Новости что поют на соборовании во время помазания

Ведь за больного во время Соборования молятся духовные пастыри, священники, которым дан особый дар ходатайствовать за людей пред Богом. Соборование «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Таинство соборования (Елеопомазание)

Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство Масло, освященное во время Соборования, и рис или другое зерно, в который ставили свечи во время совершения Елеосвящения, верующие часто по распространившейся традиции уносят домой.
Таинство елеосвящения (соборование): как собороваться, дары и ответы на вопросы Соборование — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.
Чинопоследование Таинства Соборования — Казанская православная духовная семинария Ведь за больного во время Соборования молятся духовные пастыри, священники, которым дан особый дар ходатайствовать за людей пред Богом.

Тайна святого елея. Как совершается Елеосвящение

Ты окропишь меня иссопом — и буду очищен; омоешь меня — и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие — возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.

Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, — к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу — дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, — тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Канон, глас 4 Егоже краестрочие: Молитва елеа, пение Арсениево. Имеющий акростих: «Молитвы елея, песнь Арсения».

Припев к тропарям: Владыка Христе, помилуй раба Твоего. И ныне: Одна, Пучину Мира родившая! Седален, глас 8. Иной, глас 4. Кондак, глас 2. Подобен: Вышних ищя.

На «Хвалите:» стихиры, глас 4. Таже, Трисвятое. Ектения великая [Здесь вливается в лампаду елей и вино и зажигаются свечи. Диакон: В мире Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

О мире всего мiра, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе имя и о господине нашем высоко преосвященнейшем митрополите или: архиепископе или: епископе — имя , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся. О предстоящих людях, ожидающих благодати Святого Духа, Господу помолимся.

Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся — на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, — ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся — ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше. Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире — и в дни Великого поста. Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике. Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания.

Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским Корфским. Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…». Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…». В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица.

Затем поются тропари Христу, различным святым апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову и, в заключение, — Богоматери. Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема. Звучат прокимен , Апостол, «Аллилуйя», Евангелие для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения , сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая каждый раз изменяемая молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания. Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…».

Таинство Соборования установилось еще в апостольские времена: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" Иак.

Над кем совершается Таинство Соборования? К Таинству приступают православные верующие в любое время серьезной болезни в возрасте старше 7 лет. Как правило, к Таинству приступают Великим постом иногда и в другие посты Таинство может происходить как в храме, так и в другом месте. Елеосвящение не совершается над буйными психическими больными и над больными, которые находятся в бессознательном состоянии, за исключением случаев, когда больной выражал сознательное желание собороваться, когда еще отдавал отчет в своих поступках. В каких недугах обращаются к Таинству Соборования? Недуги, об исцелении которых просят в Таинстве Соборования, могут быть как телесные, так и душевные уныние, скорбь, отчаяние , которые чаще всего являются следствием неосознаваемых, либо нераскаянных грехов.

Человек грешит каждый день, иногда спохватывается и обращается с покаянием к Богу. Но далеко не все люди в состоянии запомнить все свои повседневные прегрешения и рассказать о них на исповеди. Учители Церкви говорят, что при Елеосвящении прощаются такие забытые грехи но, конечно, не те, которые были намеренно утаены на исповеди. Как совершается Таинство Соборования? При совершении Таинства читаются определенные молитвословия и семь отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о необходимости веры и упования на Бога, об исцелениях, о покаянии, о сострадании и милосердии. После каждого молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного, его помазуют освященным елеем, смешанным с вином.

Конечно, не все болезни — непосредственное следствие греха. Но болезни и скорби, посылаемые с целью усовершенствования души, — удел и то в редких случаях людей высокой духовной жизни. В Священном Писании приводятся такие примеры: прежде всего, это болезнь ветхозаветного страдальца Иова, а также судьба евангельского слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии Ин. И все же абсолютное большинство болезней, особенно в современном мире, признается следствием греха, и это четко прослеживается в чинопоследовании Елеосвящения. Совершаемое в этом Таинстве исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но и способствует изменению его мироощущения и отношения к болезням и страданиям. Цель и содержание Соборования не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе См. Прибегая к Соборованию, необходимо помнить, что человек все-таки смертен, и наступит момент, когда он должен будет покинуть этот мир. И часто в Таинстве Елеосвящения выявляется воля Божья о болящем: «В результате человек либо исцеляется и возвращается к участию в жизни Церкви, либо смиряется с дозволением смерти разрушить тленное тело, уже ненужное для земной Церкви и сокровенных путей Божьих» А. Но и в этом случае человеку, над которым совершено Таинство, дается великий дар: его душа предстает перед своим Создателем, очищенная от сокровенных даже для себя самой грехов.

Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному воздействию Божьей благодати. Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли любящего его Небесного Отца, Который нередко посылает ему телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность. Поэтому прибегать к Соборованию можно всем начиная с семи лет в любой болезни. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал о том, кому еще можно и нужно собороваться: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью курсив — ред. К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся и фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае: Негодных же и бабьих басен отвращайся 1Тим.

Это «мнения», что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Эти баснословия подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей. Надо отметить еще и то, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно, оказывая прибегающему к нему человеку благодатную помощь, вовсе не отменяет употребления лекарственных средств, данных Господом для исцеления болезней. Поэтому к «благочестивому» совету «не принимать лекарства» после совершенного над больным Таинства, прислушиваться не стоит. В некоторых местах существует практика омовения то есть смывания святого елея, который нанесли на члены больного во время совершения Таинства Елеосвящения. Такие действия также не имеют под собой никакого канонического основания. К ряду обычаев, не находящих подтверждения в практике древней Церкви, нужно отнести и такой, когда освященный елей возливается на тело скончавшегося вскоре после Соборования человека.

Но помазывать елеем нужно не мертвых, а живых, поэтому родственникам почившего необходимо отказываться от подобных обрядов 74. История формирования чина Елеосвящения В первоначальной Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего. Священнослужителей для совершения Таинства призывал сам болящий. Но вместе с тем клирикам Церкви вменялось в обязанность «посещать всех нуждающихся в посещении», а диаконам сообщать своему епископу о всех «находящихся в болезненном угнетении духа» 75. После такого сообщения епископ или посланный им пресвитер шли к больному и совершали над ним Таинство Елеосвящения. Начиная с VI века практика врачевания больных в частных домах уступает место совершению Соборования в храмах. Причиной для этого стали два основных фактора.

Прежде всего, это оформившаяся органичная связь Таинства Елеосвящения с последованием Литургии, совершаемой к тому времени почти исключительно в храмах.

О Соборовании тяжко болящего человека

И когда каемся, то многое же по нашей невнимательности, или просто по обилию грехов, забывается, не выносится нами на исповедь. Есть грехи, которые мы не вполне, не до конца осознаем, оттого и не называем их как должно при совершении Таинства Покаяния. Кроме того, хотя мы и исповедуемся чаще всего с искренним желанием исправиться, исповедь наша очень часто бывает несовершенной. Несовершенной оттого, что практически сразу же после нее мы вновь впадаем в те же самые грехи. При том верующий человек знает, что между нашими грехами и нашими болезнями есть самая непосредственная связь. Грех не только покрывает язвами, растлевает нашу душу, но и приводит к тому, что мы испытываем вполне реальные телесные недуги. И в этом смысле можно сказать, что Таинство Соборования — это Таинство приклонения Божественной милости к страждущему человеку. В нем врачуются те болезни, которые причинены нам грехом. Сказать же, что грехи забытые «автоматически» прощаются, все же нельзя. Ведь и забывать свои грехи, очевидно по причине безболезненности или нераскаянности в них, тоже грех. Поэтому если вдруг после Соборования вспомнился грех, когда-то совершенный и потом забытый, то исповедовать его обязательно нужно.

Может быть, даже в том и заключалось действие Божией благодати, что этот грех пришел нам на память, и мы можем в нем покаяться. Я пощусь весь пост, а мама не постится, так как очень много работает, но всячески меня поддерживает и воодушевляет.

После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук освященным маслом — елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на головы соборуемых и молится о прощении им грехов. Евангелие Лк. Вслед за тем, вспоминая благодеяния Божии человеческому роду, просвещенному и искупленному Им, и благодать служения, данную пророкам и апостолам. Второе чтение — Рим. Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога.

Во втором же Евангелии Лк.

Потому что, как верно сказал блаженный Симеон Фессалоникийский, «елей лампады... Итак, елей — символ чистоты и усердия искренних христиан, символ милости и милосердия Божия, обращенных к человеку, и символ благодати Духа Святого, исцеляющей душу и тело человека. Поэтому употребление елея в Таинстве Соборования не случайно, а глубоко символично и исполнено благодатной силы. В истории Церкви с елеем часто соединялось действие благодати Божией. Так, святой Палладий, епископ Еленопольский 368 — 430 , повествует, что в его время в Египте, на Нитрийской горе, жил подвижник по имени Вениамин, добродетельная жизнь которого продолжалась уже восемьдесят лет.

За высокие подвиги добродетели он удостоился дара исцелений, так что возлагал на больного руки или давал ему благословенного елея и больной совершенно выздоравливал. Древнехристианский автор пресвитер Руфин IV в. В частности, святой Иоанн, живший в египетской пустыне, прославившийся даром прозорливости и чудотворений, исцелял больных следующим образом. Чтобы избежать малейшего тщеславия, он не позволял приносить недужных к себе, а, благословив елей, передавал его им, и, помазываясь, они исцелялись от всякого недуга. Однажды жена сенатора потеряла зрение. Она стала просить мужа, чтобы тот отвел ее к святому Иоанну, но муж ответил, что подвижник не принимает женщин.

Тогда жена настояла, чтобы Иоанну хотя бы сообщили о ее болезни и попросили его молитв. Муж отправил к Иоанну посольство, и подвижник, помолившись и благословив елей, передал его больной. Та в течение трех дней помазывала елеем глаза и вновь обрела зрение. О святом Аммоне IV в. Жители этой страны пришли к святому Аммону и просили его, чтобы он избавил их от зверя. Для большей убедительности они принесли с собой мальчика, сына одного пастуха, который помешался при первом взгляде на дракона.

Старец помазал мальчика елеем и возвратил ему здоровье. Остается добавить, что затем святой Аммон именем Христа умертвил дракона. С преподобным Макарием IV в. В некоем египетском городе у одного отца семейства была дочь-девица. Вдруг все по суеверию вообразили, что она не человек, а лошадь. Привели ее к Макарию.

Помолись Господу, чтобы Он разрушил чары». Святой Макарий на это сказал: «Что это вы говорите? Я вижу перед собой не лошадь, но девушку, и нет в ней ничего лошадиного. Ваше воображение обманывает вас. Это — демонское наваждение, не более». Он ввел девицу вместе с ее родителями к себе в келью, преклонил колена и начал молиться, повелев молиться и родителям девицы.

Потом помазал ее елеем во имя Господне, тем самым разоблачив всеобщее заблуждение, и все вновь стали видеть только девицу. Итак, святые часто использовали елей как вещество, с которым по молитве соединяется Божия благодать. При помазании этим елеем тело исцеляется, а душа разрешается от власти демонских наваждений и чар, В древней истории даже был случай, когда римский император Септимий Север 193 — 211 долгое время сохранял к христианам благосклонность, ввиду того что христианин Прокул исцелил его елеем от болезни. Но, наверное, читатель удивится, узнав, что в Таинстве Елеосвящения действует несоизмеримо большая благодать, чем при упомянутых елеопомазаниях если только в случае с преподобным Макарием не идет речь о Таинстве Елеосвящения. Все перечисленные помазания святым елеем внешне похожи на Елеосвящение, но не имеют сакраментального, религиозно-таинственного характера. Елей от лампад, употреблявшийся святыми подвижниками для исцеления больных, не был специально, по установленному Церковью чину Таинства, освящен пресвитерами, а получил освящение через употребление в храме, при богослужениях перед святыми мощами или иконами, или посредством личной молитвы.

Помазание елеем доставляло душевную и телесную пользу не столько по заключавшейся в нем самом силе, сколько по особому Божию милосердию к благочестию совершавших помазание и к вере приемлющих его. В Таинстве Соборования благодатное действие имеет истоком не личное благочестие священнослужителя и не близость елея к святыням, а сакраментальный дар, сообщенный Таинству Соборования. Благодаря особому чину Таинства елей Соборования сам становится святыней, которая действует на больного, даже если тот с трудом владеет своими душевными и телесными силами и если батюшка далек от святости. Что имел в виду апостол Иаков В Священном Писании Нового Завета, в Соборном послании апостола Иакова есть такие слова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного Иак.

Это достаточно глубокое, проникновенное изображение сути и смысла Елеосвящения. На данных словах стоит особенно остановить внимание.

Конечно, люди знающие могут возразить, что богословская наука прошлого якобы не признавала за Общим Соборованием статуса Таинства, в отличие от индивидуального Елеосвящения над болящим, так как в нём было положено совершать лишь однократное помазание присутствующих освященным маслом в конце чинопоследования, а не семикратное, как это указано в Требнике.

Мол, это хоть и священнодействие, но оно мало чем отличается от других подобных церковных обрядов помазания елеем. Так, например, утверждает статья «Елеосвящение» в Православной Энциклопедии , которую цитирует иерей Георгий Максимов, и где говорится следующее: «Сам чин общего Елеосвящения в Великий четверг понимался догматистами как священнодействие, нетождественное Елеосвящению. Так, вслед за Ж.

Гоаром исследователь чина и богословия Елеосвящения прот. Михаил Архангельский и составитель «Настольной книги священно-церковно-служителя» С. Булгаков не считали общее Елеосвящение таинством».

Однако насколько обоснованы выводы авторов данной статьи, можно судить хотя бы потому, что упоминаемый ими протоиерей Михаил Архангельский заявлял с точностью до наоборот: «Общее Елеосвящение, по местам совершаемое в Православной Церкви, есть не обряд, а таинство, ибо и совершается оно, существенно, по чину таинства, а не по какому-либо особому обрядовому последованию. В молитвах чина… кроме прошения о недужном, содержатся прошения и вообще о помазующихся, без означения их болезненного состояния. В духе и смысле таинства совершают общее Елеосвящение пресвитеры, в таком же расположении принимают его и верующие.

И нет сомнения, что приемлющие св. И хотя, конечно, были и те из академических богословов, кто считал, что Общее Соборование Великого Поста Таинством не является, но это скорее были частные мнения, не укоренённые в православной традиции. Так, известный западный ученый-литургист XVII в.

Иаков Гоар, долгое время бывший миссионером на Востоке и специально изучавший особенности греческого богослужения, свидетельствует, что греки его времени Елеосвящение, совершаемое в Великий Четверток, считали Таинством Красносельцев Н. Так как Русская Церковь практику Общего Соборования переняла у греков, то естественно, что и в России общее и индивидуальное Елеосвящение считалось одним и тем же таинством, и в чём, как мы видим, не сомневались ни святитель Димитрий Ростовский, ни преподобный Амвросий Оптинский, ни священноисповедник Афанасий Сахаров. Так в чём же смысл прибегать здоровым людям к Таинству Соборования, пусть даже один раз в году в Великий Пост, если молитвы Елеосвящения, как доказывает иерей Георгий Максимов, предназначены исключительно для телесно больных людей?

Во-первых, подавляющее большинство людей имеют те или иные телесные болезни и недомогания, которые протекают в легкой форме. На исцеление этих легких недугов, как цель Общего Соборования, прямо указывает одна из популярнейших c 1803 по 1908 гг. Хотя в уставах наших и не говорится о таковом обыкновении елеосвящения и помазания, производимого в церкви, но в катехизисе св.

Дмитрия Ростовского о таинстве сем в 3-м ответе упоминается... Посему должно преподавать сие таинство не только тяжко больным, приближающимся к смерти, но и одержимым легчайшими болезнями» Архиепископ Вениамин Краснопевков-Румовский. Новая Скрижаль.

Во вторых, как указывал протоиерей Михаил Архангельский, в молитвах самого чина Елеосвящения «кроме прошения о недужном, содержатся прошения и вообще о помазующихся, без означения их болезненного состояния».

Помазание на вечерней службе когда бывает. Зачем при Соборовании помазывают маслом

— В какое время и где проводится Таинство Елеосвящения (Соборования)? Соборование — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Соборование совершается (согласно требнику) собором семи священников (отчего и называется Соборованием); но в случае необходимости может быть совершено и одним священником. молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем. это обряд отпущения грехов человеку, о которых он забыл или вообще не осознал их, как греховные поступки. — В какое время и где проводится Таинство Елеосвящения (Соборования)?

Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы

Последование таинства Елеосвящения (Соборования) Таинство Елеосвящения (Соборование).
Описание таинства елеосвящения, дары для соборования и как собороваться Отсюда Таинство елеосвящения именуется «Соборованием» Семь пресвитеров назначается потому, что при елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний.

О таинствах. Таинство Елеосвящения

Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. Во время оно, законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его, и глаголя: Учителю, что сотворив живот вечный наследую? Ведь за больного во время Соборования молятся духовные пастыри, священники, которым дан особый дар ходатайствовать за людей пред Богом. Соборование — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Помазание на вечерней службе когда бывает. Зачем при Соборовании помазывают маслом

Для совершения этого таинства предварительно ставится стол, а на столе полагается святой крест, Евангелие и блюдо с пшеницей, в которую ставятся 7 свечей, как прообраз семи даров Св. Духа, и 7 спичек, обернутых на концах ватой для помазания. Также в пшеницу ставятся сосуды с маслом и вином. Пшеница служит утешением для больного. Выставляя ее на вид больному, св.

Церковь в утешение его как бы так говорит: «как в этой иссохшей по виду пшенице есть начало жизни, и оно может в свое время дать от себя росток, так и в иссохшем от болезни теле твоем есть начало жизни, которая, по воле Божией, может расцвести теперь же на земле или после всеобщего суда и воскресения». Больной помазуется не только маслом, но и вином, по примеру милосердного самарянина, который врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом и вином Лк. Важное значение в этом таинстве имеет седмеричное число: его совершают 7 священников однако в реальной жизни такое число клириков удается собрать крайне редко, поэтому, как правило, таинство совершается одним или двумя священниками , читается 7 евангелий, 7 посланий апостольских и 7 молитв, в которых испрашивается больному разрешение от грехов и исцеление от болезней; больной 7 раз помазуется. Все это имеет отношение к ветхозаветному событию с Иерихоном.

Как крепкие стены Иерихона пали от семикратного обхода вокруг их с Кивотом завета, так, по желанию св.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Елеосвящение идет к больному, чающему выздоровления. Оно не есть напутствие на тот свет, а врачевание для сей жизни, чтоб пожил в покаянии». Таинство Соборования многих безнадежно больных воздвигало от одра. Кроме того, оно очищает забытые и недоуменные грехи.

И после положись на волю Божию. Преподобный Амвросий Оптинский. Соборование совершается как во время многодневных постов, так и в любое время, когда возникает в этом необходимость. Таинство называется также «святым елеем», «елеопомазанием» и «молитвомаслием», но чаще «соборованием», «маслособорованием», потому, что по уставу Церкви его полагается совершать собором священнослужителей. Первоначально таинство совершали апостолы, возлагая руки на больных Мк.

Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем требнике. После совершения таинства читают специальную молитву, и на прихожан возлагают Евангелие — как знак руки Христовой. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим возложат руки на больных, и они будут здоровы Мк. В апостольский век возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, а право совершения апостолы передали епископам и священникам. Такую практику описывает апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг... Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе. Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. И только в XIX веке святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства.

Соборование: два варианта, одна суть Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении.

Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. После того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл.

Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания.

Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Возглашает священник: Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Тебе, Господи. Священник: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Возглас: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог: Аллилуия, глас 6 Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих: Господи, не обличи меня в ярости Твоей и не накажи меня гневом Твоим. Стих 2: Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Стих: Помилуй меня, Господи, ибо немощен я. Псалом 50 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.

Описание таинства елеосвящения, дары для соборования и как собороваться

И во время таинства Соборования, слушая чтения из новозаветных текстов, говорящие о милости Божией, и принимая помазание елеем, смешанным с вином, мы получаем от Христа утешение и исцеление. Во время совершения таинства Соборования мы обращаемся к ним, испрашивая их молитвенной поддержки. На соборовании священником в елей добавляется немного вина – символа крови Христа. Почему соборование осуществляется именно во время Великого поста?

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Со временем, когда крещения людей стали массовыми, и возникла традиция мазать разные части тела освященным маслом взамен наложения рук. Апостолы физически не могли участвовать в крещении такого большого количества людей. Что именно происходит с человеком во время этого Таинства? Это описано в Евангелии, когда на день пятидесятый день после Воскресения на апостолов снизошла Божья благодать в виде пламенных языков. Апостолы после этого наполнились силами и способностью проповедовать веру Христову по всему миру. То же самое относится и к обычным христианам, которые решили принять Крещение в православную веру. Только схождение Духа Святого на обычных людей происходит не так явно и видимо, как на апостолов.

Поэтому и относится Миропомазание к Таинству — поскольку происходит невидимо, таинственно. Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна. В душу и сердце человека входит маленькая частичка святости. И уже от дальнейшей жизни самого человека зависит, даст ли это зернышко плоды. Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования. И, напротив, полученную благодать можно легко растерять, если вести безбожную жизнь и не вспоминать о Господе.

История Таинства и его отличия В давние времена Миропомазание совершалось иным способом. Изначальное возложение апостолами рук на новокрещенных для передачи Божественной благодати нужно было заменить неким иным действием, чтобы охватить всех желающих креститься. Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями. Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых. Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви. Кроме практической пользы, такое действо имело и глубоко символический смысл — так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея.

Миро — это специальный ароматический масляный состав Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры. Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте. По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ. Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне. Это вещество было открыто Моисею Самим Господом.

Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому. Как происходит Миропомазание в наши дни Сегодня в нашей православной церкви миро заготовляется епископами. Состав смеси существенно различался в разные времена. Так, сейчас в него входит около 40 компонентов, а в XVII веке было около 60. Как правило, миро включает различные масла оливковое, гвоздичное, мускатное и другие пряные , экстракты фиалки, розы, ладан и многое другое. Читайте также: Нетрадиционные праздники современного календаря 2021 Интересно!

Все вещества, входящие в состав мира, заготовляются в Великий Пост, на Крестопоклонной неделе. Все компоненты смешиваются и настаиваются, а на Страстной неделе происходит непосредственно варка будущей святыни. Варят миро с постоянным чтением Евангелия вплоть до Великого Четверга, а в сам Четверг на Литургии происходит торжественное освящение готового состава. Миропомазание — одно из семи таинств православной церкви Обязательным этапом освящения масляной смеси является добавление в него небольшого количества уже готового ранее мира, которое хранится в алтаре на престоле. В сам же древний состав добавляется капля новоосвященного. Таким образом достигается взаимосвязь и передача Божественной благодати, которую можно проследить вплоть до самых апостольских времен.

Чинооследование Таинства плотно вплетается в проведение Крещения, поэтому многие верующие не различают эти два процесса. Поскольку большинство людей крестят еще во младенческом возрасте, то помазание происходит на руках у крестных родителей после того, как малыша опустили в купель и надели на него нательный крестик. Важно, чтобы ребенок лежал не просто на руках, а в специальной крыжме — подстилке или одеяле, которое предназначено специально для крестин и не будет использоваться в быту. Такая благочестивая традиция связана с тем, что частички святого мира могут попадать на одежду или пеленки малыша. И чтобы не осквернять великую святыню, одежду для крестин с частицами и запахом мира принято не использовать в повседневной жизни, а хранить, как семейную реликвию и память о совершении великого Таинства. Видео о таинстве Миропомазания При соборовании помазывают елеем.

Елей — освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Елей с древних времен считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, оживление. В Книге Левит он упоминается как средство для очищения прокаженных. Помазание маслом больных употребляли и апостолы, как читаем у евангелиста Марка: «…и многих больных мазали и исцеляли» Мк. По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея.

Елей, масло оливы, считали символом прочности. Обряд же «помазания» напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля а иногда и пророк именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески — Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего. Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами.

Во-вторых, елей употребляется при обряде — благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях. Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к св. Что же касается двух маслин, елей от к-рых поддерживал свет в светильнике с семью лампадами Зах 4. Елеопомазание — начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое.

Существует также традиция, по которой в Господские праздники священник произносит при помазании: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в праздники Богородицы: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Иногда с елеем сравнивается то, что как и он, проникает внутрь неуловимо Притч 5. Елей — также символ радости, ибо от него, как и от радости, у ч-ка блистает лицо Пс 103. Поэтому возлить Елей кому-либо на голову — значит пожелать ему радости и счастья и оказать ему знак дружбы и почета Пс 22. Елей царского помазания в наивысшей степени заслуживает названия «елей радости» Пс 44. Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в христианских таинствах, особенно при соборовании больных, упомянутом уже в послании Иакова Иак 5.

В Евр.

В последующем евангельском чтении Мф. В пятом апостольском чтении — 2 Кор.

В соответствующем Евангелии Мф. В шестом чтении Апостола — Гал. В Евангелии от Матфея 15, 21-28 , читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери.

Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1 Фес. Непрестанно молитесь.

Как правило, в первые дни людей приходит немного, поэтому и Таинство проходит быстрее.

Какова цель этого Таинства? И, кроме того, все мы грешны, а цель Таинства — оздоровление не столько тела, сколько души происходит реставрация памяти, вспоминаются забытые грехи, ведь причины болезни — грех. Не допускаются к Таинству малые детки, люди под воздействием алкоголя или наркотиков, психически больные люди, женщины во время естественного очищения.

Записаться можно за 15-30 минут до начала Таинства, приходить и «занимать очередь» за несколько дней до Соборования не нужно. Но если есть возможность перенести свое участие на следующее воскресенье — лучше прийти в другой раз вовремя. Но стоит помнить, что идет Великий пост.

Молитвы специально-подготовительные читать не нужно.

Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз. По традиции, унаследованной из Византии , раз в год, в Великий четверг , в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не 7 раз, как в полном чине, а однократно. В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста изредка также во время остальных постов , без отличий с обычным чином елеосвящения. Поскольку в греческих церквях исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре , то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди. Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи [5].

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий