Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу. Что такое синдром отличника и как его распознать, причины появления, возможные последствия, как справиться с синдромом отличника, советы для родителей, как не допустить развития синдрома отличника у ребенка.
Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям
Что такое синдром отличника, преимущества и недостатки данного синдрома. Причины синдрома отличника у подростков часто кроются в неудовлетворенности внешним видом, отсутствии друзей и прочем, заставляя испытывать чувство вины и подавленности от собственной неуверенности в себе. По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте.
Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника?
- Как мешает во взрослой жизни
- Комплекс отличника
- Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы
- Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение
Синдром отличника: что это такое и как с этим справиться
Такому ребенку, например, важно, чтобы его похвалили перед классом, чтобы мама ему сказала, что он лучше условных Пети и Вани. При этом результат может быть далеко неидеальным — важно, чтобы успех был признан со стороны. По этой причине синдром отличника чреват угождающим поведением и низкой самооценкой. У человека завышены требования к себе и окружающим, он боится и не хочет пробовать что-то новое. Из-за постоянного беспокойства страдает здоровье.
Результатом может стать низкое качество выполняемой работы — ведь стандарты завышены, да и страхи мешают. Как определить синдром отличника О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Он очень близко к сердцу принимает любую критику и легко отказывается от дела или игры, общения с друзьями, от отдыха и личной жизни ради выполнения задачи. Синдром заставляет человека бояться нового опыта — если есть шанс не достичь успеха, он отказывается от задачи.
Человек с синдромом отличника несет ответственность на грани невроза. Он склонен винить и ругать себя за любое отступление от плана, не обращать должного внимания на собственные потребности и желания. Их он заменяет чужими — даже если потребности касаются здоровья, личной жизни и отдыха. Синдром проявляется также в ревности к чужому успеху, она не дает спокойно отнестись к тому, что у кого-то получилось лучше.
При малейшей неудаче наступает сильное расстройство. Последствия синдрома отличника У страдающих нездоровым перфекционизмом и синдромом отличника — это касается, как детей, так и взрослых — высоки риски ментального расстройства: тревожности, обсессивно-компульсивного расстройства, невроза, фобии и депрессии. К таким диагнозам добавляются также расстройства пищевого поведения. Физическое состояние таких людей также страдает: они чаще жалуются на головные боли, повышенное давление.
Они плохо спят, нередко бывают в состоянии истощения. Дети чаще простужаются. Последствия для социального поведения Люди с синдромом отличника весьма чувствительны к критике. При некорректной критике перфекциониста можно наткнуться на барьер «Я знаю, что сделал все правильно.
Не моя вина и проблема, что результат не устраивает вас».
Осознайте, что вы высококлассный специалист и руководитель об этом знает, иначе вы не занимали бы свою должность. Конкурировать с вами в коллективе никто не собирается, а вот перенять хотя бы частичку вашего опыта коллеги не отказались бы. Так, может, хватит их сторониться? Прием 2. Распишите на листочке, за что вы можете похвалить себя уже сейчас, и похвалите. Здесь важны не только ваши профессиональные успехи — большие и маленькие, но и личные достижения. Например, вы уже две недели ходите по утрам в бассейн, хотя не решались на это несколько лет. Сдали отчет. Хотя и в последний момент, но сдали.
На выходных ни разу не подумали о работе и хорошо отдохнули, чтобы в понедельник с новыми силами взяться за дело. Вам, как отличнику, нужна похвала, но необязательно черпать ее извне. Начните сами проявлять внимание и заботу к себе: давать себе то, чего вам не хватает от окружающих. Регулярно находите, за что себя похвалить, можно даже поощрить себя чем-то приятным. Например, купить новое платье или записаться на курс массажа. Прием 3. Понаблюдайте за другими сотрудниками в своей компании. Как вы считаете, совершают ли эти люди ошибки? А бывает ли у них такое, что они выполняют поручения директора в последний момент? Наверняка у коллег есть и ошибки, и прокрастинация относительно рабочих задач.
И что, разве этих людей кто-то уволил? А лентяями их считают? Конечно нет. Начните брать с них пример: разрешите себе иногда быть как все независимо от должности, а не впереди всех. Старайтесь не отождествлять себя со своими результатами.
Хотя и в последний момент, но сдали. На выходных ни разу не подумали о работе и хорошо отдохнули, чтобы в понедельник с новыми силами взяться за дело. Вам, как отличнику, нужна похвала, но необязательно черпать ее извне. Начните сами проявлять внимание и заботу к себе: давать себе то, чего вам не хватает от окружающих. Регулярно находите, за что себя похвалить, можно даже поощрить себя чем-то приятным. Например, купить новое платье или записаться на курс массажа. Прием 3. Понаблюдайте за другими сотрудниками в своей компании. Как вы считаете, совершают ли эти люди ошибки? А бывает ли у них такое, что они выполняют поручения директора в последний момент? Наверняка у коллег есть и ошибки, и прокрастинация относительно рабочих задач. И что, разве этих людей кто-то уволил? А лентяями их считают? Конечно нет. Начните брать с них пример: разрешите себе иногда быть как все независимо от должности, а не впереди всех. Старайтесь не отождествлять себя со своими результатами. Любые достижение или неудача — лишь малая часть вашей личности Прием 4. Распределите все свои задачи по срокам и приоритету. Например, вам нужно сделать два отчета. У первого срок сдачи через три дня, а у второго — через неделю. Пока занимаетесь первым отчетом, запрещайте себе думать о втором и уж тем более приниматься за него. Выполняйте задачи строго последовательно, не распыляясь одновременно на все подряд. Постепенно вы избавитесь от ощущения, что находитесь в бесконечном аврале, зато почувствуете, что навели в делах порядок. Прием 5.
Направленный на других, при котором человек по высоким стандартам оценивает других. Социально предписанный, при котором человек убежден, что другие ожидают от него нереалистичных успехов и этим ожиданиям необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение. Тест из 45 вопросов на основе их шкалы позволит вам оценить степень выраженности этих установок. Высокие баллы — повод тщательнее проанализировать свое поведение. Для этого коуч Элизабет Скотт советует провести анализ выгод и издержек — разделить лист на две части и записать все плюсы и минусы присутствия синдрома отличника в вашей жизни. Цель упражнения в том, чтобы увидеть не только положительные моменты, связанные с одобрением на работе и аккуратным выполнением задач, но и вытекающие из этого проблемы — постоянный страх неудачи, невозможность делегирования, переработки. Это поможет перестать воспринимать перфекционизм как благо, что очень важно на старте. Проблем добавляет и склонность к выставлению себе ультиматумов: «я должен выложиться по полной, иначе все будут считать меня неудачником». Бороться с такими убеждениями сложно, но необходимо: они мешают мыслить рационально и способствуют развитию тревожности и аутоагрессии. Психологи Рена Бранч и Роб Вилсон предлагают три шага к решению проблемы: Распознать иррациональную мысль.
Что такое «синдром отличника» и почему таким людям очень тяжело жить
Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. Если чувствуешь, что у тебя есть склонность к перфекционизму или проявляется синдром отличника, вот несколько рекомендаций. Когда у человека нет «синдрома отличника», он готов к тому, что что-то может пойти не так, не по тому сценарию.
Все или ничего: чем опасен синдром отличника для ребенка
Если вас страшит ошибка и из-за этого вы боитесь браться за что-то, попробуйте один приём. Запишите в тетрадь дело, а рядом — неудачу, которая может произойти. И подумайте, к чему она приведёт. А значит, такой ошибки можно не бояться. Более того, неудачи — это тоже полезный опыт.
Вы попытались и не получилось? Сделайте выводы, и в следующий раз получится лучше. Или ещё через пару попыток, но рано или поздно это случится. А вы тем временем станете лучше.
Записывайте свои достижения — и большие, и маленькие Это поможет бороться с одним из последствий синдрома отличницы — обесцениванием своих заслуг. Заведите дневник.
Отличники бывают трех типов: 1. Природный отличник — ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу.
Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно. Упорный отличник — ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и — все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений.
Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке.
Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он — пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции. Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников. Как статус отличника перерастает в синдром Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение — каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки — гордость для среднего ученика и норма для отличника.
Получить пятерку для отличника — ничего не значит, а получить более низкую оценку — позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие. Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять.
А вы тем временем станете лучше. Записывайте свои достижения — и большие, и маленькие Это поможет бороться с одним из последствий синдрома отличницы — обесцениванием своих заслуг. Заведите дневник. Лучше, если это будет тетрадь, куда вы будете писать ручкой, а не заметки в телефоне. Заносите туда все победы, даже если речь о хорошей тренировке или прочитанной книге. А когда почувствуете себя недостаточно успешным, загляните в дневник. Так вы сможете напоминать себе, что уже многого достигли. Найдите то, что будет делать вас счастливым Речь про увлечение — дело, которым вы будете гореть от любви, а не от тревоги. Но и здесь важно не зарываться с головой. Тренируйте самоконтроль — переключайтесь на что-то другое, когда почувствуете, что переходите нездоровую черту.
Если родители или другие родственники каждый день говорят ребенку о том, что он «должен быть как дедушка, который был отличником» или «ты что, хочешь быть хуже всех в классе? В образовательной системе оценка — это метод мотивации учеников к обучению и выполнению заданий, и учителя этим пользуются. Дети постоянно сталкиваются с нагнетанием перед экзаменами и с запугиванием. Сложнее всего приходится именно детям с «синдромом отличника», которые варятся в этой тревоге круглосуточно. Как помочь ребёнку справиться с комплексом отличника? Надо сперва определить источник подпитки. Внутри семьи важно обсудить и понять, что оценка — это лишь субъективное мнение чужого человека о работе, которую выполнил ребенок. И больше ничего. Оценка не имеет никакого отношения к личности ребенка. Нужно перестать возводить систему оценивания в культ. Из школы подпитку, к сожалению, исключить сложнее. Безусловно, можно поговорить с учителями об этой проблеме, объяснить ситуацию и свою позицию. Как вариант — рассмотреть смену школы на ту, где оценок нет.
Симптомы синдрома отличника
- Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
- Признаки и проблемы синдрома отличника
- Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
- Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
- Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы
- Умные родители - Счастливые дети
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
Не сравнивайте ребенка с другими. Нельзя создавать идеальный образ соседа или приятеля, у которого всегда все получается лучше: учеба, работа, личная жизнь. Иначе ребенок всю жизнь будет стараться доказать родителям, что он лучше кого-то. Если уж показывать его прогресс, то только по сравнению с самим собой — с его прошлыми успехами. Демонстрируйте ребенку безусловность вашей любви к нему. У каждого случаются ошибки, не всегда все получается идеально.
Не нужна победа любой ценой. Ошибка не заставит родителей отвернуться. Чаще обнимайте детей, говорите о своей любви и поддержке! Необходимо научить ребенка радоваться чужим успехам. Важно, чтобы он понимал, что чужой успех вовсе не означает его провала.
Они мечтают быть идеальными во всем: в быту, в семье, на работе. Это ведет за собой лишь стресс и выгорание. Как только появляется желание быть идеальной, его стоит зафиксировать и спросить себя, насколько оно полезно и необходимо, что будет, если оно не исполнится. Важно остановить мысли о необходимости непременного достижения идеального результата или переключиться на другую задачу. Можно также вслух проговорить слово «стоп» или написать его большими буквами.
Попробуйте изучить негативную максималистскую мысль. Есть ли возможность превратить ее в рациональную, мотивирующую и позитивную? Например, можно проанализировать качество текущей работы. Проект уже идет хорошо. Нет необходимости жертвовать отдыхом — это не прибавит качества, но негативно скажется на здоровье.
Тем, кто постоянно перерабатывает, эксперты также советуют подумать, что именно случится, если не поступать как максималист.
Он знает, что оценка не всегда показывает реальные знания, и что не всем людям одни и те же навыки даются одинаково просто. Хорошая новость заключается в том, что заботливого родителя можно в себе взращивать. Когда вам в следующий раз захочется кого-то покритиковать, пристыдить или объяснить, что и как надо было сделать, остановитесь и представьте на секунду, а что бы сделал заботливый родитель, который всегда стремится помочь и поддержать? И попробуйте, хотя бы ради разнообразия, повести себя именно так. Кстати, это работает точно также и для тех обладателей синдрома отличника, у которых пока нет детей. Начните с того, чтобы почаще «включать» заботливого родителя для себя самого. Спросите себя: «Как я себя чувствую? Чего мне сейчас хочется? Так ли важно устраивать генеральную уборку в три часа ночи, когда в шесть уже вставать на работу?
Сделайте что-то не идеально, вот увидите - никто не станет из-за этого меньше вас любить. Как предотвратить появление синдрома отличника? Любите своего ребенка а также своих близких и себя самого не за что-то, а просто так. Чаще говорите «я так рад, что ты у меня есть», обнимайте и улыбайтесь. Томас Эдисон, изобретатель лампы накаливания, имел лишь четыре класса образования, и на старости лет любил повторять: «Неужели вы считаете, что я бы сумел что-то изобрести, если бы ходил в школу? А Билл Гейтс был отчислен из Гарварда за неуспеваемость и прогулы, потому что адвокатура его привлекала сильно меньше, чем микросхемы и техника. Задумайтесь, каким бы был современный мир, если бы у всех этих людей был «синдром отличника»? Фото - фотобанк Лори.
Доучившись до старших классов с хорошими оценками, на первый взгляд, эрудированные дети почему-то мыслят шаблонно, ум их как будто заморожен, они разговаривают штампами, цепляются за готовые клише и стереотипы. А ведь юности свойственна гибкость ума, которая помогает найти не один вариант нестандартных решений жизненных ситуаций. Ребенок как будто запрограммирован: он должен хорошо учиться, каждое дело выполнять на отлично, не тратить время на всякую ерунду. Да, упорство и стремление к цели необходимо воспитывать у детей, но не однобоко. Ребенок должен и наиграться с друзьями на которых нужно время в разные игры «дочки-матери», «казаки-разбойники» и «побить баклуши», «повалять дурака». Слабеньким и эмоциональным детям полезно в начальной школе делать выходной среди недели например, в среду , предупредив учителя. Иначе у детей, которые утром идут в школу, после школы — в разные кружки и секции, от и до делают все домашние задания, накапливается нервное напряжение. Родителям надо самим учиться и учить детей отделять главное от второстепенного. Например, если предстоит контрольная по математике, основной упор сделать на подготовку по этому предмету, а остальные задания делать не так тщательно. В противном случае, второстепенными окажутся проблемы окружающих людей. Например, загруженный учебой юный интеллектуал сможет спокойно пройти мимо заболевшей матери, не предложив своей помощи, а в отце его будут интересовать только карьера и зарплата. Такой ребенок эмоционально недоразвит, не чувствует и не понимает людей и не интересуется ими. Ведь если цель мамы — интеллектуальное развитие ребенка, то возможны, такие ситуации, когда он, не справившись с заданиями, выслушивает от нее нелестные сравнения с другими ребятами.
Со временем ребенок начинает зависеть от оценки всех вокруг. Такие дети остро реагируют на критику, и если кто-то в шутку скажет, что он сделал что-то недостаточно хорошо, то ребенок просто бросит это дело. Скорее всего, он не будет браться за новое занятие, в котором есть хотя бы малейший риск неудачи, ведь это, по сути, подрывает репутацию ребенка как отличника. А в итоге страдает самооценка. Как проявляется «синдром отличника»? Если ваш ребенок хорошо учится и успешен во всем, за что берется, это еще не значит, что он типичный «отличник», которому в жизни будет непросто. Насторожиться стоит, если вы замечаете следующие сигналы: 1. Ребенок делится с вами своими успехами, ожидая похвалы, и часто скрывает неудачи. Он очень сильно переживает из-за отметок в школе, даже когда они не плохие, а средние например, 7 или 8 , может прятать дневник. Ребенок, как правило, убежден в том, что одобрение и похвала — это выражение вашей любви, а если он сделал что-то недостаточно хорошо или вовсе плохо, то вы перестанете его любить. Ребенок испытывает стресс, когда ему нужно сделать что-то новое. Если «отличник» все-таки берется за задачу, то стремится выполнить ее идеально в ущерб себе например, ограничивает сон, не прерывается на прием пищи. Ребенок боится не самого факта неудачи, а оценки окружающих. Ребенок болезненно воспринимает критику. Если он слышит замечание в свой адрес, делает вывод, что недостоин любви и внимания в первую очередь, родителей. Даже корректные и мягкие советы «отличник» расценивает как сигнал о том, что он «неудачник». Иногда он может даже недослушивать вас, прерывать фразой «я понял -а » — таким образом ребенок защищается от критики. Ребенок завидует успехам других друзей, одноклассников, знакомых. Считается, что для успеха нужно окружить себя успешными людьми. К сожалению, «отличникам» это не помогает и способствует нездоровой мотивации либо вовсе демотивации. В противном случае «отличник» начинает критиковать и ненавидеть себя за то, что не может добиться таких же результатов, как остальные. Ребенок не умеет здраво оценивать свои способности и стремится любой ценой побить рекорды окружающих. Так, ребенок с гуманитарным складом ума будет стараться стать гением естественных наук и переплюнуть одноклассника со способностями к математике, а про свои таланты может забыть. Почему возникает «синдром отличника»? На формирование синдрома могут повлиять особенности темперамента, а также условия, в которых растет ребенок. Психологическую предрасположенность можно скорректировать воспитанием, но, увы, не наоборот. С точки зрения психических особенностей ребенка можно отметить, что склонны к проявлению «синдрома отличника» робкие, стеснительные дети, которые не бывают в центре внимания в коллективе.
Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника
Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе. Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики.
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным
Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. «Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится быть идеальным в глазах окружающих, — рассказывает психолог и коуч Екатерина Кузнецова. Термин «синдром отличника» часто встречается в материалах об эмоциональном выгорании. Итак, мы разобрались с тем, что такое синдром отличника, а перейдем к тому, как избавиться от него. *Синдром отличника не является научным термином, он до сих пор не признан психологией.
Что такое синдром отличника и его признаки
- Чем плохо быть «отличником»?
- Откуда берется синдром отличника
- Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых?
- Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника -
- Синдром отличника в психологии: что это, как избавиться
- Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия