БРИКС (BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. В БРИКС сегодня входят государства, которые обеспокоены тем, что США используют свои лидирующие позиции в мире для получения односторонних преимуществ. — В СМИ и экспертных кругах рассматривают БРИКС как организацию, символизирующую наступление истинной многополярности, своего рода базу для альтернативной Западу системы «глобального управления». Группа БРИКС, первоначально созданная для выявления инвестиционных возможностей, с годами превратилась в сплоченный геополитический блок. «БРИКС открыл новую главу в своих усилиях по построению справедливого мира, который стал бы инклюзивным и процветающим», – заявил он.
Страны БРИКС: список 2022, расшифровка и история
Ключевыми в экономической повестке объединения в 2021 г. Ежегодно проходят два саммита лидеров стран объединения — основной и заседание «на полях» встречи «Группы двадцати» G20 ; около 100 официальных мероприятий, из них примерно 20 министерского уровня. Развивается взаимодействие по линии администраций городов, бизнеса, академических и научных кругов, гражданского общества. В целях координации текущей работы БРИКС функционирует институт национальных шерп должностных лиц государств — участников G7, G20 и БРИКС, обеспечивающих формирование повестки этих международных форумов, подготовку саммитов и участие в них руководителей своих стран.
К 2020 г. В 2015 г. Институт создавался с целью мобилизации ресурсов для инвестирования в инфраструктурные проекты, а также проекты, нацеленные на устойчивое развитие стран — членов БРИКС в области возобновляемой энергетики , обеспечения питьевой водой, развития городов и пр.
В настоящее время НБР реализует свыше 80 проектов на общую сумму более 30 млрд долл.
Задачей политической интеграции является в первую очередь усиление влияния на окружающий альянс контекст — так, высшей формой политического сотрудничества считается военно-политический альянс типа ОДКБ или НАТО. Более нейтральными формами являются крупные диалоговые площадки типа СНГ, ШОС или ЛАГ, вокруг которых строится та или иная экономическая инфраструктура, но она имеет лишь обслуживающий характер. Задача этих объединений — влияние и транслирование консолидированных мнений по поводу экономических вызовов в международные институты. Экономические альянсы, наоборот, создаются в первую очередь для поиска ответов на стоящие перед его членами внутренние вызовы, придавая наибольшее значение экономическому развитию своих членов путем создания инструментов синхронизации экономической деятельности, в том числе торгового и таможенного регулирования. Альянсы типа АСЕАН и Восточноафриканского сообщества позволяют не только решать проблемы внутреннего развития, но и поднимать на международном уровне вопросы регионального масштаба. В этом ряду особняком стоит Европейский союз, который для ответа на многочисленные внутренние и внешние вызовы активно развивает интеграцию как по политическому, так и по экономическому направлению. При этом врожденная ригидность успешных альянсов или отсутствие согласованности неуспешных мешает им адаптировать свою повестку и ориентировать ее в будущее. Показательным примером является НАТО, который после распада соцблока потерял цель своего существования и уже два десятилетия продолжает поиски новой миссии. Другой пример — МВФ и Всемирный банк, распределение голосов в которых не учитывает объективной реальности сместившегося экономического баланса между развитыми и развивающимися странами.
В настоящий момент мы наблюдаем радикальную смену глобального ландшафта. Перед человечеством встают новые вызовы, многие из которых еще до конца не осознаны мировым сообществом. Как обеспечить потребности людей в воде и продовольствии? Как победить бедность? Где искать новые резервы экономического роста? Чем заменить невозобновляемые природные ресурсы и обеспечить энергетическую безопасность? Каким образом соединить континенты транспортной инфраструктурой? За счет чего преодолеть глубокий культурный разрыв между цивилизациями? Уже в ближайшее время эти и другие вопросы потребуют ответов, которые могут быть найдены лишь при условии общих усилий. Адекватная реакция на сложившиеся вызовы потребует не только согласованного подхода, но и существенных инвестиций.
Согласно оценкам ООН, достижение одних только целей развития тысячелетия потребует затрат в размере более 100 млрд долларов. И это только социальная перспектива, ведь инфраструктурные вызовы потребуют куда больших инвестиций — по некоторым оценкам, рынок инфраструктурного развития только в развивающихся странах в ближайшие годы составит 4 трлн долларов. Полное замещение энергоресурсов на возобновляемые источники будет стоить мировой экономике уже десятки триллионов долларов. Справиться с задачами подобного масштаба в одиночку не способна ни одна страна: ни технологически, ни экономически, ни институционально. Очевидно, что в этих условиях трансформации ландшафта начнет происходить переоформление альянсов и коалиций. Их успешность будет зависеть в том числе и от того, насколько корпоративные игроки, которые являются непосредственными акторами экономической жизни, будут интегрированы в системы принятия решений и формулирования повестки. Перед мировым сообществом встают вопросы, какая платформа станет адекватной глобальным вызовам и сможет ли БРИКС занять это место. Экономический, технологический, человеческий и культурный потенциал объединения позволяет говорить о том, что пятерка способна совместно и эффективно реализовывать проекты совсем другого масштаба.
Осенью 2018 года при Иркутском научном исследовательском техническом университете начал работать Байкальский институт БРИКС, который готовит кадры по таким направлениям, как экологический инжиниринг и чистая энергетика; устойчивая инновационная экономика; международный бизнес; цифровые технологии. В числе целей проекта - выработка скоординированной политики и стратегии в этой сфере. В области культуры, спорта и здравоохранения С сентября 2016 года проводятся кинофестивали стран БРИКС, а с 2017 года - фестивали театральных школ. В августе 2020 года по инициативе РФ прошла первая встреча министров спорта, по итогам которой был одобрен меморандум о сотрудничестве между ведомствами. Документ предусматривает проведение спортивных игр БРИКС в председательствующей стране, обмен спортсменами и тренерами, сотрудничество в области спорта, включая массовый, и организации спортивного отдыха. В программу соревнований предварительно вошли более 20 видов спорта. В 2020 года на фоне пандемии РФ предложила рассмотреть вопрос о создании системы раннего предупреждения возникновения массовых инфекций и биологических угроз. В мае 2022 года на встрече министров здравоохранения РФ выступила с инициативой налаживания сотрудничества между профессиональными медицинскими ассоциациями и создания в последующем Медицинской ассоциации БРИКС. По данным Министерства здравоохранения РФ за 2021 год более поздние данные не публиковались , в российских образовательных медицинских организациях обучались 9,5 тыс. Другие направления 4 сентября 2020 года был согласован проект антитеррористической стратегии объединения одобрена на 12-м саммите 17 ноября 2020 года. Его цель - распространение в странах- участницах успешных проектов, направленных на улучшение качества жизни населения. В августе 2021 года главы космических ведомств стран БРИКС подписали соглашение об обмене данными дистанционного зондирования Земли. Оно предусматривает сотрудничество в создании виртуальной группировки спутников дистанционного зондирования и обмен данными.
Ключевым условием состоятельности БРИКС станет интенсивность и адекватность его реакции на эти и другие вызовы за счет трансформации как политических, так и экономических форматов взаимодействия. Сценарии развития БРИКС Учитывая высокую степень политической и экономической неопределенности и недетерминированности контекста развития БРИКС, мы применяем сценарный подход, в рамках которого будут рассмотрены различные степени политической и экономической интеграции БРИКС в условиях глобальных вызовов. Своим горизонтом мы выбрали 15 лет, сопоставимые с глубиной инвестирования крупных инфраструктурных проектов, на плече которых можно реализовать сценарии развития. Исходя из того, что в следующие 15 лет смена субъектов международных отношений выглядит весьма вероятной, мы считаем, что рассмотренные выше типы реакций этих субъектов на глобальные вызовы — усиление политической или экономической интеграции — по сравнению с сегодняшним днем не изменятся. Комбинация интенсивности усилий по данным осям образует четыре возможных сценария развития БРИКС: Оставаться в статусе «клуба развивающихся держав», существующего для обсуждения глобальной повестки, формулируемой в других странах и наднациональных объединениях. Расширять свое влияние на мировую повестку дня при помощи инструментария политической интеграции — расширения членства и создания политического альянса. Усиливать экономический рост и взаимную торговлю стран БРИКС путем активизации экономической интеграции, строя полноценный экономический союз, который за счет развития внутренней экономической мощи сможет искать ответы на вызовы, стоящие перед странами. Усиливать экономическую интеграцию политической и культурной и транслировать экономическую в пространство глобальной конкурентоспособности для решения мировых проблем, стоящих перед человечеством. Каждый сценарий отличается тем или иным набором реализованных инициатив политической и экономической интеграции. К числу первых можно отнести, например, введение безвизового режима между странами, создание наднациональных органов, имеющих приоритет перед национальными, совместное решение вопросов безопасности, координацию внешней политики, формирование общих вооруженных сил быстрого реагирования и интеграцию вокруг себя регионов. Когда-то весомая и представительная площадка, он превратился в один из многих голосов международной политики. Каждая из участниц БРИКС предпочла преследовать собственные геополитические и экономические интересы и участвовать во все расширяющемся наборе региональных и международных площадок, альянсов и клубов. При этом ухудшающаяся экономическая ситуация в мире подталкивает страны БРИКС к защите национальных рынков и протекционизму. Местные экономики остаются ресурсоемкими и зависимыми от заимствованных инноваций и институтов. Отказ национальных правительств от передачи какого-либо объема политического и экономического суверенитета и запутанность системы внешних обязательств каждой из стран привели к тому, что постоянные наднациональные органы так и не были сформированы, и БРИКС продолжает существовать в виде периодических встреч лидеров. При этом поколение политической элиты, которое стояло у истоков клуба, уже сошло со сцены, а его преемники не унаследовали достаточной воли для формирования общего видения. Развитие других, более динамичных организаций приведет к тому, что члены БРИКС будут уделять большее внимание альтернативным площадкам, и эксперты ожидают, что Саммит БРИКС 2030 года окажется последним саммитом пяти стран. Этот сценарий является инерционным и потому вполне реалистичным, однако он не позволяет в полной мере раскрыть потенциал пятерки. Для усиления своего веса и возможностей реагировать на ключевые проблемы глобальной политики страны пятерки предпочитают «отложить в сторону» исторические противоречия и подписывают прорывной договор о мерах обеспечения взаимной безопасности. При этом каждая из них предпочитает искать ответы на общемировые экономические вызовы самостоятельно или через существующие международные площадки, и единственным значимым инструментом экономической интеграции является Банк развития БРИКС, который, тем не менее, используется большей частью для финансирования политически обусловленных проектов. Главными торговыми партнерами пятерки основателей по-прежнему являются ЕС и США, что не позволяет выносить на обсуждение по-настоящему острые вопросы. Для этого БРИКС начинает, с одной стороны, усиливать свою представленность в системе мировых институтов управления и на коммуникационных площадках, с другой — расширяет свою репрезентативность, открывая двери для других членов. Сначала входит Аргентина, потом в целях усиления евразийской повестки и сдерживания Китая России удается привести в организацию Турцию что считается огромным геополитическим успехом. В альянсе формируется многоуровневая система членства, и на очередном ежегодном Саммите развивающихся держав в Анкаре в 2030 году ожидается предоставление членства Индонезии и Саудовской Аравии. Страны — основатели Альянса в ходе долгого и тяжелого переговорного процесса смогли определить ту долю суверенитета, от которой они отказались в пользу созданной организации. Секретариат находится в Мумбаи, штаб-квартира — во Владивостоке, Парламентская ассамблея — в Стамбуле. Ключевым вызовом в данном сценарии становится необходимость преодолеть внутренние противоречия: конкуренцию в ряде регионов, исторические споры о границе в первую очередь, между Индией и Китаем и неготовность делиться даже частью суверенитета в пользу интеграционного объединения.
«Притягивает всё больше сторонников»: каковы перспективы дальнейшего расширения БРИКС
БРИКС. Большая российская энциклопедия | Новости БРИКС, БРИК, РИК. |
Журнал Международная жизнь - Архив 4 номера 2023 года Перспективы расширения БРИКС | Основные направления деятельности БРИКС, цели и задачи создания организации. |
Что такое БРИКС: расшифровка, цели и принципы организации
Другие страны БРИКС заняли в целом нейтральную позицию по отношению к конфликту, рассматривая его скорее как региональную проблему, чем как глобальный кризис. БРИКС представляет собой значительную часть мирового населения, территории и экономического производства. БРИКС, международное объединение пяти крупнейших государств с развивающимися рынками, включающее Федеративную Республику Бразилию, Российскую. Рассказываем о БРИКС простыми словами: что это, как расшифровывается название, когда, как и для чего было создано объединение. Как известно, саммит БРИКС в ЮАР вызвал неподдельный интерес аналитиков во всем мире.
Страны-участники БРИКС в 2023 (5 государств): полный состав, расшифровка, цели, деятельность
Что такое БРИКС, почему была создана эта организация и чем она занимается, как будет выглядеть список стран БРИКС в 2022 году и чем эти страны отличаются от других. БРИКС (BRICS) — это межгосударственная организация, в состав которой по состоянию на 2023 год входит пять стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Колташов отметил, что включение Египта в БРИКС – хорошая новость, поскольку у экономики этой страны большой потенциал.
Что мешает созданию единой валюты БРИКС: мнение экспертов
БРИКС — Википедия | Журналист-международник Эдвард Чесноков — о том, какие новые страны приняты в БРИКС и к чему это приведёт. |
БРИКС: мечты о переустройстве мира и реальные перспективы | БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) — международная организация, созданная для укрепления сотрудничества и экономического развития своих. |
История БРИКС | Колташов отметил, что включение Египта в БРИКС – хорошая новость, поскольку у экономики этой страны большой потенциал. |
БРИКС: что это, расшифровка, страны-участники, валюта, цели | РБК Тренды | Как говорится на сайте Минэкономразвития РФ, участники БРИКС занимают уникальное место в мировой экономике. |
Итоги саммита БРИКС: как теперь он назовётся и что у него за валюта
Что такое БРИКС, для чего была создана эта организация и чем она занимается, каков список стран входящих в БРИКС на 2024 год и чем эти станы отличаются от других. Цель группы БРИКС (BRICS) — коллективное увеличение темпов экономического роста стран-участниц и укрепление их позиций в мире за счет активного сотрудничества друг с другом. Журналист-международник Эдвард Чесноков — о том, какие новые страны приняты в БРИКС и к чему это приведёт. Открыто заявляются цели по экономическому сближению со странами вне БРИКС с использованием площадок БРИКС. Ежегодно одной из стран БРИКС передается председательство в структуре: страна председатель отвечает за проведение саммитов и иных мероприятий структуры. Пожаловаться. #БРИКС занимает 38% мирового #ВВП В настоящий момент БРИКС занимает 38% мирового ВВП и включает 46% населения планеты.
Вы точно человек?
Для этих целей ранее приглашались главы различных государств-не участниц. Есть предположение, что такой формат поможет сформировать широкую партнерскую сеть для крепкого и постоянного сотрудничества. Универсальная карта «Халва» — не просто удобное платежное средство. Она, словно швейцарский нож, содержит десятки полезных финансовых инструментов в одном пластике и мобильном приложении. Сделайте свою жизнь слаще и удобнее! Структуры объединения Работа организации не ограничивается ежегодной встречей лидеров государств. Внутри организации осуществляют деятельность ряд рабочих объединений по различным направлениям, которые закрывают поставленные на саммите задачи. Бытует мнение, что с усилением авторитета БРИКС США планирует увеличивать давление на страны-участницы объединения, чтобы не потерять звание центра технологий и производства.
Эта структура обеспечивает финансированием проекты создания, расширения и улучшения инфраструктуры в государствах, входящих в объединение. Также в 2015 году был создан Пул валютных резервов. В организации действует Сетевой университет, учрежденный в 2015 году и запустивший двумя годами позже семь программ для магистров. Университет базируется на основе действующих вузов стран-участниц, от России представлены более 10, а штаб-квартира располагается в Уральском федеральном университете. Также под именем организации в России выпускается международный деловой журнал руководит редакционным советом российский миллиардер Рубен Варданян и вещает телеканал. Возможно, в будущем к пяти странам присоединятся новые участники Какие задачи решает БРИКС Во время масштабных событий, а именно саммитов, лидеры государств обсуждают глобальные проблемы всего мира. Это вопросы культуры, сельского хозяйства, уровня жизни, науки, финансов, а также политики.
Все страны-участницы слишком различаются по уровням богатства, социального развития и науки, но их объединяет одно — высокие темпы развития экономики стран БРИКС. Группа ставит перед собой глобальные задачи, которые улучшат этот мир.
В стремлении оттянуть крушение нынешнего несправедливого мирового порядка основные усилия прилагаются против России и Китая. При этом, с точки зрения Запада, Китай в 10 раз опаснее, чем Россия. Не только потому, что китайский ВВП в 10 раз больше российского или население Поднебесной тоже в 10 раз больше. Ослабленная за три десятилетия следования заветам Запада, погруженная в решение животрепещущих проблем безопасности, Россия практически не выдвигает глобальные инициативы, конкурирующие с либеральным капитализмом.
Китай же в последние годы на практике демонстрирует всему миру превосходство «социализма с китайской спецификой» и одну за другой провозглашает оригинальные политические и идеологические доктрины глобального масштаба. Эти доктрины и инициативы особенно опасны для США и Запада в целом потому, что они проверены на деле. Китайская модернизация основана на 40-летнем успешном опыте развития. Они понимают свою роль в мире и высокую цену, которую приходится за нее платить. Си Цзиньпин в Москве 22 марта сказал Владимиру Путину: мир переживает небывалые за 100 лет перемены, и мы с вами двигаем их. Вот и на этот раз они назвали среди приоритетов нового БРИКС противодействие политике гегемонизма и укрепление стратегического партнерства.
Страны БРИКС должны следовать курсу на мирное развитие и укреплять стратегическое партнерство объединения. В отсутствие постоянного специального механизма по проблемам безопасности члены БРИКС должны эффективно использовать такие структуры, как Совет министров иностранных дел и встречи высоких представителей стран БРИКС, курирующих вопросы безопасности, оказывать взаимную поддержку в вопросах, касающихся коренных интересов друг друга, и укреплять координацию по актуальной международной и региональной повестке. Как обычно, поднимая новую проблему, Си Цзиньпин очерчивает только ее контур. Глубокая прорисовка деталей следует неизбежно и неотложно. Думаю, еще до следующего саммита в Казани мы увидим эти детали.
БРИКС будто бы застыл на месте и так и остается довольно рыхлой организацией, где могут просто договориться о продаже друг другу товаров на выгодных условиях в частном порядке и не более того. Тем не менее в эту вроде бы не работающую и практически не существующую организацию зачем-то ломятся почти 30 стран. Условия приема, кстати, так и не оглашены. Из интересного здесь следующее: — Если организация будет хоть как-то развиваться в плане уставов, правил, институтов и общей инфраструктуры, то, по сути, начнет контролировать половину мирового рынка нефти. А со стороны потребления будет 2 из 3 крупнейших потребителя. Это Индия и Китай. А вы сами знаете, что следом после контроля рынков производства, потребления и оценки рынка нефти идет вопрос его транспортировки. Вроде есть, действует, растет. Но при этом его как будто бы и нет. Общих действий от членов мы видим минимум. Ну вот РФ потоки своей нефти в Индию переправила. Криво с той же Индией перешли на расчеты в рупии. Да и все, пожалуй, что пришло в голову. Ни я, ни вы не понимаем, что там происходит. И уж тем более, что там будет прогнозировать крайне сложно. Западная методичка убеждает нас, что в БРИКС-11 состоят страны с совершенно разными экономиками, с совершенно разными отношениями с Западом от относительно позитивных, до ужасающих. В общем будто бы не смогут эти ребята договориться и запустить какой-то проект валюту, общую инфраструктуру, общий ЦБ и так далее.
В-третьих, торговля с некоторыми странами в национальных валютах вообще может стать для России в перспективе делом невыгодным. Наглядный пример тому — российско-индийская торговля, в результате которой у России образовались запасы рупий на общую сумму, в переводе на доллары, в 35—40 млрд. И что с этими рупиями делать, пока непонятно. Именно поэтому наши страны на время приостановили взаиморасчеты в рупиях. В-четвертых, потенциальным покупателям российских товаров не так-то просто «достать» наши рубли. В условиях тотальных санкций против России западные биржи отказываются осуществлять рублевые операции. Поэтому вполне логично, что на фоне деклараций о расчетах в национальных валютах в БРИКС заговорили и о создании собственной в будущем — мировой! Но удивляет другое: почему решение о создании своей собственной валюты не было принято раньше? Ведь эксперты предупреждали о проблемах, которые принесут с собой расчеты в национальных валютах. Что, собственно, и случилось. Однако и создание собственной валюты — процесс длительный. Американцы, например, к доминированию доллара шли несколько десятилетий. Поэтому на прошедшем саммите БРИКС идею о собственной валюте не обсуждали, но проявили интерес к предложению российского министра финансов Антона Силуанова создать новую расчетную единицу для стран БРИКС, для того чтобы упростить расчеты в национальных валютах. Что это будет за расчетная единица, ясности пока нет, но в воздухе, похоже, опять витает идея золотого стандарта. В 2024 году планируется провести тестирование системы, также будут уточнены планы по созданию единой валюты, судьба которой во многом зависит от числа членов БРИКС: чем их больше, тем выше будет ее авторитет и тем сильнее она потеснит доллар. Но здесь может сложиться ситуация, при которой, решая одну проблему, объединение породит другую. Например, никто не мог предположить, что Ереван сдаст Нагорный Карабах, или что Нигер выгонит французов, или что на Украине к власти прорвутся бандеровцы, а в Европе опять поднимет голову нацизм. И о СВО, которая положит начало ломке всего мироустройства, тоже никто не знал заранее. Поэтому сейчас, очевидно, мало кого волнует, каким будет мир через 20—30 лет. Тут с днем сегодняшним разобраться бы. Невольно вспоминается фраза гайдаровского Мальчиша-Кибальчиша: «Нам бы ночь простоять да день продержаться». Сегодня у БРИКС — период взросления, который характеризуется последовательным расширением объединения за счет приема новых членов, укреплением его авторитета, более четким пониманием целей и смыслов существования. Большему числу его членов будет все труднее найти согласованное решение по всем возникающим вопросам. В такой ситуации чье-то мнение может быть учтено частично или проигнорировано вообще. После нескольких неудачных попыток высказаться обиженный участник голосования может задать себе вопрос, зачем ему такое членство, если его мнение игнорируют. Энтузиазм, вызванный вступлением в объединение, уступит место тягостным размышлениям о целесообразности дальнейшего пребывания в нем. Иными словами, расширение структуры объективно ведет к нарастанию разных точек зрения, что, в свою очередь, раздвигает область непонимания, а это вольно или невольно ведет к разложению структуры. Например, Лига Наций, созданная в 1920 году, несмотря на широкое представительство в нее входило 42 страны , так и не смогла предотвратить Вторую мировую войну. Во многом это было связано с тем, что верховодили в Лиге Наций Великобритания и Франция, использовавшие ее для решения своих проблем. В частности, благодаря их стараниям в 1939 году из Лиги был исключен СССР, а сама организация была ликвидирована в 1946 году. На смену ей пришла ООН, которая благополучно пережила окончание холодной войны, но не смогла предотвратить самое серьезное в послевоенный период столкновение — противостояние России и коллективного Запада. Поэтому не исключено, что ООН тоже ожидают нелегкие времена. Все осознают, что организация нуждается в реформировании, однако в каком именно — никто толком не знает. Точнее, каждый выдвигает предложения, выгодные ему, которые дружно отвергаются другими членами организации. Смысл такого расширения состоит в накоплении опыта межгосударственного взаимодействия в рамках такого специфического объединения, как БРИКС, и привлечении в свои ряды суверенных государств всех континентов, не согласных с правилами, установленными и меняющимися по прихоти американцев. Кроме того, такой механизм расширения объединения позволит соблюсти баланс интересов разных стран и разных мировых регионов. Однако и здесь возможны сюрпризы. В качестве примера можно привести религиозный спор между Саудовской Аравией и Ираном. Правда, Эр-Рияд и Тегеран при посредничестве Китая нормализовали отношения. Однако надолго ли?