В Музее обороны и блокады Ленинграда Путин встретился с ветеранами Великой Отечественной войны и жителями блокадного Ленинграда, экскурсию по новой экспозиции для него провел губернатор Петербурга Александр Беглов. Прорыв блокады – это первая большая победа Ленинграда.
Новости и события Российского исторического общества
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году | Спектакль «Я не видел войны», приуроченный к 79-й годовщине прорыва блокады Ленинграда и 78-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады пройдет на малой сцене театра «Мастерская», 18 января в 19.30. |
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» | Ровно 80 лет назад начался прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. |
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году | Минобороны к 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда опубликовало архивные документы по операции «Искра». |
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда | 24 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершён прорыв блокады Ленинграда. |
Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года глазами ленинградцев
Наступление наших войск проходило в двух направлениях: с западного берега Невы, юго-западнее Шлиссельбурга, и с востока, из района, расположенного южнее Ладожского озера. Несмотря на то, что это было наиболее сильное место в обороне противника, расстояние между войсками Ленинградского и Волховского фронтов на этом участке кольца блокады было самым коротким. По указанию И. Сталина операция по прорыву блокады получила название «Искра». Непосредственный прорыв блокады Ленинграда начался в 9 часов 30 минут 12 января 1943 года артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовкой. Затем на лед Невы спустились штурмовые группы, которые бросились к противоположному берегу. С помощью «кошек», багров и лестниц они поднялись на ледяной скат и ворвались в немецкие траншеи. Прорвав долговременную укрепленную полосу противника и форсировав Неву, наши войска в течение семи дней напряженных боев преодолевали упорное сопротивление противника и двигались вперед. Освободив Марьино, Московскую Дубровку, Липку, рабочие поселки, станции Подгорная и Синявино 18 января войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. Эта победа стала настоящим праздником.
Мемуары, рукописные дневники, письма родных и близких, которые принесли в Президентскую библиотеку читатели, навсегда сохранили для нас эмоции тех дней: 18 января: по случаю прорыва блокады в Ленинграде праздничное настроение, на фабриках, заводах, в учреждениях проходят митинги. Всю ночь радио извещало мир о радостном известии — прорыве блокады. Особенно радостно это нам, ленинградцам, пережившим суровые месяцы блокады Из дневника Фёдора Григорьевича Ешугова. Из дневника Дады Михайловича Тайда, 1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го Поделиться Эта победа досталась дорогой ценой. Пережить те события местным жителям помогли отвага, самоотверженность и вера в победу, которая была сильнее голода и массовой гибели. В среду, 18 января, исполнится ровно 80 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда.
Читайте в материале «МК в Питере», как в января 1943-го проходила операция «Искра». С 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена наступательная операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда. Сейчас до места прорыва блокады от Невы по трассе «Кола» — всего 20 минут на машине. В далеком 1943-м этот путь занял шесть суток кровопролитных, ожесточенных боев, которые приходилось вести в тяжелейших условиях. К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью.
Проведенные советской армией в 1941—1942 годах наступательные операции закончились неудачами, и к концу 1942 года положение блокированного Ленинграда по прежнему оставалось крайне тяжелым. Однако успех военных действий советских войск под Сталинградом создал благоприятные условия для перехвата стратегической инициативы и на других участках фронта. В середине ноября 1942 года штаб Ленинградского фронта предоставил в Ставку свои предложения по подготовке нового наступления. Общий замысел кампании заключался в нанесении встречного удара силами Ленинградского и Волховского фронтов в районе шлиссельбургско-синявинского выступа с целью восстановления сухопутного коридора между Ленинградом и остальной территорией СССР. Проводившаяся с 12 по 30 января 1943 года операция получила кодовое название «Искра». Это сражение в Южном Приладожье стало переломным моментом героической и драматической борьбы за Ленинград.
Работы по полному разминированию продолжались до 1963 года. За время минной войны Балтийский флот потерял более 130 тральщиков. В годы войны при разминировании вод Балтийского моря погибло более 5000 тысяч моряков. Кирова пройдет торжественно-траурная церемония возложения цветов к памятнику катерным тральщикам и спуск венка на воду, посвященные 77-й годовщине прорыва морской минной блокады Ленинграда. Этой дате будет посвящен памятный выстрел из орудия Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.
Прорыв блокады Ленинграда: как проходила операция «Искра» в январе 1943-го
Прорыв блокады стал решающим фактором в битве за Ленинград. И хотя день полного снятия блокады Ленинграда наступит только 27 января 1944 года, операция «Искра» позволила частично деблокировать осажденный город и заметно облегчить его положение. По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции.
Новости и события Российского исторического общества
На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду.
За проявленные при прорыве блокады героизм, смелость и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч воинов Ленинградского и Волховского фронтов, а также Балтийского флота. С 12 по 18 января 1943 года Красная Армия в ходе наступательной операции «Искра» уничтожила свыше 13 тысяч немецко-фашистских захватчиков, тем самым разгромив несколько дивизий и полков противника. Более тысячи гитлеровцев были захвачены в плен. Особенно высоко ценят немецкие пленные силу нашей артиллерии».
Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга.
Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины.
О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса.
За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко.
На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда!
Раз за разом все лето и осень 1941 года Гитлер повторял: брать Ленинград не будем, иначе придется зимой кормить его жителей. Наконец, 7 октября фюрер отдал категорическое распоряжение войскам не принимать капитуляции Москвы и Ленинграда, ни под каким видом и не вступать в них, опасаясь эпидемий. Таким образом, почти 3 миллиона человек обрекались на смерть от голода, холода и обстрелов вне зависимости от их взглядов и желания.
За 872 дня блокады нацисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и сбросили более 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб, убив почти 17 тысяч человек. Но подавляющее большинство ленинградцев умерло от голода. На Нюрнбергском процессе называлась цифра в 642 тысячи человек. Современные исследователи считают, что общее число погибших в Ленинграде составляет не менее 750 тысяч.
Если бы не усилия советской армии, флота и авиации, количество жертв среди горожан было бы куда больше. Так что нынешние идеалисты ошибаются: повторять парижский опыт «открытого города» в Ленинграде немцы вовсе не собирались. Прорыв морской блокады Ленинграда произошел уже после войны Бойцы морской пехоты Балтийского флота у пулемета «Максим» на салазках, в засаде в ледяных торосах Финского залива 5 июня 1946 года гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота объявил об открытии фарватера от Кронштадта до линии Таллин — Хельсинки для судоходства гражданских и рыболовецких судов хотя боевое траление на этом не завершилось и продолжалось до 1957 года. Этому предшествовала многомесячная опасная и напряженная работа советских кораблей-тральщиков.
К осени 1944 года Финский залив был нашпигован более 65 тысячами морских мин, чья совокупная мощь составляла несколько миллионов тонн взрывчатых веществ. При этом германские кригсмарине официальное название германских военно-морских сил Третьего рейха — прим. В итоге, даже после прорыва морской блокады, в конце 40-х годов в Финском заливе разрешалось плавать только размагниченным например, с деревянным килем судам, только со скоростью, не превышающей установленную, чтобы не допустить срабатывания гидродинамических взрывателей мин и, как правило, в светлое время суток. В 50-х годах на Балтике было вытравлено большинство якорных мин и минных защитников, а окончательно для судоходства Финский залив был открыт к концу 1963 года.
От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы
Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего посёлка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда. В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда. 5. Прорыв блокады Ленинграда обошелся почти в 70 000 убитых, раненых, пропавших без вести и заболевших бойцов и командиров трех армий из состава двух фронтов.
Видео: Под Дусьево «русская сила солдатская» готова «гнать немцев за Волхов»
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) | На стрелке Васильевского острова в честь Дня прорыва блокады Ленинграда традиционно зажгли факелы Ростральных колонн. |
Музей панорама "Прорыв блокады Ленинграда" | В музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» вспоминают события тех лет. Обо всем подробнее рассказал корреспондент ЛенТВ24 Владислав Кириенко. |
Годовщина прорыва блокады: 79 лет назад было разорвано вражеское кольцо вокруг Ленинграда | Первый этап операции «Искра»: прорыв блокады Ленинграда войсками Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года и цена этой победы. |
«КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» О ПРОРЫВЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА | | Частично блокада была снята 18 января 1943 г., а полностью — 27 января 1944 г. Почти тысяча дней и ночей, 4 страшных зимы. |
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» | Историк описал хронологические этапы битвы: оборону города, операцию «Искра» 1943 года, результатом которой стал частичный прорыв блокады, а также события 1944 года по ее полному снятию — первый из так называемых десяти сталинских ударов. |
Видео: Под Дусьево «русская сила солдатская» готова «гнать немцев за Волхов»
Исполнилось 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. 24 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершён прорыв блокады Ленинграда. 18 января 1943 года было разорвано блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года глазами ленинградцев.
Путин раскрыл, для чего России нужна спецоперация на Украине
18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". Частично блокада была снята 18 января 1943 г., а полностью — 27 января 1944 г. Почти тысяча дней и ночей, 4 страшных зимы. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. В музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» вспоминают события тех лет. Обо всем подробнее рассказал корреспондент ЛенТВ24 Владислав Кириенко. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.