Запрещенному клирику Московской епархии протодиакону Андрею Вячеславовичу Кураеву.
«Однажды Кремль поймет: духовные скрепы ближе к ржавой скрепке»
О биографии Андрея Кураева подробнее можно узнать, посмотрев картины «48 часов из жизни диакона Андрея Кураева» и «Андрей Кураев. Авторы - КУРАЕВ Андрей (исполняет функции иностранного агента). Лишённый сана главой РПЦ Патриархом Кириллом Андрей Кураев вечером 16 октября объявил об отъезде в Европу. Бывший протодиакон РПЦ Андрей Кураев заявил, что уехал из России в День народного единства.
«Судьба диссидента». Кураев сообщил об отъезде из России в День народного единства
Однако сам он не хочет уезжать. Что я думаю о том, о чём думать и говорить нельзя, — я уже сказал. И заплатил судом за свои слова», — подытожил он. Кураев добавил также, что удалил записи в своём «Живом Журнале» за последние месяцы, чтобы «затруднить будущим доносчикам их благородный труд». В декабре 2020 года суд Московской городской епархии лишил Андрея Кураева сана протодиакона. Причиной стал его пост в «Живом Журнале» о протоиерее Александре Агейкине, который скончался от коронавируса. В посте усмотрели признаки «хулы на Церковь».
Достаточно долго это терпели и не предпринимали никаких действий по отношению к священнослужителю. Андрей Кураев: где сейчас живет, и чем занимается бывший протодиакон В конце декабря 2020 г. Решение принимал Епархиальный суд церковный. В формулировках о причинах этого звучали такие слова: «из-за клеветы на духовенство и хулы на Церковь». Кстати, последней каплей для такой резкой оценки стало высказывание Кураева о протоирее Агейкине, которого он назвал «тупым карьеристом». Однако Патриарх Кирилл долгое время не подписывал это решение суда.
Видимо, в надежде, что священнослужитель одумается и покается. Подписанный указ появился на сайте РПЦ только 28 апреля 2023 г. Кстати, российские власти часто тоже были не согласны с его точкой зрения по разным вопросам. Например, в августе 2022 г. Читайте также: Дроботенко Сергей: где сейчас живет и находится известный юморист Что же сегодня делает Кураев, где сейчас живет?
Путешествие бывшего священнослужителя осложнялось тем, что с российским паспортом невозможно прилететь в Чехию, в страну можно приехать только по земле.
Дорога заняла больше одного дня, сетовал он. Глава РПЦ патриарх Московский и всея Руси Кирилл 28 апреля подписал указ о лишении Кураева священного сана, хотя решение было принято ещё в декабре 2020 года, но на него тогда был наложен мораторий.
Но кроме этого, Турецкая империя передоверяла патриарху власть над гражданской жизнью подданных-христиан. То есть патриарх — это этнарх … Все споры христиан между собой решает патриарх и духовенство на местах: это так называемая фанариотская система. А как же сегодня Греческая Церковь и греческий народ относятся к имени патриарха Григория V? Прокляли предателя?
Нет, уже в конце 19-го века ему начали ставить памятники… [91] После многократных обращений Николая Селищева к священникам канцелярий митрополии и отцу Елевферию Хатзису с осуждением позиции Кураева выступил один из старейших иерархов Элладской церкви митрополит Коринфский Пантелеимон Караниколас , который тогда являлся председателем Синодального комитета по догматическим и каноническим вопросам [92]. Позиция на выборах патриарха в 2009 году[ править править код ] Юлия Таратута , корреспондент издания « Коммерсантъ », отмечала в конце января 2009 года [93] , что во время выборов патриарха Московского диакон Кураев, публично выступая на стороне митрополита Кирилла , использовал обвинения в адрес его конкурентов на патриарший престол: в декабре 2008 года обвинил брата митрополита Калужского Климента Капалина архиепископа Димитрия Капалина , что тот якобы организовал «лжевыборы» делегатов на Поместный собор от духовных школ, которые состоялись в Московской духовной академии, а также произвёл «рейдерский захват Московской духовной академии » [94]. В связи с такими обвинениями епископ Барнаульский и Алтайский Максим Дмитриев , бывший инспектор Тобольской семинарии , высказался, что считает выборы делегатов на Поместный собор от духовных школ честными и справедливыми [95]. Высказывание об исламе[ править править код ] В сентябре 2004 года А. Кураев написал статью в газете «Известия» [96] , в которой хотя и признаёт, что «стратегическое планирование терактов, совершаемых от имени ислама, совершается в западном мире», но также прямо указывает на ответственность ислама в росте терроризма: …телеинъекции на тему «У терроризма нет национальности и религии», каждый раз с предсказуемой очевидностью вспыхивающие после очередного теракта, просто глупы. Не инопланетяне же в конце концов взрывают наши самолёты и школы!
С этим «политкорректным» тезисом можно было бы согласиться, если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты. То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолёт… То христиане подорвут кинотеатр… Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов… Но ведь всё очевидно не так. Может быть, терроризм — это следствие искаженного понимания Корана. Но ведь именно Корана, а не книги о Винни-Пухе. И у истоков этого искажения стоят ученейшие исламские мужи улемы , а не безграмотные арабские скинхеды. Исламский мир роднят с миром террора не плохие ученики, а отменные и популярные учителя!
И если власти Саудовской Аравии только в мае 2003 года были вынуждены отстранить от должностей 1710 человек из духовенства — значит, проблема не в одиночках. При таких масштабах террористическая проповедь — это болезнь уже всего исламского сообщества. И ещё одна причина ответственности всего мусульманского мира за своих подонков в том, что изряднейшая часть мусульманского мира считает террористов не подонками, а героями. Мир ислама ответствен за исламский терроризм — хотя бы тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность. Эти доводы А. Братья Царнаевы Джохар и Тамерлан.
Борцы как и Мирзаев. Интересно, сколько ещё нужно взрывчатки, чтобы снести шоры принудительной толерантности? Кураев снова повторил [99] свои аргументы: У террористов нет религии? Но они несомненно и крепко верят в продолжение жизни после взрыва собственного тела. Они прославляют вполне определённого Бога и это отнюдь не имя великого Вицли-Пуцли. А названия их организаций говорят о готовности воевать за ислам, а не за футбол.
Их можно считать плохими мусульманами. Но это именно мусульмане. Насколько я помню, чтобы стать мусульманином, достаточно произнести формулу «Нет Бога кроме Аллаха и Магомет пророк Его». Неужели эту формулу отрицали террористы в Беслане или Бостоне? Неужели Коран они не считали откровением Всевышнего? Кураев призвал к противодействию радикальной политике меджлиса этнического парламента крымских татар , проведя параллели с поведением наглого подростка в мужском коллективе [100] [101].
О представителях официального ислама в РФ[ править править код ] 15 августа 2007 года на имя президента России Владимира Путина было направлено Заявление мусульманской общественности России « Клерикализм — угроза национальной безопасности России» по поводу споров о Письме 10 академиков РАН [102]. Среди подписантов этого письма выступил Нафигулла Аширов , сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман азиатской части России Москва. Комментируя это заявление, Кураев высказался критически по отношению к Нафигулле Аширову, призвав отправить его в бессрочную командировку [103]. Позднее Андрей Кураев в интервью корреспонденту газеты «День за днём» отвечая на вопросы об этом происшествии сказал следующее: — Вам не кажется, что люди церкви подают очень мало сигналов, которые ассоциировались бы с Нагорной проповедью, с одной из главных заповедей христианства — «возлюби ближнего твоего, как самого себя»? Когда вы говорите о любви, это один сигнал, когда посылаете на фиг Нафигуллу Аширова — другой, в чём-то противоположный первому. Евангельские сигналы идут на одной частоте, и они одни и те же, поэтому люди зачастую теряют восприимчивость к ним.
Евангелие — очень небольшая книжка, Нагорная проповедь — ещё меньше. Заметьте, вчера на лекции не было ни одного вопроса по Евангелию, люди спрашивают о каких-то периферийных вещах… Надо сказать ещё, что есть вещь, которую Бог оставил на нашу ответственность: как святые банальности Евангелия проецировать на пёструю ткань современной жизни. Конечно, я стараюсь соотносить то, что я говорю и делаю, с Евангелием. Но Евангелие более сложно, чем толстовство. У Христа в руках мы видим меч, и апостолы носили мечи, и фарисеев Христос послал дальше, чем я — Нафигуллу. Понятно, что сказанное нашло отклик в сердцах… — Более того, у меня был потрясающий случай: года два назад в Перми на одной конференции меня окружила группа людей в исламских одеждах, оказалось, что это верховные муфтии разных регионов России, и они мне сказали: «Мы с вами, а не с Нафигуллой Ашировым» [104].
Мнения и публикации, касающиеся еврейского народа[ править править код ] В 1998 году Кураев написал на тему антисемитизма книгу под названием «Как делают антисемитом» [105] в 2006 году вышла вторая редакция. Я убеждён, что антисемитизма в этой книге нет. Я не считаю еврейский народ в чём-то хуже народа русского или любого другого. Я просто не считаю евреев лучше всех остальных народов. Впрочем, сегодня, кажется, даже это уже считается антисемитизмом. Но разве есть национализм в просьбе подходить ко всем народам и ко всем людям с одними и теми же нравственными критериями?
В этих статьях именно это я и делаю. Я все время просто и скучно спрашиваю: «Господа! Я понимаю, что чужая боль плохо чувствуется. Но представьте, что точно такую же фразочку кто-то бросит в адрес вашего народа. Вам разве не будет больно? Так, может, и вы не будете бросаться булыжниками в нас?
Не уйдёт он в Константинополь, он уже никому не нужен
Не проклинай мертвецов. Это мистически небезопасно: могут и с того света отомстить. Но я не был на поминках и говорил скорее о себе своей памяти , чем о нем, и у себя дома. Запрет на критику умерших повлек бы за собой сожжение всех книг по истории. Ведь история даже Церкви не может быть лишь бесконечным восхвалением. Кроме того, где, в каком церковном, светском или журналистском кодексе указаны какие-то временные сроки — на какой день после кончины уже можно?
Андрей Кураев Решение о лишении сана вступит в силу после его одобрения патриархом Кириллом. До этого оно может быть обжаловано.
Его дальнейшие планы будут зависеть от того, будет ли интересно его мнение по вопросам, связанным с религиозной и культурной жизнью вне зависимости от позиции Московской патриархии. Протодиакон Андрей Кураев — один из самых известных православный спикеров в России, он одним из первых священнослужителей завел в интернете блог. В нем он сам так прокомментировал указ патриарха: «Наш спор об этике. О том, вправе ли патриарх отодвинуть Нагорную проповедь. Добро ли для церкви превратиться в силовое ведомство. Где границы насилия, разрешенного для христианина». Кураев был референтом патриарха Алексия II и считался одним из ближайших сподвижников митрополита Кирилла перед избранием того патриархом в 2009 г.
Прежде чем уехать, добавил экс-священник, предстоит "какие-то темы закрыть", "до некоторой степени" завершить московский период. На вопрос о планируемой в Праге работе Кураев ответил, что "это следующий вопрос", который должен решиться. В своём блоге в "Живом журнале" Кураев описал мотивы своего отъезда подробнее. Писать, говорить, читать лекции. В России с этим всё сложнее.
Торжество хорового начала под руководством несмываемого регента.
Он мне ничего не говорил. Я ему ничего не говорил. И раньше его никогда не видел. И вдруг через две остановки он с размаху дал мне кулаком в лицо! Тот говорит: «Значит, ровно в восемь ноль-пять я зашел в автобус, следующий по сорок четвертому маршруту. Рядом встал вот этот еврей и вызывающе наступил мне на ногу.
Я советский офицер и не могу позорить свои погоны. Поэтому я терпел. Думаю, подожду пять минут. Но если он не перестанет оскорблять меня и в моем лице Советскую армию своим действием, ух, как я ему вмажу! Так вот, еду и вижу: стоит вот этот военный, а рядом с ним вот этот еврей. А военный все время смотрит на часы, а потом вдруг как врежет еврею по морде. Ну, я и подумал, что по всей стране началось!
Предвидя такую возможность, я прежде патриаршей «окончательной бумажки» перешел в другую епархию. Подробностей не буду рассказывать: не хочу, чтобы патриарший гнев распространялся на кого-то, кроме меня. Естественно, есть у меня и связь со Вселенским патриархатом, который может принять мою апелляцию. Это так? История же моего отношения к нему долгая и изменчивая. Изначально, в 1980-е годы я слышал о нем много доброго. Есть, мол, такой ректор в Ленинградской академии — молодой и талантливый.
И когда мои ленинградские церковные знакомые отрицательно отзывались о его манере управления и его властолюбии, я это игнорировал. Издалека он мне нравился, тем более что пошел слух, будто его сослали в Смоленск и сняли с ректорства за то, что он якобы выступил против вторжения в Афганистан. Сегодня это полуофициальный миф московской патриархии. В 1990-м мы почти одновременно оказались в Москве — я вернулся из Румынии, а Кирилл — назначением на пост главы отдела внешних церковных сношений. И мы сразу стали конкурентами за доступ к уху патриарха. До моего появления в патриархии все речи и статьи патриарха готовились в ведомстве внешнецерковных связей. Кирилл хотел и дальше иметь эту монополию.
Но патриарх Алексий много теперь поручал мне, а я не считал нужным согласовывать эти патриаршие тексты с Кириллом. В этом смысле у нас действительно были сложные отношения. Но осенью 1993 года, когда зрел очередной путч и когда возникла идея переговоров, я позвонил домой митрополиту Кириллу: «Владыка, я прошу у вас прощения за всё прошлое — давайте забудем, сейчас есть более важные вещи. Хотя формально я не работаю в патриархии, но связи и в Белом доме парламенте , и в правительстве у меня остались. Я с радостью передам их вам». Тогда по телефону мы обнялись, простились и далее спокойно работали в разных комиссиях, в частности по выработке социальной концепции Русской церкви. В девяностые Кирилл всегда помогал мне оформлять визы и проездные билеты.
В ОВЦС были сотрудники, чья работа состояла именно в том, чтобы закупать билеты. Так что в те времена железнодорожные и авиабилеты проще было купить через ОВЦС, чем в немногочисленных кассах еще безинтернетного города. В 2008 году, когда скончался патриарх Алексий II, я написал статью «Патриарх Кирилл — пора привыкать». Через несколько дней Кирилл пригласил меня для беседы, поблагодарил за статью: — Спасибо, отец Андрей, за то, что вы защищаете меня. Потому что понимаю, что, если патриархом станет ваш оппонент, мои планы миссионерской работы не реализуются. Кирилл секунду помолчал и сказал: «Да, это самая правильная позиция». Так что тогда у нас были добрые отношения.
Тем более что я ничего у него не просил и ничего от него не ожидал для себя. Разве что через месяц, уже по ходу Собора, я был у него в кабинете в ОВЦС и сказал: — Владыка, мне кажется, что всё, что есть в этом кабинете, Вам уже не понадобится. Мы обошли весь его большой кабинет, и я попросил замечательную бронзовую статуэтку апостола Андрея с крестом, которая и сейчас стоит у меня над головой. А карьерных планов у меня не было. Я еще при Алексие II объявлял, и не раз, что собираюсь уйти на миссионерскую пенсию: и здоровье уже не позволяет жить в самолете и гостиницах, и устал я от этого. А тяги к административным постам у меня никогда не было. Иначе при Алексие я бы как-нибудь смог извернуться и обеспечить себе хорошую административную должность.
Прямая наша публичная размолвка произошла осенью 2011 года, когда Кирилл стал продавливать внутрицерковный документ об отношении церкви к газетной клевете. Там цитировались жесткие византийские законы о казни богохульников, а я не понимал, зачем в документе XXI века цитировать императора Юстиниана без всяких пояснений. Зачем церкви выступать в роли того, кто готов давить и репрессировать? Но Легойда с патриархом продавили документ дальше. Потом был скандал с Pussy Riot, когда стал совсем ясен курс на превращение церкви в очередную силовую вертикаль. Именно это стало причиной моего отхода от патриархии, от официоза. Или мировая история знает прецеденты?
Было еще два патриарха, которых смещали — патриарха Тихона при большевиках; но он вернулся из-под ареста. А еще был тщательно забытый патриарх Игнатий в Смутное время. Его поставил самозванец Лжедмитрий Первый. При Шуйском его арестовали и лишили сана. Через пять лет при Семибоярщине он вновь был призван на патриаршество. Но в конце концов с поляками ушел в Вильно. Были в России и епископы типа Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, которые отказывались от власти и уходили в монашескую, более приватную жизнь.
Был римский папа Бенедикт, который в 2013-м сенсационно отказался от высшей власти. Тогда по церковным коридорам ходил анекдот. Журналисты спрашивают отца Всеволода Чаплина: «Как вы прокомментируете отставку римского папы? В прессе было много обвинений в сотрудничестве с коммунистами. Главное из них: он не протестовал против сноса старых церквей Бухареста при перестройке столицы по планам Чаушеску. В апреле он вернулся. А в июле рукоположил меня в сан диакона.
Однако за время его отсутствия в румынской церкви произошла революция. По правилам румынского православия всегда заранее ясно, кто будет следующим патриархом. Пост наследует митрополит города Яссы, столицы румынской Молдовы. Это связано с историей «молдавских княжеств»: в XIX веке румынское королевство сложилось из двух половинок — Молдовы и Валахии. В начале января новый министр культуры Румынии писатель Андрей Плешу призвал патриарха к отставке. Плюс отставки патриарха требовала инициативная группа студентов богословского института. Это были мои друзья-однокурсники прежде всего, наш отличник, краса и гордость Богословского института Габриэль Акиндин.
У нашего курса был любимый преподаватель, куратор нашего курса отец Даниил Чоботя. На следующий день эта группа встретилась с членами Синода.
Протодиакона Андрея Кураева лишили сана из-за поста о священнике, умершем из-за коронавируса
6 ноября 2023 - Новости Санкт-Петербурга. 6 ноября 2023 - Новости Санкт-Петербурга. Протодиакон Андрей Кураев был лишён сана в 2020-м за «систематический и многолетний характер клеветнической деятельности», а также оскорбительные высказывания в день смерти. Бывший протодиакон РПЦ Андрей Кураев заявил, что уехал из России в День народного единства. Сегодня Патриарх Кирилл подписал указ о лишении сана протодиакона Андрея Кураева. МОСКВА Лишенный сана бывший протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев заявил, что покинул Россию в День народного единства, сообщает РИА "Новости". Протодиакона Андрея Кураева лишили сана из-за поста о священнике, умершем из-за коронавируса. Просто Новости.
В РПЦ прокомментировали решение Константинополя восстановить Кураева в сане
Об этом сообщается на сайте Московской епархии Критику Кураева в адрес Агейкина патриарх Кирилл назвал безнравственной и особенно циничной. Глава Русской православной церкви сказал, что со стороны Кураева были и другие «деяния», на которые поступали жалобы. Окончательное решение о запрете в служении будет принимать церковный суд. Протодиакон не стал комментировать «Медузе» указ патриарха.
Так что это трудовая миграция. Надеюсь, что сезонная».
Напомним, в 2020 году Епархиальный суд лишил сана протодиакона Андрея Кураева. Пресс-секретарь московского патриархата Владимир Легойда заявлял, что Кураева признали виновным в клевете против церкви. Летом 2022 года суд в Москве оштрафовал Кураева на 30 тысяч рублей за публикацию в «Живом журнале», где он рассуждал о гражданской войне в России в начале ХХ века.
Торжество хорового начала под руководством несмываемого регента. А в Европе, наверно, еще возможны мои публичные встречи и лекции. Так что это трудовая миграция.
Надеюсь, что сезонная», — написал Кураев. Сборы в Чехию Двумя днями позднее экс-протодиакон рассказал о трудностях переезда в другую страну. Кураев попросил о финансовой помощи «после десяти лет вынужденной безработицы». Оформление доверенностей. Перевод документов и «апостиль». Аренда места на складе если отъезд затянется, надо будет квартиру сдавать в аренду, освободив ее от моих книг и вещей.
Оплата коммунальных платежей на несколько месяцев вперед.
Даже с мужем. Вот так обстоит дело с РПЦ точнее: с ее возглавителями, которые нагло и настойчиво отождествляют себя с Церковью. Официально они — «жена, облеченная в солнце» и «невеста Христа», Который в «Песни Песни» воспел именно Свою любовь к ней. В реальной истории верхушка РПЦ всегда беспредельно верна лишь высшей российской советской власти. Вспомним 1806 год. Царь Александр сколотил очередную четвертую антинаполеоновскую коалицию.
В РПЦ прокомментировали решение Константинополя восстановить Кураева в сане
«Однажды Кремль поймет: духовные скрепы ближе к ржавой скрепке» | Протодиакон Андрей Кураев о том, стоит ли крестить ребенка против его воли, и можно ли крестить ребенка без согласия на то родителей. |
«Однажды Кремль поймет: духовные скрепы ближе к ржавой скрепке» | Биография протодиакона Андрея Кураева: личная жизнь сейчас, религиозное образование. |
Андрей Кураев 2024 | ВКонтакте | Протодиакон Андрей Кураев на премьере скандального фильма режиссёра Алексея Учителя "Матильда". |
Не уйдёт он в Константинополь, он уже никому не нужен | Андрею Кураеву суд епархии Москвы давал мораторий на лишение священного сана сроком на два года – «для переосмысления Вами своей позиции и возвращения на путь Церкви». |
«Однажды Кремль поймет: духовные скрепы ближе к ржавой скрепке»
И как еще в праве обозначают его: "ничтожный", - заключил заместитель председателя церковного суда Московской городской епархии. Епархиальный суд ранее принял решение лишить Кураева сана за опубликованное в блоге оскорбление умершего 21 апреля 2020 года от ковида протоиерея Александра Агейкина, а также за "признаки хулы на церковь" в ряде его заявлений. В апреле 2021 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил лишение Кураева сана, но ввел мораторий на издание соответствующего указа "на время, которое предоставляется протодиакону Андрею для переосмысления своей позиции и возвращения на путь церкви, который был избран им в свое время". В апреле 2023 года патриарх Кирилл лишил Кураева священного сана.
Кураев в ноябре уехал из России в Прагу. Путешествие бывшего священнослужителя осложнялось тем, что с российским паспортом невозможно прилететь в Чехию, в страну можно приехать только по земле. Дорога заняла больше одного дня, сетовал он.
Андрей Кураев признан иноагентом Андрей Кураев признан иноагентом Профессор Московской Духовной Академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Родился в Москве на Сретенье 1963 года 15 февраля.
В 16 лет поступил в МГУ. В 1984 г. В 1988 г. По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 г.
В посте усмотрели признаки «хулы на Церковь». В апреле 2021 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил это решение. Однако он ввёл мораторий на издание соответствующего указа, чтобы дать протодиакону время «для переосмысления своей позиции и возвращения на путь Церкви».
Он должен будет заплатить 50 000 рублей. Протокол на артиста составили 18 мая, после концерта коллектива в Уфе. В ходе выступления Шевчук раскритиковал российскую военную операцию на Украине, а также рассуждал о том, что такое Родина.
Андрей Кураев (признан иноагентом)
МОСКВА Лишенный сана бывший протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев заявил, что покинул Россию в День народного единства, сообщает РИА "Новости". Бывший протодиакон Андрей Кураев заявил, что решение патриарха Кирилла о лишении его сана священника было предсказуемым. Биография протодиакона Андрея Кураева: личная жизнь сейчас, религиозное образование.
Стало известно, какое будущее ждет священника Кураева, уехавшего в Прагу
Андрей Кураев был лишен сана протодиакона Московской епархии по решению патриарха Кирилла. Протодиакон Андрей Кураев, лишенный РПЦ сана и запрещенный в служении патриархом Кириллом, сообщил, что уезжает из России в Чехию. Указ патриарха Константинопольского Варфоломея о восстановлении в сане бывшего протодиакона Андрей Кураев (признан в РФ иноагентом) канонически недействительный.
Андрей Кураев: «Вилка вероятностей обрисовалась вполне ясно: или психушка, или тюрьма»
А как же сегодня Греческая Церковь и греческий народ относятся к имени патриарха Григория V? Прокляли предателя? Нет, уже в конце 19-го века ему начали ставить памятники… [91] После многократных обращений Николая Селищева к священникам канцелярий митрополии и отцу Елевферию Хатзису с осуждением позиции Кураева выступил один из старейших иерархов Элладской церкви митрополит Коринфский Пантелеимон Караниколас , который тогда являлся председателем Синодального комитета по догматическим и каноническим вопросам [92]. Позиция на выборах патриарха в 2009 году[ править править код ] Юлия Таратута , корреспондент издания « Коммерсантъ », отмечала в конце января 2009 года [93] , что во время выборов патриарха Московского диакон Кураев, публично выступая на стороне митрополита Кирилла , использовал обвинения в адрес его конкурентов на патриарший престол: в декабре 2008 года обвинил брата митрополита Калужского Климента Капалина архиепископа Димитрия Капалина , что тот якобы организовал «лжевыборы» делегатов на Поместный собор от духовных школ, которые состоялись в Московской духовной академии, а также произвёл «рейдерский захват Московской духовной академии » [94]. В связи с такими обвинениями епископ Барнаульский и Алтайский Максим Дмитриев , бывший инспектор Тобольской семинарии , высказался, что считает выборы делегатов на Поместный собор от духовных школ честными и справедливыми [95]. Высказывание об исламе[ править править код ] В сентябре 2004 года А. Кураев написал статью в газете «Известия» [96] , в которой хотя и признаёт, что «стратегическое планирование терактов, совершаемых от имени ислама, совершается в западном мире», но также прямо указывает на ответственность ислама в росте терроризма: …телеинъекции на тему «У терроризма нет национальности и религии», каждый раз с предсказуемой очевидностью вспыхивающие после очередного теракта, просто глупы. Не инопланетяне же в конце концов взрывают наши самолёты и школы! С этим «политкорректным» тезисом можно было бы согласиться, если бы верующие мировых религий по очереди устраивали теракты.
То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолёт… То христиане подорвут кинотеатр… Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов… Но ведь всё очевидно не так. Может быть, терроризм — это следствие искаженного понимания Корана. Но ведь именно Корана, а не книги о Винни-Пухе. И у истоков этого искажения стоят ученейшие исламские мужи улемы , а не безграмотные арабские скинхеды. Исламский мир роднят с миром террора не плохие ученики, а отменные и популярные учителя! И если власти Саудовской Аравии только в мае 2003 года были вынуждены отстранить от должностей 1710 человек из духовенства — значит, проблема не в одиночках. При таких масштабах террористическая проповедь — это болезнь уже всего исламского сообщества. И ещё одна причина ответственности всего мусульманского мира за своих подонков в том, что изряднейшая часть мусульманского мира считает террористов не подонками, а героями.
Мир ислама ответствен за исламский терроризм — хотя бы тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность. Эти доводы А. Братья Царнаевы Джохар и Тамерлан. Борцы как и Мирзаев. Интересно, сколько ещё нужно взрывчатки, чтобы снести шоры принудительной толерантности? Кураев снова повторил [99] свои аргументы: У террористов нет религии? Но они несомненно и крепко верят в продолжение жизни после взрыва собственного тела. Они прославляют вполне определённого Бога и это отнюдь не имя великого Вицли-Пуцли.
А названия их организаций говорят о готовности воевать за ислам, а не за футбол. Их можно считать плохими мусульманами. Но это именно мусульмане. Насколько я помню, чтобы стать мусульманином, достаточно произнести формулу «Нет Бога кроме Аллаха и Магомет пророк Его». Неужели эту формулу отрицали террористы в Беслане или Бостоне? Неужели Коран они не считали откровением Всевышнего? Кураев призвал к противодействию радикальной политике меджлиса этнического парламента крымских татар , проведя параллели с поведением наглого подростка в мужском коллективе [100] [101]. О представителях официального ислама в РФ[ править править код ] 15 августа 2007 года на имя президента России Владимира Путина было направлено Заявление мусульманской общественности России « Клерикализм — угроза национальной безопасности России» по поводу споров о Письме 10 академиков РАН [102].
Среди подписантов этого письма выступил Нафигулла Аширов , сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман азиатской части России Москва. Комментируя это заявление, Кураев высказался критически по отношению к Нафигулле Аширову, призвав отправить его в бессрочную командировку [103]. Позднее Андрей Кураев в интервью корреспонденту газеты «День за днём» отвечая на вопросы об этом происшествии сказал следующее: — Вам не кажется, что люди церкви подают очень мало сигналов, которые ассоциировались бы с Нагорной проповедью, с одной из главных заповедей христианства — «возлюби ближнего твоего, как самого себя»? Когда вы говорите о любви, это один сигнал, когда посылаете на фиг Нафигуллу Аширова — другой, в чём-то противоположный первому. Евангельские сигналы идут на одной частоте, и они одни и те же, поэтому люди зачастую теряют восприимчивость к ним. Евангелие — очень небольшая книжка, Нагорная проповедь — ещё меньше. Заметьте, вчера на лекции не было ни одного вопроса по Евангелию, люди спрашивают о каких-то периферийных вещах… Надо сказать ещё, что есть вещь, которую Бог оставил на нашу ответственность: как святые банальности Евангелия проецировать на пёструю ткань современной жизни. Конечно, я стараюсь соотносить то, что я говорю и делаю, с Евангелием.
Но Евангелие более сложно, чем толстовство. У Христа в руках мы видим меч, и апостолы носили мечи, и фарисеев Христос послал дальше, чем я — Нафигуллу. Понятно, что сказанное нашло отклик в сердцах… — Более того, у меня был потрясающий случай: года два назад в Перми на одной конференции меня окружила группа людей в исламских одеждах, оказалось, что это верховные муфтии разных регионов России, и они мне сказали: «Мы с вами, а не с Нафигуллой Ашировым» [104]. Мнения и публикации, касающиеся еврейского народа[ править править код ] В 1998 году Кураев написал на тему антисемитизма книгу под названием «Как делают антисемитом» [105] в 2006 году вышла вторая редакция. Я убеждён, что антисемитизма в этой книге нет. Я не считаю еврейский народ в чём-то хуже народа русского или любого другого. Я просто не считаю евреев лучше всех остальных народов. Впрочем, сегодня, кажется, даже это уже считается антисемитизмом.
Но разве есть национализм в просьбе подходить ко всем народам и ко всем людям с одними и теми же нравственными критериями? В этих статьях именно это я и делаю. Я все время просто и скучно спрашиваю: «Господа! Я понимаю, что чужая боль плохо чувствуется. Но представьте, что точно такую же фразочку кто-то бросит в адрес вашего народа. Вам разве не будет больно? Так, может, и вы не будете бросаться булыжниками в нас? Кураев ассоциировал 23 февраля и 8 марта с еврейским праздником Пурим.
После чего осудил приурочивание Дня защитника Отечества и Международного женского дня к данному иудейскому празднику, высказав следующее мнение: Моё недоумение о другом: как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня… Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств?
Прoшли пoлтoра гoда раздумий и кoлебаний. В кoнце кoнцoв я решил не упoдoбляться герoю анекдoта, кoтoрый пoгиб пoсле трoекратнoгo oтказа сесть на спасательный вертoлет. Если Прoмыслитель дает вoзмoжнoсть, желаемую мнoгими и недoступную для мнoгих — стoит ее принять», — написал экс-прoтодиакон в своем блоге.
Так что это трудовая миграция. Надеюсь, что сезонная». Напомним, в 2020 году Епархиальный суд лишил сана протодиакона Андрея Кураева. Пресс-секретарь московского патриархата Владимир Легойда заявлял, что Кураева признали виновным в клевете против церкви. Летом 2022 года суд в Москве оштрафовал Кураева на 30 тысяч рублей за публикацию в «Живом журнале», где он рассуждал о гражданской войне в России в начале ХХ века.
В своё время он не просто этой чести домогался, он домогался для митрополита Кирилла чести быть Святейшим Патриархом, активно за него агитируя и топча его конкурентов. А теперь Кураев отнекивается от этой чести. В своё время он наслаждался сослужением Святейшему Патриарху Алексию II, которого, если и не предал, то крепко подставил в 1991 году. Также он домогался чести служить со Святейшим Патриархом Кириллом.
Честь, которая ему была дарована, протодиаконство и камилавка, но ему этого было недостаточно. Возможно, он искал чего-то большего. Но ожидания его не сбылись. И он вступил на шаткий путь информационной борьбы.
Только вопрос: с кем? Разве с Патриархом Кириллом? И отказался от несомненной чести служить Христу. Некоторые могут провести параллели между разгромом Киево-Печерской лавры и поползновением Андрея Кураева уйти к Варфоломею, а, значит, создать раскольнический центр в Москве.
Могу успокоить: этого не произойдёт, потому что он никому не нужен. Кураев — отработанный материал.