Про что «Бесприданница», откуда Островский черпал вдохновение и почему знаменитая пьеса с треском провалилась. А в 2008 году состоялась премьера русского мюзикла «Бесприданница» композитора Александра Кулыгина. Александр Николаевич Островский. Бесприданница. (Драма в четырех действиях). о смятенной душе, которая пытается вырваться наружу из железных тисков "правды жизни". Социально – философская драма «Бесприданница» раскрывает нравственные проблемы купеческого сословия.
Бесприданница - Александр Островский
Разгорающуюся ссору пресекает Харита Игнатьевна: она велит принести шампанского. Мир восстановлен, однако позже, в разговоре с купцами, Паратов признаётся, что найдёт возможность «потешиться» над женихом. Действие третье В доме Карандышева — званый обед. Тётка Юлия Капитоновича, Ефросинья Потаповна, жалуется слуге Ивану, что это мероприятие отнимает слишком много сил, да и расходы чересчур велики. Хорошо, что удалось сэкономить на вине: продавец отпустил партию по шесть гривен за бутылку, переклеив ярлыки. Лариса, видя, что гости не прикоснулись к предложенным блюдам и напиткам, испытывает стыд за жениха. Ситуация усугубляется тем, что Робинзон, которому поручено напоить хозяина до полной бесчувственности, громко страдает из-за того, что вместо заявленного бургундского ему приходится употреблять какой-то «киндер-бальзам». Паратов, демонстрируя приязнь по отношению к Карандышеву, соглашается выпить с соперником на брудершафт. В ответ Лариса берёт гитару и исполняет романс «Не искушай меня без нужды».
Её пение производит сильное впечатление на присутствующих. Паратов признаётся девушке, что терзается из-за того, что потерял такое сокровище. Тут же он приглашает барышню ехать за Волгу. Пока Карандышев провозглашает тост в честь своей невесты и ищет новое вино, Лариса прощается с матерью. Вернувшись с шампанским, Юлий Капитонович обнаруживает, что дом опустел. Отчаянный монолог обманутого жениха посвящён драме смешного человека, который, разгневавшись, способен на месть. Схватив со стола пистолет, Карандышев бросается на поиски невесты и её приятелей. Действие четвёртое Вернувшиеся с ночной прогулки по Волге Кнуров и Вожеватов обсуждают участь Ларисы.
Оба понимают, что Паратов не променяет богатую невесту на бесприданницу. Чтобы снять вопрос о возможном соперничестве, Вожеватов предлагает решить всё с помощью жребия. Брошенная монета указывает, что на выставку в Париж Ларису повезёт Кнуров. Тем временем Лариса, поднимаясь с пристани в гору, ведёт непростой разговор с Паратовым. Её интересует одно: жена она теперь Сергею Сергеевичу или нет? Известие о том, что возлюбленный обручён, становится для девушки потрясением. Она сидит за столиком неподалёку от кофейни, когда появляется Кнуров. Он приглашает Ларису Дмитриевну во французскую столицу, гарантируя в случае согласия высочайшее содержание и исполнение любых капризов.
Следом подходит Карандышев. Он пытается открыть невесте глаза на её приятелей, объясняя, что те видят в ней лишь вещь. Найденное слово кажется Ларисе удачным. Сообщив своему бывшему жениху, что он для неё слишком мелок и ничтожен, барышня запальчиво заявляет, что, не найдя любви, будет искать золото. Карандышев, слушая Ларису, вынимает пистолет. Выстрел сопровождается словами: «Так не доставайся же никому! Выбежавшим из кофейни Паратову и купцам Лариса угасающим голосом сообщает, что это она сама застрелилась, но ни на что не жалуется и ни на кого не обижается. Сценическая судьба.
Ажиотаж вокруг новой пьесы царил невиданный; в зале, как сообщали позже рецензенты, «собралась вся Москва, любящая русскую сцену», в том числе писатель Фёдор Достоевский. Ожидания, однако, не оправдались: по свидетельству обозревателя газеты «Русские ведомости», «драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей». Это был самый оглушительный провал в творческой биографии Островского. Первая постановка на сцене Александринского театра, где главную роль сыграла Мария Савина, вызвала меньше уничижительных откликов. Так, петербургская газета «Новое время» признала, что спектакль по «Бесприданнице» произвёл на зрителей «сильное впечатление». Однако говорить об успехе не приходилось: критик того же издания, некто К. Не пощадили критики и актёров, участвовавших в «Бесприданнице». Журналисту и писателю Пётру Боборыкину, опубликовавшему заметку в «Русских ведомостях» 1879, 23 марта , в работе актрисы запомнились лишь «рисовка и фальшь от первого шага до последнего слова».
Актёр Ленский, по мнению Боборыкина, при создании образа слишком явный акцент сделал на белых перчатках, которые его герой Паратов надевал «без всякой надобности ежеминутно». Михаил Садовский, исполнивший на московской сцене роль Карандышева, представил, по словам обозревателя «Нового времени», «плохо задуманный тип чиновника-жениха». В сентябре 1896 года пьесу, уже давно снятую из репертуара, взялся реанимировать Александринский театр. Роль Ларисы Огудаловой в исполнении Веры Комиссаржевской вначале вызвала знакомое раздражение рецензентов: они писали, что актриса «играла неровно, в последнем акте ударилась в мелодраматизм». Однако зрители поняли и приняли новую сценическую версию «Бесприданницы», в которой героиня была не между ухажёрами, а над ними; пьеса постепенно начала возвращаться в театры страны. Постановки 1878 — Александринский театр.
Владимир Дмитриев. Карла Маркса. Андрея Ефремова, худ.
Марджанишвили Тбилиси. Таблиашвили, худ. Хамзы Ташкент. Лариса — Ишантураева, Паратов — А. Сундукяна Ереван. Гургена Джанибекяна, худ. Константина Зубова, реж. Лев Прозоровский и Борис Никольский, худ. Владимир Козлинский, муз.
Ильи Шлепянова, худ. Партия гитары — Сергей Сорокин. Веры Балюна. Лахути Сталинабад. Возобновление постановки Ильи Шлепянова. Режиссёр возобновления Исай Зонне. Художник возобновления Илларион Белицкий. Брилль, худ. Лариса — Бикбулатова.
Михаил Яншин, худ. Борис Волков. Матвея Ошеровского. Лариса — Светлана Пелиховская. Камала Казань. Марсель Салимжанов, худ. Рашит Газеев, муз. Фуат Абубакиров. Анатолия Иванова, худ.
Лариса и Михаил Курченко. Постановка Анатолия Праудина, художник Александр Мохов. Постановка Петра Фоменко, художник Владимир Максимов. Постановка Льва Эренбурга, художник-постановщик Валерий Полуновский. Постановка Павла Карташева. Художественные особенности Литературовед Борис Костелянец, изучая историю «Бесприданницы», пришёл к выводу, что негативная реакция современников Островского была связана как с «новаторской природой самой пьесы», так и с теми непростыми взаимоотношениями, что сложились между драматургом и зрителями. Литературный критик Александр Скабичевский писал в середине 1870-х годов, что Островский относится к числу авторов, чьи произведения театральное сообщество всегда исследовало с особой скрупулёзностью. Те же самые упрёки в отсутствии динамики позже услышат от критиков и автор «Чайки», и Лев Толстой, вынесший на суд публики пьесу «Живой труп». Главные герои Лариса, входящая в галерею заметных женских образов литературы второй половины XIX века, стремится к самостоятельным поступкам; она ощущает себя личностью, способной принимать решения.
Однако порывы молодой героини сталкиваются с циничной моралью общества, воспринимающего её как дорогую, изысканную вещь. Девушку окружают четверо поклонников, каждый из которых пытается добиться её внимания. При этом, по мнению исследователя Владимира Лакшина, отнюдь не любовь движет Ларисиными ухажёрами. Так, Вожеватов не сильно сокрушается, когда жребий в виде брошенной монеты указывает на Кнурова. Тот, в свою очередь, готов ждать, пока в игру вступит Паратов, чтобы позже «взять реванш и увезти сломленную героиню в Париж». Карандышев также воспринимает Ларису как вещь; правда, в отличие от соперников, он не желает видеть возлюбленную чужой вещью. Простейшее объяснение всех бед героини, связанное с отсутствием приданого, разбивается темой одиночества, которую несёт в себе молодая Огудалова; её внутреннее сиротство столь велико, что девушка выглядит «несовместимой с миром». Критики воспринимали Ларису как своеобразное «продолжение» Катерины из пьесы Островского «Гроза» их объединяет пылкость и безоглядность чувств, приведшая к трагическому финалу ; в то же время в ней обнаруживали черты других героинь русской литературы — речь идёт о некоторых тургеневских девушках, а также о Настасье Филипповне из «Идиота» и Анне Карениной из одноимённого романа: Героинь Достоевского, Толстого и Островского сближают совершаемые ими неожиданные, нелогичные, опрометчивые поступки, диктуемые эмоциями: любовью, ненавистью, презрением, раскаянием.
Текст Островского изрядно переработан: одни реплики удалены, другие добавлены, и даже сохранившимся фразам придана особая интонация, отчасти приблатненная, грубо-обыденная. В мертвом мире не поется: раздается лишь протяжный вопль. Правда, нащупать его природу нелегко — не стон, не плач, не рык, не вызов, не мольба о помощи. Безосновательный крик. В ней как будто нет перспективы: только снова и снова повторяется, что закон нелюбви тотален и ему ничто не противостоит. Это не вектор, а точка, с которой действие время от времени сходит, отвлекаясь на другие темы — правда, тут же их бросая. Логика событий то и дело рвется, и взятые, но не продолженные линии мысли загромождают воздух спектакля, зазря утяжеляют его. Но наряду с этим в спектакле есть и множество тонко подмеченных деталей. Едва ли не впервые сделан акцент на том, что Паратов Станислав Бондаренко, играющий также в спектаклях «Как важно быть серьезным» и «Не все коту масленица» и др.
Сейчас по мотивам пьес Островского ведутся съемки сериала «Деньги и любовь по-русски». Кажется, только появившись на свет, пьесы Островского обречены были стать русской классикой: настолько ярки и одновременно обобщенны характеры его героев. Такова судьба и его пьесы «Бесприданница», написанной именно о любви и деньгах, а еще — о смятенной душе, которая пытается вырваться наружу из железных тисков «правды жизни».
История создания пьесы "Бесприданница"
- Бесприданница
- БЕСПРИДАННИЦА
- ' + title + '
- Главные герои и их характеристика:
БЕСприданница
Иллюстрация Парамонова к драме Островского «Бесприданница». Обложка книги 1С Аудиокниги Бесприданница. А в 2008 году состоялась премьера русского мюзикла «Бесприданница» композитора Александра Кулыгина.
Александр Островский — Бесприданница
4. Тема — трагическая судьба бесприданницы; искажённые взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Обложка книги 1С Аудиокниги Бесприданница. Предлагаю поговорить о пьесе Островского «Бесприданница». Радиоспектакль "Бесприданница" — по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского (1823 — 1886). Бесприданница для детей на ночь и родителей на сайте РуСтих Сказки.
"Бесприданница": краткое содержание по действиям
«Бесприданница». Александр Островский | 4. Тема — трагическая судьба бесприданницы; искажённые взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». |
Александр Островский — «Бесприданница» | Бесприданница (аудиокнига) – 39 просмотров, продолжительность: 3:59:53 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Сергея Старочкина в социальной сети Мой Мир. |
Бесприданница (Островский) — Викитека | Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Бесприданница», автора Островский А.Н. Язык книги: «Русский». |
Александр Островский. Бесприданница | Пьеса "Бесприданница" авторства Николая Островского может заинтересовать зрителей интересным социальным сюжетом. |
145 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ПУБЛИКАЦИИ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» А. Н. ОСТРОВСКОГО (1878)
Островский Александр Николаевич Бесприданница. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу одним из громких дел, всколыхнувшим весь уезд — им стало убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены[1]. Читать онлайн книгу «Бесприданница» автора Александра Островского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Обложка книги 1С Аудиокниги Бесприданница.
БЕСприданница
На частных сценах и в провинциях драму играют до 200 раз. Но в итоге Островский понимает, что пьеса «не пошла» в массы. Объяснением этого стало то, что описанная в драме ситуация на тот момент была слишком распространенная и не вызывала особенного интереса у зрителя. Постепенно спектакль перестал выходить на сцены и за него просто забыли. Второе дыхание Следующие постановки, более современные, произошли в то время, когда Александра Николаевича уже не было в живых.
Пьеса по-новому заиграла во время исполнения роли главной героини Ларисы актрисой Комиссаржевской. Именно ей удалось впервые раскрыть полный образ молодой девушки. По телеэкрану «Бесприданницу» мы можем узнать в художественном фильме «Жестокий романс», как раз он был снят на основе данного произведения и по сей день остается классикой русского кино.
Шлепянов Действующие лица и исполнители: Н. Ольхина, В. Полицеймако, Б. Фрейндлих, А. Никритина, Ларионов, В. Софронов и другие артисты театра Запись 1952 г.
Вожеватов рассказал собеседнику, что приобрёл пароход у судовладельца Паратова, и поделился новостью о скором замужестве Ларисы Огудаловой. Узнав, что будущий муж Ларисы — Карандышев, Кнуров сильно удивился. Что за вздор такой! Вот фантазия! Ну что такое Карандышев! Не пара ведь он ей… Ларисе, правда, выбирать не приходилось, поскольку выдавали её замуж без приданого. Вожеватов вспомнил, как Паратов появился в доме Огудаловых. Лариса влюбилась в него, а он поездил, женихов отбил и исчез. Харита Игнатьевна тогда не прислушалась к чувствам дочери, велела улыбаться и любезничать со всеми. Это надоело Ларисе, и она сказала, что пойдёт за первого, кто посватается. Первым оказался Карандышев. Молодой человек этому очень обрадовался, но вместо того, чтобы жениться и уехать поскорей к себе в небольшое имение, как это хотелось Огудаловым, он всюду таскал за собой Ларису. Кнуров посочувствовал девушке, посчитав, что с мужем-дураком она или погибнет, или опошлится. Реклама В кофейную пришли Карандышев, Лариса и её мать. Карандышев всех пригласил к себе на обед. После того, как сообщили о прибытии парохода, купленного Вожеватовым, новый владелец судна вместе с Кнуровым и Харитой Игнатьевной отправился посмотреть на корабль, оставив Ларису и Карандышева вдвоём. Девушка напомнила жениху о своём стремлении поскорее уехать. Он не обратил внимание на желание невесты, но ревниво отметил, что та довольно фамильярно разговаривала с Вожеватовым. Припомнил он также и Паратова, чем сильно обидел Ларису. После их ухода в кофейную вернулись купцы в компании Паратова и Робинзона. Паратов сообщил, что вскоре женится на очень богатой девушке. Судовладелец прощался со своей свободной и весёлой жизнью и собирался провести последние холостые дни как можно веселее. Он пригласил купцов к себе, но узнал, что его собеседники уже приглашены на обед к Карандышеву. Выяснив, что Лариса выходит замуж, Паратов задумался, но решил, что это к лучшему. Реклама Действие 2. Перед обедом В дом к Харите Игнатьевне пришёл Кнуров. Он поговорил с хозяйкой о грядущем браке Карандышева и Ларисы, к которому относился крайне неодобрительно.
Героиня всей душой стремится прочь из мира обывателей, тоскует по настоящему чувству, по подлинности. Ну, понимаете, тривиального… Ведь это эфир», - признаёт даже циничный Кнуров. Но у этой отрешённости от обыденного есть и обратная сторона: Лариса порой оказывается слепа в оценке других людей, она видит в Паратове только создаваемую им иллюзию - вольную, красивую, иную жизнь, не замечая душевного убожества самого Паратова. Героиня способна на отчаянные поступки, она смело следует за Паратовым, теряя всё. Страшный поступок Карандышева освобождает героиню и от самоубийства, и от судьбы содержанки. Перед смертью так и не нашедшая любви Лариса говорит, что всех прощает и всех любит. Карандышев: - ещё один «маленький человек» со своими комплексами, злобой и тщеславием. Искренне влюблённый в Ларису, он гораздо больше, нежели её спокойствия, хочет для себя своеобразной выгоды: торжества, публичной компенсации за прошлые унижения. На словах презирая мир, где правят деньги, Карандышев полностью подчиняется его законам. Убийство Ларисы для Карандышева не проявление ревности: он не ревнует, потому что и так знает, что нелюбим. Карандышев хочет присвоить красивую, недоступную, внутренне далёкую от него Ларису. Властвовать ей, подчинить её он может только в смерти. Паратов: - «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно», - так характеризует себя сам персонаж. Финансово «проигравший», Паратов совершает очередную выгодную сделку: продаёт не только свой пароход, но и себя самого богатой невесте в обмен на золотые прииски. При этом свои низменные действия Паратов пытается прикрыть в глазах окружающих высокими причинами, создать вокруг себя ореол тайны. Кнуров: - циничный человек, влюблённый в Ларису, но не желающий разрушать свою семью. Относится к Ларисе как к драгоценной изящной вещице, предлагает ей роль содержанки. Вожеватов: - странный персонаж с непонятными мотивами. Он друг детства Ларисы, интересуется ей, может себе позволить женитьбу. В чём же дело? Ищет богатую невесту? Или не хочет жениться на той, кто влюблена в другого? Или, скорее всего, этот прагматичный человек не хочет ни хлопот, ни расходов, ни экстремальных чувств.