Юрий Башмет – знаменитый советский, а впоследствии российский альтист, который доказал всему миру, что альт – это полноценный солирующий инструмент. Дирижер и педагог Юрий Башмет, 24 января 2023 года отмечающий 70-летие, в беседе с признался, что стал музыкантом благодаря его.
Башмет признался, что стал музыкантом благодаря украинке
Юрий Башмет всерьез увлекался игрой на гитаре. В эпоху увлечения битлами мальчик, виртуозно исполняющий произведения знаменитой четверки, пользовался непререкаемым авторитетом. Впрочем, занятия в музыкальной школе тоже не проходили даром. В девятом классе Юрий Башмет уже играл в симфоническом оркестре политехнического института под руководством Семена Арбита. К этому моменту сам музыкант уже переосмыслил свое отношение к музыке, открыв в классике всю ее глубину и бесконечность и, наконец, услышав, насколько потрясающим звучанием обладает его альт. Московская консерватория Вадим Борисовский.
И определил его брать частные уроки у гения альта. Юрий Башмет. Написавший из рук вон плохо сочинение, Юрий уже не надеялся стать студентом. Найдя себя в списках поступивших, он был уверен, что этому поспособствовал сам Борисовский, потому что великий маэстро сразу после сдачи экзамена по специальности, поспешил поздравить своего ученика с поступлением. Однако через год Борисовский скончался, а Башмет перешел в класс Федора Дружинина.
В 1972 году студент Юрий Башмет приобрел за 1500 рублей уникальный инструмент — старинный альт, изготовленный итальянским мастером Паоло Тесторе в Милане, в 1758 году. Именно на этом альте Башмет продолжает играть до сих пор. Наташа Мельник Наталья Мельник. Она была скрипачкой, приехала из украинского города Сумы и сразу же привлекла музыканта. Но оказалось, что он совершенно не в ее вкусе.
Однако от Юрия не так легко было избавиться, он привык добиваться своей цели. Даже сейчас Наталья не понимает, как она стала встречаться с Юрой.
Очень люблю кино, могу читать книгу без остановки, не спать, не есть». Среди музыкантов мне труднее общаться. А вообще я люблю влюбленных людей. И сам стараюсь таким быть». А в России к самому факту исполнительства прибавляется ощущение некой семейности: я ваш, а вы — мои.
Даже если я кому-то не нравлюсь, я все равно "наш"». Когда-то доходило до того, что "сюрпризно" ко мне приезжали несколько десятков гостей. Дом был открыт для всех». Чего, конечно, никогда не будет. Но в то же время — да, это было бы гениально, если бы они это сделали». Наталья Башмет, жена: «Мы учились в Консерватории, на скрипичном отделении. На одной из вечеринок в общежитии Юра и обратил на меня внимание.
Но он был не в моем вкусе. Роман начался со второго курса. Предложение руки и сердца, очень романтическое, было сделано на пятом курсе. Я поняла, что обрела мужа, за которым буду как за каменной стеной». Дочь Ксения, пианистка. Но однажды, на время ремонта в доме, отправили пятилетнюю дочь Ксению к моей маме во Львов, и там мама с моим старшим братом быстро развили ей слух. Домой она вернулась, уже зная ноты и умея играть гаммы на рояле.
В подготовительную группу музыкальной школы она поступила легко. Ксюша выросла хорошим музыкантом, мне не приходится за нее краснеть». Сын Александр. Он сам начал играть на скрипке, она замечательно легла ему в руки, но чтобы он занимался, нужно было следить за этим. В ситуации, когда я отсутствую дома 300 дней в году, это почти невозможно.
После этого концерта Юрий пришел домой окрыленный — в нем родилось желание играть по-настоящему. Этот ключевой эпизод своей творческой судьбы Юрий Абрамович нередко приводит в многочисленных интервью. Учась в 8-м классе, Юрий впервые сыграл на альте — этот инструмент требовал от музыканта особенных физических данных: длинных пальцев, твердой руки, сильной растяжки. Началу успеха помог Ленин... К 100-летию Ленина в Киеве проводили республиканский детский музыкальный конкурс, к которому Юрий Башмет тщательно подготовился.
Но когда приехал, то выяснилось, что он — единственный альтист, и соревноваться не с кем. Юрия хотели не допускать к конкурсу, но его педагог устроила скандал, что мол ребенок полгода готовился. Короче, Юрию Башмету дали выступить со скрипачами, а всем финалистам — пять скрипачей и ему — вручили подарки [3]. Башмет: Моя жена была очень контактным человеком, именно поэтому в наш дом часто заходили студенты консерватории. Так вот, Юрий с 5—6-летнего возраста находился в музыкальном окружении. Кстати, мы всегда любили музыку, и она у нас дома всегда звучала. Это сейчас благодаря Юре у меня есть музыкальный центр, видео, а тогда были пластинки, которые мы с удовольствием слушали, и Юра с малых лет тянулся к музыке. У моей мамы был очень хороший слух, она даже училась в консерватории. Правда, не закончила. Замечательный слух был и у дедушки по линии жены — он знал наизусть много симфонических произведений.
Что же касается Юриной мамы, то у нее был безупречный музыкальный вкус, и сын очень часто вспоминает, как она оценивала его выступления. Башмет: Он сам выучился играть на гитаре. Мама это увидела и оценила должен заметить, что и наш старший сын Женя очень хорошо играл на гитаре.
И мы пошли проверять мой слух к ее ухажеру в консерваторию, который был скрипачом», — вспоминает артист.
На прослушивании выяснилось, что у Башмета есть чувство...
Юрий Башмет - биография, новости, личная жизнь
Мы тут недавно подсчитали, что за 15 лет объехали земной шар уже 34 с половиной раза! Отрывок оттуда звучит в заставке «Вокзала мечты». Победитель Выиграл международный конкурс альтистов в Германии в 1976 году: «Конкурс был организован Баварским радио и телевидением, и это сразу же дало мне возможность прославиться. Я отправился в гастрольную поездку по семнадцати городам Германии. Так началась моя сольная карьера».
Дирижёр Впервые выступил как дирижер в 1985 году: «Однажды на фестиваль в городе Туре, во Франции, не смог приехать мой близкий друг Валерий Гергиев, и меня уговорили встать за дирижерский пульт. Потом Рихтер меня поддержал, сказав, что дирижировать — это мое. И я просто «заболел» этим». Солист Купил альт работы мастера Паоло Тесторе: «Мой альт со мной с 1972 года.
Я купил его по случаю за полторы тысячи рублей. Деньги заработал, играя «Битлз» на гитаре.
Он верный или он предатель. Он знает, что такое хорошо, что такое плохо. Это чувствуют все национальности во всем мире.
Поэтому, если придет первый раз сегодня в зал молодой человек с родителем или родители впервые придут… Может потому что имя мое слышали. Но они и в первом, и во втором, и в третьем произведении не сумеют не отреагировать на глубину шедевров этих авторов. Артист признался, что не против, если публика аплодирует между отрывками произведений. Это радость, ведь есть новый слушатель. С Коми Юрия Башмета связывает не только давний концерт.
У него есть Всероссийский юношеский симфонический оркестр, и в нем задействованы в том числе дети из республики. Например, выступала скрипачка Варвара Русакова. Программа погрузит зрителей в атмосферу «гениальной музыки от эпохи барокко до неоклассики»: композиции в оркестровых обработках прозвучит в исполнении музыкантов оркестра театра.
В этом году заявки на участие подали более 1 тыс. Самыми популярными номинациями среди соискателей стали «Культурный код», «Просветительский проект» и «Креативное событие года». В состав жюри вошли представители цифровых экосистем, медиа, искусства, культуры, образования, архитектуры, IT и других направлений креативных индустрий.
Нету», — считает Башмет. Сами санкции музыкант назвал «хорошим допингом» для развития страны.
По его словам, лучше бы этого противостояния не было, поскольку это часть информационной войны. На вопрос о недовольстве внутри России музыкант отметил, что такое есть везде. По-другому дела, считает Башмет, обстоят в Швейцарии, но там люди боятся потерять работу, потому что ее сложно найти.
Внук Юрия Башмета ометаморфозился сильнее Коли Лукашенко
А поскольку вы тоже в какой-то степени альтист Данилов, то я, не посоветовавшись с вами, согласился и теперь дарю вам экземпляр этой книги». И я увидел, что на обложке действительно я, только с несколько раскосыми глазами. И последний штрих. Если вы помните, в романе альтист Данилов играет на инструменте мастера Альбани. И когда во время одной интересной акции я играл на инструменте нашей Госколлекции, то выяснилось, что это был инструмент именно этого мастера.
Снова мистика. А тогда это было не очень принято, и мне постоянно советовали постричься. Но когда я играл с Рихтером, который был в общем-то лысым, он мне сказал: «Вообще-то я не очень люблю длинноволосых мужчин, но вам идёт. Только дальше не отращивайте, так достаточно».
Так что я получил «благословение» своей причёске у самого Рихтера. Во Франции меня называли «Паганини на альте» и «Воронье крыло». Нас там не ждут — В истории вашего ансамбля «Солисты Москвы» был случай, когда практически весь его первый состав остался во Франции, отказавшись возвращаться в СССР. Это был уже 1986 год, время перестройки.
Что ими двигало? Я говорю о музыкальном мире. Очень хороший грузинский камерный оркестр под руководством Лианы Исакадзе оказался в Ингольштадте в Германии. Он до сих пор там существует, только без Лианы.
Это было такое время, когда то есть деньги, но нечего купить, то есть что купить, но нет денег, то нет ни того, ни другого. Людям приходилось просто выживать. И они пользовались любой возможностью это изменить. Скажу честно, у меня было восемь наработок того, где могут принять «Солистов Москвы».
Три отпало, оставалось пять. Три в Финляндии, одна в Португалии. Сработала та, что во Франции. Точнее, я подыскивал контракт, чтобы сохранить этот сыгранный блестящий коллектив.
При этом для меня лично вопрос — чтобы уехать, никогда не стоял и не поднимался. Это для меня неприемлемо, но это мой личный выбор. У нас гастроли-то были в основном зарубежные, процентов, наверное, восемьдесят. Мы прикидывали, что я буду приезжать туда, концертировать с ними, а потом будем разъезжаться: я — к себе, они — к себе.
Подыскивали место во Франции. В конце концов меня сами нашли люди из Монпелье, где одиозный мэр был помешан на классической музыке. Сначала открыл шикарный фестиваль «Радио Франс», где я с Рихтером выступал в первом же концерте. И тут он ухватил ситуацию — есть шикарный камерный оркестр, который не надо собирать.
Бери готовенький и забирай себе. Вопрос был в том, что это же не просто 23 музыканта, а ещё их семьи и домашние животные. Нужно было организовать переезд почти 90 человек. В итоге произошёл скандал, когда выяснилось, что французская демократия в версии Монпелье — это очень кривое зеркало.
С тех пор я при словах «западная демократия» только улыбаюсь. Чего им на родине не хватает? Чтобы наш человек попал в их оркестр, ему надо пройти несколько туров. В первом он даже не участвует, участвуют его бумаги.
Уже очень давно и во Франции, и в Австрии, и в чуть меньшей степени в Германии негласно заведено так, что наши не проходят даже этот первый тур. И я их понимаю. Потому что у наших уровень на три головы выше. Европе не нужна такая конкуренция.
Когда я бываю во Франции, то иногда даю какие-то мастер-классы, частные консультации. И заметил одну особенность.
Я стал водить по струнам. А он — на гитаре играть, меняя гармонию.
И наш «дуэт» превратился в мелодию. Тогда я услышал…» — рассказал Башмет, как заинтересовался музыкой. После этого студент занимался с Башметом, однако, по выражению маэстро, «спустя рукава». Она мне и поставила руки.
В 2012 году возглавил Всероссийский юношеский симфонический оркестр в составе 79 юных музыкантов из 28 городов России, который был сформирован на основе конкурса исполнителей классической музыки, где выступает как солист и дирижёр. Ранее вёл эту программу на телеканале « ОРТ ». Кино- и телекомпании России, Англии и Франции сняли несколько фильмов о его творчестве[ источник не указан 295 дней ]. Преподавательская деятельность[ править править код ] С 1976 года — преподаватель Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. Чайковского, с 1978 года — Московской консерватории с 1988 года — доцент , с 1996 — профессор. В 1996 году создал и возглавил в Московской консерватории «Экспериментальную кафедру альта», на которой помимо произведений сольного альтового репертуара в программу студента включается расширенное изучение альтовых партий в камерной, оперной и симфонической музыке, а также углублённое изучение истории исполнительских стилей прошлого и современности. Является артистическим директором Молодёжной музыкальной академии стран СНГ, созданной в 2009 году. Академия проходит в форме индивидуальных занятий ведущих европейских педагогов с лучшими студентами музыкальных высших учебных заведений стран СНГ, мастер-классов, камерного музицирования и совместных концертов [6] Семья[ править править код ] Отец — Абрам Борисович Башмет 1926—2011 , уроженец Одессы , инженер железнодорожного транспорта [7] [8] [9]. Был направлен в Ростов-на-Дону по распределению после окончания Ленинградского института путей сообщения в 1948 году. Мать — Майя Зеликовна Зиновьевна Кричевер 1925—1985 [10] , выпускница филологического факультета Ленинградского государственного университета , работала в учебном отделе Львовской консерватории.
Дед, Зелик Яковлевич Кричевер 1896—1941 , уроженец Киева , заведовал отделом планирования наркомата лёгкой промышленности, погиб в боях под Киевом в 1941 году [11] [12]. Бабушка по линии матери — Дарья Аксентьевна Шапченко 1908—? Жена — Наталья Тимофеевна Башмет род.
Папа даже в долги влез - больше года отдавал. Он спокойно мог стоить еще дороже - 3—4 тыс. Но просто его владельцы должны были за семь дней уехать за рубеж на ПМЖ и не могли ничего взять с собой. И передали альт из Одессы через знакомого музыканта. И вот мне позвонил мой профессор Борисовский, он картавил: «Пгиезжай. Твой итальяшка тебя ждет»". А значительно позже, в Зальцбурге, к нему в руки попал альт Моцарта. И этот инструмент оказался «родным братом» моего альта! Тот же мастер его сделал, всего три года разницы. В 1976 году окончил Московскую консерваторию класс В. Борисовского, затем Ф. С 1976 по 1978 год проходил в консерватории ассистентуру-стажировку руководитель Ф. Юрий Башмет в молодости С 1976 года ведёт активную концертную деятельность как альтист. С 1978 года - солист Московской филармонии. Владеет практически всем альтовым репертуаром. В репертуаре произведения И. Баха, Г. Генделя, оригинальные сочинения для альта В. Моцарта, Н. Паганини, Р. Шумана, И. Брамса, К. Дебюсси, А. Онеггера, Д. Мийо, Б. Бартока, П. Хиндемита, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Первый исполнитель посвящённых ему концертов для альта с оркестром A. Головина, А. Чайковского, M. Ермолаева, B.
Башмет, Юрий Абрамович
Юрий Башмет: Yyri Bashmet. Фестиваль Башмета Альтист и Дирижер. Башмет юрий абрамович национальность. Что главнее – скрипка или альт? Как в японском издании книги «Альтист Данилов» появился раскосый Башмет? Что главнее – скрипка или альт? Как в японском издании книги «Альтист Данилов» появился раскосый Башмет?
Юрий Башмет: Запад злится и завидует, что у него нет Путина
Юрий Башмет: Запад злится и завидует, что у него нет Путина | Президент России Владимир Путин наградил российского музыканта Юрия Башмета почетной грамотой за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства. |
Новости Республики Коми | Комиинформ | Президент России Владимир Путин наградил российского музыканта Юрия Башмета почетной грамотой за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства. |
Внук Юрия Башмета ометаморфозился сильнее Коли Лукашенко | Юрий Башмет — выступления в сезоне 2023-2024*. |
Юрий Башмет:«Это счастье — заниматься классической музыкой» | личная жизнь сейчас, здоровье, карьера, семья и много других интересных фактов | STARHIT. |
Новости Республики Коми | Комиинформ
Маэстро Юрий Башмет, несмотря на сильную простуду, не стал отменять выступление, которое необходимо для поддержки духа. Главная» Новости» Александр башмет сын юрия башмета. В год Юрий Башмет дает более 200 концертов. Только 18 апреля он выступал с одним в Театре наций, а уже 19 апреля после бессонной ночи — в Коми. биография, новости, личная жизнь. Александр башмет сын юрия башмета фото биография. инженер железнодорожного транспорта, мать - филолог.
Жена артиста Юрия Башмета
Музыка и связала молодого человека с дочерью маэстро, а потом на свет появился и продолжатель династии — внук Грант. Однако сегодня между Ксенией и отцом ребенка только дружеские отношения. Мужчина часто бывает у них в доме и много времени посвящает сыну. Мальчик тоже идет по стопам знаменитого деда и родителей, и папа вносит свой вклад в его музыкальные успехи.
Плоды совместного труда уже смогли оценить российские слушатели. Так, в прошлом году мальчик солировал на скрипке на концерте «Арктические династии», а в канун нового года выступал с дедом и мамой на их совместном новогоднем концерте.
Рихтер, М. Ростропович, И. Стерн, А. Муттер, Г. Кремер, М.
Порталь, Ш. Минц, О. Каган, Н. Гутман, В. Третьяков, М. Пиреш неизменно собирают полные залы и вызывают жгучий интерес. Юрий Башмет — основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве.
Он является президентом Международного конкурса альтистов им. С 1978 года преподает в Московской консерватории, являясь сначала ее доцентом с 1988 , а ныне профессором с 1996. С 1980 года проводит мастер-классы в Японии, Европе, Америке и Гонконге; преподает на летних курсах в Академиях Киджана г. Сиена, Италия и в г. Туре Франция.
Это радость, ведь есть новый слушатель. С Коми Юрия Башмета связывает не только давний концерт. У него есть Всероссийский юношеский симфонический оркестр, и в нем задействованы в том числе дети из республики.
Например, выступала скрипачка Варвара Русакова. Программа погрузит зрителей в атмосферу «гениальной музыки от эпохи барокко до неоклассики»: композиции в оркестровых обработках прозвучит в исполнении музыкантов оркестра театра. В масштабной концертной программе примут участие солисты оперной и балетной труппы, артисты хора и балета, приглашенные исполнители. Создатель коллектива народный артист СССР Юрий Башмет пригласил в его состав талантливую молодёжь: выпускников, студентов и аспирантов Московской консерватории. Многие музыканты коллектива — лауреаты международных конкурсов. За прошедшие годы ансамбль дал около двух тысяч концертов в пятидесяти странах Европы, Азии и Америки, в Австралии и Новой Зеландии. Ансамбль неоднократно номинировался на премию Grammy; в 2008 году удостоен этой престижной премии в номинации «Лучшее выступление в составе малого ансамбля» за запись музыки И. Стравинского и С.
А он — на гитаре играть, меняя гармонию. И наш "дуэт" превратился в мелодию. Тогда я услышал…" — рассказал Башмет, как заинтересовался музыкой. После этого студент занимался с Башметом, однако, по выражению маэстро, "спустя рукава". Она мне и поставила руки.
Юрий Башмет: о бегстве из СССР, QR-коде и «войне с Украиной»
А еще Юрия Башмета знают как отца-основателя коллектива "Солисты Москвы", успешно гастролирующего в России и за рубежом. Новости Республики Коми | Комиинформ. Под впечатлением книги Дюма он стал фехтовальщиком.
Юрий Абрамович Башмет
Что главное для молодых музыкантов Духом не стареть. О Шнитке Альтовый концерт — этот тот случай, когда я сам попросил композитора сочинить произведение. Меня пригласил Гедеон Кремер для премьеры и записи квинтета Шнитке, а я только слышал, что есть такой композитор. Но его нот не видел и его музыки не знал. После премьеры квинтета Шнитке композитор, как это было принято, собирал всех музыкантов в кафе или ресторане, и угощал.
Именно автор это делал. Ресторан в Москве назывался «Балалайка». Он подарил мне клавир этого квинтета. А в конце застолья я обратился к Шнитке.
Сказал, что мне нужен большой серьезный концерт для альта с симфоническим оркестром. Он мне пообещал, что напишет. Дальше при каждой встрече с ним я ему напоминал об этом. А он подтверждал: «Да-да, я помню, но сейчас я занят, у меня есть контракты обязательные».
Когда прошло уже 8 лет, то мы с ним поругались. На улице, во дворе Московской консерватории. Я ему сказал: «Ну сколько можно обещать! Ты напишешь или нет?
А мы виделись довольно часто, но концерта все нет. Потом, спустя еще некоторое время, позвонила его супруга Ира, и сказала, что он начал писать этот концерт. Она сказала, что не более месяца. Так и получилось.
Несколько раз он взволнованный приезжал ко мне, спрашивал про возможности инструмента. Там во второй части надо очень громко, как он сказал, и очень много нот. Я ему предложил — если писать каждую ноту, то это будет курочка бегущая, а через несколько тактов вступает медная группа, тромбоны, и альта нет на слуху, - может быть, поставить аккорд, а правой рукой уже самому определяться? По одной нотке не получится.
Можно, но не то. Я так и играл. А потом спустя много лет я услышал запись хорошей японской альтистки Набуко Имаи этого концерта. Она честно играла все то, что записано в напечатанных нотах.
А наш с Шнитке вариант не вошел в печать. Она играет это по нотам, а потом фортиссимо, вступили тромбоны, и нет японки. Первое исполнение состоялось в Амстердаме, в Концертгебау. Для этого потребовалось особое разрешение министерства культуры, потому что этот концерт — последнее произведение Шнитке, заказанное министерством культуры СССР официально.
И права на первое исполнение — у них. А тут получалось, что первое исполнение в Амстердаме, а не в Москве. Просто даты премьеры в Москве перенеслись. И вот пришлось побегать, объяснять, договариваться.
Все-таки решили. Дальше было еще интереснее. В этот же вечер должны были исполнить премьеру местного композитора, фамилию уже не помню, ректора Амстердамской консерватории, и все ожидали именно это произведение, потому что он 10 лет ничего не сочинял. Не могу дать оценку его произведению, потому что ничего не помню.
Но получился скандал, потому что гениальный концерт Шнитке совершенно добил этого ректора. Все ждали, а тут премьера концерта Шнитке. И в прессе это все было. Три дня подряд исполнение в этом зале, и все три дня этот концерт записывался.
В третьем концерте я решил похулиганить в одном месте, интуитивно, как шутка. Все три кассеты в моем исполнении я привез в Москву. И сразу показал Шнитке. Он был после болезни.
И мы прослуши каждую из этих концертов по три раза, то есть девять раз. И когда он прослушал третий концерт, то упал на диван от смеха и радости, и закричал: «Так и надо! Так и надо! То есть знаменитую тему из этого концерта в первый и второй раз я сыграл довольно строго, она красивая, а в третий раз сыграл ее коротко и вульгарно-примитивно.
Оказывается, он сформулировал это для себя. Он видел в этом фальшивую красоту, которая совсем не о красоте.
Он освоил игру на ней самостоятельно и, по собственному признанию, вполне мог стать рок-гитаристом. Мальчик не был лишен детства.
Занятия музыкой не мешали ему гонять мяч, носиться на велосипеде, осваивать фехтование, дружить с соседскими мальчишками, а то и драться. Среди сверстников и ребят постарше он пользовался авторитетом из-за умения исполнять композиции знаменитых в то время «Битлз». После успешного окончания в 1971 году Львовской музыкальной школы Юрий подрабатывал игрой на гитаре в местном ВИА, что категорически не нравилось родителям. Узнав, что у сына скопилась достаточно крупная сумма, мать велела потратить ее на дополнительные занятия музыкой у хороших преподавателей, чтобы совершенствовать игру на альте.
Юноша скоро решил, что главным занятием в его жизни станет классическая музыка с ее «глубиной и бесконечностью». И окончательно влюбился в потрясающее звучание ставшего бесконечно родным альта. Юрий Башмет в юности В 1972 году ему удалось купить 200-летний инструмент итальянского мастера Паоло Тесторе. Все хорошие музыкальные инструменты стоят дорого, но старинные, да еще знаменитых мастеров уровня Амати, Страдивари — особенно.
За приглянувшийся альт Башмет выложил полторы тысячи рублей, что по тем временам соответствовало трети стоимости автомобиля. Зато играет на нем музыкант до сих пор. Тот же мастер изготовил когда-то альт для самого Моцарта! Инструмент и сейчас в отличном состоянии, и Юрию Абрамовичу удалось значительно позднее не только подержать его в руках, но и сыграть на нем.
Этой чести музыкант удостоился потому, что стал первым в истории музыки альтистом, выведшим не самый популярный инструмент в солирующий в оркестре. Восхождение Будучи девятиклассником, Юрий играл в симфоническом оркестре Львовского политехнического института. С этим коллективом приехал на гастроли в Москву, где его познакомили с родоначальником русской школы альта Вадимом Борисовским. Когда речь зашла о переводе талантливого исполнителя в столичную музыкальную школу, мэтр посоветовал продолжать обучение во Львове, а потом поступать в консерваторию, где он был руководителем кафедры альта и арфы.
В 1971-м году Юрий принял участие в конкурсе скрипачей и выиграл его с большим отрывом, но, поскольку среди участников альтистов больше не было, а конкурс был скрипичным, Гран-при никому не присудили, объявив победителями шестерых лучших исполнителей. В Московскую консерваторию Башмет поступил легко, просто сдав экзамен по специальности, после которого Борисовский поздравил его с поступлением, хотя предстояли другие экзамены, за исход которых абитуриент переживал. В вузе у студента были прекрасные учителя.
По-другому дела, считает Башмет, обстоят в Швейцарии, но там люди боятся потерять работу, потому что ее сложно найти.
Там шик такой. Автомобили — майбахи, продукты — то, что у нас фермерские, у них только фермерские. Дорого все», — добавил он. Музыкант надеется, что конфликт с Украиной удастся решить в ближайшее время.
Дебют был успешным, и с тех пор Башмет за дирижерским пультом смотрится так же естественно, как в обнимку с альтом. Годом позднее создал и возглавил камерный ансамбль «Солисты Москвы», через семь лет — новый оркестр из наиболее талантливых молодых музыкантов страны, еще через десять лет под его руководством начал работу Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Как солиста и дирижера Башмета приглашают в лучшие симфонические оркестры мира. Лучшие альтисты страны учатся у мэтра боготворить музыку А на родине в 2012 году музыкант и дирижер создал Всероссийский юношеский симфонический оркестр юных музыкантов, набрав их со всей России. Юрий Абрамович считает важным делом проведение конкурсов профессионального мастерства молодых коллег в нашей стране и за рубежом. Организует их и председательствует в жюри, привлекает спонсоров для вручения премий за выдающиеся успехи в области искусства. Из других забот Башмета — работа Молодежной музыкальной академии стран СНГ, поддержка многочисленных музыкальных фестивалей.
Артист всегда в поиске. Например, в тандеме с Константином Хабенским подготовил музыкально-литературную программу и спектакль. С группой «Ночные снайперы» дал эффектный концерт, которым вместе с Дианой Арбениной осчастливил поклонников классической и рок-музыки. Недавно в Центре Юрия Башмета на Большой Полянке предоставили места для одаренных детей с ограниченными возможностями. Они смогут заниматься музыкой с лучшими педагогами страны. Общественная позиция Биография Юрия Башмета будет неполной, если не сказать о его общественно-политической позиции, достойной уважения. Член Попечительского совета благотворительного фонда «Вольное дело».
Юрий Башмет безоговорочно принял сторону Президента по Украине и Крыму в 2014 году, поддержал спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины. Музыкант прекрасно понимает, что за смелые политические высказывания его вместе с оркестром могут больше не пригласить на зарубежные гастроли, но не привык прогибаться, да и считает, что выступать на родине гораздо интереснее. Здесь он свой, даже если кому-то не нравится его позиция. Здесь он дарит свои искренние ощущения родным, а не чужим людям. И никогда, даже в самые трудные времена, не допускал мысли променять родину на чужбину. Личная жизнь Юрий Абрамович давно и прочно женат. С будущей женой Натальей, по образованию скрипачкой, познакомились, учась в Московской консерватории.