Роль Мануэля Асанья и его ответственность в начале гражданской войны в Испании являются предметом споров среди историков. Асанья, Мануэль — статья из Интернет-энциклопедии для
Над всей Испанией безоблачное небо
В 1930 году основал партию Республиканское действие 1930-1934 , представлявшую интересы мелкой и средней буржуазии. Участник Сан-Севастьянского пакта 1930 года. После начала в 1931 году буржуазно-демократической революции Асанья в 1931 году - военный министр, в 1931-1933 годы - глава правительства; стремился предотвратить развитие революции. После прихода реакционной партий к власти ноябрь 1933 года возглавил с апреля 1934 года новую партию - Левореспубликанскую, вступившую в 1936 году в Народный фронт. С победой последнего на выборах 16 февраля 1936 года Асанья - глава правительства, а затем с мая 1936 года - президент республики. В период национально-революционной войны 1936-1939 годов Асанья - фактический лидер правого крыла Народного фронта, сторонник компромисса с фашистами. Советская историческая энциклопедия. Том 1. Асанья, Мануэль 1880-1940 - видный деятель республиканской Испании, либеральный демократ.
Обучался в католическом колледже августинцев в Эскуриале, потом стал юристом, поступил на государственную службу и постепенно поднялся до высших ступеней в министерстве юстиции.
В 1913-1920 гг. Публиковался в изданиях «El Imparcial» и «El Sol». С 1914 г. Во время Первой мировой войны работал корреспондентом во Франции, в т.
В 1918 и 1923 гг. В 1918 г. В 1920-1924 гг. Был известным писателем, автор художественных произведений «Vida de don Juan Valera» 1926, за эту книгу был удостоен Национальной премии по литературе , «El Jard? Кроме того, он переводил труды Джорджа Борроу , Бертрана Рассела , Стендаля , занимался литературной критикой, публицист, эссеист.
В 1920-е гг. В 1926 г.
В самых спорных разделах — статьях 26 и 27 — говорилось о роспуске религиозных орденов. Это ускорило кризис, разрешенный лишь благодаря умению убеждать, проявленному Мануэлем Асаньей. Запрету и национализации собственности теперь подлежал один орден иезуитов[49]. При этом статья 26 предусматривала прекращение не позднее чем через два года государственного финансирования Церкви. Перед Церковью вставала острейшая проблема. Впервые она столкнулась с администрацией, отвергавшей традиционное представление о синонимичности Церкви и Испании. Тот факт, что посещаемость церквей в Испании было ниже, чем в любой другой христианской стране, не помешал кардиналу Сегуре заявить, что в Испании «ты либо католик, либо никто».
К мессе ходило менее 20 процентов всего населения Испании. В большинстве районов южнее Гвадаррамы эта цифра не достигала даже 5 процентов. Но эта статистика не влияла на убеждение церковных иерархов в Испании и в Риме, будто республика взялась их преследовать[50]. Дебаты по 44-й статье об экспроприации земель в «национальных интересах», которой требовали социалисты, привели к новому обострению, и Алькала Самора снова как и из-за 26-й статьи чуть не подал в отставку. Без экспроприации была неосуществима аграрная реформа — и хотя безземельным батракам предполагалось передать только необрабатываемые земли, центристы и правые опасались дальнейших шагов в этом направлении[51]. Наконец, 9 декабря кортесы проголосовали за конституцию. Нисето Алькала Самора был официально избран президентом республики. Мануэль Асанья, виднейший либеральный республиканец, был интеллектуалом, настроенным решительно антиклерикально, человеком блестящего ума — и мрачным пессимистом. Себя самого он считал сильным лидером республики, но был лишен последовательности и силы духа, необходимых для этой роли.
Поддержку он черпал главным образом среди прогрессивного среднего класса, врачей и учителей, а также в низшем сегменте среднего класса — у лавочников и клерков. Глава радикальной партии Алехандро Леррус, надеявшийся возглавить правительство вместо Асаньи, был забаллотирован социалистами, которые не без основания считали его партию погрязшей в коррупции. С тех пор Леррус стал искать союзников в правом лагере: в основном его поддерживали консерваторы и бизнесмены, не любившие короля Альфонсо, но не отличавшиеся внутренним неприятием монархии. Противники республиканской реформы, сторонники крупных землевладельцев, духовенства и армии, имели незначительное меньшинство мест в кортесах, что не снижало их пыл в отстаивании ценностей традиционной Испании[53]. Фашизм на этом этапе был совсем незаметен: писали о нем немного, вокруг Хосе Антонио Примо де Риверы, сына покойного диктатора, группировалась всего лишь горстка правых интеллектуалов[54]. После провозглашения республики анархисты раскололись: одни пошли путем синдикализма, или профсоюзов, как «treintistas» Анхеля Пестаньи и Хуана Пейро, другие примкнули к ФАИ Федерации анархистов Иберии. Последних, в том числе Хуана Гарсиа Оливера и Буэнавентуру Дуррути, страстно веривших в борьбу против государства, в стачки и восстания, прозвали «gimnasia revolucionaria», готовившей социальную революцию. Однако первой серьезной угрозой правительству стало незначительное на первый взгляд событие в одной отдаленной деревне. Кастильбланко, селение в провинции Бадахос близ португальской границы, бастовало с конца декабря 1931 года.
Для восстановления порядка туда прибыл отряд гражданской гвардии; один из гвардейцев открыл огонь и убил местного жителя. В ответ крестьяне стали жестоко мстить и линчевали четверых гвардейцев: спираль насилия раскрутилась стремительно. В далекой Риохе произошло новое печальное событие: там гражданские гвардейцы, видимо мстя за своих товарищей, погибших в Кастильбланко, убили 11 человек и 30 ранили. Асанья, вызвав Санхурхо, отругал его за действия подчиненных и снял с должности с сильным понижением: теперь Санхурхо стал генеральным инспектором корпуса пограничной стражи carabineros [55]. Генерал, способствовавший в апреле установлению республики тем, что отказал в защите королю, снова счел себя оскорбленным. Он вошел в контакт с другими старшими офицерами с намерением подготовить государственный переворот — однако правительство оказалось в курсе его планов, и августовский путч Санхурхо кончился унизительной неудачей. Лишь в Севилье ненадолго мелькнул призрак успеха, но бездействие самого Санхурхо и незамедлительно объявленная НКТ всеобщая забастовка положили конец мятежу. Санхурхо попытался сбежать в Португалию, но был арестован в Уэльве[56]. Мадридское правительство арестовало и других заговорщиков, включая Хосе Антонио Приму де Риверу и Рамиро де Маэсту; в общей сложности 140 человек были сосланы в Западную Сахару, в Вилья-Сиснерос.
Из-за серьезного преобладания «голубой крови» среди заговорщиков правительство объявило о конфискации земель, принадлежавших испанским грандам, — скоропалительная и противозаконная мера, лишь усилившая враждебность последних. Санхурхо приговорили к смертной казни, но приговор был тут же заменен тюремным заключением. Генералу не суждено было долго томиться в застенке: Леррус, лишь только придя к власти, помиловал его, и Санхурхо отправился в изгнание, в Лиссабон, «организовывать национальное движение, которое спасет Испанию от разорения и бесчестья». Непосредственным результатом мятежа Санхурхо стало ускорение законотворчества кортесов; к самым спорным их решениям относилось принятие статуса автономии для Каталонии и земельная реформа[57]. Правые попытались не допустить автономизации Каталонии, но Асанья произнес одну из наиболее блестящих речей за всю свою карьеру и одержал победу. Статус был проголосован 9 сентября, чему помог крах переворота Санхурхо. Начало 1933 года было неудачным для правительства Асаньи: в первых числах января в Андалусии, начиная с Кадиса, поднялась очередная волна насилия, продолжившая прежнюю череду бунтов. В городке Касас-Вьехас[59], имевшем давнюю анархическую традицию, грянул «Судный день»: там был провозглашен либертарный коммунизм. Из Кадиса прибыло подкрепление гражданских и штурмовых гвардейцев и окружило дом, откуда отстреливался старый анархист по прозвищу Seisdedos «шестипалый».
Генеральный директор безопасности приказал капитану штурмовой гвардии Мануэлю Рохасу положить конец противостоянию. Рохас поджег дом, двое мужчин, выпрыгнувших из огня, были застрелены. После этого Рохас приказал расстрелять дюжину анархистов, арестованных раньше. Всего в Касас-Вьехасе погибло 22 крестьянина и трое сотрудников сил безопасности[60]. Правые, часто призывавшие к радикальным мерам при восстановлении порядка, теперь набросились на Асанью за жестокость. Его необоснованно обвиняли в отдаче приказов об убийстве крестьян, отчего страдала его репутация. Правые депутаты кортесов доказывали, что события в Касас-Вьехасе показывают ошибочность поспешных социальных изменений в деревне, и критиковали социалистические реформы правительства в промышленности. В результате правительство Асаньи потеряло голоса на апрельских муниципальных выборах, а к осени стало понятно, что он и его соратники значительно ослабели. Алькале Саморе пришлось поручить формирование кабинета однопартийцу Лерруса Диего Мартинесу.
Новому кабинету предстояло подготовить новые выборы. Перед лицом возможной неудачи правительства почти все правые объединились и 12 апреля образовали коалицию — Union de Derecha y Agrarios. Радикальная республиканская партия Алехандро Лерруса играла роль умеренно центристской силы, левые, наоборот, шли на выборы разобщенными. Социалисты были разочарованы осторожностью коллег-республиканцев при проведении реформ, ВСТ призывал их разоблачать реакционную склонность правительства Асаньи к репрессиям. Анархисты, верные своему неприятию государства и разгневанные убийствами, совершаемыми гражданской гвардией, призывали к неучастию в дебатах.
Об энциклопедическом словаре Большой энциклопедический словарь — это уникальная бесплатная онлайн энциклопедия с полнотекстовым поиском и поддержкой морфологии русских слов. Энциклопедический словарь является некоммерческим проектом, который постоянно развивается. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями.
АСАНЬЯ Мануэль (1880-1940)
История Первоначально улица называлась «Бульвар Нарваэс», а после революции 1868 года получила такое название, как известно сегодня. Первые дома, которые были построены, шли от улицы Вильянуэва до улицы Гойя то есть улицы за Археологическим музеем. В то время здоровые условия этого района делали его идеальным для роскошных домов, широких проспектов, близости к сельской местности и обилия воды. Саламанка сам создал первую трамвайную линию в Мадриде, которая обслуживала этот район, и первая трамвайная остановка в городе была расположена на этой угловой улице Мальдонадо, первая из которых отправилась 31 мая 1871 года в сторону площади Пуэрта-дель-Соль. На улице Генерала Ораа находился «сад Кановаса». Во время гражданской войны в Испании здесь располагалась штаб-квартира Коммунистической партии.
Еще двое детей, находившихся в доме, постигла общая участь: они погибли от пуль гвардейцев, когда пытались выбраться через дверь. Подавив восстание, штурмовые гвардейцы принялись арестовывать крестьян в их домах, отвели их в еще дымившуюся хижину «Шестипалого», собрали там и открыли огонь на поражение по группе из примерно 14 человек. По показаниям врача Хоакина Уртадо Нуньеса, который обследовал трупы, все погибшие были убиты спереди. Выстрелы из маузера и пистолета пришлись в голову, грудь и ноги. Не удалось установить, сколько человек стреляли, но все спереди. После этих событий гражданская гвардия произвела многочисленные аресты и подвергла пыткам большинство из задержанных. В протоколах заседаний Учредительных кортесов, где содержится большая часть информации, зафиксирован ряд леденящих душу свидетельств многочисленных очевидцев событий. Он заверил, что ряд расстрелянных крестьян был скован наручниками и что хижина «Шестипалого» была сожжена из огнеметов.
На следующий день в парламенте выступил председатель правительства Мануэль Асанья, попытавшийся показать, что у него недостаточно информации о случившемся. Он отверг все обвинения, заявив: «В Касас-Вьехасе не произошло, насколько нам известно, ничего кроме того, что должно было произойти…» Поскольку правительство отказалось создать парламентскую комиссию для расследования случившегося, группа депутатов во главе с капитаном Седилесом отправилась в Касас-Вьехас, чтобы получить информацию на месте. В ходе дебатов депутат-радикал Мартинес Баррио резко обрушился на правительство, заявив, что кровавыми репрессиями в Касас-Вьехасе оно ставит под угрозу жизнь республики. Он добавил: «Думаю, однако, что есть нечто худшее, чем утрата режима: это если этот режим уйдет запачканным, осужденным Историей, покрытый стыдом, слезами и кровью…». Во время речи Мартинеса Баррио Асанья вскочил и в гневе покинул зал. Той же ночью в дневнике он записал: «Сессия была отвратительным спектаклем. Жадно набросились на кровь, она возбуждала их, нас хотели запятнать ею…» На следующий день атаки возобновились в тех же тонах. Асанья взял слово для того, чтобы снять с правительства ответственность за события 12 января, заявив: «не было и нет в мире правительства, которое могло бы помешать тому или иному агенту власти по той или иной причине выйти за пределы своих полномочий и под воздействием каких-либо причин, страха, ненависти или мести, преступить пределы в исполнении своего долга…» Этими словами председатель правительства уже начал признавать, что, действительно, в Касас-Вьехасе действовали неправильно.
Секретарь Национального комитета обороны Мануэль Ривас проинформировал все региональные федерации, что в Каталонии вспыхнуло восстание. Поскольку Ривас был одновременно генеральным секретарем CNT, региональная федерация Андалусии расценила эту информацию как инструкцию со стороны Конфедерации поддержать революционное движение. Выступления начались в севильских городках Ла-Ринконада и Утрера, а также в нескольких населенных пунктах провинции Кадис.
На фоне призыва со стороны организации и сообщений преждевременных о торжестве восстаний, 10 января вечером крестьяне Касас-Вьехаса и Медины вступили в борьбу, которая, как они думали, носит всеобщий характер. Касас-Вьехас, известный позднее как Беналуп-де-Сидония, был тогда маленьким селением в составе муниципалитета Медина-Сидония Кадис. Там жило около 2 тысяч человек, в большинстве своем — крестьян-батраков.
Крайне высокой была безработица, и крестьяне выживали, благодаря небольшой помощи в 6 реалов, которые они получали от мэрии. Именно в таком контексте произошли события, о которых далее вкратце пойдет речь. Те, кто глубже интересуются темой, могут прочитать целые монографии, посвященные этой истории.
Провозгласив утром 11 января либертарный коммунизм, крестьяне Касас-Вьехаса поручили мэру Хуану Баскуньяне сообщить командиру поста Гражданской гвардии, что его подразделение должно сдаться, так как в Испании объявлен либертарный коммунизм. Тот отказался сдаться, и произошла перестрелка, 2 гвардейцев были ранены. Окруженные гвардейцы запросили помощи в Медина-Сидонии, и в два часа пополудни в селение прибыли подкрепления.
Еще через 3 часа гражданский губернатор Кадиса отправил дополнительные силы из Сан-Фернандо. Когда первые части прибыли в Касас-Вьехас, гражданские гвардейцы застрелили безоружного крестьянина и еще двоих ранили. Чтобы избегнуть репрессий, большинство активистов решили скрыться из селения.
Через 3 часа после этих событий деревня была полностью оккупирована штурмовой и гражданской гвардией под командованием лейтенанта Фернандеса Арталя.
Тогда лейтенант Арталь связался с гражданским губернатором Кадиса и запросил о присылке подкрепления с ручными гранатами для штурма хижины. В 2 часа утра в Касас-Вьехас прибыла из Хереса рота штурмовых гвардейцев под командованием печально известного капитана Мануэля Рохаса, который принял командование всеми силами. Очевидно, он получил телеграмму от губернатора с предписанием стереть с лица земли хижину, где укрылись бунтари, основываясь на распоряжении министерства. По приказу Рохаса, гвардейцы подожгли крышу дома, и все засевшие в нем задохнулись от дыма, кроме Марии Сильвы Крус и ее двоюродного брата Мануэля Гарсии, которые с началом пожара сумели выбраться через заднее окно. Еще двое детей, находившихся в доме, постигла общая участь: они погибли от пуль гвардейцев, когда пытались выбраться через дверь.
Подавив восстание, штурмовые гвардейцы принялись арестовывать крестьян в их домах, отвели их в еще дымившуюся хижину «Шестипалого», собрали там и открыли огонь на поражение по группе из примерно 14 человек. По показаниям врача Хоакина Уртадо Нуньеса, который обследовал трупы, все погибшие были убиты спереди. Выстрелы из маузера и пистолета пришлись в голову, грудь и ноги. Не удалось установить, сколько человек стреляли, но все спереди. После этих событий гражданская гвардия произвела многочисленные аресты и подвергла пыткам большинство из задержанных. В протоколах заседаний Учредительных кортесов, где содержится большая часть информации, зафиксирован ряд леденящих душу свидетельств многочисленных очевидцев событий.
Он заверил, что ряд расстрелянных крестьян был скован наручниками и что хижина «Шестипалого» была сожжена из огнеметов. На следующий день в парламенте выступил председатель правительства Мануэль Асанья, попытавшийся показать, что у него недостаточно информации о случившемся. Он отверг все обвинения, заявив: «В Касас-Вьехасе не произошло, насколько нам известно, ничего кроме того, что должно было произойти…» Поскольку правительство отказалось создать парламентскую комиссию для расследования случившегося, группа депутатов во главе с капитаном Седилесом отправилась в Касас-Вьехас, чтобы получить информацию на месте. В ходе дебатов депутат-радикал Мартинес Баррио резко обрушился на правительство, заявив, что кровавыми репрессиями в Касас-Вьехасе оно ставит под угрозу жизнь республики. Он добавил: «Думаю, однако, что есть нечто худшее, чем утрата режима: это если этот режим уйдет запачканным, осужденным Историей, покрытый стыдом, слезами и кровью…».
Улица Серрано (Мадрид)
Среди арестованных в силу случая оказался и будущий Президент Испании Мануэль Асанья, который приехал в Барселону по личным делам. Окончил колледж ордена августинцев в Эскориале (в это время Асанья расстался с религиозными взглядами). Полное имя: Мануэль Асанья и Диас Профессиональная деятельность: Президент Испанской Республики. Мануэль Асанья, испанский юрист и политик, 7-й президент Испании (ум. 1940), подробная информация о личности Мануэль Асанья: возраст, день рождения, биография.
Гражданская война в Испании
Родной город будущего философа Бильбао, как и всю Испанию, сотрясала Вторая в западной историографии — Третья карлистская война между консервативными сторонниками претендовавшего на престол правнука Карла IV дона Карлоса Младшего и более либеральными силами: сначала королем Амадеем I, затем правительством Первой Испанской Республики и, наконец, новым монархом Альфонсо XII. Последний и одержал окончательную победу над карлистами, вынудив оставшиеся части неприятельской армии бежать на территорию Франции. На маленького Мигеля ожесточенный конфликт произвел неизгладимое впечатление: ужас от окружавшего его тогда насилия уже во взрослом возрасте подтолкнул мыслителя к принципиальному неприятию внутренних конфликтов между этническими и политическими группами внутри страны. Обостренное чувство справедливости у мальчика сформировалось под влиянием принятого королем Альфонсо закона, по которому Страна Басков лишалась особого автономного статуса и полностью переходила под контроль испанского правительства. Подобной мерой власти ответили на широкую поддержку карлистов на территориях, которые раньше практически никак не зависели от Мадрида. Возмущенный притеснением басков Унамуно составил гневное письмо монарху, в котором высказался против лишения его региона самостоятельности. Альфонсо, естественно, никак не отреагировал на письмо ребенка, но сам жест Мигеля важен для понимания его личности: уже тогда он не признавал авторитетов и не боялся высказывать недовольство самым влиятельным людям государства. Когда мальчику было 11 лет, он настолько вдохновился рассказами обучавшего его иезуитского священника, что захотел добиться причисления к лику святых. С годами мечта приняла более рациональную форму, и Мигель всерьез рассматривал карьеру священника, но позже отказался и от этой идеи.
В 16 лет он поступил на факультет философии и гуманитарных наук Мадридского университета и перебрался из родного города в столицу. Уже тогда начал назревать главный внутренний конфликт Унамуно, определивший всё его творчество: противоречие между религиозной благочестивостью и всепоглощающей страстью к знанию. В Мадриде Мигель перестал посещать церковные службы, погрузился в трактаты по физиологической психологии, сочинения философов-позитивистов, произведения итальянских и британских поэтов. Он самостоятельно выучил немецкий, чтобы ознакомиться с идеями Гегеля, и английский, чтобы читать Спенсера и Карлайла, которых позже сам перевел на испанский. Два десятилетия спустя Унамуно со свойственной ему методичностью овладел датским для погружение в творчество датского мыслителя Сёрена Кьеркегора. Как бы Мигель ни отдалялся от религии, его интеллектуальный путь всё равно пролегал не в русле сциентистских или позитивистских концепций, как у многих современников. Рефлексия над конечностью человека, начавшаяся еще в подростковом возрасте после смерти бабушки, и осознание того, что далеко не все аспекты существования поддаются рациональному осмыслению, отличали Унамуно от большинства философов, признававших непоколебимый авторитет научного знания. Вскоре она разрушится.
Однажды ночью в 1897-м Унамуно пробудился от очередного кошмара — на этот раз он не стоял над трупом ребенка, а падал в бесконечную бездну. Преследовавшие его раньше видения как будто воплощались в реальности: их с Кармен годовалый сын Раймундо заболел менингитом, который привел к гидроцефалии. После продолжительных и безуспешных попыток облегчить состояние мальчика, в 1902 году тот скончался. На протяжении всего этого времени Унамуно винил себя за недуг сына, поскольку отвернулся от религии и предал веру в попытках познать человека и мир через науку. Вместо этого он, наоборот, принял этого Ангела точно так же, как его жена приняла его в его скорби. Из своего кошмара Мигель де Унамуно развил хаотичную и страстную философию трагедии. Философию самого себя». До конца 1890-х Унамуно увлекался идеями социализма, но после смерти сына радикально переосмыслил прежние взгляды и сформулировал новое мировоззрение.
Все его рассуждения с начала XX века касаются идеи конечности, которая, по мнению мыслителя, определяет существование человека и его отношения с реальностью. Желание жить вечно и экзистенциальная катастрофа от осознания невозможности бессмертия становятся основными категориями философии Унамуно. Бытие человека он определяет как «агонию» — процесс непрерывного метания между стремлением избежать смерти и пониманием того, что она неизбежна, конфликт между чувствами и разумом, духовным и интеллектуальным началами. Бог, согласно Унамуно, выступает гарантом вечной жизни, доказательством того, что человеческий путь не обрывается с разрушением физической оболочки. Ключевым понятием его философии становится «трагическое чувство жизни» — именно опубликованный в 1913 году трактат «О трагическом чувстве жизни» принято считать его программным произведением. Под этим словосочетанием Унамуно понимал «особое переживание конечности человеческого бытия, жажду бессмертия и голод по бытию». Единственным возможным форматом подлинного человеческого существования в интерпретации философа становится непрерывный конфликт между чувствами и мыслями, который разворачивается внутри индивидуального «я» и одновременно формирует его. Какое отношение экзистенциализм Унамуно имел к его политическим взглядам?
Как концепция внутреннего конфликта соотносилась с этическими и гражданскими установками мыслителя, который одинаково страстно обличал узколобость и левых, и правых? Чтобы ответить на эти вопросы, важно понять, что философия Унамуно — это прежде всего философия личности, гимн индивидуализму. Похожим образом интерпретирует концепцию Унамуно исследовательница из Университета Помпеу Фабра в Барселоне Екатерина Еремина: «В центре его философского мировоззрения стоит личность, поэтому его теорию о трагическом чувстве жизни иногда называют персонализмом. Унамуно неоднократно подчеркивал, что речь идет не о человеке как о виде, а о конкретном человеке из плоти и крови. По его мнению, каждый человек сам для себя является источником философской мысли. Конкретный человек, о котором размышляет Унамуно, это он сам, жизнь, о которой он размышляет, — это прежде всего его жизнь, волнующая его будущая смерть — это его собственная смерть, как и жажда бессмертия, которую он считает точкой отсчета в любой истинной философии». Преданность философии персонализма, основанная не на абстрактном субъекте или всем человечестве, а на каждом отдельном человеке и его личном внутреннем конфликте, не позволяла Унамуно примкнуть ни к какому интеллектуальному или политическому движению, претендовавшему на однозначное и исчерпывающее объяснение мироустройства. Отдельная личность с самостоятельными идеями и переживаниями представляет крупнейшую угрозу для всех авторитарных или тоталитарных учений.
Их последователи преследуют цель подавить любой намек на индивидуальность, свести человека к положению безликого и серого элемента безликой и серой массы. Унамуно не мог принять реальность, в которой смысл человеческого существования сводился к поддержанию благополучия партии или государства, как мечтали сражавшиеся на стороне Франко националисты. Вместе с тем философ не отвергал потребность в единстве между отдельными людьми, если только сосуществование не означает для каждого из них потерю самого себя. Человека в смысле индивидуального человеческого существования, которого он провозглашал началом всего, не следует путать с homo sapiens Линнея, субъектом общественного договора Руссо или бесперым двуногим Платона. Человек Унамуно определяется тем, что он существует не в абстрактном пространстве философской мысли, а в реальном мире, населенном другими людьми, похожими на него исключительно в том смысле, что все они бесконечно отличаются друг от друга. Особенность этого человека заключалась в том, что ни по каким своим характеристикам он не сравним с другими людьми. Его нельзя свести к группе, частью которой он является, даже если с другими ее участниками его объединяют политические или религиозные взгляды, происхождение, язык и культура. Экзистенциальная концепция Унамуно не встраивалась ни в какую политическую идеологию — ни в правую, ни в левую, — поскольку в ее основании лежал не патриотический экстаз, не процесс обретения единства через классовую борьбу и не осмысление себя через противопоставление другим народам и культурам.
Фундаментом человеческого существования философ провозглашал трагедию от осознания собственной конечности и утопическую потребность в преодолении этой конечности, что с интеллектуальной точки зрения делало его как минимум бесполезной, а как максимум — неудобной фигурой для пропаганды. Его рассуждения о неотвратимости смерти нельзя было нанести на транспаранты и гордо скандировать на митингах. Провозглашение сомнения, неуверенности и внутреннего конфликта как принципиальных характеристик человеческого бытия противоречило программам, в духе которых в мире не существовало никакой определенности. В своих взглядах на прошлое и будущее, культурную и национальную идентичность Испании и испанцев Унамуно тоже ускользал от однозначных определений. Он критиковал и прогрессистов, которые считали, что страну необходимо модернизировать по образцу других европейских государств, и традиционалистов, призывавших во всем придерживаться консервативных ценностей. Обе позиции представлялись Унамуно слишком ограниченными, поскольку занять одну сторону невозможно, хотя бы частично не приняв другую. Отказываясь воспринимать аргументы оппонентов, по мнению философа, и «просветители», и «реакционеры» больше беспокоились о том, как доказать свою правоту, а не о том, как сформулировать лучший путь развития для Испании. Сам Унамуно считал, что нельзя ни отгораживаться от остального мира, ни отрекаться от своих корней.
Чтобы достичь процветания и выбраться из череды политических кризисов конца XIX и начала XX века, следовало совместить обе позиции. В политике Унамуно последовательно критиковал марксизм, анархизм, либерализм и национализм, но идеальной моделью государства при этом считал ту, в которой сторонники разных идеологий и представители разных этнических групп смогут продуктивно и уважительно взаимодействовать друг с другом. Испанию его мечты можно было бы определить словосочетанием «динамическое единство противоположностей». Но, пожалуй, самой главной характеристикой мировоззрения Унамуно во всем, что касалось и политики, и индивидуального существования, можно считать его человечность. Он сосредотачивался не на масштабных идеях, ради которых живет и умирает «маленький человек», а на том самом «маленьком человеке из мяса и костей, который рождается, страдает и умирает».
В то время её возглавлял Долорес Ибаррури. Он сплотил единомышленников, стараясь дать отпор наступающему фашистскому режиму. Кроме этого, именно благодаря стараниям Ибаррури в Испанию начали прибывать интербригады. Но были и ещё две знаковые силы, которые оказались по разные стороны баррикад во время Гражданской войны. Анархисты Важную роль в противостоянии играли анархисты.
К 1930-м годам в их Национальной конфедерации труда НКТ состояли около 2 млн человек. В 1936 году анархисты попробовали осуществить эксперимент, приняв программу «Концепция либертатного коммунизма». Она подразумевала создание коммун и синдикатов, ликвидацию денег, замену армии на рабочую милицию, а также децентрализацию планирования экономики. Во время мятежа анархисты встали на защиту республики. Однако очень быстро борьба с националистами превратилась в войну с капитализмом. Рабочие-анархисты захватывали предприятия, а крестьяне-анархисты — земли помещиков. Затем стали появляться отряды народной милиции. Появились вооружённые формирования, возглавляемые Буэнавентурой Дуррути. И эти отряды начали войну с Франко. Буэнавентура Дуррути.
Они создали кооперативы «коллективы» , в которых люди могли самостоятельно обрабатывать землю. Следом появились коллективные склады и магазины. Кроме этого, некоторые кооперативы начали объединяться в Федерации. Подобные преобразования сработали. В подвластных НКТ территориях стали возводиться больницы, жилые дома, культурные объекты. При этом коллективы жили за счёт самоуправления — все важные вопросы решались на собраниях. Но эксперимент анархистов не был доведён до конца. Дело в том, что в 1937 году начались разногласия между ними и коммунистами. А это, в свою очередь, было на руку франкистам. В мае 1937 года произошёл конфликт в Барселоне, после чего последовало разоружение анархистов и их травля.
Летом 1938 года танковая бригада генерала-коммуниста Листера уничтожила кооперативы в Арагоне. Начались массовые аресты и казни анархистов. После того, как из разгромленной провинции ушли коммунисты, туда нагрянули войска Франко и быстро подчинили территорию. А компартия тем временем национализировала предприятия анархистов в Каталонии, потратив на войну огромное количество сил и ресурсов. В итоге коммунисты одолели анархистов. Но и сами уже ничего не смогли противопоставить войскам противника. От внутренней борьбы коммунистов и анархистов выиграл только Франсиско Франко. Карлисты Монархическая политическая партия появилась в Испании в первой трети 19-го столетия. Карлисты играли важную роль в жизни государства. Когда началась гражданская война, они примкнули к националистам.
Главной ударной силой политической партии являлась молодёжная военизированная организация «Рекете», которая придерживалась крайне правых абсолютистских традиционалистских взглядов. Сторонники абсолютной монархии оказались одними из самых боеспособных солдат в войсках Франко. Ярким опознавательным знаком «Рекете» являлось прикреплённое на древке распятие, которое часто выносили рядом со знаменем. До падения монархии число сторонников «Рекете» сокращалось. Однако ситуация изменилась, когда в Испании образовалась Вторая республика. Флаг «Рекете». Численность «Рекете» продолжала расти. По примерным подсчётам, в Гражданской войне на стороне Франко сражались около 60 тыс. Примерно 6 тыс. После падения Второй республики организация стала частью Испанской фаланги.
Генералы, выступившие на стороне Второй республики Среди военачальников, вставших на защиту республики, были представители разных политических партий. В начале мятежа республиканцы, коммунисты, анархисты и прочие противники фашистского режима объединились. Однако многочисленные разногласия быстро стали непреодолимым препятствием для формирования единого фронта. Энрике Листер. Энрике Листер являлся представителем Коммунистической партии Испании. Несколько лет прожил в Советском Союзе, вернулся на родину в 1935 году и поступил на службу в вооружённые силы. Когда началась Гражданская война, Листер являлся одним из наиболее подготовленных специалистов. Он возглавлял «Пятый полк» — объединение добровольных вооружённых частей Коммунистической партии Испании. Листеру довелось принять участие во многих битвах Гражданской войны: при Хараме, Гвадалахаре и других. В Испанию Листер вернулся в 1977 году.
Буэнавентура Дуррути — анархист, ставший героем Гражданской войны. Он принял участие в обороне Барселоны от нападения генерала Годеда. Не захотев заниматься государственной деятельностью в Каталонии, Дуррути повёл 3 тыс. В первую очередь из-за нехватки боеприпасов. В ноябре 1936 года Буэнавентура с небольшим отрядом отправился на помощь защитникам Мадрида. Во время боёв за столицу был смертельно ранен. На похоронах анархиста в Барселоне собрались более 250 тыс. Висенте Рохо разработал план обороны Мадрида. Возглавлял штаб армии Центра, планировал операции в сражениях при Хараме, Гвадалахаре и других. Руководил созданием Мобильной армии.
В октябре 1937 года военачальнику было присвоено звание генерала. Именно Рохо отвечал за планирование операции по наступлению республиканских войск на реке Эбро. Добиться перелома в противостоянии не получилось. После падения республики генерал покинул Испанию. Вернулся на родину в 1957 году. Хосе Миаха — один из самых известных военачальников республики. В начале Гражданской войны он попытался отбить у франкистов Кордову, но неудачно. Принято считать, что Миаха своим спокойствием и уверенностью оказывал большое влияние на моральное состояние защитников города. В одном из сражений он отправился на передовую, чтобы поддержать бойцов. В начале 1939 года Миаха стал генералиссимусом.
Однако на ход конфликта он повлиять уже не мог. Сначала жил в Алжире, потом во Франции. Последние годы провёл в Мексике. Генералы, выступившие на стороне Франсиско Франко В отличии от противников, у Франко военачальники действовали более сплочённо. Однако несколько авторитетных командиров, в том числе и лидер мятежа Хосе Санхурхо, погибли в самом начале конфликта. Хосе Санхурхо. Ранее, в августе 1936 года, в Барселоне был казнён генерал Годет. И это открыло дорогу Франсиско Франко к захвату власти. Гонсало Кейпо де Льяно являлся приверженцем Второй республики. Однако, когда начался мятеж, он встал на сторону противников власти из-за несогласия с политикой «Народного фронта».
Кейпо ле Льяно захватил Севилью и установил жёсткий режим, с арестами и казнями. Генерал командовал армией Юга. Сумел совместно с итальянцами захватить Малагу. После победы франкистов Кейпо де Льяно некоторое время был главой военной миссии в Италии, затем вернулся в Севилью. Хосе Энрике Варела — карлист, ярый приверженец монархии. Был арестован весной 1936 года республиканцами. Когда начался мятеж, находился в тюрьме в Кадисе. Был освобождён летом того же года и возглавил войска националистов, сражавшихся в Андалусии. Сумел захватить Толедо. Дважды генерал пытался штурмовать Мадрид, однако завоевать столицу у него не получилось.
Довелось Вареле принять участие в сражение у реки Эбро, в котором франкисты разбили республиканцев. После падения Второй республики он стал первым министром обороны франкистской Испании. Хуан Ягуэ являлся одним из главных действующих лиц путча в июле 1936 года. Он со своим войском взял под контроль Марокко, после чего высадился в континентальной Испании. Ягуэ, командуя марокканскими войсками и легионерами, захватил город Бадахос и устроил расправу над сторонниками республики. Несколько тысяч человек были расстреляны. Генералу удалось взять ещё несколько городов и провести успешное наступление в Арагоне. Довелось Ягуэ принять участие в сражении на реке Эбро. После победы франкистов он занял пост министра авиации. Просьбы о помощи властей Второй республики игнорировались.
Более того, Советский Союз даже одобрил инициативу Великобритании и Франции, присоединившись к соглашению о «невмешательстве в испанские дела». Затем ситуация начала резко меняться.
Опубликованный автор в 1910-х годах, он выделялся в лагере сторонников союзников во время Первой мировой войны. Он резко критиковал « Поколение 98-го» , переосмысление испанского средневековья, имперскую Испанию и тоску 20-го века по преторианству.
Вместо этого Асанья последовал примеру французского Просвещения и Третьей Французской республики и предпринял политические поиски демократии в 1920-х годах, защищая понятие родины как «демократического равенства всех граждан перед законом», которое заставило его принять республиканизм.
В 1925 году , вместе с другом и соратником, учёным-химиком Хосе Хиралем , основал партию Республиканское действие. В 1930 году возглавил мадридское литературное, научное и художественное общество «Атенеум», что демонстрировало его степень влияния среди испанских либеральных интеллектуалов. В августе 1930 года участвовал в заключении Пакта Сан-Себастьяна , символизировавшего единство всех республиканских политических сил. Премьер-министр[ править править код ] После свержения монархии в апреле 1931 -го Асанья стал военным министром во временном правительстве республики. В октябре 1931 — сентябре 1933 г. Во время своей правительственной деятельности Асанья проводил ярко выраженную антиклерикальную политику. После того, как 11 мая 1931 г. Из страны был выслан примас католической церкви Испании кардинал Сегура, выступивший с критикой республики.
Асанья был одним из инициаторов принятия республиканской Конституции , согласно которой церковь отделялась от государства, священники лишались государственной зарплаты, запрещались монашеские ордена, члены которых давали дополнительные обеты, кроме трёх обычных таким образом, из Испании изгонялись иезуиты, которые давали четвёртый обет — верности Папе Римскому. Правительство Асаньи провело аграрную и образовательную реформы в рамках последней были закрыты церковные школы и открыто большое количество светских , провело через парламент устав каталонской автономии. Кроме того, в качестве военного министра он стал инициатором проведения преобразований в армии, опираясь на поддержку либерально настроенных артиллеристов и военных инженеров, недовольных своим медленным продвижением по службе по сравнению с офицерами, отличившимися во время войны в Марокко. Асанья инициировал создание специальной комиссии, которая занялась пересмотром обоснованности внеочередного присвоения чинов офицерам, воевавшим в Африке , что вызвало резкое недовольство с их стороны. В 1936 г. Франко был недоволен деятельностью Асаньи ещё и из-за закрытия военным министром в целях экономии Военной академии в Сарагосе, которой тогда он руководил. В то же время преобразования Асаньи не носили революционного характера — так, несмотря на его громкое заявление о намерении «растереть в порошок» военную касту, офицеры, не присягнувшие республике, получили возможность выйти в отставку с полной пенсией. В армии было существенно сокращено количество генералов, которое было приведено в соответствие с численностью армии. В 1932 правительство Асаньи смогло подавить военное восстание под руководством генерала Хосе Санхурхо так называемую «санхурхаду» , что укрепило его позиции.
Каталонский эксперимент: от рассвета до заката за один месяц
Эта либерально-социалистическая коалиция и сформировала правительство, во главе которого встал Мануэль Асанья. 6 ноября правительство покинуло столицу страны, его сопровождали и президент Мануэль Асанья, и автомобили советского посольства. испанский государственный и политический деятель, президент Испании (1936-1939).
Мероприятия короля Испании
Мануэль Асанья получил известность как литератор и публицист. В 1930 году он участвовал в в подготовке и подписании Сан-Себастьянского пакта, в том же году основал партию Республиканское действие 1930-1934. После установления республики 1931 Асанья занял пост военного министра, в 1931-1933 годах возглавлял правительство Испании.
Связи по военной линии Ожидается, что стороны подпишут в Монтобане соглашение о создании совместного оперативного подразделения правоохранительных органов и документ по вопросам борьбы с терроризмом. Источники в Елисейском дворце отметили "значительное совпадение" подходов Парижа и Мадрида к проблемам общеевропейской обороны. Среди вероятных тем - реализация проектов "самолета будущего" и "танка будущего", а также боевого вертолета Tigre 3 и беспилотной авиационной системы Eurodrone. Будут обновлены соглашения о взаимном признании дипломов, об авторских правах и взаимодействии в профессиональном образовании. Регулярный диалог Монтобан избран местом встречи, поскольку символизирует близкие отношения двух стран. В этом городе похоронен писатель, журналист и политический деятель Мануэль Асанья, который занимал пост президента Испании с 1936 по 1939 год и дважды возглавлял Совет министров правительство королевства. Участники саммита намерены отдать дань его памяти, чтобы напомнить о тесных гуманитарных связях двух государств.
Хотя саммит с участием 26 министров проводится впервые за три с лишним года, лидеры двух стран неоднократно проводили в этот период личные встречи. В декабре минувшего года двусторонняя встреча лидеров прошла в Париже.
Людей загоняли на арену городской корриды и расстреливали из пулемётов. В городе и его окрестностях были убиты около 6 тыс. Аналогично Ягуэ поступил и с жителями других населённых пунктов Эстремадуры. На фоне поражений сторонников законного правительства Асанья назначил премьером одного из лидеров Испанской социалистической рабочей партии — Франсиско Ларго Кабальеро. Он приступил к созданию регулярной армии и наладил контакты с СССР. Началось формирование интербригад из иностранных добровольцев. Москва направила в Испанию военных специалистов и начала поставки военных грузов.
Советские танки во время гражданской войны в Испании Gettyimages. Для поддержки своего протеже нацисты создали специальный авиационный легион «Кондор». Осенью сторонники Франко начали наступление на Мадрид, однако в ноябре оно захлебнулось. Перелом в войне Весной 1937-го националисты развернули масштабное наступление в Стране Басков. Благодаря журналистам всему миру стало известно о варварской бомбардировке легионом «Кондор» баскского исторического центра — города Герники, в ходе которой погибли около 900 человек. Несмотря на явное неравенство сил, баски отчаянно сопротивлялись, но всё же им приходилось отступать. В июне Страну Басков захватили мятежники, ликвидировав её автономию. Вслед за ней пали Кантабрия и Астурия. Франция перестала поддерживать законное испанское правительство.
Сократились и объёмы советской помощи. Сталин, пытавшийся создать международную антинацистскую коалицию и рассчитывавший в этом смысле на Лондон и Париж, вынужден был вести себя сдержанно и осторожно», — пояснил Платошкин. В начале 1938 года республиканцы смогли взять прифронтовой город Теруэль, и это стало одним из последних успехов. Затем мятежники перешли в контрнаступление — это сражение стало одним из самых кровопролитных: правительственные силы потеряли в нём около 55 тыс. Инициатива прочно перешла в руки мятежников. Падение республики В конце осени 1938 года франкисты перешли в наступление на один из основных оплотов республиканцев — Каталонию.
Его республиканская акция была небольшой партией, и он зависел от парламентской поддержки социалистов и левых каталонцев для продолжения своего служения.
Будучи премьер-министром, Асанья пытался обеспечить соблюдение прогрессивных положений новой конституции, а также протолкнул драконовскую Закон о защите республики 1931 г. Его суровое отношение к инакомыслию помогло подорвать его популярность, а медленные темпы социальных реформ оттолкнули его социалистических партнеров, которые разорвали с ним коалицию. Осенью 1933 года он был отстранен от должности коалицией центристских и правых партий. В 1934 году он был арестован правоцентристским правительством по подозрению в пособничестве восстанию в Каталонии, но был оправдан на суде и завоевал немалую общественную симпатию. В 1935 году Асанья помог сформировать Народный фронт - широкую левую коалицию, в которую вошли либералы, социалисты и коммунисты. На выборах в феврале 1936 года альянс под руководством Асанья был успешным, и он снова сформировал правительство. Когда Кортес парламент решил отстранить президента Алькала Самору от должности, его преемником был избран Асанья май 1936 г.
Над всей Испанией безоблачное небо
Родившийся в богатую семью, Мануэль Асанья Диас был осиротевшим в очень молодом возрасте. Полное имя: Мануэль Асанья и Диас Профессиональная деятельность: Президент Испанской Республики. Окончил колледж ордена августинцев в Эскориале (в это время Асанья расстался с религиозными взглядами). Полное имя: Мануэль Асанья и Диас Профессиональная деятельность: Президент Испанской Республики. Мануэль Асанья Написать комментарий Нашли ошибку? В настоящее время существует Ассоциация Мануэля Асаньи — её принадлежит книжный магазин и она организует культурные мероприятия.
Мануэль Асанья - Manuel Azaña
После падения Второй Испанской Республики Франко, которому помогли нацистская Германия и фашистская Италия, президент Испании Мануэль Асанья и премьер-министр Хуан Негрин. Эта либерально-социалистическая коалиция и сформировала правительство, во главе которого встал Мануэль Асанья. Мануэль асанья цитаты, бандрейдж победил током, и стал жареным губернатором. В 4 ч утра 19 июля премьер-министр Республики Сантьяго Касарес Кирога, масон, ушёл в отставку, а президент Мануэль Асанья, также масон, пригласил Диего Мартинеса Баррио.