В настоящее время Азербайджан, Армения и Иран активно стягивают свои войска к сопредельным пограничным рубежам. Почему новый виток конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха и антитеррористические мероприятия Баку 19 сентября 2023 года могут угрожать всему миру, разбирались эксперты ФедералПресс. Алиев назвал разоружение армян условием прекращения операции в Нагорном Карабахе. В этом есть отличие армянского общества от азербайджанского. Грубо говоря, азербайджанцы с годами только укрепились в своей правде, а армяне утратили свой «символ веры». Вот базовые моменты трансформации армяно-азербайджанского конфликта.
Почему конфликт Армении и Азербайджана опасен для стран всего мира: мнения экспертов
Армянский лидер Пашинян стремится оправдать свои действия, пугая общественность военной угрозой. — Армянские власти тогда предпочли не вмешиваться и наблюдали за происходящим со стороны. На сайте организации и в ее группе в фейсбуке висят реквизиты для сбора пожертвований и новости об отправке первой партии гуманитарных грузов.
«Люди хотят, чтобы их оставили в покое»: армяне и азербайджанцы об исходе карабахского конфликта
Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области | Самоликвидация армянского Карабаха или Арцаха открывает новую страницу в армяно-азербайджанских отношениях, основанную на реалистическом прагматизме без всякого идеологического флёра и прочей мишуры. |
Финал схватки за Карабах доказал правоту трёх законов развития конфликтов | Реакция армянской оппозиции. После подписания соглашения в Армении начались массовые беспорядки. |
Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
МИД Азербайджана выступил с заявлением, что единственным способом достижения мира и стабильности в Нагорном Карабахе является полный вывод армянских вооруженных сил из региона и роспуск правительства непризнанной республики. Минобороны Армении в ответ заявило , что в Карабахе давно нет формирований армянской армии. Согласно официальной позиции Баку непризнанная НКР является оккупированной армянами территорией и под армянскими вооруженными силами Азербайджан подразумевает и собственную армию НКР. При этом Армения является гарантом безопасности НКР и официально оказывает республике военную помощь согласно Бишкекскому протоколу от 1994 года Минобороны непризнанной НКР сообщило , что Азербайджан нарушил режим прекращения огня по всей линии соприкосновения и наносит ракетно-артиллерийские удары. Под обстрелом находится, в частности, Степанакерт. Уже есть погибшие и раненые. К вечеру вторника Министерство обороны России выпустило заявление по поводу ситуации в Нагорном Карабахе.
В нем говорится, что российские миротворцы начиная с полудня фиксировали «многочисленные факты нарушения режима прекращения огня с азербайджанской стороны по всей линии соприкосновения». Вместе с тем командование российского миротворческого контингента призывает стороны конфликта к немедленному прекращению огня, принятию мер по деэскалации обстановки и продолжению переговорного процесса. Премьер-министр Армении Никол Пашинян созвал экстренное заседание Совета безопасности. Он заявил , что Баку начал этнические чистки армян Нагорного Карабаха и хочет вовлечь Ереван в боевые действия, однако правительство Армении не будет «делать никаких непросчитанных, резких и авантюрных действий». Одновременно в Ереване началась акция протеста с требованием к властям отреагировать на атаку Азербайджана.
Ну а сейчас в сухом остатке мы имеем точную дату — 1 января 2024 года, когда армянский Карабах из государства-фантома превратится в факт истории, описание которого займет пару небольших абзацев в энциклопедии.
После чего на всем Южном Кавказе установится если не мир, то временное затишье, которое станет предвестником долгого и прочного мира. Лично меня в этом деле поражает то изящество, сравнимое с чувством эстетического наслаждения, с каким случилось окончательное решение карабахского вопроса. Азербайджан мог бы выдавливать армян из Карабаха угрозой применения силы, например, введя на улицы Ханкенди, Аскерана и других городов региона тяжелую бронетехнику, один вид которой давил бы на психику армян, побуждая их к бегству. Можно было бы с той же целью ввести комендантский час и ночное патрулирование населённых пунктов на гремящих и лязгающих гусеничных бронемашинах. Но ничего такого нет. Все очень похоже на переезд, когда жилец спокойно и деловито собирает вещи, чтобы без суеты переехать из одной квартиры в другую без участия судебных приставов, полиции и иных неприятных ему лиц.
Словом, исход армян из Карабаха в 2023-м совсем не похож на исход азербайджанцев из Карабаха за 30 лет до этого, в 1993-м. И в том, что апофеоза трагедии образца 1993 года удалось избежать сейчас, есть большая личная заслуга Ильхама Алиева и Самвела Шахраманяна хотя их ставить на одну доску, все всякого сомнения, никак нельзя , а также солдат и офицеров российского миротворческого контингента, которые одним фактом своего присутствия в регионе подтолкнули стороны конфликта к тому, чтобы искать приемлемые компромиссы сообразно ситуации, а не резать по живому там, где без этого можно и нужно было обойтись. Будучи профессиональным историком с университетским дипломом и дипломом кандидата исторических наук, я не могу припомнить примеры в мировой истории, когда государство заявляет о своей самоликвидации, — пожалуй, это будет прецедент, новое слово, который войдет во все учебники теории и истории государства и права. Даже в Чехии, превращенной в 1937 году в протекторат Моравии и Богемии нацистской Германии, и то сохранялись хотя бы формальные институты государственности во главе с кукольным президентом Эмилем Гахой, и тот публично не отказывался от них перед лицом внешней военной силы. Другие оккупированные гитлеровцами страны и народы создавали свои правительства в изгнании и формировали воинские контингенты в структуре вооруженных сил стран антигитлеровской коалиции, но в случае с армянским Карабахом мы ничего подобного не видим — нет ни правительства Арцаха в изгнании, хотя среди армян есть немало миллиардеров, которые могли бы его возглавить и содержать например, все тот же Рубен Варданян , вообще нет ничего, кроме обвинений в адрес Никола Пашиняна в предательстве интересов собственного народа.
Баку также отрицает претензии Еревана по оккупации 31 села. Характеристика региона Проект WarGonzo пишет, что четыре села, а также Киранц, которые планируется передать Азербайджану, исторически были заселены армянами. Археологические находки на их территории и вокруг свидетельствуют об этом. Общая численность жителей в этих селах составляет около четырех тысяч. Хотя эти населенные пункты не имеют исторической ценности для Азербайджана, они находятся на пути из Армении в Грузию. Захватив эти села, Азербайджан получает контроль над этой важной транспортной магистралью, заключили в проекте. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым!
До этого и в Москве, и в Баку говорили о верности трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, и признавали, что миротворцы «формально» должны оставаться в регионе до 2025 года. Но, видимо, эта формальность стала обременением. Применения для российских миротворцев в Карабахе после сентября 2023 года объективно не нашлось, хотя его искали. Например, всего лишь 5 апреля сообщалось, что миротворцев привлекут к разминированию местности. До этого в Москве, по всей видимости, надеялись, что в Карабах вернутся хотя бы несколько сотен армян, и таким образом, присутствие российских миротворцев будет оправдано. И наличие миротворцев станет для этих людей дополнительным фактором спокойствия», — говорил замглавы МИД Михаил Галузин в интервью РБК 9 октября 2023 года. Но уже тогда этот вопрос, по словам дипломата, был исключительной прерогативой Баку и Москвы, без какого-либо участия Еревана. Но поскольку никакого политического процесса вокруг Карабаха не осталось, а армянское население составляют менее сотни стариков и инвалидов, единственное, чем могли бы заниматься миротворцы еще год — это охранять дома бежавших армян от разграбления. Но и этого не понадобилось — судя по планам азербайджанских властей, большая часть зданий просто снесут и построят заново. Вопрос о каких-то компенсациях , возможно, еще будет всплывать в выступлениях чиновников, но де-факто отправлен в корзину. Но этого уже не захотел Никол Пашинян — о чем сказал вполне прямо. Без спешки Процедура вывода российских миротворцев из Карабаха вызвала вопросы — причем как правовая, так и чисто техническая сторона вопроса. В ноябре 2020 года контингент, состоящий из 1960 человек, 90 бронемашин и 380 единиц «автомобильной и специальной техники» по факту — джипов и всевозможных грузовиков доставлялся по воздуху, причем через Армению. Как тогда сообщали в Минобороны , в день военно-транспортная авиация выполняла более 20 рейсов из Ульяновска до ереванского аэродрома Эребуни — и так целую неделю. Большая часть военнослужащих при этом была из 15-й отдельной мотострелковой бригады ЦВО из Самарской области.
Почему Армения ссорится с Азербайджаном, а голова должна болеть у России
Конфликт, начавшийся в 1987 году с выхода Карабаха из состава Азербайджанской ССР из-за голосования местных депутатов-армян, движется к концу, пишет Atlantico. Ереван пошел на односторонние уступки, азербайджанцы получили 24 военные позиции и, самое главное, – участки трассы, которые ведут в Грузию, отмечает армянский политолог Грант Микаэлян. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих. Российско-армянская диаспора, скорее, открестится от премьер-министра Армении Никола Пашиняна, потому что это он, собственно говоря, всё провалил. Армянская диаспора займет пророссийскую позицию.
Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области
Как отмечают наблюдатели, российские представители предпринимают все усилия, чтобы стороны конфликта могли вернуться к мирному процессу. В начале этого года Армения и Азербайджан при посредничестве России, а также представителей США и Евросоюза приступили к обсуждению будущего мирного договора. Однако ситуация неожиданно изменилась 22 мая. Премьер-министр Армении Никол Пашинян неожиданно для всех и недвусмысленно дал понять, что он согласен признать суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом в рамках мирного договора, который обсуждают Ереван и Баку. Это было первое четкое публичное заявление Пашиняна о его политике в отношении Нагорного Карабаха. Когда журналисты попросили Пашиняна разъяснить позицию его правительства по Карабаху, вышедший из себя премьер опять неожиданно для всех сказал, что все бывшие администрации Армении признали территориальную целостность Азербайджана, фактически дезавуировав заявления своих предшественников. Этот тренд Пашинян и его правительство иногда используют, ссылаясь на Алматинскую декларацию 1991 года. Однако дело в том, что она не имеет юридического значения, поскольку так и не была ратифицирована, отметили тогда эксперты. Тогда же стало известно, что Армения уступит контроль над Тигранашеном в Араратской области и семью селами в Тавушской области, которые не входят в 29,8 тысячи квадратных километров.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян созвал экстренное заседание Совета безопасности. Он заявил , что Баку начал этнические чистки армян Нагорного Карабаха и хочет вовлечь Ереван в боевые действия, однако правительство Армении не будет «делать никаких непросчитанных, резких и авантюрных действий». Одновременно в Ереване началась акция протеста с требованием к властям отреагировать на атаку Азербайджана. Участники акции перекрыли несколько улиц. Критика политики Пашиняна в отношении НКР и обвинения премьер-министра в предательстве национальных интересов звучат в Армении с тех пор, как в ноябре 2020 года завершилось очередное обострение в Нагорном Карабахе. Тогда Азербайджан и Армения при посредничестве российской стороны заключили соглашение о прекращении огня, согласно которому непризнанная Нагорно-Карабахская республика потеряла значительные территории, оставшиеся под контролем Баку. В беседе с «Лентой. Очевидно, что сейчас Азербайджан проводит операцию именно против сил и правительства НКР, которое не пыталось интегрироваться в состав Азербайджана согласно взятым на себя обязательствам, а проводило обратную политику Алексей Наумовэксперт РСМД Международная реакция на возобновление боевых действий оказалась сдержанной. В Кремле заявили , что обеспокоены «резкой эскалацией напряженности и началом боевых действий». По словам Дмитрия Пескова , пресс-секретаря президента РФ, Москва находится в контакте с армянской и азербайджанской сторонами, а российские военные «сейчас работают с тем, чтобы повернуть процесс урегулирования в политико-дипломатическое русло». Западные страны тоже ограничиваются лишь заявлениями. ЕС призвал к немедленному прекращению боевых действий, чтобы «создать благоприятную среду для переговоров о мире и нормализации», а Франция потребовала созвать экстренное заседание Совбеза ООН.
Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет. Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян неожиданно для всех и недвусмысленно дал понять, что он согласен признать суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом в рамках мирного договора, который обсуждают Ереван и Баку. Это было первое четкое публичное заявление Пашиняна о его политике в отношении Нагорного Карабаха. Когда журналисты попросили Пашиняна разъяснить позицию его правительства по Карабаху, вышедший из себя премьер опять неожиданно для всех сказал, что все бывшие администрации Армении признали территориальную целостность Азербайджана, фактически дезавуировав заявления своих предшественников. Этот тренд Пашинян и его правительство иногда используют, ссылаясь на Алматинскую декларацию 1991 года. Однако дело в том, что она не имеет юридического значения, поскольку так и не была ратифицирована, отметили тогда эксперты. Тогда же стало известно, что Армения уступит контроль над Тигранашеном в Араратской области и семью селами в Тавушской области, которые не входят в 29,8 тысячи квадратных километров. Взамен Армения получит обратно Арцвашен от Азербайджана. Эти территории перешли из рук в руки в начале войны 1990-х годов. Однако показательно, что власти Нагорного Карабаха неоднократно отвергали любое урегулирование, которое восстановило бы контроль Азербайджана над районом и настойчиво предостерегали Ереван от подобного шага, заявляя, что такие скоропалительные высказывания руководства страны неизбежно приведут к кровопролитию.
Армения и Азербайджан начали процесс делимитации границы: начались протесты
Новая война в Закавказье может закончиться взятием Еревана? | Баку и Ереван стремительно приближаются к военному конфликту, формальной причиной которого может стать принадлежность нескольких сел на армянской территории, которые Азербайджан считает своими. |
Почему Иран заступится за Армению в конфликте с Азербайджаном | Конфликт между Азербайджаном и Арменией снова обострился. Сегодня Россия не может просто так встать над схваткой — это гарантированно усилит антироссийские настроения в Армении и не заставит Азербайджан пойти на какие-либо уступки. |
Обострение в Карабахе: против России пытаются открыть второй фронт - 27.11.2023 Украина.ру | С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт. |
Обострение в Карабахе: против России пытаются открыть второй фронт
Вашингтона осознаёт, что Армения станет сговорчивее под гром канонады и легче пойдёт на все условия, продиктованные «Белым домом». Война в регионе не выгодна России и Ирану. Первая сейчас уходит в сторону от процессов, происходящих в Закавказье, второй — пытается посредничать в переговорах между Баку и Ереваном, чтобы не допустить вспышки военного противостояния между ними. В этом деле Тегерану мощно противодействует Израиль, для которого Иран является экзистенциальным врагом. Иерусалим использует азербайджанские авиационные площадки для действий своих самолётов и дронов в небе Ирана для решения военных задач. Триггером для начала новой войны может стать попытка со стороны Турции и Азербайджана открыть Зангезурский коридор, для транспортного сообщения между основной территорией Азербайджана и Нахичеванью, который будет контролироваться со стороны Баку и практически отрежет Армению от Ирана.
Однако и Баку, и Анкара жестко настаивают на реализации плана открытия данного коридора. Возможно, что достижение этой цели — только начало других более масштабных действий сто стороны Турции и Азербайджана, связанных с полной ликвидацией Армении, как независимого государства. Иллюстрация "Весник Кавказа".
В 1994 году Армения взяла под контроль Нагорный Карабах не потому, что у нее были на него определенные юридические претензии, а потому что смогла. Регулярная армия Армении, усиленная ополченцами из НКР, смогла выиграть войну.
Точно также в 2020 году Азербайджан смог вернуть под контроль Нагорный Карабах не потому, что у него были определенные юридические претензии на эти земли, и не потому, что практически все страны мира эти претензии формально поддерживали. Эта формальная поддержка ничего Баку не дала. Да, с середины 90-х годов активно шли международные переговоры, в том числе длился свой «минский переговорный процесс», контакты по линии Минской группы ОБСЕ. Принимались какие-то принципы урегулирования, однако они ни на шаг не приближали Азербайджан к установлению контроля над Нагорным Карабахом. Армения, опираясь на принцип самоопределения, ничего не хотела отдавать — ни сами территории Нагорного Карабаха, ни т.
Решен вопрос был исключительно силой. Добившись тотального численного превосходства над армией НКР, обучив свои подразделения и вооружив их современной техникой, заручившись полной военно-политической поддержкой Турции вплоть до демонстрации ввода войск в Армению с западного направления , Ильхам Алиев смог в конце 2020 года прорвать оборону вооруженных формирований НКР и занять южную часть Нагорного Карабаха, включая знаковый для всех сторон конфликта город Шуши. Собственно, занял бы всю территорию, если бы Москва не желающая гуманитарной катастрофы в регионе не настояла на перемирии и вводе своих миротворцев. Закон второй — готовность применить силу важнее силы. Победа Азербайджана в войне была обеспечена не столько его тотальным превосходством над армией НКР, сколько нежеланием руководства самой Армении вступать в конфликт.
В 1992 году когда потенциал Азербайджана также в разы превосходил армянский Ереван полностью поддержал жителей НКР в их восстании и готов был воевать до победного конца. И тогда победил. Но в ходе войны 2020 года армянские власти под руководством Никола Пашиняна от конфликта практически самоустранились. Не объявляли мобилизацию, не бросили все ресурсы на поддержку Карабаха, не угрожали Азербайджану нанесением неприемлемого ущерба в случае продолжения конфликта например, уничтожением Мингечаурской ГЭС, после чего значительная часть азербайджанской территории оказалась бы под водой. Даже официально не признали независимость НКР.
Кадры ракетного удара изначально были восприняты как попытку азербайджанских военных нанести удар по Армянской АЭС, однако, с учётом того, что ракеты ОТРК «Точка-У» имеют ограниченную дальность, их хватило бы лишь для того, чтобы нанести удар по Еревану, а наиболее значимой целью является аэропорт, где и расположены самолёты и вертолёты ВКС России.
Однако предыдущие мелкие поползновения не приводили к такому крупномасштабному кровопролитию. Почему это произошло именно в июле, до сих пор не ясно. Похоже, дело было в том, что армянские войска установили новый пост за пределами своей предыдущей линии фактического контроля, но де-юре всё ещё на территории Армении, а азербайджанские силы попытались вернуть всё обратно. Примечательно, что ни одна из сторон не считала возможной деэскалацию ситуации, в которой на карту не были поставлены основные стратегические интересы, связанные с конфликтом в Нагорном Карабахе.
Это может быть связано с тем фактом, что столкновение стало первым испытанием для Николы Пашиняна в реальном военном противостоянии в качестве нового лидера. Его репутация в сфере безопасности неоднократно подвергалась сомнению со стороны «серьёзных людей», связанных с прежним режимом. Их мотивы, конечно, частично заключались в том, чтобы отвлечь внимание от провала в сфере национальной безопасности Армении, который произошёл при их власти, в апреле 2016 года. А для Пашиняна важно было продемонстрировать большую боевую готовность по сравнению с тем, что было четыре года назад. Поддержание этого настроения могло повлиять на решение Баку в июле 2020 года, но на этот раз эйфории не было. Смерть популярного и широко уважаемого генерал-майора Полада Хашимова, в частности, была встречена гневом общества и массовыми протестами.
Неспособность избежать сползания из незначительного инцидента в серьёзный конфликт — это новая тревожная тенденция, указывающая на растущую «тотализацию» конфликта и его выход за пределы оспариваемого суверенитета непосредственно в Нагорном Карабахе. Таким образом, июльские столкновения служат предупреждением о том, что любой инцидент может стать источником нового армяно-азербайджанского насилия — не обязательно из-за преднамеренной эскалации, но из-за внутренних издержек деэскалации. Политические эксперименты Армении: как будет руководить страной бывший диссидент? Николай Силаев Как будет работать в качестве главы государства человек, который много лет устраивал оппозиционные митинги и писал критические статьи, но не имеет опыта государственного управления? У вождей цветных переворотов в других постсоветских странах такой опыт, больший или меньший, имелся. О политических экспериментах Армении рассказывает ru.
Демократических прорывов недостаточно, чтобы изменить долгосрочную динамику милитаризованного соперничества После армянской «бархатной революции» в апреле — мае 2018 года, когда Никол Пашинян пришёл к власти в результате ненасильственного гражданского восстания, ожидания перезагрузки армяно-азербайджанского мирного процесса возросли. Были надежды, что после полного краха доверия между Саргсяном и Алиевым с Пашиняном возможны будут новые отношения. Однако тогда была недооценена укоренившаяся давняя конкуренция между государствами, которая сохраняется независимо от смены режима. Индия и Пакистан прошли период совместной демократии, но он никогда не длился достаточно долго, чтобы воплотилась в жизнь идея «демократического мира», согласно которой демократические государства избегают насилия в своих отношениях друг против друга. Более того, движение к демократизации — это моменты повышенного риска возобновления насилия. В контексте слабых институтов существовавший ранее конфликт создаёт стимулы для обращения к эмоциональной силе национализма.
Армения и Азербайджан в 1988—1992 годах — хрестоматийные примеры такой динамики, где демократизация и эскалация происходили параллельно.
«Недовоёванный» конфликт: что произошло в Карабахе и чем это обернётся для России
Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены.
Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов.
Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества.
В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов.
Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи».
Жена армянского премьера побывала с дружественным визитом в Киеве. Наконец, Пашинян пригласил Соединённые Штаты принять участие в совместных учениях на армянской территории, в чём ранее отказывал России и Ирану. Поэтому нетрудно догадаться, что всё это время он действует в интересах своих заокеанских покровителей, главная цель которых — снизить влияние России в мире, в том числе на Кавказе, а также отвлечь внимание российских Вооружённых сил от специальной военной операции на Украине. К счастью, полномасштабной бойни в Нагорном Карабахе пока удаётся избежать. Уже днём 20 сентября при участии российских миротворцев было достигнуто соглашение о прекращении огня. Руководство непризнанной республики заявило, что признаёт власти Азербайджана «центральными» и намерено выстраивать конструктивный диалог с Баку. Российские миротворцы эвакуируют, размещают и кормят жителей Нагорного Карабаха. Если даже Карабах перейдёт под контроль Баку, то с ним у нас нормальный диалог. И не будет вот этого вечно воюющего анклава в подбрюшье России, который будет использоваться в интересах третьих стран. Особенно на фоне проведения спецоперации. Главное, что в этом диалоге Россия сможет отстаивать свои интересы, избегая провокаций и ловушек. Лариса Плахина Ранее сайт Pravda-nn. Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:.
Обе стороны применяли не только стрелковое оружие, но и тяжёлую бронетехнику, артиллерию, авиацию. Документ вступил в силу 12 мая. С тех пор на границах Карабаха периодически применялось оружие, а обе стороны неоднократно обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня, но сильнее конфликт не разрастался до 2014 года. Последние 10 лет В ноябре 2014 года, как утверждает ТАСС со ссылкой на Минобороны Армении, азербайджанская сторона сбила боевой вертолёт Армении Ми-24, который выполнял учебно-тренировочный полёт. Экипаж погиб. Вторая сторона утверждала, что вертолёт атаковал позиции азербайджанских военных, поэтому его уничтожили ответным огнём. Этот инцидент стал причиной возобновления обстрелов и гибели людей. В ночь на 2 апреля 2016 года в Нагорном Карабахе произошло ожесточённое столкновение, стороны обвинили друг друга в нарушении перемирия. Участники переговоров согласились прекратить огонь.
Условия соглашения Неудивительно, что документ не понравился армянской стороне. Ведь по его условиям Азербайджану переходят следующие территории: Агдамский район и территории Газахского района до 20 ноября , Кельбаджарский район до 15 ноября , Лачинский район до 1 декабря. Армении остается Лачинский коридор шириной 5 километров. При это Азербайджан должен обеспечить безопасность передвижения по коридору. Кроме того, стороны должны обменяться военнопленными, телами погибших и другими удерживаемыми лицами. Жители Нагорного Карабаха и прилегающих районов могут вернуться домой. С 06:00 10 ноября по московскому времени вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора будут размещены российские миротворцы. Реакция армянской оппозиции После подписания соглашения в Армении начались массовые беспорядки. Оппозиция собирает подписи для отмены участия страны в договоре по Нагорному Карабаху.
«Как будто своих проблем мало»: Сатановский о разборках армян и азербайджанцев в России
Азербайджан и Армения стягивают войска к границе. контрактников к акциям протеста в Тавушской. «Сам господин Пашинян многократно говорит армянскому народу, что нам нужно понять, где проходит армянская граница. Я не являюсь адвокатом ОДКБ, но вас действительно удивляет, что в ОДКБ сегодня говорят, что они сами не могут понять, что защищать в Армении? Больше новостей в сюжете: Армения и Азербайджан.
Почему конфликт Армении и Азербайджана опасен для стран всего мира: мнения экспертов
Финал схватки за Карабах доказал правоту трёх законов развития конфликтов | #новости, #Азербайджан, #Армения, #конфликт. |
Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области | Азербайджан и Армения стягивают войска к границе. |
Азербайджан – Армения: «ни мира, ни войны», Запад суетится — Фонд стратегической культуры | это этнический и территориальный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за региона Нагорный Карабах, который населен в основном этническими армянами. |
Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном | Ну а в 1987-88 годах армяне захватили власть и военные склады в Нагорном Карабахе и полностью изгнали из региона азербайджанцев и курдов, с чего начался новый виток армяно-азербайджанского конфликта. |