Новости богиня морана в славянской мифологии

Морана или Мара, Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Морана, богиня смерти, занимает особенное место в мифологии, но ее атрибуты и характер часто сравниваются с другими богинями, также связанными со смертью и зимой. ПРОИСХОЖДЕНИЕ Славянская мифология. Богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. славянская богиня, олицетворяет смерть и зиму.

Морена и Чернобог — Властители Нави

МОРАНА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СЛАВЯНСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ МИФОЛОГИИ И НEKOTOРЫХ СЛАВЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В славянской мифологии богиня почиталась как покровительница зимы.
Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы. Славянская мифология.

Славяно-Арийские Праздники. День Марьяны и Марены. 4 БЕЙЛЕТЪ 7530 лѣто от СМЗХ (13-14 дек 2021 г).

Катятся зимние каникулы, катится колесо времени, вот и зимний солнцеворот позади, и скоро скоро придёт время весны и ярких весенних радостей. Но до тех пор царство темных зимних сущностей ещё правит на земле, трещат суровые русские морозы, скованы льдом озера и реки. Но неправильно было бы отдать бразды зимнего правления божествам мужского пола и забыть о самой богине смерти, тьмы, небытия и холода - Маре! Марливое знойное солнце, мар сухой туман, мгла , марево зной, мрачность при ясной погоде. Все эти сочные эпитеты пришли от имени славянского божества женского пола Мары, Моры, Мораны, Марены, которая в славянской мифологии выступала одной из основных богинь пантеона наших предков, предстающая в образе Богиня Зимы и Смерти. Ее имя родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить", «марать». В славянской мифологии эта богиня была связанна с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, повторяющимися из года в год. Также Мара была богиней жатвы, плодородия и смерти, покровительницей колдовства и справедливости.

Чёрная Луна, серп и зимняя ночь все это проявления Мары могущественной славянской богини. Фото из открытых источников Чёрная Луна, серп и зимняя ночь все это проявления Мары могущественной славянской богини. Фото из открытых источников Cлaвянcкaя бoгиня Mapa по поверьям пpинaдлeжала к пepвoму пoкoлeнию бoгoв. Пo oднoй вepcий, oнa являлась cecтpoй Лaды и Лeли Живы и была coздaнa из иcкp, oбpaзoвaвшиxcя oт удapa мoлoтa Cвapoга пo cвящeннoму кaмню aлaтыpь. Bce три сестры имeли paвную мoщь и дoпoлняли дpуг дpугa, упpaвляя paзными cтopoнaми человеческого бытия.

Души могли перерождаться как в людей, так и в животных, а также оставаться в загробном мире. Считалось, что души умерших родственников возвращаются благодаря рождению внуков и правнуков. Поэтому если род прерывался, то душам не остается ничего другого, кроме как переродиться в растение или животное. Ключевыми героями, связанными со смертью, были колдун Кощей и богиня Морана Мара, Морена.

За перерождение душ отвечала богиня Карна, а за оплакивание умерших — Желя. Морана Морана в первую очередь богиня смерти, зимы, ночи. Согласно верованиям, она безраздельно властвовала над миром живых зимой. Ее имя созвучно с такими словами, как «мор», «мрак», «морочить». Богиня, согласно верованиям, была стройной, красивой и бледной девушкой с черными волосами. Ее изображают с серпом. По легенде она любила ткать, причем ткала она нитями судьбы людей. Обрезая нить серпом, она забирала жизнь.

Её символы — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но Смерть, даруемая Мораной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна. Морана, Виктор Корольков Царица ночи Морана, Андрей Клименко Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть. Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги — мары.

Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави. В день весеннего равноденствия современное название — Масленица, языческое название праздника — Комоедицы славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги — Мары. Мары — это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся — тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар — это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это маруты — духи злых воинов, шведы и датчане — души умерших, болгары — души умерших младенцев. Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество. В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане. Древние кельты верили, что души воинов с места брани забирает Морриган. В Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы. Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купальг — иногда величиною с ребенка, а иногда в настоящий рост человека. На него надевают женскую сорочку, мониста и венки из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте. Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле нее стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костер и начинают прыгать через него попарно молодцы с девицами , держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета. На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения и бросают ту и другую в воду, в надежде избавить себя на ближайшую пору и от болезней, и от смерти, и, конечно, от других житейских неприятностей В неоязычестве Марену снабдили множествами детей, которые отвечают за бедствия, эпидемии и прочие беды — навии. Её наделяют такими символами — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна… Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги — мары. По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет. Германцы уверены, что маруты — духи неистовых воинов. Шведы и датчане считают их душами умерших, болгары уверены, что мары- души младенцев, умерших некрещеными. Белорусы верили, что Морана передает умерших Бабе-Яге, которая питается душами мертвых. На санскрите слово «ahi» означает змей, змея. Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть. И чтобы как-то оградить себя от Марены и показать ей, что её не боятся, припугнуть, прогнать подальше, славяне собирались всем миром и шли в самое гибельное место — на лесное болото. Ведь так же считалось, что именно в лесных болотах гнездится всякая нечисть Мора- Кикимора , принадлежащая к свите тёмного божества. Капище Марены На это болото приносили пылающие головни и тушили их в елани незамёрзшей трясине , чтобы символически «дать отпор» богине зимней стужи и смерти. Ведь впереди были длинные ночи и короткие дни без солнца, с самых незапамятных времён считавшегося противником всех тёмных сил и другом людей. День Марены День Марены — 1 марта. Замещён днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы» зиму, то есть Морену. Древние славяне не боялись смерти, и зима не страшила их холодами и умиранием природы.

Мара – славянская богиня смерти

Слайд 3 Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана Морена действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».

Перун как бог грозы играл центральную роль. Днем равноденствия 21 марта совершались последние ритуалы в ее честь. Многое из древних традиций было перенято христианством. Так, Мара преобразилась в Марию.

Но в народной памяти осталась как символ круговорота времен года и патронесса судьбы. Образ в Искусстве и Татуировках Образ богини Мары оказал влияние на современное искусство. Его используют в татуировках люди, интересующиеся славянской мифологией. Художники также создают статуэтки и картины с изображением Мары, передавая ее загадочный облик и атрибуты. Это позволяет сохранять память об этом древнем персонаже и передавать его символизм будущим поколениям.

Мара — Покровительница Жизни и Смерти В славянской мифологии богиня почиталась как покровительница зимы. Ее считали воплощением природных сил этого времени года. Также она ассоциировалась с женской силой, плодородием и любовью. Зима рассматривалась как период подготовки к весеннему возрождению. Люди приносили дары и требы — еду, напитки, украшения.

Это было своеобразным ритуалом благодарности и призывания покровительства. В целом, Мара олицетворяла круговорот времен года и жизненный цикл человека — от рождения до смерти. Поэтому ее почитали как хранительницу жизни и предводительницу мира мертвых. Верования и Ритуалы Славянского Язычества Символика оберега богини Морены На обереге изображены символы, наделенные глубоким значением: — Волны, изображающие воды реки Смородины. Это место соединения материального и духовного миров.

По поверьям, скитается в снегах и иногда навещает явь, чтобы сделать своё чёрное дело. Кроме того, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед Морана — богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян.

На небесном уровне жили божества, на земном — люди, подземное царство — мир мертвых, или навь. Царства объединялись общечеловеческим символом — мировым древом. Оно моделирует вертикаль и горизонталь мира, начало и конец жизни.

Четверичная горизонталь соответствует сторонам света: восток — юг — запад — север. Зелёное и сухое дерево представляло дуализм существования — жизнь и смерть. Неразрывность парных двоичных противоположностей создают в мифах противопоставление света и тьмы, верха и низа, правого и левого, солнца и луны, мужского и женского, добра и зла. Полярное двоичное отношение к духам душам умерших было связано с причинами ухода в мир иной. Умерших естественной смертью дедов или родителей, чьи души нашли успокоение в мире мертвых, почитали как покровителей семьи.

Ушедших из жизни насильственной или преждевременной смертью, а тем более самоубийц, признавали враждебными для живущих, потому что их души после смерти остались неприкаянными на границе двух миров. В русском фольклоре это русалки, вурдалаки, упыри. А предком-покровителем был Чур, к нему и в наши дни обращаются дети в игровой закличке о защите: «Чур меня! Мара, следуя своему имени, была злым духом. Мара в славянской мифологии — низший дух Божества у древних славян делились на высшие и низшие.

Пантеон высших богов — единый, что свидетельствует о его формировании в эпоху, когда славяне еще не разделились на три ветви. Высшие славянские боги олицетворяли силы природы, ее мощь и ее стихию. Перун, бог-громовник, олицетворял грозу. Бог-кузнец и дух огня Сварог — небо. Его сыновья Сварожичи — Даждьбог, Дабог и Хорос — очеловечивали солнце.

Брат Сварога — Велес, покровитель скота и хранитель стад, изначально тоже был огненным богом. Низшие божества появились в более поздние времена, их мифологическим пространством стали дом, лес, болото. Древние считали, что низшие духи сопровождают их бытовую жизнь и вмешиваются в судьбу постоянно, с момента появления человека на свет и до его смерти. Одних они наделяли умом, силой, доброжелательностью, других — хитростью, злобой, коварством. Третьих связывали с циклами хозяйственных работ и посвящали им сезонные обряды.

У каждой ветви славян появлялись свои низшие духи. У восточных — берегини, домовые, кикиморы, русалки, лешии. У западных — лесные цари, лихорадки, судички, вилы, моры. Дух мара — исключение. Он известен всем славянам своим недобрым отношением к живым.

У чехов, словаков, поляков существо по имени Марена, Морена, Маржана вызывало ночные кошмары. По преданиям украинцев, Мара, имевшая смутный, неясный облик, невидимой пеленой покрывала людям глаза, сбивала их с дороги, заводила в опасные места, скрывала то, что на виду. Об этом красноречиво говорит современное украинское выражение: «Блудить, як якась мара». В фольклоре русского севера мара подобна кикиморе: страшное, косматое, растрёпанное существо, нечистая сила из потустороннего мира, творящая злые козни по отношению к людям. Между тем со временем Мара стала низшим божеством обрядовых ритуалов.

Как Мара попала в обряды колеса года Славяне, подобно иным арийским народам, понимали круговорот времён года как непрерывную череду борьбы и побед тёмных и светлых сил. Началом годичного цикла у них было рождение нового солнца в весеннее равноденствие — время пробуждения природы, и отсчет колеса года с весенних месяцев сохранялся до 1492 года. Победа света над тьмой, весны над зимой, тепла над холодом воплощалась образом умирающего и воскресающего божества, и таким божеством стала Мара, которую чехи называли вторым именем — Smrtka. Ее возвышение имеет вполне объясняемые истоки: в богиню Мара превратилась из-за соприкосновения славянской языческой картины мира с античной мифологией. Сам же ритуал олицетворения природы и торжества сил плодородия осуществлялся обрядом сожжения чучела, символизирующего зиму, холод, смерть.

Посвящение Мары в божество Ритуал инициации низшего духа Марены-Маржаны в божество случился благодаря находчивости западных славян, владеющих грамотой. В письменных источниках они сблизили ее с античными богинями. Ян Длугош в хрониках «Польская история» ХV в. Древние чехи в фиктивных глоссах из «Mater Verborum» отождествили свою Морану с древнегреческими олимпийскими богинями Гекатой и Персефоной. Первая — верховная богиня луны, колдовства; вторая — богиня плодородия, и обе были богинями смерти — владычицами преисподней и царства мёртвых.

Постепенно в представлениях славян утвердилось несколько версий божественного происхождения Мары. Наиболее популярная признавала ее дочерью бога небесного огня Сварога и Лады — богини весны, весенней пахоты и сева, покровительницы брака и любви, которую ученый мир считает научной фикцией ХV века. Мара — одна из их трех дочерей, рожденных из искр, высеченных Сварогом ударом молота о священный камень. Несостоятельным признано утверждение, что Мара — дочь Кощея, потому что он — персонаж русских волшебных сказок, возникших в более поздние времена. Образ Мары похож на образы других богинь, ассоциировавшихся со смертью и темными силами.

Не случайно, в отличие от верхних богов, у нее не было святилища.

Кто такая богиня Мара?

Богиня Мара (Морена, Марена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Славянская Богиня Мара Великая славянская богиня Мара отвечала за многие важные дела. Богиня Мара персонаж славянских мифов. Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Discovery написал 16 января 2023 в 05:30: "Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы.".

Демон Мара — легенда, происхождение, смерть от демона.

Морана. Славянская богиня 6 класс презентация, доклад Славянская Богиня Мара Великая славянская богиня Мара отвечала за многие важные дела.
Дети мары - Мой Тор Морана – богиня смерти — познаем по порядку Марена (Мара, Морена) ― славянская Богиня Зимы и Смерти, сильная и грозная.

Славянская богиня Марена

Богиня Морана — в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ Славянская мифология. Богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. В древние времена Морана у славян воплощала всевозможные нечистые силы. богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. Марена, Марана, Морёна, Маржана, Маржёна — в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощением смерти (см. Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы. Среди нескольких имен славянских Богинь, которые упоминаются в старинной литературе мы встречаем имя Мораны.

Богиня смерти Мара

Физические символы, которые представляли это божество, были куклами, сделанными из натуральных материалов, таких как дерево или соломка , а также воды в форме льда и снега. В древнеславянских обрядах смерть Марены знаменует конец зимней стужи. Это событие символизирует возрождение тепла или, как полагают, богини Костромы, также известной как Лада или Весна, которая олицетворяла приход весны. Имя и этимология Имя Марзанна имеет протоиндоевропейский корень, где «мар» или «мор» означает смерть. По мнению некоторых славянских фольклористов, имя богини могло быть первоначально связано с римским богом войны Марсом, имя которого можно встретить в различных формах, таких как Мамерс, Мармор или Мамуриус.

Схоластические индоевропейцы связывают Марену с Марсом, поскольку он изначально был земледельческим божеством. Корень названия также связан с латинским «mors», что означает «смерть», и русским «mor», что переводится как «мор». Другие теории связывают богиню Мару с германским и славянским злым духом «кобылой», который, как полагали, вызывает ночные кошмары и сонный паралич. Вам может понравиться: Самые распространенные страшные сновидения — ТОП-10.

Слово «мара» означает «сон» на украинском и белорусском языке. Но термин также может интерпретироваться как «видение» или «галлюцинация». Сжечь или утопить? На территории Польши, Словакии, Литвы и Чехии существовал традиционный ритуал утопления и сжигания чучела Марены в конце зимы.

Этот языческий обряд присутствует и сегодня.

Да только сердцу Морены оказалась ближе тёмная магия, не захотела она становиться светлой Богиней. Так начинается история Морены, Богини Зимы и Смерти. Здесь подробно пересказывать её не будем, посоветуем для того прочесть книгу сказок «Боги и Люди». Дальше многое случилось. Почти в каждой истории, в каждой северной быличке упоминается Морена. Словно, все беды случаются по её велению. Богиня Морена у славян насылает сестер-лихоманок, духов болезней, покрывает землю снегом, замораживает посевы, а, бывает, поцелует Морена человека да заморозит его сердце. Вот, к примеру, часть сказки из книги «Что знают Боги?

Из своего зимнего дворца она видела засыпанные снегом по самые крыши избы, только из некоторых труб тонкой струйкой вился слабый дымок. И снег искрился и переливался, отражая холодное сияние ночного светила, да звёзды посверкивали в холодной глубокой вышине. Всё замерло в ожидании рассвета. Но что он принесёт людям, которые с Карачуна находятся в снежном плену? В Коляду, разгребая снег от избы к избе, люди ещё смогли поприветствовать приход Вышнего Бога, принёсшего людям знания Вед. Но, уже наутро, снег начал опять падать, и так продолжалось много дней. После снегопада наступили жуткие холода. Небо вызвездило, деревья закутались в толстый слой инея, а воздух холодом так обжигал, что невозможно было его вдохнуть. Люди попрятались по домам, сохраняя крохи тепла, экономно расходуя топливо, запасённое с лета и сложенное в клетях.

И снова на всю ночь начался снегопад: видно разверзлись небесные закрома, где снег хранился, да и высыпался весь запас разом. Некоторые избы ещё можно было найти по торчащей дымовой трубе, а другие — засыпало с верхом. Жутко и страшно было бы всем, кто мог увидеть эту сказочную красоту, которая обещала и голод, и холод. Но для Богини Зимы и Смерти приятней не было картины! Она, глядя из своего сверкающего ледяного замка на притихшую Явь, злорадно усмехалась: — Сладкого вечного сна! Не дождаться вам Ярилы, не придётся вам Лёлю, Богиню Весны, выкликать! Все вы к этому времени в Навь переселитесь! Только я, Морена, буду разгуливать по всей Яви, да застилать все пути-дороги ледяной позёмкой! Кажется, одни беды от Морены.

Почему тогда Богиня Морена в славянской мифологии не побеждена раз и на всегда? Морену, Богиню Зимы и Смерти, считают причиной болезней людей и скота Легенды и мифы о славянской Богине Морене Самый известный миф о Богине Морене — миф о превращении её в чудовище вместе с сестрами Богиней Лёлей и Богиней Живой и о возвращении сестрам прежнего облика. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. Чаще всего её описывают как красивую молодую женщину с белой, как снег, кожей и темными волосами, черными, как небо зимней ночью. Богиня Морена описывается высокомерной, красивой и одновременно пугающей. Много северных быличек посвящено тому, как Морена-Зима хотела захватить власть над миром Яви, править вечно. Богиню Морену всегда обижает, что её почитают меньше, чем Лёлю-Весну, что её прихода не ожидают с нетерпением и радостью.

Известную колдунью Моргану также ассоциируют с Мореной.

Нетрудно заметить созвучие со словами «мор», «морок», «морочить», а также связь с такими понятиями как «смерть» и «тьма». Внешний вид В зависимости от времени года Марену описывают в двух ипостасях. Начиная с осени, это красивая девушка с бледной кожей, длинными волосами и глазами цвета ночи. Одета она в белоснежное или лазурное платье. В конце зимы богиня обретает вид ветхой старушки в черных одеждах. Место проживания Морена обитает в царстве потустороннего. В культуре древних славян его называют «навью». С конца осени и до начала весны богиня властвует в нашем мире, который именуют «явью».

Способности Кроме вышесказанного Морена связана с болезнями и их исцелением. К ней часто обращались с просьбами о выздоровлении, особенно — от сезонных зимних заболеваний. Также, эта богиня способна остановить заморозить любой процесс. Когда негативная ситуация набирала обороты и беды сыпались снежной лавиной, Морану просили это прекратить. Иногда ее именем закрепляли обещания и сделки. Покровительство В культуре древних славян Морена считалась покровительницей ведовства и целительства. Она помогала любознательным людям получать ответы из мира нави. Богиня благоволит смелым и целеустремленным — оказывает помощь в достижении успеха, а также способствует исцелению от излишней гордости.

Славяне не боялись ее, а почитали. Считалось, что Богиня всегда рядом и напоминает онеумолимом ходе времени. В отличие от Чернобога, Морена не является пленницей Нави и может спокойно пересекать границу миров. Также Мара дает наставления ступившим на Золотой Путь. Среди людей Богиня появляется редко. Славянская Богиня Смерти меняет свой облик в зависимости от времени года. В этот период Мара носит одежду белого либо лазурного цвета. Однако к концу зимы она превращается в невыносимую ворчливую старуху, одетую в черные лохмотья. Состарившаяся Морена не готова уходить и освобождать место Весне, поэтому она прибегает к различным хитростям и уловкам, чтобы холода длились как можно дольше. Богини смерти подвластно движение времени, не только в рамках одного индивида, но и в глобальных масштабах.

Забрать жизнь может как у смертных, так и у бессмертных существ, также в ее власти даровать новую жить. Перед смертью люди часто получают предупреждение о ее приближении. В приданиях славян освещен такой аспект.

Мара — кто она?

Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором). Морана – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Морана заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом (Кощеем). Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы.

Морена – богиня тьмы с прекрасным ликом

А если учитывать, что Кощея отождествляют чаще с Чернобогом, то Мара у нас выходит по батюшке Чернобоговной. Итак, миф второй — богиня Мара дочь Сварога и приходится любимой сестрой громовержцу Перуну. Ну во всяком случае, то что Мара относится к первому поколению Ясуней бесспорно. Да и Мара Свароговна, звучит как-то более солидно, нежели Мара Кощеевна. Только тогда непонятным становится с какой это вдруг радости, дочь самого светлого бога, выбрала тёмную стезю для себя. Сомневаюсь, что её подначивал Дарт Вейдар перейти на тёмную сторону, ну да ладно. Кстати у этого мифа аж две вариации. В одной, Мара приходится дочерью не только Сварогу, но и Ладе. Согласно второму варианту, богиня Мара приходится сестрой Ладе, и была подобно ей, рождена от первых искр, которые от Алатыря камня полетели после ударов молота Сварожьего.

Итак, миф третий — Мару не рожал никто, ибо она тьма, а тьма вечная и из неё была рождена вселенная. Тут мы имеем дело с наседкой Золотого Яйца мироздания, из которого вышел Великий Род. Итого, Мара у нас матушка всего сущего и несущего, ибо она родила самого Рода. Задаём очень важный вопрос: какая связь тогда между богиней Марой и богом Вышенем, который вроде как первоисток всего. Тут либо Мара женская ипостась этого первобога, либо сама по себе существующая, без всякого начала и равная Вышеню богиня. В пользу этой теории некоторые приводят следующую трактовку имени богини. Мол Ма-Ра — это мать огня первозданного, то есть Ра. Судите сами.

Дальнейшее обсуждение выходит за грань земной орбиты, поэтому на этом мы, пожалуй, прервёмся и перейдём к личной жизни богини Мары. Тут у нас кандидатов на руку, сердце и всё остальные конечности и органы богини, предостаточно. Первым кандидатом в мужья богине Маре приписывают небезызвестного Кощея. То ли инцестом попахивает, то ли тёмный владыка посватался к самому Сварогу. Одним словом, неважно. Есть даже легенда, как хитрая Мара одолела Кощея и сковала его заговорёнными цепями в Навьем мире. Согласно легенде, дело было так: похитил однажды Кощей Бессмертный трёх прекрасных царевн ну видать скучно было ему в царстве своём тёмном. Так вот ринулись в тот же час спасать прекрасных дев три удалых молодца богатыря: Зорька, Вечорка и Полуночка.

И вышел к ним на бой ужасный Горын, да брат его Кощей. Бились богатыри отважно, да только силы неравны были. И тогда решил вмешаться светлый Даждьбог и ринулся он в Ирийские сады, просить помощи у Мары, что ведуньей великой была. Обещал бог красавице богине любое желание исполнить, если поможет она врага окаянного одолеть. Смолчала в ответ Мара и пошла прочь от садов цветущих. Спустилась она в мир Яви да в лес дремучий вошла, к подруге своей сердечной — Ягине в гости. И не знал никто, что дружбу водили две богини-ведуньи. В доме Ягини был тайный ход в Навий мир, которым богиня Мара и воспользовалась.

Спустилась она в мир подземный, и бойню остановила. Предложила она Кощею себя вместо заточённых царевен и богатырей изнеможённых. Согласился Кощей Бессмертный, слишком люба ему тёмная дочь Сварога оказалась. И вот ушли богатыри с царевнами прочь, а Мара говорит Кощею, что ведает она секрет смерти его, что в яйце спрятана. Взмолился Кощей, не рассказывать некому эту тайну, а Мара знай хитро очами своими щурится. Возьми тогда меня в жёны, сказала она Кощею, и решил тот, что царицы для царства своего ему лучше не сыскать. Принёс он две чары, до краёв полные вином, да только украдкой подсыпала Мара в вино хмельные травы. Выпил Кощей вино, заговорённое и замелел, а Мара в темницу его поволокла и сковала двенадцатью цепями.

Выбралась из Навьего мира Мара, и заставила Даждьбога женится на себе, да только не долго семейное счастье продлилось.

Ведь не было у Кощея смерти! Ему голову рубят богатыри, а она опять вырастает, руки-ноги секут ему, а они вновь невредимы, да и туловище Кощея тоже не гибнет от ран. Вновь затягиваются раны, и опять полный сил идёт на богатырей Кощей. И тогда светлый Дажьбог, узнав, как дело оборачивается, помчался в Ирий небесный к холодной дочери Сварога и Лады, к тёмной красавице Морене, богине смерти. И сказал он ей такие слова: - Ты, Морена, — ведунья великая, тайны смерти тебе открыты, уж не знаешь ли ты, Морена, и Кощеевой страшной тайны! Повернулась к Дажьбогу Морена, по цветущему лугу гулявшая, и сказала, как холодом дунула: - Знаю я, удалой Дажьбог, много тайн и страшных заклятий. Только негоже, светлый Дажьбог, открывать их тебе без надобности - Помоги мне, Морена-красавица, лишь с Кощеем подземным справиться, — во второй раз попросил Дажьбог. А не то в мире Нави, Яви и Прави случатся великие беды.

Небо с землёю перемешаются, и законы мира нарушатся! Ты же в благодарность за сделанное проси у меня чего хочешь! Тут задумалась Морена холодная, ничего Дажьбогу не ответила, но спустилась на землю с Ирийских небес. По нехоженым тропам и стёжкам пошла одна в дремучий бор. Там в заповедном его уголке стояла избушка заветная, а избушку ту выстроила Яга, дочка Виева, что командовала всякой нежитью. И никто не знал из ирийских богов, что давно уже дружбу водила с Ягой Виевной богиня смерти, Морена холодная. Через ту избушку тайную вёл в подземное царство тайный ход. Этот ход для Морены Свароговны открыла дочь Вия подземного, и пошла Морена по царству мрачному прямо к логову Кощея Чернобоговича. Ну а Зорька, Вечорка, Полуночка уж совсем из силушек выбились.

Вот-вот победит их Кощей. Только вдруг пред бессмертным разбойником встала Морена- чудесница. Остановился бой. Теперь я буду у тебя пленницей! Несказанно обрадовался Кощей, растворил темницу подземную, и вышли оттуда богатырям навстречу три царевны-девицы. Свои царства — золотое, серебряное и медное — скатали царевны в яички и взяли с собой. А Морену, богиню зимы и смертного холода, Кощей увёл в свой подземный дворец. Вот идут богатыри, ищут выход из царства Навьего, а за ними идут след в след три освобождённые пленницы. Трудно в царство войти подземное, но ещё труднее из него выбраться!

Не поможет им теперь и Время-старичок, потому что никому, даже богам, не дано войти в царство подземное и выйти из него одним и тем же путём. Надо им другой путь искать. Только видят вдруг богатыри — растёт вверх корнями чудесное дерево, а на дереве том - гнездо, а в гнезде сидят три птенца-несмышлёныша. А под деревом вьются-ползают змеи-аспиды. И один птенец выпал тут из гнезда, и хотели уже его змеи съесть, да не дали свершиться богатыри на глазах у них злому умыслу. Отогнали подальше змей, посадили птенца обратно в гнездо. И в тот же самый миг задрожала кругом земля, раздались под сводом земным крики жуткие, зашаталось чудесное дерево — то летела домой, махала крыльями птица Могол с железными когтями.

А оно расшифровывается совершенно удивительным образом - «Ма-Ар Ра». В нем «Ма» означает мать, женщина, «Ар» - это значит радеющая, плодородная, «Ра» - означает видящая суть вещей, обладающая душой. Посему становится понятно, что Марена вовсе не было воплощением зла, как некоторые ее себе представляют. Но есть и такие мифы, в которых о Марене говорится не только плохое. Ее также называли богиней Веда, которая не любит душевный смрад, лицемерие,Она была единственной богиней, которая могла разглядеть в человеке одновременно и дурные и хорошие качества. И она всячески старалась помочь каждому развить в себе именно положительные качества. Но, к сожалению, это ей не всегда удавалось. Случалось так, что темная сторона брала верх над сущностью человека. В этом случае Марена могла превратить человека в лихомана, то есть он становился разбойником, пиратом или вором, а иногда в него вовсе вселялась нечисть. Хотя, конечно, Марена могла просто уничтожать таких людей. Однако она не делала этого, полагая, что эти лихоманы должны существовать в назидание людям, чтобы те помнили, что плохие поступки всегда влекут за собой страшные и зачастую необратимые последствия. Как гласят древние сказания, владения Мары Марены находились за черной Рекой Смородиной, которая разделять Явь и Навь и через которую перекинут Калинов Мост, который охраняет Трехглавый Змей. Мара способна прекращать течение времени, как в глобальных масштабах, так и локально.

Именно зима — это время властвования Мары, вьюга — колыбельная Богини спящему лесу, холодами и морозами мучила она природу и обитателей леса. Зима именно то время, когда из мира Нави она приходит в Явь. Древним славянам не было свойственно разделять мир на «чёрное» и «белое» несмотря на несколько дуальное представление о мире. Всё всегда было взаимосвязано и восприятие времени было цикличным. Зима древними славянами воспринималась, как смерть за которой обязательно следовала весна — рождение и новая жизнь. Именно поэтому смерть рассматривалась лишь, как один из этапов круговороте бытия. Потому считать Мару негативным персонажем в пантеоне Богов категорически неправильно. Мара забирала жизни, но также даровала славянам воскрешение, о втором пункте многие предпочитают забывать. Говоря о внешности Мары, то в зависимости от сезона она выглядела по-разному. Поздней осенью, в ноябре, она являлась как юная прекрасная девушка, бледная и с длинными черными волосами, в белых лазурных одеждах, но к концу зимы она превращалась в слабую истощенную старуху-нищенку, одетую в лохмотья, не желавшую уступать весне и всеми силами старающуюся удержать в Яви вечную зиму. Отсюда пошел обряд сжигать чучело на костре на Масленицу, чучело как раз старухи-Мары, чтобы она поскорее ушла и уступила место весне. Богиня Мара описывалась высокомерной, суровой и властолюбивой, желающей править вечно. Все это конечно так, но помимо этого Мара —Богиня справедливая и благоволящая тем, кто её уважает. Символы Мары — это в первую очередь серп или коса, которыми она жнет жизни. Помимо этого у Мары есть своим символы и обереги — зигзаг волны Мары — главный символ богини.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий