Родилась Ася Казанцева 5 сентября 1986 года в Сосновом Бору. Карьера, образование, книги, жизнь, фото, муж, отношения, новости, сейчас. Редакция The Вышки поговорила с Асей Казанцевой об устройстве мозга, ее любви к Вышке планах на будущее и выборе между беременностью и PhD. нейробиолог по образованию, выпускница трех престижных вузов (СПбГУ, НИУ ВШЭ и Бристольского университета). О мифах продуктивности и здоровом сне по просьбе Мегаплана рассуждает научный журналист, популяризатор науки, автор научно-популярных книг, лауреат премии «Просветитель» Ася Казанцева. Ася Казанцева — известная фигура в мире популяризации образования.
Рассылка новостей
- Книги автора
- Биография — Ася Казанцева
- サンコーインダストリー SUS丸ワッシャー (17.0 0.3) 17×35×1.5 W0-02-0060-1703-5015-00
- Ася Казанцева покинула Россию из‑за жалоб на нее в Следственный комитет
Ася Казанцева: «Умным проще нравиться противоположному полу»
После этого ее отвели в комнату полиции. Около 15:00 Асю Казанцеву отпустили из полиции, взяв с нее объяснительную. Как рассказала RTVI сама журналистка, полицейские не смогли объяснить, чего от нее хотели.
К примеру, на вопрос, верно ли то, что гены есть не только у генетически модифицированных растений, но и у обычных, правильный ответ дает только треть россиян. Многие люди не понимают, что гены есть у всех живых организмов, и они меняются. Отсюда — боязнь ГМО. Человек без знания базовых вещей в области естествознания легко ведется на всякие псевдонаучные концепции. Например, есть такая популярная вещь, как «телегония», или «эффект первого самца», когда утверждается, что биополе первого самца как-то влияет на всю последующую жизнь самки. Это противоречит базовым представлениям в области генетики. Процветает также непонимание основ эволюции. Я на курсах английского недавно выяснила, что моя соседка по парте не верит в эволюцию, говорит: а что, разве ее не опровергли?
За пять минут разговора выяснилось, что она ничего не слышала о таких доказательствах теории, к примеру, как инвертированная сетчатка у осьминогов сетчатка устроена разумнее, чем у нас , возвратный гортанный нерв, который у нас идет от мозга, цепляется за аорту и возвращается обратно к гортани, про эндогенные ретровирусы, встроившиеся в геном в одних и тех же местах у человека и обезьян — словом, какие-то базовые иллюстрации того, как происходила эволюция, но спокойно высказывает мнение, что эволюции нет. Самое больше влияние — чтение научных текстов, я в достаточно раннем возрасте начал читать первоисточники. Но можно ли посоветовать это человеку, не занимающемуся наукой? Я сомневаюсь. Думаю, человеку достаточно иметь базовые представления о том, как мир устроен, чтобы его не обманули, самое главное — уметь искать, знать, где найти правильные ответы. Мне кажется, это тот навык, который должен быть у всякого уважающего себя образованного человека. Возможно ведь зайти в поисковую систему типа Google Scholar, посмотреть, что по конкретной теме пишут в рецензируемых журналах. В идеальном обществе, мне кажется, если человек делает какое-то безосновательное утверждение, на него со всех сторон должны набегать оппоненты и требовать ссылку на достоверные источники и не воспринимать его всерьез, если он не может этого сделать. А для этого как раз нужно, чтобы многие люди понимали, что такое научные исследования, где и как их искать, чем они отличаются от статей в журнале «Огонек», при всем уважении. Но на самом деле реальность сильно сложнее, потому что оказывается, что бывают исследования низкого качества.
Я сталкивался с методологическими ошибками — когда проводил исследования в моей области, встречал два исследования с противоположными выводами. Сходу и не разберешься, какое из них неправильное, для этого нужно иметь специализированные знания. В общем и целом, даже навык поиска и чтения научной литературы не полностью защищает человека. Но первые ошибаются гораздо больше, чем вторые. Способность читать научные исследования позволяет заблуждаться гораздо меньше, избегать самых катастрофических заблуждений, опасных для жизни и здоровья. Но я очень люблю некоторых фантастов, например, Станислава Лема, Рея Бредбери. Научная фантастика имеет место в популяризации науки, но довольно косвенное. Если мы рассматриваем популяризацию как очень-очень широкий спектр, то на одном его краю находятся серьезные фундаментальные книжки типа текстов Александра Маркова, которые позволяют на университетском уровне понять, как все устроено, — а на другом — вещи, которые не несут фактической информации, но при этом формирует эмоционально положительное отношение к научному познанию. Мне интереснее всего область на стыке нейробиологии с когнитивной биологией, с психологией. Понимание того, как работает мозг человека — это такая большая гора, которую, с одной стороны, пилят нейрофизиологи со своими МРТ и так далее, а с другой — психологи со своими настоящими экспериментами, в которых лабораторно изучаются поведенческие реакции.
И вот эта гора, в которой они уже перестукиваются через стенку, скоро будет допилена, и сформируется некая новая наука о понимании поведения человека. Для этого, конечно, нужны опыты на людях, но эти опыты происходят добровольно. Они, вообще-то, не болезненные и не опасные. Например, найдены принципиально новые подходы к лечению рака, — это использование генетически модифицированных клеток иммунной системы, чтобы они искали раковые клетки и их уничтожали. Получается новая форма лекарства, не химическое вещество, не препарат, а клетки! То же самое в решении проблемы старения — речь не о бессмертии, а о замедлении старения, обновлении каких-то клеток, а также о создании искусственных органов, которые можно печатать на биопринтерах, выращивать из стволовых клеток в лабораториях и потом людям пересаживать.
А в свободное время записывает видеоролики, где разбирает эффективные и не очень лекарства, рассказывает, как выбраться из депрессии, справиться с тревогой и избавиться от фобий, пережить паническую атаку, лечить шизофрению и расстройства личности. На «сладкое» — провокационные интервью с врачами различных специальностей.
После этих видео вы научитесь отличать абстинентный синдром от похмелья, поймете, почему люди верят в мистику, как вас обманывает мозг , и разберетесь в реальных и вымышленных эффектах известных препаратов. Илья Колмановский Если мы произошли от обезьян, то почему современные обезьяны ни в кого не превращаются? Что такое стадное чувство и как его избежать? Зачем ученые клонируют мозги? Этими и многими другими вопросами задается кандидат биологических наук, научный журналист, ведущий подкаста « Голый землекоп », путешественник и лектор Илья Колмановский. Он умеет понятным языком увлекательно рассказывать детям о том, как устроен наш мир, и читает научные лекции для продвинутых зрителей, работников корпораций и владельцев бизнеса. А еще Илья Колмановский — автор нескольких книг: «Научные открытия — 2020», «Почему птицы не падают? Станислав Дробышевский Нельзя просто так взять и найти в интернете короткий ролик с участием Станислава Дробышевского.
Его выступления и интервью всегда долгие и основательные. И у вас вряд ли поднимется рука их выключить. Он рассказывает, кого и почему боялись древние люди, в чём прелести первобытного бытия, почему вымирали люди, какие апокалипсисы переживали наши предки и почему антропология — это не только про черепа. Ломоносова; научный редактор портала « Антропогенез. Ученый регулярно выступает на радио и телевидении, дает интервью блогерам, так что найти его лекции не составит труда. В конце концов, увлекательные лекции и разоблачения есть на его канале в YouTube. Ася Казанцева Когда Ася Казанцева поняла, что не сможет быть полноценным ученым из-за личностных особенностей она говорила, что у нее «не хватает на это абстрактного мышления» и «в науке, к сожалению, очень большое расстояние между действием и результатом» , она решила стать популяризатором науки.
После этого ее отвели в комнату полиции. Около 15:00 Асю Казанцеву отпустили из полиции, взяв с нее объяснительную. Как рассказала RTVI сама журналистка, полицейские не смогли объяснить, чего от нее хотели.
Ася Казанцева: «Как журналиста вы меня потеряли и уже безвозвратно»
Дорогое отечество много делает, особенно в последние годы, чтобы мы все поломались, но время всегда на стороне живых. И мы еще будем счастливы, и у нас еще будет жизнь», — заканчивается пост Казанцевой. В декабре журналистка подверглась травле со стороны депутата Госдумы Андрея Лугового и провластных активистов. Луговой выложил ее личные данные из бота «Глаз Бога» — в частности, в его посте были личный номер телефона Казанцевой и адреса квартир.
Книга имела ошеломительный успех. Читатели полюбили автора еще больше, а ее труд буквально разобрали на цитаты. Третью книгу Казанцева посвятила человеческому мозгу и его возможностям.
Она так и называется «Мозг материален». Все три книги принесли Асе небывалую славу. Она стала обсуждаемой персоной в СМИ и на просторах интернета.
Последняя книга Казанцевой «Откуда берутся дети» вышла в 2023 г. Лауреат премии «Просветитель» Личная жизнь В личной жизни Казанцевой есть немало интересных событий. Ася уже успела дважды побывать замужем.
О ее первом избраннике ничего не известно. Казанцева познакомилась с Яном еще во время учебы, когда ей едва исполнилось 18 лет. Будущий супруг учился с Асей на одном курсе.
Прожила журналистка с ним примерно 8 лет, а затем пара рассталась. Вторым мужем Казанцевой стал Николай Ковшов. Коля, как и Ася, — человек науки.
Юноша окончил МФТИ, защитил диссертацию, разрабатывал программное обеспечение для беспилотников, предназначенных для сельского хозяйства. Пара мечтала о детях. Но стесненные финансовые обстоятельства препятствовали этому.
Ася с мужем решила подзаработать денег, купить квартиру в Москве, а потом родить сына или дочь. И вот когда, казалось, идеальный момент наступил, Асе предложили обучение за границей — в Англии. Казанцева не могла упустить такой шанс.
В итоге брак распался сам собой.
Комиссия по этике нижней палаты парламента посчитала, что Луговой таким образом не нарушал закон, сообщила «Газета. Ася Анастасия Казанцева — автор четырех научно-популярных книг, посвященных в основном вопросам физиологии и медицины. В 2014 году стала лауреатом премии «Просветитель».
Он действительно готов прикладывать интеллектуальные усилия для того, чтобы почувствовать восторг понимания.
Впрочем, я думаю, что часто это одни и те же люди — в том смысле, что моя аудитория растет и умнеет вместе со мной. На недавней лекции и презентации новой книги вы выглядели очень расслабленной и спокойной, шутили и подробно отвечали на вопросы. Для вас лекции — это маркетинговая работа для узнаваемости книг или другой формат донесения информации? Больше любите писать или разговаривать? Я думаю, что пишу я намного лучше, чем говорю, хотя теперь уже люблю делать и то и другое.
Меня до сих пор страшно удивляет, что я стала востребованным лектором. Это был совершенно случайный, не запланированный побочный эффект популярности книжек. Я очень долго думала, что читатели сейчас на меня пару раз посмотрят и потеряют интерес, так что не видела смысла бояться сцены. Но меня продолжали приглашать снова и снова, и к тому моменту, когда я поверила, что это серьезно, пугаться было уже поздно, потому что позади уже было несколько десятков благополучно прошедших выступлений. Они даже постепенно превратились в источник дохода, что позволило бросить офисную работу и сконцентрироваться на профессиональном развитии, например, сходить поучиться в прекрасной магистратуре по когнитивным наукам.
Думаю, что мои лекции важны слушателям не столько как источник информации о нейробиологии — в книжках все описано подробнее и усваивается лучше — сколько как возможность провести вечер в окружении людей, которым тоже интересна наука, почувствовать, что ты такой не один. Я думаю, что моя основная задача как лектора — обогащать культурную среду. Поэтому я редко принимаю предложения выступить в Москве, но зато почти всегда соглашаюсь, когда меня зовут в Норильск, Сургут или Нижний Тагил. Жителям городов, в которых своя популяризация науки еще не очень развита, важно видеть, что она в принципе востребована, что этим можно и нужно заниматься, что в их городе много людей, которым это интересно. Я уже выступала больше чем в шестидесяти городах, и в каком-то смысле я делаю то же самое, что и Борис Гребенщиков, Вера Полозкова или любой другой много гастролирующий деятель шоу-бизнеса: поддерживаю связность культурной среды.
Делаю так, чтобы у жителей русскоязычного пространства был сходный информационный опыт, чтобы житель Владивостока мог обсудить мои выступления с жителем Калининграда. Мотаясь по городам, я чувствую себя эритроцитом в огромной кровеносной системе русскоязычной культуры, и эта роль кажется мне важной. Ваши книги и лекции — это шаги к полноценному курсу обучения? Есть в планах создание своей условной «лаборатории», набора группы желающих делать с вами общее дело? Нет, я совершенно не стремлюсь к лидерству и тем более не хочу собирать вокруг себя группу людей, которые бы относились ко мне слишком серьезно.
Популяризация науки вообще имеет довольно мало общего с образованием. Для того, чтобы всерьез чему-то научиться, нужно поступать в университет, читать учебники, хотя бы смотреть большие курсы лекций на Coursera. Основная задача научпопа в том, чтобы сформировать первичный интерес, показать читателям и слушателям, что существует такая-то область знания, описать базовые тренды. Это нужно для того, чтобы человек не чувствовал себя выкинутым на обочину прогресса, имел общее представление о том, какие вещи в принципе сейчас исследуются, мог поддержать разговор об этом или учитывать научное знание в принятии каких-то своих повседневных решений. Спрос на научпоп обусловлен тем, что наука стала невероятно сложной и разнообразной, никто физически не способен уследить за всеми ее областями.
Нужны переводчики, ретрансляторы, которые следят за какой-то темой и снимают сливки: рассказывают не обо всем, а только о самом интересном, и таким образом дают читателю чувство, что он осведомлен хотя бы на базовом уровне об основных, ключевых трендах. В одном из интервью вы рассказывали о личной известности как об инструменте, который расширяет возможности работы в комфортном для себя режиме и укрепляет у слушателей нейронные связи, связанные с вами и вашей деятельностью. Сейчас воспринимаете известность как «умеренное зло» или получаете удовольствие от того, как вас любят и вами интересуются? Больше радости или тревожности? Мы обсуждали особенности жизни и работы в информационном обществе, и он отметил, что самый главный ресурс, за который сегодня конкурируют все корпорации — это человеческое внимание.
Главная задача кока-колы вовсе не в том, чтобы производить сладкий напиток, а в том, чтобы первой приходить в голову людям, как только они задумываются о сладком напитке. То же самое в полной мере применимо к любому отдельному специалисту. Если вы, например, мастер маникюра, то ваш профессиональный успех отчасти зависит от того, хорошо ли вы делаете маникюр, но гораздо сильнее — от того, какое количество людей вспоминает именно про вас, когда они собираются что-то сделать со своими ногтями. Такая же история и с популяризацией науки. Когда человеку интересно узнать что-то про эволюцию — он покупает книжку Маркова или идет к нему на лекцию.
Если про биотехнологии — для этого есть Панчин. Про мозг рассказывает много прекрасных людей, от Дубынина до Ключарева, но думаю, что я тоже вспоминаюсь в первой десятке.
Биографические сведения
- «Интеллект человека зависит от генов»: интервью с научным журналистом Асей Казанцевой* - Лайфхакер
- Что происходит
- Надо ли гладить живот во время беременности? А слушать классическую музыку?
- Почему сон и движение так важны для нашего мозга: интервью Аси Казанцевой
Пенсия.PRO
Об этом «Новосибирским новостям» рассказала популяризатор науки, автор трёх бестселлеров о человеческом мозге и поведении Ася Казанцева, приехавшая в наш город на литературный фестиваль «Сверхновая книга». Попытались разобраться с этим с популяризатором науки, научным журналистом Асей Казанцевой. Вчера, например, нагуглила пост о том, что, Ася Казанцева пишет во второй книжке, что Амстердам уходит под воду из-за повышения уровня моря, а на самом деле это фигня. Ася Казанцева — российский научный журналист, популяризатор науки, по образованию нейробиолог.
Научный журналист Ася Казанцева после опубликования ее адреса уехала из России
Почему люди заводят детей, рассказывает нейробиолог по образованию, научная журналистка, автор книги «Откуда берутся дети» Ася Казанцева*. Ася Казанцева. Научная журналистка, автор, популяризатор науки, блогер. Лауреат премии в области научно-популярной литературы «Просветитель». Ася Казанцева — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Ася Казанцева — российский научный журналист, популяризатор науки, по образованию нейробиолог. Главные новости о персоне Ася Казанцева на Будьте в курсе последних новостей: Научная журналистка Ася Казанцева заявила, что уехала в Грузию. Интервью с Асей КазанцевойВ ходе интервью с Асей Казанцевой мы узнаем как давняя влюбленность повлияла на выбор образования, с чего начиналась ее просветител. В четверг, 4 августа, стало известно, что в Петербурге отменили лекцию популяризатора науки и активистки Аси Казанцевой, которая должна была пройти на территории Ленполиграфмаша.
Известный популяризатор Ася Казанцева расскажет ульяновцам, как поступить в британский университет
Ася: Послушайте, я человек с приличным образованием, живущий в Москве 21 века. Какая у меня может быть вера в Бога? Вы о чем? Исторические анекдоты про то, как, по-моему, Лаплас, но лучше погуглить на самом деле... Про то, как Лаплас описал движение планет, а к нему пришел Наполеон послушать про вот это научное открытие. И говорит: "послушайте, ну где же в вашей модели Бог?
А Лаплас ответил: "вы знаете, я не нуждаюсь в этой гипотезе". На самом деле все статистические социологические исследования показывают, что вера в Бога отрицательно коррелирует с уровнем образования. Чем выше уровень образования, тем выше вероятность того, что человек будет атеистом. Хотя здесь мы точно не знаем, может они говорят об этом для того, чтобы им более хорошую характеристику дали. Среди ученых это зависит от того, кого считать.
Но опять же, это может означать, что они там красят яйца на Пасху, или не работают в субботу.
В любой непонятной ситуации следует обращаться к научным исследованиям. Окажется, что многие другие люди уже потанцевали по тем же граблям и пришли к каким-нибудь выводам. Касается это и вопроса о том, подобает ли разумному человеку ввязываться в размножение, или лучше все-таки жить для себя. Сколько у нас времени на принятие решения, и каким образом можно выиграть дополнительное время? Насколько часто те, кто все-таки завел или все-таки не завел детей, жалеют о своем выборе, когда менять его уже поздно?
То есть с точки зрения ежедневных положительных эмоций люди с зарплатой в 3 000 и 5 000 долларов не отличаются. На первое место выходят уже другие факторы: удовольствие от работы, отношения с родственниками, есть ли у вас котик. Деньги, конечно, влияют на то, сможете ли вы завести котика, но все-таки не настолько. Люди с 3 000 и 5 000 долларов, я думаю, могут завести одинаковое количество котиков. Человек знает невероятно мало, и это вызывает беспокойство — Популяризатор науки — это профессия? Есть ученые, которые заняты производством нового знания. Есть образованные молодые горожане, которым интересно, что ученые наоткрывали. И между ними естественным образом формируется прослойка переводчиков, ретрансляторов, которые постоянно следят за какой-то областью знания. Информации производится невероятно много, в мире около шести миллионов действующих ученых, они публикуют каждый год около двух миллионов научных статей.
Сегодня невозможно быть человеком энциклопедически образованным, разбираться сразу во всем, это осталось в XIX веке. Человечество как команда знает очень много, каждый отдельный человек не знаком почти ни с чем за пределами своей профессии. Существование популяризаторов позволяет человеку получать хотя бы краткий пересказ, общее понимание ключевых трендов, чтобы совсем не чувствовать себя выкинутым на обочину прогресса. Сколько и на чем вы зарабатываете? Математика примерно такая: допустим, я еду читать лекцию в Санкт-Петербурге, на нее приходит 200 человек, каждый покупает билет за 500 рублей. Получается 100 000 рублей, которые мы делим 50 на 50 с площадкой, организующей лекцию. Сейчас, в коронавирусную эпоху, живые лекции исчезли, но остались вебинары, в первую очередь корпоративные, для сотрудников каких-то крупных компаний. Гонорары за них примерно такого же порядка. Ценообразование в нашем ремесле — это производная от статусности и известности.
Люди с кандидатской степенью стоят дороже, чем магистры. Люди, у которых 500 000 просмотров на ютубе, стоят дороже, чем те, у кого по 100 000 просмотров. Но и вторые не бедствуют, потому что спрос все равно высокий. Книжки приносят меньше денег непосредственно, это, скорее, история про вторичные выгоды. Основной источник заработка для любого популяризатора науки — это именно лекции. А книжки — это способ повышать гонорары. С продажи одного экземпляра книжки автор получает примерно 20 рублей. Если вы написали книжку и потом продали ее тиражом в 3 000 экземпляров, то заработали на ней 60 000.
Лауреат премии «Просветитель» 2014 года за книгу «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и автор книги «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов». В любой непонятной ситуации следует обращаться к научным исследованиям. Окажется, что многие другие люди уже потанцевали по тем же граблям и пришли к каким-нибудь выводам.
О будущей книге Аси Казанцевой*
- サンコーインダストリー SUS丸ワッシャー (17.0 0.3) 17×35×1.5 W0-02-0060-1703-5015-00
- город в котором я живу
- Аудиоверсия интервью в нашем подкасте Oh, hi Mars!
- Ася Казанцева и Александр Панчин: Спрос на истину увеличился
- Вот что еще мы писали по этой теме
Известный популяризатор Ася Казанцева расскажет ульяновцам, как поступить в британский университет
Это довольно спорный тезис: первый триместр беременности — одно сплошное «все может пойти не так». Каждая пятая беременность заканчивается самопроизвольным выкидышем или остановкой формирования. Позитивный посыл в том, что риски ее потери снижаются со временем, максимальны они на ранних стадиях. Вы говорите про каждую пятую беременность, но на самом деле даже чаще.
Многие оплодотворенные яйцеклетки вообще не имплантируются или же эмбрионы отторгаются очень рано, но этого мы, как правило, вообще не замечаем: просто могут быть чуть более кровавые месячные, чем обычно. Дальше, по мере того как ребенок развивается, вероятность его выживания все выше. Аналогично с преждевременными родами: чем раньше они произошли, тем хуже прогноз, но при этом подавляющее большинство преждевременных родов происходит все-таки после 32 недель, когда шансы на выживание ребенка уже очень высокие, и даже негативные последствия для здоровья могут быть слабо выраженными и преходящими.
То есть она в первую очередь для тех, кто сомневается, стоит ли заводить детей. Дальше только полное развитие и вынашивание плода не в теле женщины? Действительно, есть замечательные результаты в области экстракорпорального оплодотворения ЭКО и заморозки яйцеклеток и эмбрионов.
Это позволяет разнести по времени зачатие и вынашивание. Хорошо развивается ведение беременности в более позднем возрасте. Но есть распространенные осложнения беременности, с которыми до сих пор большие трудности и в прогнозировании, и в понимании механизмов, и в лечении.
Например, преэклампсия развивается после 20-й недели беременности и характеризуется повышенным артериальным давлением, протеинурией и нередко отеками. Это является одной из важнейших причин материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. Материнская смертность в 12 раз выше при развитии преэклампсии до 28 недель беременности, — прим.
Отдельные яркие исследования есть, общей картины все еще нету. Аналогично с преждевременными родами: изучены многие факторы риска, но часто преждевременные роды происходят буквально на ровном месте, и это одна из лидирующих причин младенческой смертности. С другой стороны, выхаживают таких детей все лучше, и сдвигается граница, начиная с которой это в принципе пытаются делать.
В России раньше пытались спасать начиная с 28 недель, а теперь с 22, при весе всего в 500 грамм. И часто это удается. Но в любом случае ребенок в матке развивается намного благополучнее, чем в самом хорошем современном инкубаторе для недоношенных.
Собственно, его даже снаружи желательно выхаживать по методу кенгуру, кожа-к-коже, на груди у матери, если его состояние позволяет. А от начала до конца вынашивать ребенка вне матки — это пока что научная фантастика, очень далекая от реальности. Кроме очевидного образа жизни матери.
Например, могут ли повлиять нездоровые привычки будущего отца перед зачатием, эмоции родителей и какие-то другие факторы? С мужчинами дела обстоят проще, потому что у них сперматозоиды вырабатываются постоянно из стволовых клеток. Поэтому для мужчины важно вести здоровый образ жизни в ближайшие к зачатию три месяца.
То есть если он за три месяца до зачатия бросит пить и курить, то эти привычки не отразятся на его сперматозоидах и на ребенке. У женщин новые яйцеклетки не образуются. Есть данные о том, что даже курение, происходившее задолго до зачатия, может негативно отразиться на фертильности.
Но эти эффекты слабые, не идут ни в какое сравнение с актуальным курением, в том числе и пассивным. Если вы курили когда-то и бросили, рисков для ребенка меньше, чем если вы даже и не курили никогда, но ваш муж делает это дома. Причем с никотином интересно, это довольно необычный яд.
Любые нормальные отравляющие вещества опаснее всего в первом триместре, когда происходит закладка внутренних органов. А вот вред курения оказывается выражен сильнее во втором и третьем триместре, поскольку оно влияет на кровоснабжение и мешает плоду в период его интенсивного роста. А еще у никотина слабо выражен дозозависимый эффект.
Похожая картина и с синдромом внезапной детской смерти ребенок от двух до шести месяцев может внезапно забыть, как дышать, — прим.
И одновременно островковая кора, связанная вообще-то с болью и отвращением, активируется тем сильнее, чем более высокую цену запросили исследователи. А медиальная префронтальная кора сопоставляет сигналы от этих областей, и по активности этих отделов мозга исследователи могут уверенно предсказать решение человека до того, как он сам ответил, будет покупать предложенный товар или нет. То есть человек принимает решения в зависимости от того, какой из отделов его мозга оказался более активным. Чем это обусловлено?
Ася Казанцева: Множеством параметров, конечно. Мозг учитывает объективную информацию от внешней реальности: хороший ли товар, справедливая ли цена. Учитывает текущее функциональное состояние: скажем, голодный человек, разумеется, покупает еду с большей вероятностью, чем сытый. На решение влияет предшествующий опыт, текущее настроение, миллион факторов на самом деле. Поэтому нейроэкономику приятно изучать в лаборатории, когда экспериментальная ситуация максимально упрощена, а в реальной жизни люди все равно ведут себя по-разному, хотя статистически предсказать, какое решение примет большинство, часто оказывается возможным.
Можно ли натренировать себя принимать правильные решения? Ася Казанцева: В общем, да, в этом смысл любого обучения. Профессионал отличается от любителя как раз тем, что он более эффективно обрабатывает информацию и с большей вероятностью выбирает правильные действия. Мозг эксперта отличается от мозга новичка? Ася Казанцева: Да.
В принципе это важнейшее открытие нейробиологии XX века — любое обучение анатомически меняет мозг. Долговременная память — это не что иное, как рост новых синапсов, связей между нейронами. Молекулярные механизмы этого процесса изучил Эрик Кандель, получивший за это Нобелевскую премию. Его открытия объясняют, например, почему повторение — мать учения. В нервных клетках действительно должно накопиться достаточно определенных молекул, чтобы они запустили рост новых связей, а количество этих молекул увеличивается каждый раз, когда мы прогоняем электрические импульсы по конкретной нейронной сети.
Есть множество подтверждений этого факта в томографических исследованиях на людях. Если взять много людей, сделать снимки их мозга, потом половину из них чему-то обучать, а половину нет, то при следующем исследовании мозга можно зафиксировать реальные изменения плотности серого вещества или толщины коры в тех зонах, которые связаны с этим навыком. Хрестоматийный пример — лондонские таксисты, у которых увеличивается плотность серого вещества в гиппокампе по мере того, как они запоминают карту города. В вашей новой книге есть целая глава, посвященная молекулам — детекторам совпадений. Ася Казанцева: Да, потому что они меня очень восхищают.
Речь об NMDA-рецепторах. Они находятся в синапсах, зонах контакта между нейронами, регистрируют одновременную активность нейронов и запускают молекулярный каскад, приводящий к формированию новых связей между ними. Это объясняет, почему люди и все остальные живые существа, у которых есть нервная система, так сильно склонны к формированию ассоциаций между событиями, происходящими одновременно. Вот у вас есть нейронная сеть, зафиксировавшая, что вы слышите песенку. И одновременно нейронная сеть, активная потому, что рядом с вами — ваш возлюбленный.
Между ними где-то есть контакт. В этой точке контакта срабатывают NMDA-рецепторы. В результате песенка начинает ассоциироваться у вас с возлюбленным. Какие действия способствуют тому, чтобы более эффективно формировать связи между нейронами? Ася Казанцева: Важен образ жизни.
В первую очередь сон и движение. На выращивание новых синапсов требуется время, и эффективнее всего мозг занимается этим именно во сне. В принципе, по современным представлениям, ключевая функция сна — это именно консолидация воспоминаний, перевод их из кратковременной памяти в долговременную.
Какой смысл тогда ее приводить? Затем она говорит о сосуществовании в голове ученого научного и религиозного мировоззрений, которые обязательно должны конфликтовать. Она не понимает, почему такое не происходит и пытается объяснить это через работу левого и правого полушария. Но данный подход такой же неоднозначный, как и предыдущие. Религия - это не обязательно что-то иррациональное, что-то связанное с правым полушарием мозга. Ее удивляет, что ученые люди могут принимать на веру совершенно недостоверные вещи, то есть религиозные мифы. Но если подумать, то каждый из нас живет в потоке мифов, мы каждый день принимаем на веру совершенно недостоверные вещи, выхватывая информацию из интернета. Часто наши представления о науке как о чем-то исключительно рациональном являются мифом. Логика и научный метод познания - это совершенно неестественные для нас формы деятельности, на это указывает история науки. Основные принципы науки появились только в 17-18 веке. И они не являются доминирующими сегодня даже среди людей с высшим образованием. Более того, наука как форма познания не исчерпывает познание как таковое.
С 2014 года выступает с публичными и непубличными корпоративными научно-популярными лекциями. Автор статьи «Растворённая магия» в журнале « Вокруг света », в которой привела научные доказательства неэффективности гомеопатии и гомеопатических средств. Статья в 2016 году стала предметом судебного иска « Национального совета по гомеопатии », требовавшего признать, что высказанное мнение не соответствует действительности и порочит методы гомеопатии и опубликовать в журнале опровержение материала на семи страницах, однако Арбитражный суд Москвы отказал истцу в удовлетворении искового требования [18]. Как мозг заставляет нас делать глупости». Книга была положительно оценена специалистами и СМИ. Российский биолог Александр Марков отметил, что в книге увлекательное изложение прекрасно сочетается с научной глубиной. Российский биоинформатик Михаил Гельфанд посоветовал родителям купить два экземпляра книги — один себе, другой своим детям [19]. По мнению обозревателя газеты « Комсомольская правда » Сергея Ефимова, книга помогает понять, что происходит с человеком с точки зрения науки, когда он курит, ест, грустит, занимается сексом. Также он обратил внимание на непринуждённый стиль повествования: «При этом Ася Казанцева излагает материал так, словно она никакой не биолог с дипломом, а ваша старинная приятельница, с которой вы встретились за кружкой того же пива» [20].
Научный журналист Ася Казанцева: как «прокачать» мозг в любом возрасте?
Успех книг привел к тому, что Ася стала востребованным лектором. До 2020 года она успела выступить в сотне городов в России и за рубежом — от Лондона до Владивостока, от Сингапура до Норильска. Сейчас ее возможности ограничены и сводятся в основном к выступлениям в Москве и Санкт-Петербурге как публичным, так и корпоративным , но она не оставляет надежд на то, что мир когда-то починится и можно будет снова встречаться с аудиторией и за пределами базового ареала обитания. Книги автора.
В итоге Казанцева поступила на биологический факультет Петербургского государственного университета.
Но и тут Асю поджидало разочарование. Классическая наука ее мало привлекала. Ее не устраивал слишком большой разрыв между действием и желаемым результатом. В это же время Казанцева начинает активно интересоваться журналистикой.
Ася начала записывать интересные истории, которые рассказывали на лекциях преподаватели, и выкладывала их в «Живом журнале». Публикации Казанцевой вызывали живой интерес у читателей. Вскоре девушкой заинтересовались. Редактор научно-популярного проекта «Прогресс» предложил Казанцевой сотрудничество.
После учебы Ася попала на телевидение. Но тяга к обучению давала о себе знать. Девушка впоследствии окончила магистратуру в Высшей школе экономики, стала стипендианткой Бристольского университета, где изучала молекулярную биологию. А затем поступила в аспирантуру.
Ася Казанцева из тех людей, которые готовы всю жизнь учиться Карьера «научного журналиста» Карьера Аси Казанцевой началась с проекта «Прогресс», который выходил на 5 канале. За свои заслуги молодая журналистка получила премию «Наука — обществу». После первого успеха Асей заинтересовались другие каналы и издания. Так, Казанцева одно время работала на «России-2», писала статьи для таких журналов, как «Здоровье», «Вокруг света», газеты «ТрВ-Наука», создавала сетевые публикации для Republic и «Сноба».
Однако вскоре журналистка решила не растрачиваться на отдельные публикации, а сосредоточилась на написании книг. В 2013 г. Как мозг заставляет нас делать глупости». Книга нашла живой отклик как в научной среде, так и среди обычных читателей.
Книга полностью изменила жизнь Казанцевой.
Различия, которые пытаются находить между мужским и женским мозгом, весят существенно меньше, чем индивидуальные различия, полученные в ходе обучения. О том, как обучение влияет на человека и что делать, чтобы жить лучше — Чем мозг ребёнка отличается от мозга взрослого и пожилого человека? Количество связей между нейронами у годовалого ребенка выше, чем у профессора Гарварда, но многие из них сформировались совершенно хаотически и постепенно исчезнут, если ни для чего не пригодятся. Когда годовалый младенец учится есть ложкой, он направляет её случайным образом: то в рот, то в глаз, то в ухо, то в потолок. Но если вы мудро организовали его обучение, то каждый раз, когда он сможет донести кашу до рта, будет испытывать радость. И она поспособствует укреплению тех нейронных контуров, которые позволили ему добиться цели. Так он будет стараться снова и снова активировать именно их, они усилятся, этот навык закрепится.
А остальные цепочки нейронов, отвечающие за донесение ложки в ухо или в глаз, наоборот, ослабеют. В принципе, любое обучение и любая долговременная память обосновывается укреплением связей между нейронами, которые вовлечены в реализацию того или иного навыка. Поэтому мозг развивается всю жизнь. Просто до 25 лет он делает это более быстро и активно. После эта способность не теряется. Но требуется больше усилий и времени, чтобы освоить новый навык. Ещё одно отличие мозга детей и взрослых заключается в объёме рабочей памяти. Взрослый человек может держать в голове семь единиц информации одновременно — например, ненадолго запомнить номер телефона.
Дошкольнику такое не даётся. Чтобы проверить объём их кратковременной памяти, детям обычно устраивают игровые тесты. Например, были: лисичка, котик, пёсик и зайчик. Лисичку убрали. Четырёхлетний ребёнок должен справиться с этим заданием, так как он может удерживать в памяти до четырёх единиц информации. В шесть лет объём кратковременной памяти увеличивается, и зверёнышей может быть уже шесть. С одной стороны, малышам сложнее удерживать в голове информацию. Поэтому мы до сих пор помним стишки, которые учили в первом классе.
Одним интенсивное обучение математике даётся легко и непринуждённо. Тогда, казалось бы, почему бы и не учить её? Но бывают и жертвы родительских амбиций, в которых запихивают больше, чем им было бы надо. Так нарушается способность к гармоничному развитию. Ребёнок — это гибкое и пластичное существо, он может подстроиться под требования окружающей среды. Его можно заставить выучить школьную программу к девяти годам, но не очень понятно зачем. Потому что выучит он её, скорее всего, некачественно, как дрессированная обезьянка, на уровне «сдать и забыть». Ведь для того, чтобы информация устаканилась в голове хорошо, требуется не только время на её освоение, но и большие паузы на безделье в промежутках.
А по поводу языков — у малышей к ним уникальные способности. Но только в том случае, если дети живут в языковой среде. Их мозг просто перерабатывает большое количество речи и выделяет в ней паттерны и закономерности. Но это совершенно не применимо к изучению языка в классе 2 часа в неделю, потому что там просто не накапливается достаточное количество материала. И изучать неродной язык вне среды стоит только тогда, когда ребёнок стал старше и усидчивее и у него развилась кратковременная память для усвоения новых навыков. Зря мы обижаемся на родителей за то, что они не отдали нас на английский в раннем детстве. Исследования показывают, что те, кто начал учить иностранный язык в 8 лет, и те, кто занялся этим в 11, к 16 годам оказываются на примерно одинаковом уровне. Скорее всего, хорошего произношения он уже никогда не достигнет, потому что артикуляционные навыки в детстве формируются легко, а во взрослом возрасте — с трудом.
По той же причине я, например, картавлю. Но при этом возможно выучить язык так, чтобы его адекватно использовать — читать, писать, проводить переговоры на нём. Учиться смолоду просто более эффективно, но это не означает, что во взрослом возрасте этого делать не нужно. Например, классическая задача про девять точек, которые надо соединить четырьмя прямыми отрезками, не отрывая карандаша от бумаги. Обычно человек долго бьётся над этой головоломкой , у него ничего не получается, он заходит в тупик. Потом эта задача варится в голове, и в итоге происходит реструктуризация! Тогда оказывается, что эта задача решаема.
Счастье в деньгах. Но до предела — То есть финансовую дисциплину можно натренировать? Каждый раз, когда мы активируем какой-то нейронный контур, он укрепляется. И это проблема, потому что, когда мы принимаем решение, мы не просто принимаем решение, а повышаем вероятность того, что будем принимать такое же решение в будущем. Каждый раз, когда мы купили ненужную шмоточку и получили радость от этого, мы укрепляем нейронные контуры, отвечающие за получение радости от покупки ненужных шмоточек. Нужно как-то научиться испытывать радость от того, что у нас есть деньги, что финансовый эквивалент той самой кофточки лежит на сберегательном счете и предотвращает смерть от голода под забором. Мне кажется важным и полезным бояться, что вы умрете от голода под забором, для накопления денег, для финансовой дисциплины. Что об этом говорит наука? Деньги важны для счастья, но до определенного предела. Канеман оценивал счастье людей двумя способами. Во-первых, спрашивал, насколько их жизнь удалась, насколько они ею удовлетворены и довольны в глобальных масштабах. Во-вторых, просил посчитать, сколько времени они в течение дня испытывают ту или иную эмоцию, например, счастливы или грустят. Выяснилось, что оценка своей жизни как удавшейся или не очень связана с богатством напрямую, что логично. Но вот на количество положительных эмоций в повседневной жизни деньги влияют только до определенного предела. Взаимосвязь исчезала, как только доход достигал 75 000 долларов в год на семью. Это примерно как две зарплаты по 3 000 долларов в месяц. До этого порога связь есть: чем больше у людей денег, тем больше и повседневной радости жизни. А вот дальше количество денег растет, а на количестве положительных эмоций это уже не отражается. Для России, скорее всего, сумма оказалась бы заметно меньше, так как у нас ниже и зарплаты, и цены на многие вещи. То есть с точки зрения ежедневных положительных эмоций люди с зарплатой в 3 000 и 5 000 долларов не отличаются. На первое место выходят уже другие факторы: удовольствие от работы, отношения с родственниками, есть ли у вас котик. Деньги, конечно, влияют на то, сможете ли вы завести котика, но все-таки не настолько. Люди с 3 000 и 5 000 долларов, я думаю, могут завести одинаковое количество котиков. Человек знает невероятно мало, и это вызывает беспокойство — Популяризатор науки — это профессия? Есть ученые, которые заняты производством нового знания. Есть образованные молодые горожане, которым интересно, что ученые наоткрывали.
50 тысяч рублей за месяц: как ижевчане собрали деньги на лекцию популяризатора науки Аси Казанцевой
Ася (Анастасия) Казанцева — автор четырех научно-популярных книг, посвященных в основном вопросам физиологии и медицины. Родилась Ася Казанцева 5 сентября 1986 года в Сосновом Бору. Карьера, образование, книги, жизнь, фото, муж, отношения, новости, сейчас. Ася Казанцева считает, что выиграть ее вполне реально, и рассказывает о своем опыте участия в конкурсе. О мифах продуктивности и здоровом сне по просьбе Мегаплана рассуждает научный журналист, популяризатор науки, автор научно-популярных книг, лауреат премии «Просветитель» Ася Казанцева. Ася Казанцева: Во-первых, это очень яркая иллюстрация того, что мозг материален: для конкретных образов существуют конкретные клетки. Ася Казанцева — о том, как гены определяют политические взгляды и правда ли, что иногда жизненно важно заниматься прокрастинацией.