Если задуматься, «Бесприданница» — это русский вариант знаменитой книги Гюстава Флобера «Мадам Бовари», героиня которой тоже оказалась слишком страстной, слишком романтичной и импульсивной для этого мира. Пьеса "Бесприданница" принадлежит к числу лучших произвдений выдающегося русского драматурга А. В этой статье представлена история создания пьесы "Бесприданница" Островского. Пьеса "Бесприданница" авторства Николая Островского может заинтересовать зрителей интересным социальным сюжетом. Александр Николаевич Островский Бесприданница читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на
Бесприданница
Обычному читателю становится немного жутко от правды создания произведения, но на самом деле источником для написания «Бесприданницы» стала настоящая жизненная драма одной молодой девушки, которая вышла замуж за более старшего, но богатого мужчину. Итогом непродолжительной семейной жизни становится уход из жизни молодой девушки. Виновным в смерти главной героини произведения оказывается ее супруг. Смысл драмы — несоответствие разных духовных миров двух людей, создавших семейный союз. История написания Помимо должности судьи Александр Островский был и театральным драматургом, поэтому пьесы писал достаточно быстро и тут же ставил спектакли по ним. Но на «Бесприданницу» понадобилось целых 4 года с 4 ноября 1874 года по 17 октября 1878 года. Изначально пьеса задумывалась в 3 действиях, но в процессе написания их оказалось 4. Драматург старался писать «Бесприданницу» как можно быстрей, но так как это была его 40-ая юбилейная работа, он решил подойти к ней с полной отдачей, поэтому заранее оповестил своих коллег, что напишет пьесу, соблюдая все литературные правила.
Раздается пушечный выстрел. Лариса вздрагивает, она все еще любит Паратова. Все уезжают встречать веселого купца. Паратов появляется в сопровождении нового друга, которого называет Робинзоном, в кофейне. Он сообщает купцам, что женится на богатой наследницы золотых приисков, поэтому расстается с «Ласточкой». Купцы отвечают ему другой новостью — замужество Ларисы. Паратов вспоминает о своем обещании жениться на бесприданнице и собирается навестить дом Огудаловых. Действие второе Действие пьесы переходит в дом Огудаловой. Вожеватов дарит Ларисе на день рождения дорогую брошь.
Появляется Кнуров. Харита Игнатьевна лицемерит перед купцом, льстит ему с подобострастием и преклонением перед его положением. Кнуров рассуждает о Ларисе. Он недоволен выбором матери, предупреждает, что Лариса зачахнет от мещанской жизни с Карандышевым. Кнуров намекает, что нужно найти солидного друга, который станет прочной поддержкой для девушки. Кнуров дает Огудаловой денег на «хороший гардероб». Хитрая мать берет у него денег за брошь, якобы она ее очень хочет купить для дочери и не может. Кнуров предупреждает, что рассчитывает на хороший обед и уходит. Лариса выходит и рассматривает подарок, за который мать уже успела получить деньги Кнурова.
Она учит Ларису быть внимательной и просит шепнуть купцам слова благодарности. Лариса мечтает о жизни в деревне, она потеряла все чувства, «ослепла» от горя. Девушка мечтает о тихой деревне, прогулках по лесу. В доме появляется Карандышев. Лариса сразу обращается к нему с просьбой о скором отъезде. Карандышев не согласен. Ему хочется «повеличаться», похвастаться перед купцами своей невестой. Свадьба нужна ему для удовлетворения его самолюбия. Лариса пытается вызвать у мужчины сочувствие, но видит только зазнавшегося самовлюбленного глупца.
Девушка хочет, чтобы кто-нибудь полюбил ее, но для всех она красивая желанная кукла. Юлий Капитоныч ждет обеда. Он будет на нем хозяином. Столько лет над ним смеялись, а теперь он жаждет мести. Карандышев сообщает, что в город вернулся Паратов. Лариса испугана, она уходит в свою комнату и уводит подальше от гостя жениха. Паратов делится с Огудаловой новостью о своей выгодной женитьбе. Паратов и Харита Игнатьевна видят друг друга насквозь. Когда Огудалова просит помощи в приобретении броши, Сергей Сергеевич смеется.
Он знает, что, хитрая женщина, наверное, уже с трех человек взяла за это украшение. Паратов обещает привезти подарок получше, чем перепродаваемая брошь. Он лжет и играет чувствами Ларисы, упрекает девушку в том, что она его быстро забыла и променяла на другого. Лариса признается мужчине в любви, Паратов удовлетворен. Лариса просит не использовать откровенность против нее. Сергей Сергеевич выясняет, есть ли достоинства у ее жениха. Девушка говорит, что он ее любит. Для Паратова это очень хорошо для «домашнего обихода».
Властвовать ей, подчинить её он может только в смерти. Паратов: - «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно», - так характеризует себя сам персонаж. Финансово «проигравший», Паратов совершает очередную выгодную сделку: продаёт не только свой пароход, но и себя самого богатой невесте в обмен на золотые прииски. При этом свои низменные действия Паратов пытается прикрыть в глазах окружающих высокими причинами, создать вокруг себя ореол тайны. Кнуров: - циничный человек, влюблённый в Ларису, но не желающий разрушать свою семью. Относится к Ларисе как к драгоценной изящной вещице, предлагает ей роль содержанки. Вожеватов: - странный персонаж с непонятными мотивами. Он друг детства Ларисы, интересуется ей, может себе позволить женитьбу. В чём же дело? Ищет богатую невесту? Или не хочет жениться на той, кто влюблена в другого? Или, скорее всего, этот прагматичный человек не хочет ни хлопот, ни расходов, ни экстремальных чувств. Как бы там ни было, он предаёт Ларису в конце, разыгрывая её, как вещь, в орлянку с Кнуровым, отказывая Ларисе даже в слове утешения. Харита Огудалова: - «бойкая женщина», озадаченная деньгами. Эта небогатая вдова успешно выдала замуж двух старших дочерей причём богатые женихи, как выяснилось позже, сломали жизнь девушкам, одна из них даже погибла от руки ревнивого супруга , но автор не показывает никаких переживаний Хариты Игнатьевны по этому поводу. Зато мы наблюдаем, как она старается хитростью, лицемерием, интригами не «продешевить», сбывая с рук красавицу-дочь. Проблематика Одной из центральных проблем становится место человека в мире сугубо денежных отношений, где он не существует как личность, а оказывается товаром. Разумеется, порой это делается неявно, а, например, под предлогом заботы или восхищения. Среди тех, кто подобен Кнурову и Вожеватову, Лариса не может найти любви, которая не была бы прикрытием выгодной жизненной сделки. Пьеса, начавшаяся со сделки - покупки парохода, - сделкой же и заканчивается, когда Кнуров предлагает Ларисе продать ему себя. Разумеется, это чудовищное унижение человеческого достоинства. Тема унижения последовательно пронизывает пьесу. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески», - говорит Харита Игнатьевна, думая, что последующее богатство и приобретённый статус покроют былой позор.
Василий Вожеватов — друг Ларисы Огудаловой, очень богатый, но безнравственный и подлый человек. Герой никогда не был влюблён и не знает, что это такое. Отличался остроумием и хитростью. Василий не собирается жениться на девушке, хоть и претендует на то, чтобы взять ее на содержание. Он проигрывает ее в жребии, но утешает себя в том, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он — купец, выходец из крепостных крестьян, который всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутого положения, поэтому он отказывается помочь молодой жещине, не желая нарушать купеческое слово, данное Кнурову. Мокий Кнуров — богатый человек преклонного возраста. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и женат. Аркадий Счастливцев Робинзон — знакомый Паратова, неудавшийся актёр, который часто любил выпить, но не умел контролировать своё состояние. Гаврило — буфетчик, содержит кофейню на бульваре. Иван — прислуга в кофейне. Она не получила приданое от своей матери, поэтому ей придётся страдать в этом нечеловечном мире. Женихи, которые ведут борьбу за девушку, не воспринимают её всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью. Тема разочарования в мире, также присутствует в произведении. Главную героиню ждёт страшный конец: опустошение, отчаяние, бесчестье и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и доброту, но всё, что ее окружало, смогло доказать ей, что ни любви, ни намёка на просветление просто нет. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальную тематику. Лариса живет в мире, где все можно обрести за деньги, даже любовь. Проблематика Конечно же, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных вопросов. Проблематика в пьесе Александра Николаевича Островского достаточно обширная и многогранная. Главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок — это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания. Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть. В чем смысл пьесы?
Упомянутые авторы
- Действие второе
- Другие работы автора
- Действующие лица
- Краткое содержание Бесприданница Островского за 2 минуты пересказ сюжета
- Александр Островский: другие книги автора
Александр Островский. Бесприданница
Работа, вопреки ожиданиям, шла медленно; параллельно с «Бесприданницей» Островский написал и издал ещё несколько произведений. Пьеса «Бесприданница» написана в жанре психологической драмы. Написанную в XIX веке, Островский считал «Бесприданницу» одним из наиболее удачных своих созданий. Художественный руководитель Театра им. Моссовета и автор нового спектакля «БЕСприданница» Евгений Марчелли славится неожиданными интерпретациями классической драматургии.
Александр Островский — «Бесприданница»
Александр Николаевич Островский Бесприданница читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на Александр Николаевич Островский Бесприданница читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на Из их диалога становится известно, что бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за небогатого чиновника Карандышева. Про что «Бесприданница», откуда Островский черпал вдохновение и почему знаменитая пьеса с треском провалилась. Пьеса Островского «Бесприданница» была написана в 1874 – 1878 годах. Слушать Бесприданница, читает: Артисты театра и кино.
Бесприданница краткое содержание
Бесприданница · Краткое содержание по действиям | Автор Островский А.Н. пьеса, драма «Бесприданница» полностью по действиям. Читать произведение полный текст книги по действиям и явлениям бесплатно и без регистрации на сайте Classica Online. |
145 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ПУБЛИКАЦИИ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» А. | | Островский А.Н. Пьеса о конфликте между материальным миром, миром денег и духовным, миром любви. |
Анализ пьесы «Бесприданница»
Эльдар Рязанов задумал экранизацию пьесы Островского «Бесприданница» после того, как его сценарная заявка драмы «Дорогая Елена Сергеевна» отправилась на полку. пример того, как много все-таки в жизни спектакля зависит от случая и от актеров. Слушать Бесприданница, читает: Артисты театра и кино. «Бесприданница» была закончена в середине октября 1878 года. Читать книгу онлайн в электронной библиотеке Данинград пьеса Бесприданница произведение Александра Островского.
Аудиокниги слушать онлайн
Катастрофа личности с горячим сердцем в бесчеловечном мире не может оставить равнодушными очень многих. Эта особенность пьесы помогла ей выжить, избежать забвения, сквозь века дойти до сердец зрителей всех времен.
Однако в скором времени романтический флер спал с глаз Ларисы, и она здраво оценила ситуацию. Все видели в ней лишь забаву. В итоге Лариса делает печальный вывод, что она вещь. Столкновение непорочной души с грязным материальным миром приводит к ужасной развязке — гибели Огудаловой. При этом в смерти Лариса нашла отраду, которая подарила ей свободу. Первоначальная идея Работу над «Бесприданницей» Островский начал в конце 1874 года. На создание драмы ему потребовалось 4 года. О тщательной и кропотливой работе над пьесой драматург рассказывал своим друзьям.
Изначально работала включала 3 акта. При этом главным персонажем должен был быть мелкий чиновник Карандышев. Согласно первоначальной идее, главной темой произведения должна была быть судьба маленького человека в сложном мире крупных денег. Бедному чиновнику приходилось терпеть насмешки и издевательства более обеспеченных людей. При этом он не мог быть им ровней в силу материальной бедности. По тем временам сюжет был весьма новаторским. Тем не менее, во время написания пьесы Островский сместил акценты и решил сделать главной героиней пьесы Ларису Огудалову. Карандышев остался все тем же мелким чиновником. Однако автор решил добавить персонажу отрицательных качеств.
Он хочет ехать позднее. Кнуров собирается помочь в организации свадьбы. Паратов общается с Ларисой, она сообщает ему, что все еще его любит. Паратов доволен. Паратов конфликтует с Карандашевым, но мать Ларисы гасит конфликт. Паратов планирует отомстить и напоить Карандашева. Третье действие Паратов спаивает Карандашева, в этом ему помогает актер Робинзон, Ларисе стыдно за жениха. Лариса обсуждает с матерью то, что Карандашев не понимает своего положения. Кнуров, Паратов и Вожеватов собираются ехать на Волгу. Паратов говорит Ларисе, что хочет быть с ней, неожиданно Лариса также уезжает с бывшим возлюбленным. Она надеется быть с Паратовым.
Страстная и цельная по натуре Лариса столкнулась с жестоким, холодным и расчетливым миром мужчин, воспринимающим женщину как приятную игрушку для развлечений. Единственный, кто смотрит на нее по-другому, — жених Ларисы, презираемый ею Карандышев, в котором она проглядела человека. Спектакль Театра Моссовета — о губительной силе обманутой любви и о духовной слепоте, бесчувственном равнодушии, отсутствии эмпатии, цинизме, которыми заражен современный человек.