Морана, богиня смерти, занимает особенное место в мифологии, но ее атрибуты и характер часто сравниваются с другими богинями, также связанными со смертью и зимой. Морена (Мара, Марена, Моржана, Морана) – славянская Богиня Зимы и Смерти. Богиня Морана. По преданиям Морана была рождена от искр, которые летели из-под молота Сварога, когда он бил о камень Алатырь.
Мужчина-Морана
- Мара-Марена – богиня смерти. » Боги Славян
- Мандала: Славянская мифология: богиня смерти и зимы Морана.
- Богиня Мара.
- Богиня Морена, Мара , Мaрена богиня смерти, Нави
- Морана PR в славянской мифологии
Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти
Костер разжигали за пределами селения. Когда символ зимы сгорал, через костер прыгали юноши и девушки. Люди верили, что эти ритуальные действия отпугнут от них беду и привлекут хороший урожай. Похожий обряд проводился в Купальскую ночь.
Символическая «победа над смертью» была важным событием в жизни наших предков. В ритуале сжигания чучела старались поучаствовать все жители селения. Опоздать на праздник или вовсе не попасть на него считалось плохим знаком.
Отношение древних славян к зимней царице было неоднозначным. Зимой на ее авторитет никто не посягал, но с приближением весны люди боялись Маржану не так сильно. Будучи покровительницей бесплодия и гибели, Морана не могла избежать ежегодного умирания.
Она позволяла Весне победить себя, а с наступлением холодов снова возвращалась в мир людей. Предания разных народов В легендах разных народов можно найти упоминания о злом духе, божестве или фее с именем «Мар», «Моран» или «Мора». Эти и иные имена восходят к общему индоевропейскому корню «мор» или «мар» , означавшему смерть, погибель.
В древнегерманской мифологии маром называли темного эльфа. В германском фольклоре упоминаются духи маруты. Это души воинов, погибших в сражении.
Они могут поднять бурю или нагнать грозовые тучи на небо. В английских и валлийских преданиях злую сущность, деву-мстительницу звали Фея Моргана. Эта колдовская особа была сестрой легендарного короля Артура и вредила ему.
Болгарская версия: марами становятся души младенцев, которые умерли не крещенными. Иногда злобная сущность принимала облик земного ребенка. Если люди подбирали такого «малыша» и приносили домой, всю семью мог скосить мор.
В сознании наших предков Марена была потусторонним «санитаром», убирающим с планеты все больное, слабое, ветхое. Маржана могла забрать тело человека, но его душа оставалась бессмертной, поэтому опытные люди не испытывали панического страха или ненависти к ней. Покровительница магов Смерть невозможно победить или игнорировать, когда она приходит, но Морану можно умолить, чтобы она отступилась от своей жертвы, пока та еще жива.
Так считали наши предки. Желая помочь тяжелобольным, знахари славянских племен создавали тексты заговоров, обращенных к Морене. В славянской мифологии она считалась олицетворением фатума, поэтому мольба к жене Чернобога была единственной возможностью продлить кому-то жизнь.
Божество из мира Нави требует к себе уважения. Считалось, что Маржана презирает трусов и клятвопреступников. Немногим смельчакам было суждено снискать покровительство Темной владычицы.
В этот период люди сжигают чучело Мораны, в знак того, что зима уходит, и наступает время обновления. Славянская богиня смерти и зимы Морана — это могущественное и важное божество славянской мифологии. Она напоминает нам о цикличности жизни, о неизбежности смерти и о возможности начать всё сначала.
Где живёт Морана? Согласно славянской мифологии, Морана обитает в подземном царстве Навь, где царит вечная тьма и холод. Её дом расположен в глубинах земли, где она правит над миром мёртвых.
Наши предки не были исключением. Богиня смерти у славян носила имя Марена, которое сокращенно звучало как Мара. На санскрите слово «mara» обозначает «уничтожающий». Забирая души умерших, Мара позволяла им переродиться вновь. Со временем об этом стали забывать, и она ассоциировалась исключительно со смертью, принося страх в души людей. Богиня Морана, Мара, Морена в славянской мифологии — это воплощение смерти, ночи, зимы.
Ее символ — серп, которым она жнет жизни, разбитые груды черепов и черная Луна. Мара — дочь богини Лады и бога Сварога, сестра Весты. В зависимости от времени года она выглядит по-разному. Поздней осенью это молодая прекрасная девушка с бледным лицом и длинными черными волосами, в белых и лазурных одеждах, искрящихся в свете луны, а в конце зимы — старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Не хочет старуха уступать время для весны, старается всеми силами удержать зиму.
Одевали Марену либо в тряпьё, либо в праздничную одежду; иногда в белое платье или костюм невесты; украшали лентами, скорлупками яиц, украшениями из лоскутков и соломы. Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты.
Богиня Морена, Мара , Мaрена богиня смерти, Нави
Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Бабу-ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант — быть съеденным ею и таким образом оказаться в мире мёртвых.
Пройдя испытания в избе Бабы-яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём. Имена богини Смерти Этимологи, языковеды, мифологи достаточно подробно изучили происхождение имени богини смерти. Мара, Морена, Марена, Морана… У разных народов Земли есть богини с похожими именами, несущие смерть и или отвечающие за правосудие.
Поляки называют владычицу тьмы Моржаной, чехи — Мораной, мексиканцы — Муэртой, в буддизме Мара — демон смерти. У древних кельтов богиня Морригана забирала души погибших воинов. В скандинавской мифологии Мара — это ночной демон.
Все эти имена объединяет общий корень «мор» «мар». Считается, что он имеет праславянское происхождение. Мор — означает смерть, увядание.
Родственные слова — морока, хмарь, помереть, смерть, мрак, кошмар. На санскрите «мара» — уничтожающий, убивающий, «мритью» — смерть. Так, имя Мара несомненно связано с мором, мраком, смертью.
У богини смерти в подчинении были духи — мары, кикиморы, прочая однокоренная нечисть. Они могли испугать, наслать болезнь, погубить. Удивляет тот факт, что во славу богини Смерти славяне иногда называли девочек Марья, Марина, Маруся.
Считается, что таким образом пытались задобрить повелительницу тьмы и правосудия, отогнать болезни и хвори. А она могла подарить новую жизнь, бессмертие. Сама Мара, кстати, любила маленьких детей, наделенных необычными способностями.
Она благословляла их путь и вырастали они колдунами и ведуньями. Способности Морена способна останавливать течение времени как в глобальных масштабах, так и в локальных. Она повелевает жизнью и смертью.
С помощью волшебного оружия она может обрывать нити жизни как у простых людей, так и у бессмертных существ. Однако существуют придания, согласно которым Мара могла не только забирать, но и наделять бессмертием. В древней легенде она продлевала жизнь своему сыну Богумиру, давая ему волшебные яблоки.
Как и остальные боги, Морена наделена большой волшебной силой. Она может полностью изменять окружающий мир, превращаться в зверей и птиц, а также наделять колдовскими способностями понравившихся ей людей. Атрибуты, знаки, символы Одним из главных атрибутов богини смерти является серебряный лунный серп.
Фото из открытых источников К излету зимы Мора сильно старела и обнашивалась превращаясь в древнюю старуху. Фото из открытых источников Зима и ночь — главные физические проявления Мары. Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над землей, населенной славянами, до краев наполняя Навь душами людей, погибших от зимней непогоды. На исходе зимы наши предки праздновали начало нового года и прогоняли Мару из Явьего мира, символически сжигая ее тело. В весенних обрядах славян Марой или Мареной называлось соломенное чучело - воплощение смерти мора и зимы, которое топили разрывали, сжигали во время празднования древнего праздника Масленицы, имевшего языческие корни, а также в пору Весеннего равноденствия, что призвано было обеспечить урожай. Соломенное чучело куклу , изображающую Морену , сжигали на Масленицу, знаменуя приход весны и новой жизни. Фото из открытых источников Соломенное чучело куклу , изображающую Морену , сжигали на Масленицу, знаменуя приход весны и новой жизни. Фото из открытых источников Надеюсь, что мои прогулки по темному и загадочному миру верований древних славян на этом закончены. Засим раскланиваюсь и убегаю на поиски новых идей и приключений, а нас всех поздравляю с приближением исконно русского праздника - старого Нового года! Спасибо, что дочитали статью до конца!
Если плоды моих трудов и моя статья нашла отклик в душе, поставьте, пожалуйста, лайк, а если зацепила, то не сочтите за труд закомментировать и поделиться своим мнением! Богата наша история на предания и поверья! Очень интересно!
Семью получилось создать, но счастья так и не было.
Не верил муж своей прекрасной супруге, постоянно искал в ее действиях подвох. Мара не стала мстить, а сосредоточилась на сезонной работе. Летом ее восхваляли и чествовали, а вот если зима была слишком суровой, прогоняли. Со временем именно эта традиция превратилась в народный праздник Масленицу, правда, слегка видоизмененный.
Неоднозначное отношение было у древних славян к Богине Маре. С одной стороны, она всегда справедлива и неоднократно спасала урожай, а с другой — не раз была чрезмерной суровой и даже жестокой, насылая страшные морозы, от которых погибало много людей. Именно поэтому с Мореной связывают не только холод, смерть, разрушение и тьму, но и жатву, удачный урожай и хорошую погоду летом. Символ Мары — поток замерзшей воды.
Он обозначает энергию, которая находится в состоянии покоя, будто скованная цепями, но стоит растаять льду и она вырвется наружу. Интересно, что не существовало храмов Мары.
Более правдоподобной кажется точка зрения В. Рыбакова, который считает, что Мара — это не имя божества и даже не название обряда, а наименование обрядовой принадлежности соломенной куклы, подлежащей ритуальному уничтожению. В данной трактовке приобретает смысли аналогия с сожжением кукол Костромы или Купалы. Имеет место и попытка рассматривать Мару и Морену как образы различных богинь. Мара предстает в этом случае как мрачный дух зла, смерти вообще.
Образ же Морены связывается о сезонным, зимним умиранием природы и с умиранием самой зимы весною. В некоторых местностях Мореной называли ритуально украшенное дерево цветами, венками, лентами и т. Мара — богиня смерти, дочь Лады. Внешне Мара выглядит как высокая красивая девушка с черными волосами в красных одеждах.
Читайте также
- Богиня Морена, Мара , Мaрена богиня смерти, Нави
- Женщина-Морана
- Богиня Мара.
- Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы.
- Богиня Морана — в славянской мифологии воплощение смерти, ночи, зимы — Развивай себя
- Мара-Марена – богиня смерти. » Боги Славян
Забытые поверья древних славян: кем была Морана у наших предков?
Морана (Марена, Мара) — в славянской мифологии божество, воплощающее смерть и зиму, богиня увядания и смерти; повелительница Нави. богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона. Ещё одна ипостась Моры – Морана, упоминается в «славянских мифах» как владычицу «тёмного (подземного) мира», действующая на пару с Чернобогом, взрастившие своего питомца змея-Волоса. Мара (Морена, Марена, Моржана или Морана) у славянина считалась богиней зимы, царицей смерти и ночи. Богиня Морена участвует и в других славянских мифах. ПРОИСХОЖДЕНИЕ Славянская мифология. Богиня Зимы и Смерти, одна из важнейших богинь славянского пантеона.
Морана: Славянский гороскоп
Морена (Мара, Марена, Моржана, Морана) – славянская Богиня Зимы и Смерти. Морана или Мара, Морена, в славянской мифологии могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Мара (Морена, Марена, Моржана или Морана) у славянина считалась богиней зимы, царицей смерти и ночи. Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню «мар\мор», связанное со смертью (мором).
Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти
Впервые богиня Марзана Marzana упомянута в хронике Яна Длугоша Анналы, или хроники великих королей Польши Annales seu cronicae incliti Regni Polonie , написанной в 1460 г. В главе первой книги об основании Лехом столицы в Гнезно и о богах, которых в те времена почитали поляки, бывшие ещё язычниками, Ян Длугош Марзану связал с Церерой, древнерим- ской богиней урожая, плодородия и жатвы. В антические времена греческую Деметру и римскую Цереру изображали с фруктами. Ее дочку Прозерпину у греков Персефону похищают, и она неплодородную часть года проводит в подземелье. Александр Гейштор в книге Мифология славян, вслед за Путканским, пытает- ся найти «зерно правды о религиозных представлениях» в записях Длугоша Гейштор 2015: 32.
Йохим Бельский в своей Польской хронике 1597 г. Они также Марцану не называют богиней смерти и не вспоминают о дочери, которая соответствовала бы Прозерпине. Naruszewicz Historya 1. Авторы считают: Необходимо все-таки допустить, что кажущееся смешение омонимичных корней в самом деле является отражением древней полисемии.
В первобыт- ном мышлении граница между сном, смертью и судьбою является довольно нечеткой. Сон рассматривается как промежуточное состояние между жиз- нью и смертью, поскольку умершие продолжают жить во сне их живущих родственников и знакомых. Такой вид сознания характерен для самой арха- ичной культуры человечества Белетич, Лома 2013: 71. На основе более поздних фольклорных собраний Татьяна Агапкина пи- шет об уничтожении Марены у словаков, чехов и поляков, не делая вывода об отождествлении их чучел с богинями Агапкина 2002: 581, 600—608.
Когда и как добрaя богиня плодородия Морена превратилась в богиню унич- тожения и смерти? Михал Френцел, лютеранский проповедник и переводчик новозаветных текстов на лужицкий язык Марзану Marzana называл суеверием поляков Силезии и Лужици Rerum Lusaticаrum 1719: 82. Абрахам Френцель, опираясь на поль- ские летописи, называет Марзану богиней смерти Vocatur autem Mors seu Nex Dea Slavorum , но он думает, что имя богини польские авторы ошибочно пи- сали с буквой «а», потому что ее звали Morzana, Morzawa Rerum Lusaticаrum 1719: 223. В исследованиях русских древностей филолог и поэт Андрей Кайсаров в книге на немецком 1804, Versuch einer Slavischen Mythologie , а потом и на руском Мифология славянская и российская 1807, 1810 упоминает Марцану.
Он ссылается на Длугоша и польскую версию имени богини: Длугос говорит, что поляки усердно чтили Марцану, как богиню жат- вы. Френцель напротив того утверждает, что Марцана была богиня смер- ти. Это мнение доказывает он следующими словами Шнейдера. Славяне в Мейсене по обращении своем в христианскую веру, в четвертое воскресе- нье поста наткнули на колья изображения Марцаны и Зивонии, с печальным пением и жалобным голосом носили их торжественно и наконец бросали в воду предполагая, будто через то самое молодые жены становились плодо- родными, город очищался, и от жителей в том году отвращалась язва и дру- гие прилипчивые болезни.
Гуагнини же сравнивает нашу богиню с Венерою. С кем согласиться? Кайсаров потом продолжает, упоминает Френцеля и приводит примеры славян из немецких краев: Если словопроизводство в сем случае может дать объяснение, то Френцелево мнение кажется мне всех достовернее. По-русски «морю» умерщвляю , по-богемски «мру» умираю , «мрцавати» оледенеть, замерз- нуть.
Пусть это божество и было Венерою славян, как думает Гуагнини, или Церерою их, по мнению Длугоса; но для чего ж они сопровождали сие тор- жество печальными песнями, когда мы уже знаем по римской мифологии и по самому предмету, что обе богини приносили радость? Кумир сего боже- ства вместе с другими был уничтожен в 965 году Мстиславом, обратившим- ся в христианскую веру. Кайсаров 1810: 128—129. Кайсаров соглашается с Френцелем из Лаузица Лужицы , что Марзана бо- гиня смерти.
Николай Михайлов замечает его недостаточно досто- верные этимологии теонимов Михайлов 2017: 27. Брат Михала Френцеля, филолог — Абрахам, которого Кайсаров в обзоре предыдущих исследований хвалит как более знающего, пишет о Марцане как о богине смерти. Кайсаров добавдяет свои любительские, уже русские этимологии. На Вацлава Ганку могли повлиять книги Френцеля или Кайсарова, когда де- лал подделку богини смерти в якобы чешских древностях.
Подделка Ганки уда- лась и быстро прославила его в славистике эпохи романтизма. Об открытии старой рукописи в церковной башне городка Двур Кралове над Лабем Ганка объ- явил в 1817 году, а первое издание Краледворской рукописи напечатано в 1819 году. Потом печатались издания на чешском в 1829, 1835, 1843, а одновремен- но начали появляться многочисленные комментарии и переводы на славянские языки Некрасов 1872. Морена появляется в 4-ой песне Краледворской рукопи- си, в которой описывается бой воеводы Честмира и Власлава — врага пражско- го князя Неклана.
Поэт-создатель и его соавтор Йозеф Линда в 217 стихе связа- ли смерть, Морену и ночь. В сопроваждающих словарях отмечено, что Морена, Марана — богиня смерти. В этой песне представлена борьба язычников Забоя и Славоя против насильственной христианизации. Поддельщики здесь связали в оппозиции Весну и Морану po puti wsiei y uesni po moranu 6, стих 40; Некрасов 1872: 88.
Эти божества якобы олицетворяют молодость и смерть, и именно та- кая и подобные оппозиции в будущем будут сильно укрепляться. Но вклад Ганки в утверждение Мораны как богини чехов-язычников тут не заканчивается. Средневековая энциклопедическая рукопись на латинском языке была пoдарена в 1818 году библиотеке чешского Народного музея. В рукописи су- ществовали глоссы древнечешского языка, но к ним Вацлав Ганка добавил не- сколько сотень подделанных чешских глосс якобы монаха Вацерада и опубли- ковал под заглавием Mater Verborum в 1833 году.
Отсутствие критических оценок ведущих чешских славистов, включая Павла Шафарика, которых тогда очень уважали, закрепило старые и новые якобы открытия библиотекаря, поэта и филолога. Во второй половине XIX века патриотические фантазии Ганки были разоблачены и филологиче- скими и химическими доказательствами. Очевидно, что в Ганкиных подделках польская форма Марцана, Мажана уступает место названиям Мора, Морана.
Во время празднования Ивана Купалы, например, сжигалось чучело, наречённое именем Морены. А в определённый день ранней весны, все женщины, и старые, и молодые, выходили в огороды, и долго гонялись с мётлами в руках за невидимой Мараной, выгоняя её прочь, а с ней и надоевшую зиму. Когда Марена уходит в свои Ледяные Чертоги, на второй день после дня Весеннего равноденствия происходит пробуждение Природы и жизни. Упоминание о Морене можно встретить в мифологии разных стран и народов.
Буддийское божество Мара олицетворяет собой зло. Недобрую фею Моргану из легенд о короле Артуре помнят многие. У древних кельтов была Морриган, забиравшая души воинов с поля битвы. В русских народных сказках Морана в образе «злой девки Маринки» искушала богатыря Добрыню. Мрачное обиталище Бабы-Яги, окружёно насаженными на колья человеческими черепами, символами Мары. Снежная Королева из сказки о Кае и Герде — никто иная, как богиня Зимы. Мара упоминается в некоторых современных славянских песнях, например, в «Богине Смерти» Талиона.
Несмотря на своё недоброе значение, именами Морена, Мара нередко называют в семьях девочек. Также, некоторые творческие люди не преминули взять себе такой псевдоним, как, например, певица Мара. Социальное значение мифа День Марены - 1 марта. Замещён днем святой Мариамны праведной. В народном календаре она была названа Маремьяной-Кикиморой «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре-Кикиморе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы» зиму, то есть Морену.
В прозе Поляка Владислава Оркана Drzewiej мир природы переплетается с любовью героев и существами низшей и высшей славянской мифологии, оли- цетворяющих психологические состояния и желания. Czy to Przywida zjawy? Czy krwi oczu bolesnych. Мара-Марена в сказочном Посолонье является символом преодоления смерти.
Перемены в мировоззрении славян после упадка коммунистического атеиз- ма усилились в конце XX и в начале XXI века и отразились в возвращении к забытому славянскому язычеству. Возобновляются старые критические и не- критические издания о мифологии, широко распространяется Книга Велеса, усиленно публикуются литературные тексты с образами богов, энциклопедии и сайты, пропагандирующие неоязычество. Особенное объединение тех двух типов текстов использует польский писатель и сценарист Чеслав Бялчиньский. Бялчиньский склонен к заполнению многочисленных пробелов в знаниях о славянских богах и созданию масштабной систематизации мифоло- гического мира. Он вводит порядок в поколения богов, объединет высшую и низшую мифологии, добавляет новые существа, опирается на якобы этимоло- гию, связывает разных персонажей с легендами, их отношениями, простран- ством, символами. Каждый из разделов содержит в начале повествование о существах и событиях, а потом комментарии источников с ссылками на обос- нования верований или культ, связаный с ними. Некоторые из эпизодов явля- ются интересными компиляциями, как напр. У Мажаны и Мора есть доч- ка, слабее их, — Змора. Мор — это бог Заразы и Уничтожений. Таким способом компилятор-поэт не исключет ни речную, ни морскую природу Моров.
В графическом представле- нии всей мифологической системы Моры находятся в пятом кольце, они обо- значены серым цветом, их месяц — февраль, а знак гороскопа — Рыбы. Мара как защитница Птицы скрывает от неверного отца Стрыба рождение дочки, и в одной бездетной семье людей из города Львова, на их радость, прячет девочку Мальву. На первый взгляд обык- новенная девочка, Мара в романе Корний обладает вечной мудростью, а так- же тайной рождения и смерти. Книга насыщена славянской неоязыческой ми- фологией с многочисленными мирами. С этим даже темные в конце кон- цов согласились, чтобы их потомки не потеряли, разозлив Мару — возможность жить вечно. Почетное посвящение в бессмертные сопроваждается вручением Марой-Повелительницей смерти Переменника, который она передает и для де- вушки Мальвы, дочки Птахи и Стрыба. Мара таким образом получает большую силу, чем она имела, а ее решения влияют и на судьбу смертных, которым она дает Переменник, то есть бессмертие. Девушка Мальва узнает, что стала бессмертной и начинает искать свою судь- бу между светлыми и темными силами. Об этих поисках и рассказывают две книги Д. Корний: Обратная сторона света и Обратная сторона тьмы.
В романе сербского писателя Ивана Срдановича Около верха Око врха глав- ной героиней является Морана, влюбленная в малоодаренного писаку, который начинает понимать, что может для себя употребить силы женщины-богини, влюбленной в него. Писатель описывает женские чары Мораны, а ее замок среди скал описывает как место щедрых удовольствий. Морана запрещает Захару заходить в секрет- ную комнату в замке, но он не слушает ее — и обнаруживает там лошадь Перуна, которую освобожадет. Как и в народных сказках, герой нарушает запрет, и это приносит беды. Некоторые утверждают, что Германцы и Скандинавы именно от славян заимствовали сво- их богинь смерти. Они приукрашивают Мару многими символами, родствен- никами, свойствами, настолько разнообразными, что образ иногда рассыпает- ся. История возникновения образа и его расширения связана с подделка- ми славянской мифологии от Длугоша до Ганки и от Ганки до Велесовой кни- ги и новейших подделок. Имена Мара, Марена, Мора, Морена распространяются начиня с романтических подделок. Литературная судьба Мары Морены, хотя и опирается на выдумки подделок, перерастает свои источники и перерастает в новые образы и их символику. Использованная литература Агапкина, Татьяна.
Мифопоетические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл, Москва: Индрик, 2002. Mifopoеticheskie osnovy slavianskogo narodnogo kalendaria. О паганским боговима у непаганска времена. Београд: Алма, 2016. O paganskim bogovima u nepaganska vremena. Beograd: Alma, 2016. Поэтические воззрения славян на природу. Москва: Индрик, 1994. Moskva: Indrik, 1994.
Лома, Александар. Гура, О. Белова et al. Slavica Svetlanica.
Богиня всегда была красиво одета в шикарные платья лазурного цвета, украшенного росписями и белоснежными кружевами. Обитала Мара в дворце, созданного из небесного льда, а во время своей власти — спускалась в мир живых. В русских народных сказках даже есть упоминания о «красавице Маринке», которая морочила голову Добрыне Никитичу. Известно, что Мара считалась подругой Ягини и Велеса. Вместе они практиковали изучение стихий и магии. Считалось, что Мара особенно преуспела во власти над водой и тьмой, но также знала она и добрую магию. А самое интересное — считалось, что в своем красивом облике Мара оставалась очень малое время. Дело в том, что к наступлению весны Мара превращалась в ужасную ворчливую старуху, которая ни за что не хотела отдавать правление сестрам — Ладе и Живе. Сила Мары Наши предки верили и знали, что Мара обладает невероятной магической силой и постоянно ее совершенствует. Именно эта богиня могла направить силы на поддержание света или тьмы. И да, нечто подобное проявлялось и в духовности человека. Чем светлее был его образ при переходе в мир иной — тем легче этот переход осуществлялся, да и бед на него приходилось значительно меньше. Но на этом сила богини не заканчивалось. Ее способности и знания выходили далеко за пределы обычного проводника. Мара обладала способностью изменять ход времени. Причем не только в одном мире, но и глобально. Мара могла забирать жизни не только у смертных, но и у тех, кто обладал бессмертием с рождения. Мара способна дарить новую жизнь. Иногда богиня предупреждала человека о скорой смерти, посылая ему зашифрованные знаки и сны. Таким образом, она готовила человека к тому, чтобы он подготовился к переходу в мир Нави. В силах Мары было наделить бессмертием человека, который прожил свою жизнь достойно. Силы Мары распространялись на все миры — Нави, Прави и Яви. Атрибуты Мары Атрибутами богини можно назвать все вещи, которые были связаны со смертью человека. Именно поэтому наши предки верили, что если они опознали предзнаменования скорой гибели, то нужно быстро наладить свои дела, попросить у богов пощады и т. Личными же атрибутами Мары можно назвать следующие предметы и существ: Есть еще и менее ужасные символы богини. Они означали смягчение смерти, прощение и спокойную гибель. Можно сказать, что эти предзнаменовения даровали человеку спокойствие, ибо люди верили, что в этом случае Мара сжалилась над ними и переход в мир Нави будет для них не таким ужасным, как мог бы быть. Такими символами считались: Легенды о Маре Несмотря на то, что славянская мифология считается одной из забытых, до нас все же дошли некоторые легенды и сказания о богах наших предков. И ниже мы попытаемся рассказать вам обо всем, что нам удалось найти о Маре. Мара и Кощей Итак, выше мы уже успели упомянуть, что в некоторых легендах Кощея называют мужем Мары. Но эта же легенда рассказывает и о том, что Мара сумела одолеть его. А дело было так. Однажды Кощей похитил 3 прекрасных царевн из мира живых. Как водится, в старых добрых традициях, на помощь красавицам собрались 3 удалых молодца-богатыря — Зорька, Вечорка и Полуночка. Кощей вышел против них на битву, да и Горына с собой прихватил. Несмотря на всю силу и удаль богатырей, силы их были далеки от равенства. И тогда Даждьбог решил вмешаться. Сорвался он с места и поспешил к Маре, дабы та помогла одолеть ему врага. За это Даждьбог пообещал исполнить любое ее желание. Тогда Мара отправилась к Ягине в гости. Последняя знала ход в мир Нави и за то, что Мара иногда делилась с ней душами усопших, Ягиня впускала ее туда. Так и велась их дружба долгие века. Так случилось и в этот раз. Спустилась Мара в мир Нави и остановила бойню. Сказала она Кощею, что он может взять ее в жены, а царевен — отпустить. Так и случилось. Но не знал тогда Кощей всей хитрости Мары. Оказалось, что богиня ведает тайну его бессмертия, что в яйце заключена. Тогда Кощей окончательно решил, что лучшей царицы для подземного царства ему не сыскать. Принес он 2 чары вина, да только не заметил он, что Мара тайна подсыпала в его чару хмельной травы. А когда Кощей испил вина — то охмелел, а Мара в темницу его посадила, да еще и сковала его 12-ю цепями. Мара и любовные связи К сожалению, слишком мало информации до нас дошло из славянской мифологии, поэтому ниже мы не утверждаем за хронологию событий, а лишь примерно их опишем. Если верить легендам, то за помощь богатырям и Даждьбогу Мара потребовала у последнего жениться на ней. Однако, если верить преданиям, недолго продлилось их семейное счастье. Тем не менее, легенды приписывают, что Богумир — это сын Мары и Даждьбога. Впоследствии богиня все же сбежала с Кощеем в мир Нави. Но, судя по всему, и это счастье продлилось недолго. Впоследствии есть утверждения, что Мара была женой самого Чернобога, правда, в легендах рассказывается, что богиня родила 13 уродливых дочерей от Великого Змея, но это — одно из прозвищ Чернобога. Как Мара стала темной богиней Тут все зависит от того, какую теорию происхождения богини вы берете за основу. Дело в том, что в славянских сказаниях есть легенда, согласно которой Мару и ее сестер еще в детстве похитил злой змей Скипер и заставил служить себе в мире Нави. Впоследствии Стрибог, Велес, Перун и Хорс освободили сестер, но случилось это слишком поздно, ибо тьма уже успела овладеть сердцем Мары. Впоследствии она именно поэтому и выбрала для себя мир Нави. Связь с Добрыней Никитичем Современные мифологи связывают Мару с той самой девкой Маринкой — колдуньей, которая обменом хотела заманить богатыря и женить его на себе. Где хитростью, а где силой Добрыня сумел одолеть колдунью. Но была ли это просто колдунья, либо Мара снова забавилась в человеческом обличии — мы уже, наверное, никогда не узнаем. А подробно называется это повествование — «Добрыня и Маринка — русская народная былина». Поклонялись богине на специальных капищах, которые до сих пор встречаются в лесах Украины и Белоруссии. Как правило, на камнях этих можно заметить символ богини — крест крестов. Кроме того, считается, что Останкинская башня построена как раз на одном из таких капищ, предназначавшихся Маре. Кроме того, считается, что особую силу Мары можно почувствовать на кладбищах, местах сражений, местах казней, в тюрьмах, в заброшенных постройках, а также других темных и гиблых местах с неудачной репутацией. На этом наша статья подходит к концу.
Добрый день!
- Кощей и Морена – боги смерти и подземного царства у славян
- Мара (богиня) - биография богини, мифы древних славян,история, символ, фото
- Мара — кто она?
- Морена - богиня смерти и вечного холода у славян
Морана: Славянский гороскоп
В процессе этого обхода они просили Мару позволить присутствовать на поле битвы духам предков, которые могли бы помочь и оказать помощь своим потомкам. Соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть. Но даже после ухода Зимы-Смерти с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары. По преданиям древних славян, это злые духи болезней, они носят голову под мышкой, бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос мары, тот умрет.
Лишь весной Ярило и Жива вступают в бой с ней, дабы вновь возродить тепло и жизнь на земле. И каждый год они побеждают, заставляя Мару вернуться в свой темный дворец в Нави.
Говорят, что дом этой богини можно найти, если пойти далеко на север. Здесь она живет большую часть года, плененная силами светлых богов. Также в преданиях сказано, что крепость Морены состоит из бесчисленного количества зеркал. Единственный путь в нее лежит через Калинов Мост, перекинутый над Смородиной-рекой. А ее покой охраняет ужасный монстр — многоглавый змей-дракон. Защитные свойства Амулета Мары Амулет Мары представляет изображение креста с равными сторонами.
Каждая вершина креста амулета Мары украшена мини-крестом. Оберег — крест Мары, защитный символ помогающий обрести гармонию Амулет Мары обозначает 4 стороны света, 4 стихии, 4 времени года где перекос одного из символа имеет серьезные негативные последствия. Все в мире должно существовать в гармонии и равновесие нарушать нельзя. Основное значение амулета Мары — сохранение равновесия. Такой оберег помогает сохранить жизненные силы обладателя от быстрой растраты. Также амулет Мары обладает свойством сглаживать гипертрофированные черты характера, что соответствует канонам сохранения равновесия.
Масленица Немногие знают, но та соломенная кукла, которую ежегодно сжигают на Масленице, — это Морена. Богиня стала для нее прообразом еще в те времена, когда Русь жила по канонам язычества. Славяне верили в то, что бог солнца Ярило ежегодно дрался с Марой, дабы вернуть тепло на землю. Сама Масленица была праздником в честь его победы над зимой. В этот день люди пекли блины, которые по форме напоминали солнце. А также они сжигали соломенное чучело — метафорический символ, олицетворяющий богиню вечного холода и мрака.
И хотя времена языческих идолов уже давно позади, люди по-прежнему используют в своих обрядах эту древнюю традицию. Праздник в честь Мары В литература у Мары в руках чаша, испив из которой человек получает смерть День славянской богини загробного мира был отмечается в начале зимы, 4 декабря. К этому времени устанавливается зима, самое сложное и суровое для людей время, полное испытаний, болезней да горестей. Кроме того о Маре вспоминают и в день весеннего равноденствия 20 марта , день проводов Морены. В ее честь приносили дары в виде различных цветов, ягоды и плодов. Кровавые жертвы преподносились в период эпидемии.
Для этого у алтаря богини пускали кровь животных. Человеческие жертвы в славянской культуре не приносились. Это интересно. В отличие от других божеств пантеона идол Мары изготовленный из дерева или соломы устанавливался прям перед подношением. Обносили камнями, очерчивая круг и перед кумиром клали деревянную доску, на которую и возлагались дары предначертанные богини. После праздника или подношения алтарь разбирался, а кумира сжигали, в редких случаях топили.
Сжигание чучела зимы на масленицу это отражение древнего обычая чествования богини зимы и смерти обозначенного днем Марены. Празднование масленицы также происходит в конце марта и является символом прихода весны. Морена в северной традиции гадания и магии На славянской Резе Богини Морены — символ Зимний косой крест, о котором мы писали выше. Номер Резы — 21. Реза Морены приходит, когда Спрашивающего ждут проблемы, несчастья, беды, неожиданные и незваные, подобно зимней стуже. Предотвратить эти беды невозможно, можно только их переждать и после возместить ущерб, сохраняя при этом веру в жизнь и доброе отношение к людям.
К Богине Морене обращаются в славянской магии, когда желают остановить, предотвратить что-то в жизни. Часто к Богине Зимы Морене обращаются в обрядах на здоровье. Считают, что Морена может остановиться сестер-Лихоманок, приносящих болезни.
По одной Богиня Мара — дочь властелина царства мертвых.
По другой — она вместе с Ладой и Живой появилась на свет из искр, вылетавших из-под молота Сварога. По третьей — она дочь Прекрасной Лады, а по четвертой — ее полный антипод. Если по поводу происхождения славянской Богини Мораны есть сомнения, то по поводу образа, в котором представала Морена людям, и в каком ее старались запечатлеть, никаких вопросов не возникает. Это высокая, очень красивая женщина со светлой кожей и темными, часто посеребренными, как будто заснеженными длинными волосами.
Глаза у нее черного цвета, полны достоинства и гордости. Одеяния всегда длинные, всегда волнистые, всегда светлые, как будто высечены изо льда. Несмотря на красоту и обаяние, не смогла Богиня Мара найти свое счастье. У нее было много мужей.
Один из самых известных — Кащей. Опять же, здесь есть несколько вариантов.
Я раньше читал что Даждьбог, а сейчас в песне услышал что Коляда. После гибели жены - Златогорки Дажьбог стал одиноким. Майя Златогорка ушла в Навь. Там дух ее слился с духом богини Смерти - Марены. Не потому ли Марене так приглянулся Дажьбог, что она решила его приворожить. Марена закляла сына Перуна и поселила в его сердце любовную тоску. В то время к Марене сватался Кащей, но Дажьбог так распалился страстью, что решил отбить у соперника прелестницу.
Однако Марена не собиралась становиться женой Дажьбога. А Тарх Дажьбог всего-то сын русалки.
Морена - богиня смерти и вечного холода у славян
Асовым: Мара — обитательница Ния, Кащея. Более правдоподобной кажется точка зрения В. Рыбакова, который считает, что Мара — это не имя божества и даже не название обряда, а наименование обрядовой принадлежности соломенной куклы, подлежащей ритуальному уничтожению. В данной трактовке приобретает смысли аналогия с сожжением кукол Костромы или Купалы. Имеет место и попытка рассматривать Мару и Морену как образы различных богинь. Мара предстает в этом случае как мрачный дух зла, смерти вообще. Образ же Морены связывается о сезонным, зимним умиранием природы и с умиранием самой зимы весною. В некоторых местностях Мореной называли ритуально украшенное дерево цветами, венками, лентами и т.
Мара — богиня смерти, дочь Лады.
Попробуем проанализировать, какие образы упоминаются чаще всего. Мифологическая трактовка В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары. Ее считали угрозой, чем-то неподвластным человеческому духу и безжалостным.
Поэтому из чувства страха перед богиней смерти ее не описывали практически никак. Особенно интересным остается вопрос о власти Мары над временем, о течении которого древние знали намного больше, чем современные люди. Эта богиня одна из немногих, обладающая властью над сроком жизни не только простых смертных, но и бессмертных богов. Власть ее была бы практически абсолютна, но она все-таки воплощение темной стороны, тревожной и непредсказуемой, тайной власти над судьбами.
Границы влияния у Мары есть — властвование ее периодично, временно, только во время переходного состояния из одного качества жизни в другое. В старину люди носили специальные обереги, чтобы не злить Морену, не провоцировать ее преждевременный приход. Обычно защитные пентаграммы вышивали на одежде нитями. И это было не случайно, так как по преданию Мара любила вышивать и ткать, она играет жизнями всего живого как нитями, обрезает их тогда, когда приходит время.
Этой богине не принято было поклонятся. Чтобы принести ей дары, сооружали идол, обкладывали его камнями и приносили дорогое сердцу. После ритуала все сжигали или предавали воде, помолившись. У богини по легенде есть слуги, которых называли маары.
Согласно мифам, они имели право в ночную пору ходить по жилищам людей и шептать их имена. Если кто-то отозвался, значит, скоро он должен был умереть. По другим сказам, место маар было за печью, откуда они приносили зло и несчастья в дом. Если верить русским народным сказкам, которые очень символичны и полны древнеславянских образов, Мара была супругой Кащея Бессмертного.
Роль ее заключалась в принесении всяческих препятствий и преград на пути русских богатырей.
Мара таким образом получает большую силу, чем она имела, а ее решения влияют и на судьбу смертных, которым она дает Переменник, то есть бессмертие. Девушка Мальва узнает, что стала бессмертной и начинает искать свою судь- бу между светлыми и темными силами. Об этих поисках и рассказывают две книги Д.
Корний: Обратная сторона света и Обратная сторона тьмы. В романе сербского писателя Ивана Срдановича Около верха Око врха глав- ной героиней является Морана, влюбленная в малоодаренного писаку, который начинает понимать, что может для себя употребить силы женщины-богини, влюбленной в него. Писатель описывает женские чары Мораны, а ее замок среди скал описывает как место щедрых удовольствий. Морана запрещает Захару заходить в секрет- ную комнату в замке, но он не слушает ее — и обнаруживает там лошадь Перуна, которую освобожадет.
Как и в народных сказках, герой нарушает запрет, и это приносит беды. Некоторые утверждают, что Германцы и Скандинавы именно от славян заимствовали сво- их богинь смерти. Они приукрашивают Мару многими символами, родствен- никами, свойствами, настолько разнообразными, что образ иногда рассыпает- ся. История возникновения образа и его расширения связана с подделка- ми славянской мифологии от Длугоша до Ганки и от Ганки до Велесовой кни- ги и новейших подделок.
Имена Мара, Марена, Мора, Морена распространяются начиня с романтических подделок. Литературная судьба Мары Морены, хотя и опирается на выдумки подделок, перерастает свои источники и перерастает в новые образы и их символику. Использованная литература Агапкина, Татьяна. Мифопоетические основы славянского народного календаря.
Весенне-летний цикл, Москва: Индрик, 2002. Mifopoеticheskie osnovy slavianskogo narodnogo kalendaria. О паганским боговима у непаганска времена. Београд: Алма, 2016.
O paganskim bogovima u nepaganska vremena. Beograd: Alma, 2016. Поэтические воззрения славян на природу. Москва: Индрик, 1994.
Moskva: Indrik, 1994. Лома, Александар. Гура, О. Белова et al.
Slavica Svetlanica. Язык и картина мира. К юбилею Светланы Михайловны Толстой. Москва: Индрик, 2013, 56—75.
Loma, Aleksandar. Gura, O. Belova et al. Slavica Svetlanica Iazyk i kartina mira.
Moskva: Indrik, 2013, 56—75. Хронике славеносрпске. Ана Кречмер прир. Hronike slavenosrpske.
Проблеми на българския фол- клор. София, 1980, 108—113. Sofiya, 1980, 108—113. Язык и миф.
Москва: Индрик, 2005. Iazyk i mif. Moskva: Indrik, 2005. Мифология славянская и российская.
Москва, 1810.
Морена - Богиня зимы и смерти, покровительница колдовства и справедливости. Пятница, 20 Апреля 2018 г. Богиню зимы, Богиню вечного сна и вечной жизни, прекращающую жизнь человека в Яви. Имя Марена на самом деле родственно таким словам как «морок», «мор», «мрак», «марево». Повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог — владыка великого молота и всего живого, а матерью — богиня Лада. Мара — сестра Живы и Лели. Имеет еще дочерей Желю, и Карну Кручину , по одним источникам от Кощея, по другим — от Велеса Так или иначе, Мара относится к славянскому пантеону Ясуней, светлых богов, и является одним из главных мифологических образов, в которых наши далекие предки скрыли многие аспекты своего понимания ключевых законов Вселенной. Богиня Мара — это богиня понимания глубоких чувств, глубоких смыслов.
Но о Маре в мифах говорится не только плохое. Мара называлась богиней Веда.
Славянская богиня Марена
Вы узнаете, что Морена — богиня смерти и зимы в славянской мифологии. Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Морана (Марена, Морена, Мара, Моржана, Костлявая, Тёмная Богородица, ЧерноМатерь) – богиня зимы, смерти, царица ночи, могучее и грозное божество славян. Мне кажется, богиня просто почувствовала неограниченную власть, что подтолкнуло её к переходу в царство Нави и мрака. 1. Имя Славянской Богини зимней стужи и смерти Морены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню mar/mor, связанному со смертью (мором).