Радиация затонувшей АПЛ К-278 «Комсомолец» в 800 тысяч раз превысила норму. Ровно 33 года назад в результате катастрофы в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка «Комсомолец».
7 апреля День памяти всех погибших подводников
Более подробно о трагедии АПЛ можно прочитать в книге написанной Дмитрием Романовым «Трагедия подводной лодки Комсомолец». 1. Неразрешимый спор С момента гибели чуда подводного кораблестроения – ПЛА «Комсомолец» – прошло уже более 9 лет. Катастрофа на атомной подводной лодке «Комсомолец» произошла 7 апреля 1989 года, когда субмарина возвращалась с боевой службы.
«Кислорода осталось на 20 минут...»
Так как этого не произошло, из 69 членов экипажа погибли 42, большинство в холодной воде, ожидая спасения. Тем не менее, всплывающая спасательная камера свое предназначение частично выполнила, сохранив жизни двоих членов экипажа, которых она подняла с глубины более одного километра. АПЛ «Комсомолец» сейчас В настоящее время атомная подводная лодка АПЛ К-278 «Комсомолец» лежит на глубине более 1700 метров, и долгие годы решается вопрос о её подъеме. Место гибели АПЛ «Комсомолец» известно, и самая большая проблема заключается в подъеме этого груза со дна. Год назад норвежский Институт морских исследований провел очередное обследование затонувшей субмарины и перепугал мировую общественность заявлением, что радиационный фон около лодки превышен в 100 тысяч раз. Затем была названа цифра превышения фона в 800 тысяч раз, и хотя норвежцы всех успокоили, сказав, что такой фон зафиксирован лишь в непосредственной близости от подлодки и он ничем не угрожает ни морским обитателям, ни людям, ясно, что нахождение на дне ядерного реактора рано или поздно может закончиться экологической катастрофой. Усугубляет ситуацию ещё и то обстоятельство, что на АПЛ «Комсомолец», катастрофа на которой унесла жизни десятков людей, имеются две торпеды с ядерной боевой частью, которые также подвержены коррозии. Так что с затонувшей лодкой однозначно надо что-то делать в обозримом будущем. ВСК удалось поднять над дном на 200 метров, но нагрузка на трос оказалась такой сильной, что он не выдержал и лопнул.
Так что ВСК до сих пор находится на дне Норвежского моря и неизвестно, когда будет поднята и будет ли поднята вообще. Судя по всему, разрушения лодки было таким масштабным, что уцелевшие члены экипажа просто не смогли добраться до ВСК. Хотя лодка затонула на относительно небольшой глубине и всплыть в спасательной камере можно было без особых проблем.
Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Волны омывают уже основание рубки. Рубка наполовину в воде. Радиограмма Ванина: «Готовлю к эвакуации 69 человек».
Экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. Рядом с лодкой плавают два спасательных плота, вмещающие по 20 человек. Петроградский сбросил им контейнер с надувной шлюпкой, подводники начали садиться в нее. При следующем заходе летчики не увидели шлюпки, один плот оказался перевернутым. Со второго самолета сбросили контейнеры, но ими уже никто не мог воспользоваться. В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек.
Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожженные, держались из последних сил. Еще примерно через час первую группу подводников подняла рыболовная плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая поспешила на помощь военным морякам. Остальных поодиночке вылавливали из холодной воды. Спасти удалось 27 человек. К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки. Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк - только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры.
Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним. Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом. Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки. Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты!
Подводники погибли из-за угарного газа, чье действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления.
Норвежское море стало могилой и для Андрея Михалёва. Памятник Андрею Михалёву в р. ДмитриевкаФото: студия блогеров «Репост» Указом Верховного Совета СССР от 12 мая 1989 года за мужество и самоотверженные действия, проявленные при выполнении воинского долга, матрос Михалёв награждён орденом Красного Знамени посмертно.
В парке старого райцентра рядом с захоронениями лётчиков, павших в годы Великой Отечественной войны, находится кенотаф в память об отважном моряке-подводнике. Память Андрея Михалёва увековечили и в школе, которую он закончил. На стене здания размещена мемориальная доска.
Экспедиция на судне G. Sars проводила исследования экологической обстановки и замеры загрязнения возле подлодки, которая с 1989 года лежит на дне. Пробы были взяты из вентиляционного отверстия, которое находится в непосредственной близости от реактора. Российские эксперты-подводники, к которым обратился Daily Storm, высказались весьма скептически об обнародованном уровне загрязнения.
Такие цифры всегда смущают. Они вниз спускались, что-то из вентиляционного отверстия брали — для меня это непонятный термин», — заявил Daily Storm командир советской подводной лодки К-219 Игорь Британов.
На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
Однако саму подводную лодку спасти не удалось — ее прочный корпус был полностью разгерметизирован, кормовые отсеки были полностью затоплены, в лодку поступило слишком много забортной воды. Катастрофа «Комсомольца» унесла жизни 42 подводников, в том числе командира корабля Евгения Ванина. Все они были посмертно награждены орденом Красного Знамени, а в Никольском морском соборе Санкт-Петербурга была установлена мемориальная доска с именами погибших моряков. На «Комсомольце» погибло 17 севастопольцев. АПРК «Курск» затонул 12 августа 2000 г. Среди погибших членов экипажа было 22 севастопольца, 7 из них захоронены в родном городе. Этот день — дань памяти всем, кто отдал свои жизни, защищая Отечество под водой, - представителям одной из самых опасных, тяжелых и ответственных военных профессий.
Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров 4 августа 1985. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой.
Корпус корабля начал лопался, а капсула всe никак не отсоединялась. Только на глубине почти 1700 метров от очередного взрыва она оторвалась и стремительно начала всплывать. От перепада давления на поверхности моря люк вырвало, и мичмана Черникова выбросило из камеры на 20 метров.
Он погиб от удара о воду. А через секунду капсула затонула, унеся с собой командира и еще двоих моряков. Спастись с чудовищной глубины удалось только пятому - мичману Слюсаренко.
Это была первая авария подводной лодки, о которой сообщили открыто. Сохранились фотографии: моряки сгрудились вокруг перевернутого плотика. В ледяной воде человек выдерживает не более 15 минут.
Они продержались полтора часа. Мы тогда думали, что это взрыв на подлодке, на которой остался командир, в этот момент мы запели песню "Варяг", тем самым сплачиваясь. И говорить о психологическом воздействии на продолжительность жизни в экстремальной ситуации, то это как раз случай с нашим экипажем.
Песню пели не потому, что хотелось петь, а чтобы поддержать друг друга", - рассказывает Игорь Калинин.
Во второй половине дня в гарнизонах Северного флота, где базируются подводные лодки, пройдут митинги, посвященные памяти не вернувшихся в мирное время из морских глубин подводников. Личный состав соединений подводных лодок пройдёт торжественным маршем. В памятных мероприятиях примут участие командование подводных Северного флота, представители администрации Мурманской области и закрытого административно-территориального образования Заозёрск, ветераны-подводники, личный состав соединений подводных лодок. В 17 часов 08 минут — официальное время гибели подводной лодки «Комсомолец» — корабли и суда Северного флота приспустят Андреевские флаги.
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
ИДА - индивидуальные дыхательные аппараты. Спустя годы, анализируя этот момент, я понял: голос не мог принадлежать никому из нас пятерых. Я помню его до сих пор. Кто знает, возможно, это был голос Бога. Потом к командиру, он тоже не надел ИДА и умирал. И в это время прозвучал громкий хлопок.
Наша камера всплыла на поверхность за несколько минут, стрелка глубиномера показала 0. Внутреннее давление сорвало люк, и моего товарища Черникова выбросило на высоту примерно 30 метров. Ударившись сверху о воду, он умер сразу от разрыва легких. Меня тоже подбросило вверх, но я сумел ухватиться за горловину люка и удержаться. Камера начала тонуть, и я попросту спрыгнул в воду.
Она была ледяной. Плюс 2 градуса. Волны - полтора-два метра. До ближайшей земли более 700 километров. Было жутко.
Пришла в голову мысль, что после такой передряги я не могу так просто сдаться и умереть. И я поплыл. В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут. Я продержался 40... Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили.
Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи. Их было около 60 человек. Подходили суда. Но спасти удалось не всех.
Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил... Нас отогрели, покормили. Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал.
Меня часто спрашивали, было ли страшно. Ну, может, несколько секунд. Когда висел на поручне, сверху лилась вода и понимал, что это - всё. Еще мелькнуло в голове: досадно, что молодая жена выйдет замуж после моей смерти. А потом события настолько быстро менялись, что не до страха.
Надо было действовать. Многие ребята с "Комсомольца" продолжили службу. Я не захотел. Был выбор - уехать в Москву, Питер, Одессу, Крым.
Поднимать атомную субмарину после пережитого в 1986 году Чернобыля не торопились. Считалось, что подлодка лежит на глубине и не представляет опасности, но с такими выводами согласились не все. В Советском Союзе за строительством этого корабля следили особенно пристально — за пять лет до его спуска на воду десятки советских НИИ и конструкторских бюро начали разрабатывать оружие сдерживания — подводную лодку, способную уничтожить любой корабль противника на большом расстоянии от морских границ страны. На производство единственной подводной лодки проекта 685 "Плавник", способной долго скрываться на глубине и действовать неожиданно для врага, всей советской промышленности потребовалось почти 20 лет. Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов Малозаметности субмарины планировали достичь за счёт применения титана — при меньшей относительно стальных сплавов массе он мог выдерживать чудовищные нагрузки в 20—30 раз больше и в теории позволял подлодке погружаться на глубины, недоступные другим кораблям. Расчёты разработчиков подтвердились на практике — в 1985 году после выхода в море и начала испытаний на предельных режимах лодка смогла погрузиться на рекордную даже для современного флота глубину — 1027 метров. Боевой атом Несмотря на то что К-278 заложили на три года позже спуска головного авианосца "Нимиц", после принятия субмарины в состав флота американские авианосцы из грозного оружия начали постепенно превращаться в дорогую мишень с самолётами в ангарах. Вооружили "Комсомолец" по последнему слову техники — десять крылатых ракет "Гранат" и торпеды "Шквал", способные "прошивать" огромные авианосцы почти насквозь. Возможность применять "Шквал" с глубины и оставаться недосягаемой особенно беспокоила американских военных, поэтому для слежки за К-278 ЦРУ и разведка Пентагона выделили три спутника и два высотных самолёта-разведчика. СМИ: Американская подлодка была готова топить российские корабли у берегов Сирии Применение титана, гребных винтов новой конструкции и мощного реактора с четырьмя парогенераторами позволяло подлодке уходить от любого преследования. После погружения реакторы "Комсомольца" выводили на максимальную мощность, и корабль моментально разгонялся до 60 километров в час, всего за пару минут "проваливаясь" на глубину 600—800 метров.
Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и "встала свечкой" — вертикально, как "Титаник" во время крушения. В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние. Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек. Атомный наезд. Как советская подлодка протаранила американский авианосец Самая опасная подлодка советского флота до сих пор лежит на дне — достать ракеты с ядерной боевой частью и демонтировать реактор никто так и не решился. Официально о спасении К-278 не сообщал никто, но в Норвежском море, где "Комсомолец" лежит до сих пор, несколько раз замечали "неизвестные подлодки". Целью экспедиций неизвестных кораблей, по некоторым версиям, может быть извлечение ракет и торпед с ядерной боевой частью, с помощью которых экипаж К-278 должен был топить корабли противника. Несмотря на заглушённый реактор, корпус подлодки, пролежавшей на дне моря больше 30 лет, может "рассыпаться" — тогда в Норвежском море может произойти авария, которая затмит трагедию на Чернобыльской АЭС. Много лет учёные и специалисты по ядерной энергетике уверяли, что лодка не представляет опасности.
Единственное, что удалось — это заглушить атомный реактор. Но похоже, спустя 30 лет он стал пропускать морскую воду. То есть разгерметизирован первый контур. В первом контуре, когда глушили этот реактор, когда лодка тонула, находилась кроме отработавшего ядерного топлива вода первого контура и различные отложения. Но вода первого контура на подводных лодках не высокой радиоактивности». Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин, по которым Советский Союз не стал обращаться за помощью к Норвегии для спасения моряков. Корабль состоит из семи отсеков, атомный реактор находится рядом с центральным постом управления и рубкой. Норвежские исследователи обнаружили подозрительные выбросы рядом с вентиляционной шахтой субмарины — именно в этом странном облаке высокая концентрация радиоактивных веществ.
Курсы валюты:
- Погибла советская атомная подлодка «Комсомолец» - Знаменательное событие
- Погибла советская атомная подлодка «Комсомолец»
- К 278 подводная лодка комсомолец - 73 фото ★
- Сегодня в России — день памяти моряков-подводников. Новости. Первый канал
- Гибель АПЛ «Комсомолец»
Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
И уже через полчаса после посадки на грунт Евгений Черняев сообщил по подводной связи: "Вышли на лодку "Комсомолец". Установлен Приказом ГК ВМФ от 19 декабря 1995 года в память о 42 погибших в этот день на АПЛ К-278 «Комсомолец». Памяти погибших моряков-подводников посвящается 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка "Комсомолец" К-278 «Комсомолец» — АПЛ. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в. Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море.
День памяти погибших подводников
Экспедиция к затонувшей в Норвежском море советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-278 «Комсомолец» обнаружила локальную утечку радиации. так оценил "позвоночный" поворот в расследовании катастрофы АПЛ "Комсомолец" старейший руководитель Главной военной прокуратуры Борис Попов. Сегодня на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга возложили венки и цветы к памятнику погибшим подводникам с АПЛ «Комсомолец». Память моряков экипажа атомной подводной лодки Комсомолец, которая в 1989 году затонула в результате аварии, почтили в Мурманской области.
Гибель АПЛ «Комсомолец»
- Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
- Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
- Специалисты НПО «Тайфун» не считают утечку радиации с АПЛ «Комсомолец» критичной
- Мичман с подлодки "Комсомолец" спустя 30 лет рассказал, как выжил после катастрофы
- Погибла советская атомная подлодка «Комсомолец»
К 278 подводная лодка комсомолец
Он погиб, оставшись на подлодке. Остальные люди скончались от переохлаждения, - уточняет Третьяков. Это фото выживших членов экипажа на спасательном плоту было опубликовано в «КП» 14 апреля 1989 г. На подлодке было два плота. Предполагалось, что экипаж судна будет эвакуироваться на них. Дифферент начал расти. Корабль кормой, где винт и рули, начал оседать в воду, соответственно, нос стал подниматься. Саму команду о покидании корабля я не слышал, потому что находился во втором отсеке. Все ринулись к вертикальному трапу, поднимались на плечах и ягодицах друг друга. Всем сказали выйти на палубу.
На палубу можно было выйти через дверь надстройки. Там уже плескалась вода. Пришлось туда прыгнуть, нас накрыла волна. Когда вынырнули, увидели нос корабля, воду, барахтающихся в ней людей. Все пошло не по плану. Один плот унесло течением, второй оказался перевернутым. Плот оказался днищем вверх, - делится офицер.
Она обследует атомную подводную лодку К-278 «Комсомолец», затонувшую в 1989 году. Основной задачей учёных является сбор данных о состоянии морской среды для оценки возможных последствий её загрязнения радиоактивными продуктами с борта субмарины, сообщает Русское географическое общество. Рейс пройдёт в рамках одного из направлений государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» — этапа 2021 года «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике».
Выполнив боевое задание, она уже возвращалась к родным берегам — но в Норвежском море случилась авария. Из 69 человек экипажа погибли 42… 12 августа 2000 года в Баренцевом море погибла подводная лодка «Курск» со всем экипажем — 118 человек. И последняя авария — 1 июля 2019 года в Баренцевом море на научно-исследовательском глубоководном аппарате произошёл пожар.
Капитан 3 ранга Анатолий Испенков до последнего был у дизеля, занимаясь энерго-обеспечиванием корабля. Он погиб, оставшись на подлодке. Остальные люди скончались от переохлаждения, - уточняет Третьяков. Это фото выживших членов экипажа на спасательном плоту было опубликовано в «КП» 14 апреля 1989 г. На подлодке было два плота. Предполагалось, что экипаж судна будет эвакуироваться на них. Дифферент начал расти. Корабль кормой, где винт и рули, начал оседать в воду, соответственно, нос стал подниматься. Саму команду о покидании корабля я не слышал, потому что находился во втором отсеке. Все ринулись к вертикальному трапу, поднимались на плечах и ягодицах друг друга. Всем сказали выйти на палубу. На палубу можно было выйти через дверь надстройки. Там уже плескалась вода. Пришлось туда прыгнуть, нас накрыла волна. Когда вынырнули, увидели нос корабля, воду, барахтающихся в ней людей. Все пошло не по плану. Один плот унесло течением, второй оказался перевернутым.
Российские подводники усомнились в данных об уровне излучения в районе гибели «Комсомольца»
7 апреля в Севастополе прошло памятное мероприятие, посвященное погибшим членам экипажа АПЛ К-278 «Комсомолец». Фото: РИА Новости. День аварии на «Комсомольце» стал днем памяти всех погибших подводников. Они традиционно проводятся в день гибели АПЛ «Комсомолец», которая потерпела аварию и затонула в Норвежском море в 1989 году. Траурный митинг завершился возложением венков к монументу экипажу АПЛ "Комсомолец". На момент катастрофы атомной подводной лодке «Комсомолец» было всего чуть более пяти лет.
Место затопления атомной подлодки «Комсомолец» исследует Росгидромет
Начались электрические замыкания. Мы не знали, что творится в шестом и седьмом отсеках, но в остальных ликвидировать возгорание удалось. На базе знали о ситуации. Над лодкой уже кружили два военных самолета.
Нам сообщили, что на помощь идут гражданские суда, люди начали эвакуироваться - прыгать в воду. А мы, спасательная команда, вдохнули свежего воздуха - и полезли обратно в лодку. Надо было забрать секретную документацию и аппаратуру.
В этот момент лодка накренилась. И пошла ко дну. Шанс для пятерых Я находился в эти секунды на своем боевом посту, который был герметично закрыт.
Почувствовал, как нос лодки поднимается, поспешил к выходу. Возле трапа столкнулся с командиром, услышал крик дежурного офицера - втроем рванулись по трапу, но тут лодка встала под углом 85 градусов и резко пошла на дно. Я успел ухватиться за трап, меня окатило холодной водой - оказалось, люк не закрыт.
Кому-то из мичманов удалось захлопнуть его ногой. Но мы были в ловушке. У нас горели два отсека, и мы стремительно шли на дно.
Правда, через какое-то время лодка встала горизонтально - она так устроена. Стало чуть легче, не нужно висеть на трапе. Но я уже терял сознание, когда меня подхватили и втащили в выходную камеру.
Она была нашим единственным шансом. Нас там оказалось пятеро. В камеру начала просачиваться вода, которая под воздействием сжатого кислорода закипала на глазах.
По учениям я знал, что будет дальше. Мы оказались в могиле. И тут снизу постучали.
Командир приказал открыть люк, мы чуть замешкались. И, как оказалось, эти несколько секунд спасли нам жизнь - лодка резко провалилась. Начались взрывы.
Стуки прекратились. Мы продолжали лететь вниз. Сидели впятером в выходной камере и слушали, как умирает наш "Комсомолец" - лопались перегородки, взрывались цистерны.
Слушали и молчали. Вспомнились родители и жена. Командир сделал замеры и сказал, что мы сейчас на глубине не меньше 1000 метров.
Больше прибор не показывал. До сих не знаю точной глубины, сейчас лодка лежит на 1652. Давление было огромным, с минуты на минуту вода должна была нас попросту раздавить.
От усталости я подумал, что это случится быстро и мы не успеем ничего почувствовать. Наша задача была - отсоединить выходную камеру от подлодки. Всплытие Вручную отсоединить камеру не получалось, хотя мы старались.
На тот момент это была одна из самых совершенных разработок советских кораблестроителей. Субмарина имела титановый корпус и могла погружаться на рекордную глубину — 1027 метров. Давление воды было такой силы, что корпус лодки на полметра уменьшался в диаметре. При этом, даже находясь на предельных глубинах, "Комсомолец" мог наносить торпедные удары. Так, на испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров. Под водой лодка могла находиться до 90 суток. Ее практически невозможно было засечь имеющимися на тот момент средствами обнаружения.
За баснословную по сравнению с другими субмаринами стоимость разработки К-278 получила прозвище "Золотая рыбка". Почетное название "Комсомолец" ей присвоили за месяц до последнего похода. Лодка вышла на боевую вахту в конце февраля 1989-го. Моряки должны были три месяца дежурить без всплытия — обнаруживать и скрытно следить за кораблями потенциального противника. На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек. Шли 37-е сутки похода.
Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Вахтенный старший матрос Нодари Бухникашвили, находившийся рядом с очагом, погиб. Командир приказал всплывать, но на глубине 150 метров сработала аварийная защита атомного реактора, из-за чего корабль начал резко терять ход и пошел на дно. Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта. Лодка всплыла, но, как потом выяснилось, продувка балласта только усугубила положение моряков. Мы не знали, что происходит в корме.
В таких условиях очень сложно было принимать решение. Только когда люди вышли из четвертого, пятого отсеков, они рассказали о сложившейся ситуации".
К затонувшей субмарине несколько раз снаряжались экспедиции, в том числе совместные российско-норвежские. Как рассказывает директор ИПМ Владимир Булгаков, пробы воды, придонных отложений, биоты делились пополам и параллельно исследовались в российских и норвежских лабораториях. Результатами по-честному обменивались. Результат 30-летних наблюдений подтверждал: утечек радиоактивных материалов с АПЛ «Комсомолец» нет. И тут вдруг такое! В 800 тысяч раз! Это буквально на днях обнаружила норвежская экспедиция, в составе которой был всего один представитель НПО «Тайфун» на правах наблюдателя. К затонувшей АПЛ спустили беспилотный глубоководный аппарат, который взял пробы воды.
Их экспресс-анализ на борту экспедиционного судна выдал сенсационный результат, который тут же разлетелся по всему миру. Точка отсчета Анализ воды, взятой из вентиляционного отверстия реакторного отсека «Комсомольца», показал 800 беккерелей на литр. При этом отмечается, что естественный уровень радиации в Норвежском море — 0,001 беккереля на литр. Разница — 800 тысяч раз. Однако все познается в сравнении. По действующим в Норвегии нормам, предельная радиоактивность в пищевых продуктах не должна превышать 600 беккерелей на килограмм. То есть, если сравнивать эти показатели, превышение всего в 1,3 раза.
Слюсаренко Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель — генератора. К этому моменту погибли от переохлаждения утонули шестнадцать подводников, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли тридцать оставшихся в живых и шестнадцать погибших моряков. Реактор подводной лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето — торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием. Подводная лодка лежит на глубине, делающей её доступной для работы современных глубоководных аппаратов, что создаёт возможность извлечения из неё ядерного оружия и материалов. Кроме того, независимо от качества консервации, постоянно сохраняется опасность радиационной катастрофы из-за попадания в воду ядерных материалов после естественного разрушения оболочек ядерных боеприпасов и реактора. В связи с этим с момента гибели подводной лодки неоднократно высказывалась идея поднять К-278 целиком или хотя бы его ядерно-опасные части. В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру. Удалось найти камеру на грунте глубина 1650 метров , зацепить специальным захватом и поднять на 200 метров над грунтом, но затем трос лопнул и камера снова упала на дно и до сих пор лежит на глубине 1750 метров. По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, но экспедиция 1998 года ограничилась обследованием подводной лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности. По оценке руководителя проекта проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности Росатома А. Захарчева подъём К-278 в принципе реален, но не ранее чем в начале 2020-х годов. Первым шагом к подъёму ПЛА мог бы стать подъём для утилизации аварийной ПЛА К-27 , затопленной в Карском море в 1982 году на малой глубине с выгруженным оружием, аккумуляторами и полностью заглушённым и загерметизированным реактором. Атомная подводная лодка «Комсомолец» без всплывающей камеры Подводная лодка считается надёжно законсервированной, ни одна из экспедиций не зафиксировала попадания в воду радиоактивных материалов. Возможно, вследствие этого вопрос о полном либо частичном подъёме К-278 официально не ставится. Следствие проводилось в условиях противостояния позиций флота с одной стороны и проектировщиков и строителей с другой. По итогам трёх лет работы объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту К-278 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен для похода, в частности перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в восемь месяцев, а пять членов команды не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности. То есть, команда подводной лодки потеряла линейность, и отправка ее в море без дополнительной подготовки была недопустима. В январе 1998 года руководитель следственной группы отправил Главнокомандующему ВМФ РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших катастрофе атомной подводной лодки К-278 со следующими рекомендациями: — рассмотреть представление с участием лиц, ответственных за боевую подготовку в ВМФ. Вопрос об ответственности других лиц не ставится в связи с их увольнением с военной службы. Также, в документе указывалось, что в курсе Боевой подготовки атомных подводных лодок редакции 1990 года было введено множество упрощений, снижающих качество подготовки команд и, как следствие, увеличивающих аварийность и травматизм. В апреле того же года этот документ был рассмотрен Военно-техническим советом ВМФ, а последующие проверки различными инстанциями не нашли оснований для опровержения сделанных выводов. Однако, в 2002 году, после увольнения в запас производивших расследование офицеров, представление было отменено, а следствие — приостановлено. Отмена результатов расследования произведена по надуманному поводу и является следствием желания некоторых высокопоставленных чиновников отвести от себя обвинения в произошедшей катастрофе. В районе гибели ПЛА «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989 — 1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря.
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"
К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка (АПЛ) 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». Они традиционно проводятся в день гибели АПЛ «Комсомолец», которая потерпела аварию и затонула в Норвежском море в 1989 году. 7 апреля 1989 года в водах Северной Атлантики затонула многоцелевая подводная атомная лодка ВМФ СССР «Комсомолец». спустя 30 лет после того, как она затонула в Норвежском море. была единственной в мире атомной подводной лодкой, способной погружаться на глубину 1000 метров.