Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику.
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ. Синдром отличника — это такая психологическая особенность личности, при которой человек стремится во всем добиться успеха и заслужить похвалу окружающих. Однако есть здесь и хорошая новость: так как справиться с синдромом отличника и низкой самооценкой нужно, работая только с самим собой, — эта задача нам под силу. Перфекционисты стараются ради идеального результата, а люди с синдромом отличника – высокой оценке самих действий. Что такое синдром отличника и как его распознать, причины появления, возможные последствия, как справиться с синдромом отличника, советы для родителей, как не допустить развития синдрома отличника у ребенка.
«Почему четыре, а не пять?». Что такое «синдром отличника», чем он опасен и при чём тут родители
Сегодня мы обсудили синдром отличника: разобрались, хорошо это или плохо, почему возникает такой комплекс и как с ним бороться. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ. Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. Итак, мы разобрались с тем, что такое синдром отличника, а перейдем к тому, как избавиться от него. Синдром отличника — комплекс психологических особенностей личности, когда человек стремится достичь высоких целей и получить одобрение окружающих.
Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
Перфекционисты все делают на «пять с плюсом» , потому что им самим это жизненно необходимо, ну, не могут иначе. Все — это даже то, что никто не увидит и не оценит. Порядок на рабочем столе, выход из дома ровно в 7:41, книга, прочитанная, проработанная и переписанная в тетрадку цитатами, балетные па, отработанные до блеска. А человек с синдромом отличника делает на пятерку именно то, что оценят другие люди, и именно затем, чтобы оценили.
То есть порядок на столе — чтобы мама похвалила, в школу прийти первой — чтобы директор увидела, книжка переписана — чтобы учителю показать, а балет, балет — чтобы на концерт отчетный взяли и там-то все увидели, что я из группы лучшая, и об этом мне рассказали. А я стояла, смущалась и говорила: «Ой, ну что вы, это не я, это оно само, я и танцевать-то не умею». С одной стороны, чтобы такое мы увидели, ребенок изначально должен быть с набором неких черт: от рождения послушный, аккуратный, настойчивый.
Штанишки свои складывать, футболочки вешать, карандашики собирать. Вряд ли раздолбай, забывающий джинсы вывернуть и надевающий их швами наружу по невнимательности, когда-то выдаст вам синдром отличника, хоть вы его задолбите своими правилами и требованиями. Но с другой стороны, даже послушные, аккуратные и настойчивые не всегда будут рыдать над прописями.
Мы, родители, тоже должны туда свою руку приложить: предъявлять те самые завышенные требования придется уж им соответствовать, я ж послушный , недостаточно уделять ему внимания придется заслужить это внимание своим хорошим поведением или наказывать за ошибки придется из страха все делать хорошо, лишь бы не пороли или не кричали. Ну, вот сошлось бинго: и природа нужными чертами характера наградила, и родители постарались. Однако до определенного возраста мы можем и не замечать сильно этого самого синдрома, а дебютирует он чаще всего именно с началом обучения в школе — там-то реально есть задания, оценки, те, с кем меня сравнить можно, еще один значимый взрослый — учитель его желательно тоже выбрать построже, чтоб уж наверняка.
Иногда родители и в шесть лет такое приносят, но начинаем разбираться, а там подготовка к школе уже полным ходом с домашками или, как вариант, какой-то кружок, секция спортивная с высокими требованиями, соревнованиями и экзаменами. С такой дошкольной жизнью и никакой школы не нужно. Устраиваем ребенку прогул Ну, ладно, ладно, заканчиваем с вредными советами Остера «как развить в своем ребенке синдром отличника» и начинаем из создавшейся ситуации выпутываться.
Тем самым они очень сильно ограничивают свою жизнь в рамках тех компетенций, которые успели наработать. А тем временем их сверстники, у которых нет синдрома отличника, спокойно делают дело на троечку, а потом уже с троечки доводят результат до четверочки, а потом и до пятерочки, повышая таким образом собственную квалификацию в новых для себя направлениях, раздвигая границы своих способностей, и двигаются вперед, достигая гораздо больших результатов. Ранее 5-tv.
Но это немного разные вещи. Перфекционист сам по себе нацелен на идеальный результат. А человеку с синдромом отличника нужна положительная оценка его работы от других. Например, школьник-перфекционист хочет аттестат с отличием, потому что для него это идеальный результат школьного обучения. Если он достигнет цели — ему будет не так важно, оценят ли его усилия окружающие.
Для школьника с синдромом отличника одни пятёрки в аттестате — лишь способ получить похвалу от близких, друзей или учителей. Чем опасны перфекционизм и синдром отличника В обоих случаях постоянное стремление к совершенству плохо сказывается на эмоциональном состоянии. Таким людям тяжело справляться даже с небольшими неудачами. Из-за этого они постоянно находятся в стрессе и боятся ошибиться. Ошибаться — это нормально и это часть жизни любого человека.
Главное — делать выводы и идти дальше. Перфекционисты ждут от окружающих такого же отношения к задачам.
Появляется этакий синдром отличника - острая потребность доказывать всем: "Я лучше". Возникает некоторый парадокс. С одной стороны, мы хотим, допустим, возглавить отдел и не можем смириться с тем, что назначили "не меня, а этого идиота". В то же время нам не дает покоя собственный комплекс неполноценности, мы сомневаемся в своих силах, и это нас угнетает.
Часто так ведут себя люди, которым в детстве внушали: "Сиди и не высовывайся", "У тебя все равно ничего не выйдет". Негативные предписания глубоко оседают в подсознании. А потом, когда нужно сделать шаг к своей мечте, неуверенность в собственных силах сковывает нас будто кандалами. Впрочем, бывает, что никакие сомнения нас не гложут: мы абсолютно уверены в собственных возможностях и способностях.
Все или ничего: чем опасен синдром отличника для ребенка
Но у ребенка могут быть другие планы, которые нужно уважать. Потребуются усилия и со стороны самих «отличников». Борьба с опасным синдромом происходит в несколько шагов: Осознать, что проблемное поведение основано на страхе не угодить окружающим. Но страх — это выбор, а не данность. Принять собственное несовершенство и неудачи как неизбежную часть жизни. Научиться распознавать, защищать и удовлетворять свои желания и потребности. Делиться чувствами и переживаниями с близкими, никого при этом не обвиняя. Не общаться с токсичными людьми, чьи замечания усиливают чувство собственной неидеальности. Хвалить и награждать себя за успехи самостоятельно. Даже если это какой-нибудь пустяк, вроде шоколадки.
Чаще дети думают, что такому человеку просто повезло, мол, «он а умный ая от рождения». Но за академическими успехами, чаще всего, стоят авторитарные и требовательные родители. Бесконечные сравнения со старшими детьми или детьми друзей, обесценивание, крики и ссоры, порванные тетради, слезы и огромный страх принести домой 4, а не 5. А иногда к этому причастны и учителя, которые видят в ребенке «потенциал». Все это в конечном итоге приводит к тому, что дети всю жизнь несут на себе крест — «синдром отличника». Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала. Такие люди убеждены, что нет предела совершенству. А еще — что они не имеют права на ошибку.
Эти люди — перфекционисты. Чем же опасен «синдром отличника»? И что будет, если с ним ничего не делать? Синдром отличника заставляет ребенка чувствовать постоянную тревожность. Он находится в состоянии перманентного эмоционального и нервного напряжения.
Но эта похвальная, на первый взгляд, черта личности может в конечном итоге сыграть злую шутку и даже привести к нарушениям психики. Что такое синдром отличника, в чем он проявляется и чем грозит, 5-tv. По его словам, это не считается серьезным отклонением от здоровой психики, по сути это просто некий перфекционизм, который проявляется в том, чтобы получить одобрение, хорошую оценку, сделать работу идеально. Казалось бы, такое добросовестное отношение к делу не может негативно влиять на жизнь.
Однако до определенного возраста мы можем и не замечать сильно этого самого синдрома, а дебютирует он чаще всего именно с началом обучения в школе — там-то реально есть задания, оценки, те, с кем меня сравнить можно, еще один значимый взрослый — учитель его желательно тоже выбрать построже, чтоб уж наверняка. Иногда родители и в шесть лет такое приносят, но начинаем разбираться, а там подготовка к школе уже полным ходом с домашками или, как вариант, какой-то кружок, секция спортивная с высокими требованиями, соревнованиями и экзаменами. С такой дошкольной жизнью и никакой школы не нужно. Устраиваем ребенку прогул Ну, ладно, ладно, заканчиваем с вредными советами Остера «как развить в своем ребенке синдром отличника» и начинаем из создавшейся ситуации выпутываться. Самое главное, над чем стоит работать, это самооценка. Понимаете, да, человек с хорошей опорой на себя самого вряд ли будет постоянно добиваться одобрения от каждого встречного. Ищем тесты, гуглим игры, выказываем безусловную любовь, записываемся в театральный кружок, заводим копилку достижений, пишем дневники успеха. Поднимаем, как можем. Что еще: Устраиваем ребенку прогул — школы, кружка, садика. Прям сбегаем в рабочий день — хрумкать мороженое в парке. Пусть узнает, как это здорово и весело — иногда нарушать правила. Ставим эксперимент: сознательно допускаем ошибку, «забываем» сделать домашнее задание. Пусть посмотрит, что это не смертельно. Учим ребенка таймингу, делегированию и планированию. Могу посоветовать для этого очень простое и сложное одновременно упражнение — делать одно дело в один момент времени. Есть — и не читать учебник.
Что делать, если у тебя синдром отличника
Перфекционисты стараются ради идеального результата, а люди с синдромом отличника – высокой оценке самих действий. какую его форму (синдром отличника или синдром отличницы) респонденты считают более распространенной и какова ситуация на самом деле. Что такое синдром отличника, преимущества и недостатки данного синдрома. Нет предела совершенству. Однако погоня за идеалом может сильно отравлять ер, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может р. Проще говоря, синдром отличника — нездоровая зависимость от одобрения окружающих, маниакальное стремление получать похвалу и достигать успеха во всем. Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному.
Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы
Тем самым вызовут желание становиться все лучше. Взрослые не хвалят за достижения, они только ругают за провалы. Ровесники дразнятся, начинают злорадствовать. Родители сами решают, с кем лучше дружить, подбирают круг общения, состоящий только из успешных детей. Последствия во взрослом возрасте Синдром отличника у взрослых, появившийся в детстве, может вызвать серьезные проблемы уже во взрослой жизни. Давайте рассмотрим, что именно может произойти. На рабочем месте. Такому человеку будет очень тяжело видеть рядом с собой более успешных людей. Он будет изо всех сил стараться заслужить одобрение своего начальника. Ради этого он перестанет спать, отдыхать — все ради «красного словца».
А когда это случится и его начнут превозносить над сотрудниками, то коллеги будут остро реагировать, станут обсуждать за спиной и, мягко говоря, ненавидеть. Такие люди чаще всего способны выполнять однообразную работу по заданному алгоритму, а не креативные и творческие задания. На личном поприще. В этом вопросе синдром особенно остро проявляется у женщин. Девушка будет стараться стать идеальной, захочет научиться готовить лучше мамы парня, будет вымывать квартиру по нескольку раз на день, чтоб любимый увидел, какая она хозяйка. Но, когда молодой человек все это воспринимает, как должное, не хвалит девушку, то неизбежен скандал. Ведь, она так старалась, все для того, чтоб он выразил свое восхищение. Естественно, что далеко не каждый парень станет терпеть такое отношение к своей персоне, и чаще всего просто разорвет напряженные отношения, а девушка останется одна со своим синдромом. Воспитание малышей.
Такие родители крайне требовательно относятся к своим отпрыскам. Они хотят, чтоб их ребенок был идеальным, самым умным, сильным и красивым. Папа или мама с синдромом записывают ребенка сразу на несколько кружков, на занятия по изучению языка, в спортивные секции, ведь малыш должен во всем преуспевать. Родители крайне остро реагируют на плохую успеваемость отпрыска, и совершенно не прислушиваются ко мнению ребенка, если тот не хочет посещать тот или иной кружок. Из-за своего тотального контроля и постоянной занятости в работе, ведь там нужно быть лучше всех, они совершенно не уделяют время общению с малышом, не интересуются его переживаниями и страхами, не оказывают поддержку.
Но иногда за сплошными пятерками стоят не способности и любовь к учебе, а стресс, напряжение и ссоры в семье. Наш блогер, учитель и мама Анна Беляева, рассказывает, что такое «синдром отличника» и чем он опасен. Наверняка у каждого из вас в классе был человек, образ которого возникает в голове при слове «отличник».
Он всегда сидит на первой парте и тянет руку. Его тетради и учебники выглядят безупречно, почерк у него — как из прописей. Домашка всегда выполнена, к контрольным этот ребенок всегда готов. Тогда, в детстве, у нас такой ученик и его поведение могли вызывать странные чувства, но мы не задумывались о том, что за этим всем стоит. Чаще дети думают, что такому человеку просто повезло, мол, «он а умный ая от рождения». Но за академическими успехами, чаще всего, стоят авторитарные и требовательные родители. Бесконечные сравнения со старшими детьми или детьми друзей, обесценивание, крики и ссоры, порванные тетради, слезы и огромный страх принести домой 4, а не 5. А иногда к этому причастны и учителя, которые видят в ребенке «потенциал».
Все это в конечном итоге приводит к тому, что дети всю жизнь несут на себе крест — «синдром отличника». Синдромом отличника обычно называют навязчивое желание доводить все до идеала.
Ребенок, способный на высокие достижения, плюс чрезмерно требовательные родители.
Патологическое стремление быть номером один невольно может быть вызвано родителями, ориентированными на блестящую учебную деятельность чада. Ребенок остро чувствует их установку и трактует ее как «меня любят за то, что лучший», «родители довольны, только когда оправдываю ожидания», «нужно быть лучшей версией себя». Ценой неимоверных усилий он пытается заслужить и поддержать любовь и одобрение.
Дифирамбы от учителей, полная коллекция наград и знаков отличия, единственная разновидность оценок в дневнике — «пятерки». И оборотная сторона медали — утраченные ребенком эмоциональная устойчивость, жизнерадостность, способность принимать результаты своей деятельности и извлекать из них стратегически важные уроки. Часто из-за беспокойства родителей по поводу успехов ребенка между ними рушатся отношения, происходит разъединение.
Заветные пятерки могут лишить доверительных отношений с дочерью, сдача ЕГЭ на максимальный балл — отдалить сына. Примеры деструктивных установок родителя Запрещено! Получать любую оценку, кроме пятерки.
Не быть отличником по всем предметам. Успехи в учебе, достигнутые в результате давления, идут на пользу. Уроки всегда на первом месте.
Нужно учиться еще лучше! Медаль должна быть. И обязательно — золотая.
Необходимо на две головы опережать одноклассников. Позволительно иногда быть вторым и третьим Бесспорно, каждый родитель действует во благо. И трудно смириться с мыслью, что ребенка ждет лишь скамейка запасных.
Но куда страшнее значительное превышение груза ответственности над допустимой величиной, бесконечные испытания характера на излом. Необходимость всюду быть на голову выше — сеанс одновременной игры на нескольких досках. И ребенок может не защитить титул гроссмейстера.
Проанализируйте, не слишком ли «заорганизована» жизнь вашего ребенка. У него обязательно должно быть время, не занятое ничем. Это время для аккумуляции сил, восполнения умственных и физических резервов, и просто для радостей жизни.
Как помочь ребёнку справиться с комплексом отличника? Надо сперва определить источник подпитки. Внутри семьи важно обсудить и понять, что оценка — это лишь субъективное мнение чужого человека о работе, которую выполнил ребенок. И больше ничего. Оценка не имеет никакого отношения к личности ребенка. Нужно перестать возводить систему оценивания в культ. Из школы подпитку, к сожалению, исключить сложнее.
Безусловно, можно поговорить с учителями об этой проблеме, объяснить ситуацию и свою позицию. Как вариант — рассмотреть смену школы на ту, где оценок нет. Конечно, позволить себе это могут не все. Да и школ таких очень мало сейчас. Если вы понимаете, что все зашло слишком далеко, обратитесь к специалисту. Ребенку нужна помощь, чтобы избавиться от стресса и тревоги.