В соответствии с порядком дистанционного электронного голосования на президентских выборах дистанционные наблюдатели не имеют права находиться в территориальной избирательной комиссии ДЭГ, но могут работать с порталом наблюдения.
Наши проекты
- Эксперт: ДЭГ максимально способствует участию избирателей в выборах
- В России пройдёт электронное голосование. Как оно устроено и насколько безопасно
- Что такое электронное голосование и как оно будет работать на выборах в 2023 году
- ДЭГ – 2024: воронежцам рассказали, как проголосовать онлайн на выборах президента РФ
- Способы голосования
Все точки над ДЭГ: плюсы и минусы электронного голосования
Справочно: на предстоящих 10 сентября выборах (по данным ЦИК России) решение о применении ДЭГ было принято субъектовыми избирательными комиссиями 24 регионов, в 18 из них – впервые. Наблюдателю за дистанционным электронным голосованием, имеющему подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг с помощью специального программного обеспечения на портале наблюдения за ДЭГ по соответствующим выборам. Вышестоящими избирательными комиссиями по отношению к ТИК ДЭГ на выборах Президента Российской Федерации являются избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование.
Путин побеждает на выборах президента России-2024
Рассказываем, как работает онлайн-голосование на выборах и почему оно превосходит по уровню безопасности традиционное. Председателем ТИК ДЭГ назначен Олег Артамонов, кандидатура которого была предложена Общественной палатой РФ. Особенно в столице, где опубликование результатов ДЭГ на выборах в Госдуму перевернуло итоги традиционного голосования – отстававшие кандидаты из пула мэра Сергея Собянина оказались на первых местах. РИА Новости. Дистанционное электронное голосование на президентских выборах наряду с традиционным предлагается провести в 29 регионах, из них в одном ДЭГ пройдет впервые, заявила глава ЦИК России Элла Памфилова. Вышестоящими избирательными комиссиями по отношению к ТИК ДЭГ на выборах Президента Российской Федерации являются избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) – это удобная возможность проголосовать через интернет на выборах Президента-2024.
Роман Старовойт подписал ряд принятых Курской обла...
- Новое на сайте
- Что такое ДЭГ - и надо ли его бояться : Псковская Лента Новостей / ПЛН
- ДЭГ на выборах президента: когда и как подать заявление, чтобы проголосовать онлайн?
- Электронное голосование в России — Википедия
Что такое ДЭГ - и надо ли его бояться
1. Что такое ДЭГ? Дистанционное электронное голосование – это возможность принять участие в выборах, не посещая избирательный участок. Поэтому в реализации российского ДЭГ учитывается весь передовой мировой опыт и применяются уже опробованные методы и наработки, а также наиболее перспективные технологии. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — это система, которая позволяет избирателям принимать участие в выборах и при этом не посещать избирательный участок. В нынешнем мире, где все больше стран переходят к электоральным демократиям актуальна проблема явки на выборах и соответствия результатов реальной жизни, поэтому во многих странах развивается электронное или дистанционное голосование.
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно
Поэтому участники комитета намерены добиться отмены результатов электронного голосования на выборах в Москве, отмены использования ДЭГ на предстоящих выборах всех уровней, а также бороться против иных методов фальсификации выборов. Дистанционное электронное голосование или ДЭГ — это система, с помощью которой избиратели могут проголосовать на выборах через интернет без использования бумажного бюллетеня. Жители регионов, которые в день выборов могут оказаться в Москве, смогут отдать свой голос в столице на терминалах ДЭГ. Алтайский край стал одним из 29 регионов РФ, где будет применяться технология ДЭГ (дистанционно-электронное голосование) на выборах президента в марте 2024 года.
Путин побеждает на выборах президента России-2024
Одновременно сервер передаёт на смартфон избирателя свой публичный ключ голосования одинаковый для всех избирателей. Заполненный бюллетень на устройстве избирателя шифруется публичным ключом голосования и подписывается секретным ключом избирателя S. Зашифрованный и подписанный бюллетень отправляется на сервер приёма бюллетеней, к нему прикладывается публичный ключ избирателя K и полученная в пункте 9 подпись этого ключа С. Так как публичный ключ избирателя был создан на его устройстве при получении бюллетеня «с нуля», то сервер приёма бюллетеней ничего о нём не знает — однако может проверить его подпись C, а после этого — проверить, что бюллетень действительно подписан секретной частью этого же ключа. Если на оба пункта ответ положительный — значит, бюллетень был выдан настоящему избирателю той частью системы, которая ещё знала ФИО этого избирателя. Система отправляет бюллетень на хранение в блокчейн.
В этой схеме нет ни одного признака, который присутствовал бы одновременно на сервере, выдающем пустые бюллетени, и сервере, принимающем заполненные бюллетени, и позволил бы установить соответствие между бюллетенем и физлицом, его заполнявшим. Обратите также внимание: анонимизация, по сути, происходит на устройстве пользователя, большая часть алгоритмов выполняется в его браузере, то есть, их код и состав отправляемых на сервера данных может проверить любой желающий. Соответственно, даже без знания серверной части кода можно с достаточной уверенностью судить о том, корректно или некорректно реализована эта схема. Итак, зафиксируем первый пункт: в официальном дизайне системы приняты меры к соблюдению тайны голосования даже в том случае, если два агентства не являются независимыми. Атака сбоку: раскрытие тайны голосования через логгирование Тем не менее, все мы понимаем, что теоретически бюллетень и избирателя можно сопоставить по косвенным данным — ведя на серверах системы детальные логи: IP-адрес, браузер, время отправки и получения бюллетеня, а потом сопоставив на одном компоненте их с ФИО избирателя, а на другом — с бюллетенем.
Доказать полную невозможность реализации такой схемы нереально. Ни реализация сферического протокола двух агенств в вакууме, ни аудит исходных кодов, ни допуск независимых экспертов в ЦОД — ничто из этого не даёт гарантии, что где-то в системе не осталась хорошо спрятанная закладка, логгирующая и сохраняющая или отправляющая данные, позволяющие идентифицировать избирателя. Поэтому оценка подобной угрозы также делается по косвенным признакам: есть ли основания полагать, что в системе предусмотрена такая возможность? Естественно, на оба вопроса ответ может быть только вероятностный — но, с другой стороны, и ответ на вопрос «нет ли на избирательных участках над кабинкой скрытой камеры, подключённой к системе распознавания лиц» — тоже вероятностный, обследовать помещение вас в общем случае не пустят. Ответы на подобные вопросы каждый должен дать себе сам, однако приведём наши варианты вместе со стоящей за ними логикой.
Тем не менее, последний вопрос — довольно серьёзный, ведь если такие списки существуют, как утверждает Александр Исавнин в недавней статье, то сам этот факт обнуляет все разговоры о соблюдении тайны голосования. По этой причине мы запросили как у Александра Исавнина, так и у его коллеги, члена ТИК и члена технической рабочей группы ДИТ Москвы по электронному голосованию Евгения Федина, есть ли у них какие-то фактические свидетельства наличия таких списков. Александр Исавнин ответил «Вы — наследники сурковской пропаганды! Наверное, на этом вопрос можно считать закрытым. Соответственно, на данный момент можно с уверенностью говорить, что: в заявленном дизайне системы способов нарушить тайну голосования не наблюдается; так как значительная часть алгоритмов реализована на устройстве пользователя, даже не имея доступа в ЦОД к серверной части системы, можно убедиться, что фактический дизайн системы в части алгоритмов обеспечения тайны голосования соответствует заявленному; фактических примеров нарушения тайны голосования на предыдущих двух случаях массового использования ДЭГ в России зафиксировано не было.
Скрыть нельзя показать: проверка избирателем собственного голоса Ещё один интересный вопрос, косвенно относящийся к тайне голосования — это возможность для самого избирателя проверить, был ли учтён его голос. В московской системе ДЭГ такая возможность есть, хоть и неофициальная — надо было в момент голосования открыть отладочные инструменты браузера и записать передаваемые на сервер параметры, чтобы потом найти по ним свой бюллетень. Бюллетени отправлялись и хранились в блокчейне в зашифрованном виде, однако перед подсчётом голосов они расшифровывались. Такая схема вызывает опасения в том, что проверка голоса может быть использована для обеспечения голосования под давлением или продажи голосов избирателей — в качестве подтверждения «правильности» голосования заказчик потребует предъявить ему результат проверки. По этой причине, в частности, возможность оставалась доступной только для технарей с высокой квалификацией, и не выносилась в интерфейс пользователя.
В федеральной системе ДЭГ решили совместить несовместимое — и дать пользователю возможность проверить, что его голос действительно хранится в блокчейне, но не давать возможности этот голос посмотреть и показать другим.
Перейдите по ссылке и следуйте подсказкам платформы. Важно, чтобы в системе банка были актуальные паспортные данные человека. О других способах подтверждения записи мы рассказывали в отдельной статье. Москвичам нужна полная учетная запись на портале «Мос-ру». Указать и подтвердить на портале госуслуг или «Мос-ру» номер телефона — в день голосования на него придет смс-пароль для подтверждения личности. Иначе заявление об участии в ДЭГ подать не получится.
Проверьте актуальность всех личных данных в разделе «Документы и данные» и исправьте ошибки, если они есть. На портале госуслуг раздел «Полезные сервисы» находится внизу главной страницы Если вы видите информацию о своем избирательном участке, значит, ваши данные проверены и можно подавать заявление на участие в ДЭГ или выбрать любой участок для личного голосования, нажав на «Выбрать участок» Расхождения данных возможны в двух случаях: Человек изменил ФИО, паспортные данные или адрес регистрации, но в регистре избирателей информация не обновилась. Тогда избирателю нужно прийти с паспортом в участковую избирательную комиссию по новому месту жительства до 11 марта. Адреса комиссий — на сайте ЦИК. Регистрация по месту жительства оформлена в другом регионе незадолго до выборов. В таком случае избирателю нужно проинформировать ЦИК о новом адресе. Если избиратель передумал и решил проголосовать онлайн, нужно аннулировать ранее поданное заявление и до 23:59 11 марта подать новое — на участие в ДЭГ.
Заполнить заявление можно на госуслугах до 23:59 11 марта по московскому времени. После ввода кода заявление уйдет в ЦИК, ему присвоят номер и статус «Учтено».
Экспертная группа для оценки федеральной системы электронного голосования была создана и при Центризбиркоме, но, в отличие от довольно открытой московской группы, сформирована она была из правильных людей, и чем они там занимались, узнать нельзя. Известно только, что эти эксперты положительно оценили результаты тестирования ДЭГ, о чём сообщалось в новостях на сайте ЦИК. Уроки Геббельса Так как система электронного голосования существенно сложнее обычной бумажной, а в её работу вовлечено существенно больше и людей, и компьютерных систем, то, казалось бы, и разъяснений о том, как она работает, и возможностей для наблюдения должно быть больше.
Но разъяснения не отличаются ясностью, а про наблюдение за специфическими для электронного голосования моментами идеологи ДЭГ стараются вообще не говорить. Например, Алексей Венедиктов признан СМИ-иноагентом на своей радиостанции «Эхо Москвы» обращается к эмоциям избирателей, многократно повторяя, как хорошо вся московская система голосования защищена или что шифрование происходит на стороне пользователя. Впечатление такое, что он хорошо выучил уроки доктора Геббельса о том, что ложь, повторенная многократно, перестаёт быть таковой. Нынешний генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов в своих телеграм-каналах, блогах и на сайте партии публикует длинные занудные посты про пользу электронного голосования и замечательность применяемых в федеральной системе математических методов. Но оба пропагандиста, как профессиональные иллюзионисты или напёрсточники, если хотите , заставляя потребителей фокусироваться на одних деталях, отвлекают внимание от действительно важных моментов.
Считается, что это очень надёжно и безопасно. Но важный момент состоит в том, что, в отличие от обычного голосования, где независимая избирательная комиссия убеждается в личности голосующего, сверяя человека, его паспорт и прописку, в организованном сейчас в России электронном голосовании проверку осуществляет организация, которая и логин проверяет, и обеспечивает сам процесс волеизъявления граждан. Трюк в том, что списки проверены многократно, и в них действительно настоящие люди. А вот сами ли они голосуют или за них это делает организатор голосования, никак наблюдать нельзя. Ещё очень важный момент состоит в том, что применяемые математические протоколы тайного голосования обеспечивают эту тайность только в том случае, если если протоколы идентификации избирателя, выдачи бюллетеней и подсчета голосов существуют и работают независимо друг от друга.
Собственно, эта группа математических протоколов так и называется «протокол двух агентств». Отдельно хвастаются блокчейном.
Расширение этого списка требует привлечения профессионалов и дополнительного финансирования. Ещё одна проблема — спорное качество социологического анализа. Примеры можно найти, изучив список контрактов екатеринбургского МАУ «Город». Учреждение разместило закупки на проведение социсследований на общую сумму 3 млн рублей.
Опросы должны были выявить отношение жителей города к органам местного самоуправления и социально-экономической ситуации, определить политические предпочтения екатеринбуржцев в преддверии выборов депутатов городской думы. Основные виды деятельности этих ООО — оказание услуг в области бухгалтерского учёта и проведение зрелищно-развлекательных мероприятий. Фактические владельцы компаний — организаторы концертов и корпоративов. Кандидаты в депутаты по одномандатным округам по инерции делают ставку на старые методы. Главный из них — скупка голосов. Однако в условиях ДЭГ цена каждого голоса резко возрастает.
Источник «Октагона» При этом нет уверенности, что деньги, вложенные в кампанию по известным схемам, приведут к нужному результату. Собеседники «Октагона» не исключают ситуации, когда после вскрытия электронных урн фамилии победителей могут измениться. Коммунисты раскачивают электоральную лодку Отсутствие протестов по поводу результатов кампании тоже никто не гарантирует. Начиная с марта в СМИ появился ряд публикаций, в которых региональные и федеральные представители КПРФ выражают недовольство против введения технологии. В Екатеринбурге коммунисты, включая членов избирательных комиссий, провели пикет, продемонстрировав негативное отношение к ДЭГ. А на июньском заседании гордумы 14 депутатов из пула противостоящего мэрии бизнесмена Виталия Кочеткова проголосовали за обращение к областной избирательной комиссии с призывом отказаться от электронного голосования.
Популярные материалы
- Что такое ДЭГ? Как проголосовать на выборах президента 2024 онлайн – полная инструкция
- Условия для электронного голосования за президента
- Как проголосовать онлайн
- Как принять участие?
ДЭГ в вопросах и ответах
Как заявил Обухов, ответы на запросы партии и отказ властей предоставить документацию ДЭГ лишь усиливают убежденность, что «это ящик из-под бананов с мигающими лампочками». Между тем, «НГ» уже неоднократно интересовалась у левых, почему бы им самим не нарастить активность в ДЭГ до такой степени, чтобы в какой-то момент произвести что-то вроде параллельного подсчета голосов - и наконец все-таки схватить власти за ее подозрительно нечистые руки. Тем более, что и к традиционным выборам на участках у КПРФ тоже есть множества претензий, но от участия в них партия же не отказывается. Коммунисты не ответили на такое предложение и в этом раз, но зато пришли к выводу, что исследование о бонусах от ДЭГ опубликовано не случайно. Публикацию он считает ангажированной, и явно приуроченной под очередные поправки к избирательному законодательству. И Парфенов назвал данное исследование «странным» по той причине, что ДЭГ впервые был применен в 2019-м на выборах в Мосгордуму, в масштабах страны - на голосовании по поправкам в Конституцию в 2020-м, однако в 2016-м об онлайн-выборах еще никто не слышал. Таким образом, сравниваются не результаты ДЭГ на двух кампаниях, а всего лишь разница в электоральных предпочтениях избирателей через пять лет. Между тем, Парфенов отметил, что в КПРФ сопоставляли данные по ДЭГу и офлайн-выборам в этом году, и нет однозначной общей картины, результаты от региона к региону разные.
В большинстве регионов результат партии на участках и в онлайне примерно совпадают между собой. Но здесь мнению коммунистов не заслуга ДЭГа, а вина избиркомов, где на традиционных участках коммунисты ловили нарушения. Между тем, коммунист подчеркнул, что даже если по ДЭГу результат КПРФ растет, то вопросов к системе и протестов против нее это у партии не снимает. У нас к ней сущностные претензии: вопрос в проверяемости, достоверности и контроле системы. Тот ли человек проголосовал, как посчитали его голос, не корректировались ли результаты под конец голосования? Этого никак не проверить. Даже если результаты исследования верны, у нас нет оснований изменить свое отношение к ДЭГу.
Хотя явно исследование опубликовано с целью обвинить КПРФ, что ее аргументы не существенны, мол, партия сама виновата в своих бедах. То есть такой аргумент защиты ДЭГ и контратака ее главного противника. Чтобы осуждающих голосов и негатива в сторону онлайн-выборов звучало меньше, а лучше чтобы они вообще замолчали. Однако контраргументы сторонников ДЭГа не снимают вопросы и претензии к системе», — отметил он.
При этом вам доступны электронные бюллетени по единому округу и одномандатным округам на всех уровнях выборов, которые проходят на территории, где вы зарегистрированы по месту жительства в регионе.
Механизм «Мобильный избиратель» — это голосование на том участке, который указываете в заявлении о включении в список избирателей по месту нахождения. Актуально для тех, кто 17, 18 и 19 сентября будет находиться не по месту регистрации. Заявления для «Мобильного избирателя» принимаются до 13 сентября включительно. Возможность проголосовать на избирательном участке по месту нахождения есть только на выборах в Госдуму на территории страны и Курскую областную думу на территории региона. Если подаете заявление о голосовании по месту нахождения в рамках «Мобильного избирателя» и выезжаете за пределы своего одномандатного округа, то можете отдать голос только за партию, то есть по единому округу, на выборах в Госдуму и Облдуму.
Откроется режим подачи заявлений. Там надо заполнить сведения о регистрации по месту жительства и другие данные, рассказал Юрий Сидоров. В случае, если у вас долго не было доступа в личный кабинет, поменялись какие-либо сведения, предлагается их актуализировать и ввести корректные. То же и с номером телефона, на который приходит код с подтверждением", — отметил он. В заявлении проверяется наличие у избирателя активного избирательного права и актуальность данных. Результат рассмотрения заявления придет в личный кабинет. Заявление могут не принять? Могут, если ваши данные на "Госуслугах" не совпадают с реальными, либо у вас нет избирательного права. Если вы не обновили данные, то можно исправить их и отправить заявление заново, отметил Юрий Сидоров. Как подать заявление на ДЭГ А проголосовать на обычном участке можно?
Электронная голосования — это всего лишь одна из форм голосования и дополнительный инструмент, сказала Ирина Акимова. По её словам, традиционный формат сохраняется в полном объеме и привычные избирательные участки будут открыты три дня, поэтому "дистант" не заменяет основное голосование на участках, подчеркнула Акимова. Стандартный формат всё ещё остаётся главным. Проголосовать и на участке, и по интернету сразу нельзя? Нет, двойное голосование невозможно. По словам Юрия Сидорова, если избиратель выбирает электронное голосование, то его исключают из списка на его избирательном участке. Это происходит, когда заявление уже рассмотрено. В участковую комиссию таким образом приходит уведомление, что избиратель выбрал дистанционную форму.
Что такое ДЭГ Дистанционное электронное голосование — это голосование без бумажного бюллетеня. Отдать свой голос избиратели смогут на портале vybory. Еще по теме Принять участие в дистанционном электронном голосовании смогут россияне из 29 регионов. В ДФО это право есть у жителей только одного субъекта — Камчатского края. Как подать заявление на участие Для дистанционного электронного голосования необходимо подать заявление на портале «Госуслуги». Это можно сделать до 11 марта 2024 года.
ДЭГ на выборах президента: когда и как подать заявление, чтобы проголосовать онлайн?
Заявления на него подали уже более 3 млн человек. Что такое ДЭГ Возможность не приходить на избирательный участок, а проголосовать дистанционно. Для Москвы избирательный участок заменяет региональная платформа «elec. Систему уже благополучно протестировали в Москве 2 марта.
После успешной идентификации запускается процедура анонимизации, по завершении которой на стационарном терминале электронного голосования осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на стационарном терминале дистанционного электронного голосования в течение часа.
По истечении часа но не позднее 20. Если в течение 15 минут после получения доступа к электронному бюллетеню на терминале участник ДЭГ не производит никаких действий, на экран терминала выводится предупреждение, и, в случае если участник ДЭГ не подтвердит намерение продолжить процесс голосования, через 2 минуты голосование на терминале завершается, кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается. Возможность дистанционного электронного голосования вне помещения для голосования с использованием переносного терминала электронного голосования может быть обеспечена избирателям, участвующим в дистанционном электронном голосовании на избирательных участках, только на том избирательном участке, на котором они включены в список избирателей, и только на территории того избирательного участка, где они включены в список избирателей. Председатель заместитель председателя или секретарь УИК включает избирателя, имеющего право принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке и изъявившего желание принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке вне помещения для голосования, в выписку из реестра заявлений устных обращений о голосовании вне помещения для голосования далее - Реестр. У избирателя, включенного в выписку из Реестра, блокируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет, а также возможность голосования с избирательным бюллетенем на избирательном участке.
При подаче заявления устного обращения о голосовании вне помещения для голосования с использованием переносного терминала электронного голосования избирателю необходимо сообщить номер своего мобильного телефона. При включении избирателя в выписку из Реестра для избирателя при необходимости создается учетная запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании. Данные об избирателях, включенных в выписку из Реестра, загружаются в переносной терминал электронного голосования. По прибытии к избирателю члены УИК , обеспечивающие голосование вне помещения для голосования, обязаны удостовериться в личности избирателя, выполнить поиск избирателя в загруженной на переносной терминал выписке из Реестра, используя считывающее устройство терминала или форму для ввода данных на терминале. Поиск осуществляется по данным паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации.
Избиратель подтверждает согласие на участие в дистанционном электронном голосовании и получение доступа к электронному бюллетеню с использованием переносного терминала электронного голосования, расписываясь на заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. После процедуры идентификации на переносном терминале электронного голосования и получения согласия от избирателя член УИК активирует на терминале режим голосования. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ только на том терминале электронного голосования, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. В режиме голосования запускается процедура анонимизации, по завершении которой на переносном терминале электронного голосования осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на переносном терминале электронного голосования в течение часа.
По истечении часа кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается, а избиратель информируется о завершении процедуры голосования. Если в течение 15 минут после получения доступа к электронному бюллетеню на терминале избиратель не производит никаких действий, на экран терминала выводится предупреждение, и, в случае если избиратель не подтвердит намерение продолжить процесс голосования, через 2 минуты голосование на терминале завершается, кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается. Информация о получении участником ДЭГ доступа к электронному бюллетеню на избирательном участке вне помещения для голосования, зашифрованная информация о его анонимизированном волеизъявлении сохраняются программным обеспечением переносного терминала электронного голосования. По прибытии членов УИК , обеспечивавших голосование вне помещения для голосования, в помещение для голосования, информация, указанная в пункте 11. В случае если информация из переносного терминала электронного голосования не была загружена до 20.
После переноса информации, указанной в пункте 11. У избирателей, включенных в соответствующую выписку из Реестра и по каким-либо причинам не получивших доступ к электронному бюллетеню, разблокируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет при наличии такой возможности , а также возможность голосования с использованием избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, на избирательном участке в помещении для голосования или вне помещения для голосования. После осуществления волеизъявления участником ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление, возврат к электронному бюллетеню не допускается. Средствами СПО ДЭГ Москвы в течение всего времени голосования обеспечивается отображение в электронном виде информации о ходе дистанционного электронного голосования на специальном портале в телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Избиратель, получивший доступ к электронному бюллетеню, исключается из списка избирателей на том избирательном участке, где он включен в список избирателей, и не вправе получить избирательный бюллетень для голосования на выборах Президента Российской Федерации.
Порядок составления протокола об итогах дистанционного электронного голосования на территории города Москвы 11. С использованием автоматизированного рабочего места дистанционного электронного голосования далее - АРМ ДЭГ дается команда о формировании в электронном виде списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы по состоянию на момент завершения дистанционного электронного голосования. При формировании списка принявших участие ДЭГ на территории города Москвы средствами СПО ДЭГ Москвы проставляется число включенных в список принявших участие в ДЭГ на момент окончания дистанционного электронного голосования и число электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования. Список принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы заверяется электронными подписями председателя и секретаря Мосгоризбиркома. Электронная копия списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы записывается на внешний носитель информации.
После записи копии на внешний носитель информации внесение изменений в список не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронную копию списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Сборка ключа расшифрования из предоставленных частей производится средствами СПО ключей шифрования в месте, определенном Мосгоризбиркомом. Ход расшифрования общее количество зашифрованных электронных бюллетеней, количество расшифрованных электронных бюллетеней, а также процент расшифрованных электронных бюллетеней демонстрируется средствами отображения СПО ДЭГ Москвы. Протокол об итогах дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории города Москвы подписывается всеми присутствующими членами Мосгоризбиркома, данные протокола вводятся в ГАС "Выборы" и учитываются в сводной таблице Мосгоризбиркома об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации отдельной графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование".
Учет данных протокола об итогах дистанционного электронного голосования при установлении итогов голосования на территории города Москвы 11. Установление итогов голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории города Москвы осуществляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 75 Федерального закона N 19-ФЗ, с учетом следующих особенностей. При суммировании данных протоколов ТИК для составления протокола Мосгоризбиркома об итогах голосования и при внесении данных протоколов ТИК в увеличенную форму сводной таблицы и составлении сводной таблицы данные протокола об итогах дистанционного электронного голосования учитываются в строках протокола и сводной таблицы Мосгоризбиркома об итогах голосования в соответствии с приложением N 10 к Порядку. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования на территории города Москвы признаются недействительными. В этом случае сведения, содержащиеся в протоколе Мосгоризбиркома об итогах дистанционного электронного голосования, не включаются в сводную таблицу Мосгоризбиркома об итогах голосования и не учитываются в протоколе Мосгоризбиркома об итогах голосования.
Порядок хранения и уничтожения избирательной документации и информации о дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы, предоставления доступа к указанной документации и информации 11. Протоколы заседаний, решения Мосгоризбиркома, связанные с проведением дистанционного электронного голосования, и документы, приложенные к ним, хранятся в Мосгоризбиркоме в течение сроков, установленных Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденным приказом Федерального архивного агентства от 20 декабря 2019 года N 236 , после чего передаются на хранение в Государственное бюджетное учреждение "Центральный государственный архив города Москвы". Хранятся в Мосгоризбиркоме в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации следующие данные, содержащиеся на внешних носителях информации, после чего подлежат уничтожению по акту в установленном порядке: - исходные данные для формирования электронного бюллетеня; - ключ зашифрования и ключ расшифрования; - цепочка блоков информации из единой распределенной базы данных СПО ДЭГ Москвы; - электронная копия списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы, сформированная средствами ГИС ДЭГ. Доступ к указанной информации предоставляется Мосгоризбиркомом. Информация о дистанционном электронном голосовании, размещенная на Портале Москвы и в СПО ДЭГ Москвы, включающая персональные данные участников ДЭГ, сведения о получении доступа к электронному бюллетеню, об анонимизированных результатах волеизъявления, подлежит хранению во взаимодействующих информационных системах в течение одного года после дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.
Доступ к указанной информации предоставляется по решению Мосгоризбиркома. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием на территории города Москвы 11. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием обеспечивается в соответствии с положениями Федерального закона N 19-ФЗ с учетом особенностей, установленных настоящим подразделом. Граждане Российской Федерации могут осуществлять наблюдение за ходом дистанционного электронного голосования с использованием специального сервиса в сети Интернет, отображающего в режиме реального времени в табличной, графической и текстовой формах: - число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; - число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; - цепочки блоков информации в единой распределенной базе данных СПО ДЭГ Москвы, в том числе содержащие анонимизированные зашифрованные результаты волеизъявления участников ДЭГ. Наблюдатели в участковых избирательных комиссиях могут вести наблюдение за дистанционным электронным голосованием, осуществляемым с использованием терминалов электронного голосования, не нарушая тайну и анонимность голосования, а также не создавая помех работе избирательной комиссии.
Наблюдателям на избирательных участках предоставляется возможность ознакомления со списком избирателей в электронном виде, в том числе с информацией об избирателях, принявших участие в дистанционном электронном голосовании.
По мнению эксперта, та информация, которую публикует канал, красиво подобранные новости, и выгодные той же власти данные. Однако всеобъемлющей картины не дает. Поэтому к примеру вместо 2023 и 2022 годов, сравниваемых с 2017-м и 2018-м прозвучали данные о выборах Госдумы. Вполне возможно, что именно данные по думской кампании сейчас удобно презентовать. Между тем Бузин подчеркнул, что у него самого нет сомнений в объективности федеральной системы ДЭГ на выборах нынешнего года.
Ведь в преддверии президентской кампании с одной стороны происходил глобальное тестирование системы, и при этом происодит оенка настроений в обществе, с другой стороны важно ее не дискредитировать и не подвергать сомнению ее данные перед главными выборами страны. Тем более, что в 2024 году предпоагается более широкое применение ДЭГ до 49 млн. Поэтому пока сомнений в объективности онлайнголосования нет. НО следует помнить, что даже Центризбирком до конца не контролирует ДЭГ и не знает как работает эта система. Это действительно черный ящик, и пока основной политической задачей ДЭГ было отодвинуть наблюдателей от выборного процесса. Как это раньше было с членами комиссий с правом совещательного голоса», — подчеркнул Бузин.
При этом он добавил, что система интернет-голосования введена в тех странах, где и так высокое доверие граждан к выборам — Эстания и Швейцария. А в России избиратели не доверяют даже традиционной системе выборов, и новации только увеличивают их сомнения. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «С исследованием трудно согласиться или опровергнуть, это надо смотреть фактуру. Что касается аргументов, то доля истины в них есть. Но с другой стороны нет исследований, какие сейчас избиратели у КПРФ, те же старички, что были в 90-е или активная молодежь со смартфонами в руках? Между тем, политолог подчеркнул, что обе стороны в чем-то правы.
Калачев добавил, что хотя ДЭГ сейчас стремятся на разных платформах легитимзировать в глазах избирателей. Ищи кому выгодно», — отметил Калачев.
И большинство комментариев о том, что «начальнику на стол ляжет список, кто как проголосовал» — из непонимания или нежелания, иногда намеренного, разобраться в этой сложности. Конкретные объяснения, «почему с ДЭГ всё плохо», зависят от квалификации высказывающегося — и простирается от «какие числа захотят, такие и покажут» Дарья Митина , «Коммунисты России», на недавнем круглом столе у Александра Асафова до ссылок на протокол двух агентств с указанием на отсутствие таковых агентств статья Александра Исавнина на Хабре. Попробуем разобраться, так ли всё плохо на самом деле, как устроена российская — для определённости возьмём федеральную, которую делает «Ростелеком», она интереснее — система ДЭГ, что там с протоколом двух агентств и что помешает показать такие числа, какие захотят. Ну и заодно — какие есть основания верить, что система реализована действительно так, как говорится в документах. Надеемся, вам будет интересно — в конце концов, можно быть равнодушным к выборам, но не к сложным технологическим системам! Начнём с обсуждения того, рассматривают ли вообще авторы системы такие вещи, как возможность нарушения тайны голосования, в качестве угрозы.
Модель угроз и нарушителя Модель угроз и нарушителя МУиН — это достаточно традиционный для IT-систем документ, описывающий, каким именно и с чьей стороны атакам и опасностям они могут подвергнуться. Банальные угрозы в целом всем очевидны — хакеры, DDoS, пожар, наводнение, землетрясение и экскаватор в поисках кабеля. Значительно интереснее угрозы, специфические для конкретной системы — те, которые повлекут не просто её отказ, а скажем так, недопустимое поведение: утрату или искажение обрабатываемых данных, раскрытие внутренней информации. В случае электоральных систем они крайне критичны, так как подозрение на успешную атаку на систему может привести к срыву выборов. Вообще говоря, есть три вида угроз: социальная: т. Обсуждаемая модель угроз работает с третьей категорией — она описывает, какие именно угрозы от каких именно злоумышленников, от иностранных спецслужб до недобросовестных сотрудников, могут быть направлены против ПТК ДЭГ. Полный текст модели угроз и нарушителя это примерно полтораста страниц пока что ЦИК России не опубликован, однако на одном из заседаний экспертной группы при ЦИК была представлена презентация с основными тезисами, на базе которых МУиН формируется. На днях была выложена также выписка из модели угроз , но ничего принципиально нового она нам не добавляет.
Традиционный вопрос журналистов про МУиН, в принципе, очевиден и предельно банален — «а предусмотрена ли защита от иностранных хакеров? Однако нас больше интересует вторая часть таблички — это угрозы внутренние. Как можно заметить, в число возможных нарушителей включены все, начиная от уборщицы в ЦОД и заканчивая администраторами системы. Второй слайд — про то, от чего система защищается. По сути, на нём перечислены требования, которым должна удовлетворять любая а не только электронная система голосования: голосование должно быть тайным; избиратель не должен иметь возможности проголосовать дважды; голоса избирателей должны быть учтены именно так, как они были поданы; не должно быть возможности узнать промежуточный результат голосования. Например, в бумажном голосовании это реализуется довольно очевидными способами: на бумажном бюллетене нет никаких отметок, которые позволили бы по нему установить, кому он был выдан; факт голосования отмечается в списке избирателей, где избиратель расписывается в получении бюллетеня; пересчёт бюллетеней производится в присутствии наблюдателей; до окончания голосования бюллетени находятся в опечатанной урне, которую запрещено вскрывать. С электронными системами всё на порядок сложнее. Больше всего вопросов вызывает сочетание первого и второго пунктов — многие, например, просто априори не верят в возможность соблюдения тайны голосования в системах ДЭГ более того, как мы видели на примере эстонской системы, она там действительно соблюдается условно: заполненные бюллетени не анонимны сами по себе, но анонимизируются уже на сервере.
Протокол, который невозможен Итак, нам необходимо сначала выдать избирателю бюллетень, а потом принять его уже заполненным — но по пути забыть, как звали этого избирателя. Но при этом быть уверенными, что заполненный бюллетень мы принимаем именно от избирателя, а не от случайного прохожего. С «бумагой» всё достаточно просто — показав паспорт и получив бюллетень, избиратель должен проследовать к урне и опустить его туда. Если он вместо этого проследовал на выход с участка, то проголосовать он уже не сможет кстати, на каждом УИК есть какое-то ненулевое количество таких избирателей — никто не знает, зачем они так делают, но точное совпадение выданных и полученных бюллетеней политтехнологами даже считается признаком явного вброса: при подсчёте дорисовали недостающее. С цифрой всё намного сложнее — мы не стоим рядом с избирателем, когда он получает бюллетень, мы вообще никак не видим этого процесса.
Как наблюдать за электронным голосованием
17 марта 2024 года. Наблюдателю за дистанционным электронным голосованием, имеющему подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг с помощью специального программного обеспечения на портале наблюдения за ДЭГ по соответствующим выборам. Курирующий ДЭГ зампред комиссии Николай Булаев показал таблицы, из которых следует, что критичной разницы между результатами на участках и онлайн ни у одного из кандидатов в губернаторы нет. Назначить не более 3 наблюдателей за ДЭГ в ТИК ДЭГ может зарегистрированный кандидат либо его доверенное лицо. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) на выборах президента в 2024 году будет проводиться в тех же регионах, где оно уже проходило ранее. Что такое ДЭГ (дистанционно-электронное голосование)?