12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в космосе. Миф №3: В космосе Юрий Гагарин был на волосок от гибели. Предполагали, что Гагарин на самом деле был не первым человеком, побывавшим в космосе, летали и до него, однако эти полеты завершились гибелью космонавтов. Юрий Гагарин перед полетом в космос.
Поехали! «Вечерка» первой из газет сообщила о полете человека в космос
Человечеству удивительно повезло, что первым для полёта в космос был выбран именно Юрий Гагарин! Покорение космоса принесет Гагарину внимание самых знаменитых женщин. "Когда н полетел в космос, я училась в 8 классе. Гагарин передал на Землю, когда увидел в иллюминатор огонь в другой части корабля.
Одно из последних интервью великого космонавта. Часть 1
- Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
- Почему выбрали именно Юрия Гагарина
- 55 лет назад Гагарин триумфально открыл эру пилотируемой космонавтики - ТАСС
- Тайна 10 минут полёта. О чём Гагарину приказано было молчать? | Аргументы и Факты
- Гагарин и цензура | Наука и жизнь
- Человек с голливудской улыбкой, или как в Москве встречали Юрия Гагарина
Космонавт Леонов о том, как русские покоряли космос в Пасхальные дни (+ВИДЕО)
Один месяц, второй… Юрий задумывается о том, что его могут не взять по причине низкого роста — всего 165 сантиметров. В кабину истребителя он брал подушку, но разве позволят взять её на борт космического корабля? Наконец, весной 1960 года приходит долгожданный вызов. Строжайшая медкомиссия оставляет всего 20 кандидатов в отряд из 400. Разные по темпераменту, характеру, интересам, уровню образования они схожи по физическим параметрам: маленький рост 165 - 170 см и небольшой вес до 68 кг. Кабина космического корабля слишком тесная, чтобы там поместился богатырь. В конце концов, неисправность найдена.
Сергею Павловичу докладывают: «Крышка люка кабины плохо подогнана, нарушена герметичность». Специалистам приходится откручивать три десятка болтов и устанавливать крышку по новой, ведь необходима абсолютная герметичность. Космодром Байконур 1961 год. С именем Мишина связана подготовка новых космических кораблей «Союз», а также программа «Союз-Аполлон» — стыковка кораблей двух стран с переходом членов экипажей «в гости» друг к другу. Второй полет Юрия Гагарина в космос Через 6 лет после полёта Гагарина, в марте 67-го выбрана дата запуска «Союза-1» — 22 апреля. Знаковая дата — день рождения Ленина.
Да и Первомай, праздник трудящихся, недалеко. Прекрасный подарок от тех, кто покоряет космическое пространство, народу страны — так считает Политбюро КПСС. Владимир Комаров должен лететь на аппарате «Союз-1». Но кораблям требуется доработка, слишком многое не отлажено. Однако Василий Мишин не сумеет найти весомых аргументов, чтобы доказать советскому руководству, что запуск ракет не готов. Ведь для Брежнева и всей партийной верхушки предстоящее 50-летие Октября куда важнее… «Лететь безоговорочно!
Вот опять политика вмешивается туда, где ей не место. Не поможет даже обращение первого космонавта планеты к тогдашнему министру обороны Устинову. Гагарин предложит собственную кандидатуру, надеясь, что запуск отложат. Но Герой страны услышит категорическое: нет. Единственное, что ему удастся — это назначение дублёром, хотя Политбюро сначала категорически против. Я спрашивала его об этом.
Помню, он сказал, что обязательно будет летать. Он добился своего», — Галина Гагарина, дочь космонавта. Трагедия «Союза-1» и запрет на полеты Гагарину Оба космонавта осознают, что полёт может обернуться трагедией. Многое не учтено, недоработано. Полёт проходит нештатно, и приземление заканчивается бедой — происходит сбой в системе посадки. Он погиб от удара о землю.
У него от удара ноги отвалились в коленках. Мы переживали очень после этого. Гагарину сказали: «Все, больше никаких полетов». Ему запретили даже на самолетах летать, и вот видите, как судьба получилась. Он же, бедный ездил, мы его понимали, он говорил: «Ну, как я буду руководить, если я даже на самолете летать не буду? Космодром Байконур, 1961 год.
Конструкторы уже четверть часа устраняют неисправность одного из контактов крышки люка. Гагарин в зеркальце на рукаве скафандра следит за работой. Он спокоен и даже насвистывает мотив известной песни: «Родина слышит, Родина знает». Ремесленное училище в Люберцах Юра оканчивает в 1955-ом. Двухлетний период учёбы промчался незаметно. Программа давалась Гагарину легко, он успевал по всем предметам, да и в забавах сверстников участвовал с удовольствием, будь то танцы в клубе, драки «стенка на стенку» и даже игра в молодежном оркестре на трубе.
Юрий Гагарин с товарищами по ремесленному училищу После училища, которое он оканчивает с отличием, Гагарина Юрия сразу зачисляют в Саратовский индустриальный техникум. И там за три года только отличные отметки. Кроме того, юноша записывается в аэроклуб. Превосходное знание теоретических дисциплин выделяет его среди прочих, а вот полёты… Они пропущены из-за учёбы. Но ведь «будущий летчик проверяется только в небе», — говорит Сергей Иванович Сафронов — лётчик-инструктор и Герой Советского Союза. Он берёт парнишку с собой в небо и демонстрирует Юре фигуры высшего пилотажа.
Сафронов не просчитается, ведь уже полгода спустя Гагарин станет в аэроклубе лучшим молодым пилотом. Когда в 1960-м, за год до первого полёта в космос, новоявленные члены первого отряда космонавтов будут приглашены Королёвым на демонстрацию космического корабля, Сергей Павлович поинтересуется, желает ли кто-нибудь осмотреть ракету внутри. Заминка, и тут первым вызовется Гагарин. Неожиданно перед входом в корабль он присядет на пол и станет расшнуровывать ботинки. Юрий Алексеевич Гагарин и Сергей Павлович Королев Главный конструктор потом всегда будет отмечать удивительное сочетание в характере Юрия Гагарина смелости, аналитических способностей, добросовестности и честности, выделяя его среди всех, как через некоторое время и Валентину Терешкову. Мы, наверное, были как та первая любовь, если говорить в целом о первых космонавтах.
Никто так нас не умел любить и ругать, спрашивать самым строгим образом. Уже в начале марта 61-го среди членов первого отряда космонавтов заметны три фаворита на предстоящий полёт человека в космос: Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов. Борис Раушенбах, заместитель Королёва, считал перспективнее других Нелюбова, поскольку видел в нём лучшего пилота. Николай Каманин, под чьим руководством проходила подготовка будущих космонавтов, выделял Титова, который славился отточенностью тренировок. Выбор был непростым. Кого отправить в неизвестность, что вполне могло означать гибель, или кому достанется мировая слава?
Чьё имя навсегда будет вписано в историю? Байконур: отложенный старт Уже минут 45 идёт монтаж крышки люка. Как долго он ещё продлится, сколько ждать? И говорит мне: «Музыку бы мне дать». А я и говорю ему по радио: «Сейчас мы тебе дадим «Ландыши! В ЦУПе — взрыв хохота, а руководство никак не может понять, почему.
Ведь «Ландыши» — хорошая песня. А потому, что мы эту песню перефразировали: «Ты сегодня мне принес не букет из алых роз, а бутылочку «Столичную». Заберемся в камыши, надеремся от души, ах, зачем нам эти ландыши», — из воспоминаний летчика-космонавта Павла Поповича, дважды Героя Советского Союза. Получив мировую известность и обожание всего земного шара, Юрий Гагарин среди близких и друзей, как и прежде, будет предпочитать бочковые огурцы, солёное сало, русские пельмешки — простую еду под стопочку, сдобренную шутками и застольными песнями. Юрий Гагарин на пикнике «Хохотать любил безумно, петь любил безумно, а пел отвратительно всегда. Громко, нечисто, козлиным голосом, но как любил петь и как всех заводил!
Ремонт крышки люка затягивается, и Королев, чтобы отвлечь космонавта, вместо заведенного порядка переговоров, вдруг принимается говорить о «космическом меню»: что на завтрак, на обед и ужин. Все блюда в специально изготовленных тубах. Кроме первого и второго, есть и десерт к чаю — конфетки-драже и даже варенье. Главный конструктор шутит, что старший лейтенант Гагарин может ненароком и поправиться, придется ему скафандр расставлять. По завершении полета Юрию Алексеевичу вменят в обязанность ведение общественной, как тогда говорили, работы. За покорение космоса ему полагалась сумма в тридцать тысяч рублей, просторная квартира в «Звездном городке» — целых три комнаты!
А также свой собственный катер, черный автомобиль «Волга», который полагался разве что партийным чинам, и оклад в шесть сотен, за который обычный гражданин должен был отработать в среднем месяцев пять. Плюс к этому регулярные банкеты и приемы в самых высших сферах. Ничего удивительного, что вокруг Гагарина собирались люди, желавшие оказаться в числе его друзей.
Спускаемый аппарат космического корабля "Восток", на котором летал Юрий Гагарин. Sputnik 9. Посадка космонавта на Землю в капсуле была тогда технически невозможна, поэтому Гагарин катапультировался и спускался на парашюте. В его герметичном скафандре не сразу сработал клапан для подачи воздуха, так что он некоторое время задыхался. Первый человек в космосе, проделав весь тяжелый путь, чуть не погиб в самом его конце. Юрий Гагарин после приземления космического корабля "Восток". Sputnik 10.
Когда спустя два дня после полета на приеме в Кремле Никита Хрущев отвел Гагарина в сторону и спросил, видел ли он Бога, тот в шутку ответил: «Видел». На что советский лидер сказал: «Прошу тебя, никому об этом не говори». Через некоторое время к космонавту подошел Патриарх Алексий I с тем же вопросом. Гагарину неловко было шутить с главой Русской православной церкви и он ответил: «Нет, отец, к сожалению, не видел».
Произошло это в 1934 году, 9 марта. Юрины родители были зажиточными крестьянами. Семья Гагариных была многодетной. У Юры было два брата — старший Валентин и младший Борис, а также старшая сестра Зоя. Отец Юрия, Алексей Иванович, любил мастерить из дерева различные поделки и научил этому мастерству своих детей.
В шестилетнем возрасте Юра пошел в школу. Мальчик проучился всего год, когда грянула Великая отечественная война. Фашисты захватили многие советские города и деревни, в том числе, и Клушино. Поэтому о дальнейшей учебе в школе маленькому Юре пришлось забыть. Когда Гагарин вырос и стал знаменитым, он предпочитал не вспоминать о тяжелом времени оккупации. Когда фашисты отступали, они угнали Зою и Валентину Гагариных в Германию. К счастью, им удалось вернуться оттуда живыми. Юрий Гагарин в детстве Деревню, где жили Гагарины, освободили в 1943 году. Когда война закончилась, Гагарины перебрались в Гжатск. Там мальчик продолжил свою учебу.
Мальчик был очень любознательным и способным. У него было очень много увлечений, например, фотография, музыка и пр. После окончания шестого класса школы Юра решил переехать в столицу, где было намного больше возможностей для его дальнейшего развития. Родители юноши были не слишком довольны таким решением и пытались его отговорить, однако Юрий своего решения не изменил и в пятнадцатилетнем возрасте переехал в Москву. Подросток поселился у столичных родственников и поступил на учебу в ремесленное училище. Параллельно он учился в московской школе рабочей молодежи, уже в седьмом классе. В это время он начал играть в баскетбол, в скором времени став капитаном команды. Через несколько лет Гагарин переехал в Саратов, поступив на учебу в местный индустриальный техникум. В Саратове Юрий впервые оказался в клубе авиалюбителей. В клубе читались доклады людей, ставших основателями космонавтики.
Впервые познакомившись с выкладками Циолковского , молодой человек влюбился в небо и решил связать свою жизнь с авиацией. Юрий Гагарин в юности Выпустившись из техникума, Юрий уже имел на своем счету несколько полетов на небольшом учебно-тренировочном самолете. Через пару месяцев после окончания техникума Гагарин был призван в Чкаловское военное авиаучилище для прохождения службы в армии. Во время учебы у Юрия возник конфликт с однокурсниками, который едва не закончился трагически. Гагарин был помощником командира взвода. Он очень строго относился к дисциплине, а некоторых сокурсников такое положение дел не устраивало. Они решили проучить юношу и жестоко избили его ночью. В результате этого Юрий попал в больницу, где ему пришлось провести целый месяц. Вернувшись на службу, он остался таким же строгим и требовательным, как и до избиения. Сломить боевой дух будущего космонавта хулиганам не удалось.
Во время учебы Гагарину удавалось успешно справляться со всеми заданиями, за исключением посадки самолета. Управляемое курсантом воздушное судно все время «клевало носом». В училище к обучающимся предъявлялись чрезвычайно строгие требования, поэтому Гагарина решили отчислить.
Как создавали один из главных центров мировой космонавтики «Народ ликует! Юрий Гагарин в Москве! Народ действительно ликовал — возможно, первый раз с 9 мая 1945 года совершенно искренне, от всего сердца, без казенной обязаловки. Собственно, и сама торжественная встреча в столице случилась совсем не по обычному советскому шаблону — почти спонтанно, благодаря внезапному движению души Никиты Хрущева. Любовь к Гагарину — чистая, почти детская — случилась сама собой, без лишней агитации. И даже немногочисленные отщепенцы-диссиденты, злобно клеветавшие на советский строй даже по самым невинным поводам в общем говоря, хватало и поводов вполне возмутительных , не находили — да, наверно, и не искали — дурных слов по поводу «нашего Юры».
Ну, может быть, истории о благосклонном отношении к алкоголю — а кто на Руси к нему не благосклонен? Мелкие слабости лишь добавляли штрихи к образу простого парня из деревни Клушино, который сказал: «Поехали! Понимание, что Гагарин выше любых идеологических и любых других различий, стало, наверно, всеобщим. Снегирев Летчик-космонавт Юрий Гагарин занимается утренней зарядкой И со «свободными европейцами» не поспоришь: Гагарин действительно почти моментально стал едва ли не единственным супергероем для всего мира родом с одной шестой части суши. Над майором Гагариным не работали имиджмейкеры тогда и слова-то такого не было — но всё в нем магическим образом складывалось в образ самого земного и самого живого человека. Азартно игравшего в баскетбол, поднимавшего в гостях у Шолохова в Вёшенской тосты простецким самогоном и фотографировавшегося с королевой Елизаветой после парадного приема при чинном британском дворе, разъезжавшего по Москве на подаренной французами спортивной Matra Djet и продолжавшего летать — побывав в космосе, он продолжал жить небом. Превратить его в забронзовелый монумент — ни при жизни, ни в последовавшем бессмертии — не удалось даже советской пропагандистской махине.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
о параметрах бортового оборудования: давлении в тормозных двигателях, в кабине корабля. После полета в космос он вернулся в Узморье и поблагодарил тех, кто первыми встретил его на земле. Юрий Гагарин у врача после полета в космос, 1961 год.
Минутная слабость Юрия Гагарина
Гагарин немного опечалился, но тут же взял в себя в руки и понял, что это единственный в его случае вариант для достижения цели. На следующий день всем поступившим выдали форму завода: фуражку, фартук, бархатную гимнастерку и ремень с ослепительной пряжкой. Еще через несколько дней ребят впервые повели в производственный цех. Там было жарко, всюду кипела работа, было шумно. Юра первое время, по всему видимому, побаивался за себя на производстве, поэтому он всегда старался держаться рядом с мастером, начальником завода — Николаем Петровичем Кировым. Насчет этого в письме, которое он отправил своей семье после первого дня на заводе, Юра сказал: «Но ты не волнуйся, мама, вели мы себя дисциплинированно, от Николая Петровича не отходили... Спустя пару месяцев учебы своего сына, Анна Тимофеевна отправилась на завод в Люберцы, где обучался Юрий Гагарин. Когда она приехала, её встретил воспитатель — Никифоров Владимир Александрович. Тот, после недолгих разговоров, стал знакомить её с училищем, водил по коридорам общежития. И когда они дошли до комнаты, где жил Гагарин, он с гордостью показал место где живет её сын.
Юрий Алексеевич всегда отличался филигранной точностью, аккуратностью, любовью к чистоте и порядку. Я бы сказал, что его собранность, и ответственность приводили, в какой-то мере, даже к излишнему идеализму. Но это было вовсе неплохо. Когда Гагарин стал в свободное время учиться пилотированию самолетов, он всегда по нескольку раз проверял все системы летательных аппаратов и с швейцарской точностью управлял ими в воздухе. Небо было его стихией. Но это потом, пока Гагарин был самым обычным трудягой-студентом. Отдать должное, на преподавателей Гагарину везло. В школе его сплошь и рядом окружали фанаты своего дела. То, с каким энтузиазмом и огнем в глазах проводил уроки физики Лев Михайлович, передавалось Юрию Алексеевичу.
Он стал отличником в точных науках. Еще в школе, как раз таки Лев Михайлович посоветовал юноше, в ходе личных бесед, прочитать труды Константина Эдуардовича Циолковского. Гагарин снова охвачен одержимостью автора. А после полета Юрий Алексеевич стал удивляться проницательности Циолковского и тому, с какой точностью за столько лет до первого полета в Космос, он смог предсказать такое огромное количество технологий. Это посильнее Жюля Верна, и Герберта Уэллса и других наших фантастов. Все сказанное ученым подтверждалось наукой и его собственными опытами. Циолковский писал, что за эрой самолетов винтовых придет эра самолетов реактивным. И они уже летают в нашем небе…» — Юрий Алексеевич Гагарин в своей книге «Дорога в космос» о влиянии на него трудов Циолковского. Поняв и проникшись умственными способностями Гагарина, воспитатель посоветовал маме побеседовать со своим сыном насчет поступления в вечернюю школу, чтобы у того было полностью законченное среднее образование.
Когда Юра вернулся со смены и встретил свою маму, он бросился к ней в объятья. Минут двадцать они просидели не проронив ни слова. После этого Анна Тимофеевна завела разговор насчет вечерней школы. Юрий недолго раздумывая согласился. Пробыв у сына до вечера, Анна Тимофеевна собралась и поехала домой, попутно навестив родственников живущих в Москве. Юре она оставила домашних солений, которые вместе с отцом они закатывали осенью. Гостинцами Юра поделился со всеми ребятами в комнате. По-началу ребятам учеба в «вечерке» давалась с трудом. Как-никак совмещать занятия в ремесленном было довольно выматывающе.
Однако Юра смог вдохновить ребят, самого себя и в конечном счете постепенно из табелей пропали двойки, потом тройки, а потом были вовсе одни пятерки. Юрий Алексеевич окончил вечернюю школу с отличием, проявив особый успех в математике и физике. После окончания 7-го класса в вечерней школе, Юре было предложено продолжить учебу в Ленинградском физкультурном техникуме. Об этом он написал в письме своим родителям. Вообще, после того, как Юра уехал от своих родителей, он всегда продолжал поддерживать с ними связь. Ежедневно отправляя им письма. Гагарина это только еще больше сблизило с родителями. Он стал ценить каждую минуту, каждую секунду, проведенную с ними. Новость о том, что сын думает стать физкультурником, родители приняли «в штыки».
Отец говорил: "… Что же это за работа — бегать? Ты ему напиши, Нюра, что мужчине такое не к лицу". Но новость о том, что ученики могут быть направлены в Саратовский техникум по специальности, обрадовала родителей. К счастью, Юрия Алексеевича литейное отделение имелось и там. Недолго думая, ребята пришли к своему директору. И тот дал им все нужные документы, оформил бесплатные билеты на поезд и отправил их вместе с воспитателем Никифоровым Владимиром Александровичем в Саратов. Студенты были хоть отнюдь не маленькими Гагарину и его сверстникам на тот момент было 17 лет , но директор завода все равно боялся за них — как-никак новый город. В письмах родным Юрий Алексеевич восторгался величием и могуществом реки Волги. Жил он тогда в общежитии при Саратовском индустриальном техникуме, которое находилось по адресу: г.
Саратов, ул. Мичурина, д. Сегодня этот техникум гордо несет имя Юрия Алексеевича Гагарина. И вот трое друзей из Люберец стали учиться в одном из самых лучших техникумов Союза. За время учебы там Юра все также продолжал писать письма родителям. Он рассказывал о своих увлечениях, друзьях, планах, даже присылал свои фотографии, например где он играл в составе местной баскетбольной команде техникума. В Саратове Гагарин познакомился с театром. Часть денег со стипендии он всегда откладывал на билеты интересных ему премьер. Учился также слаженно, поражал преподавателей своими способностями и познаниями в математике и физике, помогал сокурсникам в сложных для них предметах, да так, что те выходили вперед и становились отличниками.
С Гагарина стали брать пример. Начал он еще много читать книг, особенно историй из Великой Отечественной войны. Рассказ о герое-летчике задел его тонкие нити души. Гагарин в письмах и со своими сокурсниками стал обсуждать идею о полетах на самолете. Жила уже тогда в нем искорка героизма и тяги к подвигам. Перейдя в 1954-м году на четвертый курс обучения, с гордостью своей маме в письме он заявил о наборе четверокурсников в местный аэроклуб. В аэроклуб объявили прием четверокурсников техникумов. Аэроклуб—это то, о чем только можно мечтать! Начинался самый напряженный год, оставалось всего ничего до защиты диплома, но Гагарин не отчаивался и старался совмещать занятия в техникуме с курсами в аэроклубе.
Своим родителям он стал писать намного меньше, потому что стало не хватать того лишнего часа времени в сутках. Но понимал он, что матери и отцу без его весточек будет тяжело, поэтому ни за что не смел забывать о них и своих учебных делах. И вот наконец, диплом получен. За тот нелегкий последний год Гагарину приходилось много чертить. Благодарил он за это своего учителя, которые преподавал черчение еще в Люберецком ремесленном училище. За свой дипломный проект Юрий Алексеевич Гагарин получил твердую «пятерку», а также характеристику дисциплинированного, ответственного и добросовестного ученика. В самом дипломе была лишь только одна «четверка» — по психологии. Как только Гагарин окончил ремесленное училище, он сразу перешел в летное. В аэроклубе у него был невероятно умный и опытный летчик-инструктор Дмитрий Павлович Мартьянов, с него Гагарин стал брать пример.
Возможно, если бы не он, то не стал бы Юрий Алексеевич заниматься пилотированием самолетов. Мартьянов был влюблен в авиацию, авиация была частью его жизни. Это отношение он смог передать и Юре. Уже после смерти Гагарина Саратовский аэроклуб писал письма благодарности его матери: «Анна Тимофеевна! Мы, работники Саратовского аэроклуба, гордимся Вашим сыном, а нашим учеником. Аэроклуб сыграл решающую роль в становлении Юрия Алексеевича как летчика. Очень важно, как начинается путь. Юрий Гагарин с первых летных шагов показал и доказал свою любовь и преданность авиации. Из того набора, где был Юра, ему первому был доверен самостоятельный полет»...
Юра гордился своим делом. Успехами он всегда делился со своими родителями. Однажды Гагарин во время своего первого самостоятельного полета на самолете смог стать героем материала в местной газете. Один выпуск он запечатал в конверт и вместе со своим письмом отправил почтой домой к родителям. Распечатав его, мама увидела овальную фотографию своего сына, в которой видно, как он сидит в кабине пилота — серьезный, повзрослевший.
Его дублёром назначили Германа Титова. Уже через несколько месяцев подготовки, 12 апреля 1961 г. Полёт продлился 108 минут. На орбите Юрий Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Во время полёта он поддерживал связь с Землёй, рассказывал, что видит из иллюминатора, каково его самочувствие, работает ли техника. В своём первом интервью Юрий Гагарин делился, что звёзды проносились мимо него так быстро, что их невозможно было определить. Когда пропадали облака, первый космонавт мог разглядеть большие реки, леса, горы, континенты и крупные города. По его воспоминаниям, Африка вполне похожа на ту, что мы видим на глобусе, а Земля, при отдалении космического корабля, действительно приобретает форму шара. Юрий Гагарин.
А в Петербурге этой ночью во время шоу «Поющие мосты» на одном из пролетов показали лазерную проекцию с портретом Юрия Гагарина и космическим аппаратом «Восток-1». И все это под музыку. В Симферополе пройдет флешмоб, дети на площади изобразят фигуру ракеты и выпустят в небо шары. Торжественные мероприятия сегодня пройдут на Байконуре. И в космосе, и на Земле его имя сегодня звучит абсолютно везде и на всех языках. Юрий Гагарин и спустя 60 лет после того самого полета — суперзвезда. Неземное обаяние, смелость, верность своему долгу, им были очарованы и королевские особы, и люди искусства. Так было в далеком 61-м году, так и сейчас. Эта редкая запись была обнаружена в архиве телевидения ГДР. Юрий Гагарин говорит о межпланетных полетах: на Венеру, на Марс. Освоение космоса для него — это возможность построить новый справедливый мир. Все теперь в интернете. Вот опрос жителей Западной Германии, сделанный 60 лет назад.
Шимпанзе Энос совершил благополучный орбитальный полет. США — 20 февраля 1962 — Mercury-Atlas 6, успех. Астронавт Джон Гленн стал первым американцем на орбите. А вот с суборбитальными полетами ситуация несколько интересней. Для них использовалась баллистическая ракета Redstone, гораздо более отлаженная и надежная в конце концов, именно ее модификация вывела на орбиту первый американский спутник. США — 21 ноября 1960 — Mercury-Redstone 1, неудача. Из-за неверного порядка отделения кабелей ракета не ушла со старта. США — 31 января 1961 — Mercury-Redstone 2, успех почти. Шимпанзе Хэм вернулся живым из полета, но вот ракета подвела. Из-за неправильной работы сервоклапана двигатели выдавали большую тягу, чем нужно, ракета также на один градус отклонялась вверх от курса. Из-за аварийной остановки двигателя сработала система аварийного спасения. Переразогнанная капсула перелетела точку приземления, а Хэм пережил перегрузку 17 «же». Испытательный полет ракеты-носителя после доработок. США — 5 мая 1961 — Mercury-Redstone 3, успех. Астронавт Алан Шепард стал первым американцем, поднявшимся выше 100 км но не вышедшим на орбиту. Если бы не проблемы с ракетой Mercury-Redstone 2, то первый астронавт мог отправиться в полет уже в марте, обогнав Гагарина. Даже в нашей реальности по американским стандартам астронавт — это человек, который поднялся выше 50 миль. А в российской классификации космонавтом становятся только выйдя на орбиту. Как бы изменила последующие события подобная ситуация? Сложно сказать, но, например, несколько снижается шанс начала американской лунной программы. Ее Кеннеди начал в ситуации, когда США проигрывали космическую гонку по всем фронтам — первый спутник, первый аппарат, попавший в Луну, первое фото обратной стороны Луны, первый человек на орбите — все это было советским. Ну а в нашей реальности получился прекрасный весенний праздник науки, познания и изучения неведомого. С Днём космонавтики!
Дорога в космос
- Минутная слабость Юрия Гагарина
- День космонавтики 2023: летал ли Юрий Гагарин в космос на самом деле
- Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе – Москва 24, 11.04.2014
- Первый полет глазами Юрия Гагарина // Новости НТВ
- Юрий Гагарин — история первого полета в космос | Hi-Tech
Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов
Янгелем, Г. Бабакиным, А. Богомоловым, М. Рязанским, А. Исаевым, С.
Косбергом, Н. Пилюгиным, В. Барминым, В. Кузнецовым, В.
Яздовским и многими другими учёными. Научное руководство космическими программами Советского Союза осуществлял М. Эти люди — гордость большой прекрасной страны, Советского Союза.
Вновь подумал о том, что сейчас будет катапультирование. Настроение было хорошее.
Стало ясно, что сажусь не на Дальнем Востоке, а где-то здесь, вблизи расчетного района. Момент разделения хорошо заметил. Глобус остановился приблизительно на середине Средиземного моря. Значит, все нормально. Жду катапультирования.
Хлопок, и крышка люка ушла. Я сижу и думаю, не я ли это катапультировался? Так, тихонько голову кверху повернул. В этот момент произошел выстрел, и я катапультировался. Произошло это быстро, хорошо, мягко.
Ничем я не стукнулся, ничего не ушиб, все нормально. Вылетел я с креслом. Дальше стрельнула пушка, и ввелся в действие стабилизирующий парашют. На кресле я сидел очень удобно, как на стуле. Почувствовал, что меня вращает в правую сторону.
Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе. Потом смотрю — что-то вроде города. На одном берегу большой город, и на другом — значительный.
Думаю, что-то знакомое. Катапультирование произошло, по моим расчетам, над берегом. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит, и придется приводняться на воду. Потом отцепляется стабилизирующий парашют, и вводится в действие основной парашют. Проходило все это очень мягко, так, что я ничего почти не заметил.
Кресло также незаметно ушло от меня вниз. Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Проходя парашютную подготовку, мы прыгали много как раз вот над этим местом. Много летали там.
Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что здесь, наверное, Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся.
Произошло только открытие ранца. Я уселся поплотнее и стал ждать отделение НАЗа. Слышал как дернул прибор шпильки. Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все.
Я понял, что НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он там падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан. Тут слой облачков был. В облачке поддуло немножко, и раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах.
Наблюдал за местностью, видел, где приземлился шар. Белый парашют и возле него лежит черный, обгорелый шар. Это видел я недалеко от берега Волги, примерно в километрах 4 от моего места приземления. Опускаясь, заметил, как справа от меня по сносу виден полевой стан. На нем много народу — машины.
Рядом дорога проходит. Шоссе идет на Энгельс. Дальше вижу, идет речушка-овраг. Слева за оврагом домик, вижу, там какая-то женщина теленка пасет. Ну, думаю, сейчас я, наверное, угожу в этот самый овраг, но ничего не сделаешь.
Чувствую, все смотрят на мои оранжевые красивые купола. Дальше смотрю, как раз я приземляюсь на пашню. Думаю, ну сейчас приземлюсь. Как раз спиной меня несет. Пробовал развернуться, в этой системе трудно развернуться, вернее, не развернешься.
Перед землей примерно метров за 30, меня плавно повернуло прямо лицом по сносу. Ветерок, как определил, был метров 5-7. Только успел я это подумать, смотрю земля. Ногами «тук». Пашня оказалась хорошо вспахана, очень мягкая, она еще не высохла.
Я даже не почувствовал приземления. Сам не понял, как уже стою на ногах. Задний парашют упал на меня, передний парашют пошел вперед. Погасил его, снял подвесную систему. Посмотрел — все цело.
Значит, жив, здоров. Да, в воздухе я отсоединил колодку ОРКа, открыл шлем уже на земле. Приземлился с закрытой шторкой. Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку.
Подвесной системой было все так притянуто, что я минут 6 никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально. Дальше принимал меры к тому, чтобы сообщить, что приземление прошло нормально. Вышел на пригорок, смотрю женщина с девочкой идет ко мне. Примерно метров 800 она была от меня.
Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от нее отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда». В скафандре идти неудобно, но все-таки я иду. Смотрю, она так это неуверенно, тихонько ступает, ко мне подходит.
Я подошел, сказал, что я советский человек, прилетел из космоса. Познакомились с ней, и она рассказала мне, что по телефону можно говорить с полевого стана. Я попросил женщину, чтобы она никому не разрешала трогать парашюты, пока я схожу до полевого стана. Только подходим к парашютам, здесь идут человек 6 мужчин: трактористы, механики с этого полевого стана. Познакомился с ними.
Я им сказал, кто я. Они передали, что вот сейчас передают сообщение о космическом полете по радио. Через минуты 3 подошла автомашина ЗИЛ-151. На ней прибыл майор артиллерист тов. Мы представились друг другу.
Я попросил как можно побыстрее сообщить в Москву. Выставили часового у парашютов, и поехал вместе с ним в часть. Приехали в часть. Он вызвал командный пункт дивизии. Потом вызвали командующего округом.
Через командующего округом доложили в Москву обо всем. Поступила команда задержаться на месте приземления. Я там на радостях сфотографировался пару раз. К этому времени я уже снял оболочку скафандра. На мне была только голубая тепловая одежда, а в оранжевой и серой оболочке и в гермошлеме я не фотографировался.
Скафандр мы положили в машину. Когда уезжали, я видел вертолет, который шел от г. К этому времени я уже спросил и твердо знал, что г. Энгельс рядом. Мы поехали на место приземления.
Я знал, что это поисковая группа прибыла на вертолете. Едем по шоссе и видим, что вертолет поднялся и идет к военному гарнизону. Мы выскочили из машины, начали махать ему. Вертолет приземлился. Находившиеся на нем генерал-лейтенант и полковник взяли меня на борт вертолета.
Например, использовавшийся для запуска «Восток-1» изначально даже не был предназначен для пилотируемых полетов. Аппарат представлял копию разведывательного комплекса «Зенит-2». Для установки кресла для космонавта из аппарата убрали часть фото- и радиоаппаратуры. Такая спешка — стать первым — даже привела к нескольким ЧП, которыми могли привести к провалу миссии и гибели космонавта.
Первое случилось за сутки до старта. Оказалось, что суммарный вес корабля с Гагариным в скафандре на 14 кг больше положенного. В таком случае существовал риск не вывода аппарата на заданную орбиту. Советские инженеры подошли к решению проблемы весьма оригинальным образом — срезали часть кабелей и датчиков, которые посчитали необязательными.
Но на этом все проблемы не решились. Буквально за час до старта выяснилось, что датчик на люке «Востока-1» не выдает нужный сигнал герметичности аппарата. Инженеры быстро выяснили, что дело в неисправном контакте, но так как до старта оставались считанные минуты, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с другими инженерами со скоростью современных механиков «Формулы-1» за считанные секунды открутили 30 гаек на корабле и, поправив датчик, вновь закрутили все обратно в положенным порядке.
После этого проверка герметичности прошла успешно. Старт переносить не стали. Хладнокровие космонавтов Гагарин почти на всех фотографиях улыбался Полет космического корабля «Восток-1» с первым космонавтом проходил в полностью автоматическом режиме. Объяснялось это тем, что психологи не могли дать гарантий на то, сможет ли космонавт сохранить работоспособность при длительном нахождении в условиях невесомости.
Допускалось, что Гагарин может потерять над собой контроль и захочет вести аппарат вручную. В то же время, лишить космонавта возможности управлять кораблем вручную, тем самым, в случае серьезных непредвиденных обстоятельств, поставив его перед необходимостью уповать только на электронику, команда запуска не решилась. На самый крайний случай космонавту передали в специальном запечатанном конверте особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля. Психологи считали, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи в здравом уме.
И все же, непосредственно перед самим запуском Гагарину сказали этот код. Проблемы при посадке Обгоревная посадочная капсула О словах, сказанных Гагариным в заключительной стадии полета, долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи! На тот момент никто не имел четкого представления о том, как будет проходить спуск космического аппарата через плотные соли атмосферы. Увидев в иллюминаторе огонь, охвативший обшивку корабля в результате его трения об атмосферу, Гагарин предположил, что корабль на самом деле охвачен пожаром и поэтому, это его последние секунды жизни.
Первое такое впечатляющее зрелище увидел именно Гагарин. Люди, которые летали в космос уже после него, были готовы к такому «рядовому» моменту полета. Возвращение из космоса Капсула, которая только что вернулась на Землю На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата, поскольку у них не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры 3-5 тысяч градусов в плотных слоях атмосферы.
К слову, обшивка корабля «Восток-1» действительно местами сильно оплавилась. На высоте 7 километров над поверхностью земли в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно.
Юрий Гагарин Миллионы людей теперь могут увидеть то, что видел Юрий Гагарин в иллюминатор корабля «Восток». Миллионы людей теперь могут увидеть то, что видел Юрий Гагарин в иллюминатор корабля «Восток». В Великобритании создали документальный фильм, в котором запись знаменитого голоса сопровождают кадры аэрокосмической съемки. Свои ощущения и наблюдения Юрий Гагарин записал на бортовой магнитофон. Люди могли только представить, что он видел в этот момент. Спустя 50 лет после исторического полета британский режиссер Крис Райли решил удовлетворить свое любопытство.
Крис Райли, режиссер: «Мне всегда было жаль, что Гагарин не взял с собой камеру, а это же первый полет в космос! И когда он вернулся, все хотели знать, как это выглядело, какие были ощущения». К таким кадрам все уже привыкли, но этот фильм — не просто монтаж картинки из космоса, а воссоздание полета Гагарина, минута за минутой, деталь за деталью.
Ровно 60 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе
Едва Юрий Гагарин, ступил на землю, вернувшись из полета, как первый секретарь ЦК компартии Советского Союза Никита Хрущёв поспешил сделать заявление о том, что Гагарин в космосе Бога так и не увидел! Известный факт – в космос Юрий Гагарин улетел в звании старшего лейтенанта, а приземлился уже майором, минуя капитанское звание. После полета в космос Гагарин активно занимался международной общественной деятельностью. Отчёт первого космонавта Юрия Гагарина о своём полёте в космос 12 апреля 1961 года долгое время был строго засекречен. Новая ипостась была для Гагарина в чем-то даже сложнее, чем полет в космос, — он не готовился стать публичным общественно-политическим деятелем.
Юрий Гагарин: первый полет в космос — как это было
Особенности космического корабля «Восток», на котором Юрий Гагарин полетел в космос, не предполагали совершения мягкой посадки. Юрий Гагарин — первый человек, побывавший в космосе. Человечеству удивительно повезло, что первым для полёта в космос был выбран именно Юрий Гагарин! Известный факт – в космос Юрий Гагарин улетел в звании старшего лейтенанта, а приземлился уже майором, минуя капитанское звание. Гагарин передал на Землю, когда увидел в иллюминатор огонь в другой части корабля.
55 лет назад Гагарин триумфально открыл эру пилотируемой космонавтики
Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественно-политическая деятельность. Кроме того, историческое значение полёта в космос сделало его узнаваемой персоной и за рубежом. Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы [79] , почётным членом Общества «Финляндия — СССР» и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы. В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики , в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе « Союз ». Он был назначен дублёром Комарова , который совершил первый полёт на новом корабле.
Полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. Весьма вероятно, что если бы был жив Королёв, Гагарин был бы основным пилотом «Союза-1», поскольку Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа [80]. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 Гагарин совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах.
Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Юрий Гагарин приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не имел права самостоятельно летать на истребителе, хотя и был заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке, а поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель [81]. Водные лыжи[ править править код ] Несмотря на занятость, Гагарин находил время и для хобби, которыми были катание на водных лыжах и коллекционирование кактусов [82].
В 1964 году, во многом по инициативе Ю. Серёгина , вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Тела Гагарина и Серёгина были кремированы. Прощание с Гагариным и Серёгиным состоялось 30 марта 1968 года , в Центральном Доме Советской Армии были установлены урны с их прахом, на Красной площади состоялся траурный митинг, в стране была объявлена минута молчания, урны с прахом Гагарина и Серёгина были захоронены у Кремлёвской стены с воинскими почестями [84].
Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчёт составил 29 томов и был засекречен; его детали до последнего времени были известны только из статей и интервью отдельных её членов. Суть выводов комиссии была такой: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт, самолёт столкнулся с землёй, и экипаж погиб.
В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил [85] [86]. К 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным Архива Президента РФ, был назван резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край облачности.
В условиях усложнённой метеорологической обстановки это привело к попаданию самолёта в закритический режим полёта и сваливанию [87] [88]. Исследования группы специалистов под руководством С. Белоцерковского показали, что наиболее вероятной причиной резкого манёвра стало сближение и резкое уклонение от другого самолёта, с возможным попаданием в его вихревой след. Находясь в облачном слое, лётчики не могли видеть высоты полёта.
Руководствуясь неточными метеорологическими данными и показаниями приборов, лётчики предполагали, что успеют вывести самолёт из падения, но запас высоты оказался недостаточен.
Много летали там. Я узнал железную дорогу, железнодорожный мост через реку и длинную косу, которая далеко в Волгу вдается. Я подумал о том, что, наверное, это Саратов. Приземляюсь в Саратове. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис.
Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца", — говорил Гагарин. Спустя некоторое время "в облачке подуло немножко, и раскрылся второй парашют". Из-за этого он не мог эффективно управлять полетом. Гагарина управлять полетом на парашютах ему не удалось, почти до самой Земли он спускался лицом к ветру", — говорится в отчете ОКБ-1 по результатам запуска корабля-спутника с пилотом на борту. Лишь на высоте около 30 метров космонавта развернуло лицом по сносу, что позволило приземлиться уверенно и мягко.
Гагарин спускался в герметичном скафандре. После раскрытия основного парашюта космонавт должен был открыть клапан, чтобы дышать атмосферным воздухом, но открывающий тросик затерялся в складках одежды. Получилось так, что шарик клапана, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку. Подвесной системой было все так притянуто, что я минут шесть никак не мог его достать. Потом расстегнул демаскирующую оболочку и с помощью зеркала вытащил тросик и открыл клапан нормально", — вспоминал сам Гагарин. Во время спуска у Гагарина выпал носимый аварийный запас НАЗ.
Внутри была надувная лодка, она пригодилась бы в случае приводнения на Волгу, продукты, медикаменты, радиостанция и пистолет. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и все. Я понял, НАЗ пошел вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жестко к спинке привязан", — говорил Гагарин. Однако потеря этих 30 кг сделала космонавта легче, и его отнесло еще дальше от берега. Примерно через 108 минут после старта с Байконура Юрий Гагарин вернулся на родную землю.
Он приземлился в поле недалеко от Энгельса в Саратовской области. Местным жителям, которые могли принять его за сбитого американского летчика, Гагарин говорил: "Я советский человек, прилетел из космоса". За два дня до полёта в космос Юрий Гагарин написал прощальное письмо супруге на случай, если произойдёт катастрофа. В 1961 году это письмо не потребовалось. Жене Гагарина Валентине Ивановне это письмо передадут после авиакатастрофы 27 марта 1968 года, в которой погиб первый космонавт Земли. Много ещё было мелких и не очень неурядиц, но Юрий Гагарин выжил и стал первым из первых!
Давайте помнить, какой ценой! Не случайно Юрий Алексеевич задавался вопросом перед полетом: кто он - первый космонавт или последняя собака... Гжатск - родина Юрия Алексеевича Гагарина.
Дальше не стали бежать и вернулись. Все только об этом и говорили. Потом узнали, что шар приземлился на горе. Мишанин Анатолий был шофером в сельпо. Он жил по соседству. Сел на машину, поехал к этому шару.
Залез в шар, собрал тюбики: щи, компоты, пюре. Привез полмешка этих тюбиков. Все что было, наверное. Детвора это все съела. По радио только и было разговоров, что про Гагарина. В 1965 году на торжество встречали его. От дороги до клуба выстроились. Народ откуда только не приезжал. С Ровного даже были.
Ни пройти, ни проехать. Встретили их, приехали к старому клубу. Собрание было. Народу — битком. Стали выступать, доклады делали. Выступил председатель колхоза, приняли Юрия Алексеевича в члены колхоза, выписали трудовую книжку. Потом пошли в дом председателя Итяксова, столы накрыли, угощали. Разговор был. Валентина Ивановна рассказывала, что ничего не знала до последнего.
Никто ничего не сообщал, только по радио услышала, что Гагарин полетел. И апельсины, и винограда кисти висели. Все на свете было, хотя в продаже ничего в то время не было. Но на столе вазы были набиты фруктами. Потом сфотографировались и зашли. А он говорит: «Хочу картошки в мундире и соленого огурца в бочке». Все побежали. И главное, чтобы спелый огурец был, не маленький. Принесли, конечно.
Он оценил, благодарил-благодарил». Музейные экспонаты В узморской школе до сих пор свято чтят память о первом космонавте. В здании отдельный кабинет отведен под музей, однако пока он находится на реконструкции. Директор школы Елена Фомина рассказала о самых ценных экспонатах. Это трудовая книжка колхозника Юрия Алексеевича Гагарина. Это подлинник, который хранится у нас в сейфе. Это альбом, подаренный 12 апреля 1991 года братом Валентином Гагариным к 30-летию первого полета в космос. В нем — уникальные фотографии. Хранится в нашем музее книга почета, в которой Юрий Гагарин был признан почетным колхозником.
Они были найдены на месте приземления Гагарина учениками узморской средней школы в 1961 году, здесь они до сих пор бережно хранятся», — провела небольшую экскурсию для корреспондента ИА «Версия-Саратов» директор. Кроме того, в школе хранятся картины, подаренные автором памятника Юрию Гагарину Кларой Матвеевой. К 60-летию первого полета Юрий Гагарина в космос в школе собираются открыть обновленный музей. По задумке, он будет более современным. Директор предполагает разместить там интерактивную карту, на которой будет видно место приземления Гагарина и место приземления спускаемого аппарата.
Гагарин и цензура Антон Первушин. Первый пилотируемый полёт в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Ещё до того как лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин вышел на орбиту, все осознавали, что это событие навсегда будет вписано в историю человечества, а причастные к нему обретут символическое «бессмертие» в глазах потомков. А поскольку на тот момент пилотируемый полёт стал ещё и главным прорывным достижением Советского Союза, то казалось, ничто не должно помешать изучению всех его подробностей и нюансов. Однако, вопреки ожиданиям, почти сразу началось сокрытие информации, в котором вынужденно принял участие и сам Гагарин.
Ситуация такова, что даже теперь, через пятьдесят лет после исторического полёта, нет уверенности, что нам известны все его детали. Телевизионное изображение Юрия Алексеевича Гагарина в кабине корабля «Восток», переданное бортовой камерой «Селигер». Старт ракеты-носителя «Восток» 12 апреля 1961 года. Старт ракеты-носителя «Восток» по версии советской печати. Одна из британских реконструкций корабля «Восток». Одна из американских реконструкций корабля «Восток». Корабль «Восток» по версии советской печати. Катапультируемое кресло космонавта иллюстрация из книги «25 часов в космическом полёте», 1961 год. Макет космического корабля «Восток» на параде в Тушино. Первая подробная схема ракетно-космической системы «Восток», опубликованная в Советском Союзе энциклопедия «Космонавтика», 1968 год.
Подлинная схема ракетно-космической системы «Восток» рисунок А. Обусловлено это было, прежде всего, тем, что создавалась она военными и для военных целей. Скажем, полигон Тюра-Там известный ныне как космодром Байконур возводился в степях Казахстана не для осуществления полётов в космос, а для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Из-за прямого военного назначения засекретили и саму ракету, и наземные пункты управления. Более того, космический корабль «Восток» «3КА» , на котором Юрий Алексеевич Гагарин отправился в космос, конструировали как вариант спутника-фоторазведчика «Зенит» «2К» — только вместо «шпионского» блока в спускаемый аппарат помещали космонавта. Однако при составлении планов первого пилотируемого полёта почти сразу встал вопрос о том, насколько глубоко придётся засекречивать его подробности. Ведь к событию будет привлечено внимание всего мира, журналисты начнут задавать неудобные вопросы, учёные потребуют исчерпывающего описания ракеты, корабля, его систем. Если отказаться давать технические детали, то полёт не получит мирового признания. Если рассказывать всё начистоту, то неизбежно всплывёт и будет обсуждаться вопрос истинного назначения полигона, ракеты и корабля. СССР в то время позиционировал себя как миролюбивое государство, которое резко выступает против переноса гонки вооружений в космическое пространство, а тут раньше или позже был бы сделан вывод, что как раз Советский Союз и является лидером этого процесса.
Окончательное решение приняли 8 апреля 1961 года на закрытом заседании Государственной комиссии по подготовке первого пилотируемого полёта в космос, на котором присутствовали руководители ракетно-космической программы, конструкторы и высшие офицеры. Мнения членов комиссии разошлись, но в конце концов они постановили: при оформлении документации «не допускать разглашения секретных данных о полигоне и носителе». После того как 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток» облетел Землю, практически сразу начали появляться статьи и книги, посвящённые его полёту. Но при всём желании и упорстве их авторы не могли отыскать главного — как выглядел корабль, на котором летел первый космонавт. В советской прессе печатали размытые снимки, где были изображены сигара взлетающей ракеты и конус головного обтекателя, закрывавший настоящий корабль. Такие материалы ничего не могли дать ни экспертам-профессионалам, ни пытливым умам, интересующимся космонавтикой. Основываясь на опубликованных данных американских проектов пилотируемых кораблей «Mercury» и «Gemini», эксперты пытались составить описания возможных вариантов конструкции корабля Гагарина. Все эти варианты в конечном итоге оказались очень далеки от оригинала. Прежде всего, смущала форма «Востока».