В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. Вотчина - 1. Феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси. 2. перен.
Вотчина и поместье - общее и различия видов землевладения
Вотчина – это особая форма собственности на землю, которая существовала в России в средние века. Вотчина – это «отцовская собственность», т.е. передаваемый по наследству комплекс собственности (родовой земельный участок и право на заселенные зависимыми людьми). ВОТЧИНА — один из видов феодальной поземельной собственности в Русском государстве 12— 17 вв.; вид феодального землевладения (в отличии от поместья), передававшегося по наследству, отчуждаемого и дробимого по воле владельца. древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. В. возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. основной вид землевладения, пополнявшийся в процессе освоения новых территорий, а также за счёт захвата общинных чёрных земель, пожалований, купли и т.п. Формирование системы вотчинного землевладения в Новгородской республике завершилось к.
Когда появилась вотчина?
Виталий Цепляев и др. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности земли, построек и инвентаря и прав на зависимых крестьян. Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность , продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю.
Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками.
В XIX веке в России была проведена аграрная реформа, которая привела к отмене вотчины и разделу земель между крестьянами. Тем не менее, понятие вотчины осталось в истории как символ особой формы владения и привилегий в дореволюционной России. Определение Владельцы вотчины, называемые вотчинниками, имели полное владение и право распоряжаться этой территорией. Они могли собирать налоги с крестьян, управлять своими владениями и имели свободу передачи вотчины по наследству. Особенностью вотчины было то, что она не могла быть продана или передана по договору, а также не могла быть разделена между наследниками. Она переходила исключительно по мужской линии, от отца к сыну. Вотчина играла важную роль в феодальном обществе, являясь основным источником доходов и статуса вотчинника. Она также обеспечивала защиту и обеспечение проживания владельцу и его семье.
Особенностью вотчины была и ее связь с крестьянским хозяйством. Крестьяне, живущие на землях вотчины, работали на владельцев земли в обмен на защиту и право проживания. Эта система была основой феодального строя на протяжении многих веков в России. Происхождение термина Термин «вотчина» имеет историческое происхождение и связан с феодальной системой. Он был широко использован в Средние века, когда земельные владения передавались по наследству отца к сыну. Слово «вотчина» происходит от древнерусского глагола «вотчить», что означает «хранить». Термин обозначал землю, которая была в непосредственном владении феодала и передавалась наследникам. Владелец вотчины мог распоряжаться ею по своему усмотрению, торговать, устанавливать плату за использование и защищать ее от внешних угроз.
Вотчина имела своеобразный статус в феодальном обществе.
Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками.
Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма.
В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см.
Лествичное право. В великом княжестве Литовском После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши, вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины.
Помимо общих вотчинных прав, вотчинники владели иммунитетными привилегиями в суде, при сборе налогов, уплате торговых пошлин. С середины 15 века часть удельных князей и родовитого боярства оказывала сопротивление процессу становления Русского централизованного государства. Поэтому, когда в конце 15 — начале 16 века к Московскому княжеству были присоединены новгородские, тверские и псковские земли, многие крупные вотчинники были лишены своих владений, а их земли передавались на правах поместья дворянам, на которое опиралась великокняжеская власть. Вотчинные права и иммунитетные привилегии стали все более ограничиваться. В 1550-х годах вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа вотчин. Серьезный удар родовитым вотчинникам нанес опричный террор Ивана Грозного. Во второй половине 16 века многие крупные вотчинники продали или заложили свои земли. В результате в конце 16 века преобладающей формой феодального землевладения стало поместье. С начала 17 века вотчинное землевладение вновь увеличивается.
Правительство награждало дворян за службу, раздавая им земли старых вотчин. Расширились юридические права владельцев поместий, шел процесс стирания различий между поместьем и вотчиной. В конце 17 века в центральных районах страны наследственное вотчинное землевладение преобладало над поместным служебным. Указом 23 марта 1714 года о единонаследии поместья юридически были приравнены к вотчинам и слились в один вид земельной собственности — имение.
Что такое вотчина кратко
Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. истор. земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения Декабря 12-го, 1796 года, пожалована Алексею Аракчееву грузинская вотчина, 2000 душ. термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко. вотчина. -ы, ж. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение. господствующая форма землевладения. Что такое вотчина, исторический факт, ЕГЭ история.
Вотчина на Руси
Вотчина краткое описание и особенности. Вотчина – это уникальная форма землевладения и организации земельных отношений, которая характерна для России в период феодализма. В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. Типы феодальной собственности вотчины. Вотчина это кратко. Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. ср.: "отчий дом").
Что такое вотчина?
Наряду со столицами важным центром власти являлась церковь. В средние века церковь была сильным и влиятельным институтом, чье мнение и рекомендации учитывались государством. Также в государстве существовали различные дворы — княжеский двор, боярский двор, царский двор и т. Они играли свою важную роль в жизни государства и обладали определенными политическими и экономическими привилегиями. Киевская Русь — древнейший центр власти в России Москва — новый центр силы и притяжения в XII веке Санкт-Петербург — созданный в XVIII веке новый центр государства Таким образом, центры власти представляют собой важный элемент любой политической системы.
Именно они определяют ход исторического развития государства, его экономические и культурные черты, а также влияют на формирование общественного мнения и политики. Роль вотчины в общественном развитии Вотчина — это земельный участок, который принадлежал определенному лицу и был передаваемым по наследству. Она играла важную роль в общественном развитии, влияя на экономику и социальную структуру средневековой Европы. Владельцы вотчин имели привилегии, которых не было у других людей.
Они были аристократами и помогали поддерживать монархию, феодализм и другие социальные и политические институты. Вотчина, как правило, была отдельным участком земли, на котором существовали деревни и города. Это включало в себя территорию, на которой жили крестьяне, которые платили за использование земли. Вотчина была одновременно и символом власти, и инструментом ее укрепления.
Иметь вотчину означало, что надо было беречь ее от врагов и искать способы увеличивать доходы. Это заставляло владельца вотчины участвовать в войнах, купить подданных или получать льготы от правительства. Тем не менее, на протяжении многих столетий вотчина стала устаревшей формой владения землей, так как не обеспечивала возможность продажи земельных участков. В результате, она потеряла свою значимость и была заменена другими формами собственности.
Крестьянские восстания и вотчинская система В России в XVII веке было множество крестьянских восстаний, связанных с эксплуатацией крестьянского вотчинного имущества. Вотчина — это земельный участок, передаваемый владельцем наследнику. Она была основным носителем экономической жизни страны и служила основой государственной власти. Вотчинская система обусловила высокую степень эксплуатации крестьян.
Они находились в полном зависимом положении от своих владельцев, не имели никаких прав и могли быть проданы вместе с вотчиной. В таких условиях крестьянские восстания были неизбежными.
Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки. После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять.
В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины. Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Киевской Руси владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В период раздробленности Киевской державы вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств. Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности.
В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца.
Вскоре это правило окончательно восторжествовало и превратилось в основной принцип поместной системы: землевладение — это привилегия служилых лиц. Вот так и получилось, что в гражданском обществе XVI века практически не осталось землевладельцев-вотчинников, не принадлежавших к служилому классу. И это понятно, поскольку государство стремилось обеспечивать служебную пригодность не столько отдельных лиц, сколько целых служилых родов и фамилий. Процессы ограничений в вотчинном землевладении шли параллельно с расширением правовых основ, предусмотренных для поместий. Эти тенденции, когда вотчинные владения постепенно уравнивались с поместными, развивались по нарастающей вплоть до XVIII века, когда и вотчина, и поместье утратили свою правовую базу. Это произошло в марте 1714 года. На волне своих масштабных реформ Петр I издал еще один важный для Российского государства указ ныне известный как «Указ о единонаследии» , в силу которого окончательно устранялась разница между поместными и вотчинными землевладениями, объединенными в новый вид земельной собственности, который стал называться имением. Вотчина в современном контексте На сегодня исторический смысл слова «вотчина» почти полностью утрачен, хотя сам термин остается в специфике научного употребления.
Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины. В Великом княжестве Московском[ править править код ] «Вотчина господ баронов Строгановых » в северо-восточном углу карты , 1745 В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее. Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву.
Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр законы 1551 года и 1562 года , а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены или переселены в иные регионы. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью « служба по отечеству ». Царское правительство издавала указы регламентирующие пользование и наследование вотчинами: Указ 15 января 1581 года: «….
Отчинникам отчин своих по душам в монастыри не отдавать, а давать деньги, которые отчина чего стоит» [2]. Указ 27 ноября 1613 года: «О даче вымороченных и отписных поместий и вотчин иноземцев, только иноземцам».
Что такое вотчина история 6 класс кратко
Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять. В случае нарушения таких условий собственника лишали вотчины.
Данный факт свидетельствует о том, что в эпоху Древнерусского государства владение вотчиной не было ещё приравнено к праву безусловной собственности на неё. В удельный период В период политической раздробленности Руси вотчина стала основной формой феодального землевладения, роль которой постоянно возрастала за счёт новых княжеских пожалований, захвата общинных земель, покупки, обмена и т. Данный факт привёл также к значительному возрастанию влияния собственников вотчин на политическую жизнь русских княжеств.
Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности.
В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы.
Далее следуют сельский и ратайный пашенный старосты; их жизнь охраняется штрафом лишь в 12 гривен.
Кроме княжеского или боярского жилища и помещений для вотчинного административного аппарата Русская Правда упоминает хозяйственные постройки - клеть. Называется также межа, отделяющая полевые участки, за нарушение которой назначается штраф в 12 гривен для сравнения: кража коня карается лишь 3 гривнами. После перечня лиц, принадлежащих к вотчинной администрации, идет барская челядь: «А за рядовича 5 гривень.
Тако же и за боярескъ». В этом случае штраф взимается не за убийство, а в качестве возмещения за потерянную рабочую силу. Все они находятся под юрисдикцией князя боярина , их нельзя судить без позволения господина.
Это же ограничение существует в отношении и огнищанина, и тиуна, и смерда, хотя есть и различия. В X столетии на территории Киевской Руси появились первые феодалы, которым принадлежали большие земельные наделы. Тогда же в русских документах появляется слово вотчина.
Это особая правовая форма древнерусского землевладения. До конца XIII столетия вотчина была основной формой владения земельным участком. Происхождение термина В те далекие времена землей можно было обзавестись тремя способами: купить, получить в дар, унаследовать от своих родственников.
Вотчина в Древней Руси - это и есть земля, полученная третьим способом. Слово произошло от древнерусского «отчина», что означало "собственность отца". Такая земля не могла передаваться дядям, братьям или кузенам - в счет шло только наследование по прямой линии.
Таким образом, вотчина на Руси - это и есть имущество, переданное от отца к сыну. Под эту же категорию попадало наследство дедов и прадедов по прямой линии. Бояре и князья получали вотчину от своих предков.
Богатые землевладельцы имели в подчинении несколько вотчин и могли увеличить свои территории с помощью выкупа, обмена или же захвата общинных крестьянских земель. Правовые аспекты Вотчина - это собственность одного конкретного человека или организации. Общинные и государственные земли вотчинными правами не обладали.
Хотя общественное владение было малозначащим в то время, но оно давало возможность прожить миллионам крестьян, обрабатывавших эти земли без права на них. Обладатель вотчины мог совершить обмен, продажу или разделение земельного участка, но лишь с согласия своих родственников. По этой причине владельца вотчины полноправным собственником назвать было нельзя.
Позднее к классу частных землевладельцев присоединилось духовенство. Собственники вотчинных земель владели рядом привилегий, особенно в сфере судопроизводства. Также вотчинники имели право собирать подати, имели административную власть над проживавшими на их землях людьми.
Что входило в понятие вотчины Не нужно думать, что земля, переходящая по наследству, представляла собой лишь угодья, пригодные для сельского хозяйства. Вотчина в Древней Руси - это строения, пашни, леса, луга, домашний скот, инвентарь, а главное, крестьяне, проживающие на вотчинной земле. В те времена крепостного права как такового не существовало, и крестьяне могли свободно переходить с земельных наделов одного вотчинника к другому.
Боярская вотчина Наряду с частной и церковной земельной собственностью, существовала и боярская вотчина. Это земля, предоставляемая в качестве награды царем своим личным слугам - боярам. На пожалованную землю распространялись те же права, что и на простую вотчину.
Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси - земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Причина, по которой вотчина утратила свое значение, носит правовой характер. Как можно видеть, во времена раздробленности Руси служба при князе не была связана с землевладением - вольный слуга мог владеть землей в одном месте, а служить боярину в другом.
Таким образом, приближенное положение какого-либо землевладельца никак не отражалось на количестве его земель. Платила только земля, а службу несли только люди. Феодальная вотчина это четкое правовое разделение сделала настолько распространенным, что бояре и вольные слуги при ненадлежащем уходе за землей теряли на нее право, и угодья возвращались крестьянам.
Постепенно вотчинное землевладение стало привилегией служивых лиц, находящихся в подчинении у самого царя. Так формировалась феодальная вотчина. Это землевладение было наиболее распространенным видом земельной собственности, государственные и церковные земли начали наращивать свои территории гораздо позднее.
Возникновение поместий В 15 веке появилась новая форма владения земельными участками, которая постепенно меняла устаревшие принципы владения землей, такие как вотчина. Это изменение в первую очередь касалось землевладельцев. Отныне их право владеть и управлять вотчинами было стеснено - унаследовать землю и распоряжаться ею позволялось лишь узкому кругу лиц.
В Московии XVI века в гражданской переписке практически не встречается слово «вотчина». Оно исчезло из словоупотребления, а лица, которые не состояли на государственной службе, перестали называться вотчинниками. Те же люди, которые отслужили государству, имели право на земельный надел, называющийся поместьем.
Служивых людей «помещали» на земли ради охраны или в качестве оплаты за службу государству.
Вотчина появилась в Древней Руси, когда формировалась власть князей и бояр. Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев — высшие церковные иерархи и монастыри. Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т.
Вотчина в Древней Руси Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества.
Ее можно было передавать по наследству и крестьяне в ней сохраняли общинную организацию в форме коммуны или альменды. Древняя Русь. Что мы узнали? Вотчиной в Древней Руси называли земельное владение, которое было получено по наследству. Этим она отличалась от поместья, так как его давали за службу.
Тест по теме.
Когда появилась вотчина?
Зачастую боярская вотчина складывалась из нескольких землевладений, достаточно удаленных от центральной боярской усадьбы и, что было не редкостью, даже не взаимосвязанных между собой в экономическом плане; монастырская вотчина — особая форма церковного землевладения, когда в роли собственников выступали священнослужители высочайшего ранга и крупные монастыри. Все без исключения вотчинники обладали достаточно обширными правами и привилегиями — они могли вершить суд в пределах своего землевладения, собирать подати и даже внедрять ленную систему в отношениях со своими вассалами. Обладая правом практически безусловной собственности на унаследованную или благоприобретенную землю, владельцы вотчины могли свободно ею распоряжаться: покупать или просто захватывать;.
Начиная с Х и вплоть до XII столетия, вотчина являлась основной формой земельной собственности. Сам термин произошел от древнерусского слова «отчина», то есть то, что перешло сыну от отца. Также это могла быть собственность, полученная от деда или прадеда. Князья или бояре получали вотчину по наследству от своих отцов. Существовало три способа приобретения земельного угодья: выкуп, дарование за службу, родовое наследование. Богатые землевладельцы управляли одновременно несколькими вотчинами, они увеличивали свою собственность за счет выкупа или обмена земель, захвата общинных крестьянских угодий.
Вотчина — это собственность конкретного человека, он мог землю обменять, продать, сдать или поделить, но только с согласия родственников. В том случае, если кто-то из членов семьи выступал против такой сделки, то вотчинник не мог обменять или продать свой надел.
В пределах вотчины её собственнику обладавшему правом иммунитета принадлежали административная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимы вотчины — сеньория, манор, поместье. Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт Grundherrschaft , а также поместье см. Вотчина была основой господства феодалов в средневековом обществе. Как правило, она делилась на господское хозяйство домен см. ДОМЕН и крестьянские держания.
В пределах вотчины ее собственнику обладавшему правом иммунитета принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Для реализации своих прав владелец вотчины опирался на собственный аппарат принуждения и центральную власть. Вотчинное хозяйство характеризовалось тем или иным соотношением домена и держаний и различным сочетанием форм эксплуатации крестьян барщина, натуральный оброк, денежный оброк. В разные периоды в зависимости от общих социально-экономических условий преобладали вотчины с различными экономическими структурами. В Западной Европе 8—10 веков для значительной части вотчин, главным образом крупных, было типично широкое использование барщины для обработки домена при сохранении большей части земель не менее двух третей в руках зависимых крестьян-держателей, обязанных продуктовым отчасти денежным оброком. Начиная с 11—12 веков, по мере развития внутренней колонизации и роста городов и торговли, стала возрастать доля земельной площади, занятой крестьянскими держаниями, а размер домена и роль барщины сокращались. В результате в 14—15 веках в Западной Европе появились, а в 16—17 веках стали типичными вотчины без домена, в которых вотчинник сохранял лишь право на получение с крестьян фиксированных платежей в основном денежных.
I N 170. Люди, не столь близкие к престолу московских государей, писали купчия с такими же условиями просто по незнанию новых законов. А продали есми ему в дернь без выкупа... А добуду яз Нечай с сыном своим сорок рублев денег на Покров Святей Богородицы 7070 года, и нам Ивану дати под те деревни та сорок рублев денег на Покров же Святей Богородицы, да и за рожь нам дати, за семена, Ивану, за бочку за всякую по 17 алтын на тот же срок, а Ивану отдати ся купчая нам назад и деревня; а не добудем мы тех денег и не дадим Ивану на тот срок, ино ся наша купчая в купчую и отводная в дернь, без выкупа" А. Здесь право выкупа выговорено только для самих продавцов, но ограничено определенным сроком. He стеснялись Судебником и люди, сидевшие на черных государевых землях. Братья Селиверстровы продали Ом. Васильеву отца своего статок, землю вел. Так же свободно определялись условия и при безвозмездном отчуждении, по духовным и пр. В 1563 г.. Дмитрий Иванович Немой подарил Волоколамскому монастырю село с деревнями "в прок, без выкупа, без отмены". Но затем в дарственной идут такие условия: 1 жить мне в своей отчине до живота; 2 а родятся у меня дети, и то село с деревнями им, а монастырю они дадут 700 p. Здесь право выкупа предоставлено детям дарителя, о боковых же его родственниках и жене арямо сказано, что им даритель такого права не предоставляет. Таков был обычный выкуп. Он существенно отличается от узаконенного. Царский Судебник впервые предоставляет некоторым лицам право на выкуп, а другим в этом праве отказывает. По обычному выкупу никто не имел право на выкуп; по соглашению же контрагентов сделки, оно могло быть предоставлено самому продавцу, его детям и другим родственникам, и даже дальнейшим, помимо ближайших, как это сделал верейский князь, предоставив право выкупа вел. Князю, а не сыну. Судебник не допускает к выкупу родственников, подписавшихся свидетелями в акте отчуждения; a по обычаю и им могло быть предоставлено право выкупа. Судебник говорит о выкупе только возмездно отчуждаемых имуществ, а обычная практика знает выкуп и имуществ жертвуемых в духовные учреждения. Указный выкуп может быть совершен в течение 40 лет; срок обычного выкупа всякий раз определяется в акте отчуждения. Судебник установляет право выкупа только для вотчин, а в народной практике и черные государевы земли продаются с оговоркой в прок без выкупа, а это предполагает возможность продажи их и с выкупом. Указный выкуп далеко расходится с обычным. Он предписывает совершенно новые правила, с предшествовавшей практикой не согласные. Сделанное нами сравнение правил того и другого выкупа вполне оправдывает высказанное Неволиным сомнение в древности указного выкупа 67. Мы имеем полное право сказать, что указный выкуп не старее года издания царского Судебника. Что значит обычное старым купчим и потерявшее силу с Судебника 1550 г. В древнее время для заключения сделки купли-продажи мало было сказать купил, а надо было прибавить "купил впрок, без выкупа". Это обусловливалось тем, что слова: купить и купля не имели первоначально того определенного технического значения, какое мы теперь с ними соединяем купля-продажа. Без указанной прибавки глагол купить не обозначал еще такого действия, последствием которого был переход прав собственности из одних рук в другие. Он мог обозначать и всякий временный переход недвижимости из рук в руки: наем, передачу залога во временное пользование заимодавца и пр. Поэтому, наймита называли в старину еще и закупом. Вместо "нанимаем землю" и теперь крестьяне Лужского уезда говорят: "купляем землю" это широкое значение слова купить не замечено Толковым Словарем Даля. Так как слово "купить" не имело точно определенного смысла, то и приходилось при каждой купле оговаривать, на каких основаниях недвижимость переходит из рук в руки. Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон. Если имели в виду отчуждение собственности, говорили: купил во веки, в прок, в дерн, без выкупа, Такие оговорки весьма употребительны в актах XV и XVI в. Неволин приводит их довольно много на стр. III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А. N 23, 1571 г.
Значение слова вотчина кратко
Что такое вотчина в истории 6 класс — основные понятия и краткий обзор. Вотчина это в истории определение. Вотчина это в древней Руси. Если вы решили разобраться в чем разница между вотчиной и поместьем и узнать историю появления различных видов собственности, читайте статью. вид земельной собственности. Возникла в Древней Руси в X-XI вв. как наследственное владение. Широкое распространение.
Что такое вотчина
вид земельной собственности. Возникла в Древней Руси в X-XI вв. как наследственное владение. Широкое распространение. Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте. Вотчина — краткое описание и особенности. Что такое вотчина в Истории 6 класса. Вотчина — это земельная собственность в. в древней руси, родовое и наследственное земельное владение.
Что такое вотчина в истории 7 класс
Вотчина и поместье это в истории. Чем отличаются вотчина и поместье. Что такое вотчина по истории. Поместье и вотчина сходства и различия. Поместье от вотчины отличалось.
Отличие вотчины от поместья таблица. Формы земельной собственности вотчина и поместье. Боярская вотчина 16 век. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.
Термины древней Руси. Различия между вотчиной и поместьем. Измайлово Царская вотчина 17 века. Княжеско Боярская вотчина Киевской Руси.
Усадьба Измайлово 17 век. Вотчина наследственное земельное держание. Вотчина и поместье 15 век. Вотчина и поместье разница.
Общие черты вотчины и поместья. Схема вотчины в древней Руси. Схема общественный Строй древней Руси 6 класс. Схема общественного строя Руси.
Понятия феодальной вотчины. Термин феодальная вотчина. Понятие барщина. Барщина термин.
Средневековая деревня поместье феодала. Феод это в древней Руси. Феод и сеньория. Вотчина и поместье средние века.
Вотчина 15 век Русь. Княжеское хозяйство в древней Руси. Княжеское хозяйство в древней Руси 6 класс. Феодальная вотчина.
Феодальная вотчина поместье. Вотчина в средневековье. Общественный Строй и церковная организация на Руси.
Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы.
Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право. В Великом княжестве Литовском [ править править код ] После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов.
Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины. В Великом княжестве Московском [ править править код ] «Вотчина господ баронов Строгановых » в северо-восточном углу карты , 1745 В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства.
Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее. Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву.
Территория, место, где кто-либо является полновластным хозяином. Толковый словарь Ефремовой. Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И.
Князья раздавали земли членам своих дружин и другим представителям знати. Как правило, это была награда за службу или какие-то выдающиеся заслуги. Существовала и другая категория землевладельцев — высшие церковные иерархи и монастыри.
Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином.
Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т. Вотчина в Древней Руси Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси.
В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои.