Новости что такое уезд в истории

Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник. В истории России уезд являлся административно-территориальной единицей, широко используемой в период существования губерний.

Что такое Уезд? Значение слова Уезд в историческом словаре

Рачинский уезд занимал северо-восточный угол Кутаисской губернии, граничил на севере и северо-востоке с Терской областью. Изначально уезд представлял собой совокупность волостей, низшего административного звена в территориальном делении России. Уезд в истории 7 класс помогает осознать, как менялась организация государства в разные эпохи. Таким образом, уезды и волости в русской истории и административном устройстве имели как свои сходства, так и различия.

Что такое уезды в истории

АТД Русской России - 12. Про уезды Уезд Уезд — понятие, употребляемое, по крайней мере, в двух значениях: Википедия уезд I пность волостей, тяготевших к городу (в Российском.
KMSAuto Net 2024-2025 – для Windows 7-10-11 и без вирусов В истории России существовало множество уездов, каждый из которых был административной единицей и обладал своими особенностями.
Уезд это - историческая административно-территориальная единица Уезд — территориально-административная единица на Руси и в России.
что такое уезд история россии | Дзен В уездах находились краеведческие музеи, которые рассказывали о местной истории и ремеслах.
KMSAuto Net 2024-2025 – для Windows 7-10-11 Уезды России — статья из Интернет-энциклопедии.

Уезд в истории 7 класс — его значение и роль в организации средневековой Руси

Уезды были важной административно-территориальной единицей в истории России. Уезд, областное деление в удельной Руси, Московском государстве и Российской империи. Уезд – одна из основных единиц административно-территориального устройства русских земель от Древней Руси и до первого этапа советской истории. Уезд в истории — это территориально-административная единица, которая использовалась в России с древних времен и сохраняла свою значимость до начала 20 века.

Что такое Уезд? Значение слова uezd, исторический словарь

совокупность волостей, тяготевших к городу. Значение слова Уезд на это Уезд Уезд — понятие, употребляемое, по крайней мере, в двух значениях. Уезд это в истории России. Уезд — административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. С 1775 административно-полицейскую власть в уезде осуществлял исправник. История | Уезды простыми словами для чайниковУезды были территориальными единицами в Русском государстве XVI века.

Что такое Уезды простыми словами

Поскольку подать была подушная, важно было, чтобы каждая душа имела достаточно земли, чтобы выплатить эту подать. И поэтому нельзя было позволять, чтобы у какого-то количества крестьян не было земли или было очень мало земли. Между тем, ситуация, когда у крестьянина много земли, тоже была нежелательна, ведь, имея много земли и работая на ней, он становился богатым, тогда как платил ровно столько же, сколько должен платить и бедный, так как размер подушной подати был фиксированным. Бедный же не мог на своём клочке земли собрать деньги, необходимые для выплаты. Подати платили и частновладельческие крестьяне и за это был ответственен помещик , и государственные крестьяне. И государству было важно, чтобы количество и качество земли было примерно равным. Альтернативой этому, как я уже говорил, мог быть поземельный налог, при котором — у кого больше земли, тот платит больше налога, у кого нет земли, тот налог не платит. Но, как вы помните, земля в то время плохо учитывалась. Чем же была так плоха передельная община? Главный её минус заключался в том, что земля для крестьянина не была своей, он не вкладывал в неё своих сил и, как говорили, не унавоживал то есть не удобрял её.

Зачем было стараться и ломаться, если будет новый передел, и землю плодородную и улучшенную трудом, у рачительного крестьянина отберут и отдадут каким-нибудь бездельникам, пьяницам, которые свою землю или всю раздали за водку, или вообще не обрабатывают? В таких условиях крестьянин терял интерес к улучшению земли. Это все понимали. Но, с другой стороны, было понятно ещё и то, что, если ликвидировать подушную подать и перестать переделять землю, то образуется огромный слой крестьянского пролетариата, то есть тех самых пресловутых бедняков, а этого правительство боялось и не хотело. Поэтому с вопросом о переходе с подушной на поземельную подать медлили, хотя методы учета земли и существенно улучшились к XIX веку. Это была одна из русских проблем, с которой окончательно покончили только перед революцией в столыпинскую реформу, но это уже другой разговор. Соответственно, главной проблемой любой деревни, ее самоуправления, был передел земли. Кому какую землю дать, где и сколько — на этот счёт всегда шли большие споры. Богатые крестьяне использовали сельскую общину, чтобы не отдавать свою землю под тем или иным предлогом, и для этого сами часто старались не быть во главе деревень, чтобы не светиться администрации, а выставлять своих наймитов, услуги которых оплачивали водкой и деньгами.

Как говорил один из наблюдателей: «Из кабака изливаются самые убедительные доказательства». Киселёва… С. Множество злоупотреблений было и со стороны писарей. Крестьяне не умели читать, и писарь одному приписывал, а у другого отписывал землю за взятки. Это тоже была большая беда. Существовала и проблема наделения крестьян землёй. В многоземельных губерниях, то есть в губерниях, где было много земли, на ревизскую душу полагалось 15 десятин, а в малоземельных — 8 десятин. Я напомню, что десятина — это 1,09 гектара. Для простоты будем считать, что 15 десятин или 8 десятин — это 15 гектаров или 8 гектаров, то есть на самом деле не так мало.

В Европе такие наделы крестьянам и не снились. Но именно из-за того, что это было передельное землепользование, земля оставалась неподготовленной, неунавоженной, а потому — малоплодородной. Использовались архаичные формы обработки земли, даже плуг применяли редко, в основном использовалась соха. Это всё было следствием незаинтересованности, бедности и невежества. Итак, нормы составляли 15 и 8 десятин, но в действительности по ревизии 1833 года только в тринадцати губерниях наделы превышали 5 десятин удобной земли на ревизскую душу, а в тридцати губерниях было менее 5 десятин на ревизскую душу. Государство выступало за земельные переделы и за то, чтобы делить землю поровну, а богатые крестьяне выступали против этих переделов. Деревенская беднота была единодушна с правительством. В ту самую Уложенную комиссию 1767-1768 годов государственные крестьяне посылали наказы, содержащие их пожелания насчёт земли. И все эти наказы — о сохранении семейного права наследственной собственности на землю.

Зажиточные крестьяне считали, что земля должна не переделяться. Крестьяне Важской волости пишут, что они «прилагают неусыпные свои труды для распространения хлебопашества путем расчистки пашни и сенных покосов вновь из лесов и болотных мест… а тунеядцы всегда обращаются в лености и мотовствах, и оттого участки свои размотали и запустили, и пришли в скудность и к платежу податей в не состояние и просят, чтоб им те унавоженные земли которые богатые крестьяне унавозили — А. Наказ 127. Сенатский указ 1800 года гласил: «Соблюсти по крайней возможности такое правило, чтобы всякий из поселян казенных, будучи одинаковою повинностью обязан как мы говорили, все платили одинаковую повинность — А. Зажиточные крестьяне Вологодской губернии жаловались в 1803 году, что их начальство сажает на цепь, понуждая к отдаче своих земель в передел. Это выдумка славянофилов. Да, были местности, где передельная община действительно была обусловлена экономически, но их было немного. В основном же крестьяне всюду стремились сохранить землю за собой навсегда, потомственно, а государство было против этого. Если угодно, государство в России было тем самым народным социалистом, но не из-за каких-то высоких соображений, а по очень низменной фискальной причине — чтобы надежней получать подушную подать.

В 1818 году подушная подать с государственных крестьян составляла 3 рубля 30 копеек с ревизской души. Оброк за пользование казённой землёй — от 7,5 до 10 рублей. Кроме того, были мирские сборы, земские повинности, а также трудовые повинности дорожная, подводная, постройная и, конечно же, ненавидимая крестьянами рекрутская повинность, которая отрывала молодых мужчин от семей, равно и в помещичьих, и в государственных деревнях, и на двадцать пять лет, то есть практически на всю жизнь, отправляла в армию. Крестьяне инородцы К государственным крестьянам относились также крестьяне инородцы. Иногда мы не очень хорошо представляем себе жизнь неправославных и неславянских крестьян в России. Но ведь с присоединением земель Поволжья, Северного Кавказа, Сибири в Империю влилось много таких народов. Этнографическая карта Российской империи, 1857 г. Большинство земледельцев из коренных народов Поволжья и Сибири никогда не знали частновладельческого крепостного состояния, и в Российской империи с самого присоединения являлись государственными крестьянами. Кроме того, нехристианские народы не облагались рекрутской повинностью, а вместо этого выплачивали специальный денежный сбор.

Молодые мужчины — татары, башкиры, калмыки, чеченцы, выплачивая деньги, благополучно оставались вместе с семьёй дома. Эти народы не знали и помещичьей власти. Конечно, не всё было идеально в жизни крестьян-инородцев, но их положение было намного лучше частновладельческого крепостного состояния. Об этом свидетельствует, кстати, и продолжительность жизни. Смертность 11 народов Европейской России. Социальная история России. Цифра перед косой чертой — мужская смертность, после черты — женская. Таблицы смертности населения Европейской России 1896-1897 гг. Новосельского «Смертность и продолжительность жизни в России», 1916 г.

Сейчас, когда мы проезжаем, скажем, по Татарии, мы ясно видим отличия русских сёл от татарских. Татарские на порядок аккуратнее, чище. Причина этого очень проста и уходит она именно в то время. Причина не в том, что русские по своей ментальности нечистоплотны, а в том, что русские в Казанской губернии были крепостными, а татары в Казанской губернии были государственными крестьянами, не знали рекрутчины и, соответственно, были не так сломлены жизнью, как частновладельческие крестьяне. Россию иногда даже называют империей шиворот-навыворот, потому что в любой империи завоёванные народы, естественно, живут хуже завоевавшего их, а в России часто было наоборот. Безумная жажда новых владений заставляла давать льготы завоёванным народам, но никаких льгот не давало народу-завоевателю. Это особенность России, последствия которой мы видим и сегодня. Основные группы нерусских крепостных Поволжья были очень невелики и проживали на территориях Белебеевского уезда Уфимской губернии 8 сел и Елабужского уезда Вятской губернии 7 сел. Кроме того, согласно статистической ведомости 1781 года, в Казани при усадьбах местных дворян жили более 550 дворовых людей.

То есть их было ничтожно мало. А откуда эти сёла? Дело в том, что когда к Империи были присоединены Казанское и Астраханское ханства, тогда мусульманским аристократам был дан титул князей татарских. Эти князья татарские считались титулованным дворянством, но были ниже всех титулов Российской империи, то есть ниже князей, графов и баронов. Кроме того, часть высшего слоя ханства, оставаясь мусульманами, получала дворянство без получения титула. И эти дворяне-мусульмане могли иметь крепостных, но только мусульман. Они не могли иметь в своей власти крепостными христиан. Но в Татарии традиционно крепостных как не было, так и не появилось, никого не закрепощали, оставались только домашние рабы, которые были переведены в категорию дворовых крепостных, и их оказалось очень немного. Покупать же дворянам-мусульманам населенные христианами имения было запрещено.

Татарская деревня 19 века, фото У. Каррика, 1878 г. Мартынов, 1808 г. Сибирь фактически не знала частновладельческих крепостных. В 1861 году, когда император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, свободу от власти 36 помещиков и 70 безземельных дворян Сибири получили около 3 тысяч 700 человек, среди которых почти 900 мужчин и женщин являлись дворовыми людьми. То есть крепостных среди населения Сибири было ничтожно мало, всего горстка, и даже эти крепостные были в основном русскими, а не бурятами, якутами, сибирскими татарами. Местные уроженцы были лично свободными. То же самое было и на Северном Кавказе. Коренное население Северного Кавказа не знало крепостного права.

Оно знало рабство, но в рабов превращали в основном украденных инородцев. Но красть христиан кавказским народам, да и вообще красть людей в Российской империи было, понятно, запрещено. А так как своих крепостных у кавказцев не было, они так и остались лично свободными людьми. Бедные горцы работали у богатых по найму за деньги или продукты, но личной зависимости от землевладельцев на Кавказе не было. То же самое можно сказать и о многих других народах. Не знали крепостного состояния калмыки, киргизы, казахи, алтайцы, армяне, азербайджанцы. Из неславянских народов Империи знали крепостное состояние только грузины, не считая народов Прибалтики, о которых я уже не раз говорил. Так что все крестьяне от армян и азербайджанцев до скотоводов калмыков были государственными крестьянами. Удельные дворцовые крестьяне Отдельно стояли удельные дворцовые крестьяне.

Это были крепостные крестьяне императорской фамилии. До 1797 года их именовали «дворцовыми», а потом, на основании «Учреждения об Императорской фамилии», переименовали в «удельных». Они проживали и работали на землях, принадлежавших императорской фамилии, платили оброк и несли государственные повинности. Их число по 5-й ревизии 1794-1808 годов достигало 467 тысяч душ мужского пола, находившихся в 35 губерниях. Больше всего их было в Костромской губернии 53 тысячи , Смоленской 51 тысяча , Вятской 40 тысяч. За ними шли Владимирская, Нижегородская, Вологодская, Симбирская, Орловская и Тамбовская губернии, где было по 23—24 тысячи душ в каждой. Деревня между Костромой и Ярославлем, А. Удельные крестьяне были крепостными не какого-то отдельного великого князя, а всей царской фамилии. С одной стороны, они содержались по помещичьему праву, так как царская фамилия считалась таким же помещиком.

Но, с другой стороны, жилось им существенно легче, и, как правило, их жизнь мало отличалась от жизни государственных крестьян. Естественно, ни царь, ни великие князья не входили в жизнь своих деревень, этим занималось Министерство уделов, и порядки в этих деревнях были намного более строгими. Соответственно, жизнь удельных крестьян была легче жизни крепостных у мелкопоместных дворян, чьё положение было самым тяжёлым и действительно рабским. Количество земли у удельных крестьян колебалось очень сильно — от совсем маленьких наделов от 0,2 десятин 228 душ в Тульской губернии до 28 десятин 12,6 тыс. Обратим внимание на один интересный момент. Министерство уделов хотело увеличить количество земли до 9 десятин, но сделать это не получилось. Потому что частновладельческие помещики не продавали свою землю Министерство уделов могло выкупить их землю разве только в случае, если они разорялись , а Сенат не соглашался продавать государственную землю даже императорской фамилии. Он, как правило, отвечал отказом и только в отдельных очень многоземельных губерниях шёл на такие продажи. То есть в этом смысле никакого произвола царя над собственностью государства не было, что тоже является важной особенностью Империи.

Это всё же было, пусть и далеко не справедливое, но государство, а не бандитское сообщество, где бандит может делать всё что угодно с имуществом захваченных им людей. Крестьяне удельного ведомства пользовались самоуправлением примерно так же, как и государственные крестьяне. Они могли приобретать недвижимость в городах, а также с согласия департамента уделов могли приобретать землю; но продавать купленную землю, равно как и сельские строения, можно было только удельным же крестьянам. Отлучки с места жительства без разрешения начальства воспрещались. Выход в мещанство и купечество дозволялся лицам мужского пола при уплате выходных денег за всех членов семьи. То есть можно было откупаться от крестьянского состояния. Женщинам дозволялось выходить в другие сословия путём замужества, с уплатою выходных денег или при обязательстве учреждения, принимавшего женщину, уволить в свою очередь в удельное ведомство крестьянку, которую посватает удельный крестьянин. То есть происходил обмен. Семейные разделы допускались при условии, если не нарушалась хозяйственная состоятельность разделившихся.

Удельные крестьяне, так же как и государственные, подчинялись общим судам не забудем, что частновладельческие крестьяне подчинялись суду помещика , а тяжбы между собой разрешали сами. В центральных губерниях у удельных крестьян был введён передел общинной земли, в многоземельных периферийных сохранялось наследственное владение земли, как у государственных крестьян в тех же губерниях. Оброки удельных крестьян были не намного, но ниже казённых - разница составляла от 50 копеек до 1,5 рублей с души. С 1842 года оброки удельных крестьян, не переведённых на поземельный сбор, были уравнены с окладами крестьян государственных. Структура управления удельными крестьянами была такая же — селение и приказ аналог волости. Все крестьяне удельного ведомства, которые жили в определённой волости или, если их было мало, в нескольких волостях, объединялись в один приказ, и самоуправлением выбиралось всё руководство, но приказной голова, то есть аналог уездного головы казенного крестьянства, назначался конторой Министерства уделов. Начиная с конца 1820-х годов, принимались систематические меры для распространения образования среди удельных крестьян. К концу крепостного периода насчитывалось 376 приказных волостных училищ и 1885 частных; в первых — училось 11400 мальчиков, во вторых — 16800 мальчиков и 9560 девочек. К концу крепостного периода расход на школьное дело составлял 853 тысяч рублей и покрывался мирскими сборами, то есть сами крестьяне оплачивали образование своих детей.

Кстати, сами крестьяне были очень этим недовольны, многие считали, что образование крестьянам не нужно. Но дворцовое ведомство, в отличие от помещиков, старалось повышать образование своих крестьян. С целью улучшения техники крестьянского земледелия в 1830-х годах близ Петербурга была основана Земледельческая школа, воспитанники которой из удельных крестьян поселялись в деревнях и должны были заводить на отводимых им участках образцовое хозяйство. Это получилось не слишком успешно, но, в общем, всё же получалось. Удельное земледельческое училище близ Петербурга, после Больница душевнобольных во имя вмч. Пантелеймона, архитектор Х. Мейер, 1832-1833 гг. В 1834 году именно на дворцовых землях произошло первое картофельное восстание. Крестьяне не были такими глупыми, чтобы просто возражать против распространения картофеля.

Они уже сами высаживали его на своих огородах, знали его. И в этом смысле не надо думать, что крестьяне были простыми обскурантами. Но дело в том, что дворцовое ведомство принуждало к посадкам картофеля. Да, для блага самих крестьян, чтобы они имели дополнительный источник пищи, но это делалось силой, а принуждение крестьяне очень не любили. Они отказывались подчиняться, подняли бунт, и в итоге нововведение пришлось отложить, но об этом мы поговорим чуть позже. Освобождение удельных крестьян началось раньше казённых. Удельным крестьянам было разрешено лично, а не через чиновников, ходатайствовать в судебных и правительственных местах, было разрешено переходить в другие сословия, составлять духовные завещания. В общем, удельные крестьяне были приравнены к государственным крестьянам и из помещичьего права полностью перешли в государственные. И, наконец, 5 марта 1861 года императором Александром II было высочайше указано приступить к пересмотру постановлений об удельных крестьянах на основаниях отведения им надела в постоянное пользование по правилам местных положений о помещичьих крестьянах.

То есть в рамках реформы 1861 года это означало полное их освобождение. Но самой главной реформой была та, с которой мы сейчас познакомимся. Реформа государственных крестьян 6 декабря 1826 года, то есть в самом начале царствования Николая, Михаил Михайлович Сперанский заговорил в Комитете о «необходимости лучшего хозяйственного управления для крестьян казённых» и высказал мнение, что такое управление «послужило бы образцом для частных владельцев». В основном частные владельцы не хотели никаких изменений, их устраивало положение их крепостных — положение, скажем прямо, ужасное.

В более удаленных и менее развитых районах империи уезды были меньшего размера. Уезд играл важную роль в истории России — он обеспечивал управление территорией, поддерживал правопорядок, осуществлял контроль над населением, собирал налоги, организовывал оборону и другие функции.

Таким образом, уезд в истории России был административной единицей, которая играла важную роль в управлении государством и развитии регионов. C введением уездов была проведена реформа, которая привела к более эффективной организации и управлению Российской империи. Роль уезда в истории Уезд в истории России играл важную роль в организации местного самоуправления и административного деления страны. Он являлся субъектом областной власти и выполнял ряд важных функций для местного населения. Во-первых, уезд был основным административным делением страны. Он включал в себя несколько городов, сел и деревень, которые были объединены в одно управленческое образование.

Уезд имел свою администрацию, в состав которой входили уездные начальники и другие должностные лица.

С начала XVII в. К концу XVII в. К этому времени У. Первая губернская реформа Петра В. Вторая губернская реформа Петра 1715—1720 гг. Впрочем, на деле введенные этой реформой дистрикты, находившиеся в ведении земских комиссаров и входившие в состав провинций и губерний, большею частью территориально совпадали с прежними московскими У. В 1727 г. Число этих У.

Указ Екатерины II 11 октября 1764 г.

Уезды играли важную роль в организации государства и управлении территориями в прошлом. Они были административно-территориальными единицами и осуществляли контроль над территориями, сбор налогов, поддержание общественного порядка и решение других вопросов. Сегодня понятие «уезд» используется в гуманитарных науках и исторических исследованиях как термин, обозначающий историческую форму организации территории.

Уезды могут быть предметом изучения историков, археологов и культурологов, которые исследуют исторические и социокультурные особенности территорий, связанных с уездами времен Российской Империи. Понимание значения уездов позволяет изучать историческое развитие государства и его территориальную организацию. Изучение уездов помогает реконструировать образ прошлого, понять исторический опыт и применить его в современной жизни. Таким образом, хотя уезды уже не существуют в современной России, их значение и роль в истории страны остаются актуальными.

Изучение уездов помогает нам лучше понять историю нашей родины и применить полученные знания в современной жизни. Оцените статью.

Что такое уезды 7 класс?

  • Значение слова УЕЗДА
  • Термин уезд в истории | Популярные термины
  • Что такое уезд? история 6 класс
  • Понятие и значение уезда в истории
  • Принцип работы
  • История уездов в России

Какие были уезды?

С нач. XVIII в. Уезд состоял из города и подчиненных ему волостей. Первоначально им управлял княжеский наместник , с н. С 1775 уезд стал низшей административной , судебной и финансовой единицей с числом жителей 20-30 тыс. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник - начальник уездной полиции. К 1917 в России насчитывалось до 800 уездов. Уезд - административно-территориальная единица в России. Известен с XIII в.

Этот термин встречается в исторических документах с 13 века. Историк С. Соловьев объясняет происхождение этого слова от способа межевания земли. Межевщик отделял землю, которая должна была принадлежать или быть приписана к определенному городу, и, поэтому, после размежевания, эта земля как бы — уезжала. Вот что такое уезд — емко, точно и коротко наши предки сформулировали термин, который просуществовал до 20 века.

Изначально уезд представлял собой совокупность волостей, низшего административного звена в территориальном делении России. Управлялся наместниками князя, которых тот отправлял на кормление.

В настоящее время в ряде регионов России например, Псковской области волостями называются сельские поселения. Что такое уезд и волость? Волость — это административно- территориальная единица, введенная в Российской империи в конце 18 века в правление Павла 1. Уезды объединяли несколько волостей. А несколько уездов составляло губернию. Центром уезда был небольшой город, где находились государственные учреждени Что такое стан уезд?

С начала XIX века стан — административно-полицейская единица в составе уезда.

И он знал, что говорил. Боткин, из книги «Литературные воспоминания», П. Анненков, 1984 г. Женский костюм, фото с выставки «Феномен народного костюма. Одежда тамбовских переселенцев-однодворцев», г. Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе.

В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам. Одна из них заключалась в характерной русской двойственности. Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай. А вторая причина была более социальной. Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже.

Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих. Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений. Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными. Соответственно, их права расширялись, и помещичьи крестьяне всегда завидовали этим счастливчикам. Казённые крестьяне и земли, на которых они жили, при Александре I и Николае Павловиче находились в распоряжении Департамента государственных имуществ в составе Министерства финансов. И неслучайно. Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль.

Со стороны финансовой, органом управления казёнными крестьянами было хозяйственное отделение Казённой палаты, со стороны административной — земская полиция в лице земского исправника и заседателей, а с начала 1830-х годов ещё и становых приставов. Земская полиция взыскивала с казённых крестьян подати и недоимки. Взыскания эти сопровождались незаконными поборами и злоупотреблениями. Поэтому в 1827 году в своей очень интересной «Записке по крестьянскому вопросу» Михаил Михайлович Сперанский, который, как вы помните, происходил из семьи сельских священников и в детстве постоянно проводил время вместе с детьми крестьян и прекрасно знал их жизнь, писал: «Сей род людей государственные крестьяне — А. Работы и повинности их также неопределенны. Земские исправники суть те же помещики, с тою разностью, что они переменяются, и что на них есть некоторые способы к управе. Но взамен того сии трехлетние владельцы не имеют никаких побуждений беречь крестьян, коих они ни себе, ни потомству своему не прочат».

Сперанский, А. Варнек, 1824 г. Об этих становых приставах в конце 1830-х годов ревизор, посланный Киселёвым, писал: «Люди сии большею частью необразованные и безнравственные, притом, облеченные большою властию, беспощадно обирают казенных поселян». Несмотря на то, что он был коммунистом и начал осуждать и реформы Киселёва, и крестьянскую реформу 1861 года, он всю жизнь посвятил теме государственных крестьян и реформе Киселёва. Его двухтомная книга «Государственные крестьяне и реформы Киселёва», первый том которой вышел в 1946 году, второй — в 1958, это ценнейший источник по жизни крестьян. Но читая его, надо отцеживать некоторые политические коммунистические суждения автора. Самоуправление крестьян Все русские крестьяне, независимо от того, какие они были, частновладельческие или государственные, имели самоуправление.

Это были не бесправные картофелины в мешке. Это были организованные и имеющие возможность самим решать свои проблемы, люди. Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам. Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян.

Крестьянский сход, кстати, имел право решать и даже малозначительные с точки зрения богатых людей преступления. Кража в размере до пяти серебряных рублей, а это сумма для крестьян немалая, решалась на местном уровне определённым образом самими крестьянами. Наказаниями, которые они предлагали за такое преступление, были и возвращение украденного, и пеня до полутора рублей, и даже наказание розгами до двадцати розог , и принудительные общественные работы. То есть крестьянская община повсюду сама управляла собой и сама выбирала своё руководство. Но у государственных крестьян эти права было намного легче осуществить, потому что государство во внутреннюю жизнь крестьянской общины вмешивалась сравнительно мало, хотя постепенно начало вмешиваться всё больше и больше [См. XIX века. Сходка, гравюра В.

Рыбинского, 1859 в. Традиционный крестьянский мир имел двухуровневое самоуправление. Первый уровень — это селения. Здесь был так называемый сельский выборный староста селения. Его не назначал помещик или чиновник, его выбирал народ. И был десятский — представитель от каждых десяти дворов. Как правило, от каждых десяти дворов выбирались два человека.

Эти выбранные составляли сельский сход в больших деревнях, а в маленьких деревнях сход составляло всё мужское население. Только сельского писаря, как правило, назначали из Министерства, потому что грамотных в деревнях почти не было, а всё делопроизводство селений должно было фиксироваться на бумаге. Поэтому сельский писарь был либо присланный мелкий чиновник, либо какой-то образованный местный человек, к примеру, сын дьякона, не принявший сан. Второй уровень — это волостное правление. Как вы помните, низшей административной единицей была волость. Сельские земли губернии делились на волости, волости составляли уезд, уезды составляли губернию. Волостное правление в составе волостного головы, старосты селений тоже выбиралось.

А волостной писарь назначался Министерством. Проблема передела земли Самым главным вопросом любой общины был вопрос о земле. И сейчас мы с вами должны коснуться больной темы — темы так называемой передельной общины. Славянофилы, народные социалисты энесы развили целую мифологию, утверждавшую, что русский крестьянин и поэтому русский человек вообще — это социалист по натуре; он не знает принципов частной собственности на землю, считает землю «Божьей» и перераспределяет её исходя из нужд людей. Скажем, если в семье много едоков, то сельская община даёт этой семье больше земли, а если в семье становится меньше едоков дети женятся и отделяются от семьи, кто-то умирает , тогда община у них забирает часть земли и отдаёт тем, у кого есть в ней потребность. Но с землёй всё было не так просто. В деревне вся земля имеет некое предназначение.

Во-первых, пахотная земля всегда делилась на три участка: яровой участок, озимый участок и пар. Это было необходимо для осуществления трёхлетнего севооборота. Каждый третий год земля должна была отдыхать. Весной её засевали под яровые сорта, которые вырастают к осени, потом — под озимые, которые сеют под снег и которые вырастают весной и намного быстрее созревают, а после этого, летом, земля отдыхала и использовалась для выпаса скота. Каждая крестьянская семья, каждый крестьянский надел должен был иметь три куска земли, чтобы осуществлять трёхлетний севооборот, так как другого землепользования русская деревня традиционно не использовала. А во-вторых, земли были разные, и по плодородию, и по удалённости от усадьбы крестьянина. На пашне.

Весна, А. Венецианов, 1-я пол. Третьяковская галерея, Москва И всё это должно было быть распределено поровну. Но сейчас учёные совершенно точно доказали, что это был фискальный социализм, что это было сделано государством и помещиками для того, чтобы получать максимальный налог с души. Поскольку подать была подушная, важно было, чтобы каждая душа имела достаточно земли, чтобы выплатить эту подать. И поэтому нельзя было позволять, чтобы у какого-то количества крестьян не было земли или было очень мало земли. Между тем, ситуация, когда у крестьянина много земли, тоже была нежелательна, ведь, имея много земли и работая на ней, он становился богатым, тогда как платил ровно столько же, сколько должен платить и бедный, так как размер подушной подати был фиксированным.

Бедный же не мог на своём клочке земли собрать деньги, необходимые для выплаты. Подати платили и частновладельческие крестьяне и за это был ответственен помещик , и государственные крестьяне. И государству было важно, чтобы количество и качество земли было примерно равным. Альтернативой этому, как я уже говорил, мог быть поземельный налог, при котором — у кого больше земли, тот платит больше налога, у кого нет земли, тот налог не платит. Но, как вы помните, земля в то время плохо учитывалась. Чем же была так плоха передельная община? Главный её минус заключался в том, что земля для крестьянина не была своей, он не вкладывал в неё своих сил и, как говорили, не унавоживал то есть не удобрял её.

Зачем было стараться и ломаться, если будет новый передел, и землю плодородную и улучшенную трудом, у рачительного крестьянина отберут и отдадут каким-нибудь бездельникам, пьяницам, которые свою землю или всю раздали за водку, или вообще не обрабатывают? В таких условиях крестьянин терял интерес к улучшению земли. Это все понимали. Но, с другой стороны, было понятно ещё и то, что, если ликвидировать подушную подать и перестать переделять землю, то образуется огромный слой крестьянского пролетариата, то есть тех самых пресловутых бедняков, а этого правительство боялось и не хотело. Поэтому с вопросом о переходе с подушной на поземельную подать медлили, хотя методы учета земли и существенно улучшились к XIX веку. Это была одна из русских проблем, с которой окончательно покончили только перед революцией в столыпинскую реформу, но это уже другой разговор. Соответственно, главной проблемой любой деревни, ее самоуправления, был передел земли.

Кому какую землю дать, где и сколько — на этот счёт всегда шли большие споры. Богатые крестьяне использовали сельскую общину, чтобы не отдавать свою землю под тем или иным предлогом, и для этого сами часто старались не быть во главе деревень, чтобы не светиться администрации, а выставлять своих наймитов, услуги которых оплачивали водкой и деньгами. Как говорил один из наблюдателей: «Из кабака изливаются самые убедительные доказательства». Киселёва… С. Множество злоупотреблений было и со стороны писарей. Крестьяне не умели читать, и писарь одному приписывал, а у другого отписывал землю за взятки. Это тоже была большая беда.

Существовала и проблема наделения крестьян землёй. В многоземельных губерниях, то есть в губерниях, где было много земли, на ревизскую душу полагалось 15 десятин, а в малоземельных — 8 десятин. Я напомню, что десятина — это 1,09 гектара. Для простоты будем считать, что 15 десятин или 8 десятин — это 15 гектаров или 8 гектаров, то есть на самом деле не так мало. В Европе такие наделы крестьянам и не снились. Но именно из-за того, что это было передельное землепользование, земля оставалась неподготовленной, неунавоженной, а потому — малоплодородной. Использовались архаичные формы обработки земли, даже плуг применяли редко, в основном использовалась соха.

Это всё было следствием незаинтересованности, бедности и невежества. Итак, нормы составляли 15 и 8 десятин, но в действительности по ревизии 1833 года только в тринадцати губерниях наделы превышали 5 десятин удобной земли на ревизскую душу, а в тридцати губерниях было менее 5 десятин на ревизскую душу. Государство выступало за земельные переделы и за то, чтобы делить землю поровну, а богатые крестьяне выступали против этих переделов. Деревенская беднота была единодушна с правительством. В ту самую Уложенную комиссию 1767-1768 годов государственные крестьяне посылали наказы, содержащие их пожелания насчёт земли. И все эти наказы — о сохранении семейного права наследственной собственности на землю. Зажиточные крестьяне считали, что земля должна не переделяться.

Крестьяне Важской волости пишут, что они «прилагают неусыпные свои труды для распространения хлебопашества путем расчистки пашни и сенных покосов вновь из лесов и болотных мест… а тунеядцы всегда обращаются в лености и мотовствах, и оттого участки свои размотали и запустили, и пришли в скудность и к платежу податей в не состояние и просят, чтоб им те унавоженные земли которые богатые крестьяне унавозили — А. Наказ 127. Сенатский указ 1800 года гласил: «Соблюсти по крайней возможности такое правило, чтобы всякий из поселян казенных, будучи одинаковою повинностью обязан как мы говорили, все платили одинаковую повинность — А. Зажиточные крестьяне Вологодской губернии жаловались в 1803 году, что их начальство сажает на цепь, понуждая к отдаче своих земель в передел. Это выдумка славянофилов. Да, были местности, где передельная община действительно была обусловлена экономически, но их было немного. В основном же крестьяне всюду стремились сохранить землю за собой навсегда, потомственно, а государство было против этого.

Если угодно, государство в России было тем самым народным социалистом, но не из-за каких-то высоких соображений, а по очень низменной фискальной причине — чтобы надежней получать подушную подать. В 1818 году подушная подать с государственных крестьян составляла 3 рубля 30 копеек с ревизской души. Оброк за пользование казённой землёй — от 7,5 до 10 рублей. Кроме того, были мирские сборы, земские повинности, а также трудовые повинности дорожная, подводная, постройная и, конечно же, ненавидимая крестьянами рекрутская повинность, которая отрывала молодых мужчин от семей, равно и в помещичьих, и в государственных деревнях, и на двадцать пять лет, то есть практически на всю жизнь, отправляла в армию. Крестьяне инородцы К государственным крестьянам относились также крестьяне инородцы. Иногда мы не очень хорошо представляем себе жизнь неправославных и неславянских крестьян в России. Но ведь с присоединением земель Поволжья, Северного Кавказа, Сибири в Империю влилось много таких народов.

Этнографическая карта Российской империи, 1857 г. Большинство земледельцев из коренных народов Поволжья и Сибири никогда не знали частновладельческого крепостного состояния, и в Российской империи с самого присоединения являлись государственными крестьянами. Кроме того, нехристианские народы не облагались рекрутской повинностью, а вместо этого выплачивали специальный денежный сбор. Молодые мужчины — татары, башкиры, калмыки, чеченцы, выплачивая деньги, благополучно оставались вместе с семьёй дома. Эти народы не знали и помещичьей власти. Конечно, не всё было идеально в жизни крестьян-инородцев, но их положение было намного лучше частновладельческого крепостного состояния. Об этом свидетельствует, кстати, и продолжительность жизни.

Смертность 11 народов Европейской России. Социальная история России. Цифра перед косой чертой — мужская смертность, после черты — женская. Таблицы смертности населения Европейской России 1896-1897 гг. Новосельского «Смертность и продолжительность жизни в России», 1916 г. Сейчас, когда мы проезжаем, скажем, по Татарии, мы ясно видим отличия русских сёл от татарских. Татарские на порядок аккуратнее, чище.

Причина этого очень проста и уходит она именно в то время. Причина не в том, что русские по своей ментальности нечистоплотны, а в том, что русские в Казанской губернии были крепостными, а татары в Казанской губернии были государственными крестьянами, не знали рекрутчины и, соответственно, были не так сломлены жизнью, как частновладельческие крестьяне. Россию иногда даже называют империей шиворот-навыворот, потому что в любой империи завоёванные народы, естественно, живут хуже завоевавшего их, а в России часто было наоборот. Безумная жажда новых владений заставляла давать льготы завоёванным народам, но никаких льгот не давало народу-завоевателю. Это особенность России, последствия которой мы видим и сегодня. Основные группы нерусских крепостных Поволжья были очень невелики и проживали на территориях Белебеевского уезда Уфимской губернии 8 сел и Елабужского уезда Вятской губернии 7 сел. Кроме того, согласно статистической ведомости 1781 года, в Казани при усадьбах местных дворян жили более 550 дворовых людей.

То есть их было ничтожно мало. А откуда эти сёла? Дело в том, что когда к Империи были присоединены Казанское и Астраханское ханства, тогда мусульманским аристократам был дан титул князей татарских. Эти князья татарские считались титулованным дворянством, но были ниже всех титулов Российской империи, то есть ниже князей, графов и баронов. Кроме того, часть высшего слоя ханства, оставаясь мусульманами, получала дворянство без получения титула.

Административно - территориальное деление России в конце XVII - начале XVIII века века.

эта та территория, которую объезжал феодал для сбора себе налогов. Уезд это в истории России. УЕЗД — административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Уезд (от германского слова «гауз») в истории — это административно-территориальная единица, используемая в некоторых странах и периодах истории. - административно - территориальная единица в России до 1929 г. Несколько уездов составляли волость. Уезд это в истории кратко.

Роль уезда в истории России: определение и функции

Уезд Уезд — понятие, употребляемое, по крайней мере, в двух значениях: Википедия уезд I пность волостей, тяготевших к городу (в Российском. В истории 7 класса уезд является одним из понятий, которое помогает понять территориальное деление древних государств и империй. историческая административно-территориальная единица» рассказывает об исторической роли уездов в России. Уезд это в истории кратко. История уездов в России В России долгое время существовала особая административно-территориальная единица, известная как «уезд».

Слово «Уезд»

Что такое уезд в истории 7 класс ﹀ Что такое стан и уезд? Что такое волость история 6 класс? Уезд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с.
Уезды в истории России: что это и зачем они были нужны Уезд Уезд — понятие, употребляемое, по крайней мере, в двух значениях: Википедия уезд I пность волостей, тяготевших к городу (в Российском.
Уезды России — Википедия. Что такое Уезды России Главная» Новости» Что такое уезд в истории.
Что такое уезд в истории 7 класс Уезд это в истории России.
что такое уезд определение Волости и уезды Иван 3. Уезды станы волости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий