что это такое? значение и описание» на канале «Делай То, Что Вдохновляет Творить» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 24 сентября 2023 года в 1:03, длительностью 00:00:10, на видеохостинге RUTUBE. ср.: "отчий дом").
Значение слова «вотчина»
ВОТЧИНА (отчина), владение, перешедшее от отца. В Московском государстве этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся «поместью» как владение на более широком праве собственности. Если вы решили разобраться в чем разница между вотчиной и поместьем и узнать историю появления различных видов собственности, читайте статью. вотчины (вместе с постройками и рабочим инвентарем), состоящие из сельхозугодий, садов и огородов, сенокосов, рыболовных и охотничьих угодий. Понятие вотчина в древней Руси. Вотчина определение кратко. это особый вид земельного владения, который существовал в России в разные исторические периоды. Типы феодальной собственности вотчины. Вотчина это кратко.
Что такое вотчина в истории 7 класс
Это означало, что не всегда старший сын наследовал вотчину, а именно тот, кто был непосредственным потомком владельца вотчины. Иерархическая структура: Владельцы вотчин входили в иерархическую структуру общества средних веков. Они были подчинены верховным сюзеренам, которые в свою очередь подчинялись королю или другому высшему владетелю. Таким образом, вотчина в средние века представляла собой особый вид собственности, который имел свои специфические особенности. Влияние вотчины на хозяйственную деятельность Вотчина — это форма владения землей, характерная для феодального строя.
В рамках вотчины земля принадлежала феодалу, но носила исключительное территориальное, а также экономическое значение, влияя на хозяйственную деятельность. Вотчина играла важную роль в организации земледелия и развитии сельскохозяйственного производства. Она обеспечивала феодала и его семью необходимыми продуктами питания, материалами для производства и торговли. Власть феодала над вотчиной позволяла ему контролировать процессы выращивания сельскохозяйственных культур, животноводства и ремесленного производства.
Владение вотчиной предполагало пользование всеми её ресурсами: землей, водой, лесами и животными. Один из основных аспектов владения — это сбор ренты, или пожизненного дарения, за пользование землей. Рента включала в себя продукцию, выпускаемую крестьянами, работавшими на вотчине. Основным видом хозяйственной деятельности на вотчине было земледелие.
Феодалы вкладывали средства и труд в обработку земли, обеспечивая таким образом производство сельскохозяйственных товаров, необходимых для поддержания жизни на вотчине. В рамках хозяйственной деятельности на вотчине развивались различные отрасли производства. Кроме земледелия, феодалы занимались животноводством, в том числе разведением скота, а также ремесленным производством. На вотчине могли существовать мельницы, пекарни, кузницы и другие производственные предприятия, обеспечивающие потребности семьи феодала и его подданных.
Использование ресурсов вотчины было жестко контролируемо феодалом. Он распоряжался землей и её продуктами, определял планы посевов, устанавливал налоги и сборы с крестьян. Однако, наличие вотчины также означало и ответственность за благосостояние владельца. Феодалы были заинтересованы в процветании своей территории, поэтому заботились о её развитии и закреплении населения на вотчине.
Влияние вотчины на хозяйственную деятельность проявлялось в формировании экономических отношений на феодальной основе. Это способствовало стабильности и развитию сельского хозяйства в эпоху феодализма. Однако, вместе с положительными сторонами, вотчина также обладала и недостатками, влияющими на экономическую и социальную сферы общества.
Они находились в полном зависимом положении от своих владельцев, не имели никаких прав и могли быть проданы вместе с вотчиной.
В таких условиях крестьянские восстания были неизбежными. Самыми известными восстаниями были Смутное время и Восстание Болотникова. В ходе Смутного времени крестьяне и народные массы взяли на себя направление государственных дел, уничтожив многие знаменитые культурные памятники и побывав в центре политических переворотов. Восстание Болотникова было связано с протестами крестьянских масс против безумных налогов и монархической власти.
Несмотря на то, что восстание было подавлено, оно показало миру, что вотчинская система находится на грани краха. Таким образом, крестьянские восстания и вотчинская система взаимосвязаны и определили характер развития России в XVII веке. Завершение вотчинской системы Вотчина — это форма землевладения, которая была распространена в России с IX века и достигла пика своего развития в XVII веке. Существование вотчинской системы предполагало, что земельные участки были связаны с определенной семьей и передавались по наследству.
Владельцы вотчин обязаны были выполнять феодальные обязанности перед государством. Петр I провел масштабные реформы, направленные на модернизацию страны, и в результате была упразднена вотчина как форма землевладения. Все земельные участки перешли в собственность государства, а крестьяне стали наемными работниками. Вместо вотчин появились поместья, которые принадлежали аристократии и можно было купить за деньги.
Завершение вотчинской системы было важным этапом в истории России, так как она привела к модернизации экономики и социальной структуры страны. Вопрос-ответ Что такое вотчина в истории? Вотчина — это форма землевладения, которая была распространена в Древней Руси. Она представляла собой часть земли, которая находилась в собственности бояр или князей.
Вотчина передавалась по наследству и не могла быть продана или передана в залог. Какие привилегии давала вотчина ее владельцу? Вотчина давала ее владельцу большую власть и авторитет в обществе. Владелец вотчины имел право на сбор налогов с жителей, которые находились на его земле, а также мог выступать защитником своих подданных.
Кроме того, владение вотчиной давало возможность участвовать в политической жизни государства. Вотчина как форма землевладения появилась в Древней Руси в IX веке.
Прежнее древнерусское аллодиальное землевладение бояр постепенно ограничивается и вытесняется, более логичными для принципа княжества-вотчины формами частного землевладения. Понимание князя как «доминуса» — верховного собственника всей удельной земли — постепенно превращало бояр-вотчинников в субвладельцев, наследственных держателей. Параллельно имела место тенденция к замене древнерусских отношений князей и дружины подданичеством, причем возникновение условного поместного землевладения только ускоряло этот процесс. Все московские служилые люди, вне зависимости владели ли они тем, что в силу традиции продолжало называться вотчинами «родовыми», купленными, «выслуженными» или поместьями, были обязаны служить государю. Оно определяло связь владения землей вотчинами и поместьями с порядком несения государевой службы, причем поместная система для государства была своеобразной системой содержания конного войска. Другого способа ввиду неразвитости товарно-денежных отношений придумать было невозможно. В то же время, в XV-XVII веках на Западе постепенно произошло «освобождение» дворянского сословия от обязательной службы, и «освобождение» частной собственности на землю от обусловленности службой.
Расширились корпоративные и личные права дворянства. В едином Московском государстве шло прямо противоположное движение — процесс «закрепощения сословий» термин, часто используемый В. Условная форма землевладения в сочетании с принципом постоянной «текучести» земельных владений из рук в руки и «распыленности» семейных дворянских владений по просторам страны дали удивительные результаты. Социальная элита никак не могла консолидироваться в единое средневековое сословие, осознать свои интересы, оформить их в праве и заставить власть учитывать их. Между тем это было естественным следствием вотчинного уклада. Вертикальные связи подчинения монарху служилых людей разных категорий трактовались ими не столько как корпоративные обязанности сословия, сколько осознавались в личностных патроно-клиентских рамках, где патроном выступал государь, а его личными клиентами — отдельные служилые люди. Элита была представлена многочисленными мелкими слоями с размытыми социальными границами и отсутствием четкого осознания связывающего их общественного интереса. Зато все эти слои были намертво привязаны к центральной власти. Это и вело к всесилию монарха и отсутствию на Руси XV-XVII веков условий для возникновения сословий в западноевропейском понимании этого слова.
Процесс «закрепощения» служилых людей не мог не отразиться на положении простолюдинов. По мере роста управленческого аппарата и военных сил государство испытывало нужду в земельных ресурсах для раздачи государевым людям, как плату за службу. С XVI века государи начали жаловать служилым людям черносошные государственные земли.
В пределах вотчины ее собственнику обладавшему правом иммунитета принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Для реализации своих прав владелец вотчины опирался на собственный аппарат принуждения и центральную власть. Вотчинное хозяйство характеризовалось тем или иным соотношением домена и держаний и различным сочетанием форм эксплуатации крестьян барщина, натуральный оброк, денежный оброк. В разные периоды в зависимости от общих социально-экономических условий преобладали вотчины с различными экономическими структурами.
В Западной Европе 8-10 веков для значительной части вотчин, главным образом крупных, было типично широкое использование барщины для обработки домена при сохранении большей части земель не менее двух третей в руках зависимых крестьян-держателей, обязанных продуктовым отчасти денежным оброком. Начиная с 11-12 веков, по мере развития внутренней колонизации и роста городов и торговли, стала возрастать доля земельной площади, занятой крестьянскими держаниями, а размер домена и роль барщины сокращались. В результате в 14-15 веках в Западной Европе появились, а в 16-17 веках стали типичными вотчины без домена, в которых вотчинник сохранял лишь право на получение с крестьян фиксированных платежей в основном денежных. В странах Центральной и Восточной Европы до 14-15 века преобладали вотчины, в которых основной формой было взимание оброков натуральных или денежных ; в 14-15 веках здесь складывалась, а в 16-18 веках стала господствующей крупная или средняя вотчина, в которой большая часть земли была занята предпринимательским барским хозяйством, обрабатывавшимся барщинным трудом крепостных крестьян Второе издание крепостничества. В скандинавских странах, в большинстве восточных стран частновладельческая вотчина или отсутствовала или в ней собственно господское хозяйство не получило распространения. На Руси вотчина была древнейшим видом частной земельной собственности.
Значение слова вотчина кратко
Вид феодальной земельной собственности в России; владелец вотчины мог передавать ее по наследству, продавать, закладывать и т. п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI–XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры). Новости Новости. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси – земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Главная» Новости» Что такое вотчина кратко.
Что такое вотчина кратко
Новости Новости. Вид феодальной земельной собственности в России; владелец вотчины мог передавать ее по наследству, продавать, закладывать и т. п. Термин «вотчина» происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность. Вотчина это в истории определение. Вотчина это в древней Руси. термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. Вотчина. Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. ср.: "отчий дом").
что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко
Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона Вотчина — термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В.... Возникла в 10 - 11 веков княжеская, боярская, монастырская , в 13...
Из этого следовало и то, что владелец земли обязан служить. Как одна из форм владения землей, поместье появилось по причине увеличения количества служивых людей.
Читайте так же:.
Что касается родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос см. Наследственное право. Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам "купель". Купля — недвижимое имущество, приобретенное покупкой у чужеродцев. Историки русского права единогласно признают, что купленные вотчины сначала не подлежали праву родового выкупа. Из соборного приговора 1581 г.
Вот это любопытное выражение: "а буде продаст вотчину в чужой род, а кто буде роду их захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему уложенью, как их родовые и купленные вотчины выкупают". От купленных вотчин у частных лиц вообще следует отличать вотчины, купленные из казны. Что касается жалованных вотчин, то права распоряжения ими подчиняются условиям, изложенным в жалованных грамотах, и не отличаются устойчивостью: можно отметить, однако, процесс приближения их к вотчинам родовым. Первоначально жалованные грамоты не имели одного определенного образца; в XVII веке установлен был один общий тип жалованных грамот, не исключавший, впрочем, возможности появления жалованных грамот экстраординарного характера. Для ХVII в. По жалованным грамотам последнего образца владельцам пожалованных вотчин предоставляется право продавать, закладывать и в приданое отдавать; нельзя было только отдать в монастырь по душе. Помимо военно-служилых людей, в Московском государстве вотчинами владели монастыри и гости. Литература: Г.
Блюменфельд, "О формах землевладения в древней Руси" Одесса, 1884 ; Б.
У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять ибо все делается, в конечном счете, во имя детей. Разрешается обмен поместий на вотчины с согласия правительства , а в конце XVII в. С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника. Понравилась статья?
Исторический обзор вотчины
- Что такое вотчина и ее значение в истории 6 класса
- Что такое вотчина в истории 7 класс
- История 6 класс кратко
- ВОТЧИНА - что это такое? значение и описание
- Что значит вотчина в курсе истории для 6 класса
- Что такое вотчина: история 6 класс кратко
Значение слова «вотчина»
Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины. В Великом княжестве Московском [ править править код ] «Вотчина господ баронов Строгановых » в северо-восточном углу карты , 1745 В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее. Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр законы 1551 года и 1562 года , а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены или переселены в иные регионы. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья.
Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью « служба по отечеству ». Царское правительство издавала указы регламентирующие пользование и наследование вотчинами: Указ 15 января 1581 года: «…. Отчинникам отчин своих по душам в монастыри не отдавать, а давать деньги, которые отчина чего стоит» [2].
Вотчинники имели ряд судебных, финансовых и прочих привилегий. После распада Древнерусского государства, в период раздробленности Руси, они становились государями в своих вотчинах, а население — их подданными. Вотчинами иногда называют и удельные княжества уделы, полученные князьями в наследство от отцов. Происходило дробление вотчин между наследниками, вотчинные земли продавались, закладывались, передавались монастырям в залог посмертного повиновения и пр.
Из соборного приговора 1581 г. Вот это любопытное выражение: "а буде продаст вотчину в чужой род, а кто буде роду их захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему уложенью, как их родовые и купленные вотчины выкупают". От купленных вотчин у частных лиц вообще следует отличать вотчины, купленные из казны. Что касается жалованных вотчин, то права распоряжения ими подчиняются условиям, изложенным в жалованных грамотах, и не отличаются устойчивостью: можно отметить, однако, процесс приближения их к вотчинам родовым. Первоначально жалованные грамоты не имели одного определенного образца; в XVII веке установлен был один общий тип жалованных грамот, не исключавший, впрочем, возможности появления жалованных грамот экстраординарного характера. Для XVII в. По жалованным грамотам последнего образца владельцам пожалованных вотчин предоставляется право продавать, закладывать и в приданое отдавать; нельзя было только отдать в монастырь по душе. Помимо военно-служилых людей, в Московском государстве вотчинами владели монастыри и гости. Литература: Г. Блюменфельд, "О формах землевладения в древней Руси" Одесса, 1884 ; Б. Лакиер, "О вотчинах и поместьях" СПб. Сторожев, "Указная книга поместного приказа" М. Сторожев В Древней Руси Во времена Древнерусского государства — Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность , продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т.
А в 1618 г. У помещиков появляется мощный стимул к развитию хозяйства, его можно улучшать, расширять, расстраивать, без опасения потерять ибо все делается, в конечном счете, во имя детей. Разрешается обмен поместий на вотчины с согласия правительства , а в конце XVII в. С этого времени была допущена и продажа поместий за долги при несостоятельности должника. Понравилась статья?
Понятие вотчина
Понятие вотчина в древней Руси. Вотчина определение кратко. Вотчина - 1. Феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси. 2. перен. древнейший вид частной земельной собственности на Руси. Принадлежала вотчина князьям и боярам, то есть высшему слою общества. Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко. вотчина. -ы, ж. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение.
ВОТЧИНА - что это такое? значение и описание
земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Что такое вотчина, исторический факт, ЕГЭ история. Вотчина — это особый вид земельной собственности, который был широко распространен в России в период феодального уклада.
Вотчина (СИЭ, 1963)
Это землевладение было наиболее распространенным видом земельной собственности, государственные и церковные земли начали наращивать свои территории гораздо позднее. Возникновение поместий В 15 веке появилась новая форма владения земельными участками, которая постепенно меняла устаревшие принципы владения землей, такие как вотчина. Это изменение в первую очередь касалось землевладельцев. Отныне их право владеть и управлять вотчинами было стеснено — унаследовать землю и распоряжаться ею позволялось лишь узкому кругу лиц. В Московии XVI века в гражданской переписке практически не встречается слово «вотчина». Оно исчезло из словоупотребления, а лица, которые не состояли на государственной службе, перестали называться вотчинниками. Те же люди, которые отслужили государству, имели право на земельный надел, называющийся поместьем. Служивых людей «помещали» на земли ради охраны или в качестве оплаты за службу государству.
С прекращением срока службы земля возвращалась в царскую собственность, и позднее эта территория могла быть передана другому лицу за заслуги перед царем. Наследники первого владельца прав на поместную землю не имели. Две формы землевладения Вотчина и поместье — это две формы владения землей в Московии 14-16 веков. И приобретенные, и переданные по наследству земли постепенно теряли свои различия — ведь на землевладельцев и той, и другой формы собственности налагались одинаковые обязанности. Крупные землевладельцы, получившие угодья как награду за службу, постепенно добились права передавать поместья по наследству. В сознании многих владельцев земли права вотчинников и служилых людей нередко переплетались, известны случаи, когда поместные земли пытались передать по наследству. Данные судебные казусы привели к тому, что государство всерьез озаботилось проблемой землевладения.
Правовая путаница с порядком наследования поместья и вотчины вынудила царскую власть принять законы, уравнивающие оба этих вида землевладения. Земельные законы середины XVI века Наиболее полно новые правила землевладения были изложены в царских указах 1562 и 1572 годов. Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин. Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то — только кровным родственникам. Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение — «на прожиток».
В результате отмены крепостного права помещики утратили свободу владения крестьянами, которые получили свободу личности и более широкие права. Однако вотчина не была полностью исключена из правового поля, она продолжила существовать в других формах.
Сегодня вотчина уже не существует, но ее значение историческое, и она является одной из важных составляющих многовекового прошлого российского народа. Вотчина представляет собой сложную систему, которая диктовала условия жизни многих поколений и сделала свой вклад в формирование культуры и традиций России. Читайте остальные статьи цикла: Что такое Дольмен? Вотчина также была неотъемлемой частью экономики России в течение многих столетий. Она обеспечивала продовольственную безопасность страны, дающую прочные корни в аграрной и феодальной системе. Кроме того, вотчина являлась важным элементом территориальной организации страны. Большая часть земли в России была вотчинной, что означает, что владельцы вотчин могли оказывать значительное влияние на территориальный развитие страны. Крестьяне на вотчинах часто страдали от эксплуатации со стороны помещиков и жили в условиях крайней бедности.
Это приводило к социальной напряженности и возрастанию социально-политических конфликтов в России.
Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин. Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то - только кровным родственникам. Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение - «на прожиток».
Распоряжаться отданной землей женщина не могла. После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю. Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми - и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию. Итоги поместной реформы Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели: поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе; не допустить переход «служебных» земель в частные руки. Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения.
Вотчина сравнялась с поместьем - из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти. Трансформировалось и понятие "вотчина". Это слово постепенно исчезло из деловых документов и разговорной речи. Развитие частного землевладения Поместье стало искусственным стимулом развития землевладения в Московской Руси. Огромные территории были розданы государевым людям благодаря поместному праву.
В настоящее время невозможно определить точное взаимоотношение поместных и вотчинных земель - точной статистики земельных угодий не велось. Приращение новых земель затрудняло учет существующих владений, которыми на тот момент обладали частные лица и государство. Вотчина - это старинное правовое землевладение, на тот момент оно значительно уступало поместному. Такое количество земель нуждалась не только в правовом, но и в административном аппарате управления. Типичным местным органом защиты землевладельцев стали уездные дворянские собрания.
Уездные общества Развитие поместного землевладения вызвало рождение уездных дворянских обществ. К 16 веку такие собрания были уже достаточно организованны и выступали весомой силой местного самоуправления. За ними закреплялись и некоторые политические права - например, складывались коллективные челобитные государю, формировалось местное ополчение, писались ходатайства царским властям о нуждах таких обществ. Имение В 1714 году вышел царский указ о единонаследии, согласно которому вся земельная собственность подчинялась единым правам наследования. Возникновение этого вида земельной собственности окончательно объединило понятия «поместье» и «вотчина».
Это новое правовое образование пришло в Россию из Западной Европы, где на тот момент давно уже существовала развитая система землеустройства. Новая форма землевладения получила название «имение». С этого момента вся земельная собственность становилась недвижимым имуществом и подчинялась единым законам. Вотчина — важнейшее явление, существовавшее в средневековой Западной Европе и на Руси. Так назывались земельные угодья вместе с хозяйственными постройками и другим имуществом, а также зависимыми крестьянами.
Это слово имеет тот же корень, что и в словах «отец», «отчизна», что указывает нам на то, что вотчина передавалась по наследству, была имуществом семьи. Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев — высшие церковные иерархи и монастыри.
Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, и т.
Вотчина в Древней Руси Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои. В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья.
Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр. На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне — люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей — поместья.
Вотчина и поместье - в чем разница Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер.
Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр законы 1551 года и 1562 года , а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены или переселены в иные регионы. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью « служба по отечеству ». Царское правительство издавала указы регламентирующие пользование и наследование вотчинами: Указ 15 января 1581 года: «…. Отчинникам отчин своих по душам в монастыри не отдавать, а давать деньги, которые отчина чего стоит» [2]. Указ 27 ноября 1613 года: «О даче вымороченных и отписных поместий и вотчин иноземцев, только иноземцам». Указ 03 декабря 1627 года: «О наследовании выслуженных и родовых вотчин по каноническим правилам» указ предусматривал переход по купчим и закладным кабалам вдов к покупателям и заимодавцам. Указ 05 февраля 1632 года: «О пожизненных правах вдов на выслуженные вотчины с запретом их отчуждения» и возврате конфискованных по указу 1627 года вотчин [3].
В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение.