О причинах возникновения синдрома отличника, его симптомах, последствиях и методах борьбы с ним РЕН ТВ рассказал клинический психолог Евгений Стеганцов.
Откуда появляется синдром отличника?
- Как мешает во взрослой жизни
- Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Опаснее, чем кажется: признаки и последствия синдрома отличника — 01.12.2023 — Статьи на РЕН ТВ
- Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом
Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника
Меня зовут Оля и я отличник до мозга костей. Тут вы должны были бы мне похлопать и выслушать долгий рассказ. Именно так и было буквально полгода назад, пока мне не удалось избавиться от этой болезни. Да-да, именно так я называю этот синдром, который на протяжении нескольких лет мешал мне здорово существовать. Ребята, которые страдают этим, я с вами и очень хочу поддержать и помочь. Не бойтесь признаться, что вы перфекционист в плохом смысле этого слова, ведь вы не одни!
Чтобы не быть пустословом, я собрала пару советов, которые направят и ответят на главный вопрос: как же избавиться от синдрома отличницы? Время кардинальных перемен Отрежьте челку, не сделайте домашку или вообще устройте себе день отдыха в какой-нибудь рабочий четверг. Короче действуйте по непривычному сценарию. Это поможет расслабиться и ощутить, как можно жить. Научитесь не перерабатывать Сюда отнесем делегирование задач, тайминг на дела и режим дня.
Например, во вторник вы сели за домашку и отвели себе 2 часа.
Он становится одержим идеей играть на ударных идеально и заслужить похвалу маэстро Флетчера. Как избавиться от синдрома отличника Первый шаг к борьбе с синдромом отличника — это осознание проблемы. Помочь человеку, который не признает проблему и не ищет ее решения, невозможно. Как побороть синдром отличника? Воспользуйтесь советами автора статей по психологии Джоан Смит: Поймите, что все идет из детства. Мы будем искать похлопывание по плечу и ждать словечко о том, какие мы умные. Взрослому важно научиться хвалить и поощрять себя самому, а не ждать одобрения от других. Работайте над своей самооценкой.
Самостоятельно или с помощью психолога. Для отличников важно научиться следовать собственным ценностям без постоянного страха совершить ошибку. Научитесь отдыхать. Научитесь расслабляться и отключаться от проблем на работе и в домашних делах. Время перезагрузки важно для мозга, иначе он не сможет нормально функционировать. Сравнивайте себя только с собой. Чему вы научились за последний год?
Редко, когда ребенку учеба дается очень легко, и ему неинтересно в своем классе, да и в школе, так как он обгоняет своих сверстников и проходит школьную программу, и уже лет в 13 поступает в институт. Природные вундеркинды так же редки, как и гении. Но не обязательно, что во взрослой жизни такие дети будут успешны в карьере и науке.
Бывает, что они как бы «сдуваются» и становятся обычными людьми с обычной памятью и способностями. Поэтому, не стоит слишком радоваться, получив такой «дар природы». И для ребенка лучше, если им не будут восхищаться все и всюду. В основном же дети отличники — это просто способные ребята, упорные от природы или, что гораздо чаще, упорство методично прививается им родителями. Это хорошо и правильно, главное, не перегнуть палку. Часто, родители, тоже способные, по каким-то причинам не смогли так реализоваться в жизни, как мечтали, и со всей страстью пытаются наверстать упущенное посредством детей. Это или авторитарные родители, требующие подчинения и отчета, или же — понимающие, мягкие, готовые на все ради ребенка и он очень боится их огорчить. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. Синдром отличника Уже в средних классах ребенок отдает явное предпочтение некоторым предметам, например, гуманитарным, а другие ему приходится тянуть на «пять», чтобы поддержать статус отличника. Такой ребенок привыкает быть первым в учебе, и то, что вдруг какой-то предмет не очень ему дается, сказывается на его самооценке, и он легко впадает в уныние.
Воспитание малышей. Такие родители крайне требовательно относятся к своим отпрыскам. Они хотят, чтоб их ребенок был идеальным, самым умным, сильным и красивым. Папа или мама с синдромом записывают ребенка сразу на несколько кружков, на занятия по изучению языка, в спортивные секции, ведь малыш должен во всем преуспевать. Родители крайне остро реагируют на плохую успеваемость отпрыска, и совершенно не прислушиваются ко мнению ребенка, если тот не хочет посещать тот или иной кружок. Из-за своего тотального контроля и постоянной занятости в работе, ведь там нужно быть лучше всех, они совершенно не уделяют время общению с малышом, не интересуются его переживаниями и страхами, не оказывают поддержку. Дети, имеющие крепкую психику, когда становятся старше — устраивают серьезные акции протеста, начинают делать все наперекор, что порой приводит к самым страшным последствиям и серьезным проявлениям.
Ребята со слабой психикой просто начнут подражать воле родителей, со временем сами приобретут данный синдром. Взаимоотношения в обществе. Им крайне сложно создавать круг общения, находить друзей. Ведь, их сущность постоянно конкурировать с сильными, стараясь их превзойти, и критиковать слабых, показывая свое превосходство. Поэтому друзья у таких людей не задерживаются. А новые знакомства считаются успешными в основном в случаях, когда другом становится действительно слабый человек, который полностью согласен с этим определением. При знакомстве с «отличником», вы услышите много лестных слов о себе самом, указывающих на его успешность.
А, если решите сделать замечание или скажите, что достижения не существенны и ничего не стоят, то увидите болезненную реакцию и сильную обиду. Способы избавления Общение с семьей и проявление взаимной любви может помочь справиться с синдромом отличника В этом вопросе на помощь может прийти психология, профессиональная консультация со специалистом или вы попробуйте справиться своими силами. Действенными могут оказаться следующие методы. Нужно разделять дела по мере их важности. В первую очередь, делать то, что необходимо срочно выполнить. Если не успеть, например, помыть пол на кухне, это не станет концом света. Очень важно выделять время на отдых.
Большое значение отыгрывает полноценный сон и питание. Стараться становиться перед зеркалом и хвалить себя за свои достоинства. Но не за победы, которые достались тяжелым трудом.
Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации
Чаще всего его взращивают у ребенка сами родители, предъявляя завышенные требования. Должна быть пятерка! И хотя большинство взрослых прекрасно знают, что оценки часто имеют мало общего с реальными знаниями, они продолжают настаивать, чтобы в дневнике был только высший балл - а то, мол, совсем расслабится. Иногда пятерка и успешная учеба - это единственный способ для ребенка быть замеченным и признанным в семье. Для него хорошие оценки становятся способом получить кусочек внимания от самых дорогих людей, потому что без отличных баллов в дневнике его просто никто не замечает. Значит ли это, что у всех отличников так или иначе формируется этот синдром? Вовсе нет. Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично».
Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу. Чем вреден этот синдром? Во взрослом возрасте синдром отличника часто трансформируется в заниженную самооценку, болезненный перфекционизм и провоцирует депрессию. Человек, выросший с убеждением, что его признают, любят и ценят только тогда, когда он делает что-то лучше всех, - очень сильно переживает неудачи, критику и даже просто отсутствие похвалы со стороны значимых фигур окружения. Так, домохозяйка с синдромом отличницы будет чувствовать себя никудышной женой, если муж не будет хвалить каждый ее кулинарный шедевр, офисный работник будет уверен, что он плохо делает свое дело, если шеф не будет его постоянно подбадривать, поощрять, то есть ставить виртуальные «пятерки». При этом объективная реальность, то есть то, насколько хорошо эти люди делают свое дело, совершенно ими не воспринимается. Нет похвалы - значит, нет успеха.
Сами себя они хвалить не умеют. Парадокс заключается в том, что такие люди обычно очень успешны в своих делах, потому что не дают себе спуску и требуют с себя по полной, и окружающие к этому быстро привыкают. Первый раз шеф похвалит работника, который задержался в офисе на час и перевыполнил норму в полтора раза, второй тоже, но через месяц он начнет воспринимать это как данность и даже, возможно, будет недоволен, если работник уйдет вовремя.
Бывает так, что один из пассажиров начинает вам мешать, что-то требовать и кричать. Пока за рулем вы, все хорошо.
Но если вы уступите рули мысли о том, что нужно быть отличником, тогда стоит задуматься о вашем мышлении и поведении. Как справиться с «синдромом отличника»? Пропишите краткосрочные и долгосрочные плюсы и минусы, если это произойдет. Также можно поразмышлять над тем, какой будет ваша жизнь, если в ней будет меньше высоких стандартов. Задайте себе вопросы: «Каким я буду?
Выявите убеждения, которые подталкивают вас к выполнению дел на пятерку. Например, это может звучать так «Я должен задержаться на работе допоздна и проверить отчет 2 раза, чтобы не совершить ошибку». Попробуйте поспорить со своими убеждениями и сформулируйте более гибкое правило, чем ваши изначальные. Ответьте на вопросы: «Какие аргументы подтверждают мое старое убеждение? Проводите поведенческие эксперименты.
Как понять, что у вас синдром отличника и справиться с этим состоянием? Что такое синдром отличника и чем он опасен Как справиться с синдромом отличника Что такое синдром отличника и чем он опасен Состояние, когда человек постоянно стремится быть идеальным во всем в глазах окружающих, достигать только высоких результатов и получать поощрения и похвалу от других, называют синдромом отличника. Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками и неудачами, боятся критики и негативного мнения окружающих. Они считают, что если они не будут лучшими во всем, то перестанут быть ценными и хорошими людьми. Это психологическая проблема, которая приводит к неуверенности в себе, неудовлетворенности собой и, как следствие, к постоянному стрессу и депрессии. Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками, боятся критики и негативного мнения окружающих Фото: Изображение Midjourney Фразы, которые характеризуют человека с синдромом отличника: «Для меня мнение других обо мне очень важно».
То есть человек, который пытается овладеть какой-то новой профессией, новым направлением, выйти в зону неопределенности, решить какую-то нестандартную задачу, он изначально обречен на то, что эта задача будет выполнена на троечку или на четверочку», — объясняет психолог. Проблема людей с синдромом отличника в том, что их такой результат не устраивает. Из-за этого они в итоге либо «зависают» на том простом этапе, когда надо просто как-то сделать работу и двигаться дальше, пока не доведут этап до пятерки, либо, что чаще всего происходит с такими людьми, они не берут на себя ответственность в тех вопросах, в которых не могут гарантировать самим себе выполнение задачи на отлично. В результате, по словам специалиста, такие люди часто прокрастинируют, ограничивают зону своих действий и очень редко решаются попробовать себя в каких-то новых видах деятельности.
Содержание
- Тревожные «звоночки»
- Что такое синдром отличника
- Характер ребенка с синдромом отличника
- Спасите отличника! «Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей - Воспитание и психология
- Как синдром отличника мешает жить
- Синдром отличника - как избавиться, причины - объясняет психолог
Синдром отличника у ребенка
О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Такие люди подвержены синдрому отличника – психологической особенности, которая заставляет человека делать все или идеально, или никак. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма, которая оказывает негативное влияние не только на учёбу, но и на жизнь школьника.
Синдром отличника
Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. Что такое синдром отличника, в чем он проявляется и чем грозит, разъяснил психолог по тревожным расстройствам Павел Жавнеров. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Люди с синдромом отличника испытывают страх перед ошибками, боятся критики и негативного мнения окружающих.
«Почему четыре, а не пять?». Что такое «синдром отличника», чем он опасен и при чём тут родители
Таким термином называют поведение ребенка, стремящегося постоянно достигать наивысших результатов во всем, за что берется. То есть это вид перфекционизма, проявляющийся в нетерпимости к невысоким и умеренным достижениям. При синдроме отличника школьник фактически «заедает» сам себя: рыдает из-за единственной четверки в четверти, несколько раз перепроверяет домашнюю работу, страшно переживает, если не получит очередной диплом или похвальный лист. Синдром проявляется в поведении ярко, вот его ключевые симптомы: безумная тревожность из-за учительского отношения и выставляемых оценок; трагическое восприятие малейшей ошибки или неуспеха; крайне негативное «взрывное» восприятие даже правильной и полезной критики; страх перед принятием решений из-за вероятности ошибиться; стремление идеально выполнять домашние задания и сильные переживания, если это не получается; крайне критическое и уничижительное отношение к себе, принижение собственных достижений; высокая требовательность к окружающим, насмешливость и злорадство при выявлении чужих ошибок и недочетов. Чаще всего синдром проявляется именно в плане учебы, но не только. Также это может быть перфекционизм в спорте, в творческой деятельности.
Ребенок с синдромом отличника непременно должен получать первые места на соревнованиях и олимпиадах, или безупречно играть сложные партии на музыкальных инструментах, или выдавать шедевры изобразительного искусства. Если учитель или другой взрослый из окружения скажет, что школьнику еще далеко до Моцарта или Микеланджело, то все — рыдания, истерики, депрессивные настроения гарантированы. Причины синдрома отличника Как любое личностное расстройство, синдром отличника у ребенка появляется не просто так, а является следствием внешних негативных воздействий со стороны родителей или школы. Вот ключевые причины развития синдрома у школьника: Завышенные требования со стороны учителя при высокой сложности школьной программы. Ребенок может не справляться с учебной нагрузкой, какой-то предмет может даваться ему нелегко.
А учитель, вместо того чтобы поддержать ученика, давит на него, критикует за слабую успеваемость, запугивает непрохождением экзаменов и непоступлением в университет. Такая психологическая нагрузка приводит к тому, что школьник начинает бояться плохих оценок. Постепенно это выливается в патологически негативное отношение к неуспеваемости. Давление со стороны родителей. Бывает так, что учительское отношение вполне нормальное и корректное, но ребенок все равно трясется по поводу каждой оценки.
Здесь проблему следует искать в семье. Вполне вероятно, что школьник постоянно получает от родителей вербальный или поведенческий намек на то, что он ценен и любим, только когда ведет себя идеально и получает отличные отметки. Обычно такие взаимоотношения в семье складываются, когда родители строгие, принципиальные, сами отличаются перфекционизмом. Они ругают и наказывают за малейшие ошибки и даже за средние результаты, но расхваливают ребенка, покупают ему вкусности и желанные вещи, если он достигает наивысшей цели. В итоге у школьника формируется поведенческий рисунок: он требует от себя слишком высоких целей и жутко расстраивается, когда не достигает их, он старается превзойти в учебе всех одноклассников, живет только учебными достижениями и забывает о личной жизни.
Заниженная самооценка. Когда ребенок считает себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, то он пытается компенсировать надуманные недостатки отличной учебой. Он полагает, что только как возвысится в глазах окружающих. Следует учитывать, что низкая самооценка — тоже не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренних травм, неблагоприятной семейной обстановки или травли. Почему детский перфекционизм — опасное явление В некоторой степени перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, прилагать максимальные усилия для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком.
Синдром отличника сопровождается щепетильностью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если применять их во взрослом возрасте в деловой сфере. Но вместе с тем синдром несет в себе большую опасность. И главное негативное воздействие — ухудшение здоровья. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают тревожностью, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания.
Не нужно бояться экспериментировать, пробовать, действовать. Ведь именно в этом и заключается жизнь. Также следует научиться принимать собственную персону без прикрас. Зачем терзать себя бессмысленными переживаниями по причине собственного несовершенства?
Ведь это бесполезно и ресурсозатратно. Лучше потратить энергию на самосовершенствование. Идеалов нет, но каждый индивид уникален и наполнен набором положительных черт и отрицательных качеств, равно как и остальные жители планеты. Нужно относиться проще к себе и не стремиться всегда добиваться только значительных результатов, ведь отсутствие результата, тоже является результатом. Лучшим способом избавиться от синдрома отличника является умение слышать собственное сердце. В детстве «отличник» слушал родителей, во взрослом состоянии пора ему научиться прислушиваться к себе. Это не подразумевает забыть о близких или не прислушиваться к их мнению. Это значит, что окончательное решение должно приниматься самостоятельно.
Не нужно превращаться в заложника чужих надуманных правил. При синдроме отличника, прежде всего, страдает самооценка. Поэтому дабы освободиться от него, необходимо повысить самооценку, то есть научиться уважать собственные жизненные приоритеты, ценностные ориентиры и следовать им. Также надобно понять, что здраво лишь то, что в меру. А потому следует под себя подстраивать ситуацию. Порой рассматриваемый синдром может помочь его носителю, поэтому нужно научиться адекватно анализировать и оценивать любую ситуацию бытия. Главной проблемой людей с синдромом отличника является отождествления себя с плодами своей деятельности. Они забывают, что достижение либо неуспех — это лишь незначительная часть их жизненного пути.
В преодолении рассматриваемого комплекса важно трансформировать собственные установки. Ещё одним действующим средством является безделье. У всех лиц с синдромом отличника наблюдаются излишне завышенные требования к собственной личности.
В итоге к моменту сдачи ЕГЭ нервы могут окончательно сдать. В таком состоянии легко провалить экзамены. Мы добавили в нашу программу подготовки к ЕГЭ вебинары с психологом, на которых даём полезные лайфхаки по борьбе со стрессом.
Как с избавиться от перфекционизма В стремлении всё делать хорошо нет ничего плохого. Опасно, если это превращается в навязчивую идею. Если чувствуешь, что у тебя есть склонность к перфекционизму или проявляется синдром отличника, вот несколько рекомендаций: Помни, что ты и твои результаты — это не одно и то же Из-за ошибок ты не станешь плохим человеком. Делай выводы из неудач Если что-то не получилось, это не повод винить себя. Лучше задумайся, почему так вышло. Это поможет избежать подобных ситуаций в будущем.
Не сравнивай себя с другими Лучше сосредоточиться на собственных успехах и хвалить себя даже за маленькие победы. В любом деле ограничивай себя по времени Дедлайны помогут вовремя остановиться и перейти к следующей задаче. Подготовка к ЕГЭ сложна тем, что надо распределить время и силы сразу на несколько предметов.
Социально предписанный, при котором человек убежден, что другие ожидают от него нереалистичных успехов и этим ожиданиям необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение. Тест из 45 вопросов на основе их шкалы позволит вам оценить степень выраженности этих установок. Высокие баллы — повод тщательнее проанализировать свое поведение. Для этого коуч Элизабет Скотт советует провести анализ выгод и издержек — разделить лист на две части и записать все плюсы и минусы присутствия синдрома отличника в вашей жизни. Цель упражнения в том, чтобы увидеть не только положительные моменты, связанные с одобрением на работе и аккуратным выполнением задач, но и вытекающие из этого проблемы — постоянный страх неудачи, невозможность делегирования, переработки. Это поможет перестать воспринимать перфекционизм как благо, что очень важно на старте. Проблем добавляет и склонность к выставлению себе ультиматумов: «я должен выложиться по полной, иначе все будут считать меня неудачником».
Бороться с такими убеждениями сложно, но необходимо: они мешают мыслить рационально и способствуют развитию тревожности и аутоагрессии. Психологи Рена Бранч и Роб Вилсон предлагают три шага к решению проблемы: Распознать иррациональную мысль. Для этого спросите себя: действительно ли мысль полезна вам?
Чем опасен синдром отличника
- «Вопросы психологу»: что такое синдром отличника и как с ним справиться
- Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль
- Синдром отличника: как избавиться ребенку от перфекционизма, психология и лечение
- Синдром отличника: что это? Как проявляется? Лечение
- Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?
«Почему четыре, а не пять?». Что такое «синдром отличника», чем он опасен и при чём тут родители
Если для ребенка единственной приемлемой оценкой становится пятерка, то все остальные отметки он воспринимает как провал, а его самооценка значительно снижается. Он считает, что без хороших оценок и похвалы окружающих его нельзя любить и считать хорошим. Ребенок считает, что любая ошибка приводит к снижению оценки и недовольству родителей и учителей, насмешкам одноклассников и друзей. Такие дети а потом и взрослые стремятся избежать ошибок любой ценой. В крайних вариантах они предпочитают вообще не выполнять задание, чем допустить в нем ошибку. Других людей такой ребенок тоже оценивает через призму их достижений и не видит за ними человека. Людей без амбиций и значимых достижений они считают недостойными своего внимания. А тем, кто добивается больше них, они страшно завидуют.
Если кто-то из родителей или значимый педагог хвалит достижения другого, ребенок может устраивать сцены ревности. Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред. Они считают, что отвечают за то, на что фактически не могут повлиять, например за эмоциональное благополучие родителей. В паре с гиперответственностью идет и гиперконтроль: когда ты считаешь, что все зависит только от тебя, ты начинаешь контролировать все аспекты жизни. Эти качества немного видоизменяются и переходят во взрослую жизнь. На самом деле такие дети находятся в самом уязвимом положении. И вот почему.
Да, он может выучить все, что можно, и даже решать сотни пробных ЕГЭ, но на экзамене ему попадается другая, незнакомая ему формулировка. Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно помните, ошибки его пугают. Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то. Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил.
С ранних лет такие дети напоминают маленьких взрослых. Они не умеют спонтанно радоваться, дурачиться, смеяться просто так, придумывать шалости. Они могут быть лишены той нескончаемой активности, которая присуща детям. Учиться на «отлично» — это замечательно и возможно, необходимо. Но стоит помнить о том, что естественная детская среда — это не бесконечные уроки и гонки за медалями первенства, а игры, крики, смех, бег, прыжки, лазание по деревьям, исследование укромных уголков двора, мячи, велосипеды, споры с приятелями и настоящая дружба.
Позволить детям в детском возрасте быть собой — это одно из самых важных условий, которое могут и должны создать им родители, если хотят, чтобы они были по-настоящему счастливы. У ребёнка может развиться перфекционизм Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями. Одно из них — развитие перфекционизма. Ребёнок привыкает быть лучшим и первым во всем — на каждом уроке, школьной олимпиаде, городском конкурсе или мероприятии. Учителя таких детей сразу замечают, очень ценят и уважают их. Они дают им главные роли в школьных и районных спектаклях, отличники часто являются гордостью школы.
Бывает так, что один из пассажиров начинает вам мешать, что-то требовать и кричать. Пока за рулем вы, все хорошо.
Но если вы уступите рули мысли о том, что нужно быть отличником, тогда стоит задуматься о вашем мышлении и поведении. Как справиться с «синдромом отличника»? Пропишите краткосрочные и долгосрочные плюсы и минусы, если это произойдет. Также можно поразмышлять над тем, какой будет ваша жизнь, если в ней будет меньше высоких стандартов. Задайте себе вопросы: «Каким я буду? Выявите убеждения, которые подталкивают вас к выполнению дел на пятерку. Например, это может звучать так «Я должен задержаться на работе допоздна и проверить отчет 2 раза, чтобы не совершить ошибку». Попробуйте поспорить со своими убеждениями и сформулируйте более гибкое правило, чем ваши изначальные.
Ответьте на вопросы: «Какие аргументы подтверждают мое старое убеждение? Проводите поведенческие эксперименты.
Бывает, что родители сами не понимают, как транслируют ребёнку не абсолютную любовь с полным принятием, когда «мы тебя любим несмотря ни на что», а любовь с союзом «если». То есть мы тебя любим, но с определёнными условиями — если ты победитель, если ты станешь лучшим, если ты сделаешь всё превосходно. Представьте только, какое давление и стресс испытывает ребёнок? Если я не буду лучшим — я потеряю любовь родителей! Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. Также ошибочно принято считать, что у детей-отличников большие стремления к знаниям, ведь они успешны по всем предметам, получают одни «пятерки». Но если копнуть глубже, то можно увидеть, что не знания их интересуют, не познание нового их мотивирует, а нужны им отличные оценки, именно высший результат. Ведь в наивысшей оценке они видят одобрение, принятие и любовь.
Безусловно, дети-отличники — это предмет гордости для родителей, их отрада, а для одноклассников — пример для подражания, о котором никогда не забудут напомнить учителя, очередной раз выделяя их среди всего класса. Но хорошо, когда для ребёнка сплошные «пятёрки» не самоцель, и он не испытывает постоянного страха и тревожности на фоне возможного неуспеха, лёгкой неудачи или риска не оказаться первым и самым лучшим.
Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?
Может, стоит остановиться на хорошем результате и заняться тем, что действительно важно? Используйте дедлайн. Ставьте себе ограничение по времени на выполняемую работу — так, чтобы его хватило на хороший результат с приемлемым качеством. Вы будете удивлены, когда поймете, что людям хороший результат нравится не меньше, чем идеальный. Научитесь принимать критику. Относитесь к ней как к альтернативной точке зрения. Каждый имеет право на мнение. Попробуйте найти в ней рациональное зерно, запомнить на будущее и извлечь максимальную пользу. Благодарите тех, кто делает вам замечания, и ваше отношение к критике постепенно изменится. Перестаньте относиться к своим ошибкам, как к катастрофе.
Ошибки — неизбежный спутник человеческого прогресса. Без проб и ошибок невозможно освоить что-то новое. Вот и начните учиться — иностранному языку, игре на музыкальном инструменте, запишитесь на обучающие курсы. Так вы на практике поймете, что на ошибках учатся, и что другие тоже ошибаются. Воспринимайте ошибки и замечания как обратную связь, как результат эксперимента. Перестаньте контролировать окружающих. Не берите на себя ответственность за их дела. Научитесь не проверять и не переделывать за другими их работу. Пусть она выполнена не идеально — в этом нет ничего страшного.
Разрешите вещам лежать там, куда их положили домашние, а не там, где вы хотите их видеть. Не заставляйте детей переписывать домашнее задание, если вам показалось, что оно выполнено недостаточно аккуратно. Добивайтесь неидеальных результатов. Опоздайте хотя бы раз на пару минут на работу или в университет. В одежде попробуйте отойти от строгого стиля, разрешите себе легкую небрежность. Не случится ничего страшного, если вы пропустите одну уборку в квартире или помоете посуду позже обычного. Вы поймете, что в этом нет никакой катастрофы, что никто не обратил внимания на неидеальный маникюр или «неправильную» цветовую гамму в одежде. А если и обратил, то не стал относиться к вам хуже. Находите себе поводы для оправдания: «я не могу делать эту работу лучше других, потому что у меня еще мало опыта», «у меня есть более важные занятия, чем доводить порученное дело до идеала», «я не успела приготовить ужин, зато закончила курсовую работу».
Тогда вы будете соревноваться с самим собой, а не с другими. Работайте над собственной самооценкой. Живите для себя, не ждите постоянного одобрения от окружающих, позвольте себе расслабиться и не быть идеальным. Перестаньте бояться осуждения и неодобрения — все люди больше думают о себе, чем об остальных.
Желание все делать идеально проявляется не только в учебе или профессиональной сфере, но и в других сферах жизни: в школе, спорте, увлечениях, отношениях. У человека с синдромом отличника отсутствует адекватное восприятие неудач.
Проигрыш приводит к ощущению беспомощности, самобичеванию и депрессиям. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. Однако между данными понятиями психологи видят принципиальную разницу. Чем синдром отличника отличается от перфекционизма Перфекционизм — это стремление к совершенству. Перфекционисты ставят перед собой нереалистичные задачи и чувствуют неудовлетворенность собой, пока не достигнут поставленных целей. Перфекционист тоже не прощает ошибок, чувствует себя виноватым, когда что-то делает неправильно.
Однако при достижении идеала перфекционист ориентируется на себя, стремится к совершенству ради самоудовлетворения. Человек с синдромом отличника ставит целью всеобщее признание. Он пытается увидеть себя другими глазами, оправдать ожидания окружающих и получить высокую оценку своих достижений. Это психологический комплекс, при котором человек остается недоволен собой, даже если достигает успехов. Почему возникает синдром отличника Желание быть лучше остальных — это результат социального опыта: взаимоотношений с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками. Основную причину проблем психологи видят в особенностях семейного воспитания: Компенсация неудач родителей Ребенок реализует неудовлетворенные амбиции родителей, которые ставят цели, признанные обществом, но пренебрегают интересами и самочувствием ребенка.
Через его успехи и достижения родители добиваются признания окружающих, повышают свой социальный статус Высокие требования Ребенок, родившийся в семье успешных и талантливых родителей, неосознанно хочет соответствовать их уровню Низкая самооценка Высокие достижения в учебе, спорте или в работе компенсируют внутренние или внешние несовершенства ребенка, такие как недостатки внешности, неуверенность, отсутствие друзей, социальный статус. Им важно всеобщее признание, потому что оно повышает самооценку Недостаток внимания Ребенок, на которого у родителей не хватает времени, добивается их внимания своими успехами. У многих родителей словесное поощрение подкрепляется материальным вознаграждением: покупкой новой вещи, деньгами, поездкой или разрешением поиграть в телефон Такое отношение к победам убеждает ребенка, что его ценность как личности зависит только от достижений. Если в подростковом возрасте ребенок не выйдет из этой схемы отношений, с возрастом ситуация только усугубится и сохранится на всю жизнь.
Если же она блокирует спонтанность, способность рисковать, пробовать что-либо новое, то стоит с этим разобраться. Перфекционизм или синдром отличника? В отличие от перфекционизма синдром отличника направлен именно на одобрение со стороны окружающих, например, на то, чтобы они высоко оценили результат вашей работы. А перфекционизм нацелен на процесс работы: чтобы получить качественный результат, не обязательно иметь высокую оценку со стороны. Особенности синдрома отличника у детей и у взрослых Существует несколько важных особенностей и критериев, по которым можно понять, что у ребенка есть такой синдром. Зависимость от чужого мнения Если вы замечаете, что ребенок легко опускает руки, слыша критику в свой адрес, или, наоборот, становится самоуверенным после похвалы, то стоит обратить на это внимание.
Конечно, наше окружение на нас неизбежно влияет, но важно, чтобы это влияние не было чрезмерным. Пятерка любой ценой Если из-за давления родителей ребенок старается получать только пятерки и никакую другую оценку принять не готов, то будьте уверены: такое отношение выматывает и эмоционально истощает его. Ребенок живет с мыслью, что в противном случае он не нужен и не важен для родителей. В будущем у него может появится такая ошибка мышления, как принцип «все или ничего». Страх ошибиться Двойки, незнание ответа, неготовность к уроку, любые ошибки воспринимаются ребенком как ужас и кошмар.
Ошибаться — это нормально и это часть жизни любого человека. Главное — делать выводы и идти дальше.
Перфекционисты ждут от окружающих такого же отношения к задачам. Они не понимают, почему другие не могут делать идеально. Это плохое качество для работы в команде. Ещё перфекционисты часто берут на себя лишние обязанности на работе, потому что не доверяют коллегам. Такой подход ведёт к чрезмерным нагрузкам и может быстро привести к выгоранию. Перфекционизм тормозит любой процесс. Есть даже поговорка: «Лучшее — враг хорошего».
Можно бесконечно переписывать сочинение или убираться в комнате, пока не получится идеально. Хотя за это же самое время можно успеть сделать ещё несколько важных дел. Школьник-перфекционист всегда переживает за оценки.
Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль
Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ. Нет предела совершенству. Однако погоня за идеалом может сильно отравлять ер, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может р. Справедливо будет отметить, что синдром отличника и перфекционизм — особенности, дающие их обладателю и ряд преимуществ. Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника. Сегодня мы обсудили синдром отличника: разобрались, хорошо это или плохо, почему возникает такой комплекс и как с ним бороться. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих.