Наши нейронные контуры, выплетенные в ходе жизни под действием обучения – это и есть вала Алина ТрофимцоваФотографии Анны Сетиной, Анны Лаас и Марины Бесчастновой предоставлены Асей Казанцевой. Биография Аси Казанцевой: два развода в личной жизни и рождение дочери с помощью ЭКО от бывшего мужа Николая Ковшова. российский научный журналист, занимается внедрением науки в массы, то есть она популяризатор науки, а также активный блогер. умение учиться и готовность быстро осваивать новые знания, уверена научный журналист Ася Казанцева.
Об Асе Казанцевой и её подходе
Если у вас всё это есть, поздравляю. Это означает, что у вас есть шанс получить стипендию, которая покрывает стоимость обучения в магистратуре любого университета Великобритании например, в случае моей учебной программы это 22 500 фунтов — примерно 1,8 млн рублей , расходы на жизнь и аренду 1103 фунта в месяц или чуть побольше, если вы учитесь в Лондоне и даже стоимость перелета туда и обратно. Чтобы вы получили стипендию, необходимо понравиться комиссии сильнее, чем большое количество ваших конкурентов. Тут как в эволюции: необязательно быть совершенным, но важно быть лучше соседа по саванне. Конкурс отличается в разные годы в разных странах, в прошлом году в России он оказался низким: порядка двадцати человек на место, так что мне очень повезло. В целом по миру конкурс выше примерно вдвое. Give the monkey what it wants Если вы пробовали готовиться к IELTS или любому другому международному экзамену по английскому , то вы наверняка встречали эту поговорку. Имеется в виду, что в описании задания всегда очень четко сказано, что конкретно вы должны сделать, и люди теряют баллы на том, что начинают выполнять задание, толком его не прочитав, а всего лишь выхватив из описания ключевые слова.
Например, высказывают личное мнение о проблеме, хотя в задании им не интересовались, или наоборот — не высказывают личное мнение, хотя задание этого требует. Точно такая же история с получением стипендии Chevening, да и вообще с любыми формализованными процедурами отбора. Когда вы заводите личный кабинет, вам нужно написать там четыре эссе, и страница с полями для их ввода очень подробно рассказывает о том, что именно комиссия ожидает в этих эссе увидеть. Кроме того, есть детальные описания всех четырех эссе, которые вы должны написать, чтобы пройти на следующий этап. Важно, чтобы через них красной нитью проходило то, что хочет увидеть Chevening. Чтобы было очевидно, что у вас есть лидерские качества, надо представить их на конкретных примерах. Чтобы было очевидно, как вы собираетесь в Великобритании развиваться профессионально, потому что вы это сказали прямым текстом.
И так далее. Первое эссе называется Leadership and influence. Для меня была спасением вторая часть заголовка. Не знаю, насколько хорошо у меня с лидерством, но с влиянием точно неплохо, и я могу подкрепить это конкретными цифрами. Тиражами книжек, просмотрами лекций, количеством подписчиков в фейсбуке. Совершенно не обязательно, чтобы у вас тоже были книжки и лекции. Если вы, например, руководили отделом, это тоже отлично.
Главное, чтобы вы не забыли отчетливо проговорить, сколько людей было у вас в подчинении и каких конкретных измеримых результатов вы с ними достигли. Если вы человек юный и ничем еще не руководили, то расскажите, как вы сплотили ваших однокурсников для совместного проведения благотворительного аукциона и акции по сбору батареек, а также напишите, что после получения английского образования ваши благотворительные аукционы и акции по сбору батареек станут вообще офигенными. Второе эссе посвящено вашим профессиональным контактам. Расскажите, как вы организовали у себя в городе лекцию знаменитого популяризатора и как благодаря этому выросло число подписчиков страницы вашего дискуссионного клуба. Расскажите, как вы нашли помещение для этой лекции благодаря тому, что ваш бывший научный руководитель помог вам поговорить с нужными людьми в администрации института. Расскажите, как вы посоветовали однокурснику младшей сестры пойти работать в вашу компанию, и он теперь считает, что вы определили его профессиональный путь. И не забудьте приплести сообщество стипендиатов Chevening, рассказав, как вы собираетесь обмениваться с ними полезной информацией по вашей специальности — про это тоже спрашивают.
Вообще про всё, что важно, спрашивают совершенно прямо, главное внимательно читать вопросы. Третье эссе посвящено выбору учебных курсов. На этапе подачи заявки вам нужно выбрать три магистратуры в Великобритании, в которые вы собираетесь поступать. Они должны соответствовать ряду формальных критериев начало в сентябре-октябре; продолжительность 9—12 месяцев; учебные, а не исследовательские , и про каждую из них вам предстоит внятно объяснить, почему именно она вам нравится и как конкретно это образование поможет продвинуть вашу карьеру. Самое важное здесь — выстроить внятную и внутренне непротиворечивую историю: раньше я делал проект Х и у меня хорошо получалось, но теперь я хочу делать более продвинутый проект Y, а для этого мне требуется дополнительный навык Z, который как раз и даст мне эта прекрасная магистратура. Четвертое эссе — о том, кем вы станете, когда вырастете. Вам нужно иметь реалистичный план на ближайшие 2—4 года и амбициозный план на следующие 5—10 лет.
Кроме того, в этой части стоит попытаться предположить — об этом Chevening тоже спрашивает, — чем именно ваше существование после возвращения на родину будет полезно Великобритании. В моем случае всё было просто, потому что я занимаюсь научной журналистикой, то есть и так постоянно рассказываю, как много всего прекрасного происходит в англоговорящем мире; и если я буду как-то связана с англоговорящей академической средой на уровне личного опыта, то эти мои заявления будут звучать для широкой общественности еще более убедительно. Но вообще, думаю, подходит любая идея насчет международного сотрудничества и гипотетических совместных проектов с теми специалистами, которых вам предстоит встретить в ходе обучения. Таймлайн и личные впечатления Осенью вы пишете эссе, выбираете магистерские программы, указываете двух потенциальных авторов рекомендательных писем и отправляете заявку. Постарайтесь закончить ее заранее, чтобы дать несколько дней отлежаться и посмотреть на нее свежим взглядом: вы обязательно заметите какие-нибудь нелепые ошибки. Мне, например, не хватило терпения, я отправила заявку сразу хотя до дедлайна оставались еще две недели , и через двадцать минут после ее подачи я осознала, что не смогла правильно указать в выпадающем списке, про что была моя предыдущая магистратура. В смысле, по сути я определила область верно, но в самом дипломе, как я с ужасом поняла, программа была причислена к другой, смежной области.
Поэтому в том случае, когда вы пытаетесь выучить весь материал непосредственно перед экзаменом, вы лишь небольшую часть из него перенесете в долговременную память и довольно мало из этого будете помнить, когда семестр закончится. Если вы учите информацию маленькими порциями и после каждой порции ложитесь спать, то во сне ваш мозг благополучно все запоминает, и повышается вероятность того, что информация останется в долгосрочной памяти, даже когда семестр закончится. Это упрощает дальнейшую учебу, потому что все курсы обычно связаны между собой.
Чем больше вы запомнили в первом семестре, тем легче вам будет во втором. Стресс и рейтинги Вышка очень гуманна по отношению к студентам, потому что она не собирает весь стресс в конец семестра в сессию, как делают все университеты, а распределяет его равномерно. Что, надо сказать, позволяет впихнуть гораздо больше стресса в процесс обучения.
Дополнительный фактор стресса — это система открытых рейтингов. Люди их смотрят, соревнуются друг с другом и искренне негодуют, когда другие талантливые однокурсники их обгоняют. У меня это проявлялось особенно отчетливо, потому что когда ты достаточно известен, то понимаешь, что любой твой хейтер в интернете может посмотреть, какие низкие у тебя оценочки.
Это стимулирует улучшать свою успеваемость. Отчасти это еще и геймификация: люди вовлекаются в соревнование, и поэтому им становится интереснее гоняться за хорошими оценочками. А поскольку система оценивания в Вышке достаточно объективная и справедливая, то, когда студенты гоняются за оценочками, они оказываются вынуждены гоняться и за знаниями тоже Мемы Мой любимый мем про Вышку — никто никогда не полюбит тебя так, как студенты НИУ ВШЭ любят говорить о том, что они студенты НИУ ВШЭ.
Мемы работают так же, как пословицы, афоризмы и цитаты великих людей. Это удобный способ спрессовать большой объем информации и длинную цепь ассоциаций в маленькую забавную картиночку, которую можно быстро переслать друзьям и процитировать в диалоге. Возраст, образование и брак У меня был перерыв в восемь лет между бакалавриатом и магистратурой, поэтому разница между СПбГУ и Вышкой субъективно была огромной.
Это как первый и второй брак. В первый брак вы вступаете по каким-то нелепым соображениям, например, чтобы получить самостоятельность и отделиться от родителей. Вы не очень выбираете, за кого первый раз выходите замуж.
Мне лично повезло. У меня был хороший первый муж и первый университет. Однако я от всего этого получала гораздо меньше удовольствия, чем могла бы, потому что не была морально готова ни к отношениям, ни к образованию.
Я не выбирала эти вещи осознанно, просто так получилось. Контраст со вторым разом огромный: во второй раз ты уже понимаешь, куда и зачем пришел, и поэтому любые неприятные мелочи уже не бесят, ты на них особо и внимания-то не обращаешь, фокусируешься на том, что ты здесь осмысленно и добровольно. Жизнь устроена так, что нам регулярно приходится заниматься чем-то, когда мы еще не готовы и до этого не дозрели.
Это печально С другой стороны, если не пробовать ничего нового, то непонятно, как тогда повзрослеть и научиться получать удовольствие. Планы после магистратуры Вы будете смеяться, но сейчас у меня точно такая же история: я выбираю между несколькими вариантами, к которым я морально не готова. До поступления в Вышку у меня был четкий план: писать третью книжку и потом завести ребенка, которого я обещала мужу.
Но чем ближе подступает дедлайн, тем сильнее меня пугает эта перспектива. И в возможном крахе моей личной жизни как раз будет виновата Вышечка, потому что там мне внезапно понравилось проводить исследования, и теперь я думаю, что если я заведу ребенка, то я уже точно никогда никуда не смогу уехать на PhD. А из науки для меня мог бы получиться смысл жизни, по очень простой причине: я абсолютно командный человек, я очень счастлива, когда у меня есть коллеги.
Научная журналистика мне этого дать уже не может, потому что я overqualified: если мне идти в офис, то уже только шеф-редактором, а я терпеть не могу руководить и вообще быть самым умным парнем в комнате. Мне нужно, наоборот, чтобы все вокруг были круче меня, и вот уж это мне наука точно даст в избытке. Но при этом прямо сейчас уезжать куда-то на PhD я тоже не очень готова, потому что это тоже трудоемкий проект, в который лучше ввязываться осознанно.
В комментарии Forbes Woman, Казанцева рассказала, что ее доставили в ОВД по району Дорогомилово, где она «сидит в очереди из настоящих призывников». Ася Казанцева — научный журналист, лектор, лауреат премии «Просветитель», нейробиолог по образованию, автор трех книг о человеческом мозге и поведении «Кто бы мог подумать! Ранее журналистку уже задерживали в метро 12 июня, в День России. Как Ася Казанцева рассказала тогда в своем блоге, полиция отпустила ее после того, как она написала объяснительную с указанием, что с ней «проведена профилактическая беседа о том, что людям, имеющим административные задержания в прошлом, не следует заходить в метро в День России».
В клинике девушка проводит около двух часов.
За один раз получают в среднем от 4 до 25 ооцитов, эмбриолог очищает их, оценивает качество и решает, сколько зрелых клеток готовы к заморозке Ася Казанцева проходила один цикл стимуляции, в ходе которого получила 16 ооцитов. Из восьми яйцеклеток получилось три хороших эмбриона. Потери неизбежны на всех этапах. Зато дальше эмбрионы хранятся и приживаются лучше». Главная тонкость с эмбрионами в том, что у них есть отец.
Отношения с ним за годы хранения могут измениться, что порождает множество этических, а иногда и юридических коллизий. Интересно решила эту проблему Ася: она заморозила эмбрионы с бывшим мужем — уже после развода. Мы десять лет знакомы, и ни разу за все это время не ссорились настолько сильно, чтобы совсем не удавалось найти компромисс. Разводились тоже мирно и доброжелательно. Так что и обязанности по воспитанию, полагаю, сможем распределить комфортно».
Или чуть выше, если применялась генная диагностика. Дальше можно увлекательно вспоминать формулы из курса теорвера, а можно просто прикинуть, что вероятность получить хотя бы одного ребенка довольно высокая, но не сто процентов. То же самое с восемью яйцеклетками, замороженными в 34 года: можно надеяться, что из них получится один ребенок. Если повезет, то два. Если не повезет, то ни одного».
Служба безопасности Очень много мифов вокруг заморозки яйцеклеток связаны с возможными осложнениями при гормональной стимуляции. Это может указывать на то, что у них есть какие-то проблемы со здоровьем. Если же посмотреть отдельно именно на тех женщин, которые проходят стимуляцию ради светлого будущего, ну или потому, что проблема с бесплодием со стороны партнера, то у них, здоровых, осложнений оказывается мало, и в целом процедура переносится довольно легко». Самое распространенное осложнение — синдром гиперстимуляции, он бывает примерно в одном проценте случаев и очень зависит от уровня клиники. Еще один аргумент за то, чтобы отложить до 30», — добавляет Ася.
Про свой опыт стимуляции Ася рассказывает восторженно: «Мне понравилось, интересные психоактивные эффекты. Такой тест-драйв беременности.
Минус один просветитель-учёный
На каждом этапе информация теряется. Но вероятность потеряться ниже у того, что нам кажется эмоционально значимым, на что мы обращаем внимание, что мы целенаправленно, или даже непроизвольно, крутим в голове долгое время. В любом обучении важны эмоции. Люди склонны усваивать те школьные предметы, которые им нравятся по какой-либо причине. Когда им нравится преподаватель, когда им нравится об этом разговаривать, когда было положительное подкрепление или положительная обратная связь. Ну, например, вы выучили, рассказали друзьям, а они подумали: «Надо же, какой умный! И, наоборот, с какими-то другими предметами мы можем страдать от отрицательной обратной связи. Когда что-то было скучно и непонятно, у вас не получилось, вас за это заругали — и вы подумали, что не в силах усвоить такую информацию.
Тогда усиливаются нежелание и неготовность её запоминать. В обучении, в любой работе, в достижении долгосрочных целей важны эмоции, потому что именно через них наиболее эффективно работает внимание. Причём эмоции могут быть важны по-разному в зависимости от их знака и интенсивности. Для всяких комплексных, сложных, креативных вещей положительные эмоции играют, видимо, более серьёзную роль, чем отрицательные. С задачками на креативность в лабораторных экспериментах люди лучше справляются в том случае, если до этого им создать хорошее настроение, например, дать посмотреть любимое кино. Например, если на человека навести оружие, то потом он может хорошо описать само оружие, но плохо помнить того, кто его держал, и ещё хуже помнить, что происходило вокруг. Поэтому в обучении могут быть полезными и положительные, и отрицательные эмоции, но для разных целей.
Если вы хотите от человека добиться креативности, тогда нужно его хвалить. Если важно, чтобы он запомнил одну вещь, которую делать не надо, например, что нельзя совать пальцы в розетку, тогда его можно испугать. Если вы оказались в компании, где, обладая определёнными знаниями, можно понравиться остальным, то у вас будет мотивация учиться. Ну или если вам реально будет страшно завалить экзамен, вы тоже будете учить, боясь, что если не сдадите, то вас отчислят и вы умрёте под забором. Но обычно эффективнее отталкиваться от положительных эмоций. В идеале нужно учиться, потому что это классно и интересно. Но в реальности у нас не столько способностей испытывать интерес, чтобы хватало на всю школьную программу.
Поэтому приходится использовать и негатив. Есть ли ещё какие-то замечания к составителям школьного и студенческого расписания? Сон нужен, чтобы упорядочивать информацию, которая в течение предыдущего дня была накоплена. Очень важно, чтобы сна было достаточно. От раннего начала учёбы особенно страдают подростки, потому что они по природе более склонны к совиному образу жизни, у них просто биологически попозже начинает вырабатываться мелатонин гормон сна , чем у детей и взрослых. Подросткам правда сложно рано засыпать и рано просыпаться. Хорошо бы, чтобы у них не было первых уроков.
Во-первых, на вкладке в браузере гораздо сложнее фокусировать внимание, чем на живом преподавателе. Во-вторых, у нормального обучения есть важный неочевидный плюс: дорога до школы и университета и потом обратно. Это время, когда мозг ничем особенно не занят и усвоенная информация крутится в голове, может там утрамбоваться, консолидироваться, перейти в долговременную память. Эксперименты показывают, что запоминание происходит намного эффективнее, если между блоками информации есть периоды безделья. Причём безделья именно в таком смысле, что вы не думаете ни о чём целенаправленно и сосредоточенно, а просто идёте к метро и по дороге глазеете на домики или на перемене смотрите в окошко. А если вы занимаетесь чем-то, требующим сосредоточения, например, играете в компьютер или читаете книгу, то это не предоставляет мозгу возможности обработать усвоенную информацию. Надо, чтобы человек сам знал, что после каждой лекции важно пойти погулять, или помыть посуду, или принять душ, чтобы мозг спокойно обработал усвоенное раньше.
Скорее наоборот: если ребёнок в принципе умный и склонен учиться, то, как правило, у него будут оценки выше среднего и по математике, и по русскому. И наоборот: если у ребёнка ниже оценки по точным наукам, то и с гуманитарными будет то же самое.
С 2008 года работает в научной журналистике. Была редактором научно-популярной программы "Прогресс" на Пятом канале, "Программы на будущее" на Науке 2. За последние десять лет Ася опубликовала четыре научно-популярных бестселлера. Ее первые две книги, "Кто бы мог подумать! В одном случае речь идет о темном наследии биологической эволюции, о том, как особенности работы нашего мозга и эндокринной системы способствуют развитию иррациональных тревог и навязчивых желаний. В другом — о когнитивных искажениях, которые способствуют вере в лженауку, например поддерживают страх перед прививками.
Третья книга, "Мозг материален" 2019 дает надежду на то, что поумнеть все-таки возможно: она посвящена принципам работы нашего самого важного органа и тому, как пользоваться им более эффективно и улучшать его за счет обучения и правильного образа жизни. Свежеизданная "Откуда берутся дети" 2023 анализирует причины, по которым люди решают создавать новых людей, и способы делать это с наименьшими рисками и наибольшим выигрышем для интеллекта будущего ребенка. Успех книг привел к тому, что Ася стала востребованным лектором.
Краткий путеводитель по переходу из лагеря чайлдфри к тихим радостям семейственности» Ася Казанцева сообщила в соцсетях, что приняла решение уехать из России после рекомендации «дружественного адвоката». По словам научпоп-журналистки, у нее постоянно отменяются запланированные лекции, ее также «выдавливают из страны». Однако, как отмечает Казанцева, при наличии маленького ребенка"даже малый риск тюремного заключения малоприемлем». Об этом она написала в фейсбуке заблокирован в РФ, принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской. Во-первых, комиссия по этике Госдумы пояснила, что в публикации депутатом Луговым моего домашнего адреса она никаких проблем не видит, потому что в России гарантированная Конституцией свобода слова.
Во-вторых, у меня отменились еще две лекции, в Москве и в Казани, потому что очень уж большая пошла волна хейта во всякого рода прокремлевских пабликах и СМИ.
В вашей новой книге есть целая глава, посвященная молекулам — детекторам совпадений. Ася Казанцева: Да, потому что они меня очень восхищают. Речь об NMDA-рецепторах. Они находятся в синапсах, зонах контакта между нейронами, регистрируют одновременную активность нейронов и запускают молекулярный каскад, приводящий к формированию новых связей между ними.
Это объясняет, почему люди и все остальные живые существа, у которых есть нервная система, так сильно склонны к формированию ассоциаций между событиями, происходящими одновременно. Вот у вас есть нейронная сеть, зафиксировавшая, что вы слышите песенку. И одновременно нейронная сеть, активная потому, что рядом с вами — ваш возлюбленный. Между ними где-то есть контакт. В этой точке контакта срабатывают NMDA-рецепторы.
В результате песенка начинает ассоциироваться у вас с возлюбленным. Какие действия способствуют тому, чтобы более эффективно формировать связи между нейронами? Ася Казанцева: Важен образ жизни. В первую очередь сон и движение. На выращивание новых синапсов требуется время, и эффективнее всего мозг занимается этим именно во сне.
В принципе, по современным представлениям, ключевая функция сна — это именно консолидация воспоминаний, перевод их из кратковременной памяти в долговременную. Во время сна мозг заново рассортировывает дневные впечатления, решает, что из них мы будем запоминать, а что нет. Существует множество экспериментов, демонстрирующих, что лучше всего люди запоминают повторенное непосредственно перед сном и что люди с регулярным недосыпом начинают испытывать довольно серьезные проблемы с памятью. В этом смысле система образования устроена неправильно. В США и Канаде есть целое гражданское движение, призывающее к тому, чтобы начинать школьные занятия попозже, особенно у подростков.
У активистов хорошая научная база, но чиновники отказываются сотрудничать: говорят, придется переделывать расписание школьных автобусов. Что касается движения, здесь все просто: современные люди двигаются гораздо меньше, чем двигались наши предки, и мозг просто не рассчитан на такой пассивный образ жизни и не может полноценно функционировать в таких условиях. Он просто начинает страдать от недостатка кровоснабжения. Во время аэробной нагрузки у нас учащается пульс, к мозгу поступает больше крови, и это позволяет мозгу синтезировать больше молекул, необходимых для формирования новых синапсов. Дети, подростки и молодые взрослые еще как-то справляются, потому что у них достаточно энергии и они обычно могут набрать достаточно физической активности, просто потому что играют, бегают, гуляют, хотя бы даже подметают пол.
А вот к сорока годам человек зарабатывает на автомобиль, домработницу и доставку суши на дом, перестает двигаться, и это очень плохо отражается на его когнитивных функциях. Пожилые люди и вовсе попадают в ужасный замкнутый круг: они плохо себя чувствуют, из-за этого не ходят гулять, из-за этого начинают чувствовать себя еще хуже. Сколько нужно двигаться, чтобы мозг нормально себя чувствовал? Ася Казанцева: На самом деле не так уж и много. ВОЗ рекомендует 150 минут умеренной физической активности в неделю или 75 минут интенсивной.
Если вы полчаса в день по пять дней в неделю ходите пешком или каждую неделю отправляетесь на три пробежки по 25 минут каждая, то с точки зрения кровоснабжения мозга с вами все в порядке. Но даже если вы не можете набрать столько, важно получать хотя бы сколько-то движения. Меньше — намного лучше, чем ничего. Есть исследования на пожилых людях, показывающие, что 15 минут умеренной физической активности в день увеличивают ожидаемую продолжительность жизни на три года. Любовь — это тоже результат активности мозга?
Ася Казанцева: Все на свете — результат активности мозга. Но, действительно, нейробиологи довольно активно исследуют романтическую влюбленность. Она интересна тем, что ее прямо видно на томограмме.
Интеллект как аналог павлиньего хвоста
- Биография — Ася Казанцева
- Биология. Евгения Тимонова
- Минус один просветитель-учёный: sevastian_mos — LiveJournal
- В московском метро задержали научную журналистку Асю Казанцеву
- Рано утром подростки учатся хуже ― научный журналист Ася Казанцева
- Ася Казанцева покинула Россию из‑за жалоб на нее в Следственный комитет - Афиша Daily
Научный журналист Ася Казанцева после опубликования ее адреса уехала из России
На первом этапе проекта нужно было разобраться с тем, насколько серьезную роль образование тромбов играет в тяжелом течении коронавирусной инфекции. Ася Казанцева проходила один цикл стимуляции, в ходе которого получила 16 ооцитов. Биография Аси Казанцевой началась в небольшом городке Сосновый Бор Ленинградской области в 1986 г. Ася была средним ребенком в семье, где, помимо нее, подрастали младшая сестра и старший брат. Ася Казанцева — о том, как гены определяют политические взгляды и правда ли, что иногда жизненно важно заниматься прокрастинацией. Ася Казанцева — один из самых известных российских научных журналистов. Ася Казанцева объяснила, как сказывается даже небольшое употребление никотина и насколько опасен стресс для развития детей.
Казанцева Ася
В нервных клетках действительно должно накопиться достаточно определенных молекул, чтобы они запустили рост новых связей, а количество этих молекул увеличивается каждый раз, когда мы прогоняем электрические импульсы по конкретной нейронной сети. Есть множество подтверждений этого факта в томографических исследованиях на людях. Если взять много людей, сделать снимки их мозга, потом половину из них чему-то обучать, а половину нет, то при следующем исследовании мозга можно зафиксировать реальные изменения плотности серого вещества или толщины коры в тех зонах, которые связаны с этим навыком. Хрестоматийный пример — лондонские таксисты, у которых увеличивается плотность серого вещества в гиппокампе по мере того, как они запоминают карту города. В вашей новой книге есть целая глава, посвященная молекулам — детекторам совпадений.
Ася Казанцева: Да, потому что они меня очень восхищают. Речь об NMDA-рецепторах. Они находятся в синапсах, зонах контакта между нейронами, регистрируют одновременную активность нейронов и запускают молекулярный каскад, приводящий к формированию новых связей между ними. Это объясняет, почему люди и все остальные живые существа, у которых есть нервная система, так сильно склонны к формированию ассоциаций между событиями, происходящими одновременно.
Вот у вас есть нейронная сеть, зафиксировавшая, что вы слышите песенку. И одновременно нейронная сеть, активная потому, что рядом с вами — ваш возлюбленный. Между ними где-то есть контакт. В этой точке контакта срабатывают NMDA-рецепторы.
В результате песенка начинает ассоциироваться у вас с возлюбленным. Какие действия способствуют тому, чтобы более эффективно формировать связи между нейронами? Ася Казанцева: Важен образ жизни. В первую очередь сон и движение.
На выращивание новых синапсов требуется время, и эффективнее всего мозг занимается этим именно во сне. В принципе, по современным представлениям, ключевая функция сна — это именно консолидация воспоминаний, перевод их из кратковременной памяти в долговременную. Во время сна мозг заново рассортировывает дневные впечатления, решает, что из них мы будем запоминать, а что нет. Существует множество экспериментов, демонстрирующих, что лучше всего люди запоминают повторенное непосредственно перед сном и что люди с регулярным недосыпом начинают испытывать довольно серьезные проблемы с памятью.
В этом смысле система образования устроена неправильно. В США и Канаде есть целое гражданское движение, призывающее к тому, чтобы начинать школьные занятия попозже, особенно у подростков. У активистов хорошая научная база, но чиновники отказываются сотрудничать: говорят, придется переделывать расписание школьных автобусов. Что касается движения, здесь все просто: современные люди двигаются гораздо меньше, чем двигались наши предки, и мозг просто не рассчитан на такой пассивный образ жизни и не может полноценно функционировать в таких условиях.
Он просто начинает страдать от недостатка кровоснабжения. Во время аэробной нагрузки у нас учащается пульс, к мозгу поступает больше крови, и это позволяет мозгу синтезировать больше молекул, необходимых для формирования новых синапсов. Дети, подростки и молодые взрослые еще как-то справляются, потому что у них достаточно энергии и они обычно могут набрать достаточно физической активности, просто потому что играют, бегают, гуляют, хотя бы даже подметают пол. А вот к сорока годам человек зарабатывает на автомобиль, домработницу и доставку суши на дом, перестает двигаться, и это очень плохо отражается на его когнитивных функциях.
Пожилые люди и вовсе попадают в ужасный замкнутый круг: они плохо себя чувствуют, из-за этого не ходят гулять, из-за этого начинают чувствовать себя еще хуже. Сколько нужно двигаться, чтобы мозг нормально себя чувствовал? Ася Казанцева: На самом деле не так уж и много. ВОЗ рекомендует 150 минут умеренной физической активности в неделю или 75 минут интенсивной.
Если вы полчаса в день по пять дней в неделю ходите пешком или каждую неделю отправляетесь на три пробежки по 25 минут каждая, то с точки зрения кровоснабжения мозга с вами все в порядке. Но даже если вы не можете набрать столько, важно получать хотя бы сколько-то движения. Меньше — намного лучше, чем ничего. Есть исследования на пожилых людях, показывающие, что 15 минут умеренной физической активности в день увеличивают ожидаемую продолжительность жизни на три года.
А в какие-то дни понимаете, что все написали неправильно, удаляете главу и заново закапываетесь в источники. А иногда у вас случается острая стадия несчастной любви, и вы весь день рыдаете и пишете 10 000 знаков черновиков подкатывательных писем, вместо того чтобы заниматься тем, чем собирались. Первая пара Главная особенность нашей магистратуры Cognitive sciences and technologies заключается в том, что за два года обучения у нас ни разу не было первой пары. Вторые пары были довольно редко.
Дело в том, что саму программу и расписание создавали нейробиологи. А они знают, что сон, по современным представлениям, нужен для консолидации памяти, и поэтому нет ничего более бессмысленного, чем учить невыспавшихся людей. Когда нейробиологи придут к власти, в университетах не останется первых пар Накоп Система накопительных оценок — это очень круто, она оптимальна для того, чтобы мозг эффективно запоминал информацию. Вышка вынуждает человека работать над материалом равномерно и регулярно, вместо того чтобы учить все к моменту экзамена.
В классическом университете вы сначала семестр слушаете лекции, и вас никто ни о чем не спрашивает. Потом вы в последнюю ночь все учите, сдаете на следующий день преподавателю и с чистой совестью выкидываете информацию из головы. К тому же на экзамене ваша оценка зависит не только от того, хорошо или плохо вы выучили материал, но и от случайных факторов: какой вам попался билет, в каком настроении был экзаменатор, как он вообще относится к студентам. Все это серьезно демотивирует.
У всех людей по ходу обучения накапливаются истории о том, как они все выучили плохо, но сдали хорошо, потому что им повезло, или истории о том, как они тщательно готовились, но им не повезло с экзаменатором, и потому они сдали плохо. Я училась на биофаке СПбГУ, и в его дипломе у меня много несправедливо завышенных и несправедливо заниженных оценок. В Вышке эта ситуация исключена. Здесь итоговую оценку определяет работа в течение всего семестра.
На экзамене элемент везения сводится к минимуму, потому что обычно он проходит в формате письменного тестирования по всему курсу. В Вышке намного более очевидна связь между тем, что человек делает, и тем, какую он оценку получает в итоге Соответственно, не развивается чувство беспомощности «от меня далеко не все зависит, стоит ли вообще что-то предпринимать? Сегодня понятно, что кратковременная память — это усиление проводимости синапсов, долговременная память — выстраивание новых нейронных связей. То есть любое обучение — это настоящие, измеримые анатомические изменения архитектуры мозга.
Проблема в том, что скорость обучения ограничена, мозгу требуется время на то, чтобы вырастить эти нейронные связи. Поэтому в том случае, когда вы пытаетесь выучить весь материал непосредственно перед экзаменом, вы лишь небольшую часть из него перенесете в долговременную память и довольно мало из этого будете помнить, когда семестр закончится. Если вы учите информацию маленькими порциями и после каждой порции ложитесь спать, то во сне ваш мозг благополучно все запоминает, и повышается вероятность того, что информация останется в долгосрочной памяти, даже когда семестр закончится. Это упрощает дальнейшую учебу, потому что все курсы обычно связаны между собой.
Чем больше вы запомнили в первом семестре, тем легче вам будет во втором. Стресс и рейтинги Вышка очень гуманна по отношению к студентам, потому что она не собирает весь стресс в конец семестра в сессию, как делают все университеты, а распределяет его равномерно. Что, надо сказать, позволяет впихнуть гораздо больше стресса в процесс обучения. Дополнительный фактор стресса — это система открытых рейтингов.
Люди их смотрят, соревнуются друг с другом и искренне негодуют, когда другие талантливые однокурсники их обгоняют. У меня это проявлялось особенно отчетливо, потому что когда ты достаточно известен, то понимаешь, что любой твой хейтер в интернете может посмотреть, какие низкие у тебя оценочки. Это стимулирует улучшать свою успеваемость. Отчасти это еще и геймификация: люди вовлекаются в соревнование, и поэтому им становится интереснее гоняться за хорошими оценочками.
А поскольку система оценивания в Вышке достаточно объективная и справедливая, то, когда студенты гоняются за оценочками, они оказываются вынуждены гоняться и за знаниями тоже Мемы Мой любимый мем про Вышку — никто никогда не полюбит тебя так, как студенты НИУ ВШЭ любят говорить о том, что они студенты НИУ ВШЭ.
Не остались без внимания интернет-пользователей и другие высказывания "научного журналиста", в частности, касающиеся отношений с животными: многие усмотрели в них оправдание зоофилии. Оператор 4 блока Олег Генрих рассказал, как спасся после Чернобыля Как несломленный дзюдоист Дмитрий Носов взял бронзу Олимпиады со сломанной рукой 13 апр.
Научный журналист Ася Казанцева после опубликования ее адреса уехала из России 22 января 2024, 12:22 181 комментарий Популяризатор науки Ася Казанцева, чьи лекции многократно отменялись или проходили подпольно из-за ее пацифистской позиции, рассказала 22 января в соцсетях о своем отъезде из России. Это произошло после того, как комиссия по этике Госдумы не нашла нарушений в обнародовании депутатом Луговым домашнего адреса журналистки. Казанцева мотивировала отъезд в Тбилиси «до наступления лучших времен» необходимостью зарабатывать на жизнь, что затруднительно при постоянной отмене ее научных лекций на Родине, а также заботой о своей грудной дочери.
Ася Казанцева: Чувствую себя эритроцитом в огромной кровеносной системе русскоязычной культуры
Официально выступала против запрета пропаганды гомосексуализма среди детей. Примечательна ещё и тем, что в одной из её книг описывается её опыт половых отношений в 14-15 лет с женатым мужиком лет 40 и там же озвучена мысль о том, что «нимфеткофилия» c — это норма. Вообще заявляла, что абсолютно нормально завести ребёнка ради собственного удовольствия — то есть воспринимает ребёнка как вещь, которая используется в утилитарных целях. В таком же ключе в её трудах рассмотрены и практически все человеческие отношения, что конечно поражает. Известна в числе прочего проведением показательного «празднования развода» по случаю расторжения брака со своим вторым мужем что видимо произошло из-за стремления Казанцевой постоянно потрахиваться на стороне, что ни один мужик не вынесет. Работала вместе с Олегом Навальным, братом оппозиционера Алексея Навального.
Деятельность[ править ] В 2019 году выиграла стипендию в Бриташке , куда уехала на два года.
Научные исследования спорных вопросов». В любой непонятной ситуации следует обращаться к научным исследованиям. Окажется, что многие другие люди уже потанцевали по тем же граблям и пришли к каким-нибудь выводам.
Касается это и вопроса о том, подобает ли разумному человеку ввязываться в размножение, или лучше все-таки жить для себя. Сколько у нас времени на принятие решения, и каким образом можно выиграть дополнительное время?
Зато их чувства от взаимодействия с ребенком во многом похожи на романтическую влюбленность. Все потому, что в привязанность между партнерами и привязанность между матерью и ребенком вовлечены одни и те же нейронные и гормональные механизмы: активация системы вознаграждения, волны окситоцина.
Если беременность протекала благополучно, родился здоровый младенец и в жизни матери в целом все хорошо, ее отношения с ребенком оказываются похожи на влюбленность и по ряду поведенческих критериев. Оба стремятся к тактильному и зрительному контакту, дурачатся друг с другом, придумывают смешные прозвища, страдают в разлуке, получают много удовольствия от взаимодействия друг с другом.
Российский биолог Александр Марков отметил, что в книге увлекательное изложение прекрасно сочетается с научной глубиной. Российский биоинформатик Михаил Гельфанд посоветовал родителям купить два экземпляра книги — один себе, другой своим детям [14].
По мнению обозревателя газеты « Комсомольская правда » Сергея Ефимова, книга помогает понять, что происходит с человеком с точки зрения науки, когда он курит, ест, грустит, занимается сексом. Также он обратил внимание на непринуждённый стиль повествования: «При этом Ася Казанцева излагает материал так, словно она никакой не биолог с дипломом, а ваша старинная приятельница, с которой вы встретились за кружкой того же пива» [15]. Врач-психиатр Павел Бесчастнов в своей рецензии в газете « Троицкий вариант — Наука » обозначил жанр книги как «нейробиологию повседневности» и заметил, что книга поможет людям глубже осознать проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Научные исследования спорных вопросов » [2] [17] [18] [19] [20] [21].
Книга рассказывает о различных мифах в сфере биологии, опровергает их и приводит современные исследования.
«Я бы еще посопротивлялась»: популяризатор науки Ася Казанцева уехала из России на фоне травли
нейробиолог по образованию, выпускница трех престижных вузов (СПбГУ, НИУ ВШЭ и Бристольского университета). Ася Казанцева* — известный научный журналист, лауреат премии "Просветитель". Последние лет 5-7 самым известным научным журналистом было принято называть Асю Казанцеву. 6 советов для стимуляции памяти и обучения от Аси Казанцевой. Интервью с Асей Казанцевой В ходе интервью с Асей Казанцевой мы узнаем как давняя влюбленность повлияла на выбор образования, с чего начиналась ее просветительская карьера, а также обсудим как научиться поступать рационально.
В мозге нет единства мнений
- 50 тысяч рублей за месяц: как ижевчане собрали деньги на лекцию популяризатора науки Аси Казанцевой
- город в котором я живу
- Ася Казанцева
- Журналистка и популяризатор науки Ася Казанцева заявила, что покидает Россию | Ямал-Медиа
- Интервью с Асей Казанцевой* о беременности, родах и материнстве с точки зрения науки
Пенсия.PRO
И это эволюционно способствовало формированию прочных отношений между мужчиной и женщиной — чтобы мужчина участвовал в заботе о женщине и ее ребенке и тем самым повышал вероятность собственной успешной передачи генов. Отцовское поведение проявляется по-разному. В парагвайском племени аче не принято, чтобы мужчины ухаживали за младенцами, зато они приносят матерям еду. У пигмеев отец больше вовлечен в заботу о ребенке, мать может даже оставить их вдвоем, а сама пойти добывать пищу.
Как мозг заставляет нас делать глупости" 2013 получила премию "Просветитель" за вклад в популяризацию науки.
Вторая — "В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов" — вошла в шорт-лист премии "Просветитель" 2017 года. Третья книга «Мозг материален» 2019 посвящена принципам работы нашего самого важного органа и тому, как пользоваться им более эффективно и улучшать его за счет обучения и правильного образа жизни.
Да и в принципе, в постоянном стрессе жить не очень для нее полезно, — написала журналистка.
Ранее MSK1. Научная журналистка должна была презентовать книгу «Откуда берутся дети? Она поделилась опытом, как смогла накопить на квартиру в столице.
В 2014—2015 годах работала на должности шеф-редактора журнала « Здоровье » [4]. Является членом совета просветительского фонда « Эволюция » [15]. Выступает в средствах массовой информации на темы, связанные с популяризацией науки [16] [17].
С 2014 года выступает с публичными и непубличными корпоративными научно-популярными лекциями. Автор статьи «Растворённая магия» в журнале « Вокруг света », в которой привела научные доказательства неэффективности гомеопатии и гомеопатических средств. Статья в 2016 году стала предметом судебного иска « Национального совета по гомеопатии », требовавшего признать, что высказанное мнение не соответствует действительности и порочит методы гомеопатии и опубликовать в журнале опровержение материала на семи страницах, однако Арбитражный суд Москвы отказал истцу в удовлетворении искового требования [18]. Как мозг заставляет нас делать глупости». Книга была положительно оценена специалистами и СМИ. Российский биолог Александр Марков отметил, что в книге увлекательное изложение прекрасно сочетается с научной глубиной.
Казанцева пообещала вернуться в Россию, когда «ветер переменится»
- Минус один просветитель-учёный: sevastian_mos — LiveJournal
- Научный журналист Ася Казанцева о том, почему важно выбрать хорошую школу и читать на английском
- Надо ли гладить живот во время беременности? А слушать классическую музыку?
- Научный журналист Ася Казанцева о том, почему важно выбрать хорошую школу и читать на английском
Журналист Ася Казанцева: биография, личная жизнь, книги
В ходе интервью с Асей Казанцевой мы узнаем как давняя влюбленность повлияла на выбор образования, с чего начиналась ее просветительская карьера, а также обсудим как научиться поступать рационально. Ася Казанцева — о том, как гены определяют политические взгляды и правда ли, что иногда жизненно важно заниматься прокрастинацией. Краткий путеводитель по переходу из лагеря чайлдфри к тихим радостям семейственности» Ася Казанцева сообщила в соцсетях, что приняла решение уехать из России после рекомендации «дружественного адвоката». Ася Казанцева приехала в Минск на выходные в рамках лектория «Массаракш», где прочитала для минчан лекцию «Как мозг принимает решения?». В Казани отменили лекцию популяризатора науки, писательницы Аси Казанцевой после травли со стороны депутата и телеграм-каналов.
Как жить и учиться в Англии бесплатно? Инструкция от Аси Казанцевой
Попытались разобраться с этим с популяризатором науки, научным журналистом Асей Казанцевой. Российский популяризатор науки Ася Казанцева выставила на продажу свою яйцеклетку ради просвещения. Последние лет 5-7 самым известным научным журналистом было принято называть Асю Казанцеву. Ася Казанцева: «Моя задача – строить мостики между настоящей наукой и обществом». Около 15:00 Асю Казанцеву отпустили из полиции, взяв с нее объяснительную.
Ася Казанцева: «Моя задача – строить мостики между настоящей наукой и обществом»
Афиша Plus - 22 января 2024 - Новости Санкт-Петербурга - Биография Аси Казанцевой началась в небольшом городке Сосновый Бор Ленинградской области в 1986 г. Ася была средним ребенком в семье, где, помимо нее, подрастали младшая сестра и старший брат. Краткий путеводитель по переходу из лагеря чайлдфри к тихим радостям семейственности» Ася Казанцева сообщила в соцсетях, что приняла решение уехать из России после рекомендации «дружественного адвоката». Ася Казанцева — известный научный журналист, лауреат премии «Просветитель», по образованию нейробиолог. Ася Казанцева15 октября 2019.