Баку и Ереван стремительно приближаются к военному конфликту, формальной причиной которого может стать принадлежность нескольких сел на армянской территории, которые Азербайджан считает своими. Столкновения на азербайджано-армянской границе — бои между армянскими и азербайджанскими войсками, вспыхнувшие в ночь с 12 на 13 сентября 2022 года на. «Постньюс» поговорил с армянами и азербайджанцами и выяснил, что они думают о происходящем и ждать ли в обозримом будущем оттепели в отношениях народов. История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года. Ну а в 1987-88 годах армяне захватили власть и военные склады в Нагорном Карабахе и полностью изгнали из региона азербайджанцев и курдов, с чего начался новый виток армяно-азербайджанского конфликта.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНФЛИКТ
Кстати в 2021-м на встрече с президентом Турции Эрдоганом в Нахичевани Алиев обратил внимание всего мира , что в дополнение к уже проложенным транзитным путям через Грузию «Зангезурский коридор» призван стать ещё одним «связующим звеном с Европой». И это далеко не лишенное смысла заявление. Помимо азербайджано-турецкого проекта с «Зангезурским коридором», имеется и армянский проект «Перекресток мира», представленный Пашиняном в конце 2023 года на международном форуме в Тбилиси. Через восстановленный что пока в будущем Мегринский железнодорожный участок планируется запустить систему перекрёстного транспортного сообщения между несколькими сопредельными государствами, среди которых — сама Армения, Азербайджан, Грузия, Турция, Иран. Более того, «Перекрёсток мира» связал бы сразу несколько акваторий — Каспийское, Средиземное, Чёрное моря и Персидский залив. Важным условием реализации идеи её авторам видится сохранение суверенитета стран и их юрисдикции в отношении всех инфраструктур, которые проходят по их территории. В свою очередь, бакинские насмешливые скептики указывают на неблагоприятные природно-географические и климатические условия, препятствующие устойчивой связи Армении с внешним миром, прежде всего с Грузией, снижающие «и без того низкую привлекательность Армении в качестве транзитной страны», недоумевая, как можно превратить страну в «мирный перекрёсток» «без установления прочного мира с Азербайджаном и нормализации с Турцией». Возможное обострение ситуации в Тавушской области, обусловленное ясным намерением Еревана передать соседям 4 полуанклавных, а затем и 4 анклавных села, как и некоторые другие обстоятельства, не способствует гипотетическому подписанию мирного договора. Так, согласно мартовскому опросу International Republican Institute, далеко не всё армянское общество стремится и даже едва ли морально готово подписывать что-либо с Азербайджаном. Между тем общественное мнение в нашем случае игнорировать никак нельзя. В преамбуле действующей редакции Конституции Армении покамест формально пусть и косвенно закреплена её позиция относительно принадлежности Нагорного Карабаха или Арцаха.
Таким образом, для подписания мирного договора с Баку Пашиняну придётся ни много ни мало принять новую конституцию, а также пересмотреть целый ряд уточняющих нормативно-правовых актов, на чём категорически настаивают в Баку. Но как принять новую конституцию при том общественном мнении и настрое к Азербайджану и Турции, которое есть сегодня у значительной части армянского общества?
Досрочное голосование на выборах проходит с 25 февраля по 14 марта. Об этом сообщил армянский премьер-министр Никол Пашинян.
Нарыв прорвался Свои действия Азербайджан называет локальной антитеррористической операцией. Баку объявил, что она проводится с целью «нейтрализации армянской военной инфраструктуры, обеспечения безопасности мирного населения и восстановления конституционного строя Азербайджана». В Минобороны страны подчеркнули , что гражданские объекты и мирное население целями не являются. По заявлениям ведомства, азербайджанские военные «с применением высокоточного оружия на передней линии и в глубине выводят из строя позиции формирований Вооруженных сил Армении, их долговременные огневые точки, а также боевые средства и объекты военного назначения». МИД Азербайджана выступил с заявлением, что единственным способом достижения мира и стабильности в Нагорном Карабахе является полный вывод армянских вооруженных сил из региона и роспуск правительства непризнанной республики.
Минобороны Армении в ответ заявило , что в Карабахе давно нет формирований армянской армии. Согласно официальной позиции Баку непризнанная НКР является оккупированной армянами территорией и под армянскими вооруженными силами Азербайджан подразумевает и собственную армию НКР. При этом Армения является гарантом безопасности НКР и официально оказывает республике военную помощь согласно Бишкекскому протоколу от 1994 года Минобороны непризнанной НКР сообщило , что Азербайджан нарушил режим прекращения огня по всей линии соприкосновения и наносит ракетно-артиллерийские удары. Под обстрелом находится, в частности, Степанакерт. Уже есть погибшие и раненые.
К вечеру вторника Министерство обороны России выпустило заявление по поводу ситуации в Нагорном Карабахе. В нем говорится, что российские миротворцы начиная с полудня фиксировали «многочисленные факты нарушения режима прекращения огня с азербайджанской стороны по всей линии соприкосновения».
Несмотря на выгоду от торгово-экономического сотрудничества с Азербайджаном, Армения по-прежнему важна для России и уничтожать существующие связи в Кремле не собираются. Об этом, в частности, говорит перечень из более чем 30 дружественных и нейтральных стран, банки и брокеры из которых будут допущены к торгам на российском валютном рынке. Однако ни большой потенциал Азербайджана, ни тесное сотрудничество с Арменией, не способствует росту популярности этих направлений у российского бизнеса. Если уж какой-то капитал пришёл из России в Армению в прошлом году, но это совокупность мелких капиталов: кто-то из приехавших пекарню открыл, кто-то — магазинчик... В этом году поток релокантов будет меньше, чем в прошлом году, но не из-за ситуации с Карабахом: все, кто планировал, уже в основном уехали, а многие Армению и вовсе воспринимали как транзит на пути в Европу", — отмечает Артём Голубев.
Опрошенные "ДП" политологи и экономисты сходятся во мнении, что на фоне санкций и сложностей с поставками импортной продукции России нужно и дальше придерживаться политики сдерживания и противовеса, сохраняя взаимовыгодные отношения с обеими странами и выполняя взятые на себя обязательства. При этом эксперты допускают, что дальнейшая конфронтация между Москвой и Ереваном может привести к ухудшению торгово-экономических отношениях, но даже такой маловероятный сценарий как потеря Армении в качестве транзитной страны ударит преимущественно по небольшим российским фирмам и предпринимателям, не отразившись на глобальных процессах. Но только при условии, если Кремлю удастся сохранить текущие позиции на международной арене и Южном Кавказе. Лента новостей.
Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном
«Как будто своих проблем мало»: Сатановский о разборках армян и азербайджанцев в России | Азербайджано-армянский конфликт: есть цели для новой войны. Главные новости Нагорного Карабаха: последние новости сегодня, громкие события и заявления, самые свежие и актуальные материалы о жизни в Нагорном Карабахе онлайн. |
Новая война в Закавказье может закончиться взятием Еревана? | Конфликт, начавшийся в 1987 году с выхода Карабаха из состава Азербайджанской ССР из-за голосования местных депутатов-армян, движется к концу, пишет Atlantico. |
Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном - РТ на русском | Баку требует вывести из Карабаха армянские войска, а Ереван утверждает, что в регионе нет военных Коллаж: Daily Storm. |
Однодневная война: армянский Карабах сложил оружие. А что дальше? | «Сам господин Пашинян многократно говорит армянскому народу, что нам нужно понять, где проходит армянская граница. Я не являюсь адвокатом ОДКБ, но вас действительно удивляет, что в ОДКБ сегодня говорят, что они сами не могут понять, что защищать в Армении? |
Клуб «Валдай»
Баку и Ереван стремительно приближаются к военному конфликту, формальной причиной которого может стать принадлежность нескольких сел на армянской территории, которые Азербайджан считает своими. Армянские пограничники открыли огонь по своим азербайджанским «коллегам». Итоги армяно-азербайджанского конфликта еще раз доказали целый ряд правил и законов системы международных отношений. По заявлению Минобороны республики, армянские военные проводили некие инженерные работы и в этот момент азербайджанские подразделения якобы открыли по ним огонь. История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года.
Новая война в Закавказье может закончиться взятием Еревана?
Казалось бы, для зоны армянско-азербайджанского конфликта обстрелы и стычки у границы уже давно превратились в почти повседневность, в которой одна сторона обвиняет другую провокациях, а та отвечает тем же. Армянский блокпост на дороге, ведущей в Нагорный Карабах Фото: REUTERS. Азербайджан и Армения стягивают войска к границе. Читайте последние новости дня по теме Нагорный Карабах: Покинувшие Нагорный Карабах миротворцы РФ не могут остаться в Армении: депутат от власти, Временные пункты дислокации миротворцев РФ в Горисе и Сисиане закроют – Григорян.
Обострение в Карабахе: против России пытаются открыть второй фронт
В этой статье приведены четыре вывода из последних событий. Проблемы, не связанные с Нагорным Карабахом, могут стать источниками нового армяно-азербайджанского конфликта Возможно, самой яркой особенностью июльских столкновений была их географическая локализация: примерно в 200 километрах от эпицентра армяно-азербайджанского антагонизма в Нагорном Карабахе. Они развернулись вдоль официальной границы между Арменией и Азербайджаном, проходящей между северо-западным регионом Армении Тавуш и северо-восточным регионом Азербайджана Товуз. Хотя ни Армения, ни Азербайджан не оспаривают эту границу, она во многих местах никогда официально не демаркировались. Ничейные земли, образованные нечётко очерченными официальными границами здесь и в Нахичевани, стали ареной для посягательств, поскольку каждая из сторон стремится к тактическому преимуществу. Однако предыдущие мелкие поползновения не приводили к такому крупномасштабному кровопролитию. Почему это произошло именно в июле, до сих пор не ясно.
Похоже, дело было в том, что армянские войска установили новый пост за пределами своей предыдущей линии фактического контроля, но де-юре всё ещё на территории Армении, а азербайджанские силы попытались вернуть всё обратно. Примечательно, что ни одна из сторон не считала возможной деэскалацию ситуации, в которой на карту не были поставлены основные стратегические интересы, связанные с конфликтом в Нагорном Карабахе. Это может быть связано с тем фактом, что столкновение стало первым испытанием для Николы Пашиняна в реальном военном противостоянии в качестве нового лидера. Его репутация в сфере безопасности неоднократно подвергалась сомнению со стороны «серьёзных людей», связанных с прежним режимом. Их мотивы, конечно, частично заключались в том, чтобы отвлечь внимание от провала в сфере национальной безопасности Армении, который произошёл при их власти, в апреле 2016 года. А для Пашиняна важно было продемонстрировать большую боевую готовность по сравнению с тем, что было четыре года назад.
Поддержание этого настроения могло повлиять на решение Баку в июле 2020 года, но на этот раз эйфории не было. Смерть популярного и широко уважаемого генерал-майора Полада Хашимова, в частности, была встречена гневом общества и массовыми протестами. Неспособность избежать сползания из незначительного инцидента в серьёзный конфликт — это новая тревожная тенденция, указывающая на растущую «тотализацию» конфликта и его выход за пределы оспариваемого суверенитета непосредственно в Нагорном Карабахе. Таким образом, июльские столкновения служат предупреждением о том, что любой инцидент может стать источником нового армяно-азербайджанского насилия — не обязательно из-за преднамеренной эскалации, но из-за внутренних издержек деэскалации. Политические эксперименты Армении: как будет руководить страной бывший диссидент? Николай Силаев Как будет работать в качестве главы государства человек, который много лет устраивал оппозиционные митинги и писал критические статьи, но не имеет опыта государственного управления?
У вождей цветных переворотов в других постсоветских странах такой опыт, больший или меньший, имелся. О политических экспериментах Армении рассказывает ru. Демократических прорывов недостаточно, чтобы изменить долгосрочную динамику милитаризованного соперничества После армянской «бархатной революции» в апреле — мае 2018 года, когда Никол Пашинян пришёл к власти в результате ненасильственного гражданского восстания, ожидания перезагрузки армяно-азербайджанского мирного процесса возросли. Были надежды, что после полного краха доверия между Саргсяном и Алиевым с Пашиняном возможны будут новые отношения.
Исторический конфликт в регионе между армянами-христианами и азербайджанцами-тюрками-мусульманами длится уже более столетия. Армения и Азербайджан в их нынешнем виде были интегрированы в Советский Союз в 1920-е годы. Нагорный Карабах, территория с преимущественно армянским населением, находилась под контролем Азербайджана. Когда в конце 1980-х годов Советский Союз начал распадаться, региональный парламент Нагорного Карабаха проголосовал за объединение с Арменией. Азербайджан стремился подавить сепаратистское движение, а Армения его поддержала. Эти обстоятельства спровоцировали этнические конфликты, которые переросли в полноценную войну после того, как Армения и Азербайджан провозгласили независимость от Москвы. После этого последовали годы насилия и лишений. За прошедшие годы число погибших достигло десятков тысяч, а более миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома. Появились сообщения об этнических чистках и массовых убийствах, совершаемых обеими фракциями. Первоначальный нагорно-карабахский конфликт завершился соглашением о прекращении огня, достигнутым при посредничестве России в 1994 году.
Ишхам Татуян: «Они пришли к нам, чтобы посмотреть дома и написали: вот этот подходит этому человеку, этот — этому человеку. Четыре месяца, поменялись». Жаля Гурбанлы, заведующая книжным отделом библиотеки: «Я дом на дом поменяла, потому что уже нельзя было оставаться после Сумгаита, шума-гама такого. Мы должны были уехать». Переезжая, участники обмена брали все, что можно было увезти, но при условии, что ни у кого не будет бытовых проблем на новом месте, пообещали друг другу ухаживать за кладбищами. Как и обещали азербайджанские старейшины, дом Ишхама Татуяна стоит до сих пор. Держат слово за своих отцов и те, кто тогда переезжал в Армению еще ребенком.
Условия Кюрекчайского трактата оказались забыты, царское правительство поощряло переселение христиан из Персии, такой возможностью воспользовалось множество армян и значительная часть армянских мигрантов обосновалась в Карабахе. Другим важным для Карабаха событием стала русско-турецкая война 1877 года, в особенности её Кавказская кампания. С этого момента царские власти озаботились христианизацией Закавказья и начали политику по выдавливанию мусульманского населения в Турцию и Персию. Результатом этого стало сокращение численности мусульман азербайджанцев и курдов в Карабахе. А с началом Первой мировой на территорию современной Армении и Карабаха устремился поток армянских беженцев из Турции, где после провалившейся попытки провозглашения независимого армянского государства происходили кровавые столкновения между армянами, курдами и турками. К концу Первой мировой армяне благодаря массовой миграции получили численный перевес в современной Армении, которая до того была населена преимущественно азербайджанцами. Однако амбиции армянских националистов этим не ограничивались. Армяне за спиной Турции договорились со странами Антанты Англией, Францией и США о создании нового армянского государства , включавшего несколько областей распавшихся Османской и Российской империй: "Большая Армения" в границах, установленных Севрским договором, была признана странами Антанты. Для её расширения армяне объявили войну.. Грузии и Азербайджану. Боевые столкновения между армянами и азербайджанцами происходили на территории Нахичевани, Карабаха и Сюника. Однако главной целью армян в азербайджанском направлении стал Баку. В начале XX века на территории современного Азербайджана проживало около 350 тысяч армян, в основном мигрантов из Персии и Турции.
Почему конфликт Армении и Азербайджана опасен для стран всего мира: мнения экспертов
Вытеснение российских пограничников из Армении будет означать начало онлайн-мониторинга разведки НАТО, которая будет сочетать передачу различных данных по системе иранской безопасности на границе с проведением радиоэлектронной разведки в глубине территории ИРИ. «На армянско-азербайджанской границе вспыхнули боевые действия. 24 апреля 2024 года в Иране вновь разрешили армянам, проживающим в этой стране, отметить годовщину так называемого «геноцида армян». Другими словами, иранские власти создали условия для выражения армянами своих антитюркских и антиазербайджанских настроений. В этом есть отличие армянского общества от азербайджанского. Грубо говоря, азербайджанцы с годами только укрепились в своей правде, а армяне утратили свой «символ веры». Вот базовые моменты трансформации армяно-азербайджанского конфликта. В Тегеране очень опасаются роста азербайджанского национализма среди иранских азербайджанцев — как из-за победы Азербайджана во Второй Карабахской войне, так и из-за подрывных действий Турции, чьим вассалом на сегодняшний день является Баку.
«Недовоёванный» конфликт: что произошло в Карабахе и чем это обернётся для России
Во время вооруженного противостояния в 1992—1994 годах Баку потерял контроль над Нагорным Карабахом и еще семью районами. Мировое сообщество неоднократно призывало лидеров Армении и Азербайджана остановить боестолкновения и сесть за стол переговоров. Ереван и Баку провели обмены военнопленными. В Карабах ввели российский миротворческий контингент.
Ранее 5-tv.
Этот срок автоматически продлится еще на пять лет, если ни одна из сторон конфликта не будет против. Выборы в Карабахе в 2023 году 9 сентября 2023 года парламент Нагорного Карабаха избрал новым президентом непризнанной республики Самвела Шахраманяна. С начала 2023 года он был секретарем республиканского совета безопасности, до этого был членом правительства и работал в правоохранительных органах. Шахраманян выступил за укрепление государственности республики и прямую связь с Арменией через Лачинский коридор. В июне власти Карабаха сообщили, что, несмотря на подписанное в 2020 году соглашение, Азербайджан запретил все гуманитарные пассажирские и грузовые перевозки по Лачинскому коридору. До этого, в текущем, 2023 году, карабахские власти также жаловались на блокировку коридора.
Министерство иностранных дел Азербайджана не поддержало голосование в непризнанной республике и заявило , что выборы президента в Карабахе нарушают Конституцию и законы Азербайджанской Республики, а также международное право. Ереван в последние месяцы неоднократно обвинял Баку в блокировке Лачинского коридора и создании гуманитарного кризиса из-за закрытия этой дороги. Армения и Карабах заявляли, что из-за блокировки коридора были приостановлены поставки продовольствия и топлива. Глава МИД Армении Арарат Мирзоян в августе 2023 года отметил , что из-за блокады Лачинского коридора за последние восемь месяцев уровень смертности в Карабахе вырос в два раза.
Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов.
Обе стороны применяли не только стрелковое оружие, но и тяжёлую бронетехнику, артиллерию, авиацию. Документ вступил в силу 12 мая. С тех пор на границах Карабаха периодически применялось оружие, а обе стороны неоднократно обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня, но сильнее конфликт не разрастался до 2014 года. Последние 10 лет В ноябре 2014 года, как утверждает ТАСС со ссылкой на Минобороны Армении, азербайджанская сторона сбила боевой вертолёт Армении Ми-24, который выполнял учебно-тренировочный полёт. Экипаж погиб. Вторая сторона утверждала, что вертолёт атаковал позиции азербайджанских военных, поэтому его уничтожили ответным огнём. Этот инцидент стал причиной возобновления обстрелов и гибели людей. В ночь на 2 апреля 2016 года в Нагорном Карабахе произошло ожесточённое столкновение, стороны обвинили друг друга в нарушении перемирия. Участники переговоров согласились прекратить огонь.