Практически нет сомнений, что такой спикер как Андрей Кураев будет востребован в этой информационной войне, умело прикрывая антицерковную пропаганду своей былой славой миссионера и просветителя. Андрей Кураев — больше не протодиакон.
Андрей КУРАЕВ: Как для, русского националиста, для меня очень печально то, что мы теряем Украину
Мы поговорили с богословом и проповедником протодиаконом Андреем Кураевым, чтобы узнать, так ли это на самом деле. При этом не учитывается, что войны Израиль вел в период своей теократии. То есть когда там еще не было царей, а считалось, что Господь напрямую через пророков своих управляет историей и движением народа — скитаниями по Ближнему Востоку. Проповедник поясняет, что в данном случае с божьим повелением равняют указ президента, избранного народом, а это «мухлеж, который бывает во всех таких проповедях». Мы переросли этот детский садик, и поэтому у нас теперь евангельские заповеди. Тот самый отрывок Источник: телеканал «Спас» Также протодиакон Кураев подчеркивает, что нет издания Библии, где были бы выделены заповеди Ветхого завета, исполнение которых обязательно для христиан — это, например, «не убий», «не укради», «почитай отца твоего и мать твою».
А есть также ветхозаветные правила, которые христиане не соблюдают — например, правило субботы.
В своём блоге в "Живом журнале" Кураев описал мотивы своего отъезда подробнее. Писать, говорить, читать лекции.
В России с этим всё сложнее. Торжество хорового начала под руководством несмываемого регента. А в Европе, наверно, ещё возможны мои публичные встречи и лекции.
Так что это трудовая миграция.
Хотя администрация президента Украины еще несколько месяцев назад заявила о том, что происходящее на Украине не должно стать религиозным конфликтом. Может быть, навсегда. Вроде бы уже и уголовное дело возбуждено по этому поводу? К тому же само слово «Русь» можно отнести не только к России, но и к Киевской Руси. Какой-то левый раскольник явился в храм и запел… И видео тут же выложили в Интернет, не думаю, что случайно. Хотя, мне кажется, тут главное — повод.
У нас тоже некоторые украинские песни запрещены с недавних пор.
Но зачем же табуировать аналогичную тему в более близких коридорах власти? И, кстати, я сначала начал этот разговор — и лишь потом и вследствие этого был уволен. О чем и не жалею. Вообще, это знак катастрофического уровня нашей церковной «аналитики»: серьезные вещи объяснять какими-то самыми примитивными мотивами: «Обида, месть, зависть, подкуп».
Мол, Филарет мстит Москве за неизбрание в московские патриархи, а Варфоломей — за бойкот критского собора, а вся украинская автокефалия — просто проект американского Госдепа, а украинская независимость — австрийского генштаба… Про себя же скажу: знаете, у меня есть определенные убеждения. Они христианские и гуманистические. Они из моей молодости. Так что считайте, что я просто снова впал в детство. И лозунги брежневской «разрядки» мне роднее, чем показушная путинская воинственность и шуточки про ад.
В юности я слушал песни Высоцкого и Галича и болел Достоевским… Вот сейчас сделал паузу и погуглил сочетание «патриарх Кирилл Владимир Высоцкий». Ни одного результата. Патриарх его никогда не упоминал и не цитировал. Понятно, для суперсервильных никодимовцев с их «октябрьским богословием» Высоцкий был лишним. Так что наше расставание — это и вопрос культуры, следствие того, кто какие книжки в детстве читал.
И еще это расхождение по важному вопросу этики и богословия: что есть «благо церкви»? Кто определяет это «благо»? Все ли средства хороши для его достижения? Официальные ответы я знаю. Меня от них тошнит.
Я знаю, что патриарх Алексий в начале 90-х полагал, что нужно давать автокефалию, но его тогда отговорил митрополит Кирилл. Митрополит Киевский Владимир Сабодан в 90-е тоже просил автокефалию. Алексий II сказал: «Нет», и тогда Сабодан сказал своему окружению: «Пока я жив, я останусь верен слову, которое я дал патриарху, а после меня решайте сами». То есть сама по себе мысль об украинской автокефалии не есть некая ересь. Эта тема не может быть табуирована.
Если право на автокефалию имеют другие народы, то чем украинский хуже их? И если эта идея не уходит, а лишь множит число своих сторонников на Украине, то, может, пора перейти от анафемы к конструктивному обсуждению? Поэтому уже несколько лет я предлагаю: надо опередить Константинополь. Вот мой текст из весны 2015 года: «Москве стоит подумать — а не поторопиться ли ей самой с украинской автокефалией? Я бы даже сказал — а не стоит ли навязать Киеву независимость уже в этом году?
Ведь тот, кто пишет дарственную грамоту, тот может прописать в ней свои интересы. Когда в 1970 году Москва давала автокефалию Американской церкви, было решено, что несколько приходов останутся в Московской патриархии. Если мы сейчас решимся дать независимость Украинской церкви, то мы могли бы в перечень отделяемых епархий не включить епархии крымские если грамота на автокефалию УПЦ придет из Константинополя, в ней точно не будет этого исключения. Можно застолбить возможность патриарших ставропигий статус прямого подчинения прихода или монастыря патриарху на Украине и оговорить процедуру обязательного референдума по каждому монастырю и приходу. Можно прописать канонические гарантии клирикам и имущественные гарантии общинам, которые захотят остаться с Московской патриархией.
Можно оговорить право судебной апелляции. Если мы будем ждать, что автокефалия на Украине появится каким-то иным путем, мы проиграем». Что из предложенного мною можно объяснить якобы моей обидой на патриарха Кирилла? Вы говорили, что на Соборе РПЦ, когда Патриарх поставил вопрос о самостоятельности украинской церкви мол, надо пойти навстречу пожеланиям светской власти, да и самим украинцам , произошло неожиданное. Встали епископы из Западной Украины и сказали: «Нам не нужна автокефалия.
Те же, кто остались, буквально кровью своей заплатили за свой выбор. Если мы вернемся к ним и скажем, что все-таки порвали с Москвой, они нас не поймут». И это при том, что все украинские епископы были ставленниками Филарета — инициатора самостоятельности! А епископы из Восточной Украины выступали тогда против автокефалии с других позиций. Они напомнили, что большинство населения болезненно переживает распад Советского Союза.
И вы тогда в интервью самым положительным образом оценили позицию украинских епископов и солидаризировались с ними. Он показал, что Филарет лишь давлением обеспечил консенсус под своим «соборным» прошением об автокефалии. А значит, его оценка автокефалии как срочной неизбежности мол, не будет автокефалии, вся Украина свалится в унию не вызывает доверия. Поэтому главный аргумент у Патриарха и у меня был таков: поскольку нет консенсуса в украинском обществе, то непонятно — это сиюминутная мода или это объективный тренд истории; непонятно, это только требование политиков или реальной паствы, и так далее.
Православные против войны на Украине
А потом: «Бес попутал» 21:05 Раскол в церкви проходит не по границам стран 24:24 Не ложь, а «авторская версия христианства» 25:45 Почему плохо, что в церкви Украины нет дискуссии 27:58 Даже на «праведной войне» не должно быть ненависти 29:53 Мат и курение — два главных греха в российской армии. Всё остальное можно? Мобилизация общества. Кремль против интернета. Путин предает своих. Фронт против Путина. Альянс между Яшиным и Песковым? Саботаж Сечина. Легковой КамАЗ.
Самая дешевая машина в мире. Россия — это не Европа. Адаптация к группе. На ней видно, что армия РФ продолжает просто атаковат...
До ареста. А в октябре 2023 года начались уже прямые угрозы из московской патриархии — мол, мою критику патриарха пора уже квалифицировать как уголовное преступление «оскорбление религиозных чувств». Но что пользы от моего тюремного молчания? Наверное, есть вещи, за которые не стоит идти в тюрьму, не стоит умирать. В числе прочего, за удовольствие сказать о том, что король или патриарх голый.
Источник: канал «Ещё не Познер» в Youtube. И тогда я стал присматриваться к третьему варианту — уехать, столь же нежеланному, сколь и неизбежному. Поэтому не становится больше и преследований. Те, кто полагал, что это безопасно и ненадолго, высказались в марте 2022 года. Открытое письмо священников против войны подписали 300 человек. Но вот с той поры этот список не обновлялся. Большинство его подписантов к этой теме больше не возвращались. С кем-то из этих священников поговорили, объяснили политику партии — и они согласились. Священниками несложно манипулировать: каждый из них воспитан в понимании, что самое высокое, что есть на земле, — это право служить литургию.
Поэтому важнее всего это право сохранить. Кто-то испугался репрессий, а они были нарочито чрезмерными и публичными и в светском, и в церковном обществе. Нарочито показывалась безумная несоразмерность наказания преступлению — например, лишение сана за пропуск одной фразы в новопридуманной молитве. В мае Церковный суд Москвы принял решение лишить священного сана клирика храма святого апостола Андрея Первозванного в Люблино иерея Иоанна Коваля за самовольное изменение текста молитвы «О Святой Руси». Коваль заменил слово «победа» на слово «мир» в молитве, которая читается во всех храмах ежедневно. В ней молящиеся просят Бога о победе Святой Руси и о помощи участникам боевых действий. Впервые её прочел патриарх Кирилл в сентябре 2022 года. В общем, все подписанты, что остались в пределах РФ, замолчали. Патриархия, особенно в первые месяцы, совсем не хотела привлекать внимания к этому «непослушанию», поэтому поначалу старалась избегать публичных наказаний.
Но потом начали наказывать тех, кто не читал патриаршую молитву о победе русской армии. Для Кирилла это было уже посягательство на личную лояльность, поэтому он применил жёсткие меры. Иоанн Коваль, которого лишили священного сана клирика за замену слова «победа» на слово «мир» в молитве. Разговоры на кухнях среди священников ведутся? Думаю, что даже на кухнях священники боятся говорить о своих настроениях, чтобы не услышали дети. Зачем, мол, портить детям жизнь, дети должны ходить в школе на урок «Разговоры о важном», они не должны выпадать из коллектива. Кроме того, есть риск, что дети расскажут там услышанное в семье. В профессиональной среде тем паче приходится молчать и озвучивать свои мысли только очень узкому кругу единомышленников, вовсе не равном кругу «сослужителей». Но есть вещь, которая меня всё же удивила.
Это молчание многомиллионной украинской диаспоры в России. Миллионы и миллионы этнических украинцев живут в России. Среди российских священников особенно много украинцев. Это потому, что скорость расцерковления России и Украины была разной. Процессы, которые начались в России с 1921 года, в Украине начались только в 1946. В некоторых западно-украинских сёлах это был просто отхожий промысел: уехать в Россию, послужить там, заработать и вернуться обратно, получить за взятку приход поближе к малой родине, где и провести старость. Так вот, от российских украинцев не слышно ни писка. Даже в том самом антивоенном письме 300 священников не более десятка украинских фамилий, и то часть из них из Европы. Стучат настоятели на младших священников, стучат прихожане на своих священников.
Причём не только в России. Так, одна из прихожанок начала выступать против отца Андрея Кордочкина, настоятеля храма в Мадриде. Его в итоге запретили в служении, и он вынужден был уехать в Германию. Дело в том, что она обращалась к его московскому начальству, делала всё это публично, и начальство не могло игнорировать её доносы. Их боль усугубляется, если дорогой для них батюшка возгревает военный накал не из страха и не «за послушание», а по личным убеждениям. Человек, который для тебя был нравственным авторитетом, вдруг, как выясняется, не различает добро и зло, причём в довольно очевидном вопросе. Человек, который десятилетиями говорил о том, что надо беречь свою душу, бороться против телевизора, вдруг сам оказался рабом телевизионной политической рекламы. И он её транслирует. Для некоторых его духовных чад это — крушение кумира.
Человек, которого ты считал нравственным, опытным, чутким, оказался лишён чувства эмпатии, ощущения чужой боли.
Андрей Кураев. Не поеду я на Украину Станислаv Иzотоv Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе 11 марта 2022 г. И потому УПЦ, как и иные украинские конфессии, на многие годы станет самой нравственно отсталой христианской церковью мира. Потому что умудряют поражения, а не победы.
Лжепатриарх Анастасий, боясь, что волнения усилятся, известил о случившемся императора. По приказу последнего воины перебили всех инокинь Но главное: глубинный народобрел право ненавидеть, стрелять, грабить, назначать себе врагов. И не за Украину. Мы воюем с прогнившей, сытой, бесстыжей, бессовестной Россией за новую Россию. С Россией, у которой два гражданства, недвижимость и вклады за рубежом, и все мечты за рубежом, и все идеалы за рубежом. За Россию, которая здесь, которая никогда отсюда не уйдет, которая никогда не предаст своих детей, исполняющих свой ратный долг. И мы говорим: если вся эта вырусь, оставившая Родину в жестокий час, вернется обратно и займет ровно те же самые места, что и занимала до, значит не все результаты войны достигнуты. Значит в чем-то мы все равно проиграли. Надеемся, что этого не случится.
«Однажды Кремль поймет: духовные скрепы ближе к ржавой скрепке»
Изверженный из сана бывший дьякон Кураев, называет эту молитву «политпропагандой», а сбежавший из России богослов Андрей Шишков «ложным представлением о том, как действует в мире Бог». Лишённый ранее сана протодиакон Андрей Кураев (физическое лицо, признанное в РФ иностранным агентом) заявил, что не станет отказываться от. Суд оштрафовал протодиакона Андрея Кураева на 30 тыс. рублей по делу о дискредитации ВС России. В удаленной статье в ЖЖ, которая и послужила поводом для возбуждения дела, он писал о событиях на Украине и Гражданской войне в России. Андрей Кураев — больше не протодиакон.
КОМУ И ЧЕМ НЕ НРАВИТСЯ СЛОВО ПОБЕДА В МОЛИТВЕ О СВЯТОЙ РУСИ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
Суд оштрафовал протодиакона Андрея Кураева на 30 тыс. рублей по делу о дискредитации ВС России. В удаленной статье в ЖЖ, которая и послужила поводом для возбуждения дела, он писал о событиях на Украине и Гражданской войне в России. Выступает против войны и в поддержку Украины с самого начала российского полномасштабного вторжения. Если российский проповедник Кураев будет говорить в Севастополе то, чего от него ждут русские патриоты, он сразу будет объявлен на Украине персоной нон грата, уверен заведующий отделом Украины и Крыма Института стран СНГ. Общество - 6 ноября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Беседа с протодиаконом Андреем Кураевым о том, что поражение может стать возможностью для нравственного пробуждения. О войне на Украине. Присутствует текст песни, с которым вы можете ознакомиться ниже.
Андрей Кураев: «Вилка вероятностей обрисовалась вполне ясно: или психушка, или тюрьма»
Хотя, мне кажется, тут главное — повод. У нас тоже некоторые украинские песни запрещены с недавних пор. Это никому не нужно. Чья это собственность? Здесь расположен музей, объект Всемирного культурного наследия. Можно ли всерьез рассматривать заявление Рады? Прежде всего оно было политическим и на злобу дня.
И вот, когда я вижy ту легкость, с которой на моих глазах, начиная с 2012 года православный мир начал воспевать свое право на насилие, я вынужден согласиться с этим диагнозом», - подчеркнул Кураев. По его словам, «если этот милитаризм и кровожадность так легко ложатся на душу, значит, они пробуждают какие-то корневые убеждения и чувства русских православных людей».
Для России это финал ее истории как геополитический силы. Это моральное фиаско нашей бравурной церковно-патриотической риторики», - заявил богослов.
В ноябре 2016 года внесён в список лиц, которым запрещён въезд на территорию Латвии [45]. В мае 2017 года на Кураева была наложена епитимья в виде сорокоуста , который он совершал в Новоспасском монастыре [20] [46] [47].
Москвы в составе председателя протоиерея М. Рязанцева , заместителя председателя протоиерея В. Цыпина , секретаря протоиерея А. Миронова и членов протоиерея А.
Дасаева и протоиерей В. Москвы — Патриархом Московским и всея Руси , а до этого в установленный срок может быть обжаловано» в Общецерковном суде второй инстанции [49]. Сам Кураев воспринял данное решение с чувством готовности, поскольку видел перед собой выбор из двух возможностей: «либо становиться на колени, говорить, что никогда больше не буду высказывать свою точку зрения, а буду только транслировать официоз, либо говорить по своей совести», из которых «для меня важнее второе» [50]. На издание указа вводится мораторий на время, которое предоставляется протодиакону Андрею для переосмысления своей позиции и возвращения на путь Церкви, который был избран им в своё время» [53] [54].
В качестве мотива принятого решения указывается длительный отказ Кураева от покаяния и прекращения деструктивной деятельности [55] [56]. В 2005 году информационно-поисковой системой Rambler по разделу «Религия» был признан «человеком года» [63]. В 2006 году награждён Орденом Российского клуба православных меценатов «За благодеяние» в номинации «За православное просвещение» за широкую миссионерскую деятельность, за усилия в деле утверждения ценностей человеческого единения, солидарности и терпимости" [18]. В 2006 году Польской католической церковью награждён медалью святого Альберта Хмелевского «за многолетнюю миссионерско-евангелизаторскую деятельность на территории стран-членов СНГ» [64].
В 2008 году стал лауреатом Всероссийской премии «Человек года» [66]. Имеет благодарность от Патриарха Алексия II за свою миссионерскую деятельность. В 2012 году награждён медалью Русской Православной Церкви «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года» [68]. Деятельность и творчество править Миссионерская деятельность править Андрей Кураев считает, что активное миссионерство жизненно необходимо [70] , и известен, в первую очередь, благодаря своей широкой миссионерской деятельности, такой как: чтение лекций, издание книг, участие в телепрограммах, сайт и форум «Миссионерский портал диакона Андрея Кураева», а также с 2009 года — блог в ЖЖ.
Педагогическая деятельность править 29 июня 2009 года распоряжением патриарха Кирилла протодиакон Андрей Кураев назначен секретарём редакционного совета и председателем редакционной коллегии по написанию учебника «Основы православной культуры» для средней школы [71] [72] [73]. В 2010 году в рамках апробации предмета « Основы религиозных культур и светской этики » преподавание модуля « Основы православной культуры » было организовано по учебнику, написанному Андреем Кураевым. В 2014 году Фонд «Дар» выделил протодиакону Андрею Кураеву ежемесячный грант за вклад в создание учебных материалов «Введение в богословие. Как расслышать голос церкви?
Сумма поддержки составила более 2,4 млн рублей [74]. В 1991 году преподавал на факультете журналистики МГУ [75]. Проводил занятия со студентами философского факультета МГУ [76]. С 31 августа 2014 года «в связи с истечением срока избрания по конкурсу желания участвовать в конкурсе на замещение должности научно-педагогического работника он не изъявил » официально уволен из Московской духовной академии, тогда же прекращены лекции в Московском государственном университете [77].
Декан философского факультета МГУ Владимир Миронов утверждает, что Кураев как внештатник должен каждый год в июне писать заявление, чтобы приняли на ставку. По мнению Миронова, Кураев может предложить те или иные курсы, которые будут рассмотрены. Однако отмечено, что идёт оптимизация учебного процесса, поэтому возможно отсутствие ставки [78]. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
Публичные заявления, вызвавшие полемику в обществе править Публичные заявления Андрея Кураева нередко вызывают резонанс в обществе. Они отличаются достаточно острой критикой сложных и острых проблем современного мироустройства, межнациональных и межрелигиозных отношений в обществе, часто связаны с табуированными темами. Часто Кураев, по мнению оппонентов, переходит допустимую черту в своих публичных заявлениях, что иногда вызывает скандалы и негативную реакцию на его слова. Критика часто раздаётся с противоположных сторон, начиная от обвинений в антисемитизме из-за отношения к празднику Пурим и заканчивая обвинениями в ереси на страницах ультраправого издания « Русский Вестник » [79].
Высказывания по вопросам православия и РПЦ править О природе Благодатного огня править В 2007 году, комментируя для НТВ прямую телевизионную трансляцию о схождении Благодатного огня , Кураев придерживался наиболее распространённого среди православных мнения о нём, говоря что это явление является подтверждением истинности Православия [80]. Однако в апреле 2008 года, высказывая свои впечатления по поводу встречи Иерусалимского патриарха Феофила III с представителями российских СМИ, где Кураев и сам присутствовал, и несколько вольно передавая слова Феофила, Кураев обратил внимание на то, что своими крайне сдержанными высказываниями Феофил не даёт оснований считать Благодатный огонь чудом и, по сути, утверждает его естественное происхождение: Не менее откровенным был и его [патриарха Феофила] ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было.
Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог [81]. Цитата из перевода стенограммы встречи в материале Интерфакса : — Ваше Блаженство, Вы являетесь одним из реальных свидетелей величайшего чуда схождения Благодатного Огня. Непосредственно при этом присутствуете. Мне бы хотелось узнать, как это происходит, Ваше первое впечатление когда Вы стали свидетелем этого чуда?
Что происходит с человеком? И сам этот процесс опишите, пожалуйста. Эта церемония благодатного огня ceremony of the Holy Fire происходит только здесь, в Иерусалиме. И это происходит благодаря самому Гробу Господа нашего Иисуса Христа.
Как вы знаете, эта церемония благодатного огня — это, так сказать, изображение enactment , которое представляет собой первую Благую Весть the first good news , первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа the first resurrection. Это представление representation — как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли? Как мы погребаем Господа и т.
Итак, эта церемония проходит в святом месте, и все другие Восточные Церкви, которые делят Гроб Господень, хотели бы принять в этом участие. Такие, как армяне, копты, сирийцы приходят к нам и получают наше благословение, потому что они хотят принять огонь от патриарха. Теперь вторая часть вашего вопроса. Это, собственно, о нас.
Это опыт experience , который, если хотите, аналогичен опыту, который человек испытывает, когда получает святое причастие. То, что происходит там, это же относится и к церемонии святого огня. Это значит, что определённый опыт нельзя объяснить, выразить словами. Поэтому все, кто принимает участие в этой церемонии — священники, или миряне, или мирянки, — у каждого свой непередаваемый опыт [82].
Интерпретация Кураевым слов патриарха Феофила вызвала возражения со стороны главы паломнической делегации, президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина : «Не знаю, каких терминов ожидал Кураев, но, на мой взгляд, никаких оснований для толкования высказывания Иерусалимского патриарха как высказывания, которое отрицает святость этого события, его непознаваемость, там нет. Это есть интерпретация конкретного человека». Якунин также высказал мнение, что священноначалию РПЦ следовало бы определить, «что и как позволительно трактовать священнослужителю, если он таковым является, а что не очень позволительно и не очень правильно» [83]. Вскоре после этого « Русский репортёр » опубликовал интервью с патриархом Феофилом за авторством Е.
Рожаевой [84]. Андрей Кураев объявил данное интервью фальшивкой из-за наличия в нём целого ряда фактических ошибок и предположил в данном случае заказ Якунина [85]. На презентации книги «Перестройка в церковь» 10 апреля 2009 года Кураеву задали вопрос о Благодатном огне: «Хула на Духа Святого считается одним из главных грехов. Вы не боитесь?
Протодиакон Кураев ответил: Я не боюсь, потому что я молчу. Я не слышал официального Церковного вероучения и голоса Иерусалимских Патриархов. Свидетельства, рассказы паломников и церковное учительство — это не одно и то же. Здесь целый клубок очень серьёзных проблем, и поэтому я лучше помолчу [86].
В декабре 2014 года, упоминая в своём блоге о низложении патриарха Иерусалимского Иринея I , предшественника Феофила III, Кураев написал: Интересно, что когда в 2008 году я рассказал одному очень почитаемому русскому монаху о том, что новый патриарх Феофил по сути отрицает чудесный генезис благодатного огня, тот рассудил так: наверно, святейший Феофил прав. У него самого нет опыта благодатного огня — поэтому он о нём и не говорит. Возможно, так Господь дает нам знать, что низложение патриарха Иринея было все же неканоничным… [87] [ неавторитетный источник ] В июне 2015 года, отвечая на вопрос радиослушателя «можете что-нибудь сказать о фактах мироточения и схождения благодатного огня? И чудо мироточения икон, и чудо обновления икон.
Более того, я вполне готов принять и чудо благодатного огня. Вопрос будет, скорее, другой. В церковной истории нередко… Есть в литургическом календаре нашей церкви ежегодные воспоминания об однажды произошедшем чуде. И вот не стоит отождествлять литургическую память о некоем чуде, однажды бывшем, и само это чудо.
Вот это, пожалуй, стоит помнить. Наш мир настолько разнообразен, а Бог, действительно, настолько свободен, что Он может не прийти на встречу, назначенную по расписанию, а может, напротив, совершенно неожиданно появиться там, где Его совсем не ждали [88]. Подобные мысли Кураев высказывал и ранее [90]. В статье Кураев заявлял: Сегодня только ленивый не бросает камни в патриарха Сергия Страгородского.
Как он посмел, мол, пойти на сотрудничество с советской властью? Как другие православные народы жили полторы тысячи лет под мусульманами? В Египте, Антиохии, Палестине, Сербии, Болгарии — кто знает об этом их полуторатысячелетнем опыте церковной жизни в несвободе? Но именно об этом опыте вспомнил патриарх Сергий Страгородский , когда Русская Церковь оказалась в рабстве.
Украинское православие на многие годы станет самой нравственно отсталой христианской церковью мира. Оно будет отравлено угаром победы, чадом правоты. И это не вина конкретно русского или украинского православия. Такова византийская т. У нас ведь нет в святцах ни одной святой домохозяйки, ни одной святой многодетной матери, в списках святых нет честного чиновника, который просто не брал взятки. Не найти там и правозащитников.
В списках святых у нас — или монахи в т. Даже женатые священники стали появляться в списках святых только в послесоветские годы. Соответственно, проповедники в Киеве или Москве одинаково полагают, что слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» Евангелие от Иоанна, гл. Я уже много лет поясняю: «Отцы, имейте совесть! Это слова Христа, сказанные о Нём самом, о Его Голгофской жертве». Христос никогда к солдатам их не прилагал.
И святые отцы древности, первого тысячелетия, тоже никогда эти слова к солдатам не прилагали. В Украине будет крайне востребовано вот это поношенное симфонийство. Оно будет сдобрено свежей «праведной кровью мучеников», оно создаст вокруг себя железобетонный консенсус, а потому Бонхёфферам с их неактуальным Евангелием там придётся несладко. Вот свежая проповедь предстоятеля немосковской Православной церкви Украины митрополита Епифания: «Мы как народ не стремимся к смерти тех, кто являются нашими соседями. Но поскольку они пришли в наш дом, мы защищаем свою семью, свою Родину, свою землю. Наши воины защищают всех украинцев.
Защищать, убивать врага — это не грех. Мы защищаем, мы не стремимся к чужому. И тот, кто пришёл к нам с мечом, он от того меча и погибнет». Он не заметил, что цитирует советский фильм Сергея Эйзенштейна про Александра Невского, а вовсе не Евангелие. И он не заметил, как примитивизировал христианское отношение к войне. А оно исходит из того что всякое убийство, в том числе на войне, — это грех.
По правилу св. Василия Великого солдат, вернувшийся с войны, на три года отлучается от причастия. Слава Богу!
«Духовность теперь означает осуждение гомосексуальных браков»
Протодиакон, богослов Андрей Кураев в беседе с RTVI прокомментировал призыв главы Православной церкви Украины Епифания объединиться вокруг Киева из-за позиции патриарха Кирилла по военной спецоперации. «Украина — страна, где демоны развязаны». Винил протоиерей Андрей Ткачев винил Украину в пропаганде «сатанинских» ценностей и до войны. Суд оштрафовал протодиакона Андрея Кураева на 30 тыс. рублей по делу о дискредитации ВС России. В удаленной статье в ЖЖ, которая и послужила поводом для возбуждения дела, он писал о событиях на Украине и Гражданской войне в России. Метки: Андрей Кураев, война на Украине, Константинопольский патриарх. Андрей Кураев о нападении России на Украину Российский православный протодиакон Андрей Кураев в интервью французскому изданию рассказал о своей позиции в отношении российско-украинской войны.«Мне очень горько, что моя страна решила.
КОМУ И ЧЕМ НЕ НРАВИТСЯ СЛОВО ПОБЕДА В МОЛИТВЕ О СВЯТОЙ РУСИ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
Сейчас перемена отношения Кураева к ситуации на Украине бросается в глаза. Это хорошо просматривается на примере того же бывшего митрополита Александра Драбинко. Много лет подряд протодиакон не упускал ни малейшей возможности уколоть Драбинко и когда для этого были причины, и даже когда никакого особого повода не было. Счет постов в «Живом Журнале» Кураева о Драбинко идет на десятки. Например, протодиакон в свое время не преминул рассказать историю о том, как митрополит Климент Капалин, тогда управляющий делами Московской Патриархии, «специально летал втайне в Киев, уговаривая по личной просьбе патриарха Алексия II митрополита Киевского не рукополагать Драбинко в епископы, но митрополит Владимир Сабодан наплевал на эту просьбу патриарха».
Насмешкам со стороны Кураева подвергались даже стихи Драбинко, когда более серьезных инфоповодов под рукой не было. Однако по мере нарастания конфликта между Кураевым и РПЦ, его отношение к Драбинко, как и в целом к украинским раскольникам, заметно потеплело. Недавно протодиакон начисто проигнорировал пожалуй самый крупный околоцерковный скандал последнего времени, когда сначала в телеграм-каналы, а затем и в СМИ утекла переписка с взломанного смартфона Драбинко. Общественность впервые получила доказательства того, что «митрополит Переяславский и Вишневский» ежедневно ведет интимную переписку гомосексуального характера и находится в постоянном контакте с сотрудниками СБУ.
Один только ролик журналиста Анатолия Шария по этой теме на YouTube собрал более полумиллиона просмотров, но Кураев отчего-то не заинтересовался. Когда у Симеона начались проблемы в епархии из-за того, что верующие не приняли его решения уклониться в раскол, Кураев выступил «адвокатом» Шостацкого в этом конфликте. Несмотря на сложное положение, в котором при нынешней украинском режиме вынуждена жить каноническая Украинская Церковь, протодиакон продолжает уделять время нападкам на ее клириков и епископат. Отвлечь его не смогли даже церковный суд, который рекомендовал патриарху лишить Кураева священного сана, и подготовка к апелляции.
Эти занятия не помешали Кураеву регулярно настаивать на увольнении митрополита Илариона Алфеева, который возглавляет в РПЦ Отдел внешних церковных связей, по должности вовлечен в печальные события украинского раскола и на своем посту мешает его организаторам в украинских элитах и Константинопольском Патриархате. Все подписчики блога Андрея Кураева в курсе, что протодиакон очень дружен со своим младшим братом Дмитрием, и хотя сам жены и детей не имеет, поддерживает прекрасные отношения с племянниками и племянницами, с удовольствием рассказывая и показывая их журналистам.
Просто человек просит: ведущая, задайте же вопрос.
Задаю: когда и если будет так же слаба как Украина сейчас, у России кто-то более сильный оттяпает Дальний Восток. Как вы себе такую ситуацию представляете? Население Дальнего Востока этнически моногенно с населением основной России.
На Украине такой моногенности нет. И поэтому там есть реальные проблемы, нагнетаемые однозначно Галичиной и Киевом. Им слишком чего-то много хотелось кушать.
Ребята на словах демократы, Западная Украина, на самом деле навязывали одну единственную модель в качестве правильной. Модель прочтения своей национальной истории, модель языковой политики и так далее. Это реально отталкивало многие группы населения по всей Украине.
Кстати, в том числе в Закарпатье, на крайнем западе Украины. Так что проблема реальная. Сегодня на Дальнем Востоке все-таки нет никакого реального сепаратистского антимосковского движения.
Претензии у местного населения к Москве есть, они одни, вы мало про нас думаете. Не достали нас своим контролем и своей заботой, а наоборот слишком мало и поздно про нас стали думать. Есть Япония.
Которая всегда предъявляла претензии. Когда на Курилах произошло лет 10 назад землетрясение, мэр Южно-Курильска говорил, что сначала мне позвонил премьер-министр Японии, спросил, как что, надо ли помочь, а из Москвы я звонка очень долго ждал из правительства. Но это было в ельцинские годы.
И она собственно мне кажется особо не скрывает. Не получит ли она потом в ответ такие вспышки по всей России. История не кончается сегодня.
И сценарии одни и те же проворачиваются из столетия в столетие. Может быть просто отойти, может быть поговорить с этими людьми, которые сейчас в Донецке, с представителями церкви им поговорить. Кстати и я сегодня не идеальный собеседник, дорогие радиослушатели.
Будем честны, я сегодня приперся сюда с «особым мнением», потому что более интересные собеседники в отпуске. Июль, простите, потерпите. Еще вопрос и он опять сформулирован так, что никому другому я его обратить не смогу в «Особом мнении».
По поводу малайзийского Боинга. По поводу этой катастрофы. Спрашивают по поводу похорон.
По-божески ли обошлись с останками погибших или трехдневное мотание можно назвать надругательством. Может быть, вы видели кадры прощания с погибшими, например, в Голландии. И я сегодня читала аналитические материалы, в частности на Газете.
Что скажете? Простите, разбитые Боинги в Тайване или Африке, это была страшная неделя для авиации мировой. Я думаю, что когда увозили с места крушения останки тамошних пассажиров, я тоже не думаю, что сразу были туда же доставлены дубовые гробы, инкрустированные или еще что-то.
Есть рабочие действия, которые обычно не являются публичными, сбор останков. А затем уже гражданская религиозная церемония, официальные встречи, прощания. Это разные регистры.
Сопоставлять их не стоит. Это по-любому у людей, которые реально воюют, и которые сами могут быть ежедневно убиты и для которых трупы и кровь это обыденность. У них что-то выгорает несомненно в душе.
И у них другое отношение к ликам смерти, чем у просто жителей мирных мегаполисов. Поэтому в этом смысле по этим боевикам Донбасса судить, что это вообще часть русской культуры такая, это некорректно. То есть это не архетип.
То есть часть конечно, но не архетип отношения к мертвым, к смерти и так далее. КУРАЕВ — Слушайте, я не знаю, скажите мне, а когда второй самолет прибыл с останками голландцев из Киева в Эйндховен, королевская чета второй раз снова была от начала до конца или уже нет. Это нужно посмотреть.
Но дело наверное не в королевской даже чете. А в том, как выглядел, например, кортеж, как стояли люди по всему протяжению кортежа. И то, что просто каждое тело было в отдельной автомобиль помещено и именно так оно перемещалось по стране.
На это обратили внимание большинство комментаторов. В том числе в блогах. Хочу я немножко по другим темам вопросы вам задать.
По поводу дела Удальцова, Развозжаева. Вчера получили по 4,5 года колонии общего режима, правда, но были взяты под стражу. Вас спрашивают: прокомментируйте это дело, что наказания без вины не бывает?
Я не следил за этой историей. Но я бы очень хотел, чтобы такие приговоры вынесены были киевскими судами в адрес тех, кто тамошних омоновцев забрасывал коктейлями Молотова. У нас до этого, слава Богу, не дошло.
А вот эти люди здесь в Москве и беспорядки, как бы массовые беспорядки, которые были определены как массовые беспорядки на Болотной площади, они происходили в нашем с вами городе. И вот эти люди один был под домашним арестом, другой в СИЗО. Вот сейчас они получили по 4,5 года тюрьмы.
Свидетели уверяют, что беспорядков не было. Что дело абсолютно сфабриковано и так далее. Но вот ничего не хотите сказать?
У него был какой-то свой интерес. В том, чтобы оказаться в эпицентре драки. Чтобы к нему применили силу, чтобы потом это показать по каким-то сетям, массмедиа и так далее.
Разве не Ульянов-Ленин — один из авторов, даже по словам президента Путина, нынешней трагедии? Итак, откуда это стремление — вернуть коммунистических идолов из, казалось бы, небытия? Из первых страниц Библии мы знаем, что первая заповедь, полученная Адамом от Бога, — дать имена животным. Дать имя — это форма обладания, освоения, проявления власти — в данном случае власти человека новичка в мире ранее созданных животных над старейшинами. Ну и в целом, когда где-то появляются колонисты, одна из первых их задач — это по-своему назвать местность. Москва там есть. Иногда к привычном топонимам прибавляют «нью», а иногда и это забывают.
С топонимикой у всех сторон конфликта так. Несомненно, что если бы ВС Украины удалось взять Донецк, главный проспект там получил бы имя Бандеры. Так что здесь не стоит удивляться. Повторю: идёт не обычная война, а война идеологий. Патриарх Кирилл вообще назвал эту войну «метафизической» и пояснил, что народ Донбасса восстал за своё право не проводить гей-парады… — В Эстонию, по опасениям многих, могут приехать до 100 000 беженцев с Украины. Чем это грозит, как вы считаете, как русской общине страны, так и эстонской? Многие выражают опасение, что худо-бедно спокойное эстонское общество столкнётся с менталитетом «гуляй-поля».
Христианское общество должно радоваться: Господь посылает нам беженцев, значит, даёт шанс быть христианами не только номинальными, но и в действительности. Есть возможность помочь людям — прекрасно, давайте поможем, слава Тебе, Господи, за эту возможность! По-христиански надо бы так, мне кажется. При этом я понимаю, что христианство — религия метафизическая, надприродная. Ксенофобия — это естественное чувство: любой самец метит и защищает свою территорию, бережёт своих самок и т. Так в мире животных. И в человеческой истории это тоже так.
Речь не идёт о войне homo sapiens и неандертальцев — вполне успешно эти homo sapiens убивают и во внутривидовой конкуренции. Это естественно в мире победившего дарвинизма. А вот то, что предлагает Христос, — вещь сверхъестественная: стать выше этого своего альфа-самцового естества. Беженцы — это экзамен для христиан. Испытание нашего соответствия христианству. Бояться не стоит и потому что в данном случае беженцы своеобразные: они уже европейцы.
Они будут вне зоны поражения соловьиным пометом. Их мужья и сыновья, оставшиеся в Украине, будут свою ежедневную боль и тревогу противопоставлять этому помету и мечтать о дне воссоединения с семьями. Кроме того, Украина, по сути присоединенная к России, вместе с ней будет изнывать по тяготой мировых санкций. Все те меры, которые ныне радостно приветствует украинский фейсбук, обрушатся и на их головы.
И это тоже умножит число тех, кто проклинает приход русскомирцев. Чтобы отловить и "нейтрализовать" всех "нацистов", придется действовать не по Казахстанскому варианту пришли - навели порядок - через 3 дня ушли. Их надо будет искать по всей Украине. А дальше придется следить за тем, чтобы украинцы "правильно" голосовали. А то ведь вернется из-за границы или из схрона герой сегодняшней войны, а недоденацифицизированные украинцы изберут его то ли губернатором, то ли президентом. Так что никак нельзя "победителям" уходить с "освобожденной" территории. Уйти из такой "немирной" Украины путинцы не смогут. Это рассказ про то, как мужик медведя поймал. А, значит, блокада РФ это надолго. И путь деградации РФ до Северной Кореи безальтернативен.
Так что нынешняя "победа" Путина, если она состоится, обернется историческим провалом для России. Неудача военной операции и возвращение армии в пределы РФ возвращает Украину в Европу. Но совсем не очевидно, что и Россию возвращает к 2021 или 2013 году. Если при этом Путин или иные имперцы остается у власти, то остаются и санкции, и война пропаганды против реальности и здравого смысла. И это опять Северная Корея, только в несколько меньшем размере. Отличие с КНДР все же есть: корейцы жили одинаково плохо, бедно и безправно и на севере и на юге как во время предшествующей японской оккупации которая началась еще в 19 веке , так и в первые десятилетия по окончании Корейской войны. Поэтому в памяти северокорейских семей исходная точки для сравнений "было-стало" на очень низком уровне. Иное дело - в современной России. Тут для многих нулевые годы были вполне благополучны, и люди помнят, чего лишили их и их детей. Причем речь идет не только о материальных потерях, но и о потерях в гражданских правах и в доступе к культуре.
Экономить придется и на детях - скукожившаяся зарплата понудит отказаться от дополнительных уроков, кружков и т. А вынужденная экономия на будущем своих детей очень не способствует благодушию родителей. Расхождение между опытом обнищания и нарастающего бесправия и госпропагандой будет лишь нарастать. Чем это кончится - не стану предсказывать. Опыт КНДР говорит, что в таком тупике можно пребывать десятилетиями. А может быть и социальный взрыв. Новый железный занавес будет более чем железным. А, главное, у РФ теперь прочная репутация насильника-рецидивиста. И Запад будет прилагать свои усилия уже для нашей "денацификации". А, значит, новая реинтеграция ослабленной России в "мировой порядок" будет сопровождаться жестким условиями.
Пакет условий нового "Версаля" может включать отказ не только от Крыма, но и от Курил и Калининграда, шельфа Ледовитого океана, статуса ядерной державы и от права вето в ООН. И все это - оттого, что кто-то подсунул подполковнику КГБ дурную имперски-православную публицистику в стиле Солоневича и позднего Ильина. А зачистка окружения от тех, кто мог возразить и поспорить, привела к тому, что у подполковника появилась своя авторская Вселенная. В этой Вселенной, в частности, его танкам на Украине пришлось бы преодолевать лишь одно препятствие: завалы из цветов... Это пример того, как дурная философия историософия творит дурную политику и историю. А диванная критика этой дурной философии и столь же говнючего богословия, прилагающегося к ней может быть формой служения Отечеству и его подлинным интересам. Но, может быть, Путин в Оборонной доктрине России разрешивший себе превентивный ядерный удар в случае "угрозы России" дорвется до предела своих мечтаний и нажмет кнопочку. И тогда всё будет хорошо. В конце концов, он должен прийти к убеждению, что эти люди не понимают, что означает слово "любовь", что они подразумевают под любовью к стране не то, что мистик подразумевает под любовью к Богу, а что-то вроде того, что ребенок подразумевает под любовью к варенью.