Слово «фитна» имеет множество значений. Несомненно, фитна (смута) является причиной множества бедствий как для Ислама, так и для мусульман, по причине чего от смуты предостерегали Аллах, Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и первые поколения исламской общины. Расскажем про Значение слова "фитна" в Исламе.
Историческое значение фитны
- Фитна | Азбука Ислама
- Термины Ислама
- Фитна в исламе: понимание, иллюстрации и важность
- Смотрите также
Ростовщичество — фундамент для фитны и хаоса
История [ править править код ] Первоначально слово «фитна» относилось к переработке металла для удаления шлака [1]. Оно часто используется для обозначения первой исламской гражданской войны , вспыхнувшей после убийства в 656 году халифа Усмана ибн Аффана. Второй фитной обычно называют конфликт между Омейядами 683—685 за контроль над халифатом. Третьей фитной называется антиомейядская революция Аббасидов 744—750. Четвёртая фитна — гражданская война между аль-Амином и аль-Мамуном 809—827.
Некий человек от науки изучи тонкости ислама стал мусульманином, но по прибытию в арабские страны увидел неправильные действия местных мусульман. Тогда он сказал, «Если бы я стал изучать вашу жизнь, то не стал бы мусульманином». Какое же важное замечание. Ни один мусульманин не имеет права наводить тень на ислам. Мусульманин должен украсить себя прекрасной нравственностью ислама, никому не причинять вреда, не стать мятежником, не будить анархию, не должен дать себя обмануть плохим людям, вкратце, избегать грехов против Всевышнего Аллаха, не совершать преступлений против закона! Выясняется, что мусульманам Европы физически препятствовать против зла будет фитной.
А фитна большой грех. В хадис шарифах сказано: «Во времена смуты находитесь дома, просите у Аллаха прощения за свои грехи, не говорите лишнего, смотрите на свои деяния, не лезьте не в свои дела! Абу Давуд «Как счастлив тот, кто не вовлек себя в фитну, как счастлив тот, кто не дал вовлечь себя фитне и проявил терпение! Сломайте стрелы, порвите тетиву! Станьте таким как сын Адама Хабиль! Дейлеми «Когда фитна как смерч будет сметать людей с пути, ученые защитят себя своими знаниями». Если европейские правители, начальники, директора приказывают употребить алкоголь, азартные игры или другой харам, то мусульмане такие приказы не исполняют. Потому что в хадис шарифе сказано: «В деяниях которые противоречат Создателю, не повинуются созданию». Не разрешается поднимать мятеж, восстание думая что не надо следовать немусульманским предписаниям. Если родители приказывают харам или куфр, то такие просьбы и приказы не исполняются.
Но нельзя их обижать восставая против них. Это неправильно. Наша религия не разрешает противоречить даже принуждающему к неверию амиру. Потому что верующий амир не будет заставлять мусульманина стать кафиром. Фитны надо избегать в любом уголке мира! Ответ: Для благополучной жизни общества, для того чтобы не появились бунты и мятежи, ислам предписывает подчиняться не противоречащим нормам ислама и приказам своего амира, даже если амиры плохие. В хадис шарифах сказано: «Отрезавший ногу животному и срубивший молодое финиковое дерево терят четверть своих савабов. А выступивший против своего амира теряет все свои савабы». Байхаки амир — правитель, начальник Хузайфа радиаллаху анх сказал: Когда пророк сказал: «Наступят такие времена и правителями будут восседать люди не следующие моему пути, не будут придавать значения моей сунне. Даже если будут наносить тебе удары в спину, отберут твое имущество, слушайся амира и повинуйся ему!
Если амир приказывает что-то плохое, то такому приказу не нужно подчиняться». Бухари В исламе очень важно повиновение амиру для сохранения единства и сплоченности. Неправильно жаловаться и обижаться если амир плохой. Сначала надо обратить внимание на себя. А насколько хороши мы сами?
Определение фитны Фитна, в основном, включает в себя боль и испытание, которые могут возникнуть в различных сферах жизни, включая религию, социальные отношения или личное развитие. В исламе, фитна противопоставляется идее мира и согласия. Исламская теология и фитна Фитна имеет глубокое значение в исламской теологии. В Коране и пророческих традициях часто упоминается фитна в связи с искушениями и испытаниями, которые мусульмане должны пройти в своей вере. Фитна также может означать разделение и споры в исламском сообществе, которые являются распространенными событиями в истории. Фитна в социальных отношениях Фитна может возникнуть в социальных отношениях между людьми.
Вместо этого, мусульманам следует стремиться к единству и справедливости внутри мусульманского сообщества. Избежать фитны в исламе можно путем соблюдения основных принципов исламского учения, таких как вера в единого Бога, исполнение религиозных обязанностей и соблюдение моральных и этических норм. Также важно стремиться к миру, сотрудничеству и справедливости в отношениях с другими мусульманами и с немусульманскими соседями и сообществами. Как фитна становится причиной разделения мусульманского общества Основная причина, почему фитна вызывает разделение мусульманского общества, заключается в том, что она подрывает единство и солидарность верующих. Это происходит через распространение ложных слухов, злословия и раздоров, которые уводят мусульман от их общей цели — служения Аллаху и следования принципам ислама. Когда мусульмане начинают заниматься сплетнями и интригами, это приводит к разделению между различными группами и сообществами. Мусульмане перестают доверять друг другу и начинают образовывать расколы на основе своих собственных интересов и мнений. Это приводит к слабости и дезорганизации мусульманского общества, которое должно быть единым и сильным.
О пустой трате свободного времени и оставлении фитны
Четвёртая фитна — гражданская война между аль-Амином и аль-Мамуном 809—827. Слово фитна упоминается в Коране в 217 аяте суры Аль-Бакара. Аят повествует о походе Нахля, когда мусульмане захватили и убили несколько мекканских многобожников в запретный месяц [2] [3] [4] [5]. Переводчики переводят это слово как искушение [ком 1] , многобожие [ком 2] , соблазн [ком 3] , гнет и смута [ком 4]. В исламской эсхатологии приход Даджаля Антихриста является величайшей фитной на земле.
Ненависть верующих друг к другу, непонимание и взаимное раздражение является испытанием Всевышнего. Пророк мир ему и благословение сказал: «Я попросил у Господа моего три вещи. Мы и только мы сами можем сделать выбор: злиться ли нам на брата по вере или остановить свой гнев и раздражение на него. И к чему мы придём, начав убивать друг друга?
Об этом Аллах пожелал нас предупредить через Пророка Мухаммада мир ему и благословение. Он передал нам слова: «О Мухаммад! Воистину, если Я решил что-нибудь, то это неотвратимо. Воистину, Я даровал твоей общине то, что Я не погублю её, посылая на неё массовые бедствия. И Я не дам власть над ней врагу, кроме того, который находится в её собственных рядах, даже если все города выступят против неё, до тех пор, пока они не начнут губить и пленить друг друга! До тех пор, пока умма Мухаммада мир ему и благословение не начнёт братоубийственные войны, ей была обещана защита Аллаха от внешнего врага. Не нужно искать причины, по которым Всевышний подвергает мусульманский мир бедствиям и завоеваниям. Мы сами начали убивать друг друга, а потом пришли другие, чтобы убивать нас.
Или обмен одного ящика пшеницы, на два ящика пшеницы такого же сорта. В тех видах товаров, где при обмене возможно возникновение ростовщического процента, качество товара не имеет значения. Поэтому при обмене однородных товаров хорошего и плохого качества, они должны обмениваться строго в одинаковых количествах. Главным условием при таком обмене является равное количество, разница в качестве этих товаров не принимается во внимание. Исходя из этого обмен 100 граммов золота 958 пробы на 110 граммов золота 585 пробы будет запрещен.
Риба ан-Насийя. Этот вид ростовщического процента возникает при обмене однотипных товаров, продаваемых на объем или на вес, не сразу, а в рассрочку. Например, обмен золота на золото или пшеницы на пшеницу, серебра на серебро или ячменя на ячмень с рассрочкой, становится причиной возникновения риба ан-насийя. Однако если товар обменивается с рассрочкой на товар совершенно другого вида, то в этом случае риба ан-насийя не возникает. Например, при обмене пшеницы или ячменя на золото или серебра на железо.
Как уже было сказано ранее, мерилом возникновения или не возникновения ростовщического процента, помимо объема и веса товара, является так же и его однотипность. При обмене однотипного товара запрещен как обмен на неравное количество, так и обмен в рассрочку. Если же товары не являются однотипными, то их обмен в любой пропорции, а также в рассрочку, является разрешенным. Так как в этом случае отсутствует причина, делающая эту операцию запретной. Покупка золота или валюты по кредитной карте Из всего вышесказанного становится понятным, что распространенная в наше время покупка золота и валюты по кредитной карте является запрещенной, так как акт по обмену золота, серебра или денежных средств, называется «сарф».
Данный акт станет достоверным, если два человека, проводящие обмен, получат на руки обменяные средства до того, как они физически расстанутся друг с другом, покинув место совершения сделки. Даже если место сделки изменится, но при этом люди, участвующие в сделке, получат обменяные ценности на руки до того, как расстанутся друг с другом, то и в этом случае данный акт будет считаться действительным и достоверным. До получения на руки обменяных ценностей на месте проведения сделки должны быть именно непосредственные участники сделки, а не их представители. Исходя из этого, если после заключения акта «сарф», каждая из сторон назначит уполномоченных для получения обменяных ценностей, после чего покинет место проведения сделки, а обменяные ценности будут получены их представителями, то такая сделка будет считаться запрещенной. Так как в данном случае имеет значение присутствие обеих сторон, заключивших сделку.
В одном из хадисов говорится: «Обмен золота на золото должен производиться сразу и в равных количествах. Любой излишек будет считаться ростовщическим процентом. Обмен серебра на серебро должен производиться сразу и в равных количествах. Любой излишек будет считаться ростовщическим процентом» Мухаммад ибн Хасан, аль-Асар. Умар радыяллаху анху , обращая внимание на важность физического присутствия сторон при совершении акта сарф, сказал: «До тех пор, пока не будут получены обменяные ценности, даже если противоположная сторона попросит у тебя разрешения отойти за эту колонну, не позволяй этого» Малик, Байхакы.
В других актах, в отличие от акта сарф, при купле продаже товаров, в которых возможно возникновение риба, получение стоимости товара при заключении акта не является обязательным условием. В этих актах должна определиться стоимость товара, а также вида продаваемого или покупаемого товара. Продажа ювелиром золота по кредитной карте При продаже золота по кредитной карте некоторые ювелиры, чтобы избежать ростовщического процента, используют следующий метод. Ювелир дает человеку, желающему приобрести у него золото по кредитной карте, в долг наличными в размере покупаемого золота.
За стойкость перед подобными испытаниями верующему прощаются грехи: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» 42:30. Говоря о мирских испытаниях, то от отсюда вытекают еще две «фитны»: - Смута между людьми; - Смута, исходящая от дьявола и джиннов по отношению к людям. Что касается первого, то мы видим, как «толпа» — массы людей — используются против целых правительств. Верующий человек должен сторониться всего сомнительного, тем более противозаконного. Религиозная «фитна» в первую очередь затрагивает самих мусульман. В Священном Коране говорится: «Алиф. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: "Мы уверовали"? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» 29: 1-3. Перед концом Света вера в сердцах ослабнет. Разве мы с вами не видим, как некоторые наши единоверцы без малейшего стыда оставляют намазы, нарекают детей «не мусульманскими» именами, позволяют себе вкушать недозволенное. Теперь несколько слов о самых распространённых видах испытаний: - Испытание богатством Многие полагают, что Аллах испытывает только голодом и бедностью. Они ошибаются. Господь проверяет на стойкость и состоятельных: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: "Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся". Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» 2: 155-157. Некоторые очень болезненно реагируют на потерю имущества. И не все способны держать себя в руках. В 2008 году, когда грянул мировой кризис, десятки разорившихся миллионеров покончили жизнь самоубийством.
ФИТНА В ИСЛАМЕ
- Что означает слово "фитна" в Исламе?
- Закажите проект и монтаж экономичной системы вентиляции по цене ниже рыночной на 20%
- От фитны к сауре: метаморфозы арабо-мусульманских протестных движений
- Фитна – имперская политика и разрушение веры
- Всё, что нужно знать о фитне, чтобы спастись от неё
О том, что деньги это фитна
Расскажем про Значение слова "фитна" в Исламе. Слово «фитна» в исламе, также пишется как «фитна» или «фитнат», происходит от арабского глагола, который означает «соблазнить, соблазнить или соблазнить», чтобы отделить хорошее от плохого. Фитна (смута) является причиной множества бедствий как для Ислама, так и для мусульман, по причине чего от смуты предостерегали Аллах, Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) и первые поколения исламской общины. В Исламе что означает слова ‘’фитна,, Что означает слово "фитна" в исламе?Подробнее. Мы постоянно говорим, что сектантство в Исламе недопустимо, и что подобное излишество Ислам запрещает, когда одни держатся только за мнение одного ученого, а другие за другого.
К чему приводит фитна?
Фитна – арабское слово означающее хаос, смуту; испытания. это важный термин в исламе, имеющий много значений, как очевидных, так и неизвестных, включая чувство хаоса, отделения и потрясений. Влиянию фитны в Исламе подвержены те люди, кто имеет слабый Иман (веру) из-за своих грехов, из-за того, что сами потакают своей похоти и желаниям. Вторая фитна — период масштабных политических и военных столкновений, поразивший Омейядский халифат после смерти первого омейядского халифа Муавии I. Историки определяют началом Второй фитны 680 год, а конец варьируется от 685 до 692 года. Главная» Новости» Что такое фитна в исламе.
Фитна в Исламе: понимание и влияние на жизнь мусульман – вопросы и ответы
Ислам учит, что фитна несет в себе возможность роста и развития. Человеку предоставляется возможность принять свое испытание с достоинством и смирением, или позволить ему сломить его. Однако фитна также может стать причиной искушения и источником соблазнов для верующего человека. Человек может быть подвержен соблазнам мира и погодиться на пути, которые противоречат его вере. Ислам призывает к бдительности и воздержанию от соблазна фитны. Фитна является для мусульман проверкой их веры и постоянной духовной борьбой. Только преодолевая испытания, мусульмане могут достигнуть более глубокого понимания и веры в Аллаха и укрепить свою религиозность. Фитна в исламе.
Подобное не имеет отношения к саляфии вообще!!! Важность обращения к ученым Что касается важности ученых и величия их положения в Исламе, то достаточно одного известного хадиса: Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха сказал: «Поистине, Аллах не забирает знание, просто лишая его Своих рабов, но Он забирает знание, забирая из мира знающих, когда же Он не оставит в живых ни одного ученого, люди станут избирать для себя невежественных лидеров. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить фатуа, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других! Ученые - это не цель, а средство Однако с другой стороны нельзя забывать, что обращение к ученым - это не основа, а исключение, и не цель, а средство! Если у нас имеется прямой, однозначный текст из Корана, Сунны и высказываний сподвижников по определенному вопросу, то пользоваться этим текстом является обязательным уаджиб , и не разрешается отказываться от него в пользу слов кого-то из ученых! Не следует ограничиваться лишь одним мазхабом или одним ученым Более того, возвращаясь к ученым, мы не обязаны слушаться во всем и следовать лишь за одним из них, или следовать одному мазхабу и одной школе! Нет такого в религии, а обязывание подобными вещами - это и есть порицаемый фанатичный такълид! Наоборот, слова саляфов и имамов нашей уммы указывают на то, чтобы человек не ограничивал себя лишь одним ученым и одним мазхабом! Это является величайшей причиной нововведения и самым скверным новшеством! Ведь истина может быть известна одному народу и неизвестна другому. Поистине, слова ученых должны подкрепляться шариатским доказательством, тогда как шариатское доказательство не обязано подкрепляться их словами! Он и есть тот, кому необходимо верить во все, что он сказал, и которому необходимо повиноваться в том, что он велел. И это положение помимо него не дается никому из имамов! Наоборот, любого человека слова могут быть приняты или же отвергнуты, кроме слов посланника Аллаха мир ему и благословение Аллаха. Ученый - не пророк и он не защищен от ошибки Несмотря на то, что было коротко упомянуто о величии ученых и важности обращения к ним, это не означает, что они не могут ошибиться. Да, они ошибаются меньше, чем тот, кто не из их числа, но все же ошибаются. И Аллах не защитил их от ошибок в отличи от пророков и посланников! Они так поступали либо по причине слабых хадисов, которые они считали достоверными. Или по причине толкования аята не в соответствии с его смыслом, или по причине какого-либо своего мнения, в отношении которого до них не дошел текст Коран и Сунны. И если человек боится по мере своих сил своего Господа, то он входит в число тех, о ком Он сказал: «Господь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись! Итак, как мы видим и как на это указывает действительность, даже среди ученых были те, кто допускал грубые ошибки и даже нововведение. Кстати, если это касается даже ученых, среди которых были те, кто сделал по ошибки новшество, то что можно сказать о том, кто не ученый?! Разве такой не заслуживает снисхождения, даже если допустить, что он ошибся?! Мы постоянно говорим, что сектантство в Исламе недопустимо, и что подобное излишество Ислам запрещает, когда одни держатся только за мнение одного ученого, а другие за другого.
Но если кто из вас от веры отречется И примет смерть неверным Богу , Деяния их станут тщетой И в ближней жизни, и в далекой; Они все станут обитателями Ада И в нём останутся навечно. История [ править править код ] Первоначально слово «фитна» относилось к переработке металла для удаления шлака [1]. Оно часто используется для обозначения первой исламской гражданской войны , вспыхнувшей после убийства в 656 году халифа Усмана ибн Аффана. Второй фитной обычно называют конфликт между Омейядами 683—685 за контроль над халифатом. Третьей фитной называется антиомейядская революция Аббасидов 744—750.
Ведь подобное противоречит также тому, что велел пророк мир ему и благословение Аллаха , который запретил порывание, ненависть, зависть и отстранение друг от друга. Нет сомнений, что это является противоречием шариатской цели о сплочении мусульман и противоречием Сунне. На самом деле те, кто совершает и устанавливает подобное не из числа обладающих знанием и не имеют представление о знании! Нет у них такого, и это явление чуждое среди обладающих знанием, которые диву даются, когда слышат о таком. Подобное явление оставляет след на призыве к Аллаху и ослабляет призыв. Это влечет к тому, что молодежь увлекается этими вопросами вместо изучения религии, заучивания Корана и Сунны и призыва к ним, что является уделом шайтана, а не Милостивого! Кто убежден, что является обязательным следовать за мнением одного из людей и что он не может ошибаться, то это недопустимо, кроме как в отношении пророка мир ему и благословение Аллаха. И тот, кто так полагает, на самом деле подобен шиитам-рафидитам, которые заявляют о непогрешимости их имамов. Затем, обвинение в нововведении за некоторые вопросы, не касающиеся основ религии — вещь новая. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Человек может произнести ересь, однако при этом не быть приверженцем нововведений! В вопросах иджтихада есть правильное мнение и ошибочное, и мы берем правильное и оставляем ошибочное, однако мы не враждуем по причине этого! Мы не враждуем по причине разногласий в этих вопросах и не порываем друг с другом, пока акъида остается единой! Что касается прочих вопросов по фикъху, которые являются следствием иджтихада, то они не должны быть поводом для порыва и вражды! Поистине, это мудрый ученый, который боится Аллаха! Субхана-Ллах, а сейчас как раз наоборот, каждый второй берется за вопрос джарха, строя из себя специалиста, а ученые молчат об этом и обучают людей религии. И является ли тот, кто разделяет два эти термина — приверженцем нововведений? Однако эти вопросы не из важнейших основ религии по причине чего следует проявлять вражду или любовь. Если понимание двух людей разойдется в понимании этих вопросов, то уаджиб для них искать друг с другом ответ, в мягкой форме, чтобы найти истину. Если же каждый из них останется при своем мнении, то их дело у Аллаха, который Сам с них спросит. Однако, мы не обязываем других следовать тому, что считает правильным! Ведь если мы обяжем людей следовать нашему мнению, то мы поставим себя не на свое место! Мы поставим себя на место безошибочных, а противоречащих нам на место ошибающихся! А это очень опасный мазхаб, поскольку никого слова не могут быть приняты в любом случае и всегда, кроме слов пророка мир ему и благословение Аллаха! Как разумный человек может принять то, что он пытается обязать другого своему мнению, а сам не принимает того, чтобы быть обязанным следовать его мнению?!
Фитна в исламе: что это такое простыми словами
Фитна в исламе: что это такое и как понять простыми словами? | В исламе фитна имеет сложное значение и является важной частью религиозной веры. |
Искушения (фитны) бывают двух видов | это искушение или испытание, также с арабского переводится как смута. |
Закят и закят уль-фитр 2024: что это такое, как рассчитать и платить?
Скажи: «Вести войну в сей месяц — грех великий, Но ещё больший грех в глазах Аллаха - Ставить преграды на Его пути, Отречься от Него и доступ не давать К Запретной для греха Мечети И изгонять живущих там людей, - Поистине, страшнее убиенья — гнет и смута. Они не перестанут с вами воевать, Пока от вашей веры вас не отвратят, Коль будут в состоянье это сделать.
Вопрос: Ассаляму алейкум ва рахматуллах. Прошу знающих братьев или сестер ответить на вопрос: «Что такое фитна»? Ответ: Уа алейкум салам. Слово «фитна» имеет множество значений.
Правящие элиты других арабских стран, в разной степени испытав на себе гнев арабской улицы, все же смогли удержаться у власти. Ранее уже отмечалось, что события «арабской весны» правильнее всего было бы рассматривать в рамках традиционной для арабо-мусульманской политической культуры формы протеста, называемой «фитной» [2]. Действительно, с момента возникновения ислама фитна, аналогом которой в русском языке выступает «смута», была одной из наиболее распространенных форм протестной активности на Ближнем Востоке.
Однако в последние два столетия на смену ей пришла куда более привычная для европейской ментальности саура — революция. Причем, если понятие «фитна» имело преимущественно негативные коннотации, то саура, напротив, всячески восхвалялась и даже становилась основой для коммеморативных практик [3]. В настоящей работе будет предпринята попытка сопоставления этих двух форм протеста в мусульманском мире. Следует подчеркнуть, что среди специалистов в области мусульманского права консенсус по данному поводу не сложился, что привело их к расколу на два лагеря, каждый из которых, ссылаясь на шариат, по-разному оценивает протестные акции. Как справедливо отмечает российский правовед Леонид Сюкияйнен, выбор различных ориентиров «во многом объясняется характером отношений отдельных мусульманских деятелей или центров правовой мысли с властью» [4]. Понятно, что официальные правовые структуры чаще всего исходили из неприемлемости действий, направленных на смену власти насильственным путем. Деятели оппозиции, напротив, предлагали аргументы в пользу свободной реализации права граждан на демонстрации и шествия. Учитывая то, что ислам не дает прямого и однозначного ответа на вопрос, как следует относиться к попыткам масс выступить против неугодного правителя, каждую установку можно было подкрепить соответствующим набором шариатских аргументов.
Позиция «охранителей», в рядах которых оказалось большинство мусульманских экспертов, исходит из принципа «садд аз-зараи», который диктует «заграждение путей, ведущих к тому, что запрещено шариатом» [5]. Иными словами, уличные демонстрации сами по себе могут и не содержать никаких признаков правонарушения, однако потенциально способны к нему привести. Так, в ходе событий начала 2011 года в Египте многие люди высказывались против протестных выступлений, считая их посягательством на свои права. К ним относились, например, занятые в туристическом секторе или владельцы кафе и магазинов на площади Тахрир и прилегающих улицах, понесшие материальный ущерб из-за реализации оппозиционно настроенными согражданами права на свободу шествий и демонстраций. В концентрированном виде их позицию сформулировал видный теолог Салех аль-Фавзан: «Ни в одной стране нет ничего хорошего от революций, которые только проливают кровь, разрушают дома, уничтожают имущество и посягают на достоинство; они недопустимы, поскольку являются злом» [6]. Менее радикальную позицию отстаивают, в частности, духовные лидеры султаната Оман, согласно которым «массовые выступления и шествия могут иметь своим поводом объективные проблемы, но решать их на улице нельзя, шариат этого не допускает» [7]. Такой вывод делается на основании того, что в арабском мире, как правило, все уличные акции протеста, пусть даже вдохновляемые самыми благими намерениями, приводят к жертвам, а это с точки зрения ислама неприемлемо. В подтверждение своей правоты консервативные богословы любят ссылаться на пророка Мухаммеда: «Не становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы» аль-Бухари: 121 [8].
Еще одним немаловажным аспектом, на котором акцентируют внимание мусульманские «охранители», выступает необходимость поддержания единства уммы мусульманского сообщества , которое в ходе антиправительственных выступлений ставится под сомнение. В данном случае за основу берутся слова Корана: «Держитесь крепче за Его связующую вервь, и не делитесь меж собой, и помните с признанием ту милость, которой вас Он одарил: когда вы недругами были, ваши сердца в любви скрепил Он и милостью Его вы стали братья» 3:103 [9]. Однако есть и мусульманское меньшинство, которое не разделяет столь категоричного взгляда на уличные протесты, приводя при этом не менее серьезные доводы. К его представителям в первую очередь стоит отнести Всемирный совет мусульманских ученых во главе с авторитетнейшим богословом Юсуфом аль-Карадауи. В качестве основного аргумента он выдвигает мысль о том, что массовые протестные выступления следует относить к гражданской, а не к религиозной сфере, а значит, по отношению к ним действует принцип «презумпции дозволения»: что не запрещено, то разрешено. Сюкияйнен в этой связи отмечает, что «культовое правило не устанавливается иначе, как предписанием Аллаха, а мирские дела не отвергаются иначе, как запретом Аллаха» [10]. Из этого следует, что было бы неправильно рассматривать протестные выступления в качестве бида недопустимого новшества , поскольку данный термин обозначает лишь те нововведения, которые нарушают императивные нормы шариата. Следовательно, шествия и демонстрации можно ставить в один ряд с такими новыми для мусульманского мира явлениями, как выборы, конституции, Интернет и так далее — то есть с кругом явлений, относящихся сугубо к мирской жизни человека.
Еще одно шариатское правило, которое берут на вооружение сторонники протестных выступлений, формулируется так: «Средства оцениваются так же, как и цели». Иначе говоря, если целью массовых выступлений оказывается удовлетворение законных требований, то они вполне допустимы. Поэтому для терпимого отношения к демонстрациям достаточно, чтобы они не перерастали в беспорядки и не причиняли ущерба другим людям. Возникает, однако, вопрос: можно ли вообще провести протестную акцию, совсем не затрагивая интересов третьих лиц — ведь недовольные причиненными неудобствами всегда найдутся и в Каире, и в Сане, и в Киеве, и в Москве. Однако сторонники демонстраций уточняют: главное в подобных случаях — чтобы причиняемый вред не превышал масштабов преследуемой пользы. Подтверждение своей правоте они находят в мусульманском праве собственности, которое допускает «причинение вреда собственнику, если неприкосновенность его прав грозит более тяжким ущербом» [11]. Согласно вытекающим отсюда принципам, «надлежит переносить причинение частного вреда ради предотвращения вреда общего», а «из двух зол надо выбирать менее тяжкое» [12]. Подытоживая дискуссию о допустимости массовых акций протеста с точки зрения мусульманского права, аль-Карадауи приходит к удивительному для арабо-мусульманского региона выводу: «реализация свободы идет впереди претворения шариата» [13].
По вере мусульман, фитна также может быть испытанием для всего человечества. Ислам учит, что Аллах иногда посылает фитну для того, чтобы испытать веру и моральность людей, чтобы отделить истинных верующих от тех, кто только притворяется верующими. В такие моменты особенно важно соблюдать религиозные законы и молиться за спасение. Согласно исламскому вероучению, верующим необходимо принимать фитну с почтением и верой, не расстраиваться и не падать духом, а оставаться твердыми в своей вере и преданности Аллаху вне зависимости от того, насколько тяжелыми могут быть испытания. Фитна, как и все испытания, имеет свои последствия. Верующие считают, что те, кто выдерживают испытание и остаются верными Аллаху, будут вознаграждены райской жизнью после смерти. Однако те, кто не проходят испытание или отказываются от веры, могут столкнуться с негативными последствиями и потерпеть поражение. В исламе фитна имеет сложное значение и является важной частью религиозной веры. Верующие призываются к терпению, молитве и преданности во время испытаний, чтобы пройти их успешно и достичь райской жизни.
Оцените статью.
От фитны к сауре: метаморфозы арабо-мусульманских протестных движений
Когда грех только появляется, люди отвергают его и отказываются. Но проходит время, и как только сердца некоторых из них смягчаются по отношению к пороку, так сразу же является новое искушение, становящееся хуже предыдущего. Счастливый человек — это тот, кто избежал этих испытаний! Тот же, на чью долю они всё-таки выпали, должен терпеть и проявлять стойкость. Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха сказал: «Благополучие дано первым поколениям моей общины, а в будущем её постигнут бедствия и то, что вам не понравится. Искушения будут приходить так, что прежние будут казаться незначительными по сравнению с новыми. Придёт смута, и скажет верующий: «Вот она, моя погибель». Затем она пройдёт, и придёт другая смута, и вновь скажет верующий: «Вот она, вот она [та, что погубит меня]». Поэтому, кто желает избавиться от адского Пламени и войти в райский Сад, то пусть встретит свою смерть, будучи верующим, и пусть поступает с людьми так же, как он желает, что бы они поступали с ним»[14].
Рабы Аллаха, будьте богобоязненными, не обманывайтесь соблазнами и не обольщайтесь многочисленностью зовущих к заблуждению. Верное руководство только от Аллаха, Его религия не изменяется под воздействием времени, а из-за того, что многие люди следуют лжи и живут по лжи, она все равно остаётся ложью и не превращается в истину. Просим Аллаха уберечь нас от смут и искушений как явных, так и скрытных. Просим Его спасти нас от мучения Ада, от мучения могилы, от испытаний жизни и смерти, просим спасти нас от искушения Даджала[15]. О Аллах, береги для нас нашу религию, которая является оплотом всего нашего бытия, устрой нашу мирскую жизнь, в которой мы проводим свой срок, сделай благим нашу Будущую жизнь, к которой мы вернёмся. Аллах, сделай так, чтобы жизнь служила для нас накоплением всего доброго и благого, а смерть стала избавлением от всего злого и скверного. Братья-мусульмане, всегда просите у Аллаха стойкости на вашем пути, всегда говорите: «О Аллах! О Изменяющий сердца, укрепи сердце моё в Твоей религии»[16].
О Направляющий сердца, направь наши сердца к покорности Тебе»[17]. С этими мольбами Пророк Мухаммад мир ему и благословение Аллаха обращался к Аллаху, он просил Всевышнего укрепить его на этой Религии, просил направить его к покорности и повиновению. Что же говорить о нас? Наша решимость намного слабее, наш Иман и выносливость намного ниже, поэтому нам просто необходимо просить Аллаха о том, чтобы Он укрепил нас на истине и защитил от искушений. Мусульманам надо вернуться к своим истокам и понять, что всё лучшее — у них в руках, а затем выполнять это. Не отклоняйтесь от пути лучшего из Пророков мир ему и благословение Аллаха , ведь Аллах сказал: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром»[23].
Прежде чем повелеть это верующим, Аллах начал с Себя. Это великий знак, большая слава и почёт для нашего Пророка мир ему и благословение Аллаха. Аллах Велик Он и Славен объявил, что благословляет своего Пророка, благородные ангелы тоже благословляют его, а затем и людям было велено благословлять Пророка, дабы это стало признаком их Веры. Поэтому мы покоряемся этому приказу нашего Господа и просим у него благословения для Пророка Мухаммада, который довёл до людей радостную весть и грозное предупреждение. Он выполнил возложенную на него миссию и не допустил в этом никаких упущений. Просим Аллаха даровать нам искреннюю любовь к нашему Пророку, стремление следовать его пути и завершить свою жизнь на его религии. О Аллах, воскреси нас в числе его сторонников, напои нас из его источника в День Суда, даруй нам его заступничество шафаат , позволь нам встретиться с ним в Садах Благоденствия наряду со всеми пророками, людьми истины, шахидами[24] и праведниками. О Аллах, одари своим довольством праведных халифов[25] нашего Пророка, его детей, его жён, всех его сподвижников и тех, кто последовал за ними в совершении благих дел до самого Судного Дня.
Фитна выступает в качестве механизма отбора, который позволяет отделять истинных верующих от тех, кто испытывает слабости в своей вере и может быть соблазнен отступлением. Принципы фитны в исламе: Принцип лояльности и рассогласования Роль фитны в тестировании веры Принцип лояльности и рассогласования в фитне говорит о необходимости верить только в Аллаха и следовать Его указаниям. Истинные верующие будут отличаться от тех, кто испытывает сомнения или поддается соблазнам и отступает от принципов веры. Фитна помогает отделить истинных верующих от лживых и непостоянных. Роль фитны в тестировании веры заключается в том, что она позволяет верующим проявить свою преданность Аллаху во время испытания. Верующие должны оставаться верными своим принципам и укреплять свою веру во время трудностей и искушений, которые возникают в их жизни. Раздел 2: Основные принципы фитны в исламе Принцип лояльности предполагает, что истинные верующие должны проявлять преданность своей религии и ценностям ислама. Это означает, что они должны быть покорными и следовать заповедям Аллаха и пророка Мухаммеда. Лояльность подразумевает также веру в ислам как истинное учение и отрицание всех других верований и идей.
В то же время, принцип рассогласования указывает на необходимость осознания противоречий и непоследовательностей в представлениях и действиях окружающих. Любой мусульманин должен быть готов к сомнениям и направленности на поиск истины. Рассогласование может быть полезным инструментом для проверки правдивости и силы веры. Благодаря рассогласованию мусульманин может более глубоко понять себя и свою религию, а также сформировать более крепкую веру в результате пройденных испытаний. Принцип лояльности и рассогласования создает основу для развития и совершенствования веры мусульман, а также способствует формированию прочных основ исламского общества. Принцип лояльности и рассогласования Однако фитна может возникнуть из-за различных мнений и толкований религиозных норм и правил. Такие разногласия могут привести к разделению и появлению внутренних конфликтов в исламском сообществе. Принцип лояльности подразумевает преданность исламским учениям и идеалам, а рассогласование выражает несогласие и разобщенность. Согласно принципу лояльности, каждый верующий должен придерживаться общепризнанных принципов и ценностей, а также стремиться к объединению и миролюбию.
Он должен проявлять уважение к идеалам ислама, несмотря на разнообразие точек зрения и толкований. В то же время, фитна в виде рассогласования может проявляться в различных спорах, конфликтах и даже расколах внутри уммы. Принцип лояльности и рассогласования направлен на заботу о единстве исламского сообщества, а также на предотвращение разделений и расколов.
Переводчики переводят это слово как искушение [ком 1] , многобожие [ком 2] , соблазн [ком 3] , гнет и смута [ком 4]. В исламской эсхатологии приход Даджаля Антихриста является величайшей фитной на земле. Даджаль будет править на земле, творить чудеса, ввергать людей в ад и рай [ком 5]. Даджаль будет называть себя мессией и поведёт за собой множество людей. Вместилище фитны — дунья земная жизнь : в ахирате загробной жизни фитны нет.
Слово «фитна» имеет множество значений. Что касается языкового значения этого слова, то это — искушение, испытание.
Также слово «фитна» несет в себе значение: неверие, многобожие, о чем говорит Всевышний: «Сражайтесь с ними многобожниками , пока не исчезнет фитна» аль-Бакъара 2: 193. Толкователи Корана сказали, что под словом «фитна» в этом аяте речь идет о неверии.
Помимо своего использования в Коране, фитна используется как термин для обозначения четырех тяжелых гражданских войн в Исламском халифате с 7 по 9 век нашей эры. В исламе понятие "фитна" играет важную роль и имеет глубокое значение. Вторая фитна — период масштабных политических и военных столкновений, поразивший Омейядский халифат после смерти первого омейядского халифа Муавии I. Историки определяют началом Второй фитны 680 год, а конец варьируется от 685 до 692 года. Расскажем про Значение слова "фитна" в Исламе. Проповедь одного из великих современных ученых Ислама посвящена рассказу о том, что такое фитна, смута и искушения.