Поселения в уездах носили разнообразные названия: городки, сёла, сельца, слободы, слободки, деревни, посёлки, административно их градация не определялась. Значение слова Уезд на это Уезд Уезд — понятие, употребляемое, по крайней мере, в двух значениях. Уезд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с Заходите на сайт, чтобы узнать подробнее. С 1775 административно-полицейскую власть в уезде осуществлял исправник.
Уезд - это... Что значит слово "уезд"?
Уезд — административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Уезд в истории 7 класс помогает осознать, как менялась организация государства в разные эпохи. ﹀ Что такое стан и уезд? Что такое волость история 6 класс? Уезд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с. адм.-терр. единица в России с XIII в. Управлялся княжескими наместниками (кормленщиками), с нач.
Что такое уезд? история 6 класс
Нередки были случаи массового голода и различных эпидемий. Социальная жизнь подавляющей части населения уездов была малоподвижной и ограничивалась узким кругом членов общины. Таким образом, уезд представлял собой сложное в социально-экономическом плане образование, отражавшее все многообразие жизни в Российской империи. Изменение административных границ уездов Границы уездов неоднократно менялись на протяжении истории. В частности, в ходе губернской реформы 1708 года Петр I провел радикальное переустройство административно-территориального деления страны. При этом старые уезды зачастую дробились или укрупнялись в составе новых губерний. Еще одна попытка реорганизовать уезды была предпринята в 1719 году, когда они были переименованы в дистрикты. Последние создавались исходя из численности населения, поэтому их границы могли существенно отличаться от прежних уездов.
Тем не менее, несмотря на все территориальные изменения, значение слова оставалось неизменным на протяжении столетий - это была первичная ячейка административно-территориального устройства России. Реформы местного управления в уездах С середины XIX века российское правительство предпринимает ряд мер по реформированию местного самоуправления. В 1864 году создаются уездные и губернские земские собрания, призванные решать вопросы местного значения.
Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль. Со стороны финансовой, органом управления казёнными крестьянами было хозяйственное отделение Казённой палаты, со стороны административной — земская полиция в лице земского исправника и заседателей, а с начала 1830-х годов ещё и становых приставов. Земская полиция взыскивала с казённых крестьян подати и недоимки. Взыскания эти сопровождались незаконными поборами и злоупотреблениями. Поэтому в 1827 году в своей очень интересной «Записке по крестьянскому вопросу» Михаил Михайлович Сперанский, который, как вы помните, происходил из семьи сельских священников и в детстве постоянно проводил время вместе с детьми крестьян и прекрасно знал их жизнь, писал: «Сей род людей государственные крестьяне — А. Работы и повинности их также неопределенны. Земские исправники суть те же помещики, с тою разностью, что они переменяются, и что на них есть некоторые способы к управе.
Но взамен того сии трехлетние владельцы не имеют никаких побуждений беречь крестьян, коих они ни себе, ни потомству своему не прочат». Сперанский, А. Варнек, 1824 г. Об этих становых приставах в конце 1830-х годов ревизор, посланный Киселёвым, писал: «Люди сии большею частью необразованные и безнравственные, притом, облеченные большою властию, беспощадно обирают казенных поселян». Несмотря на то, что он был коммунистом и начал осуждать и реформы Киселёва, и крестьянскую реформу 1861 года, он всю жизнь посвятил теме государственных крестьян и реформе Киселёва. Его двухтомная книга «Государственные крестьяне и реформы Киселёва», первый том которой вышел в 1946 году, второй — в 1958, это ценнейший источник по жизни крестьян. Но читая его, надо отцеживать некоторые политические коммунистические суждения автора. Самоуправление крестьян Все русские крестьяне, независимо от того, какие они были, частновладельческие или государственные, имели самоуправление. Это были не бесправные картофелины в мешке. Это были организованные и имеющие возможность самим решать свои проблемы, люди.
Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам. Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян. Крестьянский сход, кстати, имел право решать и даже малозначительные с точки зрения богатых людей преступления. Кража в размере до пяти серебряных рублей, а это сумма для крестьян немалая, решалась на местном уровне определённым образом самими крестьянами. Наказаниями, которые они предлагали за такое преступление, были и возвращение украденного, и пеня до полутора рублей, и даже наказание розгами до двадцати розог , и принудительные общественные работы. То есть крестьянская община повсюду сама управляла собой и сама выбирала своё руководство. Но у государственных крестьян эти права было намного легче осуществить, потому что государство во внутреннюю жизнь крестьянской общины вмешивалась сравнительно мало, хотя постепенно начало вмешиваться всё больше и больше [См.
XIX века. Сходка, гравюра В. Рыбинского, 1859 в. Традиционный крестьянский мир имел двухуровневое самоуправление. Первый уровень — это селения. Здесь был так называемый сельский выборный староста селения. Его не назначал помещик или чиновник, его выбирал народ. И был десятский — представитель от каждых десяти дворов. Как правило, от каждых десяти дворов выбирались два человека. Эти выбранные составляли сельский сход в больших деревнях, а в маленьких деревнях сход составляло всё мужское население.
Только сельского писаря, как правило, назначали из Министерства, потому что грамотных в деревнях почти не было, а всё делопроизводство селений должно было фиксироваться на бумаге. Поэтому сельский писарь был либо присланный мелкий чиновник, либо какой-то образованный местный человек, к примеру, сын дьякона, не принявший сан. Второй уровень — это волостное правление. Как вы помните, низшей административной единицей была волость. Сельские земли губернии делились на волости, волости составляли уезд, уезды составляли губернию. Волостное правление в составе волостного головы, старосты селений тоже выбиралось. А волостной писарь назначался Министерством. Проблема передела земли Самым главным вопросом любой общины был вопрос о земле. И сейчас мы с вами должны коснуться больной темы — темы так называемой передельной общины. Славянофилы, народные социалисты энесы развили целую мифологию, утверждавшую, что русский крестьянин и поэтому русский человек вообще — это социалист по натуре; он не знает принципов частной собственности на землю, считает землю «Божьей» и перераспределяет её исходя из нужд людей.
Скажем, если в семье много едоков, то сельская община даёт этой семье больше земли, а если в семье становится меньше едоков дети женятся и отделяются от семьи, кто-то умирает , тогда община у них забирает часть земли и отдаёт тем, у кого есть в ней потребность. Но с землёй всё было не так просто. В деревне вся земля имеет некое предназначение. Во-первых, пахотная земля всегда делилась на три участка: яровой участок, озимый участок и пар. Это было необходимо для осуществления трёхлетнего севооборота. Каждый третий год земля должна была отдыхать. Весной её засевали под яровые сорта, которые вырастают к осени, потом — под озимые, которые сеют под снег и которые вырастают весной и намного быстрее созревают, а после этого, летом, земля отдыхала и использовалась для выпаса скота. Каждая крестьянская семья, каждый крестьянский надел должен был иметь три куска земли, чтобы осуществлять трёхлетний севооборот, так как другого землепользования русская деревня традиционно не использовала. А во-вторых, земли были разные, и по плодородию, и по удалённости от усадьбы крестьянина. На пашне.
Весна, А. Венецианов, 1-я пол. Третьяковская галерея, Москва И всё это должно было быть распределено поровну. Но сейчас учёные совершенно точно доказали, что это был фискальный социализм, что это было сделано государством и помещиками для того, чтобы получать максимальный налог с души. Поскольку подать была подушная, важно было, чтобы каждая душа имела достаточно земли, чтобы выплатить эту подать. И поэтому нельзя было позволять, чтобы у какого-то количества крестьян не было земли или было очень мало земли. Между тем, ситуация, когда у крестьянина много земли, тоже была нежелательна, ведь, имея много земли и работая на ней, он становился богатым, тогда как платил ровно столько же, сколько должен платить и бедный, так как размер подушной подати был фиксированным. Бедный же не мог на своём клочке земли собрать деньги, необходимые для выплаты. Подати платили и частновладельческие крестьяне и за это был ответственен помещик , и государственные крестьяне. И государству было важно, чтобы количество и качество земли было примерно равным.
Альтернативой этому, как я уже говорил, мог быть поземельный налог, при котором — у кого больше земли, тот платит больше налога, у кого нет земли, тот налог не платит. Но, как вы помните, земля в то время плохо учитывалась. Чем же была так плоха передельная община? Главный её минус заключался в том, что земля для крестьянина не была своей, он не вкладывал в неё своих сил и, как говорили, не унавоживал то есть не удобрял её. Зачем было стараться и ломаться, если будет новый передел, и землю плодородную и улучшенную трудом, у рачительного крестьянина отберут и отдадут каким-нибудь бездельникам, пьяницам, которые свою землю или всю раздали за водку, или вообще не обрабатывают? В таких условиях крестьянин терял интерес к улучшению земли. Это все понимали. Но, с другой стороны, было понятно ещё и то, что, если ликвидировать подушную подать и перестать переделять землю, то образуется огромный слой крестьянского пролетариата, то есть тех самых пресловутых бедняков, а этого правительство боялось и не хотело. Поэтому с вопросом о переходе с подушной на поземельную подать медлили, хотя методы учета земли и существенно улучшились к XIX веку. Это была одна из русских проблем, с которой окончательно покончили только перед революцией в столыпинскую реформу, но это уже другой разговор.
Соответственно, главной проблемой любой деревни, ее самоуправления, был передел земли. Кому какую землю дать, где и сколько — на этот счёт всегда шли большие споры. Богатые крестьяне использовали сельскую общину, чтобы не отдавать свою землю под тем или иным предлогом, и для этого сами часто старались не быть во главе деревень, чтобы не светиться администрации, а выставлять своих наймитов, услуги которых оплачивали водкой и деньгами. Как говорил один из наблюдателей: «Из кабака изливаются самые убедительные доказательства». Киселёва… С. Множество злоупотреблений было и со стороны писарей. Крестьяне не умели читать, и писарь одному приписывал, а у другого отписывал землю за взятки. Это тоже была большая беда. Существовала и проблема наделения крестьян землёй. В многоземельных губерниях, то есть в губерниях, где было много земли, на ревизскую душу полагалось 15 десятин, а в малоземельных — 8 десятин.
Я напомню, что десятина — это 1,09 гектара. Для простоты будем считать, что 15 десятин или 8 десятин — это 15 гектаров или 8 гектаров, то есть на самом деле не так мало. В Европе такие наделы крестьянам и не снились. Но именно из-за того, что это было передельное землепользование, земля оставалась неподготовленной, неунавоженной, а потому — малоплодородной. Использовались архаичные формы обработки земли, даже плуг применяли редко, в основном использовалась соха. Это всё было следствием незаинтересованности, бедности и невежества. Итак, нормы составляли 15 и 8 десятин, но в действительности по ревизии 1833 года только в тринадцати губерниях наделы превышали 5 десятин удобной земли на ревизскую душу, а в тридцати губерниях было менее 5 десятин на ревизскую душу. Государство выступало за земельные переделы и за то, чтобы делить землю поровну, а богатые крестьяне выступали против этих переделов. Деревенская беднота была единодушна с правительством. В ту самую Уложенную комиссию 1767-1768 годов государственные крестьяне посылали наказы, содержащие их пожелания насчёт земли.
И все эти наказы — о сохранении семейного права наследственной собственности на землю. Зажиточные крестьяне считали, что земля должна не переделяться. Крестьяне Важской волости пишут, что они «прилагают неусыпные свои труды для распространения хлебопашества путем расчистки пашни и сенных покосов вновь из лесов и болотных мест… а тунеядцы всегда обращаются в лености и мотовствах, и оттого участки свои размотали и запустили, и пришли в скудность и к платежу податей в не состояние и просят, чтоб им те унавоженные земли которые богатые крестьяне унавозили — А. Наказ 127. Сенатский указ 1800 года гласил: «Соблюсти по крайней возможности такое правило, чтобы всякий из поселян казенных, будучи одинаковою повинностью обязан как мы говорили, все платили одинаковую повинность — А. Зажиточные крестьяне Вологодской губернии жаловались в 1803 году, что их начальство сажает на цепь, понуждая к отдаче своих земель в передел. Это выдумка славянофилов. Да, были местности, где передельная община действительно была обусловлена экономически, но их было немного. В основном же крестьяне всюду стремились сохранить землю за собой навсегда, потомственно, а государство было против этого. Если угодно, государство в России было тем самым народным социалистом, но не из-за каких-то высоких соображений, а по очень низменной фискальной причине — чтобы надежней получать подушную подать.
В 1818 году подушная подать с государственных крестьян составляла 3 рубля 30 копеек с ревизской души. Оброк за пользование казённой землёй — от 7,5 до 10 рублей. Кроме того, были мирские сборы, земские повинности, а также трудовые повинности дорожная, подводная, постройная и, конечно же, ненавидимая крестьянами рекрутская повинность, которая отрывала молодых мужчин от семей, равно и в помещичьих, и в государственных деревнях, и на двадцать пять лет, то есть практически на всю жизнь, отправляла в армию. Крестьяне инородцы К государственным крестьянам относились также крестьяне инородцы. Иногда мы не очень хорошо представляем себе жизнь неправославных и неславянских крестьян в России. Но ведь с присоединением земель Поволжья, Северного Кавказа, Сибири в Империю влилось много таких народов. Этнографическая карта Российской империи, 1857 г. Большинство земледельцев из коренных народов Поволжья и Сибири никогда не знали частновладельческого крепостного состояния, и в Российской империи с самого присоединения являлись государственными крестьянами. Кроме того, нехристианские народы не облагались рекрутской повинностью, а вместо этого выплачивали специальный денежный сбор. Молодые мужчины — татары, башкиры, калмыки, чеченцы, выплачивая деньги, благополучно оставались вместе с семьёй дома.
Эти народы не знали и помещичьей власти. Конечно, не всё было идеально в жизни крестьян-инородцев, но их положение было намного лучше частновладельческого крепостного состояния. Об этом свидетельствует, кстати, и продолжительность жизни. Смертность 11 народов Европейской России. Социальная история России. Цифра перед косой чертой — мужская смертность, после черты — женская. Таблицы смертности населения Европейской России 1896-1897 гг. Новосельского «Смертность и продолжительность жизни в России», 1916 г. Сейчас, когда мы проезжаем, скажем, по Татарии, мы ясно видим отличия русских сёл от татарских. Татарские на порядок аккуратнее, чище.
Причина этого очень проста и уходит она именно в то время. Причина не в том, что русские по своей ментальности нечистоплотны, а в том, что русские в Казанской губернии были крепостными, а татары в Казанской губернии были государственными крестьянами, не знали рекрутчины и, соответственно, были не так сломлены жизнью, как частновладельческие крестьяне. Россию иногда даже называют империей шиворот-навыворот, потому что в любой империи завоёванные народы, естественно, живут хуже завоевавшего их, а в России часто было наоборот. Безумная жажда новых владений заставляла давать льготы завоёванным народам, но никаких льгот не давало народу-завоевателю. Это особенность России, последствия которой мы видим и сегодня. Основные группы нерусских крепостных Поволжья были очень невелики и проживали на территориях Белебеевского уезда Уфимской губернии 8 сел и Елабужского уезда Вятской губернии 7 сел. Кроме того, согласно статистической ведомости 1781 года, в Казани при усадьбах местных дворян жили более 550 дворовых людей. То есть их было ничтожно мало. А откуда эти сёла? Дело в том, что когда к Империи были присоединены Казанское и Астраханское ханства, тогда мусульманским аристократам был дан титул князей татарских.
Эти князья татарские считались титулованным дворянством, но были ниже всех титулов Российской империи, то есть ниже князей, графов и баронов. Кроме того, часть высшего слоя ханства, оставаясь мусульманами, получала дворянство без получения титула. И эти дворяне-мусульмане могли иметь крепостных, но только мусульман. Они не могли иметь в своей власти крепостными христиан. Но в Татарии традиционно крепостных как не было, так и не появилось, никого не закрепощали, оставались только домашние рабы, которые были переведены в категорию дворовых крепостных, и их оказалось очень немного. Покупать же дворянам-мусульманам населенные христианами имения было запрещено. Татарская деревня 19 века, фото У. Каррика, 1878 г. Мартынов, 1808 г. Сибирь фактически не знала частновладельческих крепостных.
В 1861 году, когда император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, свободу от власти 36 помещиков и 70 безземельных дворян Сибири получили около 3 тысяч 700 человек, среди которых почти 900 мужчин и женщин являлись дворовыми людьми. То есть крепостных среди населения Сибири было ничтожно мало, всего горстка, и даже эти крепостные были в основном русскими, а не бурятами, якутами, сибирскими татарами. Местные уроженцы были лично свободными. То же самое было и на Северном Кавказе. Коренное население Северного Кавказа не знало крепостного права. Оно знало рабство, но в рабов превращали в основном украденных инородцев. Но красть христиан кавказским народам, да и вообще красть людей в Российской империи было, понятно, запрещено. А так как своих крепостных у кавказцев не было, они так и остались лично свободными людьми. Бедные горцы работали у богатых по найму за деньги или продукты, но личной зависимости от землевладельцев на Кавказе не было. То же самое можно сказать и о многих других народах.
Не знали крепостного состояния калмыки, киргизы, казахи, алтайцы, армяне, азербайджанцы.
С нач. XVIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с... В древней Руси - совокупность волостей, тяготевших к городу.
Городским властям, в свою очередь, подчинялись Хотьково, Краснозаводск и рабочие посёлки. Загорский район как отдельная территориальная единица был ликвидирован, став частью Мытищинского района. В начале 1965 г.
В объяснении очередной административно-территориальной перестройки указывалось, что она делается на основе экономического районирования для блага трудящихся и с целью максимального укрепления госаппарата и сближения его с народом. В Загорском районе отсутствовал районный Совет. Входившие в состав района поселковые и сельские Советы подчинялись городскому Совету депутатов.
Осенью 1991 г. Загорск был переименован в Сергиев Посад. В октябре 1993 г.
В декабре 1993 г. Россия вернулась в целом к ситуации рубежа XIX в. В постперестроечное время начался этап нового приближения власти к населению.
В 1996 г. Целью его разработки и принятия было стремление «обеспечение развития Сергиево-Посадского района как целостного муниципального образования» на принципах организации местного самоуправления. В 2004 г.
Дальнейшее социально-экономическое развитие страны и, в частности, Московской области, несомненно, найдёт отражение в появлении новых территориально-административных образований. На какой основе и с какой целью они будут организованы, покажет будущее. Владимир Ткаченко, заведующий историческим отделом Сергиево-Посадского музея-заповедника Еще в древние времена Киевской Руси существовало деление государства на административные единицы.
Обычно мелкие наместнические хозяйства прикреплялись к городам, ведущим торговую жизнь. Ранее, до XIII века, волостями считались княжества, они постоянно делились и объединялись между собой. Тогда властями было решено собрать все усилия в кулак, дабы объединить русские земли под одним началом.
Ведь и княжества имели по мелкому князю. Таким образом начали появляться волости, как самые малые территориальные единицы. Понятие из древних времен В церковнославянском языке было такое понятие, как власть, что и обозначало слово волость.
И такое определение имело исключительно политическую подоплеку, а именно право владения. Звучание и написание слова "волость" чем-то походит на "область", но совпадений куда больше. Область - это и была та самая территория, на которую распространялась власть, то есть волостное правление.
Отсюда следует, что власть - пространственное владение землей, а область - право. Все земли Древней Руси делились на уезды и станы, которые в свою очередь подразделялись на дороги, волости и так далее. Что такое волости, более-менее понятно, а вот удел - это еще более интересная единица территории.
Уделом являлась часть земли, переданная от отца своим детям, каждый удел принадлежал одному ребенку. Такие уделы подразделялись на уезды, которые обозначали территорию административно-судебного округа, поэтому уезды были не только в волостях, но и в городах и селах. А годами позже уезд превратился в небольшой городской или сельский округ.
Значение слова "волость" Это историческое слово знакомо нам в первую очередь из художественной литературы. Мы знаем, что оно определяет территорию, но какую именно? Значение слова "волость" происходит из XI века, тогда в России таким образом называли административно-территориальную единицу.
Во времена Древней Руси волостью звались все земли или княжества, после она превратилась в полусамостоятельный участок территории или в сельскую землю, которая была подчинена городскому правлению. Что такое волость? Князь передавал волость на обеспечение волостелю - главному смотрителю за землей.
Для волостеля собиралась дань с проживающего населения в виде пошлин и поборов. Такая система звалась кормлением. Но с XVI века царская власть начала уменьшать долю этой системы и, начиная с XVII века, после утверждения городовых воевод, волость потеряла свою самостоятельность как отдельная административная земельная единица.
Жизнь людей в волостях. Вече Во времена обособленной жизни волостей существовали так называемые веча. Вече пошло от родовых союзов и общин, где люди собирались для решения своих внутренних и внешних проблем , а также экономических дел.
С помощью веча жители призывали князя, выбирали старейшин старцев , которые управляли мирскими делами. Вече занималось судом и правовыми вопросами. Оно объявляло войны и могло заключить мир с вражескими соседствующими территориями.
Вече могло заключать договоры с князьями или же призывать удобных и угодных для него князей. Это были достаточно удобные полномочия, ведь неугодных они могли изгонять и вовсе не пускать на порог своих поселений. Со временем вече начало влиять на исход военных действий в междоусобицах, требовать прекратить либо продолжить нападение.
Из чего состояло вече Что такое волости с точки зрения управляющей власти? Каждое вече имело старейшину, которого избирали всенародным голосованием. Самым популярным человеком волости являлся начальник городского ополчения - тысяцкий.
А ополчение звалось тысячей. Тысяцкому прислуживали сотские и десятские, управлявшие отрядами меньшей численности, нежели у тысяцкого. Если князья обладали достаточным доверием и большой властью в волостях, то тысяцких назначали сами, однако в остальное время такой работой занималось вече.
Веча крупных городов по старшинству могли посылать в более мелкие своих посадников, а, например, в Новгороде сами его избирали, несмотря на князя и его чиновнический кабинет. Таким образом, вечевое правление в волостях укреплялось еще больше. Порядки вечевых собраний К сожалению, летописи мало рассказывают нам о порядках вечевых собраний, и более точных документальных подробностей не сохранилось.
Собирали народ на вече с помощью церковного колокола: все, кто был свободен от труда, сходились на центральной площади. Помимо местного коренного населения, приезжие также имели право посещать такие собрания. Отсюда можно сделать вывод, что волость - это особый вид обособленной жизни от главной власти государства.
Правда, собрать вече мог и князь, но с разрешения старейшины. Более того, существовал целый совет старейшин, который являлся выборным органом. Как высказывались свои мнения на вече?
Просто - криками. Люди, выкрикивая свои предложения, пытались решить насущные проблемы. Либо ответить на княжеское предложение или указ.
Для принятия окончательного решения нужно было, чтобы все собравшееся население ответило одинаково, в этом убеждались на глаз, так как отдельные ответы не принимались. Проводилась коллективизация мысли. Бывало, что на вече доходило и до ссор, драк и междоусобиц.
Такие моменты случались тогда, когда меньшинство не согласившихся продолжало громко настаивать на своей точке зрения.
что такое уезд определение
Управлялся княжескими наместниками , с XVII в. С 1755 г. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник. В 1923-1929 гг. Уезд — административно-территориальная единица в России. Управлялся княжеским наместником , с начала 17 в. С начала 18 в. Исторический словарь.
Волости Термин «волость» происходит от слова «власть». Во времена Древней Руси так называли часть территории, где население должно было подчиняться княжескому управлению.
До XIII века княжества назывались волостями. Но, уже начиная с XIII века, определение стало присваиваться более мелким единицам территории. Однако трансформация терминов шла неоднородно.
Например, в Центральной и Южной Руси в середине XIII века слово «волость» относилось к небольшим окраинам территории, в то время как в Северо-Восточной Руси так обозначали податные округа сёл. Станы Это определение применялось для обозначения некоторой части уезда или волости. В разные периоды на Руси термин «стан» определял различные административно-территориальные единицы земли.
Первоначально этим словом отмечали остановку в пути, временное пребывание и обустройство на месте вместе с повозками, шатрами и скотом. Можно сопоставить этот определение со словами «лагерь» и «табор».
Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник - начальник уездной полиции. К 1917 в России насчитывалось до 800 уездов. Уезд - административно-территориальная единица в России. Известен с XIII в.
Первоначально состоял из нескольких волостей. Управлялся княжескими наместниками , с XVII в. С 1755 г. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник. В 1923-1929 гг.
В России до 1929 г. Административно-территориальная единица в Румынии. XVIII в. В СССР уезды преобразованы в районы 1923-29 гг.
Хорошо, как у тебя три тысячи десятин в Каразинском уезде, да такие мускулы, да свежесть, как у двенадцатилетней девочки… Л. В России до 1917 г. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. В СССР в 1923-29 преобразованы в районы.
Слово «Уезд»
На протяжении большей части российской истории уезды были административным делением второго уровня. В соответствии с губернской реформой 1775 года уезд получил значение низшей административной, судебной и финансовой единицы, полицейско-административная власть в уезде осуществлялась исправником. Уезд – это административно-территориальная единица в истории, которая использовалась во многих государствах в разные исторические периоды. Смотреть что такое «Уезд» в других словарях.
История уезда
Таким образом, административное устройство, включающее в себя волости и уезды, было неотъемлемой частью русской истории и административной системы. Оно являлось основой организации и управления территориями, отражая сложные отношения между центром власти и регионами, а также активное участие волостей и уездов в решении важных вопросов жизни общества. Уезд Организационно уезд был подразделен на волости, которые были более небольшими административными единицами. У каждого уезда было свое правительство, состоящее из наместника или старшины, а также других чиновников. Они занимались управлением, судопроизводством и решением текущих вопросов в уезде. Уезды в русской истории выполняли важную роль в поддержании порядка и благополучия на территории.
Контроль над уездом позволял центральной власти следить за соблюдением законов и принимать меры по обеспечению безопасности и благосостояния населения. Уезд — административно-территориальное образование Управление и регулирование вопросов экономики и права Правительство уезда — наместник и чиновники Значение уездов для поддержания порядка и благополучия Контроль центральной власти и обеспечение безопасности населения Определение и история В этом разделе мы рассмотрим общее понятие волости и ее историческую роль в административном устройстве Российского государства. Один из основных элементов старинной русской административной системы, волость представляла собой территориальную единицу, где осуществлялось самоуправление населения. Волость являлась промежуточным звеном между городом и деревней, объединяя соседние села и хутора. Историческая роль волости была тесно связана с развитием феодальной системы управления.
Великая Княжеская власть разделяла территории на уезды, а последние — на волости. В каждой волости формировалось самоуправление, которое решало вопросы административно-хозяйственного и финансового характера. Значение волости в русской истории было значительным. Она являлась основной единицей управления на местном уровне, обеспечивая сбор налогов, поддержку общественной безопасности, разрешение споров и урегулирование конфликтов. Волости также играли важную роль в формировании общественной и политической жизни России.
Женский костюм, фото с выставки «Феномен народного костюма. Одежда тамбовских переселенцев-однодворцев», г. Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе. В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам.
Одна из них заключалась в характерной русской двойственности. Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай. А вторая причина была более социальной. Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже. Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих. Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений.
Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными. Соответственно, их права расширялись, и помещичьи крестьяне всегда завидовали этим счастливчикам. Казённые крестьяне и земли, на которых они жили, при Александре I и Николае Павловиче находились в распоряжении Департамента государственных имуществ в составе Министерства финансов. И неслучайно. Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль. Со стороны финансовой, органом управления казёнными крестьянами было хозяйственное отделение Казённой палаты, со стороны административной — земская полиция в лице земского исправника и заседателей, а с начала 1830-х годов ещё и становых приставов.
Земская полиция взыскивала с казённых крестьян подати и недоимки. Взыскания эти сопровождались незаконными поборами и злоупотреблениями. Поэтому в 1827 году в своей очень интересной «Записке по крестьянскому вопросу» Михаил Михайлович Сперанский, который, как вы помните, происходил из семьи сельских священников и в детстве постоянно проводил время вместе с детьми крестьян и прекрасно знал их жизнь, писал: «Сей род людей государственные крестьяне — А. Работы и повинности их также неопределенны. Земские исправники суть те же помещики, с тою разностью, что они переменяются, и что на них есть некоторые способы к управе. Но взамен того сии трехлетние владельцы не имеют никаких побуждений беречь крестьян, коих они ни себе, ни потомству своему не прочат».
Сперанский, А. Варнек, 1824 г. Об этих становых приставах в конце 1830-х годов ревизор, посланный Киселёвым, писал: «Люди сии большею частью необразованные и безнравственные, притом, облеченные большою властию, беспощадно обирают казенных поселян». Несмотря на то, что он был коммунистом и начал осуждать и реформы Киселёва, и крестьянскую реформу 1861 года, он всю жизнь посвятил теме государственных крестьян и реформе Киселёва. Его двухтомная книга «Государственные крестьяне и реформы Киселёва», первый том которой вышел в 1946 году, второй — в 1958, это ценнейший источник по жизни крестьян. Но читая его, надо отцеживать некоторые политические коммунистические суждения автора.
Самоуправление крестьян Все русские крестьяне, независимо от того, какие они были, частновладельческие или государственные, имели самоуправление. Это были не бесправные картофелины в мешке. Это были организованные и имеющие возможность самим решать свои проблемы, люди. Другое дело, что в деревнях частновладельческих крепостных помещик, особенно если это был мелкопоместный владелец крестьян, часто вмешивался в их жизнь, в решения их сходов. А если это был какой-нибудь вельможа, который жил в Петербурге или за границей, то крестьяне даже в частновладельческой деревне чувствовали себя лучше, хотя, конечно, их часто обирали тяжёлыми оброками и изнуряли барщиной, и они не имели права сами определять себе размер барщины и оброка. Борьба за так называемые инвентари, то есть за чётко определённое количество трудов и средств, которые крестьянин должен отдать помещику, как вы помните по предшествующей лекции, была одной из главных форм борьбы, если не самих крестьян, то радетелей крестьянской жизни, тех образованных людей, тех чиновников, которые действительно хотели блага крестьянам.
Итак, помещик мог забрать у крестьян всё, он мог даже определить их себе дворовыми, а всю их землю взять себе под распашку, продать другому помещику и так далее. Но если он так не делал, если он не вмешивался в жизнь крестьян, то крестьянский мирской сход сам принимал решения о своих проблемах: кому какая земля принадлежит или какие земли находятся в общем владении в основном, это были земли для выпаса скота, часто лес и какие-то охотничьи угодья, важные для крестьян. Крестьянский сход, кстати, имел право решать и даже малозначительные с точки зрения богатых людей преступления. Кража в размере до пяти серебряных рублей, а это сумма для крестьян немалая, решалась на местном уровне определённым образом самими крестьянами. Наказаниями, которые они предлагали за такое преступление, были и возвращение украденного, и пеня до полутора рублей, и даже наказание розгами до двадцати розог , и принудительные общественные работы. То есть крестьянская община повсюду сама управляла собой и сама выбирала своё руководство.
Но у государственных крестьян эти права было намного легче осуществить, потому что государство во внутреннюю жизнь крестьянской общины вмешивалась сравнительно мало, хотя постепенно начало вмешиваться всё больше и больше [См. XIX века. Сходка, гравюра В. Рыбинского, 1859 в. Традиционный крестьянский мир имел двухуровневое самоуправление. Первый уровень — это селения.
Здесь был так называемый сельский выборный староста селения. Его не назначал помещик или чиновник, его выбирал народ. И был десятский — представитель от каждых десяти дворов. Как правило, от каждых десяти дворов выбирались два человека. Эти выбранные составляли сельский сход в больших деревнях, а в маленьких деревнях сход составляло всё мужское население. Только сельского писаря, как правило, назначали из Министерства, потому что грамотных в деревнях почти не было, а всё делопроизводство селений должно было фиксироваться на бумаге.
Поэтому сельский писарь был либо присланный мелкий чиновник, либо какой-то образованный местный человек, к примеру, сын дьякона, не принявший сан. Второй уровень — это волостное правление. Как вы помните, низшей административной единицей была волость. Сельские земли губернии делились на волости, волости составляли уезд, уезды составляли губернию. Волостное правление в составе волостного головы, старосты селений тоже выбиралось. А волостной писарь назначался Министерством.
Проблема передела земли Самым главным вопросом любой общины был вопрос о земле. И сейчас мы с вами должны коснуться больной темы — темы так называемой передельной общины. Славянофилы, народные социалисты энесы развили целую мифологию, утверждавшую, что русский крестьянин и поэтому русский человек вообще — это социалист по натуре; он не знает принципов частной собственности на землю, считает землю «Божьей» и перераспределяет её исходя из нужд людей. Скажем, если в семье много едоков, то сельская община даёт этой семье больше земли, а если в семье становится меньше едоков дети женятся и отделяются от семьи, кто-то умирает , тогда община у них забирает часть земли и отдаёт тем, у кого есть в ней потребность. Но с землёй всё было не так просто. В деревне вся земля имеет некое предназначение.
Во-первых, пахотная земля всегда делилась на три участка: яровой участок, озимый участок и пар. Это было необходимо для осуществления трёхлетнего севооборота. Каждый третий год земля должна была отдыхать. Весной её засевали под яровые сорта, которые вырастают к осени, потом — под озимые, которые сеют под снег и которые вырастают весной и намного быстрее созревают, а после этого, летом, земля отдыхала и использовалась для выпаса скота. Каждая крестьянская семья, каждый крестьянский надел должен был иметь три куска земли, чтобы осуществлять трёхлетний севооборот, так как другого землепользования русская деревня традиционно не использовала. А во-вторых, земли были разные, и по плодородию, и по удалённости от усадьбы крестьянина.
На пашне. Весна, А. Венецианов, 1-я пол. Третьяковская галерея, Москва И всё это должно было быть распределено поровну. Но сейчас учёные совершенно точно доказали, что это был фискальный социализм, что это было сделано государством и помещиками для того, чтобы получать максимальный налог с души. Поскольку подать была подушная, важно было, чтобы каждая душа имела достаточно земли, чтобы выплатить эту подать.
И поэтому нельзя было позволять, чтобы у какого-то количества крестьян не было земли или было очень мало земли. Между тем, ситуация, когда у крестьянина много земли, тоже была нежелательна, ведь, имея много земли и работая на ней, он становился богатым, тогда как платил ровно столько же, сколько должен платить и бедный, так как размер подушной подати был фиксированным. Бедный же не мог на своём клочке земли собрать деньги, необходимые для выплаты. Подати платили и частновладельческие крестьяне и за это был ответственен помещик , и государственные крестьяне. И государству было важно, чтобы количество и качество земли было примерно равным. Альтернативой этому, как я уже говорил, мог быть поземельный налог, при котором — у кого больше земли, тот платит больше налога, у кого нет земли, тот налог не платит.
Но, как вы помните, земля в то время плохо учитывалась. Чем же была так плоха передельная община? Главный её минус заключался в том, что земля для крестьянина не была своей, он не вкладывал в неё своих сил и, как говорили, не унавоживал то есть не удобрял её. Зачем было стараться и ломаться, если будет новый передел, и землю плодородную и улучшенную трудом, у рачительного крестьянина отберут и отдадут каким-нибудь бездельникам, пьяницам, которые свою землю или всю раздали за водку, или вообще не обрабатывают? В таких условиях крестьянин терял интерес к улучшению земли. Это все понимали.
Но, с другой стороны, было понятно ещё и то, что, если ликвидировать подушную подать и перестать переделять землю, то образуется огромный слой крестьянского пролетариата, то есть тех самых пресловутых бедняков, а этого правительство боялось и не хотело. Поэтому с вопросом о переходе с подушной на поземельную подать медлили, хотя методы учета земли и существенно улучшились к XIX веку. Это была одна из русских проблем, с которой окончательно покончили только перед революцией в столыпинскую реформу, но это уже другой разговор. Соответственно, главной проблемой любой деревни, ее самоуправления, был передел земли. Кому какую землю дать, где и сколько — на этот счёт всегда шли большие споры. Богатые крестьяне использовали сельскую общину, чтобы не отдавать свою землю под тем или иным предлогом, и для этого сами часто старались не быть во главе деревень, чтобы не светиться администрации, а выставлять своих наймитов, услуги которых оплачивали водкой и деньгами.
Как говорил один из наблюдателей: «Из кабака изливаются самые убедительные доказательства». Киселёва… С. Множество злоупотреблений было и со стороны писарей. Крестьяне не умели читать, и писарь одному приписывал, а у другого отписывал землю за взятки. Это тоже была большая беда. Существовала и проблема наделения крестьян землёй.
В многоземельных губерниях, то есть в губерниях, где было много земли, на ревизскую душу полагалось 15 десятин, а в малоземельных — 8 десятин. Я напомню, что десятина — это 1,09 гектара. Для простоты будем считать, что 15 десятин или 8 десятин — это 15 гектаров или 8 гектаров, то есть на самом деле не так мало. В Европе такие наделы крестьянам и не снились. Но именно из-за того, что это было передельное землепользование, земля оставалась неподготовленной, неунавоженной, а потому — малоплодородной. Использовались архаичные формы обработки земли, даже плуг применяли редко, в основном использовалась соха.
Это всё было следствием незаинтересованности, бедности и невежества. Итак, нормы составляли 15 и 8 десятин, но в действительности по ревизии 1833 года только в тринадцати губерниях наделы превышали 5 десятин удобной земли на ревизскую душу, а в тридцати губерниях было менее 5 десятин на ревизскую душу. Государство выступало за земельные переделы и за то, чтобы делить землю поровну, а богатые крестьяне выступали против этих переделов. Деревенская беднота была единодушна с правительством. В ту самую Уложенную комиссию 1767-1768 годов государственные крестьяне посылали наказы, содержащие их пожелания насчёт земли. И все эти наказы — о сохранении семейного права наследственной собственности на землю.
Зажиточные крестьяне считали, что земля должна не переделяться. Крестьяне Важской волости пишут, что они «прилагают неусыпные свои труды для распространения хлебопашества путем расчистки пашни и сенных покосов вновь из лесов и болотных мест… а тунеядцы всегда обращаются в лености и мотовствах, и оттого участки свои размотали и запустили, и пришли в скудность и к платежу податей в не состояние и просят, чтоб им те унавоженные земли которые богатые крестьяне унавозили — А. Наказ 127. Сенатский указ 1800 года гласил: «Соблюсти по крайней возможности такое правило, чтобы всякий из поселян казенных, будучи одинаковою повинностью обязан как мы говорили, все платили одинаковую повинность — А. Зажиточные крестьяне Вологодской губернии жаловались в 1803 году, что их начальство сажает на цепь, понуждая к отдаче своих земель в передел. Это выдумка славянофилов.
Да, были местности, где передельная община действительно была обусловлена экономически, но их было немного. В основном же крестьяне всюду стремились сохранить землю за собой навсегда, потомственно, а государство было против этого. Если угодно, государство в России было тем самым народным социалистом, но не из-за каких-то высоких соображений, а по очень низменной фискальной причине — чтобы надежней получать подушную подать. В 1818 году подушная подать с государственных крестьян составляла 3 рубля 30 копеек с ревизской души. Оброк за пользование казённой землёй — от 7,5 до 10 рублей. Кроме того, были мирские сборы, земские повинности, а также трудовые повинности дорожная, подводная, постройная и, конечно же, ненавидимая крестьянами рекрутская повинность, которая отрывала молодых мужчин от семей, равно и в помещичьих, и в государственных деревнях, и на двадцать пять лет, то есть практически на всю жизнь, отправляла в армию.
Крестьяне инородцы К государственным крестьянам относились также крестьяне инородцы. Иногда мы не очень хорошо представляем себе жизнь неправославных и неславянских крестьян в России. Но ведь с присоединением земель Поволжья, Северного Кавказа, Сибири в Империю влилось много таких народов. Этнографическая карта Российской империи, 1857 г. Большинство земледельцев из коренных народов Поволжья и Сибири никогда не знали частновладельческого крепостного состояния, и в Российской империи с самого присоединения являлись государственными крестьянами. Кроме того, нехристианские народы не облагались рекрутской повинностью, а вместо этого выплачивали специальный денежный сбор.
Молодые мужчины — татары, башкиры, калмыки, чеченцы, выплачивая деньги, благополучно оставались вместе с семьёй дома. Эти народы не знали и помещичьей власти. Конечно, не всё было идеально в жизни крестьян-инородцев, но их положение было намного лучше частновладельческого крепостного состояния. Об этом свидетельствует, кстати, и продолжительность жизни. Смертность 11 народов Европейской России. Социальная история России.
Цифра перед косой чертой — мужская смертность, после черты — женская. Таблицы смертности населения Европейской России 1896-1897 гг. Новосельского «Смертность и продолжительность жизни в России», 1916 г. Сейчас, когда мы проезжаем, скажем, по Татарии, мы ясно видим отличия русских сёл от татарских. Татарские на порядок аккуратнее, чище. Причина этого очень проста и уходит она именно в то время.
Причина не в том, что русские по своей ментальности нечистоплотны, а в том, что русские в Казанской губернии были крепостными, а татары в Казанской губернии были государственными крестьянами, не знали рекрутчины и, соответственно, были не так сломлены жизнью, как частновладельческие крестьяне. Россию иногда даже называют империей шиворот-навыворот, потому что в любой империи завоёванные народы, естественно, живут хуже завоевавшего их, а в России часто было наоборот. Безумная жажда новых владений заставляла давать льготы завоёванным народам, но никаких льгот не давало народу-завоевателю. Это особенность России, последствия которой мы видим и сегодня. Основные группы нерусских крепостных Поволжья были очень невелики и проживали на территориях Белебеевского уезда Уфимской губернии 8 сел и Елабужского уезда Вятской губернии 7 сел. Кроме того, согласно статистической ведомости 1781 года, в Казани при усадьбах местных дворян жили более 550 дворовых людей.
То есть их было ничтожно мало. А откуда эти сёла? Дело в том, что когда к Империи были присоединены Казанское и Астраханское ханства, тогда мусульманским аристократам был дан титул князей татарских. Эти князья татарские считались титулованным дворянством, но были ниже всех титулов Российской империи, то есть ниже князей, графов и баронов. Кроме того, часть высшего слоя ханства, оставаясь мусульманами, получала дворянство без получения титула. И эти дворяне-мусульмане могли иметь крепостных, но только мусульман.
Они не могли иметь в своей власти крепостными христиан. Но в Татарии традиционно крепостных как не было, так и не появилось, никого не закрепощали, оставались только домашние рабы, которые были переведены в категорию дворовых крепостных, и их оказалось очень немного.
Уезды Нижегородской губернии 18. Уезды Нижегородского края.
Губерния уезды схема. Уезд это. Нижегородский уезд уезды Нижегородской губернии. Местное управление.
Местное управление на Руси. Уезды станы волости. Уезды Нижегородской губернии в 19 веке. Волости Нижегородского уезда.
Уезды Нижегородского наместничества. Уезды Московской губернии. Карта Московской области 17 век. Карта Московской губернии 18 века.
Борисовский уезд Курская Губерния. Курская Губерния уезды и волости. Курская Губерния уезды. Борисовский уезд Курская Губерния на карте.
Стан это в истории. Уезд это кратко. Приведите в соответствие. Волость это в древней Руси.
Уезды волости станы схема. Уезды станы волости таблица. Губерния уезд волость таблица. Губерния это кратко.
Губерния это в истории. Губерния это в истории России. Термин уезд. Интересные термины.
Уезд это в истории. Старооскольский уезд Курская Губерния. Курский уезд Курской губернии. Карта Старооскольского уезда Курской губернии.
Прикамская Губерния. Карта губерний. Губерния это. Губерния это определение.
Губернии уезды волости. Уезд волость Губерния отличие. Волость уезд Губерния структура. Земство, Губерния, уезд, волость.
Карта Иваново-Вознесенской губернии 1918 года. Карта Иваново Вознесенской губернии. Иваново-Вознесенская Губерния карта. Кинешемский уезд карта.
Воронежская Губерния в начале 20. Карта Воронежской губернии 19 века. Карта Воронежской губернии 17 века. Уезды Воронежской губернии.
Административно-территориальное деление уезды станы волости. Станы и волости это. Александровский уезд Владимирская Губерния. Карта Александровского уезда Владимирской губернии 1808 г.
Карта Переславского уезда Владимирской губернии. Александровский уезд Владимирская Губерния карта. Административное деление России в 17 веке.
Уезды Кореи кор. Уезды Японии яп. По данным на апрель 2007 года в Японии существовало 398 уездов. Служебный список статей , созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на списки-статьи.
Роль уезда в истории России: определение и функции
Какие были уезды? | Уезд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с Заходите на сайт, чтобы узнать подробнее. |
Что такое Уезд? Значение слова Уезд в историческом словаре | Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник. |
Уезд - это... Что значит слово "уезд"? | Что такое уезды в истории России 7 класс. |
АТД Русской России - 12. Про уезды
Уезды подразделялись на волости и станы дворцовые волости были самостоятельными административными единицами. В ряде уездов существовали другие единицы: Новгородский уезд делился на 5 пятин, а те, в свою очередь, — на погосты. Псковский и некоторые другие уезды делились на губы, Казанский — на дороги и т. Всего в к. XVII в.
Сивохина, А.
Янковский, С. Позняк, В. Меньковский и др. Минск: РИВШ, 2005. История Отечества.
Поляка 2-е изд. История Отечества: учебн. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. Сахаров, А. Боханов, М.
Горинов, В. Дмитренко и др. Новейшее время. История России: Вторая половина 19 — 20 вв. Екатеринбург: УрГУ, 1995.
Милов Л. Милова Л. Мунчаев Ш.
В советское время уезды были административно-территориальными единицами среднего звена, входившими в состав губерний; в 1923-1929 годах они были преобразованы в районы. На территории Латвии, Литвы, Эстонии уезды существовали до 1949-1950 годов.
Статья находится в рубриках.
Земские сотни выполняли функции внутренней полиции, осуществляли контроль над соблюдением общественного порядка и охраняли общественную безопасность. Мировые судьи были ответственны за разрешение споров и рассмотрение уголовных дел. Они осуществляли надзор за деятельностью местных органов власти и велели по делам, связанным с правонарушениями. Уезды были также важными центрами торговли и промышленности. В них располагались рынки, ярмарки и мануфактуры, где занимались производством и обработкой сельскохозяйственной продукции. Благодаря уездам на территории России формировалась экономическая и социальная структура. Одна из важнейших функций уездов заключалась в сборе налогов.
Уезды были ответственны за сбор налогов с крестьян, купцов и других категорий населения. Собранные средства направлялись на нужды государства: строительство дорог, железных дорог, улучшение образования и здравоохранения. Собирались также специальные налоги для финансирования войн и других государственных мероприятий.
Уезды России
История уездов в России В России долгое время существовала особая административно-территориальная единица, известная как «уезд». Уезд в истории — это административно-территориальная единица, которая использовалась в некоторых странах в прошлом. С 1775 административно-полицейскую власть в уезде осуществлял исправник.
Уезд в истории России: определение и значение
Изначально уезд представлял собой совокупность волостей, низшего административного звена в территориальном делении России. это административно-территориальная единица, которая использовалась в истории России до реформы управления в 18-19 веках. Государственные крестьяне при Николае I. История России в XIX веке. Значение слова «Уезд» в Историческом словаре.
Уезд это что такое?
Уезды были также центрами культурной и образовательной жизни, где располагались церкви, монастыри, школы и магазины. Вторая функция уездов связана с торговым и экономическим развитием. Уезды были важными торговыми и ремесленными центрами, где происходило обмен товарами, проводились ярмарки и ярмарки. Уезды также имели свою специфическую промышленность и ремесленное производство. Например, один уезд мог славиться своими кустарными мастерскими, а другой — производством металлических изделий или тканей. Третья функция уездов связана с военными и оборонительными задачами. Уезды были важными военными центрами, где формировались и поддерживались специальные военные отряды, которые должны были защищать территорию от вторжений других народов или враждебных войск. Воеводы и наместники уездов были ответственными за военную безопасность своей территории и за способность реагировать на угрозы национальной безопасности. Итак, уезды играли важную роль в средневековой Руси.
Вскоре после учреждения уездных дум была создана особая должность — уездного наместника, который руководил управлением уезда и представлял его интересы перед центральной властью. Каждый уезд состоял из нескольких волостей, а волость, в свою очередь, включала несколько посадов и деревень.
Основной функцией уездов было управление хозяйственной и фискальной деятельностью на своей территории. Уезды имели свои суды, производили налоговые сборы и контролировали торговлю. Уезды были важной частью административной системы России и существовали до реформ правительства Александра II во второй половине XIX века. В результате реформ уничтожились уезды и были заменены губерниями, которые в свою очередь были подчинены центральной власти. Уезды в системе государства Уезды в истории России представляли собой административно-территориальные единицы, которые входили в состав губерний. Уезды были населенными пунктами, объединенными в одну территориальную единицу с центром в уездном городе. Уезды выполняли важные функции в системе государства. Они управлялись уездными властями, в состав которых входили губернаторы, уездные предводители и другие должностные лица. Уезды проводили сбор налогов, реализовывали государственные политики и осуществляли контроль над населением. Каждый уезд обладал своими особенностями и традициями.
Например, в одном уезде могли преобладать сельское хозяйство и земледелие, в другом уезде — промышленность и ремесла. Также различались уровни развития уездов: некоторые были более развитыми и процветающими, в то время как другие были отсталыми и малоразвитыми. Уезды в истории России имели важное значение для государства. Они являлись основным звеном в системе административного деления, помогали обеспечить контроль и управление на территории страны. Уезды способствовали развитию регионов и формированию местной самоуправленческой структуры. Важно отметить, что система уездов в России была изменена в результате реформы 1775 года, когда уезды были заменены нумерованными именованными участками. Однако, термин «уезд» продолжал широко использоваться в различных источниках для обозначения административно-территориальных единиц. Перспективы и значение изучения уездов в истории России Изучение уездов в истории России представляет большой интерес и имеет значимость для понимания развития российской государственности.
XVIII в. Уезд состоял из города и подчиненных ему волостей. Первоначально им управлял княжеский наместник, с н. С 1775 уезд стал низшей административной, судебной и финансовой единицей с числом жителей 20-30 тыс. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник - начальник уездной полиции. К 1917 в России насчитывалось до 800 уездов. Известен с XIII в.
Введение уездовой системы было осуществлено Петром I в 1708 году. Уезды были созданы для более эффективного и удобного управления государством. Каждый уезд включал в себя несколько волостей, сельских общин и городов. Уезды выполняли различные функции, такие как сбор налогов, поддержание общественного порядка, проведение судебных процессов и другие административные задачи. В уезде находился уездный город, который являлся административным центром уезда. Здесь находились уездная администрация, судебные и налоговые учреждения. Уездный город также был торговым и культурным центром уезда. Большую роль в уезде играли уездные старшины, которые являлись главами уездной администрации и руководили управлением в рамках уездного города. Они назначались по решению правительства и выполняли различные функции, связанные с управлением уездом. Уезды также играли важную роль в образовании и социальном развитии. В уезде открывались городские и сельские школы, больницы, аптеки и другие социальные учреждения. Благодаря уездной системе, государство имело возможность лучше контролировать и развивать регионы страны. Уезды в административной системе России существовали до 1923 года, когда была проведена реформа территориального деления и уезды были заменены районами. Таким образом, уезд играл важную роль в административной системе России, обеспечивая более эффективное управление и развитие регионов. Он объединял различные территории и выполнял разнообразные административные функции, способствуя сбору налогов, поддержанию порядка и социальному развитию. Уезд и упразднение в 1923 году В 1923 году произошло упразднение уездов в России. Это было связано с изменениями в административно-территориальном делении страны. Уезды были одним из уровней административного деления в Российской империи, их функции включали контроль за налогообложением, порядком и безопасностью на территории, а также судебные и полицейские полномочия. Уезды делались на основе территориальных единиц — волостей, которые в свою очередь состояли из сельских общин. Каждый уезд имел свое административное центральное город, в котором находились уездное управление и судебные органы. Однако после Октябрьской революции 1917 года и установления Советской власти в стране, административное деление России изменилось. Вместо уездов ввелись другие административно-территориальные единицы, такие как районы и области. В 1923 году было принято решение об упразднении уездов в России. Они были заменены районами, которые стали основной единицей административного деления страны. Районы были созданы с целью более удобного управления территориями и более эффективного исполнения государственных функций. Таким образом, уезды в России прекратили свое существование после 1923 года. Их функции и полномочия были переданы новым административным единицам — районам. Уезды как исторические единицы Уезды были одной из основных исторических административно-территориальных единиц России до реформы 1775 года. Уезды включали в себя несколько городов и сел, которые были объединены под единой управленческой и законодательной властью. Внутри каждого уезда существовало самоуправление, представленное различными органами. Уездные земстаны занимались управлением территорией, решали вопросы по развитию экономики и регулированию жизни населения. Уездные сеймики были органами законодательной власти, где обсуждались и принимались местные законы.