II Международный буддийский форум, который пройдет в Бурятии с 12 по 14 августа, посвятят 260-летию института Пандито Хамбо лам – глав Буддийской традиционной Сангхи России (БТСР).
Буддизм в народах России: кто и как исповедует эту религию?
Островки буддизма в России | Регионами в России, традиционно исповедующими буддизм, являются Калмыкия, Бурятия, Тува, Республика Алтай, Забайкальский край и Иркутская область. |
Какие народы России исповедуют буддизм | Два мира - Россия и Азия | Дзен | В этом выпуске мы с вами отправимся в загадочную Калмыкию – регион России с совершенно уникальными обычаями и устоями. |
Самые актуальные сообщения из мира буддизма | Сколько стран исповедуют буддизм? Новости дня. Бурятия теряет духовное лидерство. 715 тысяч российских буддистов: сравнительно молоды и считают, что религия – это важно. Буддизм в евразийском пространстве России: традиции и конфессиональный статус. |
Буддизм в России Народы России, исповедующие буддизм | Представители народов России исповедуют его православную, католическую, протестантскую разновидности. |
Главные центры буддизма в России / Туристический спутник | Баптизм исповедуют представители различных народов. Буддизм-ламаизм распространён в основном среди бурятов, калмыков и тувинцев. |
Распространение буддизма в регионах России — история, особенности, перспективы
Помимо Элисты, Бурятии, Тувы, буддийский дацан можно найти в Свердловской области, В Санкт-Петербурге есть сразу несколько храмов, имеется молельное место в Иркутске. В различных городах нашей страны существуют буддийские общины, где люди, исповедующие религию, находят информационную и духовную поддержку. Сегодня найти специальную литературу можно в любом книжном магазине. Сеть также пестрит различными тематическими материалами. Получить информационное насыщение в этом направлении несложно даже самостоятельно, без помощи каких-то организаций и общин. Основные идеи буддизма Чем же так привлекательно это религиозное учение и почему всё больше приверженцев буддизма появляется на территории европейских стран? Всё просто!
В основе этой религии лежит любовь к человеку, ко всему живому и к миру в целом. Прийти к этой любви и гармонии можно через самопознание и созерцание. Четыре основные истины, изречённые Буддой, гласят: Каждый человек существует под влиянием страдания. У этих страданий всегда есть причина. От любых страданий можно и нужно избавиться. Освобождение от страданий — — это подлинный путь к Нирване.
В основе буддизма нет чётко установленных рамок. Будда говорил, что каждый человек должен найти свою «золотую середину» между полной аскезой и изобилием. Образ жизни счастливого человека базируется на осознании важных принципов мировоззрения, которые помогают обрести благородство, доброту, любовь. Важно понимать, что буддизм не есть «гольная» религия, в центре которой стоит божество, благодаря поклонению которому можно достичь блаженства. Буддизм — это, прежде всего, философия, придерживаясь которой можно познать себя, мироздание и принять высшую истину для улучшения собственного пребывания на этой земле. Основные цели учения достигаются не через наказание или страх.
Напротив, в основе буддизма лежит только любовь и доброта. Считается, что приблизиться к высшим истинам можно посредством избавления от страдания. А избавиться от страдания можно только познав его природу. В буддийском учении существует восьмеричный путь спасения. Это восемь пунктов, соблюдая которые можно обрести знание и стать на путь освобождения. Правильное понимание: мир состоит из страданий и скорби.
Верные намерения: важно осознать свой путь и научиться сдерживать страсти. Правильная речь: слово должно нести глубокий смысл и добро. Продуманные поступки: все дела должны быть добрыми, непустыми и незлыми. Достойные усилия: вся деятельность должна быть нацелена на добро.
Здесь мы подходим к еще одной проблеме, которой занимаемся — глобализация и буддизм. Наша нынешняя глобализация — не первая в истории человечества. Распространение таких религиозных культур, как христианство и ислам, имело большие последствия. Мы настолько привыкли пользоваться их плодами, что не вполне сознаем все те изменения, которые они с собой принесли, а ведь до них были, например, Александр Македонский и Чингисхан. Однако раньше всех был буддизм, который и стал первой глобализацией, в результате которой появилась устойчиво существующая цивилизация. Таким образом, правильнее было бы поставить вопрос о влиянии современных глобализационных процессов на те, которые происходили ранее.
То, что делается сейчас, рассматривается как нечто целостное и системное только в наших теориях, а в действительности представляет собой сложную совокупность отдельных, весьма противоречивых векторов в самых различных сферах деятельности, имеющих свои, не связанные между собой причины и собственную траекторию развития. Поэтому на вопрос о влиянии глобализации на отдельные культуры и системы их ценностей трудно ответить коротко и однозначно. Все, наверное, согласятся, что технические возможности накопления, копирования и передачи информации на большие расстояния являются одной из наиболее существенных характерных особенностей современной глобализации. Однако возникает парадокс, связанный с тем, что существующие технологии переработки этого потока делают доступным для отдельного индивида практически безграничный потенциальный объем, впервые в истории человечества предоставляя ему возможность делать самостоятельный выбор между культурами, как бы минуя социальные институты, то есть, напрямую. С другой стороны, эти же технологии превращают культурные ценности, ранее имевшие для любого человека важный личностный смысл, в некоторый общий продукт — товар на всемирном рынке услуг, что разрушает не только их индивидуальный смысл, но и личность как таковую, превращая ее в объект манипуляций рыночных менеджеров, а, в конечном счете, разрушая культуру. Все эти общие размышления применимы и к буддизму. Ценностные ориентации работают таким образом, что если ослабевает курс на одни, то автоматически усиливается движение в сторону других. Когда в систему принципов человека «вкрапляются» элементы, не предусмотренные религиозной культурой, его поведение становится непредсказуемым в данной парадигме, и, следовательно, — «некультурным». Мирское во всех религиях оценивается препятствие к спасению души, но именно в буддийской философии подробно описывается механизм, благодаря которому это происходит, поэтому, наверное, «антивещизм» буддизма более категоричен, чем в других религиозных учениях. Современные образованные люди способны ознакомится с текстами уже без всякого посредничества ламы участие которого в давнюю пору было необходимым, так как лишь небольшой процент населения знал тибетский язык и вполне в состоянии задать много неудобных вопросов и лично, и через интернет , если видят, что священник живет не в соответствии с собственными проповедями.
Это проблема, которая возникает сейчас не только у буддийских священников, но в этом учении она уже осознается и обсуждается на различных международных форумах с участием самых высокопоставленных иерархов. В принципе, система базовых религиозных ценностей не может и не должна меняться, иначе религия потеряет свою идентичность и не сможет выполнять культурные и социальные функции, но задача выживания в столь стремительно изменяющемся обществе, как наше современное, безусловно, ставит перед ней серьезные вызовы. Одним из ответов на такие вызовы является рост фундаменталистских тенденций в современных конфессиях. Буддизм, как ни странно, оказался затронут этими веяниями времени меньше других религий. В данном случае я просто констатирую факт, не пытаясь вскрыть причины. Меняются глубинные ценности или обряды?
Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других российских городах. Буддизм в России никогда не был основной традиционной религией, поскольку главенствующую роль играло православие. Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной России относятся к VIII веку н. Бохайцы, чья культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм. На территории Российского государства буддизм существует с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство. В 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан в Российской империи официально. Это утверждение считается признанием буддизма одной из традиционных религий России.
Найти себя Если сказать грубо, то я не сильно верующий человек. Для меня бог - это не дедушка, который сидит на небе. Для меня вера - это логическая цепочка. Бог - это наши поступки, именно они предрекают твое будущее. По-другому не бывает. В Индии мне было интересно изучать тибетский язык, это достаточно редкий язык, а оттого еще более ценный. Я там жил и учился в буддийском монастыре, все бытовые вопросы обеспечивал монастырь. Что кушать и где спать - об этом голова не болела. Я прожил в Индии 16 лет, начиная с 1995 года. Это были золотые годы. Я приехал туда малознающим, а уехал более-менее знающим жизнь человеком. Именно там я понял, почему так несправедлив мир. В 2014 году меня назначили исполняющим обязанности ректора буддийского университета, спустя год я избавился от приставки "и. Есть студенты славяне, но их немного. Для поступления необходимо среднее или неполное среднее образование и возраст до 32 лет. Криминальное прошлое человека не особо интересно, у нас есть ребята, которые учатся после отбытия наказания в местах лишения свободы. Убежден, что у каждого из нас есть карма, или судьба, как вам удобнее. И все будет именно так, как в ней записано. Именно так, а никак иначе... Обучение бесплатно: основной источник финансирования - пожертвования, бывают и субсидии от государства. У нас нет общежития, студенты живут в деревянных домиках. Там живет лама и, как правило, два студента. Они у ламы послушники, зимой топят печку, поддерживают порядок. Распорядок жизни неукоснительный: в 7 часов утра у нас общий молебен в актовом зале. Затем завтрак, а с 9 утра начинаются занятия. После обеда - хозяйственные работы в храмах, уборка территории, работа в цехах. В нашем дацане есть цех по выделке и переработке кожи. Постоянно идет стройка. Так что работа есть всегда. Вечером два часа отводится на диспуты. Диспуты - это дополнительное изучение материала, дискуссии, ребята оппонируют друг другу. Это обязательно! В книгах бывает написано несколько взглядов, преподаватель им все рассказывает, поясняет, комментирует. Бывают в сутрах противоречия, мы учим ребят мыслить логически и находить правильное. Так и в жизни тоже. Надо на все смотреть с разных сторон. К слову, у нас выпускается порядка половины от числа поступивших. Духовная составляющая - основа нашего образования. Люди ищут себя. Это главное. Про чудеса В Иволгинский дацан народу приезжает много: туристы, паломники, в день человек 200-300.
Религии России
Распространение буддизма в России Тибетский буддизм Тибетский буддизм наиболее укорененная форма буддизма в России. Тибетский буддизм в России представлен многими десятками небольших общин практически всех его школ. Исповедующие буддизм в России продолжают активно участвовать в буддийских церемониях, практиках и медитациях, а также организовывать различные мероприятия и фестивали, чтобы распространять дух буддизма и поддерживать местные общины. Распространение буддизма в России Тибетский буддизм Тибетский буддизм наиболее укорененная форма буддизма в России. Тибетский буддизм в России представлен многими десятками небольших общин практически всех его школ.
Численность исповедующих буддизм в России в 2023 году: актуальная статистика
Буддизм в России | Заместитель фракции «Единая Россия» в ГД Владимир Иванов отметил, что в Туве буддизм исповедуют 60 % населения, а всего в стране его последователями являются около миллиона человек. |
Буддизм в народах России: кто и как исповедует эту религию? | В России к буддистам относят себя около 1% населения страны, следует из опроса ВЦИОМа, проведенного в 2021 г. А по оценкам Буддийской ассоциации России, их от 1,5 млн до 2 млн. В основном люди, исповедующие буддизм, населяют Бурятию, Туву и Калмыкию. |
Буддизм в России | Нейросеть Бегемот | В России буддизм имеет долгую историю, которая начинается с занятий тибетской ламынами в Сибири в 17-18 веках. В настоящее время большинство буддистов в России сосредоточено в Бурятии, Калмыкии и Туве, но также есть адепты буддизма во многих других регионах страны. |
Главные центры буддизма в России
В России буддизм в основном исповедуют жители Алтая и Бурятии. Хотя в России есть несколько регионов, где большинство населения традиционно исповедует буддизм, это северное или тибетское направление ваджраяна. Свежие новости, актуальные материалы, связанные с темой буддизма. По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 млн. В России буддизм в основном исповедуют жители Алтая и Бурятии. Личность Бога в буддизме имеет не такую значимую роль, как состояние нирваны, которого пытаются достичь верующие.
Буддизм в России Народы России, исповедующие буддизм
Тибетский буддизм – наиболее укорененная форма буддизма в России. Тибетский буддизм в России представлен многими десятками небольших общин практически всех его школ. Каков он, буддизм в России, кто его исповедует, как его исповедовать — или практиковать буддийские методы — и, главное, в чём его смысл для современного человека. июнь, 2017. В России самым распространенным направлением буддизма является тибетский буддизм, выраженный в традиции гелугпа. Всего у нас 2 региона, где буддизм исповедуют большинство населения. Каков он, буддизм в России, кто его исповедует, как его исповедовать — или практиковать буддийские методы — и, главное, в чём его смысл для современного человека. июнь, 2017. Регионами в России, традиционно исповедующими буддизм, являются Калмыкия, Бурятия, Тува, Республика Алтай, Забайкальский край и Иркутская область. С моей точки зрения, данное повествование дает исчерпывающее представление о том, почему сейчас буддизм становится все более популярным в Европе, США, Латинской Америке и, конечно же, России.
Самые актуальные сообщения из мира буддизма
При этом, подчиняясь российскому императору, калмыки образовали собственное управление — Калмыцкое ханство. Последнее просуществовало до 1771 года, когда указом императрицы Екатерины II было упразднено. В дальнейшем калмыцкий буддизм развивался, приобретал национальные черты и, подобно бурятской и тувинской сангхам, вел религиозную борьбу с шаманизмом. Синтез дхармы и марксизма призван был реорганизовать буддистские общины. В рамках этого движения в Москве 20-х гг. Однако затем политика партии переменилась, и в отношении религиозных организаций начались массовые репрессии.
Монастыри закрывались, храмы разрушались, а духовенство преследовалось. До послевоенной «оттепели» народы России, исповедующие буддизм, потеряли более 150 монастырей. В Бурятии из 15 тысяч лам к 1948 году осталось менее 600 человек. Что касается Тувы и Калмыкии, то на оба региона насчитывалось всего несколько десятков выживших священнослужителей из 8 тысяч. Читайте также: Акафист за единоумершую когда и как читать?
Сейчас этот орган называется Буддийской традиционной сангхой России и включает в свой состав буддийские общины Бурятии. Религиозные объединения Тувы и Калмыкии остаются независимыми. В результате политических и идеологических разногласий буддийское общество пережило ряд расколов и кроме основных объединений насчитывает несколько самостоятельных ассоциаций и независимых общин. В любом случае, буддизм в России представлен, как и прежде, тремя основными регионами — Бурятией, Тувой и Калмыкией. Прочие буддийские общины России Традиционные народы России, исповедующие буддизм, являются сегодня не единственными носителями буддийской культуры и традиции.
В Бурятии находится один из трех крупных центров буддизма в России. Здесь расположен Иволгинский дацан, крупнейший монастырь и резиденция пандито Хамбо-ламы. Что такое дацан Слово "дацан" означает монастырский комплекс. Он разделен на несколько частей. В северной части обычно находятся домики. В центре храмового комплекса находится буддистский университет. И те хвораки, то есть студ енты буддийского университета, которые здесь обучаются, они тоже живут на территории. А в южной части находится сам храмовый комплекс.
Иволгинский дацан построили относительно недавно, в 1945 году.
Резюмирую: Россия сегодня должна смотреть в будущее, но опираясь и черпая силы в своей богатейшей истории». О событиях одной давней весны «К середине книги читателя обуревают мучительные догадки: автор явно выставил тайное зеркало, которое отражает обе стороны, и подходящий, чтобы увидеть в романе «Украину», видит на самом деле себя, но не узнаёт; и подходящий с другой стороны, чтобы увидеть «Россию», попадает в ту же ловушку и видит себя, уверенный, однако, в том, что разглядел москаля. Но чем дальше, тем больше зеркало даёт трещины, осыпаясь и являя просто неприглядную реальность как она есть». Все полны самых радужных надежд — почти как украинцы на «майдане». В том 1987 году Гребенщиков записывает свой самый умиротворённый и сладостный, почти сиропный альбом «Равноденствие»: «Пока цветёт иван-чай…», «Великий дворник в полях бесконечной росы-ы-ы…», «…зелёные деревья и золото на голубо-о-ом…». Удивительно, но в том же 1987 году «хиппарь» Цой вдруг записывает свой полный самых тревожных предчувствий безусловно великий альбом под названием, как вы помните, «Группа крови».
В этой точке и надо было раз и навсегда понять, что прежний гуру Цою уже не гуру. Вырос хиппарь и ушёл в свой путь».
Чадан Дзун-Хемчикского кожууна, ул. Чургуй-оола д. Колхозная, 101; председатель - Кускелмаа Мерген Дыртыевич 7. Кызыл, ул. Кечил-оола, 7Е кв.
Авиаторов, д. МРО «Ташичопелин» в с. МРО «Ламрим» г. МРО «Зеленая Тара» пгт. МРО «Дамба-Брайбулинг» г. Общество Тувы «Алдын Богда» Адрес: г. Московская 101 кв.
О-Шынаа; председатель - Щомбул Шалык-оол Иванович 31. Ленина д. Хову-Аксы, ул. Интернациональная, 2. Кочетова, 95, кв. Эртине - Булакское хурээ «Дечен Чойкорлин» Адрес: с. Бай-Хаак, ул.
Майма, В. Шукшина, д. Солнечная, д. Онгудай, ул. Подгорная, д. МРО Буддийская община «Замбала» г. Абакан, ул.
Советская, д. Аскиз, ул. Садовая, д. Аскат, ул. Кузьмы Басаргина, д. МРО Архангельск 163045, г. Архангельск, ул.
Гагарина, д. МРО Ачинск 662150, Красноярский край, г. Ачинск, ул. Стрелка Интернациональная, д. МРО Барнаул 656043, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Мало-Олонская, д.
Маркса ул, д. МРО Владивосток ул. Державина, д. МРО Владимир 600017, г. Владимир, Октябрьский проспект, д. МРО Волгоград ул. Батальонная, д.
МРО Воронеж ул. МРО Иpкутск 664035 ул. Шевцова, д. Йошкар-Ола, ул. Красноармейская, д. Казань, ул. Меридианная, дом 2, квартира 150; тел.
Главные центры буддизма в России
В настоящее время в России буддизм исповедут: буряты калмыки тувинцы ненцы комяки : МЭШ | Статистика последователей Буддизма в России Краткий обзор По данным российского исследовательского центра Sreda, в России насчитывается примерно 1,6-2 миллиона человек, исповедующих Буддизм. |
Дочь Шойгу рассказала о культурной связи их рода с буддизмом | Буддизм России. |
Буддизм в народах России: кто и как исповедует эту религию? | Каков он, буддизм в России, кто его исповедует, как его исповедовать — или практиковать буддийские методы — и, главное, в чём его смысл для современного человека. июнь, 2017. |
Список общин - Журнал «Буддизм России» | При советской власти буддизм был жёстко репрессирован в регионах традиционно буддийских народов России: в Бурятии, Калмыкии, Туве и на Алтае. |
Задание МЭШ | Первый Буддийский международный форум «Традиционный буддизм и вызовы современности» состоится в Республике Бурятия с 17 по 19 августа. |
Буддизм в народах России: кто и как исповедует эту религию?
Второй день форума пройдет на территории Иволгинского дацана, крупнейшего в России монастырского комплекса, и будет посвящен изучению феномена XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржи Этигэлова — выдающегося буддийского практика, сохранивший особое состояние тела после ухода в медитацию. Его подвиг по сохранению своего Драгоценного Неиссякаемого Тела — огромное достижение в деле буддийской практики и пример для всех нас. Мы рассчитываем, что I Международный буддийский форум в Бурятии станет еще одной точкой притяжения всего буддийского мира. Участники форума смогут познакомиться с богатой историей буддизма России и реликвиями всего буддийского мира, которые бережно хранятся в Бурятии», — отметил Глава Бурятии Алексей Цыденов. Необходимость в его проведении назрела давно — мир не стоит на месте, практики буддийских священнослужителей, преподавателей и лекарей тоже.
Это — монотеистическая религия. Главная религиозная книга в иудаизме — Тора, что в переводе означает «учение» или «закон».
Иудеи живут на всей территории нашей страны, крупные религиозные общины есть в Москве. Религии России: статистика В настоящее время не существует официально принятой статистики, связанной с перечнем религий России, так как по закону человек никому не обязан сообщать о своих религиозных взглядах. О количестве верующих в той или иной конфессии можно говорить только на основании социологических опросов, в которых участвуют добровольно, но эта статистика может быть не репрезентативной, так как часть верующих отказывается от участия. Читайте также: Православие в Чечне Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.
Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Буринский трактат установил государственную границу между Россией и Китаем, и в 1728 г. Было рекомендовано начать обучение своих священнослужителей. Была построена «главная за Байкалом кумирня», первый стационарный дацан — Цонгольский Хилгантуйский. Чуть позже построен еще один крупный дацан — Тамчинский Гусиноозерский.
В начале статьи мы уже говорили, что буддизм при Советской власти переживал не самые лучшие времена. В качестве примера приведем тот факт, что в тридцатые годы 20-го столетия все дацаны Бурятии подверглись закрытию, а также разграблению. Более двух тысяч лам были расстреляны, выживших отправили в ссылку и на каторгу. Это было непростое время для приверженцев буддизма, но, к счастью, оно прошло.
В 1741 год у буддизм в Российской империи получил косвенное признание благодаря распорядительному указу, изданному местным сибирским органом власти от лица верховного монарха. Сам указ носил по большей части ограничительный характер он фиксировал количество буддийских монастырей и лам и не являлся официальным признанием буддизма в Российской империи, но в то же время давал некоторые привилегии ламам и «фактически легитимировал буддийское духовенство». Как отмечает историк Н. Цыремпилов , представляется наиболее вероятным, что указ был написан в период регентства Анны Леопольдовны , а сведения о том, что указ был издан от лица Елизаветы Петровны , являются «либо ошибочными, либо обусловленными политической конъюнктурой» [2]. Это событие считается признанием буддизма одной из государственных религий России. В 1766 году бурятские ламы, в свою очередь, признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары на Земле. Манифестом императора Павла Петровича от 18 марта 1797 года и указом императора Александра Павловича от 22 июля 1822 года вновь было подтверждено разрешение свободного исповедания и распространения буддизма. В 1914 году под протекторат России перешёл Урянхайский край ныне — Республика Тува , где были давние буддийские традиции. Распространение буддизма в Туве началось ещё в XIII веке, после присоединения края к России власти в духовные дела территории не вмешивались, в 1917 году в Тыве проживало около трёх тысяч лам и послушников. В 1917 году буддизм занимал одно из господствующих мест в духовной жизни народов Забайкалья. Его исповедовало почти всё проживающее здесь бурятское население около 160 тысяч человек. Действовало 44 дацана , 144 малых храма, в которых насчитывалось около 16 тысяч монахов-лам. В 30-е годы, после нескольких антисоветских восстаний буддистских монастырей, правительство СССР предприняло меры, направленные на борьбу с буддизмом. К началу 1941 года в стране не сохранилось ни одного действующего дацана, большая часть духовенства была репрессирована. Причиной репрессий послужила борьба с японской разведывательной и диверсионной сетью [3] , активно действовавшей в России ещё со времён Русско-японской войны 1904—1905 годов и японской военной интервенции в советскую Россию 1918—1922 годов, которую милитаристическая Япония проводившая в то время агрессивную экспансионисткую политику « Великой восточноазиатской сферы сопроцветания » развернула на территории СССР с целью подготовки к последующей оккупации советского Дальнего Востока и Сибири. В частности, большую агентурную работу японцы вели среди своих единоверцев — буддистских народов СССР, японская агентурная сеть существовала среди буддистского духовенства. В газете «Правда» писалось, что «…японская разведка выступает иногда в костюме религиозных проповедников, буддийских и иных священников. Японские агенты, основывая храмы и монастыри, создают хорошо замаскированные опорные пункты для организации шпионажа и диверсий» [3].
Самые актуальные сообщения из мира буддизма
Действия зарубежных буддийских проповедников, время от времени посещающих нашу страну, по масштабу прилагаемых усилий, затрате ресурсов и конечным результатам не идут ни в какое сравнение с усилиями иностранных агитаторов, представляющих другие конфессии. Поэтому вряд ли можно говорить о каком-то заметном влиянии на состояние российского буддизма из-за границы. В целом, на данный момент ситуацию с этим вероисповеданием у нас можно охарактеризовать как неуправляемую, и это скорее плохо, чем хорошо. Наверное, для самих верующих и для государства было бы полезнее, если бы деятельность отдельных буддийских общин достаточно многочисленных каким-то образом координировалась одним центральным органом, что сделало бы возможным для представителей различных направлений и организаций регулярно встречаться и обсуждать возникающие насущные проблемы, в том числе и с делегатами государственной власти. Это также позволило бы выступать в различных буддийских международных организациях не только от имени верующих, но и от имени государства, озвучивающего их интересы. Россия как буддийская страна могла бы участвовать в различных международных проектах таких стран, чего сейчас она не делает. Существует много вариантов возможных сценариев развития. В целом, если будут углубляться тенденции к обособлению так называемых этнических форм буддизма, то это потенциально может способствовать развитию центробежных тенденций и в политических настроениях населения этих республик. Если будет развиваться единый русскоязычный буддизм, то это, естественно, упростит и межконфессиональный и межэтнический диалог, да и придаст больше весу нашим представителям на международной арене, поскольку они будут олицетворять свою, национальную форму буддизма. В целом же Россия, на мой взгляд, имеет определенные преимущества перед другими цивилизациями, поскольку ее развитие находится на подъеме, а не на спаде, прогресс же этот обусловлен наличием достаточно интенсивного мультикультурализма, который у нас пока еще удается сохранять, а не межкультурного и межцивилизационного противоборства, которое, к сожалению, происходит в других местах.
Каким образом современные тенденции влияют на эту систему? Некоторые современные ему когда-то культуры античная, например уже давно канули в Лету, а буддизм продолжает еще раз подчеркну — непрерывно, поскольку это очень важно существовать и в наши дни как живое культурное образование и, скорее всего, сможет просуществовать еще столько же. Эта религия будет представлять очень большой научный и культурный интерес независимо от количества адептов на том или ином этапе своего развития. Даже если последователей не будет вовсе, ценность буддизма для науки нисколько не уменьшится, и он будет продолжать изучаться, как та же античная парадигма. Непрерывно существуя, буддийская культура сохранила в себе реликты многих других культур, которые давно уже исчезли, и только в буддийских памятниках сохранились их следы. Поэтому, как, к примеру, палеонтологи могут исследовать останки мамонтов, прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте, так и культурологи видят многие элементы древних культур, изучая памятники обсуждаемой религии. Система образования в буддийских монастырях сохранилась почти без изменения такой же, какой она была две тысячи лет назад, что в свое время дало основание нашему выдающемуся российскому буддологу академику Федору Ипполитовичу Щербатскому написать в письме к Сергею Федоровичу Обльденбургу, возглавлявшему Российскую Академию в тот момент: «Все что происходит здесь в Аге то есть в Агинском дацане — С. Нужно отметить, что система образования в тибетских, китайских, монгольских, японских, бирманских монастырях, в разное время, конечно, различалась, но, что еще важнее — между ними было немало общего. Здесь мы подходим к еще одной проблеме, которой занимаемся — глобализация и буддизм.
Наша нынешняя глобализация — не первая в истории человечества. Распространение таких религиозных культур, как христианство и ислам, имело большие последствия. Мы настолько привыкли пользоваться их плодами, что не вполне сознаем все те изменения, которые они с собой принесли, а ведь до них были, например, Александр Македонский и Чингисхан.
Алтай Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления. Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском. Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан.
Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю. Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ табак, наркотики, алкоголь , не прелюбодействовать не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами. Бурятия Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана монастыря. Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.
Семинар посещала также ныне известная в православных кругах Т. Несколько лет занятий восточной философии определили интересы Терентьева, и ему удалось после окончания университета поступить на работу в Музей истории религии и атеизма, в Восточный отдел. Там он впервые узнал, что в России есть буддийские монастыри. В 1978 г. Такие случаи не были единичными, несмотря на то, что путешествия в Бурятию «к учителям» стоили недешево. Терентьев отмечает тот факт, что у бурятских лам того времени практически не было учеников-бурят: бурятская молодежь не интересовалась буддизмом. Распространению буддизма способствовала и официальная буддийская организация ЦДУБ СССР Центральное духовное управление буддистов СССР , которая использовалась властями в целях пропаганды советской политики, но при этом по необходимости принимала иностранные делегации буддистов, которые получали возможность проповедовать в двух существующих дацанах на территории Бурятии. Кроме разрешенных проповедей, он тайно встречается с буддийскими группами в Москве, Санкт-Петербурге, Прибалтике. В 1989 г. Таким образом, мало-помалу восстанавливаются связи российских буддистов с мировым буддийским сообществом. Если до реформ Горбачева случаи обращения к буддизму были достаточно редки, хотя и в личном плане вполне серьезны, то с началом реформ и с открытием границ, когда в Россию среди множества других проповедников поехали буддийские учителя самых разных школ и направлений, такого рода обращения становятся более массовыми. Несколько десятков русских буддистов стали по меньшей мере несколькими тысячами. В 1985 году американец, буддийский монах Алан Уоллас с удивлением обнаруживает в Москве сложившуюся и сравнительно подготовленную буддийскую среду. В 1987 г. Его проповеди производят впечатление и вдохновляют. В 1988 г. В это общество вошли русские, уже вовлечённые к этому времени в ту, или иную буддийскую практику. Общество получило поддержку от Святослава Рериха, чьё обращение к М. Горбачёву с просьбой вернуть дацан верующим сыграло определённую роль. Возвращенный дацан освящает Бакула Ринноче. Что представляют из себя последователи буддизма в России? Русские буддисты в своем большинстве — люди с высшим или незаконченным высшим образованием, близкие к академической среде, с высокими интеллектуальными интересами и часто с широким кругозором, выходящим за пределы чисто религиозные. У них нет политических и национальных пристрастий и они более соответствуют универсальному характеру буддизма. Именно европейские буддисты быстрее находят контакт и взаимопонимание с тибетскими и европейскими учителями, чем те, кто понимают буддизм как свою «этническую» религию. Во всяком случае, об этом свидетельствуют конфликты в петербургском дацане. Поскольку в России до настоящего времени отсутствует возможность получить правильное и полноценное буддийское образование, то обучение русских буддистов осуществляется индивидуально, часто достаточно стихийно, в зависимости от приезда учителей. Начинаются поездки русских буддистов в Индию, Дхарамсалу, резиденцию Далай-ламы, в Непал и другие страны в поисках учителей. Сами тибетцы регулярно приезжают для проповеди и наставлений. Далай-лама имеет своего официального представителя в Москве. Уже 6 лет живет в Петербурге геше Чжамьян Кьенце. Несколько лет он учил в дацане, но после конфликта с его руководством стал преподавать на частных квартирах, в учебном центре Санктпетербургского союза буддистов. В очередной раз европейские буддисты оказываются более открытыми, более ценящими содержательную сторону религиозной жизни. Если вначале школа гелуг была чуть ли не единственной школой, представленной в России, то теперь благодаря новым контактам, представлены все основные тибетские школы. К настоящему времени в нескольких десятках крупных городов России имеются буддийские общины: от Владивостока и Иркутска до Новосибирска, Екатеринбурга и Ульяновска до Москвы и Петербурга. Тибетский буддизм — наиболее укорененная форма буддизма в России. Тибетский буддизм в России представлен многими десятками небольших общин практически всех его школ. Общины в большинстве случаев образовывались после контакта с учителями той или иной школы и той или иной линии преемственности самого учителя. Наиболее надежно представлена, может быть, школа гелуг, благодаря связям с Бурятией и гелугпинскими монастырями в Индии, а также авторитету Далай-ламы, главе школы гелуг. В Москве и Петербурге постоянно проживают авторитетные учителя-тибетцы, дающие учение этой школы. Но наиболее организационно оформленная — это ассоциация общин школы карма-кагью Оле Нидала. В России Оле Нидал основал 73 центра карма-кагью, со штаб-квартирой в Петербурге, который возглавляет его представитель Александр Койбагаров. На ритриты собираются до 1,5 тысячи членов. Она отчетливо выделяется на фоне других общин, не столь многочисленных и организационно аморфных. Есть общины ньингма — небольшие, зато одни из самых динамичных.
Поэтому нюансы существуют, прежде всего, в подобных подходах, тонкости которых доступны только очень образованным людям. Последователи таких направлений уже очень давно распространяли свои учения в разных странах, стремясь приспособить их к местным культурным реалиям и конкурируя между собой, что, в конечном итоге, привело к формированию национальных форм буддизма тибетского, монгольского, китайского, корейского, японского. В связи с этим возникает вопрос о возможности в будущем формирования российского буддизма, лингвистической основой которого будет русский язык, в той же степени, в какой, например, тибетский язык стал основой тибетского варианта религии, а китайский — китайского. Основания для таких предположений есть, поскольку многие важнейшие части канона уже переведены, и эта работа продолжается. Вместе с русским языком буддизм, как это было во всех других случаях, приобретет «прививку местной культуры» и неизбежно впитает и многие ценности, характерные для отечественной цивилизации и парадигмы. Произойти это должно легче и быстрее, чем в некоторых других случаях, поскольку российский мир изначально развивался по принципу полиэтничности и многоконфессиональности. Надо отметить, что взаимодействие буддизма и нашей культуры началось не сегодня и не вчера, а несколько столетий назад. Поскольку все традиционные регионы распространения этой религии в России исповедуют одну и ту же форму тибетского буддизма — Гелугпа, то различия в учении, обрядах — практически нет. Можно говорить о моментах, связанных с языком и народной культурой вообще, исторических особенностях возрождения буддизма в каждом регионе. Степень истребления храмов, литературы, монахов во всех этих местностях была высокой, но где-то остались какие-то не разрушенные полностью здания дацанов, чудом выжили отдельные священнослужители, а где-то например, в Калмыкии не осталось почти ничего. Поэтому можно сказать, что нынешний калмыцкий буддизм ближе к тибетскому, а бурятский — к монгольскому буддизму. Различий в буддизме отдельных общин больших городов России — значительно больше. Здесь вы встретите и отдельные направления тибетского буддизма, и японского и довольно многочисленных последователей западной ветви буддизма карма-кагью, возглавляемых Оле Нидалом. Единственное, что их объединяет — русский язык и естественно, русское происхождение, а, следовательно, надеюсь и отечественная культура. Действия зарубежных буддийских проповедников, время от времени посещающих нашу страну, по масштабу прилагаемых усилий, затрате ресурсов и конечным результатам не идут ни в какое сравнение с усилиями иностранных агитаторов, представляющих другие конфессии. Поэтому вряд ли можно говорить о каком-то заметном влиянии на состояние российского буддизма из-за границы. В целом, на данный момент ситуацию с этим вероисповеданием у нас можно охарактеризовать как неуправляемую, и это скорее плохо, чем хорошо. Наверное, для самих верующих и для государства было бы полезнее, если бы деятельность отдельных буддийских общин достаточно многочисленных каким-то образом координировалась одним центральным органом, что сделало бы возможным для представителей различных направлений и организаций регулярно встречаться и обсуждать возникающие насущные проблемы, в том числе и с делегатами государственной власти. Это также позволило бы выступать в различных буддийских международных организациях не только от имени верующих, но и от имени государства, озвучивающего их интересы. Россия как буддийская страна могла бы участвовать в различных международных проектах таких стран, чего сейчас она не делает. Существует много вариантов возможных сценариев развития. В целом, если будут углубляться тенденции к обособлению так называемых этнических форм буддизма, то это потенциально может способствовать развитию центробежных тенденций и в политических настроениях населения этих республик.
Островки буддизма в России
Действующие буддистские храмы в России, в которых нужно обязательно побывать. Главные дацаны: фото, адреса на карте, описания на портале Первый Буддийский международный форум «Традиционный буддизм и вызовы современности» состоится в Республике Бурятия с 17 по 19 августа. Россия заинтересована в расширении и укреплении отношений со странами, традиционно исповедующими буддизм. Символично, что первый Международный буддийский форум «Традиционный буддизм и вызовы современности» проходит в Республике Бурятия. В России самым распространенным направлением буддизма является тибетский буддизм, выраженный в традиции гелугпа. Всего у нас 2 региона, где буддизм исповедуют большинство населения. В России буддизм в основном исповедуют жители Алтая и Бурятии. это буряты и тувинцы в Сибири и калмыки в европейской части страны.