Новости что значит сакральный

Значение слова "сакральный" несёт в себе смысл незыблемости, чего-то неопровержимого и истинного.

Александр Маклаков. Сакральные знания. Что это такое?

И эта сакральность выходит далеко за рамки религиозных практик. Понятия «сакральная жертва» и «сакральный смысл» Под «сакральной жертвой» понимается жертвоприношение в рамках религиозного культа, чаще всего это человеческая жертва. Наиболее известный пример - жертвоприношения ацтеков, майя, инков, при которых в жертву приносились люди. Сакральные жертвы связаны со многими древними верованиями.

В современном значении термин «сакральная жертва» также иногда применяется по отношению к гибели известных людей, если эта смерть приобретает символическое, знаковое значение и используется в политических целях. Под «сакральным смыслом» понимается скрытый, тайный смысл чего-либо. Это может быть приписывание особого значения, ценности обыденным вещам и событиям.

Например, флаг и гимн страны несут сакральный смысл, связанный с историей и культурой народа. Также сакральный смысл может вкладываться в различные эзотерические и мистические практики.

Многие рутинные функции, ранее выполнявшиеся людьми, были автоматизированы в процессе компьютеризации, при этом постоянное использование компьютеров конторскими служащими стало чем-то само собой разумеющимся. Последствия автоматизации привлекли к себе серьезное внимание социологов. Развернулась полемика относительно воздействия автоматизации на содержание работы. Блаунер Blauner, 1964 полагал, что автоматизация выгодна для работников, поскольку она устраняет неприятные и сохраняет более интересные аспекты работы, требующие от них определенной квалификации, свободы действий и способности принимать решения. Однако на деле развитие автоматизации вело к устранению даже этих содержательных аспектов в работе низкоквалифицированных рабочих и конторских служащих.

С недавних пор стало модным говорить о том, что автоматизация квалифицированного человеческого контроля ведет к деквалификации. Противники этого взгляда утверждают, что обществу, в котором преобладают высокие технологии, потребуются новые виды квалификаций.

Сакральное значение слова может быть разным для различных культур и религий, но всегда оно несет в себе особую силу и значимость. Сакральный — это также то, что имеет особое значение и статус в обществе. Например, в древних церемониях и обрядах использовались сакральные предметы, которые считались священными и недоступными для обычных людей.

Также существуют сакральные места, куда люди приходят для поклонения и почитания. Значение слова сакральный может быть также связано с тайным знанием и мистическими практиками. В различных религиях и культурах существуют сакральные тексты, которые хранят в себе знания о божественном и высшем мире. Их понимание доступно лишь избранным и требует особого подхода и размышления.

Индивид с пеленок и до гробовой доски погружен в генерируемую семьей, родом, племенем и государством систему С. Он вовлекается в церемонии, ритуальные действия, совершает молитвы, обряды, соблюдает посты и множество иных религиозных предписаний. Сакрализации прежде всего подвергаются нормы и правила отношения к ближнему и дальнему, семье, народу, государству и абсолюту.

Система сакрализации состоит из. На создание такой системы требуется много времени, она впитывает в себя прошлые и вновь возникшие традиции. Благодаря сакральным традициям и актуально существующей системе сакрализации общество добивается воспроизводства определенной религии во всех своих горизонталях социальные группы , классы и вертикалях поколения. Когда избранный объект сакрализован, в его реальность верят сильнее, нежели в эмпирически данные вещи. Высшая степень С. Всякая религиозность сопряжена с С. Святых немного, их пример служит ориентиром для обычных людей.

Степени С. Пивоваров 3 Сакральное - чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении « Сакральное » 1917 определяет как «чувство творческого состояния», или чувство «нуминозного», подразумевающего божественное величие. Сакральное включает в себя элемент « страха » перед абсолютным могуществом, причем это не страх перед опасностью, не тоска от неопределенности будущего; а также — элемент «тайны» непознаваемого; оно чемто напоминает чувство «громадного», в то время как его объект обладает:вполне определенной «чарующей» силой. В целом, страх, тайна и очарование будут тремя составляющими чувства сакрального. Любое религиозное чувство греха, искупления и т. Сакральное противоположно профанному в той мере, в какой оно обладает «могуществом», которого профанное лишено.

Сакральное от лат. Благодаря сакральным традициям и актуально существующей системе сакрализации общество добивается воспроизводства определенной религии во всех своих горизонталях социальные группы, классы и вертикалях поколения. Пивоваров чувство религиозного. Особенно для нашей страны и для ее духовной культуры в частности. Крепостные стены прежнего миросозерцания рухнули, и над миром русского человека взошло неведомое дотоле солнце заграничной духовности. Американский евангелизм, восточные культы, разного рода оккультные школы за минувшие четверть века успели глубоко пустить корни в России. Это имело и положительные стороны - сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом.

Поэтому очень важно понять, что такое сакральное, запредельное измерение бытия. Этимология слова Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого - «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» - это «отделенный, защищенный». То есть священный - это не просто отделенный от мира, в противоположность профанному , а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» - святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» - инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру.

Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности. Области распространения сакрального Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время - в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли. Сакральное искусство Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной.

Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное - усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: Сакральная живопись. Сакральная геометрия.

Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда "маген Давид", китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. Сакральная архитектура. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов - литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age.

Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области - кулинария, литература, шитье одежды и даже мода - могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи - конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками - флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора.

Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам - духам и др. Другой пример сакрального пространства - храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться.

Значение слова "сакральный": определение, происхождение, примеры и использование

Вы точно человек? сакральное явление моей жизни: ностальгия в сочетании с умеренным оптимизмом.
Значение слова "сакральный" Центральная идея теории сакрального состоит в том, что все вещи, с которыми мы имеем дело, которые мы способны узнать, делятся на сакральные и профанные.

Сакральный — Значение слова

Очевидно, что сакральное и священное – синонимы, однако в научном языке стали использовать термин «сакральное», чтобы избавиться от дополнительных значений «религиозный», «церковный». При этом сакральные объекты являются сакральными не сами по себе, но потому, что сакральное в них проявилось. Сакральное (от лат. sacrum — «священная кость» — часть позвоночника для соединения с тазом). А в в широком смысле — всё, имеющее отношение к мистике. САКРАЛЬНОЕ САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости. Сакральный смысл часто вызывает эмоциональные реакции и подзывает к глубокому внутреннему погружению для раскрытия его истинного значения и значение связанного с ним опыта.

Что означает слово сакральный?

Сакральное в теологии означает подчиненное Бо­ гу. По э. дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). к области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаю. Что означает слово «Сакральный»: значение, пример применения и другая информация о слове. Сакральные знания сосредоточены в первую очередь в священных текстах – Библии, Коране, Ведах, Махабхарате, Ригведах и др. В современном значении термин «сакральная жертва» также иногда применяется по отношению к гибели известных людей, если эта смерть приобретает символическое, знаковое значение и используется в политических целях.

Сакра́льный

Как найти сакральные знания. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием.
Как найти сакральные знания - Сакральные знания При этом сакральные объекты являются сакральными не сами по себе, но потому, что сакральное в них проявилось.
Сакра́льный - что это значит простыми словами | Знакомства через слова Значение[править]. книжн. относящийся к религиозному культу; священный, ритуальный Ислам начал с того, что обратил народ, среди которого возник, — арабов.

САКРАЛЬНЫЙ

Значение слова "сакральный" передаётся из поколения в поколение путём таинств, молитв, через воспитание подрастающего потомства. Священное место, священная земля, священное пространство, святая земля или святое место относится к месту, которое считается священным или освященным. Данная трактовка особенно значима в контексте учета элементов сакрального в ходе исследования имиджевых технологий, агитационно-пропагандистских материалов и актуализации основных идеологий. Значение слова "сакральный" несёт в себе смысл незыблемости, чего-то неопровержимого и истинного. Это значение целиком совпадает со смыслом слова «сакральный», за одним исключением: последнее, кроме того, используется в анатомии. Сакральный смысл, сакральный орнамент, сакральные культы, сакральный перфоманс, сакральные танцы, сакральное ощущение. Таким образом, слово "сакральный" часто связывается и с мистикой, и с магией.

Вы точно человек?

Искусство представляет собой секуляризованный вариант религии. С одной стороны, безусловно, искусство профанирует религиозный смысл, поскольку, как отмечает Борис Гройс, само появление искусства связано с профанацией сакрального. Однако, как пишет тот же Гройс, смысл сакрального двойствен: под ним следует понимать не только возвышенное и святое, но и нечистое, табуированное. По меньшей мере со времен Роже Кайуа и Жоржа Батая мы знаем, что все относящееся к испражнениям сакрально, то есть запретно, табуизировано. Дюшан и Манцони таким образом находятся в старой, доброй традиции профанации сакрального - с учетом не менее традиционной замены святого на нечистое» [2]. Вряд ли, однако, речь в данном случае идёт о десакрализации. Скорее тут необходимо говорить о новом смысле сакрального, который, на самом деле, не противоречит изначальному его смыслу.

Этот «новый смысл» сакрального заключается в том, чтобы обнажить перед человеком саму реальность, находящуюся по ту сторону добра и зла. В этом, очевидно, и состоит сакральный смысл современного искусства, которое следует понимать как искусство трансгрессии, нарушения запретов. Возвращение к реальности, в данном случае, означает прежде всего возвращение к тому, что вытеснено современной культурой из сознания человека. Таким тотально вытесненным является смерть. Отмена смерти - наш фантазм, развивающийся во все стороны: в религиях это фантазм загробной жизни и вечности, в науке - фантазм истины, в экономике - фантазм производительности и накопления. Ни одна другая культура не знает подобной различительной оппозиции жизни и смерти, где жизнь выступала бы как положительный член: жизнь как накопление, смерть как расплата» [1; С.

Смерть как истина человеческого существования, безусловно, имеет сакральный смысл. Но это сакральное не в смысле чего-то позитивно переживаемого, а именно, сакральное в собственном смысле слова: сакральное как тайна, как невозможность быть постигнутым, как сам предел человеческого, который сакрализует его само. Смерть сакральна именно как моя смерть, поскольку выступает в качестве абсолюта, придающего смысл всему моему существованию. Смысл окончательный и завершённый. Если современный человек утрачивает осознание трагизма своего существования, в чём, согласно Бодрийяру, и заключается главный его трагизм, то это потому, что он утрачивает способность мыслить смерть как свою. Поэтому искусство должно вернуть ему эту способность, вернув ему тем самым и антропологическую форму его существования.

Искусство является тем институтом, который способен говорить о смерти, не скрывая её прямого смысла. Этим оно принципиально отличается от религии. Этой работой скорби питается вся западноевропейская метафизика смерти, начиная с христианства и вплоть до метафизического понятия влечения к смерти» [1; С. Таким образом, современная секулярная культура, в целом, вытесняет смерть из сознания человека, однако благодаря искусству смерть вновь возвращается в виде некого симптома, проглядывающего в произведениях искусства. Тем самым искусство осуществляет процесс ресакрализации социального пространства и возвращения человека к традиционной шкале ценностей, интериоризация которой становится возможной лишь в результате осуществления определённого опыта.

Таким образом, основное различие между «сакральным» и «сакраментальным» заключается в том, что «сакральный» относится к обозначению священного в духовной сфере в общем смысле, в то время как «сакраментальный» конкретно относится к религиозным обрядам и действиям, которые обладают важным духовным значением. Подведём итог: музыку или знания можно назвать как сакральными, так и сакраментальными, это не изменит общего смысла, а вот сакральный отдел позвоночника может быть только сакральным. Часто можно услышать выражение "сакраментальный вопрос" - это значит, что вопрос является загадкой для вопрошающего и очевидного ответа на него нет.

А святое, соответственно — это сверхъестественное мистика. Религия для нас — сверхприродна, чудесна. Сила вполне «райская»: не ведающая добра, зла, и не стыдящаяся естества. Это религия человека до его грехопадения. Сила, извергшая из себя естественное, также, как и сатанинское... Естество — грех... Это религия человека после грехопадения. Сила реальная — этим все сказано. А реальность многообразна. Сакральное является нам в разных обличьях, оно есть, как бы, их идея в платоновском понимании , логический род, ощущаемый как вошедший в особь ее особенный дух и тем обеспечивающий ей бытие, жизненность, силу влиять; но родам несть числа, сакральное — самое разное. Что и само сакральное тоже есть род, то есть, не имеет ли сакральное во всем общий исток — вопрос отвлеченный, то есть несуществующий. А практика — между анимизмом, фетишизмом и политеизмом. Сила благая — значит, истинная — значит, единственная. Это не логика, но по мере того, как логика начинает для нас что-то значить, трудно становится чувствовать иначе. Двух истин быть не может — в чем бы ни проявлялась святая сила, исток ее должен быть один. Сила, категория общая, абстрагируется от своих разных обличий, абсолютизируется и в конце концов остается в одиночестве; с конкретным определением благая, она ставится выше всего, оставаясь живым духом со своим собственным отношением к миру, — лицом. Сила, как дух того и другого в мире. Боги действуют в нем, внутри него, и, пожалуй, не старше природы. Сила, одушевляющая все, дух всего: Бог в мире как Промыслитель, управитель, но и одновременно и вне его — как его Творец. Сила бессмертная. Гибель предмета не означает ведь гибели рода, к которому он принадлежал, а род — это дух, и дух этот, значит, остается жить и где-то невидимо обретается, пока, может быть, не войдет в другой предмет. Конечность — это судьба особей и видов, но абсолют — это самый общий род, в который входит все; значит, и безусловно способный пережить по отдельности все в себе, родив, может быть, все заново... Сила семьи, всякого рода-племени, заключена в его особом духе тотеме ; как видим, идея избранничества — своего, племенного бога — лежит уже в существе сакрального. Человек — животное общественное; сначала сакрализованный род, и лишь потом особь... Приобщить человека к родовому богу может, ясно, только его родитель. Впрочем, обряд инициации юношей — может, потому, что от других родов происходили жены и это как-то тревожило, а может, ради возможностей усыновления — оказывался необходимым. Сила благая и тем самым — наша, ведь хорошо то, что нам хорошо... Человек — животное общественное стадное , и этот инстинкт прочно оседлал религиозное чувство, тем паче, что когда-то был с ним неразличим. Но в паству нашего Бога можно, все-таки, посвятить и человека со стороны с некоторых пор, — по мере того, как Бог возвышался до всеобщего. Архаичный обряд инициации оказался не лишним обрезание, крещение. А с древних пор остались крестные родители, — крестившийся — вроде найденыша. Сила, хотя и полностью аморальная что только ни творят языческие боги! Сила благая — то есть по определению моральная, сама воплощающая в себе добро и обязывающая к добру тех, кто к ней причастен. Причем это принуждение человек должен воспринимать, как свое собственное благо. Культ этой силы — задабривание: страх, заставляющий чем-то дорогим для тебя против воли делиться, обрекая себя на голод или иные муки, — жертвовать. Общение с этой силой — вполне меркантильное и в этом плане осязаемое. Но только лишь в этом; сакральное, не обязанное справедливостью, остается для тесного контакта причащения опасным, и — табу. Посредником между человеком и богом выступает человек особенный, сам впустивший в себя сакральную силу — шаман, жрец. Культ этой силы — почитание: страх и одновременно любовь. Без любви, жертвы ей могут оказаться и неугодными. В конце концов прозвучит — «не жертвы хочу, а милости»...

В пример он приводит египетские пирамиды, огромные моря, а также стихийные бедствия и войну — явления, которые сочетают масштабность и динамику Macht и способны вызывать страх. Рудольф Отто отмечал, что эстетическая категория возвышенного действительно имеет нечто общее с его пугающим и таинственным нуминозным — даже притом, что саму эстетику он называет лишь «бледным отблеском нашего предмета». Отто подчеркивает, что не всякий очень большой объект вызывает у нас такое чувство. Как и нуминозное, это понятие содержит в себе нечто таинственное. И тоже амбивалентно — притягивает и пугает одновременно. Между эстетическим и сакральным действительно много общего. В обоих случаях это выход за пределы обыденного опыта, мы оказываемся в ином пространстве и времени и что-то остро переживаем. Не имеет значения, где находится человек по меркам профанического — трясется в автобусе или сидит в крошечной душной комнате. Музыка или книга, как и простое созерцание неба, может сделать физическую локацию эфемерной. Для нерелигиозных людей, которые не увлекаются психоделиками и медитацией, это один из немногих способов ощутить такое единение с миром и растворение субъектности, экстаз и катарсис. Сакральное, согласно Жоржу Батаю, позволяет вырваться из мира пользы и опредмечивания, где человек — такой же инструмент, как и созданные им самим орудия. А всякое настоящее искусство, как говорил Оскар Уайльд, совершенно бесполезно. Оно не служит цели — в нем художник непродуктивно растрачивает себя, его творчество не дает ничего, кроме эстетического наслаждения. Подобное переживание прорывает оболочку одиночества, нарушая границы, как совместная ритуальная практика, оргия или насилие. Замкнутые в субъективном мире атомарные человеческие существа, погружаясь в общее эстетическое переживание или делясь своим искусством, получают возможность проткнуть оболочку одиночества в бытии. По словам соавтора и возлюбленной Батая Колетт Пеньо, сакральное реализуется в соучастии, оно «должно смешиваться с социальным». По этой же причине не бывает индивидуальных праздников, и даже для простого распития маленького дионисийского акта люди часто стремятся найти собутыльника. Потому эстетическое переживание от искусства можно сравнить и с мистерией: оно дарит нам общий, разделенный опыт. Сакральная социология Новейшего времени Принято считать, что процесс секуляризации, начавшийся в Новое время, привел к тому, что для религиозного мировосприятия оставалось всё меньше места. Таинственные белые пятна постепенно исчезали с карт, и не только географических. Мир, некогда полный божественного, разделился на естественный и сверхъестественный, причем непонятно, существует ли этот последний. Тем не менее сакральное всё еще обнаруживает себя в разных областях жизни, включая политику, право и этику, а дискуссии о содержании этого понятия идут до сих пор. Какой бы ни была степень десакрализации Мира, человек, избравший мирской образ жизни, не способен полностью отделаться от религиозного поведения. Мирча Элиаде Можно предположить, что в этой цитате речь идет о сакральном в метафорическом смысле слова. Действительно, для человека из светского мира продолжают существовать явления, которые определяются как что-то особое в ряду прочих, как «нечто совсем другое». В СССР с его официальным богоборческим курсом были сформированы полноценные культы вождей, выдающихся пионеров и мучеников революции, сочетающие мифотворчество, античное восхваление героев и мессианство. Монополия на священное перешла от церкви к советской власти, но формы почитания не слишком изменились. Такая преемственность типична для любых общественных систем и социальных процессов, в основе которых лежит жертва. Впоследствии она становится символом, а мученики и герои в силу суверенности получают более высокий статус, чем другие люди. Нам до сих пор знакомы практики инициации, позволяющие субъекту стать полноправным членом сообщества, — и, наоборот, ритуальные изгнания, когда участник группы совершает проступок и подвергается травле. Буллинг вместо побивания камнями. Пластиковая елка вместо настоящей а та, в свою очередь, — вместо языческого жертвоприношения. Эмиль Дюркгейм выдвинул тезис: «Общество и есть Бог». Как и в случае с религией, социум накладывает на человека ряд морально-этических ограничений, опутывает сетью разрешений и запретов, обрядов и ритуалов, которые связывают, инициируют индивидов. Таким образом, в современном мире место божественного занимает личность. Это можно заметить даже в массовой культуре, где почти мифологические образы обрастают кучей бытовых проблем и вместо механического набора опций и общих признаков приобретают… характер. Так, Джокер, практически дух хаоса и едва ли человек в классических комиксах, в фильме с Хоакином Фениксом становится героем социально-психологической драмы. Из-за сакрализации индивидуальных переживаний этика сегодня занимает такое важное место в общественных дискуссиях, а оскорбление чувств другой личности оказывается кощунством. Священное не может быть предметом споров. Его ценность не обсуждается, а покушения на него вызывают сильный эмоциональный отклик и приводят к закланию нарушителей в соответствии с теорией Рене Жирара о «козле отпущения»: подвергнув индивида сакрализованному насилию, группа совершает символическое жертвоприношение и становится сплоченнее. Когда личное представление признаётся главным основанием реальности, системы, которые не позиционируются как религиозные, приобретают тем не менее собственную метафизику.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий