Историк описал хронологические этапы битвы: оборону города, операцию «Искра» 1943 года, результатом которой стал частичный прорыв блокады, а также события 1944 года по ее полному снятию — первый из так называемых десяти сталинских ударов.
В Петербурге прошла церемония, посвященная Дню прорыва морской минной блокады Ленинграда
Сегодня, 18 января, отмечается 74 годовщина прорыва Блокады Ленинграда. В музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» вспоминают события тех лет. Обо всем подробнее рассказал корреспондент ЛенТВ24 Владислав Кириенко. Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года глазами ленинградцев.
Видео: Под Дусьево «русская сила солдатская» готова «гнать немцев за Волхов»
Прорыв блокады стал переломным моментом. Это событие придало силы, отваги и смелости защитникам и жителями блокадного Ленинграда. Героическая дата еще один повод вспомнить подвиг ленинградцев и почтить память павших в боях за любимый город. Музеи и театры нашего города подготовили насыщенную программу, посвященную памятной дате. Вот некоторые из них: Президентская библиотека имени Б.
Ельцина подготовила подборку материалов «Первая «Искра» победы». Посетители сайта библиотеки могут ознакомиться с кадрами кинохроники «Оборона Ленинграда.
Утром 14 января на противника обрушился огневой молот орудий 2-й ударной армии, береговой и корабельной артиллерии Балтийского флота — более сотни тысяч снарядов и мин в течение 65 минут. Затем, под прикрытием морской авиации, в атаку пошли советские стрелки в белых маскхалатах. Артиллерийская поддержка серьёзно упростила для красноармейцев выполнение боевых задач: из 251 цели огнём были поражены 169, а батареи противника отмалчивались более получаса. Однако вскоре руководство войсками 3-го танкового корпуса СС было восстановлено, и началась борьба, особенно ожесточённая в районе опорного пункта Гостилицы.
Роль танков, самоходок и другой техники Войска 48, 90 и 131-й стрелковых дивизий 2-й ударной армии в наступлении поддерживали артиллеристы и танкисты: армии было придано 169 танков и два десятка самоходок. После занятия передовой траншеи противника пехотой свой ход сделали танкисты. К концу дня войска Красной Армии углубились в неё на направлении главного удара — почти на 4 километра, а общая протяжённость фронта наступления 2-й ударной армии составила 10 км. Бой на северо-западе Гостилиц был особенно ожесточённым, противоборствующие войска неоднократно выбивали друг друга с этой полосы земли. Тем не менее, на исходе первого дня наступления верх в этой борьбе одержала советская армия. Итог дня — продвижение в районе Лиговского канала на 4,5 километра в центре и до полутора километров на флангах; ещё день спустя — прорыв на 8 км.
Симоняка достиг второй полосы вражеской обороны. Под Новгородом, на Волховском фронте, 14 января части 59-й армии незаметно достигли по льду западного берега озера Ильмень и закрепились на нём. Снегопады и метели не позволяли авиации 14-й воздушной армии поддержать войска, артиллерии же не удалось подавить все вражеские опорные пункты. Прорвать основную полосу немецкой обороны здесь удалось только на второй день. Бойцы 16-й танковой бригады, наступая в сложнейших условиях, достигли шоссейной дороги Новгород — Чудово, а после перерезания ещё одной дороги вражеские войска в Новгороде оказались под угрозой окружения. День за днём советские войска продвигались вперёд.
Продвигались трудно, ломая прочную немецкую оборону, шли через снега и завалы, форсируя реки танками по льду, а то и вброд. Опорные пункты приходилось штурмовать, как высоту 172,3 Воронья гора — самую высокую точку Ленинградской области. В ходе ночной атаки 19 января 1944 года гвардейские стрелки 63-й дивизии вместе с танкистами и бойцами 17-й штурмовой инженерно-саперной бригады с боем заняли её. На исходе тех же суток авангарды 2-й ударной и 42-й армий сомкнулись близ Ропши; на следующий день петергофско-стрельнинская группировка противника была разгромлена, а в 11 часов 25 минут 20 января красное знамя было поднято над Кремлём в освобождённом Новгороде. Чтобы избежать окружения, противник начал отходить из Мги, освобождённой тем же днём. Салют над Ленинградом У командования Ленфронта уже не было сомнений в предстоящем снятии блокады Ленинграда: тогда же, 21 января, оно обратилось к И.
Степанов подписал приказ о проведении салюта: 224 орудия из общего числа — артиллерия Ленинградского фронта, еще сотня пушек — корабельно-зенитная артиллерия с кораблей Краснознаменного Балтийского флота. Предварительным сигналом должен был послужить вертикальный луч прожектора с крейсера «Киров», исполнительный сигнал следовало передать по радио, а затем — 24 залпа с промежутками в полминуты между ними. Салют должны были сопровождать 40 прожекторов, Ленинградские радиокомитет и студия кинохроники обязались обеспечить его трансляцию и киносъемку. Начальник пожарной охраны города полковник М. Сериков обеспечивал противопожарные меры на время проведения салюта — Ленинград слишком сильно пострадал за минувшие годы, чтобы допускать даже малейшие его повреждения из-за торжества. В тот же день, 24 января, грамотный обходной манёвр в сочетании с атакующими действиями позволил 110-му стрелковому корпусу И.
Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал.
Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер.
Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием.
Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой.
За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений.
Таким образом после семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. В ходе наступления наших войск разгромлены 227, 96, 170, 61 пехотные дивизии немцев, 374 пехотный полк 207 пехотной дивизии, 85 пехотный полк 5 горно-стрелковой дивизии, 223 мотоотряд и частично 1 пехотная дивизия. По неполным данным нашими войсками взято в плен 1.
За время боев разрушено нашей артиллерией и минометами укрепленных узлов и блиндажей — 470, прочно оборудованных наблюдательных пунктов — 25 и уничтожено и подавлено 172 артиллерийских и минометных батарей противника. Взяты следующие трофеи: орудий — 222, минометов — 178, пулеметов — 512, винтовок — 5. На поле боя оставлено более 13.
«Люди плакали от радости и говорили: "Ну, теперь мы выживем! Слава Богу!"»
Низкий поклон всем ветеранам – защитникам и жителям блокадного Ленинграда, труженикам тыла. В Музее обороны и блокады Ленинграда Путин встретился с ветеранами Великой Отечественной войны и жителями блокадного Ленинграда, экскурсию по новой экспозиции для него провел губернатор Петербурга Александр Беглов. Выплата 50 тыс. руб. положена тем, кто награждён медалью «За оборону Ленинграда» или имеет знак «Жителю блокадного Ленинграда».
Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года глазами ленинградцев
Сегодня отмечается День прорыва морской минной блокады Ленинграда. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. Выплата 50 тыс. руб. положена тем, кто награждён медалью «За оборону Ленинграда» или имеет знак «Жителю блокадного Ленинграда». Напомним, блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941-го и продлилась 872 дня.
РАБОТАТЬ, РЕШАТЬ, ПОМОГАТЬ!
В первые дни ленинградцам о блокаде ничего не сообщали. Более того, об осадном положении города местное командование решило не докладывать и в Ставку, надеясь в течение двух недель прорвать блокаду. Газета «Ленинградская правда» опубликовала 13 сентября сообщение руководителя Совинформбюро Лозовского: «Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением». О блокаде ленинградцы узнали только в начале 1942 года, когда из города начали массово эвакуировать население по Дороге жизни. Наперекор врагу В осаждённом Ленинграде оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе 400 тыс. Воспоминания о первом дне блокадного ада оставил в своих записях юный ленинградец Юра Рябинкин: «И тогда-то началось самое жуткое. Дали тревогу. Я и внимания не обратил. Но затем слышу — на дворе поднялся шум.
Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел... Загремели разрывы бомб. Один за другим оглушительные разрывы, но стёкла не дребезжали. Видно, бомбы падали далеко, но были чрезвычайно большой силы... Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города. Настала ночь. В стороне Кировского завода виднелось море огня. Мало-помалу огонь стихает.
Дым проникает всюду, и даже здесь ощущаем его острый запах. В горле немного щиплет от него. Да, это первая настоящая бомбёжка города Ленинграда». Также по теме Блокадные строки: 75 лет назад Таня Савичева сделала последнюю запись в своём дневнике Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. В осаждённом городе от голода погибли более шестисот тысяч... Запасов продовольствия в городе не хватало, было решено ввести систему распределения продуктов по карточкам. Постепенно хлебные пайки становились всё меньше. С конца ноября жители осаждённого города получали 250 граммов хлеба по рабочей карточке и вдвое меньше по служащей и детской.
Именно здесь была ахиллесова пята фашистов - расстояние между силами Красной армии было всего 12-16 километров. Немецкое командование это понимало, так что части 18-й армии вермахта превратили небольшой участок земли в настоящую крепость. Салют в Ленинграде с крейсер «Киров», 27 января 1944 года. Источник: militera. К концу дня красноармейцы сумели захватить на левом берегу Невы плацдарм размером примерно шесть на три километра. После этого с 13 по 17 января шли ожесточенные бои за каждый метр земли. Советским бойцам было нелегко штурмовать эшелонированную оборону неприятеля. Но надежда на скорую встречу со своими придавала сил: войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров.
В тот же день от немецких захватчиков освободили Шлиссельбург. Таким образом, 18 января стало переломным - блокада Ленинграда была прорвана. Продолжить успешное наступление и расширить пробитый коридор не удалось. Дальнейшие попытки продвинуться были отбиты, и советское командование остановило атаку.
В полосе наступления 2-й ударной армии и правого крыла 8-й армии оборону держали 227-я пехотная дивизия без одного полка , 1-я пехотная дивизия , 374-й полк 207-й охранной дивизии и 344-й полк 223-й пехотной дивизии. Численность 26-го армейского корпуса командующий — генерал пехоты Эрнст фон Лейзер составляла примерно 60 000 солдат и офицеров 1-я, 170-я, 223-я, 227-я пехотные дивизии [15].
В резерве в районе Мги находились 96-я пехотная дивизия , основные силы 5-й горнострелковой дивизии [18] , а также 502-й тяжёлый танковый батальон [21]. На 30 октября в батальоне насчитывалось 9 танков Pz. Только в феврале 1943 года батальон получил ещё 6 тяжёлых танков [22]. Таким образом, оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли примерно 6 расчётных дивизий при поддержке 700 орудий и миномётов [23] , а также 27 танков. Авиационную поддержку 18-й армии и всей Группы армий «Север» осуществлял 1-й воздушный флот. У противника только под Ленинградом было 250 самолётов, а в распоряжении всей Группы армий «Север» насчитывалось около 450 боевых машин [24].
Начало наступления. Ход боевых действий. Ночью 12 января советские бомбардировщики нанесли массированный удар по позициям противника в полосе прорыва, а также по аэродромам и железнодорожным узлам в тылу. В 9:30 утра одновременно артиллерия обоих фронтов начала артподготовку, которая продолжалась в полосе наступления 67-й армии 2 часа 20 минут, и 1 час 45 минут на участке наступления 2-й ударной армии [25]. В 11:50 под прикрытием «огненного вала» и пулемётного огня 16-го укрепрайона 4 дивизии первого эшелона 67-й армии начали форсирование Невы. Каждая дивизия была усилена четырьмя-пятью артиллерийскими и миномётными полками, истребительно-противотанковым артиллерийским полком и одним-двумя инженерными батальонами.
Атаку также поддерживали 147 лёгких танков и бронеавтомобилей, вес которых мог выдержать лёд на Неве. В первый день успех был достигнут на центральном участке благодаря артподготовке 38-го гвардейского миномётного полка и последующего наступления — 268-й дивизией и 86-м отдельным танковым батальоном в районе севернее 2-го Городка и 136-й дивизией и батальоном 61-й танковой бригады в районе Марьино. К концу дня, сломив сопротивление 170-й пехотной дивизии противника, советские войска сумели захватить на левом берегу Невы плацдарм шириной около 6 километров и глубиной до 3 километров [26]. Сразу же после этого инженерные части приступили к постройке переправы в районе Марьино для средних и тяжёлых танков, которая была закончена только к 14 января. На флангах 67-й армии наступление развивалось менее удачно. На правом фланге в районе Невского «пятачка» действовала 45-я гвардейская стрелковая дивизия и 118-й отдельный танковый батальон.
Один полк дивизии, наносивший удар непосредственно с плацдарма, сумел продвинуться вперёд всего на 500—600 метров и овладеть лишь первой траншеей противника. Два других полка дивизии при форсировании Невы в районе 8-й ГРЭС понесли большие потери и успеха не добились, а 118-й отдельный танковый батальон к концу дня 13 января потерял 8 танков из 21 [27]. На левом фланге общего наступления в районе Шлиссельбурга 86-я стрелковая дивизия была остановлена шквальным огнём противника и не сумела форсировать Неву. Командование приняло решение не продолжать атаки на этом участке. Дивизия была отведена на исходный рубеж , а в конце дня была переправлена на плацдарм, захваченный 136-й стрелковой дивизией в районе Марьино, с задачей на следующей день наступать на Шлиссельбург с юга [15]. В 11:15 перешла в наступление 2-я ударная армия, а в 11:30 — части 8-й армии.
Поскольку артиллерия не сумела подавить все огневые точки, а торфяные болота даже зимой оказались труднопроходимыми, наступление развивалось с большим трудом. На левом фланге наступления успеха добилась лишь 327-я стрелковая дивизия, которая сумела овладеть большей частью опорного пункта в роще «Круглая». Оборона частей 1-й немецкой дивизии сломлена не была и дальнейшего развития наступление на этом участке не получило до конца операции [28]. Уже в первый день советского наступления немецкое командование было вынуждено усилить свою оборону, введя в бой части 96-й пехотной и 5-й горнострелковой дивизий, а затем два полка 61-й пехотной дивизии «группа генерал-майора В. Хюнера [en] » [15]. Бои 13—17 января[ править править код ] Колонна бронеавтомобилей БА-10 одной из частей Ленинградского фронта , зима 1942—1943 гг.
Противник оказывал упорное сопротивление, опираясь на многочисленные узлы обороны. Для окончательного перелома в ходе сражения советское командование уже со второго дня операции начало вводить в бой вторые эшелоны армий. Несколько дней на подступах к Шлиссельбургу вели ожесточённые бои 86-я стрелковая дивизия и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады. Наступление на город также поддерживали 34-я лыжная бригада на правом фланге и 55-я стрелковая бригада, наступавшая по льду Ладожского озера. К вечеру 15 января советские части вышли к окраинам города. Немецкий гарнизон Шлиссельбурга оказался в критическом положении, но продолжал удерживать город.
Жуков , Н. Воронов и К. Ворошилов осматривают первый захваченный под Ленинградом «Тигр» c бортовым номером «100». Выставка трофейной техники в ЦПКиО им. Горького в Москве, июнь 1943 года [22]. Это оказался новейший немецкий тяжёлый танк Pz.
VI «Тигр» [7] из состава 502-го тяжёлого танкового батальона. Чуть позже был захвачен ещё один танк «Тигр ». Оба танка были отправлены на полигон в Кубинку , где они были всесторонне исследованы. Советские инженеры, определив уязвимые места танка, создали целый ряд инструкций и плакатов о борьбе с этими грозными боевыми машинами, что помогло советским войскам в последующих сражениях [30]. На правом фланге 67-й армии наступление 45-й гвардейской дивизии в последующие дни снова успеха не имело, даже несмотря на ввод в бой резервов самой 45-й гвардейской дивизии и части сил 13-й стрелковой дивизии [27]. Тяжёлое положение сложилось и на участке наступления 268-й стрелковой дивизий, которая обошла 8-ю ГРЭС с севера и северо-востока.
Однако советская артиллерия не сумела уничтожить огневые точки противника в этом опорном пункте, а также в 1-м, 2-м Городках, что сковывало наступление как 268-й стрелковой дивизии, так и 45-й гвардейской дивизии. Несколько дней 268-й стрелковой дивизии пришлось вести тяжёлые оборонительные бои и даже оставить ряд завоёванных позиций. Однако противнику так и не удалось выйти к Неве. Отразив немецкие контратаки, советские войска продолжили наступление, но к 20 января 268-й, 123-й стрелковым дивизиям, а также 102-й и 142-й стрелковым бригадам, введённым в бой из резерва на этом участке, удалось только блокировать с востока мощный опорный пункт противника в районе 1-го и 2-го Городков и 8-ю ГРЭС, но не захватить его [31]. Также за неделю ожесточённых боёв не добилась сколько-нибудь значительных результатов и 45-я гвардейская стрелковая дивизия. В последующие дни командование 2-й ударной армии продолжило наращивать ударную группировку главным образом на участке от рощи «Круглая» до Гайтолова, введя в бой 11-ю, 191-ю, 239-ю стрелковые дивизии, 13-ю лыжную и 122-ю танковую бригады.
Однако попытки расширить фронт прорыва к югу закончились практически безрезультатно. В район Липки, которую по-прежнему удерживал противник, в поддержку 128-й стрелковой дивизии была направлена 12-я лыжная бригада с задачей обойти Липку по льду Ладожского озера и атаковала противника с тыла. Сообщение совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда Прорыв блокады Ленинграда. Бои 18—20 января[ править править код ] К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. В 10:30 к ним присоединился командир 372-й стрелковой дивизии полковник Радыгин, взявший на себя дальнейшее командование. Чуть позже в этот же день соединения 86-й стрелковой дивизии и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады полностью очистили от противника Шлиссельбург , а в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.
Встреча воинов 2-й ударной и 67-й армий, 18 января 1943 г. Козлова Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Вскоре командование 18-й армии дополнительно перебросило в этот район части 28-й егерской, 11-й, 21-й и 212-й пехотных дивизий [15]. Продолжение наступления. Жуков доложил И. Сталину план операции «по овладению Кировской железной дорогой» «Мгинская операция» , который был подготовлен после совещания с Л.
Говоровым , К. Мерецковым и К. Планировалось, что 20 января 67-я и 2-я ударная армии начнут общее наступление на юг и, «закончив с противником в районе Синявино» и выйдя к реке Мга, 26 января приступят ко второму этапу операции [36]. Однако рассчитывать на успех в создавшейся обстановке было тяжело. Противник прочно занимал новую оборонительную линию силами до 9 дивизий. Кроме того, немецкая группировка была значительно усилена артиллерией и авиацией.
Практически все атаки закончились безрезультатно — удалось только продвинуться в сторону Синявино на 2 километра и перерезать железную дорогу юго-восточнее 1-го Городка.
Между опорными пунктами и узлами сопротивления на труднодоступной местности для ведения наступления противник оборудовал одну-две траншеи. Все пространство находилось под фланговым огнем с соседних опорных пунктов и узлов сопротивления. В глубине выступа также были оборудованы опорные пункты и узлы сопротивления, многие из которых занимались войсками. Одна траншея была подготовлена для обороны с запада, вторая — с востока. Валы имели амбразуры для пулеметов и орудий. Еще 18 ноября 1942 г. Говоров направил в Ставку ВГК доклад, в котором предлагалось провести восточнее и западнее Ленинграда две операции — Шлиссельбургскую и Урицкую с целью «снять блокаду Ленинграда, обеспечить постройку железной дороги вдоль Ладожского канала и тем самым организовать нормальное сообщение Ленинграда со страной, обеспечив свободу маневра войск» Ленинградского и Волховского фронтов.
Ставка ВГК, рассмотрев это предложение, потребовала сосредоточить все внимание на прорыве вражеской обороны только на одном направлении — шлиссельбургском, которое кратчайшим путем приводило к достижению поставленной цели. Он предусматривал нанесение встречных ударов — Ленинградского с запада, Волховского — с востока в общем направлении на Синявино. Ставка 2 декабря утвердила представленный план. Координация действий обоих фронтов поручалась Маршалу Советского Союза К. Готовность операции — к 1 января 1943 г. Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р.
Мойка, пос. Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых. В первой половине февраля предписывалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе Мги и очищению Кировской железной дороги с выходом на рубеж Вороново, Сиголово, Войтолово, Воскресенское. Для проведения операции были созданы две ударные группировки: на Волховском фронте — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского , на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М. Ударной группировке Ленинградского фронта предстояло форсировать Неву по льду, прорвать оборону на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург, разгромить окопавшегося здесь противника, соединиться с войсками Волховского фронта и восстановить связь Ленинграда с Большой землей. В дальнейшем планировался выход соединений 67-й армии на рубеж р. Обеспечение левого фланга 2-й ударной армии возлагалось на 8-ю армию генерала Ф.
Старикова , которая своими правофланговыми соединениями должна была наступать в направлении Тортолово, пос. Авиационную поддержку и прикрытие войск осуществляли 13-я и 14-я воздушные армии Ленинградского и Волховского фронтов и авиация Балтийского флота всего около 900 самолётов. К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия флота 88 орудий. Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И. Операцию ударной группы Ленинградского фронта должен был проводить командующий 67-й армией под непосредственным руководством командующего фронтом генерал-лейтенанта Л. При подготовке операции командующие Ленинградским и Волховским фронтами за счёт своих резервов и перегруппировок соединений с других направлений значительно усилили 67-ю и 2-ю ударную армии, решительно сосредоточив силы на участках прорыва. В 67-й армии на 13-километровом участке прорыва было сосредоточено 1909 орудий и минометов калибра 76-мм и более, что позволило довести артиллерийскую плотность до 146 орудий и минометов на 1 км фронта Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки.
Книга вторая. Артиллерийская подготовка атаки была запланирована продолжительностью 2 часа 20 минут, поддержка атаки — методом огневого вала на глубину 1 км, а затем методом последовательного сосредоточения огня. Все танковые части на Ленинградском фронте — 222 танка и 37 бронемашин, на Волховском — 217 танков намечалось использовать для непосредственной поддержки пехоты. Для противовоздушной обороны ПВО ударных группировок привлекались: на Волховском фронте — три зенитные артиллерийские дивизии, шесть отдельных зенитных дивизионов и две отдельные зенитные железнодорожные батареи, на Ленинградском — зенитная артиллерийская дивизия, полк противовоздушной обороны, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, две отдельные зенитные железнодорожные батареи, а также четыре зенитных артиллерийских и четыре истребительных авиационных полка из состава Ленинградской армии ПВО. Весь декабрь войска 2-й ударной и 67-й армий напряженно готовились к предстоящей операции. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой и оружием. В войсках было накоплено от 2 до 5 боекомплектов боеприпасов в зависимости от систем орудий и минометов. Инженерные части построили 20 км колонных путей в войсковом тылу, усилили мосты и построили новые, сделали проходы в минных полях по одному на роту.
Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов. Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу. В заключение прошли учения с боевыми стрельбами. С помощью аэрофотосъемки были тщательно уточнены карты. Фотосхемы и исправленные карты получили все командиры, до рот и батарей включительно. В подразделениях и частях, выделенных для прорыва, создавались штурмовые отряды и группы разграждения для проделывания проходов и уничтожения наиболее прочных оборонительных сооружений.
Большое значение придавалось оперативной маскировке. Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Для разведки боем и ночных поисков привлекались только те подразделения и части, которые находились в непосредственном соприкосновении с противником.
Сегодня отмечается годовщина прорыва блокады Ленинграда
12 января 1943 года с целью прорыва блокады Ленинграда началась стратегическая наступательная операция «Искра». Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году. Поэтому прорыв блокады Ленинграда для меня – не просто календарная дата. 18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
это не просто эпизод из прошлого, это история нашего государства. Исполнилось 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". За проявленные при прорыве блокады героизм, смелость и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч воинов Ленинградского и Волховского фронтов, а также Балтийского флота.