За века существования Рождество Христово обогатилось таким количеством традиций и обрядов, с каким не сравнятся обряды других праздников. Традиционно 12 дней — между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) — празднуется славянский праздник Святки в память о евангельских событиях. Рождество Христово — один из главных православных праздников. Что мы знаем об истории Рождества Христова, его обычаях и традициях? На какой день приходится Рождество Христово в 2023 году, история и традиции праздника, как отмечают и как поздравлять с Рождеством. День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам – Господским и непереходящим.
Рождество Христово: даты, история, традиции
День Рождества не сразу стал праздником, а вот Вифлеемская звезда стала главным символом, сопровождавшим это событие. Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день. Впервые праздник Рождества Христова был отделён от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. Рождество Христово — православный мир отмечает 7 января 06.01.2019, Sputnik Грузия.
Рождество Христово — 2024: история, традиции и обычаи праздника
Все дома и гостиницы были переполнены, и путники были вынуждены остановиться на ночлег в пещере или вертепе , куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Чтобы возвестить миру о появлении Господа, на небе появилась необычайно яркая Вифлеемская звезда. Первыми поклониться Иисусу пришли простые пастухи. А за ними явились вавилонские мудрецы, волхвы. Они вручили Младенцу свои дары — ладан, золото и смирну. Это были не просто ценные подарки, а символы. Золото указывало на царское достоинство Спасителя, ладан означал Божество, а смирна — Его будущее погребение. В те времена смешанной с маслом благовонной смирной помазывали умерших. Узнав о рождении Христа, царь Ирод, правивший тогда Иудеей, задумал убить его. Жестокий тиран приказал избавиться от всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях.
О планах царя Ирода Святое Семейство предупредил Ангел. Его праздновали всей семьей — накрывали на стол, пекли пироги и открывали двери своего дома для гостей. К этому светлому дню готовились заранее: наводили порядок в избах, топили баню и готовили новую одежду. В Сочельник было принято колядовать. Дети наряжались в костюмы ангелов, пастухов или животных и ходили из дома в дом. Ряженые пели рождественские песни — колядки — и просили у радушных хозяев угощения и подарков. Также в Рождество каждый верующий считал за честь накормить и приветить одинокого путника или подать милостыню нищему. На Рождество девушки, по традиции, гадали на любовь, урожай, детей и семью. Для "магических" ритуалов чаще всего использовали зеркала, кольца, иголки, башмаки и воск.
Хотя отметим, что любые "магические" ритуалы и гадания в православии считаются грехом. Это дерево имеет большое значение в христианской традиции. По преданию, когда царь Ирод приказал убить всех младенцев, Дева Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру, где родился Иисус, ветками ели. А в Европе существует легенда о том, что, когда деревья приносили Спасителю в дар свои плоды, ели было нечего предложить. Она стояла у подножья пещеры, не решаясь приблизиться. И тогда Младенец сам протянул к ней руку. Еще одним важным символом Рождества считается Вифлеемская звезда. Она взошла на небо, чтобы возвестить миру о рождении Спасителя. Лучи этой яркой звезды указали путь к пещере волхвам.
Сочиво — это постное блюдо, которое готовится из риса или пшеницы с добавлением меда, засахаренных фруктов, изюма и цукатов. Поэтому и название такое у этого дня — сочельник. Традиции православного Рождества Перед самим праздником православного Рождества принято соблюдать 40-дневный Рождественский пост, и даже рождественский стол подразумевает под собой приготовление 12 постных блюд. Однако традиция праздновать Рождество возникла лишь в конце III — начале IV века, когда верующие христиане стали отмечать рождение Христа одновременно с Его Крещением в один день — 6 января по юлианскому календарю. До этого момента самым важным и главным религиозным праздником было Воскресение Христа, то есть Пасха. И лишь в середине IV века праздник Рождества Христова окончательно отделился от Крещения Христа, и Римская церковь стала отмечать его 25 декабря по юлианскому календарю. По народным традициям и поверьям, в ночь перед Рождеством в мире хозяйничают две силы: добро и зло.
И та сила, к которой человек склонялся, и совершала с ним чудеса в эту волшебную ночь. Одна сила звала на колядки, празднование рождения Христа за рождественским столом, а другая сила собирала на шабаш нечистую силу, ведьм и чертей. Вечером по селам начинала ходить по домам «коляда» в народе «калитка» — наряженные и переодетые молодые парни в шубах навыворот и с масками зверей на лицах. Они стучали в дома, пели колядные песни, хвалили и прославляли хозяев, не жалея добрых слов. Снегопад считался хорошим признаком в сочельник, который обещал каждому дому процветание, урожай и достаток. Существовала народная примета: если на сочельник снежная погода — будет урожай на хлеб. А если в ночь перед Рождеством ударит мороз — семья проживет год дружно, в любви и согласии.
Мария Городова В России началось празднование православного Рождества. Именно началось, потому что праздник в честь родившегося Христа Церковь считает настолько значимым, что отводит ему не один, а целых семь дней - с 7 января по 13-ое. То есть мы начинаем отмечать Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января Всенощным бдением и Божественной литургией, а заканчиваем только 13 января, когда происходит так называемое отдание праздника Рождества Христова. Поэтому вопрос "как правильно провести Рождество" касается не только ночи с 6 на 7 января и последующего выходного дня, но всей последующей недели.
Рождественское утро, 1916г. Генри Мослера 1841 - 1920 гг. Сегодня это торжество многие упростили: раскидал рождественские открытки по соцсетям и всё, дело сделано. А вот наши предки, понимая вселенскую неординарность события прихода в наш мир Христа, осознавая значимость рождения Бога среди людей, заранее готовились к рождественской недели.
С нетерпением ждали прихода праздника и с радостью, душевным подъёмом всю эту рождественскую неделю проводили. Знали: праздничные дни Рождества Христова - время особое, его нельзя проводить бессмысленно и бездарно. Но как провести Рождество правильно? Поклонение волхвов, 1624г.
Рубенс 1577 - 1640 гг. Начиналась подготовка к Рождеству с рождественского поста и … подготовки подарков. Мемуаристы свидетельствуют: деликатные расспросы о том, кто бы что хотел получить, начинались чуть ли не с ноября - ещё бы! Деньги на Рождественские щедроты откладывали заранее.
Причём одаривали не только ближних, но и дальних. И даже совсем незнакомых. Рождество объединяло все слои общества, ведь Христос пришел в наш мир для всех. Рождественская неделя была временем благотворительности.
В мемуарах князя Феликса Юсупова находим: "Матушка еще за месяц до праздника спрашивала людей, кому что подарить". Дочь чаеторговца Василия Сабашникова Маргарита с ностальгией описывала: "Мама участвовала в проведении праздников для детей нашего квартала, а мы с друзьями помогали. В снятом для этого мрачном помещении рядом с пользовавшейся дурной славой рыночной "Сухаревской" площадью собирались дети бедняков.
Праздничный ужин Традиционный рождественский ужин должен состоять из дюжины по количеству апостолов постных блюд. Из обязательных — кутья — каша из риса, пшеницы, изюма, кураги и орехов, в остальном можно придерживаться собственных вкусов.
На Руси была популярна выпечка: пироги с различными начинками. Некоторые готовят козули — пряники в виде фигур коз, овец, баранов и лошадей. Они символизируют животных в стойле, где родился Иисус. Помимо в ыпечк и, на стол принято ставить блюда из мяса гусь, утка, свинья, баран. На гарнир — моченые яблоки, квашеная капуста, ягоды и грибы.
Одно из традиционных мясных блюд русской кухни — полотки — половинки туш птиц, соленые, копченые или вареные. Также застолья на Руси не обходились без взвара — воды, которую хозяйки настаивали на ягодах или фруктах. Колядки Жители некоторых российских сел в рождественскую пору до сих пор любят колядовать. Молодые люди и детвора облачаются в красочные наряды и гуляют по соседям, распевая песни-колядки во славу Христа и хозяев д омов. Колядующих поощряют разными лакомствами или деньгами.
Рождество Христово: главные традиции великого праздника
Если кто-либо и нарушал основной пост, приговаривая «пост — не мост можно и объехать», то накануне Рождества даже самые невоздержанные из чревоугодников к столу садились лишь с появлением на небе первой звезды, символа звезды Вифлеемской. По обычаю с веселыми криками вбегала в дом ребятня, сообщая об ее появлении, но иногда на улицу выходили все. Если небо было в тучах, то дожидались темноты и после торжественной молитвы усаживались за рождественское застолье. Но «основное» угощение еще не подавали. Обходились «голодной кутьёй» или «сочивом», — кашей из пшеничного, ячменного или другого зерна, распаренного на воде. Отсюда пришло название — «сочельник«. Только придя домой, отстояв торжественную праздничную церковную службу, подавали к столу основное угощение. Тут были свои рождественские традиции. На рождественском столе стояло 13 блюд.
Например: поросята, начиненные гречневой кашей, заяц в горшочке, каша в тыкве. А также салаты, рыбные закуски, красный борщ, пироги, рулеты, пряники. Количество совершающих праздничную трапезу должно было быть четным. При нечетном числе, ставился лишний прибор. Все должны были попробовать каждое блюдо, главным из которых считалась теперь уже «богатая кутья» со сливками, медом, пряностями, изюмом и миндалем. Кутью по обычаю полагалась запивать «взваром». Так назывался напиток похожий на сладкий густой компот или кисель, взвар готовился из сухофруктов и ягод. Иногда его делали с добавлением кваса, пиво или вина, а иногда риса или лапши.
В рождественскую ночь открывали настежь дверь и звали к праздничному застолью любого прохожего, который шел мимо, даже если им оказывался бездомный нищий. По старинному поверью, считалось, что в его образе может скрываться сам Христос. Настоящий, праздничный стол, который буквально ломился от вкуснейших яств, накрывали лишь на следующий день. На него выставлялось разнообразие мясных угощений, главным из которых являлись блюда из свинины. Традиционным угощением на Рождество в России считались и пироги. Рождество сегодня Сейчас Рождество в России празднуют с 6 на 7 января. Ночью в церквах идет праздничная служба.
В его честь тысячи католиков посетят костелы в ночь с 24 по 25 декабря. Праздник был введен в честь рождения Христа Спасителя. Католические и протестантские церкви отмечают праздник по григорианскому календарю — 25 декабря. Sputnik рассказывает историю и традиции католического Рождества. Четыре недели до Рождества — период Адвента. Это время дается на подготовку верующих к глубокому переживанию празднования. Само празднование длится восемь дней: с 25 декабря по первое января. Этот период называется Октавой Рождества. На него приходятся дни памяти апостолов и святых мучеников. Главные традиции Рождества Главная рождественская традиция — традиция трех литургий.
И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу. Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме. Фото: А. Ru Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты. Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных. Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами.
Тогда на небе засияла Вифлеемская звезда. Следуя за ней, к новорожденному Христу пришли волхвы и принесли ему золото, ладан и смирну. Золото было данью царю, ладан — даром Богу, а смирна — человеку, который должен будет умереть смирной помазывали умерших. Вифлеемская звезда сразу стала важным символом, но сам праздник Рождества появился несколько позже. До IV века в восточных и западных церквях Рождество объединяли с праздником Крещения и отмечали 6 января. В 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как дату Рождества Христова, и представители многих конфессий празднуют его в этот день. Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская и ряд других церквей празднуют Рождество 7 января. Хотя еще в 1699 году Петр I повелел приносить в дом к празднику сосновые, еловые и можжевеловые ветви, вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и день новолетия, по примеру всех христианских народов, отмечать не 1 сентября, а 1 января. Но после смерти императора его рекомендации соблюдали не слишком аккуратно: на протяжении всего XVIII века перед праздником с помощью хвойных деревьев и веток украшали только питейные заведения по елкам, привязанным к колу, установленным на крышах или воткнутых у ворот, было легко их опознать. Больше нигде ели к празднику не появлялись. Впрочем, приказ Петра I касался больше украшения улиц столицы тогда еще Москвы , а не интерьера. Идея наряженного рождественского дерева пришла из Германии: сначала там ели украшали яблоками, свечами и шестиконечной звездой. Позже для украшения стали использовать искусственный декор, сладости и орехи. В 1830-е годы елки появились в домах петербургских немцев, а к 1852 году их стали наряжать повсюду. К концу XIX века елки превратились в главное украшение и городских, и деревенских домов, а к началу XX века стали обязательным атрибутом зимних праздников. В 1916 году, когда еще шла Первая мировая война, Святейший синод запретил рождественскую елку как вражескую затею. А пришедшие немногим позже к власти большевики продлили этот запрет как, впрочем, и на остальные религиозные торжества.
Рождество Христово у восточных христиан
Праздник Рождество Христово – это день рождения Божьего сына. Светлый праздник Рождества Христова – одна из самых почитаемых дат среди христиан, именно его историю, его традиции мы и попытаемся рассказать. Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. Православная Церковь празднует Рождество Христово 7 января.
Католическое рождество 2023: традиции и запреты светлого праздника
Он относится к так называемым двунадесятым праздникам: двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Рождеству Христову предшествует 40-дневный Рождественский пост, во время которого православные соблюдают строгую диету и проводят много времени в молитвах Богу. Ведь как гласит старая церковная песня: "Если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая". Изначально событие Рождества вспоминалось в день Богоявления, а первые упоминания о Рождестве, как о самостоятельном празднике, относятся к середине IV века.
Выделение Рождества в отдельный праздник было связано со стремлением христианской церкви вытеснить языческий культ Непобедимого Солнца. В Рождество Христово православные вспоминают великое событие: в этот день в маленьком городе Вифлеем, который сейчас относится к Палестинской автономии, родился Сын Божий — Иисус Христос. Он родился не в роскошном дворце или богатом доме, а в пещере, а первыми его рождению порадовались не цари или вельможи, а простые пастухи.
В это же время в Иерусалим направлялись мудрецы с востока, которым пришло видение, что в этот день на земле родится сын Божий. Католическое РождествоКатолическое Рождество отстоится от православного Рождества Христова на тринадцать дней: католики празднуют Рождество 25 декабря, а православные — 7 января. Связано это с тем, что юлианский календарь, установленный Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, добавляет в февраль еще одни сутки.
Рождественская традиция: вертеп у Казанского собора в Санкт-Петербурге. А в момент рождения Сына Божьего на небе загорелась звезда. Евангелие от Матфея рассказывает о пришествии волхвов с Востока, которые увидели это знамение в небе и последовали за ним. Они принесли младенцу дары — золото, ладан и смирну. Это были символы признания Христа как Царя и Бога. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно иудейскому закону, ему было дано имя Иисус через ангела. Как появилось расхождение в датах празднования Рождества В 325 году нашей эры христианские епископы созвали Первый Никейский собор, где обсуждались вопросы религиозной доктрины. Важнейший — установление даты празднования Пасхи, главного церковного праздника. Для этого решили опираться на солнечный календарь, который Юлий Цезарь, желая упорядочить лунный календарь Рима, принял в 46 году до нашей эры по рекомендации египетского астронома Сосигена.
Пасху назначили на воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Однако собор постановил, что если это воскресенье придется на время Песаха, празднование Пасхи переносится на следующее воскресенье после иудейского праздника. Разница в смысле праздника: для иудеев Песах — символ освобождения от рабства, а для христиан Пасха — воскресение Иисуса Христа. В результате со временем календарь и солнечный год становились все менее синхронизированными. К 1582 году даты важных христианских праздников сдвинулись настолько, что это насторожило папу Григория XIII. Он созвал группу астрономов и предложил составить новый календарь, который стал известен как григорианский. Новый календарь приняла большая часть христианского мира. Кроме православной церкви. Во-первых, в 1054 году православная и католическая церкви окончательно разделились, во-вторых, принятие нового, «папского», календаря означало бы совпадение Песаха и Пасхи — не всегда, но время от времени.
А это противоречило постановлению Никейского и других соборов. Разница между двумя календарями продолжает увеличиваться. К 1917 году она составляла 13 дней, поэтому и православное Рождество наступает на 13 дней позже. Мы празднуем появление на свет Сына Божьего не 25 декабря, а 7 января. Если все останется неизменным, с 2101 года православное Рождество перейдет на 8 января.
И сейчас ель непременно украшает в рождественские и новогодние дни каждый французский дом, а рядом стоят… ботинки или сапоги, куда таинственным образом попадают подарки для детей. После посещения праздничной мессы — семейный ужин с непременным гусем, и, конечно, традиционным тортом в форме полена.
В Финляндии перед Рождеством наряжается, помимо обычной, елка на улице, для птиц. В кормушку или под дерево кладут крошки и семечки. В Швеции елка украшена цветами и — булочками! Шведы празднуют Рождество исключительно в семейном кругу, а накануне в некоторых областях можно увидеть процессию из жителей с зажженными свечами, следующую в храм на праздничную службу. В Сербии где Рождество, как и в России, отмечают 7 января празднование вместе с подготовкой к нему продолжается больше месяца! Там это праздник, в первую очередь, детей и родителей, посвящен семье и дому. Накануне Рождества отец семейства, по традиции, должен срубить ветку дуба, «бадняк», для домашнего очага.
В Германии многие соблюдают предрождественский пост, Адвент, с начала которого начинается и подготовка к Рождеству: вешается рождественский венок, и каждую неделю на нем зажигается очередная свеча; закупаются подарки всем друзьям и родным; наконец, покупается и наряжается елочка традиционные цвета её убранства — красный и зеленый. За праздничным столом, где собирается семья после рождественской службы, обычно множество самых разных блюд, но обязательно - индюшка и «штоллен» , традиционный пирог-кекс. В Англии уже с начала декабря на главной площади Лондона стоит праздничная елка, и целый месяц англичане украшают дома, двери, окна, пространство перед домом… Дети в Англии тоже пишут записки с просьбами о подарках и бросают их… в разожженный камин. А еще в обязательную «программу» празднования здесь входит поздравление от самой королевы! Праздник Рождества в России За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями. Праздник предваряется сорокадневным Рождественским постом, более строгим в последние дни. Накануне Рождества, в Сочельник, пост наиболее строгий — едят только сочиво из пшеницы или риса с медом.
После службы верующие возвращаются домой и садятся за праздничный стол. Что едят на Рождество? На 6 января в православных семьях готовят праздничный ужин, в котором должно быть 12 постных блюд — поскольку именно 12 апостолов присутствовало на Тайной Вечере. Сам ужин начинается только после появления на небе первой звезды, означающей Рождение Иисуса Христа.
Начинают застолье в Сочельник с кутьи — каши из пшеницы или риса с добавлением мака, сухофруктов, орехов, меда. Кутью запивают взваром или узваром — рождественским напитком, сваренным из сухофруктов. К столу подают также пироги с капустой и картошкой , жареную рыбу, овощные салаты, грибы и соленья. Список традиционных постных блюд на Рождество: кутья;.
История Рождества
- Дата празднования Рождества 2022 в России — в ночь с 6 на 7 января
- Рождество в России
- Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео - Научно-популярный журнал: «Как и Почему»
- Почему православное и католическое Рождество не совпадают
- Рождество — один из главных христианских праздников
- Рождество Христово: история и традиции праздника
Время праздновать: почему православные отмечают Рождество 7 января, а католики — 25 декабря
О рождении Спасителя вскоре узнал царь Ирод, который тогда правил в Иудее. В пророчестве было сказано, что младенец в будущем станет царем Иудейским, поэтому Ирод приказал найти его и уничтожить. Когда мальчика не смогли обнаружить, Ирод велел избавиться ото всех детей младше двух лет в Вифлееме и окрестностях. Однако ангел предупредил Иосифа, который смог спрятать свою семью. Но до начала XIX века в этот праздник не было массовых гуляний.
Обычай организовывать рождественские балы и приемы, устраивать праздничные ярмарки в городах и селах, а также ставить в домах украшенные елки и класть под них подарки пришел из европейских стран. С приходом советской власти и последовавшими гонениями на религию елки были запрещены — как и все прочие символы Рождества. В послевоенные годы елки вновь появились в домах советских граждан, правда, теперь уже в виде новогоднего атрибута, никак не связанного с религиозным праздником.
Из холода жизни — пойдем к любви, которая может согреть душу и все изменить в жизни! Из серой скудости житейской — пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но «все» велико, потому что все может стать знаком любви!.. И Господь зовет нас верить в себя. Вспомните дары этих волхвов.
Принесли они злато: в темных недрах заключена его сверкающая слава, звонкая полнозвучность, нержавеющая чистота. И в «каждом» из нас есть эта слава, которая рвется к свету, и нержавеющая чистота души, которая способна на великое — только дали бы ей свободу любить без страха, любить от всей силы мощной души! Золото, о котором здесь говорится, это преображенная земля; откроем темные недра наши, в которых таится сияние света, и пойдем к свету! Ладан принесли волхвы, который возносится и благоухает: принесем любовь, которая не только светом, не только нержавеющей своей чистотой сияет, славой блестит, но которая по всей земле распространится, как благоухание, лаской, любовью, теплотой... Но и смирну принесли волхвы, как приносят мертвецу; Христос, бессмертный Бог, родился не для того, чтобы жить, подобно нам, а для того, чтобы умереть, подобно нам; жить «нашей» смертной жизнью для того, чтобы мы могли войти в Его бессмертную, торжествующую, ликующую вечность... Кто хочет идти по Мне, да отвержется себя, да забудет о себе, да вспомнит только о том, что тысячи вокруг нуждаются в любви. Никто большей любви не имеет, как тот, кто свою жизнь отдаст; а отдать жизнь — это не обязательно умереть, это каждое мгновение жизни посвятить любви, творческой, зрячей, умной, смелой любви; любви, которая дает; любви, которая не защищает своего; любви, которая"себя" не защищает, не замыкается...
Сила Божия в немощи совершается: нам не надо бояться любить — отдадим себя до конца, и тогда весть о родившемся сегодня Христе станет реальностью не только в нашей жизни, но в жизни миллионов людей — светом, теплом, радостью, обновлением всей жизни!
Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы — дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост святая Четыредесятница , накануне праздника соблюдается строгий пост. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.
Не стоит встречать праздник в одиночестве. Приметы на Рождество 7 января Приметы погоды По погоде на Рождество и Сочельник судили о предстоящей весне и лете, а также о видах на урожай. Крепкий мороз — к жаркому лету. Оттепель — к затяжным весенним холодам.
На Сочельник выпал снег — к богатому урожаю. Завывает вьюга — к ранней весне. Метет метель — к медоносному лету. Ясная погода на Рождество — к хорошему урожаю на полях.
Приметы здоровья Для предсказания состояния здоровья в следующем году обращали внимание на кутью и сочиво — традиционные рождественские угощения. Пышные и вкусные — здоровье будет крепким. Не удавшиеся или не очень вкусные — возможны болезни. Если утром курочка сначала клюет зерно, а потом пьет воду, это предвещало здоровье и долголетие, а если наоборот — можно было заболеть.
Бытовые приметы Увидеть мышь — к финансовым потерям. Увидеть большую собаку — к удаче. Первым в гости пришел темноволосый мужчина — к крайне удачному году. По дню недели, на который приходился праздник, также предсказывали характеристики будущего года.
Например, понедельник предвещал богатый урожай, а вторник — счастливый брак. Среда сулила рыболовам и охотникам богатую добычу, а четверг — скорые свадьбы для незамужних девушек. Пятница предвещала длинную зиму и короткое лето, а субботний праздник — весенние дожди почти каждый день. Воскресенье сулило успехи тем, кто планирует новые начинания.
Кстати, Рождество Христово в 2024 году приходится именно на воскресенье. Ранее мы рассказали , как встречали Рождество и Новый год в Тобольской губернии.
Рождество в России
7 января отмечают один из главных православных праздников — светлое Рождество Христово. Рождество – это ежегодный праздник, который отмечают православные христиане всего мира 7 января в честь рождения сына Божьего Иисуса Христа, спасителя людей. Рождество Христово — христианский праздник, связанный с памятью о рождении Иисуса Христа, утверждён согласно датировке празднования. великий христианский праздник, который мы отмечаем сегодня 7 января, - предсказаны и пред-описаны с потрясающей точностью и детализацией. Рождество Христово – праздник в память о появлении на свет Иисуса Христа, Сына Божьего, грядущего Спасителя всего человечества. Рождество Христово в 2024 году отметят 7 января: история и традиции.
Рождество Христово: когда отмечают, история и традиции праздника
Завтра, 25 декабря, католики отметят Рождество Христово. Так повелось, что в праздник Рождества Христова нельзя заниматься домашними хлопотами, особенно – тяжелой работой. На начало января приходится великий праздник Рождество Христово. один из главных христианских праздников, вот только католики и православные отмечают этот праздник в разные дни. Объясняем, почему. спасителе человечества; Отмечается 25 декабря [в одних странах - по григорианскому календарю (по новому стилю, т. е. по тому по которому мы сейчас живём), в других.
Рождество: история и традиции праздника
Официально Рождество вновь разрешили только после развала СССР, но в уцелевших церквях всегда тайно велись службы. А вот в русском православии сложилась другая традиция: у нас главным религиозным праздником считается Пасха, Светлое Христово Воскресение. Священники объясняют некое первенство Пасхи цитатой апостола Павла: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» 1Кор. Он начинается 28 ноября и заканчивается 6 января. Поэтому воцерковленные и набожные люди отмечают Новый год со скоромной пищей и алкоголем. Канун Рождества в России называют Сочельником. По традиции, после вечерней службы вся семья собирается за столом. Поститься принято до появления первой звезды, после чего начинается ужин — первым блюдом принято употреблять сладкую рисовую или пшенную кашу под названием «кутья» с медом. Затем переходят к основным блюдам — запеченному поросенку или гусю. По традиции, на стол в Сочельник нужно ставить 12 блюд в честь 12 апостолов Иисуса, поэтому раньше готовили много — блины, пироги, сладкие угощения.
И сейчас звезда, венчающая рождественскую ель, напоминает нам о Вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам. Специальные легкие елочные игрушки появились позднее. А в последние столетия нарядные ели, бывшие рождественским украшением домов, «вышли» и на площади городов.
Другая, ставшая всеобъемлющей, рождественская традиция — дарить подарки всем родным и близким, берущая свое начало от даров, которые принесли волхвы. Для тех, кто далеко от нас в этот день, уже полторы сотни лет существуют замечательные рождественские открытки, не только бумажные часто сделанные своими руками , но теперь и виртуальные. Иногда подарки в разных странах «помогают» дарить рождественские гномы или Пэр Ноэль, Дед Мороз или Санта-Клаус, но, думается, приятно и просто взаимно обменяться дарами и открытками.
Интересной традицией празднования Рождества Христова стало изготовление вертепов , как домашних, так и возле либо внутри храмов. В прошлые века вертеп был разновидностью кукольного театра, с помощью которого дети показывали сцены, относящиеся к рождественским событиям. Сейчас это неподвижная композиция, изображающая пещеру со Святым Семейством, овечками, пастухами, иногда волхвами, звездой — словом, участниками тех событий.
Как празднуют Рождество в разных странах Французы были одними из первых, кто начал делать специальные стеклянные елочные шары заменяющие яблоки. И сейчас ель непременно украшает в рождественские и новогодние дни каждый французский дом, а рядом стоят… ботинки или сапоги, куда таинственным образом попадают подарки для детей. После посещения праздничной мессы — семейный ужин с непременным гусем, и, конечно, традиционным тортом в форме полена.
В Финляндии перед Рождеством наряжается, помимо обычной, елка на улице, для птиц. В кормушку или под дерево кладут крошки и семечки. В Швеции елка украшена цветами и — булочками!
Шведы празднуют Рождество исключительно в семейном кругу, а накануне в некоторых областях можно увидеть процессию из жителей с зажженными свечами, следующую в храм на праздничную службу.
Сколько нас, кому темно, сколько нас, кто в потемках; вот из этих потемок пойдем к свету. А свет — это любовь. Из мрака злобы — пойдем к любви! Из греха — пойдем к любви, всепрощающей, исцеляющей! Из холода жизни — пойдем к любви, которая может согреть душу и все изменить в жизни! Из серой скудости житейской — пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но «все» велико, потому что все может стать знаком любви!.. И Господь зовет нас верить в себя.
Вспомните дары этих волхвов. Принесли они злато: в темных недрах заключена его сверкающая слава, звонкая полнозвучность, нержавеющая чистота. И в «каждом» из нас есть эта слава, которая рвется к свету, и нержавеющая чистота души, которая способна на великое — только дали бы ей свободу любить без страха, любить от всей силы мощной души! Золото, о котором здесь говорится, это преображенная земля; откроем темные недра наши, в которых таится сияние света, и пойдем к свету! Ладан принесли волхвы, который возносится и благоухает: принесем любовь, которая не только светом, не только нержавеющей своей чистотой сияет, славой блестит, но которая по всей земле распространится, как благоухание, лаской, любовью, теплотой... Но и смирну принесли волхвы, как приносят мертвецу; Христос, бессмертный Бог, родился не для того, чтобы жить, подобно нам, а для того, чтобы умереть, подобно нам; жить «нашей» смертной жизнью для того, чтобы мы могли войти в Его бессмертную, торжествующую, ликующую вечность...
Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник. Символы Рождества Христова Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда — сочиво и кутья.
Слово «сочельник» как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения. Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особое место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно. Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна. Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба.
Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это — та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей.
Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом. Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа. Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи.
Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова. Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца.
Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие. Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить «наполовину язычников» или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога.
Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным». На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось «Вертепным действом», а в Западной Украине просто «Вертеп». В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов.
Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома. Католики и протестанты также делают адвент-календари.