Если чувствуешь, что у тебя есть склонность к перфекционизму или проявляется синдром отличника, вот несколько рекомендаций. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
Синдром отличника – это сочетание психологических специфик личности, характеризующееся тяготением достичь значительных результатов и обрести одобрение окружающих. Однозначно, синдром отличника – это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. К каким последствиям может привести синдром отличника, как от него избавиться — в материале Forbes Life. Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками, боятся критики и негативного мнения окружающих. Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. Синдром отличника или отличницы в психологии — это совокупность особенностей психики и поведения человека, когда наибольшее значение для него приобретает похвала или высокая оценка его действий.
Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника
Спрашивается: нужны ли были все эти жертвы во время учебы, если они так закончились? Этим рассказом мы совершенно не хотели заронить у читателей сомнение в высоком статусе хороших оценок. Если ребенок приносит из школы одни «пятерки» — это замечательно. Это показатель не только высокого умственного потенциала ребенка, но и знак того, что подростка захватывают школьные предметы. Но вот если получение хорошей оценки превращается в самоцель, в отметку ради отметки — здесь стоит задуматься, стоит ли игра свеч? Не превращается ли «пятерка» в некий фетиш, которому в жертву приносятся все другие грани жизни? Не обедняет ли отличный аттестат внутренний мир ребенка? Ответить на эти вопросы совсем не просто. В наше время жесткой социальной конкуренции продолжают все еще «встречать по одежке»: конкурс аттестатов при приеме в высшее учебное заведение или на работу никто не отменял. Ото всюду разносятся призывы к карьерному успеху и т. Это оказывает просто зомбирующее действие и на родителей, и на детей.
В итоге мы получаем не жизнь, а гонку по карьерной лестнице, за которой порой теряется то, что принято называть «жизнью», то есть жизнь и развитие души, причем, подчеркнем, многогранное развитие, а не только поглощение содержания многочисленных учебников. Еще раз повторим: если мы встречаем отличника, то это возможно в двух случаях: ребенку учеба дается легко и он спокоен и тогда все в порядке , либо ребенок выворачивается наизнанку, лишь бы не испортить свой аттестат и тогда надо бить тревогу. Оценка — вещь формальная и субъективная. Школьник может действительно отлично знать предмет и иметь по нему только «четверку» в силу разных причин несобранность в ответственный момент, переживания, пристрастность учителя и т. Но его-то истинных знаний у него никто не отнимет. Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться».
Ну так это не боязнь, а разумный подход. Сложно, но можно. У меня подруга, очень хороший адвокад-международник, два года ходила к психологу. Но сейчас, как она говорит "результат на лицо". Степень улыбки смайлика зависила от того как ребенок справился. Соревновательного элемента не было. Не помню чтобы дети соревновались. Спасибо за это учителю. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе. Я просыпалась каждый день с намерением сегодня быть хорошей и чтобы мне дали за это жетончики. У них там была такая система стимулирования хорошего поведения. Но все равно, что-нибудь происходило плохое и мне давали черный жетончик. Воспитателей я даже не осуждаю. Жетончики - это те же оценки. Ни педагоги, ни родители просто не знают, как работать по-другому, без стимулирования оценками. Как правило, у педагогов есть лишь единственный способ заставить ребенка жить и учиться по установленным в школе, в садике правилам - ставить отметки. Если честно, то оценочная система -- это способ манипулирования детьми. Чтобы слишком не травмировать детскую психику, пытались ввести безоценочную систему хотя бы в младших классах до второго включительно. Но на практике все зависит от учителя и его подачи. У моих детей в первом классе отметки заменяли наклейками. У одной учительницы наклейки дети клеили на плакат с елочкой, с корабликом и т. Учительница так много работала и вкладывала в детей, что в целом все дети хотели быть самыми лучшими и любимыми. Да и родители старания учителя очень ценили и души ней не чаяли. Мы делали все, для того, чтобы ей было легче работать. Как правило, мы сами, родители, стараемся выбрать своему ребенку самую лучшую учительницу, такую у которой все учатся, которая умеет всех детей мотивировать, у которой все дети дисциплинированны, к которой все хотят попасть... Ради того, чтобы быть самой лучшей, моя дочь очень старалась. И учительница ее за это очень любила. Когда мы уходили, она очень расстраивалась, даже слеза навернулась. Для чего я все это написала? Чтобы показать, что моя дочь такая умница? Чтобы показать, что именно такие учителя больше всего ценятся родителями. Родители сами приводят своих детей к ним. Дети зацикливаются на формальной стороне учебного процесса - на оценках и несут эту установку дальше в среднюю школу. К слову сказать, мы, когда поняли в чем проблема, из той школы ушли в другую систему обучения. В первом классе не все дети понимают ценность отметок, но, я думаю, после такой школы, как я описала выше все дети начинают ценить отметки. Для чего проводятся конкусры "У кого больше жетонов? Чтобы заложить в сознание ребенка желание быть лучшим, быть первым, тогда и все лавры для тебя. У нас в классе девочки отличницы не любили помогать другим, ведь тогда они не смогут среди них выделиться.
Слабеньким и эмоциональным детям полезно в начальной школе делать выходной среди недели например, в среду , предупредив учителя. Иначе у детей, которые утром идут в школу, после школы — в разные кружки и секции, от и до делают все домашние задания, накапливается нервное напряжение. Родителям надо самим учиться и учить детей отделять главное от второстепенного. Например, если предстоит контрольная по математике, основной упор сделать на подготовку по этому предмету, а остальные задания делать не так тщательно. В противном случае, второстепенными окажутся проблемы окружающих людей. Например, загруженный учебой юный интеллектуал сможет спокойно пройти мимо заболевшей матери, не предложив своей помощи, а в отце его будут интересовать только карьера и зарплата. Такой ребенок эмоционально недоразвит, не чувствует и не понимает людей и не интересуется ими. Ведь если цель мамы — интеллектуальное развитие ребенка, то возможны, такие ситуации, когда он, не справившись с заданиями, выслушивает от нее нелестные сравнения с другими ребятами. В дальнейшем он не сможет нормально социализироваться, работать с людьми или руководить ими. А девочки часто вырастают в аутизированных женщин. Несмотря на наличие у них качеств, привлекающих мужчин, такие женщины, выходя замуж, постепенно замыкаются в себе, а их родные очень страдают от этого. Стремление побуждать детей доводить все до совершенства, может сформировать у них шизоидный тип личности. Такому типу шизофрении присуще решение абстрактных задач, при том, что с человеческими эмоциями большие проблемы.
Ребенок пытается быть «удобным» и «идеальным», чтобы избежать критики и физического давления со стороны родителей, негативного отношения учителей, неприятия сверстников, осуждения общественности. Получение поощрения. Желание получить похвалу и родительскую любовь, усилить симпатию, получить власть и превосходство над другими. Стать спасателем. Ребенок ставит перед собой задачу дать родителям и учителям повод для гордости, а заодно «спасти» своих непутевых ровесников. Во взрослом возрасте человеком движут те же мотивы, только касаются они другого коллектива. При этом может сохраниться и желание того, чтобы родители им гордились. В чем разница между синдромом отличника и перфекционизмом? Человек с синдромом отличника направляет свои действия на общество — начальника, коллег, родителей, соседей. Перфекционизмом, как пишет доктор философии Элизабет Скотт, считаются повышенные требования к себе и попытка контролировать все вокруг. Перфекционисты чрезвычайно критичны к себе. С отличниками их объединяет страх неудачи, депрессия из-за невыполненных целей, низкая самооценка. В психологической драме «Одержимость» 2014 молодой человек по имени Эндрю Майлз Теллер хочет стать хорошим ударником. Он попадает в оркестр к Теренсу Флетчеру Джей Кей Симмонс , который предъявляет повышенные требования к своим подопечным. Эндрю настолько жаждет совершенства, что едва не доводит себя до смерти.
Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника
Среди таких тестов и опросников приведем: патохарактерологический диагностический опросник им. Личко составление полноценного портрета подростка, указание его акцентуаций ; стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Собчик показывает тип личности, а также степень социально-психологической адаптированности личности, стиль общения и т. Пройти указанные тесты вы можете на данной платформе с модифицированными слегка упрощенными версиями опросников.
Надеемся, что у вас нет проблем с синдромом отличника. Если все же вы чувствуете за собой какие-то симптомы и по результатам теста это подтверждается, то рекомендуем переходить к следующему разделу. Как избавиться от синдрома отличника?
Синдром отличника у взрослых — довольно частая проблема. Конечно, корни кроются в детстве, когда родители с завышенными требованиями и нереализованными мечтами возлагали надежды на своих «лентяев» и «бездельников», которые «недостаточно хороши», но вместе со всем этим пакетом разочарования они не осознавали, как сильно это может на них повлиять. Жить чужими ожиданиями, оценками не так легко, гнаться за похвалой и результатами — далеко не путь полноценной счастливой жизни.
Как выбраться из этого? Осознайте На первых порах необходимо признаться себе, что проблема есть. Даже если вы взрослый и состоявшийся человек, допускается, что синдром отличника может быть вашим уязвимым местом.
Решение любой проблемы начинается с ее осознания и принятия. Если вы замечаете, что какие-то ваши чувства, мысли, реакции, действия продиктованы не самой ситуацией, а желанием удовлетворить ожидания других людей, то вы метите в категорию «отличников». Если вам невероятно приятно слушать похвалу, а критика приносит лишь только разрушительную силу, то есть поводы серьезно задуматься.
Если вы болезненно реагируете на чей-то успех вместо своего, способны различить зависть в палитре своих эмоций, то можете не сомневаться — вы страдаете синдромом отличника». Если вы пришли к осознанности, самое время приступать к действиям. Откройте глаза шире И попытайтесь разобраться, кто же вас окружает.
Видите ли, оценка со стороны идет не от ветра или стен, оценивают вас живые люди, но давайте задумаемся: а кто они? Почему их мнение настолько важно, что вы стараетесь всеми силами оправдать их ожидания? Да, действительно, в нашей жизни есть родители, сестры, братья, лучшие друзья, наставники и т.
Но по-настоящему близкие люди будут принимать вас такими, какие вы есть, не оценивать и не ставить вам какие-то задачи, чтобы вы заработали их снисхождение и одобрение. А это, как минимум, нечестно… Поэтому будьте внимательны, обращайте внимание на запросы, мысли, форму общения своего окружения и не позволяйте себе впадать в зависимость от чужого порой совершенно не авторитетного мнения. Исключайте тех, чья критика не несет конструктивного характера, и прислушивайтесь к себе.
Разрешайте себе шалить Мы уже разобрались в том, что сидром отличника у взрослых — это отклик из детства. Одна из причин его появления заключается в том, что родители не хотят тратить много усилий на познание своего ребенка, ведь гораздо проще воспитывать покладистого сына , не приносящего много забот, проблем, или дочь, учащуюся на «отлично» и не вступающую в споры с учителем. Но, к сожалению, они забывают одну важную вещь: ребенок — это многогранное развивающееся существо, копирующее различные модели поведения окружающих.
Когда родители в приказном тоне что-то запрещают ему, он может замкнуться в себе, так как быть балованным, шалить — это проявлять себя, давать свободу своим действиям. Мудрые родители, понимая это, позволяют своему ребенку быть собой и дают ему волю в пределах разумного. Если же вам запрещали многое, воспитывали вас примерным и послушным, побалуйтесь хотя бы во взрослом возрасте!
Не бойтесь ошибаться, никто за это вас не покарает. Конечно, ошибки в работе нежелательны, но вы имеете на них право, и не стоит относиться к ним со страхом — практически все поправимо, а многие огрехи учат нас полезному опыту. Поэтому дайте себе волю, ослабьте уздечку, натянутую еще в детстве.
Вы неидеальны, и это здорово! Долой сравнения Еще один ответ на вопрос «Как бороться с синдромом «отличника»? Вы — отдельная, полноценная индивидуальность со своим набором характеристик.
Какие-то качества в вас заложены и развиты лучше, чем в других, но совершенно ничего страшного нет в том, что кто-то превосходит вас по каким-то другим характеристикам, это естественно.
Нет похвалы - значит, нет успеха. Сами себя они хвалить не умеют. Парадокс заключается в том, что такие люди обычно очень успешны в своих делах, потому что не дают себе спуску и требуют с себя по полной, и окружающие к этому быстро привыкают. Первый раз шеф похвалит работника, который задержался в офисе на час и перевыполнил норму в полтора раза, второй тоже, но через месяц он начнет воспринимать это как данность и даже, возможно, будет недоволен, если работник уйдет вовремя. А так как потребность получить свою «виртуальную пятерку» никуда не исчезает, такой работник может довести себя до нервного срыва - ведь, чтобы шеф продолжал хвалить, нужно работать еще лучше, дольше и успешнее! При этом люди с синдромом отличника часто боятся совершить ошибку и предпочитают не рисковать вовсе, только чтобы не получить «минус» к своей «пятерке». Часто люди с синдромом отличника проецируют свой перфекционизм и на свое окружение - под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги.
И горе тем сотрудникам, чей начальник в детстве получил наказ «возвращаться домой только с пятерками» - ведь он будет искренне убежден, что работу можно или не сделать вообще, или сделать идеально. Какая еще болезнь, рождение ребенка, отпуск? Ну-ка сел за компьютер - и написал отчет, ну и что, что сейчас три часа утра, ничего не знаю! Так как настроение и психическое состояние «отличника» практически полностью зависит от оценки, которую ставит ему окружение, он напоминает компьютер без батарейки - пока есть электричество, все работает, но только происходит сбой - компьютер тут же выключается. Даже если «отличнику» повезет, и он найдет себе пару, которая будет постоянно его хвалить, и устроится на работу, где все его ценят и жить без него не могут, в какой-то момент цепочка все равно разрушится, когда кто-то забудет сказать, какой Вася молодец. Что делать, если у вашего ребенка уже есть этот комплекс? Чаще интересуйтесь не оценками, а самим процессом учебы - что проходили на биологии, какую книжку обсуждали на литературе, как прошла экскурсия в музей и почему учитель английского дал такое большое задание. Проявляйте искренний интерес, слушайте, если ребенок хочет вам что-то рассказать, хвалите, если чувствуете гордость за достижения своего сына или дочери, но лучше - не за оценки, а за стремление, за попытку, даже если она не увенчалась успехом.
Учите ребенка, что в жизни нужны не только победы, ведь неудачи - это прекрасный способ узнать свои слабые стороны и понять, над чем еще можно поработать. Если же ребенок сам стремится продемонстрировать свой успех - «смотри, мама, у меня сегодня две пятерки» - старайтесь все равно избегать похвалы именно за высокий балл. Ваша задача - дать ребенку понять, что оценки - это не главное в жизни.
Ребёнок с синдромом отличника, как правило, тяжело переживает даже незначительные неудачи, особенно ситуации, когда он не первый, не на высоте. Само стремление «быть на высоте» уходит корнями в детско-родительские отношения. Часто таким образом ребёнок пытается обратить на себя внимание, добиться своей значимости перед родителями и заслужить их любовь. Обычно желание демонстрировать свою успешность является проявлением неуверенности в себе, причинами которой может быть совокупность различных факторов.
Ребёнок может думать, что его недостаточно любят, что он недостаточно красив или успешен, возможно, его часто сравнивают с другими детьми, которые добились больших результатов. Бывает, что родители сами не понимают, как транслируют ребёнку не абсолютную любовь с полным принятием, когда «мы тебя любим несмотря ни на что», а любовь с союзом «если». То есть мы тебя любим, но с определёнными условиями — если ты победитель, если ты станешь лучшим, если ты сделаешь всё превосходно. Представьте только, какое давление и стресс испытывает ребёнок? Если я не буду лучшим — я потеряю любовь родителей! Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики.
Так вот, время и силы нужно распределять равномерно. Пусть вообще подумает, что там у него кроме уроков есть в расписании. Прорабатываем страх критики, а для этого пробуем сами хвалить других и спрашивать их советов. Можно ставить себе прям задачу на день: сделать пять комплиментов или спросить два совета.
Пусть идет в свой страх, а не избегает его. Ну и в конце самый любимый вопрос от тревожных родителей. А вдруг мы сейчас вот это все сделаем, и наш ребенок станет тут же двоечником или, о ужас, пофигистом? Во-первых, таких детей вы еще попробуйте «испортить» до двоечника, оно ж так сразу не отвалится от одного прогула. А во-вторых, давайте честно, пофигисты — они более счастливые и гармоничные ребята по жизни, от критики не разваливаются, над каждой своей ошибкой не чахнут, делают хорошо то, что считают важным, и забивают на то, на что можно забить. Ну неужели это плохой вариант, а? Подробнее Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Причины возникновения
- Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение
- Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
- Что такое синдром отличника
- Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль
- Спасите отличника! «Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей - Воспитание и психология
Признаки синдрома отличника
- Синдром отличника: это хорошо или плохо, причины в психологии, как избавиться
- Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?
- Симптомы синдрома отличника
- У ребёнка может развиться перфекционизм
- Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?
- Синдром отличника у ребенка - Детская поликлиника Маркушка
Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника
Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно. Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций. Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно. Ключевые слова: «синдром отличника», влияние родителей, причины появления, родители и дети. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Нет предела совершенству. Однако погоня за идеалом может сильно отравлять ер, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может р.
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать. Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала.
Как мешает во взрослой жизни
- «Почему четыре, а не пять?». Что такое «синдром отличника», чем он опасен и при чём тут родители
- У детей мало свободного времени
- Опаснее, чем кажется: признаки и последствия синдрома отличника — 01.12.2023 — Статьи на РЕН ТВ
- Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
Зависимость от мнения людей вокруг. Потребность в их одобрении своих поступков. Отсутствие возможности воспринимать себя таким, какой есть, и ценить за это. Отсутствие умения проигрывать с честью.
Острое реагирование на такие ситуации. Неспособность смеяться над собой, радоваться жизни. Критика воспринимается очень остро, моментально опускает самооценку, нередки случаи возникновения депрессии.
Страх совершить рисковое дело. Гораздо проще, жить по привычному для него порядку, боязнь сменить работу, начать что-то новое. Возможные причины Первопричины родом из детства Прежде чем думать, над тем, как избавиться от синдрома, необходимо знать, какие факторы повлияли на его формирование.
Важно понимать, что большинство из них появляется, как последствие пережитого в детстве. Давайте рассмотрим часто встречающиеся причины. Неправильное воспитание из-за незнания детской психологии.
Похвала без надобности. Родители могут приводить в пример соседского ребенка, указывая своему на его недостатки и отставание по сравнению с ним. Тем самым вызовут желание становиться все лучше.
Взрослые не хвалят за достижения, они только ругают за провалы. Ровесники дразнятся, начинают злорадствовать. Родители сами решают, с кем лучше дружить, подбирают круг общения, состоящий только из успешных детей.
Последствия во взрослом возрасте Синдром отличника у взрослых, появившийся в детстве, может вызвать серьезные проблемы уже во взрослой жизни. Давайте рассмотрим, что именно может произойти. На рабочем месте.
Такому человеку будет очень тяжело видеть рядом с собой более успешных людей. Он будет изо всех сил стараться заслужить одобрение своего начальника.
Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении. Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред. Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки.
Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться. Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр. Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат. Если он поставит перед собой цель стать круглым отличником, чтобы заслужить похвалу, это не приведет к чему-то хорошему. Вся информация взята из открытых источников.
Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно помните, ошибки его пугают. Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то. Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил. Отличников это демотивирует и выбивает из колеи. Они считают, что результат экзамена определяет всю их жизнь И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ. Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их. Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Они боятся не оправдать ожидания Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали. Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют. Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше. Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам. У троечников и хорошистов, во-первых, нет таких высоких требований к себе, во-вторых, они в меньшей степени зависят от одобрения окружающих, в-третьих, чаще дети со средними способностями способны найти выход в нестандартной ситуации или попросить о помощи. По всем этим пунктам отличники более уязвимы. Depositphotos Как поддержать отличника Конечно, мы не сможем переделать ребенка за один день или изменить его отношение к себе. Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями.
Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить. Синдром отличника Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным.
Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы
Термин «синдром отличника» часто встречается в материалах об эмоциональном выгорании. Синдром отличника иногда бывает полезным — помогает продвигаться по карьерной лестнице, например. Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно. К каким последствиям может привести синдром отличника, как от него избавиться — в материале Forbes Life.
Что делать, если у тебя синдром отличника
Конечно, внутри многих таится страх перед неудачей, и он зачастую становится мощным мотиватором. Мы начинаем опасаться сделать ошибку, потому что это делает нас уязвимыми. Ошибки могут привести к насмешкам и критике от других. Но еще хуже, когда мы критикуем сами себя. Евгений Стеганцов Многие отличники действительно считают, что неудача станет катастрофой в их жизни.
Для них получить низкий балл равносильно трагедии. Они уверены, что если получат плохую оценку, непременно разочаруют окружающих. В целом синдром отличника влияет на все сферы жизни — начиная с физического здоровья и заканчивая личностным развитием. По мнению психолога, ученик боится пробовать что-то новое, не развивается и не реализует свой потенциал, потому что боится потерпеть неудачу.
Хотя желание быть лучше звучит как хорошая цель, чрезмерное стремление к совершенству и постоянное самоукорение могут привести к плохим последствиям. Синдром отличника, несмотря на красивое название, может быть довольно опасным", — уверяет психолог. Тревога и стресс — это самые общие симптомы. Человек слишком сильно нервничает по поводу успеваемости, из-за чего страдает его организм.
Еще один распространенный симптом — выгорание. Учащиеся часто слишком много времени уделяют учебе, даже не отдыхая и не ухаживая за собой. Для них на фоне учебы все остальное отходит на второй план. Спустя время у человека возникает ощущение оторванности от жизни.
Свою эффективность в этом вопросе доказала когнитивно-поведенческая терапия. Попробовать несколько упражнений из этой области можно самостоятельно. Эти качества часто поощряют в учебе и даже указывают в качестве требований в описании многих вакансий. Именно поэтому первый шаг в борьбе с нездоровым перфекционизмом — осознание проблемы. Начать можно с прохождения опросника — например, оценить себя по шкале, разработанной Флеттом и Хьюиттом. Авторы выделяют три типа перфекционизма: Направленный на себя, при котором человек предъявляет неоправданно завышенные требования к себе.
Направленный на других, при котором человек по высоким стандартам оценивает других. Социально предписанный, при котором человек убежден, что другие ожидают от него нереалистичных успехов и этим ожиданиям необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение. Тест из 45 вопросов на основе их шкалы позволит вам оценить степень выраженности этих установок. Высокие баллы — повод тщательнее проанализировать свое поведение.
Наконец, я начала ее лечить с помощью гомеопатии. Нервная система стала более стабильной, плакать перестала. Затем в пятом классе, в случае неуспеха, она стала спорить с нами, но только агрессивно. Что мы все виноваты в том, что она проигрывает в игру, которую мы всей семьей с удовольствием играем, не ориентируясь на победу. Я продолжала ее лечить. Лекарства подбирались по психологическим симптомам, по предпочтениям в еде, по всему в целом.
Она стала более уравновешенной. Перестала за всех в классе переделывать задания при работе в группах. Раньше, при работе в группах она не доверяла остальным, а сама все делала как надо. Остальные же дети свешивали ручки -- все равно Х все сделает сама. Научилась наблюдать со стороны за одноклассниками, а не только самой рваться в бой и звездить. В настоящий момент синдромом отличника мы не страдаем до степени явных проблем, которые выливались бы в нервотрепку и простудные заболевания. Пока еще у нее есть постоянный насморк, который раньше выливался в весеннюю аллергию. Но теперь, по мере укрепления нервной системы, аллергии уже не наблюдается. Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. В нашем случае мы не успевали после школы восстанавливать силы, так как детей у нас много и уделять много внимания каждому мама то есть я не может.
Поэтому психические проблемы выливались в простудные заболевания. Сначала заболевала наша отличница, а затем и все остальные дети. Возможно, в семьях, где по 1-2 ребенка родители успевают в вечернее время как-то компенсировать расстройства ребенка, ребенок успевает в спокойной обстановке дома прийти в себя. У нас же дома, как на перемене в школе. Постоянно нужно со всеми договариваться, у каждого свои намерения, поэтому умение видеть и учитывать интересы других, а точнее, работать в команде, нам очень нужно. Вот если вам не очень приятно, что пол вы вовремя не помыли и он грязный, это же не обязательно значит, что вы чего-то при этом боитесь например, что микробы сейчас позаражают всю семью. Нет, я боюсь, что придёт кто-то, чьё мнение для меня важно, и увидит, что у меня бардак. Странно, кстати, любой дискомфорт сразу рассматривать с точки зрения страха. Шумилка писал а : Для начала нужно осознать, что ты заперт в своем "круге комфорта", и это далеко не норма. Если такого понимания нет, то начать работу над собой будет проблематично.
Здесь я с вами согласна. И вот здесь надо работать над этим чувством дискомфорта, чтобы оно потом и не превращалось в страх. Шумилка писал а : Да? А как же 4 типа, на которые вы легкой рукой поделили человечество? Я не делю легкой рукой. Я просто люблю классифицировать А если серьезно - не значит, что я всех поделила на 4 типа и все. Чистые типы вообще встречаются редко, часто смешанные. Зато, если ты понимаешь, какие черты присущи человеку, легче разобраться, что он чувствует, и как с ним общаться в тех областях, где подходы у вас совершенно разные. Неужели вы сами никогда не используете классификации? Например, такие, как "отличник-двоечник" или "рабочий человек - офисный работник".
Ведь в этих классификациях тоже есть определенные черты, присущие типу. Как, впрочем, и масса промежуточных вариантов.
Реклама Реклама Что такое синдром отличника Синдром отличника — это болезненное стремление всегда и во всем быть лучше других, быть первым. Ребенок старается все делать на максимальном уровне, чтобы получить одобрение окружающих. Медики считают синдром отличника набором психологических комплексов и настаивают, что детям с такой проблемой нужна профессиональная помощь.
Стремление делать все лучшим образом характерно для девочек — они больше мальчиков ориентируются на внешнюю оценку своих действий, отличаются аккуратностью, прилежностью и усидчивостью, привязаны к родителям. Признаки появления синдрома отличника у детей Явные симптомы проблемы обнаруживаются у учеников первых классов. С возрастом они сглаживаются, но сохраняются на всю жизнь. Признаки синдрома отличника у детей: Зависимость от чужого мнения, чрезмерная чувствительность к критике и похвале; Страх сделать ошибку. Вместо того чтобы учиться на ошибках, ребенок каждую воспринимает как конец света, впадает в отчаяние, может заболеть.
Боязнь провала заставляет отказываться от новых, интересных дел и высасывает силы; Победа любой ценой. Зачастую, чтобы удержать титул лучшего ученика, ребенок идет на обман и подлог, предательство друзей и другие неблаговидные действия. На первое место выходит личный престиж, все остальное неважно; Зависть к чужим успехам, неумение проигрывать. Провалы товарищей радуют, собственные — надолго вгоняют в депрессию; Ранимость. Если успех остался незамеченным, возникают раздражение и обида.
Часто синдром отличника путают с перфекционизмом, но это разные вещи. Для перфекциониста важно идеальное выполнение задачи, а для отличника значима только похвала.
Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям
Синдромом отличника или перфекционизмом принято называть иррациональное стремление сделать все “на отлично”, лучше, чем другие. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма, которая оказывает негативное влияние не только на учёбу, но и на жизнь школьника. Синдром отличника сказывается при возникновении цикла невыполнимых планов и негативных последствий от кажущегося провала.