Трагедия, о которой нельзя забывать: в Заозерске почтили память погибших членов экипажа подводной лодки "Комсомолец". Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" погибла 7 апреля 1989 года в Норвежском море. Атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море 35 лет назад. Советская атомная подлодка К‑278 "Комсомолец". 27 лет назад в результате пожара на борту затонула атомная подводная лодка «Комсомолец» К-278, ранее совершившая рекордное погружение на глубину 1027 метров.
Подлодка не «фоняет»: Норвежцы расшевелили затонувшую 30 лет назад АПЛ «Комсомолец»
На борту умерли еще трое из тридцати спасенных. Всего в результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 20 погибших, в том числе Александр Володин, остались в море. Большинство из них утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей.
К-278 вошел в число постоянно боеготовых кораблей 29 июня 1985 года. На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием капитана 1-го ранга Е.
Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". В России этот день объявлен Днем памяти всех подводников, не вернувшихся из походов. Титановый рекордсмен Подлодку К-278 проекта 685 "Плавник" спустили на воду в 1983-м. На тот момент это была одна из самых совершенных разработок советских кораблестроителей. Субмарина имела титановый корпус и могла погружаться на рекордную глубину — 1027 метров.
Давление воды было такой силы, что корпус лодки на полметра уменьшался в диаметре. При этом, даже находясь на предельных глубинах, "Комсомолец" мог наносить торпедные удары. Так, на испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров. Под водой лодка могла находиться до 90 суток. Ее практически невозможно было засечь имеющимися на тот момент средствами обнаружения. За баснословную по сравнению с другими субмаринами стоимость разработки К-278 получила прозвище "Золотая рыбка". Почетное название "Комсомолец" ей присвоили за месяц до последнего похода.
Лодка вышла на боевую вахту в конце февраля 1989-го. Моряки должны были три месяца дежурить без всплытия — обнаруживать и скрытно следить за кораблями потенциального противника. На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек. Шли 37-е сутки похода. Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар.
Вахтенный старший матрос Нодари Бухникашвили, находившийся рядом с очагом, погиб. Командир приказал всплывать, но на глубине 150 метров сработала аварийная защита атомного реактора, из-за чего корабль начал резко терять ход и пошел на дно. Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта. Лодка всплыла, но, как потом выяснилось, продувка балласта только усугубила положение моряков.
Известно только одно: загорелся самый крайний, кормовой отсек. За считанные минуты температура достигла 1000 градусов. Пламя подступило к атомному реактору. Андрей Махота, один из выживших в аварии, понимал, что обречен - в его отсеке противогазы не предусмотрены, в фильтрах накапливаются радионуклиды. Но офицер не покинул пост, пока реактор не был заглушен. Потому что в корабль свой веришь, и вдруг он уходит.
Понимаешь, что навсегда", - говорит Андрей Махота. Казалось, ситуация стабилизирована - почти четыре часа лодка уверенно держалась на плаву. Экипаж помогал раненым, проветривал помещения. И вдруг корабль задрал нос и стремительно пошел ко дну. Все, кто успел выбраться, оказались в ледяной воде. В отсеках еще оставались люди. Командир Евгений Ванин до конца руководил спасательной операцией.
Однако уже в обозримой перспективе затонувшие российские советские АПЛ могут спровоцировать ухудшение экологической обстановки в регионе. Почему — рассказывает «Лента. Чтобы лучше спалось АПЛ К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» затонула 7 апреля 1989 года на глубине 1680 метров в 180 километрах к югу от острова Медвежий в Норвежском море.
Из 69 находившихся на субмарине человек погибли 42. Считается, что катастрофу спровоцировал пожар в седьмом кормовом отсеке субмарины, однако внятного и однозначного объяснения причин инцидента власти до сих пор не предоставили. Кроме трагедии, К-278 «Комсомолец» известна тем, что 4 августа 1985 года установила мировой рекорд погружения обитаемых подлодок 1027 метров. Подобную нагрузку АПЛ выдержала за счет своего титанового корпуса, который сейчас скрывает на морском дне ядерную силовую установку ЯСУ со 190-мегаваттным реактором ОК-650Б-3 и две ракетоторпеды КС-122 комплекса С-10 «Гранат» с трехкилограммовой плутониевой боевой частью. ТНПА провел визуальное исследование подлодки, а также взял пробы воды и придонного грунта. Целью экспедиции, организованной Норвежским агентством по радиационной и ядерной безопасности и Институтом морских исследований Норвегия при участии Центра радиоактивности окружающей среды Норвегия и научно-производственного объединения «Тайфун» Россия , стало исследование радиационной обстановки вблизи затонувшей подлодки. Научно-исследовательское судно G. Sars Фото: Straalevernet Согласно предварительным данным, обнародованным специалистами, наибольшая удельная объемная активность цезия-137, составившая 800 беккерелей на литр, наблюдалась в образце воды, взятом непосредственно из вентиляционной трубы реакторного отсека субмарины. Данный показатель в 800 тысяч раз превышает естественный уровень радиации в Норвежском море, равный 0,001 беккереля на литр. Показатель радиоактивности другой пробы, взятой из той же вентиляционной трубы, как ранее сообщали ученые, составил 100 беккерелей на литр.
Содержание радионуклидов в других пробах оказалось значительно ниже. Например, заборы, проведенные на высоте нескольких метров над вентиляционной трубой, не продемонстрировали значимого превышения допустимого уровня радиации. Такое объяснение фактически предполагает, что при сохранении текущей обстановки в регионе находящийся на морском дне радиоактивный К-278 «Комсомолец» не представляет угрозы. Пока угрозы нет Полученные предварительные данные не удивили ученых.
Память моряков погибшей АПЛ "Комсомолец" почтили в Мурманской области
Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец» - МК Карелия | атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. |
Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец | 27 лет назад в результате пожара на борту затонула атомная подводная лодка «Комсомолец» К-278, ранее совершившая рекордное погружение на глубину 1027 метров. |
Погибла советская атомная подлодка «Комсомолец» - Знаменательное событие | Торжественно-траурные мероприятия, посвященные памяти экипажа АПЛ "Комсомолец" (Заозерск) — 5 – 7 апреля 2023 (11 волонтеров подали заявку). |
Депутаты областной Думы почтили память экипажа АПЛ «Комсомолец»
Памяти погибших моряков-подводников посвящается 7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула советская атомная подводная лодка "Комсомолец" К-278 «Комсомолец» — АПЛ. Память моряков экипажа атомной подводной лодки Комсомолец, которая в 1989 году затонула в результате аварии, почтили в Мурманской области. пожар в кормовом отсеке.
7 апреля – День памяти погибших подводников
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после пожара 7 апреля 1989 года. 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. Как произошло катастрофа АПЛ «Комсомолец»: 7 апреля 1989 года? Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после пожара 7 апреля 1989 года. пожар в кормовом отсеке. Торжественно-траурные мероприятия, посвященные памяти экипажа АПЛ "Комсомолец" (Заозерск) — 5 – 7 апреля 2023 (11 волонтеров подали заявку).
В Курске 7 апреля почтили память моряков-подводников затонувшей АПЛ «Комсомолец»
Ученые ведущей организации Росгидромета в области радиационного мониторинга окружающей среды — НПО «Тайфун» и специалисты Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды «обследуют потенциально опасный радиационный объект». Они проведут в Норвежском море замеры состояния окружающей среды в месте гибели атомной подлодки, отберут пробы воды с разных глубин и донных отложений, оценят уровень загрязнения окружающей среды, сообщили в Севгидромете. Исследование проводится в рамках выполнения мероприятий подпрограммы «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике» государственной программы «Охрана окружающей среды». По итогам экспедиции планируется получить сведения о современном состоянии вод и донных отложений в районе затопления субмарины и их многолетней изменчивости. Завершение работ и возвращение в Архангельск планируется 5 июня.
На борту умерли еще трое из тридцати спасенных. Всего в результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 20 погибших, в том числе Александр Володин, остались в море. Большинство из них утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей. К-278 вошел в число постоянно боеготовых кораблей 29 июня 1985 года.
На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием капитана 1-го ранга Е.
Спасти корабль экипаж не смог. Единственное, что удалось — это заглушить атомный реактор. Но похоже, спустя 30 лет он стал пропускать морскую воду. То есть разгерметизирован первый контур.
В первом контуре, когда глушили этот реактор, когда лодка тонула, находилась кроме отработавшего ядерного топлива вода первого контура и различные отложения. Но вода первого контура на подводных лодках не высокой радиоактивности». Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин, по которым Советский Союз не стал обращаться за помощью к Норвегии для спасения моряков. Корабль состоит из семи отсеков, атомный реактор находится рядом с центральным постом управления и рубкой.
На всё это по инструкции отводилось несколько минут.
Не готовая к нештатной ситуации команда зачем-то начала вытаскивать плоты на палубу через люк, предназначенный для обслуживания спасательных плавсредств в спокойных условиях военно-морской базы. Уходили драгоценные минуты. С грехом пополам сбросили в воду один плот, времени на извлечение второго просто не осталось. Те, кто смог, попрыгали с палубы в воду, температура которой была всего два градуса. Большинство из моряков оказались в ледяной воде без спасательных костюмов, жилетов и нагрудников.
Но в опускавшейся на полуторакилометровую глубину лодки еще оставались люди. Для подобных ситуаций конструкторы предусмотрели всплывающую спасательную камеру. В неё забрались пятеро моряков, в том числе командир лодки Ванин. О событиях внутри этой камеры рассказал мичман Виктор Слюсаренко. По его словам, моряки не знали как отсоединить камеру от опускавшейся всё глубже лодки.
Инструкции они принялись изучать, только уже находясь на волосок от смерти. Лишь разрушение «Комсомольца», на котором начали взрываться аккумуляторные батареи, отбросило камеру от корпуса. Началось стремительное всплытие. По чьему-то приказу моряки надели индивидуальные дыхательные аппараты. Во время пути наверх, занявшего всего несколько секунд, от перепада давления погибли Ванин и еще двое моряков.
Камера выскочила на поверхность моря, плохо закрытый верхний люк, удерживавшийся массой воды, самопроизвольно распахнулся. Мичман Черников вылетел из люка на высоту 25 метров и кислород из дыхательного аппарата разорвал ему легкие. Самого Слюсаренко спасло лишь то, что свой аппарат он надел не по инструкции. Благодаря этому он смог выбраться из наполнявшейся водой и погружавшейся в море спасательной камеры. Оказавшись среди ледяных высоких волн, мичман поплыл, не зная куда.
Вскоре он увидел подходившего к месту катастрофы «Алексея Хлобыстова». Спасательная камера подлодки «Комсомолец». Источник: popmech. Трое из выживших скончались в течение нескольких часов. Из 69 членов экипажа «Комсомольца» в живых остались 27 человек.
Большинство из 42 жертв погибли от ожогов или переохлаждения, оказавшись без гидрокостюмов в ледяной воде. Расследование катастрофы Через день после гибели подлодки военная прокуратура Северного округа возбудила уголовное дело по статье «Халатность, повлекшее тяжкие последствия». Не дожидаясь окончания расследования, всех моряков «Комсомольца», выживших и погибших, наградили орденами Красного Знамени. Тем временем расследование шло тяжело. Командование флота пыталось свалить вину за катастрофу на создателей лодки.
Те яростно отбивались.
7 апреля – День памяти погибших подводников
гибели в Норвежском море АПЛ "Комсомолец" выяснились новые подробности расследования по этому делу. затонула уникальная советская атомная подводная лодка "Комсомолец". 7 апреля в Севастополе прошло памятное мероприятие, посвященное погибшим членам экипажа АПЛ К-278 «Комсомолец».
Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец
В 2024 году со дня катастрофы исполняется 35 лет. Каждый год россияне чествуют героев, которые несли на своих плечах огромную ответственность и отдали свою жизнь, служа Родине. День памяти моряков-подводников 7 апреля — история Субмарина АПЛ К-278, созданная в Северодвинске, была спущена на воду в августе 1983 года. Подводная лодка была способна опускаться на глубину в 1020 м и имела выдающиеся технические характеристики. Субмарина выполняла научные и оборонные функции, а также использовалась для учений флота. Причина возгорания до сих пор не установлена. ЧП повлекло за собой разгерметизацию корпуса.
Но главный вопрос всё-таки заключается в другом. Известно множество случаев, когда субмарины терпели бедствие, находясь под водой. Но «Комсомолец» — и это уникальный случай!
После того, как начался пожар, лодка успешно всплыла на поверхность, капитан передал сигнал об аварии, а экипаж начал борьбу за живучесть судна. А затем лодка вдруг начала погружаться в воду и всего за полчаса полностью затонула. Как такое могло произойти? Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке По моему мнению, ответ может заключаться в следующем. Не раз говорилось, что «Комсомолец» был поистине уникальным кораблём. Лодка могла погружаться на тысячу метров, ведя наблюдение за субмаринами и надводными кораблями противника и оставаясь при этом незамеченной. И неуязвимой — на такой глубине противолодочные средства уже не действуют. Достичь такого эффекта конструкторам во многом удалось благодаря одному решающему фактору: «Комсомолец» был полностью сделан из титана. Этот лёгкий металл стоит огромных денег, но в СССР на оборону не жалели средств.
В результате в июне 1983 года лодка была спущена на воду, а в декабре вступила в строй. На испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров, а в августе 1985 года она установила абсолютный рекорд погружения, нырнув на 1027 метров. По теме Что происходит на дне? Диверсии на «Северном потоке» и в Балтийском море как предпосылки Третьей мировой войны То есть лодка по всем статьям являлась вершиной инженерной мысли. И вдруг она тонет, будто старый баркас. А экипаж даже не успевает эвакуироваться, хотя «Комсомолец» был оснащён уникальной конструкцией всплывающей спасательной камеры. Мы, подводники, долго размышляли об обстоятельствах этой катастрофы, пока однажды мой приятель, работавший в кораблестроительном институте, не обронил — дескать, не многие знают, что титан горит уже при температуре плюс 600 градусов.
АПЛ «Комсомолец» сейчас В настоящее время атомная подводная лодка АПЛ К-278 «Комсомолец» лежит на глубине более 1700 метров, и долгие годы решается вопрос о её подъеме. Место гибели АПЛ «Комсомолец» известно, и самая большая проблема заключается в подъеме этого груза со дна. Год назад норвежский Институт морских исследований провел очередное обследование затонувшей субмарины и перепугал мировую общественность заявлением, что радиационный фон около лодки превышен в 100 тысяч раз. Затем была названа цифра превышения фона в 800 тысяч раз, и хотя норвежцы всех успокоили, сказав, что такой фон зафиксирован лишь в непосредственной близости от подлодки и он ничем не угрожает ни морским обитателям, ни людям, ясно, что нахождение на дне ядерного реактора рано или поздно может закончиться экологической катастрофой. Усугубляет ситуацию ещё и то обстоятельство, что на АПЛ «Комсомолец», катастрофа на которой унесла жизни десятков людей, имеются две торпеды с ядерной боевой частью, которые также подвержены коррозии. Так что с затонувшей лодкой однозначно надо что-то делать в обозримом будущем. ВСК удалось поднять над дном на 200 метров, но нагрузка на трос оказалась такой сильной, что он не выдержал и лопнул. Так что ВСК до сих пор находится на дне Норвежского моря и неизвестно, когда будет поднята и будет ли поднята вообще. Судя по всему, разрушения лодки было таким масштабным, что уцелевшие члены экипажа просто не смогли добраться до ВСК. Хотя лодка затонула на относительно небольшой глубине и всплыть в спасательной камере можно было без особых проблем. Эта катастрофа похожа на гибель АПЛ «Комсомолец», однако ее причина была во взрыве на боевом судне. Из последних примеров использования всплывающих спасательных камер можно отметить проведенные в ноябре 2014 года испытания данного спасательного средства.
Ее испытания проводились в северной Атлантике в 220 милях к востоку от Бостона. Фрагменты корпуса были обнаружены на глубине 2600 метров. Она погибла при невыясненных обстоятельствах 22 мая 1968 года со всем экипажем в составе 99 подводников во время несения боевой службы в районе Азорских островов в центральной Атлантике. Фрагменты корпуса обнаружены на глубине 3600 метров. Советские АПЛ тонули чаще — в числе безвозвратных потерь четыре подлодки. Погибло 52 подводника. Взорвались компоненты ракетного топлива. Погибло 4 человека, остальные члены экипажа были эвакуированы, однако сама лодка ушла ко дну и лежит на глубине 5500 метров. Читайте также Челнок Boeing X-37 предназначен для смертельной атаки на Москву Бороться с ним сможет только российский ЗРК С-500, которого, однако, еще нет Атомная подлодка К-27, получившая негласное прозвище «Нагасаки», была затоплена в сентябре 1982 года в Карском море у восточного побережья Новой Земли на глубине 33 метра. Этому предшествовала авария реактора 24 мая 1968 года, в результате которой погибло 9 человек. Упомянутая АПЛ К-278 «Комсомолец» единственная лодка проекта 685 «Плавник» затонула 7 апреля 1989 года — после пожара в одном из отсеков всплыла, но, потеряв плавучесть, затонула у острова Медвежий в Норвежском море на глубине 1680 метров. В последующем, спустя несколько лет, ее загерметизировали специальным твердеющим составом прямо на дне.