Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. Что такое синдром отличника и чем он опасен? как справиться с синдромом отличника? Советы психолога Алекса Аза Читайте в статье. Синдром отличника — это такая психологическая особенность личности, при которой человек стремится во всем добиться успеха и заслужить похвалу окружающих. Синдро́м отли́чника/отличницы — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. «Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится быть идеальным в глазах окружающих, — рассказывает психолог и коуч Екатерина Кузнецова.
Откуда берется синдром отличника
- Стремление к идеалу: перфекционизм и синдром отличника
- Причины возникновения синдрома отличника
- Синдром отличника: к чему приводит стремление быть лучшим — читать в интернет-издании Synergy Times
- ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА, И ЧЕМ ОН ОПАСЕН?
- Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям
Постоянное недовольство собой. Успехи и достижения воспринимаются как нечто обычное, а любое несовершенство — как неполноценность. Неумение проигрывать. Каждому человеку приходится периодически проигрывать споры и соглашаться с оппонентом, особенно важно уметь делать это в общении с близкими людьми. Отсутствие самоиронии.
Человек не способен положительно и с юмором воспринимать собственные ошибки. Болезненное восприятие критики. Самооценка человека с синдромом отличника сильно занижена, а критика извне способна ввергнуть его в состояние депрессии. Страх перед риском.
С годами «отличнику» всё сложнее рисковать. Он предпочитает двигаться медленно, соблюдая привычный распорядок и всячески сопротивляясь переменам. Синдром отличника — это усугубляющееся состояние психики. Человек предъявляет к себе повышенные требования, это сказывается на его эффективности, в результате чего недовольство собой возрастает.
Каждая неудача усиливает уверенность в собственном несовершенстве. Плюсы синдрома отличника Наряду с минусами данный синдром даёт человеку и некоторые преимущества.
Разрыв между идеализированным представлением о себе и соответствующей ему реальностью становится резко очевидным. Вот такая казалось несерьезная, но травмирующая у синдрома отличницы психосоматика.
Что такое синдром отличника? Психическое заболевание «синдром отличника» — это необходимость жестко соответствовать стандартам, установленным теми, кто имеет над нами власть. Если в детстве ребенок был уступчивым, покорным и пытался быть лучшим во всем, во взрослой жизни это перерастает в несчастного человека, который пытается изо всех сил соответствовать чьим-то ожиданиям. Если вы сейчас узнали себя, то вам понадобится помощь психолога, чтобы избавиться от рамок и установок,которые мешают наслаждаться жизнью.
Помогите себе или своим близким избавиться от этого комплекса! Ссылка на регистрацию здесь Причины, почему появляться синдром отличника Чаще всего синдром отличника может вырабатываться у ребенка, если он пытается: Уберечь себя от неприятностей. Ребенок отчаянно ищет совершенства. Это делается для того, чтобы оградиться от неодобрения родителей и, возможно, физического наказания.
Всеми способами получить похвалу. Такие дети хотят, чтобы ими восхищались, обожали, любили. Они хотят чувствовать свое превосходство над другими, заручаться поддержкой общества, иметь некую власть. Быть «спасителем» чужой жизни.
Ребенок бросает себе вызов, чтобы дать родителям множество поводов гордиться им. Таким образом он компенсирует их враждебность, пренебрежение, раздоры и недоверие. Выбор будущей профессии также часто происходит под сильным влиянием родителей.
Как определить синдром отличника О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Он очень близко к сердцу принимает любую критику и легко отказывается от дела или игры, общения с друзьями, от отдыха и личной жизни ради выполнения задачи. Синдром заставляет человека бояться нового опыта — если есть шанс не достичь успеха, он отказывается от задачи. Человек с синдромом отличника несет ответственность на грани невроза. Он склонен винить и ругать себя за любое отступление от плана, не обращать должного внимания на собственные потребности и желания.
Их он заменяет чужими — даже если потребности касаются здоровья, личной жизни и отдыха. Синдром проявляется также в ревности к чужому успеху, она не дает спокойно отнестись к тому, что у кого-то получилось лучше. При малейшей неудаче наступает сильное расстройство. Последствия синдрома отличника У страдающих нездоровым перфекционизмом и синдромом отличника — это касается, как детей, так и взрослых — высоки риски ментального расстройства: тревожности, обсессивно-компульсивного расстройства, невроза, фобии и депрессии. К таким диагнозам добавляются также расстройства пищевого поведения. Физическое состояние таких людей также страдает: они чаще жалуются на головные боли, повышенное давление. Они плохо спят, нередко бывают в состоянии истощения. Дети чаще простужаются.
Последствия для социального поведения Люди с синдромом отличника весьма чувствительны к критике. При некорректной критике перфекциониста можно наткнуться на барьер «Я знаю, что сделал все правильно. Не моя вина и проблема, что результат не устраивает вас». В случае с критикой отличника буквально рушится весь его мир. Он бывает не в состоянии дослушать суть критики. В ответ на любые комментарии коллег, на объяснение мамы или учителя сразу выдается эмоциональная реакция так и знала, что я неудачница, никогда больше за это не возьмусь, у меня всегда все плохо. Фото: pixabay. Ему сложно оценить качество своей работы.
Обычно дети учатся находить свои сильные стороны, формируют так здоровую самооценку.
Ошибаться может каждый. Примите свои недостатки и себя и осознайте, что имеете право на ошибку. Полюбите себя. Ваша уверенность не должна зависеть от мнения окружающих. Оценка других — это не мерило вашей ценности. Тем более, что быть идеальным для всех — нереалистичная задача.
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным
это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. Люди с синдромом отличника практически всегда думают о себе в негативном ключе и преуменьшают свои заслуги. Синдром отличника или отличницы в психологии — это совокупность особенностей психики и поведения человека, когда наибольшее значение для него приобретает похвала или высокая оценка его действий. Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу.
Как поставить себе диагноз?
- Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение
- Признаки и проблемы синдрома отличника
- Что делать, если у тебя синдром отличника
- Синдром отличника: почему возникает и как от него избавиться
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
острая потребность доказывать всем: "Я лучше". Синдром отличника – стремление к перфекционизму и убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. В статье мы расскажем про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться. Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника.
Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?
Проще говоря, синдром отличника — нездоровая зависимость от одобрения окружающих, маниакальное стремление получать похвалу и достигать успеха во всем. Синдром отличника или отличницы в психологии — это совокупность особенностей психики и поведения человека, когда наибольшее значение для него приобретает похвала или высокая оценка его действий. Справиться с синдромом отличника самостоятельно практически невозможно, ведь человеку нужно проанализировать собственное поведение, а дать адекватную оценку самому себе просто невозможно. Людям с синдромом отличника бывает сложно делегировать задачи или давать себе поблажки в работе и учебе. «Синдром отличника» — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование.
Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом
Человеку с синдромом отличника свойственно выполнение любой работы с наивысшим качеством и скрупулёзность. Неотъемлемой частью перфекционизма является сомнение в качестве произведённых работ при чрезвычайно высоких требованиях. Особенности проявления, проблемы, последствия[ править править код ] «Синдром отличника» подразумевает не только высокие личные стандарты индивидуума, но и оценку окружающих. Синдрому отличника свойственны перфекционизм, ситуативная тревожность , обязательная внешняя оценка. По мнению Дональда Хамачека [3] есть два типа перфекционизма: здоровый и невротический. При здоровом перфекционизме индивид является лидером, обладает высокой работоспособностью и самооценкой. Уровень его требования соответствует его личности. При невротическом перфекционизме человек панически боится сделать ошибку. Человек не уверен, сомневается в правильности своих действий.
Это характерно как для перфекционизма, так и для синдрома отличника. Но разница в том, что перфекционист стремится к идеалу, потому что по-другому не умеет, а отличник — чтобы заслужить чужое одобрение. Как диагностировать у себя синдром отличника Перед вами типичные симптомы, которые часто указывают на синдром отличника. Что из перечисленного вы замечали у себя? Ответьте на этот вопрос честно и без смущения: синдром отличника важно вывести на уровень осознанности. Вы стремитесь получить отличный результат любым путем. Чтобы сделать идеально, вы переделываете работу снова и снова, потому что каждый раз не до конца довольны результатом. И все время волнуетесь, что о вашей работе скажет, к примеру, директор. Вы привыкли закапываться в делах, хотя и чувствуете, как теряете на этом ресурсы. Но по-другому не можете: привыкли все делать сверх силы, такой у вас образ жизни. Опасаетесь критики. Если директор разглядел в вашей работе ошибки, вы пойдете ее переделывать, даже если недочетов по факту нет. Реальных ошибок при этом боитесь, не разрешаете их себе и воспринимаете любую как личный провал. Вы склонны придираться к подчиненным. Во-первых, вы и сами привыкли все доводить до идеала, поэтому ждете такой же отдачи от сотрудников. А во-вторых, у вас есть неосознанный страх, что в коллективе найдется кто-то умнее и опытнее вас. Вы привыкли быть всегда впереди и боитесь конкуренции. Это осложняет ваши отношения в коллективе. Тревожность — ваш постоянный спутник. Вы тревожитесь даже без повода и особенно на работе. Когда все в порядке, переживаете из-за дедлайнов, которые еще не наступили, и поручений директора, в работе над которыми собираетесь совершить очередной подвиг. Все время ощущаете себя в аврале и пожаре и от этого эмоционально истощаетесь. Вы стремитесь к идеалу во всех сферах жизни. Быть лучшей женой, мамой, дочерью, подругой, сотрудницей — это про вас.
Родители пытаются «отыграть» собственные несбывшиеся ожидания, что негативно сказывается на самооценке формирующейся личности. Как избавиться от синдрома отличника взрослому Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. И если в некоторых случаях стремление к образцу оправдано спортивные соревнования, карьерный рост, получение прибыли , то личность «отличника» не имеет конечной цели. Весь смысл действий заключен в желании получить высокую оценку. Избавиться от синдрома можно при помощи нескольких советов: найдите мотивацию и конечную цель, для которой потребуется стремление к идеалу; подумайте, как эти действия повлияют на отношения с близкими и как они отразятся на карьерном росте; найдите сферы, где не нужно быть идеальным; ведите наблюдение за мыслями каждый раз, когда ловите себя на желании сделать что-то идеально; научитесь контролировать синдром отличника и используйте его тогда, когда это по-настоящему важно. Будьте терпеливы по отношению к себе и старайтесь изменить привычки планомерно, не вводя себя в новую крайность.
На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников особенно младшеклассников важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям. Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos. Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше. Вот что важно. Оковы иллюзий Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом. Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции. И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет. Перфекционисты ответственно относятся к работе, они усидчивы, все по сто раз проверяют, чтобы не допустить ошибки. С другой — как ни парадоксально, это не всегда нравится работодателям: например, времени на выполнение поставленных задач перфекционист часто тратит больше, чем человек, лишенный этого качества. И вот достоинство уже перерастает в недостаток. А претензии начальства перфекционисты, как и ученики, страдающие синдромом отличника, воспринимают болезненно. А по мнению психолога Ильи Суровцева, опасен именно патологический перфекционизм, когда, даже выполнив работу на высшем уровне, человек все равно остается недоволен результатом, а в общении с коллегами не приемлет никакой помощи, часто действуя по принципу: «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Предъявляя себе завышенные требования, человек невольно загоняет себя в угол и оказывается в оковах иллюзий, что все, за что бы он ни брался, можно сделать еще лучше. И с возрастом ком проблем только растет. Молодые люди действительно в большей степени подвержены перфекционизму, они часто ставят перед собой недостижимые идеалы, становятся одержимы желанием заполучить одобрение окружающих и продемонстрировать свою значимость. Но, как известно, нет предела совершенству. А те, кто пытается его достичь, неизбежно подводят себя к провалу в начинаниях и, я бы сказал, психологическому смятению. Тревожные расстройства, самокопания, неуверенность в себе, приводящие к комплексам неполноценности, — такой букет проблем запросто может получить перфекционист в стремлении к идеалу. Патологическому перфекционизму подвержены не только представители молодого поколения — утверждают эксперты.
Как он появляется
- Симптомы синдрома отличника
- Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
- Найди то, не знаю что
- Синдром отличника у ребенка – откуда он берется, что делать, советы психолога
- Определите, что мешает получать пятёрки
Синдром отличника. Что делать? Советы родителям
К этому добавляется упадок сил, когда ребенок устал готовиться к экзаменам. Чтобы не допустить появление синдрома отличника, важно вовремя распознать проблему и внушить детям позитивное отношение к учебе: хвалите, но справедливо: акцентируйте внимание на знаниях и навыках, а не на том, какая оценка стоит в дневнике; научите ребенка делать выводы и выносить опыт из совершенных ошибок; не забывайте об эмоциональном контакте внутри семьи: говорите, как любите друг друга; помните о необходимости дополнительных секций: спортивных, художественных или языковых; обеспечивайте детей должным вниманием. Разговаривайте о значимости и ценности ребенка, интересуйтесь его жизнью и объясните, что поражение тоже имеет значение. Выводы Здоровая атмосфера внутри семьи — главный способ борьбы с синдромом отличника. Именно внутри нее начинается корень психологических проблем. Транслируйте ребенку позитивное отношение к учебе, экзаменам и успехам в спорте.
Особенности проявления, проблемы, последствия[ править править код ] «Синдром отличника» подразумевает не только высокие личные стандарты индивидуума, но и оценку окружающих. Синдрому отличника свойственны перфекционизм, ситуативная тревожность , обязательная внешняя оценка. По мнению Дональда Хамачека [3] есть два типа перфекционизма: здоровый и невротический. При здоровом перфекционизме индивид является лидером, обладает высокой работоспособностью и самооценкой. Уровень его требования соответствует его личности.
При невротическом перфекционизме человек панически боится сделать ошибку. Человек не уверен, сомневается в правильности своих действий. И постоянно нужна поддержка окружающих, и, прежде всего, одобрение со стороны его руководителей. Человеку с «синдромом отличника» свойственны организованность, неуверенность в собственных действиях, страх перед возможными ошибками, высокие требования к личным стандартам с обязательным соответствием им [4].
Стремление добиваться только высшей оценки, желание быть всегда победителем, сосредоточенность не на самой задаче, а на результате, жажда признания и похвалы — все эти проявления можно заметить уже у младшего школьника. Данные черты могут сохраняться и во взрослом возрасте, сопровождая человека всю жизнь. Человек идёт по жизни с установками: «у меня нет права на ошибку»», «я должен быть самым лучшим», «результат моей работы должен быть идеальным», «не получу пятёрку — меня не будут любить, не похвалят», «всё или ничего», «я должен быть всегда на высоте».
Чтобы понять, как формируется данный синдром, необходимо обратиться к семье, в которой рос ребёнок. Часто ребёнок становится объектом нереализованных или незавершённых амбиций своих родителей. Нередко такой родитель считает своей миссией полностью посвятить себя ребёнку, будучи убеждённым, что лишь тогда он достигнет успеха. Известен факт, что внутренние установки родителей и их модели поведения, которые они транслируют в семье, являются прямым отражением психологических и поведенческих проблем у детей. Родители, которые предъявляют повышенные требования к себе, пытаются прыгнуть выше собственной головы, неосознанно перекладывают эти качества на своих детей, таким образом формируя у них этот синдром. Самое интересное, что именно ребёнку они могут не предъявлять каких-то требований, но дети интуитивно улавливают настроение родителей и подстраиваются, копируя их поведение. Ребёнок с синдромом отличника, как правило, тяжело переживает даже незначительные неудачи, особенно ситуации, когда он не первый, не на высоте.
Проигрыш приводит к ощущению беспомощности, самобичеванию и депрессиям. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. Однако между данными понятиями психологи видят принципиальную разницу. Чем синдром отличника отличается от перфекционизма Перфекционизм — это стремление к совершенству. Перфекционисты ставят перед собой нереалистичные задачи и чувствуют неудовлетворенность собой, пока не достигнут поставленных целей. Перфекционист тоже не прощает ошибок, чувствует себя виноватым, когда что-то делает неправильно. Однако при достижении идеала перфекционист ориентируется на себя, стремится к совершенству ради самоудовлетворения. Человек с синдромом отличника ставит целью всеобщее признание. Он пытается увидеть себя другими глазами, оправдать ожидания окружающих и получить высокую оценку своих достижений.
Это психологический комплекс, при котором человек остается недоволен собой, даже если достигает успехов. Почему возникает синдром отличника Желание быть лучше остальных — это результат социального опыта: взаимоотношений с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками. Основную причину проблем психологи видят в особенностях семейного воспитания: Компенсация неудач родителей Ребенок реализует неудовлетворенные амбиции родителей, которые ставят цели, признанные обществом, но пренебрегают интересами и самочувствием ребенка. Через его успехи и достижения родители добиваются признания окружающих, повышают свой социальный статус Высокие требования Ребенок, родившийся в семье успешных и талантливых родителей, неосознанно хочет соответствовать их уровню Низкая самооценка Высокие достижения в учебе, спорте или в работе компенсируют внутренние или внешние несовершенства ребенка, такие как недостатки внешности, неуверенность, отсутствие друзей, социальный статус. Им важно всеобщее признание, потому что оно повышает самооценку Недостаток внимания Ребенок, на которого у родителей не хватает времени, добивается их внимания своими успехами. У многих родителей словесное поощрение подкрепляется материальным вознаграждением: покупкой новой вещи, деньгами, поездкой или разрешением поиграть в телефон Такое отношение к победам убеждает ребенка, что его ценность как личности зависит только от достижений. Если в подростковом возрасте ребенок не выйдет из этой схемы отношений, с возрастом ситуация только усугубится и сохранится на всю жизнь. Симптомы синдрома отличника У взрослых людей сохраняется нестабильная самооценка, которая зависит от достижений, неудач и признания окружающими. Они боятся критики, готовы отказаться от нового дела из страха допустить ошибку.
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ | *Синдром отличника не является научным термином, он до сих пор не признан психологией. |
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным | Рассказываем, чем опасен синдром отличника у детей и взрослых, как его распознать и научиться держать под контролем. |
Все или ничего – уверен человек с синдромом отличника | Синдром отличника может также выливаться в проявление негативных эмоций. |
Синдром отличника: как помочь ребенку? | это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих. |
Пятерку не получишь. Что собой представляет синдром отличника у взрослых?
Что такое синдром отличника и как его распознать, причины появления, возможные последствия, как справиться с синдромом отличника, советы для родителей, как не допустить развития синдрома отличника у ребенка. Когда у человека нет «синдрома отличника», он готов к тому, что что-то может пойти не так, не по тому сценарию. Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику. Причины синдрома отличника у подростков часто кроются в неудовлетворенности внешним видом, отсутствии друзей и прочем, заставляя испытывать чувство вины и подавленности от собственной неуверенности в себе.