В Нижнем Новгороде воссоздали знаменитый беспосадочный перелет Чкалова. 18 июня 1937 года экипаж самолёта АНТ-25 (Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков) начал беспосадочный перелёт по маршруту Москва Северный полюс США, успешно. Комбриг Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков совершили беспрецедентный трансполярный перелёт из Москвы в американский Ванкувер. Перелет в Америку через Северный полюс, установка памятника в Оренбурге, выход фильма и сериала о нем. Черешня имени Чкалова, Причина смерти на 24СМИ. Как сообщал «Русский мир», в 2017 году, когда праздновали 80-летие перелёта, в Ванкувер приезжал внук Чкалова, в музее открыли юбилейную выставку.
Борьба с бутербродами: чем пожертвовал Чкалов, чтобы долететь до Америки
Валерий Чкалов стал известен на весь мир, когда совершил рекордный по длительности перелет Москва – Петропавловск-Камчатский. СПРАВКА Первый в истории беспосадочный перелет по маршруту "Москва-Северный полюс-США" экипажа Валерия Чкалова начался в 04:05 18 июня 1937 года. Знаменитый беспосадочный перелет Чкалова воссоздали на акции в Нижнем Новгороде.
вести недели
18 июня 1937 года. Перелет Чкалова через Северный полюс | Памятный полет, посвященный легендарному беспосадочному перелету Валерия Чкалова до острова Удд, завершен, передает из Жуковского корреспондент "Интерфакс-АВН". |
Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов | Перелет станет символическим событием, которое проложит воздушный путь в регионы страны и нанесет на карту событий MVK маршрут наземного движения выставок в ближайшем будущем. |
Любители авиации отмечают юбилей беспосадочного трансарктического перелета экипажа Валерия Чкалова
Срезали лед финкой... Уже над европейской частью, встретившись с циклоном, пришлось применить антиобледенитель винта. Пока один пилот находился за штурвалом, второму приходилось почти непрерывно качать вручную антиобледенительную жидкость. С угрозой обледенения боролись и путем изменения высоты полета - то поднимались над облаками, то спускались ниже их. Когда возникла проблема с охлаждающей жидкостью, Чкалов приказал залить в систему чай и кофе из термосов Байдуков практически пикировал, убрав до предела обороты мотора. Двигатель остыл, из-за чего замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения. Давление паров в нем возросло, пробив ледяную пробку, но вместе с паром выплеснулось и много воды. Ее уровень понизился, головки цилиндров остались без охлаждения.
Это означало, что через несколько минут двигатель перегреется и заклинит над ледяными просторами Арктики. Бросились искать воду, но ее запасы замерзли. Хладнокровие и находчивость проявил Чкалов. Он распорядился залить в систему чай и кофе из термосов. На этой смеси и долетели. Байдуков вспоминал, что именно после этого происшествия впервые заметил в волосах командира седину. Арктическую модификацию машины специально модернизировали для низких температур: радиатор системы охлаждения уменьшили, на двигатель установили трехлопастной винт, позволяющий выбирать оптимальный режим работы.
Машина имела уникальную для тех времен конструкцию - крылья были в 2,5 раза длиннее фюзеляжа, что позволяло брать больше топлива, а также увеличивало планирующие способности. Двигатель, установленный на АНТ-25, был первым отечественным серийным авиамотором большой мощности и превосходил лучшие зарубежные образцы. Спустя несколько лет английская компания «Роллс-Ройс» и американская «Паккард» для форсирования своих моторов переняли у М-34 силовую схему.
Итак, на Тихом океане СССР тогда флота, по сути, не имел, в то время как императорские военно-морские силы Японии являлись одними из мощнейших на планете.
Противопоставить самурайскому флоту наша страна могла лишь воздушный флот. Демонстрация его впечатляющих возможностей должна была остудить самые горячие головы в Токио и снизить военно-политическое напряжение между двумя державами. Ведь в ту эпоху дальний бомбардировщик играл такую же "сдерживающую" роль, как сегодня баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Именно с этой целью Сталин и предложил а по факту приказал!
Чкалову и Байдукову особый маршрут рекордного полета. Сами летчики и советские СМИ тут же назовут этот маршрут "сталинским". Добравшись без посадок от Москвы по небу до Камчатки, нашему самолету предстояло все так же без единой посадки фактически пройти вдоль границ Японской империи — мимо японских Курил, мимо японской части Сахалина до Хабаровска, который от японской Маньчжурии 85 лет назад отделяли лишь считаные километры. Авиация Японии — да и любая другая авиация в мире!
Окно в облаках позволило рассмотреть очертания какого-то острова. В этом месте повернули на материк, взяв курс на Нордвик... В очень тяжелых метеорологических условиях, пробиваясь сквозь сплошные облака, борясь с циклоном, вышли в Хатангский залив. Отсюда мы взяли курс на реку Оленек, добрались до нее и пролетели до Лены.
По Лене повернули к бухте Тикси… Так, скупо и по-деловому, описывал позднее свой полет командир экипажа Валерий Чкалов. Нордвик — основанный при Сталине и ныне заброшенный порт на берегу полуострова Таймыр. Хатангский залив — это море Лаптевых, где температура воздуха ниже нуля держится минимум десять месяцев в году. Лететь предстояло непрерывно несколько суток — пилоты сменяли друг друга за штурвалом.
Помимо 32-летнего Чкалова и 29-летнего Байдукова третьим — самым старшим по возрасту — членом экипажа был 39-летний Александр Беляков, начальник кафедры штурманской службы Военно-воздушной академии имени Жуковского и в наши дни это главный вуз России, готовящий инженеров военной авиации. Для той эпохи даже Чкалов с Байдуковым считались уже немолодыми, а Беляков так вообще пожилым — в рекордный полет шли опытные, немало пожившие и много летавшие специалисты своего дела. Байдуков позднее так вспоминал секунды при повороте с полярного курса к востоку над водами Северного Ледовитого океана: "Когда я передавал указания штурмана Чкалову, тот не удержался. Рукой подать!..
В ответ Чкалов, улыбаясь, сунул мне в бок кулак…" Впрочем, над берегами полуострова Таймыр, самой северной части континентальной России и вообще Евразийского континента, экипажу стало не до шуток. Чтобы не лететь в сплошной облачности, красному самолету пришлось много часов держать высоту не менее 4 км. У летчиков начиналось выматывавшее силы кислородное голодание, но, посоветовавшись, экипаж решил пока не применять баллоны с запасом дыхательного газа. Как вспоминал Байдуков: "Шестичасовой запас кислорода будем беречь к концу полета, когда после Камчатки начнем пересекать Охотское море и пробиваться к Хабаровску.
Там, возможно, потребуется выход на высоту шесть километров, а усталому экипажу без кислорода выполнить такой полет будет весьма затруднительно…" Уже над горами современной Магаданской области, приближаясь к берегам самой северной части Охотского моря, на самолете получили лаконичную радиограмму из Кремля, подписанную Сталиным и всем высшим руководством СССР: "Страна следит за вашим полетом. Ваша победа будет победой советской страны…" "Снова полет только по приборам…" На третьи сутки непрерывного полета красный АНТ-25 сделал круг в небе над Петропавловском, столицей Камчатки. Лишь в самый последний момент он открылся нам из-за облаков и нам удалось его сфотографировать с высоты 4000 метров…" — вспоминал позднее Чкалов. От камчатских берегов полетели на юг через Охотское море.
Перелеты экипажей Валерия Чкалова. Источник: Aviation21 Расчет оказался верным. Экипаж Чкалова немного поплутал, в итоге не добравшись до аэродрома в Сан-Франциско. Самолет приземлился в Ванкувере на северо-западе США. Хладнокровный Громов рассчитал все так, что он без труда пролетел вдоль всего Западного побережья Соединенных Штатов с севера на юг, и мог бы лететь и в Мексику, но сел в США, потому что именно они интересовали Советский Союз в плане пиара. В итоге Чкалов преодолел более 9100 километров, Громов же взял планку в 12000. Самолёт АНТ-25 1937 год. Источник: Aviation21 Результат полностью оправдал все ожидания и даже их превысил.
Возбужденные толпы чуть ли не рвали советских летчиков на сувениры. Их облепляли вездесущие газетчики, американские власти с радостью устроили им турне по всей стране, экипажи Чкалова и Громова выступали перед стадионами, отвечая на вопросы американцев и рассказывая о своих перелетах. АНТ-25 не только дал конструкторам бесценный опыт, но и полностью отбил все вложенные в проект средства — его медийный эффект на американскую аудиторию в будущем побьют только запуск в космос первого рукотворного спутника Земли и полет Юрия Гагарина. Это тоже интересно:.
Затем работал молотобойцем и кочегаром в Волжском пароходстве. Именно в это время 15-летний Чкалов познакомился с авиацией, которой «заболел» на всю жизнь. По совету односельчанина, работавшего слесарем по ремонту и сборке самолетов в Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде, юноша пошел в ученики в том же авиапарке. Тогда многие молодые люди мечтали связать свою жизнь с авиацией, новой и стремительно развивающейся отраслью. Но именно Чкалов получил направление на учебу в Егорьевскую военно-теоретическую школу военно-воздушных сил ВВС.
Ему было всего 17 лет. После окончания обучения он был направлен в Борисоглебскую авиационную школу. А затем как один из лучших курсантов — в Московскую школу высшего пилотажа. Сто лет назад был совершен первый пассажирский рейс из Москвы 120 лет Валерию Чкалову — самолеты Свой первый самостоятельный полет Чкалов совершил в августе 1923 года на учебном самолете «Авро-504». С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе, осваивая различные типы самолетов — от «Юнкерса» до «Мартинсайда». Лихому и самоотверженному пилоту легко давалось освоение любой авиационной техники. Это позволило ему очень быстро стать одним из ведущих летчиков-испытателей. Наконец окончив все возможные на тот момент курсы, Чкалов получил желанное направление — в Ленинградскую эскадрилью, названную в честь другого прославленного русского летчика, Петра Нестерова.
Нижегородцы установили рекорд России в честь 120-летия Валерия Чкалова
За свои дерзкие выходки во время полётов Чкалов не раз получал дисциплинарные взыскания, а однажды попал в тюрьму. В нижегородском аэропорту пассажиров поздравили с 85-й годовщиной полета Чкалова. 18 июня 1937 г. начался перелет экипажа Чкалов – Байдуков – Беляков через Северный полюс в США на самолете АНТ-25 с двигателем М-34РД. У Чкалова был свой личный самолет У-2 подаренный ему Советским правительством за перелет на остров Удд.
Воссоздали перелет из Москвы в Ванкувер. В Нижнем Новгороде установили рекорд России
Бизнесмен поинтересовался, богат ли прославленный летчик. Чкалов ответил: «Ничего, есть». Там же, на «Нормандии», произошла еще одна история, обросшая пересудами: развивавшиеся взаимоотношения Чкалова и Марлен Дитрих, которая тоже плыла на том лайнере. Валерий Павлович подарил актрисе роскошный букет роз и написал ей записку на ужасном английском. Всю дорогу они непринужденно общались, однако когда плаванье закончилось, Дитрих, чем-то обиженная, заперлась в купе поезда и в последующем не выносила даже упоминания имени Валерия Чкалова. Так что же это было: роман, разбивший сердце кинозвезды? В этом не было бы ничего удивительного: Чкалов слыл знатным ухажером. Красавцем он не был: да, Чкалов был крепко сложен, мужественен, но из-за глубоких морщин выглядел много старше своих лет. При этом заметим, мужицкая брутальность удивительным образом сочеталась в Чкалове с интеллигентностью, образованностью хоть и не оканчивал он университетов. Чкалов любил читать сидя в тюрьме, в две недели перечитал всю тюремную библиотеку. Прекрасно разбирался в живописи, театре и музыке, отлично играл на бильярде и в теннис.
С наслаждением он слушал записи Шаляпина и сам мог исполнить по памяти арию главного героя из оперы Бородина «Князь Игорь». В гостях у хлебосольного Чкалова бывали Шолохов и А. Чкалов, как позже Гагарин совпадение: оба погибли в 34 , спешил жить, будто предчувствуя, что жизнь ему отмерена короткая, но яркая, — словно полет метеора. А что до Дитрих, то более правдоподобной представляется другая версия: актриса была попросту уязвлена, что на пароходе не она была главной звездой. Тот самый: автор знаменитого «плана Маршалла» 1947 — в этом году юбилей , на повторение которого сегодня молится украинская правящая элита. Госсекретарь США в 1947—1949 гг. Но в 1937 г. Маршалл вполне мог считать себя неудачником. Боевой офицер, участник Первой мировой войны, он очень трудно делал карьеру. Лишь в 1936 г.
Такое довольно странное звание: «уже не полковник, но еще не вполне генерал». Он командовал каким-то второразрядным гарнизоном на задворках Америки, и это должно было стать последним местом его службы. Еще годик-другой — и на заслуженный покой. День 20 июня 1937 г. Вот, наконец, пришел праздник и на его улицу, а точнее — на его аэродром. Генералу неслыханно повезло, что Чкалов, у которого заканчивалось горючее, принял экстренное решение садиться на близлежащий военный аэродром, а не на соседний гражданский аэродром Портленда. Чкалов опасался, что произойдет так, как с Линдбергом в Париже, чей самолет публика буквально «растащила на сувениры». Лучше уж садиться к военным, где порядка побольше, решил летчик. Новости партнеров Трамп заявляет, что не называл Белый дом «настоящей дырой» Приземлившись, командир прокричал товарищам: «Робята! Генерал Маршалл нас ждет!
И Белякову пришлось разъяснять, что в американской армии звания маршала не существует высшее воинское звание у них — генерал армии. Маршалл радушно встретил героев, пригласил их к себе на обед и даже послал человека в магазин прикупить для гостей подобающие костюмы. Будучи истинным американцем, предприимчивым и умеющим из всего извлечь выгоду, Маршалл в полной мере использовал возникший вокруг него ажиотаж и нашествие репортеров, чтобы на этом заняться «самопиаром». Тем более что и сам Чкалов впоследствии в разговоре с Рузвельтом похвалил начальника аэродрома за гостеприимство. И высокое начальство обратило наконец внимание на старого вояку, и он, пусть и с запозданием, сделал блестящую карьеру: советник Рузвельта, начальник штаба армии США, генерал армии, участник конференций в Тегеране и Ялте и т. Разумеется, неверным будет утверждение, что, не соверши Чкалов в 1937 г.
Подготовка к этому перелету продолжалась почти год. Через 56 часов 20 минут в условиях плохой погоды самолет был приземлен на песок и гальку острова Удд в устье Амура — установлен новый рекорд дальности — 9347 км, признанный Международной авиационной федерацией ФАИ. После этого Удд переименовали в остров Чкалова, на борт АНТ-25 нанесли надпись: "Сталинский маршрут", которая сохранилась и при перелете до иностранного государства. По возвращении в Щелково экипаж встречал лично вождь. Всем троим присвоили звание Героя Советского Союза. Первый трансарктический Далее развернулась интенсивная подготовка к следующему перелету — через океан в Америку. Штаб, возглавляемый начальником одного из отделов ЦАГИ Василием Чекаловым, напоминал военный лагерь: непрерывно велись телефонные переговоры, отдавались указания многочисленным представителям заводов, фабрик, научно-исследовательских институтов. Однако прогнозы метеорологов не радовали, да и авария самолета едва не сорвала все планы. Трое русских над полюсом: как "разболтанный командир" Чкалов стал героем Вскоре после вылета 18 июня 1937 года у самолета Чкалова как ранее у Леваневского обнаруживается течь масла из мотора, но назад командир не поворачивает, вскоре утечку удается устранить. В 4:15 утра полярники на станции "Северный полюс — 1" услышали звук мотора пролетающего самолета, о чем сообщили радиограммой в Москву. Когда самолет закончил пролет над самим Северным полюсом, Чкалов, отдыхавший в то время после четырехчасовой вахты, направился к штурману и, как позднее рассказывали члены команды, начал диктовать объемную и эмоциональную правительственную радиограмму. Однако Александр Беляков превратил это послание в лаконичный текст из 22 слов. Полюс позади. Идем над полюсом неприступности. Полны желанием выполнить Ваше задание. Экипаж чувствует себя хорошо. Чкалов, Байдуков, Беляков". Испытания поджидали экипаж и на заключительном отрезке маршрута: при полете в густой облачности на высоте 2 тыс. Вернувшийся к штурвалу Валерий Чкалов, пытаясь избавиться ото льда, поднялся на 3 тыс. Но на такой высоте необходимо обеспечивать экипаж кислородом, а его запасов на борту хватало всего на девять часов.
Чкалов мечтал стать летчиком еще в детстве, с того момента как первый раз увидел самолет. В 15 лет он записался добровольцем в Красную Армию и начал учиться у слесаря-сборщика самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке. Так Чкалов стал первым, кто перелетел через Северный полюс без единой промежуточной посадки.
Пока один пилот находился за штурвалом, второму приходилось почти непрерывно качать вручную антиобледенительную жидкость. С угрозой обледенения боролись и путем изменения высоты полета - то поднимались над облаками, то спускались ниже их. Когда возникла проблема с охлаждающей жидкостью, Чкалов приказал залить в систему чай и кофе из термосов Байдуков практически пикировал, убрав до предела обороты мотора. Двигатель остыл, из-за чего замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения. Давление паров в нем возросло, пробив ледяную пробку, но вместе с паром выплеснулось и много воды. Ее уровень понизился, головки цилиндров остались без охлаждения. Это означало, что через несколько минут двигатель перегреется и заклинит над ледяными просторами Арктики. Бросились искать воду, но ее запасы замерзли. Хладнокровие и находчивость проявил Чкалов. Он распорядился залить в систему чай и кофе из термосов. На этой смеси и долетели. Байдуков вспоминал, что именно после этого происшествия впервые заметил в волосах командира седину. Арктическую модификацию машины специально модернизировали для низких температур: радиатор системы охлаждения уменьшили, на двигатель установили трехлопастной винт, позволяющий выбирать оптимальный режим работы. Машина имела уникальную для тех времен конструкцию - крылья были в 2,5 раза длиннее фюзеляжа, что позволяло брать больше топлива, а также увеличивало планирующие способности. Двигатель, установленный на АНТ-25, был первым отечественным серийным авиамотором большой мощности и превосходил лучшие зарубежные образцы. Спустя несколько лет английская компания «Роллс-Ройс» и американская «Паккард» для форсирования своих моторов переняли у М-34 силовую схему. Байдуков во время перелета был за штурвалом больше времени, чем Чкалов Две трети перелета самолет вел Георгий Байдуков, в том числе, последние 13 часов перед посадкой. Он был одним из лучших в стране мастеров слепого полета - мог часами вести самолет в облаках по приборам, выдерживать курс, не теряя пространственной ориентации.
"Зачем рисковать без надобности?.."
- Бросок через Северный полюс: 10 малоизвестных фактов об уникальном перелете экипажа Валерия Чкалова
- Беспосадочный перелет Чкалова через Северный полюс в США в 1937 году
- Подарил личный самолет
- Юбилей трансарктического перелета Чкалова отметили в Музее Победы
- Юбилей трансарктического перелета Чкалова отметили в Музее Победы
- Завершился беспосадочный перелет самолета Су-30 по маршруту Чкалова // АвиаПорт.Новости
Полет в неизвестность
Сегодня — 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова. Лётчик-испытатель родился в селе Василёва слобода — сейчас это уютный город Чкаловск на берегу Горьковского водохранилища. Во время строительства Нижегородской ГЭС город затопило, очертания его границ сильно изменились, а дом Чкалова был перенесён.
Да Не сейчас 2 февраля 2024, 21:41 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова, который совершил перелет через Северный полюс Его перелет через Северный полюс из Советского Союза в Америку в 1937 году вызвал невероятный ажиотаж по обе стороны океана — миллионы людей с замиранием сердца следили за этим маршрутом. Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. Сегодня 120 лет со дня рождения пилота, который вписал столь яркие страницы в историю отечественной авиации.
Для этого арктическую модель АНТ-25 доработали системой защиты механизмов от обледенения. Несмотря на то что летчики были снабжены большими аварийными запасами: едой, лодкой, палатками и оружием — «главный полярник» СССР Отто Шмидт выступал против полета. В случае катастрофы шансов выжить у экипажа практически не было, тем не менее Северный флот СССР находился в режиме готовности оказать помощь авиаторам. Штурман Беляков вел подробный бортовой журнал, и нам известны все перипетии, через которые пришлось пройти участникам полета. Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля. Сменяя друг друга, летчики старались отдыхать, выкраивая по 1,5-2 часа для сна. Несмотря на большие запасы еды, экипаж практически не ел, согреваясь горячим чаем и кофе из термосов. Лед на замерзших окнах срезали ножом-финкой. На крыле, стабилизаторе и антеннах также образовалась ледяная корка. Схема перелета Облачность оказалась выше, чем планировалось, и часть маршрута пришлось идти в слепом полете, благо второй пилот Байдуков был признанным в стране мастером полетов вслепую, и около двух третьих всего пути он уверенно вел самолет в облаках по приборам, не сбиваясь с маршрута. Второй причиной, по которой последние 13 часов перед посадкой за штурвалом был не Чкалов, а Байдуков, стало кислородное голодание. Для экономии веса в трансконтинентальном перелете запасы кислорода на борту были ужаты до минимума. Кроме того, часто приходилось лететь выше запланированной высоты, и расход кислорода увеличивался. Экипаж страдал от гипоксии, больше всего досталось Чкалову, у которого шла носом кровь, поэтому на финише его подменил второй пилот Байдуков. Советский экипаж преодолел расстояние 9130 км из них 8504 по прямой за 63 часа 16 минут. Американцы восторженно встретили летчиков. Среди встречающих были советский посол в США А. Трояновский и генерал Дж. Маршалл, будущий министр обороны и госсекретарь США.
Чкаловскую лестницу оформил мэппинг от студии dreamlaser с картой территорий, где летел Валерий Чкалов. В ходе мероприятия над лестницей появилась цитата летчика «Если быть, то быть первым». Правнук героя Советского Союза, представитель международного мемориального фонда «Чкалов» Игорь Чкалов отметил, что в рамках празднования 120-летия летчика-испытателя в регионе планируется рассказать об истории его жизни и достижений. Его жизнь — это прекрасный пример достойного Человека с большой буквы, своей работой он доказал, что великие дела начинаются с малого, и, только ежедневно прикладывая усилия, можно достигнуть невероятных высот, — добавил Игорь Чкалов.
Самый дерзкий полет Чкалова
Хотя человек он был, ой, непростой: хулиган, дебошир, любитель застолий и завсегдатай ипподрома, где Чкалов просаживал немалые деньги. За свои выходки неоднократно попадал на «губу» — один только пролет его под мостом чего стоит! Дважды Чкалов оказывался в тюрьме, причем в первый раз за пьяную драку. Но, видимо, только такой человек, отчаянно смелый, бесшабашный, заслуживший репутацию «заговоренного», мог совершить невозможное, то, чего бы никогда не осуществил дисциплинированный служака, привыкший неукоснительно следовать букве и духу инструкций. Не случайно сам Чкалов говорил, что за изобретенные им приемы пилотажа его сначала сажали на гауптвахту, а позже давали премии. К счастью, Чкалову в итоге все прощалось, и вот в 1937 г. Ведь сколько летчиков — героев Великой Отечественной войны — выбрали свою профессию по примеру Чкалова! Юрий Алексеевич Гагарин, учившийся в Чкаловском Оренбургском летном училище, говорил: «Когда-то еще в детстве прочитал слова В. Вот я и стараюсь им быть и буду до конца».
Знаменитое гагаринское «Поехали! Поразительный факт: во время войны портреты Чкалова их брали «на удачу» обнаруживались и в вещах сбитых и плененных немецких пилотов. И один такой ас Люфтваффе объяснил: «Чкалов не только ваш. Немецкие летчики тоже считают его своим учителем. Наверное, все летчики мира мечтают летать так, как он». Краснокрылый «альбатрос» над седой равниной моря Первая треть XX ст. Рекорды дальности и сверхдальние перелеты были вопросом национального престижа и демонстрацией технологической и военной мощи государства. В анналы истории вошли эпохальные перелеты и совершившие их пионеры неба.
Луи Блерио, в 1909 г. Англичане Элкок и Браун, которые в 1919-м на тяжелом бомбардировщике Vickers Vimy первыми пересекли Атлантику, перелетев из Ньюфаундленда в Ирландию. Ричард Бёрд и Флойд Беннет достигли в 1926 г. Северного полюса, вылетев со Шпицбергена. Наконец, Линдберг. Советскому Союзу тоже нужны были рекорды и перелеты, и он вступил в эту борьбу авиационных держав. В 1930-е гг. Так, в 1933 г.
Но уже через полгода их мировой рекорд побили французы — их Bleriot 110 прошел маршрут из Нью-Йорка в Сирию — 9104 км. Весьма необычный самолет — в глаза сразу же бросается крыло очень большого удлинения соотношение размаха крыла и его хорды, или, грубо говоря, ширины , размахом в 34 м при площади 88 кв. АНТ-25 был похож на гигантского альбатроса только с крылом, выкрашенным в яркий красный цвет , величественно парящего над студеным морем. Крыло большого удлинения обладает высоким аэродинамическим качеством отношение создаваемой крылом подъемной силы к сопротивлению воздуха. Такое крыло позволяет достичь высокой экономичности полета, большой дальности, крейсерской скорости, а заодно и высоты полета. Причина в том, что крыло создает подъемную силу неравномерно -- передняя кромка создает ее больше; и с этой точки зрения невыгодно делать крыло широким, лучше увеличить его размах. Не случайно наибольшее удлинение крыла имеют планёры, которым надо долго держаться в воздухе. Но конструкция такого крыла должна быть чрезвычайно прочной — у тех же планёров нагрузка порою скручивает удлиненное крыло в полукруг, что внешне выглядит страшновато.
Объемные крыльевые топливные баки АНТ-25 вмещали в полтора раза больше бензина, чем весил пустой самолет. Шла борьба за легкость и прочность. В свое время фирма Ryan построила для Линдберга под спецзаказ аппарат, получивший собственное имя Spirit of St. Основные требования заказчика: максимально большой бак и минимум оборудования, только самое необходимое.
Всякий другой риск бессмыслен и аморален. Это был первый в истории трансполярный перелёт между Европой и Америкой. Он был поистине триумфальным, все американское общество и весь мир рукоплескал советским летчикам, они стали кумирами простых граждан и высокопоставленных американских чиновников. Именно этот день символизирует становление России, как величайшей в мире авиационной державы», отметил президент ассоциации гражданской авиации «Авиасоюз», президент международного авиационно-космического фонда, президент Российского вертолетного союза, Герой России Алексей Новиков. Ведь для его свершения было решено очень много технических проблем. И, даже несмотря на то, что была сделана кабина с подогревом, внутри все равно была минусовая температура, рассказала дочь Валерия Чкалова Ольга. Бесспорно, это был подвиг, это было большое дело, подчеркнула она. Неоценимый вклад внес в это достижение весь экипаж самолета, но наиболее интересной и противоречивой в нем была фигура командира Валерия Чкалова. Бурная юность. Валерий Павлович Чкалов родился 20 января 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии ныне город Чкаловск. Отец, Павел Григорьевич Чкалов — котельщик Василёвских казённых мастерских. Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в Василёвскую начальную школу. Учился средне, но выделялся отличной памятью, богатырским здоровьем и хорошими математическими способностями. Как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы. Как вспоминал потом его друг летчик Байдуков, Чкалов мог в молодости по шесть минут сидеть под водой. Любовь на всю жизнь. В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов. В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под Троицким мостом в Ленинграде. А 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за пьяную драку. Затем срок был снижен до 6 месяцев. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Отбывал наказание летчик недолго, менее чем через месяц оно было заменено на условное, и Чкалов освободился из Брянской тюрьмы. Такая у нас работа — учить самолеты летать. Вроде с таким шлейфом происшествий и характеристикой «воздушный хулиган» его не должны были бы взять в испытатели самолетов. Но в то время и гораздо позже простые летчики, а тем более испытатели, считались самоубийцами. И это было действительно так. Вот о чем говорил приказ НКО N 070 от 4 июня 1939 года: - Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава.
Чкалов на фото в Белом доме Но ошибки, кто из советских граждан был первым в Белом доме по одним из источников — Павличенко в 1942 г. Дело в том, что чкаловцы побывали там с экскурсией, в ходе которой были приняты Рузвельтом, а Павличенко — в ходе официального приема, устроенного в честь советской делегации. Так что ответ на вопрос — кто был в Белом доме первым, зависит от дополнительного вопроса — в каком статусе. Немного странно, но в состав чкаловского экипажа не подобрали никого, кто владел бы английским. Лишь Беляков был способен немного изъясниться по-французски, а так языков не знал никто. Тем не менее советские авиаторы достойно представляли свою страну, общаясь с журналистами, политиками, авиационными деятелями и с простыми людьми, — столь же достойно, как это четверть века спустя делал Гагарин. В Европу возвращались морем, на великолепном лайнере «Нормандия», в каютах первого класса; и на судне у Чкалова случился забавный разговор с каким-то американским миллионером. Бизнесмен поинтересовался, богат ли прославленный летчик. Чкалов ответил: «Ничего, есть». Там же, на «Нормандии», произошла еще одна история, обросшая пересудами: развивавшиеся взаимоотношения Чкалова и Марлен Дитрих, которая тоже плыла на том лайнере. Валерий Павлович подарил актрисе роскошный букет роз и написал ей записку на ужасном английском. Всю дорогу они непринужденно общались, однако когда плаванье закончилось, Дитрих, чем-то обиженная, заперлась в купе поезда и в последующем не выносила даже упоминания имени Валерия Чкалова. Так что же это было: роман, разбивший сердце кинозвезды? В этом не было бы ничего удивительного: Чкалов слыл знатным ухажером. Красавцем он не был: да, Чкалов был крепко сложен, мужественен, но из-за глубоких морщин выглядел много старше своих лет. При этом заметим, мужицкая брутальность удивительным образом сочеталась в Чкалове с интеллигентностью, образованностью хоть и не оканчивал он университетов. Чкалов любил читать сидя в тюрьме, в две недели перечитал всю тюремную библиотеку. Прекрасно разбирался в живописи, театре и музыке, отлично играл на бильярде и в теннис. С наслаждением он слушал записи Шаляпина и сам мог исполнить по памяти арию главного героя из оперы Бородина «Князь Игорь». В гостях у хлебосольного Чкалова бывали Шолохов и А. Чкалов, как позже Гагарин совпадение: оба погибли в 34 , спешил жить, будто предчувствуя, что жизнь ему отмерена короткая, но яркая, — словно полет метеора. А что до Дитрих, то более правдоподобной представляется другая версия: актриса была попросту уязвлена, что на пароходе не она была главной звездой. Тот самый: автор знаменитого «плана Маршалла» 1947 — в этом году юбилей , на повторение которого сегодня молится украинская правящая элита. Госсекретарь США в 1947—1949 гг. Но в 1937 г. Маршалл вполне мог считать себя неудачником. Боевой офицер, участник Первой мировой войны, он очень трудно делал карьеру. Лишь в 1936 г. Такое довольно странное звание: «уже не полковник, но еще не вполне генерал». Он командовал каким-то второразрядным гарнизоном на задворках Америки, и это должно было стать последним местом его службы. Еще годик-другой — и на заслуженный покой. День 20 июня 1937 г. Вот, наконец, пришел праздник и на его улицу, а точнее — на его аэродром. Генералу неслыханно повезло, что Чкалов, у которого заканчивалось горючее, принял экстренное решение садиться на близлежащий военный аэродром, а не на соседний гражданский аэродром Портленда. Чкалов опасался, что произойдет так, как с Линдбергом в Париже, чей самолет публика буквально «растащила на сувениры». Лучше уж садиться к военным, где порядка побольше, решил летчик. Новости партнеров Трамп заявляет, что не называл Белый дом «настоящей дырой» Приземлившись, командир прокричал товарищам: «Робята!
В 1933 году они совершили беспосадочный перелет из Нью-Йорка на сирийскую авиабазу Райяк, проделав путь в 9104 км. Два года спустя американский летчик Вилли Пост решил побить рекорд французов и рискнул перелететь из Америки в Москву через Аляску и Сибирь. Однако во время полета мотор самолета внезапно отказал, и экипаж погиб. Задачу завоевать рекорд дальности поставил перед собой в конце 1931 года и Советский Союз. Конструктору Андрею Туполеву поручили создать самолет, способный путешествовать на самые большие расстояния. Спустя два года был готов первый образец АНТ-25. Цельнометаллический одномоторный моноплан по внешнему виду больше напоминал планер с мотором. Размах крыльев АНТ-25 в два с половиной раза превышал длину фюзеляжа. Детище Туполева могло сесть даже на воду. Самолет обладал самым новым для того времени радиооборудованием и аэронавигационными приборами. Надежды, которые советское руководство лелеяло в отношении летательного аппарата, выразились в его первом названии — «Рекорд дальности» РД. Первой целью самолета был рекорд полета по замкнутому кругу. Однако первые две попытки успехом не увенчались. Каждый раз возникали неполадки с мотором, и Громову приходилось совершать вынужденные посадки. Зато в третий раз АНТ-25 провел в воздухе 75 часов, проделав маршрут Москва — Рязань — Харьков протяженностью 12 411 км!
Полет в неизвестность
Мировую славу Чкалову принес первый беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс в 1937-м. Под командованием Чкалова, решившего перетащить самолет на новое место, едва ли не все жители острова принимали участие в этой «спасательной операции». Мировую славу Чкалову принес первый беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс в 1937-м. 18 июня 1937 г. начался перелет экипажа Чкалов – Байдуков – Беляков через Северный полюс в США на самолете АНТ-25 с двигателем М-34РД.
Прерванный полёт: 85 лет со дня гибели легендарного лётчика Валерия Чкалова
Северного полюса, вылетев со Шпицбергена. Наконец, Линдберг. Советскому Союзу тоже нужны были рекорды и перелеты, и он вступил в эту борьбу авиационных держав. В 1930-е гг. Так, в 1933 г.
Но уже через полгода их мировой рекорд побили французы — их Bleriot 110 прошел маршрут из Нью-Йорка в Сирию — 9104 км. Весьма необычный самолет — в глаза сразу же бросается крыло очень большого удлинения соотношение размаха крыла и его хорды, или, грубо говоря, ширины , размахом в 34 м при площади 88 кв. АНТ-25 был похож на гигантского альбатроса только с крылом, выкрашенным в яркий красный цвет , величественно парящего над студеным морем. Крыло большого удлинения обладает высоким аэродинамическим качеством отношение создаваемой крылом подъемной силы к сопротивлению воздуха.
Такое крыло позволяет достичь высокой экономичности полета, большой дальности, крейсерской скорости, а заодно и высоты полета. Причина в том, что крыло создает подъемную силу неравномерно -- передняя кромка создает ее больше; и с этой точки зрения невыгодно делать крыло широким, лучше увеличить его размах. Не случайно наибольшее удлинение крыла имеют планёры, которым надо долго держаться в воздухе. Но конструкция такого крыла должна быть чрезвычайно прочной — у тех же планёров нагрузка порою скручивает удлиненное крыло в полукруг, что внешне выглядит страшновато.
Объемные крыльевые топливные баки АНТ-25 вмещали в полтора раза больше бензина, чем весил пустой самолет. Шла борьба за легкость и прочность. В свое время фирма Ryan построила для Линдберга под спецзаказ аппарат, получивший собственное имя Spirit of St. Основные требования заказчика: максимально большой бак и минимум оборудования, только самое необходимое.
Линдберг отказался даже от радиостанции, что выглядело полным безумием. Он был рисковым парнем — как и Чкалов. Интересно совпадение их дней рождения: американец родился 4 февраля 1902 г. АНТ-25, однако, получил самое совершенное для того времени оборудование.
Рискованным выглядело решение дать самолету одномоторную силовую установку. Хотя тот же В. Пост погиб на четырехмоторной машине. Линдберг же сделал ставку на один двигатель, считая, что это даст выигрыш в массе летательного аппарата.
С одним мотором можно сделать крыло аэродинамически чистым, увеличив емкость баков. Но что будет с экипажем при отказе двигателя? Сталин тоже задал вопрос: не рискованно ли лететь на одном моторе? И Чкалов ответил с молодецким юмором: «Так при полете на четырехмоторной машине, товарищ Сталин, четыреста процентов риска, а на одномоторном самолете — всего лишь сто процентов…» Мотор зато был очень надежным, и это был советский, не импортный или лицензионный двигатель: АМ-34 Александра Микулина по некоторым техническим решениям даже опередил изделия западных фирм.
В Америке Чкалов с особой гордостью демонстрировал удивленным журналистам, не верившим в возможности СССР, этот двигатель: «Не жалейте пленки! Снимайте наши заводские гербы! Спроектировать и построить хороший самолет проще, чем изготовить надежный, мощный и экономичный двигатель к нему. И если с первой задачей отечественная авиапромышленность справилась быстро, то моторы еще долгое время приходилось приобретать и собирать по лицензии — немецкие, французские, американские.
Многие наши двигатели — то были просто их улучшенные копии. Еще в 1934 г. Был учтен опыт предшественников: летчики взяли больше кислорода и сняли часть оборудования, включая, между прочим, спасательные плавсредства. Риск оправдался: экипаж таки достиг Калифорнии, установив мировой рекорд дальности по прямой — 10148 км.
Дмитрий Киселев Ведущий Воскресный выпуск "Вестей" посвящен главным событиям недели. Ведущий — Дмитрий Киселев. В 2005-м, 2007-м, 2015-м и 2017 годах программа получила ТЭФИ как лучшая из информационно-аналитических. Валерий Чкалов творил чудеса в воздухе 04 февраля 2024 Мы очень рады совершить полет через северный полюс из Москвы в Ванкувер. Это был высочайший пик в жизни Валерия Чкалова. После посадки пилоты едва успели сменить полярные костюмы на строгие деловые. Экипажу их подарил восхищенный подвигом комендант аэродрома в Ванкувере Джордж Маршалл.
Будущий Госсекретарь и автор программы экономической помощи Европе. Этот путь лежит через абсолютно неисследованную местность до Северного Полюса со стороны Америки. Эти кадры обошли весь мир. Но почти неизвестны другие, снятые горьковскими документалистами для советской кинохроники. В телевизионном эфире они впервые. На кадрах они тогда в последний раз были вместе, легендарные советские летчики-герои — чкаловский экипаж и его ближайшие друзья. Вспоминали как жил и летал великий ас.
Первым перелететь Северный полюс пытался еще летчик Сигизмунд Леваневский. Попытка оказалась неудачной. Вторым пилотом Леваневского был Георгий Байдуков. Он то и уговорил Валерия Чкалова на рекордный маршрут. Выбирали двумя голосами против одного. Выбрали его командиром экипажа. Именно такой человек и нужен был.
Именно такой человек мог пойти на рискованный полет на одномоторном самолете, каким был АНТ-25", — рассказывал Георгий Байдуков в фильме "Ваша жизнь". Размах крыльев 34 метра. В крыльях расположены бензобаки. Для того времени необычно. Запас топлива у машины был шесть тон. Полетный же вес машины 11 тонн. И надо было быть очень большим мастером, чтобы со взлетной полосы поднять такую тяжелую машину.
Тот самый АНТ-25. Его второе имя РД — рекорд дальности.
Громов, который позже будет испытывать АНТ-25 и поставит на нем первые рекорды.
Всё в этой машине было подчинено одной задаче: установить рекорд дальности. Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова выполнял рейс Москва—Америка Самолет был выполнен по схеме моноплана с дюралевым гофрированным крылом необычного для того времени удлинения. Размер крыла позволял разместить в нем дополнительное горючее — более 7 тонн.
АНТ-25 был прост, устойчив, хорошо вел себя на высоте, но из-за большого размаха крыла имел особенности в управлении. Основной трудностью был сложный и опасный взлет, для которого оборудовали специальную взлетную полосу с горкой. По рассказам Громова, стоимость полосы превышала стоимость самого самолета.
Было создано две машины, однако обе не дотягивали до рекордных показателей. Фрунзе сегодня — Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» в составе Ростеха , специальный карбюратор, отполированы поверхности, а главное — по рекомендации выдающегося аэродинамиста М. Тайца крыло АНТ-25 обтянули полотном, что сразу прибавило к дальности 1000 км.
К рекордам готов Осенью 1934 года на АНТ-25 было предпринято две попытки установить новый мировой рекорд по дальности полета по замкнутой кривой, пролетев по треугольнику Москва—Тула—Рязань. Дважды экипаж спасал машину в почти безвыходных ситуациях. Нужно отметить, что предыдущие рекордсмены — французы и итальянцы — летали в гораздо более выгодных климатических условиях, чем советские летчики.
Но оказалось, что за время полета был установлен мировой рекорд дальности перелета по прямой. Экипаж провел в воздухе 72 часа, пролетев 12 411 км. К сожалению, это достижение не было оформлено официально, так как СССР на тот момент не состоял в Международной авиационной федерации.
Экипаж Георгия Байдукова, Валерия Чкалова и Александра Белякова после приземления на острове Удд в Охотском море После всех испытаний и доработок зимой 1934—35 года два самолета АНТ-25 были полностью готовы к тому, чтобы официально установить новый мировой рекорд по дальности перелета без посадки. Это достижение считалось самым почетным в авиационном сообществе. Рассматривались перелеты в Южную Америку, Австралию, но в политических целях был выбран маршрут через Северный полюс в США, несмотря на то, что технически он был самым сложным.
Шумливый человеческий поток увлекает тов. Чкалова к выходу на вокзальную площадь. Здесь героя окружает плотным кольцом огромная толпа. Выждав, пока стихнут аплодисменты, берет слово Валерий Павлович. Чкалов, - чем отдавать себя на благо нашей великой родины, на благо народа. Никакие трудности не могли остановить нас, ибо со сталинской путевкой ни останавливаться, ни сворачивать никуда нельзя». Чкалов заканчивает свою речь словами, полными горячей любви и преданности товарищу Сталину. Митинг окончен. И когда тов.
Чкалов садится в машину и отъезжает, бурные овации несутся ему вслед». Фото: drugoigorod. Большую часть своего рассказа он посвятил полёту в США. Следующий визит Чкалова в Куйбышев был намечен на март 1939 года. Но он не состоялся. Летчик погиб в декабре 1938 года при проведении испытательного полёта на самолёте И-180 конструкции Николая Поликарпова. Куйбышевцы приходили к родным Чкалова, чтобы лично выразить соболезнования. Сын Валерия Чкалова Игорь продолжил карьеру знаменитого отца, стал авиационным инженером, много раз бывал в Самарской области. Выступал перед курсантами самарского аэроклуба и Сызранского вертолетного училища, а также дарил книги о своем героическом отце.
Согласно легенде именно Игорь Чкалов впервые озвучил выводы, к которым, видимо, пришёл Лаврентий Берия: отца погубили люди из окружения Иосифа Сталина, которым не нравилась дружба вождя и лётчика, а также влияние последнего на главу страны. Фото: mixyfotos. Где, кроме авиационной техники Поликарпов занимался и ракетной тематикой. И-180, на котором разбился лётчик, признали ненадёжным.