Верующие на Благовещение Пресвятой Богородицы могут немного отойти от строгого поста. 7 апреля православные верующие отмечают большой праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. Для верующих Благовещение Пресвятой Богородицы – символ воплощения Господа в человеческом мире, начало искупления грехов.
Что можно и что нельзя делать в Благовещение Пресвятой Богородицы?
Это спасение, как раз, и начинается с момента принесения благой вести архангелом Гавриилом Деве Марии. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему Лк 1:26—38. По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения. Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ.
Кроме того, это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха как исторические события произошли в один и тот же день года.
Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником. При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Источник, возле которого произошло Благовещение Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека. С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет.
В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи. День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» Кириопасха — Господственная т. Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения. В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апреля по григорианскому «гражданскому» календарю.
Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II — 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века. Благовещение, Рождество Христово, Сретение. XII в. В начале VIII в. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV в.
Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI вв.
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в. На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом Бога. Над архангелом и Марией располагается особая форма нимба — мандорла, которая символизирует Божественное явление и зачатие Христа. Красная нить в руках Марии — это пряжа, которой, по церковному преданию, она занималась в этот великий для всей Церкви день. По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения.
По учению Церкви, Бог в своем величии снизошел, умалил Себя до человека, а Дева Мария, став матерью воплощенного Бога, превзошла весь человеческий и ангельский мир. Для объяснения тайны Боговоплощения отцы церкви использовали греческое слово «кенозис», обозначающий «уничижение» или «истощание». Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх перед своим величием.
Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему Лк 1:26—38. По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения. Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ. Благовещение стало началом исполнения Божественного обещания падшему человечеству в лице Адама и Евы о том, что их потомок, буквально, «семя жены» Быт 3:15 уничтожит, прельстившего их змея дьявола.
Коротко о празднике. Благовещение Пресвятой Богородицы
В этот день верующие вспоминают о счастливой новости, которую архангел Гавриил принес Деве Марии. Об истории и традициях праздника — в материале «360». Когда Благовещение в 2024 году Благовещение — один из 12 наиболее значимых праздников в православном календаре. Его традиционно отмечают 7 апреля каждый год.
Реклама Эта дата символически соединяет Благовещение с Рождеством, образуя девятимесячный интервал, аналогичный периоду беременности. В католической традиции праздник выпал на 25 марта. Интересно, что в прошлом Благовещение служило началом нового года в разных регионах мира, включая как западные, так и восточные страны.
Бывает, что Благовещение встречают в один день с Пасхой. Это событие известно как Кириопасха. Единение двух важных праздников случается нечасто: последний раз это было в 1991 году, а в следующий раз ожидается лишь в 2075-м.
Точная дата празднования Благовещения установилась не сразу. Некоторые церкви изначально отмечали его в преддверии Рождества, в то время как другие выбрали весну — за девять месяцев до Рождества Христова.
Они замечали, что даже животные по-особенному ведут себя в Благовещение. Ровно за 9 месяцев до Рождества Христова запрещается подрезать растения и деревья. В этот день верующие обращали внимание на погоду.
Если в день Благовещения идет дождь, то ожидается хороший урожай ржи. Урожай орехов ждали после грозы в этот день. Весна будет теплой, если ночь на Благовещение теплая.
Седун 435-455 , предназначавшийся как для светского, так и для церковного употребления, а потому содержащий наряду с христианскими и языческие памяти, упоминает 25 марта еще не как день Благовещения, а как день Крестной смерти Спасителя [28]. Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого 3-я четв. VII в.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Фреска в Благовещенском храме в Назарете В неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента. Толедский Собор 656 в первом правиле предписывает петь службу Благовещению 18 декабря при этом 25 марта остается датой Благовещения , объясняя это невозможностью устраивать праздник во время Великого поста [29]. Вероятно, Собор не просто ввел эту дату, но перенял ее из некой традиции, уже установленной в отдельных местах - напр. Название праздника Название праздника Благовещения в древности не было устойчивым, совр. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч.
Марии о зачатии , annuntiatio Christi Благовещение Христа , initium redemptionis начало искупления , conceptio Christi зачатие Христа , festum incarnationis праздник Воплощения [31]. Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая! Литература Martene E.
De antiquis ecclesiae ritibus. Канон на Благовещение Пресв. Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. Дни богослужения Православной Церкви. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Freiburg i.
Это путник или посланник. Чаще всего на иконах и картинах он изображен сидящим на одном колене, при этом одна рука архангела поднята в знак приветствия, а вторая — благословляет Марию. Поза напоминает изображение вестников в античности. Интересно, что позднее Гавриила стали изображать не сидящим в смирении перед Девой Марией, а влетающим в помещение. Кстати, крылья у архангела появились лишь в V веке. Богословы чаще всего описывали чувства Марии, к ощущениям архангела обращались немногие. Например, монах Иаков Коккиновафский объяснял , что сам Гавриил испугался своего задания.
Дева Мария обычно обозначает чистоту, благодетель, добродетель. Ее часто изображали с цветком, который также говорит о чистоте Богородицы. При этом со временем общий образ цветка превратился в лилию. Он же обозначает время года, когда произошло важное событие — весну. Чаще всего Мария спокойна, но иногда она встревожена или испугана. Иногда в руках Богородицы изображена нить. По некоторым церковным преданиям , она занималась пряжей в тот день, когда встретила Гавриила.
Слово «благовестить». Архангел Гавриил принес Марии не просто новость, он принес благую весть. Что-то, что изменит жизнь в лучшую сторону, что принесет большие перемены. Слово и сейчас имеет такое значение: сообщать добрые вести. Кроме того, благовестить — это еще и звонить в колокола перед церковной службой. Часто на иконах, на картинках и в описаниях Дева Мария и архангел Гавриил держат в руках предметы, которые также являются христианскими символами. Как уже было сказано выше, это лилия — знак чистоты и весны, прялка, веретено или нить — образ плоти Христовой.
Позднее вместо нити или прялки стали изображать книгу, а точнее, книгу пророка Исайи. В руках Гавриила можно увидеть райскую ветвь, она символизирует примирение Господа и его творение. На иконах часто изображали луч света, то есть Святой дух, и колодец — также символ чистоты Марии. Священнослужители в этот день одеты в рясы голубого цвета. Именно этот оттенок — еще один символ Богородицы. Весь процесс празднования достаточно древний, его соблюдают еще с VIII века.
При светлом празднике весны: 7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы
Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…». Канон празднику был составлен в VIII веке.
Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога. II, 11—18 высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии Лк.
I, 24-38 содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии. Тропарь празднику. Русский текст: Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Кондак празднику. Русский текст: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь.
Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая. Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай.
Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям. В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает».
Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах. Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах II век и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи. Андрей Рублёв, 1408. Икона праздничного чина иконостаса Успенского собора во Владимире.
Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Ее Сына разодралась надвое. Костромской музей, конец XVII в. Мозаика на алтарных столбах Софийского собора в Киеве. XI век Благовещение с клеймами жития Богоматери.
XVI век. Сольвычегодский музей В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» «Устюжское Благовещение» делается попытка представить идею непорочного зачатия. Устюжское Благовещение. Новгородская икона, вторая четверть XII век Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье. Благовещенские храмы и монастыри на Руси В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св.
Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях. Надвратная церковь Благовещения в Киеве На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор 1484-89.
Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы. Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске Белоруссия.
По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993—98 гг. Благовещенская церковь в г. Муроме Владимирской области.
Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была поставлена в Муроме в 1192 году. В 1553 году на месте церкви началось строительство Благовещенского мужского монастыря. В 1612-1616 году обитель сильно пострадала от пожаров, кроме того, ее разграбили поляки, однако в скором времени благосостояние монастыря восстановилось, а Благовещенская церковь, согласно описи 1637 года, «после разорения от поляков обновлена игуменом». Высокий куб основного объема храма перекрыт сомкнутым сводом, который украшен двумя рядами кокошников. Третий ряд зрительно образуют кокошники в основании барабанов каждой из пяти глав.
Основным элементом скромного декора являются оконные наличники. Весьма тщательно украшены барабаны пяти глав собора. Благовещенский монастырь г. Мурома, основанный в 1553 году В честь Благовещения Богородицы освящен монастырь в г. Киржаче Владимирской области.
В Благовещение их освящали в храме, после чего съедали. Крошки от хлеба выбрасывать было ни в коем случае нельзя — их отдавали домашней скотине или птицам. В те времена люди верили, что это поможет осенью собрать щедрый урожай и получить здоровый приплод. По традиционным поверьям, бытовавшим на Руси, погода на Благовещение такая же, как позднее будет на Пасху. Кроме того, безоблачную погоду в этот день считали признаком предстоящего хорошего урожая, а грозу — предвестием теплого лета. Существует большое количество православных храмов, названных в честь этого праздника, в частности — Благовещенский собор Московского кремля, Благовещенский собор Казанского кремля, Благовещенский собор в Сольвычегодске и многие другие. В России значение Благовещения настолько велико, что в честь него названы города и села, например, Благовещенск — административный центр Амурской области.
Другие новости.
Это спасение, как раз, и начинается с момента принесения благой вести архангелом Гавриилом Деве Марии. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему Лк 1:26—38.
По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения. Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ.
Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается за 9 месяцев до Рождества Христова. Благовещение Пресвятой Богородицы — поистине радостный праздник в православном календаре. В этот день верующие вспоминают о счастливой новости, которую архангел Гавриил принес Деве Марии. Об истории и традициях праздника — в материале «360». День независимости Греции отмечается в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, а 25 марта также является национальным праздником в Ливане.
Когда празднуют Благовещение в 2024 году
- Название праздника
- Благовещение Пресвятой Богородицы: смысл праздника, проповеди, иконы, цитаты (+видео)
- Благовещение Пресвятой Богородицы: что ни в коем случае нельзя делать в двунадесятый праздник
- Благовещение Пресвятой Богородицы. Коротко о празднике
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ПОЧЕМУ В ЭТОТ ДЕНЬ ВЫПУСКАЮТ БЕЛЫХ ГОЛУБЕЙ?
Православная церковь отметит Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля 2024 года. 7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник. Пресвятая Богородица оказала полное послушание Богу, предала свою волю и жизнь в руки Божии, чем послужила Божественному Промыслу о спасении человечества от бездны греховной.
Благовещение 7 апреля: история, традиции и запреты дня, в который выпускают белых голубей
Праздник также называется бабьим и птичьим. В этот день на Руси было принято выкупать пернатых у ловцов пташек и выпускать их на волю. Считалось, что выпущенная на волю птица будет ходатайствовать перед Богом за того, кто её освободил. Фото pixabay. Священнослужители выпускают в небо белых голубей, которые символизируют Бога Святого Духа третье Лицо Троицы. Так, в Благовещенском соборе Московского Кремля стаю голубей отпускает в небо патриарх, а посмотреть на полет птиц собираются сотни прихожан. Считается, что на Благовещение сам Господь благословляет землю и всё, что на ней растёт.
Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии. Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним.
Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью. Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…». Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца. А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа — как это могло быть?.. И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери.
Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх перед своим величием. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ. Благовещение стало началом исполнения Божественного обещания падшему человечеству в лице Адама и Евы о том, что их потомок, буквально, «семя жены» Быт 3:15 уничтожит, прельстившего их змея дьявола. Имя Эммануил буквально обозначает «с нами Бог», поэтому оно иногда встречается на иконах над изображением младенца-Христа. Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом — как вестник тайн, или с лилией — символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете, почитается в иудаизме и в исламе. Благовещение по-гречески — Евангелие, Благая весть. Именно так называются первые четыре книги Нового Завета, важнейшие книги Библии. Пророчество о рождении Спасителя мира, исполнения которого так напряженно ждали в Иудее, совершилось как легкое дуновение ветра, незаметно для всего мира. Преклоняясь перед силой веры Богоматери и ее полным доверием Богу, Православная Церковь воздает Деве Марии первенство чести среди всех когда-либо рожденных людей.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Благовещение Пресвятой Богородицы для православных христиан – один из самых важных праздников. В Благовещение Пресвятой Богородицы в храмах проходят богослужения. Чему посвящен праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, как соблюдать пост на праздник 7 апреля 2024 года. Благовещение Пресвятой Богородицы — факты о церковном празднике: история, суть и значение, традиции у православных и католиков, народные приметы. Православные христиане отмечают сегодня один из самых больших церковных праздников — Благовещение.
Что можно и что нельзя делать в Благовещение Пресвятой Богородицы?
Она решилась всю жизнь свою провести в присутствии Божием, под кровом храма. Священники, зная Ее беспримерно святую жизнь, не могли не видеть в Ее решимости вдохновения свыше: но, не имея примера, чтобы девы израильские посвящали себя пред лицом Божиим безбрачной жизни, обручили Ее Иосифу, святому старцу, также из царского рода Давидова, с тем чтобы он в доме своем был хранителем Ее девства. Иосиф жил в Назарете и здесь пропитывал себя плотническим ремеслом. Пресвятая Дева Мария и в его доме, помогая содержанию его своими женскими трудами, продолжала благочестивые упражнения, с которыми освоилась с младенчества. Предание говорит, что Она читала книгу пророка Исаии и остановилась на словах: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил 7, 14. Благовещение Пресвятой Деве Марии. Роспись свода Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры Она размышляла: как блаженна эта Дева, которая удостоится быть Матерью Господа, и как желала бы Я быть хотя последней служанкой при ней! И вот является Ей ангел и приветствует Ее: радуйся, Благодатная.
Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Преблагословенная Дева Мария в ответ на радостное благовестие Архангела ответила: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему! Но предаем ли мы свою жизнь Богу, полагаемся ли мы на волю Божию, которая совершается над нами в нашей жизни? Принимаем ли мы скорби, испытания и наш жизненный крест с теми же словами смирения и преданности воле Божией, которые сказала Преблагословенная Дева Мария? Не только в Своих словах, сказанных в день Благовещения, явила Пресвятая Богородица полную преданность воле Божией, но и во все дни жизни своей, духовной вершиной которой явилось стояние Ее у Креста Божественного Сына своего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Что переживала Она, как страдало Ее материнское сердце, можно только догадываться. Но этим Своим стоянием у Креста Она уже как бы вновь повторяла слова, которые прежде сказала Архангелу: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему!
Тогда при обращении к Пречистой Богоматери с молитвой о том, чтобы Она укрепила нас, помогла нам, наставила нас на путь спасения, Царица Небесная непременно укрепит нас и поможет совершенствоваться и возрастать во Господе.
Григория Чудотворца на этот день. В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В VIII веке св. Смысл праздника Митрополит Сурожский Антоний: «Благовещение — это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, — как это могло быть?.. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть?
Чем Ты можешь это доказать? Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа… В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней. Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Тропарь, глас 4-й Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь.
Торжествуй, природа, потому что воздается честь Жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева. Нас собрала здесь Святая Богородица и Дева Мария, чистое сокровище девства, мысленный рай Второго Адама, — место, где совершилось соединение естеств, где утвердился Совет о спасительном примирении. Кто видел, кто слышал, чтобы обитал во чреве Беспредельный Бог, Которого не вмещают Небеса, Которого не ограничивает чрево Девы!? Родившийся от жены не есть только Бог и не есть только Человек: этот Родившийся соделал жену, древнюю дверь греха, дверью спасения; где змий разлил свой яд, нашедши преслушание, там Слово воздвигло Себе одушевленный храм, вошедши туда послушанием: где возник первый грешник Каин, там родился бессеменно Искупитель человеческого рода Христос. Человеколюбец не возгнушался родиться от жены, потому что это дело Его даровало жизнь. Он не подвергся нечистоте, вселившись в утробу, которую Он Сам устроил чуждой всякого повреждения. Если бы эта Матерь не пребыла Девой, то рожденный Ею был бы простой человек, и рождение не было бы чудесно; а так как Она и после рождения пребыла Девой, то Кто же — Рожденный, как не Бог? Неизъяснимо таинство, потому что родился неизъяснимым образом Он, беспрепятственно прошедший дверьми, когда они были заключены. Исповедуя в Нем соединение двух естеств, Фома воскликнул: «Господь мой, и Бог мой! Апостол Павел говорит, что Христос «иудеем убо соблазн, еллином же безумие» 1 Кор. Если бы Слово не вселялось во чрево, то плоть не воссела бы с Ним на Божественном Престоле; если бы для Бога было оскорбительно войти в утробу, которую Он создал, то и Ангелы оскорблялись бы служением человеку. Тот, Кто по Своему естеству не подлежит страданиям, по милосердию к нам подверг Себя многим страданиям. Мы веруем, что Христос не чрез постепенное восхождение к Божественному естеству соделался Богом, но, будучи Бог, по Своему милосердию соделался Человеком. Мы не говорим: «человек сделался Богом»; но исповедуем, что Бог воплотился и вочеловечился. Рабу Свою избрал для Себя в Матерь Тот, Кто по существу Своему не имеет матери, и Кто, являясь по Божественному смотрению на земле в образе человека, не имеет здесь отца. Как один и тот же есть и без отца, и без матери, по слову Апостола Евр. Если Он — только человек, то Он не мог быть без матери: и действительно, у Него есть Мать. Он не имеет матери как Творец Бог, не имеет отца как Человек. Убедись в этом самым именем Архангела, благовестившего Марии: ему имя — Гавриил.