Новости что такое феодал

ФЕОДАЛ -а; м. [лат. feodalis] 1. Ист. Представитель господствующего класса при феодализме; владелец феода. Крупный ф. Феодал-крепостник. Феодалы-землевладельцы. 2. Разг. О деспотичном человеке.

Что такое феодал в истории определение и примеры

Также ряды стражи нередко пополняет безземельное дворянство — мы же военное сословие или где? Если ты рыцарь[ править ] В Средневековье рыцарь в провинции неизбежен, как шериф на Диком Западе. На нём вся следственная и военная работа — кто-то же должен отбиваться от викингов и прочих венгров с половцами. А вот теперь всё становится интересно. Тебя посвятили в рыцари, у тебя есть конь, доспехи, меч, копьё и туманная перспектива получить небольшой феод. Как его получить?

Надо отличиться на войне. Если сейчас будет большой поход против кого-то Страшного и Нечестивого — осторожнее. Хорошо, если это всего лишь иноверцы: тогда тебе представится шанс записаться в какой-нибудь новообразованный духовно-рыцарский орден с перспективой выбиться в великие магистры, а это уже уровень почти что государей. Если не убьют. Если это Неведомая Чёртова Хрень — попробуй всё равно записаться в орден, вдруг тебе там отсыплют святых и благостных сил?

Если их там нет, а есть только целибат и гнусные морды — хреново быть тобой. Если же никого Страшного и Нечестивого на горизонте нет, тебе предстоит нормальная нецивилизованная жизнь: участвовать в вооруженных разборках феодалов на коне и с копьём. В смысле, с отрядом. Ты ведь уже завел себе такой? А почему?

Содержать их не на что? Ладно, попробуй пока без отряда, а там видно будет. Помни: ты пока не настоящий феодал, потому, что у тебя нет феода. Тебе его дадут за доблестную службу, если найдется свободный клочок земли например, если получится завоевать соседа. Тогда ты станешь нижним звеном феодальной лестницы, будешь использовать урожай от своих крестьян всех трех с половиной и деревенского идиота , чтобы кормить себя, солдат своего копья и своего оруженосца.

Если их не хватит — раздай трем крестьянам копья, идиоту дубину, и запиши их в кнехты, а половину крестьянина оставь присматривать за деревней. Не забудь вернуть их на место до уборочной, потому что половина крестьянина с уборочной не справится и есть риск не дожить до зимы. Можешь построить себе замок , но особенно не шикуй: если ты поручишь своим трем с половиной крестьянам возвести тебе Каркассон, они тебе понастроят, да уж, особенно идиот. Заведи башню на холме, если этого недостаточно — мотт и бейли холм и огороженный двор , живи и радуйся. Замок в условиях средневековья совершенно незаменим.

При появлении врага на горизонте население феода прячут внутри всё имущество и отсиживаются, пока осаждающий страдает от лёгкого голода. А какой-нибудь граф может выстроить целую крепость с запасом провианта, фуража и оружия и в случае набега врага отправить на перехват конный отряд профессиональных вассалов. Если феода не дают, ты можешь стать странствующим рыцарем и странствовать в поисках проблем на свой бронированный афедрон. Если это фэнтези околосказочное, поздравляю: ты настоящий приключенец , а около тебя наверняка ошиваются твои друзья клирик, маг и вор. Если нет — то приключения у тебя будут скорее злоключениями.

Ах да, можно грабить караваны. Если ты аристократ[ править ] Но, допустим, аффтар наградил тебя реально конкретным титулом. Крестьян у тебя не три с половиной, а три с половиной тысячи, а то и намного больше. Ещё твои далёкие предки понаотрезали от ваших земель феодов вассалам, те — своим, поэтому, если их всех сверху донизу созвать, получится нехилое войско: минимум пятьсот рыцарей с их копьями, и бонусом-довеском полторы тысячи крестьян и пятьсот деревенских идиотов с дубинами пятьсот половин крестьян остались присматривать за деревнями. С таким уже можно надеяться победить в каком-нибудь сражении.

Если ты живешь в сказочном фэнтези — веди их против зла, если нет — против какого-нибудь другого представителя знати, который тебя обидел. Или который обидел твоего сюзерена, потому что как бы ты ни был крут, есть кое-кто покруче, кому ты всем этим обязан по жизни ты же не король. Если же никто никого не обидел, можешь наслаждаться мирной жизнью. Можешь подняться в покои своего замка, почитать там что-нибудь ты ведь умеешь читать? Потом спуститься в большой зал, попировать там, посмотреть и послушать бородатые гэги своего шута, которого давно пора гнать, потому что все его гэги ты уже знаешь.

Всё это тебе настолько быстро надоест до горькой редьки, что ты уже сам захочешь кого-нибудь обидеть, для разнообразия. Если так, то попробуй поинтриговать. Если получится, тебе достанется какой-нибудь ценный бонус. Если не получится — обидишь кого-нибудь, и начнется разнообразие. В обоих случаях ты в выигрыше.

Впрочем, особенно приятно, если ты младший сын. Тогда ты первую часть жизни проведешь в замке со всеми его удобствами, а годам к четырнадцати-пятнадцати, когда тебе все это уже надоест, свалишь из него за приключениями в ходе которых к тебе будут относиться с куда большим респектом, чем к непонятно кому с непонятно какого холма. Возможен даже вариант, когда ты, будучи формально ещё оруженосцем ещё не став рыцарем , сам будешь иметь в подчинении рыцарей, подобно настоящему рыцарю-баннере. Если ты средний сын, скорее всего, по традиции тебя постригут в монахи. С соответствующими вышеупомянутыми карьерными перспективами.

Скорее всего, твой папаша постарается выбить тебе сан священника, а если он окажется достаточно влиятелен и не в ссоре с князьями церкви у которых вообще-то свои интересы , то при желании [5] может обеспечить и более сильную протекцию впрочем, ограниченную тем, что князья церкви заинтересованы в том, чтобы покровительствовать своим людям, а не людям твоего папаши. К тому же твой батюшка может скоропостижно скончаться, оставив наследникам только стены замка и кучу долгов, — но вовремя подаренные церкви земли и дядюшка-епископ позволят перекантоваться до первой войны. Например, именно так началась церковная карьера будущего кардинала Ришельё — семье срочно был нужен кто-то, чтобы заместить единственный источник дохода, Люсонское епископство. Если ты бастард , а у твоего папаши и без тебя хватает сыновей, то весьма вероятен вариант, когда тебя также постригут в монахи что, впрочем, не так уж обязательно — зависит от твоего папаши и влияния на него законной жены. Наконец, если ты непригоден к воинской службе по состоянию здоровья, то духовная карьера для тебя вообще единственный вариант.

Феод тебе дали за службу, а не просто для красоты. В качестве варианта — можешь оказаться не просто аристократом, а городским патрицием в городе-государстве, представляющем осколок империи. В этом случае у тебя скорее всего не замок, а особняк, который, впрочем, вероятнее всего на всякий случай укреплён. Как на случай бунтов, так и на случай, если кому-нибудь захочется штурмовать город [6]. Более того, особняк в городе может иметь вполне настоящую укреплённую башню в качестве личной цитадели [7].

Помимо особняка в городе, у тебя имеется и загородная вилла, в который ты проводишь каникулы, и которая не просто укреплена, а построена с претензией на замок, и в случае чего может отбить штурм какой-нибудь не слишком крупной банды. Город-государство, скорее всего, является аристократической республикой , но может и управляться каким-нибудь герцогом или князем, который может являться как полновластным правителем, так и чисто номинальным.

Правила чести применялись только в отношениях между феодалами. Здесь они, однако, тоже постоянно нарушались. В повседневной жизни, в семье многие феодалы были грубы, жестоки и заносчивы. Выдранные волосы и сломанные носы жен были самым обычным явлением. К труженикам крестьянам, ко всем «неблагородным» они относились свысока, называли их «подлым простонародьем».

В Великобритании термин «феодализм» широко употребляется для описания мира вассально-ленных отношений. Некоторые исследователи британская медиевистка С. Рейнольдс и др. Те западные историки, которые пользуются понятием «феодализм», в большинстве своём считают, что оно применимо к обществам некоторых стран Западной и Центральной Европы с 9 по 15 вв. Распространено мнение, что феодализм как общественный строй никогда не существовал или не играл важной роли в Скандинавии, Ирландии, горных местностях Швейцарии и что во многих регионах Уэльс, Шотландия, Страна басков, Сардиния и Корсика на Западе, земли на восток от Германии и Италии имели место лишь проявления отдельных элементов феодализма, привнесённых туда извне. Феодализм за пределами Западной Европы Применительно к Византии исследователи сталкиваются с почти полным отсутствием вассально-ленных отношений и господством государственного начала в общественной жизни исключая эпоху Палеологов , когда государство ослабело и при этом испытало на себе сильное западное влияние. Все византийцы, независимо от статуса, считались людьми императора, частные владения не образовывали княжеств, практически отсутствовали замки и зависимость одних частных лиц от других. Патлажан считала, что в истории Византии существовала тенденция усиления личных отношений между частными лицами в ущерб отношениям частных лиц и государства и соответственно признавала т. В советской историографии стремление доказать наличие феодализма в Византии привело к созданию теории «государственного феодализма» А. Каждан , согласно которой все знатные подданные василевса являлись его вассалами, державшими от него пронию — землю или должность, приносившую устойчивый доход. Противники этой теории, прежде всего Г. Литаврин , доказывали, что частная собственность на землю, при всей своей специфике, была в Византии реальностью, существенно ограничивавшей власть императора и мешавшей развиваться «государственному феодализму». Применительно к истории России о феодализме изначально говорили как о системе вассально-ленных отношений Н. Павлов-Сильванский , хотя ещё в дореволюционную эпоху под влиянием марксизма стало складываться и представление о феодализме в социально-экономическом смысле. В 1930-е гг. Греков и С. Юшков , стали доказывать, что уже Древнерусское государство Киевская Русь было феодальным государством с феодальным землевладением и феодальной эксплуатацией крестьян, мало чем отличавшимся от государств Западной Европы. В 1950-х гг. Черепнин , взяли на вооружение теорию «государственного феодализма», но с важными нюансами.

Священники и монахи. Они молились о человеческих душах. Их обязанностью была защита людей. Они должны были кормить монахов и феодалов. Такое разделение было очень прочным и просуществовало довольно долго. В Европе феодализм окончательно сформировался к началу 17 века. Его признаком является владение землёй. Поскольку земля была собственностью феодалов, то весь строй стали называть феодальным. Пользуйтесь Поиском по сайту. Найдётся Всё по истории.

Кто такие феодалы?

Это означало, что даже король был лишён возможности через головы своих вассалов— герцогов и графов— отдавать приказания их вассалам. В Англии иначе: «Вассал моего вассала— мой вассал». Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное государство. Права феодала: сбор огромных налогов с населения его страны; суд над обычными жителями; объявление войны другим феодалам и заключение мира с ними; обеспечение безопасности вверенного феода. Между сеньором и вассалом заключался устный договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора.

Поэтому он передавал часть бенефиций — феоды — третьим лицам за службу. Они также могли часть своих участков передавать другим. Так выстраивалась своеобразная лестница — феодальная иерархия.

Феод — это часть землевладения сеньора, населенная крестьянами, жалованная вассалу. Получить его в распоряжение могли только дворяне. Как платили за владение феодом Вассал был обязан сопровождать сеньора в походах. Основная плата за получение феода — несение военной службы. Между сеньором и вассалом заключался устный договор, после чего последний должен был: 40 дней в году быть воином для сеньора, сопровождать в походах; помогать финансово при посвящении в рыцари или женитьбе старших детей сеньора; выкупать его из плена.

Известные основания для такого подхода давала и история античного Рима с его колонатом и другими явлениями, наталкивавшими на параллели со Средневековьем. В классической монографии Д. Петрушевского Очерки из истории средневекового общества и государства почти половина текста была отведена рассмотрению именно «государства и общества Римской империи». Аналогичным образом признаки отношений феодального типа обнаруживают в индустриальном обществе — не только в новое, но и в новейшее время. Среди множества примеров — отсутствие на протяжении десятилетий паспортов у советских колхозников, их фактическое прикрепление к земле, обязательный минимум выработки трудодней. Не в столь болезненных формах, но реликты Средневековья давали и дают себя знать и в Западной Европе. Знаменитый французский историк Жак Ле Гофф говорил в начале 1990-х: «Мы живем среди последних материальных и интеллектуальных остатков Средневековья». Массу разногласий и споров вызывает вопрос о том, насколько феодализм универсален. Этот вопрос неизбежно возвращает исследователя к полемике относительно комплекса тех признаков, наличие которых необходимо и достаточно для признания общества феодальным. Правовые памятники Северной Франции точнее — Парижского региона либо свод феодального права государств крестоносцев на Ближнем Востоке — «Иерусалимские ассизы», некогда служившие главной опорой историков и юристов, реконструировавших облик средневековой сеньории и выяснявших структуру иерархической лестницы, заведомо уникальны. Принимать рисуемые ими отношения за повсеместную или широко распространенную норму не приходится. Даже в других регионах Франции, за пределами Иль-де-Франс, действовали свои нормативы. Официальная марксистско-ленинская наука без колебаний давала утвердительный ответ на вопрос, является ли феодализм стадией, через которую проходит все человечество. В отечественной историографии универсалистскую точку зрения уверенно отстаивал, в частности, академик Н. Конрад, хотя он сам, как и другие востоковеды, сталкивался с трудноразрешимыми проблемами при рассмотрении феодализма во всемирно-историческом масштабе. Нельзя было не считаться, к примеру, с тем, что в европейском варианте феодального общества хотя порой трудно провести грань между собственностью полной и разделенной, между собственностью и наследственным держанием одним из главных показателей служили поземельные отношения, тогда как в тех азиатских регионах, где доминировало ирригационное хозяйство, большое значение имела собственность не на землю, а на воду. Преобладание кочевого скотоводства на обширных просторах Азии еще сильнее затрудняло проведение параллелей между европейской и азиатской сельскохозяйственной практикой прошлых веков. Даже в районах, где земледелие по своему характеру мало чем отличалось от европейского, не везде удавалось обнаружить разделение права собственности между ступенями иерархической лестницы. Нередко, напротив, восточная деспотия демонстрирует концентрацию властных функций на вершине социальной пирамиды. Такие очевидные факты, которые было трудно игнорировать, вынуждали сторонников всемирно-исторической схемы вводить многочисленные поправки на специфику природных условий, на особенности локального менталитета, воздействие религиозных представлений и проч. Подробный разбор аргументации сторонников и противников универсалистской точки зрения на феодализм с позиций ортодоксального марксизма-ленинизма предпринял еще в 1970-х В. Отстаиваемая им трактовка, и поныне находящая приверженцев не только среди марксистов, — «феодальное общество во всемирной истории было стадией, закономерно следовавшей за рабовладельческой» — разумеется, имеет полное право на существование. По его мнению, на одном из ранних этапов своего развития социум неизбежно проходит стадию, которая характеризуется: 1 ростом эксплуатации, основанной на концентрации земельной собственности в руках немногих; 2 арендой как формой, связанной в ту эпоху с внеэкономическим принуждением; 3 передачей непосредственным производителям земельных наделов и прикреплением их к земле в различных формах. Эта теория не противоречит современному состоянию исторического знания. Но подобное понимание феодализма оказывается крайне обедненным, сводимым к малосодержательной социологической абстракции. Европейский же феодализм, до сих пор остающийся практически для всех исследователей базовой моделью, обладал целым рядом дополнительных и немаловажных по существу черт, значительная часть которых была обусловлена уникальным в мировой практике синтезом античных и варварских начал. Конечно, в сравнении с буржуазным обществом феодализм, как он реализовался в странах Европы, предстает инертной, трудно поддающейся поступательным переменам структурой. Однако если сопоставлять его с тем, что согласно тому же, допустим, В. Никифорову являл собой феодализм на других континентах, то европейский вариант выглядит совсем по-другому.

Их целью был захват: земель, населённых крестьянами; знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение; добычи грабёж чужих крестьян, церквей и тому подобное. Феодалы в Древней Руси и Российской империи В Древней Руси феодальная лестница система сеньоров и вассалов отсутствовала. Имелись лишь бояре , владевшие наследственными вотчинами. Позднее появились помещики дворяне , которым монарх предоставлял поместье в условное держание при условии военной службы. С XV века возникло крепостное право. С начала XVIII века статус поместья и вотчины был уравнен, а с 1762 года дворяне были избавлены от обязательной службы Манифест о вольности дворянства. Мораль и обычаи феодалов На странице обсуждения должны быть подробности.

Феодал виды

Отвечая на вопрос, что такое феодализм нужно знать основные признаки этого общественного строя. Определение того, что такое феодалы, имеет не только политический, но и социальный аспект. Статья детально рассказывает о том, что такое феодализм, содержится авторский видеоруок в тему. Феодализм — тип общественных отношений, основанных на условной частной (феодальной) форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов непосредственных производителей-крестьян. Феодализм – строй, который включал в себя 2 класса: феодалов и зависимых крестьян. (ср.-лат. feodalis) - в эпоху феодализма земельный собственник, владелец феода, эксплуатирующий зависимых от него крестьян.

Феодал — кто это и что такое феодализм

Декентрализация: Власть в феодализме была декентрализована, то есть не сосредотачивалась в одних руках, а была разбросана между разными феодалами. Население феода – земледельцы, скотоводы, городские ремесленники отдавали часть своего феодализм и крестьяне дохода на содержание феодала. Когда стало понятно, что такое феодал, можно рассмотреть жизнь господствующего класса в период средневековья подробней. Феодалы занимали в средневековом обществе господствующее положение, поэтому и весь строй жизни той поры нередко называют феодализмом. в эпоху феодализма земельный собственник (владелец феода), эксплуатирующий зависимых от него крестьян. Феодал – это термин, который широко использовался в Средневековой Европе для обозначения владельца феодальных владений.

2. Феодалы

При феодализме землевладелец, по отношению к которому крестьяне находятся в крепостной зависимости. Крупный феодал. Человек с замашками феодала, крепостник по убеждениям неод. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова феодал — вавассор, мукта, мтавари, сеньор, герцог, бек, сюзерен, азат, землевладелец Словарь русских синонимов. Представитель господствующего класса при феодализме, владелец феода.

Бесконечные мятежи, междуусобицы были обычным делом во времена феодальной раздробленности. От ссор господ между собой, естественно, больше всех страдали крестьяне. У них не было укрепленных замков, где они могли бы укрыться при нападении. Объясните, кому принадлежала деревня, если рыцарь получал ее в феод от барона, а тот в свою очередь от своего сеньора — графа, граф — от герцога, а герцог — от короля? Найдите в сказочном описании поединка Карла Великого и эмира признаки того, что поэма сочинена в эпоху Крестовых походов. Какие условия мира предлагают друг другу император и эмир и почему эти условия не устраивают каждую из сторон? Чем объясняется дерзость, с какой ведет себя граф Гильом в королевском дворге? Бойцов М. История Средних веков, 6 класс Отослано читателями из интернет-сайтов Календарно-тематическое планирование по истории, задачи и ответы школьнику онлайн, скачать курсы учителю по истории 6 класс Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам. Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум. Они сражались на турнирах, ходили в военные походы, чтили даму сердца и проявляли благородство к нищим и больным. Сегодня мы узнаем, что это за люди, чем они жили и кому служили. Феодализм — это. Феодализм от лат. Feufum — это вид социально-правовых отношений в обществе, который характеризуется жесткой иерархией это как? Начал формироваться в V-VI вв н. В основе феодализма лежит особый способ производства, основанный на сочетании крупных феодальных владений вотчин и мелкого крестьянского индивидуального хозяйства. Крестьяне испытывают внеэкономическое принуждение со стороны феодалов, которое выражается в ограничении их личной свободы это как? Еще одной формой феодальной зависимости выступала барщина, во время которой крестьяне обрабатывали господское поле, убирались в замке, чинили мосты и дороги, а также выполняли другую работу. Кто такие феодалы Феодал — это представитель господствующего слоя феодального общества, владелец земли с зависимыми крестьянами феода. После реформы Карла Мартелла, проведенной во Франкском государстве, феоды бенефиции стали выдаваться за службу у сеньора.

Феодал, дающий земельные территории в управление другим — младшим феодалам, по отношению к тем назывался сеньором, а получившие от него землю именовались его вассалами. За неповиновение сеньор мог отобрать землю у своего вассала. После смерти феодала его феодом на тех же правах управлял кто-нибудь из его сыновей, обычно — старший. Феодал должен был поддерживать порядок в своем феоде и по призыву сеньора являться к тому для военного похода или обороны страны с дружиной и своими вассалами, которые также приводили своих воинов. Население феода — земледельцы, скотоводы, городские ремесленники отдавали часть своего дохода на содержание феодала. Последний не всю управляемую им землю отдавал вассалам, поскольку ему тоже надо было питаться, одеваться, содержать прислугу и обеспечивать дружину. Поэтому часть земельных владений с населением он оставлял себе в пользование. Этот надел назывался доменом. Продукты питания, фураж для лошадей феодалу поставляли работавшие в его домене земледельцы и скотоводы. Бывало, что законы государства обязывали сельских жителей работать на своего феодала и запрещали самовольный уход от него. Такие земледельцы назывались крепостными. Вся эта политическая и экономическая система, основанная на распределении в государстве власти феодалов, которых содержало обывательское население их земельных владений, носит название феодализм. Феодализм в Средневековье был двух типов: западный и восточный. Первый был распространен в странах Европы, и для него характерно то, что феодал-сеньор имел значение полновластного правителя только в своем домене и мог приказывать только своим непосредственным вассалам, но не вассалам своих вассалов. При нем сеньор был полновластным правителем и в своих землях, и в наделах своих вассалов, и в землях вассалов своих вассалов, и так далее во всем феоде.

Либо тот же граф договаривается с новым королём, либо тот же король договаривается с новым графом. Король может быть сыном короля, а граф - сыном графа, но не обязательно. Это так, в общем. Может быть много нюансов. Остальные ответы.

Что такое феодал в истории определение и примеры

Разница между рабовладением и феодализмом, на мой взгляд, в ином. Определение того, что такое феодалы, имеет не только политический, но и социальный аспект. В рамках феодализма, общество было организовано в виде иерархической структуры, где власть и земля принадлежали феодалам, а крестьяне и рабочие находились в зависимости от них.

Феодали зм 2017 Что такое феодализм

При этом власть была совершенно номинальная. После короля уже шли: Графы, а также герцоги. Воители в доспехах. Стоит также отметить, что феодалы тоже разделялись по категориям. Ниже ступенью на иерархической лестнице находились вассалы, а те, кто отдавал в пользование землю за хорошую службу, назывались сеньорами. У феодала был целый ряд привилегий, наличие которых только лишь в очередной раз показывало власть: Феодалы обладали правом на сбор налогов. Присутствовало право судить. Право на объявление войны, а также на заключение мира с другими феодалами.

Однако, основной обязанностью землевладельца была защита феод и людей, которые, непосредственно, проживали на данной территории. Что же касается отношений между вассалами, какие-то либо взаимодействия могут происходить только на одной ступени. Те феодалы, которые были наделены большей властью не могли отдавать приказы другим нижестоящим. Уникальность феодализма заключается в распределении кусков земли между людьми.

Однако, если владелец феоды сменялся, крестьянин должен был переходить вместе с ним. Какие права имели конные воины, получившие феодальный статус за службу?

Для конных воинов, как и для других, обработка землевладений, либо занятие ремесленной промышленностью, считалось настоящим позором. Войны — вот чем так любили заниматься рыцари того времени, при этом такое занятие считалось предельно престижным. Еще с наступлением раннего возраста юные воины готовились к сражениям, регулярно тренировались. За службу конные воины получали феод, которым могли распоряжаться следующим образом. Так как за каждым кусочком земли был закреплен крестьянин, то и плоды с этой земли конный воин имел полное право получить, так как владел ею. Также, как и обязать крестьянина выполнять какие-либо другие поручения.

Так как феодалы проживали в замках, сами они не могли заниматься поддержанием порядка. Здания требовали ремонта, а крестьяне как раз отлично подходили на роль тех, кто будет заниматься подобными вещами, чем феодалы активно пользовались. Главное отличие во владении феодой конными воинами — это отсутствие власти над другими рыцарями, что вполне соответствует иерархическим ступеням, столь характерным для того времени. В остальное время, помимо тренировок и войн, они охотились на диких зверей, что позволяло им в свою очередь развивать ловкость, скорость, силу и смелость.

Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке Средневековое европейское общество Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе государства стоял монарх единоличный правитель — король либо князь, граф или герцог. Отношения между феодалами и между господами и зависимыми крестьянами были закреплены в феодальном праве. К IX — X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов, на землях которых работали зависимые крестьяне.

За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, главными из которых были барщина и оброк. За не сданный вовремя оброк, плохую работу крестьян вызывали на суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание. Часть крестьян были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь. Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. Хозяйство было натуральным, то есть все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарей готовили с детства. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря, а после длительной службы посвящался в рыцари. Любимыми развлечениями рыцарей служили охота и турниры.

Каждый рыцарь имел свой герб — отличительный знак рода — и девиз — кратное изречение, обычно объяснявшее смысл герба. Законы рыцарской чести и другие особые правила составляли рыцарский кодекс. Крестьянская община Общины крестьян ведали прежде всего хозяйственными делами.

До этого вопросом «а в какой системе мы живём? Средневековые хронисты не видели отличия между Античностью и тем обществом, в котором жили сами. Зато в Новое время, когда основным источником дохода постепенно стали промышленность, торговля и банковское дело, а не землевладение, сразу стало понятно: мир меняется, и надо понимать, чем старое отличается от нового. В основу определения феодализма положили несколько тезисов: земля принадлежит не свободным общинникам, а особому сословию землевладельцев-феодалов; крестьяне находятся в зависимости от землевладельцев, но это не античное рабство, а скорее прикрепление к земле; государство очень слабо централизовано, а политическая власть принадлежит феодалам, владения которых превращаются в микрогосударства. Так что говорить о феодализме можно. Но в основном применительно к Европе, и то не всей — Франции, Германии и Италии. Испания и Англия — уже не вполне феодальные страны. Ну а в Скандинавии и Восточной Европе феодализма не было вовсе. В Азии кое-где существовали общества, имевшие некоторые черты сходства с феодализмом, но в целом совсем не похожие на то, что происходило в Западной Европе. Земля — феодалам? Так что складывается следующая картина: феодализм — это совокупность целого ряда признаков, которые мы уже перечислили выше. В странах классического феодализма они встречаются все. А в других регионах только частично. Но если мы находим хоть один, то можно уверенно говорить: здесь имеются элементы феодализма. Например, турки изобрели систему, когда воины, находящиеся на службе султана, получают от него землю, но не в собственность, а во временное пользование, вместе с обитающими там крестьянами. Чуть позже нечто похожее было создано в Московском государстве. Так можно было содержать многочисленную и дешёвую армию, которую не могла бы себе позволить феодальная Европа. Да и с дисциплиной у такого войска дела обстояли получше. Парадоксы феодализма Или взять феодальную раздробленность. Хотя она распространилась по всей Европе от Ла-Манша до Волги, мы обнаружим, что в Британии период раздробленности был сравнительно краток, как и у турок-османов, а в Скандинавии его не было вовсе. Удивительный пример представляет средневековая Япония. Там была вполне европейская раздробленность, но тамошние «рыцари», гокэнины, не были землевладельцами, а вообще служили удельным князьям даймё за плату. Вся земля считалась государственной, но при этом сохранялось многочисленное свободное крестьянство, имевшее землю в вечном владении.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий