Статья расскажет о таком явлении, как синдром отличника (отличницы) у детей и взрослых. О причинах возникновения, плюсах и минусах, а также о том, как бороться с постоянным стремлением к «пятёркам». *Синдром отличника не является научным термином, он до сих пор не признан психологией.
Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
Людей вокруг слишком много, и кто-то всегда будет вами недоволен. Но разница между их недовольством и вашим в том, что окружающим особо нет дела до ваших неудач. Они могут осудить или осмеять, но уже через пару минут переключатся на что-то другое и забудут. А ваше недовольство собой придётся нести дальше, как кандалы. Если хотите исправить перфекционизм, начните с самооценки. Примите факт, что не бывает безупречных людей, и позвольте себе не быть таким. Знаем, это так легко не исправить.
Но разобраться в себе и полюбить без одних пятёрок поможет психолог. Всё получится! Перераспределите приоритеты Иначе — перестаньте волноваться о том, что вам неинтересно. Это достаточно просто сделать: в следующий раз, когда захотите удариться в достигаторство, спросите себя — зачем.
Ежедневные пятерки вовсе не показатель полноценного успеха. По-настоящему успешный человек сохраняет гармонию внутри, не требует повышенного внимания окружающих и не ждет чрезмерной похвалы за свои действия. При необходимости комплексной проработки причин тревожности и низкой самооценки следует обратиться к специалисту.
Опытный психолог поможет определить источник трудностей, а вы — сделать все возможное для его устранения. Поделиться в социальных сетях.
Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию. Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий. Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние. Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля».
Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание. Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще. Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства. Отличник в школе В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства. Отличники бывают трех типов: 1.
Природный отличник — ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно. Упорный отличник — ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и — все это только для того, чтобы получить заветную пятерку.
Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей. Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх.
Гораздо проще, жить по привычному для него порядку, боязнь сменить работу, начать что-то новое. Возможные причины Первопричины родом из детства Прежде чем думать, над тем, как избавиться от синдрома, необходимо знать, какие факторы повлияли на его формирование. Важно понимать, что большинство из них появляется, как последствие пережитого в детстве. Давайте рассмотрим часто встречающиеся причины. Неправильное воспитание из-за незнания детской психологии. Похвала без надобности. Родители могут приводить в пример соседского ребенка, указывая своему на его недостатки и отставание по сравнению с ним. Тем самым вызовут желание становиться все лучше. Взрослые не хвалят за достижения, они только ругают за провалы.
Ровесники дразнятся, начинают злорадствовать. Родители сами решают, с кем лучше дружить, подбирают круг общения, состоящий только из успешных детей. Последствия во взрослом возрасте Синдром отличника у взрослых, появившийся в детстве, может вызвать серьезные проблемы уже во взрослой жизни. Давайте рассмотрим, что именно может произойти. На рабочем месте. Такому человеку будет очень тяжело видеть рядом с собой более успешных людей. Он будет изо всех сил стараться заслужить одобрение своего начальника. Ради этого он перестанет спать, отдыхать — все ради «красного словца». А когда это случится и его начнут превозносить над сотрудниками, то коллеги будут остро реагировать, станут обсуждать за спиной и, мягко говоря, ненавидеть.
Такие люди чаще всего способны выполнять однообразную работу по заданному алгоритму, а не креативные и творческие задания. На личном поприще. В этом вопросе синдром особенно остро проявляется у женщин. Девушка будет стараться стать идеальной, захочет научиться готовить лучше мамы парня, будет вымывать квартиру по нескольку раз на день, чтоб любимый увидел, какая она хозяйка. Но, когда молодой человек все это воспринимает, как должное, не хвалит девушку, то неизбежен скандал. Ведь, она так старалась, все для того, чтоб он выразил свое восхищение.
О синдроме отличника: как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться
Перфекционисты ждут от окружающих такого же отношения к задачам. Они не понимают, почему другие не могут делать идеально. Это плохое качество для работы в команде. Ещё перфекционисты часто берут на себя лишние обязанности на работе, потому что не доверяют коллегам. Такой подход ведёт к чрезмерным нагрузкам и может быстро привести к выгоранию.
Перфекционизм тормозит любой процесс. Есть даже поговорка: «Лучшее — враг хорошего». Можно бесконечно переписывать сочинение или убираться в комнате, пока не получится идеально. Хотя за это же самое время можно успеть сделать ещё несколько важных дел.
Школьник-перфекционист всегда переживает за оценки. В выпускном классе, когда нужно готовиться к ЕГЭ, уровень стресса повышается в разы. В итоге к моменту сдачи ЕГЭ нервы могут окончательно сдать.
Перфекционизм — это психологическая черта личности, со сложной структурой. Главные симптомы перфекционизма: Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе; Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»; Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие; Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением; Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»; Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях. Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.
В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения. Причины Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу. Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам: Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой. Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить. Потребность получить внимание родителей.
Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей. Как избавиться от синдрома отличника? Лучшее лечение от синдрома отличника — это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок — за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным. Категорически запрещается: Сравнивать своего ребёнка с другими детьми.
Человеку с синдромом отличника свойственно выполнение любой работы с наивысшим качеством и скрупулёзность. Неотъемлемой частью перфекционизма является сомнение в качестве произведённых работ при чрезвычайно высоких требованиях. Особенности проявления, проблемы, последствия[ править править код ] «Синдром отличника» подразумевает не только высокие личные стандарты индивидуума, но и оценку окружающих. Синдрому отличника свойственны перфекционизм, ситуативная тревожность , обязательная внешняя оценка. По мнению Дональда Хамачека [3] есть два типа перфекционизма: здоровый и невротический. При здоровом перфекционизме индивид является лидером, обладает высокой работоспособностью и самооценкой. Уровень его требования соответствует его личности. При невротическом перфекционизме человек панически боится сделать ошибку. Человек не уверен, сомневается в правильности своих действий.
Они считают, что отвечают за то, на что фактически не могут повлиять, например за эмоциональное благополучие родителей. В паре с гиперответственностью идет и гиперконтроль: когда ты считаешь, что все зависит только от тебя, ты начинаешь контролировать все аспекты жизни. Эти качества немного видоизменяются и переходят во взрослую жизнь. На самом деле такие дети находятся в самом уязвимом положении. И вот почему. Да, он может выучить все, что можно, и даже решать сотни пробных ЕГЭ, но на экзамене ему попадается другая, незнакомая ему формулировка. Ребенок теряется и впадает в ступор, предпочитая вообще не браться за решение, чем ответить неправильно помните, ошибки его пугают. Дополнительную нервозность добавляет и то, что экзамен проходит в другой школе под присмотром незнакомых ребенку взрослых, которые не могут ни поддержать его, ни подсказать что-то. Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил. Отличников это демотивирует и выбивает из колеи. Они считают, что результат экзамена определяет всю их жизнь И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ. Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их. Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Они боятся не оправдать ожидания Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали. Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют. Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше.
Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы
Синдро́м отли́чника/отличницы — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. При вопросе, что значит синдром отличника, обычно говорят о навязчивой зацикленности идеального выполнения действий без наслаждения самим процессом. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Борьба с синдромом отличника направлена на изменение системы ценностей ребенка, формирование собственной значимости, уверенности в себе. И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника.
Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника
Синдром отличника превращает человека в тревожного трудоголика и приводит к выгоранию Прием 1. Достаньте все свои дипломы, сертификаты, рекомендательные письма. В общем, возьмите все, что накопилось за годы работы и что подтверждает вашу компетентность. Вспомните и распишите на листочке свой профессиональный путь в деталях: с чего начинали, где и как учились, как доросли до своей должности. Похвалите себя за то, что смогли пройти этот путь и стать тем, кем стали. Осознайте, что вы высококлассный специалист и руководитель об этом знает, иначе вы не занимали бы свою должность. Конкурировать с вами в коллективе никто не собирается, а вот перенять хотя бы частичку вашего опыта коллеги не отказались бы. Так, может, хватит их сторониться? Прием 2.
Распишите на листочке, за что вы можете похвалить себя уже сейчас, и похвалите. Здесь важны не только ваши профессиональные успехи — большие и маленькие, но и личные достижения. Например, вы уже две недели ходите по утрам в бассейн, хотя не решались на это несколько лет. Сдали отчет. Хотя и в последний момент, но сдали. На выходных ни разу не подумали о работе и хорошо отдохнули, чтобы в понедельник с новыми силами взяться за дело. Вам, как отличнику, нужна похвала, но необязательно черпать ее извне. Начните сами проявлять внимание и заботу к себе: давать себе то, чего вам не хватает от окружающих.
Регулярно находите, за что себя похвалить, можно даже поощрить себя чем-то приятным. Например, купить новое платье или записаться на курс массажа. Прием 3. Понаблюдайте за другими сотрудниками в своей компании. Как вы считаете, совершают ли эти люди ошибки? А бывает ли у них такое, что они выполняют поручения директора в последний момент? Наверняка у коллег есть и ошибки, и прокрастинация относительно рабочих задач.
Внутри семьи важно обсудить и понять, что оценка — это лишь субъективное мнение чужого человека о работе, которую выполнил ребенок. И больше ничего. Оценка не имеет никакого отношения к личности ребенка.
Нужно перестать возводить систему оценивания в культ. Из школы подпитку, к сожалению, исключить сложнее. Безусловно, можно поговорить с учителями об этой проблеме, объяснить ситуацию и свою позицию. Как вариант — рассмотреть смену школы на ту, где оценок нет. Конечно, позволить себе это могут не все. Да и школ таких очень мало сейчас. Если вы понимаете, что все зашло слишком далеко, обратитесь к специалисту. Ребенку нужна помощь, чтобы избавиться от стресса и тревоги. Но нужно понимать, что избавление от этого комплекса не быстрый процесс — если вы убрали подпитку, это не значит, что через неделю все будет в порядке. Тревожность копилась годами, как и годами формировалась заниженная самооценка.
Родители поощряют его, хвалят, подпитывают самооценку словами о том, что он должен быть самым умным, лучшим, первым учеником в классе. Так, ребёнок, сам того не замечая может приобрести «синдром» отличника. Что отличает таких детей от их сверстников?
У них всегда выполнено домашнее задание, они не стремятся гулять с друзьями, если приготовили не все уроки. Выбирая между книжкой и прогулкой во дворе, эти дети предпочтут книжку, потому что получать знания для них важнее — это приоритет в жизни, который был сформирован родителями. Они всегда получают пятерки, если оценка оказывается ниже на балл, могут очень сильно переживать, плакать, не спать ночами, пока не исправят ее.
Как живется таким детям и что происходит с их детством, можно узнать, прочитав эту статью. Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергия У детей мало свободного времени Обычно дети, развитием которых взрослые занимались чуть ли не с пеленок, и которые привыкли быть самыми лучшими — в классе, на школьном мероприятии, в кругу сверстников — быстро привыкают к тому, что учеба становится их главным занятием. Они плохо чувствуют себя, если что-то мешает им вовремя приготовить уроки, испытывают чувство вины, когда по какой-то причине не сделали их вовремя.
Целью их жизни с раннего возраста становится успешное обучение. Поэтому дети с синдромом отличника почти не имеют свободного времени, чтобы посвятить его общению с друзьями, играм, чтению детских книг и другим детским занятиям.
Появляется этакий синдром отличника - острая потребность доказывать всем: "Я лучше". Возникает некоторый парадокс. С одной стороны, мы хотим, допустим, возглавить отдел и не можем смириться с тем, что назначили "не меня, а этого идиота". В то же время нам не дает покоя собственный комплекс неполноценности, мы сомневаемся в своих силах, и это нас угнетает. Часто так ведут себя люди, которым в детстве внушали: "Сиди и не высовывайся", "У тебя все равно ничего не выйдет". Негативные предписания глубоко оседают в подсознании. А потом, когда нужно сделать шаг к своей мечте, неуверенность в собственных силах сковывает нас будто кандалами. Впрочем, бывает, что никакие сомнения нас не гложут: мы абсолютно уверены в собственных возможностях и способностях.
Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?
Когда у человека нет «синдрома отличника», он готов к тому, что что-то может пойти не так, не по тому сценарию. Термин «синдром отличника» часто встречается в материалах об эмоциональном выгорании. К каким последствиям может привести синдром отличника, как от него избавиться — в материале Forbes Life. «Синдром отличника» представляет собой набор качеств, особенностей характера личности, при которых человек стремится достичь целей и сложных задач ради получения похвалы и оценки со стороны окружающих. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики.
Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?
Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть | Что такое синдром отличника, преимущества и недостатки данного синдрома. |
Синдром отличника - как от него избавиться взрослым и детям | Синдром отличника — это такая психологическая особенность личности, при которой человек стремится во всем добиться успеха и заслужить похвалу окружающих. |
Синдром отличника. Что делать? Советы родителям - Папамамам — МИФ | Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма, которая оказывает негативное влияние не только на учёбу, но и на жизнь школьника. |
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку | Синдром отличника — психологическая особенность, при которой человеку очень важно достигать отличных результатов в любом виде деятельности, а вероятная ошибка приводит его в ужас. |
Что такое синдром отличника
Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать. Статья расскажет о таком явлении, как синдром отличника (отличницы) у детей и взрослых. О причинах возникновения, плюсах и минусах, а также о том, как бороться с постоянным стремлением к «пятёркам». Ключевые слова: «синдром отличника», влияние родителей, причины появления, родители и дети.
Синдром отличника у ребенка
Появляется этакий синдром отличника - острая потребность доказывать всем: "Я лучше". Возникает некоторый парадокс. С одной стороны, мы хотим, допустим, возглавить отдел и не можем смириться с тем, что назначили "не меня, а этого идиота". В то же время нам не дает покоя собственный комплекс неполноценности, мы сомневаемся в своих силах, и это нас угнетает. Часто так ведут себя люди, которым в детстве внушали: "Сиди и не высовывайся", "У тебя все равно ничего не выйдет". Негативные предписания глубоко оседают в подсознании. А потом, когда нужно сделать шаг к своей мечте, неуверенность в собственных силах сковывает нас будто кандалами.
Впрочем, бывает, что никакие сомнения нас не гложут: мы абсолютно уверены в собственных возможностях и способностях.
Казалось бы, такое добросовестное отношение к делу не может негативно влиять на жизнь. Но проблема в том, что в конце концов человек начинает считать себя обязанным делать все на 10 баллов из 10. То есть человек, который пытается овладеть какой-то новой профессией, новым направлением, выйти в зону неопределенности, решить какую-то нестандартную задачу, он изначально обречен на то, что эта задача будет выполнена на троечку или на четверочку», — объясняет психолог. Проблема людей с синдромом отличника в том, что их такой результат не устраивает.
В итоге мы получаем не жизнь, а гонку по карьерной лестнице, за которой порой теряется то, что принято называть «жизнью», то есть жизнь и развитие души, причем, подчеркнем, многогранное развитие, а не только поглощение содержания многочисленных учебников. Еще раз повторим: если мы встречаем отличника, то это возможно в двух случаях: ребенку учеба дается легко и он спокоен и тогда все в порядке , либо ребенок выворачивается наизнанку, лишь бы не испортить свой аттестат и тогда надо бить тревогу. Оценка — вещь формальная и субъективная. Школьник может действительно отлично знать предмет и иметь по нему только «четверку» в силу разных причин несобранность в ответственный момент, переживания, пристрастность учителя и т. Но его-то истинных знаний у него никто не отнимет. Другое дело, что они не будут достойно социально маркированы. Но, как говорили древние римляне: «Лучше знать, чем казаться». Далеко не все дети предрасположены к «синдрому отличника». Дело в том, что существует большое количество типов личности, которые по-разному относятся к социальному успеху. Например, синтонные люди люди, для которых свойственно пребывать в состоянии естественной радости, наслаждаться жизнью, и настроение которых меняется по принципу — «солнышко - тучки» или психастеники тревожно-сомневающиеся личности гонки за хорошими оценками избегают. У первых и так все хорошо, а для вторых это слишком мучительно. Синтонные или психастенические дети легко могут получать оценки «отлично», но только за те предметы или темы, которые им искренне интересны. И родители, и учителя должны их в этом поддерживать и стимулировать таких детей. А вот для волевых и педантичных типов погоня за отличным аттестатом куда меньшая редкость. Просто волевые люди всегда неосознанно стремятся к социальному доминированию и хорошие оценки — один из путей к этому , а педантам необходимо, чтобы все было очень правильно в их жизни, чтобы во всем был формальный порядок «по струнке». Именно для этих типов личности особенно характерен синдром отличника, последствия которого могут оказаться весьма печальными. С подобными детьми ненавязчиво стоит проводить разъяснительные беседы, раскрывать перед ними все многообразие человеческой жизни, показывая, что счастье заключается не только в медалях и красных дипломах, хотя, конечно, если у них получается идти к заветной черте, не насилуя себя, — все в порядке. Для тех, кто хочет подробнее разобраться в том, к какому психологическому типу относятся их дети, и как с ними надо строить отношения, мы рекомендуем книгу профессора-психотерапевта М.
При этом знания их почти не интересуют. Но самое неприятное начинается, когда они вступают во взрослую жизнь. Человек с синдромом отличника постоянно живет с мыслями о том, что о нем думают другие, завышая ожидания от самого себя. Для таких людей тяжело осознать, что все их действия связаны со страхом кому-то не понравиться. В результате на достижения тратится уйма энергии, человек превращается в робота, у которого все «по полочкам» и нет права на ошибку. Со временем такая жизнь приводит к: эмоциональному истощению и выгоранию; хроническому стрессу и проблемам со здоровьем; проблемам в личной жизни; неудовлетворенности жизнью в целом, ощущению, что она проходит мимо. И если вовремя не обратиться к психотерапевту, человек продолжит во всем этом увязать, глубже погружаться в работу, пока «не накроет» окончательно. Из-за чего возникает синдром отличника В основном это ошибки родителей и врожденные особенности характера. Рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, которые зачастую бывают незаметны: Несбывшиеся мечты Когда родители переносят свои нереализованные желания на ребенка: «Я мечтал стать футболистом, но родители записали меня в музыкальную школу. Пусть теперь мой сын воплотит мою мечту о футболе в жизнь». Завышенные ожидания Когда родители хотят, чтобы ребенок был лучшим в классе, в школе, потому что в их семье все педагоги, профессора или академики. Им важно, чтобы, несмотря на возможное отсутствие способностей и талантов, чадо было «на уровне» с ними. Неумение принимать неудачи ребенка Когда ребенок каждый раз встречает недовольство со стороны мамы и папы, если терпит неудачу, приносит «двойку», поступает не так, как от него ожидают. С детства у него формируется установка: «Если я буду успешен, меня будут любить».