Новости армения с кем воюет

Обстановка в Закавказье, спустя три года после осенней Карабахской войны 2020 года, явно накаляется. →Статьи →В армяно-азербайджанском конфликте появляется всё больше внешних игроков. Премьер-министр Армении Никол Пашинян во время переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Праге и Брюсселе за спиной России договорился отдать Нагорный Карабах. Но крайне неудачным шагом армянской стороны стал вывод представителей Арцаха из переговорного процесса, поскольку Нагорный Карабах был реальной воюющей стороной в этом конфликте и имел полное моральное и юридическое право участвовать в решении своей судьбы.

«Это не союз». Как Россия и Армения обменивались обвинениями в 2023 году

Тем более, что после того, как Армения проиграла войну и потеряла почти весь Карабах, в ее нынешнем состоянии перманентного политического кризиса, она может лишиться и Зангезура. Российско-армянская диаспора, скорее, открестится от премьер-министра Армении Никола Пашиняна, потому что это он, собственно говоря, всё провалил. Армянская диаспора займет пророссийскую позицию. Свежие новости в России и мире.

Правила комментирования

  • Армения - Страна ТАСС
  • Почему Армения сдала Карабах: отвечают политологи и военные эксперты | Москва | ФедералПресс
  • «Это не союз». Как Россия и Армения обменивались обвинениями в 2023 году
  • Азербайджан и Армения готовятся к войне: на чьей стороне должна выступить Россия
  • Что произошло в Нагорном Карабахе?

Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид

Вряд ли он всерьёз рассчитывает на возврат этих территорий. Так что в текущих геополитических реалиях говорить об изменениях границ не приходится. Скорее всего, это ответ на заявления Пашиняна о том, что Карабах — это Армения. Читайте также Москва допускает, что талибы из Афганистана скоро прорвутся к Оренбургу?

Несмотря на клятвы исламистов не перешагивать границы «дружественных стран» Россия, Китай и их союзники готовятся к худшему «СП»: — Это не только Алиев говорит. Сегодня в азербайджанском сегменте сети модно рассуждать об «исторической справедливости»: мол, Зангезур большевики «подарили» Армении несправедливо… Насколько всерьез можно принимать эти рассуждения? Что важнее: признанные границы 1991 года или гипотетические рассуждения об исторической справедливости?

И в чем она? Зангезур, Карабах, Нахичевань за свою историю были в составе разных государств, за них не раз велись войны, этнический состав населения постоянно менялся. Как найти правду?

Это очень модно, потому что республики маленькие, хочется больше территории. Если покопаться в истории, да, конечно, тут есть и исторические обоснования, но я думаю, что лучше руководствоваться международным правом и этими границами, которые сформировались и был признаны в 1991 году. Иначе по такой логике Германия может заявить претензии на империю Карла Великого, включив свой состав Италию и Францию, а Франция, руководствуясь временами Наполеона, может заявить о претензиях на всю Европу.

Это путь в никуда. Сегодня все передовые европейские державы перешли на формат развития экономики, мощь государства — это экономическое, финансовое развитие, инвестиции, торговля, а не расширение территорий. Если думать только этими категориями, далеко не уедешь.

Начнёт ли Армения новую войну, еще и при своём нынешнем военном потенциале, — большой вопрос.

Военнослужащие поддержали протестующих из-за делимитации границы Армении Военнослужащие-контрактники поддержали участников акции протеста в армянском приграничном селе Киранц Тавушской области, требующих остановить процесс делимитации границы с Азербайджаном. Об этом сообщила в соцсетях общественная организация «Тавуш во имя родины».

С тех пор эту территорию периодически потряхивало. Ещё новости по теме Почему Ельцин разогнал Верховный Совет Русское дело: за что на самом деле дрались наши предки на Куликовом поле В Сантьяго идёт дождь Очередной виток противостояния развернулся в 2020 году, когда здесь начались военные действия с участием армий Азербайджана, Армении и самого Нагорного Карабаха. Через 44 дня при участии России кровопролитие было остановлено. Однако многие в открытую называли этот конфликт «недовоёванным», поскольку статус территории остался спорным. Политологи отмечают, что с тех пор Никол Пашинян, которого считают ставленником США, многое сделал для того, чтобы территория раздора ушла из-под контроля Армении. Осенью прошлого года премьер-министр Армении в Праге подписался под тем, что признаёт границы Азербайджана 1991 года: все 86 000 квадратных километров, вместе с Карабахом. А это значит, что даже с точки зрения официального Еревана Азербайджан сейчас провёл антитеррористическую операцию на своей территории.

Поэтому, говорят эксперты, претензии к российским миротворцам неуместны. Но это не мешает властям Армении разгонять русофобские настроения и обвинять российских миротворцев в том, что они не справляются со своей миссией. Примечательно, что за последнее время это далеко не единственный недружественный шаг со стороны официального Еревана. Ранее Пашинян уже говорил об ошибочности стратегического выбора Армении в пользу союза с Россией. Жена армянского премьера побывала с дружественным визитом в Киеве. Наконец, Пашинян пригласил Соединённые Штаты принять участие в совместных учениях на армянской территории, в чём ранее отказывал России и Ирану.

Омбудсмен НКР Гегам Степанян сообщил, что с момента начала боевых действий со стороны ВС Азербайджана в непризнанной республике пострадало 11 мирных жителей и 2 погибли, среди них 1 ребёнок [52]. Как сообщает издание Meduza , вечером администрация президента России отправила российским государственным и прокремлёвским СМИ попавшую в распоряжение издания методичку, в которой официальная Москва рекомендует обвинить в обострении конфликта в Нагорном Карабахе Армению и страны Запада. Согласно этой инструкции, акцент необходимо делать на том, что «армянское руководство признало суверенитет Азербайджана над Карабахом» [53]. Развёрнутый в Нагорном Карабахе российский миротворческий контингент от конфликта дистанцировался [54] , занимаясь эвакуацией жителей Карабаха из приграничных сёл [8] [6].

Министерство обороны Азербайджана отвергло обвинения в обстреле армией республики Степанакерта, заявив, что подразделения ВС Азербайджана берут под прицел и выводят из строя только легитимные военные цели и военную инфраструктуру [57]. На начало дня количество раненых выросло до 35, количество погибших достигло 7 человек, среди них двое детей [58]. Начальник пресс-службы Минобороны Азербайджана Анар Эйвазов заявил на брифинге, что утром ВС Азербайджана уничтожили воинскую часть в селе Тонашен на севере Нагорного Карабаха, в качестве трофеев захватив шесть военных автомобилей «Урал» с боекомплектами к миномётам и четыре миномёта. По его словам, азербайджанские военнослужащие доносят до местного населения листовки с призывами «не приближаться к подразделениям армянских вооруженных сил и не поддерживать их» [55]. Информационный центр НКР заявил, что её власти приняли предложение российских миротворцев о прекращении огня с 13:00 9 утра по Гринвичу 20 сентября 2023 года [59]. В заявлении также сообщается о полном разоружении армии Карабаха и выводе тяжелой техники с территории непризнанной республики и о том, что 21 сентября на встрече в городе Евлах будут обсуждаться вопросы Баку «о реинтеграции, обеспечении прав и безопасности армян Нагорного Карабаха, а также вопросы обеспечения жизнедеятельности населения Нагорного Карабаха в рамках Конституции Азербайджана » [60] [8] [61]. Министерство обороны Азербайджана подтвердило [62] готовность приостановить бои, если НКР сдаст всё вооружение и тяжёлую технику, военнослужащие «включая военных ВС Армении» сложат оружие и уйдут с боевых позиций. НКР приняло соглашение о прекращении огня, поскольку международное сообщество не смогло «остановить войну и урегулировать ситуацию» [63]. Корреспонденты русской службы Би-би-си Ольга Просвирова и Магеррам Зейналов сообщают, что это произошло на условиях Баку [6]. В распространенном Минобороны РФ документе отмечается, что реализация договоренностей о прекращении огня будет осуществляться в координации с командованием российским миротворческим контингентом [8].

По данным Минобороны Азербайджана, до достижения договоренности о приостановлении боевых действий азербайджанские военные взяли под контроль более 90 боевых позиций армянских формирований [17]. Вскоре после вступления в силу согласованного режима прекращения огня стрельба возобновилась. Несколько городов продолжали находиться под артиллерийским обстрелом Азербайджана [65]. По сообщению немецкого издания Rheinische Post, от жителей Степанакерта поступила информация, что Азербайджан нарушил согласованный накануне режим прекращения огня, и в столице НКР идёт стрельба [68]. Минобороны Азербайджана отвергло обвинения в обстреле города [69]. Минобороны России, в свою очередь, сообщило, что с момента заключения договоренности о прекращении боевых действий российским миротворческим контингентом было зафиксировано пять нарушений режима прекращения огня в Шушинском два и Мардакертском районах три [70]. Азербайджанскую сторону представляли назначенный «ответственным лицом по контактам с армянскими жителями Карабаха» Рамин Мамедов , Башир Гаджиев и Илкин Султанов, а армянскую — Сергей Мартиросян и Давид Мелкумян. Также в здании исполнительной власти Евлахского района, где проходила встреча, находились четыре офицера российского миротворческого контингента, которые, однако, в переговорах не участвовали и ожидали их завершения вне комнаты, где проходила встреча [71]. Ранения, по словам омбудсмена, получили свыше 400 человек, включая 40 мирных жителей [72]. Азербайджан[ править править код ] Могилы погибших азербайджанских военнослужащих.

Ранения, как сообщает ведомство, получили 511 военнослужащих и один гражданский [19]. Основная статья: Гибель российских миротворцев в Нагорном Карабахе 20 сентября под обстрел из стрелкового оружия попал автомобиль УАЗ с российскими миротворцами вблизи населённого пункта Джанятаг , пятеро миротворцев погибли. Генпрокуратура Азербайджана заявила о гибели шести российских миротворцев: пятерых расстреляли азербайджанские военные, приняв их автомобиль УАЗ за принадлежащий «незаконным армянским вооруженным формированиям», ещё один миротворец погиб и один был ранен в результате обстрела «Камаза», за эту гибель ответственность Азербайджан возложил на «неустановленных членов армянских вооруженных формирований» [21] [73] [74]. При обстреле российских военных погиб замкомандующий подводными силами Северного флота Иван Ковган, который был заместителем командира миротворческого контингента [75]. Для расследования обстоятельств случившегося на месте происшествия сообща работают следственные органы Азербайджана и России [79] [80] [81]. Международная реакция[ править править код ] Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Россия встревожена резкой эскалацией ситуации в Карабахе, и призвала стороны прекратить военные действия, вернувшись к дипломатическому урегулированию [82]. Она также заявила, что Баку сообщил о планируемом наступлении за несколько минут до его начала [83] и призвала Баку и Ереван обеспечить безопасность российских миротворцев в Карабахе. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в заявлении, опубликованном на своем Telegram-канале, дал понять, что Россия не поддержит Армению в продолжающемся наступлении Азербайджана на Нагорный Карабах, раскритиковав премьер-министра Армении Пашиняна [84]. Армяне Вашингтона провели акцию протеста перед Белым домом против действий азербайджанских войск. В Армении начались митинги с требованием признать независимость НКР и защитить карабахских армян.

У здания правительства в Ереване произошли столкновения с полицией, есть пострадавшие.

Новая война в Закавказье может закончиться взятием Еревана?

Тем более, что после того, как Армения проиграла войну и потеряла почти весь Карабах, в ее нынешнем состоянии перманентного политического кризиса, она может лишиться и Зангезура. При этом очевидно, что Россия за Армению воевать и не планировала — да еще и с дружественным Азербайджаном. Как отмечает Селезнёв, "непосредственная война с Арменией не будет такой победоносной, как Карабахская кампания" — он считает, что "в неё может вмешаться Иран, Турция и РФ (если Пашинян не успеет разорвать с РФ все отношения)", также "решение Баку вторгнуться в Сюник. Есть мнение, что новая война между Азербайджаном (при поддержке Турции) и Арменией (которая рассчитывает на Иран и США) может начаться уже в сентябре этого года. Тогда «Новые Известия» предположили, что новая война в Нагорном Карабахе — дело ближайшего будущего.

Последние новости и события Армении

К протестам присоединился также сын бывшего президента Армении Роберта Кочаряна депутат парламента республики Левон Кочарян. Его задержали. Передача Азербайджану сел стала очередным шагом к миру Передача Азербайджану двух с половиной сел стала очередным шагом правительств двух государств в попытке прийти к миру. Как отметили в аппарате премьер-министра республики Никола Пашиняна , процесс делимитации был запущен, поскольку вся территория села Кызыл-Гаджилы, значительная часть территории села Ашагы-Аскипара и до этого находилась под контролем Азербайджана. Также в Ереване понадеялись, что в процессе делимитации границы Армения получит снижение рисков, связанных с безопасностью населения.

Кроме того, Пашинян заявил об уходе российских миротворцев из региона после делимитации и демаркации границы. Он объяснил такое решение «существенным изменением ситуации».

В ночь перед фактической капитуляцией Карабаха Ереван пытался заручиться поддержкой Запада.

МИД Азербайджана утром 20 сентября классифицировал дипломатические действия Франции как «поддержу остаткам оккупационных сил [Армении]». Но президент непризнанной НКР Самвел Шахраманян назвал «неадекватной» реакцию международного сообщества из-за отсутствия практических шагов. Пашиняна Блинкен заверил в поддержке суверенитета и территориальной целостности Армении.

Алиева американский госсекретарь призвал прекратить боевые действия. Утром пресс-служба Алиева ответила Блинкену, что остановка операции и запуск переговоров произойдут, «если они [армянская сторона] сложат оружие и сдадутся», что в итоге и произошло. Среди беженцев почти половина — дети 1049 данные на 14:00 20 сентября по МСК «19—20 сентября 2023 г.

Еще осенью 2020 г. Баку мог завершить боевые действия в свою пользу, армянами были потеряны все важные стратегические точки, необходимые для успешной обороны, поэтому сейчас силы Карабаха и добровольцы из Армении не могли оказывать долгого сопротивления, объясняет Муханов. В создавшихся условиях армянам Карабаха придется принять условия победителя.

В поисках баланса После начала АТО 19 сентября в МИД Азербайджана заявили — мир в регионе наступит только с полным выводом армянских войск и роспуском режима в Степанакерте. Спустя сутки стороны при участии российских миротворцев договорились о прекращении огня и разоружении армии НКР, а вечером того же дня Ильхам Алиев резюмировал, что Баку достиг всех намеченных целей. В Ереване, где после заявлений Никола Пашиняна вспыхнули антиправительственные протесты , случившееся назвали "наземной операцией по этнической чистке армян", но начинать ответные военные действия отказались, как и участвовать в урегулировании конфликта. Решение карабахских армян сложить оружие Армения поддержала постфактум, в очередной раз заявив об отсутствии своих войск на территории региона. Не участвовал Ереван и в евлахских переговорах 21 сентября , где представители Баку и Карабаха обсуждали реинтеграцию армянского населения, поставки гуманитарной помощи.

Читайте также: Пашинян надеется на лучшее в Карабахе, допуская эвакуацию жителей в Армению Хотя после этой встречи Баку передал Еревану проект мирного соглашения, на заседании Совбеза ООН в пятницу вновь разгорелись споры. Армения настаивает, что для регулирования отношений между Карабахом и Азербайджаном нужен "международный механизм", но Баку категорически против, поскольку считает эти территории своими и не хочет, чтобы кто-то вмешивался в его внутренние дела. Однако поскольку Армения не может похвастаться сильной геополитической позицией, то вряд ли станет отказываться от растущего товарооборота с РФ из-за последних событий по крайней мере, в ближайшей перспективе , считает доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев. В данном случае сила за Азербайджаном — с покровителем в лице Турции, большим количеством денег, населения, территорий. Армения более бедная страна без выхода к морю, а большинство соседей — если не враждебные, то точно не дружественные.

Ереван мотивировал такую позицию тем, что на Армению в случае такого шага обрушатся санкции со стороны Запада. Но теперь что уж сожалеть… …И тогда пришёл Пашинян Армянская идентичность основана на определённом базисе. Есть три столпа единения армян как нации, так и народа, разбросанного по всему миру. Это, в первую очередь, религия. Именно Армянская Апостольская церковь служила главным стержнем, объединяющим народ. Это было и образование на родном языке, и весь комплекс важных ценностей от религии, семьи, представлений о добре и зле до системы образования, культуры и повседневной жизни человека - всего, что повсюду считается неотъемлемой частью бытия. Конечно, в советский период религиозность населения упала, несколько снизился и авторитет церкви, несмотря на её несомненное укрепление. Вторым столпом единения армян стал Нагорный Карабах, где сосредоточены огромные духовные ценности армянского народа, где веками стоят древние церкви и монастыри. Которые, как и первопрестольный Эчмиадзин, являются не только наследием армян и всей восточно-христианской цивилизации, но и всего христианского мира. Разрушат их азербайджанцы или нет?

Такой опыт есть. Но могут и оставить, поменяв атрибуцию, - объявив «албанскими», как, например, средневековый армянский Дадиванк. Наконец третьим столпом армянства, на мой взгляд, оставалась историческая память и прежде всего - память о геноциде армян. И это тоже был значимый фактор армянского единства, хоть и трагический. При правительстве Никола Пашиняна мы стали свидетелями изменения внешнеполитических приоритетов, в основу которых была положена новая идеология, базирующаяся на отказе практически от всех базисных ценностей, обусловивших существование армянского народа. А ключевым моментом возвращения Карабаха в собственность Азербайджана стало 6 октября 2022 года. В этот день в Праге в присутствии председателя Евросовета Шарля Мишеля, лидеров Армении, Франции, Турции, Азербайджана и под председательством французского президента Макрона Никол Пашинян письменно согласился на вхождение Арцаха в состав Азербайджана. Что получил Пашинян от Азербайджана взамен? Может быть, признание территориальной целостности Армении в пределах 29,8 тыс. Ничуть не бывало.

Нет такого признания со стороны Ильхама Алиева и сейчас.

Что еще почитать

  • Новости дня
  • Почему Армения сдала Карабах: отвечают политологи и военные эксперты | Москва | ФедералПресс
  • Как Закавказье оказалось на грани третьей карабахской
  • Армяне с легкостью отказались от своей государственности в Карабахе | 02.10.2023 | ИА

Чем для России опасен новый конфликт между Арменией и Азербайджаном

Азербайджан[ править править код ] Могилы погибших азербайджанских военнослужащих. Ранения, как сообщает ведомство, получили 511 военнослужащих и один гражданский [19]. Основная статья: Гибель российских миротворцев в Нагорном Карабахе 20 сентября под обстрел из стрелкового оружия попал автомобиль УАЗ с российскими миротворцами вблизи населённого пункта Джанятаг , пятеро миротворцев погибли. Генпрокуратура Азербайджана заявила о гибели шести российских миротворцев: пятерых расстреляли азербайджанские военные, приняв их автомобиль УАЗ за принадлежащий «незаконным армянским вооруженным формированиям», ещё один миротворец погиб и один был ранен в результате обстрела «Камаза», за эту гибель ответственность Азербайджан возложил на «неустановленных членов армянских вооруженных формирований» [21] [73] [74]. При обстреле российских военных погиб замкомандующий подводными силами Северного флота Иван Ковган, который был заместителем командира миротворческого контингента [75]. Для расследования обстоятельств случившегося на месте происшествия сообща работают следственные органы Азербайджана и России [79] [80] [81]. Международная реакция[ править править код ] Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Россия встревожена резкой эскалацией ситуации в Карабахе, и призвала стороны прекратить военные действия, вернувшись к дипломатическому урегулированию [82].

Она также заявила, что Баку сообщил о планируемом наступлении за несколько минут до его начала [83] и призвала Баку и Ереван обеспечить безопасность российских миротворцев в Карабахе. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев в заявлении, опубликованном на своем Telegram-канале, дал понять, что Россия не поддержит Армению в продолжающемся наступлении Азербайджана на Нагорный Карабах, раскритиковав премьер-министра Армении Пашиняна [84]. Армяне Вашингтона провели акцию протеста перед Белым домом против действий азербайджанских войск. В Армении начались митинги с требованием признать независимость НКР и защитить карабахских армян. У здания правительства в Ереване произошли столкновения с полицией, есть пострадавшие. Протестующие называли премьер-министра Армении Никола Пашиняна предателем и требовали его отставки [27].

Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок обвинила Азербайджан в нарушении обещаний не прибегать к военным действиям в Нагорном Карабахе и призвала его остановиться и вернуться к переговорам [85]. Евросоюз осудил военные действия Азербайджана в Нагорном Карабахе [86]. Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что ЕС осуждает военную эскалацию вдоль линии соприкосновения и в других местах Карабаха, и призвал Азербайджан немедленно прекратить военные действия [87]. Председатель Европейского совета Шарль Мишель также заявил: «Военные действия Азербайджана должны быть немедленно прекращены, чтобы обеспечить подлинный диалог между Баку и карабахскими армянами». МИД Франции осудило начало боевых действий со стороны Азербайджана, заявив, что ни один предлог не может оправдать военную операцию в Нагорном Карабахе. Официальный представитель министерства иностранных дел ИРИ Насер Канани Чафи заявил, что «Иран считает Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога» [91].

США призвали Азербайджан прекратить боевые действия в Карабахе. С соответствующим заявлением выступил госсекретарь Энтони Блинкен [92]. Специальный советник Генерального секретаря ООН по предотвращению геноцида Алиса Вайриму Ндериту высказала опасения, что военная эскалация конфликта несёт угрозу насилия гражданскому населению, в том числе — геноцида и связанных с ним особо тяжких преступлений [94]. В октябре 2023 году Европарламент осудил «неоправданное и заранее спланированное» вооружённое нападение Азербайджана на Нагорный Карабах и обвинил Азербайджан в проведении «этнической чистки» армян в Нагорном Карабахе, призвав ввести против него санкции [95]. В обоих документах говорилось в том числе и о ситуации в регионе. Так в первой декларации в очередной раз осуждается спланированное и неоправданное нападение Азербайджана на армян Нагорного Карабаха, которое грубого нарушает международное право и права человека, а также является явным нарушением трехсторонних заявлений о прекращении огня от 9 ноября 2020 года и обязательств, взятых на себя Азербайджаном перед ЕС.

Исход же армян из Нагорного Карабаха назван этнической чисткой [96]. В другой декларации парламентарии также осуждают нападение Азербайджана на Нагорный Карабах, и напоминают что нападение последовало за много месячным голодом и блокадой армян Нагорного Карабаха. Документ подчеркивает, что российские миротворцы на месте не предприняли никаких действий для предотвращения или прекращения блокады, а также ничего не сделали для прекращения нападения Азербайджана на Нагорный Карабах. Согласно резолюции последствия для армянского населения равносильны этнической чистке. Европарламентарии отмечают, что нападение Азербайджана, не может остаться без последствий, и призывает ЕС принять санкции против властей Азербайджана, ответственных за многочисленные нарушения режима прекращения огня. Кроме этого предлагается приостановить действие Меморандума о взаимопонимании по энергетике, и в свете проблем с правами человека предлогается не заключать новое соглашение о партнерстве с Азербайджаном.

Резолюция призывает быть готовым ввести целевые и индивидуальные санкции против лиц, совершивших агрессию, включая, помимо прочего, политическое и военное окружение президента Алиева, а также приостановить импорт нефти и газа из Азербайджана в случае любой военной агрессии против территориальной целостности Армении [23] Перевозка гуманитарных грузов[ править править код ] Частью соглашения о прекращении огня является перевозка гуманитарной помощи из Армении в Степанакерт [97]. Разоружение армии НКР[ править править код ] Вечером 22 сентября Министерство обороны России объявило, что вооруженные формирования армян Нагорного Карабаха под контролем российских миротворцев начали сдавать оружие. В оборонном ведомстве России сообщили, что по состоянию на 22 сентября карабахскими формированиями были сданы шесть единиц бронетехники, более 800 единиц стрелкового оружия и противотанковых средств и 5000 единиц боеприпасов [10]. Министерство обороны Азербайджана, в свою очередь, опубликовало список боевой техники, оружия и боеприпасов, «конфискованных после завершения локальных антитеррористических мероприятий в Карабахском регионе Азербайджана».

Иллюстрация: Александр Скачко Конфликт 1991-1994 годов 30 августа 1991 года была принята декларация о восстановлении независимости Азербайджанской Республики. Нагорный Карабах оказался в её составе и через три дня провозгласила свою собственную республику — НКР. Из-за этого между Арменией и Азербайджаном вновь начался вооружённый конфликт, который продлился до 1994 года. Обе стороны применяли не только стрелковое оружие, но и тяжёлую бронетехнику, артиллерию, авиацию. Документ вступил в силу 12 мая. С тех пор на границах Карабаха периодически применялось оружие, а обе стороны неоднократно обвиняли друг друга в нарушении режима прекращения огня, но сильнее конфликт не разрастался до 2014 года. Последние 10 лет В ноябре 2014 года, как утверждает ТАСС со ссылкой на Минобороны Армении, азербайджанская сторона сбила боевой вертолёт Армении Ми-24, который выполнял учебно-тренировочный полёт. Экипаж погиб. Вторая сторона утверждала, что вертолёт атаковал позиции азербайджанских военных, поэтому его уничтожили ответным огнём.

К зоне соприкосновения в открытую стягивалась боевая техникам, число взаимных обстрелов за последние недели возросло в разы, а между Азербайджаном и Израилем постоянно курсировала военно-транспортная авиация: азербайджанская сторона активно приобретали у Тель-Авива вооружение и боеприпасы. Поводом для развязывания агрессии послужило то, что Ильхам Алиев после победы в конфликте 2020 года так и не смог добиться официального заключения выгодного для Азербайджана мирного договора. Напомним, тогда азербайджанская армия взяла под контроль в Карабахе ряд ключевых территорий, включая город Шуши. С тех пор стороны проводят регулярные встречи в России, в США и в странах Евросоюза, однако, несмотря на оптимистичные заявления ряда западных политиков, к выработке рабочей версии договора они не приблизились ни на шаг. Армения устами Никола Пашиняна признала Нагорный Карабах частью Азербайджана, однако последний настаивает на том, что никакого особого статуса в составе азербайджанского государства Карабах иметь не будет. В Ереване требуют именно этого, равно как и решения судьбы карабахских армян в ходе переговоров между Баку и Степанакертом. Алиев же вести какие-либо переговоры с НКР отказывается, заявляя, что её жители должны либо принять гражданство Азербайджана, либо убраться восвояси. По итогам войны 2020 года на линии соприкосновения также была размещена миссия российских миротворцев. Её зоной ответственности, помимо прочего, стал Лачинский коридор — транспортная артерия, соединяющая Карабах с основной территорией Армении. Однако осенью прошлого года его заблокировали азербайджанские боевики, а весной нынешнего — регулярные части ВС Азербайджана.

Хотя бы потому, что Пашинян своим же приказом запретил вооруженным силам Армении помогать армянам Карабаха. То есть армянам спасать армян было запрещено. Армения как государство и отдельные взятые крикливые жители Еревана раненых детей на себе из Степанакерта не выносили — это делали в итоге российские солдаты, которых все три года в Ереване поливали грязью. Подчеркнем: все эти годы шельмовали миротворцев именно в Ереване, а не в Баку и даже не в Степанакерте. В Карабахе как раз вблизи видели, что именно российские миротворцы стабилизировали ситуацию в регионе. В-четвертых, Пашинян на переговорах осенью 2022 года в Праге фактически признал суверенитет Азербайджана над Карабахом. Этих его высказываний достаточно, чтобы толпа на проспекте Тиграна Меца скандировала в его адрес слово «предатель». Желающих воевать за Карабах не нашлось В Баку были осведомлены о том, как поведет себя Армения в случае проведения новой наступательной операции на Карабах. Достаточно было посмотреть на состояние армянского общества. Армяне были сильно деморализованы событиями 2020 года.

«Карабахский цуцванг»: Руслан Пухов объяснил логику действий Пашиняна в Армении

Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий.

Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта.

В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики.

В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы.

Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий.

Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов.

Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана.

В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи».

Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам».

Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным.

До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия.

Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь.

Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей.

Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении.

Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты. Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий.

В июле 2020 года премьер-министр Армении Н.

Ереван проводит аналогичные действия. Беспокойство по этому поводу проявляет Иран, который резко выступает за сохранение территориальной целостности Армении. Разведывательные дроны Ирана Shahid 171 барражируют вдоль азербайджано-армянской границы. Премьер-министр Армении Никол Пашинян, по сути провозгласил в своей стране антироссийскую политику, заявив, что сотрудничество с Москвой в вопросах безопасности — это стратегическая ошибка Еревана. В настоящее время в Армении находится до 200 американских военных. Пашинян указал на неэффективность российских миротворцев в Карабахе, видимо он рассчитывал на большее. Например, на то, чтобы Россия вступила в войну против Азербайджана на стороне Армении. Есть мнение, что новая война между Азербайджаном при поддержке Турции и Арменией которая рассчитывает на Иран и США может начаться уже в сентябре этого года.

Этот процесс сейчас педалируется как Баку, так и Анкарой.

По крайней мере, пророссийская ориентация препятствует получению Ереваном поддержки со стороны Запада. Поэтому, думаю, Пашинян и взял линию на демонстративный разрыв с Россией с целью переориентации на Запад. Думаю, Россия оказалась заложницей решений 2020 года. Уже тогда было очевидно, что взятие под вывеской миротворческих сил под протекторат Карабаха делает положение РФ тут очень уязвимым, и в первую очередь зависимой от доброй воли азербайджанской стороны. С нынешней утерей Россией в регионе реальных силовых опций и реальной воли к действию российский контингент превращается, по сути, в военных заложников Азербайджана, и, скорее всего, обречен быть пассивным наблюдателем. Можем ее лишиться? Но в условиях изменения курса Армении и в случае урегулирования отношений с Азербайджаном смысл для Еревана в этой базе будет утрачен. Кроме того, для Армении связь с Ираном крайне невыгодна в свете необходимости для Еревана борьбы за благосклонность Запада.

В принципе, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, зачем он это сделал.

В армии есть железный закон: если бардак невозможно искоренить, то его надо возглавить и повести за собой. Применительно к нынешней ситуации в Карабахе его можно переформулировать так: остановить исход армян из региона уже невозможно, следовательно, сохранять какие-либо властные, представительские и административные структуры не имеет никакого смысла. Поэтому их проще ликвидировать самим с указанием точного срока, когда это случится, чтобы выиграть время для организации относительно свободной и беспрепятственной эвакуации местного армянского населения из Карабаха в Армению, чем дожидаться, когда это сделают азербайджанские военные, которые будут, если этого не сделать, торопить этот процесс тычками стволов или прикладов автоматов в спину. Если рассматривать этот шаг Самвела Шахраманяна именно с такой точки зрения, то можно и нужно говорить о его благородстве, когда он не стал, как говорят на Востоке, пытаться присвоить себе уши дохлого ишака, а честно сказал, что ишак, то есть Арцах, сдох, и нам надо дать возможность его похоронить. Размен безопасности населения на юридическое признание факта смерти того, что уже давно само умерло, — это вполне взвешенный шаг, позволяющий армянам и азербайджанцам «разойтись краями» в Карабахе и без особых фактических потерь закрыть страницу истории, которая должна быть закрыта. Итак, с 1 января 2024 года Азербайджан де-юре и де-факто становится полноправным хозяином Карабаха, причем местное армянское население само отказывается от любых претензий на государственность, самоопределение и автономию без участия в этом деле властей Армении. То есть после этого официальному Еревану, чтобы отказаться от претензий на Карабах, будет не нужно ни мирных переговоров с Азербайджаном, ни определения государственных границ, ни письменных гарантий от Баку в отношении переходящего под его юрисдикцию местного армянского населения, если таковое останется и захочет вступить в азербайджанское гражданство. От официального Еревана и лично от армянского премьер-министра Никола Пашиняна теперь уже абсолютно ничего не зависит, он не является субъектом взаимоотношений между азербайджанскими властями и армянской общиной Карабаха, которая уже отправила своих представителей в Баку с эскортом азербайджанской полиции. Отныне и навсегда судьба региона решена без его участия, что полностью развязывает ему руки в переговорах с Азербайджаном, которые после 1 января можно будет вести чуть ли не с чистого листа, не будучи обремененным «карабахским вопросом». Ни на секунду не сомневаюсь в том, что данный шаг Шахраманяна был заранее согласован с Баку, и даже вполне допускаю, что его придумал непосредственно азербайджанский президент Ильхам Алиев, являющийся, как показывает опыт, незаурядным и дальновидным дипломатом и знатоком международного права школа МГИМО сказывается.

Как бы то ни было, факт остается фактом: карабахский вопрос закрыт окончательно и бесповоротно.

Около 20 военных присоединились к протестующим из-за делимитации границы Армении

Премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с жителями Тавушской области заявил о том, что может начаться новая война с Азербайджаном, если Ереван не пойдет на компромисс с Баку по вопросу приграничных сел. По словам эксперта, вторая (44-дневная) карабахская война убедила иранское политическое руководство, что перекрытие Азербайджаном границ Армении и Ирана обернется для республики отрицательными последствиями. Азербайджан и Армения останавливаются на занимаемых ими позициях с поэтапным возвращением Азербайджану Кельбаджарского, Агдамского и Лачинского районов. Премьер-министр Армении Никол Пашинян, взявший курс на дистанцирование от России и ОДКБ и сближение с западными военно-политическими структурами, вносит раскол в местные элиты. Противостояние между Арменией и Азербайджаном за непризнанную республику шло больше 30 лет.

Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку

Что происходит в Нагорном Карабахе: главное к этому часу Массовые митинги в Армении против передачи территорий могут в какой-то момент перерасти в гражданскую войну, считает эксперт.
Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября К этому «процессу» подключился и живущий в Москве экс-министр обороны Армении генерал Аршак Карапетян, принявший 5 апреля участие в формате видеоконференции в учредительном съезде своей партии в Ереване.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий