Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Мара-Морена издревле почиталась как Тёмный Лик Великой Богини — Матери всего сущего. В славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы, могучая и грозная Богиня Зимы, жена Кощея и дочь Лады и Сварога, сестра Живы и Лели.
Морена - богиня смерти и вечного холода у славян
Богиня Мара персонаж славянских мифов. славянская богиня, связанная с сезонными аграрными обрядами, основанными на идее смерти и возрождения природы. В МИФОЛОГИИ ДРУГИХ НАРОДОВ есть богини смерти — Кали и Яма — у индусов, Аид у греков, Хель у скандиновов и Анубис у египтян.
Славяно-Арийские Праздники. День Марьяны и Марены. 4 БЕЙЛЕТЪ 7530 лѣто от СМЗХ (13-14 дек 2021 г).
То же самое двойственное значение получает она под именем Марцаны, как богиня смерти животных. В этом от- ношении она, доставляя человеку богатые плоды звероловства, уподобляет- ся благодетельной Диане. Однако же Морена как богиня осени и зимы, удер- жала свое первоначальное значение временной смерти природы, что ясно видно из уцелевших еще обычаев хоронить изображение Моры при насту- плении весны, олицетворяя в этой церемонии не только окончание зимних холодов, но и смерть прошедшего года. Александр Афанасьев в трехтомной книге Поэтические воззрения славян на природу 1865—1869: 556 упоминает поджигание чучела на масленицу, с интер- претацией что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Этнолингвист Анатолий Журавлев в исчерпывающем анализе веро- ваний и заблуждений Афанасьева пишет об отличиях чучел западных славян — чехов Марена, Маржена, Морана , словаков Морена , поляков Мажена , ко- торых как олицетворение смерти сжигали либо топили, в обычаях, связанных с куклой масленица [Журавлев 2005].
Обрядовое уничтожение чучел которое у западных славян может носить имена с корнями мар- или мор- описанo этно- графами и фольклористами и представляет собой отбрасывание и прощание с зимой как неплодородной частью года. Вода, как мы уже заме- чали, есть стихия и благодетельная, и убийственная; она оживляет, освежа- ет, поддерживает бытие и прекращает его; и дает плодородие, и разрушает его; сообразно этому двойственному характеру в природе и в поэтической символике народа вода имеет как светлое, веселое, так равно и мрачное, пе- чальное значение. Близость моря и смерти заметна во многих чертах народ- ной поэзии Костомаров 1994: 270. Труды восточнославянских мифологов, которые очень любили общеславян- ские обобщения, распространялись между славянофилами в средине и конце XIX века.
Уже в конце века существующие более критические тексты Сумцова, А. Веселовского, Н. Нодила еще не получили огласки в тени менее критических предшественников. В художественной литературе На переломе XIX и XX веков, на волне возвращения мифологии славянского язычества в стиле модернизма-сецесcии, в разных точках Австро-Венгерской монархии, в стихах некоторых поэтов встречаются Славянские боги.
Хорватский поэт Владимир Назор и украинец Василь Пачовский в свои поэтические циклы включают и богиню Морану. Назор в своей первой книге Славянские легенды Slavenske legende 1900 г. Морана пугает и угрожает девушкам, которые вступают во взрослую жизнь, а Лада, как их защитница, требует от них, чтобы любовь, которой они предадут- ся, принесла плод, рождение новой жизни. Лада и Марена противоставляются как любовь и смерть.
Василь Левицкий в критике 1913 г. Левицкий 1913. В прозе Поляка Владислава Оркана Drzewiej мир природы переплетается с любовью героев и существами низшей и высшей славянской мифологии, оли- цетворяющих психологические состояния и желания. Czy to Przywida zjawy?
Czy krwi oczu bolesnych. Мара-Марена в сказочном Посолонье является символом преодоления смерти. Перемены в мировоззрении славян после упадка коммунистического атеиз- ма усилились в конце XX и в начале XXI века и отразились в возвращении к забытому славянскому язычеству. Возобновляются старые критические и не- критические издания о мифологии, широко распространяется Книга Велеса, усиленно публикуются литературные тексты с образами богов, энциклопедии и сайты, пропагандирующие неоязычество.
Особенное объединение тех двух типов текстов использует польский писатель и сценарист Чеслав Бялчиньский. Бялчиньский склонен к заполнению многочисленных пробелов в знаниях о славянских богах и созданию масштабной систематизации мифоло- гического мира. Он вводит порядок в поколения богов, объединет высшую и низшую мифологии, добавляет новые существа, опирается на якобы этимоло- гию, связывает разных персонажей с легендами, их отношениями, простран- ством, символами. Каждый из разделов содержит в начале повествование о существах и событиях, а потом комментарии источников с ссылками на обос- нования верований или культ, связаный с ними.
Некоторые из эпизодов явля- ются интересными компиляциями, как напр. У Мажаны и Мора есть доч- ка, слабее их, — Змора. Мор — это бог Заразы и Уничтожений. Таким способом компилятор-поэт не исключет ни речную, ни морскую природу Моров.
В графическом представле- нии всей мифологической системы Моры находятся в пятом кольце, они обо- значены серым цветом, их месяц — февраль, а знак гороскопа — Рыбы. Мара как защитница Птицы скрывает от неверного отца Стрыба рождение дочки, и в одной бездетной семье людей из города Львова, на их радость, прячет девочку Мальву. На первый взгляд обык- новенная девочка, Мара в романе Корний обладает вечной мудростью, а так- же тайной рождения и смерти. Книга насыщена славянской неоязыческой ми- фологией с многочисленными мирами.
С этим даже темные в конце кон- цов согласились, чтобы их потомки не потеряли, разозлив Мару — возможность жить вечно. Почетное посвящение в бессмертные сопроваждается вручением Марой-Повелительницей смерти Переменника, который она передает и для де- вушки Мальвы, дочки Птахи и Стрыба. Мара таким образом получает большую силу, чем она имела, а ее решения влияют и на судьбу смертных, которым она дает Переменник, то есть бессмертие. Девушка Мальва узнает, что стала бессмертной и начинает искать свою судь- бу между светлыми и темными силами.
Об этих поисках и рассказывают две книги Д. Корний: Обратная сторона света и Обратная сторона тьмы. В романе сербского писателя Ивана Срдановича Около верха Око врха глав- ной героиней является Морана, влюбленная в малоодаренного писаку, который начинает понимать, что может для себя употребить силы женщины-богини, влюбленной в него. Писатель описывает женские чары Мораны, а ее замок среди скал описывает как место щедрых удовольствий.
Морана запрещает Захару заходить в секрет- ную комнату в замке, но он не слушает ее — и обнаруживает там лошадь Перуна, которую освобожадет. Как и в народных сказках, герой нарушает запрет, и это приносит беды. Некоторые утверждают, что Германцы и Скандинавы именно от славян заимствовали сво- их богинь смерти.
Несмотря на то, что Морана не может выходить в не зимние время у нее остаются многочисленные слуги-Мары. По былинам они бродят по улицам ночью и поздним вечером насылая болезни и несчастья на людей. У некоторых народов-славян распространен миф, что если ночью постучится мар позовет хозяина и он откликнется к нему придет Морана и увидит в подземный мир. Славяне-белорусы считали, что Морана скармливает души своей родственнице Бабе-Яге и она замужем за Кощеем. Символом богини является золотой серп который срезает лучи солнца символизирующим нити людских жизней.
Мара могущественна только в зимнее время. Начиная с первых заморозков и до оттепели и масштабного таяния снегов, именно эта богиня повелевает смертью. Мара страшна в гневе До нас дошло несколько легенд о Моране и о людях, которые столкнулись с могущественной ведьмой: Первая легенда: В одной деревне с середины ноября люди оберегали себя от власти богини смерти. Было принято прятать под кроватью главы дома — отца или деда — образ или куколку, олицетворяющую Мару. Считалось, что таким образом весь дом защищался от могущества злодейки. Ни скот, ни семья, ни рождённые накануне дети — никого не трогала богиня. Такая находчивость разозлила Мару, ведь в этой деревне старики доживали до глубокой старости, дети заставали прадедушек, а накопленный опыт не только передавался, но и ещё больше приумножался. Однажды, маленькая девочка, которая не знала о важности оберега, нашла куколку и решила забрать себе. Разодев игрушку, ребенок исказил магические свойства самодельного амулета. В ту же ночь Мара с жаждой мести пришла в дом к крестьянину. На утро односельчане нашли бездыханные тела всех членов семьи. Богиня не пожалела ни людей, ни скотину, настолько страшен и огромен был ее гнев. Вторая легенда: Другая легенда рассказывает о славянине, которому удалось вернуться из загробного мира. Прокофий был молодым и красивым, он очаровал всех местных девушек, а слава о его привлекательности дошла даже до близлежащих деревень. Как-то раз пришла Мара забирать души девиц с этой территории. Одну уводит в загробный мир — та плачет о Прокофии и просит повидаться с ним. Другую похищает и ведет к реке Смородине — та же ситуация. И среди мертвецов души девушек не успокаиваются, рыдают о возлюбленном. Интересно стало богине, что же это за мужчина такой, если смог до безумия очаровать крестьянок. Решила Мара посмеяться над Прокофием и проучить молодого повесу. Надела она простую, но красивую одежку, забрала пышную черную косу, перекинула через плечо. С раннего утра ходила хитрая богиня по базару. Раз пройдет мимо красавца, другой, а на него внимания не обращает.
Наиболее распространённая версия гласит, что Мара — сестра Лады и Живы. Они были сотворены из искр при ударе молота Сварога. Мара была богиней зимы и смерти. Её влияние ощущалось в мифах и обрядах. Она сопровождала души усопших и помогала возвращаться душам младенцев, также обладала целительскими свойствами и наказывала нарушителей клятв. Имена богини смерти в разных культурах Богини смерти разных культур часто имеют похожие имена. Например, Мара, Морена, Мордва — в славянской мифологии, а также Мара в индийской. Эти имена связаны с праславянским корнем «мор» или «мар», означающим смерть, увядание. Такие слова как «морок», «смерть» имеют корень «мор». В санскрите «мара» означает «убивающий», а «мритью» — «смерть». Это указывает на схожесть представлений о смерти в разных древних культурах. Богини смерти возглавляли свиту духов — мар, кикимор и пр. Эти существа несли функции страха и болезней, что указывает на рассмотрение смерти не только как естественного процесса. Места поклонения богине Морене — древние капища — располагались в лесах и болотах. В них сохранились каменные стелы и идолы с символикой богини, а также церемонии посвящения. Эти археологические находки раскрывают духовные традиции древних обществ. Символика и Образы Символика богини и Атрибуты богини несут глубокий смысл и символизм. Черная луна связана с понятием смерти и загробного мира. Она указывает на путь души после кончины.
Богиня Морена — темный образ славянской мифологии
В данной трактовке приобретает смысли аналогия с сожжением кукол Костромы или Купалы. Имеет место и попытка рассматривать Мару и Морену как образы различных богинь. Мара предстает в этом случае как мрачный дух зла, смерти вообще. Образ же Морены связывается о сезонным, зимним умиранием природы и с умиранием самой зимы весною. В некоторых местностях Мореной называли ритуально украшенное дерево цветами, венками, лентами и т. Мара — богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах. Мару нельзя назвать ни злой и ни доброй богиней. С одной стороны она дарует смерть, но в то же время она же дарует и жизнь.
Богиня Мара известна под многими именами. Её кличут и Мораной, и Мареной. В польской мифологии эта богиня носит имя Моржаны, на словацком имя богини произносится приблизительно, как Мармуриена, а вот на чешском языке эту богиню нередко называют Смертка, правда без гласных букв что-то вроде «Smrtka» от слова смерть. Столько разных вариаций имени одной богини, сплошное разнообразие, но ведь очень интересно откуда взялся сам корень, из которого после выросло всё это поклонение этой богине?! Родственными к данному корню выступают древнерусское «морь», украинское «мор», болгарское «морът» и так далее. Всё это в совокупности означает увядание, умерщвление, и отсюда понятным становится, почему именно имя богини, простите за каламбур, намертво связано с самой смертью. Изначальный корень претерпевает со временем частое чередование с корнем «merti», что значит у-мер-еть. Если честно, то это не особо позитивная подборка, но что уж тут поделать, как есть. Итак, имя богини Мары неразрывно связано со смертью, мором, чумой. От её имени происходят так же такие слова, как морок, марево, хмарно, морочить, марить, моросить, маракосить. В этих словах скрыто два главных смысловых направления, которые являются характерными для образа богини «морить», то есть истязать, мучить и «морочить», то есть вводить в заблуждение. Кстати, существует утверждение, что у богини в подчинении есть злобные маленькие духи — мары, которые в отличии от домовых, которые помогают по хозяйству, наоборот портят вещи, воруют и наводят полный бедлам в доме. Вот эти мары и выступают в роли наваждений, которые очень часто заставляют людей увидеть кошмары. Одним словом, морочат голову. Так или иначе, наши предки представляли Мару, как богиню тёмную. В соответствии со своим божественным профилем, данная богиня представлялась древним славянам весьма в экзотичном образе: черноокая красавица, со смольными волосами, высокая и с удивительно бледной кожей. Веровали, что носила она платья лазурного цвета с белоснежным кружевом и росписью. Жила эта красавица в огромных, ледяных чертогах. Что-то очень Снежной Королевой повеяло, вам так не кажется?! Так вот, такой прекрасной богиня Мара, по мнению древних славян была осенью, так как зима только вступала в свои права и обретала полную мощь. С приближением весны, красавица Мара превращалась в ужасную и ворчливую старуху в лохмотьях, которая не хотела уступать своё место светлым богиням Ладе, Леле и Живе. Праздник в честь богини Мары. С приходом весны, силы богини Мары уходят на убыль, ибо грядёт время рождения и жизни, где нет места ни её приспешнице смерти, ни её холоду. Поэтому превратившуюся в безобразную старуху богиню Мару, древние славяне торжественно прогоняли, сжигая её чучело, что означало смену времени года. Обычно праздновался это праздник первого марта. Кстати в простонародье прекрасную богиню называли одноглазой кикиморой. Конечно это не очень лестное прозвище, но скорее всего оно говорит, о том, что силы зимы иссякли, и ей пора покидать землю. Сохранилось поверье, что одноглазой по весне Мара стала из-за того, что её на своих вилах вздёрнул бог Ярило. Звучит, однако, это довольно двояко учитывая огненный темперамент солнечного бога. Кто знает, быть может в этой на первый взгляд, совершенно просто народной присказке, скрыто великое таинство смены времён года, как соитие зимнего холода и огненного солнца, рождает новую жизнь. Очищение льдом и пламенем, так сказать. В день богини Мары, веровали древние славяне, что богиня проведёт их по Калинову мосту, что мир Явий и Навий соединяет, и между двух берегов бежит река Смородина. И переправа через этот мост, знаменовало переход от зимы к весне, от смерти к жизни. Существовали и народные поверья в связи с праздником богини. Если в полдень выглядывало солнце, то значит весна будет ранней, а если в этот день была метель, то первая половина марта месяца не обещала потепления. Люди радовались обильному снегопаду, так как верили, что чем больше снега выпадет весной, тем больше урожай у них будет осенью. А если в весенний мороз потели окна, то это означало скорое потепление. С приходом православия на русскую землю, празднование в честь богини Мары, назвали Масленицой. Многие утверждают, что соломенное чучело, которое сжигали в день богини, было не олицетворением самой Мары, а лишь зимы, которая должна была забрать за собой всё самое плохое. Когда чучело сжигали, то пепел развевали над полями, садами и огородами. Верили, что от этого земля станет плодородной. А сама Мара Свароговна, удалялась в свои ледяные чертоги и предавалась сну, до следующей зимы.
Прекрасную девушку Марену ждали, и в ее честь были названы дни со 2-го по 24-е ноября. Этот период считался временем прихода холодов и наступлением зимы. На Громницу уже начинали прощаться с Марой: девушки пели заклички для Лели, а парни затевали игры-зимоборы, символизирующие противостояние сестер. Однако в большей степени торжество было посвящено Перуну, потому что верили: огнем он помогает наступить весне. В начале весны женщины выходили в огород и гонялись с метлами в руках за воображаемой Мореной. Так они прогоняли прочь надоевшую зиму. В эту дату Марену чествуют перед тем, как она соберется уступить место Леле. Считается, что именно в это время сестры окончательно сменяют друг друга, и наступает весна. В прощальный праздник славяне устанавливали деревянное или соломенное изображение Богини Смерти, которое обкладывали камнями. К нему приносили дары: цветы, ягоды, плоды, а в период эпидемий даже кровавые жертвы убивали только животных. После окончания праздника, алтарь разбирали, а фигуру Мары сжигали или сбрасывали в реку. Обряд сжигания чучела Мары с приходом христианства стали проводить на Масленицу. Конечно, Марена у славян, прежде всего, олицетворяла смерть. Однако к ней обращались за помощью не только, когда кто-либо умирал. Ее также просили о милости в случае возникновения эпидемий или, когда предстояла битва. Она была не столько ночным кошмаром, сколько воплощением судьбы. Полезное видео.
Дабы изгнать Морану и отправить богиню в ее мир, использовали кочергу и опахивание поселений. Саму богиню воспринимали еще как воплощение древней Великой Матери, которая и решает, кому жить, а кому умереть. Морану угощают и задабривают на Сречу, 15 февраля. Таким способом люди хотели попросить богиню не задерживаться и быстрее уступить место весне. В случае заболевания скота или людей в семье, славяне-язычники создавали образ Мораны и с ним обходили селение. Аналогичные ритуалы проводили в случае ожидания нападения врага или прихода войны. Таким образом, они просили Морану позволить прийти на поле военных действий духам предков, которым бы удалось помочь потомкам. Иногда образ богини натыкали на колья, и в сопровождении печального пения и жалобного голоса торжественно бросали чучело в воду, надеясь, что благодаря таким действиям молодые жены вскоре смогут родить детей, весной будет хороший урожай, а город, вместе с его жителями, очистится от всяких проблем и болезней. Морана имеет свои символы, которые напоминают знаки воды. Речь идет о двух волнистых линиях. Бытовало мнение, что люди приходят в этот мир из воды, и согласно определенным погребальным традициям, человек покидал этот мир, войдя в воду, дабы очиститься перед новой жизнью.
Морана – богиня смерти
Мара — богиня Смерти в славянской мифологии | Богиня Мара Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. |
Морена - богиня смерти и вечного холода у славян | 1. Имя Славянской Богини зимней стужи и смерти Морены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню mar/mor, связанному со смертью (мором). |
Морана: загадочная славянская богиня смерти и зимы | Морана (Марена, Мара) — в славянской мифологии божество, воплощающее смерть и зиму, богиня увядания и смерти; повелительница Нави. |
Морана: Славянский гороскоп 2024 | В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождесвляемая хронистом XV века ем с римской богиней подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой богиней мрака и чародейства Гекатой [древние авторы. |
Морена - богиня тьмы с прекрасным ликом | Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. |
Морена и Чернобог — Властители Нави
Родные боги : Морана или Мара, Морена | Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. |
Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти | Почему тогда Богиня Морена в славянской мифологии не побеждена раз и на всегда? |
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы | Морана (Марена, Мара) — в славянской мифологии божество, воплощающее смерть и зиму, богиня увядания и смерти; повелительница Нави. |
Морана – богиня смерти | В МИФОЛОГИИ ДРУГИХ НАРОДОВ есть богини смерти — Кали и Яма — у индусов, Аид у греков, Хель у скандиновов и Анубис у египтян. |
Морана PR в славянской мифологии | В славянской мифологии богиня, связанная с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. |
Морана, Morana
Мне кажется, богиня просто почувствовала неограниченную власть, что подтолкнуло её к переходу в царство Нави и мрака. богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. Ещё одна ипостась Моры – Морана, упоминается в «славянских мифах» как владычицу «тёмного (подземного) мира», действующая на пару с Чернобогом, взрастившие своего питомца змея-Волоса. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. славянская богиня, связанная с сезонными аграрными обрядами, основанными на идее смерти и возрождения природы. Морана – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Морана заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом (Кощеем).
Морена – богиня тьмы с прекрасным ликом
С помощью смерти люди обретали свободу в другой реальности. Предки понимали, что Морана совершает немаловажное дело и позволяет душе очиститься и начать все заново. Она также может приостановить течение времени, как во всем мире, так и в определенной местности. Богиня обладает властью над жизнью не только людей, но и богов, чем и вызывала трепет и благоговение у древних славян. Она — невероятная волшебница, которая может, хоть и ненадолго, но все же изменить окружающий нас мир. Древние славяне даже придумали праздник в честь Мораны — богини смерти, который сохранился и по сей день. В Масленицу чучело богини Зимы в виде соломенной бабы сжигали на костре, но если весной и летом богиня покидала людей, на земле всегда оставались ее преданные слуги — духи Мары, одушевляющие болезни и смерть. Согласно поверьям, Мары держат свою голову под мышкой и стоя под окошками домов, нашептывают имена членов семьи, и если кто-то услышит этот тихий шепот, значит, вскоре заболеет и, возможно, умрет. Самым известным духом среди Мар считается Кикимора.
У множества различных народов были свои прототипы Мар, к примеру, германцы считали, что Маруты являются духами злых убитых воинов, болгары боялись душ младенцев, которые покинули этот мир, так и не познав его, а шведы и датчане говорили о душах умерших. В средневековых письменах чешскую Морану отождествляют с греческой богиней мрака Гекатой, которая навевала на людей ночные кошмары и охотилась в ночное время среди могил на мертвецов и призраков, дабы сделать их своими слугами.
Богиня предстает перед смертными в совершенно разных обликах, в зависимости от времени года. Так, в конце осени она приходит в мир Яви как прекрасная молодая девушка. Ее лицо бело как снег, глаза чище горной реки, а волосы черны, словно зимнее небо.
Также в это время Морена одевает только изысканные наряды, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями. Но по мере того как дни близятся к весне, меняется и внешность богини. За три месяца она превращается из молодой девушки в седовласую старуху, которая не может ступить и шагу без своей трости. Вместе с красотой приходят в негодность и платья Мары. К Масленице от пышных некогда нарядов остаются лишь лохмотья, которые окончательно завершают образ уставшей богини.
Символы Мары. Ее персональный символ — поток замерзшей воды, так называемые Воды Мары. Этот символ олицетворяет недвижимую мощь, потенциальную энергию, находящуюся до поры до времени в состоянии абсолютного покоя гармонии.
Если детально изучить славянскую мифологию, то можно придти к выводу, что все три сестры-богини имели абсолютно равноправные права и равнозначно воспринимались как остальными богами, так и людьми. Мифология Богиня Мара в славянской мифологии представлялась как молодая девушка со светлой кожей и черными прекрасными глазами. Она была воплощением льда и достоинства. Все её наряды были в виде платья лазурного цвета, украшенные белыми кружевами. Как гласят легенды, жила Морена в большом дворце, который был сделан из чистого небесного льда, и в подчинении она имела всех духов воды и холода.
Считается, что Мара — темная богиня, так как ей была подвластна сама смерть. Помимо этого она также водила дружбу с женой Велеса — Ягой. Их дружба была не совсем обычной. Мара отдавала Яге человеческие души, а Яга в ответ разрешала Маре спуститься в Навий мир, в который вход был строго запрещен как людям, так и богам. Вместе с Ягой Мара часто практиковала чародейство, и они также учились управлять стихиями и различными энергиями. Богиня Мара и Кащей Мара богиня славян часто была связана так или иначе с владыкой нижнего Нави — Кащеем. По одной из версий она была его дочерью, а по другой версии его женой. Славянская богиня была обольстительной и обладала весьма хитрим и острым умом.
Ей удалось буквально напроситься Кащею в жены.
Мара 16 октября 2022 - 1891 прочитали Происхождение богини Мары до сих пор остаётся загадкой. Существует несколько теорий, но ни одна не даёт однозначного ответа. По одной версии, она была изначальной богиней тьмы, из которой возникли свет и жизнь. В индийских источниках упоминается бог Мара как демон тьмы, так что имя могло быть заимствовано.
Другая теория связывает Мару с Кощеем, но эта версия вызывает сомнения, так как упоминается брак между ними. По третьей версии, Мара — дочь Сварога и Лады. Хотя это и возможно, но её сила оказалась слишком велика для младшей богини. Наиболее распространённая версия гласит, что Мара — сестра Лады и Живы. Они были сотворены из искр при ударе молота Сварога.
Мара была богиней зимы и смерти. Её влияние ощущалось в мифах и обрядах. Она сопровождала души усопших и помогала возвращаться душам младенцев, также обладала целительскими свойствами и наказывала нарушителей клятв. Имена богини смерти в разных культурах Богини смерти разных культур часто имеют похожие имена. Например, Мара, Морена, Мордва — в славянской мифологии, а также Мара в индийской.
Эти имена связаны с праславянским корнем «мор» или «мар», означающим смерть, увядание. Такие слова как «морок», «смерть» имеют корень «мор». В санскрите «мара» означает «убивающий», а «мритью» — «смерть». Это указывает на схожесть представлений о смерти в разных древних культурах. Богини смерти возглавляли свиту духов — мар, кикимор и пр.
Темное перевоплощение
- Читайте также
- Морана, Morana
- Кто такая Мара и богиня чего
- Представление богини Мары у славян
Богиня Морана в славянской мифологии
Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков? | Мара в славянской мифологии. Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. Главным атрибутом богини считался серп. |
Славянская богиня Морена. Черно-матерь славян | Марена, Марана, Морёна, Маржана, Маржёна — в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощением смерти (см. Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы. |
Мара - богиня смерти | Мара, Марена в славянской мифологии богиня смерти, отвечающая с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. |
Богиня Морана в славянской мифологии | Богиня смерти Морана положила начало многим народным обрядам и праздникам, сохранившимся до нашего времени. |
Мара - богиня смерти
Мара в славянской мифологии Мара в славянской мифологии Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. ПРОИСХОЖДЕНИЕ Славянская мифология. Богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. Кроме прочего, славянская богиня Мара считалась покровительницей чародейства, колдовства и темного знания. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы. Мара-Морена издревле почиталась как Тёмный Лик Великой Богини — Матери всего сущего.
Мара – славянская богиня смерти
Они могли испугать, наслать болезнь, погубить. Удивляет тот факт, что во славу богини Смерти славяне иногда называли девочек Марья, Марина, Маруся. Считается, что таким образом пытались задобрить повелительницу тьмы и правосудия, отогнать болезни и хвори. А она могла подарить новую жизнь, бессмертие. Сама Мара, кстати, любила маленьких детей, наделенных необычными способностями. Она благословляла их путь и вырастали они колдунами и ведуньями. Способности Морена способна останавливать течение времени как в глобальных масштабах, так и в локальных. Она повелевает жизнью и смертью. С помощью волшебного оружия она может обрывать нити жизни как у простых людей, так и у бессмертных существ. Однако существуют придания, согласно которым Мара могла не только забирать, но и наделять бессмертием.
В древней легенде она продлевала жизнь своему сыну Богумиру, давая ему волшебные яблоки. Как и остальные боги, Морена наделена большой волшебной силой. Она может полностью изменять окружающий мир, превращаться в зверей и птиц, а также наделять колдовскими способностями понравившихся ей людей. Атрибуты, знаки, символы Одним из главных атрибутов богини смерти является серебряный лунный серп. Им она косит, срезает нити человеческих судеб. Также Мара может быть с железной косой, ножницами или вилами, трезубье которых обращено к земле, вниз, как корни Мирового дерева. Разбитые черепа, черный лебедь или ворон также сопровождали образ Мары. Стихия Мары — вода, море. Любые «неживые» водоемы со стоячей водой, такие как пруд, болото, заводь, омут, были обиталищем ее слуг — злых духов.
Сама богиня властвовала за черными водами речки Смородины. Отсюда один из знаков Морены — волнообразная линия, застывшая вода. Его еще принимают за мост между мирами и используют как оберег при занятиях Магией. Другой знак богини смерти — знак Зимы, несущий погибель, негатив. Он выглядит как два треугольника, обращенных углами друг к другу. Его можно принять за песочные часы. Встречающиеся вершины символизируют предел человеческой жизни, фатальность бытия. Амулетом Мары, ее символом принято считать крест с равными сторонами, каждый конец которого также отображен в виде малого креста. Такой равносторонний символ, «крест крестов», означает, что все в мире должно существовать в гармонии и равновесии, которые нельзя нарушать: 4 стороны света, 4 стихии, 4 времени года… Амулет Мары дарует носителю жизненное равновесие и сглаживает гипертрофированные черты характера.
Природа Мары — женская, холодная, сторона — левая. Цвет — белый или черный. Сторона света — запад, место гибели Солнца.
Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.
Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом «прегыня» - «холм, поросший лесом». В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берер». А ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек. Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей!
Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются.
На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры.
Богини Славян Девана Зевана, Дзевана , в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Вместо епанчи верхней одежды накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкою. У ног прекрасной богини Деваны лежала рогатина, с какой ходят на медведя и нож. Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы.
Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками. Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты.
До наших дней Морана дошла в образе Масленицы - именно ее чучело сжигают в конце зимы, чтобы приветствовать приход весны. К этому дню относится пословица «вздел Ярило бог весны и солнца зиму на вилы». Организация поминок Кощей Образ Кощея дошел до современности благодаря сказкам, где он предстает исключительно как злой персонаж.
Кощей изображался как костлявый старик, похищающий молодых и красивых девушек в свой дворец. Славяне считали, что Кощей — это повелитель Нави и все обитающие в подземном царстве существа полностью ему подчиняются. Ему также приписывали мудрость и отличное владение мечом. Доспехи Кощея же заговорила сама Морана. По одной из версий, Кощей был сыном Чернобога — воплощения всего разрушительного и злого в этом мире. По другой версии, Кощей и был Чернобогом.
Чернобог — противоположность Белобога, между ними постоянное противостояние. Эти два начала можно сравнить с тьмой и светом, инь и ян. Несмотря на свое прозвище, Кощей все же смертен.
Вместе с красотой приходят в негодность и платья Мары. К Масленице от пышных некогда нарядов остаются лишь лохмотья, которые окончательно завершают образ уставшей богини. Заточенная в своей крепости Морена царствует в мире людей лишь четыре месяца.
В конце осени силы повелительницы зимы слишком велики, и никто из богов не может помешать ей свободно гулять по Яве. Лишь весной Ярило и Жива вступают в бой с ней, дабы вновь возродить тепло и жизнь на земле. И каждый год они побеждают, заставляя Мару вернуться в свой темный дворец в Нави. Говорят, что дом этой богини можно найти, если пойти далеко на север. Здесь она живет большую часть года, плененная силами светлых богов. Также в преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал.
Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон. Сила богини Богиня Морена у славян прежде всего олицетворяла смерть. Она была прообразом той самой старушки с косой, которая приходит за душами умерших после их кончины. Также эта богиня могла насылать на людей болезни, невзгоды и проклятия. И именно из-за этого многие причисляют ее к пантеону однозначно злых богов.
Однако правда в том, что Мара не убивала людей ради собственных амбиций. Она просто хладнокровно выполняла свою работу. Все собранные души она переносила в Навь, после чего те могли переродиться в новых телах.
Славянская богиня зимы, ночи и смерти Морана
А она могла подарить новую жизнь, бессмертие. Сама Мара, кстати, любила маленьких детей, наделенных необычными способностями. Она благословляла их путь и вырастали они колдунами и ведуньями. Способности Морена способна останавливать течение времени как в глобальных масштабах, так и в локальных. Она повелевает жизнью и смертью. С помощью волшебного оружия она может обрывать нити жизни как у простых людей, так и у бессмертных существ. Однако существуют придания, согласно которым Мара могла не только забирать, но и наделять бессмертием.
В древней легенде она продлевала жизнь своему сыну Богумиру, давая ему волшебные яблоки. Как и остальные боги, Морена наделена большой волшебной силой. Она может полностью изменять окружающий мир, превращаться в зверей и птиц, а также наделять колдовскими способностями понравившихся ей людей. Атрибуты, знаки, символы Одним из главных атрибутов богини смерти является серебряный лунный серп. Им она косит, срезает нити человеческих судеб. Также Мара может быть с железной косой, ножницами или вилами, трезубье которых обращено к земле, вниз, как корни Мирового дерева.
Разбитые черепа, черный лебедь или ворон также сопровождали образ Мары. Стихия Мары — вода, море. Любые «неживые» водоемы со стоячей водой, такие как пруд, болото, заводь, омут, были обиталищем ее слуг — злых духов. Сама богиня властвовала за черными водами речки Смородины. Отсюда один из знаков Морены — волнообразная линия, застывшая вода. Его еще принимают за мост между мирами и используют как оберег при занятиях Магией.
Другой знак богини смерти — знак Зимы, несущий погибель, негатив. Он выглядит как два треугольника, обращенных углами друг к другу. Его можно принять за песочные часы. Встречающиеся вершины символизируют предел человеческой жизни, фатальность бытия. Амулетом Мары, ее символом принято считать крест с равными сторонами, каждый конец которого также отображен в виде малого креста. Такой равносторонний символ, «крест крестов», означает, что все в мире должно существовать в гармонии и равновесии, которые нельзя нарушать: 4 стороны света, 4 стихии, 4 времени года… Амулет Мары дарует носителю жизненное равновесие и сглаживает гипертрофированные черты характера.
Природа Мары — женская, холодная, сторона — левая. Цвет — белый или черный. Сторона света — запад, место гибели Солнца. Вкус — горький, соленый, как вкус крови. Небесное тело — Луна. Руда — серебро, камни — жемчуг и черный жемчуг, морион, змеевик, лунный камень.
Именно из древнего язычества к нам пришел обряд сжигать чучело на костре, на Масленицу, чтобы злая Морана поскорее ушла. Славянская богиня смерти умеет прекращать ход времени как локально, так и в глобальных масштабах. Ее возможности безгранично велики: она управляет смертью и жизнью не только обычных существ, но и бессмертных богов. Кроме того, Мара — это прекрасная волшебница, способная до неузнаваемости изменить мир, однако лишь на короткое время. Одно из любимых занятий богини — ткачество. Подобно греческим Мойрам, она играет с нитями жизни людей, ведя их в нужном направлении, а в конце обрезая нить жизни умирающего.
Становясь видимой по ночам, она прядет и шьет в лунную ночь. Тех, кто застанет ее за этим занятием, ждет горе. У Морены не было святилищ, как у других богов, ей поклонялись тайком, а если нужно было обратиться к богине, например, во время болезней или войны, то идол устанавливали на земле, обкладывая его камнями. После того как обряд был произведен, все, что было в этом месте — камни, алтарь, сам идол, сжигалось или топилось в воде. О Моране часто рассказывается в славянских сказках и былинах.
Богини смерти возглавляли свиту духов — мар, кикимор и пр. Эти существа несли функции страха и болезней, что указывает на рассмотрение смерти не только как естественного процесса. Места поклонения богине Морене — древние капища — располагались в лесах и болотах. В них сохранились каменные стелы и идолы с символикой богини, а также церемонии посвящения. Эти археологические находки раскрывают духовные традиции древних обществ. Символика и Образы Символика богини и Атрибуты богини несут глубокий смысл и символизм. Черная луна связана с понятием смерти и загробного мира. Она указывает на путь души после кончины. Ворон как вестник беды связан с предвидением несчастий, но и выполняет роль посредника между мирами. Серп означает неизбежность смерти и предопределенность человеческой судьбы. Черный лебедь символизирует загадочность и неизбежность конца жизни. Грифон может быть стражем духовного мира. Символичны животные — коза, а также растения — можжевельник, сосна, ель. Они могут олицетворять жертву и вечность жизненной силы за пределами физического. Мара также ассоциируется с молодостью в загробном мире, совмещая в себе роль начала и конца. Ритуалы и Праздники, Посвященные Богине Древние славяне почитали богиню как покровительницу зимы и судьбы. Ей были посвящены различные ритуалы и праздники, связанные с естественным циклом смены времен года. С ноября до ночи на 21-25 числа в ее честь проводились молитвы и приносились дары. Особо чтилась Мара 13 января, когда верующие обращались к ней через домового.
На исходе зимы наши предки праздновали начало нового года и прогоняли Мару из Явьего мира, символически сжигая ее тело. В весенних обрядах славян Марой или Мареной называлось соломенное чучело - воплощение смерти мора и зимы, которое топили разрывали, сжигали во время празднования древнего праздника Масленицы, имевшего языческие корни, а также в пору Весеннего равноденствия, что призвано было обеспечить урожай. Соломенное чучело куклу , изображающую Морену , сжигали на Масленицу, знаменуя приход весны и новой жизни. Фото из открытых источников Соломенное чучело куклу , изображающую Морену , сжигали на Масленицу, знаменуя приход весны и новой жизни. Фото из открытых источников Надеюсь, что мои прогулки по темному и загадочному миру верований древних славян на этом закончены. Засим раскланиваюсь и убегаю на поиски новых идей и приключений, а нас всех поздравляю с приближением исконно русского праздника - старого Нового года! Спасибо, что дочитали статью до конца! Если плоды моих трудов и моя статья нашла отклик в душе, поставьте, пожалуйста, лайк, а если зацепила, то не сочтите за труд закомментировать и поделиться своим мнением! Богата наша история на предания и поверья! Очень интересно! Освежили в памяти! И Даля очень уважаю! Со старым Новым годом!