Новости Славянского Мира. Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Морана – одна из самых загадочных и мистических богинь славянской мифологии.
Мара — богиня Смерти в славянской мифологии
По словам репортера, очень часто чучело языческой богини сжигают вместе с травами прямо перед утоплением. Также упоминается двойной обычай, когда местные девушки украшали сосну цветами и разноцветными шарами, а затем носили ее по деревне. Местные жители также разделяли многочисленные суеверия относительно утопления Марены, например, что нельзя касаться чучела, когда оно находится в воде, или смотреть на него по дороге домой. При этом считалось неудачей, если кто-то споткнется или упадет в процессе ритуала. Антропологический анализ утопляемых и сжигаемых чучел показывает, что эти практики произошли от обрядов жертвоприношения, направленных на выращивание богатого урожая. Вера в то, что сжигание символа, изображающего богиню Марену, однажды устранит всякие неприятные аспекты его присутствия, в данном случае зиму, и, таким образом, принесет новый расцвет весной, — это колдовская практика, которую антропологи описывают как подражательную магию. В исторических записях тех лет утопление Марены описывается как ритуал с соломенным чучелом, увешанным безделушками и красивыми тряпочками, лоскутками и лентами.
Чучело передавали группе детей, украшали зелеными можжевеловыми ветками, а затем возили его по деревне на тележке. В процессе шествия «богиню» по пути окунали в ручьи или лужи. Вечером местные молодые люди брали чучело и зажигали ветки можжевельника, чтобы осветить Мару, а затем выносили ее из поселка и сбрасывали в реку или озеро. Утопление Марены — значение в католичестве Католики полагали утопление Марзанны языческим обычаем. Из-за этого было несколько попыток запретить это. Однако народный обычай был достаточно сильным и повсеместным, чтобы возобладать над запретами католической церкви.
В начале XVIII века Церковь безуспешно пыталась заменить этот обычай христианским обычаем сбрасывать чучело с церковной башни чучело символизировало Иуду.
Маленьких и слабых они могли утащить и убив, сделать такими как они. Также, темная богиня водила дружбу с Ягой - женой Велеса. Согласно легендам Мара отдавала Яге души людей, а Яга взамен позволяла богини смерти спускаться в Навь мир, в который по законам ни бог, ни живой человек не имели хода. Также Мара и Яга вместе практиковали чародейство: контроль над стихиями и различными энергиями. Способности Мары Мара способна прекращать течение времени в глобальных масштабах, так и локально. Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь, даже у бессмертных существ в том числе и у богов. С другой стороны, она также способна даровать бессмертие.
Как и большинство богов Мара превосходная волшебница способная полностью изменять окружающий мир, но лишь на время. Сложно сказать насколько негативно или позитивно славяне оценивали образ Мары. Богиня неоднократно спасала мир, но также неоднократно практически губила его. Скорее всего она воспринималось как существо стоящей выше таких понятий как добро и зло. Хотя в славянских сказках и былинах она неизменно предстаёт злодейкой. В них она может принимать облик других девушек, принять богатырей и напакостить главным героем. Но неизменно добро побеждает зло и Марана оказывается проигравшей.
Но до тех пор царство темных зимних сущностей ещё правит на земле, трещат суровые русские морозы, скованы льдом озера и реки. Но неправильно было бы отдать бразды зимнего правления божествам мужского пола и забыть о самой богине смерти, тьмы, небытия и холода - Маре! Марливое знойное солнце, мар сухой туман, мгла , марево зной, мрачность при ясной погоде. Все эти сочные эпитеты пришли от имени славянского божества женского пола Мары, Моры, Мораны, Марены, которая в славянской мифологии выступала одной из основных богинь пантеона наших предков, предстающая в образе Богиня Зимы и Смерти. Ее имя родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить", «марать». В славянской мифологии эта богиня была связанна с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, повторяющимися из года в год. Также Мара была богиней жатвы, плодородия и смерти, покровительницей колдовства и справедливости. Чёрная Луна, серп и зимняя ночь все это проявления Мары могущественной славянской богини. Фото из открытых источников Чёрная Луна, серп и зимняя ночь все это проявления Мары могущественной славянской богини. Фото из открытых источников Cлaвянcкaя бoгиня Mapa по поверьям пpинaдлeжала к пepвoму пoкoлeнию бoгoв. Пo oднoй вepcий, oнa являлась cecтpoй Лaды и Лeли Живы и была coздaнa из иcкp, oбpaзoвaвшиxcя oт удapa мoлoтa Cвapoга пo cвящeннoму кaмню aлaтыpь. Bce три сестры имeли paвную мoщь и дoпoлняли дpуг дpугa, упpaвляя paзными cтopoнaми человеческого бытия. Символы Мары - Черная Луна, чёрный ворон, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни отсюда же образ богини жатвы и урожая.
Но до тех пор царство темных зимних сущностей ещё правит на земле, трещат суровые русские морозы, скованы льдом озера и реки. Но неправильно было бы отдать бразды зимнего правления божествам мужского пола и забыть о самой богине смерти, тьмы, небытия и холода - Маре! Марливое знойное солнце, мар сухой туман, мгла , марево зной, мрачность при ясной погоде. Все эти сочные эпитеты пришли от имени славянского божества женского пола Мары, Моры, Мораны, Марены, которая в славянской мифологии выступала одной из основных богинь пантеона наших предков, предстающая в образе Богиня Зимы и Смерти. Ее имя родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить", «марать». В славянской мифологии эта богиня была связанна с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, повторяющимися из года в год. Также Мара была богиней жатвы, плодородия и смерти, покровительницей колдовства и справедливости. Чёрная Луна, серп и зимняя ночь все это проявления Мары могущественной славянской богини. Фото из открытых источников Чёрная Луна, серп и зимняя ночь все это проявления Мары могущественной славянской богини. Фото из открытых источников Cлaвянcкaя бoгиня Mapa по поверьям пpинaдлeжала к пepвoму пoкoлeнию бoгoв. Пo oднoй вepcий, oнa являлась cecтpoй Лaды и Лeли Живы и была coздaнa из иcкp, oбpaзoвaвшиxcя oт удapa мoлoтa Cвapoга пo cвящeннoму кaмню aлaтыpь. Bce три сестры имeли paвную мoщь и дoпoлняли дpуг дpугa, упpaвляя paзными cтopoнaми человеческого бытия. Символы Мары - Черная Луна, чёрный ворон, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни отсюда же образ богини жатвы и урожая.
Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?
Со временем об этом стали забывать, и она ассоциировалась исключительно со смертью, принося страх в души людей. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии — это воплощение смерти, ночи, зимы. Ее символ — серп, которым она жнет жизни, разбитые груды черепов и черная Луна. Мара — дочь богини Лады и бога Сварога, сестра Весты.
В зависимости от времени года она выглядит по-разному. Поздней осенью это молодая прекрасная девушка с бледным лицом и длинными черными волосами, в белых и лазурных одеждах, искрящихся в свете луны, а в конце зимы — старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Не хочет старуха уступать время для весны, старается всеми силами удержать зиму.
Именно из древнего язычества к нам пришел обряд сжигать чучело на костре, на Масленицу, чтобы злая Морана поскорее ушла. Славянская богиня смерти умеет прекращать ход времени как локально, так и в глобальных масштабах. Ее возможности безгранично велики: она управляет смертью и жизнью не только обычных существ, но и бессмертных богов.
Кроме того, Мара — это прекрасная волшебница, способная до неузнаваемости изменить мир, однако лишь на короткое время.
Марена пообещала Кащею, если тот возьмет её в жены, жизни трех Небесных Дев, а также жизни трех Ирийских богатырей. Но Кащей так и не получил эти жизни, так как Мара после замужества сковала его своими чародейскими цепями в казематах кащейского дворца. После этого хитрая богиня не раз пыталась повторить свою попытку выйти замуж, но уже за бога Дажьбога. После нескольких её попыток ей все же удалось получить заветное семейное счастье, но продлилось оно недолго. Дажьбог ушел от Морены, и она осталась одна со своей силой наедине. Несмотря на неудачные отношения, Мара не потеряла себя, и продолжала выполнять свои функции: летом она посылала людям урожай, а зимой давала волю своим чувствам и лютовала. Богиня Мара и славяне Физическим проявлением Мары была, безусловно, зима. Когда наступали длинные холодные темные зимние ночи, она безраздельно властвовала над славянской землей.
Маара наполняла до самых краев Нави человеческими душами, которые умерли от непогоды или замерзли в сугробе. Когда зима заканчивалась, древние славяне прогоняли богиню смерти из Явьего мира, сооружая её чучело и символически сжигая его. Со временем этот обычай потерял свой смысл а его традиции извратили до неузнаваемости. В наше время подобный языческий ритуал принято называть Масленицей, но считать Масленицу обрядом, который прогоняет Мару из мира Яви нельзя, ибо это совсем даже не обряд, а лишь его отголосок. Вместе с Правдой, Мара также считается покровительницей правосудия и справедливости. Из-за того, что она одновременно забирала души умерших в Нави, и была славянским символом правды, сложно сказать, какой представляли наши предки богиню — светлой или темной. Вместе со спасением мира Мара не раз угрожала полностью его уничтожить. Опираясь на эти факты можно сказать, что богиня Мара была существом, которое возвышалось над такими традиционными понятиями как «добро» и «зло». Очевидно, что славяне почитали её на ряду с остальными светлыми богами, и поэтому считать её исключительно негативным персонажем в славянской религии глупо и беспочвенно.
Не смотря на все доводы, которые утверждают, что Мара — темная богиня, пришедшая в наш мир вместе с Чернобогом, но в итоге принявшая сторону Ирийских богов, она все же является представителем славянского пантеона Ясуней — светлых богов. Атрибуты богини Мары Атрибуты славянской богини смерти и правосудия — трен, зима, смерть, холод, разрушение и мрак. Персональный символ Марены — поток замершей воды, который так и называется — «Вода Мары». Данный символ означает недвижимую силу, потенциальную энергию, которая до определенного времени находиться в состоянии покоя. Ещё одна метафизическая эмблема Мары, которая была широко распространена — это символ Зимы, часть времени года. Комбинированный символ, состоящий из двух треугольников, который называется Мара-Вий, воспринимался нашими предками как очень плохой знак, так как он означал абсолютную гибель. Этот крест представляет собой пересечение двух линий, на концах каждой из которых есть ещё небольшие штрихи. Так символически обозначается заморозка, остановка, потому что линии креста не могут далее продолжиться в бесконечность. Знак Богини Морены используют как оберег от злого умысла и злых чар.
Считается, что властительнице Нави подвластна остановка любой беды. Кроме того, символ Богини Морены может избавить человека от внутренней неуверенности. Посмотрите обереги Богини Морены Символы богини Мары Как и у любого другого божества у Морены есть характерные символы, присущие только ей. Ее оружие. Серебряные серп и коса, которыми она не только подрезает нити жизни смертных, но и защищается от врагов. Черная Луна. Люди верят, что если Мора ступит на земли Яви во внеурочное время, сама Луна поможет укрыться ей.
Согласно легендам Мара отдавала Яге души людей, а Яга взамен позволяла богине смерти спускаться в Навий загробный мир, в который по Сварожьим законам ни бог, ни живой человек не имели хода. Также Мара и Яга вместе практиковали чародейство, контроль над природными стихиями и различными энергиями. К излету зимы Мора сильно старела и обнашивалась превращаясь в древнюю старуху. Фото из открытых источников К излету зимы Мора сильно старела и обнашивалась превращаясь в древнюю старуху. Фото из открытых источников Зима и ночь — главные физические проявления Мары. Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над землей, населенной славянами, до краев наполняя Навь душами людей, погибших от зимней непогоды. На исходе зимы наши предки праздновали начало нового года и прогоняли Мару из Явьего мира, символически сжигая ее тело. В весенних обрядах славян Марой или Мареной называлось соломенное чучело - воплощение смерти мора и зимы, которое топили разрывали, сжигали во время празднования древнего праздника Масленицы, имевшего языческие корни, а также в пору Весеннего равноденствия, что призвано было обеспечить урожай. Соломенное чучело куклу , изображающую Морену , сжигали на Масленицу, знаменуя приход весны и новой жизни. Фото из открытых источников Соломенное чучело куклу , изображающую Морену , сжигали на Масленицу, знаменуя приход весны и новой жизни. Фото из открытых источников Надеюсь, что мои прогулки по темному и загадочному миру верований древних славян на этом закончены. Засим раскланиваюсь и убегаю на поиски новых идей и приключений, а нас всех поздравляю с приближением исконно русского праздника - старого Нового года! Спасибо, что дочитали статью до конца!
Самым известным духом среди Мар считается Кикимора. У множества различных народов были свои прототипы Мар, к примеру, германцы считали, что Маруты являются духами злых убитых воинов, болгары боялись душ младенцев, которые покинули этот мир, так и не познав его, а шведы и датчане говорили о душах умерших. В средневековых письменах чешскую Морану отождествляют с греческой богиней мрака Гекатой, которая навевала на людей ночные кошмары и охотилась в ночное время среди могил на мертвецов и призраков, дабы сделать их своими слугами. Довольно часто Морану изображали в виде высокой женщины, которая своей красотой заманивала в путы смерти, или, наоборот, в виде сутулой противной старухи, но с длинными черными локонами. Изредка она появляется в повествованиях как необычайно привлекательная юная дева в белом, более часто как женщина в черном платье и рваной одежде. В русских сказках Морана в виде Маринки сбивала с пути богатыря Добрыню. В рассказах о короле Артуре упоминается фея Моргана, а древние кельты были уверены, что за душами воинов приходит Морриган. Дабы изгнать Морану и отправить богиню в ее мир, использовали кочергу и опахивание поселений. Саму богиню воспринимали еще как воплощение древней Великой Матери, которая и решает, кому жить, а кому умереть. Морану угощают и задабривают на Сречу, 15 февраля. Таким способом люди хотели попросить богиню не задерживаться и быстрее уступить место весне.
Мара – славянская богиня смерти
славянская богиня, олицетворяет смерть и зиму. Морена богиня славян.В других славянских легендах у россиян говорится, что Морана живёт в зеркальном дворце, к которому можно добраться только через Калиновый мост. Морана – одна из самых загадочных и мистических богинь славянской мифологии. славянская богиня, олицетворяет смерть и зиму. Морана – одна из самых загадочных и мистических богинь славянской мифологии. Морана в представлениях славянских исследователей мифологии и некоторых писателей 163 Начертание славянской мифологии.
Мара — богиня Смерти в славянской мифологии
Узнать Сфера влияния Марена — могучее древнее божество у славян, которое является воплощением самой смерти. Она также связана с тьмой, болезнями и сезонными умираниями всего живого. Управляет холодом и метелями. Несмотря на такое отрицательное значение, она не является злой богиней. Потому что без необходимого отдыха, который она обеспечивает, земля не будет плодородной. Без разрушения старого дома, не построить новый. С умиранием семечки, рождается колосок. Круговорот жизни и смерти в мире Яви неотрывно связан с Мареной. Морена в северной традиции гадания и магии На славянской Резе Богини Морены — символ Зимний косой крест, о котором мы писали выше. Номер Резы — 21.
Реза Морены приходит, когда Спрашивающего ждут проблемы, несчастья, беды, неожиданные и незваные, подобно зимней стуже. Предотвратить эти беды невозможно, можно только их переждать и после возместить ущерб, сохраняя при этом веру в жизнь и доброе отношение к людям. К Богине Морене обращаются в славянской магии, когда желают остановить, предотвратить что-то в жизни. Часто к Богине Зимы Морене обращаются в обрядах на здоровье. Считают, что Морена может остановиться сестер-Лихоманок, приносящих болезни. Обряды, обращенные к Морене, Богине Смерти, нужно проводить с особой осторожностью, как и любые другие обряды, обращенные к Богам Нави. Родственные узы, о которых повествуют легенды, сложно распознать. О биографии, происхождении и семейном положении повествуют старинные сказания. Одни уверяют в том, что Мара — дочь Кощея, которого приравнивали к Чернобогу.
Другие рассказывали, что богиня — дочь Сварога и сестра Перуна. Вторая легенда казалась славянам более убедительной. Альтернативная версия гласит, что Мара появилась сама по себе, так как символизировала тьму, а из нее произошла вселенная. Богиня произвела на свет Рода и Вышеня. Последний считался первоисточником живого и сущего. Фольклористы гадают, была ли она его женской версией или существовала вне связи с ним, но имела равную силу. Мужем такой женщины мог быть только могущественный персонаж. На эту позицию прочат Кощея. Кощей Бессмертный По легенде, ведунья Мара спасла трех девиц из заточения в плену у Кощея.
С просьбой о помощи к ней пришел сам Даждьбог, пообещав награду за поддержку.
Это символ тьмы, а из нее произошла сама Вселенная. Те, кто придерживаются гипотезы, что Кащей, приравниваемый к Чернобогу, был все-таки супругом Мары, считают, что у этой семьи произошли на свет Род и Вышень — символ начала жизненного цикла у всего живого. Знакомство Кащея и Мары произошло при любопытных обстоятельствах. Мара пришла в мир Нави выручать пленниц, которые томились у Кащея. Даже сам Даждьбог просил за этих девиц и обещал награду. Мара обратилась к Ягине прототипу Бабы Яги за помощью.
Именно через ее обитель Мара попала в Навий мир. После знакомства с Кащеем богиня сказала ему, что знает, где спрятана его смерть. Чтобы этот факт не стал достоянием общественности, Кащей сделал Мару своей женой. Далее Мара опоила своего мужа и затем вышла замуж за Даждьбога. Но в итоге Мара остается совершенно одна, как и подобает единственной и неповторимой богине смерти и жизни. По преданию, у Морены осталось 13 дочек, которые были и дочерьми Кащея. Интересные предания о Маре Самой слабой порой года для Мары является наступление весны.
В этот период богиня зимы, холода и ночи теряет свои чары, уступая место весне, теплу и солнцу. В народе делали чучело, которое сжигали, а также называли великую Мару кикиморой одноглазой, потому что бог Ярило — бог солнца и света — отгонял ее, посадил на вилы и выколол глаз. Именно в Масленицу, день Мары, богиня проводит людей по Калиновому мосту, под которым течет река Смородина. Этот мост — своеобразный проводник между миром Яви и Нави, между жизнью и смертью, зимой и долгожданной весной. День Мары — 15 февраля. В дар богине принято было приносить плоды, цветы, солому. Если выдавался год, когда погибал скот в большом количестве или наступал голод, то возводили алтарь и приносили в жертву животных, пуская им кровь.
Имя Морана происходит от двух славянских слов мор и мрак символизируя губительные для человека природные явления, которые следовали после наступления зимы. Морана же считалась богиней отвечающий за зиму и смерть, ее боялись и почитали все славянские племена, и в тоже время ее также ненавидели. Образ чучела который сжигается на масленицу считается ее олицетворением и образом, который с наступлением весны изгоняется из человеческого мира. По многим легендам и былинам роль Мораны совпадает с образом скандинавской богиней смерти- Хель. Ксилография с картины Йоханнеса Гертса, 1889 год Та тоже живет в подземном мире за рекой мертвых которое сторожит чудовище, только у скандинавов это волк, а у славян трехглавый змей.
Участие в обряде выноса Марены являлось оберегом от различных несчастий. Тот, кто не ходил со «Смертью» или опоздал к началу обряда, был уверен, что в этом году умрёт сам или похоронит кого-либо из своей семьи морав. Как правило, после уничтожения чучела Марены следовала вторая часть обряда: там же, за селом, молодёжь украшала жердь, на которой было укреплено чучело, или специально срубленное в лесу зелёное деревце, ветку лоскутками и лентами; одежду, снятую с Марены, надевала здоровая девочка или специально избранная «королева» kralovna , и все возвращались с песнями в село, поздравляя с приходом весны. За это их одаривали и угощали. Зелёные ветки или деревца — символ наступающей весны, жизни, здоровья см.
Деревце обрядовое. Деревце называлось maj, leto, nove leto, letecko словац. На Украине на Авдотью Плющиху носят по деревням и полям чучело, одетое в женское платье, которое называется Марена или мара призрак.
Богиня смерти Мара
славянская богиня, олицетворяет смерть и зиму. Вы узнаете, что Морена — богиня смерти и зимы в славянской мифологии. В польской мифологии эта богиня носит имя Моржаны, на словацком имя богини произносится. Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Морана, богиня смерти, занимает особенное место в мифологии, но ее атрибуты и характер часто сравниваются с другими богинями, также связанными со смертью и зимой. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире живых, и богиней вечной молодости в ином мире.
Богиня Морена — темный образ славянской мифологии
Однако темное Божество потребовало, чтобы Мара осталась вместо них. Тогда она хитростью заставила Кощея жениться на себе, а через некоторое время опоила его и сбежала. Она долго добивалась его благосклонности, но после создания семьи обрести счастье у них не получилось. Причина была в недоверии Даждьбога своей супруге. Была Морена также женой Велеса и родила от него 5 детей. По второй версии отцом Мары являлся Кощей, которого приравнивали к Чернобогу. Она использует для рукоделия нити судьбы. Причем под ее влиянием находятся не только смертные. Мара может не только отнять жизнь, но и даровать бессмертие. Легенда гласит, что именно таким образом она обеспечила своему сыну Богумиру долгую жизнь.
Ее Ледяные Чертоги расположены на крайнем севере Мидгард-Земли. Когда Мара приходит туда, природа отправляется на покой, засыпая на 3 месяца. В отличие от Чернобога, Морена не является пленницей Нави и может спокойно пересекать границу миров. Также Мара дает наставления ступившим на Золотой Путь. Среди людей Богиня появляется редко. По преданиям, мары носят собственные головы подмышкой и каждую ночь бродят по улицам. Есть и другая версия, по которой мары живут в домах людей и прячутся за печками. Каждое утро Богиня Смерти пытается погубить Солнце, но всегда отступает перед его мощью и красотой.
Чучело Марены одето в женскую одежду и поджигается или топится в реке а иногда и то, и другое.
Кукла может быть маленькой, размером с марионетку, или оно может быть похоже на манекен. В «Варшавском голосе» англоязычная газета в Польше и Центральной Европе писатель и репортер Том Гэлвин описывает свой опыт народного ритуала, проводимого в честь Марены. По словам Гэлвина, местные жители создали большую фигуру женщины из лохмотьев и обрывков одежды. Затем ее бросили в реку в первый день весеннего календаря. По словам репортера, очень часто чучело языческой богини сжигают вместе с травами прямо перед утоплением. Также упоминается двойной обычай, когда местные девушки украшали сосну цветами и разноцветными шарами, а затем носили ее по деревне. Местные жители также разделяли многочисленные суеверия относительно утопления Марены, например, что нельзя касаться чучела, когда оно находится в воде, или смотреть на него по дороге домой. При этом считалось неудачей, если кто-то споткнется или упадет в процессе ритуала. Антропологический анализ утопляемых и сжигаемых чучел показывает, что эти практики произошли от обрядов жертвоприношения, направленных на выращивание богатого урожая.
Вера в то, что сжигание символа, изображающего богиню Марену, однажды устранит всякие неприятные аспекты его присутствия, в данном случае зиму, и, таким образом, принесет новый расцвет весной, — это колдовская практика, которую антропологи описывают как подражательную магию. В исторических записях тех лет утопление Марены описывается как ритуал с соломенным чучелом, увешанным безделушками и красивыми тряпочками, лоскутками и лентами. Чучело передавали группе детей, украшали зелеными можжевеловыми ветками, а затем возили его по деревне на тележке. В процессе шествия «богиню» по пути окунали в ручьи или лужи.
В русских деревнях в Купальскую ночь сжигают на костре чучело Морены — злой «ведьмы». В эпоху двоеверия имя Мары в Купальских обрядовых песнях было частично вытеснено именем Марьи Девы Марии. В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождествляемая хронистом XV века Я. Длугошем с римской Богиней Подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой Богиней мрака и чародейства Гекатой древние авторы, говорящие о Божествах Славян-Язычников, упоминали о Морене как о Богине вроде Гекаты и Деметры — несущей одновременно смерть и плодородие. Белорусская Мара — «нечисть», сходная по функциям с марой низшей мифологии народов Европы, олицетворяет собой, в частности, злой дух, садящийся ночью на грудь спящего и вызывающий удушье в Средние века ассоциировавшийся также с инкубами и суккубами.
Представление о Маре как о воплощении ночного кошмара запечатлено в польском zmora «кошмар» , француском cauchemar «кошмар» , английском nightmare «кошмар», от night — «ночь». Мара-Морена — одна из самых древних, таинственных и загадочных Богинь в Славянских традиционных верованиях. Иногда Она предстаёт в обличье высокой Женщины или, напротив, сгорбленной Старухи с длинными распущенными волосами. Иногда — в облике красивой Девушки в белом, иногда — Женщины, одетой в чёрные одежды или рваную ветошь, с растрёпанными, косматыми волосами[33]. Тем не менее, Мара в русских поверьях не столько образ ночного кошмара, сколько воплощённая Судьба, ведающая о грядущих переменах в жизни обитателей дома Она как призрак часто появляется в доме. Слово «Мара» также означает и «туман», «мгла», «марево». В этом Мара схожа с «Белой Женщиной», повсеместно означающей смерть и предвещающей несчастья. Мара-Морена — это не только Владычица ночи, но также и Полудница, красивая Девушка в белом, появляющаяся среди зреющих хлебов в жарком летнем мареве. Время Мары — полдень либо полночь дня или года — «переломные» сроки, сочетающиеся также с переломами судьбы человеческой.
В образе Мары видят сочетание как рождения и плодородия, так и смерти, необходимой для обновления и продолжения жизни на Земле. Мара-Морена — Великая Мать всего сущего и одновременно воплощённая Смерть, женское лоно и одновременно погребальная Крада. Она подобна морю — материнской стихии, породившей всё живое, чьи воды, тем не менее, непригодны для жизни людей и животных, обитателей этого мира. Таким образом, в мифологическом мышлении Мара может представляться как Сверхличная сила, действующая во Всемирьи, и одновременно как отдельное существо. Сопровождают Морену многочисленные и безымянные мары — бестелесные навии или навки — вестницы смерти.
Упоминание о Морене можно встретить в мифологии разных стран и народов. Буддийское божество Мара олицетворяет собой зло. Недобрую фею Моргану из легенд о короле Артуре помнят многие.
У древних кельтов была Морриган, забиравшая души воинов с поля битвы. В русских народных сказках Морана в образе «злой девки Маринки» искушала богатыря Добрыню. Мрачное обиталище Бабы-Яги, окружёно насаженными на колья человеческими черепами, символами Мары. Снежная Королева из сказки о Кае и Герде — никто иная, как богиня Зимы. Мара упоминается в некоторых современных славянских песнях, например, в «Богине Смерти» Талиона. Несмотря на своё недоброе значение, именами Морена, Мара нередко называют в семьях девочек. Также, некоторые творческие люди не преминули взять себе такой псевдоним, как, например, певица Мара. Социальное значение мифа День Марены - 1 марта.
Замещён днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы» зиму, то есть Морену. Древние славяне не боялись смерти, и зима не страшила их холодами и умиранием природы. Напротив, они знали и верили в то, что после сна, в который погружается Природа на время зимы, придёт весна, которая принесёт цветение, плодородие и обновление. Недаром, в праздник Прощального Воскресенья, люди просят друг у друга прощения, оставляя обиды и ошибки в прошлом году.
Мара — богиня Смерти в славянской мифологии
Мара в славянской мифологии. Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. Главным атрибутом богини считался серп. и в меньшей степени восточно-славянской традиции женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания. воплощение смерти, ночи и зимы. Морана у славян древности также считалась воплощением нечистых сил. воплощение смерти, ночи и зимы. Морана у славян древности также считалась воплощением нечистых сил. Морана – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. В древние времена Морана у славян воплощала всевозможные нечистые силы.
Демон Мара — легенда, происхождение, смерть от демона.
[1] и в меньшей степени восточно-славянской традиции [2] женский мифологический персонаж, связанный с сезонными обрядами умирания и воскресания природы. Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. В славянской мифологии богиня почиталась как покровительница зимы.