За январь и февраль 2024 года столичные производители нарастили выпуск бумаги и бумажных изделий почти на 309 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Новости 13 июл 2022. Пожаловаться. Минпромторг отмечает, что сегодня потребительский спрос на небеленую бумагу гораздо выше, чем на обычную беленую бумагу. Спрос на товары из этой категории остается стабильно высоким. «БИЗНЕС Online» поинтересовался у крупнейших бумажных фабрик России, как изменились цены на продукцию с началом спецоперации на Украине. «По итогам 2023 года столичные производители бумажных изделий нарастили объемы выпуска на 20 процентов по сравнению с 2022-м.
Резерв в два слоя. Почему россияне кинулись скупать туалетную бумагу
Но последние 5-6 лет мы наблюдаем кардинальное изменение картины мировой ЦБП. Особенно это касается западноевропейских компаний», - говорит Тимо Сухонен Timo Suhonen. По мнению экспертов, в ближайшем будущем назреет необходимость структурных изменений в бумажной промышленности. Азиатские рынки прошли стадию своего формирования, и теперь отрасль должна стать более дисциплинированной, особенно в вопросах расширения мощностей.
Консолидация, слияния, поглощения, альянсы - все это имеет смысл», - продолжает Сухонен.
Речь идёт прежде всего о хлорате натрия, который в России, по данным телеграм-канала « Baza », не производится в достаточном объёме. Именно по причине нехватки химикатов остановились отгрузки на комбинате «Снегурочка» в Сыктывкаре. Несмотря на то, что сложно оценить последствия этой быстро меняющейся ситуации, это может существенно повлиять на работу завода», — говорится на сайте международной компании Mondi, владеющей «Снегурочкой». К слову, компания также сообщила, что не прекращает работу в России, хотя и «глубоко обеспокоена кризисом, разворачивающимся в Украине, и потрясена его гуманитарными последствиями».
Читайте по теме: Россия запретила экспорт сахара и зерна.
Сегодня в России производят до 10 миллионов тонн бумаги и картона. Давайте узнаем.
Производство бумаги — газетной или даже туалетной — в России фактически полностью зиждется на отечественных технологиях и сырье. Но при этом в России производство бумаги стало фактически экономикой замкнутого цикла, ведь её делают не только из древесины. Например, макулатура отправляется на заводы, чтобы снова стать бумагой.
В целом рынок производства бумаги и картона в России оценивают почти в 254 миллиарда рублей. Чаще всего выпускают газетную — да-да, вот казалось бы! Большая доля рынка — производство санитарно-гигиенической и офисной бумаги.
А ведь ещё есть типографская, мелованная, бумага для тетрадей и так далее. В России около двух сотен предприятий занимаются производством бумаги. Один из самых крупных в России — Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат — выпускает газетную и упаковочную бумагу.
Предприятие расположено на берегу Онежского озера, имеет свой порт, так что сырьё — в том числе древесину — сюда привозят и по земле, и по воде. Процесс производства бумаги прост: портальный кран выгружает баланс и кладёт его на слешер. Устройство распиливает древесину и отправляет её в цех.
Там с брёвен снимают кору, перетирают их на абразивном камне. Так получается древесное волокно — это и есть основа бумаги. Но для готового изделия нужна и целлюлоза, которая склеивает массу.
В больших котлах её вываривают из щепы. А затем перекачивают на бумагоделательную машину. Там целлюлозу смешивают с древесной массой и получают бумажную массу.
Затем раствор заливают в специальные ёмкости, где происходит формирование листа. Потом прессуют и сушат. Поверхность этих сушильных цилиндров нагревается до 120 градусов.
Меньше чем за неделю Кондопожский ЦБК произведёт столько бумаги, что ею можно обмотать земной шар по экватору. Семь машин на заводе ранее выпускали — почти все — газетную бумагу. Но пришло время меняться, ведь рынок сбыта газетной бумаги ежегодно сокращается.
Что же предприняли на Кондопожском ЦБК? Нам приходится учиться искать новые решения, ведь на комбинате 3 тысячи сотрудников, а прибыль за 2021 год — полтора миллиарда рублей. Но мы — большое предприятие.
Тем же, что поменьше, экспорт стал обходиться так дорого, что они просто от него отказались. О том, как сложно стало поставлять продукцию российских ЦБК и производящих бумагу предприятий за рубеж, говорит и Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России: «Переориентировать экспорт одномоментно на Азиатско-Тихоокеанский регион, на юг мировой экономики — это не такое простое дело, плюс к этому ещё всевозможные санкции по ограничению контейнерных перевозок, по ограничению заходов судов. Стоимость контейнера подорожала, стоимость фрахта подорожала».
Рынок бумаг для полиграфии претерпит наибольшие изменения в связи с ростом использования цифровых технологий. При этом к 2030 году вырастут объемы потребления бумаги санитарно-гигиенического назначения , тарного и упаковочного картона. Основные драйверы роста - спрос на упаковку в странах с развивающейся экономикой, бум электронной коммерции, а также рост потребления пищевых полуфабрикатов и брендовых потребительских товаров. Ключевые страны, обеспечивающие рост потребления бумаги, по мнению Poyry, Китай и Индия, для которых характерны рост населения, урбанизация и формирование нового среднего класса. Но последние 5-6 лет мы наблюдаем кардинальное изменение картины мировой ЦБП.
Миллионы тетрадей — тренды продаж «Канцтоваров» на Wildberries за август 2023 года
Что касается оборудования для полиграфии, то в России и в странах СНГ оно либо европейское в основном немецкое , либо японское. Япония запчасти пока отгружает, но из-за нестабильного курса требует предоплату. Такая же ситуация складывается и на российском рынке — поставщики, понимая, что не все игроки рынка смогут пережить кризис, переходят на предоплату. Что до оборудования, эксперт считает, что некоторые коплектующие могут быть заменены китайскими: «В свое время Китай стал центром индустриальной Европы, для оптимизации затрат ряд европейских фабрик перевели производство машин и сопутствующего оборудования в Китай.
Да и в России есть умельцы. Естественно, производить особо сложные комплектующие в промышленных масштабах у нас пока не смогут, но какие-то простые элементы, думаю, будут не хуже европейских, а за счет качества стали даже лучше. Весь вопрос в трудоемкости процесса — одно дело, когда деталь изготавливается на потоке, и совсем другое, когда ее делают вручную.
Конечно, она становится дороже». Сложная ситуация, вызванная санкциями, наложилась на типографский кризис в России — с резким ростом цен на бумагу и подорожание типографских услуг. Этот досанкционный кризис стал настоящим ударом для издательств, едва оправившихся от пандемии и локдаунов.
Особенно пострадали маленькие издательства. Кроме того, эксперты считают, что настоящей государственной поддержки книжного производства у нас толком не было, а та, что была, оказывалась точечной и доставалась в основном «крупняку». Я знаю всего трех издателей, которым удалось что-то получить.
Книги и книжное дело особо никому не интересны, кроме таких фанатов, как мы сами».
Зарубежные компании, которые поставляли в Россию мелованную бумагу, больше не работают с нами. А отечественные предприятия пока не могут обеспечить потребности рынка ни по объему, ни по качеству. Так, расходы только на бумагу одной крупной типографии в Ростове-на-Дону, работающей по югу России, за последний год увеличились на четверть. Дилеры объясняют, что заводы подняли цены на свою продукцию, - рассказали в издательстве "Молот". Государство пошло навстречу предприятиям отрасли, отменив пошлину на бумагу, увы, это не привело к снижению типографских расценок. Отрасль сегодня в такой ситуации, что с его стороны необходима регуляция, - считает Фартушная. Кстати, региональные издательства начали вступать в Российский книжный союз, чтобы сообща решать насущные проблемы. Маржа в минусе Ощущается дефицит и с другими составляющими материалами для книгопечатания - с нитками и клеем.
Стала дороже типографская краска, которую раньше поставляли из Европы. Черную можно было купить на заводе в Тверской области, но полгода назад он закрылся. Сейчас на юг везут типографскую краску из Индии и Китая. Причем цена на краску выросла вдвое: если продукт из Германии стоил 230 рублей за килограмм, то индийская и китайская краска - по 450 рублей за килограмм, причина - в дорогой логистике, - сетуют в типографии. Не лучше ситуация и с полиграфическими пластинами, так называемыми формами, на которые наносится макет. Но сейчас это дорогое удовольствие. Альтернатива - китайские, их используют на типографском станке из КНР, но он может печатать за один раз намного меньший тираж. Значит, чтобы напечатать нужное количество газет, необходимо несколько комплектов пластин. Следовательно, происходит удорожание продукции для заказчика.
Да и времени на печать уходит больше, - рассказали в другой ростовской типографии.
В столице хорошо развито производство картонной упаковки. На положительную динамику в отрасли оказал влияние не только возросший спрос на такую продукцию, но и поддержка города. На протяжении нескольких последних лет московские предприятия получают такую финансовую помощь, как субсидии, льготные и целевые займы, налоговые преференции.
По его словам, из-за колебания курса валют себестоимость товаров растёт, поэтому есть сложности с согласованием цен. Есть вероятность, что они станут выше. Турецкий бренд Hayat Kimya из-за ситуации с коронавирусом уже получил из России в три раза больше заказов. Но сейчас и эти наши возможности исчерпаны», — сообщили в компании. Компания Essity, производящая туалетную бумагу Zewa в России, заявила , что в России со снабжением бумагой перебоев нет. Но торговые сети просят нарастить поставки, говорит Татьяна Сумцова, представительница Сясьского целлюлозно-бумажного комбината, где производят товары брендов «Мягкий знак» и Cleo.
Только за февраль продажи компании через интернет выросли более чем в два раза. В каких странах уже кончилась туалетная бумага Если ситуация с туалетной бумагой в России ещё мягкая, то в Европе уже настоящий дефицит. Соцсети наводнили фотографии с пустыми полками и видеоролики, на которых покупатели дерутся за последний рулон. За заветную пачку, к примеру, придётся побороться в Канаде. Just a glimpse at my local supermarket here in Australia. Panic and people killing each other over toilet paper! My family has some spare toilet paper so we decided to share some in the Little Free Pantry outside my work. I figured it was something small I could do. I hope it helped someone. После того как президент Дональд Трамп объявил чрезвычайное положение, люди смели с полок продукты, лекарства и туалетную бумагу.
Toilet paper aisle at Walmart in Minnesota.
В Челябинске увеличили выпуск туалетной бумаги в условиях спроса
Ноутбуки тоже пользовались повышенным спросом: их покупали на 23% чаще. Наибольшим спросом на российском рынке в текущий момент 2022 года (из списка дружественных стран) пользуется продукция китайского производства. Столь высокий ажиотажный спрос на данный товар вынудил торговые сети ограничить продажу, более того, правительство ввело запрет на экспорт сахарного песка до 31 августа. Наибольшим спросом на российском рынке в текущий момент 2022 года (из списка дружественных стран) пользуется продукция китайского производства. Рост потребительских расходов и новых кредитов объясняется отложенным спросом последних лет.
В январе-апреле производство бумажных изделий в Москве выросло на 6,1%
В целях максимального охвата профессиональной аудитории в «СеДо хаусхолд продактс» предприняли попытку диверсифицировать ассортимент и наряду с бумагой в рулонах 50 м стали предлагать бумагу в рулонах 25 м, упакованную уже не в картонную коробку с ножом, а в полиэтиленовую пленку. Что касается бумажных форм для выпечки из пергамента и гофрированной бумаги, с ламинацией и без , то их производство сегодня налаживают локальные производители, что во многом и определяет ценовую доступность такой продукции. Плюс ко всему у бумажных форм есть ряд очевидных преимуществ помимо привлекательной цены -это в том числе легкий процесс утилизации и многофункциональность. К формам для выпечки - не только бумажным, но и алюминиевым -проявляют интерес не только кейтеринговые компании и пищевые комбинаты, но и ритейловые сети, делающие сегодня ставку на развитие фирменного предложения свежих выпечки и кондитерских изделий. Алюминиевые формы в этом сегменте наиболее востребованы, так как могут быть использованы как одноразовая упаковка, которая актуальна на всех стадиях «жизни» продукта - будь то приготовление, доставка или разогревание перед употреблением». Основу хоречного ассортимента в ГК ASD составляют силиконизированный пергамент для выпечки, фольга и алюминиевые формы - вся продукция выпускается на собственном производственном комплексе компании. На текущий момент мощность производства составляет более 150 т готовой продукции ежемесячно.
Наращивание сбыта бумажной санитарно-гигиенической продукции в сегменте быстрого обслуживания считают целесообразным и в «Хаят Маркетинг». На отели в «Хаят Маркетинг», к слову, также делают ставку. Неважно, сколько звезд у отелей - они всегда могут иметь на кухне и в туалетных комнатах чисто-белую продукцию, которая в отличие от макулатуры не создает у гостей негативного впечатления», - рассказывает Дмитрий Лихачев. Планируют развивать продажи в сегменте быстрого обслуживания и в компании «Метро Кэш энд Керри», причем основной фокус здесь сделают на небольшие локальные сети фастфуда. Рестораторы не перестали экономить, говорят поставщики, и потому значительно чаще делают выбор в пользу продукции низкой ценовой категории. Учитывая потребность профессиональных клиентов в доступных по цене бумажных расходниках, производители расширяют ассортимент за счет таких позиций.
Так, например, в 2017 г. Производители экспериментируют и с форматами упаковки и все чаще предлагают рестораторам, например, бумажные полотенца и салфетки в пачках с большим количеством вложений. В то же время профессионалы фуд-сервиса все чаще проявляют интерес и к профессиональным решениям, позволяющим сэкономить на закупке в долгосрочной перспективе. Перспективными каналами HoReCa с точки зрения продаж профессиональных протирочных материалов в настоящий момент она называет предприятия малого и среднего бизнеса. Так, торговая марка Tork является постоянным участником выставки Metro Ехро», - подтверждает Екатерина Базанова. В топе продаж Структура спроса на бумажную продукцию в HoReCa остается относительно стабильной - основной объем продаж здесь приходится на расходники.
Что касается профессиональной сервировочной продукции, то данная категория, по свидетельству поставщиков, в последнее время активно развивается. Например, шведская компания Duni сделала акцент на природу и экологичность продукции натуральные цвета, природные мотивы, имитация мрамора, дерева, мятой бумаги », - подтверждает Анастасия Обухова, но уточняет, что сегмент потребления данной продукции сравнительно небольшой. Профессионалы фудсервиса сегодня проявляют интерес к экологически чистым бумажным изделиям, произведенным из возобновляемого сырья и без использования химических веществ. Принимая во внимание интерес заведений общественного питания к так называемой экологичной продукции, поставщики и производители расширяют ассортимент за счет таких позиций. Так, например, компания «ТК Сервис» начала продажи крафтовых салфеток, при производстве которых не используются химические красители и отбеливатели. Тренду экологичности следуют и в группе компаний «Тетра»: коллекцию сервировочных салфеток здесь расширили за счет изделий натуральных цветов: крафт эко , фисташкового, коричневого, терракотового, серого.
В США, Канаде и Великобритании обвальный рост таких запросов пришелся на середину марта 2020 года, в Австралии - на начало марта сравнивались самые крупные англоязычные страны. Причем этот пик вырастает на ровном месте и спустя 7-10 дней паника стихает. Так бывает, когда пользователи начинают в сети имитировать поведение друг друга. И алгоритмы поиска выводят в топы самые популярные запросы, в результате они распространяются, как чума.
Как менялось число поисковых запросов в Google со словами "туалетная бумага" в течение года 3. Стресс делает людей глупее Гипотеза: Пандемический стресс массово повлиял на психику перепуганных людей и это снизило их способность совершать разумные поступки. Зато заставило предпринимать нелогичные импульсивные поступки. Как на самом деле: Пандемия действительно не укрепляет психическое здоровье граждан.
В исследованиях были описаны вопиющие, но единичные случаи, когда люди употребляли туалетную бумагу в пищу, использовали ее даже в качестве орудия убийства или самоубийства. Был ли претворен в жизнь этот гениальный бизнес-план не уточняется.
Оборот розничной торговли в августе 2023 года составил 4,17 трлн. За январь-август оборот составил 29,9 трлн.
В январе-августе 2022 года оборот составлял 27,7 трлн. В допандемийном 2019 году за этот период розница наторговала на 21,4 трлн. Там уточнили, что спад розницы начался в апреле 2022, обороты торговли сокращались в годовом выражении 12 месяцев подряд, и расти они начали только в апреле 2022. В июле оборот розницы достиг 4 трлн руб.
Однако чуть менее чем в половине регионов продажи потребительских товаров не восстановились до уровня 2021 года, это относится в особенности к Севастополю, Крыму, Астраханской, Брянской, Вологодской, Владимирской, Курской и Белгородской областям, а также Москве. Сильно растет и оборот общепита. В январе — августе россияне оставили в ресторанах, кафе и барах почти 1,8 трлн. По ее мнению, этот процесс можно объяснить эскапизмом то есть избеганием неприятного.
Согласно результатам исследования «Открытие Авто» и агентства «Автостат», в августе жители РФ потратили на покупку подержанных машин 586,5 млрд руб.
В причинах разбирался корреспондент "РГ". Краска, нитки и бумага Подорожание печатной продукции началось еще в пандемию, но резкое повышение цен произошло в связи с санкциями, которые самым непосредственным образом коснулись издательской деятельности. Как сообщили в сети книжных магазинов "Читай-город" в Ростовской области, стоимость книг в среднем увеличилась на 10 - 12 процентов. По словам представителя сети Екатерины Пчелкиной, рост цен варьируется по категориям печатной продукции, особенно они взлетели на цветные издания. В издательстве "Феникс" также подтвердили, что цена зависит от того, какие материалы пошли на изготовление той или иной книги. Главная причина - бумага: цены на нее в среднем подскочили на треть. Много литературы мы печатали на Украине. В связи со спецоперацией пришлось ориентироваться на другие типографии. Около двух недель ушло на то, чтобы перераспределить заказы.
Полмесяца - это приличный срок для издательства, - объяснила Фартушная. В последнее время многие издательства в ЮФО вынуждены перейти на предоплату типографиям. Если раньше они оплачивали печать книг и журналов по факту или обеспечивали предоплату половины от суммы договора, то сейчас типографии зачастую требуют стопроцентную предоплату. Многим издательствам понадобилось время, чтобы пересмотреть планы, перераспределить денежные потоки или найти оборотные средства. Существенно выросли цены на типографские услуги, в первую очередь, это произошло из-за прекращения поставок качественных расходных материалов. Зарубежные компании, которые поставляли в Россию мелованную бумагу, больше не работают с нами. А отечественные предприятия пока не могут обеспечить потребности рынка ни по объему, ни по качеству. Так, расходы только на бумагу одной крупной типографии в Ростове-на-Дону, работающей по югу России, за последний год увеличились на четверть. Дилеры объясняют, что заводы подняли цены на свою продукцию, - рассказали в издательстве "Молот".
Как меняется рынок бумажно-беловой продукции?
В 2024 году всё больше обсуждается возможность блокировки VPN-сервисов, а с 1 марта в России вступил в силу запрет на популяризацию VPN-сервисов, что означает, что Роскомнадзор будет блокировать любую информацию, популяризирующую или рекламирующую средства. По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, найти поставщиков химикатов для бумажно-целлюлозной промышленности можно в Китае, однако цена сырья при этом вырастет. Такие товары пользуются спросом начиная с конца апреля и заканчивая июнем, кроме того, иногда спрос даже превышает предложение.
Вы точно человек?
Родителям необходимо будет закупить стандартный набор для школьника — рюкзак, тетради, пеналы, карандаши и ручки. О проблемах с офисной бумагой наслышаны уже многие покупатели, поэтому часть из них провела параллель и с изделиями из бумаги и решила подготовиться к школе заранее. Мы решили рассмотреть ситуацию с бумажно-беловой продукцией со стороны производителя, розничной сети и клиента. Был проведен опрос среди мам школьников женщины, возраст 25-44 для того, чтобы лучше понимать, какие настроения и планы у них.
Статистика показывает, что большая часть опрошенных планируют совершать покупки традиционно ближе к новому учебному году: июль и август. Они готовы покупать канцелярские товары прямо сейчас. Один из вопросов был — «от какой продукции родители точно не смогут отказаться к школьному сезону».
Первое место заняли тетради, второе место с минимальным отрывом пишущие принадлежности. Третье место — альбомы для рисования.
В числе ходовых товарных позиций в данной категории: Веб-камеры и микрофоны для организации связи между сотрудниками компании. Настольные лампы и светильники. Скотч, бейджи, клей, папки для бумаг, канцелярские ножи. Школьные тетради. Карандаши, маркеры, шариковые и гелевые ручки. Чернила для принтеров. Бумага формата А-4. Повсеместный переход на надомную работу сделал данную товарную категорию особенно популярной.
Объемы онлайн-продаж на маркетплейсах значительно возросли. Сохранится эта перспективная тенденция и в 2023 году. О чем следует помнить как начинающим, так и опытным предпринимателям, планирующим выход на электронную торговую площадку. Канцелярские и офисные принадлежности стабильно востребованы на электронных торговых площадках. На таких товарах стоит сделать акцент и в 2023 году Предметы мебели До недавнего времени данная категория не считалась особо востребованной на маркетплейсах. Потребители старались выбирать мебель исключительно в традиционных торговых точках. Ведь выбор таких товаров — ответственное дело.
Значительно подорожать может и пищевая пленка, делится собеседник, хотя данный продукт изготавливается в России. Компании объясняют такие изменения в цене повышением цен на полипропилен и полистирол. Газ подорожал? Ну есть изменения для Европы, не для нас, поэтому мне непонятно, почему для страны в столь нелегкое время внутренний продукт тоже подтягивают к валютным ценам за рубежом. Плюс ингредиенты, из которых эта пленка варится, тоже приходят из-за границы и это тоже все дорожает», — объясняет эксперт. Также, по его словам, Россия рискует остаться без дешевой чисто белой бумаги. Еще недавно пачка листов А4 для принтера стоила в среднем 220 рублей, а сейчас эта цена выросла до 890. А все потому, что на российских заводах заканчивается отбеливающая химия. Поставщик в ближайшее время не готов продолжать поставки из Европы, а значит придется либо вернуться к вредному способу «отбеливания бумаги хлоркой», от которого вся страна ушла более 10 лет назад, либо вся бумага для документов просто станет крафтового цвета. Это я перечислил основные проблемы на рынке упаковки. Все, бесспорно, будет дорожать, потому что изготавливаемых продуктов из полностью российского сырья у нас нет», — резюмировал Рогожко. Ранее ряд стран ввели против России санкции в ответ на военную операцию по демилитаризации Украины, в связи с чем появились проблемы с поставкой иностранных товаров. Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил , что российская экономика действительно переживает трудности из-за введенных Западом санкций, однако Москва рассматривает эти ограничения как возможность для развития. В начале марта в Минсельхозе рассказали , что прорабатывают вопрос о реализации в торговых сетях продуктов без упаковки. Согласно информации на сайте компании, распространяемая информация не соответствует действительности, все торги по реализации авиационной техники проведены в соответствии с законодательством, при этом иностранные компании к торгам не допускались. Отмечается, что списанная техника ликвидируется и вывозится с территории предприятия только в виде лома цветных металлов. Ранее Австралия отказалась отдать старые вертолеты для ремонта и передачи Киеву и предпочла их утилизировать. Во-первых, развенчан миф о неуязвимости западного оружия; а во-вторых, передовые технологии ВПК альянса попали в руки россиян, считает военкор Евгений Поддубный. Как отмечает Поддубный в своем Telegram-канале , демонстрация подбитой иностранной бронетехники прямиком указывает на участие НАТО в боевых действиях на Украине.
Читайте по теме: Россия запретила экспорт сахара и зерна. Что это значит? Что будет? Минпромторг РФ тем временем заверяет, что дефицита бумаги не будет. Как утверждает ведомство, отечественные производители практически полностью обеспечивают внутренний рынок.
Какие товары будут востребованы на маркетплейсах в 2023 году
За январь и февраль 2024 года столичные производители нарастили выпуск бумаги и бумажных изделий почти на 309 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Ирина Баранова, групп бренд-менеджер LOREX и Schoolformat, рассказала, как меняется рынок бумажно-беловой продукции и когда родители школьников планируют закупаться к учебному году. Нужно ликвидировать бумажное лобби в конторы погрязли в производстве документов и отчётов, которые никто не читает hysterical. При этом повысился спрос на санитарно-гигиеническую бумажную продукцию, но больше всего подскочили рейтинги упаковки. На рынке бумажно-беловых изделий резко вырос спрос на офисную бумагу и бьет рекорды. Спрос на товары из этой категории остается стабильно высоким.
Попали в переплет: санкции вызвали серьезный кризис в печатной индустрии
Столичные предприятия, которые производят бумагу и бумажную продукцию, нарастили в 2023 году объемы их выпуска на 20 процентов. Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов. Положительная динамика отрасли обусловлена в том числе увеличением количества промпредприятий. Так, за прошлый год на 14 процентов выросло число фабрик и заводов, занимающихся производством книг, упаковки, бумаги и различных бумажных изделий, — теперь их около 700», — рассказал заммэра.
Кроме того, по словам Владимира Ефимова, предприятия активно пользуются доступными мерами поддержки. Например, Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства выделил одному из ведущих производителей картонной упаковки «Ламбумиз» 100 миллионов рублей для развития производства и запуска новых производственных линий.
Следовательно, происходит удорожание продукции для заказчика. Да и времени на печать уходит больше, - рассказали в другой ростовской типографии. Большинство представителей издательств и типографских предприятий, работающих в Южном федеральном округе, в один голос утверждают, что выживают только за счет снижения собственной рентабельности. Снижаем маржинальность, так как главное сейчас - удержать читателей, - пояснила Олеся Фартушная. Покупают впрок На этом фоне удивительным кажется тот факт, что спрос на бумажные книги существенно вырос. Такой тренд зафиксировал ряд ведущих издательств и книжных ресурсов страны, включая "Эксмо-АСТ" и "Литрес". Его подтверждает и Всероссийский книжный рейтинг за первое полугодие 2022 года в рейтинг вошли данные с 16 декабря 2021 года по 15 мая 2022 года.
На верхние позиции поднялись российские авторы. Доля бумажных книг по сравнению с цифровыми увеличилась на 19 процентов. Это вызвано отказом ряда подписных электронных сервисов от работы с российскими платежными системами и оттоком подписчиков, а также отчасти возобновлением трафика в книжных магазинах, получивших возможность работать без ковидных ограничений. Подтверждает эту тенденцию и один из крупнейших онлайн-магазинов Wildberries. Так, продажи бумажных изданий с 1 по 22 июня выросли на 93 процента по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, книг на иностранных языках - на 132 процента, букинистической литературы - на 252, коллекционных изданий - на 146 процентов. Наибольшей популярностью у россиян пользовались книги по психологии и саморазвитию. Однако издательства, хотя и жалуются на падение рентабельности своего бизнеса, обороты не снижают. А вот то, что цена на печатные издания будет расти, действительно так. Поэтому многие приобретают книги сейчас, чтобы не переплачивать в будущем.
Кроме того, часть иностранных авторов и издательств уже заявили, что с Россией работать не будут и отзовут свои лицензии. Некоторые отечественные издатели попытаются популяризировать азиатских авторов, чтобы заменить уходящие имена.
Копировальные машины сделать несложно. Более того, под сразу несколькими брендами зачастую выпускалось одно и то же устройство. Если уйдет бренд Xerox, это совершенно не означает, что его продукция не будет продаваться на рынке.
Все производится в Азии. Наибольшую часть производят в Китае. Я недавно был в офисе, туда завозили копировальную технику Huawei». Кроме того, потенциальными поставщиками офисной техники могут стать Корея и Турция. Другое дело бумага.
За последние несколько дней в некоторых магазинах раскупили весь ассортимент, который был на прилавках. На маркетплейсах офисная бумага есть, но в разы дороже.
Но последние 5-6 лет мы наблюдаем кардинальное изменение картины мировой ЦБП. Особенно это касается западноевропейских компаний», - говорит Тимо Сухонен Timo Suhonen. По мнению экспертов, в ближайшем будущем назреет необходимость структурных изменений в бумажной промышленности. Азиатские рынки прошли стадию своего формирования, и теперь отрасль должна стать более дисциплинированной, особенно в вопросах расширения мощностей. Консолидация, слияния, поглощения, альянсы - все это имеет смысл», - продолжает Сухонен.