприятие индивидуального страдания, принятое в христианстве, с его личностным обращением Спасителя к душе каждого человека и личностно же переживаемыми мучениями воплощенного Бога. Если святое чаще соотносится с добром и благом, а священное выступает как явление такого порядка, вписанное в определенные социальные практики, то сакральное — это совсем не обязательно «доброе» для человека. У него есть и другой лик: оно может проявляться через ужасное. В христианском представлении сакральна не только Божественная любовь, но и грех, потому что он внушает религиозный страх. А еще — паралогическое, безумие, выводящее человека за рамки привычного мира.
Неслучайно во многих культурах люди с признаками клинической картины считались шаманами или блаженными, имеющими контакт с запредельным. Сакральное являет себя в насилии и войне, которые также нарушают обыденное существование и буквально именуются адом. Комментируя его фронтовые воспоминания, Жорж Батай отмечает : «Это язык мистицизма. Это пристальное внимание к ужасам — не порочность и не отчаяние. Это преддверие храма».
Они часто имеют множество разных уровней значений и могут быть поняты и интерпретированы по-разному в зависимости от контекста и культурной традиции. Символы в сакральном смысле могут включать святых изображений, геральдических эмблем, знаки зодиака, религиозные иконографии и даже символы в Алхимии. Эти символы имеют глубокую историческую и духовную ценность и могут вдохновлять идеи и мысли на более глубоком уровне. Аллегория, с другой стороны, используется для передачи истины через притчи, сказки и мифы. Это форма наглядного изложения абстрактных идей и концепций через воображаемые истории. Аллегории в сакральном смысле могут включать божественные сказки, религиозные притчи и символические рассказы о борьбе добра и зла. Они позволяют людям легче понять сложные понятия, связанные с верой и духовностью, и в то же время оставляют много места для толкования и размышления.
Что такое «сакральное»: значение и толкование слова Сакральные знания Сакральное место
Сакральное искусство Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: — Сакральная живопись. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т.
В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками.
Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться.
Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени.
С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр. В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи.
Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания — это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека. Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше.
В архаичных культурах феномен сакрального связан с понятием ритуальной чистоты и нечистоты. Сакральное могло быть источником не только блага, но и «скверны». Например, сакральным т. Источником скверны мог считаться человек, возвратившийся из путешествия или военного похода, т. В архаичных верованиях «нечистым» считалось все, что было связано с кровью, болезнью и смертью - нечистым не столько в гигиеническом смысле, сколько в смысле сосредоточения вредоносной силы, негативного сакрального. На избавление от скверны, нечистоты были направлены специальные ритуалы очищения, повседневная жизнь архаичных общностей была организована так, чтобы не допустить осквернения. Архаичные религии содержат множество запретов, касающихся пищи, одежды, взаимодействия с другими людьми, нарушить которые означает «оскверниться».
Даже сегодня христиане, соблюдающие пост, боятся «оскоромиться», съесть запрещенную во время поста пищу, мусульмане и иудеи не едят свинину, так как свинья - нечистое животное. Все современные религии. Правда, статус этого нечистого различается. В иудаизме, исламе, христианстве нечистое, запретное не считается сакральным, священным. Но это примеры уже довольно поздних религий, переживших долгую эволюцию. Чем архаичнее верования, тем заметнее изначальная связь сакрального и нечистого. Между собой они для нас схожи не больше, чем голоди изобилие, сон и бодрствование.
Сакральное противоположно профанному в той мере, в какой оно обладает «могуществом», которого профанное лишено. Сакральное от лат. Благодаря сакральным традициям и актуально существующей системе сакрализации общество добивается воспроизводства определенной религии во всех своих горизонталях социальные группы, классы и вертикалях поколения. Пивоваров чувство религиозного. Особенно для нашей страны и для ее духовной культуры в частности. Крепостные стены прежнего миросозерцания рухнули, и над миром русского человека взошло неведомое дотоле солнце заграничной духовности. Американский евангелизм, восточные культы, разного рода оккультные школы за минувшие четверть века успели глубоко пустить корни в России. Это имело и положительные стороны - сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом. Поэтому очень важно понять, что такое сакральное, запредельное измерение бытия.
Этимология слова Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого - «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» - это «отделенный, защищенный». То есть священный - это не просто отделенный от мира, в противоположность профанному , а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» - святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» - инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности. Области распространения сакрального Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время - в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике.
С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли. Сакральное искусство Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное - усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra.
Среди различных его видов можно выделить следующие: Сакральная живопись. Сакральная геометрия. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда "маген Давид", китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. Сакральная архитектура. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов - литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age.
Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области - кулинария, литература, шитье одежды и даже мода - могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи - конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками - флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам - духам и др.
Другой пример сакрального пространства - храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени.
Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример - католическая месса, содержание которой - таинство евхаристии - раз за разом переносит верующих в ночь Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица , Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр. В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов.
Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания - некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага - власть над всем миром, нечеловеческую силу и тому подобные вещи.
Примеры предложений Человеческая жизнь нуждается в чередовании сакрального и мирского… Андрей Кураев. Дина Рубина. Павел Крусанов. Евгений Мащенко. Святослав Бирюлин. Некоторые люди путают прилагательные «сакральный» и «сакраментальный». Сакральный — это священный, религиозный, культовый. Сакраментальный — это традиционный, общепринятый, превратившийся в обряд.
Сакральный — что это такое? Определение, значение, перевод
Сакральный смысл часто вызывает эмоциональные реакции и подзывает к глубокому внутреннему погружению для раскрытия его истинного значения и значение связанного с ним опыта. священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного. По э. дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). к области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаю. от латинского sacer, что значит «священный».