Мара (Морена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. Марена, Марана, Морёна, Маржана, Маржёна — в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощением смерти (см. Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы. Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы.
Навьи духи, кто это?
- Морена и Чернобог — Властители Нави. РОДНЫЕ БОГИ
- Кто такая Мара и богиня чего
- Символика и Образы
- Богиня Мара в славянской мифологии
Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?
Москва: Индрик, 1994. Moskva: Indrik, 1994. Лома, Александар. Гура, О. Белова et al. Slavica Svetlanica. Язык и картина мира. К юбилею Светланы Михайловны Толстой.
Москва: Индрик, 2013, 56—75. Loma, Aleksandar. Gura, O. Belova et al. Slavica Svetlanica Iazyk i kartina mira. Moskva: Indrik, 2013, 56—75. Хронике славеносрпске.
Ана Кречмер прир. Hronike slavenosrpske. Проблеми на българския фол- клор. София, 1980, 108—113. Sofiya, 1980, 108—113. Язык и миф. Москва: Индрик, 2005.
Iazyk i mif. Moskva: Indrik, 2005. Мифология славянская и российская. Москва, 1810. Moskva, 1810. Начертание славянской мифологии. Костомаров ред.
Kostomarov red. Василь Пачовський. История славянской мифологии в XX веке. Москва: Индрик, 2017. Moskva: Indrik, 2017. Словенски фолклор и фолклористика. Slovenski folklor i folkloristika.
От составителя, Рукописи, которых не было. Подделки в об- ласти славянского фольклора. Москва, 2002. Ot sostavitelia, Rukopisi, kotorykh ne bylo. Moskva, 2002. Святилища и обряды языческого богослужения древних сла- вян по свидетельствам современным и преданиям. Харьков, 1848.
Мифы славянского язычества. Mify slavianskogo iazychestva. Rerum Lusaticarum Tomus Secundus, qui speciales tractatus de slavorum atqve soraborum idolatria nec non dissertations. Ломе и М.
Марами также пугали детишек. Маленьких и слабых они могли утащить и убив, сделать такими как они.
Также, темная богиня водила дружбу с Ягой - женой Велеса. Согласно легендам Мара отдавала Яге души людей, а Яга взамен позволяла богини смерти спускаться в Навь мир, в который по законам ни бог, ни живой человек не имели хода. Также Мара и Яга вместе практиковали чародейство: контроль над стихиями и различными энергиями. Способности Мары Мара способна прекращать течение времени в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь, даже у бессмертных существ в том числе и у богов. С другой стороны, она также способна даровать бессмертие. Как и большинство богов Мара превосходная волшебница способная полностью изменять окружающий мир, но лишь на время.
Сложно сказать насколько негативно или позитивно славяне оценивали образ Мары. Богиня неоднократно спасала мир, но также неоднократно практически губила его. Скорее всего она воспринималось как существо стоящей выше таких понятий как добро и зло. Хотя в славянских сказках и былинах она неизменно предстаёт злодейкой. В них она может принимать облик других девушек, принять богатырей и напакостить главным героем.
Морана заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом Кощеем.
По поверьям, скитается в снегах и иногда навещает явь, чтобы сделать своё чёрное дело. Кроме того, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света Ярило , Жива , чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре, который сейчас мы можем видеть на Масленицу. Имя Мораны дало начало таким словам, как: мор, морок, мрак, марево, морочить, смерть и др. Вероятно в древности эту богиню называли двойным именем Мара-Марена; существовало предположение, что это вообще два разных, но родственных божества, однако сейчас многие исследователи славянской культуры уверены, что Мара и Марена - это имена одной Богини.
Марь — это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри. Однако, без Мары, как и без Чернобога, невозможна была бы жизнь на Земле, и она также участвует в поддержании равновесия. Без смерти не может быть жизни, а смерть — это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни или обретение свободы в иной реальности. Забирая души из Яви, Мара делает великое дело и даёт душе новое существование. После Зимы всегда наступает Весна. Это неизбежный процесс, в котором участвуем все мы, а Мара является главным действующим лицом в этой игре.
Кроме того, Моржана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави. Она даёт жизнь в явьем мире и забирает, по прошествии времени, душу в навь [как Мать - Сыра земля? Судя по достоверным источникам, многие историки и исследователи считают, что капище Мораны находилось на месте современного месторасположения Останкинской башни. Изображения и символика Морены Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному.
Богиня Марена, или Мара Ссылка скопирована В старину у многих народностей были свои собственные богини смерти в мифологии. Их боялись и поклонялись, чтобы уберечь свой дом от болезней и горя, связанного с утратой близких. Наши предки не были исключением. Богиня смерти у славян носила имя Марена, которое сокращенно звучало как Мара. На санскрите слово «mara» обозначает «уничтожающий». Забирая души умерших, Мара позволяла им переродиться вновь.
Со временем об этом стали забывать, и она ассоциировалась исключительно со смертью, принося страх в души людей. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии — это воплощение смерти, ночи, зимы. Ее символ — серп, которым она жнет жизни, разбитые груды черепов и черная Луна. Мара — дочь богини Лады и бога Сварога, сестра Весты. В зависимости от времени года она выглядит по-разному.
Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти
Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. Марена (иначе – Мара, Морена, Морана) в славянской мифологии – богиня смерти и зимы.
Особенности имени
- Морана Славянская мифология
- Морена: славянская Богиня Зимы и Смерти
- Что такое треба
- Мара - богиня смерти
- Богини славянской мифологии
- Темное перевоплощение
Марена – славянская богиня смерти, связанные ритуалы и традиции
Термины и определения славянской мифологии. Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян.
Изображения и символика Морены
- Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
- Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?
- Богиня Морана в славянской мифологии
- Мара — богиня Смерти в славянской мифологии
Морана – богиня смерти в славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством.
Вы узнаете, что Морена — богиня смерти и зимы в славянской мифологии. В польской мифологии эта богиня носит имя Моржаны, на словацком имя богини произносится. и в меньшей степени восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания. В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождесвляемая хронистом XV века ем с римской богиней подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой богиней мрака и чародейства Гекатой [древние авторы.
Кто такая богиня Мара?
В руках у Мораны может быть скипетр или серп, которые также являются её атрибутами. В мифологии Морана представлена как властная и беспощадная богиня, которая привносит смерть и холод в мир. Она управляет судьбами людей, но чаще всего её влияние проявляется в зимние месяцы, когда природа замирает под её властью. Морана отвечает за угасание жизни, за то, что всё сущее в конце концов возвращается в землю. В славянской мифологии Морана имеет двойственное значение: с одной стороны, она символизирует смерть и уничтожение, но с другой стороны, она является источником обновления и возрождения. Зима, которую она приносит, предваряет весну, когда природа оживает и новая жизнь начинает пробуждаться.
После завершения действа все, что было в этом месте, включая идола, сжигали или топили в воде. Может, потому позднее Мара и стала олицетворением зимы и смерти, владычицей ночи, символом гаданий. Красавица или старуха: функция и образ богини Мары Мифологическое восприятие мира утверждает непрерывность круговорота полярной пары жизнь — смерть; их взаимодополняемость обеспечивает равновесие бытия. Смерть властна над всем живым. Поэтому в языческом сознании древних она воспринималась как обязательный отрезок для продолжения жизни, начала нового существования. Славяне-язычники олицетворяли смерть с женским образом, который в мифологических представлениях сочетал внешнюю немощь и внутреннюю силу. Смерть соотносили с темнотой, признаком потустороннего мира, и с ночью — темным временем суток. Однако богиню смерти Мару нельзя судить в категориях «светлое — тёмное», «добро — зло». Она стояла выше этих понятий по той причине, что в ней в полную силу проявилась мифологическая двоичность. Богиня смерти не определяла момент смерти, не забирала жизнь, не от нее зависела и продолжительность жизни. Она господствовала над душами умерших в загробном царстве, где даровала им бессмертие. Для язычников богиня Марена символизировала цикл перерождения. Вот почему в ее руках никогда не было косы, а облик зависел от времён года. Поздней осенью, ближе к зиме она — прекрасная стройная девушка с бледной кожей и длинными тёмными волосами, в светлых одеждах. В начале весны — согбенная старуха в изношенной ветхой одежде, символизирующая окончание зимы, которая в мифологии означает сон природы, смерть всего живого. Праздники в честь Марены — богини плодородия Древние славяне посвящали Маре весенний и осенний праздники. В марте отмечали Навий день — день памяти умерших. Справляли воскрешение мертвых в загробном мире, поклонялись духам предков и Маре — владычице мира тьмы. Второй праздник отмечался поздней осенью, в пору воцарения Марены в правах владычицы зимы — периода, когда замирает жизнь. Для защиты от нее люди зажигали факелы или головешки, демонстрируя могущество огня и его превосходство над холодом. В весенний праздник, означавший проводы зимы и встречу нового года, все славяне совершали сходные обряды, когда соломенное чучело Мары носили по деревне, а потом сжигали, но были в этом действе и отличия. Западные славяне для обряда вынесения Марены одевали чучело в праздничную одежду, иногда — в светлое платье. Его несли с песнопениями за село, и там одни славянские племена ее сжигали или топили, другие — разбивали о ствол дерева или разрывали, третьи — забрасывали камнями или били палками, четвертые — закапывали в землю или бросали в пропасть. После уничтожения чучела наступало завершение обряда. Молодые украшали лоскутками и лентами жердь, на которой крепилось чучело или срубленное дерево. Одежды, предварительно снятые с Марены, надевали на ранее избранную для этого девушку, и все отправлялись с песнями в село, поздравляя друг друга с началом весны. Это — день поминовения язычницы Евдокии, жившей во II н. За то, что она приняла христианство, ей было даровано могущество воскрешения мертвых. Главная цель всех обрядов — воздействие на плодородие перед приближающимися полевыми работами. Чучело Мары символизировало плодородие, и ритуальные обряды его проводов-сожжения должны были сделать плодородной землю. Пепел от чучела раскидывали по полям, чтобы дать росткам толчок для нового возрождения. От Мары — к Масленице После христианизации славян их языческие верования соединились с христианскими праздниками, а отголоски языческих поверий и ныне живут в религиозных ритуалах. Так, обряд начала колеса года славяне проводят в воскресенье накануне Великого поста. Воскресенье перед постом словаки называли Мареновым или Черным, чехи — Смертным или Вербным. У нас это день называется Прощёным воскресеньем, и он завершает Масленичную неделю. Любопытно следующее. Великий пост предваряет Пасху, главный праздник православных христиан, а вся неделя перед постом и самый его канун, воскресенье, последний день Масленицы, заполнены языческими обрядами. Один из них — заговенье, то есть обильная еда перед наступающим постом. Исстари этот обед проводился в память об умерших и для их душ, которые, согласно поверьям, приходили на него. Второй — обрядовый ритуал проводов-похорон зимы-Мораны, переименованной в Масленицу. Празднование Масленицы было связующим звеном зимы и весны и границей между ними, а соломенное чучело, олицетворявшее старуху-зиму, являлось отзвуком архаичных мифов об умирающем и воскресающем божестве. Сожжение зимы — богини мрака и смерти — в духе древних поверий знаменовало встречу весны, несущей тепло и свет. Мара в славянском фольклоре Образ Мораны сохранился во многих фольклорных жанрах. Северные былички объясняют, почему Мара ушла в царство мертвых. Ее с двумя сестрами — Живой и Лелей — похитил Скипер-Змей и превратил в чудовищ. Боги: Перун, Хорс, Велес и Стрибог погубили его, освободили и расколдовали сестер, но душа Мары осталась тёмной, и она ушла в Навь. В сказках и былинах Мара всегда изображается злодейкой: принимает облик других девушек, испытывает богатырей, вредит главным героям и всегда проигрывает, потому что по законам сказки зло должно быть наказано. Существуют сказки, в которых Мара хранит магические предметы: живую и мертвую воду, шапку-невидимку, молодильные яблоки. В преданиях богиня смерти предстает в облике двойника или женщины с распущенными волосами.
Говорят, что дом этой богини можно найти, если пойти далеко на север. Здесь она живет большую часть года, плененная силами светлых богов. Также в преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон. Сила богини Богиня Морена у славян прежде всего олицетворяла смерть. Она была прообразом той самой старушки с косой, которая приходит за душами умерших после их кончины. Также эта богиня могла насылать на людей болезни, невзгоды и проклятия. И именно из-за этого многие причисляют ее к пантеону однозначно злых богов. Однако правда в том, что Мара не убивала людей ради собственных амбиций. Она просто хладнокровно выполняла свою работу. Все собранные души она переносила в Навь, после чего те могли переродиться в новых телах. Поэтому на похоронах славяне старались задобрить Морену, дабы та провела усопшего к лучшей жизни. Не проклинали люди Мару и за то, что она стремилась принести вечную зиму в мир. Они понимали, что весной Ярило все равно победит ее. А три месяца холода лишь подарят земле покой, который ей так необходим после сбора урожая. Молили они только об одном, чтобы Морена не насылала слишком больших морозов. И если таковы приходили, то они всеми силами пытались уговорить властительницу зимы сжалиться над ними.
Без смерти не может быть жизни, а смерть — это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни или обретение свободы в иной реальности. Забирая души из Яви, Мара делает великое дело и даёт душе новое существование. После Зимы всегда наступает Весна. Это неизбежный процесс, в котором участвуем все мы, а Мара является главным действующим лицом в этой игре. Кроме того, Моржана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави. Она даёт жизнь в явьем мире и забирает, по прошествии времени, душу в навь [как Мать - Сыра земля? Судя по достоверным источникам, многие историки и исследователи считают, что капище Мораны находилось на месте современного месторасположения Останкинской башни. Изображения и символика Морены Изображают славянскую богиню смерти Морану по-разному. Это может быть девушка с чёрными волосами, которые разбросаны по плечам, в бархатном платье, вышитом драгоценностями. Это может быть величественная королева в белом одеянии Снежная королева. Иногда её изображают в виде седой старухи, которая одета в чёрные нищенские одеяния. Такие разные изображения связаны со сменой времён года. Поздней осенью или в начале зимы, когда тёмная богиня приходит в мир и зовёт с собой зиму, она ещё молода и полна сил, а вот на Масленицу Комоедицы Мара уже старая и беспомощная, и уступает своё место молодому Яриле, который приводит в мир весну. В её руках часто изображается серп или коса. Символами богини Мораны являются: Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Её сакральные вещи — это коза, можжевельник, осина, ель и сосна.