в широком смысле означает всё, что имеет отношение к мистическому, потустороннему, религиозному, иррациональному, небесному, божественному. священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного. Таким образом, сакральный, это значит тайный, что-то таинственное, доступное не всем.
Александр Маклаков. Сакральные знания. Что это такое?
Таким образом, сакральное имеет широкий спектр значений и интерпретаций в разных сферах жизни. имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) – мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Сакральный смысл часто вызывает эмоциональные реакции и подзывает к глубокому внутреннему погружению для раскрытия его истинного значения и значение связанного с ним опыта. По э. дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). к области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаю.
Значение слова "сакральный"
Святое — чудесный источник жизни, надежда на бессмертие. Сила, не дифференцированная на добрую и злую, — ведь вообще всякая сила для дикаря есть то же, что право. В терминах более поздней религии — всегда дуалистической — заключающая в себе одновременно и божеское и сатанинское. Сила исключительно благая, — что знаменует пробуждающиеся в человеке способность и желание различать право и силу. От сакрального, впрочем, остается явный или мерцающий и есть и нет образ силы злой — то есть сатаны. Cила, которую не судят, — ибо нет еще достаточной способности суждения.
Задача в другом: как-то угодить ей, не разгневать... Сила, которую не судят — заведомо благое заведомо выше нашего суда. Задача в другом: оказаться ей угодным, не согрешить... Сила, действующая во всем, от чего мы только зависим: в звере, огне, любви... Ведь, собственно, различения естественного и сверхъестественного для дикаря еще не существует, ибо ничто он и не силится себе объяснить, все для него — говоря современным языком — мистика, но мистика его в самом порядке вещей и есть единственный «закон природы».
Религия для дикаря естественна. Сила, способная действовать во всем, хотя многое действует и само по себе иначе откуда, при ее благости, взялось бы в мире несовершенство. Само — значит естественно, следуя порядку самих вещей и так, значит, что может быть понято и уж не вызывать ни трепета, ни даже удивления. А святое, соответственно — это сверхъестественное мистика. Религия для нас — сверхприродна, чудесна.
Сила вполне «райская»: не ведающая добра, зла, и не стыдящаяся естества. Это религия человека до его грехопадения. Сила, извергшая из себя естественное, также, как и сатанинское... Естество — грех... Это религия человека после грехопадения.
Сила реальная — этим все сказано. А реальность многообразна. Сакральное является нам в разных обличьях, оно есть, как бы, их идея в платоновском понимании , логический род, ощущаемый как вошедший в особь ее особенный дух и тем обеспечивающий ей бытие, жизненность, силу влиять; но родам несть числа, сакральное — самое разное. Что и само сакральное тоже есть род, то есть, не имеет ли сакральное во всем общий исток — вопрос отвлеченный, то есть несуществующий. А практика — между анимизмом, фетишизмом и политеизмом.
Сила благая — значит, истинная — значит, единственная. Это не логика, но по мере того, как логика начинает для нас что-то значить, трудно становится чувствовать иначе. Двух истин быть не может — в чем бы ни проявлялась святая сила, исток ее должен быть один. Сила, категория общая, абстрагируется от своих разных обличий, абсолютизируется и в конце концов остается в одиночестве; с конкретным определением благая, она ставится выше всего, оставаясь живым духом со своим собственным отношением к миру, — лицом. Сила, как дух того и другого в мире.
Боги действуют в нем, внутри него, и, пожалуй, не старше природы. Сила, одушевляющая все, дух всего: Бог в мире как Промыслитель, управитель, но и одновременно и вне его — как его Творец. Сила бессмертная. Гибель предмета не означает ведь гибели рода, к которому он принадлежал, а род — это дух, и дух этот, значит, остается жить и где-то невидимо обретается, пока, может быть, не войдет в другой предмет. Конечность — это судьба особей и видов, но абсолют — это самый общий род, в который входит все; значит, и безусловно способный пережить по отдельности все в себе, родив, может быть, все заново...
Сила семьи, всякого рода-племени, заключена в его особом духе тотеме ; как видим, идея избранничества — своего, племенного бога — лежит уже в существе сакрального. Человек — животное общественное; сначала сакрализованный род, и лишь потом особь... Приобщить человека к родовому богу может, ясно, только его родитель. Впрочем, обряд инициации юношей — может, потому, что от других родов происходили жены и это как-то тревожило, а может, ради возможностей усыновления — оказывался необходимым. Сила благая и тем самым — наша, ведь хорошо то, что нам хорошо...
Иногда считалось запретным даже наступать на тень вождя. В Императорском Китае, когда императорская процессия проходила по улицам города, жители не должны были смотреть на императора. Распространённый, но непонятный в современных условиях обычай расстилать ковровую дорожку там, где должны пройти члены официальной делегации, восходит, возможно, к древним представлениям о том, что наделённое властью лицо настолько сакрально, что не должно касаться земли. Правитель способен исцелять своим прикосновением например, средневековым французским королям приписывалось свойство исцелять от золотухи. От благополучия, силы и здоровья правителя в буквальном смысле зависит благополучие народа. Поэтому во многих архаичных культурах существовал обычай убивать «ослабевшего» правителя, ведь его «бессилие» могло иметь драматические последствия для всех подданных. Старение, болезни, поражения в войнах рассматривалось как проявление утраты магической силы правителя. Такого правителя необходимо было заменить Новым. Интересный аспект сакрального - его гендерная поляризация. В архаичных обществах существовало «женское» и «мужское» сакральное: женские и мужские божества, женские и мужские ритуалы.
Так, во многих обществах женщины не могли участвовать в тайных церемониях мужчин, не должны были даже приближаться к месту их проведения. Одного присутствия женщины было достаточно, чтобы разрушить «святость» проводимых ритуалов. Точно так же и присутствие мужчин не допускалось при совершении женских обрядов и ритуалов. В архаичных культурах феномен сакрального связан с понятием ритуальной чистоты и нечистоты.
То есть речь идет о местах, где есть изображения рисунки, петроглифы, небесная сфера со знаками зодиака, как, например, в пирамидах Египта , несомненно имеющие сакральный смысл. Примеров по всему миру настолько огромное количество, что можно долго изучать хотя бы свой регион проживания и удивляться открытиям. А вот поддаются они расшифровке с нашими знаниями и исследовательской прозорливостью или нет — это уже другой вопрос. Не зря гласит древняя мудрость «Народ, не знающий своих корней, недостоин будущего»! Второй пример сакрального пространства — это любой храм, даже неиспользуемый, заброшенный. В зависимости от религии, функции храма или храмового комплекса будут существенно различаться. Например, храмы для поклонения, воздаяние почестей производится внутри или перед храмом. Сразу вспоминается древнегреческие храмы. А вот исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые являются залами для религиозных собраний и предназначены более для верующего человека, нежели для Бога. С одной стороны, течение времени часто синхронно обычному повседневному времени. А с другой стороны, время не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Смысл в том, что сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и действом. Отрезки времени, такие как цикл дня, недели, месяца, года принимают форму празднеств, встречи или, наоборот, дней скорби и прощания. Например, Страстная седмица, Пасха, Святки, Встреча Весны, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния или затмения,… В каждой культуре и религии есть особые отрезки времени в календаре. Священное время определяет и четко очерчивает ритуальную жизнь, определяет очередность и периодичность исполнения обрядов. Сакральное искусство и его виды «Главная задача сакральной архитектуры — сделать «прозрачной границу между духом и материей, телом и душой» Архитектор Норман Кунси Перейдем от пространства к более точному, узкому профилю: сакральное искусство. В западноевропейском мире священное искусство называлось «ars sacra». Сакральное искусство можно разделить на следующие направления: Сакральная живопись Это произведения искусства религиозного характера, например, иконы, статуи, картины, мозаики, барельефы и т. Отдельно можно выделить современное сакральное искусство, оно включает в себя произведения того же направления, но в современном понимании, а так же арт-объекты. Сакральная геометрия Все символические изображения, например, христианский крест, Кадуцей — древний индийский символ, позднее ставший символом медицины, Масонский герб Строителей — перекрещенные циркуль и угольник, иудейская звезда «маген Давид», «Всевидящее Око» — все Божественные пропорции, Ярга и свастика — знаковая вязь считается еще Арийской сакральной символикой , китайский символ инь-ян, египетский анкх, пятилепестковая роза — пропорция золотого сечения в пентаграмме, Мальтийский крест и т. Сакральные символы присутствуют внутри или снаружи оргонитов, которые гармонизируют и убирают негативную энергию. Сюда включаются соборы, церкви, мечети, ступы, синагоги, пагоды, пирамиды, и др. Это может быть как небольшая Церковь Покрова на Нерли или Собор Парижской Богоматери парижский собор Нотр-Дам , каждое строение ценно и является сакральным в своей стране, религии, а большинство уже являются памятниками всемирного наследия. Сакральная музыка Культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов. Имеются в виду литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Есть даже направления небогослужебных музыкальных произведений, которые имеют отношение к сакральному, потому что созданы по мотивам традиционной духовной музыки. Например, многие образцы «new age» буквально «новая эра» или Творчество И. Стравинского, так как он одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в древнейшем и современном фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации. Отдельно отметим такой сакральный инструмент как гусли. Во времена правления Михаила Алексеевича Романова, отца Петра 1 на гусли было гонение их сжигали, но почему? Звучание гуслей, а на них может играть даже ребенок, помогает восстановиться организму, гармонизироваться, получить свободу воли. Сейчас гусли возродились, мы можем насладиться их звучанием и на себе почувствовать их влияние на организм. О каждом из перечисленных видов сакрального искусства написаны книги, статьи и очерки ученых, историков и искусствоведов. Но в данной статье наша цель —понять где же именно прослеживается все сакральное. Сакральные тексты «Просите — и вам дадут; ищите — и найдете; стучите — и вам отворят дверь. Ибо всякий просящий получает; ищущий находит; и тому, кто стучит, отворится дверь. Они являются священными и претендуют на роль проводников знания свыше.
Защищать от моральных нападок на сакральность или от физических действий неприятеля. Если кто с чистой душой проявит желание познакомится с сакральностью с её видимой частью. Не отталкивать, помочь интересующему понять ценность нашего сакрального. Кто без меча к нам пришёл. Эти действия всегда вызывают двухсторонние уважения. Если ты себя ценишь и уважаешь, чтишь память предков, то и другие тебя будут ценить и уважать. И наоборот, смысл понятен. Но жизнь идёт вперёд, ценность меняется, появляются желающие внутри нашего дома что — то отвергнуть частично, что — то полностью. В настоящее время славянский мир проходит очередные испытания. Отвержения западом всего нашего сакрального и не сакрального. Отвержения нас самих. Это не впервые, так было, нам не привыкать. Для нашего мира подобные действия всегда сосредоточены на острее меча. Что подразумевает под собой, либо наш мир рухнет, и он прекратит существовать, либо победа. Другого нам не дано. В этой войне подвергается испытанию наша сакральность. А именно сегодня внутренний противник, по-другому сказать нельзя, нацелился на наши древние сказания, байки — сказки. Сказки подвергаются насильственной трансформации. Это не что иное как духовная и информационная война. Очередной крестовый поход внутри России запада на русскую святую сакральность. На её глубинную тайну. Её можно охарактеризовать словами: застывшая информационная энергия несоизмеримого объёма. Это создатель. Так просто овладеть, пользоваться ею невозможно. Только через наших предков, они как стражи. Можно лишь сказать, что доступ к ней распределён в ключах. Это сказки, музыка, мифы, легенды, архитектура, национальная одежда, литература, художества и др. В сегодняшние дни кроме вышеперечисленных доминантов в жизни России недруги нацелились именно на сказания — сказки. Они хорошо понимают, через сказки детское мышление формирует своё первоначальное представления об ушедших предков, их жизнях и целях. И закладывается основа для дальнейшей жизни детей. Сказка не правда, но в ней намёк. Намёк крупица знаний,информация, заложенная в ней способна начать по - новому моделировать судьбу человека в отдельности, а то и целого народа. Правильный понятый ключ открывает путь к бесконечной информационной энергии. То есть тут можно понять общение с создателем напрямую. Тот народ, у которого правильные ключи невозможно победить. Недруги это хорошо понимают, для воздействия на неокрепшие детские души они начали размывать сказки славянского мира. И получается, в роде бы и сказка, но пустышка. Задача недругов прервать нашу связь с сакральностью. Лишить силы, ума. У нас принято считать на Руси отправной точкой оформления волшебных сказаний - сказок время Александра Сергеевича Пушкина. Сказания — сказки были всегда, это неотъемлемая часть любого народа. Так же как мифы и легенды.
Сакральность это простыми словами
Сакральные знаки творчества. Утица у славян. Сакральная нумерология. Чакральная нумерология. Мандала Шри Янтра. Священная геометрия Шри Янтра. Шри Янтра мантра.
Сакральная геометрия янтры. Мандала силы и энергии. Мандала Сакральная геометрия. Кундалини Янтра. Сакральная геометрия чакры. Эзотерическая живопись.
Мужская и женская энергия. Мужчина и женщина Гармония. Мужчина и женщина энергия. Магия каббалы. Каббала мандалы. Каббалистические символы богатства.
Сакральный смысл матрешки. Матрёшка сакральное значение. Четырехмерный мир. Многомерность пространства. Многомерная реальность. Многомерность Вселенной.
Сакральная эзотерика. Мудра Намасте. Эзотерическая женщина. Сакральное сердце. Янтры Меркаба. Меркаба Сакральная геометрия.
Цветок жизни Меркаба Сакральная геометрия. Меркаба Друнвало Мельхиседек. Аджит Тантра. Тантра эзотерика. Тантрическая женщина. Мандала Меркаба.
Мандала куб Метатрона. Меркаба Фрактальная. Меркаба Универсум Звездатрон. Алекс грей Альберт Хоффман. Алекс грей Хоффман художник. Сакральное арт.
Сакральные картинки. Звезда Давида Меркаба Мандала. Янтра Мандала цветок жизни. Мандала шестиконечная звезда. Мандала звезда Давида фрактал. Шива и Шакти чакры.
Богиня Кундалини Шакти. Майтхуна Кундалини. Алекс грей Тантра. Сакральная геометрия трилистник. Сакральная геометрия Ричард. Sacred Geometry Oracle Deck карты.
Сакральная геометрия высокое разрешение. Цветок жизни. Эзотерические символы. Эзотерические цветы. Мандала исцеление. Наполненная женщина.
Женственность эзотерика.
Как утверждает автор «Философского словаря» Д. Жюлиа, новый термин к старому понятию был необходим для того, чтобы разграничить лексиконы священнослужителей и ученых, которые значительно расширили спектр оригинальных обозначений. На деле это выглядит примерно так: для отправителей культа священными являются только предметы в рамках собственной религии, тогда как для научных работников любой подобный объект, независимо от происхождения, становится сакральным. Но и в том и в другом случае «сакральный» — это не только священнодействие или предмет, имеющий отношение к божественному, но и все то, что подлежит трепетному почитанию как особо ценный идеал. Для разных людей сакральными могут быть разные вещи: Через призму сакральности наука может взглянуть на духовный мир, а затем и систематизировать его, не принимая сторону ни одного из религиозных течений. Сакральная жертва или опасная фанатичность Иногда можно услышать фразу «сакральная жертва», под которой подразумевают чью-то гибель, необходимую для проведения обряда. Наиболее яркий первоисточник такого священнодействия — жертвоприношения на вершинах пирамид племени майя; там это делалось, чтобы почтить богов и попросить у небес помощи. Однако жертвой необязательно должен был быть именно человек, его легко могли заменить: В современном мире сакральными называют жертвы иного рода.
СМИ чаще всего употребляют такое определение по отношению к видным людям, убитым в рамках политических интриг.
Сбрасывание одежды с себя и партнера во время сексуальной близости тоже воспринимается совсем не так, как обнажение на «профаническом» нудистском пляже. Сакральность наготы имеет свои пространственные и временные координаты, а главным триггером сильных ощущений становится нарушение запрета. Сакральное и другие категории Ужасное и нуминозное Сфера потустороннего может быть представлена как высшими силами, так и демоническими, хтоническими. В язычестве разделение не столь очевидно — даже со злыми духами иногда можно договориться, а боги-трикстеры вообще выходят за пределы морального дуализма. Но для монотеизма характерны концепции добра и зла, потому именно на фоне западной культуры сакральное часто предстает особенно мрачным и жутким. Этому способствует трагическое восприятие индивидуального страдания, принятое в христианстве, с его личностным обращением Спасителя к душе каждого человека и личностно же переживаемыми мучениями воплощенного Бога. Если святое чаще соотносится с добром и благом, а священное выступает как явление такого порядка, вписанное в определенные социальные практики, то сакральное — это совсем не обязательно «доброе» для человека.
У него есть и другой лик: оно может проявляться через ужасное. В христианском представлении сакральна не только Божественная любовь, но и грех, потому что он внушает религиозный страх. А еще — паралогическое, безумие, выводящее человека за рамки привычного мира. Неслучайно во многих культурах люди с признаками клинической картины считались шаманами или блаженными, имеющими контакт с запредельным. Сакральное являет себя в насилии и войне, которые также нарушают обыденное существование и буквально именуются адом. Комментируя его фронтовые воспоминания, Жорж Батай отмечает : «Это язык мистицизма. Это пристальное внимание к ужасам — не порочность и не отчаяние. Это преддверие храма».
Сакральный страх выводит субъекта за границы обыденного. Такие переживания, говоря словами Эмиля Дюркгейма, находятся в том пространстве коллективного представления об ужасном, куда мы не хотим даже смотреть. Зачастую сами обозначения чего-то пугающего табуируются, как, например, имя Волдеморта в «Гарри Поттере». Это мифологическая, достойная магического мира практика. Нарушение табу в пространстве книги — мощный трансгрессивный акт, который ломает субъекта, но в конечном счете помогает ему стать сильнее. Куда хуже обстоят дела, если явлению вообще нельзя дать имя на человеческом языке — настолько оно хтонично. Такое происходит в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта, где ужасное передается опосредованно: «тысячи очертаний, которые далеки от всех описаний», «это был какой-то провал… пучина… воплощение высшей мерзости». Герой в его текстах лишь смутно ощущает присутствие чего-то ужасного, видит указания на него, а оставшись с этим лицом к лицу, «милостью Божией лишается чувств», поскольку перед таким пасуют и перо, и разум.
Так возвышенно сакральное или ужасно? Или оно лежит за этими категориями? Рудольф Отто писал , что восприятие священного как блага или добра связано с этической схематизацией, которая подменяет первичное, нейтральное явление. Тогда как подлинное сакральное лежит вне всякого, как сказал бы Ницше, «человеческого, слишком человеческого». Чтобы избежать оценочных трактовок, Отто ввел для религиозного опыта категорию нуминозного. Это прикосновение к чему-то настолько далекому от обыденного, что ни одно из «земных» ощущений не может сравниться с ним в полной мере. Нуминозное, согласно Отто, сочетает в себе моменты ужасающего tremendum , всемогущего majestas , «энергийного» то есть того, что позволяет говорить о Боге как о мировой воле — «совершенно иного» mysterium. Постигнуть такую силу невозможно, потому что она находится вне нашего рацио, однако ее присутствие ощущается, создает эффект таинственности, вызывает ужас и восторг.
Искусство и эстетически прекрасное Связь сакрального и эстетического можно рассматривать сквозь призму религиозных сюжетов в искусстве. Или же через произведения, предназначенные для того, чтобы быть предметом почитания и поклонения например, иконы и храмы. Разделение эстетической и сакральной функций вообще оформилось не так уж давно — на протяжении большей части человеческой истории они представляли собой одно целое. Но с точки зрения философии культуры особенно интересны взаимоотношения самих этих понятий. В эстетической науке существует категория возвышенного, которая связана с переживанием чего-то невероятно значимого, огромного и необъятного. Это предмет наслаждения, выходящий за пределы прекрасного. В «Критике способности суждения» Кант определяет его das Erhabene как нечто великое, порой обладающее силой и динамикой. В пример он приводит египетские пирамиды, огромные моря, а также стихийные бедствия и войну — явления, которые сочетают масштабность и динамику Macht и способны вызывать страх.
Рудольф Отто отмечал, что эстетическая категория возвышенного действительно имеет нечто общее с его пугающим и таинственным нуминозным — даже притом, что саму эстетику он называет лишь «бледным отблеском нашего предмета». Отто подчеркивает, что не всякий очень большой объект вызывает у нас такое чувство.
Очевидно, такая сакрализация отдельного индивида и его опыта вовсе не случайна и продиктована всей логикой развития европейской культуры как культуры прежде всего христианской. Именно христианство, в противоположность другим мировым религиям, получившим статус государственных, выделило индивидуальную жизнь как наиболее ценную и наиболее тесно связанную с опытом постижения Бога. Внутренний Бог, о котором говорит Августин в «Исповеди», наделяет особой ценностью внутреннюю жизнь человека. Более того, в христианстве непосредственная связь с Богом возможна только через внутреннее его переживание и единение с ним, наблюдение же за природными явлениями может дать лишь опосредованное знание о Боге, не имеющее уже такой большой значимости. Христианство как разновидность религии сосредотачивает всё внимание индивида на его внутреннем мире, который, в силу своей причастности божественной реальности, сакрализуется.
Отсюда тот примат индивидуального, который является отличительной особенностью христианства, служа надёжным фундаментом для формирования впоследствии либеральной идеологии, наделяющей личность высшей ценностью и видящей в качестве главной цели существования государства именно обеспечение неотъемлемых прав личности. Разумеется, такая идеология могла возникнуть только в рамках развивающейся христианской культуры, поскольку ни индуизм, ни конфуцианство, ни мусульманство не предоставили условий для зарождения подобной политической концепции. Исходя из логики противопоставления сакрального и профанного, можно сделать неизбежный вывод о том, что сакрализация внутреннего мира человека и его личного опыта должна, напротив, наделить его внешнюю жизнь профанным характером. В принципе, такое разделение является естественным, поскольку наиболее органично для переживания самим человеком своего существования в мире. Однако коллективный характер большинства культур начиная с самых архаичных не позволял институциализировать этот тип сакрализации. В культурах иного типа интимное, имеющее всегда смысл скрытого, сокровенного и сакрального, объективировалось в каком-то коллективном образе или фетише, будь то фигура монарха, герб государства или религиозный символ. В современном обществе сакральное как бы вернулось к своему истоку: невидимой стороне человеческого существования, доступной только самому человеку.
Конечно, современный человек тоже вынесен за пределы самого себя и живёт в социальном пространстве, которое подчиняет его собственным правилам и объективирует его сущность. Однако при всём при этом современный человек ощущает надёжную стену, отделяющую его внутренний мир от внешних влияний. Он с большим скепсисом относится к тем большим идеям, которые не так давно кружили голову многим европейцам. Сегодня эти большие идеи выброшены на свалку истории вместе с их создателями. Это, конечно, не говорит о том, что современный человек вообще утратил веру в какие-либо идеи. Речь идёт лишь о том, что такая вера не является тотальной. Она может объединять людей в относительно небольшие сообщества, довольно часто носящие маргинальный характер.
В условиях современного плюрализма, характеризующего свободный мир, победа одной из этих идеологий над остальными представляется, по меньшей мере, маловероятной. Тем не менее каждая из этих идеологий осуществляет сакрализацию определённых образов и представлений, выдавая их за саму реальность. В результате этой, нерелигиозной, по сути, сакрализации происходит конституирование определённых ценностей. На смену монизму христианской сакрализации приходит, таким образом, плюралистическая сакрализация постмодерного общества. Отсутствие единого религиозного понимания сакрального, утраченного вследствие секуляризации общества и, как следствие, распространения атеизма, заставляет людей создавать различные формы сакрализации, распространяющиеся на иные, нежели религиозные, предметы и явления, однако наделяемые при этом сходным с религиозным смыслом.
Разбираем тему: В чем разница между понятиями «сакральный» и «сакраментальный»?
По своим историческим формам выделяются сакральные, отчуждённые, религиозные, национальные, имперские и бывшие столицы. Можно сказать с этого времени Россия стала оформляться как сакральное государственность, появилось словосочетание Сакральная Русь. Поскольку понятие сакрального в его современном значении возникло в 17 в., авторы Античности, Средних веков и Возрождения использовали его в «естественной» форме бытования в языке – как предикат вещей и явлений, связанных с религией. от латинского sacer, что значит «священный». Очевидно, что сакральное и священное – синонимы, однако в научном языке стали использовать термин «сакральное», чтобы избавиться от дополнительных значений «религиозный», «церковный». Сакральное в теологии означает подчиненное Бо гу.
Сакральное и мирское
PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи. Под авторством Даля В. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется. Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия «Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС». Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово исконное, заимствованное , его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского familia , где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. Входит в активный лексикон.
Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток.
Говорят, например, о сакральном значении религиозных обрядов. Но есть родственное слово «сакраментальный». Его используют и как синоним прилагательного «сакральный»: так, сакральная сакраментальная книга значит «заветная, священная». Однако сакраментальный значит, скорее, «освященный».
Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся современной историей и культурой, но будет полезен также студентам вузов и специалистам. Словарь по мифологии М.
Ладыгин, О. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М. О словаре Словарь по мифологии М.
Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности.
В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град старосл. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах. Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие. Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность.
Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле». Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту.
Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
Читайте также
- Сакральное: святое и сатанинское
- Похожие слова
- Сакральный это что значит простыми
- Сакра́льный - что это значит простыми словами | Знакомства через слова
- Чем «сакральный» отличается от «священный» и «святой»
Что означает слово сакральный. Что скрывает значение слова "сакральный"
Статья в формате PDF 142 KB Современное западное общество пребывает в состоянии кардинальных преобразований, охватывающих все сферы культуры, социальной и политической жизни. Этот процесс обусловлен кризисом идей Просвещения и неизбежно порождаемым этим кризисом возвращением к более ранним формам идеологии и культурной организации, которые, как казалось ещё в XIX веке, навсегда остались в прошлом. Духовный кризис, в котором находится современное общество потребления, определяется двумя важнейшими факторами: значительной рационализацией и механизацией жизни, из которой уходит сакральный элемент, и опошлением культуры, являющимся следствием утраты влияния элитарной культуры, диктовавшей свои ценности массам в более ранние эпохи. В данной статье предпринимается попытка взглянуть на кризис современной секулярной культуры в перспективе проблемы сакрального, волнующей гуманитарную мысль последних двух веков. Такой подход объясняется тем, что именно от того, выработает ли современная западная культура новые формы сакрального и каковы будут эти новые формы, во многом зависит её дальнейшая судьба. Последние тенденции в духовной сфере западного общества, подводят нас, однако, к грустным вопросам: может ли профанное сделаться тотальным, поглотив всё социальное пространство? Является ли наше время эпохой конца сакрального? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать те аспекты жизни современного общества, в которых феномен сакрального выявляется в его динамике и изменчивости. Иными словами, эксплицировать процессы де- и ресакрализации, которые характерны для общества постмодерна.
Прежде всего необходимо обратить внимание на те тенденции, которые связаны с кризисом традиционных церковных институтов, начавшегося в эпоху Просвещения и приобретшего колоссальную силу в наше время. Современная ситуация такова, что классическое христианство не способно быть путеводным маяком в жизни большинства членов секулярного общества. В настоящее время христианство полностью утратило свою монополию на сакральное, а значит, на право и возможность прививать членам общества определённые ценности и наделять их определёнными ориентирами, позволяющими подчинять своё существование тем или иным целям и задачам, придающим смысл этому существованию. Значит ли это, что произошла элиминация сакрального и данных ценностей из социального пространства или речь идёт лишь о том, что из сферы церковной жизни оно сместилось в какую-то другую его сферу? Очевидно, что упадок церковных институтов не повлёк за собой полного исчезновения сакрального из поля социальной жизни и тотальной рационализации последнего. Скорее можно констатировать здесь другой процесс: утрату социумом единого сакрального центра и диффузию сакрального в социальном пространстве, в котором на первый план в этом смысле выходят сакрализованные сингулярные точки, представляющие индивидуальное и единичное измерение сакрального. В качестве наиболее значимой из таких точек следует назвать личную жизнь индивида, которая по мере процесса секуляризации и ослабления влияния церкви, напротив, всё больше сакрализировалась и валоризировалась. Этому в значительной степени способствовала необходимость решения тех проблем, которые возникали перед современным обществом в плане разработки идеологии межличностного общения, прав человека и медицинской этики и которые требовали выработки новых ценностных ориентиров, учитывающих права личности.
Именно этим переходом от внутрицерковного к философскому и этическому решению подобных аксиологических вопросов и характеризуется нынешняя ситуация. Итак, для современной светской культуры характерна в первую очередь сакрализация индивида и его частной жизни. На первое место сегодня выходит «примат индивида и ценность личного опыта» [3; С. Очевидно, такая сакрализация отдельного индивида и его опыта вовсе не случайна и продиктована всей логикой развития европейской культуры как культуры прежде всего христианской. Именно христианство, в противоположность другим мировым религиям, получившим статус государственных, выделило индивидуальную жизнь как наиболее ценную и наиболее тесно связанную с опытом постижения Бога. Внутренний Бог, о котором говорит Августин в «Исповеди», наделяет особой ценностью внутреннюю жизнь человека. Более того, в христианстве непосредственная связь с Богом возможна только через внутреннее его переживание и единение с ним, наблюдение же за природными явлениями может дать лишь опосредованное знание о Боге, не имеющее уже такой большой значимости.
Павел Крусанов. Евгений Мащенко. Святослав Бирюлин. Некоторые люди путают прилагательные «сакральный» и «сакраментальный». Сакральный — это священный, религиозный, культовый. Сакраментальный — это традиционный, общепринятый, превратившийся в обряд. Например, «сакраментальная фраза» — это избитое выражение, надоевшее всем своей неоригинальностью.
Сакральный первая гласная буква А - от латинского sacer, что значит «священный». Слово характеризует все, что связано с религией, верой, ритуалом. Говорят, например, о сакральном значении религиозных обрядов. Но есть родственное слово «сакраментальный».
Это понятие стремится выявить те общие и универсальные особенности понимания начал бытия, которые можно выявить из сравнения самых разнообразных духовных учений, культовых практик и многовековых традиций. Сакральное противопоставляется мирскому профанному , понимаемому как нечто вторичное, второстепенное и, прежде всего, управляемое человеком, подвластное ему. Исторически те или иные явления или предметы получали сакральное значение или сакрализовались и лишались этого значения или десакрализовывались. Наглядный пример такого обращения через «встречу с неведомым» был в шутливой форме великолепно сыгран Андреем Мироновым в известной кинокомедии «Бриллиантовая рука» в эпизоде, когда, оказавшись в открытом море, его герой вдруг видит явление «хождения по водам» мальчика, находит у себя нательный крест и начинает следовать за «мессией», пока, опять же, вдруг не осознает истинную причину видимого «чуда»… Серьезную постановку этой проблемы мы встречаем у Андрея Тарковского в его всемирно знаменитом «Сталкере», где видимых чудес вообще не происходит. Здесь, однако, очевидно творится чудо приближения обретения смысла самого бытия личности в мире, высвечиваемое посещением мира Зоны, которым тоже невозможно манипулировать.
Значение слова «сакральный»
Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». это наше восприятие священного, одно из бесчисленных разновидностей пережитого или переживаемого человеком опыта сакрального. Слово «сакральный» происходит от латинского слова sacrum, что означает «священный» или «почтенный», а слово «смысл» — это понимание или значение, которое закодировано в той или иной форме. в широком смысле означает посвящённое потустороннему, мистическому, небесному, божественному, религиозному, то есть очень сильно отличающееся от обыденных явлений, понятий, вещей. Священное место, священная земля, священное пространство, святая земля или святое место относится к месту, которое считается священным или освященным.
Сакральное
Сакральный смысл, сакральный орнамент, сакральные культы, сакральный перфоманс, сакральные танцы, сакральное ощущение. Таким образом, слово "сакральный" часто связывается и с мистикой, и с магией. Можно сказать с этого времени Россия стала оформляться как сакральное государственность, появилось словосочетание Сакральная Русь. Таким образом, предмет священен не сам по себе, а постольку, поскольку содержит сакральное зерно, которое преобразует обыденную вещь и позволяет ощущать вокруг нее невидимую надстройку. сакральное явление моей жизни: ностальгия в сочетании с умеренным оптимизмом. САКРАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словарике: I ая, ое, лен, льна Священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый. от латинского sacer, что значит «священный».
Что такое сакральный (смысл, жертва) — определение, значение слова и варианты его употребления
Начало пробуждения разума в религиозном человеке, самостоятельного различения им справедливости знаменуется явлением дуализма, — разделением в сакральной силе ее светлой и темной сторон, сакрального-святого и сакрального-сатанинского. Волшебники, эти наследники духов, и по сию пору для тех, кто в них верит, могут быть и добрыми и злыми... Чуть затеплившийся в религиозной душе разум вынужден признавать существование и Бога и черта, — верить в то, что внутри самого сакрального происходит борьба, и я, человек, должен стать на сторону Бога, хотя могу, и кое-кто именно так и поступает, продать душу дьяволу. Языческие мифы о войнах богов — очевидно, отсюда, — от ощущения раскола в сакральном; кристаллизация этих мифов — в далеких от нас радикально дуалистических религиях, вроде зороастризма, — для нас же — в мифе о сатане. А с окончательным вступлением разума в свои права вера в сатану должна исчезнуть. Вектор культуры — десакрализация: расколдовывание наших представлений об универсуме. Иначе говоря, вступление разума в свои права. Это часть сакрального, но часть, оказавшаяся большей изначального целого. И потому многое можно понять, если попытаться увидеть за одним другое.
Итак — сакральное сила Сила, исток которой в предметах и явлениях невидим, но реален, и есть их душа, дух. Сила, могущая оказаться повсюду, но исток которой невидим, реален, и есть божество. Сила самостоятельная, сама своя причина — то есть сила живая. Живым, таким образом, оказывается едва ли не все действующее в этом мире, ибо усматривать за происходящим причины вне его самого первобытному уму еще слишком трудно, — сакральное начинает с анимизма и не порывает с ним и в своих более сложных проявлениях. Сила самостоятельная, сама своя причина — то есть живая. Жизнь же есть для нас безусловное благо и очевидное чудо. Святое — чудесный источник жизни, надежда на бессмертие. Сила, не дифференцированная на добрую и злую, — ведь вообще всякая сила для дикаря есть то же, что право.
В терминах более поздней религии — всегда дуалистической — заключающая в себе одновременно и божеское и сатанинское. Сила исключительно благая, — что знаменует пробуждающиеся в человеке способность и желание различать право и силу. От сакрального, впрочем, остается явный или мерцающий и есть и нет образ силы злой — то есть сатаны. Cила, которую не судят, — ибо нет еще достаточной способности суждения. Задача в другом: как-то угодить ей, не разгневать... Сила, которую не судят — заведомо благое заведомо выше нашего суда. Задача в другом: оказаться ей угодным, не согрешить... Сила, действующая во всем, от чего мы только зависим: в звере, огне, любви...
Ведь, собственно, различения естественного и сверхъестественного для дикаря еще не существует, ибо ничто он и не силится себе объяснить, все для него — говоря современным языком — мистика, но мистика его в самом порядке вещей и есть единственный «закон природы». Религия для дикаря естественна. Сила, способная действовать во всем, хотя многое действует и само по себе иначе откуда, при ее благости, взялось бы в мире несовершенство. Само — значит естественно, следуя порядку самих вещей и так, значит, что может быть понято и уж не вызывать ни трепета, ни даже удивления. А святое, соответственно — это сверхъестественное мистика. Религия для нас — сверхприродна, чудесна. Сила вполне «райская»: не ведающая добра, зла, и не стыдящаяся естества. Это религия человека до его грехопадения.
Сила, извергшая из себя естественное, также, как и сатанинское... Естество — грех... Это религия человека после грехопадения. Сила реальная — этим все сказано. А реальность многообразна. Сакральное является нам в разных обличьях, оно есть, как бы, их идея в платоновском понимании , логический род, ощущаемый как вошедший в особь ее особенный дух и тем обеспечивающий ей бытие, жизненность, силу влиять; но родам несть числа, сакральное — самое разное. Что и само сакральное тоже есть род, то есть, не имеет ли сакральное во всем общий исток — вопрос отвлеченный, то есть несуществующий. А практика — между анимизмом, фетишизмом и политеизмом.
В переносном значении — глубокий смысл, скрытый в чем-либо. Так можно сказать и с иронией — о чем-то, лишенном серьезного объяснения: «Петя, ну зачем ты туда поперся? В чем сакральный смысл? Обычно этими словами намекают, что именно соратники убили или толкнули человека на смерть.
Например: «Буданов — сакральная жертва. Сами же нацики его и завалили» цитата из репортажа « Русской службы Би-би-си ». Сакральный мир — это мир духовный, священный. Например: «Входя в храм, переносишься в особый сакральный мир».
Сакральные тексты «Просите — и вам дадут; ищите — и найдете; стучите — и вам отворят дверь. Ибо всякий просящий получает; ищущий находит; и тому, кто стучит, отворится дверь. Они являются священными и претендуют на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, где и смысл и форма имеет значение. К ним можно причислить и немного иные труды — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная доктрина» Е.
Блаватской , тома С. Вронского или книги Алисы Бейлис. Авторитет таких произведений литературы может быть разным, но по характеру изложенной в них информации они все содержат сакральные тексты. Большинство из существующих и наиболее почитаемых письменных сакральных текстов появилось в результате записи устного наследия, что помогло этим знаниям дойти до наших дней. Таким образом сакральный текст превращается из священной реликвии в магический талисман.
Какими еще могут быть талисманы? Они могут быть в виде фигурки священного животного. Сакральные животные Поклонение символам священных и сакральных животных называется зоолатрия. В разных культах количество сакральных животных разное, где то они повторяются, где то изумляют редкостью самого животного. Кошка- сакральное животное Сразу вспоминается Древний Египет и то многообразие священных животных, где кошки занимают особое, наиболее почитаемое место богиня Бастет, статуэтки кошки или девушки-кошки.
Интересен факт, что кошки почитаются также у христиан и мусульман. Славяне тоже почитали кошку и она первой входила в новый дом, чтобы обезопасить его, помочь домовому попасть в дом, но это уже другая тематика. Также кошка обладает сакральным значением у ведьм, что придает кошкам, особенно черным загадочность и таинственность. В Китае богиня Ли Шо изображается в виде кошки, а в Японии очень популярен символ Манэки-нэко — кошки с поднятой лапой, изображающей богиню милосердия. Манэки-нэко принято дарить в дом на удачу, и для охраны.
В Индии кошки с давних пор жили в священных храмах, охраняя его в том числе и от змей. Стоит отметить здесь, что кошки помогли Ною в его ковчеге. Мыши и крысы взятые по паре, очень быстро расплодились на борту и стали уничтожать запасы еды. И именно пара кошек помогли сохранила запасы пищи в Ноевом ковчеге. Отсюда вывод, что кошка — самое почитаемое сакральное животное.
Понятно, что это животное всюду сопровождало поездки, охота, земледелие, войны, парады, соревнования человека в его жизненном пути. Священная лошадь или же конь есть у разных народов, например, Древняя Греция. Там почитается получеловек-полуконь, который был учителем Геракла, Персея и других героев —Хирон. В Китае —лошадь является символом огня, в Монголии и на Кавказе конь принимает участие на свадьбах и похоронах, в Японии Великая Мать богиня Бато Канон изображается в виде белой лошади. В Великобритании и у Скандинавов эти животные тоже почитаются, участвуют в решающих битвах в их сказаниях и песнопениях.
У христиан сразу вспоминается Георгий-Победоносец на белом серебрянном коне, сейчас это герб Москвы. Сказочные Сивка-Бурка, Конёк-горбунок не просто помогали героям былин, а еще и были обладателями сверхестественной силы, поднимались высоко — до облаков. С детства мы через сказания и былины впитывали эти образы, почитали их и вдохновлялись. Священная корова «Священная корова» -эти слова уже стали фразеологизмом и не зря, ведь корова- сакральное животное у разных народов. Корова — это символ дома, очага, Первым делом вспоминается Индия, где корову не прогоняют куда бы она не зашла, потому что она для индусов — символ матери Земли.
Образ коровы в Древнем Египте —это Хатор Хатхор — прародительница всего живого, воплощение изменчивой, прекрасной, но и способной к страшной мести женской души, изображается как корова с диском между рогов. У Древних Греков — это возлюбленная Ио, а у славян корова является кормилицей, символом неба, молоком. Священные животные Не обойдем вниманием других священных животных: — волки Древний Иран, Скандинавы, Италия и Россия , они где то положительные, то где то темные существа.
Сила, не сосредоточенная в чем-то одном, а значит, сколь ни великая и ни пронырливая, но не всемогущая и не всеведущая, — которую можно и перехитрить. Не пойман — не вор. Сила, проникающая собою все, естественно всемогуща и всеведуща... Хотя, опять же, есть сатана, затыкающий дыры в этом всемогуществе и всеведении. Грех — служение сатане. Сила, неразличимая с понятием власти: имеет власть фетиш, имеет ее идол, имеет власть вмешиваться в дела сего мира, иногда каверзить, иногда и делать добро, бог. Имеет ту же самую сакральную власть и вождь, изначально бывавший и жрецом; фараон — бог, Цезари — божественные. Сила, уже почти воспринимаемая как нечто не насилующее наши тела и души, а объективно-ценное, самоценное для нас, — нечто сливающееся с понятием ценности. Хотя и власть, заставляющая архаичного человека убеждаться в своей принудительной самоценности для него — еще, для него, святыня. От начала времен был Бог и только Бог... Почему всегда его образ маячит во всякой, даже монотеистической вере, не признающей иных мистических сил, кроме силы святой — кроме Бога? Последний воплощает все небожеское в Божьем мире, все, чего будто бы и быть не должно, и что поэтому легче назвать, чем определить. Итак, возникающий вместе с благим Богом, как его тень, сатана — — темная, нечистая, злая сторона сакральной силы, противостоящая ее святой светлой, пречистой, доброй стороне. Сакральный дух зла. Черт в этом понимании — обыденная теодицея, решение главного религиозного вопроса. Но как быть с тем, что Бог всемогущ? Для примитивного сознания загадки тут нет, наличием сатаны могущество Бога, как силы сакральной, отнюдь не отрицается, ведь и сатана сакрален — есть его же, Бога, «падший ангел». Если мы не язычники, то за ангелами не можем признавать самостоятельного существования... Что черт в расхожем понимании — тот же слуга божий, его собственная темная сторона, видно из того, что на него даже возложены Богом кое-какие обязанности, — черти в аду вроде палачей. Это тот же профос так назывался исполнитель наказаний в царской армии , осмысленный как презренный и ненавистный «прохвост», но без которого все-таки нельзя. Как всякий холуй, тайком он готов и напакостить своему хозяину сбивая с панталыку его рабов или внося элементы хаоса в божий мир — это он мстит, видимо, за свое унижение, — только оттого не перестает быть его холуем... Но есть и принципиально иное понимание. Сатаны самого по себе нет, как нет самого по себе небытия. Могут отсутствовать предметы, но само отсутствие, как бы ни было заметно, не есть предмет; добро в событиях, поступках или иных душах может явно отсутствовать, и вот это отсутствие — изъян, недостаток, пустое место, где должно было бы что-то быть — мы и называем злом. Вспоминается забавная присказка — «полное отсутствие всякого присутствия». Этакий убедительный пшик. В общем, «сатана» — именно в кавычках — — это абстракция «небытия», или, говоря понятнее, само ничтожество. Духа зла, противостоящего духу благому, не существует. И это тоже, своего рода, гуманистическая теодицея. Низость или глупость могут определять в этом мире многое, могут, кажется, его и погубить — как уже едва его не погубили фашизм и коммунизм — и все же оттого не перестанут быть лишь низостью или глупостью; зло может торжествовать, то есть за случайностью, недомыслием, бездушием и моральным ничтожеством может оказаться и сила превосходящая — увы, — но сила эта не сакральна, достойна сама по себе лишь презрения, и нашей воли к добру самые сокрушительные поражения, нанесенные ею, никак не затрагивают: «не в силе Бог, а в правде»... Два противоположных мироощущения — архаичное дуалистическое которое без достаточных оснований сейчас еще назовут, пожалуй, религиозным и культурное, гуманистическое — могут быть представлены как разные трактовки понятия сатаны. Итак — Дух зла существует Духа зла не существует Но Бог, благой дух, один. Выходит, не наш бог — то есть понимаемый хоть каплю иначе — уже сатана. Пусть в теории верующие, как будто, так далеко не заходят, в их психологии и на практике получается именно так. Подозрительность к чужой вере выглядит в точности как страх невидимого и коварного духа — она сакральна, внеразумна. Ну кто, скажем, из знакомых вам православных помнит, что отличается от католиков признанием «филиокве» «и от Сына» — то есть, что Святой Дух исходит не только лишь от Бога-Отца ; а если кто и помнит, как тут без Аверинцева разберешься, в чем разница! Но что в костеле что-то не так, и лучше там не показываться — это ощущает каждый православный уже своей православной душой. Со своей стороны, так и черта должно корчить от ладана. А уж религиозные войны между верующими, называющими Бога одинаковыми именами и читающими одни и те же святые книги, были бы и вовсе немыслимы, если бы каждая сторона не стремилась поразить в стороне противной самого духа зла; ведь что еще может оправдать убийство!.. Конечно, ад должен существовать, раз существует черт и наша свобода выбирать между ним и Богом. Ад — это торжество божьей справедливости.