Читать онлайн книгу «Бесприданница» автора Александр Островский.«Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной. Драма, исторический фильм, экранизация. Режиссер: Яков Протазанов. В ролях: Нина Алисова, Ольга Пыжова, Анатолий Кторов и др. Экранизация одноименной пьесы А.Н. Островского(восстановлен в 1970). За время работы над «Бесприданницей» из-под пера автора выходит 7 творений. Александр Островский». Книга Бесприданница доступна в 14 форматах Doc, Docx, RTF, TXT, ODT, PDF, DjVu, FB2, HTML, JAVA, ePub, LIT, Mobi, PDB (для телефона, планшета, компьютера и ридера для электронных книг).
Начало повествования
- 145 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ПУБЛИКАЦИИ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» А. |
- Александр Островский — Бесприданница
- Бесприданница - краткое содержание пьесы Островского
- Действие первое
- История создания пьесы Островского Бесприданница – смысл и сюжет драмы
История создания Бесприданницы Островского
Жестоко ошибся тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга; взамен их мы получили подновленные старенькие мотивы, получили множество диалогов вместо действия», — возмущенно писал литературный критик Александр Дмитриевич Куренин. Театральное сообщество к середине 1870-х годов особенно пристально следило за творчеством драматурга, подвергая скрупулёзному, часто пристрастному, исследованию каждое новое его произведение. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора. Москва, 2004.
Лакшин В. Островский 28 октября 1878 года». Островского к начальнику репертуара Александринского театра П.
Федорову Островский А. Полное собрание сочинений: В 12 т. Москва, 1979.
Резолюция цензора драматических сочинений Е. Кейзера фон Нилькгейма на экземпляре пьесы. Фонд «Русская драма».
Новую пьесу известного драматурга с нетерпением ждали в театральной дирекции. Уже через несколько дней после окончания, 26 октября 1878 г. Федорову, а через два дня долгожданное произведение получило одобрение Театрально-Литературного комитета для постановки на сцене Александринского театра.
Без промедления, в тот же день рукопись была направлена в Цензурный комитет Главного управления по делам печати. Воспринятая как любовная драма, «Бесприданница» не встретила затруднений при прохождении через драматическую цензуру и легко получила одобрительную резолюцию. Обычно принятие решения занимало у цензоров несколько дней, а в сложных случаях — и месяцев.
На рукописном экземпляре пьесы, хранящейся в Фонде «Русская драма» нашей библиотеки стоит резолюция цензора драматических сочинений Егора Ивановича Кейзера фон Нилькгейма: «К представлению дозволено. В сохранившемся тексте пьесы многочисленные пометки режиссеров, планы сценического оформления, фамилии артистов — участников первого представления в Александринском театре и последующих составов. Титульный лист цензурного экземпляра пьесы.
Сценическая история «За билеты на "Бесприданницу" потому не дерутся, что их нет на три представления вперед, а кому нужно, тот плати за ложу 25 рублей, а за кресло 5 рублей». Островский «Во время первого представления автор не был вызван после окончания пьесы». Флеров Из письма А.
Бурдину 27 декабря 1878 г. Островский А. Васильев С.
Императорский Александринский театр. Фото сер. XIX в.
Императорский Малый театр. Всего после двух недель репетиций, что было обычным явлением той поры, 10 ноября 1878 года «Бесприданница» в первый раз была представлена в Москве на сцене Малого театра в бенефис Николая Игнатьевича Музиля, сыгравшего Робинзона. Федотова в роли Ларисы, И.
Самарин в роли Кнурова. Зарисовка Д. Из фондов ГЦТМ им.
Роли исполнили: Лариса — Г. Федотова; Огудалова — Н. Медведева; Паратов — А.
Ленский; Кнуров — И. Самарин; Вожеватов — М. Решимов; Карандышев — М.
Садовский; Евфросинья Потаповна — С. Акимова; Гаврило — К.
История создания пьесы «Бесприданница» Работу над произведением Александр Николаевич Островский вел в течение четырех лет. Согласно распространенной версии, сюжет пьесы он взял из реальной жизни. Дело в том, что в 1870-х годах писатель занимал должность мирового судьи Кинешемского уезда Ивановской области. По долгу службы через него проходило множество процессов и криминальных дел. Среди них было и громкое дело об убийстве молодоженом Иваном Коноваловым своей новоиспеченной супруги. До того, как пьеса была поставлена в театре, Александр Николаевич несколько раз читал ее на литературных вечерах в Москве. И каждое чтение было принято слушателями с восторгом, все единогласно признавали «Бесприданницу» лучшей пьесой писателя. Однако премьеры спектаклей в Малом, а потом в Александрийском театрах провалились — на автора обрушился шквал критики.
Явление 4 Оставшись вдвоем с Ларисой Дмитриевной, Карандышев обвиняет девушку в чрезмерной вольности во время общения с Вожеватовым. Мужчина называет дом Огудаловых «цыганским табором», чем доводит девушку до слез. Лариса говорит, что в их «таборе» были и благородные люди — такие как Сергей Сергеевич Паратов. Карандышев, который относится к Паратову с неприязнью, спрашивает, чем он хуже Сергея Сергеевича.
Лариса Дмитриевна отвечает, что Паратов — это «идеал мужчины». Внезапно раздается пушечный выстрел салют, которым встречали прибывшего Паратова. Лариса Дмитриевна пугается и просит увести ее. Явления 5 — 6 Паратова не было в городе целый год.
Сергей Сергеевич приехал в сопровождении Робинзона — провинциального актера Счастливцева Аркадия. Паратов как-то подобрал его с необитаемого острова, на который Аркадия с другом высадили после того как они устроили дебош на пароходе. Кнуров интересуется, не жаль ли Сергею Сергеевичу «Ласточки». Паратов ответил: «что такое «жаль», этого я не знаю», «найду выгоду, так все продам, что угодно», и тут же рассказал, что скоро женится очень богатой девушке, которой в приданое дают золотые прииски.
А поэтому перед свадьбой хочет хорошо повеселиться. Явление 7 Вожеватов договаривается с Гаврилой, чтобы тот вечером устроил им прогулку по Волге и пикник, но в последний момент вспоминает, что вечером их пригласил к себе Карандышев. Действие второе Дом Огудаловой, основная примета интерьера — фортепьяно, на котором лежит гитара. Явление 2 К Огудаловой приезжает Кнуров.
Мокий Пармевыч, узнав, что Карандышев беден, высказывает свое возмущение по поводу предстоящего брака. По мнению Кнурова, в Ларисе нет «земного», «житейского», она создана «для блеска». Кнуров считает, что девушка быстро бросит мужа, и тогда ей понадобится солидный богатый «друг», а он для девушки ничего не пожалеет. Уходя, Кнуров распоряжается, чтобы Огудалова заказала дочери хороший подвенечный «гардероб», а счета отправила ему.
Явление 3 Лариса говорит матери, что хочет как можно быстрее уехать в деревню «пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Девушка берет в руки гитару, напевая «Не искушай меня без нужды», но инструмент расстроен. Увидев из окна цыгана Илью, девушка завет его в дом. Явление 4 Илья сообщает, что приехал барин, которого ждали целый год.
Явление 5 Огудалова переживает, не «прозевали» ли они жениха, поторопившись со свадьбой. Лариса же отвечает, что с нее достаточно унижений. Явление 6 К женщинам заходит Карандышев. Лариса спрашивает, когда они уедут в деревню, однако Юлий Капитоныч не хочет спешить, так как желает, как сказала Огудалова, «повеличаться».
Карандышев осуждает нравы общества, возмущаясь, что в городе только и слухов о том, что приехал барин — Сергей Сергеич Паратов. В испуге Лариса просит сейчас же уехать в деревню. В это время к Огудаловым подъезжает сам Паратов. Явление 7 Паратова принимает Огудалова, он ведет себя с ней шутливо-серьезно.
Мужчина рассказывает, что год назад ему пришлось уехать, чтобы уладить дела с имуществом, а теперь он собирается жениться на невесте с приданым в полмиллиона. По просьбе Паратова Огудалова зовет Ларису.
Здесь все проходит размеренно, по распорядку: утром купцы пьют чай, затем прогуливаются по бульвару. Мокий Парменыч Кнуров «проминает» выгуливает себя.
Навстречу ему двигается Вожеватов. Слуги рассуждают о молчании купцов. Кнуров ведет себя так, что ему не с кем здесь в городе разговаривать. Поговорить он едет в столицы.
Василий Данилыч пока молод и более раскрепощен, но будет «идолом» сильнее Кнурова. Купцы располагаются в кофейне, не обращая внимания на слуг. Вожеватов сообщает новость. Он покупает у Паратова пароход «Ласточку».
Мужчины смотрят на реку, где мчится корабль. Они рассуждают, не Паратов ли это. У Сергея Сергеевича есть привычка палить из пушки, когда команда пристает к берегу. Купцы под видом чая пьют шампанское.
Вторая новость — замужество Ларисы Дмитриевны. Девушка без приданного вынуждена выйти за Карандышева. Женихов для бесприданниц нет. Купцам жаль Ларису, с ней приятно общаться, мешают назойливые женихи, которых тянет в дом мать девушки.
Кнуров мечтает прокатиться с такой красавицей в Париж. Купцы обсуждают, у кого больше шансов на такую поездку. Василий говорит о том, что Лариса влюблена была в Сергея Сергеевича Паратова, а он отбил от нее всех женихов и исчез. Появился какой-то кассир с деньгами, в доме Огудаловой его арестовали.
Лариса устала позориться, сказала матери, что выйдет за того, кто посватает. Первым оказался Карандышев. Вожеватов смеется над Карандышевым. Он надеется на женитьбу уже года три, даже хотел застрелиться, но не сумел.
Жених смешон желанием показаться богаче, чем есть на самом деле: ковер дешевый на стену прибил, оружием украсил стену. Карандышев завистливый и самолюбивый человек. Кнурову становится еще больше жаль Ларису. Он считает, что она как бриллиант требует дорогой оправы и хорошего ювелира.
Вожеватов уверен, что девушка или погибнет, или опошлится в нищенской обстановке с глупым Карандышевым. В кофейне появляется Огудалова и жених Ларисы. Карандышев вальяжно приглашает богатых купцов на обед в честь Ларисы. Кнуров оскорблен, но женщина уговаривает его, говоря, что обед будет только для дочери.
Раздается пушечный выстрел. Лариса вздрагивает, она все еще любит Паратова. Все уезжают встречать веселого купца. Паратов появляется в сопровождении нового друга, которого называет Робинзоном, в кофейне.
Он сообщает купцам, что женится на богатой наследницы золотых приисков, поэтому расстается с «Ласточкой». Купцы отвечают ему другой новостью — замужество Ларисы. Паратов вспоминает о своем обещании жениться на бесприданнице и собирается навестить дом Огудаловых. Действие второе Действие пьесы переходит в дом Огудаловой.
Вожеватов дарит Ларисе на день рождения дорогую брошь. Появляется Кнуров.
Скачать книгу «Бесприданница - Александр Островский»
- Второе дыхание
- Аудиокниги слушать онлайн
- Александр Островский — Бесприданница
- Реальная история в основе сюжета
Аудиокниги слушать онлайн
В конце произведения героиня никого не винит в своей смерти, она лишь благодарна за то,что ее избавили от позора и унижения. Главная мысль рассказа Островского Бесприданница. Про что «Бесприданница», откуда Островский черпал вдохновение и почему знаменитая пьеса с треском провалилась. 28 октября «Бесприданница» была одобрена к постановке Театрально-литературным комитетом.
Действие первое
- Действующие лица и исполнители
- Бесприданница краткое содержание
- Создатели спектакля
- БЕСПРИДАННИЦА
- Островский - Бесприданница: читать пьесу онлайн, текст полностью - РуСтих
145 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ПУБЛИКАЦИИ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» А. Н. ОСТРОВСКОГО (1878)
Эльдар Рязанов задумал экранизацию пьесы Островского «Бесприданница» после того, как его сценарная заявка драмы «Дорогая Елена Сергеевна» отправилась на полку. «Бесприда́нница» — пьеса Александра Николаевича Островского. Работа над ней продолжалась в течение четырёх лет — с 1874 по 1878 год. отличная пьеса, произведение достаточно известное, драматическое.
Бесприданница
"Бесприданница": краткое содержание по действиям | Премьера новой «Бесприданницы»: Похудевшая до неузнаваемости Ирина Пегова и ослепительная Алена Хмельницкая. |
Краткое содержание «Бесприданница» по действиям за 2 минуты | Премьера новой «Бесприданницы»: Похудевшая до неузнаваемости Ирина Пегова и ослепительная Алена Хмельницкая. |
«Бесприданница» — первоначальный замысел и реальная история | Про что «Бесприданница», откуда Островский черпал вдохновение и почему знаменитая пьеса с треском провалилась. |
«Бесприданница»: краткое содержание
Александр Островский». Книга Бесприданница доступна в 14 форматах Doc, Docx, RTF, TXT, ODT, PDF, DjVu, FB2, HTML, JAVA, ePub, LIT, Mobi, PDB (для телефона, планшета, компьютера и ридера для электронных книг). Бесприданница. Пьесы Островский Александр Николаевич Сборник пьес великого драматурга, создателя русского национального театра А. Н. Островского. отличная пьеса, произведение достаточно известное, драматическое. Пьеса «Бесприданница» написана в жанре психологической драмы. «Бесприданница» представляет собой глубокую психологическую драму Александра Николаевича Островского.
Александр Островский. Бесприданница
Императорский Александринский театр. Фото сер. XIX в. Императорский Малый театр. Всего после двух недель репетиций, что было обычным явлением той поры, 10 ноября 1878 года «Бесприданница» в первый раз была представлена в Москве на сцене Малого театра в бенефис Николая Игнатьевича Музиля, сыгравшего Робинзона. Федотова в роли Ларисы, И.
Самарин в роли Кнурова. Зарисовка Д. Из фондов ГЦТМ им. Роли исполнили: Лариса — Г. Федотова; Огудалова — Н.
Медведева; Паратов — А. Ленский; Кнуров — И. Самарин; Вожеватов — М. Решимов; Карандышев — М. Садовский; Евфросинья Потаповна — С.
Акимова; Гаврило — К. Колосов; Иван — Д. Живокини; Илья — М. Отзывы театральной критики о спектакле были весьма противоречивы, но большинство рецензентов считало, что новая драма Островского имела «незначительный успех». Медведева, выйдя на сцену в «безбожно пестром, кричащем платье», очень точно воплотила «тип буржуазной матери-попрошайки и сводни», ищущей женихов и «жаждущую продать дочь за богатство».
Ленский «в ухарском полувоенном наряде с красным околышем», сыграв «льва поволжских городов и деревень» Паратова, верно обобщил в этом образе тип «уездного донжуана». Через несколько дней, 14 ноября, спектакль прошел в бенефис М. Садовского, а в роли Ларисы впервые выступила Мария Николаевна Ермолова. Рецензенты сразу отметили иную, более точную трактовку образа новой актрисой. Она сумела передать «девичью тоску» и «чувство реальной душевной боли».
Исполнение Ермоловой отличалось простотой и искренностью, она говорила со сцены «своим голосом» и зритель ни минуты не сомневался «в правдоподобии слов и настроений Ларисы». Видимо, это и позволило Островскому в письме к Бурдину написать о том, что билеты в кассе зрители раскупают на три представления вперед. Федотова в роли Ларисы, А. Ленский в роли Паратова. На сцене Александринского театра премьера состоялась 22 ноября 1878 г.
К исполнению были привлечены лучшие силы Императорского театра: Лариса — М. Савина; Огудалова — А. Читау; Паратов — А. Нильский; Вожеватов — Н. Сазонов; Карандышев — А.
Полонский; Евфросинья Потаповна — А. Натарова; Робинзон — Н. Арди; Гаврило — В. Васильев; Иван — И. Горбунов; Илья — К.
Константинов Делазари. На премьере в роли Кнурова выступил Владимир Яковлевич Полтавцев в связи с болезнью бенефицианта. Драматург с большим вниманием отнесся к постановке своей новой драмы в Петербурге. Приехав в столицу после московской премьеры, он 14 ноября читал «Бесприданницу» артистам Александринского театра на квартире у своего брата Михаила Николаевича, а потом принимал активное участие в репетициях и распределении ролей.
Герои пьесы: Харита Игнатьевна Огудалова — вдова, у которой три дочери, одна — невеста на выданье. Лариса Дмитриевна — дочь Огудаловой. Василий Вожеватов — молодой человек, богат и предприимчив.
Друг Ларисы. Мокий Парменыч Кнуров — пожилой дворянин, крупный делец с огромным состоянием. Юлий Капитоныч Карандышев — небогатый молодой человек, ставший женихом Ларисы. Сергей Сергеевич Паратов — красавец-барин, душа компании. Действие первое Пьеса начинается в городке на Волге Бряхимове. В кофейне готовятся к приему посетителей буфетчик Гаврило и слуга Иван. Здесь все проходит размеренно, по распорядку: утром купцы пьют чай, затем прогуливаются по бульвару.
Мокий Парменыч Кнуров «проминает» выгуливает себя. Навстречу ему двигается Вожеватов. Слуги рассуждают о молчании купцов. Кнуров ведет себя так, что ему не с кем здесь в городе разговаривать. Поговорить он едет в столицы. Василий Данилыч пока молод и более раскрепощен, но будет «идолом» сильнее Кнурова. Купцы располагаются в кофейне, не обращая внимания на слуг.
Вожеватов сообщает новость. Он покупает у Паратова пароход «Ласточку». Мужчины смотрят на реку, где мчится корабль. Они рассуждают, не Паратов ли это. У Сергея Сергеевича есть привычка палить из пушки, когда команда пристает к берегу. Купцы под видом чая пьют шампанское. Вторая новость — замужество Ларисы Дмитриевны.
Девушка без приданного вынуждена выйти за Карандышева. Женихов для бесприданниц нет. Купцам жаль Ларису, с ней приятно общаться, мешают назойливые женихи, которых тянет в дом мать девушки. Кнуров мечтает прокатиться с такой красавицей в Париж. Купцы обсуждают, у кого больше шансов на такую поездку. Василий говорит о том, что Лариса влюблена была в Сергея Сергеевича Паратова, а он отбил от нее всех женихов и исчез. Появился какой-то кассир с деньгами, в доме Огудаловой его арестовали.
Лариса устала позориться, сказала матери, что выйдет за того, кто посватает. Первым оказался Карандышев. Вожеватов смеется над Карандышевым. Он надеется на женитьбу уже года три, даже хотел застрелиться, но не сумел. Жених смешон желанием показаться богаче, чем есть на самом деле: ковер дешевый на стену прибил, оружием украсил стену. Карандышев завистливый и самолюбивый человек. Кнурову становится еще больше жаль Ларису.
Он считает, что она как бриллиант требует дорогой оправы и хорошего ювелира. Вожеватов уверен, что девушка или погибнет, или опошлится в нищенской обстановке с глупым Карандышевым. В кофейне появляется Огудалова и жених Ларисы. Карандышев вальяжно приглашает богатых купцов на обед в честь Ларисы. Кнуров оскорблен, но женщина уговаривает его, говоря, что обед будет только для дочери. Раздается пушечный выстрел.
Роу да, тот самый, впоследствии известный Александр Артурович Роу — сказочник принес мне сценарий и приглашение на пробы. И вот, путаясь в шлейфе, вхожу в павильон и столбенею: народу полно, всем интересно, как начнет съемку первокурсница, почти подросток. Единственным в тот момент желанием было убежать... Но поздно — меня ввели в кадр. Сняли один раз, перешли к сцене с Вожеватовым: — Вася, что мне делать? Я погибаю... Едва начав, я поняла—провалилась, все кончено! Протазанов сказал: — Ну что ж, будем репетировать, — и муки мои продолжались. Полуживая от волнения и стыда, я безмолвно шевелила губами — голос пропал.
Над пьесой автор работал в течение четырех лет, с 1874 по 1878 годы. Поначалу произведение не получило признание, но спустя время приобрело ошеломительный успех. Тема — Искаженные взаимоотношения в обществе, в котором царят принципы «купли-продажи». Любого человека, любой поступок можно купить, вопрос лишь в цене.