УЕЗД — УЕЗД, административно территориальная единица в России.
Что такое Уезд? Значение слова uezd, исторический словарь
Егорьевская волоть или Егорьевские починки 1. Сокольская лука Так называлась волость, примыкавшая к городу Луху с востока, простиралась от Луха к Кинешме по рекам Луху и Возоболи. Самый Тихонов Луховский монастырь числился в Сокольской луке. Сокольская лука названа от села Сокольского. Сокольское село ныне в Юрьевецком уезде в девяти верстах от города Луха на север и в 5 от Луховского Тихонова монастыря; в половине XVI века составляло поместье Михаила Шульгина. Печатное описание Луховского Никол. Сокольских гор волость Находилась близ города Юрьевца, недалеко от Волги и писалась в XVII веке дворцовою, то есть принадлежала дворцу. Тогда на Волге они строили два яза для рыбной ловли на царский обиход, отправляли гоньбу летом по Волге на стругах, а зимою подводами. Сокольской волости деревня Мочалино упоминается 1627 года.
Село Сокольское на луговом берегу Волги Макарьевского уезда ныне принадлежит графу Салтыкову, находится между Юрьевцем и Пучежем. В волости Сокольских гор 1658 г. Цыкино от Юрьевца на восток на луговой стороне, ниже села Валов полторы версты, от Волги верстах в 8, и село Каретино, из которого 1650 г. Старинные волости и станы в Костромской стороне. В заголовке этой статьи нашли отражение основные этапы прошлых реформ местного самоуправления , коснувшихся нашего района. Эти перестройки прослеживаются по документам, начиная со времени княжения Ивана Калиты, т. В его завещаниях было отражено деление Московского княжества на волости и станы, т. Во второй половине XVI в.
Во времена хозяйственного кризиса второй половины XVI в. С наступлением мира после заключения в 1618 г. Деулинского перемирия возродилась лишь десятая часть поселений XVI в. В новых условиях хозяйственного развития страны было перестроено административно-территориальное деление государства. На территории современного Сергиево-Посадского района теперь располагались только 10 станов. Губернии для народной пользы В декабре 1708 г. Пётр I учредил «для народной пользы» 8 губерний. В состав Московской губернии на основе нового административного деления государства входили территория современной Московской области, части современных Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Рязанской, Тульской и Калужской областей.
В 1719 г. Московская губерния была разделена на 9 провинций, но старое деление на уезды и станы осталось неизменным. В 1774 г. Согласно этой карте Московская провинция была разделена на 15 уездов. Южная треть территории современного Сергиево-Посадского района входила в состав Московского и Дмитровского уездов. Граница между этими уездами проходила по рубежам, отделявшим средневековые московские волости Радонежская и Бели от дмитровской волости Инобаж. Троице-Сергиева лавра с её бывшими слободами - предшественниками Сергиевского посада - находилась на территории Московского уезда. В ноябре 1775 г.
Екатерина II подписала указ из 491 статьи под названием «Учреждения для управления губерниями». Восстание Е. Пугачёва сентябрь 1773 - сентябрь 1774 гг. Императрица посчитала, что следует организовать губернии исходя из количества населения. В указе говорилось, «дабы губерния для столиц или наместничество прежние губернии порядочно могло быть управляемо, полагается в оной от 300 до 400 тысяч душ. Новые территориальные образования подразделялись на уезды с численностью населения по 20-30 тысяч податных душ. Деление территории государства на станы и волости было отменено. Через несколько месяцев после его издания неожиданно скончался тогдашний главнокомандующий Москвы князь В.
Губерния должна была делиться на 14 уездов со своими городами. Для этого было образовано 6 новых городов. Уже по ходу решения различных организационных вопросов в конце марта 1782 г. В XVIII веке под словом «посад» понимался безуездный город, или, иначе говоря, город без подчинённой ему сельской округи. В мае того же года был учреждён 15-й уезд, административным центром которого стал город Верея. На карте Московской губернии 1787 г. В декабре 1796 г. В декабре 1802 г.
Она была проведена по южной трети средневековых волостей Бели, Корзенев и Воря территория современных Пушкинского и Щёлковского муниципальных районов. Таким образом, вся южная треть территории современного Сергиево-Посадского района вошла в состав Дмитровского уезда. В марте 1778 г. В западные части этих уездов полностью вошли бывшие средневековые переславские станы Серебож, Шуромский, Рождественский, Верхдубенский, Мишутин и Кинельский. Подобное административное деление территории современного Сергиево-Посадского района просуществовало почти до конца 1919 г. Некое новшество в этот вопрос внесло освобождение крестьян от крепостной неволи в 1861 г. Крестьяне распределялись на сельские общества. За основу его создания были положены отдельное поселение и владельческая принадлежность крестьян.
Общества управлялись сходом в определённой степени законодательной властью и сельским старостой - исполнительной властью. Сход облагал членов общины местными сборами и налогами. Несколько сельских обществ должны были объединяться в административно-полицейскую единицу - волость. Её особенностью являлось объединение без каких-либо территориальных границ определённого числа сельских поселений без городов по вопросам, относящимся к проблемам самоуправления. По этой причине в состав волости могли входить не только группы близлежащих сёл и деревень, но и отдельные поселения, расположенные далеко в стороне от волостного центра. Лица других состояний и земли, этим лицам принадлежавшие, также государственные земли и земли различных учреждений, например, монастырей и приходских церквей, в состав волостей не входили и волостных повинностей не несли. В состав волости входили от 300 до 2000 душ мужского пола. Волостное управление составляли волостной сход, волостной старшина с волостным правлением и волостной крестьянский суд.
Власть волостного правления распространялась только на крестьянское население и на приписанных к волостям лиц городских податных состояний. Земства всему голова В январе 1864 г. По нему земства утверждались как всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Все землевладельцы, промышленники и торговцы, которые обладали недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды сроком на 3 года представителей они назывались по-тогдашнему «гласными» в уездные земские собрания. В последних председательствовал уездный предводитель дворянства. Собрания созывались ежегодно на короткий срок для решения местных хозяйственных дел. Уездное собрание избирало из своей среды уездную земскую управу, состоявшую из председателя и нескольких членов. Управа являлась постоянно действующим административным учреждением.
Упразднены в 1918—1919 годах. Должность введена в результате Областной реформы Петра I в 1719 году. До 1724 года земские комиссары назначались Камер-коллегией. С 1724 года рядом с этими назначенными комиссарами начинают действовать так называемые «комиссары от земли», избираемые уездными землевладельцами из своей среды на определенный срок. Должность учреждена в 1837 г. Положением о земской полиции. В том же году государственные крестьяне получили самоуправление, волостное волостной сход и волостное правление и сельское сельский сход, сельский старейшина, сельский староста. Становой пристав контролировал данные органы в плане осуществления ими полицейских и судебных функций.
Стан — историческая административно-территориальная единица в России, часть уезда или княжества. В разные века в понятие «стан» вкладывалось разное значение. Доля — территориальная единица в Российской империи в составе губернии. Введена в 1710 году Указом Петра I. Каждая доля платила в госбюджет податки от 5536 дворов и находилась в ведении ландрата, который в пределах доли управлял всякими сборами и земскими делами. Доля была упразднена в 1775 году с введением деления губернии на уезды и дистрикты «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» Екатерины II. Дистрикт позднелат. В России образована в 1797 году, первоначально для казённых крестьян; после реформы 1861 года волости были образованы также для бывших владельческих и удельных крестьян.
Также название должности в Дунайских княжествах и в Трансильвании в средние века. В градоначальство входил город с прилегающими землями, выделенный из губернии вследствие его особого значения или географического положения, и непосредственно подчинявшийся министру внутренних дел. Городской староста — в Российской империи глава администрации города с упрощённым городским управлением. Волостной сход — учреждение общественного гражданского самоуправления в Российской империи, собрание выборных представителей купечества, крестьян и должностных лиц волости, созываемое для обсуждения важнейших вопросов местного самоуправления.
Система управления уездами Уезды в истории России представляли собой административно-территориальные единицы, созданные для более удобного управления государством. В системе управления уездами основную роль играли две структуры: уездное земство и уездное правление. Уездное земство было выборным органом самоуправления, представлявшим интересы населения уезда. Оно избиралось на определенный срок среди крестьян, дворян и горожан уезда. Уездное земство занималось решением бытовых и экономических вопросов уезда, таких как управление городами и селами, землепользование, распределение налогов и т.
В то время уездное земство было важным звеном в системе государственного управления и имело значительные полномочия. Уездное правление было назначаемым органом, которое непосредственно подчинялось губернатору. Оно контролировало деятельность уездного земства и исполняло его принятые решения. Оно также отвечало за приведение в исполнение указов центральной власти, надзор за судами и следственными органами уезда, регистрировало имущество и земельные участки. Система управления уездами в России существовала много веков и участвовала в управлении различными аспектами жизни государства. Важными примерами уездов в истории России являются Киевский, Московский, Смоленский и многие другие, которые оказывали значительное влияние на культурное, экономическое и политическое развитие страны. Примеры уездов в России В истории России существовало множество уездов, каждый из которых был административной единицей и обладал своими особенностями. Вот несколько примеров уездов в России: 1. Киевский уезд: располагался на территории Украины и включал в себя город Киев.
Именно здесь располагалась столица древнерусского государства Киевской Руси, что придавало уезду особую значимость.
XVIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с... В древней Руси - совокупность волостей, тяготевших к городу. Административно-территориальная единица, входившая в состав...
Что такое уезд? история 6 класс
По данным на апрель 2007 года в Японии существовало 398 уездов. Служебный список статей , созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на списки-статьи. Административно-территориальные единицы Капителью выделяется термин, используемый не менее, чем в десяти странах.
Уезд был одним из административно-территориальных делений Российской империи. Уезды осуществляли местное самоуправление и контроль за соблюдением законов. Уезды играли важную роль в сохранении региональных культурных ценностей. С появлением централизованной системы уезды потеряли свою значимость, но остаются важным элементом истории России. Уезд в России до реформы 1775 года В истории России уезд был административно-территориальной единицей до реформы 1775 года. Уезды управлялись уездными магистратами, которые были назначены губернаторами. Уезды состояли из городских и сельских волостей.
Городские волости включали в себя города и пригороды, а сельские волости включали в себя села и окрестности. Уезды играли важную роль в административной системе России и охватывали различные сферы жизни, включая судебную систему, налоги, наблюдение за порядком. Уезды были разделены на большие и малые уезды. В больших уездах находились губернские города и более крупные города, а малые уезды включали в себя менее крупные города и сельские населенные пункты. Перед реформой 1775 года уезды были разделены на дворянские и обывательские. Дворянские уезды контролировали дворянство и включали в себя земли дворян, а обывательские уезды контролировали другие категории населения. Реформа 1775 года привела к отмене уездовой системы.
Вместо уездов введены новые административные единицы, такие как губернии и уезды. Уезд после реформы 1775 года В состав уезда входили различные населенные пункты, такие как города, села и деревни. В каждом уезде был назначен губернский управляющий — представитель центральной власти, который контролировал работу уездного представительства и осуществлял надзор за исполнением законов и указов. Уезд после реформы 1775 года играл важную роль в экономическом и социальном развитии Российской империи. Здесь осуществлялись местное самоуправление, судебная система, сбор налогов и ведение статистики. Кроме того, в каждом уезде формировалась военная комендатура, которая отвечала за поддержание порядка и безопасности на территории. Реформа 1775 года значительно улучшила управление и организацию уездов в России.
Благодаря этому решению была повышена эффективность государственного аппарата и обеспечено более качественное взаимодействие между центральной властью и местными округами. Уезд в губерниях В истории России уезд являлся административно-территориальной единицей, широко используемой в период существования губерний. Уезд был частью губернии и включал в себя несколько волостей, сел и городов. Уезд являлся основной административной единицей на местном уровне и выполнял различные функции, включая сбор налогов, поддержание порядка и решение местных вопросов. В каждом уезде был уездный город, который был центром уездной администрации и имел определенные привилегии и права. Уезды в губерниях часто имели разную численность населения и территорию. Например, в одной губернии могло быть несколько крупных уездов с большим количеством населения и развитой промышленностью, а в другой — небольшие уезды, состоящие в основном из сельского населения.
Одной из основных задач уездной администрации было сбор налогов. В каждом уезде были назначены специальные должностные лица — уездные посредники и налоговые сборщики, которые занимались сбором налогов с населения и экономических субъектов. Собранные средства направлялись на нужды губернии и центрального государства. Кроме того, уездная администрация была ответственна за поддержание порядка и разрешение местных вопросов.
Однако термин «уезд» нашел свое применение и в других культурах. В средние века, когда Европа была разделена на феодальные государства, уезд стал основным административным и географическим подразделением. Законодательная, судебная и финансовая власть принадлежала графу уездному правителю , который был назначен королем или имел право наследовать свою должность. Граф своими полномочиями контролировал районные и городские представительства, управлял финансами и вел судебные процессы. В разных временах и культурах функции уезда могли незначительно различаться. Например, в Китае уезд был подразделением провинции и выполнял роль областного центра.
Уезды Китайской Республики — административно-территориальная единица 2-го уровня в Китайской Республике Тайвань , где существует 18 уездов. Уезды Кореи кор. Уезды Японии яп. По данным на апрель 2007 года в Японии существовало 398 уездов. Служебный список статей , созданный для координации работ по развитию темы.
Термин уезд в истории
В 1914 в Рос. империи насчитывалось 769 уездов, из них 83 – в Царстве Польском, 51 – в Вел. кн-ве Финляндском. В 1914 в Рос. империи насчитывалось 769 уездов, из них 83 – в Царстве Польском, 51 – в Вел. кн-ве Финляндском. Уезды в истории России представляли собой административно-территориальные единицы, которые входили в состав губерний. Тогда как в истории нашей страны с XV по XX века, уезд являлся основным административно-территориальным звеном Русского государства, известия об уезде появляются в письменных памятниках еще с XIII века.
Что такое уезд
ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Уезд — административно территориальная единица в России с 13 в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому либо центру. Таким образом, уезды и волости в русской истории и административном устройстве имели как свои сходства, так и различия. Термин «уезд» в истории: источники появления и функции История человечества богата разнообразными терминами и понятиями, которые применялись для описания разных аспектов жизни общества.
Что такое уезды в истории России 7
Однако, даже после проведенных реформ понятие волости сохранило свое значение и в дальнейшем играло важную роль в административном устройстве России. История волости является неотъемлемой частью русской истории и позволяет лучше понять организацию и функционирование государства на протяжении столетий. Административное устройство Издревле волости и уезды служили способом организации и контроля над территориями. Уезд, в свою очередь, был высшим органом управления и контроля над несколькими волостями. Административное устройство определяло не только правовой статус волостей и уездов, но и их взаимодействие с центром власти.
В свою очередь, волости и уезды формировали составляющие части региональных и государственных структур. Таким образом, административное устройство, включающее в себя волости и уезды, было неотъемлемой частью русской истории и административной системы. Оно являлось основой организации и управления территориями, отражая сложные отношения между центром власти и регионами, а также активное участие волостей и уездов в решении важных вопросов жизни общества. Уезд Организационно уезд был подразделен на волости, которые были более небольшими административными единицами.
У каждого уезда было свое правительство, состоящее из наместника или старшины, а также других чиновников. Они занимались управлением, судопроизводством и решением текущих вопросов в уезде. Уезды в русской истории выполняли важную роль в поддержании порядка и благополучия на территории. Контроль над уездом позволял центральной власти следить за соблюдением законов и принимать меры по обеспечению безопасности и благосостояния населения.
Уезд — административно-территориальное образование Управление и регулирование вопросов экономики и права Правительство уезда — наместник и чиновники Значение уездов для поддержания порядка и благополучия Контроль центральной власти и обеспечение безопасности населения Определение и история В этом разделе мы рассмотрим общее понятие волости и ее историческую роль в административном устройстве Российского государства. Один из основных элементов старинной русской административной системы, волость представляла собой территориальную единицу, где осуществлялось самоуправление населения. Волость являлась промежуточным звеном между городом и деревней, объединяя соседние села и хутора.
Ее структура и компетенции могут различаться в зависимости от исторического периода и уровня государственного устройства. Волости имели особое значение в русском средневековом государстве, являясь основой для управления территорией и обеспечения правопорядка. С течением времени и изменением границ и административной системы, роль волости стала менее значимой, но она все равно продолжает существовать и выполнять свои функции в настоящее время. Определение и история В данном разделе будут рассмотрены основные аспекты определения и истории волости, важного понятия в русской истории и административном устройстве. Изначально волость была частью древнерусской системы власти, которая функционировала уже на протяжении веков. Волость представляла собой административно-территориальную единицу, где управление осуществлялось местным земским собором или судом. Она служила для более эффективной организации управления на местном уровне и решения повседневных вопросов жителей.
Читайте также: Сколько кабеля в бухте нужно - исчерпывающая информация о выборе и расчете Волость включала в себя несколько поселений или деревень, которые объединялись из-за общих интересов. Главным административным органом в волости был волостной судья, который решал споры, назначал сбор налогов и выполнял другие важные функции. Волость также имела своего дьячка, который отвечал за сбор информации о населении и подачу ее вышестоящим органам власти. С течением времени роль волости в административной системе менялась. В XIX веке императорская власть провела реформы, направленные на централизацию управления. В результате волость стала одним из звеньев в системе губерний, краев и уездов. Узкоспециализированные обязанности волостных судей стали переходить к другим административным органам. Однако, даже после проведенных реформ понятие волости сохранило свое значение и в дальнейшем играло важную роль в административном устройстве России. История волости является неотъемлемой частью русской истории и позволяет лучше понять организацию и функционирование государства на протяжении столетий.
Что ищем? В древности У. Название У. Соловьева, происходит от способа размежевания, именуемого разъездом; межевщик назывался разъезжиком или заездником, а для самого межевания существовал термин разъезжать. По этому термину все количество земли, примежеванное к известному пункту, было уехано к нему, или заехано, являлось его уездом. Наоборот, все то, что было отписано, отмежевано от него, было отъехано, составило отъездные волости. Иногда У. В правительственном отношении У.
Границы уездов Московского государства во многом повторяли древние границы ранее существовавших княжеств [11]. Уезд управлялся княжеским наместником , а с начала XVII века воеводой , выполнявшим военные, административные и судебные функции [12]. В XVI—XVII веках происходило объединение уездов в большие административные единицы — разряды , которые стали промежуточным звеном между центральной властью и уездами, и подготовили создание в начале XVIII века крупных административных единиц — губерний [13].
Что такое уезды в истории
Смотреть что такое «Уезд» в других словарях. Сколько же было уездов в конце XVII — начале XVIII в. и сопоставима ли их территория? Уезд — административно территориальная единица в России с 13 в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому либо центру. Укрепление песков в Старобельском уезде. хивных документов показывается история укрепления подвижных песков Старобельского уезда Харьковской губернии в конце XIX–начале XX веков. Делегаты уезд. съезда советов избирали уисполком, к-рым руководил председатель.
АТД Русской России - 12. Про уезды
Что такое уезд в истории 7 класс На чтение 3 мин Опубликовано 12. Термин «уезд» имеет древние корни и связан с античностью, где он означал определенную территорию или округ. В истории 7 класса уезд является одним из понятий, которое помогает понять территориальное деление древних государств и империй. Уезд был введен с целью более удобного управления и контроля за различными территориями. Каждый уезд имел свою администрацию, а также набор правил и законов, которые были обязательны для всех жителей данной территории.
Важно отметить, что уезды могли различаться по размерам и важности. В крупных государствах административное деление на уезды давало возможность окружающим знать, куда обращаться за помощью, а также контролировало налоговую и военную системы. Уезды играли важную роль в централизации государственной власти и обеспечении стабильности на территории страны.
Они также служили для сбора налогов и поддержания порядка.
Кроме того, уезды были основными единицами для проведения судебных процессов и решения различных споров. Каждый уезд имел свои особенности и основные обязанности. Например, некоторые уезды были ответственны за судебные процессы и решение споров, а другие занимались сбором налогов и управлением экономическими вопросами. Еще одной важной задачей уездов было поддержание общественного порядка и безопасности.
В целом, уезды были важной частью административной системы Русского государства XVI века. Они играли роль в управлении территорией, сборе налогов, поддержании порядка и разрешении конфликтов. Уезды были основными единицами управления на местном уровне и служили для поддержания стабильности в государстве. Уезды своими словами для детей Уезды — это часть территории России, которая была разделена на маленькие области в XVI веке.
Каждый уезд имел своего главу, который назывался старостой. Он отвечал за порядок и безопасность в своем уезде. Уезды были очень важными, потому что они помогали правительству контролировать и управлять страной. В каждом уезде было несколько городов и деревень, и каждая из этих местностей имела свои особенности и ресурсы.
К примеру, в одном уезде могло быть много лесов, где добывали дерево для строительства домов и мебели. В другом уезде могло быть много полей, где выращивали зерно и овощи. В третьем уезде могли быть реки, где ловили рыбу. Каждый уезд имел свои правила и законы, которые жители должны были соблюдать.
Например, запрещалось убивать друг друга, красть или врать. Если кто-то нарушал эти правила, то староста мог наказать его или отправить в тюрьму.
Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам. Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян.
Крестьянский сход, кстати, имел право решать и даже малозначительные с точки зрения богатых людей преступления. Кража в размере до пяти серебряных рублей, а это сумма для крестьян немалая, решалась на местном уровне определённым образом самими крестьянами. Наказаниями, которые они предлагали за такое преступление, были и возвращение украденного, и пеня до полутора рублей, и даже наказание розгами до двадцати розог , и принудительные общественные работы. То есть крестьянская община повсюду сама управляла собой и сама выбирала своё руководство. Но у государственных крестьян эти права было намного легче осуществить, потому что государство во внутреннюю жизнь крестьянской общины вмешивалась сравнительно мало, хотя постепенно начало вмешиваться всё больше и больше [См. XIX века. Сходка, гравюра В.
Рыбинского, 1859 в. Традиционный крестьянский мир имел двухуровневое самоуправление. Первый уровень — это селения. Здесь был так называемый сельский выборный староста селения. Его не назначал помещик или чиновник, его выбирал народ. И был десятский — представитель от каждых десяти дворов. Как правило, от каждых десяти дворов выбирались два человека.
Эти выбранные составляли сельский сход в больших деревнях, а в маленьких деревнях сход составляло всё мужское население. Только сельского писаря, как правило, назначали из Министерства, потому что грамотных в деревнях почти не было, а всё делопроизводство селений должно было фиксироваться на бумаге. Поэтому сельский писарь был либо присланный мелкий чиновник, либо какой-то образованный местный человек, к примеру, сын дьякона, не принявший сан. Второй уровень — это волостное правление. Как вы помните, низшей административной единицей была волость. Сельские земли губернии делились на волости, волости составляли уезд, уезды составляли губернию. Волостное правление в составе волостного головы, старосты селений тоже выбиралось.
А волостной писарь назначался Министерством. Проблема передела земли Самым главным вопросом любой общины был вопрос о земле. И сейчас мы с вами должны коснуться больной темы — темы так называемой передельной общины. Славянофилы, народные социалисты энесы развили целую мифологию, утверждавшую, что русский крестьянин и поэтому русский человек вообще — это социалист по натуре; он не знает принципов частной собственности на землю, считает землю «Божьей» и перераспределяет её исходя из нужд людей. Скажем, если в семье много едоков, то сельская община даёт этой семье больше земли, а если в семье становится меньше едоков дети женятся и отделяются от семьи, кто-то умирает , тогда община у них забирает часть земли и отдаёт тем, у кого есть в ней потребность. Но с землёй всё было не так просто. В деревне вся земля имеет некое предназначение.
Во-первых, пахотная земля всегда делилась на три участка: яровой участок, озимый участок и пар. Это было необходимо для осуществления трёхлетнего севооборота. Каждый третий год земля должна была отдыхать. Весной её засевали под яровые сорта, которые вырастают к осени, потом — под озимые, которые сеют под снег и которые вырастают весной и намного быстрее созревают, а после этого, летом, земля отдыхала и использовалась для выпаса скота. Каждая крестьянская семья, каждый крестьянский надел должен был иметь три куска земли, чтобы осуществлять трёхлетний севооборот, так как другого землепользования русская деревня традиционно не использовала. А во-вторых, земли были разные, и по плодородию, и по удалённости от усадьбы крестьянина. На пашне.
Весна, А. Венецианов, 1-я пол. Третьяковская галерея, Москва И всё это должно было быть распределено поровну. Но сейчас учёные совершенно точно доказали, что это был фискальный социализм, что это было сделано государством и помещиками для того, чтобы получать максимальный налог с души. Поскольку подать была подушная, важно было, чтобы каждая душа имела достаточно земли, чтобы выплатить эту подать. И поэтому нельзя было позволять, чтобы у какого-то количества крестьян не было земли или было очень мало земли. Между тем, ситуация, когда у крестьянина много земли, тоже была нежелательна, ведь, имея много земли и работая на ней, он становился богатым, тогда как платил ровно столько же, сколько должен платить и бедный, так как размер подушной подати был фиксированным.
Бедный же не мог на своём клочке земли собрать деньги, необходимые для выплаты. Подати платили и частновладельческие крестьяне и за это был ответственен помещик , и государственные крестьяне. И государству было важно, чтобы количество и качество земли было примерно равным. Альтернативой этому, как я уже говорил, мог быть поземельный налог, при котором — у кого больше земли, тот платит больше налога, у кого нет земли, тот налог не платит. Но, как вы помните, земля в то время плохо учитывалась. Чем же была так плоха передельная община? Главный её минус заключался в том, что земля для крестьянина не была своей, он не вкладывал в неё своих сил и, как говорили, не унавоживал то есть не удобрял её.
Зачем было стараться и ломаться, если будет новый передел, и землю плодородную и улучшенную трудом, у рачительного крестьянина отберут и отдадут каким-нибудь бездельникам, пьяницам, которые свою землю или всю раздали за водку, или вообще не обрабатывают? В таких условиях крестьянин терял интерес к улучшению земли. Это все понимали. Но, с другой стороны, было понятно ещё и то, что, если ликвидировать подушную подать и перестать переделять землю, то образуется огромный слой крестьянского пролетариата, то есть тех самых пресловутых бедняков, а этого правительство боялось и не хотело. Поэтому с вопросом о переходе с подушной на поземельную подать медлили, хотя методы учета земли и существенно улучшились к XIX веку. Это была одна из русских проблем, с которой окончательно покончили только перед революцией в столыпинскую реформу, но это уже другой разговор. Соответственно, главной проблемой любой деревни, ее самоуправления, был передел земли.
Кому какую землю дать, где и сколько — на этот счёт всегда шли большие споры. Богатые крестьяне использовали сельскую общину, чтобы не отдавать свою землю под тем или иным предлогом, и для этого сами часто старались не быть во главе деревень, чтобы не светиться администрации, а выставлять своих наймитов, услуги которых оплачивали водкой и деньгами. Как говорил один из наблюдателей: «Из кабака изливаются самые убедительные доказательства». Киселёва… С. Множество злоупотреблений было и со стороны писарей. Крестьяне не умели читать, и писарь одному приписывал, а у другого отписывал землю за взятки. Это тоже была большая беда.
Существовала и проблема наделения крестьян землёй. В многоземельных губерниях, то есть в губерниях, где было много земли, на ревизскую душу полагалось 15 десятин, а в малоземельных — 8 десятин. Я напомню, что десятина — это 1,09 гектара. Для простоты будем считать, что 15 десятин или 8 десятин — это 15 гектаров или 8 гектаров, то есть на самом деле не так мало. В Европе такие наделы крестьянам и не снились. Но именно из-за того, что это было передельное землепользование, земля оставалась неподготовленной, неунавоженной, а потому — малоплодородной. Использовались архаичные формы обработки земли, даже плуг применяли редко, в основном использовалась соха.
Это всё было следствием незаинтересованности, бедности и невежества. Итак, нормы составляли 15 и 8 десятин, но в действительности по ревизии 1833 года только в тринадцати губерниях наделы превышали 5 десятин удобной земли на ревизскую душу, а в тридцати губерниях было менее 5 десятин на ревизскую душу. Государство выступало за земельные переделы и за то, чтобы делить землю поровну, а богатые крестьяне выступали против этих переделов. Деревенская беднота была единодушна с правительством. В ту самую Уложенную комиссию 1767-1768 годов государственные крестьяне посылали наказы, содержащие их пожелания насчёт земли. И все эти наказы — о сохранении семейного права наследственной собственности на землю. Зажиточные крестьяне считали, что земля должна не переделяться.
Крестьяне Важской волости пишут, что они «прилагают неусыпные свои труды для распространения хлебопашества путем расчистки пашни и сенных покосов вновь из лесов и болотных мест… а тунеядцы всегда обращаются в лености и мотовствах, и оттого участки свои размотали и запустили, и пришли в скудность и к платежу податей в не состояние и просят, чтоб им те унавоженные земли которые богатые крестьяне унавозили — А. Наказ 127. Сенатский указ 1800 года гласил: «Соблюсти по крайней возможности такое правило, чтобы всякий из поселян казенных, будучи одинаковою повинностью обязан как мы говорили, все платили одинаковую повинность — А. Зажиточные крестьяне Вологодской губернии жаловались в 1803 году, что их начальство сажает на цепь, понуждая к отдаче своих земель в передел. Это выдумка славянофилов. Да, были местности, где передельная община действительно была обусловлена экономически, но их было немного. В основном же крестьяне всюду стремились сохранить землю за собой навсегда, потомственно, а государство было против этого.
Если угодно, государство в России было тем самым народным социалистом, но не из-за каких-то высоких соображений, а по очень низменной фискальной причине — чтобы надежней получать подушную подать. В 1818 году подушная подать с государственных крестьян составляла 3 рубля 30 копеек с ревизской души. Оброк за пользование казённой землёй — от 7,5 до 10 рублей. Кроме того, были мирские сборы, земские повинности, а также трудовые повинности дорожная, подводная, постройная и, конечно же, ненавидимая крестьянами рекрутская повинность, которая отрывала молодых мужчин от семей, равно и в помещичьих, и в государственных деревнях, и на двадцать пять лет, то есть практически на всю жизнь, отправляла в армию. Крестьяне инородцы К государственным крестьянам относились также крестьяне инородцы. Иногда мы не очень хорошо представляем себе жизнь неправославных и неславянских крестьян в России. Но ведь с присоединением земель Поволжья, Северного Кавказа, Сибири в Империю влилось много таких народов.
Этнографическая карта Российской империи, 1857 г. Большинство земледельцев из коренных народов Поволжья и Сибири никогда не знали частновладельческого крепостного состояния, и в Российской империи с самого присоединения являлись государственными крестьянами. Кроме того, нехристианские народы не облагались рекрутской повинностью, а вместо этого выплачивали специальный денежный сбор. Молодые мужчины — татары, башкиры, калмыки, чеченцы, выплачивая деньги, благополучно оставались вместе с семьёй дома. Эти народы не знали и помещичьей власти. Конечно, не всё было идеально в жизни крестьян-инородцев, но их положение было намного лучше частновладельческого крепостного состояния. Об этом свидетельствует, кстати, и продолжительность жизни.
Смертность 11 народов Европейской России. Социальная история России. Цифра перед косой чертой — мужская смертность, после черты — женская. Таблицы смертности населения Европейской России 1896-1897 гг. Новосельского «Смертность и продолжительность жизни в России», 1916 г. Сейчас, когда мы проезжаем, скажем, по Татарии, мы ясно видим отличия русских сёл от татарских. Татарские на порядок аккуратнее, чище.
Причина этого очень проста и уходит она именно в то время. Причина не в том, что русские по своей ментальности нечистоплотны, а в том, что русские в Казанской губернии были крепостными, а татары в Казанской губернии были государственными крестьянами, не знали рекрутчины и, соответственно, были не так сломлены жизнью, как частновладельческие крестьяне. Россию иногда даже называют империей шиворот-навыворот, потому что в любой империи завоёванные народы, естественно, живут хуже завоевавшего их, а в России часто было наоборот. Безумная жажда новых владений заставляла давать льготы завоёванным народам, но никаких льгот не давало народу-завоевателю. Это особенность России, последствия которой мы видим и сегодня. Основные группы нерусских крепостных Поволжья были очень невелики и проживали на территориях Белебеевского уезда Уфимской губернии 8 сел и Елабужского уезда Вятской губернии 7 сел. Кроме того, согласно статистической ведомости 1781 года, в Казани при усадьбах местных дворян жили более 550 дворовых людей.
То есть их было ничтожно мало. А откуда эти сёла? Дело в том, что когда к Империи были присоединены Казанское и Астраханское ханства, тогда мусульманским аристократам был дан титул князей татарских. Эти князья татарские считались титулованным дворянством, но были ниже всех титулов Российской империи, то есть ниже князей, графов и баронов. Кроме того, часть высшего слоя ханства, оставаясь мусульманами, получала дворянство без получения титула. И эти дворяне-мусульмане могли иметь крепостных, но только мусульман. Они не могли иметь в своей власти крепостными христиан.
Но в Татарии традиционно крепостных как не было, так и не появилось, никого не закрепощали, оставались только домашние рабы, которые были переведены в категорию дворовых крепостных, и их оказалось очень немного. Покупать же дворянам-мусульманам населенные христианами имения было запрещено. Татарская деревня 19 века, фото У. Каррика, 1878 г. Мартынов, 1808 г. Сибирь фактически не знала частновладельческих крепостных. В 1861 году, когда император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, свободу от власти 36 помещиков и 70 безземельных дворян Сибири получили около 3 тысяч 700 человек, среди которых почти 900 мужчин и женщин являлись дворовыми людьми.
То есть крепостных среди населения Сибири было ничтожно мало, всего горстка, и даже эти крепостные были в основном русскими, а не бурятами, якутами, сибирскими татарами. Местные уроженцы были лично свободными. То же самое было и на Северном Кавказе. Коренное население Северного Кавказа не знало крепостного права. Оно знало рабство, но в рабов превращали в основном украденных инородцев. Но красть христиан кавказским народам, да и вообще красть людей в Российской империи было, понятно, запрещено. А так как своих крепостных у кавказцев не было, они так и остались лично свободными людьми.
Бедные горцы работали у богатых по найму за деньги или продукты, но личной зависимости от землевладельцев на Кавказе не было. То же самое можно сказать и о многих других народах. Не знали крепостного состояния калмыки, киргизы, казахи, алтайцы, армяне, азербайджанцы. Из неславянских народов Империи знали крепостное состояние только грузины, не считая народов Прибалтики, о которых я уже не раз говорил. Так что все крестьяне от армян и азербайджанцев до скотоводов калмыков были государственными крестьянами. Удельные дворцовые крестьяне Отдельно стояли удельные дворцовые крестьяне. Это были крепостные крестьяне императорской фамилии.
До 1797 года их именовали «дворцовыми», а потом, на основании «Учреждения об Императорской фамилии», переименовали в «удельных». Они проживали и работали на землях, принадлежавших императорской фамилии, платили оброк и несли государственные повинности. Их число по 5-й ревизии 1794-1808 годов достигало 467 тысяч душ мужского пола, находившихся в 35 губерниях. Больше всего их было в Костромской губернии 53 тысячи , Смоленской 51 тысяча , Вятской 40 тысяч. За ними шли Владимирская, Нижегородская, Вологодская, Симбирская, Орловская и Тамбовская губернии, где было по 23—24 тысячи душ в каждой. Деревня между Костромой и Ярославлем, А. Удельные крестьяне были крепостными не какого-то отдельного великого князя, а всей царской фамилии.
С одной стороны, они содержались по помещичьему праву, так как царская фамилия считалась таким же помещиком. Но, с другой стороны, жилось им существенно легче, и, как правило, их жизнь мало отличалась от жизни государственных крестьян. Естественно, ни царь, ни великие князья не входили в жизнь своих деревень, этим занималось Министерство уделов, и порядки в этих деревнях были намного более строгими. Соответственно, жизнь удельных крестьян была легче жизни крепостных у мелкопоместных дворян, чьё положение было самым тяжёлым и действительно рабским. Количество земли у удельных крестьян колебалось очень сильно — от совсем маленьких наделов от 0,2 десятин 228 душ в Тульской губернии до 28 десятин 12,6 тыс. Обратим внимание на один интересный момент.
Вот я вам прочту письмо... Гоголь "Ревизор" Как видно из приведенной выше цитаты, контроль над деятельностью уездных органов власти осуществляли губернские чиновники.
Уезд как социально-экономическая единица Население уезда было весьма пестрым по своему составу. Наряду с крестьянами, там проживали представители различных сословий, этносов и конфессий. Основу экономической жизни составляло сельское хозяйство, как правило, малопроизводительное. Промышленность в уездах практически отсутствовала. Исключением являлись лишь небольшие предприятия по переработке местного сырья. Условия жизни населения уездов сильно зависели от природно-климатических факторов и часто были весьма суровыми. Нередки были случаи массового голода и различных эпидемий. Социальная жизнь подавляющей части населения уездов была малоподвижной и ограничивалась узким кругом членов общины.
Таким образом, уезд представлял собой сложное в социально-экономическом плане образование, отражавшее все многообразие жизни в Российской империи.