означает что-то божественное, таинственное и мистическое. Значение слова «сакральный» в научном аспекте. Итак, если уже имелось определение священного, к чему было дополнять его «сакральным»? Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Таким образом, сакральное имеет широкий спектр значений и интерпретаций в разных сферах жизни. Сакральный смысл и сакральная жертва – что это значит?
Вы точно человек?
Где и как оно проявляется? Определение понятия Сакральный — что это В широком смысле сакральный — это всё, имеющее отношение к божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Согласно «Словарю философских терминов», оригинальным понятийным маркером для этого слова послужила латинская основа «sacralis», образовавшаяся от более ранней версии — «sacer». В античности толкование термина не отнюдь ограничивалось его прямым смыслом «священный» — слово употреблялось еще и в значениях: святой; небесный; потусторонний. В некоторых праиндоевропейских языках понятие отождествлялось еще и со значениями «ограждать, защищать, оберегать», подразумевая некий таинственный объект, существующий не в этом мире, но оказывающий на него благодатное влияние. Однако если святость считается атрибутом высшей силы и всего божественного, то сакральность намного ближе к понятию священного, поскольку относится в основном к предметам и действиям.
А почему у этого слова именно такой смысл скромно умалчивают. А может всё дело в том, что и латинский, и английский, и немецкий языки не могут дать вразумительного объяснения в силу того, что слово это позаимствовали из другого более древнего языка? Попробуем разобраться из какого. Слово сакральный - "происходит от латинского sacralis священный, sacer — священный, посвященный Богу... А почему - священный, и почему - посвящённый Богу? Об этом ни слова... Но если обратиться к русскому языку, то смысл этого, якобы "чужеземного" слова, раскрывается очень просто. Для начала построим и прочитаем вслух следующую лексическую цепочку: sacer, sacri, sacralis - сакер, сакри, сакралис... Затем повторим её по русски - сокрыл скрыл , сакри-тый сокрытый, скрытый... Сходство чувствуете? И причём здесь священный? Ведь священный, значит: освещённый божественным светом!
Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град старосл. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах. Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие. Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле». Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными в том числе от англицизмов , и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм.
В некоторых праиндоевропейских языках понятие отождествлялось еще и со значениями «ограждать, защищать, оберегать», подразумевая некий таинственный объект, существующий не в этом мире, но оказывающий на него благодатное влияние. Однако если святость считается атрибутом высшей силы и всего божественного, то сакральность намного ближе к понятию священного, поскольку относится в основном к предметам и действиям. Значение слова «сакральный» простыми словами Итак, если уже имелось определение священного, к чему было дополнять его «сакральным»? Возможно, слово стало плодом научных изысканий. Специалистам нужен был термин для описания многих религиозных явлений, включая те, что относились к язычеству или древней мифологии. Как утверждает автор «Философского словаря» Д.
Сакральное
В пример он приводит египетские пирамиды, огромные моря, а также стихийные бедствия и войну — явления, которые сочетают масштабность и динамику Macht и способны вызывать страх. Рудольф Отто отмечал, что эстетическая категория возвышенного действительно имеет нечто общее с его пугающим и таинственным нуминозным — даже притом, что саму эстетику он называет лишь «бледным отблеском нашего предмета». Отто подчеркивает, что не всякий очень большой объект вызывает у нас такое чувство. Как и нуминозное, это понятие содержит в себе нечто таинственное. И тоже амбивалентно — притягивает и пугает одновременно. Между эстетическим и сакральным действительно много общего. В обоих случаях это выход за пределы обыденного опыта, мы оказываемся в ином пространстве и времени и что-то остро переживаем. Не имеет значения, где находится человек по меркам профанического — трясется в автобусе или сидит в крошечной душной комнате. Музыка или книга, как и простое созерцание неба, может сделать физическую локацию эфемерной. Для нерелигиозных людей, которые не увлекаются психоделиками и медитацией, это один из немногих способов ощутить такое единение с миром и растворение субъектности, экстаз и катарсис.
Сакральное, согласно Жоржу Батаю, позволяет вырваться из мира пользы и опредмечивания, где человек — такой же инструмент, как и созданные им самим орудия. А всякое настоящее искусство, как говорил Оскар Уайльд, совершенно бесполезно. Оно не служит цели — в нем художник непродуктивно растрачивает себя, его творчество не дает ничего, кроме эстетического наслаждения. Подобное переживание прорывает оболочку одиночества, нарушая границы, как совместная ритуальная практика, оргия или насилие. Замкнутые в субъективном мире атомарные человеческие существа, погружаясь в общее эстетическое переживание или делясь своим искусством, получают возможность проткнуть оболочку одиночества в бытии. По словам соавтора и возлюбленной Батая Колетт Пеньо, сакральное реализуется в соучастии, оно «должно смешиваться с социальным». По этой же причине не бывает индивидуальных праздников, и даже для простого распития маленького дионисийского акта люди часто стремятся найти собутыльника. Потому эстетическое переживание от искусства можно сравнить и с мистерией: оно дарит нам общий, разделенный опыт. Сакральная социология Новейшего времени Принято считать, что процесс секуляризации, начавшийся в Новое время, привел к тому, что для религиозного мировосприятия оставалось всё меньше места.
Таинственные белые пятна постепенно исчезали с карт, и не только географических. Мир, некогда полный божественного, разделился на естественный и сверхъестественный, причем непонятно, существует ли этот последний. Тем не менее сакральное всё еще обнаруживает себя в разных областях жизни, включая политику, право и этику, а дискуссии о содержании этого понятия идут до сих пор. Какой бы ни была степень десакрализации Мира, человек, избравший мирской образ жизни, не способен полностью отделаться от религиозного поведения. Мирча Элиаде Можно предположить, что в этой цитате речь идет о сакральном в метафорическом смысле слова. Действительно, для человека из светского мира продолжают существовать явления, которые определяются как что-то особое в ряду прочих, как «нечто совсем другое». В СССР с его официальным богоборческим курсом были сформированы полноценные культы вождей, выдающихся пионеров и мучеников революции, сочетающие мифотворчество, античное восхваление героев и мессианство. Монополия на священное перешла от церкви к советской власти, но формы почитания не слишком изменились. Такая преемственность типична для любых общественных систем и социальных процессов, в основе которых лежит жертва.
Впоследствии она становится символом, а мученики и герои в силу суверенности получают более высокий статус, чем другие люди. Нам до сих пор знакомы практики инициации, позволяющие субъекту стать полноправным членом сообщества, — и, наоборот, ритуальные изгнания, когда участник группы совершает проступок и подвергается травле. Буллинг вместо побивания камнями. Пластиковая елка вместо настоящей а та, в свою очередь, — вместо языческого жертвоприношения. Эмиль Дюркгейм выдвинул тезис: «Общество и есть Бог». Как и в случае с религией, социум накладывает на человека ряд морально-этических ограничений, опутывает сетью разрешений и запретов, обрядов и ритуалов, которые связывают, инициируют индивидов. Таким образом, в современном мире место божественного занимает личность. Это можно заметить даже в массовой культуре, где почти мифологические образы обрастают кучей бытовых проблем и вместо механического набора опций и общих признаков приобретают… характер. Так, Джокер, практически дух хаоса и едва ли человек в классических комиксах, в фильме с Хоакином Фениксом становится героем социально-психологической драмы.
Из-за сакрализации индивидуальных переживаний этика сегодня занимает такое важное место в общественных дискуссиях, а оскорбление чувств другой личности оказывается кощунством. Священное не может быть предметом споров. Его ценность не обсуждается, а покушения на него вызывают сильный эмоциональный отклик и приводят к закланию нарушителей в соответствии с теорией Рене Жирара о «козле отпущения»: подвергнув индивида сакрализованному насилию, группа совершает символическое жертвоприношение и становится сплоченнее. Когда личное представление признаётся главным основанием реальности, системы, которые не позиционируются как религиозные, приобретают тем не менее собственную метафизику.
Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б. Связанный с религиозным обрядом; обрядовый, ритуальный. Относящийся к крестцу; крестцовый. Большой… … Большая психологическая энциклопедия Сакральный — от латинского sacralis священный , обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.
Да, сначала на рисунках, на схемах, у человечков появляются некие мысли. А затем, эти мысли через образы придуманных персонажей переселяются в головы тех людей, которые смотрят или изучают эти схемы. Часто чем сложнее и непонятнее схема, тем лучше идет перенос мыслей, ведь человек начинает задумываться и хвататься за любые подсказки. Этот прием освоили многие методологи владеющие словом онтология, что позволяет доносить мысли вот таким вот социальным способом, зная нашу способность сопереживать и сочувствовать человечкам попавшим на схему со сложной ситуацией А теперь танцы! Как сказано в одном фильме: «В любой непонятной ситуации беги! Лучше всего это делать в группе, так появляется коллективное непонимание, которое становится основой для появления тех самых сакральных идей, мыслей, решений источник происхождения которых мы не понимаем.
От благополучия, силы и здоровья правителя в буквальном смысле зависит благополучие народа. Поэтому во многих архаичных культурах существовал обычай убивать «ослабевшего» правителя, ведь его «бессилие» могло иметь драматические последствия для всех подданных. Старение, болезни, поражения в войнах рассматривалось как проявление утраты магической силы правителя. Такого правителя необходимо было заменить Новым. Интересный аспект сакрального - его гендерная поляризация. В архаичных обществах существовало «женское» и «мужское» сакральное: женские и мужские божества, женские и мужские ритуалы. Так, во многих обществах женщины не могли участвовать в тайных церемониях мужчин, не должны были даже приближаться к месту их проведения. Одного присутствия женщины было достаточно, чтобы разрушить «святость» проводимых ритуалов. Точно так же и присутствие мужчин не допускалось при совершении женских обрядов и ритуалов. В архаичных культурах феномен сакрального связан с понятием ритуальной чистоты и нечистоты. Сакральное могло быть источником не только блага, но и «скверны». Например, сакральным т. Источником скверны мог считаться человек, возвратившийся из путешествия или военного похода, т. В архаичных верованиях «нечистым» считалось все, что было связано с кровью, болезнью и смертью - нечистым не столько в гигиеническом смысле, сколько в смысле сосредоточения вредоносной силы, негативного сакрального.
Вы точно человек?
В анатомии «сакральный» указывает на понятия, относящиеся к крестцовой кости. Слово «сакральный» чаще всего используется для обозначения священного, связанного с религией, божественным или духовным. Сакральное может относиться к предметам, местам, ритуалам или символам, которые считаются особыми и высокоценными для определенной религиозной или духовной традиции. Например, алтарь в храме, священные тексты, обрядовые предметы и другие элементы могут считаться сакральными.
Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными в том числе от англицизмов , и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения фонетика. В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах. Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом.
С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария. Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно.
Ни логики, ни причинно-следственной связи с лексической структурой! К тому же от вышеуказанных объяснений ещё и дурно попахивает лжесвидетельством, как сказал бы судья на процессе. Ведь они очень смахивают на "правдивые" истории от барона Мюнхгаузена, который если Вы помните... А почему у этого слова именно такой смысл скромно умалчивают. А может всё дело в том, что и латинский, и английский, и немецкий языки не могут дать вразумительного объяснения в силу того, что слово это позаимствовали из другого более древнего языка? Попробуем разобраться из какого. Слово сакральный - "происходит от латинского sacralis священный, sacer — священный, посвященный Богу... А почему - священный, и почему - посвящённый Богу? Об этом ни слова... Но если обратиться к русскому языку, то смысл этого, якобы "чужеземного" слова, раскрывается очень просто. Для начала построим и прочитаем вслух следующую лексическую цепочку: sacer, sacri, sacralis - сакер, сакри, сакралис... Затем повторим её по русски - сокрыл скрыл , сакри-тый сокрытый, скрытый...
Наглядный пример такого обращения через «встречу с неведомым» был в шутливой форме великолепно сыгран Андреем Мироновым в известной кинокомедии «Бриллиантовая рука» в эпизоде, когда, оказавшись в открытом море, его герой вдруг видит явление «хождения по водам» мальчика, находит у себя нательный крест и начинает следовать за «мессией», пока, опять же, вдруг не осознает истинную причину видимого «чуда»… Серьезную постановку этой проблемы мы встречаем у Андрея Тарковского в его всемирно знаменитом «Сталкере», где видимых чудес вообще не происходит. Здесь, однако, очевидно творится чудо приближения обретения смысла самого бытия личности в мире, высвечиваемое посещением мира Зоны, которым тоже невозможно манипулировать. Подобно тому, как законы природы незримы, но они управляют миром, проявляясь в упорядоченности наблюдаемых явлений, так и священное, будучи само незримо, всегда проявляется через особые шифры, знаки и символы культуры, толкующие глубинную природу бытия. Религиоведение стремится в самой общей форме дать истолкование многочисленным богословским и философским учениям о первоначале бытия и месте человека в мире. При этом религиоведческая методология должна опираться не только на понятия, в которых сами религиозные объединения описывают это бытие, но и создавать особый «метаязык» второго порядка, отстраненный от многообразных форм самой непосредственной религиозной жизни.
Александр Маклаков. Сакральные знания. Что это такое?
САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) – мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Это значение целиком совпадает со смыслом слова «сакральный», за одним исключением: последнее, кроме того, используется в анатомии. САКРАЛЬНЫЙ. священный, связанный с верой, относящийся к религиозному культу, обрядовый, ритуальный (см. Ритуал).
Новые слова: сакральный и сакраментальный
Праздник в теории сакрального | Сакральный смысл, сакральный орнамент, сакральные культы, сакральный перфоманс, сакральные танцы, сакральное ощущение. Таким образом, слово "сакральный" часто связывается и с мистикой, и с магией. |
Значение слова сакральный | САКРАЛЬНОЕ, священное, святое (лат. sacer) – мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. |
Что означают слова «сакральный» и «сакраментальный»? | САКРАЛЬНЫЙ найдено 26 значений слова сакральный 1. прил. Относящийся к религиозному культу; обрядовый, ритуальный. |
Сакральное и мирское | это два термина, которые связаны с религиозными и духовными понятиями, но несмотря на то, что они кажутся многим синонимами, в их значениях есть различия. |
Как найти сакральные знания | Понятия «сакральное», «священное», «нуминозное» и «символическое» позволили поместить религию в план имманенции и сде-лать ее тем самым предметом изучения социологии, религиоведения, эт-нографии и других наук. |
Что такое сакральность - 90 фото
Оповещения все на нашем. значит его вербализовать, переложить на язык -социальную систему знаков, опосредующую отношение членов коллектива. священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый. В анатомии "сакральный" означает "крестцовый, относящийся к крестцу". Сакральное понимается как нечто, являющееся или конкретным предметом непосредственного наблюдаемого мира (волшебной палочкой, камнем, изображением или изваянием божества), и\или значением (тайным смыслом) наблюдаемых физических явлений и предметов.
Сакральный
Можно привести множество примеров, иллюстрирующих это утверждение. Так, в древних культурах вождь, правитель - фигура сакральная. Поэтому простые люди не могут прикасаться к нему - сосредоточенная в нем «сила» способна нанести вред, даже убить. Иногда считалось запретным даже наступать на тень вождя. В Императорском Китае, когда императорская процессия проходила по улицам города, жители не должны были смотреть на императора. Распространённый, но непонятный в современных условиях обычай расстилать ковровую дорожку там, где должны пройти члены официальной делегации, восходит, возможно, к древним представлениям о том, что наделённое властью лицо настолько сакрально, что не должно касаться земли. Правитель способен исцелять своим прикосновением например, средневековым французским королям приписывалось свойство исцелять от золотухи. От благополучия, силы и здоровья правителя в буквальном смысле зависит благополучие народа. Поэтому во многих архаичных культурах существовал обычай убивать «ослабевшего» правителя, ведь его «бессилие» могло иметь драматические последствия для всех подданных.
Старение, болезни, поражения в войнах рассматривалось как проявление утраты магической силы правителя. Такого правителя необходимо было заменить Новым. Интересный аспект сакрального - его гендерная поляризация. В архаичных обществах существовало «женское» и «мужское» сакральное: женские и мужские божества, женские и мужские ритуалы. Так, во многих обществах женщины не могли участвовать в тайных церемониях мужчин, не должны были даже приближаться к месту их проведения.
Религиозное сознание со временем углубило понимание термина, внеся в него оттенок целенаправленности такого отделения. То есть священный — это не просто отделенный от мира, в противоположность профанному , а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» — святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» — это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности. Области распространения сакрального Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время — в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли. Сакральное искусство Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное — усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к священному писанию. Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: — Сакральная живопись. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области — кулинария, литература, шитье одежды и даже мода — могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр.
Человек — животное общественное стадное , и этот инстинкт прочно оседлал религиозное чувство, тем паче, что когда-то был с ним неразличим. Но в паству нашего Бога можно, все-таки, посвятить и человека со стороны с некоторых пор, — по мере того, как Бог возвышался до всеобщего. Архаичный обряд инициации оказался не лишним обрезание, крещение. А с древних пор остались крестные родители, — крестившийся — вроде найденыша. Сила, хотя и полностью аморальная что только ни творят языческие боги! Сила благая — то есть по определению моральная, сама воплощающая в себе добро и обязывающая к добру тех, кто к ней причастен. Причем это принуждение человек должен воспринимать, как свое собственное благо. Культ этой силы — задабривание: страх, заставляющий чем-то дорогим для тебя против воли делиться, обрекая себя на голод или иные муки, — жертвовать. Общение с этой силой — вполне меркантильное и в этом плане осязаемое. Но только лишь в этом; сакральное, не обязанное справедливостью, остается для тесного контакта причащения опасным, и — табу. Посредником между человеком и богом выступает человек особенный, сам впустивший в себя сакральную силу — шаман, жрец. Культ этой силы — почитание: страх и одновременно любовь. Без любви, жертвы ей могут оказаться и неугодными. В конце концов прозвучит — «не жертвы хочу, а милости»... Общение с этой силой — снизу вверх, рабство. И притом, по идее, это рабство добровольно и составляет долг каждой личности, — раз уж ты не можешь откупиться от святого формально. Ты должен Богу все, он тебе — что захочет благодатью. Причащение ему возможно, но это — именно — таинство, некий потомок табу; наследник жреца — священник... Сила, не сосредоточенная в чем-то одном, а значит, сколь ни великая и ни пронырливая, но не всемогущая и не всеведущая, — которую можно и перехитрить. Не пойман — не вор. Сила, проникающая собою все, естественно всемогуща и всеведуща... Хотя, опять же, есть сатана, затыкающий дыры в этом всемогуществе и всеведении. Грех — служение сатане. Сила, неразличимая с понятием власти: имеет власть фетиш, имеет ее идол, имеет власть вмешиваться в дела сего мира, иногда каверзить, иногда и делать добро, бог. Имеет ту же самую сакральную власть и вождь, изначально бывавший и жрецом; фараон — бог, Цезари — божественные. Сила, уже почти воспринимаемая как нечто не насилующее наши тела и души, а объективно-ценное, самоценное для нас, — нечто сливающееся с понятием ценности. Хотя и власть, заставляющая архаичного человека убеждаться в своей принудительной самоценности для него — еще, для него, святыня. От начала времен был Бог и только Бог... Почему всегда его образ маячит во всякой, даже монотеистической вере, не признающей иных мистических сил, кроме силы святой — кроме Бога? Последний воплощает все небожеское в Божьем мире, все, чего будто бы и быть не должно, и что поэтому легче назвать, чем определить. Итак, возникающий вместе с благим Богом, как его тень, сатана — — темная, нечистая, злая сторона сакральной силы, противостоящая ее святой светлой, пречистой, доброй стороне. Сакральный дух зла. Черт в этом понимании — обыденная теодицея, решение главного религиозного вопроса. Но как быть с тем, что Бог всемогущ? Для примитивного сознания загадки тут нет, наличием сатаны могущество Бога, как силы сакральной, отнюдь не отрицается, ведь и сатана сакрален — есть его же, Бога, «падший ангел». Если мы не язычники, то за ангелами не можем признавать самостоятельного существования... Что черт в расхожем понимании — тот же слуга божий, его собственная темная сторона, видно из того, что на него даже возложены Богом кое-какие обязанности, — черти в аду вроде палачей. Это тот же профос так назывался исполнитель наказаний в царской армии , осмысленный как презренный и ненавистный «прохвост», но без которого все-таки нельзя. Как всякий холуй, тайком он готов и напакостить своему хозяину сбивая с панталыку его рабов или внося элементы хаоса в божий мир — это он мстит, видимо, за свое унижение, — только оттого не перестает быть его холуем... Но есть и принципиально иное понимание. Сатаны самого по себе нет, как нет самого по себе небытия.
Пивоваров 3 Сакральное - чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении « Сакральное » 1917 определяет как «чувство творческого состояния», или чувство «нуминозного», подразумевающего божественное величие. Сакральное включает в себя элемент « страха » перед абсолютным могуществом, причем это не страх перед опасностью, не тоска от неопределенности будущего; а также — элемент «тайны» непознаваемого; оно чемто напоминает чувство «громадного», в то время как его объект обладает:вполне определенной «чарующей» силой. В целом, страх, тайна и очарование будут тремя составляющими чувства сакрального. Любое религиозное чувство греха, искупления и т. Сакральное противоположно профанному в той мере, в какой оно обладает «могуществом», которого профанное лишено. Сакральное от лат. Благодаря сакральным традициям и актуально существующей системе сакрализации общество добивается воспроизводства определенной религии во всех своих горизонталях социальные группы, классы и вертикалях поколения. Пивоваров чувство религиозного. Особенно для нашей страны и для ее духовной культуры в частности. Крепостные стены прежнего миросозерцания рухнули, и над миром русского человека взошло неведомое дотоле солнце заграничной духовности. Американский евангелизм, восточные культы, разного рода оккультные школы за минувшие четверть века успели глубоко пустить корни в России. Это имело и положительные стороны - сегодня все больше людей задумываются над духовным измерением своей жизни и стремятся гармонизировать ее с высшим, сакральным смыслом. Поэтому очень важно понять, что такое сакральное, запредельное измерение бытия. Этимология слова Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого - «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» - это «отделенный, защищенный». То есть священный - это не просто отделенный от мира, в противоположность профанному , а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» - святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» - инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности. Области распространения сакрального Его область может быть чрезвычайно широка. Особенно в наше время - в бум расцвета экспериментальной науки сакральный смысл придается порою самым неожиданным вещам, например, эротике. С древности нам известны священные животные и священные места. Бывали в истории, впрочем, они еще и сегодня ведутся, сакральные войны. А вот что означает сакральный политический строй, мы уже подзабыли. Сакральное искусство Тема искусства в контексте сакральности является чрезвычайно обширной. Фактически, она охватывает все виды и направления творчества, не исключая даже комиксы и моду. Что нужно сделать, чтобы понять, что такое сакральное искусство? Главное - усвоить, что цель его заключается либо в передаче священного знания, либо в служении культу. В свете этого становится понятно, почему иногда картина может быть приравнена, скажем, к Важна не природа ремесла, а цель применения и, как следствие, содержание. Виды такого искусства В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие: Сакральная живопись. Сакральная геометрия. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда "маген Давид", китайский символ инь-ян, египетский анкх и т. Сакральная архитектура. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид. Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов - литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр. Кроме того, иногда сакральными называют небогослужебные музыкальные произведения, по своей смысловой нагрузке имеющие отношение к сфере трансцендентного, либо созданные по мотивам традиционной духовной музыки, как, например, многие образцы new age. Есть и другие проявления священного искусства. Фактически, все его области - кулинария, литература, шитье одежды и даже мода - могут иметь сакральное значение. Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия. Сакральное пространство Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи - конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками - флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам - духам и др. Другой пример сакрального пространства - храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место. Время Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример - католическая месса, содержание которой - таинство евхаристии - раз за разом переносит верующих в ночь Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием.
Сакральный
сакральный. (лат. sacer – священный) – относящийся к вере, религиозному культу, напр., обряд, запрет, предмет, текст и т.д. Священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый. Значение слова "сакральный" передаётся из поколения в поколение путём таинств, молитв, через воспитание подрастающего потомства.
Сакральный это что значит простыми
Источник: «Биологический энциклопедический словарь. М … Биологический энциклопедический словарь Сакральный — лат. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.
Связанный с религиозным обрядом; обрядовый, ритуальный. Относящийся к крестцу; крестцовый. Большой… … Большая психологическая энциклопедия Сакральный — от латинского sacralis священный , обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.
В ходе истории процессу освящения, сакрализации… … Иллюстрированный энциклопедический словарь сакральный — I. Понятия о земельном праве церкви, ка праве сакральном, особенном, а part. Карташев 2 440.
В значительной мере она [праздничная культура Средневековья] восходит к традиционным сакральным действам эпохи мифопоэтических языческих верований Даркевич. Сакральные и… … Популярный словарь русского языка Сакральный — I прил.
Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Лейрис основали Коллеж социологии , целью которого было восстановление сакрального в современном мире, где оно угасло: «... Необходимо создать духовное сообщество из числа тех, кто стремится как можно дальше продвинуться в своих изысканиях в этом направлении» Коллеж cоциологии... Докладчики кружка развивают собственную теорию сакрального в духе Дюркгейма, различая правое позитивное и левое негативное сакральное, но делают акцент на том, что социальным ядром является прежде всего эта последняя его форма, связанная со смертью, насилием и разложением. Из отдельных идей коллежа следует выделить «сакральное в повседневной жизни» Лейриса, который рассматривал этот феномен уже вне всякой связи с религией, как запретные места, предметы или эффекты, провоцирующие аффект причастности к коллективу Коллеж cоциологии... С 1930-х гг. В большей близости к антропологии и социологии его используют, например, Р. Перу Р.
Кайуа принадлежит работа «Человек и сакральное» 1939 , написанная в духе А. В ней он использует идеи амбивалентности сакрального и социального пароксизма, который перемежает сакральное время с профанным и тем самым это время структурирует. Сакральное Кайуа описывает одновременно как свойство некоторых вещей, людей, пространств, моментов времени и т. Это же справедливо и в отношении М. Элиаде, который в книге «Сакральное и профанное» 1956 утверждает сакральное как предельную ценность, источник жизни, бытия и подлинности: «Священное насыщено бытием. Священное могущество означает одновременно реальность, незыблемость и эффективность» Элиаде. Идею негативного сакрального, связанного со смертью, насилием и эксцессом, хотя и в различных ключах, развивали Ж. Батай и Р.
Батай противопоставляет профанное и сакральное как замкнутость человека в своей единичности и состояние континуальности, коллективного бытия или единства с мировым целым, которое для него ассоциируется со смертью, насилием и трансгрессией запретов и провоцирует двойной эффект влечения и отвращения. Одним из важнейших понятий для него является также трата, т. Особенно он подчёркивает момент, связанный с насилием. В работе «Эротизм» 1957 он пишет: «Сакральность выражает себя как проклятие, связанное с яростью violence », где понятие violence можно перевести также и как «насилие» Батай. Сакральное становится у него высшей ценностью и единственным спасением в ситуации «падшего» мира обособленных друг от друга людей. Последним выдающимся представителем французской социологической школы считается Р. Жирар, создатель миметической теории , основанной на идее о подражательной природе желания. В книге «Насилие и священное» 1972 философ отмечал, что если каждый заимствует свои желания у других, между людьми возникает насилие, которое грозит им уничтожением; спасением от него служит механизм козла отпущения, когда общее насилие переносится на невинную жертву.
Далее жертва обожествляется и возникает сакральное — трансцендентный буфер насилия. При этом насилие образует «подлинную сердцевину и тайную душу священного» Жирар. В дальнейшем, развивая свою теорию, автор пришёл к идее, что иудео-христианское откровение разоблачает механизм козла отпущения , а Страсти Христовы нарушают его работу, так что сакрального в современном мире более не осталось Жирар. Из этого изложения можно сделать несколько выводов: во-первых, сакральное является понятием очень гибким и в дисциплинарном плане подвижным, оно может свободно обрастать научными, философскими и теологическими импликациями, а также перемещаться между различными сферами знания или зависать в промежутках; и во-вторых, начиная с 1-й четверти 20 в. Иногда эта ценность может быть и негативной Р. Жирар, Э. Левинас , но гораздо чаще ею наделяется профанное как тёмное, отделяющее от бытия начало. Рудольф Отто.
Проект феноменологии религии оформился в начале 20 в. Гуссерля и К. Ясперса , философии жизни В. Дильтея , немецкой философии чувства и веры , кантианства и либеральной протестантской теологии. Хотя само понятие феноменологии религии встречается ещё в работах отцов-основателей религиоведения, нидерландских учёных П. Шантепи де ла Соссе и К. Тиле , где обозначает метод синхронного рассмотрения инвариантных религиозных феноменов, возникновение этого проекта связывают со знаменитым трудом «Священное» Р. Отто 1917.
Философ в кантианском духе представляет религиозность как априорную форму познания sui generis, однако она не сводится к сакральному: «... Этот «своеобразный первоначальный момент» Отто называет нуминозным: это изначально неморальный и иррациональный опыт восприятия предельной реальности, который обрастает моральным и рациональным компонентами и становится сакральным. Нуминозное схватывается в ряде «моментов», среди которых — инаковость, mysterium, tremendum, majestas, augustum, energicum и fascinans, т. Амбивалентность сакрального относится у Отто не к самой его сущности, а к вызываемому им аффекту, и здесь к его психологизирующей трактовке примыкают также З. Фрейд и К. В книге «Тотем и табу» 1913 Фрейд писал: «... С одной стороны, оно означает — святой, освященный, с другой стороны — жуткий, опасный, запретный, нечистый» Фрейд. В свою очередь Юнг заимствовал у Отто понятие нуминозного для обозначения бессознательной силы, действующей на сознание: «Нуминозное — это либо качество видимого объекта, либо невидимое присутствие чего-то, вызывающее особого рода изменение сознания» Юнг.
Несмотря на то что начатый Отто проект часто пересекался у тех или иных мыслителей с идеями французских социологов Ж. Батая, Р. Кайуа, М. Элиаде , его стремление к синтезу философии и теологии с религиоведением подвергалось критике. В 1930—1950-х гг. Это Ф. Хайлер с его типологией молитвы и анализом пророческого и мистического благочестия, Й.
В племенной «мужской дом» строго запрещалось входить женщинам, а в некоторых культурах — неженатым юношам. Во времена раннего христианства на основной части литургии могли присутствовать только члены церкви, поэтому оглашенные те, кто готовились принять крещение покидали храм — им разрешалось находиться в притворе, у дверей. Внутреннее устройство всякого священного места неслучайно и повторяет метафизическую организацию мира. Для бурятских обрядов в юрте устанавливаются березы, выходящие верхушкой в дымоход, — дерево позволяет шаману выбраться на небо, а пространство сооружения связывается с общим устройством вселенной. Береза тут центр не только сакральной локации, но и всего мироздания. В организации христианского храма также есть самое священное пространство, «сердце» церкви — алтарь с престолом, где находятся святые дары, особый крест, Евангелие для богослужений и другие подобные предметы. Горнее место, возвышение, расположенное рядом, — это кафедра для епископа, которая соотносится с Престолом Господним. Время в религиозном мировосприятии также неоднородно. Существуют периоды, когда «профанический» ход событий прерывается и человек приобщается к «священному» времени. Это позволяют сделать особые дни — религиозные праздники. Например, Шаббат у евреев, Пасха или Рождество у христиан, календарные торжества у язычников и неоязычников. Подобно тому как пространственные категории не подчинены законам обычного мира маленькая юрта в ходе обряда вмещает в себя вселенную , сакральное время тоже течет не так, как профаническое. Когда события священной истории раз за разом воспроизводятся в религиозных ритуалах, они действительно снова и снова происходят в переживании верующих — скажем, Христос ежегодно рождается, претерпевает страсти, воскресает. Человек и его телесность И в мифологии, и в религии, как правило, в творении человека принимает участие божество. И все инициатические ритуалы , которые приобщают людей к этим преданиям, «пересобирают» их — уже в качестве субъекта, причастного к религиозной культуре. Сюда относятся членовредительские практики, используемые многими народами: надрезы, удаление зубов, бодимодификации. В ходе ритуалов тело создается заново — как будто лепится из первозданной глины. Человек священен, потому что создан божественной силой, а его телесность имеет дополнительные символические значения. Как тело не «естественно» в религиозном мире, так же не «естественна» и природа, ведь она представляет собой творение. Все ключевые события в жизни человека, будь то рождение, брак, война, болезнь или смерть, имеют связь со священной историей. Чтобы это подчеркнуть, и нужны обряды, которые проводит шаман, раввин, пастор и т. Отзвуки сакрального отношения к телесности отчетливо слышны до сих пор. Так, людская нагота, казалось бы совершенно натуральная по своей сути, табуирована в культуре. Исторически в обнаженном виде совершались языческие и оккультные обряды, античные атлеты раздевались в гимнасии, но все эти особые ситуации были строго регламентированы. Несмотря на то, что со времен винтажных натуристов и хиппи 60-х многие общественные движения призывают «десакрализировать наготу», оказывается, что людей не так-то просто заставить поменять установки и перестать впечатляться ню. Художники и политические активисты, от Марины Абрамович до Femen, неоднократно оголялись на публике, пытаясь донести свои идеи до масс. Но пока внеконтекстное раздевание на глазах у других считается перформансом представлением, актом , это действие так и остается выходом из обыденного, за пределы нормы. На футбольных полях время от времени появляются раздетые фанаты. Их странное хобби называется «стрикерство» и наверняка дарит бегущему перед огромной толпой и камерами голому человеку массу трансгрессивных переживаний. Это своего рода триумф антиинтимности, грубое и демонстративное нарушение правил локализованной наготы. Сбрасывание одежды с себя и партнера во время сексуальной близости тоже воспринимается совсем не так, как обнажение на «профаническом» нудистском пляже. Сакральность наготы имеет свои пространственные и временные координаты, а главным триггером сильных ощущений становится нарушение запрета. Сакральное и другие категории Ужасное и нуминозное Сфера потустороннего может быть представлена как высшими силами, так и демоническими, хтоническими. В язычестве разделение не столь очевидно — даже со злыми духами иногда можно договориться, а боги-трикстеры вообще выходят за пределы морального дуализма. Но для монотеизма характерны концепции добра и зла, потому именно на фоне западной культуры сакральное часто предстает особенно мрачным и жутким. Этому способствует трагическое восприятие индивидуального страдания, принятое в христианстве, с его личностным обращением Спасителя к душе каждого человека и личностно же переживаемыми мучениями воплощенного Бога. Если святое чаще соотносится с добром и благом, а священное выступает как явление такого порядка, вписанное в определенные социальные практики, то сакральное — это совсем не обязательно «доброе» для человека. У него есть и другой лик: оно может проявляться через ужасное. В христианском представлении сакральна не только Божественная любовь, но и грех, потому что он внушает религиозный страх. А еще — паралогическое, безумие, выводящее человека за рамки привычного мира. Неслучайно во многих культурах люди с признаками клинической картины считались шаманами или блаженными, имеющими контакт с запредельным.