Новости что такое вселенская родительская суббота

Православные верующие отмечают 9 марта и 22 июня Вселенские родительские субботы — дни, когда полагается поминать усопших. Две родительские субботы имеют особый статус в календаре и называются Вселенскими. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 18 февраля — Вселенская родительская суббота, или суббота Мясопустная. Историческая особенность Троицкой Вселенской родительской субботы заключается в том, что в этот день Церковь особо молится о тех, чья участь нам, силу обстоятельств, непонятна или неизвестна до конца.

Все родительские субботы в 2022 году

Рассказываем, какого числа Вселенская родительская суббота в 2023 году и как правильно поминать усопших в этот день. В последнюю субботу перед Масленицей православные верующие отмечают Вселенскую родительскую субботу. Троицкая — вторая из Вселенских родительских суббот, считается самым значимым днем почитания всех умерших. Нельзя во Вселенскую родительскую субботу ссориться, ругаться, обижать окружающих, сплетничать и злословить. Родительские субботы — дни поминовения усопших проходят несколько раз в год.

Даты родительских суббот в 2024 году

  • Родительские субботы в 2024 году: даты, традиции, православный календарь:
  • Родительская суббота 18 февраля 2023: что можно и что нельзя делать
  • Вселенская родительская (мясопустная) суббота
  • Календарь родительских суббот и родительских праздников 2024

Вселенская Родительская суббота мясопустная 18 февраля 2023

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас. Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте. А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле. И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной.

Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь. Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне... Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной. И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.

И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос... Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!. И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась... Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак. И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали? Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено. Но вдруг Он не Тот? Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания.

Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет? И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну... И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка... Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий. Сегодня мы празднуем день усекновения его главы.

Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии? И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца! О смерти У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней. Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление конечно, не сразу, а много спустя — смерть моего отца.

Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть! Какая это ложь! Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа... Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.

Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни. О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле.

Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни.

А ученики продолжают научные изыскания своего учителя. Но и любой человек достоин того, чтобы в память о нем подхватить и доделать важное для него дело. А иногда бывает нужно даже попросить от его имени прощения у кого-то, если он не сделал этого при жизни. Самое время для этого — родительская суббота. Выяснить подробности про свои корни. Сейчас многие люди выясняют свои родословные, находят информацию о своих предках: где они жили, кем они были. Иногда находят среди своих предков людей очень достойных или даже святых.

И к родителям, и к тем, кто для нас лично, и для нашего народа является примером и вдохновителем», — сказал старший преподаватель СФИ Максим Зельников. Посетить родные могилы. В родительскую субботу можно также посещать могилы близких. Но это не обязательно, а по велению души. Если хочется, то можно. Однако священники предупреждают, что без молитв это бессмысленно и даже вредно, поскольку приводит к унынию. Чего делать не нужно В нашем народе, как и во всех народах, сильна традиция памяти об усопших. Но в ней важно различать разные пласты, поскольку по происхождению она не только христианская.

Если вы православный человек, или хотя бы на уровне традиции ассоциируете себя с православной традицией, то не следует делать всего того, что пришло к нам из язычества. В Родительскую субботу нельзя курить и употреблять алкоголь на кладбище.

Однако если продукты коснулись земли, их уже не стоит подбирать. Какие есть молитвы в родительскую субботу Существует особая молитва, которую читают в родительскую субботу. Это молитва за упокоение душ всех умерших христиан. Важно прочитать молитву искренне, чтобы почившему простили все его прегрешения. Считается, что с помощью искренних молитв души умерших могут обрести покой. Если у вас есть родственники, молиться за которых больше некому, сделайте это, советуют настоятели православной церкви. Поминать следует не только своих родственников, но и всех умерших. Священники советуют в этот день проявить настоящую любовь к своему усопшему родственнику.

Важно вспомнить, каким он был при жизни, чем запомнился, что любил и чем занимался. Умершим это не нужно — в первую очередь это важно нам, как проявление нашей памяти и почитания. В родительскую субботу молиться можно не только в храме, но и дома или на кладбище. Это можно делать по молитвослову или своими словами — главное, помолиться, говорят священнослужители. Чего нельзя делать в родительскую субботу 13 апреля Родительская суббота издавна несет ряд запретов, которые неукоснительно должны соблюдаться всеми верующими. В этот день нельзя ругаться, спорить или сквернословить, отказывать в помощи нуждающимся. Также нельзя говорить плохие вещи об умерших родственниках. Алкоголь в такой день тоже под запретом. В родительскую субботу важно отложить все бытовые дела. Уборку принято делать заранее.

Именно поэтому в этот день Церковь молитвенно вспоминает всех умерших христиан, а в храмах служится особая Вселенская панихида. Слово «вселенская» говорит о том, что в этот день поминаются усопшие чада всей Вселенской Православной Церкви. В какое бы время они не жили и гражданами какого бы государства они не были, если они были членами Православной Церкви, — за всех за них в этот день и молится Церковь. Мясопустной же эта суббота называется потому, что на следующий после нее день, в воскресенье, в последний раз перед Великим постом Уставом разрешается есть мясную пищу. Родительские субботы — дни особого поминовения усопших.

Священник разоблачил мифы о родительских субботах

Существует несколько родительских суббот, которые выделяются среди остальных: Вселенские, Мясопустная, Троицкая, Радоница и субботы второй, третьей и четвертой седмиц святой Четыредесятницы. 18 февраля — Вселенская родительская суббота, или суббота Мясопустная. Родительские субботы в 2023 году приходятся на: 18 февраля (Вселенская родительская суббота). О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Вторая Родительская суббота, получившая статус Вселенской, названа Троицкой.

Чем родительская суббота отличается от поминальной

В Фомино воскресенье христиане вспоминают, как после воскресший Иисус Христос сошел во ад и победил смерть, и Радоница, непосредственно с этим днем связанная, тоже говорит нам о победе над смертью. На Радоницу по традиции православные идут на кладбище, и там, у могилок своих родных и близких людей, славят Христа Воскресшего. Радоница, собственно, называется так именно по слову «радость», радостная весть о Воскресении Христовом Поминовение усопших воинов — 9 мая Поминовение усопших воинов — это единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату. Это 9 мая, день победы в Великой Отечественной войне. В этот день после литургии в храмах служат панихиду о воинах, которые отдали свою жизнь за Родину. Димитриевская родительская суббота Димитриевская родительская суббота — суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю. Если день памяти святого приходится тоже на субботу, родительской все равно считается предыдущая.

В 2020 году Димитриевская родительская суббота 7 ноября. Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовой битве в 1380 году. Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на поле Куликовом, потом, с течением веков, традиция менялась. В новгородской летописи XV века мы читаем о Димитриевской родительской субботы уже как о дне поминовения всех умерших. Заупокойное поминовение в родительскую субботу Накануне родительской субботы, то есть вечером в пятницу, в православных храмах служится великая панихида, которую также называют греческим словом «парастас». В саму субботу, утром, служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду.

На парастас или на заупокойную Божественную литургию можно подать записки об упокоении с именами близких вашему сердцу умерших. А еще в этот день, по старой церковной традиции, прихожане приносят в храм еду — «на канон» или «на канун». Это постные продукты, вино кагор для совершения литургии. Зачем приносят еду «на канун»? По традиции, прихожане храма собирали больший общий стол, для того чтобы всем вместе вспомнить близких их сердцу умерших людей. Сейчас продукты, которые верующие приносят и кладут на специальный столик, идут потом на нужды прихода и на помощь малоимущим людям, которых приход опекает.

Мне кажется, это добрый обычай — поминать своих почивших близких добрым делом. В данном случае — помогая нуждающимся или облегчая бремя людей, которые служат в храме конечно, это не только священнослужители, но и свечницы и все те, кто бесплатно, по воле сердца помогает в Доме Божием. Принося продукты в храм, мы и служим ближнему, и поминаем наших усопших. Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена их и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Молитва об усопшем христианине Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему.

Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей.

Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Молитва вдовы Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами.

Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше.

С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего рабу твою , чадо мое имя , и сотвори ему ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением.

Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем.

Таким образом, основа поминовения усопшего — понимание того, что душа его жива, нуждается в молитве. Васнецов О упокоении можно: подать записку на литургию; здесь указываются имена только крещенных усопших, в родительном падеже; заказать сорокоуст, когда 40 дней о упокоении души будет выниматься частица просфоры; многие пастыри свидетельствуют, что именно такое поминовение привлекает особую благодать к душе усопшего; подать записку на панихиду — особый заупокойный чин, совершаемый обычно по окончании литургии; в монастырях есть возможность также заказать Псалтирь о упокоении; она читается иноками обители.

Молитва об усопших дома Келейно мирянин также может: читать Псалтирь о упокоении; можно читать также отдельно 118 псалом, который часто произносят о упокоении; молиться каноническими молитвами, а также читать каноны, акафисты о усопших; тексты их лучше всего приобретать в лавках при храмах; существуют также специальные заупокойные чины, которые может совершить мирянин — это лития краткий чин, совершаемый дома или на кладбище , а также панихида по чину мирян. Родительская суббота на кладбище Придя к могиле близкого человека, обычно сначала делают необходимую уборку — удаляют мусор, опавшие листья. Затем можно совершить краткую литию или иные моления по чину мирян. Молитва об усопших в родительскую субботу Самое краткое моление нередко можно увидеть близ кануна — панихидного столика, куда ставятся свечи о упокоении. Таким образом, даже впервые пришедший в храм человек может выразить свою скорбь, надежду на Господа вот этими простыми словами: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей имена и всех православных христиан, и прости им все согрешения вольные и невольные, и даруй им Царство Небесное. В православных молитвословах можно найти также особые моления для потерявших супругов, родителей или чад. А вот специальной уставной молитвы именно на Родительскую Субботу нет.

Не бывает их также пред лицом смерти. Для многих утрата близкого человека становится первым шагом к переосмыслению собственной жизни, а Родительская Суббота, когда Господь Сам утешает скорбящих — первым шагом к Нему. Вот почему так важно знать церковную традицию поминовения усопших, не предаваться суевериям, но полагаться на Господа. Автор Наталья Сазонова Молитва Есть также более пространная молитва, чаще всего читаемая дома: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего имя , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Каждая родительская суббота требует от верующего человека соблюдение нескольких важных традиций и запретов. Вселенская родительская суббота имеет важное отличие от простой даты поминовения. Фото: Pxfuel. В частности, это самое удачное время для того, чтобы прихожанин Русской православной церкви смог почтить память умершего человека. Особенно в те моменты, когда усопший самостоятельно пытался с вами связаться. Однако как распознать попытки умершего на общение? Каким образом умерший человек может связаться с вами? Многие люди видели умерших в своих снах. С одной стороны, такое явление объясняется частыми мыслями об усопшем. Но с другой, есть мнение, что это последствие попыток умершего связаться с вами. Если верить этой теории, то погибший может рассказать вам о том, чего вы еще не знаете.

Удостой их всех Небесного Твоего Царства». О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся». Стихиры и тропарь даны автором на русском языке. Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» песнь 1, тропарь 4. Приготовление кутии на Вселенскую родительскую субботу Кутия, иначе — коливо т. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни 1 Кор. Мёд знаменует сладость благ будущей жизни. Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан. Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять. Кутия Замочим на несколько часов зерно, предпочтительно пшеницу, но так как она не всегда есть под рукой, подойдет недробленая перловая крупа или рис. Сварим из него умеренной разваренности кашу, чтобы зернышки были отдельные, но не жесткие. Готовим ингредиенты наполнители, здесь простор для вашей фантазии: традиционно добавляют изюм и мед, но любые сухофрукты, орехи всех видов, чищеные семечки, мак, фрукты, мармелад вполне подойдут, это уже дело вкуса хозяйки. Если меда нет, заправим сахаром, предпочтительно в виде сиропа. Сухофрукты, изюм, курагу распарим крупные можно измельчить. Орехи тоже можно измельчить, но не в категоричную пудру, пусть будут и кусочки, и более мелкая масса. Все приготовленные продукты перемешаем.

Вселенская родительская суббота в 2024 году — 22 июня

  • Вселенская родительская суббота
  • Православный календарь и рекомендации священнослужителей
  • В чем смысл родительских суббот
  • Вселенская Родительская суббота мясопустная 18 февраля 2023

Когда Вселенская родительская суббота в 2023 году

Основным блюдом была постная каша, которую готовили из риса, перловки, пшеницы — кутья. Ее могли делать сладкой, добавляя мед и сухофрукты, а также с грибами и луком. Также на Родительскую субботу посещают кладбища. Вселенская Родительская суббота в Беларуси, 9 марта 2024, что нельзя делать Не рекомендуется отказывать в милостыне, а также в помощи тем, кто в ней нуждается. Нельзя ругаться и провоцировать ссоры с близкими людьми. Вспоминая усопших родственников, не допускается говорить о них плохо. Не стоит поднимать упавшую на землю на кладбище вещь. Это может грозить неприятностями.

Можно съесть пасхальные яйца и куличи. Обычай поминать покойника водкой никакого отношения к православным традициям не имеет, также, как и обычай оставлять на могиле усопшего рюмку с алкоголем и еду. И уж излишне говорить, что застолья на кладбище со светскими разговорами и шумными возгласами — это никакое не «поминовение», а проявление неуважения к памяти усопшего. С церковной точки зрения, такие «традиции поминовения» — это рудименты язычества. Какие еще дни установлены для поминовения усопших? Православная Церковь установила, кроме Радоницы, еще несколько дней в году, предназначенных для поминовения усопших. Как правило, это субботы. В 2024 году уже прошли родительские субботы: Вселенская — 9 марта, суббота 2-й недели Великого поста — 30 марта, суббота 3-й недели Великого поста — 6 апреля. В этом году для поминовения усопших предстоит Троицкая родительская суббота — 22 июня, Дмитриевская родительская суббота — 2 ноября, Михайловская родительская суббота — 16 ноября.

Какова история её установления и смысл в жизни Православной Церкви? Ответы здесь! Вселенская родительская суббота в 2024 году — 22 июня В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту. Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда : хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. История установления Вселенской родительской субботы Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века. Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому — накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и — притом — приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова — и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… — внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, — предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния. Читайте также — Усопшим нужна наша молитва: о родительской субботе Смысл Вселенской родительской субботы Почему «родительская»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир и поэтому тоже, но не это главное , а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный — за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили — родителям и прародителям нашим. В синаксаре на этот день написано «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви». Нечасто, но приходится слышать от людей: «зачем молиться об умерших , ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?

Пост закончился, и в меню возвращаются любимые мясные блюда. Родительский день напоминает о воскрешении Христа и укрепляет в православных веру в воскресение всех усопших. Радоница — это очень светлый праздник. Троицкая суббота в 2024 году - 22 июня Накануне Троицы отмечают Троицкую родительскую субботу, а на следующий день, в понедельник — День Святого Духа. Суть Троицы в православии: Бог Отец — Творец мира и человека — ни от кого не рождается и ни от кого не исходит. Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца и действует в человеке и церкви. Все три Ипостаси Троицы существуют в полном единстве, которое творит Мир, промышляет о нём и освящает его. По древней русской традиции, на Троицу полы домов и церквей устилали свежескошенной травой, а иконы и святые образа украшали ветвями берёзы. Зелёный, белый и золотой цвета символизируют животворящую и обновляющую силу Святого Духа. В этот день посещают заупокойные службы, проводящиеся в храмах, ставят свечи за упокой усопших родственников, ходят на кладбище. На Троицкую субботу принято украшать могилы свежей зеленью, ведь в эту пору природа окончательно просыпается, появляется молодая листва и травка, цветут ранние цветы. Так как суббота является Вселенской, в этот день поминают не только родственников, но и всех когда-то живших на Земле и ушедших в мир иной христиан. Некоторые верующие люди, посещающие погосты, добровольно украшают незнакомые им могилы зелеными ветвями и травой. Также стоит отметить, что именно Троицкая Вселенская суббота является главным днем, когда почитается память всех умерших людей православной веры. Как поясняют священнослужители, любой христианин, живший на Земле, внес свою лепту в строительство Божьего Царства, которое обязательно установится после второго пришествия Христа. Именно после этого события все когда-либо умершие христиане воскреснут, обретя вечное счастливое существование. Вечером родственников и друзей созывают на поминальную трапезу. Во время ужина нельзя предаваться праздному веселью, ругаться, сплетничать, злословить и вести пустые разговоры. Также церковь не рекомендует принимать алкоголь. Кого поминают перед Троицей? В Троицкую родительскую субботу поминают всех усопших христиан, а особенно тех православных, кто не успел перед смертью покаяться и не получил христианского погребения. Поминают павших в сражениях и пропавших без вести, безвременно и скоропостижно скончавшихся — в воде и огне, в горах и снегах, во время стихийных бедствий и катастроф. Покровская родительская суббота в 2024 году - 12 октября С благословения Патриарха Иова, в конце XVI века Церковь установила субботу перед Покровом как день памяти и особого поминовения православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью. С веками традиция расширилась, и сегодня, накануне Покрова Богородицы, принято посещать храмы, кладбища и поминать всех усопших. В Покровскую родительскую субботу прибираются на могилах, чистят и готовят памятники к зиме. Каких-либо религиозных ограничений в этот день нет. Дмитриевская суббота в 2024 году - 2 ноября Почему родительская суббота называется Дмитриевская? В храмах проводятся специальные панихиды. Люди молятся об упокоении душ усопших, прося Бога простить им грешные деяния и даровать Царствие Небесное. Дмитриевская суббота — наглядный пример того, как легенда стала былью. По церковному преданию поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского было установлено князем Дмитрием Донским после тяжёлой и кровопролитной битвы на Куликовом поле. В древности Дмитриева суббота считалась днем, когда нужно прощаться с осенью и встречать зиму. Если до наступления Покровов не успевали основательно подготовиться к суровым морозам, именно Дмитриева суббота считалась заключительным этапом приготовления к зиме. В этот поминальный день проводили генеральную уборку жилых помещений и приусадебных участков. Утром посещали заупокойную службу, днем отправлялись на погост навестить умерших родственников. Вечером устраивали ужин. Столы устилали новыми льняными скатертями белого цвета. На них выставлялись традиционные поминальные блюда пироги, кутью, блины с различными начинками, узвар. Родительская суббота в ноябре В XIX веке предание о связи Дмитриевской субботы с памятью павших в Куликовской битве воинов стало общепринятым. В 1903 году российский император Николай II издает указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам, за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим. Кого поминают в Дмитриевскую родительскую субботу? Сегодня в Дмитриевскую субботу поминают военных и всех умерших скоропостижной смертью. Тех, кто не успел получить отпевание. Тех, кто скончался безвременно или погиб за Отечество, при пожарах и стихийных бедствиях. Поминают и родителей, и всех усопших предков. Что нужно делать в родительскую субботу Как поминать усопших предков в родительскую субботу?

Вселенская родительская суббота — 2024: когда и как поминать усопших, запреты и традиции

Поэтому Троицкая родительская суббота называется «Вселенской»: она всеобщая, всеохватная». Поминальные дни делят на Вселенские, великопостные и частные родительские субботы. Две родительские субботы имеют особый статус в календаре и называются Вселенскими.

Родительские субботы — какого числа в 2024 году?

Подводя итог данной статьи, можно сказать, что Вселенская родительская суббота является одним из самых значимых поминальных дней. Троицкая — это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. В субботу вечером в наших церквях проходит особая заупокойная служба – Парастас, а завтра – Вселенская родительская суббота. Третья Родительская суббота, которую православные христиане отмечают 25 марта, завершает череду поминальных дней, приходящихся на время Великого поста. Кроме Вселенской Мясопустной субботы, в богослужебном пространстве Великого поста присутствуют еще три родительские субботы.

Когда Вселенская родительская суббота в 2023 году

На могиле христиане совершают поминовение мирским чином или приглашают священника. Обязательно ли в этот день совершать поминальное застолье? Церковными правилами эта сторона жизни никак не регламентируется. Правило одно — умеренность.

Не забывайте: главное в этот день — молитва. Зачем в храм приносят еду? Изначально продукты приносили для совместной поминальной трапезы.

В наше время — в основном в качестве жертвы священно- и церковнослужителям на помин души. Хотя это не исключает первого — в некоторых храмах принято после богослужения собираться общиной для вкушения поминальной трапезы. Также при некоторых храмах есть благотворительные столовые, и продуктами, принесенными на поминальный стол, питают нуждающихся.

Священникам при всём усердии не скушать 30 буханок хлеба или 20 пачек пряников, поэтому из продуктов имеет смысл приносить то, что длительно сохраняется. Пожертвование можно совершить и в церковную кружку, у храма много нужд, не только пищевых. Какие богослужебные особенности у Родительских суббот в Великий пост?

Великим постом парастас совершается в пятницу вечером 2-й, 3-й и 4-й седмиц. По своему статусу эти субботы уступают двум Вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой. Вот как об этом различии заупокойных суббот говорит святитель Афанасий Сахаров : «В субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших.

Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — вселенские, эти три просто родительские.

Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших». Читать далее Если в одну из указанных суббот случится какой-либо праздник полиелейный, бденный, храмовый или Благовещение Пресвятой Богородицы , а также предпразднство или отдание Благовещения, то заупокойная служба просто отменяется о ее возможном перенесении нет и речи.

Такая относительно легкая отмена Уставом этих заупокойных служб при совпадении с любым праздником Минеи объясняется их сравнительно меньшим статусом, о чем сказано выше.

Предполагается, что истоки названия исходят от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Когда родительские субботы в 2024 году В 2024 году было уже несколько родительских суббот. Это 9 марта Мясопустная родительская суббота , 30 марта и 6 апреля 2-я и 3-я Седмицы Великого поста. Третья родительская суббота Великого поста выпадает на 13 апреля. Всего в церковном календаре семь родительских суббот. Как правильно поминать усопших в родительскую субботу 13 апреля Накануне родительской субботы православные храмы служат великую панихиду, называемую греческим словом «парастас». Утро православных в родительскую субботу тоже начинается с посещения храма. Во всех храмах будут ставить заупокойные свечи, служить заупокойную Божественную литургию, а затем и панихиду. В следующий раз общецерковная заупокойная молитва будет совершаться уже после Пасхи, на Радоницу, которая в 2024 году выпадает на 14 мая.

В храм на заупокойную Божественную литургию можно принести записку с именами тех, кого следует упомянуть во время богослужения. Также у православных распространена традиция приносить в храм продукты для помощи нуждающимся. Их раскладывают на специальном канунном столе. Это могут быть крупы, овощи, хлеб, макаронные изделия, конфеты. Мясные продукты передавать не принято. Подношения предназначены и для служителей храма. Что можно делать в родительскую субботу После посещения храма семья собирается дома за поминальным столом. Одно место оставляют для умерших родственников. В родительские субботы готовят специальное блюдо — кутью.

Второе название дня — Мясопустная суббота. В это время еще разрешается есть мясную пищу, а потом начинается Великий пост. Суббота предваряет Масленичную неделю, за что ее именовали «Маленькой Масленицей». В древнем календаре славян 18 февраля отмечается еще и Агафья Коровница или «Коровья смерть», так что православные традиции в этот день тесно переплетаются с народными. Вселенская родительская суббота 2023: традиции В Родительскую субботу по традиции верующие посещают церкви, а затем — могилы усопших родственников. После вся семья собирается за поминальным столом. Основным блюдом его является кутья — каша с добавлением орехов, фруктов и меда. Для умерших родных ставится отдельная посуда. В народе этот день называли еще и Агафьиным. Считалось, что 18 февраля из леса выходят лихорадки, лихоманки и Коровья смерть — уродливая старуха, которая насылает на людей и животных недуги и хвори. Чтобы защитить село от нечистой силы и болезней, было принято проводить обряд опахивания. Женщины ходили по улицам с ухватами, серпами и палками.

И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии? И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца! О смерти У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней. Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: «Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково». Второе впечатление конечно, не сразу, а много спустя — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: «И люди говорят, что существует смерть! Какая это ложь! Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть — приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа... Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: «Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить». Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим. Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни. О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, что происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь. Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны. Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: «Ну, как ты себя чувствуешь? Я говорю: «Ты не умрешь в одиночестве». Я говорю: «Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе». И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность. Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно я об этом тоже скажу. Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее... И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением. А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастьем пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе. Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет? Она была жива, — какая радость! Постепенно она стала угасать.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий