Сакральный смысл герба нашего Российского. происхождение: Лат. sacrum — священный. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]. в широком смысле означает всё, что имеет отношение к мистическому, потустороннему, религиозному, иррациональному, небесному, божественному. Смысл и значение слова «сакральный» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Знания, значение слов, толковый словарь на развлекательном портале
Что такое сакральность
Они встречали Его как земного царя и военачальника. Ждали, что Он вот-вот сметёт ненавистный оккупационный римский режим. Но Он шёл в Иерусалим как Царь мира для освобождения людей от власти диавола. Люди кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову! Но Спаситель не приказал славословящих Его замолчать. Ведь Он действительно Мессия и Царь мира. В подражание людям, славящим Христа, расстилающим пальмовые ветви под ноги Христа, мы приходим в храм с зелёными ветвями».
Например, для христиан сакральное значение имеет Библия, для мусульман - Коран, для иудеев - Тора. Также сакральными могут считаться религиозные реликвии, иконы, кресты. В то же время в современном обществе сакральный смысл придается и вещам, не связанным напрямую с религией. Это могут быть предметы или места, имеющие особую ценность для человека. Например, фамильные драгоценности, памятные вещи, могилы предков.
Таким образом, сакральным может становиться все, что так или иначе соприкасается с духовным, таинственным, потусторонним миром. И эта сакральность выходит далеко за рамки религиозных практик. Понятия «сакральная жертва» и «сакральный смысл» Под «сакральной жертвой» понимается жертвоприношение в рамках религиозного культа, чаще всего это человеческая жертва. Наиболее известный пример - жертвоприношения ацтеков, майя, инков, при которых в жертву приносились люди. Сакральные жертвы связаны со многими древними верованиями.
В античности толкование термина не отнюдь ограничивалось его прямым смыслом «священный» — слово употреблялось еще и в значениях: святой; небесный; потусторонний. В некоторых праиндоевропейских языках понятие отождествлялось еще и со значениями «ограждать, защищать, оберегать», подразумевая некий таинственный объект, существующий не в этом мире, но оказывающий на него благодатное влияние. Однако если святость считается атрибутом высшей силы и всего божественного, то сакральность намного ближе к понятию священного, поскольку относится в основном к предметам и действиям. Значение слова «сакральный» простыми словами Итак, если уже имелось определение священного, к чему было дополнять его «сакральным»? Возможно, слово стало плодом научных изысканий. Специалистам нужен был термин для описания многих религиозных явлений, включая те, что относились к язычеству или древней мифологии.
Слово sacrament означает таинство — любой из семи торжественных обрядов в христианстве: крещение, бракосочетание, исповедь, соборование, причащение, миропомазание или священство. Это значение целиком совпадает со смыслом слова «сакральный», за одним исключением: последнее, кроме того, используется в анатомии. Подведём итог: музыку или знания можно назвать как сакральными, так и сакраментальными, — это не изменит общего смысла, а вот сакральный отдел позвоночника может быть только сакральным.
Как найти сакральные знания.
Он позволяет углубленно понимать и значение основных мотивов и сюжетов, воплощенных в этих произведениях. Сакральный смысл существует как для коллективности группы людей или целого общества , так и для индивидуума самого по себе. Например, сакральный смысл может быть воплощен в национальных символах или во флагах и гербах страны. В данном контексте он придает гордость и идентификацию нации самой себе, а ее символам. Сакральный смысл может быть интерпретирован по-разному в зависимости от культурных или религиозных убеждений человека. Один и тот же предмет или символ может иметь разные значения для разных людей. Сакральный смысл часто вызывает эмоциональные реакции и подзывает к глубокому внутреннему погружению для раскрытия его истинного значения и значение связанного с ним опыта. Символика и аллегория в сакральном смысле В сакральном смысле, символика и аллегория играют ключевую роль.
В статьях даны выдержки из источников с указанием их названия, проведены параллели между схожими мифологическими персонажами и объектами мифологии разных народов. Большое значение уделено мифологии народов России.
В словарных статьях большое внимание уделено аллюзиям и коннотациям употребляемых писателем слов. Словарными статьями помимо художественных произведений охвачены также литературоведческие и философские труды автора. Цитаты для словаря отобраны таким образом, чтобы максимально полно продемонстрировать употребление Лемом того или иного слова.
Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
Знаю, знаю, — сказал граф, целуя и обнимая Денисова. Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее. В общекультурном смысле употребляется в приложении к явлениям культуры, к духовным ценностям.
Сакральными называют непреходящие для человека и человечества ценности, такие, которыми люди не могут и не хотят поступиться ни при каких обстоятельствах. Сакраментальное - освященное, святое, заветное. То, что признано святыней, подлежит безусловному и трепетному почитанию и охраняется с особой тщательностью всеми возможными средствами. Сохранение священного отношения к предмету культа в первую очередь обеспечивается совестью верующего, который ценит святыню больше собственной жизни. Поэтому при угрозе осквернения святыни истинный верующий встает на ее защиту без особых раздумий и внешнего принуждения; подчас он может ради этого жертвовать своей жизнью.
Символом сакрализации выступает освящение, т. Посвящение - возведение лица посредством установленного таинства или церковного обряда в ту или иную степень духовного служения. Священник - лицо, состоящее при храме и совершающее все таинства, кроме священства. Помимо теологического понимания С. Например, Э.
Дюркгейм применил это понятие для обозначения естественноисторической основы подлинно человеческого бытия, его социальной сущности и противопоставил его понятию индивидуалистического эгоистического существования. Некоторые религиоведы рассматривают процедуру сакрализации как существенный отличительный признак всякой религии - пантеистической, теистической и атеистической: религия начинается там, где складывается система сакрализации особо ценных идеалов. Церковь и государство вырабатывают сложную и тонкую систему защиты и трансляции священного отношения людей к базовым идеалам сложившейся культуры. Трансляция осуществляется согласованными между собой методами и средствами всех форм общественной жизни. Среди них - жесткие нормы права и мягкие приемы искусства.
Индивид с пеленок и до гробовой доски погружен в генерируемую семьей, родом, племенем и государством систему С. Он вовлекается в церемонии, ритуальные действия, совершает молитвы, обряды, соблюдает посты и множество иных религиозных предписаний. Сакрализации прежде всего подвергаются нормы и правила отношения к ближнему и дальнему, семье, народу, государству и абсолюту. Система сакрализации состоит из. На создание такой системы требуется много времени, она впитывает в себя прошлые и вновь возникшие традиции.
Благодаря сакральным традициям и актуально существующей системе сакрализации общество добивается воспроизводства определенной религии во всех своих горизонталях социальные группы , классы и вертикалях поколения. Когда избранный объект сакрализован, в его реальность верят сильнее, нежели в эмпирически данные вещи. Высшая степень С. Всякая религиозность сопряжена с С. Святых немного, их пример служит ориентиром для обычных людей.
Степени С. Особенно для нашей страны и для ее духовной культуры в частности. Крепостные стены прежнего миросозерцания рухнули, и над миром русского человека взошло неведомое дотоле солнце заграничной духовности. Американский евангелизм, восточные культы, разного рода оккультные школы за минувшие четверть века успели глубоко пустить корни в России. Это имело и положительные стороны — сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом.
Поэтому очень важно понять, что такое сакральное, запредельное измерение бытия. Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого — «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» — это «отделенный, защищенный». Религиозное сознание со временем углубило понимание термина, внеся в него оттенок целенаправленности такого отделения.
То есть священный — это не просто отделенный от мира, в противоположность профанному , а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» — святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» — это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности. Области распространения сакрального Его область может быть чрезвычайно широка.
Особенно в наше время — в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли. Сакральное искусство Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной.
Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание.
Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: — Сакральная живопись. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест , иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид.
Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства.
Рассказывать о сакральном смысле в простых словах — задача сложная, но возможная. Главное — это обращать внимание на тонкости и контекст, в которых он формируется.
Что такое «сакральное»: значение и толкование слова Сакральные знания Сакральное место
Что означает слово «Сакральный»: значение, пример применения и другая информация о слове. Потому что в любом случае «священное» и «сакральное» приобретают как минимум двусмысленное значение, главный стержень которого имеет принципиально метафорический смысл. Поскольку понятие сакрального в его современном значении возникло в 17 в., авторы Античности, Средних веков и Возрождения использовали его в «естественной» форме бытования в языке – как предикат вещей и явлений, связанных с религией. имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. от латинского sacer, что значит «священный».
Сакральный смысл что это значит простыми
А это незыблемая платформа. Сказки главный ключ. Трогать его для таких целей нельзя. Напротив же Министерство культуры России должно способствовать правильному восприятию содержимое сказок детьми. К примеру, всем известный профессор истории Владимир Мединский на одном из телеканалов читает лекции по истории. Очень хорошо. Сказки требуют такого же подхода. Пушкин и его время из пыльных амбаров вынес их на свет, советское время экранизировало. Нам же сегодня необходимо воспользоваться этим ключом и открыть истинное содержимое древних сказаний.
Научиться самим и научить подрастающее поколения использовать себя в жизни. Непросто читает лекции один человек. В этом случае тема серьёзная и большая. Необходим процесс обсуждения, круглый стол. Участники от науки, от альтернативной истории, любители истории из народа. Повторюсь живём и воюем на острие меча. С одной стороны, наш лидер, президент, начав военные действия в защиту Донбасса, сделал ставку на народ. Он обратился к сакральному, пошло единение верхов с низами.
Такое положение дел, пожалуй, впервые в истории, в Руси — России. Полная открытость информации по военным действием. Желающим знать есть на что опереться. Но, с другой стороны, меня волнует такой момент. За прошедшие два столетия с небольшим «мы» два раза наступали на грабли и набивали шишки. Это тысяча восемьсот двенадцатый год, война с Наполеоном. Как известно русское войско разгромила французов. Даже казаки отмечали победу и окончание войны в парижских кофейнях.
Но почему-то получилось так, война закончилась, казаков отправили домой, крестьяне преступили к своим делам, а наша элита стала выстраивать новый мир, новые отношения с побеждённым в пользу Франции и Европы. Великороссы стали перенимать французский образ жизни, восхищаться языком побеждённой стороны, восхвалять традиции. Вопрос: Кто кого победил? В Европу пошли вливания денег. Произошло предательства сокровенного. О народ вытерли ноги. Второй раз грабли ударили в лоб уже советского народа по окончании Великой Отечественной войны. Советский народ одержал победу в сорок пятом.
Затем ещё несколько лет войска дислоцировались на своих местах. После смерти Сталина их расформировали. Войнов отправили по местам жительства. Кто в деревни, кто в города, на фабрики, заводы. И о народе забыли. Верхушка начала вновь сдавать народные позиции перед Западом. Победа нивелировалась. Новые отношения складывались снова не в пользу страны советов.
Вскоре появилось устойчивое выражение - в Европе лучше.
Именно христианство, в противоположность другим мировым религиям, получившим статус государственных, выделило индивидуальную жизнь как наиболее ценную и наиболее тесно связанную с опытом постижения Бога. Внутренний Бог, о котором говорит Августин в «Исповеди», наделяет особой ценностью внутреннюю жизнь человека. Более того, в христианстве непосредственная связь с Богом возможна только через внутреннее его переживание и единение с ним, наблюдение же за природными явлениями может дать лишь опосредованное знание о Боге, не имеющее уже такой большой значимости. Христианство как разновидность религии сосредотачивает всё внимание индивида на его внутреннем мире, который, в силу своей причастности божественной реальности, сакрализуется. Отсюда тот примат индивидуального, который является отличительной особенностью христианства, служа надёжным фундаментом для формирования впоследствии либеральной идеологии, наделяющей личность высшей ценностью и видящей в качестве главной цели существования государства именно обеспечение неотъемлемых прав личности. Разумеется, такая идеология могла возникнуть только в рамках развивающейся христианской культуры, поскольку ни индуизм, ни конфуцианство, ни мусульманство не предоставили условий для зарождения подобной политической концепции. Исходя из логики противопоставления сакрального и профанного, можно сделать неизбежный вывод о том, что сакрализация внутреннего мира человека и его личного опыта должна, напротив, наделить его внешнюю жизнь профанным характером. В принципе, такое разделение является естественным, поскольку наиболее органично для переживания самим человеком своего существования в мире.
Однако коллективный характер большинства культур начиная с самых архаичных не позволял институциализировать этот тип сакрализации. В культурах иного типа интимное, имеющее всегда смысл скрытого, сокровенного и сакрального, объективировалось в каком-то коллективном образе или фетише, будь то фигура монарха, герб государства или религиозный символ. В современном обществе сакральное как бы вернулось к своему истоку: невидимой стороне человеческого существования, доступной только самому человеку. Конечно, современный человек тоже вынесен за пределы самого себя и живёт в социальном пространстве, которое подчиняет его собственным правилам и объективирует его сущность. Однако при всём при этом современный человек ощущает надёжную стену, отделяющую его внутренний мир от внешних влияний. Он с большим скепсисом относится к тем большим идеям, которые не так давно кружили голову многим европейцам. Сегодня эти большие идеи выброшены на свалку истории вместе с их создателями. Это, конечно, не говорит о том, что современный человек вообще утратил веру в какие-либо идеи. Речь идёт лишь о том, что такая вера не является тотальной.
Она может объединять людей в относительно небольшие сообщества, довольно часто носящие маргинальный характер. В условиях современного плюрализма, характеризующего свободный мир, победа одной из этих идеологий над остальными представляется, по меньшей мере, маловероятной. Тем не менее каждая из этих идеологий осуществляет сакрализацию определённых образов и представлений, выдавая их за саму реальность. В результате этой, нерелигиозной, по сути, сакрализации происходит конституирование определённых ценностей. На смену монизму христианской сакрализации приходит, таким образом, плюралистическая сакрализация постмодерного общества. Отсутствие единого религиозного понимания сакрального, утраченного вследствие секуляризации общества и, как следствие, распространения атеизма, заставляет людей создавать различные формы сакрализации, распространяющиеся на иные, нежели религиозные, предметы и явления, однако наделяемые при этом сходным с религиозным смыслом. Этот процесс заметно влияет на становление «локальных» идеологий, служащих как объединению людей вокруг этих «сакральных» объектов, так и способствующих манипуляции людьми путём использования их естественной потребности в сакральном.
Вспоминается забавная присказка — «полное отсутствие всякого присутствия». Этакий убедительный пшик. В общем, «сатана» — именно в кавычках — — это абстракция «небытия», или, говоря понятнее, само ничтожество. Духа зла, противостоящего духу благому, не существует. И это тоже, своего рода, гуманистическая теодицея. Низость или глупость могут определять в этом мире многое, могут, кажется, его и погубить — как уже едва его не погубили фашизм и коммунизм — и все же оттого не перестанут быть лишь низостью или глупостью; зло может торжествовать, то есть за случайностью, недомыслием, бездушием и моральным ничтожеством может оказаться и сила превосходящая — увы, — но сила эта не сакральна, достойна сама по себе лишь презрения, и нашей воли к добру самые сокрушительные поражения, нанесенные ею, никак не затрагивают: «не в силе Бог, а в правде»... Два противоположных мироощущения — архаичное дуалистическое которое без достаточных оснований сейчас еще назовут, пожалуй, религиозным и культурное, гуманистическое — могут быть представлены как разные трактовки понятия сатаны. Итак — Дух зла существует Духа зла не существует Но Бог, благой дух, один. Выходит, не наш бог — то есть понимаемый хоть каплю иначе — уже сатана. Пусть в теории верующие, как будто, так далеко не заходят, в их психологии и на практике получается именно так. Подозрительность к чужой вере выглядит в точности как страх невидимого и коварного духа — она сакральна, внеразумна. Ну кто, скажем, из знакомых вам православных помнит, что отличается от католиков признанием «филиокве» «и от Сына» — то есть, что Святой Дух исходит не только лишь от Бога-Отца ; а если кто и помнит, как тут без Аверинцева разберешься, в чем разница! Но что в костеле что-то не так, и лучше там не показываться — это ощущает каждый православный уже своей православной душой. Со своей стороны, так и черта должно корчить от ладана. А уж религиозные войны между верующими, называющими Бога одинаковыми именами и читающими одни и те же святые книги, были бы и вовсе немыслимы, если бы каждая сторона не стремилась поразить в стороне противной самого духа зла; ведь что еще может оправдать убийство!.. Конечно, ад должен существовать, раз существует черт и наша свобода выбирать между ним и Богом. Ад — это торжество божьей справедливости. Терпимость — грех, весьма близкий к предательству; признание бытия сатаны — идейная нетерпимость, «вечный бой». Конечно, в принципе можно допустить, что наши оппоненты не злоумышляют, а просто заблуждаются; но и то — их, видно, «бес путает», так что какая-то вина есть и во всяком заблуждении, и следует бдительно следить, где кончается заблуждение и начинается грех — служение сатане. Лозунг свободы — сатанинские происки, вроде происков мирового империализма, ищущего погубить пролетарское счастье, — за ним скрываются лже-право на заблуждения и на отлынивание от долга. Богу или идеологии делить свою власть не с кем, кроме дьявола, и потому не за чем, — он хочет диктатуры... Далее, — подобно тому, как идейный коммунист должен презирать всякую капиталистическую филантропию, видя в ней лишь обман и подкуп трудящихся, — так самое добро, делаемое нашими врагами, отнюдь не должно настраивать нас в их пользу. Это — лже-добро, одна только искушающая видимость, — ведь подлинного добра без Бога нет и быть не может, не Бог в добре, а добро в Боге. Сакральное включает в себя и дьявольское и потому опасно, потому — табу; темной силой, как и светлой, располагает сам Бог — потому религиозное чувство и называется божьим страхом, послушание является первой и по существу единственной добродетелью, а Святые врата в алтарь открыты только для его жрецов. Первый человек, Адам, был так счастливо прост, что не ведал еще ни стыда, ни совести; тем и другим всецело заведовал Бог, как, впрочем, для многих и сейчас продолжает заведовать; способность различать добро и зло самостоятельно дарит человеку дьявол, искушая плодами с древа познания — приобщая к разуму, — то есть делая человека именно тем, что он есть как биологический вид, «Homo sapiens», человеком разумным. Дьявол — это разум и есть, дух сомнения, основа человеческой самостоятельности, иначе — его «гордыни». Гуманизм — это сатанизм. Бог един. Значит, каждый, для кого есть Бог — пусть даже мы полагаем, что он судит о нем не столь верно, как судим мы — исповедует Бога того же самого. Да и все без исключения люди, в своем лучшем — «единоверцы», не исключая и атеистов. А маловерами человек поистине религиозный называл бы скорее верующих, но не делающих никому добра, чем добрых и неверующих. Одному Богу известно! В какой храм ходить? В любой, если есть потребность ходить в храм, окружая себя какой-то особой, настраивающей на духовное обстановкой, — этому помешать может не вера в Бога, а страх сатаны; вообще же подлинный божий храм и наиболее достойная творца обстановка — природа. Сатана — вот самое большое суеверие, с которым не сумела расстаться и мнящая себя истинной вера например христианская. Питается это суеверие, кроме всего прочего, человеческой стадностью — духом единения- разделения; стадность нуждается в «образе врага», и когда реального супостата нет, она сама его выдумывает, как сталинизм выдумал «врага народа», — и вот, прообраз врага — врага рода человеческого — дьявол. Религиозные войны, таким образом, если и свидетельствуют о вере, то скорее о суеверной вере в дьявола. Если есть ад, тогда и рая не может быть: представьте только себе это чудесное местечко — по соседству с адом!.. Избавлялся от веры в нечистого уже Христос: за прегрешениями он склонен был видеть не черта, а достойное прощения неведение. Прощать ближнего следует «до семижды семи раз» — у зла ведь нет своего гения. Осуждая, конечно, грех, прощай грешника — ведь зло не может быть в сущности человека, иначе он должен был бы воплощать в себе сатану.
Чаще всего эти места выделяют специальными знаками — флажками, лентами, изображениями, ведь их значение связано с каким-либо чудом, событием, явлением, религиозным наследием прошлого. На Чукотке, например, воздают уважение и считаются сакральными Кигиляхи. Это останцы изолированные горные массивы и местные охотники верят, что творцами сооружений были «шаманские боги», а не природные стихии, трудившиеся здесь веками. Культовые сакральные места как элементы ландшафта выступают в качестве ритуальных, символических объектов поклонения. Они выступают созданию образа божества: духа — хозяина местности, которому посвящаются обращения и жертвоприношения в виде ритуальной пищи. Яркий пример — Бурятия, где коренные жители c древнейших времен почитают и считают сакральной Баргузинскую долину. Те же почитания сакральных мест и на Алтае. Здесь стоит выделить сакральное место Петроглифический комплекс Калбак-Таш. Там присутствуют искусно высечены изображения людей, животных и неведомых фантастических существ. Часть из них легко соотносится с конкретными сюжетами алтайской мифологии, другие связаны с ритуальными действами. То есть речь идет о местах, где есть изображения рисунки, петроглифы, небесная сфера со знаками зодиака, как, например, в пирамидах Египта , несомненно имеющие сакральный смысл. Примеров по всему миру настолько огромное количество, что можно долго изучать хотя бы свой регион проживания и удивляться открытиям. А вот поддаются они расшифровке с нашими знаниями и исследовательской прозорливостью или нет — это уже другой вопрос. Не зря гласит древняя мудрость «Народ, не знающий своих корней, недостоин будущего»! Второй пример сакрального пространства — это любой храм, даже неиспользуемый, заброшенный. В зависимости от религии, функции храма или храмового комплекса будут существенно различаться. Например, храмы для поклонения, воздаяние почестей производится внутри или перед храмом. Сразу вспоминается древнегреческие храмы. А вот исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые являются залами для религиозных собраний и предназначены более для верующего человека, нежели для Бога. С одной стороны, течение времени часто синхронно обычному повседневному времени. А с другой стороны, время не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Смысл в том, что сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и действом. Отрезки времени, такие как цикл дня, недели, месяца, года принимают форму празднеств, встречи или, наоборот, дней скорби и прощания. Например, Страстная седмица, Пасха, Святки, Встреча Весны, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния или затмения,… В каждой культуре и религии есть особые отрезки времени в календаре. Священное время определяет и четко очерчивает ритуальную жизнь, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов. Сакральное искусство и его виды «Главная задача сакральной архитектуры — сделать «прозрачной границу между духом и материей, телом и душой» Архитектор Норман Кунси Перейдем от пространства к более точному, узкому профилю: сакральное искусство. В западноевропейском мире священное искусство называлось «ars sacra». Сакральное искусство можно разделить на следующие направления: Сакральная живопись Это произведения искусства религиозного характера, например, иконы, статуи, картины, мозаики, барельефы и т. Отдельно можно выделить современное сакральное искусство, оно включает в себя произведения того же направления, но в современном понимании, а так же арт-объекты. Сакральная геометрия Все символические изображения, например, христианский крест, Кадуцей — древний индийский символ, позднее ставший символом медицины, Масонский герб Строителей — перекрещенные циркуль и угольник, иудейская звезда «маген Давид», «Всевидящее Око» — все Божественные пропорции, Ярга и свастика — знаковая вязь считается еще Арийской сакральной символикой , китайский символ инь-ян, египетский анкх, пятилепестковая роза — пропорция золотого сечения в пентаграмме, Мальтийский крест и т. Сакральные символы присутствуют внутри или снаружи оргонитов, которые гармонизируют и убирают негативную энергию. Сюда включаются соборы, церкви, мечети, ступы, синагоги, пагоды, пирамиды, и др. Это может быть как небольшая Церковь Покрова на Нерли или Собор Парижской Богоматери парижский собор Нотр-Дам , каждое строение ценно и является сакральным в своей стране, религии, а большинство уже являются памятниками всемирного наследия. Сакральная музыка Культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов. Имеются в виду литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Есть даже направления небогослужебных музыкальных произведений, которые имеют отношение к сакральному, потому что созданы по мотивам традиционной духовной музыки. Например, многие образцы «new age» буквально «новая эра» или Творчество И.
В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?
Таким образом, сакральный, это значит тайный, что-то таинственное, доступное не всем. Протоиерей рассказал о значении Вербного воскресенья и почему его нужно встречать радостно. Значение слова сакральный может быть также связано с тайным знанием и мистическими практиками. Сакральные знания сосредоточены в первую очередь в священных текстах – Библии, Коране, Ведах, Махабхарате, Ригведах и др. Значение слова "сакральный" несёт в себе смысл незыблемости, чего-то неопровержимого и истинного. Сакральный смысл может быть связан с религиозными или духовными традициями, символикой и мифологией, но это не означает, что он доступен только тем, кто разделяет такие верования.
Сакральное и мирское
Символом сакрализации выступает освящение, т. Посвящение - возведение лица посредством установленного таинства или церковного обряда в ту или иную степень духовного служения. Священник - лицо, состоящее при храме и совершающее все таинства, кроме священства. Помимо теологического понимания С. Например, Э. Дюркгейм применил это понятие для обозначения естественноисторической основы подлинно человеческого бытия, его социальной сущности и противопоставил его понятию индивидуалистического эгоистического существования. Некоторые религиоведы рассматривают процедуру сакрализации как существенный отличительный признак всякой религии - пантеистической, теистической и атеистической: религия начинается там, где складывается система сакрализации особо ценных идеалов.
Церковь и государство вырабатывают сложную и тонкую систему защиты и трансляции священного отношения людей к базовым идеалам сложившейся культуры. Трансляция осуществляется согласованными между собой методами и средствами всех форм общественной жизни. Среди них - жесткие нормы права и мягкие приемы искусства. Индивид с пеленок и до гробовой доски погружен в генерируемую семьей, родом, племенем и государством систему С. Он вовлекается в церемонии, ритуальные действия, совершает молитвы, обряды, соблюдает посты и множество иных религиозных предписаний. Сакрализации прежде всего подвергаются нормы и правила отношения к ближнему и дальнему, семье, народу, государству и абсолюту.
Система сакрализации состоит из. На создание такой системы требуется много времени, она впитывает в себя прошлые и вновь возникшие традиции. Благодаря сакральным традициям и актуально существующей системе сакрализации общество добивается воспроизводства определенной религии во всех своих горизонталях социальные группы, классы и вертикалях поколения. Когда избранный объект сакрализован, в его реальность верят сильнее, нежели в эмпирически данные вещи. Высшая степень С. Всякая религиозность сопряжена с С.
Святых немного, их пример служит ориентиром для обычных людей. Степени С. Пивоваров 3 Сакральное - чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении « Сакральное » 1917 определяет как «чувство творческого состояния», или чувство «нуминозного», подразумевающего божественное величие. Сакральное включает в себя элемент « страха » перед абсолютным могуществом, причем это не страх перед опасностью, не тоска от неопределенности будущего; а также — элемент «тайны» непознаваемого; оно чемто напоминает чувство «громадного», в то время как его объект обладает:вполне определенной «чарующей» силой. В целом, страх, тайна и очарование будут тремя составляющими чувства сакрального.
Любое религиозное чувство греха, искупления и т. Сакральное противоположно профанному в той мере, в какой оно обладает «могуществом», которого профанное лишено. Сакральное от лат. Пивоваров чувство религиозного. Что такое "сакральное": значение и толкование слова. Сакральные знания.
Религиозное сознание со временем углубило понимание термина, внеся в него оттенок целенаправленности такого отделения. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» - это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода - могут иметь сакральное значение.
Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии - раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи.
Сакральные знания - это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение, поклон и так далее.
Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко — характеристики внутреннего содержания личности? Святое, священное, сакральное - сравнение понятий Святость - это атрибут Божества и Божественного. Святое - это обладающее Божественными качествами или уникальными благодатными свойствами, близкое или посвященное Богу, отмеченное Божественным присутствием. Священное обычно означает конкретные предметы и действия, посвящённые Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Значения понятий священное и святое частично перекрываются, однако священное выражает в большей степени религиозное предназначение субъекта, чем его внутренние свойства, подчеркивает его отделенность от мирского, необходимость особого к нему отношения. В отличие от обоих предыдущих понятий, Сакральное появилось не в религиозном, а в научном лексиконе и используется при описании всех религий, включая язычество, первоначальные верования и мифологию.
Существует несколько позиций, с которыми связано понятие сакрального. Среди них - нуминозность, хтоническое, индифферентное отношение к системе знакового обмена, несоответствие идее количественного, неартикулированный и сокрытый характер, представление о сакральном как о Другом. Сакральное - это все, что создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним. Что скрывает значение слова "сакральный"? Значение слова сакральный можно найти ещё в древней литературе. Слово ассоциируется с религией, чем-то таинственным, божественным.
Смысловое содержание относится к истокам всего сущего на Земле. Что говорят словарные источники? Значение слова "сакральный" несёт в себе смысл незыблемости, чего-то неопровержимого и истинного. Называя вещи или события этим термином, подразумевают связь с неземными вещами. Всегда присутствует некий культ, святость в происхождении описываемых свойств. Отследим, что означает слово "сакральный", по существующим словарям: Смысловое содержание слова противопоставляется сущему и мирскому.
Сакральный относится к духовному состоянию человека. Предполагается, что смысл слова познается сердцем за счёт веры или надежды. Любовь становится инструментом для понимания таинственного значения термина. Вещи, названные словом "сакральное", тщательно оберегаются людьми от посягательств. В основу закладывается неоспоримая святость, не требующая доказательств. Значение слова "сакральный" относится к таким определениям, как святое, истинное, заветное, неземное.
Сакральные признаки можно обнаружить в любой религии, их ассоциируют с ценными идеалами, чаще духовными. Истоки сакрального закладываются обществом через семью, государство, другие структуры. Откуда берутся таинственные знания? Значение слова "сакральный" передаётся из поколения в поколение путём таинств, молитв, через воспитание подрастающего потомства. Смысловое содержание сакральных вещей невозможно описать словами.
Сакральный характер танцев. Арабский язык, язык основателя религии, до сих пор остается её сакральным языком.
Аверинцев, «Смысл вероучения и формы культуры», 1993 г. Булгаков, «Свет невечерний», 1916 г.
Оно динамично на фоне своей противоположности — обычного, профанического. Рассмотрим формы существования сакрального, его связь с другими категориями и попробуем разобраться, как этот феномен проявляется в сегодняшней, казалось бы, преимущественно светской жизни. Онтология сакрального: вещи, тела, время и пространство Материальные предметы В Средние века походы за Гробом Господним привели к настоящему помешательству на святых реликвиях. Умберто Эко в романе «Баудолино» рассказывает о циничной подделке мощей и прочих сакральных предметов в ту эпоху: торговцы в промышленных масштабах производили розги, губки, гвозди, обрывки багряницы и множество других артефактов, якобы имевших отношение к жизни и крестным мукам Спасителя. Историк и исследователь средневековья Арон Гуревич приводил свидетельства того, что заподозренных в святости иногда даже убивали, чтобы завладеть их мощами. Однако столь высоким статусом могут обладать не только предметы религиозного почитания. Портрет покойной матери в медальоне, пробитое знамя полка, военный мемориал — это тоже сакральные вещи, имеющие огромную значимость, как и главные материальные символы государственности. Президент, вступая в должность, кладет руку на конституцию — так он подчеркивает, что служит закону, который имеет высшую природу.
Сакральный предмет в религиозном представлении — это не просто вещь, а своего рода интерфейс, позволяющий осуществлять выход в иное, непрофаническое пространство. Мирча Элиаде называл такую манифестацию священного иерофанией — по аналогии с теофанией богоявлением , но вне конкретных конфессий. В язычестве это, например, камень, разбитый молнией, или животное, в котором живет дух-предок. Христианская концепция воплощения Господа в человеке тоже иерофания. Божественное, проявляя себя в материальных вещах, делает существование неоднородным, разделяя его на обыденное и «нечто совсем иное». Таким образом, предмет священен не сам по себе, а постольку, поскольку содержит сакральное зерно, которое преобразует обыденную вещь и позволяет ощущать вокруг нее невидимую надстройку. Для одного племени определенный вид дерева может не значить ничего — а у другого такая порода будет считаться сакральной, если его ствол, например, выполняет функцию мировой оси. В этом случае конкретное растение связывается с космогоническим древом, которое служит мостом между срединным царством людей и верхним и нижним мирами. Священная флора не так чужда современному человеку, как кажется на первый взгляд. Гуляя по лесу, мы можем не видеть в елях ничего особенного, но украшенное гирляндой и игрушками дерево сразу заставляет ощущать волшебство и таинственность зимних праздников.
Так же мы относимся к предметам замещения пластиковые елки и к другим атрибутам Нового года и Рождества. А вот ощущение, что игрушки и мишура «не настоящие, потому что не радуют», — явный симптом дефицита сакрального. В отличие от Мирчи Элиаде, который разграничивал сакральное и профаническое, богослов Анри Буйяр наряду с этими двумя категориями выделял еще и понятие «божественного». Прикоснуться к последнему как раз и помогает сакральное, понимаемое как некая «буферная зона» в профаническом мире. Как видим, в обеих системах сохраняется разделение на «обычные» и «необычные» предметы, что принципиально важно для понимания этого феномена. Пространство и время Пространство, в котором существуют священные объекты, неравномерно. Оно словно имеет лакуны, где бытие устремляется в сверхчувственный мир, «просвечиваемый» иногда сквозь обыденность. Похожим образом в христианстве от воплощенного в человеческом теле Спасителя, согласно католическому догмату о филиокве , исходит Святой Дух. Сакральные пространства отличаются от профанических, предполагают определенные правила поведения и доступны не для всех. В племенной «мужской дом» строго запрещалось входить женщинам, а в некоторых культурах — неженатым юношам.
Во времена раннего христианства на основной части литургии могли присутствовать только члены церкви, поэтому оглашенные те, кто готовились принять крещение покидали храм — им разрешалось находиться в притворе, у дверей. Внутреннее устройство всякого священного места неслучайно и повторяет метафизическую организацию мира. Для бурятских обрядов в юрте устанавливаются березы, выходящие верхушкой в дымоход, — дерево позволяет шаману выбраться на небо, а пространство сооружения связывается с общим устройством вселенной. Береза тут центр не только сакральной локации, но и всего мироздания. В организации христианского храма также есть самое священное пространство, «сердце» церкви — алтарь с престолом, где находятся святые дары, особый крест, Евангелие для богослужений и другие подобные предметы. Горнее место, возвышение, расположенное рядом, — это кафедра для епископа, которая соотносится с Престолом Господним. Время в религиозном мировосприятии также неоднородно. Существуют периоды, когда «профанический» ход событий прерывается и человек приобщается к «священному» времени. Это позволяют сделать особые дни — религиозные праздники. Например, Шаббат у евреев, Пасха или Рождество у христиан, календарные торжества у язычников и неоязычников.
Подобно тому как пространственные категории не подчинены законам обычного мира маленькая юрта в ходе обряда вмещает в себя вселенную , сакральное время тоже течет не так, как профаническое. Когда события священной истории раз за разом воспроизводятся в религиозных ритуалах, они действительно снова и снова происходят в переживании верующих — скажем, Христос ежегодно рождается, претерпевает страсти, воскресает. Человек и его телесность И в мифологии, и в религии, как правило, в творении человека принимает участие божество.
Оно используется для обозначения того, что относится к религиозным обрядам определенной веры.
Сакраментальными считают обряды, которые имеют особую духовную силу и считаются священными. Это может включать крещение, причастие, посвящение и другие ритуалы, которые обладают особым духовным значением и считаются непостижимыми для разума. Таким образом, основное различие между «сакральным» и «сакраментальным» заключается в том, что «сакральный» относится к обозначению священного в духовной сфере в общем смысле, в то время как «сакраментальный» конкретно относится к религиозным обрядам и действиям, которые обладают важным духовным значением.
Как найти сакральные знания
значит его вербализовать, переложить на язык -социальную систему знаков, опосредующую отношение членов коллектива. Значение слова сакральный в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Словарь медицинских терминов. Таким образом, сакральный, это значит тайный, что-то таинственное, доступное не всем. священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый. В анатомии "сакральный" означает "крестцовый, относящийся к крестцу". Сакральное в теологии означает подчиненное Бо гу.
Сакральный — Значение слова
Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: — Сакральная живопись. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства.
Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения.
Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания — это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека. Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др.
В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Елены Петровной Блаватской или книги Алисы Бейлис, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это — сакральные тексты. Читайте также: Кто такой Бог Эрот и как связан с Амуром и Купидоном Действие Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие?
Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего. Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела. В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение, поклон и так далее. Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы.
Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду. Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье.
Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град старосл. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах. Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие. Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле.
Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение.
Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др.
Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога.
В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием.
Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр. В любом случае священное время организует ритуальную жизнь культа, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов. Знания Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными.
Сакральные знания — это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессионально богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека. Сакральные тексты Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше.