«Бесприданница» впервые была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1879 г. № 1. Тема урока: Творческая история создания драмы «Бесприданница». Певица Dead Blonde (настоящее имя Арина Буланова) обрела известность благодаря песням «Мальчик на девятке» и «Бесприданница».
10 лучших книг Александра Островского: «Гроза», «Бесприданница» и «Свои люди — сочтемся»
А Кнуров утверждает, что ему жаль Ларисы: Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует. И хорошего ювелира. В это время на бульваре появляются Карандышев, Огудалова и Лариса, которая садится на скамейку и всматривается в Волгу. Карандышев приглашает всех к себе на обед. Кнурову и Вожеватову такое приглашение не по душе, но отказать просьбам Огудаловой, которая ссылается на то, что это обед в честь Ларисы, не могут.
Уходят, обещая быть к обеду. Лариса подходит к Карандышеву и просит его поскорее закончить со свадебными делами и поскорее уехать в деревню от этой неискренности и фальши вокруг. Карандышев упрекает ее в том, что вся жизнь Ларисы до встречи с ним была похожа на сплошной табор и балаган. Лариса же отвечает ему: Если бы я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей — разве бы я пошла за вас?
Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас! Поддержите меня, мне нужно сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Но Карандышев, помня свое унизительное положение в обществе до тех пор, пока не сделал Ларисе предложения, и ревнуя ее к Паратову вспоминает о нем.
Лариса же считает Паратова «идеалом мужчины». Она все еще его любит. В это время палят пушки с баржи на реке, видимо, приехал какой-то барин, в честь которого так салютуют. Лариса и Карандышев удаляются.
Оказывается, это приехал на своей «Ласточке» Паратов. В городе его встречают как самого дорогого гостя. С собой он привез Робинзона, пьяницу, актера, которого он держит, чтобы развеять свою скуку. Вожеватову не терпится провести сделку, но еще больше ему хочется побыть в обществе Паратова и Кнурова.
Вместе они решают развлечься. Паратов сообщает им, что скоро женится, что невеста очень богата, а семья ее строга, но дает за дочь в приданое золотые прииски. Поэтому остались последние деньки свободы, и Паратов намерен разгуляться, устроить праздничное прощание своей свободе. Вожеватов и Кнуров сообщают ему о том, что Лариса выходит замуж и что Карандышев зовет всех на обед.
Паратов решает присоединиться. Действие второе Дом Огудаловой. Кнуров приехал, чтобы поговорить с Огудаловой. Он недоволен тем, что она выдает Ларису за этого ничтожного человека.
И предлагает теплое участие сильного, богатого человека. Просит принарядить ее, желая оплатить все счета. Ему нужна Лариса для собственных целей. Обговорив все детали, Кнуров уезжает.
Лариса разговаривает с матерью о том, что хочет поскорее уехать отсюда: Давно уж точно во сне вижу все, что вокруг меня происходит. Нет, уехать надо, вырваться отсюда!
Страницы книги. Фото: Фото предоставлено пресс-службой Бахрушинского музея Только при жизни Александра Николаевича "Бесприданница" была поставлена на сцене более 50 раз, но ни один театр так и не смог раскрыть основной конфликт драмы. Успех к пьесе пришел только после смерти Островского. Самарин И. Репродукция с рисунка Д. Фото: Фото предоставлено пресс-службой Бахрушинского музея Из книги также можно узнать, как участие Веры Комиссаржевской способствовало оглушительному успеху постановки 1896 года в Александринском театре, и как еще две актрисы - прима Московского драматического театра Вера Попова и Констанция Роек из Малого - сделали "Бесприданницу" одним из самых популярных спектаклей в СССР, о том, как прочли классическую пьесу современные режиссеры - Петр Фоменко, Юрий Соломин и Лев Эренбург.
Основная тема произведения Основная тема произведения — трагическая судьба бесприданницы. Лариса — очень красивая, образованная, обладающая музыкальным вкусом девушка. Эти несомненные достоинства привлекают к ней поклонников. Но как только почитатели талантов Ларисы узнают, что она бедна, ухаживания прекращаются. Никому не нужна бедная жена, которую придется содержать. Харита Игнатьевна продолжает возлагать на Ларису большие надежды. Она специально привлекает в дом молодых людей, заставляя дочь развлекать их. Старшая Огудалова признается, что в Ларисе совершенно нет женской хитрости. Если бы Лариса захотела, то уже давно бы «окрутила» богатого человека.
Девушка ненавидит ложь и притворство. Она мечтает о чистой большой любви. Мечта Лариса начала осуществляться при знакомстве с Паратовым. Девушка впервые увидела настоящего мужчину, который оценил ее личные достоинства, а не материальное положение. Однако Сергей Сергеич внезапно исчез; жизнь бесприданницы вошла в обычную, надоевшую до слез колею.
Он не имеет права быть им ровней не в силу умственных способностей и духовных качеств по последним он даже превосходит своих соперников , а в силу материальной бедности. Сюжет, кстати, достаточно новаторский для того времени.
По воспоминаниям современников, такой замысел автора нередко подвергался критике. Карандышев остается «маленьким человеком», но автор добавляет персонажу негативных качеств. Теперь он не просто социально бессильный герой, но бесчувственный и загордившийся человек. Он уже беден не столько материально, сколько духовно. Карандышев стремиться показать себя лучше, чем он есть. Брак с Ларисой для него — способ хвастовства перед окружающими. Его не уважают герой пьесы и презирает сам автор.
Вера Комиссаржевская в роли Ларисы Огудаловой Реальная история в основе сюжета Идею пьесы автору подсказала сама жизнь. Островский в тот период работал уездным судьей и разбирал дело мужчины, мелкого чиновника Ивана Коновалова, который убил свою молодую жену.
БЕСприданница
«Бесприданница»: краткое содержание - ReadRate | Бесприданница. Пьесы Островский Александр Николаевич Сборник пьес великого драматурга, создателя русского национального театра А. Н. Островского. |
Вичугские прототипы Бесприданницы. Часть 1 (Иван Еропкин-Нарышкин) / Проза.ру | В книге собраны две знаменитые пьесы автора — «Гроза» и «Бесприданница». |
"Классное чтение": "Бесприданница" | Благодаря статье Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» за писателем закрепилась слава изобразителя «тёмного царства». |
Анализ пьесы "Бесприданница" • СПАДИЛО | История создания Бесприданницы Островского, задумка пьесы появилась в ноябре 1874 года и стала одним из лучших творений Александра Николаевича. |
Последние новости
- «Бесприданница»: краткое содержание
- ' + title + '
- Второе дыхание
- Премьера пьесы «Бесприданница»
- Премьера пьесы «Бесприданница»
- БЕСприданница
Путь к признанию «Бесприданницы» А.Н. Островского
Сегодня «Бесприданница» — одна из наиболее часто появляющихся на сцене пьес Островского. за три дня ее посетили. Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Бесприданница», автора Островский А.Н. Язык книги: «Русский». Писать «Бесприданницу» автор начал в преддверие зимы 1874 года и закончил ее только осенью 1878, так как наряду с этой пьесой, он работал и над другими произведениями. Он остановился на пьесе «Бесприданница» Александра Островского. Один из шедевров А. Н. Островского, психологическая драма «Бесприданница» была написана в 1878 г. Он работал над ней 4 года (1874–1878).
Сто сорок лет пьесе "Бесприданница"
Императору подали жалобу купцы. Цензор Михаил Гедеонов писал: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Государь установил за автором полицейский надзор, а в январе 1851 года Островского уволили со службы. Тогда драматург нашел работу в журнале «Москвитянин».
Вскоре он написал для издания пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста». Бытовой репертуар, если он художественен, т. Он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться. Александр Островский «Глубокое понимание русской жизни»: экспедиция на Волгу и театральные премьеры В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака.
Это было первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Помимо этого, он сам репетировал вместе с актерами и помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая. Прозаик Иван Горбунов вспоминал: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей.
В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца». Во время репетиций в Малом театре Островский подружился с актером Провом Садовским. По сюжету купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным.
Премьера прошла в январе 1854 года, чуть раньше произведение напечатали в «Москвитянине». Это была последняя пьеса, которую опубликовало издание. Ее организовало Морское министерство. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты.
За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу «Доходное место». Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами» о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу «Воспитанница», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Островского в двух томах.
Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов. Публицист отмечал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны».
В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории. В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок — общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте».
Беллетрист Сергей Максимов писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе… эта возможность сближения составляет немалую заслугу». В 1867 году Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я.
Я — всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врожденным способностям я стал во главе сценического искусства. Все актеры, без различия амплуа, начиная от великого Мартынова, пользовались моими советами и считали меня авторитетом.
Толстый кошелек начинает иметь все больше власти и статуса, приобретая черты обаяния наглости, превосходства и барского кича. Именно таким блестящим барином, из судохозяев, лет за 30, и был роковой герой и идол главной героини Ларисы - Сергей Сергеич Паратов: живет по наглому игриво, на широкую ногу, его мир состоит исключительно из дорогих и дешевых вещей, у каждой вещи есть своя стоимость и надобность. Лариса оказалась одной из такой вещью в его руках, влюбившись в Паратова.
Паратов красив, богат, дерзок, равнодушен, однако горяч и красноречив, поэтому совершенно понятно почему Лариса влюбляется в его внешний лоск - она молода, наивна и слишком романтична. Каждое время имеет свои идеалы, и обязанность каждого честного писателя во имя вечной правды разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили, опошлились и сделались фальшивыми. Так на моей памяти отжили идеалы Байрона и наши Печорины, теперь отживают идеалы 40-х годов, эстетические дармоеды.... Островский молодому драматургу Н.
Впервые зритель увидел произведение, созданное Даниилом Френкелем на слова Всеволода Рождественского, на сцене ленинградского Малого оперного театра в 1959 году. И вот в Красноярском театре оперы и балета решили поставить оперу. Премьерные показы прошли с 25 по 27 ноября. Они были практически утеряны. Нам пришлось буквально по крупицам восстанавливать либретто и музыку, — отметила директор театра Светлана Гузий. Над красноярской постановкой работала молодая команда: режиссёр Даниил Дмитриев и художник Мария Высотская подготовили классическое прочтение пьесы, в которой раскрываются актуальные и на сегодняшний день вопросы порядочности, индивидуальности и любви.
Лариса всех притягивает к себе как человек искусства, в ней ярко выражено творческое начало: поёт, рисует, танцует. К тому же очень хороша собой. Но главное в ней именно непохожесть на всех других женщин в насквозь продажном мире, где главенствуют дельцы. Жениху она нужна, чтобы подняться по социальной лестнице, богатому дельцу Кнурову — для телесных утех… Всем от неё что-то нужно, и все хотят ею обладать.
Такую обложку получило коллекционное издание музея. Пресс-служба Бахрушинского музея Такую обложку получило коллекционное издание музея. Пресс-служба Бахрушинского музея Фото: Книга с иллюстрациями и дополнительными материалами — это часть целой серии книг, которую запустили еще в 2020 году по задумке Светланы Семиколеновой, заведующей Домом-музеем А. Островского — филиалом музея Бахрушина. Помимо "Бесприданницы", ставшей четвертой по счету, уже вышли в свет "Гроза", "Лес" и "Снегурочка". Иллюстрациями для коллекционного издания стали репродукции картин, находящихся в фондах музея.
Новое издание "Бесприданницы" с редкими снимками выпустили в честь 200-летия автора пьесы
А. Н. Островский. «Бесприданница»: краткое содержание и анализ | Зритель увидит размышления автора и режиссёра спектакля о разрушительной любви, меркантильности и цинизме общества. |
Telegram: Contact @readYakutia | Певица Dead Blonde (настоящее имя Арина Буланова) обрела известность благодаря песням «Мальчик на девятке» и «Бесприданница». |
История создания пьесы Бесприданница: смысл и сюжет драмы Островского | С историей создания пьесы Островского «Бесприданница» знакомы далеко не все. |
Бесприданница
Фигуры горожан, танцующих в старинных костюмах вальс на пристани, должны убедить публику в том, что всё происходит 125 лет назад, когда Островский закончил «Бесприданницу». Последние новости. Александр Николаевич Островский считал «Бесприданницу» одним из лучших своих произведений. Спектакль «БЕСприданница» в Театре Моссовета – это своего рода предостережение и размышление, серьезный разговор со зрителями.
10 лучших книг Александра Островского: «Гроза», «Бесприданница» и «Свои люди — сочтемся»
Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» | С историей создания пьесы Островского «Бесприданница» знакомы далеко не все. |
Бесприданница · Краткое содержание по действиям | Произведение «Бесприданница» написано в 1878 г. События драматической пьесы разворачиваются в городе на Волге, название которого вымышлено автором. |
БЕСПРИДАННИЦА | Бесприданница Автор: Александр Островский Жанр: #русскаяклассика. |
Вичугские прототипы Бесприданницы. Часть 1
Предлагаем к просмотру ролик «Бесприданница», «Последняя жертва»: к 145-летию выхода в свет пьес Александра Николаевича Островского. Показать больше.
Девушка остается наедине с Кнуровым. Мокий Парменыч вежливо предлагает Ларисе ехать с ним в Париж, после чего она получит полное обеспечение на всю жизнь. Лариса слушает его молча, не проронив ни слова. Явление 9 Лариса остается одна, приходит мысль броситься в Волгу, но страх останавливает её. Явление 10 Карандышев мечется в поисках Ларисы.
Он намерен отомстить её обидчикам и взыскать с невесты за бегство. Робинзон помог ему найти девушку. Юлий Капитонович просит его оставить их вдвоем. Карандышев подходит к столу и садится напротив Ларисы. Явление 11 Меньше всего душевно истерзанная девушка хотела бы видеть сейчас своего неудавшегося жениха. Отбросив свойственную ей деликатность, Лариса прямо говорит ему, как он ей противен.
Карандышев, проглотив обиду, отвечает, что он должен отомстить за нанесенное ей оскорбление. Лариса произносит убийственные слова: «Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше покровительство». Униженный Юлий Капитоныч разразился тирадой: «Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку — и это не оскорбление? Лариса глубоко оскорблена, в горячке она говорит, что наконец-то слово для неё найдено. И если уж быть вещью, то очень дорогой. Но Юлий Капитоныч не согласен уступать Ларису.
Он объявляет себя её хозяином, потом великодушно ей всё прощает. Он готов сейчас же увезти её из города — запоздалое решение, а ведь раньше она так просила его об этом. Его объяснениям в любви девушка не верит: «Лжете. Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Ничего, кроме отвращения, Карандышев не вызывает у Ларисы.
Со словами «так не доставайся же ты никому» он стреляет в неё из пистолета. Лариса, схватившись за грудь, благодарит своего убийцу. Впервые она с ним нежна: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Заботясь, чтоб его не обвинили, она поднимает пистолет и кладет на стол. Вбегают Паратов, Кнуров, Вожеватов и другие. Слышно, как поют цыгане.
Паратов кричит: «Велите замолчать! Лариса слабеющим голосом просит не мешать веселью: «Пусть веселятся, кому весело… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю». Участвуя в судебных заседаниях, Островский был свидетелем семейных драм и получал материал для литературного творчества. Есть предположение, что созданию «Бесприданницы» послужил случай из судебной практики. Весь Кинешмский уезд поразила трагическая история, в которой мелкий чиновник Иван Коновалов убил свою жену, молодую и очень красивую. Писать пьесу драматург начал осенью 1874 года, но одновременная работа над другими произведениями замедлила написание «Бесприданницы».
Островский завершил драму только в 1878 году. Впервые пьеса была напечатана в 1879 году в журнале «Отечественные записки». Первые театральные постановки не приняла критика и значительная часть публики. Вскрытие автором болезненных нарывов на теле общества не всем понравилось и вызвало неприятие. Уже в 90-х, после смерти А. Островского, пьесу оценили по достоинству, и спектакли пользовались большим успехом.
Герои произведения и их краткая характеристика В пьесе главные и второстепенные герои представляют собой яркие, типические образы. Автор мастерски использует речевую характеристику. Получить представление о личности героя помогают отзывы о нём других действующих лиц и авторские ремарки. Главные герои Лариса Дмитриевна — барышня, девица на выданье, бесприданница. Девушка наделена редкой красотой, одарена музыкально: замечательно поет, играет на инструментах. У неё хороший вкус: «одета богато, но скромно».
Речь Ларисы свидетельствует об уме и образованности. Однако о женитьбе на бесприданнице никто из них не помышляет. Мать использует её как приманку для богатых гостей, принуждает развлекать их. Лариса страдает от унизительности своего положения. Пылкая и художественная натура, далекая от расчетов, она жаждет любви, и объект для неё находится — мужчина красивый, обаятельный, умный, но циничный. А Лариса из тех, кто любит один раз и навсегда.
Способность к любви безоглядной, как у Ларисы, не пользуется спросом в Бряхимове, такое чувство мешает в делах, никто не может ответить ей тем же. Лариса вызывает пристрастие, желание обладать ею, или в ней видят средство войти в избранное общество. С горечью девушка говорит, что «любви искала и не нашла», никто не сказал ей «тёплого, сердечного слова». Брошенная возлюбленным, идеал которого рухнул для неё, обесчещенная, она в состоянии экзальтации готова принять предложение Кнурова и получить от него громадное содержание. От этого падения Ларису остановил выстрел Карандышева. Потому она и благодарит его, поскольку смерть для нее лучше, чем разврат, хоть и в золоте да бриллиантах.
Последние слова умирающей Ларисы: «…я вас всех… всех люблю». Автор изобразил героиню, красота души которой гармонично сочетается с красотой внешней. Никто из действующих лиц не понимал богатства её души. Оно звучало в пении Ларисы, и слушателей завораживало её исполнение. Имя Лариса выбрано автором не случайно, в переводе с греческого языка оно означает «чайка» — лёгкая птица с точёным очерком крыльев, летящая над волнами как символ свободы. Лариса на протяжении всей пьесы стремилась к свободе от условностей грубого материального мира.
Только со смертью она достигла её. Харита Игнатьевна Огудалова — мать Ларисы Дмитриевны, «вдова, средних лет», обедневшая дворянка. Автор дал ей купеческое имя, которое в дворянской среде обычно не встречается, так как по натуре своей Харита Игнатьевна гораздо ближе купечеству. Честь для нее — понятие абстрактное, она готова ей поступиться, чтобы выбиться из нужды. Ради денег Огудалова может лгать, изворачиваться, унижаться. Сама она одевается «изящно, но смело и не по летам».
По мнению купцов, она женщина бойкая. Интересно, что Вожеватов говорит об Огудаловой: она, должно быть, не русская, поскольку очень уж проворна. По-человечески, Огудалову понять можно. Она вызывает сочувствие: одна с тремя дочерми, которых надо пристроить. И судьба к ней немилостива. Со старшей дочерью произошла трагедия: кавказский князёк зарезал по ревности.
Муж средней дочери оказался шулером. Не повезло и Ларисе. Есть мнение, что Харита — имя, распространенное в то время среди цыган. Возможно, госпожа Огудалова цыганского происхождения, а дворянство её — по мужу. Не случайно же Лариса соглашается с Карандышевым, что дома у них табор, и мечтает вырваться из него. Сергей Сергеич Паратов — «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30».
Паратов — это дворянин-предприниматель. Дворянское мотовство он сочетает с деловой хваткой. Склонность Паратова жить широко осуждают купцы. Он для них «мот», «мудрёный какой-то». Общий язык у него с Ларисой, их объединяет дворянская культура, они понимают друг друга. Не всегда он был дельцом.
В минуту пылкого чувства к Ларисе он говорит: «…во мне врождённого торгашества нет; благородные чувства ещё шевелятся в душе моей». Но Лариса, идеализируя Паратова, приписывает ему достоинства, которых у него нет. К глубокому чувству он не способен. Обаяние, эффектность, шик, блеск — и пустота. Его слова: «для меня ничего заветного нет», «найду выгоду, так всё продам». Страстный порыв бросить все расчёты ради Ларисы остается только порывом.
Выгода для Паратова оказывается важнее всего, и здесь он купец. В жертву золотым приискам он принёс остатки своих благородных чувств, свою свободу, любовь редкой девушки. Юлий Капитоныч Карандышев — молодой человек, небогатый чиновник, служащий по почтовой части, жених Ларисы Дмитриевны. Знакомые говорят о нем как о самолюбивом и завистливом человеке. Не отличаясь умом, он считает себя лучше других. Получив согласие Ларисы выйти за него замуж, он до смешного важничал и заносился.
Своё решение жениться на девушке, у которой был роман, он считал великодушием. Лариса согласилась выйти за него, поверив в его любовь, надеясь на тихую жизнь в деревне. А любит ли он её на самом деле? Да, по-своему любит, только одновременно Юлий Капитоныч думает через Ларису пролезть в общество состоятельных людей. Кроме этого, Карандышев желает отыграться на Ларисе за те унижения, что перенес от её богатых поклонников.
Борис Волков. Матвея Ошеровского. Лариса — Светлана Пелиховская. Камала Казань.
Марсель Салимжанов, худ. Рашит Газеев, муз. Фуат Абубакиров. Анатолия Иванова, худ. Лариса и Михаил Курченко. Постановка Анатолия Праудина, художник Александр Мохов. Постановка Петра Фоменко, художник Владимир Максимов. Постановка Льва Эренбурга, художник-постановщик Валерий Полуновский. Постановка Павла Карташева.
Художественные особенности Литературовед Борис Костелянец, изучая историю «Бесприданницы», пришёл к выводу, что негативная реакция современников Островского была связана как с «новаторской природой самой пьесы», так и с теми непростыми взаимоотношениями, что сложились между драматургом и зрителями. Литературный критик Александр Скабичевский писал в середине 1870-х годов, что Островский относится к числу авторов, чьи произведения театральное сообщество всегда исследовало с особой скрупулёзностью. Те же самые упрёки в отсутствии динамики позже услышат от критиков и автор «Чайки», и Лев Толстой, вынесший на суд публики пьесу «Живой труп». Главные герои Лариса, входящая в галерею заметных женских образов литературы второй половины XIX века, стремится к самостоятельным поступкам; она ощущает себя личностью, способной принимать решения. Однако порывы молодой героини сталкиваются с циничной моралью общества, воспринимающего её как дорогую, изысканную вещь. Девушку окружают четверо поклонников, каждый из которых пытается добиться её внимания. При этом, по мнению исследователя Владимира Лакшина, отнюдь не любовь движет Ларисиными ухажёрами. Так, Вожеватов не сильно сокрушается, когда жребий в виде брошенной монеты указывает на Кнурова. Тот, в свою очередь, готов ждать, пока в игру вступит Паратов, чтобы позже «взять реванш и увезти сломленную героиню в Париж».
Карандышев также воспринимает Ларису как вещь; правда, в отличие от соперников, он не желает видеть возлюбленную чужой вещью. Простейшее объяснение всех бед героини, связанное с отсутствием приданого, разбивается темой одиночества, которую несёт в себе молодая Огудалова; её внутреннее сиротство столь велико, что девушка выглядит «несовместимой с миром». Критики воспринимали Ларису как своеобразное «продолжение» Катерины из пьесы Островского «Гроза» их объединяет пылкость и безоглядность чувств, приведшая к трагическому финалу ; в то же время в ней обнаруживали черты других героинь русской литературы — речь идёт о некоторых тургеневских девушках, а также о Настасье Филипповне из «Идиота» и Анне Карениной из одноимённого романа: Героинь Достоевского, Толстого и Островского сближают совершаемые ими неожиданные, нелогичные, опрометчивые поступки, диктуемые эмоциями: любовью, ненавистью, презрением, раскаянием. На фоне «хозяев жизни» — Кнурова, Вожеватова и Паратова — он выглядит как «маленький человек», которого можно безнаказанно унижать и оскорблять. В то же время, в отличие от героини, Юлий Капитонович не жертва, а часть жестокого мира. Желая связать свою жизнь с Ларисой, он надеется рассчитаться с былыми обидчиками, продемонстрировать им своё моральное превосходство. Ещё до свадьбы он пытается диктовать невесте, как нужно вести себя в обществе; её ответный протест Карандышеву непонятен, углубиться в причины их разногласий он не может, потому что «слишком занят собой». Проводя параллель между Карандышевым и «униженными» героями Достоевского, исследователи подчёркивают, что Юлий Капитонович бесконечно далёк от Макара Девушкина из романа «Бедные люди» и Семёна Захаровича Мармеладова из романа «Преступление и наказание». Его «литературные братья» — герой повести «Записки из подполья» и Голядкин из «Двойника».
Выстрел Карандышева является действием сложным по своим мотивам и по своим результатам. Можно тут усмотреть всего лишь преступную акцию собственника и эгоиста, одержимого одной мыслью: не мне, так никому. Но можно видеть в выстреле и ответ на тайные мысли Ларисы — сложным путём они проникают в сознание Карандышева, единственного из четырёх мужчин, не желавшего передавать её в чьи-либо руки. Образ города Если судьба Ларисы во многом повторяет историю Катерины, перенесённой из середины XIX столетия в 1870-е годы, то Бряхимов — это развитие образа города Калинова из той же «Грозы». За два десятилетия, отделяющих одну пьесу Островского от другой, основные типы горожан изменились: если прежде в глубинке главенствовал купец-самодур Дикой, то теперь ему на смену пришёл облачённый в европейский костюм «делец новой формации» Кнуров. Вытравляющая вокруг себя всё живое Кабаниха также стала персонажем уходящей эпохи — она уступила своё место «торгующей дочерьми» Харите Игнатьевне Огудаловой. Пасующий перед жизненными реалиями племянник Дикого Борис, согласно веяниям времени, обернулся блестящим барином Паратовым. При этом темп городской жизни не изменился. Быт в Бряхимове подчинён привычным ритуалам — каждый день обедня, вечерня и долгие чаепития возле самоваров.
Затем, по словам буфетчика Гаврилы, город накрывает ощущение «первой тоски», которая снимается долгими прогулками — так, Кнуров «каждое утро бульвар-то меряет взад и вперёд, точно по обещанию». Всех героев пьесы связывает «общий интерес»: им невыносимо в этом городе. Даже молчаливость Кнурова — свидетельство «конфликтного положения», в которое он вступил с ненавистным Бряхимовым. А Вожеватов? Он тоже в «конфликте с бряхимовской скукой». Ларису гнетёт не только обстановка в её доме, но «вся атмосфера Бряхимова». Имена и фамилии персонажей Борис Костелянец убеждён, что Островский вкладывал в имена и фамилии своих героев особый смысл.
Затем он желает увидеть Ларису Дмитриевну. Огудалова зовет дочь. Явление восьмое Лариса и Сергей Сергеевич остаются наедине. Между ними происходит диалог, в котором Лариса упрекает Паратова, что раньше его ждала, но уже устала. Сергей Сергеевич, в свою очередь, тоже предъявляет претензии девушке, говоря, что она многое потеряла в его глазах. Главная героиня возражает, что выходит замуж не по своей воле. Паратов догадывается, что Лариса все еще любит его, но так сложились обстоятельства. Кроме того, девушка утверждает, что Карандышев питает к ней искренние чувства. Явление девятое Огудалова знакомит Карандышева и Паратова. И тот, и другой вроде бы вежливо говорят друг с другом, но в речи сквозит плохо скрываемая ревность. Атмосфера постепенно накаляется. Огудалова пытается примирить господ, каждый из которых испытывает неприязнь к другому. Следуя правилам этикета, Карандышев, по совету Хариты Игнатьевны, приглашает Паратова на обед. Тот холодным тоном произносит, что согласен. Явление десятое В комнату неожиданно входит Вожеватов, который спрашивает разрешения у Ларисы и Огудаловой впустить Робинзона. Василий сильно командует Аркадием, и это сразу бросается в глаза. Карандышев приглашает друга Василия на обед. Явление одиннадцатое Вожеватов спрашивает у Паратова, понравился ли ему жених Ларисы и получает отрицательный ответ: «кому он может нравиться». Сергей Сергеевич придумывает план, как посмеяться над Карандышевым. Действие третье: Лариса сбегает с Паратовым, бывшим возлюбленным Явление первое Действие происходит в комнате Карандышева, обставленной без вкуса. Ковер на одной стене, оружие — на другой. Появляется еще одно действующее лицо — тетя Карандышева, Евросинья Потаповна, женщина властная и жадная. Иван просит у нее лимонов к чаю, она проявляет недовольство и дает вместо этого клюквенный морс. Явление второе Во время обеда у Карандышева Лариса сгорает от стыда. Но Юлий Капитонович будто бы ничего не замечает, кроме того, его стараются специально подпаивать, чтобы посмеяться. Девушка болезненно переживает такой позор. Явление третье Заходит Евдокия Потаповна, спрашивая, закончился ли обед. Она упрекает, что напрасно переводят купленные дорогие продукты. Лариса остро ощущает удушливую атмосферу происходящего вокруг и снова хочет бежать. Ефросинья Потаповна уходит считать серебро. Явление четвертое Кнуров собирается идти кушать в клуб, потому что после так называемого обеда у Карандышева остался голодным. Такое, по его словам, происходит впервые. Присутствующие делают вывод, что Юлий Капитонович глупец. Но Паратов раскрывает замысел: Карандышева специально напоили, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. А вот Робинзону, которого тоже хорошо угощали вином, вроде бы все нипочем. Явление пятое Робинзону после такого бурного возлияния становится плохо. Он говорит, что отравился каким-то непонятным вином. Паратов обещает его вылечить. Явление шестое Робинзон рассматривает комнату Карандышева и спрашивает по поводу оружия, которое висит на стене. Оно, оказывается, турецкое. Юлий Капитонович снимает со стены пистолет, но Паратов говорит, что он все равно не выстрелит, даже если сейчас применить в действие. Карандышев возражает. Затем речь заходит о качественных и некачественных сигарах. Явление седьмое Огудалова упрекает Карандышева за нетрезвый вид, но он сам себя пьяным отнюдь не считает. Паратов предлагает Юлию Капитонычу выпить с ним на брудершафт. Тот соглашается и велит Ивану принести коньяк. Робинзон оживляется, когда слышит, что у хозяина дома есть такой напиток, с которым он умеет обращаться. Явление восьмое Робинзон заявляет, что пьянкой Карандышева они добили: он начал, а Сергей Сергеевич докончит. Явление девятое Появившийся Илья-цыган предлагает поехать с ними, все готовы и ожидают на бульваре. Паратов, Кнуров и Вожеватов соглашаются, но Робинзона на прогулку брать совсем не хотят. Вожеватов придумывает способ, как отделаться от навязчивого попутчика. Явление десятое Вожеватов, чтобы избавиться от Робинзона, притворяется, что он едет в Париж и берет Аркадия с собой, только по дороге предлагает заехать к нему домой, чтобы тот отдохнул перед дорогой. Хитрый план удается. Явление одиннадцатое Появляется Лариса. Ей нездоровилось — так она объясняет причину, по которой не была с гостями. Паратов сообщает девушке, что они с Карандышевым пили на брудершафт. Сергей Сергеевич зовет Илью в их общество, объясняя это тем, что он его друг. Ларису просят спеть что-нибудь, но она поначалу отказывается, а потом соглашается — противясь Карандышеву, пытающемуся запретить будущей, как он считает, жене. Вместе с Ильей и Робинзоном, который подключился во втором куплете, они поют «Не искушай меня». Паратов и Вожеватов в восторге от голоса Ларисы. Карандышев теперь просит шампанского, но Ефросинья Потаповна наотрез отказывается подавать напиток. Наконец, все расходятся. Лариса остается с Сергеем Сергеевичем. Явление двенадцатое Паратов корит себя за то, что в прошлом потерял такое сокровище, как Лариса. Он предлагает девушке ехать с ним на Волгу кататься на катерах — и получает согласие. Явление тринадцатое Все радуются, что в их компании будет Лариса. В её адрес поют дифирамбы, Карандышев заявляет, что гордится своей невестой. Наконец, собираются ехать. Девушка прощается с мамой. Явление четырнадцатое Карандышев сильно расстроен бегством невесты. Он не подозревал, что Лариса уедет на Волгу без предупреждения и требует у Огудаловой отчитаться, где её дочь. Не получая ответа, в порыве лютой злобы Юлий Капитоныч хватает пистолет и убегает. Харита Игнатьевна говорит Ивану, чтобы остановил его. Действие четвертое: Карандышев стреляет в невесту Явление первое Робинзон предлагает Ивану играть с ним, однако, денег у него нет. На такие условия слуга не соглашается. Аркадий узнает, что Карандышев сильно возмутился, когда гости уехали с Ларисой и погнался за ними с пистолетом. Он гадает — не его ли хотел убить взбалмошный Юлий Капитоныч. Явление второе Появившийся Карандышев требует у Робинзона ответа на вопрос где все «товарищи». Аркадий предлагает ему ждать всех на пристани. Разгневанный Юлий Капитонович уходит. Явление третье и четвертое Гаврило и Иван переговариваются между собой, предполагая, что все уже приехали. Заходят Илья с цыганами. Гаврило предлагает им выпить чаю. Явление пятое Кнуров и Вожеватов рассуждают о том, что у Ларисы незавидное положение. Бедная девушка снова поверила человеку, уже один раз обманувшему её. А он обручен с очень богатой невестой, и вряд ли у них что-то получится. Явление шестое Робинзон и Вожеватов разговаривают между собой. Выясняется, что, когда Василий предлагал Аркадию поездку в Париж, речь шла не о столице Франции, а трактире на площади. Подходит Кнуров, который хочет что-то сообщить Василию Данилычу. Он предлагает Вожеватову спасти Ларису от произвола Карандышева и увезти её в Париж настоящий. Явление седьмое Паратов спрашивает у Робинзона, скоро ли тот едет в Париж. Аркадий отвечает, что уже не доверяет купцам, а вот с ним бы в такое путешествие отправился. Лариса задает вопрос Паратову, серьезные ли у него намерения по поводу женитьбы, но Сергей Сергеевич предлагает ей сначала ехать домой. Девушка очень боится и предпочитает совсем не являться в родные пенаты, говоря, что с Карандышевым как с женихом покончено. Единственный, за кого она хочет выйти замуж, — это Сергей Сергеевич. Однако, Паратов снова предает её, сказав, что произнес неосторожную фразу «я твой» всего лишь в порыве нахлынувших чувств. Явление восьмое Робинзон сообщает Паратову, что Карандышев ходил возле кофейной с пистолетом, однако Сергей Сергеевич строго приказывает ему запрячь коляску и отвезти Ларису Дмитриевну домой. Вожеватов тоже предает отчаявшуюся девушку, которая слезно просит друга детства пожалеть её, научить, что делать в такой ситуации. Кнуров предлагает ей ехать в Париж, но расстроенная Лариса молчит. Явление девятое У Ларисы кружится голова. Она думает, не броситься ли в Волгу, но затем оставляет эти мысли, потому что боится. Однако, преданная всеми девушка хочет умереть — даже от того, что заболеет. Явление десятое Карандышев ищет Ларису. Он хочет, во-первых, отомстить её обидчикам, а во-вторых, если будет нужно, наказать невесту за бегство. Юлий Капитонович приказывает оставить их одних.
Создатели спектакля
- Бесприданница - Александр Островский - Google Книги
- Александр Островский
- 145 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ПУБЛИКАЦИИ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» А. Н. ОСТРОВСКОГО (1878)
- Анализ пьесы «Бесприданница»
- Буктрейлер по книге А.Н. Островского «Бесприданница»
"Классное чтение": "Бесприданница"
Слушайте все песни с альбома Александр Островский — «Бесприданница» без ограничений! одна из самых популярных пьес Александра Островского, которая впервые была опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1879 году. В пьесе «Бесприданница» широко раскрывается истинная сущность представителей разных сословий общества. Кинешма незримо присутствует в пьесах «Горячее сердце» и «Бесприданница».
145 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ПУБЛИКАЦИИ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» А. Н. ОСТРОВСКОГО (1878)
Один из шедевров А. Н. Островского, психологическая драма «Бесприданница» была написана в 1878 г. Он работал над ней 4 года (1874–1878). Весь видео и аудио контент ВГТРК — фильмы, сериалы, шоу, концерты, передачи, интервью, мультфильмы, актуальные новости и темы дня, архив и прямой эфир всех телеканалов и. Певица Dead Blonde (настоящее имя Арина Буланова) обрела известность благодаря песням «Мальчик на девятке» и «Бесприданница».
«Бесприданница»: краткое содержание и анализ произведения
Писать «Бесприданницу» автор начал в преддверие зимы 1874 года и закончил ее только осенью 1878, так как наряду с этой пьесой, он работал и над другими произведениями. Проза (Детская литература). Название произведения: "Бесприданница" содержание по главам подробно и коротко (2 варианта). Автор: Сочинения для школьников. Вожеватов и Кнуров под видом чая пьют шампанское и обсуждают новость: красавица Лариса Дмитриевна Огудалова, бесприданница. В пьесе «Бесприданница» широко раскрывается истинная сущность представителей разных сословий общества. Воспринятая как любовная драма, «Бесприданница» не встретила затруднений при прохождении через драматическую цензуру и легко получила одобрительную резолюцию.