толкование онлайн Библии, бесплатно читать: Возвращаясь к истокам христианского вероучения. Православный календарь на сегодня. В этой статье Вы найдёте Евангелие от Матфея с толкованиями, пояснениями и комментариями трудных мест от богослова Андрея Десницкого.
ЧТЕНИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ 26 АПРЕЛЯ ПЯТНИЦА ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2024 ГОД .mp4
Слушайте всю Библию в 2022 году с комментариями пастора. Новый отрывок каждый день. от классических (свт. Свежая сводка новостей по Украине от Дмитрия Васильца о ситуации на 27 апреля на 20:00.
Кому доверить своего ребенка?
- Шаргунов Александр - Евангелие дня
- Библия на каждый день - Центр духовного просвещения
- Евангелие — Радио Логос
- Евангельские чтения
- Кому доверить своего ребенка?
Евангелие дня 20
«Читаем Евангелие вместе с Церковью» | Чтение Евангельских сказаний. |
📅 Чтение на каждый день | В этой статье Вы найдёте Евангелие от Матфея с толкованиями, пояснениями и комментариями трудных мест от богослова Андрея Десницкого. |
Библия онлайн. Евангелие | Евангелие дня толкование на Евангельские чтения года. |
Евангелие дня - Телеканал «СПАС» | Православный календарь на сегодня. |
ЧТЕНИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ 26 АПРЕЛЯ ПЯТНИЦА ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2024 ГОД .mp4 - Mirpravoslavia | Boosty | Евангельское чтение с толкованием на 5 ноября. |
Читаем Евангелие вместе с Церковью.
Вместо этого он рассказывает о том, как два брата, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, подошли к Иисусу с просьбой: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» Мк. Последующий диалог Иисуса с двумя братьями показывает, насколько по-разному Учитель и ученики представляли себе грядущую славу и будущее Царство Иисуса. Под крещением и чашей Иисус в данном случае понимает предстоящие Ему страдания и смерть. От учеников полностью скрыт смысл слов Иисуса: они не знают, о каком крещении и о какой чаше Он говорит, а потому выражают немедленную готовность креститься этим крещением и пить эту чашу. К Его многочисленным предсказаниям о предстоящих страданиях они все еще остаются глухи. Продолжая историю, Евангелист рассказывает, как десять учеников вознегодовали на двух братьев Мк. Негодование является естественной реакцией на поведение двоих, по каким-то причинам решивших зарезервировать за собой два первых места в Его будущей славе. Видя, как десять отреагировали на поступок Иакова и Иоанна или, по версии Матфея, их матери , Иисус увещевает их Мк.
Зачало 60 10:35 214. Среда 24—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 61 07:23 215. Четверг 24—й седмицы по Пятидесятнице. XI:47 — XII, 1. Зачало 62 08:26 216. Пятница 24—й седмицы по Пятидесятнице.
Зачало 63 10:00 217. Суббота 24—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 40 05:36 218. Неделя 24—я по Пятидесятнице. Зачало 39 12:26 219. Понедельник 25—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 65 12:42 220.
Вторник 25—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 68 09:08 221. Среда 25—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 69 11:14 222. Четверг 25—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 70 09:53 223. Пятница 25—й седмицы по Пятидесятнице.
Зачало 73 07:01 224. Суббота 25—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 46 06:15 225. Неделя 25—я по Пятидесятнице. Зачало 53 15:23 226. Понедельник 26—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 75 06:58 227.
Вторник 26—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 77 07:21 228. Среда 26—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 78 09:02 229. Четверг 26—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 80 08:06 230. Пятница 26—й седмицы по Пятидесятнице.
Зачало 82 07:02 231. Суббота 26—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 49 05:34 232. Неделя 26—я по Пятидесятнице. Зачало 66 10:01 233. Понедельник 27—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 86 06:46 234.
Вторник 27—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 87 07:11 235. Среда 27—й седмицы по Пятидесятнице. XVIII:15—17, 26—30. Зачало 90 06:01 236. Четверг 27—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 92 04:18 237.
Пятница 27—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 95 09:14 238. Суббота 27—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 51 07:10 239. Неделя 27—я по Пятидесятнице. Зачало 71 07:50 240. Понедельник 28—й седмицы по Пятидесятнице.
Зачало 97 08:05 241. Вторник 28—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 98 03:33 242. Среда 28—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 99 05:26 243. Четверг 28—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 100 09:04 244.
Пятница 28—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 101 05:54 245. Суббота 28—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 67 06:15 246. Неделя 28—я по Пятидесятнице. Зачало 76 11:31 247. Понедельник 29—й седмицы по Пятидесятнице.
Зачало 102 08:07 248. Вторник 29—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 106 05:32 249. Среда 29—й седмицы по Пятидесятнице. XXI:5—7, 10—11, 20—24. Зачало 104 07:38 250. Четверг 29—й седмицы по Пятидесятнице.
Зачало 107 05:14 251. Пятница 29—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 108 07:56 252. Суббота 29—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 72 09:03 253. Неделя 29—я по Пятидесятнице. Зачало 85 09:14 254.
Понедельник 30—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 33 07:06 255. Вторник 30—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 34 04:34 256. Среда 30—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 36 06:47 257. Четверг 30—й седмицы по Пятидесятнице.
Зачало 39 09:06 258. Пятница 30—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 41 12:15 259. Суббота 30—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 74 09:47 260. Неделя 30—я по Пятидесятнице. Зачало 91 13:40 261.
Понедельник 31—й седмицы по Пятидесятнице. IX:42 — X, 1. Зачало 42 09:10 262. Вторник 31—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 43 09:10 263. Среда 31—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 44 08:17 264.
Четверг 31—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 45 12:49 265. Пятница 31—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 46 08:02 266. Суббота 31—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 81 07:08 267. Неделя 31—я по Пятидесятнице.
Зачало 93 10:01 268. Понедельник 32—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 48 07:33 269. Вторник 32—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 50 12:11 270. Среда 32—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 51 06:01 271.
Четверг 32—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 52 06:45 272. Пятница 32—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 53 09:32 273. Суббота 32—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 84 08:45 274. Неделя 32—я по Пятидесятнице, о Закхее.
Зачало 94 10:39 275. Понедельник 33—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 54 06:39 276. Вторник 33—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 55 07:55 277. Среда 33—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 56 09:49 278.
Четверг 33—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 57 11:30 279. Пятница 33—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 58 08:26 280. Суббота 33—й седмицы по Пятидесятнице. Зачало 88 09:46 281. Неделя о мытаре и фарисее.
Зачало 89 11:46 282. Понедельник седмицы о мытаре и фарисее. Зачало 59 08:10 283. Вторник седмицы о мытаре и фарисее. Зачало 60 08:48 284. Среда седмицы о мытаре и фарисее. Зачало 61 10:31 285.
Четверг седмицы о мытаре и фарисее. Зачало 62 08:52.
Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче!
Если же Он Сам есть воскрешение и живот, то не ограничивается местом, но может исцелять везде. И если бы сестры Лазаря , подобно сотнику, сказали: рцы слово, и изцелеет отрок мой Мф.
Но так как они звали Его и просили прийти к ним, то Он снисходит, чтобы возвести их от уничиженного о Нем понятия, и приходит на место. Но и при этом снисхождении Он показывает, что может исцелять и не присутствуя на месте. С этою-то целию Он и медлит.
В самом деле, благодать не сделалась бы очевидною, если бы она тотчас была дарована, если бы прежде не появился уже смрад. Но откуда знала эта женщина о будущем воскресении? Она слышала многие беседы Христа о воскресении; а теперь желала увидеть это на самом деле.
Смотри, однако ж, как она еще вращается долу! В самом деле, уже услышавши: Аз есмь воскрешение и живот, она даже и после того не сказала: воскреси его, но — что? Что же ей Христос?
Всяк веруяй в Мя, аще и умрет, оживет; разумея здесь эту телесную смерть. И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки, указывая на ту духовную смерть. И так как Аз есмь воскрешение, то не смущайся: хотя уже и умер, но веруй, это не есть смерть.
Таким образом, Он пока утешил ее в случившемся и пробудил в ней надежду и тем, что сказал: воскреснет, и тем, что изрек: Аз есмь воскрешение, и тем, что если после воскресения он и опять умрет, то не потерпит никакого вреда, а потому и не должно страшиться этой смерти. Слова Его имеют тот смысл, что ни он не умер, ни вы не умрете. Емлеши ли веру сему?
Мне кажется, что женщина не поняла слов. Она сознавала, что в них есть что-то великое, но всего не выразумела. Поэтому, будучи спрошена об одном, она отвечает другое.
Но, по крайней мере, она получила теперь ту пользу, что отложила свою скорбь. Такова-то сила слов Христовых! Поэтому-то и Марфа первая вышла навстречу Христу, и Мария последовала за нею.
Любовь к Учителю не давала им сильно чувствовать настоящую скорбь. Таким образом, с помощию благодати и ум этих жен любомудрствовал. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб — плакать там. Поэтому Марфа «тайно» сообщает сестре о приходе Христа.
Но тем не менее, удаление Марии тотчас же было замечено, и иудеи отправляются вслед за ней, полагая, что она пошла плакать при гробе брата. Ясно, что вера Марии во Христа была гораздо живее, чем вера Марфы. Прослезися Иисус.
Глаголаху убо жидове: виждь, како любляше его. Нецыи же от них реша: не можаше ли Сей, отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет Потом Он обуздывает Свою скорбь это именно и означает выражение: запрети духу — ст. Но зачем же Он спрашивает?
Затем, что не хочет Сам по Себе приступить к совершению чуда , но хочет все узнать от других и сделать по их просьбе, чтобы освободить чудо от всякого подозрения. Глаголаша Ему: Господи, прииди и виждь. Прослезися Иисус ст.
Видишь ли, что еще до сих пор Он ничем не указал на воскресение и что Он идет как будто не для того, чтобы воскресить, но чтобы плакать? А что действительно казалось, что Он пошел с этим намерением, то есть с тем, чтобы плакать, а не воскресить, это показывают иудеи, которые потому и говорили: виждь, како любляше его. Нецыи же от них реша: не можаше ли Сей, отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет?
Даже и в несчастии они не оставили своей злобы. Но Христос намерен совершить дело еще более удивительно: отгнать смерть, уже наставшую и овладевшую человеком , гораздо важнее, нежели остановить смерть наступающую. Таким образом, они порицают Его тем самым, из-за чего следовало бы дивиться Его могуществу.
Допускают до времени, что Он отверз очи слепому; но вместо того чтобы за это дивиться Ему, они, из-за смерти Лазаря, клевещут и на то чудо, как будто его не было, впрочем, не отсюда только видно, что они все были развращены, но также и из того, что еще прежде, нежели Он пришел и явил Свою силу , они уже предваряют Его обвинениями, не дожидаясь конца дела. Видишь, как превратно было их суждение? Итак, Он приходит ко гробу и опять удерживает скорбь.
Но для чего евангелист тщательно и не раз замечает, что Он плакал и что Он удерживал скорбь? Для того, чтобы ты знал, что Он истинно облечен был нашим естеством. Так как этот евангелист , очевидно, более других говорит о Нем великого, то и о человеческих Его делах повествует здесь гораздо уничиженнее.
О смерти Его Он не сказал ничего такого, что другие, именно — что Он был прискорбен, что Он был в подвиге; но совсем противное — что Он и ниц поверг воинов. Итак, что было опущено там, то он восполнил здесь, сказав о плаче. И Сам Христос, беседуя о смерти, говорит: область имам положити душу Мою 10, 18 , и не произносит ничего уничиженного.
Поэтому-то, повествуя о страданиях, евангелисты и приписывают Ему много человеческого, показывая тем, что Его воплощение истинно. Так Матфей удостоверяет в этом, говоря о Его предсмертных муках, смущении и поте; а этот — повествуя о плаче. В самом деле, если бы Он не был нашего естества, то не был бы одержим скорбию, и притом не однажды, а дважды.
Что же Иисус? Он нисколько не защищает Себя пред иудеями от их обвинений. Да и для чего было словами опровергать тех, которые тотчас же имели быть опровергнуты самим делом?
А между тем это опровержение было не так тягостно и более могло пристыдить их. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень.
Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший.
Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня Для чего евангелист опять замечает, что Иисус плакал и скорбел по сочувствию? Для того чтобы мы знали, что Он истинно облекся в наше естество.
Иоанн, сравнительно с прочими евангелистами, возвещает о Господе высшее учение и богословствует нечто великое; посему и из дел Его телесных повествует о более уничиженных. Посему и в скорби Господа он находит много человеческого и тем доказывает истинность плоти Его, чтобы ты познал, что Господь был Бог и вместе Человек. Ибо как Лука подвигом, скорбью и потом Господа гл.
Для чего Господь не воскресил Лазаря, когда камень лежал еще на гробе? Ибо Кто одним словом воздвиг мертвое тело и одушевил уже начавшего разлагаться, Тот гораздо удобнее мог словом отвалить камень. Ибо присутствие на самом месте и отнятие камня своими руками должны были заградить уста неблагонамеренным свидетелям чуда.
Так она еще невысока была в вере! Христос же, напоминая ей Свою беседу с нею и как бы укоряя ее в забывчивости, говорит: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
Библия.Синодальный перевод
Горно-Никольский епархиальный мужской монастырь / Чтение святых писаний | We are doing some work on our site. Please be patient. Thank you. |
Евангелие воскресного дня: толкование, уроки, проповеди | Читаем Ветхий Завет (пятница седмицы 5-й Великого поста). |
Карта сайта.
План чтения Библии на каждый день | Новый Завет с толкованием и комментариями. Толкование евангелия и нового завета. Христианские книги. Читать новый завет с толкованием. |
Святые отцы о Священном Писании | Как правильно читать Евангелие и Апостол дня. Уточнить главы священных книг для чтения на сегодня и в другой определенный день года можно по православному календарю, содержащему указания для храмовых чтецов. |
Шаргунов Александр - Евангелие дня | Свежая сводка новостей по Украине от Дмитрия Васильца о ситуации на 27 апреля на 20:00. |
Изучение Евангелия и Апостола по дням. Слушать толкования Евангелия онлайн. | «Читая Евангелие, мы даем Богу возможность вновь и вновь беседовать с нами, увещевать и наставлять нас. |
«Евангелие дня с Павлом Великановым - Радио ВЕРА» в Apple Podcasts | Евангелие дня с толкованием святых отцов. |
Здесь нам открывается самая суть христианства
Ежедневное чтение Библии: сегодня последовательность чтения начало цикла 14 августа 2023 г. начать чтение с сегоднешнего дня. Сегодня мы читаем последнее из одиннадцати евангелий на воскресной утрене. Сегодня мы читаем последнее из одиннадцати евангелий на воскресной утрене. Паремий, Апостола, Евангелия. Даты в календаре указаны по новому стилю, для перехода к нужной дате, нажмите на число в календаре.
Читать книгу: «Евангелие дня. Толкования на Евангельские чтения церковного года»
Несмотря на столь обширный функционал наш сайт прост в использовании, и Вы получаете все существующие материалы, связанные с Библией в один клик. С любовью, команда «Экзегет.
Если достойно укоризны уже и то, что мы нуждаемся в Писании и не привлекаем к себе благодати Духа, то какова, подумай, будет наша вина, если мы не захотим воспользоваться и этим пособием, а будем презирать Писание, как излишнее и ненужное, и таким образом навлекать на себя еще большее наказание? Иоанн Златоуст Творения. На Мф.
А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
Время на чтение 3 минуты Фото: bogoslov. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! Никто никогда не был в таком единении с Богом Отцом, как Христос. Он один может сказать о Себе, что Он знает Бога Отца. И Кто есть Христос — мы не можем этого постигнуть сами, потому что только Отец истинно знает Его. И нет иного Откровения Бога, кроме как через Христа. Здесь нам открывается не просто нечто важное о нашей вере, но самая суть христианства. Христос сознает Свое единство с Богом — совершенно исключительное и единственное. И Его служение определяется этим единством. Христос говорит: «Я и Отец одно» Ин.
Евангелие дня союз сегодня
«Читаем Евангелие вместе с Церковью». Слушайте всю Библию в 2022 году с комментариями пастора. Новый отрывок каждый день. Евангелие дня, Апостол, церковный календарь 1 сентября. Чтение Евангельских сказаний. Евангелие от Матфея, читать текст онлайн в русском Синодальном переводе. А также, на сайте вы найдёте толкования на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, творения святых отцов и другие душеполезные книги.
Отзывы покупателей
- «Читаем Евангелие вместе с Церковью»
- Православному вебмастеру
- Библия онлайн — читать и изучать Библию
- Архивные выпуски
- Евангелие от Матфея, читать онлайн текст на русском языке в Синодальном переводе
Чтение святых писаний
Сегодня мы читаем последнее из одиннадцати евангелий на воскресной утрене. You are here: Home › Проповеди протоиерея Александра Шаргунова › Евангелие дня. Православный портал «Иисус». Истина. Евангелие дня.
Праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому
- Топ подкастов в категории «Религия и духовность»
- Толкование и комментарии Библии
- Православный Церковный календарь - 27 апреля 2024 года
- Советы священника о Евангелии: что читать православным в декабре 2023 года
Карта сайта.
Библия тека Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей. Библия — это книга, на основании которой строится вероучение христиан, вне зависимости от конфессии, к которой они принадлежат. Библия — это конституция для всякого верующего, книга, которую мы читаем изо дня в день, из года в год, сокровищница мудрости и «таблетка» для нашей души.
Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его. В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели Читать далее.
Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
Толкования на Святые Евангелия блаж. Феофилакта, архиеп. Год его рождения с точностью не известен; можно только сказать, что родился он приблизительно в первой половине одиннадцатого столетия. Первую половину своей жизни, и притом большую ее, он провел в Константинополе. Здесь он получил прекрасное образование и здесь же начал свое служение на пользу Церкви в звании диакона Великой церкви. Несмотря на небольшой сан, звание это было очень важным в то время, так как эти диаконы были ближними помощниками патриарха почти во всех делах его служения. На обязанности Феофилакта лежало объяснение Священного Писания и произнесение поучений.
В этом деле он проявил замечательный ораторский талант и большие знания не только в литературе святоотеческой, но и в светской, так что его современники считали его образцовым проповедником и в этом смысле называли его «учителем риторов». В звании диакона Великой церкви он пробыл довольно продолжительное время, так как патриарх Константинопольский долго не хотел отпускать его от себя, как выдающегося, даровитого сотрудника, и только в довольно преклонном возрасте, приблизительно в 1081 году, он был назначен в Болгарию, в церковном отношении зависевшую от Константинополя, — первоиерархом этой страны, архиепископом Охридским. Деятельность его в сане архиепископа протекала в очень тяжелых условиях, так как паства была темна и груба и, кроме того, в Болгарии было очень много еретиков. Павликиане, богомилы и другие еретики, благодаря своей многочисленности, сильно рассеивали в народе свои заблуждения и вооружали народ против Православия и архиепископа. Сознавая, что бороться с таким злом можно только просвещением и назначением достойных пастырей, блаженный Феофилакт, с одной стороны, ревностно поучал народ, устно и письменно излагая на основании святоотеческих творений истинный смысл новозаветных Писаний и рассылая многочисленные послания, — в результате после него осталось много посланий к разным лицам, кратких рассуждений о еретиках и разных истолковательных трудов, — с другой же стороны, при выборе пастырей он руководился или благочестием кандидатов, строгостью их жизни, или же их ученостью и красноречием. В этом случае никакие сторонние побуждения, ни родство, ни дружба, ни просьбы, ни давления светской власти не могли его заставить избрать недостойного или неизвестного. Так, однажды дук князь Скопийский просил его произвести в епископы одного неизвестного человека, и блаженный Феофилакт с достоинством и силой отвечал ему: — Ни тебе, государь мой, не следует вмешиваться в это великое дело, которое должно совершать со страхом, ни мне легкомысленно решаться сообщать Божественную благодать. Правитель обещался благодарить святителя за исполнение его просьбы, но блаженный Феофилакт и на это отвечал: — Государь мой!
Если тот, о котором ходатайствуешь, таков же т. Если же он ни в нашей Церкви неизвестен, ни в Константинополе не заслужил особенного одобрения за благочестие и просвещение, то не оскорбляй Бога и не приказывай нам; ибо нам заповедано «повиноваться Богови паче, нежели человеком» Деян. Осуществляя строгий и внимательный надзор за всеми пастырями, блаженный Феофилакт избегал резких мер, но всегда старался повлиять кротким внушением и убеждением. Примером этого может служить его поведение во время столкновений с триадицким епископом, который несправедливо преследовал одного престарелого монаха. Блаженный Феофилакт все время старался увещаниями и посланиями повлиять на епископа, но тот не только не слушался его, но даже, став врагом, ездил в Константинополь и старался оклеветать там своего архиепископа. И вот, несмотря на все эти поступки непокорного епископа, блаженный Феофилакт впоследствии с любовью и всепрощением отнесся к нему, когда тот обратился к нему с просьбой простить его. Наконец, ему приходилось бороться и против пропаганды. Памятником этой борьбы осталось его «Рассуждение о том, в чем обвиняются латиняне».
В нем блаженный Феофилакт избегает препирательств о второстепенных разногласиях и обычаях, ибо, как он говорит, не всякое различие в обычаях должно вести к разделению, но только то, которое касается догматов. Все латинские разногласия, помимо догматов, он хотя и называет несправедливыми, но считает возможным покрыть их христианской любовью. Вооружается же он главным образом против прибавления к Символу веры «и от Сына». Не будем слишком спорить с непокорным умом этих людей ни об опресноках, ни о постах, ни о прочем. Надо терпеть зло, чтобы предотвратить большее, надо попускать то, что переменить нельзя, дабы не разрушить общения любви. По примеру апостолов надо являться слабым для слабых и следовать примеру Спасителя, положившего душу Свою для того, чтобы собрать рассеянных чад в единое стадо». Блаженный Феофилакт хотя и был греком по рождению и воспитанию, но для Болгарской Церкви он был истинным отцом. Несмотря на огорчения, которые ему приходилось испытывать во время своего архиепископства, он с неослабевающей ревностью стоял за ее независимость, за ее имущество и все ее интересы, если им с какой-либо стороны грозил ущерб.
А это приходилось встречать со всех сторон. Во-первых, при внутреннем и внешнем упадке Византийской империи, которой было подвластно Болгарское царство, Болгарской Церкви приходилось нести бремя двойных налогов — в пользу государства и для удовлетворения корыстолюбия самих сборщиков. Находясь вдали от столицы, эти чиновники без всякого опасения расхищали церковное имущество под предлогом законного сбора. Во-вторых, Болгарская Церковь в его время много страдала от враждебных нападений соседних народов. Варвары, опустошая страну, грабили и жгли храмы, расхищали церковное имущество и вынуждали духовенство скрываться в лесах и пустынях. Во время нападения на Болгарское царство аллурийцев блаженный Феофилакт и сам должен был спасаться бегством из Охриды в Солунь. Ревностный архипастырь, отечески сочувствуя скорбям Болгарской Церкви, употреблял все бывшие в его руках средства к облегчению ее бедствий, а когда не находил их у себя, тогда обращался с просьбой о помощи к другим. Очень часто эти заботы побуждали его ездить даже в Константинополь, чтобы там лично ходатайствовать по делам ее, и эти поездки всегда приносили хорошие результаты.
Его константинопольские друзья то ходатайствовали по его делам перед императором, то помогали бедным Болгарским церквям своим имуществом. При всех бедствиях, какие приходилось испытывать Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт ни за что не соглашался пожертвовать ее самостоятельностью и отдать ее под покровительство Константинопольского патриарха, подобно тому как это делали даже и некоторые патриархи. Хотя это гарантировало бы и ему самому, и Болгарской Церкви большое спокойствие, но все-же он не хотел поступиться ее всегдашними правами ради временных выгод. Чтобы лучше видеть нужды Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт собирал епископов на соборы и здесь рассматривал все, что требовало исправления и улучшения. Здесь же подвергал общему обсуждению и то, для чего нужно было взаимное совещание. Созывайте этих соборов он считал настолько важной своей обязанностью, что даже болезни не могли удержать его от ее исполнения. Глас поистине Христов возбуждает от одра, дает силы к свободному движению и путешествию и повелевает нести сам одр». Несмотря на то, что блаженный Феофилакт был достойнейшим пастырем, у него все же было много и личных врагов.
Беззаконные сборщики, еретики, опальные пастыри — все они старались оклеветать его не только в Болгарии среди народа, но и в Константинополе перед императором и патриархом. Впрочем, как и следовало ожидать, эти клеветники нигде не имели большого успеха. В Болгарии народ, хотя и темный, но простосердечный и искренне религиозный, вскоре высоко оценил своего достойного архипастыря и потому не легко поддавался клеветническим внушениям его врагов, а в Константинополе жило много его друзей, среди которых была сама благочестивая императрица Мария, и которые хорошо его знали по прежней его деятельности в Константинополе, знали его истинно христианские достоинства и потому всегда оказывали ему поддержку в трудных обстоятельствах его жизни.
МИР ПРАВОСЛАВИЯ ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ
«Читая Евангелие, мы даем Богу возможность вновь и вновь беседовать с нами, увещевать и наставлять нас. от классических (свт. Чтения каждого дня года. Сегодня Господь Иисус Христос являет последнее и самое грандиозное из Своих чудес — воскрешает не просто умершего, но уже начавшего тлеть человека. Читает и комментирует священник Стефан Домусчи. Сегодняшнее чтение начинается с удивительного парадокса. «Читая Евангелие, мы даем Богу возможность вновь и вновь беседовать с нами, увещевать и наставлять нас.