Синдром отличника (отличницы): что это такое, почему появляется и как от данного комплекса.
Чем опасен синдром отличника и как взять его под контроль
Постоянное недовольство собой. Успехи и достижения воспринимаются как нечто обычное, а любое несовершенство — как неполноценность. Неумение проигрывать. Каждому человеку приходится периодически проигрывать споры и соглашаться с оппонентом, особенно важно уметь делать это в общении с близкими людьми. Отсутствие самоиронии. Человек не способен положительно и с юмором воспринимать собственные ошибки. Болезненное восприятие критики. Самооценка человека с синдромом отличника сильно занижена, а критика извне способна ввергнуть его в состояние депрессии.
Страх перед риском. С годами «отличнику» всё сложнее рисковать. Он предпочитает двигаться медленно, соблюдая привычный распорядок и всячески сопротивляясь переменам. Синдром отличника — это усугубляющееся состояние психики. Человек предъявляет к себе повышенные требования, это сказывается на его эффективности, в результате чего недовольство собой возрастает. Каждая неудача усиливает уверенность в собственном несовершенстве. Плюсы синдрома отличника Наряду с минусами данный синдром даёт человеку и некоторые преимущества.
Ему может быть действительно интересно учиться. Однако если за ценой пятерок стоят большие усилия и страх наказания, а школьные неудачи воспринимаются как катастрофы — это симптом того, что ребенку требуется помощь родителя или психолога. Портал «Я—родитель» дает пять рекомендаций родителям , которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника. Умерьте свои амбиции Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой.
У одного это пятерка, а у другого — тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя. Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада — успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе! Воспитывайте правильное отношение к оценкам Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе.
Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике.
Что еще: Устраиваем ребенку прогул — школы, кружка, садика. Прям сбегаем в рабочий день — хрумкать мороженое в парке. Пусть узнает, как это здорово и весело — иногда нарушать правила. Ставим эксперимент: сознательно допускаем ошибку, «забываем» сделать домашнее задание. Пусть посмотрит, что это не смертельно. Учим ребенка таймингу, делегированию и планированию. Могу посоветовать для этого очень простое и сложное одновременно упражнение — делать одно дело в один момент времени.
Есть — и не читать учебник. Чистить зубы — и не мыть раковину. Пусть попробует быть здесь и сейчас, а не везде и одновременно. Учим ребенка распределять свои ресурсы на все сферы жизни, а не только на учебу, например. Для этого рисуем круг и делим его на сектора: учеба, дружба, спорт, хобби и прочее. Так вот, время и силы нужно распределять равномерно. Пусть вообще подумает, что там у него кроме уроков есть в расписании. Прорабатываем страх критики, а для этого пробуем сами хвалить других и спрашивать их советов. Можно ставить себе прям задачу на день: сделать пять комплиментов или спросить два совета.
Что мы увидели В опросе приняло участие 67 человек: 62 женщины и 5 мужчин Подавляющее большинство опрошенных знакомо с понятием "синдром отличника", что говорит о значительной общей осведомленности о данной проблеме среди студентов, независимо от их возраста и соответствующего опыта. Наше внимание также привлекло соотношение ответов на вопросы 2 и 5. Мы видим, что вариант мужского рода является более употребим по мнению респондентов: "синдром отличника" предпочли две трети опрошенных. Это расходится с данными, например, Омского университета. Однако здесь же стоит отметить, что каждый из мужчин, прошедших наш опрос, посчитал, что женщины подвержены синдрому отличника чаще Кроме того, аудитория опроса - студенты, которые в значительной мере разбираются в современных тенденциях и понимают, что в наши дни на женщину взваливается, порой, двойная ответственность: карьера и семья.
Однако мы не отрицаем и справедливость исследований Омского университета, так как и на мужчин давит груз общественных ожиданий, зачастую связанный с токсичной маскулинностью, необходимостью успехов на карьерном поприще и др. Сравнив два графика, мы видим, что на данный момент термин "синдром отличника" кажется более часто употребимым. Одновременно с этим, женщины, находясь под давлением социума, страдают от данной проблемы все чаще, что подтверждают как данные опроса, так и тенденции по употребимости термина "синдром отличницы", который был представлен выше на графике Google Ngrams. Выводы В ходе своего исследования мы выяснили, что наши сверстники в значительной степени осведомлены о существовании такой проблемы, как синдром отличника и отличницы что нас очень порадовало. Более того, они относятся к нему преимущественно негативно, с опаской, волнением за своих близких.
А причина для тревоги действительно существует, потому что у подавляющего большинства опрошенных в окружении есть люди, подверженные этому синдрому. Кроме того, во время изучения данного вопроса, мы выявили общую тенденцию к увеличению популярности именно формы женского рода, "синдрома отличницы", на что нашлось несколько жизнеспособных объяснений, уже упомянутых нами: большая ответственность на плечах женщины, распространение феминитивов и др.
О синдроме отличника: как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться
Когда все в порядке, переживаете из-за дедлайнов, которые еще не наступили, и поручений директора, в работе над которыми собираетесь совершить очередной подвиг. Все время ощущаете себя в аврале и пожаре и от этого эмоционально истощаетесь. Вы стремитесь к идеалу во всех сферах жизни. Быть лучшей женой, мамой, дочерью, подругой, сотрудницей — это про вас. Да, дается вам это непросто, но вы продолжаете свой путь к идеалу.
Как справиться с синдромом отличника: пять приемов от коуча Чтобы приглушить в себе отличника, периодически пользуйтесь приемами, о которых прочитаете ниже. Синдром отличника превращает человека в тревожного трудоголика и приводит к выгоранию Прием 1. Достаньте все свои дипломы, сертификаты, рекомендательные письма. В общем, возьмите все, что накопилось за годы работы и что подтверждает вашу компетентность.
Вспомните и распишите на листочке свой профессиональный путь в деталях: с чего начинали, где и как учились, как доросли до своей должности. Похвалите себя за то, что смогли пройти этот путь и стать тем, кем стали. Осознайте, что вы высококлассный специалист и руководитель об этом знает, иначе вы не занимали бы свою должность. Конкурировать с вами в коллективе никто не собирается, а вот перенять хотя бы частичку вашего опыта коллеги не отказались бы.
Так, может, хватит их сторониться? Прием 2. Распишите на листочке, за что вы можете похвалить себя уже сейчас, и похвалите. Здесь важны не только ваши профессиональные успехи — большие и маленькие, но и личные достижения.
Например, вы уже две недели ходите по утрам в бассейн, хотя не решались на это несколько лет. Сдали отчет. Хотя и в последний момент, но сдали. На выходных ни разу не подумали о работе и хорошо отдохнули, чтобы в понедельник с новыми силами взяться за дело.
Вам, как отличнику, нужна похвала, но необязательно черпать ее извне. Начните сами проявлять внимание и заботу к себе: давать себе то, чего вам не хватает от окружающих. Регулярно находите, за что себя похвалить, можно даже поощрить себя чем-то приятным.
Неудачи чреваты нервными расстройствами. Возможны две ситуации. Первая ситуация.
Ребенок, стремящийся к высоким достижениям в силу природных особенностей, плюс нехватка внимания близких людей. Недостаток обратной связи и проявления любви побуждает ребенка заслужить внимание и одобрение взрослых. В первую очередь — родителей. Отличными оценками он безотчетно добивается попадания в поле зрения важных людей. В таком случае терапевтический эффект окажет открытое выражение взрослым своих чувств. Например, можно чаще обниматься.
Человеку нужно 4 объятия в день для выживания. И 8 объятий — для здоровья и хорошего самочувствия. Обнимайтесь бессчетное количество раз. Столько, сколько потребуется. Это так просто и так важно! Замеченный и услышанный ребенок неуязвим.
Интересуйтесь происходящим в его жизни. Проводите вместе свободное время. Выезжайте всей семьей на пикники и в походы, играйте в настольные игры. Напоминайте о необходимости смены деятельности, общения с друзьями, хобби. Поощряйте у слишком зацикленного на учебе ребенка отвлечение. Запишите ребенка в спортивные секции и творческие клубы.
Пробудите у ребенка интерес к окружающему миру и любовь к тому, чем он уже обладает. Объясните, что поражение не менее важно, чем победа. Это стимул для дальнейшего развития, поиска новых путей, оправданного риска. Возможность обнаружения своих слабых сторон, и сильных сторон соперника, у которого можно чему-то научиться.
Интересуйтесь у него процессом учебы. Что он узнал? Что ему понравилось? Что показалось сложным? Что было интересно для него, а что скучно?
Не говорите ребенку, что оценки — это самое важное, что быть троечником — значит быть плохим, а отличники — самые лучшие. Не сравнивайте его с одноклассниками и не ругайте за ошибки. Отмечайте сильные стороны ребенка, его интересы в учебе и предпочтения. Делайте упор на них. Если синдром отличника — у взрослого Чтобы справиться с этим синдромом, важно найти корень проблемы, понять, что послужило причиной такого поведения. Например, это может быть желание «купить» любовь и признание окружающих в обмен на идеально выполненную работу.
И даже если фотографию сына или дочери не поместят на доску почета, это не умаляет их ценности в глазах близких. Плохо написанная контрольная, замечание в дневнике — это не повод набрасываться на ребенка с осуждением. Необходимо спросить себя: стоят ли высокие оценки его душевного благополучия? Лучше обнять и объяснить, что ошибки совершают все — это нормально. Не пытаться реализовать в детях собственные амбиции. Часто родители «спят и видят», чтобы дети воплотили в жизнь их несбывшиеся мечты. Тот, кто в детстве хотел быть врачом, а выучился на юриста, став родителем, подталкивает чадо к обучению в мединституте, требует отличного знания химии и биологии. Но у ребенка могут быть другие планы, которые нужно уважать. Потребуются усилия и со стороны самих «отличников». Борьба с опасным синдромом происходит в несколько шагов: Осознать, что проблемное поведение основано на страхе не угодить окружающим.
Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?
*Синдром отличника не является научным термином, он до сих пор не признан психологией. И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника. Говоря понятным языком, синдром отличника – это постоянная зависимость от одобрения окружающих. В статье мы расскажем про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться. Сегодня мы обсудили синдром отличника: разобрались, хорошо это или плохо, почему возникает такой комплекс и как с ним бороться.
Синдром отличника: что это такое, плюсы и минусы
В статье мы расскажем про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться. Синдром отличника — психологическая особенность, при которой человеку очень важно достигать отличных результатов в любом виде деятельности, а вероятная ошибка приводит его в ужас. это желание делать все идеально, преуспевать во всех сферах жизни и обязательно получать высокую оценку окружающих.
Синдром отличника: как помочь ребенку?
Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. Однозначно, синдром отличника – это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. Доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования Государственного университета просвещения Александр Кононов 24 января рассказал «Известиям», что такое синдром отличника и как его побороть. При вопросе, что значит синдром отличника, обычно говорят о навязчивой зацикленности идеального выполнения действий без наслаждения самим процессом.