Глава государства, отвечая на соответствующий вопрос, согласился, что Запад переходит все красные и даже бордовые линии, поставляя оружие на Украину.
О страхе, уважении и красных линиях.
Конечно, собственное существование. Мы — часть человечества и разделяем вместе со всеми эту фундаментальную ценность. А, значит, решение нажать на «красную кнопку» — это не выход», — подчеркнул ученый. Он уточнил, что такое развитие событий является «последним выходом» и только политические дилетанты и авантюристы могут заявлять о своей решимости пойти на этот шаг. Поляков также задался вопросом: существует ли «предпоследний» выход, способный остановить эскалацию западного безумия», подталкивающего мир к ядерному апокалипсису, противопоставить твердую волю всего остального — незападного человечества?
Об этом заявили в среду, 25 января, в МИД России. Экс-премьер Украины Николай Азаров — о возможности диалога Москвы и Киева, дальнейших поставках западного оружия и коррупции в стране В ведомстве прокомментировали слова первого заместителя постоянного представителя России при ООН Дмитрия Полянского о том, что страны Запада, возможно, еще не пересекли самые «красные линии» в конфликте на Украине.
Рассуждения о «красных линиях» остались в прошлом. США недвусмысленно заявили о стремлении нанести России стратегическое поражение.
Об этом заявили в среду, 25 января, в МИД России. Экс-премьер Украины Николай Азаров — о возможности диалога Москвы и Киева, дальнейших поставках западного оружия и коррупции в стране В ведомстве прокомментировали слова первого заместителя постоянного представителя России при ООН Дмитрия Полянского о том, что страны Запада, возможно, еще не пересекли самые «красные линии» в конфликте на Украине.
Рассуждения о «красных линиях» остались в прошлом. США недвусмысленно заявили о стремлении нанести России стратегическое поражение.
И там тоже говорили об Украине. Генсек альянса Йенс Столтенберг впервые публично назвал власти российской федерации «российским режимом», добавив, что считает внешнюю политику Москвы «агрессивной», а внутреннюю — «угнетающей». Поэтому в новой Стратегической концепции НАТО, которую альянс представляет в Риге, он должен сделать основной упор на «защите демократической системы и ценностей» во всем мире и «повышении своих военных возможностей». В стратегической концепции 2010 года мы говорили о Евроатлантической зоне как о регионе, избавленном от войн. Но сегодня это больше нельзя принимать как данность. Российский режим ведет агрессивную внешнюю политику и прибегает к репрессиям во внутренней политике.
Наращивание военной группировки на границах Украины — это повод для беспокойства». Присутствующий на встрече госсекретарь США Энтони Блинкен добавил, что любая эскалация России будет вызывать серьезную озабоченность у Соединенных Штатов, а «любое возобновление агрессивных действий приведет к серьезным последствиям». Йенс Столтенберг: «Россия и Китай активно подрывают мировой порядок, основанный на международном праве.
"Последнее китайское предупреждение" и "красные линии"
Нарушение «красных линий» в дипломатии и политике приводит к конфликту: финансово-экономической войне или к боевым действиям. Никто точно не знает, что такое российские красные линии, где именно они проходят, и что за ними лежит. — Как и в прошлом году, внешняя политика занимала совсем небольшую часть послания. Главные слова в этой части, наверное, были про «красные линии».
На участок заходят красные линии: как паниковать правильно
В ходе переговоров никто из присутствующих не знал точных границ империи до ее распада, и чтобы исправить это, бизнесмен армянского происхождения Галуст Гюльбенкян схватился за красный карандаш и произвольно провел границу поздней Османской империи. Рассматривается также корреляция происхождения «красных линий» с названием реки Рубикон от лат. По законам Римской империи запрещалось пересечение реки легионам наместников. Однако сам факт ее перехода имел огромные политические последствия по причине того, что у Сената не оставалось иного выбора, кроме как объявить перешедшего изменником и объявить ему войну. Таким образом, на сегодняшний день точно не установлена единая версия возникновения термина. Тем не менее он прочно вошел в политический лексикон, и в мире сложилось общее представление о работе и применении «красных линий». Применение концепции Общий смысл понятия сформулирован Оксфордским словарем, определяющим «красную линию» как «предел, за которым чье-либо поведение становится неприемлемым».
В области международных отношений данное понятие применяется для «предотвращения события или явления, которое считается неприемлемым», согласно докладу французского политолога Брюно Тертре о дипломатии «красных линий» [ 1 ]. Использование этого термина подразумевает взаимодействие как минимум двух акторов на международной арене, один из которых, устанавливающий «красную линию», определяет некие рамки допустимого для компромисса, чаще всего в переговорном процессе, а также демонстрации предела, при котором недопустимы какие-либо изменения. Например, государства, поддерживающие постоянные дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой или желающие это сделать, обязаны воздерживаться от заключения каких-либо официальных отношений с Тайванем [ 2 ]. Помимо этого, «красные линии» используются при выставлении ультиматумов, демонстрации собственной позиции международным наблюдателям и участникам по тому или иному вопросу, например, обозначения casus belli повода к войне. Так, в июне 2020 г. Описываемая концепция применяется и для конкретизации союзнических обязательств.
В связи с этим можно сделать вывод, что в первую очередь концепция «красных линий» относится к стратегии сдерживания. Помимо этого, данный термин можно связать и с политикой принуждения, рассматривая его в качестве ультиматума. Также «красные линии» — необходимый инструмент сотрудничества, например, используемый для оформления союзнических отношений между государствами. Теоретическое осмысление «красных линий» Если обратиться к позитивистской парадигме международных отношений, то примером негласной, но всем понятной «красной линии» выступает государственная граница, попытка нарушения которой влечет за собой необратимые последствия исходя из того, что ключевой национальный интерес — это обеспечение собственной безопасности в анархичной среде, в которой осуществляются международные отношения. Кроме того, государства во внешней политике, согласно реалистской парадигме, руководствуются, помимо безопасности самосохранения , еще двумя главными мотивами: ростом экономического и политического потенциала, а также поддержанием собственного престижа. В соответствии с этим напрашивается вывод, что концепция «красных линий» соотносится с понятием «национального интереса» — ключевого в реализации внешней политики для государственных акторов.
Кроме того, красные линии, в соответствии с позитивистким подходом к международным отношениям, остаются объективными и неизменными с начала существования национальных государств. Продолжая тему соотношения понятия «национальный интерес» и концепции «красных линий», можно заключить, что оба понятия тесно связаны с понятием «сила». Ганс Моргентау, один из самых известных идеологов школы политического реализма, предложил следующее определение «силы», включающее в себя такие компоненты, как «военные ресурсы; промышленный потенциал; природные ресурсы; геостратегические преимущества; численность населения; культурные характеристики национальный характер ; национальную мораль; качество дипломатии и государственного руководства» [ 3 ]. В дальнейшем в теориях неореализма и неолиберализма произошло расширение понятия «сила», которое стало включать в себя превосходство в экономической, информационной, культурной и политической областях [ 4 ]. В связи с этим государства, открыто устанавливающие «красные линии», должны обладать достаточной силой, чтобы дать всеобъемлющий ответ в случае их пересечения, иначе это негативно отразится на их престиже в глазах других игроков на мировой арене, укрепление которого считается в реалистской парадигме одним из трех главных мотивов внешней политики вместе с обеспечением безопасности государства и с удовлетворением экономических потребностей политически значимых слоев населения. В качестве исторического примера можно привести «открытие» Китая в XIX в.
Итогом стало подписание первого неравноправного договора Китая с Великобританий, а впоследствии и со всеми остальными великими европейскими державами. Иван Тимофеев: Китайская и американская философия международных отношений: взгляд из Москвы Для более комплексного рассмотрения данной концепции необходимо обратиться и к постпозитивистской парадигме международных отношений, которая ставит под сомнение методологические основы позитивизма, главным образом рационалистическую теорию познания, разделяющую субъект и объект и предполагающую возможность накопления «объективных» знаний и создания всеохватной теории. Исходя из нее существующая реальность считается социальным конструктом — «продуктом человеческого альтернативного выбора», созданная с помощью языка. И такие широко используемые в дискурсивном поле понятия, как «государство», «национальная идентичность», «национальный интерес», «анархия», — также являются продуктом взаимодействия общества [ 5 ]. Следовательно, и термин «красные линии» необходимо рассматривать в качестве социального конструкта, согласно идеям постпозитивизма. Это несколько усложняет картину, так как само понятие «национальная идентичность», которое можно интерпретировать как представление о самих себе в мире, и связанное с ним понятие «национальный интерес» постоянно меняются под воздействием ведущейся борьбы различных агентов как внутренних сил политические партии, СМИ, государственные органы , оказывающих влияние на общественное сознание, так и внешних государства , во взаимодействии с которыми созданное о самом себе мнение «тестируется», исходя из поведения других факторов международных отношений [ 6 ].
В связи с этим в постоянно меняющемся мире становится невозможно объективно определить национальный интерес и связанное с ним понятие «красные линии». Несмотря на то, что «красные линии» часто озвучиваются государствами открыто во время выступления официальных лиц или закрепляются в различных нормативно-правовых актах, остается фактор неопределенности, связанный с возможностью различного восприятия и понимания этих «границ» остальными акторами международных отношений и того государства, которое их выдвинуло. Концепция «красных линий» исходит из соображения обеспечения безопасности государства, следовательно, необходимо рассмотреть изменение к подходу определения угрозы безопасности в постпозитивистских теориях. Так называемая Копенгагенская школа международных отношений выдвинула новый подход к изучению вопросов безопасности, концентрируя внимание на том, как те или иные вопросы становятся вопросами безопасности. Ее основными представителями стали Б. Бузан и О.
Уайвер, которые предложили новую модель понимания региональной и международной безопасности. Итогом их исследования стал вывод о том, что угрозы безопасности конструируются на основе нашего восприятия, а не существуют объективно. Некий объект становится угрозой только после того, как принимается решение, что данный объект является угрозой, и начинаются действия в соответствии с этим решением. Ключевым термином в области исследования безопасности становится так называемая «секьюритизация», которая обозначает «процесс того, как какой-то вопрос или проблема становятся вопросом или проблемой безопасности» [ 7 ]. Возвращаясь к «красным линиям», а именно к их физической форме в виде государственных границ, возникает следующий вопрос: будет ли случайное или намеренное пересечение незначительной частью вооруженных сил государственной границы с заходом на территорию другого государства рассматриваться как акт пересечения «красной линии», за которой должен обязательно последовать незамедлительный ответ? В первую очередь следует определить роль взаимодействующих государств по их отношению к друг другу.
Так, Александр Вендт, исследователь конструктивизма, предлагает следующие три типа «ролей»: враг, соперник и друг [ 8 ]. Исходя из уровня взаимоотношений между государствами, степень жесткости их ответа на пересечения «красной линии» будет различаться. Однако история знает примеры, когда оба государства по-разному воспринимали свои роли по отношению друг к другу. Примером может служить ситуация перед началом Великой Отечественной войны в 1941 г. На неоднократные нарушения государственной границы Советского Союза военнослужащими нацисткой Германии СССР проявлял к ним терпимость, так как исходил из роли «соперника» в отношении Берлина для предотвращения эскалации конфликта, в то время как Германия уже воспринимала СССР в роли «врага».
Азербайджанская армия сбила российский вертолет, а мы им наверняка дадим положительное заключение экологической экспертизы на строительство Транскаспийского газопровода. О перипетиях непоследовательной отечественной политики на украинском направлениях даже говорить неприятно. Давайте честно признаем: никто уже особо не боится невнятных российских «красных линий». И это очень плохо. Что, например, может помешать Японии захватить Курильские острова?
Только страх получить ядерный удар по своей территории, поскольку Тихоокеанский флот РФ с задачей не справится. Но будет ли дан Минобороны РФ столь радикальный приказ, который бесповоротно разделит историю нашей страны на «До» и «После»? Отдаст ли президент Путин приказ нанести удар МБР по Вашингтону или ввести войска на Украину, если там будут размещены американские гиперзвуковые ракеты? Из озвученных Кремлем «красных линий» ничего этого не явствует, поэтому каждый может трактовать их по-своему. Ура-патриоты могут верить, что мы в любой момент готовы «застеклить» США и их вассалов. Но вот президента Байдена, судя по всему, эта перспектива почему-то не особо впечатляет, а решение о принятии Украины в блок НАТО и размещении там ядерного и гиперзвукового оружия будет принимать именно он. В невнятности российской внешней политики, которую можно прикрывать всякими «хитрыми планами», сокрыты предпосылки к реально большим проблемам для нас самих. Можно ли что-то изменить, пока еще не стало слишком поздно? Можно, но для этого надо забыть про «многоходовочки» и проявить последовательность и жесткость, вернувшись к истокам, туда, откуда все начиналось. Если здесь и сейчас раз и навсегда решить украинскую проблему, то это избавит нас от гораздо более серьезных конфликтов с Японией и блоком НАТО.
Будьте решительны, будьте едины и принимайте решения как можно быстрее», — заявил Науседа. Она также предположила, что не только у Науседы, но и у многих других представителей стран НАТО в головах находится не серое вещество, а «красные линии» или, возможно, «чёрные квадраты» — по словам Захаровой, об этом можно судить по заявлениям таких политиков.
Однако мы должны понимать степень ответственности, лежащей на плечах Президента, который должен оценивать не только то, что будет происходить на Украине, но и то, как ситуация на Украине повлияет на Новосибирск и на Владивосток. Фантазии привлекательны, но часто ущербны. Что стоит за феноменом «русского мира», который горячо пропагандирует Дугин — возвращение к советской концепции, идеям евразийства, очерчиванию границ византийского цивилизационного круга …?
Русский мир — культурно-историческое явление, популярное и привлекательное не только в России. Дугин — философ, которого раньше, например, увлекало неоязычество. Он считал, что Россия осталась без жизненной силы, что русские стали не субъектом, а объектом. Он хотел вернуть Россию в монгольскую Азию. Иногда так бывает с интеллектуалами.
Во время гражданской войны барон Унгерн, балтийский барон на службе у русского царя, был настолько увлечен восточной философией, что хотел провозгласить себя новым Чингисханом в Монголии. Я считаю, что мы, русские — европейцы, дошедшие на Востоке до Тихого океана. По ту сторону на Западе до океана дошли другие европейцы — американцы. Вы часто бывали в Нагорном Карабахе. Можем ли мы положить конец спору о том, кто является главным победителем войны и каковы ее окончательные результаты?
Я считаю трагедией то, что произошло на Кавказе в прошлом году. Азербайджан при поддержке Турции нарушил соглашение о прекращении огня, что, на мой взгляд, недопустимо. Азербайджан является проводником турецких идей на Кавказе. И как бы мы ни старались сбалансировать эти отношения со стратегической точки зрения, это представляет опасность для наших интересов. Учитывая, что она сохранила свое влияние на Южном Кавказе, разве это не была дипломатическая победа России?
Дипломатическая победа заключается в том, что нам удалось в сложных условиях добиться миротворческой миссии. Это, как говорится, хорошая мина при плохой игре. Во время бархатной революции в Армении, предшествовавшей войне, Азербайджан взвешивал, принимать ли решение о военной агрессии или нет, и понял, что недоверие, которое возникло между союзниками — Россией и Арменией, — играет в его пользу. Пашинян утверждает, что он союзник, но ему не очень верят в России. На это существует множество причин.
Армения потерпела поражение и находится в состоянии перманентного политического кризиса, который необходимо разрешить на выборах. Все, что произошло, — это большая травма для армянского народа. Он потерял уверенность в себе. Ведь условия, в которых живет Армения, сродни Израилю на Ближнем Востоке. Чтобы Армения осталась независимым государством и союзником России, нужно многое изменить.
Если ваш союзник на Кавказе потерпел поражение, то не спрашивайте, по ком звонит колокол. Похоже, что Турция ведет сложную игру в Черноморском регионе. Насколько далеко зашли ее претензии и какова будет реакция России? Турция возмущена признанием Байденом геноцида армян. На основании моего доклада в Госдуме, Россия признала геноцид еще в 1995 году.
Турция хочет создать турецкий мир, и проблемы возникают там, где турецкий мир сталкивается с русским миром. У Турции также есть проблемы со своим союзником США. Отношения с США диктуют и нам пространство для маневра с Турцией. Миграционный кризис, управляемый Турцией — не единственный инструмент в ее руках.
О страхе, уважении и красных линиях.
Глава МИД РФ Сергей Лавров перечислил красные линии, за которые не стоит переступать другим странам в отношении России. Альберт, сейчас активно идет развертывание красных линий по штабу ГУР где Буданов посиживал в Сумах. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ» определяет расстояния ограждений. Понятие «красные линии» используется в политике для обозначения границ, которые не должны быть пересечены в процессе переговоров или принятии решений. Красная черта (также красная линия от англ. red line), которую нельзя «пересекать» — в политике обозначение предела терпения одной из сторон — позиции. Интерфакс: Расширение военной инфраструктуры НАТО на территорию Украины может быть красной линией для России, заявил президент РФ Владимир Путин.
Красные линии (кампания)
В ходе переговоров никто из присутствующих не знал точных границ империи до ее распада, и чтобы исправить это, бизнесмен армянского происхождения Галуст Гюльбенкян схватился за красный карандаш и произвольно провел границу поздней Османской империи. Рассматривается также корреляция происхождения «красных линий» с названием реки Рубикон от лат. По законам Римской империи запрещалось пересечение реки легионам наместников. Однако сам факт ее перехода имел огромные политические последствия по причине того, что у Сената не оставалось иного выбора, кроме как объявить перешедшего изменником и объявить ему войну. Таким образом, на сегодняшний день точно не установлена единая версия возникновения термина. Тем не менее он прочно вошел в политический лексикон, и в мире сложилось общее представление о работе и применении «красных линий». Применение концепции Общий смысл понятия сформулирован Оксфордским словарем, определяющим «красную линию» как «предел, за которым чье-либо поведение становится неприемлемым».
В области международных отношений данное понятие применяется для «предотвращения события или явления, которое считается неприемлемым», согласно докладу французского политолога Брюно Тертре о дипломатии «красных линий» [ 1 ]. Использование этого термина подразумевает взаимодействие как минимум двух акторов на международной арене, один из которых, устанавливающий «красную линию», определяет некие рамки допустимого для компромисса, чаще всего в переговорном процессе, а также демонстрации предела, при котором недопустимы какие-либо изменения. Например, государства, поддерживающие постоянные дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой или желающие это сделать, обязаны воздерживаться от заключения каких-либо официальных отношений с Тайванем [ 2 ]. Помимо этого, «красные линии» используются при выставлении ультиматумов, демонстрации собственной позиции международным наблюдателям и участникам по тому или иному вопросу, например, обозначения casus belli повода к войне. Так, в июне 2020 г. Описываемая концепция применяется и для конкретизации союзнических обязательств.
В связи с этим можно сделать вывод, что в первую очередь концепция «красных линий» относится к стратегии сдерживания. Помимо этого, данный термин можно связать и с политикой принуждения, рассматривая его в качестве ультиматума. Также «красные линии» — необходимый инструмент сотрудничества, например, используемый для оформления союзнических отношений между государствами. Теоретическое осмысление «красных линий» Если обратиться к позитивистской парадигме международных отношений, то примером негласной, но всем понятной «красной линии» выступает государственная граница, попытка нарушения которой влечет за собой необратимые последствия исходя из того, что ключевой национальный интерес — это обеспечение собственной безопасности в анархичной среде, в которой осуществляются международные отношения. Кроме того, государства во внешней политике, согласно реалистской парадигме, руководствуются, помимо безопасности самосохранения , еще двумя главными мотивами: ростом экономического и политического потенциала, а также поддержанием собственного престижа. В соответствии с этим напрашивается вывод, что концепция «красных линий» соотносится с понятием «национального интереса» — ключевого в реализации внешней политики для государственных акторов.
Кроме того, красные линии, в соответствии с позитивистким подходом к международным отношениям, остаются объективными и неизменными с начала существования национальных государств. Продолжая тему соотношения понятия «национальный интерес» и концепции «красных линий», можно заключить, что оба понятия тесно связаны с понятием «сила». Ганс Моргентау, один из самых известных идеологов школы политического реализма, предложил следующее определение «силы», включающее в себя такие компоненты, как «военные ресурсы; промышленный потенциал; природные ресурсы; геостратегические преимущества; численность населения; культурные характеристики национальный характер ; национальную мораль; качество дипломатии и государственного руководства» [ 3 ]. В дальнейшем в теориях неореализма и неолиберализма произошло расширение понятия «сила», которое стало включать в себя превосходство в экономической, информационной, культурной и политической областях [ 4 ]. В связи с этим государства, открыто устанавливающие «красные линии», должны обладать достаточной силой, чтобы дать всеобъемлющий ответ в случае их пересечения, иначе это негативно отразится на их престиже в глазах других игроков на мировой арене, укрепление которого считается в реалистской парадигме одним из трех главных мотивов внешней политики вместе с обеспечением безопасности государства и с удовлетворением экономических потребностей политически значимых слоев населения. В качестве исторического примера можно привести «открытие» Китая в XIX в.
Итогом стало подписание первого неравноправного договора Китая с Великобританий, а впоследствии и со всеми остальными великими европейскими державами. Иван Тимофеев: Китайская и американская философия международных отношений: взгляд из Москвы Для более комплексного рассмотрения данной концепции необходимо обратиться и к постпозитивистской парадигме международных отношений, которая ставит под сомнение методологические основы позитивизма, главным образом рационалистическую теорию познания, разделяющую субъект и объект и предполагающую возможность накопления «объективных» знаний и создания всеохватной теории. Исходя из нее существующая реальность считается социальным конструктом — «продуктом человеческого альтернативного выбора», созданная с помощью языка. И такие широко используемые в дискурсивном поле понятия, как «государство», «национальная идентичность», «национальный интерес», «анархия», — также являются продуктом взаимодействия общества [ 5 ]. Следовательно, и термин «красные линии» необходимо рассматривать в качестве социального конструкта, согласно идеям постпозитивизма. Это несколько усложняет картину, так как само понятие «национальная идентичность», которое можно интерпретировать как представление о самих себе в мире, и связанное с ним понятие «национальный интерес» постоянно меняются под воздействием ведущейся борьбы различных агентов как внутренних сил политические партии, СМИ, государственные органы , оказывающих влияние на общественное сознание, так и внешних государства , во взаимодействии с которыми созданное о самом себе мнение «тестируется», исходя из поведения других факторов международных отношений [ 6 ].
В связи с этим в постоянно меняющемся мире становится невозможно объективно определить национальный интерес и связанное с ним понятие «красные линии». Несмотря на то, что «красные линии» часто озвучиваются государствами открыто во время выступления официальных лиц или закрепляются в различных нормативно-правовых актах, остается фактор неопределенности, связанный с возможностью различного восприятия и понимания этих «границ» остальными акторами международных отношений и того государства, которое их выдвинуло. Концепция «красных линий» исходит из соображения обеспечения безопасности государства, следовательно, необходимо рассмотреть изменение к подходу определения угрозы безопасности в постпозитивистских теориях. Так называемая Копенгагенская школа международных отношений выдвинула новый подход к изучению вопросов безопасности, концентрируя внимание на том, как те или иные вопросы становятся вопросами безопасности. Ее основными представителями стали Б. Бузан и О.
Уайвер, которые предложили новую модель понимания региональной и международной безопасности. Итогом их исследования стал вывод о том, что угрозы безопасности конструируются на основе нашего восприятия, а не существуют объективно. Некий объект становится угрозой только после того, как принимается решение, что данный объект является угрозой, и начинаются действия в соответствии с этим решением. Ключевым термином в области исследования безопасности становится так называемая «секьюритизация», которая обозначает «процесс того, как какой-то вопрос или проблема становятся вопросом или проблемой безопасности» [ 7 ]. Возвращаясь к «красным линиям», а именно к их физической форме в виде государственных границ, возникает следующий вопрос: будет ли случайное или намеренное пересечение незначительной частью вооруженных сил государственной границы с заходом на территорию другого государства рассматриваться как акт пересечения «красной линии», за которой должен обязательно последовать незамедлительный ответ? В первую очередь следует определить роль взаимодействующих государств по их отношению к друг другу.
Так, Александр Вендт, исследователь конструктивизма, предлагает следующие три типа «ролей»: враг, соперник и друг [ 8 ]. Исходя из уровня взаимоотношений между государствами, степень жесткости их ответа на пересечения «красной линии» будет различаться. Однако история знает примеры, когда оба государства по-разному воспринимали свои роли по отношению друг к другу. Примером может служить ситуация перед началом Великой Отечественной войны в 1941 г. На неоднократные нарушения государственной границы Советского Союза военнослужащими нацисткой Германии СССР проявлял к ним терпимость, так как исходил из роли «соперника» в отношении Берлина для предотвращения эскалации конфликта, в то время как Германия уже воспринимала СССР в роли «врага».
Не замечать реальность невозможно», — сообщили в ведомстве ТАСС. Ранее, 23 января, Лавров заявил, что США, угрожая другим странам из-за сотрудничества с Россией, переходят все «красные линии». Он добавил, что Вашингтон ничем не гнушается, угрожая в том числе политическим деятелям, счета которых находятся в американских банках, а также тем из них, чьи дети учатся в американских учебных заведениях.
Лавров обратил внимание на то, что конфликт, в который Запад вступил с Россией, уже не гибридный, а почти настоящий.
В ночь на 2 октября акции протеста против подписания «формулы Штайнмайера» и капитуляции Украины состоялись в Запорожье и Черкассах, утром — акция у Верховной рады Украины в Киеве, вечером — многолюдный митинг в Киеве. Активисты заявляли, что власти своими действиями пересекли «красную линию». С начала октября акции протеста оформились в единое движение « Нет капитуляции! Протестные акции, проходящие во многих крупных городах, объединили против Зеленского и его команды людей, находящихся в активной оппозиции президенту Зеленскому и его команде, — уличных радикалов и членов добровольческих батальонов, ветеранов АТО, активистов, волонтёров и участников Евромайдана, как минимум две парламентские партии и значительную часть СМИ [41] [42]. Лидер партии « Голос » Святослав Вакарчук заявлял, что его партия при формировании коалиции в Верховной раде Украины с другими партиями будет исходить из соблюдения таких «красных линий», как движение Украины в Европу, ЕС и НАТО, принцип равенства всех перед законом и неотвратимость наказания, экономика без олигархов и «спуск депутатов с неба на землю» [44].
Партия использует риторику о пересечении «красных линий» властью и в дальнейшем [45]. В начале декабря, перед поездкой Владимира Зеленского на парижский саммит « нормандской четвёрки », Пётр Порошенко , Юлия Тимошенко и Святослав Вакарчук призвали «всех украинцев, все государственнические политические силы, общественные организации» выйти 8 декабря на Майдан, чтобы напомнить власти о «красных линиях» — «требованиях украинского народа, которые никто не имеет права игнорировать»: Никаких компромиссов относительно унитарного государства и никакой федерализации. Никаких компромиссов относительно европейского и евроатлантического курса. Никаких политических действий, включая выборы на «временно оккупированных территориях Донбасса» до выполнения условий безопасности и «деоккупации», включая «вывод российских войск, разоружение незаконных вооружённых формирований», установление контроля над государственной границей. Никаких компромиссов относительно «деоккупации» и возвращения Крыма в состав Украины.
Но я надеюсь, что до этого не дойдет. Надеюсь, что чувство здравого смысла, ответственности и за свои страны, и за мировое сообщество будет преобладать». В латвийской столице собрались главы МИД Североатлантического альянса. И там тоже говорили об Украине. Генсек альянса Йенс Столтенберг впервые публично назвал власти российской федерации «российским режимом», добавив, что считает внешнюю политику Москвы «агрессивной», а внутреннюю — «угнетающей».
Поэтому в новой Стратегической концепции НАТО, которую альянс представляет в Риге, он должен сделать основной упор на «защите демократической системы и ценностей» во всем мире и «повышении своих военных возможностей». В стратегической концепции 2010 года мы говорили о Евроатлантической зоне как о регионе, избавленном от войн. Но сегодня это больше нельзя принимать как данность. Российский режим ведет агрессивную внешнюю политику и прибегает к репрессиям во внутренней политике.
Макрон предложил очертить для России "чёткие красные линии"
А может быть, «красные линии» существуют только в нашем воображении? Кроме того, к «красным линиям» также можно отнести ущемление экономических интересов, уточнил представитель Кремля, передает РИА Новости. Западные страны, вероятно, еще не пересекли «наиболее красные линии» в конфликте на Украине, сказал первый заместитель постпреда России при ООН Дмитрий Полянский. Красные линии державы — те, ради которых она готова воевать — не всегда статичны.
Признают ли американцы русские «красные линии». Геворг Мирзаян
Путин рассказал об ответе на пересечение Киевом «красных линий» Фото: kremlin. Отвечая на соответствующий вопрос в эфире телеканалов, Путин сказал: «Они нам все время говорят: «Вот вы начали войну, Путин — агрессор». Нет, это они агрессоры. Они начали эту войну, а мы пытаемся ее прекратить.
Сегодня совершенно нормальным стало презрительное отношение янки к вопросам поставок баллистических ракет, к наведению которых могут быть допущены только военнослужащие США.
В небе со дня на день ожидаются западные боевые самолёты, за штурвалами там будут тоже не граждане гетманщины и это понятно. Но Россия спокойна и говорит, что подобные вооружения ничего не изменят на поле боя. Согласен, не изменят, но характер военных действий изменился. Блефовать можно было с лёгкими вооружениями, даже тяжёлыми наступательными в наземной компоненте.
Но сидеть в приграничных регионах в ожидании прилёта дальнобойных ракет с кассетными боевыми частями, будучи уверенными — прилетят они не по военным объектам... А ведь прилетят, тут сомнений уже не испытываешь. И каким будет ответ? Сомнительный размен.
Особенно в логике «удара возмездия». Тревожно на душе, вот и всё. Выводы Разум настойчиво и холодно говорит: «красные линии» — это не есть «casus belli» повод к войне , а всего лишь циничные границы политики, обозначающие новые этапы эскалации. Тщательно фиксируемые в специальных местах и обрастающие незаметными глазу обывателя последствиями.
Когда стороны неминуемо двигаются к жирной и последней черте, за которой начинает бешено стрекотать счётчик Гейгера. Но опять-таки... У которой даже в голове главного военного человека картина мира идиллическая: Москва на каждый виток эскалации только языком горазда трепать. Бить по ягодицам никчёмным «туземцам», купленных за обещание запаха чечевичной похлёбки.
Опасная тенденция, однако.
И вчера президент говорил о суверенитете, о возможности самостоятельно выстраивать политику как раз в том контексте, что все те ограничения, которым себя подвергала Россия на протяжении 30 лет, они закончились. Поэтому то, что мы считаем нужным делать для своей безопасности, мы будем делать. То, что мы считаем нужным делать вместе с украинцами и ради будущего Украины, мы будем делать. На самом деле, все равно решать судьбу Украины будут те люди, которые на этой земле живут. Но без нацистов и без участия этих людей в татуировках с портретами Шухевича», — сказал вице-спикер.
Оттачивавшиеся годами механизмы психологической войны, превращавшие успешные и крепкие страны в марионеточные образования или конгломераты враждующих княжеств, вновь и вновь, всеми правдами и неправдами, привносятся на российскую почву. Москва, разумеется, не оставляет ситуацию без внимания. На прошлой неделе, выступая на Всемирном фестивале молодежи, министр иностранных дел России Сергей Лавров поделился деталями контактов с западными дипломатами по этому вопросу.
Точнее, контактов как таковых не было — послов стран «антироссийской коалиции» пригласили на Смоленскую площадь для обсуждения недопустимости вмешательства в российский избирательный процесс. Но те приняли беспрецедентно хамское решение и за два дня до встречи, заявили о нежелании прибыть на аудиенцию министра принимающей стороны. Можно ли вообще считать послами лиц, демонстративно отказывающихся от выполнения своих прямых обязанностей? Ответы очевидны и понятны любому непредвзятому наблюдателю.
В Совфеде оценили готовность США пренебречь «красными линиями» России
Но помимо установления красных линий существует сдерживание в рамках вооружённого конфликта, возникает необходимость управления эскалацией. Мощной «красной линией» для Москвы, пересекать которую кому-либо категорически запрещается, является попытка оторвать от России Белоруссию, члена Союзного государства, путём смены режима по украинскому образцу 2014 года или иным способом. Выражение «линия соприкосновения» стало мемом в рунете из-за новости о якутском журналисте. Если в мозгах "красные линии", значит, там нет мозгов, что печально», — процитировало РИА Новости Марию Захарову.
Красная линия на земельном участке: почему важно соблюдать ее границы
Формально они российские красные линии не признают (о чем в том числе сказал и президент Байден перед саммитом с Путиным), однако по факту некоторые из этих линий учитываются. МИД: передача дальнобойного вооружения Киеву станет красной линией для России. Россия считает «красной линией» в отношениях с Украиной создание угроз, которые могут исходить с территории этой страны, заявил президент Владимир Путин в ходе пленарного заседания инвестфорума «Россия зовет».