Возможно, именно поэтому «Алые паруса» стали частью русской культуры, не переставая вдохновлять творческих людей. Анализ повести «Алые паруса» Грин Повесть «Алые паруса» стала противоположностью той действительности, в которой жили люди, да и сам автор. Читательский дневник «Алые паруса»: краткое содержание, план пересказ, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.
«Алые паруса» Александра Грина — от метафоры к символу XX века
Литература | Четвертое апреляКлассная работа«В ожидании чуда»(по повести «Алые паруса»). |
Смысл произведения Алые паруса — Грина | Краткое описание «Алые паруса» – это удивительная история любви капитана Артура Грэя и Ассоль, завораживающая неповторимым сюжетом. |
Анализ произведения «Алые паруса»: история создания, жанр, суть, тема, чему учит. | Повесть-феерия Александра Грина «Алые паруса» — это романтическая история о юной дочери моряка, которая сохраняла свою мечту долгие годы. |
Презентация, доклад к анализу повести А.Грина Алые паруса | Грин в “Алых парусах” решил важную задачу — сохранил детскую непосредственность видения, но направил её на изображение душевной жизни. |
Краткое содержание по главам повести «Алые паруса» Александра Грина
Анализ произведения Грина «Алые паруса» требует тщательной проработки, поскольку оно только на первый взгляд кажется легким для понимания. «Алые паруса» Александра Грина очаровывают читателя не только своим романтичным и сказочным сюжетом, но и главной героиней. В легендарных «Алых парусах» в чистую романтику и любовь к ближнему Александр Грин не ушел и своей точки зрения на приземленных людей вовсе не поменял. Грин обдумывал и писал «Алые паруса» во времена болезни, голода и тифа. Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Обзор повести «Алые паруса».
Грин А. «Алые паруса»
«Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и тем, кто считает, что грезы не сбываются, а мечтать бесполезно. «Алые паруса» появились, словно цветы из-под снега, в те дни, когда людям особенно нужна была надежда. 6. В повести «алые паруса» Александр Грин для выражения настроения, чувств и духовного настроения героев часто использует природу. Символизм и неоромантизм – вот основные направления, в рамках которых автор создавал «Алые паруса». “Алые паруса” – это одно из самых по-настоящему волшебных и проникновенных произведений в русской литературе. Из произведения Грина Алые Паруса аргументы подойдут для написания сочинений на разные направления, поэтому с ними стоит ознакомиться каждому ученику одиннадцатого класса.
Анализ повести «Алые паруса» (А. Грин)
Критика о повести-феерии "Алые паруса" Грина, отзывы современников | Те же «Алые паруса», принесшие Грину ураганную славу и большие деньги, вышли отдельной книгой в 1923 году. |
Грин А. «Алые паруса» • Литература, Русская литература первой половины ХХ в. • Фоксфорд Учебник | «Алые паруса» — повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать для близкого чудо. |
Рецензия на роман А. Грина Алые паруса | Темы"Алых парусов"-заветная мечта; судьбы людей"не таких, как все";выбор жизненного пути. |
"Алые паруса": русская феерия с вековой историей
Читательский дневник «Алые паруса»: краткое содержание, план пересказ, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв. Темы"Алых парусов"-заветная мечта; судьбы людей"не таких, как все";выбор жизненного пути. В данной статье вы проведете краткий анализ повести А. Грина "Алые паруса". А его повесть-феерия «Алые Паруса» стала не только вершиной его творчества, но и символом веры в мечту, которую можно сделать своими руками. Символический смысл названия повести А. Грина “Алые паруса” “Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Кажется, сам Грин не называл свои «Алые паруса» феерией, ограничиваясь жанром «повесть».
Смысл произведения Алые паруса — Грина
Распорядившись поменять паруса на алые и наняв музыкантов, юноша приплыл в деревню к девушке, чтобы жениться на ней. «Алые паруса» анализ произведения Грина – тема, план, жанр, основная мысль рассказа «Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и. В повести А. Грина «Алые паруса» есть признаки двух направлений – неоромантизма (главные герои чувствуют себя не такими, как все), символизма (образы-символы играют важную роль для реализации идейного звучания). Идея создания повести «Алые паруса» пришла к Александру Грину в 1916 году случайно.
Исследования ГКУК ЧОБМ
Как определить проблематику произведения? Суть Читатель знакомится с отцом главной героини. Его зовут Лонгрен и никто его в этой деревне не любит. Ведь овдовевший мужчина позволил утонуть своему односельчанину Меннерсу, но неспроста. Теперь мужчина один воспитывает необычную девочку по имени Ассоль. Девушка живет мечтами о благородном принце, который непременно приплывет за ней на корабле с алыми парусами. Жители деревни считают ее сумасшедшей, но насмешки окружающих она переживает молча, оставаясь верной мечте. В конце концов выходец из богатого известного семейства Артур Грэй воплощает мечту невинной милой девушки Ассоль в реальность Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения "Алые паруса" для читательского дневника.
Женщина поведала Лонгрену, что все его деньги потрачены были на лекарства для молодой матери и новорожденной девочки. Испытывая нужду, Мери хотела одолжить денег у лавочника Менерса, но от его условий отказалась и денег не взяла. Ей пришлось пойти в непогоду в город, чтобы сдать под заклад обручальное кольцо, по дороге она застудилась и умерла. Три месяца соседка заботилась о малышке. Лонгрену пришлось уйти со службы, чтобы ухаживать за дочкой Ассоль.
Он был замкнутым и необщительным с другими, все свободное время проводил с дочкой. Чтобы добыть средства для пропитания, мастерил игрушечные кораблики для продажи. Однажды в непогоду пошел посмотреть на бушующее море. Менерс тоже очутился на берегу, пытаясь вытащить свою лодку, бьющуюся об сваи мола. Лодку стало уносить штормом в океан.
Трактирщик кричал Лонгрену, прося о помощи, но тот невозмутимо наблюдал за тем, как лодка уплывает все дальше от берега. На следующий день все в Каперне говорили о пропаже Менерса, через шесть дней его лодку в океане заметили с парохода и умирающего привезли домой. Рассказ трактирщика перед смертью о том, как матрос наблюдал за его гибелью и не помог, быстро облетел все прибрежные деревушки. Почти все перестали общаться с Лонгреном, не понимая причин его поступка, о нем стали сочинять сплетни. Негативное отношение перешло и на его дочь, дети с ней не играли и обижали.
Когда Ассоль было восемь лет, отец обучил ее чтению и письму, стал иногда отправлять с поручениями в Лисс. Однажды она понесла в город игрушки, которые смастерил отец, и заигралась с яхтой с парусами из кусочков алого шелка, отпустив ее в ручей. Девочке повстречался старик, который поймал в устье ручья яхту. Это был странник Эгль, собиратель народных легенд, песен и сказок. Он побывал в Каперне и посетовал, что в деревне не знают сказок и песен, рассказывают только грязные истории про мужиков, промышляющих жульничеством и обманом.
Старик сочинил для девочки легенду о появлении в будущем у берегов Каперны корабля с алыми парусами, на котором за ней приплывет принц. Сказочник показался девочке волшебником. Вернувшись домой, она поделилась с отцом предсказанием старика. Лонгрен не стал разубеждать дочку в шутке сказочника, хотя горестно подумал, что в будущем ей предстоит скорее всего увидеть другие паруса, кажущиеся издали нарядными и белыми, а вблизи грязные, рваные, хищные и наглые. Рассказ девочки случайно подслушал нищий, от которого все узнали о пророчестве про корабль с необычными парусами.
Над девочкой, поверившей в чудо, стали смеяться и издеваться. Далеко от Каперны, в богатом замке воспитывался единственный наследник аристократического семейства Артур Грэй. Его баловала любящая мать, позволяя делать все, что ему вздумается. Отец в воспитании сына участия не принимал, лишь распорядился удалить из замка всех детей прислуги, чтобы оградить отпрыска от дурного влияния. Артур играл в одиночестве на заднем дворе замка, любил бывать в библиотеке, где читал книги о путешествиях и смотрел на картину с изображением корабля, представляя себя в мечтах капитаном.
В 14 лет Артур покинул замок, чтобы служить юнгой. Обучившись науке мореплавания, он спустя четыре года купил трехмачтовый галиот [2] , который назвал «Секрет» и стал капитаном. Через 7 лет корабль «Секрет» приплыл в Лисс. Уплыв на лодке с матросом порыбачить, Грэй случайно увидел спящую в тени лесных деревьев девушку. Грэй залюбовался ею и надел на мизинец девушки свое фамильное кольцо.
В деревенском трактире молодой человек расспросил о девушке и узнал историю про алые паруса. В его голове родился план, и он вернулся на корабль. Накануне Ассоль осталась дома одна, потому что отец отправился на рыбалку. Проснувшись еще до рассвета, она пошла в лес, мечтая, прилегла на траву и погрузилась в сон. Проснувшись, она обнаружила кольцо на пальце, и ее охватило предчувствие грядущих перемен.
Грэй же в городе для парусных полотнищ закупил 2000 метров шелка алого цвета, пригласил на корабль уличных музыкантов. Лонгрен нанялся на почтовое судно и отправился в рейс. Ожидая отца, Ассоль хлопотала по дому, читала, ходила прогуливаться в Лисс.
Повесть писалась несколько лет, видимо у автора были веские причины проработать героев и сюжет максимально правдиво и это ему удалось, потому что сейчас это произведение стало основой знаменитых театральных постановок, фильмов и даже мультфильмов для детей, а главный выпускной школьников Санкт-Петербурга называется «Алые паруса».
Главная тема повести — неизменные нравственные ценности человечества и отражение судеб людей в них. Эта повесть доказывает, что добрые, светлые намерения и вера в справедливость всегда находит свой путь, а зло, жадность, предательство наказываются соразмерно ущербу. Сюжет выстроен на линии девушки Ассоль с непростой историей. Ее отец отомстил за смерть своей супруги виновнику — своему соседу, и, в отместку не спас его, когда тот тонул.
Людская молва очень злая сила и с тех пор все жители деревни невзлюбили отца Ассоль и заодно ее саму. Она росла беззлобной и светлой девушкой. К тому же, у нее была мечта, которая не нравилась жителям деревни своей почти сказочной подоплекой: в детстве Ассоль было предсказание, что она встретит своего принца, который приплывет к ней на корабле с алыми парусами. Ассоль была наивной и доверчивой, поэтому с легкостью поверила сказке.
Самое невероятное в этой истории то, что ее мечта действительно исполнилась. В селении как-то появился сын богатых родителей Грэй и познакомившись с Ассоль, влюбился в нее. Узнав о ее мечте, он воплотил ее в жизнь: раздобыл корабль, выкрасил в белоснежный цвет и да, паруса были алыми, как в старом шутливом предсказании. Символический смысл корабля с раздувающимися по ветру алыми парусами в том, что в жизни всегда есть место и свершению великих целей, и великой вере в несбыточное, нужно только не плыть по течению, а самому совершать чудеса.
И конечно, никогда не нужно оглядываться на мнения чужих людей, а верить только своему сердцу и тогда все мечты исполнятся. Композиция повести выстроена вокруг жизни жителей небольшой деревни и в каждой отдельной главе читатели постепенно узнают всю удивительную историю Ассоль и Грэя, закончившуюся так прекрасно. Грин сам определил свою повесть как феерию — сказочную историю, своеобразный гимн любви и великой надежды, символом которой здесь является как раз корабль с алыми парусами. А главные герои выделяются на фоне серых односельчан своим необычным стремлением к смелым, еще небывалым свершениям.
Некоторые исследователи творчества Грина, видят в самой задумке такой повести желание самого писателя воплотить в жизнь самые романтические мечты любого человека.
Но, скорее всего, здесь, в данном случае в «Алых парусах», Грин — сознательно занят «обособлением общей мировой идеи в частный образ, в самом себе замкнутый» Белинский. О серьезности этой работы Грина и о характере этой работы, и о неизмеримости ее лишь «земными условиями» следует смотреть Грина — «Сочинительство всегда было внешней моей профессией... Это случается редко, по свежему, так сказать, следу. После более или менее значительного промежутка времени, удалившего сознание от священного возмущения таинственного водоема, меж автором и сценой его души опускается непроницаемый занавес. Ум смутно помнит, что там, за занавесом, до того, как он стал преградой, шла суета, хлопоты, замирали и возобновлялись приготовления; плодотворные ошибки в мучительной борьбе сил становились истиной, в то время как скороспелая ясность, не выдержав фальшивой игры, позорно гибла и гасла. Но занавес опустился. На нем, отброшенное волшебством невидимой глубины, изнутри сокровенного движется чистое действие.
Оно еще двух измерений: беззвучно и ограниченно, лишено красок, бесцветно, но уже видимо. Оно сродни мраморному трепету Галатеи, готовому замереть, если оживляющая страсть Пигмалиона уступит отчаянию. Тогда художник приступает к истинно магическим действиям. Он очерчивает себя кругом замысла и, находясь под его защитой, делается невидим. Он выпал из общества, семьи, квартиры, его нет и в государстве и на земле. Круг жестоко отбрасывает страсти, обещания, любопытство, книги, друзей; в его черте мгновенно гаснет лютейшее пламя гнева, коченеет зависть, умолкает гром битвы, а от живых людей, руки которых пожимались еще вчера с различными чувствами, остаются смутные тени. Далеко не известно еще в точности, как происходит священнодействие. Говоря фигурально — анатомическая его сущность, в сравнении с сущностью физической, доступной опыту и описанию, — остается тайной, в которую, может быть, и совершается проникновение, но благодаря ее невообразимой глубине это проникновение должно быть запредельным сознанию, подобно ночной жизни лунатика».
Повторим, сосредоточимся: «меж автором и сценой его души опускается непроницаемый занавес … — На нем, отброшенное волшебством невидимой глубины, изнутри сокровенного движется чистое действие». Автор разделен со своей душой миг творчества, образно, — есть миг смерти — душа разлучена с автором непроницаемым занавесом, но! Не автор! Вот отсюда точность, неколебимость текста всех настоящих произведений настоящей литературы: общемировая идея «сама»! Здесь действует не человеческая природа которой свойственно ошибаться действует сверхъестественная, поэтому безошибочная сила. Действует, разворачивая частный образ, действие вновь повторим : которое «еще двух измерений: беззвучно и ограниченно, лишено красок, бесцветно, но уже видимо». Здесь начинается работа автора. Но и она по Грину интуитивна, осторожна, — «запредельна сознанию».
Автор дает действию на плоскости двух измерений — объем, третье измерение — краски, звук, цвет, то есть — собственно Жизнь именно с большой буквы, ибо, не частную жизнь, а общемировую, лишь осуществляемую в данном произведении как частную. И если автор работает тщательно, ответственно, правдиво и художественно, то ошибок у него нет. И еще Белинский говорил о том, что произведение — созидается не только трудом автора: «Каждое поэтическое произведение есть плод могучей мысли, овладевшей поэтом. Если б мы допустили, что эта мысль есть только результат деятельности его рассудка, мы убили бы этим не только искусство, но и самую возможность искусства. В самом деле, что мудреного было бы сделаться поэтом, и кто бы ни в состоянии был сделаться поэтом по нужде, по выгоде или по прихоти, если б для этого стоило только придумать какую-нибудь мысль, да и втискать ее в придуманную же форму? Нет, не так это делается поэтами по натуре и призванию! Как же это делается поэтами по призванию? То есть, из свидетельств самого Грина, работая, он как автор уже подключен к Вселенной, он слушает и воспринимает и фиксирует то, что идет Оттуда.
А Оттуда идет безупречная интонация и смысл — безупречный. И автор в силу личности может исказить, недосказать. А когда пишет сам, то пишет и вслушивается во Вселенную, ложится ли его фраза в строй общей гармонии, или диссонирует. Но если автор ответственен и тщателен и готов к воспроизведению мировой идеи в частном образе, то он ее и воспроизводит. Здесь нужна только точность письма это за автора никто не сделает , огромное внутреннее напряжение и сосредоточенность… и — да, Вселенная, конечно… и еще более — да, — Творец Вселенной что для естественного православного миросозерцания является аксиомой. И если все это есть, то частный образ, произведение — выдерживает проверку на всех смысловых уровнях, ибо есть воплощение безупречной по определению мировой идеи. Вот что выявили мы в первом предложении «Алых парусов». Но это еще не все.
Автор пишет чистым сердцем и поэтому пишет точно. Даже не зная — допустим, — что Орион это Кесиль. А читатель?
Алые паруса - краткое содержание для читательского дневника
И я часто ее перечитывал, злясь на себя, на автора, на родителей. Но магия, или, как нынче принято говорить, химия, не отпускала. И вот после сорока лет пребывания на Земле, написав кучу, как я считаю, беспощадно-честных книг, нигде не отступив от правды жизни, мне захотелось создать нечто подобное «Алым парусам». И я понимаю, как это сложно, почти невозможно. Загадочный художник Андрей Платонов, писавший то ли утопии, то ли антиутопии даже его «Котлован» не так однозначен, как его трактовали в годы перестройки и по традиции трактуют и нынче , был строгим большевиком хотя с его партийностью до сих пор много неясного в критике и публицистике.
В рецензии на одну из посмертных книг Грина он писал о развязке «Алых парусов», перед тем несколько раз напомнив, что Грэй богат и может позволить себе «бесцельно путешествовать по морям», так: «Уйдя на корабле в открытое море своего взаимного двойного одиночества, Грэй и Ассоль, в сущности, не открывают нам секрета человеческого счастья, — автор оставляет его за горизонтом океана, куда отбыли влюбленные, и на этом повесть заканчивается. Повторяем, что на самом деле, в истинном значении, свое счастье Грэй и Ассоль могли бы обрести лишь в каком-то конкретном отношении к людям из деревни Каперны, но они поступили иначе — они оставили народ одиноким на берегу. Если Грэй и особенно Ассоль представляют собой, как хотел этого автор, ценные человеческие характеры, то их действия порочны. По замыслу Грина, Ассоль и Грэй — люди особого, лучшего качества; в них есть высшая, страстная поэтическая сила, почти неприсущая прочим людям.
Но какое значение имеет эта их сила для действительности? И еще вопрос: покинув Каперну, некое все же реальное место мира, где родилась и выросла во всем своем своеобразии Ассоль, — спрашивается, не расточат ли влюбленные свое счастье в самое краткое время, поскольку у них для этого счастья теперь ничего не осталось, кроме собственного сердца и одиночества? А чем питаться Ассоль и Грэю в пустынном море и в своей любви, замкнутой лишь самой в себе? Нет, тот народ, оставленный на берегу, единственно и мог быть помощником в счастье Ассоль и Грэя.
Повесть написана как бы наоборот: против глубокой художественной и этической правды. Может быть, именно поэтому автору приходится пользоваться языком большой поэтической энергии, чтобы отстоять и защитить свой искусственный замысел, и эта поэтическая энергия сама по себе есть большая ценность... Кстати сказать, книга очень ярко написана, способна если и не влюбить человека в гриновскую прозу, то уж точно попытаться с ней познакомиться... Наверное, именно то, что заметил Платонов, раздражало меня в «Алых парусах».
Подростком я не мог сформулировать, но чувствовал, что развязка «порочна». Да, земляки травили Ассоль, да, она была в Каперне чужой, но... Именно — но: но что ждет Ассоль и Грэя дальше, без народа? Ассоль станет богачкой и забудет о прошлой своей жизни, как о страшном сне?
У нее появятся слуги, она начнет отдавать приказы?.. Многие писатели любят ставить точку там, где вроде бы должно начаться самое важное... Особенно в Феодосии, которая словно иллюстрирует разом все созданные в воображении писателя города и поселки страны, получившей после его смерти название Гринландия. В Феодосии в царское время он сидел в тюрьме — сюда, спасая от пьянства, в 1924 году привезла его третья жена Нина Николаевна.
Грин тогда был богат, книги выходили одна за другой в одном только 1925-м — семь, в 1927-м — восемь! Через семь лет нищим, полузапрещенным, он умирал километрах в двадцати от Феодосии и от моря в крошечном городке Старый Крым. И в Феодосии, и в Старом Крыму есть дома-музеи Грина. Феодосийский — если не по экспозиции, то по местоположению — один из лучших, в каких я бывал.
В Старом Крыму — наверное, один из самых печальных. Крошечный домик, почти никаких вещей.
Гринландия — полуостров, почти все города которого являются морскими портами. Если судить по упоминаниям реально существующих топонимов Филиппинские острова, Новая Зеландия, острова Тихого океана , то можно сделать вывод, что «полуостров, на котором размещается страна Грина, расположен где-то по южной морской границе Китая». Главные герои — моряки, путешественники, охотники, искатели приключений. Одной из важных особенностей являются необычные, «квази-иностранные» имена персонажей: Ассоль повесть «Алые паруса». Технологии вымышленного мира находятся, в целом, примерно на уровне, современном Грину: здесь можно встретить автомобили, телеграф, пароходы, аэропланы, кинематограф.
Список городов, представленных в исследуемом романе: 1 - Лисс - "Алые паруса"; 2 - Каперна — "Алые паруса". Исследования: Хотя Александр Грин достаточно подробно описал свой вымышленный мир, он не дал ему никакого названия. В 1934 году, уже после смерти Грина выходит сборник его рассказов под названием «Фантастические новеллы». В предисловии к нему К. Зелинский впервые использует слово «Гринландия».
Отец уступил желаниям жены. Когда юноше исполнилось 15 лет, Артур сбежал из дома на шхуне «Ансельм».
Он стремился стать «дьявольским» моряком. Капитан «Ансельма» надеялся на быстрое завершение путешествия мальчика из богатой семьи, но Грэй шел к своей цели. Капитан решил сделать из юноши настоящего моряка. Уроков было много, но все они только закаляли Грэя. В 20 лет он навестил родительский замок уже совсем другим человеком, но душа осталась прежней. Из дома он вернулся с деньгами, объявил, что будет плавать отдельно. Его корабль — галиот «Секрет».
Через 4 года судьба привела юношу в Лисе, но домой к матери он возвращался уже чаще. Глава 3. Рассвет Корабль «Секрет» встал на рейд. Капитана одолела тоска, причину которой он не понимал. Юноше казалось, что кто-то зовет его, но он не понимал куда. Никакие занятия не отвлекали от тоски, он позвал Летики и отправился на шлюпке в море, затем на берег. Моряк увлекся рыбалкой, а капитан полежал у костра, поразмышлял о жизни, затем задремал.
Очнувшись от дремы, он вышел из чащи и отправился на холм. На открытой поляне он увидел спящую Ассоль. Опасная находка была настолько красива, что Грэй стал тихо рассматривать ее. Для Грэя это была картина без объяснений. Юноша снял с руки старинное кольцо и надел его на палец девушки. К капитану подошел Летика. Он хвастался уловом.
Капитан увел матроса подальше от находки, чтобы не нарушить сон красавицы. Они отправились не к шлюпке, а е ближайшим домам. Это был дом Меннерса. Грэй расспросил хозяина о девушке, тот ответил, что она полоумная. Юноша спокойно среагировал на этот факт, спросил, почему торговец так считает. Тот рассказал историю девушки, но она звучала как сплетня, грубая и плоская. В это время Грэй поднял глаза и увидел проходящую мимо таверны Ассоль.
Меннерс хотел еще наговорить грязи на Лонгрена, но его прервал корзинщик — угольщик. Он, не боясь торговца, сказал, что тот все врет. Ассоль, по его словам, разговаривает только с добрыми людьми, в число которых не входит Хин Меннерс. Торговец обиделся, Грэй оставил Летику слушать и смотреть. Капитан, окрыленный любовью, отправился к гавани. Глава 4. Накануне Прошло 7 лет с того времени, как Эгль рассказал сказку о будущем Ассоль.
Девушка как обычно несла игрушки в лавку. Торговец показал счетную книгу, где увеличивался долг. Он отказался от поделок, объяснив, что в моду вошел заграничный товар. Самоделки никого не интересуют. Ассоль пришла домой и рассказала все отцу. Он слушал сердито, как будто представлял, что происходило в игрушечной лавке. Лонгрен не хотел оставлять дочь надолго, но понимал, что им не прожить по-другому.
Дочь успокаивала отца, говоря, что любит его, и они сидели рядом вместе на одном табурете. Ассоль рассматривала остатки продуктов и понимала, что их не хватит до конца недели. Она села шить юбку из старой ткани и заглянула в зеркало. Ассоль соединяла в себе двух девушек: одна мастерила игрушки, любимая дочь отца, другая верила в чудеса и сказки. Вторая видела в простых предметах и явлениях природы волшебство. Ассоль любит читать, верит в мечту.
Тематика произведения действительно фееричная. Мечтами пронизано все произведение — это и грезы Ассоль, и грезы Грэя. В повести основную роль играют невероятно живые пейзажи, в которых растения становятся друзьями. Природа утешает Ассоль, а море дарит ей надежду на перемены к лучшему. Чудо обещает Эгль маленькой героине, чудо совершает Грэй, отдав служанке все свои сбережения для ее свадьбы и исполнив сказку для Ассоль. Молодой человек сам выбирает свой жизненный путь, осознанно отказавшись быть просто знатным человеком. Девушка так же самостоятельно творит свою судьбу, выбрав жизнь в мечтах, а не прозябание среди злых, завистливых и пустых местных жителей. Странных, не похожих на окружавших их людей героев сводит фатум, и никто из них не сомневается в том, что так надо. Грэй влюбляется в спящую Ассоль и готов ради нее совершить чудо; Ассоль, увидев корабль с алыми парусами, уверена, что приплывший на нем принц сделает ее счастливой. Грин затрагивает в своей повести многие проблемы: зло, месть, гнет общества и мнение посторонних людей. Проблематика произведения не сказочная, а социальная. Так, на протяжении всего произведения читатель видит, насколько мерзкие люди живут в Каперне: никто не помог больной женщине с маленьким ребенком за просто так; одинокого и горевавшего Лонгрена обходили стороной; дети и взрослые издевались над маленькой Ассоль, потому что им нравилось думать, что они лучше нее. Лонгрен не помог Меннерсу из мести, ведь тот требовал от его жены любви за деньги, и все сразу же забыли, каким лжецом был трактирщик и как сильно любил моряк свою Мери, и стали презирать вдовца. Нищий, не получив от Лонгрена табака, потому что тот не хотел будить уснувшую у него на руках Ассоль, рассказал местным о чуде, которое пообещал Ассоль волшебник, добавив, что отец и дочь сошли с ума. По его словам, Лонгрен даже гнался за ним и угрожал расправой. Месть за смерть жены При этом он умолчал о другом важном эпизоде. О том, как пять лет назад супруга Лонгрена просила трактирщика о помощи: ей было срочно необходимо немного денег взаймы. Тогда у нее только что родилась девочка, которую назвали Ассоль. Роды оказались очень тяжелыми, поэтому все накопленные деньги пришлось отдать за лечение. Муж в это время находился в далеком плавании, было совершенно неизвестно, когда он вернется домой. Меннерс ответил, что готов помочь, но только в том случае, если Мэри не будет такой недотрогой. Жена Лонгрена отказалась от такого постыдного предложения. Чтобы хоть как-то выжить она отправилась в непогоду в город, чтобы заложить последнее, что у нее осталось — кольцо. Вернувшись домой, она серьезно заболела. У нее оказалось воспаление легких. Вскоре Мэри умерла. Лонгрен остался вдовцом с маленькой девочкой на руках, уже никогда не мог отправиться в море. Ребенка оставить было не на кого. Смысл Основную идею, которую развивает Грин, можно выразить словами Грэя: «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда — сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая — у тебя». Так автор призывает людей сохранять свои светлые мечты, несмотря ни на что, а также совершать чудеса ради окружающих, просто так, не рассчитывая на какую-то выгоду для себя. Но сидеть и ждать волшебства не стоит. Кроме того, что его нужно совершать самим, нужно развивать себя и оберегать свою душу, чтобы она оставалась живой и не черствела. Тогда человек откроется миру, откроется его магии. Так, Ассоль была близка природе, наблюдала за растениями и дружелюбно относилась к животным. И лес, и поля, и море откликались ей, создавая все новые фантазии и сюжеты.
Алые паруса — А. Грин. Анализ произведения
Оно завораживало его. С 8 лет стало понятно, что ребенок воспринимает мир по-особенному. Он не мог смотреть на окровавленные руки Христа. Он замазал гвозди голубой краской. Мальчик дружил со всеми жильцами дома, не гнушался прислуги, поэтому рос общительным и разносторонним. Страх вызывала у ребенка кухня. Грэй переживал за кухарку Бетси, чтобы помочь ей, он разбил копилку, от имени предводителя шайки разбойников, Робина Гуда, предложил девушки деньги.
Мать, знатная дама, потакала сыну. Он мог делать все, что хотел. Отец уступил желаниям жены. Когда юноше исполнилось 15 лет, Артур сбежал из дома на шхуне «Ансельм». Он стремился стать «дьявольским» моряком. Капитан «Ансельма» надеялся на быстрое завершение путешествия мальчика из богатой семьи, но Грэй шел к своей цели.
Капитан решил сделать из юноши настоящего моряка. Уроков было много, но все они только закаляли Грэя. В 20 лет он навестил родительский замок уже совсем другим человеком, но душа осталась прежней. Из дома он вернулся с деньгами, объявил, что будет плавать отдельно. Его корабль — галиот «Секрет». Через 4 года судьба привела юношу в Лисе, но домой к матери он возвращался уже чаще.
Глава 3. Рассвет Корабль «Секрет» встал на рейд. Капитана одолела тоска, причину которой он не понимал. Юноше казалось, что кто-то зовет его, но он не понимал куда. Никакие занятия не отвлекали от тоски, он позвал Летики и отправился на шлюпке в море, затем на берег. Моряк увлекся рыбалкой, а капитан полежал у костра, поразмышлял о жизни, затем задремал.
Очнувшись от дремы, он вышел из чащи и отправился на холм. На открытой поляне он увидел спящую Ассоль. Опасная находка была настолько красива, что Грэй стал тихо рассматривать ее. Для Грэя это была картина без объяснений. Юноша снял с руки старинное кольцо и надел его на палец девушки. К капитану подошел Летика.
Он хвастался уловом. Капитан увел матроса подальше от находки, чтобы не нарушить сон красавицы. Они отправились не к шлюпке, а е ближайшим домам. Это был дом Меннерса. Грэй расспросил хозяина о девушке, тот ответил, что она полоумная. Юноша спокойно среагировал на этот факт, спросил, почему торговец так считает.
Тот рассказал историю девушки, но она звучала как сплетня, грубая и плоская. В это время Грэй поднял глаза и увидел проходящую мимо таверны Ассоль. Меннерс хотел еще наговорить грязи на Лонгрена, но его прервал корзинщик — угольщик. Он, не боясь торговца, сказал, что тот все врет. Ассоль, по его словам, разговаривает только с добрыми людьми, в число которых не входит Хин Меннерс. Торговец обиделся, Грэй оставил Летику слушать и смотреть.
Капитан, окрыленный любовью, отправился к гавани. Глава 4. Накануне Прошло 7 лет с того времени, как Эгль рассказал сказку о будущем Ассоль. Девушка как обычно несла игрушки в лавку. Торговец показал счетную книгу, где увеличивался долг. Он отказался от поделок, объяснив, что в моду вошел заграничный товар.
Самоделки никого не интересуют.
Так ей предсказал в детстве странствующий собиратель сказок и легенд. Несмотря на насмешки соседей над её мечтой, девушка оставалась ей верна. Ассоль действительно дождалась исполнения своей мечты. Капитан Грэй, узнав о мечте Ассоль, оснастил свой корабль алыми парусами и увёз девушку из Каперны, где жизнь её была безрадостна и бедна. Впереди у Ассоль и Грэя была счастливая жизнь, ведь они сразу полюбили друг друга. Читай ещё! Краткое содержание повести-феерии «Алые паруса» Композиция В повести «Алые паруса» 7 глав. В каждой главе рассказано о каким-нибудь событии, которое помогает понять суть истории об Ассоль и Грэе.
Композиция повести: Экспозиция — автор знакомит читателя с Лонгреном и его дочкой Ассоль глава I.
В возрасте 5 месяцев потеряла мать. Отец бросает службу и воспитывает дочку. Все жители деревни относятся к девочке с неприязнью, у нее нет друзей. Однажды Эгль, волшебник, предсказывает ей, что когда Ассоль вырастет, за ней приплывет принц на корабле с алыми парусами. Девочка является возвышенной и романтичной натурой, она верит в предсказание.
Из-за ее характера, который остальные люди не понимают, девушку считают «сумасшедшей». Этот герой с детства являлся сострадательным и добродушным мальчиком, он чувствовал чужую боль. Целенаправленный, решительный и храбрый, из знатного рода, он все время был щедрый к людям, которые в этом нуждались. В 15 лет герой убегает из дома и идет младшим матросом на корабль. Через время становится настоящим моряком. Когда стал капитаном, начинает перевозить только избранные грузы.
Он понял, что чудеса можно делать только собственноручно. Отец главной героини. Человек, который умеет искренне любить. После смерти супруги становится нелюдимым и мрачным, живет только для дочери. Когда произошел несчастный случай с трактирщиком, местные жители обвинили в его смерти Лонгрена. С ним никто не общается, его ненавидят и боятся.
Он стал изгоем в поселке. Зарабатывает тем, что изготавливает и продает игрушки. Знаменитый путешественник, который собирает сказки, умный человек, отлично разбирается в психологии людей. Для главной героини становится волшебником, пообещав девочке чудо. Трактирщик, который был случайным виновником смерти матери Ассоль. Скупой человек, наживается на бедняках, которые из-за безвыходного положения обращаются к нему за помощью.
Матрос, служит у Грэя, жуликоватый, но верный друг, ему капитан доверяет узнать все про Ассоль. Он отлично знает и понимает Артура, уважает его, с ответственностью выполняет поручение.
Автор на этом примере учит читателя тому, что важно воплощать свои мечты в реальность, несмотря на злословие окружающих людей. Следующим значимым и контрастным персонажем будет Артур Грэй. Он богатый, умный юноша, выросший в аристократическом обществе, но далекий от него, ибо он так же, как и Ассоль, является чужаком на своем ареале обитания. Он — романтик, потому его привлекают море, свобода и корабли, и поэтому он понимает всю глубину души Ассоль, не считая её странной. И юноша дарит чудо девушке, в которое она свято верила на протяжении всей своей жизни. Он проникается идеей корабля с алыми парусами и создает его собственноручно.
"Алые паруса": русская феерия с вековой историей
Также в произведении автор поднимает проблемы социального неравенства, добра и зла, отторжения обществом людей «не таким, как все». Основная мысль повести заключается в том, что нужно поступать так, как подсказывает сердце, свято верить в свою мечту вопреки мнению окружающих и жизненным обстоятельствам. Композиция Состоит произведение из семи глав. Каждая глава имеет свою завершенность, в ней повествуется о каком-то конкретном событии. Главы расположены в правильной последовательности. Сюжетные элементы тоже последовательны. Дополняют композицию пейзажные зарисовки и портретные характеристики.
Люди огрубели душой, потому что и их жизнь была сложна. В такой атмосфере Ассоль и придумала свой мир, жила в нём, ожидая чуда. Мальчишки смеялись над ней, называя «деревенской дурочкой», а взрослые тоже недолюбливали: "... Над ней посмеивались, говоря: — «Она тронутая, не в себе»; она привыкла и к этой боли; девушке случалось даже переносить оскорбления, после чего ее грудь ныла, как от удара... Ей всё было интересно: "... Судьба просто должна была свести двух прекрасных людей. Ассоль и Артур Грэй — представители совершенно разных слоёв общества. Она — из бедной семьи, живущая в хижине, он — наследник знатного и богатого рода, имеющий огромный замок. Но как близки они по восприятию мира, по характеру — так же добры, романтики в душе, мечтатели.
Друзья и коллеги и оппоненты, — всё, что хотел сказать Грин «Алыми парусами», он сам и сказал «Алыми парусами». Это первое и самое главное: Грин всё сказал, сказал всё, что хотел сказать. Второе не менее главное, — все, что хотел сказать, и все, что сказал Грин «Алыми парусами», без всяких посредников, без нас с вами — исследователей, ученых, мыслителей, — прочтено и понято, с потрясающей степенью проникновения в текст, простым рядовым обычным незаметным читателем. И как раз его, читателя, незаметный труд чтения от дня — 1923 года, дня первой публикации «Алых парусов», до сего дня — 10 августа 2018 года пишу я эти строки и служит тому, что и у нас с вами — у града и мира — есть интерес к творчеству Грина, есть желание объяснить Грина. Кому же? Тому самому Человеку, благодаря которому и прошли, просияли, через целое практически столетие, «Алые паруса» Александра Степановича Грина. Объяснить ему читателю, почему он это все читает? А не лучше ли, не надежнее ли, у читателя поучиться, понять, зачем и почему он читает «Алые паруса», вот уже почти столетие читает и не собирается выпускать из рук эту книгу. А еще надежнее поучиться у писателя, у Александра Грина, — как же все это возможно было, так написать, угадать так, тягу человеческой души, так расположить в тексте, так выверить события и героев, так «тихо водить смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом» Грин, «Алые паруса», завершающие строки , что читателю не остается ничего иного, как читать и счастливо думать о счастье... Я уверен, что Грин — должен быть понят исследователями — не эстетически, не религиозно, не романтически, а — человечески, читательски должен быть он понят. Умом и сердцем Читателя, сберегшего для нас всю настоящую литературу и мировую и русскую тем, что всего лишь в дни, полные неизбежности, случайно брал в руки случайные книги, тысячелетие за тысячелетием, брал в руки и подносил к глазам и перелистывал страницы — читал — одни и те же книги… Это значит, что «Алые паруса» Грина должны быть прочтены и поняты в контексте самой Естественной Жизни, и нашей личной жизни и общемировой, но обязательно — естественной, в контексте естественного человеческого бытия, в контексте естественной жизни человеческой души и ее, души, естественных движений. Духовная жизнь чужда земного естества. Человек, по естеству своему, причастен плоти и духу. Мы зовем чудом всё, что почитаем свыше естества. Каждое животное живет по естеству своему. Естественный, к естеству относящийся. Естественный порядок вещей Естественная история, описание трех царств природы. Природный, натуральный, неискусственный, самородный; непротивный законам природы согласный с естественным порядком, не заключающий в себе чуда. Получается, мы не ошиблись, обратившись к естественному принципиально. В значении слова «естество», вдруг, случайно, раскрылось значение слова «чудо» — свыше естества. Природа «Алых парусов» — это природа чуда. Сверхъестественное у Грина — это не волшебство, не фантастика, не сказка. Сверхъестественное у Грина имеет естественные основания. Таковы же практика и принцип естественного хода событий в Новом Завете. Чтобы понять природу чуда, следует понять — что есть естество, природу естества. Попробуем понять... Внимательно и осторожно советую я читателю входить в мир прозы «Алых парусов» Грина, сразу же принимая, настраиваясь на ее твердый, размеренный, уверенный в себе повествовательный шаг: «Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу». Интонация взята, взят ритм произведения. Предложение чуть покачивает интонацией, — есть в нем некоторая «развалочка» — это и дважды повторенное: «на котором», «к которому» и повторенное «прослужил», «службу». А ведь этим предложением: Лонгрен сходит на берег и покачивание палубы «Ориона» еще живо в ногах, ступающих на твердь. Первая фраза, первое предложение произведения — явление высшей ответственности автора, мера его мастерства, его уважения к писательскому труду. Попробуем уловить Грина? Интонационный, звуковой и лексический строй предложения, практически, безупречны. Что со смыслами? Ничего себе «мать» — трехсоттонная, да еще и с мужским именем «Орион». Мне скажут — так, и настолько придираться, — нельзя. Я отвечу: не только можно, но и должно — необходимо, иначе до существа, до естества — нам не дойти. Мы правы в своей придирке. И вот почему, — по Виссариону Белинскому: «Но истинно художественные произведения не имеют ни красот, ни недостатков: для кого доступна их целость, тому видится одна красота. Только близорукость эстетического чувства и вкуса, не способная обнять целое художественного произведения и теряющаяся в его частях, может в нем видеть красоты и недостатки, приписывая ему собственную свою ограниченность. Все, что ни есть в действительности, есть обособление общего духа жизни в частном явлении. Всякая организация есть свидетельство присутствия духа: где организация, там и жизнь, а где жизнь, там и дух.
Но теоретически, с какой-то там долей вероятности, Грэй мог встретить Ассоль, мог узнать о ней от ее соседей и приплыть к ней на алых парусах. Раньше эту долю я отметал, а в последние годы она почему-то все растет и увеличивается в моем воображении, и, быть может, годам к семидесяти я буду называть «Алые паруса» реализмом. Впрочем, уже и сейчас, почти пятидесятилетним, я чувствую неловкость за себя, рубившего про «сказочку», «утешение»... Хорошо, что жанр статей к юбилеям и памятным датам возродился. В 1990-е с ним жестоко боролись, злобно высмеивали. Впрочем, была в этом польза: «датские» статьи советского времени получались однообразно хвалебными, сейчас же они — повод вспомнить, взглянуть с одной и с другой стороны. Удивила параллель образов Грина и Бажова. Оба не только как писатели, но и как живые люди не увязываются у меня с Гражданской войной, советской эпохой. Хотя я помню сказы Бажова о Ленине, есть рассказы про революционеров, эпизоды про Гражданскую у Грина. Но оба творили в основном в других измерениях, создавали другие вселенные. Как, кстати сказать, и Александр Беляев. Грин и Бажов в большей, Беляев в меньшей степени — занимались в юности революционной деятельностью. И все трое, почти ровесники, пошли к эсерам. Есть писатели, чьи биографии ярче и известны больше, чем их произведения; есть те, у кого биографии пресные и тусклые, а произведения — полная им противоположность. У Грина, по-моему, книги конгениальны его судьбе, и в то же время сложно найти в русской литературе автора, так мало использовавшего именно автобиографический материал. Опыт — да, но переплавка шла серьезная. По сути, жизнь Грина могла бы без всяких модных у нынешних кинематографистов домыслов стать захватывающим байопиком. Родился в городке Слободском неподалеку от «обывательской» Вятки, откуда с детства мечтал вырваться. Матрос на Черном море, рыбак, рабочий в железнодорожных мастерских, золотоискатель, лесоруб, шахтер, солдат-дезертир и царской армии, а затем и Красной, эсеровский пропагандист по кличке Долговязый. Почти два года заключения в Севастопольской тюрьме — позже Грин не захотел посмотреть на нее даже издали: «вспоминать могу, видеть — нет». Освобожденный в 1905-м по амнистии, он отправился в Петербург к любимой женщине и одновременно товарищу по партии Екатерине Бибергаль. Но прежние отношения возродить не получилось, и он выстрелил в нее из револьвера. Чуть не убил. Врачам и полиции Бибергаль не призналась, как получила пулю в грудь. Но вскоре Грин снова оказался в тюрьме, где его под видом невесты навещала другой товарищ — Вера Абрамова, ставшая позже его женой. Ссылка в Тобольскую губернию — откуда Грин бежал через несколько дней в родную Вятку. Отец раздобыл ему фальшивый паспорт, по которому будущий писатель жил несколько лет. В конце 1906 года стали публиковаться рассказы. Первые подписывал псевдонимами, а потом взял, слегка изменив, свое имя: автором дебютной книги «Шапка невидимка» указан «А. Полиции не составило труда установить, что беглый ссыльный Александр Степанович Гриневский и литератор А. Грин — одно и то же лицо.
Рецензия на роман А. Грина Алые паруса
В 1922 году Александр Грин завершил написание повести-феерии "Алые паруса". «Алые паруса» Грин начал писать задолго до публикации рассказа «Грэй» в майском выпуске «Вечернего телеграфа» за 1922 год. Статья посвящена анализу мифопоэтики феерии А. Грина «Алые паруса». В статье описаны несколько взаимосвязанных аспектов мифопоэтического анализа произведения.