Мара в славянской мифологии Мара в славянской мифологии Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана.
Мара — богиня Смерти в славянской мифологии
Discovery написал 16 января 2023 в 05:30: "Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы.". В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары. Марена (иначе – Мара, Морена, Морана) в славянской мифологии – богиня смерти и зимы. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора.
Защитные свойства амулета Мары
- Мара-Марена – богиня смерти. » Боги Славян
- Морана(мара)-Богиня смерти,Славянская мифология слушать онлайн на Яндекс Музыке
- Морена и Чернобог — Властители Нави
- Морана. Славянская богиня 6 класс презентация, доклад
Мара — богиня Смерти в славянской мифологии
Славянская Богиня Мара - Богиня Смерти. Мифология, Символы и Ритуалы | В славянской мифологии есть упоминание о том что богиня смерти собирала души павших на поле боя. |
Мара — богиня Смерти в славянской мифологии | Морана – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. |
Богиня Морена, Мара , Мaрена богиня смерти, Нави
Кроме того, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед Морана — богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Кроме того, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом.
Ряд авторов, которые старались пополнить панте- он славянских богинь, в кабинете создавал имена, такие как: Девана, Летница, Лютица, Хлипа, Рожаница, Морена. Здесь я сосредоточусь на образе Морены, которая появляется под разны- ми именами — Мора, Морена, Мара, Марена, Мажана. Марцаны нет между бронзовыми идолами по- лабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных ста- туэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники. Впервые богиня Марзана Marzana упомянута в хронике Яна Длугоша Анналы, или хроники великих королей Польши Annales seu cronicae incliti Regni Polonie , написанной в 1460 г. В главе первой книги об основании Лехом столицы в Гнезно и о богах, которых в те времена почитали поляки, бывшие ещё язычниками, Ян Длугош Марзану связал с Церерой, древнерим- ской богиней урожая, плодородия и жатвы.
В антические времена греческую Деметру и римскую Цереру изображали с фруктами. Ее дочку Прозерпину у греков Персефону похищают, и она неплодородную часть года проводит в подземелье. Александр Гейштор в книге Мифология славян, вслед за Путканским, пытает- ся найти «зерно правды о религиозных представлениях» в записях Длугоша Гейштор 2015: 32. Йохим Бельский в своей Польской хронике 1597 г. Они также Марцану не называют богиней смерти и не вспоминают о дочери, которая соответствовала бы Прозерпине. Naruszewicz Historya 1. Авторы считают: Необходимо все-таки допустить, что кажущееся смешение омонимичных корней в самом деле является отражением древней полисемии.
В первобыт- ном мышлении граница между сном, смертью и судьбою является довольно нечеткой. Сон рассматривается как промежуточное состояние между жиз- нью и смертью, поскольку умершие продолжают жить во сне их живущих родственников и знакомых. Такой вид сознания характерен для самой арха- ичной культуры человечества Белетич, Лома 2013: 71. На основе более поздних фольклорных собраний Татьяна Агапкина пи- шет об уничтожении Марены у словаков, чехов и поляков, не делая вывода об отождествлении их чучел с богинями Агапкина 2002: 581, 600—608. Когда и как добрaя богиня плодородия Морена превратилась в богиню унич- тожения и смерти? Михал Френцел, лютеранский проповедник и переводчик новозаветных текстов на лужицкий язык Марзану Marzana называл суеверием поляков Силезии и Лужици Rerum Lusaticаrum 1719: 82. Абрахам Френцель, опираясь на поль- ские летописи, называет Марзану богиней смерти Vocatur autem Mors seu Nex Dea Slavorum , но он думает, что имя богини польские авторы ошибочно пи- сали с буквой «а», потому что ее звали Morzana, Morzawa Rerum Lusaticаrum 1719: 223.
В исследованиях русских древностей филолог и поэт Андрей Кайсаров в книге на немецком 1804, Versuch einer Slavischen Mythologie , а потом и на руском Мифология славянская и российская 1807, 1810 упоминает Марцану. Он ссылается на Длугоша и польскую версию имени богини: Длугос говорит, что поляки усердно чтили Марцану, как богиню жат- вы. Френцель напротив того утверждает, что Марцана была богиня смер- ти. Это мнение доказывает он следующими словами Шнейдера. Славяне в Мейсене по обращении своем в христианскую веру, в четвертое воскресе- нье поста наткнули на колья изображения Марцаны и Зивонии, с печальным пением и жалобным голосом носили их торжественно и наконец бросали в воду предполагая, будто через то самое молодые жены становились плодо- родными, город очищался, и от жителей в том году отвращалась язва и дру- гие прилипчивые болезни. Гуагнини же сравнивает нашу богиню с Венерою. С кем согласиться?
Кайсаров потом продолжает, упоминает Френцеля и приводит примеры славян из немецких краев: Если словопроизводство в сем случае может дать объяснение, то Френцелево мнение кажется мне всех достовернее. По-русски «морю» умерщвляю , по-богемски «мру» умираю , «мрцавати» оледенеть, замерз- нуть. Пусть это божество и было Венерою славян, как думает Гуагнини, или Церерою их, по мнению Длугоса; но для чего ж они сопровождали сие тор- жество печальными песнями, когда мы уже знаем по римской мифологии и по самому предмету, что обе богини приносили радость? Кумир сего боже- ства вместе с другими был уничтожен в 965 году Мстиславом, обратившим- ся в христианскую веру. Кайсаров 1810: 128—129. Кайсаров соглашается с Френцелем из Лаузица Лужицы , что Марзана бо- гиня смерти. Николай Михайлов замечает его недостаточно досто- верные этимологии теонимов Михайлов 2017: 27.
Брат Михала Френцеля, филолог — Абрахам, которого Кайсаров в обзоре предыдущих исследований хвалит как более знающего, пишет о Марцане как о богине смерти. Кайсаров добавдяет свои любительские, уже русские этимологии. На Вацлава Ганку могли повлиять книги Френцеля или Кайсарова, когда де- лал подделку богини смерти в якобы чешских древностях. Подделка Ганки уда- лась и быстро прославила его в славистике эпохи романтизма. Об открытии старой рукописи в церковной башне городка Двур Кралове над Лабем Ганка объ- явил в 1817 году, а первое издание Краледворской рукописи напечатано в 1819 году. Потом печатались издания на чешском в 1829, 1835, 1843, а одновремен- но начали появляться многочисленные комментарии и переводы на славянские языки Некрасов 1872. Морена появляется в 4-ой песне Краледворской рукопи- си, в которой описывается бой воеводы Честмира и Власлава — врага пражско- го князя Неклана.
Поэт-создатель и его соавтор Йозеф Линда в 217 стихе связа- ли смерть, Морену и ночь. В сопроваждающих словарях отмечено, что Морена, Марана — богиня смерти. В этой песне представлена борьба язычников Забоя и Славоя против насильственной христианизации. Поддельщики здесь связали в оппозиции Весну и Морану po puti wsiei y uesni po moranu 6, стих 40; Некрасов 1872: 88. Эти божества якобы олицетворяют молодость и смерть, и именно та- кая и подобные оппозиции в будущем будут сильно укрепляться. Но вклад Ганки в утверждение Мораны как богини чехов-язычников тут не заканчивается. Средневековая энциклопедическая рукопись на латинском языке была пoдарена в 1818 году библиотеке чешского Народного музея.
Происхождение Мары На сегодняшний день мы доподлинно не знаем точное происхождение этой богини. Однако существует несколько версий ее происхождения. Каждая из них является столь же правдоподобной, сколь и вымышленной. Каждая выглядит интересно, но на каждую находятся свои противоречивые данные. Давайте же рассмотрим все версии происхождения данной богини. Согласно одной из теорий, Мара является представительницей высшей и старшей категории славянских богов. В этой версии богиня являлась богиней тьмы изначально и именно из этой тьмы и зародился свет, а уже с него — жизнь. Данную версию частично подтверждают ведические источники, ибо у них также упоминается космический бог Мара, но там он выступает демоном тьмы. Так что, либо Мара — это его перевоплощенная сущность на земле, либо это просто случайное совпадение имен.
Есть теория, в которой Мару называют дочерью Кощея. Но и тут все выглядит достаточно неправдоподобно. В теории — Кощей также относился к темным богам и вполне мог быть отцом Мары. Но есть древние упоминания о том, что Мара и Кощей были женаты. Это у европейцев в порядке вещей, когда родители женились или выходили замуж за собственных детей, а у славян инцест не поощрялся. Есть версия, что Мара — это дочь Сварога и Лады. В теории — это вполне вероятно, но на практике — уж слишком сильна была Мара, как для младшей богини. По силе она не уступала ни Ладе, ни Живе, так что эта версия тоже маловероятно Одной из самых ходовых и распространенных версий является то, что Мара являлась сестрой Лады и Живы. Все они были созданы из искр, которые появились в результате удара молота Сварога по Алатырь-камню, о котором мы писали в одной из предыдущих наших статей.
А вот если делать упор на славяно-арийские легенды и мифологию, то вполне можно предположить, что Мара — это дочь Черного Змея и Ящера — повелителя подземного мира. Становление и значение Мары в славянской мифологии Какую бы теорию происхождения богини вы не брали за основу, а в любом случае своей родословной она может гордиться. Не удивительно, что впоследствии она заняла очень важную точку правления.
Покровительница «морока» и холода была рождена среди светлых божеств. Отцом ее был Сварог, а матерью Лада. У Маржаны были 2 сестры и один брат. Леля, покровительница весны, любви, девичьей честности. Жива в славянской мифологической традиции олицетворяла лето, плодородие и радость.
Братом божественных красавиц был бог справедливости Перун. Темное перевоплощение Силы Тьмы завидовали благополучию светлых божеств. Скипер-зверь — владыка надземного Пекла, напал на Перуна и закрыл его в погребе. Богини Морана, Леля и Жива попали в плен к этому получеловеку-полускорпиону. Посланник Хаоса наслал чары на богинь, и они превратились в чудовищ. Не только внешность Мораны изменилась. Характер дочери Сварога подвергся радикальным трансформациям. Как раскрылась новая сущность Мораны: светлое божество забыло о своем происхождении; дочь Сварога стала жестокой и постигла тайны черной магии; как и ее сестры, Марджана командовала войсками Скипер-зверя.
Теперь она хотела подчинить себе мир Яви. Перун, освободившись из заточения, одолел Скипер-зверя в поединке. Затем он расколдовал своих родственниц. Леля и Жива снова стали добрыми божествами. К Моране вернулся облик прекрасной девы, но она не захотела отказываться от темной магии. Уйдя в Навь, Морана стала покровительницей увядания, зимы и гибели. Роль Мары в пантеоне богов Новые обязанности Марены, «зимней» богини: отбирать у женщин способность к зачатию; губить людей; погружать мир Яви в холод; вымораживать посевы; насылать мор на скот; морить людей голодом и болезнями. В отличие от Ярилы и Живы, олицетворяющих солнечную энергию жизни, Морана представляет собой торжество Мертвой Воды, небытия или Мари.
Владения Маржаны простираются за черной рекой Смородиной. Река эта разделяет миры Явь и Навь. В некоторых мифах она изображалась в черно-белом одеянии как символ неразрывности начала и конца. Повелительница увядания и холода тождественна греческой богине Гекате. Ее качества характера: жажда власти; тяга к магическим знаниям; уважение к силе и доблести: славянская «Снежная Королева» отличается коварным нравом, она играет людскими судьбами и не испытывает ни к кому привязанности, но изобретательный маг, не боящийся загадок Мораны, может снискать ее покровительство; бесцеремонность; проницательность; темная сексуальность — выражение «залюбить до смерти» очень хорошо подходит этой сущности, если Морана поцелует земного мужчину, его сердце заледенеет; неприязнь к веселью, радости и цветению. Покровительница холода обижается, что люди не ждут ее с нетерпением, как ожидают ее сестру Лелю. Ее излюбленное развлечение — окутывать землю метелями. Желая наказать людей, Маржана могла вызвать падеж скота в деревне.
У славян есть немало легенд о том, как горделивая красавица пыталась захватить власть над миром, но светлые божества, Ярила и Леля сдерживают необузданные порывы Мораны. Супруг Мораны Спутником мистической сущности стал Кащей — покровитель зла и гибели.
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
Также, темная богиня водила дружбу с Ягой - женой Велеса. Согласно легендам Мара отдавала Яге души людей, а Яга взамен позволяла богини смерти спускаться в Навь мир, в который по законам ни бог, ни живой человек не имели хода. Также Мара и Яга вместе практиковали чародейство: контроль над стихиями и различными энергиями. Способности Мары Мара способна прекращать течение времени в глобальных масштабах, так и локально.
Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь, даже у бессмертных существ в том числе и у богов. С другой стороны, она также способна даровать бессмертие. Как и большинство богов Мара превосходная волшебница способная полностью изменять окружающий мир, но лишь на время.
Сложно сказать насколько негативно или позитивно славяне оценивали образ Мары. Богиня неоднократно спасала мир, но также неоднократно практически губила его. Скорее всего она воспринималось как существо стоящей выше таких понятий как добро и зло.
Хотя в славянских сказках и былинах она неизменно предстаёт злодейкой. В них она может принимать облик других девушек, принять богатырей и напакостить главным героем. Но неизменно добро побеждает зло и Марана оказывается проигравшей.
У Марены не было святилища, как у других богов.
В то время к Марене сватался Кащей, но Дажьбог так распалился страстью, что решил отбить у соперника прелестницу. Однако Марена не собиралась становиться женой Дажьбога. А Тарх Дажьбог всего-то сын русалки. Когда Тарх стал слишком уж ее донимать, она предложила ему выпить заговоренный мед. Только Дажьбог его выпил, у него на голове заветвились рога - и Дажьбог обратился в Златорогого Оленя. Об этом событии люди вспоминают в середине лета, в день Медового Спаса.
Не стучит, не гремит копытами, А каленой стрелою летит Олень! У Оленя копыта серебряные, У Оленя рога - красна золота! Нужно в воду Оленю копытом ступить, Тем копытом серебряным воду студить?
Чучело Марены одето в женскую одежду и поджигается или топится в реке а иногда и то, и другое. Кукла может быть маленькой, размером с марионетку, или оно может быть похоже на манекен. В «Варшавском голосе» англоязычная газета в Польше и Центральной Европе писатель и репортер Том Гэлвин описывает свой опыт народного ритуала, проводимого в честь Марены. По словам Гэлвина, местные жители создали большую фигуру женщины из лохмотьев и обрывков одежды.
Затем ее бросили в реку в первый день весеннего календаря. По словам репортера, очень часто чучело языческой богини сжигают вместе с травами прямо перед утоплением. Также упоминается двойной обычай, когда местные девушки украшали сосну цветами и разноцветными шарами, а затем носили ее по деревне. Местные жители также разделяли многочисленные суеверия относительно утопления Марены, например, что нельзя касаться чучела, когда оно находится в воде, или смотреть на него по дороге домой. При этом считалось неудачей, если кто-то споткнется или упадет в процессе ритуала. Антропологический анализ утопляемых и сжигаемых чучел показывает, что эти практики произошли от обрядов жертвоприношения, направленных на выращивание богатого урожая. Вера в то, что сжигание символа, изображающего богиню Марену, однажды устранит всякие неприятные аспекты его присутствия, в данном случае зиму, и, таким образом, принесет новый расцвет весной, — это колдовская практика, которую антропологи описывают как подражательную магию.
В исторических записях тех лет утопление Марены описывается как ритуал с соломенным чучелом, увешанным безделушками и красивыми тряпочками, лоскутками и лентами. Чучело передавали группе детей, украшали зелеными можжевеловыми ветками, а затем возили его по деревне на тележке. В процессе шествия «богиню» по пути окунали в ручьи или лужи.
Как и в народных сказках, герой нарушает запрет, и это приносит беды. Некоторые утверждают, что Германцы и Скандинавы именно от славян заимствовали сво- их богинь смерти. Они приукрашивают Мару многими символами, родствен- никами, свойствами, настолько разнообразными, что образ иногда рассыпает- ся.
История возникновения образа и его расширения связана с подделка- ми славянской мифологии от Длугоша до Ганки и от Ганки до Велесовой кни- ги и новейших подделок. Имена Мара, Марена, Мора, Морена распространяются начиня с романтических подделок. Литературная судьба Мары Морены, хотя и опирается на выдумки подделок, перерастает свои источники и перерастает в новые образы и их символику. Использованная литература Агапкина, Татьяна. Мифопоетические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл, Москва: Индрик, 2002.
Mifopoеticheskie osnovy slavianskogo narodnogo kalendaria. О паганским боговима у непаганска времена. Београд: Алма, 2016. O paganskim bogovima u nepaganska vremena. Beograd: Alma, 2016. Поэтические воззрения славян на природу.
Москва: Индрик, 1994. Moskva: Indrik, 1994. Лома, Александар. Гура, О. Белова et al. Slavica Svetlanica.
Язык и картина мира. К юбилею Светланы Михайловны Толстой. Москва: Индрик, 2013, 56—75. Loma, Aleksandar. Gura, O. Belova et al.
Slavica Svetlanica Iazyk i kartina mira. Moskva: Indrik, 2013, 56—75. Хронике славеносрпске. Ана Кречмер прир. Hronike slavenosrpske. Проблеми на българския фол- клор.
София, 1980, 108—113. Sofiya, 1980, 108—113. Язык и миф. Москва: Индрик, 2005. Iazyk i mif. Moskva: Indrik, 2005.
Мифология славянская и российская. Москва, 1810. Moskva, 1810. Начертание славянской мифологии. Костомаров ред. Kostomarov red.
Василь Пачовський. История славянской мифологии в XX веке. Москва: Индрик, 2017.
Богиня Морена, Мара , Мaрена богиня смерти, Нави
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы - Блог Екатерина Попова-Гамаюн | Богиня Морена играет важную роль в славянской мифологии. |
Морана: Славянский гороскоп | В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары. |
Славянская богиня Морена. Черно-матерь славян | Богиня Морана в славянской мифологии. |
Богиня Морена, Мара , Мaрена богиня смерти, Нави | могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. |
Морана – богиня смерти в славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством. | В славянской мифологии эта богиня была связанна с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, повторяющимися из года в год. |
Кто такая богиня Мара?
Вы узнаете, что Морена — богиня смерти и зимы в славянской мифологии. Богиня Мара в славянской мифологии представлялась как молодая девушка со светлой кожей и черными прекрасными глазами. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии — это воплощение смерти, ночи, зимы. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Мара-Морена издревле почиталась как Тёмный Лик Великой Богини — Матери всего сущего. Морена богиня славян.В других славянских легендах у россиян говорится, что Морана живёт в зеркальном дворце, к которому можно добраться только через Калиновый мост. Морена (Мара, Марена, Моржана, Морана) – славянская Богиня Зимы и Смерти.
Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?
Серп, которым Морена подрезает Нити Жизни, символизирует смертность. Вместе с тем, серп несёт в себе значение плодородия и урожайности. Женщина в чёрных рваных одеждах олицетворяют собой тоску, болезнь и траур, девушка же в светлых одеждах — молодость, красоту, жизнь и радость. Коммуникативные средства создания образов и символов Народное гуляние, фотография Древние обряды как ничто лучше отражают в себе образы славянской мифологии. Не обошли стороной они и богиню Морену.
Во время празднования Ивана Купалы, например, сжигалось чучело, наречённое именем Морены. А в определённый день ранней весны, все женщины, и старые, и молодые, выходили в огороды, и долго гонялись с мётлами в руках за невидимой Мараной, выгоняя её прочь, а с ней и надоевшую зиму. Когда Марена уходит в свои Ледяные Чертоги, на второй день после дня Весеннего равноденствия происходит пробуждение Природы и жизни. Упоминание о Морене можно встретить в мифологии разных стран и народов.
Буддийское божество Мара олицетворяет собой зло. Недобрую фею Моргану из легенд о короле Артуре помнят многие. У древних кельтов была Морриган, забиравшая души воинов с поля битвы. В русских народных сказках Морана в образе «злой девки Маринки» искушала богатыря Добрыню.
Мрачное обиталище Бабы-Яги, окружёно насаженными на колья человеческими черепами, символами Мары. Снежная Королева из сказки о Кае и Герде — никто иная, как богиня Зимы. Мара упоминается в некоторых современных славянских песнях, например, в «Богине Смерти» Талиона. Несмотря на своё недоброе значение, именами Морена, Мара нередко называют в семьях девочек.
Не смогла устоять перед влюбленным Дажьбогом Марена и вышла за него замуж. Но после свадьбы Марену похитил у Дажьбога оскорбленный соперник Кащей. Дажьбог пустился в погоню за похитителем, но Марена и Кащей всякий раз обманывали его - сбрасывали в Пекло, обращали в Камень, и в конце концов распяли на Алатырской горе. И от того все более лютыми делались морозы, и землю заметала пурга. Дажьбога каждый раз выручали друзья - конь Кологрива, отец Перун, богиня весны Жива.
В нем, по преданию, была заключена Смерть Кащея. После того как Дажьбог расколол Золотое Яйцо, пришло время освободить мир от скверны, очистить его в огне и водах. В нем и сам Дажьбог, и Кащей. Со смертью Кащея и Мары Явь восторжествовала над Навью.
Мара, Морена, Марена, Морана… У разных народов Земли есть богини с похожими именами, несущие смерть и или отвечающие за правосудие. Поляки называют владычицу тьмы Моржаной, чехи — Мораной, мексиканцы — Муэртой, в буддизме Мара — демон смерти. У древних кельтов богиня Морригана забирала души погибших воинов. В скандинавской мифологии Мара — это ночной демон. Все эти имена объединяет общий корень «мор» «мар». Считается, что он имеет праславянское происхождение. Мор — означает смерть, увядание. Родственные слова — морока, хмарь, помереть, смерть, мрак, кошмар. На санскрите «мара» — уничтожающий, убивающий, «мритью» — смерть. Так, имя Мара несомненно связано с мором, мраком, смертью. У богини смерти в подчинении были духи — мары, кикиморы, прочая однокоренная нечисть. Они могли испугать, наслать болезнь, погубить. Удивляет тот факт, что во славу богини Смерти славяне иногда называли девочек Марья, Марина, Маруся. Считается, что таким образом пытались задобрить повелительницу тьмы и правосудия, отогнать болезни и хвори. А она могла подарить новую жизнь, бессмертие. Сама Мара, кстати, любила маленьких детей, наделенных необычными способностями. Она благословляла их путь и вырастали они колдунами и ведуньями. Способности Морена способна останавливать течение времени как в глобальных масштабах, так и в локальных. Она повелевает жизнью и смертью. С помощью волшебного оружия она может обрывать нити жизни как у простых людей, так и у бессмертных существ. Однако существуют придания, согласно которым Мара могла не только забирать, но и наделять бессмертием. В древней легенде она продлевала жизнь своему сыну Богумиру, давая ему волшебные яблоки. Как и остальные боги, Морена наделена большой волшебной силой. Она может полностью изменять окружающий мир, превращаться в зверей и птиц, а также наделять колдовскими способностями понравившихся ей людей. Атрибуты, знаки, символы Одним из главных атрибутов богини смерти является серебряный лунный серп. Им она косит, срезает нити человеческих судеб. Также Мара может быть с железной косой, ножницами или вилами, трезубье которых обращено к земле, вниз, как корни Мирового дерева. Разбитые черепа, черный лебедь или ворон также сопровождали образ Мары. Стихия Мары — вода, море. Любые «неживые» водоемы со стоячей водой, такие как пруд, болото, заводь, омут, были обиталищем ее слуг — злых духов. Сама богиня властвовала за черными водами речки Смородины.
Ей приносились жертвы — красное вино и мед. В древней магической традиции был популярен ритуал приношения в жертву Моране домашней птицы: белой курицы или утки. Проводить ритуал жертвоприношения мог только опытный знахарь. Праздники, посвященные царице холода: дни с 22 по 25 ноября издревле считались днями Морены, богини смерти, в это время люди встречали зиму: нельзя было веселиться и радоваться, чтобы не навлечь на себя гнев сурового божества; 13 января зимняя владычица входит в полную силу: если верить легендам, в этот день из подземелья выходят дочери Мораны — Трясовицы; 1 марта в славянской традиции является знаковым днем: люди чествуют Маржану перед ее скорым отбытием в Темный мир; весеннее равноденствие: 20-22 марта — магические дни, в это время покровительница болезней и стужи окончательно теряет свою власть над миром Яви. Во время весенних обрядовых праздников было принято делать Марену — соломенную куклу. Чучело одевали в женские одежды и возили по деревне. Ритуальное действо сопровождалось песнями и плясками. Затем куклу нужно было сжечь, утопить или разорвать на мелкие кусочки. Первый вариант уничтожения чучела практиковался чаще. Костер разжигали за пределами селения. Когда символ зимы сгорал, через костер прыгали юноши и девушки. Люди верили, что эти ритуальные действия отпугнут от них беду и привлекут хороший урожай. Похожий обряд проводился в Купальскую ночь. Символическая «победа над смертью» была важным событием в жизни наших предков. В ритуале сжигания чучела старались поучаствовать все жители селения. Опоздать на праздник или вовсе не попасть на него считалось плохим знаком. Отношение древних славян к зимней царице было неоднозначным. Зимой на ее авторитет никто не посягал, но с приближением весны люди боялись Маржану не так сильно. Будучи покровительницей бесплодия и гибели, Морана не могла избежать ежегодного умирания. Она позволяла Весне победить себя, а с наступлением холодов снова возвращалась в мир людей. Предания разных народов В легендах разных народов можно найти упоминания о злом духе, божестве или фее с именем «Мар», «Моран» или «Мора». Эти и иные имена восходят к общему индоевропейскому корню «мор» или «мар» , означавшему смерть, погибель. В древнегерманской мифологии маром называли темного эльфа. В германском фольклоре упоминаются духи маруты. Это души воинов, погибших в сражении. Они могут поднять бурю или нагнать грозовые тучи на небо. В английских и валлийских преданиях злую сущность, деву-мстительницу звали Фея Моргана. Эта колдовская особа была сестрой легендарного короля Артура и вредила ему. Болгарская версия: марами становятся души младенцев, которые умерли не крещенными. Иногда злобная сущность принимала облик земного ребенка. Если люди подбирали такого «малыша» и приносили домой, всю семью мог скосить мор.
Морена – богиня тьмы с прекрасным ликом
Морана, богиня смерти, занимает особенное место в мифологии, но ее атрибуты и характер часто сравниваются с другими богинями, также связанными со смертью и зимой. Морана – богиня смерти — познаем по порядку Марена (Мара, Морена) ― славянская Богиня Зимы и Смерти, сильная и грозная. Среди нескольких имен славянских Богинь, которые упоминаются в старинной литературе мы встречаем имя Мораны. Термины и определения славянской мифологии. Мара, Морана, Марена по разному называют эту безмятежную богиню жатвы. В славянской мифологии эта богиня была связанна с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, повторяющимися из года в год.
Мара — кто она?
Мара-Марена – богиня смерти. » Боги Славян | Богиня Морана — в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. |
Демон Мара — легенда, происхождение, смерть от демона. | Мара (Морена, Марена, Моржана или Морана) у славянина считалась богиней зимы, царицей смерти и ночи. |
Мара – славянская богиня смерти | Марена (иначе – Мара, Морена, Морана) в славянской мифологии – богиня смерти и зимы. |
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы - Блог Екатерина Попова-Гамаюн | Мара (Морена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. |
Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти
Богиня Мара в славянской мифологии представлялась как молодая девушка со светлой кожей и черными прекрасными глазами. Морана – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Морана заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом (Кощеем). Богиня Морана в славянской мифологии. Термины и определения славянской мифологии. Богиня Морана. По преданиям Морана была рождена от искр, которые летели из-под молота Сварога, когда он бил о камень Алатырь. В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождесвляемая хронистом XV века ем с римской богиней подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой богиней мрака и чародейства Гекатой [древние авторы.
Богиня Морена в славянской мифологии
- Слайды и текст этой презентации
- Читайте также
- Морана(мара)-Богиня смерти,Славянская мифология слушать онлайн на Яндекс Музыке
- Родные боги : Морана или Мара, Морена
Морана, Morana
И хотя, даже мысли об этой разрушающей силе, упоминание ее имени всегда вызывали у людей неприятие, отторжение, тем не менее ее почитали, оказывали знаки уважения и даже славили. На первый взгляд этот культ может показаться очень странным, ведь смерть и зло не принято возвеличивать. Тем не менее, всему есть логичное житейское объяснение. Контролируя переход душ из мира Яви в Навь, богиня смерти Мара, выступала олицетворением правосудия и справедливости.
Она управляла духами тьмы, холода, воды и воспринималась одним из основных принципов мироздания, космическим законом, с которым надо считаться. Если человек давал обещание, зарок, клятву и при этом не держал слово, то Мара могла забрать душу. Физическим выражением лютой богини была зима.
Древние предки верили, что покровительница сил тьмы приходит 25 ноября 4 декабря. В этот переходный день из осени в зиму погода портилась, крепчали морозы и бушевал ветер. Запрещено было славить любых богов, так как все жертвы забирала Мара — Морена.
Укрывая землю снегами, она обеспечивала плодородие, за что почиталась земледельцами. Оккультные источники утверждают, что владычице зимы принадлежала вся темная половина годового круга, начиная с ночи 31 октября — 1 ноября. В холодное темное время Мара собирала жатву из замерзших человеческих душ.
У Мары есть своя свита. В соответствии с народными поверьями, сон считался младшим братом или сыном богини смерти. А духи обмана, заблуждений, злобы, ночные кошмары могут склонять человека к силам зла, вызывая помрачения ума.
Но они же дают мудрость и силу, если оказываются низвергнуты. Кроме прочего, славянская богиня Мара считалась покровительницей чародейства, колдовства и темного знания. Она вела души живых существ через врата смерти к перерождению, открывала перед мудрыми выход из круга Жизни-Смерти.
К Маре — Морене обращались и за устройством свадеб, о чем есть сведения в найденных берестяных грамотах. Праздники почтения у древних славян Морану привечают осенью — в последней декаде ноября, когда холода становятся ощутимыми. Дни почитания — 22,23 и 24-е числа.
Масленица — символическое расставание с Мареной путем проведения специального ритуала сжигание соломенного чучела. Происхождение В литературе есть несколько версий происхождения славянской богини Мары: Часть исследователей считают ее самой старшей из всех богов, одной из ипостасей богини Матери, первозданной богиней Тьмы, откуда и зародился свет. Эту версию косвенно подтверждают ведические источники, в которых фигурирует космический бог Мара, разрушитель, демон тьмы.
Другие знатоки славянской культуры полагают, что богиня смерти является дочерью бога Кощея. Но учитывая, что в сказаниях есть сведения об их браке, эта версия неправдоподобна, так как инцест у славян не поощрялся. Вариант о том, что Мара — дочь Сварога и Лады, подвергается критике из-за обладания ею сверхсилой, противоречащей устройству языческого пантеона.
Считается, что повелительница тьмы, управляя мощными энергиями, не могла бы занимать средние или нижние ступени божественной иерархии. Тем не менее, исследователи родословной славянских богов ставят Морену в ряд сварожичей. Знатоки славяно-арийских вед и мифологии придерживаются версии, что Мара — дочь Черного Змея и внучка Ящера, повелителя подземного мира.
Но они же дают мудрость и силу, если оказываются низвергнуты. Кроме прочего, славянская богиня Мара считалась покровительницей чародейства, колдовства и темного знания. Она вела души живых существ через врата смерти к перерождению, открывала перед мудрыми выход из круга Жизни-Смерти. К Маре — Морене обращались и за устройством свадеб, о чем есть сведения в найденных берестяных грамотах.
Праздники почтения у древних славян Морану привечают осенью — в последней декаде ноября, когда холода становятся ощутимыми. Дни почитания — 22,23 и 24-е числа. Масленица — символическое расставание с Мареной путем проведения специального ритуала сжигание соломенного чучела. Происхождение В литературе есть несколько версий происхождения славянской богини Мары: Часть исследователей считают ее самой старшей из всех богов, одной из ипостасей богини Матери, первозданной богиней Тьмы, откуда и зародился свет.
Эту версию косвенно подтверждают ведические источники, в которых фигурирует космический бог Мара, разрушитель, демон тьмы. Другие знатоки славянской культуры полагают, что богиня смерти является дочерью бога Кощея. Но учитывая, что в сказаниях есть сведения об их браке, эта версия неправдоподобна, так как инцест у славян не поощрялся. Вариант о том, что Мара — дочь Сварога и Лады, подвергается критике из-за обладания ею сверхсилой, противоречащей устройству языческого пантеона.
Считается, что повелительница тьмы, управляя мощными энергиями, не могла бы занимать средние или нижние ступени божественной иерархии. Тем не менее, исследователи родословной славянских богов ставят Морену в ряд сварожичей. Знатоки славяно-арийских вед и мифологии придерживаются версии, что Мара — дочь Черного Змея и внучка Ящера, повелителя подземного мира. Особенности имени Имя божества — Марена — может иметь и отличающиеся формы.
Это происходит из-за обилия однокоренных слов, которые влияют непосредственно на имя. Помимо основного, встречаются и такие: Мара; Морана; Морена. Также в легендах славян можно встретить и много других ее названий: Ледяная Богиня, Темная Божиня, Кащеевна, Хозяйка смерти и др. Причиной такого разнообразия является большое количество обязанностей, которые возложены на нее.
Богиня Мара: образ и как выглядит Образ Мары прослеживается благодаря сказкам и былинам. Мара часто ассоциировалась с Ягой, хотя являлась ее подругой. Злобная девка Маринка вводила в искушение богатыря Добрыню, пыталась заморочить ему голову. Подобно Снежной королеве, богиня славян Мара обитала в ледяном дворце мира Нави, а зимой гуляла по просторам русских равнин.
Вступая в права в начале зимы, повелительница тьмы представала в облике холодной красавицы с белоснежной кожей и черными очами. Длинные черные волосы ее были распущены по плечам. Ее наряд был белого или лазурного цвета, вызывал ассоциации с саваном. В руках она могла держать серп, которым косила свою страшную жатву.
Читайте также: Десятиручка и Доля-Недоля: как куклы лечили и оберегали наших предков К концу зимы статная надменная богиня превращалась в сгорбленную старуху — Смерть с косой в руках. Ее цветами уже могли быть черный и черно — багровый. Сжигая на костре на Масленицу соломенное чучело, олицетворявшее саму Зиму, славяне тем самым прогоняли повелительницу тьмы и смерти.
В отличие от Чернобога, Морена не является пленницей Нави и может спокойно пересекать границу миров. Также Мара дает наставления ступившим на Золотой Путь. Среди людей Богиня появляется редко. Славянская Богиня Смерти меняет свой облик в зависимости от времени года. В этот период Мара носит одежду белого либо лазурного цвета.
Однако к концу зимы она превращается в невыносимую ворчливую старуху, одетую в черные лохмотья. Состарившаяся Морена не готова уходить и освобождать место Весне, поэтому она прибегает к различным хитростям и уловкам, чтобы холода длились как можно дольше. Богини смерти подвластно движение времени, не только в рамках одного индивида, но и в глобальных масштабах. Забрать жизнь может как у смертных, так и у бессмертных существ, также в ее власти даровать новую жить. Перед смертью люди часто получают предупреждение о ее приближении. В приданиях славян освещен такой аспект. Встретить своего двойника или женщину с длинными черными волосами считалось признаком скорого конца. Посылая такие знаки богиня смерти давала время подготовиться к переходу в загробный мир.
Символичны животные — коза, а также растения — можжевельник, сосна, ель. Они могут олицетворять жертву и вечность жизненной силы за пределами физического. Мара также ассоциируется с молодостью в загробном мире, совмещая в себе роль начала и конца. Ритуалы и Праздники, Посвященные Богине Древние славяне почитали богиню как покровительницу зимы и судьбы. Ей были посвящены различные ритуалы и праздники, связанные с естественным циклом смены времен года.
С ноября до ночи на 21-25 числа в ее честь проводились молитвы и приносились дары. Особо чтилась Мара 13 января, когда верующие обращались к ней через домового. В феврале праздновалась Громница, ознаменовавшая уход зимы и приход весны. Перун как бог грозы играл центральную роль. Днем равноденствия 21 марта совершались последние ритуалы в ее честь.
Многое из древних традиций было перенято христианством. Так, Мара преобразилась в Марию. Но в народной памяти осталась как символ круговорота времен года и патронесса судьбы. Образ в Искусстве и Татуировках Образ богини Мары оказал влияние на современное искусство. Его используют в татуировках люди, интересующиеся славянской мифологией.
Художники также создают статуэтки и картины с изображением Мары, передавая ее загадочный облик и атрибуты. Это позволяет сохранять память об этом древнем персонаже и передавать его символизм будущим поколениям. Мара — Покровительница Жизни и Смерти В славянской мифологии богиня почиталась как покровительница зимы. Ее считали воплощением природных сил этого времени года.
Мара – славянская богиня смерти
Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии — это воплощение смерти, ночи, зимы. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире живых, и богиней вечной молодости в ином мире. Богиня Мара (Морена, Марена, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. Вы узнаете, что Морена — богиня смерти и зимы в славянской мифологии.