Александр Македонский, также известный как Александр III Македонский, был царем Македонии с 336 по 323 год до н.э. Александр Македонский: гений или безумец?
Александр Македонский: гений или безумец?
Александр Македонский - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» | Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч. |
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ( Александр Македонский) | | Александр Македонский, известный также как Александр Великий, древнегреческий царь (василевс) Македонии, император, который создал одну из крупнейших империй в древней истории. |
Александр Македонский — Википедия Переиздание // WIKI 2 | 1.1 Александр Македонский вступает на престол Македонии. |
Александр Македонский: гений или безумец? | 1.1 Александр Македонский вступает на престол Македонии. |
8 фактов и преданий об Александре Македонском, чья жизнь сошла бы за неплохой блокбастер | Если бы Александр жил сегодня, его бы отправили под трибунал за военные преступления, но в Античности его военные победы, стратегический гений и высокое число убитых среди врагов привлекали римлян. |
Александр Македонский - биография, фото, личная жизнь полководца
Давно доказано, что она относится к восточным, скифским культурам. Мало того, носители этой культуры достигли и Британских островов, где тоже оставили свой след. В частности, ирландская кельтская сага о Гойделе Гласе Гойделе Зелёном рассказывает о том, что в незапамятные времена их предки прибыли откуда-то из Европы, из «Скифии». И не только ирландская. Вот что гласит шотландское предание «Ветвь Омелы»: «На благословенные острова, наши Кланы привели друиды, ведомые Богами из Великой Скифии, а в Великую Скифию, предки Наши пришли, из-за гор поросших репьём, с берегов Священной Белой реки, где стоит город Богов». Ремезов неподалеку от будущего Омска. Асгард - сакральный город Богов для всех скандинавских, и, как выясняется, скоттов и пиктов, их изначальная прародина. И, оказывается, что это не миф, а реальный город, находившийся на территории России.
Во всяком случае, Сибирь была не диким варварским краем, какой ее рисуют лжеакадемики, здесь бурлила жизнь, процветала торговля, стояли богатые густонаселенные города, руины которых находят на территории всей Сибири от границ с Китаем и Монголией до самого Ледовитого океана…Именно отсюда и пришли предки пиктов и скоттов… Скотты и пикты появились на территории Британии около 400 — 300 гг. Подтверждение находим в документе, который академическая наука старается не афишировать. А ведь это настоящая сенсация. В 1320 г. Шотландия провозгласила независимость от Англии, которую одобрили всем миром, а король Шотландии Роберт I Брюс подписал. Весь документ цитировать не станем, только один фрагмент, касающийся нашей темы: «Святой Отец и Господь, мы знаем и из хроник и древних книг, что среди прочих известных народов, шотландцы славились более всех. Наши предки приплыли из Великой Скифии, через Тирренское море и Геркулесовы столбы.
Долгое время жили в Испании, среди самых диких племён, но никто не смог их покорить, ни одна из рас человеческих, и даже варвары. Приплыли они спустя 1200 лет после того как народ Израиля пересёк Красное море, и ушёл на запад…» По подсчетам историков, произошло это событие исход евреев из Египта около 1500 г. Это еще не все. Вот манускрипт «F Англосаксонской Хроники», которая была создана в аббатстве Сент-Августин в Кентербери около 1100 года: «…скотты называются scithi, то есть скифами». Но скифами называли себя и славяне-сколоты, о чем пишет Геродот: «скифы, известные персам под именем саков, сами себя называли сколотами». Получается, что скотты шотладцы изначально были родственниками славян и пришли на острова с территории средне-русской возвышенности. Против документов, как говорится, не попрешь, поэтому чопорные и высокомерные британцы вынуждены признать, что в этногенезе англо-саксонской цивилизации большую роль сыграли славяне и скифы.
Еще в конце XIX в. Шор написал книгу «Происхождение англо-саксонского народа», в которой он написал, что до прихода кельтов на территории Британии обитали скифы, которых сменили русы, венеды и славяне, причем, и русов и венедов он однозначно причисляет к славянам. Другой английский историк Говард Рид уже в наше время доказал, что знаменитый король Артур, положивший начало английскому государству, был по происхождению скифом. Но больше всего свидетельств в пользу этой теории — в английском языке. В частности, по-английски «хорс» - «лошадь». Но Хорс — имя древнего славяно-русского бога солнца, которого славяне изображали в виде большого белого коня, скачущего по небосводу. Или «секьюрити» security - охранник.
В русском языке есть слово «секу» - «смотрю, охраняю», вторая часть — «рити» означает «закон». В дохристианской, ведической Руси, вообще, у славян, существовали неписанные морально-нравственные правила, имеющие статус закона и обязательные для исполнения всеми членами тогдашнего общества, назывался этот закон — Рита. То есть, английское «секурити» так и переводится — «охрана закона». И еще одно слово — love «любовь». Буквальный перевод — «ловить». То есть, фраза «I love you» я люблю тебя буквально переводится как «я ловлю тебя», то есть, самец ловит самку… И таких славянских слов в английском языке не одна сотня… Впрочем, вернемся к скифам. Археологические находки подтверждают, что скифы населяли и всю восточно-европейскую равнину.
Да и наличие многочисленных курганов на этой территории говорят об этом же. И далее из отчета: «Исследования 1989 года дали первое представление о том, как была устроена крепость. Оказалось, совершенно так же, как… пришедшая ей на смену древнерусская в домонгольском Плёсе! Но, поскольку славян в этом краю в те времена еще не было V-IV в. Именно они построили эту крепость и оставили многочисленные предметы, в том числе, оружие и золотые изделия. Именно славяне и сменили скифов на этой территории, и первые передали вторым свои знания и опыт. Любопытно, что практически такое же поселение и того же времени V-IV в.
Раскопки показали, что это было довольно мощное поселение, защищённое дугообразными валам и рвами. Вот что написано на краеведческом сайте «Парк Фили»: «Особый интерес представляет система укреплений городища. Террасы на склонах были выровнены в материке в ранний период истории городища, их края были укреплены каменной кладкой и мощным плетнём из кольев диаметром 7 - 11 см, защищавшим террасу от размыва и оползания. Такая система противооползневых плетней аналогичной конструкции применяется в Подмосковье до настоящего времени». То есть, речь идет о прямой преемственности на протяжении последних 2,5 тысячи лет. А это может означать только одно — на этом месте в течение 25 веков обитали родственные племена, которые передавали друг другу свои опыт и знания. Кто мог построить такое укрепленное поселение?
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что первоначальными обитателями восточно-европейской равнины были именно скифы, никаких финно-угров в те времена здесь и в помине не было. Скифов сменили славяно-русы, и только потом здесь появились меря, да и тех было немного. О родстве скифов и славян говорит и общая для обеих этнических групп гаплогруппа — R1a1. То есть, у них был один общий, арийский, предок. На каком-то этапе они разделились, стали смешиваться с другими племенами, однако общая гаплогруппа все равно осталась… Напомним, что та же Y-гаплогруппы R1a1 преобладала и у представителей Фатьяновской культуры ок. То есть, они жили там, где через три тысячи лет возникла Московская Русь. Причем, процесс передачи знаний и культуры шел беспрерывно на протяжении всего этого времени.
Кстати, и антропологически фатьяновцы были предками восточных славян, обитавших на восточно-европейской равнине. Но это еще не все. Фатьяновская культура была одним из подразделений «культуры шнуровой керамики», или, как ее еще называют, «культура боевых топоров» 3200 — 2300 до н. Даже ученые-ортодоксы и те вынуждены признать, что данная «культура» была далеким предком славянских народов. И у мужчин здесь доминирующей была гаплогруппа R1a1. Как и у ее предшественницы «ямной культуры 3600 — 2300 до н. Дальше продолжать не станем, и так понятно, что на протяжении почти 6-ти тысячелетий на территории Русской равнины обитают одни и те же родственные племена, имя которым — славяне и русы.
И все разговоры о том, что, якобы, славяне появились только в 6-м веке н. Как и славянского языка и его древнейшего предка. Многие античные авторы упоминают о том, что скифы имели отличные законы, написанные на медных таблицах, значит, у них была своя письменность. Но какая? И где их памятники письменности? Не мог же такой многочисленный и древний народ не иметь письменности, вообще, алфавита. А может, они найдены, эти медные таблицы, только академическая наука скрывает их от общественности, как это она делает на протяжении нескольких сотен лет, дабы сохранить в неприкосновенности устои?
Вполне это допускаю. Знаменитый историк Геродот в своей «Истории» рассказывает о скифском царе Анахарсисе, которого эллины включили в совет семи величайших мудрецов. Но ведь мудрец должен был уметь читать и писать, и не только на древнегреческом, но, в первую очередь, на своем родном языке. Кстати, тот же Анахарсис упомянут Диогеном Лаэртским как поэт, сочинивший целую поэму в стихах в 800 строк. Античные авторы свидетельствовали о том, что скифские правители вели переписку с азиатскими правителями, в частности, персидским царем Дарием. В скифских курганах и на территории городов обнаружено немало разного рода табличек и даже массивных плит с загадочной письменностью, которая пока до сих не расшифрована. Но то, что это была письменность скифская, сомнению не подлежит.
Не могли же скифы захоронить в своих курганах чужие таблички с чужими письменами. О языке скифов можно отчасти судить по тому, на каком языке говорили сарматы. Их тоже почему-то тоже причислили к ираноязычным.
Осознание принадлежности к двум великим династиями повлияло на становление определенных личностных качеств юноши. Обучение Александр в раннем возрасте проходил не дома, а по установленной традиции, у родственников. Молодой человек учился в Миезе, а педагогами стали Леонид, настаивавший на спартанском образе жизни и актер Лисимах, обучавший наследника престола риторике и этике. С тринадцати лет его стал воспитывать великий мыслитель Аристотель, который оказался хорошо знаком с его отцом.
Философ, понимая, что является наставником будущего правителя, делал упор на изучение политики, этики и философии. Кроме этого, стараясь дать подопечному классическое образование, педагог обучал царевича медицине, литературе и поэтике. В шестнадцатилетнем возрасте Александр остался за царя в Македонии, когда Филипп осаждал Византию и правил жестко, беспощадно подавив восстание фракийского племени медов. При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с возможными претендентами на трон. Знать и македонский народ привлек на свою сторону отменой налогов. В самом начале своего правления, в 335 году до нашей эры юный царь совершил поход против северо-западных соседних племен иллирийцев, трибаллов, гетов. Полководец заставил соседей признать владычество Македонии.
В том же году города Средней Греции попытались восстать против Македонии, но Александру удалось усмирить мятежников.
Такая позиция самодержца вызывает возмущение и негодование тех, кто 10 лет делил с ним все тяготы восточного похода. Александр Македонский казнит зачинщиков, но чтобы полностью урегулировать ситуацию, вынужден дать отставку своим воинам, которые прошли с ним весь тяжёлый путь от Малой Азии до Индии. В родные земли возвращается 10 тысяч солдат. Каждый из них имеет несколько телег с награбленным добром. Всё это отобрано у жителей азиатских городов и теперь перекочёвывает в земли Древней Греции. Сам же царь окончательно обосновывается в Вавилоне.
Здесь он готовится к новому походу, планирует покорение племён Аравийского полуострова и захват Карфагена. Карфаген в это время представлял из себя мощное государство в западном Средиземноморье. Практически монополизировав всю торговлю в этом регионе, пунийцы так называли карфагенян римляне сосредоточили у себя в руках несметные богатства, которые ничем не уступали богатствам Персии и Индии. В 323 году до н. В Вавилон, из разных уголков державы, подтягиваются всё новые и новые воинские подразделения, укрепляется флот, идёт реорганизация в высшем командном составе армии. Поход на запад обещает новые блестящие победы и огромные богатства. За неделю до его начала устраивается пышный пир.
На следующее утро Александру становится плохо. У него поднимается температура, начинается лихорадка. С каждым днём состояние здоровья великого диктатора ухудшается, он начинает терять сознание, не узнаёт друзей и родных. Непонятная болезнь продолжается две недели и заканчивается смертью человека, замахнувшегося на завоевание всего мира. Александр Македонский на смертном одре Александр Македонский умирает в середине июня 323 года до н. Империя же его оказывается великаном на глиняных ногах. Она тут же рушится, распадается на множество государств: Сирию, Эллинистический Египет, Вифинию, Пергам, Македонию и другие.
Во главе этих новых образований становятся диадохи — военачальники македонской армии. Один из них, а именно Птолемей Лаг, обосновывается в Египте. Он забирает с собой забальзамированное тело великого завоевателя, тем самым как бы подчёркивая, что именно он является наследником Александра Великого. В этих землях, в городе Александрии, заложенном в 332 году до н. В неё и помещается саркофаг с телом покойного. Эта гробница просуществовала 500 лет. Последние сведения о ней относятся к временам римского императора Каракаллы 186-217.
Он был в Александрии в 215 году и посещал прах великого завоевателя. Больше никаких упоминаний об усыпальнице Александра Македонского в истории нет. Никто до сих пор не знает что случилось с останками этого человека после указанной даты, и где они в настоящее время находятся. Что же касается загадки смерти Александра Македонского, то здесь существует несколько версий, истоки которых уходят в глубину веков. Личность великого полководца была столь популярна, что её не обошёл своим вниманием ни один известный историк как древнего мира, так и новейших времён. Естественно каждый из них выдвигал свою интерпретацию этого события, которая часто не совпадала с мнениями коллег. Если обобщить разноголосицу мнений, то на передний план выходит несколько основных версий, каждая из которых имеет право на то, чтобы её рассмотреть.
Некоторые историки склоняются к мнению, что виновником смерти Александра Македонского был никто иной как его наместник в Македонии Антипатр. Якобы незадолго до начала похода на запад молодой царь решил сместить этого человека с занимаемого поста и посадить на его место другого. Антипатр через преданных ему людей организовал отравление своего господина дабы обезопасить себя от столь нежеланной отставки. Всё это звучит довольно сомнительно, так как в 323 году до н. Антипатру было 73 года. Возраст очень преклонный и почтенный. Вряд ли убелённый сединами старец так уж сильно держался за своё место, прекрасно понимая, что он уже практически прожил определённый ему провидением жизненный срок.
Умер он в 319 году до н. По другой версии, в смерти Александра Македонского обвиняют его учителя Аристотеля. Тот помоложе. Но зачем безобидному философу поднимать руку на своего воспитанника и подсыпать ему яд в кубок с вином? К тому же как он мог это сделать, когда всё время, пока его ученик завоёвывал мир, философ спокойно жил в Афинах. Поселился он там в 335 году до н. Здесь находится весомый довод в пользу того, что Аристотель очень любил деньги.
Он был подкуплен представителями могущественного и богатого Карфагена. Старейшины этого города и одноимённого государства были прекрасно осведомлены о планах Александра. Они и нашли самый рациональный способ обезопасить себя, предложив философу уничтожить талантливого полководца. Аристотель же обладал огромными связями. Среди его почитателей были не только изнеженные ученики-философы, но и закалённые в боях воины, и довольно разношерстная публика, придерживающаяся не самых праведных взглядов на нравственные нормы и запреты. Он вполне мог найти людей, которые за достойное вознаграждение были способны осуществить такой неблаговидный поступок как убийство царя. Впрочем, в описываемый период, философ чувствовал себя очень неважно.
Состояние его здоровья оставляло желать лучшего, а скоропостижная кончина Александра Македонского только ускорила его смерть, так как жители Афин взбунтовались, получив столь печальную и в то же время желанную весть. Аристотеля сразу изгнали из города, и он провёл последние месяцы своего земного существования на острове Эвбея в Эгейском море, ведя очень скромный образ жизни.
В конце 334 — начале 333 годов до н. Македонский царь покорил области Карию, Ликию, Памфилию и Фригию в ней он взял сильную персидскую крепость Гордион , летом 333 г. Но опасная болезнь Александра приостановила это победное шествие македонцев. Едва поправившись, царь через киликийские горные проходы двинулся в Сирию. Персидский царь Дарий III Кодоман вместо того, чтобы ждать неприятеля на сирийских равнинах, выдвинулся во главе огромной армии ему навстречу и перерезал коммуникации противника. Близ города Исса современный Искендерун, бывший город Александретта , в северной Сирии состоялось одно из крупнейших сражений в истории Древнего мира. Персидское войско превосходило силы Александра Великого приблизительно в три раза, а по некоторым оценкам, даже в 10 раз.
Обычно в источниках указывается цифра в 120 000 человек, из них 30 000 — греческие наемники. Потому царь Дарий и его военачальники не сомневались в полной и быстрой победе. Войско персов заняло удобную позицию на правом берегу реки Пинар, пересекавшей равнину Исса. Незаметно обойти ее с флангов было попросту невозможно. Царь Дарий III, вероятно, решил устрашить македонцев одним видом своего огромного войска и добиться полной победы. Потому он не стал торопить события в день битвы и отдал противнику инициативу начала сражения. Это дорого ему стоило. Царь Македонии первым начал атаку, двинув вперед фалангу копьеносцев и конницу, действовавшую на флангах. Тяжелая македонская конница кавалерия «товарищей» под командованием самого Александра Македонского двинулась в атаку с левого берега реки.
Своим порывом она увлекла в битву македонцев и их союзников, настроив на победу. Ряды персов смешались, и они обратились в бегство. Конница македонцев долго преследовала бежавших, но поймать Дария так и не смогла. Персидские потери были огромными, возможно, больше 50 000 человек. Походный лагерь персов вместе с семейством Дария достался победителю. Стремясь завоевать симпатии населения завоеванных земель, царь проявил милосердие к жене и детям Дария, а плененным персам разрешил при их желании вступить в ряды македонской армии, в ее вспомогательные отряды. Многие плененные персы воспользовались такой нежданной возможностью избежать позорного рабства на греческой земле. Потому как Дарий с остатками своего войска бежал далеко, к берегам реки Евфрат, Великий полководец двинулся в Финикию с целью завоевать все восточное, сирийское побережье Средиземного моря. В это время он два раза отклонил предложение персидского царя о мире.
Александр Македонский мечтал только о покорении огромной Персидской державы. В Палестине македонцы встретили неожиданное сопротивление финикийского города-крепости Тира Сур , находящегося на острове вблизи берега. Тир был отделен от суши полосой воды в 900 метров. Город имел высокие и крепкие крепостные стены, сильный гарнизон и эскадру, большие запасы всего необходимого, а его жители были полны решимости с оружием в руках защитить родной Тир от иноземных захватчиков. Началась семимесячная, невероятно тяжелая осада города, в которой принял участие македонский военный флот. По дамбе под самые крепостные стены подвезли разные метательные и стенобитные машины. После многодневных усилий этих машин крепость Тир была взята осаждавшими в ходе ожесточенного штурма. Лишь часть жителей города смогло спастись бегством на кораблях, чьи экипажи прорвались через блокадное кольцо вражеского флота и смогли уйти в Средиземное море. Во время кровопролитного штурма Тира погибли 8 000 горожан, а около 30 000 были проданы победителями в рабство.
Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь
Александр родился в 356 году до н.э. в Македонии, его отцом был тогдашний правитель Филип II. После смерти своего отца Александр Македонский в 336 году до н.э. занимает его место. Александр Македонский — человек, завоевавший полмира (учитель истории: Tamara Eidelman). Александр III Македонский (Alexander III of Macedon; 356 до н.э.-323 до н.э.) в Древней Греции царь (базилеус) Македонии. Вошел в историю как Александр Великий (Alexander the Great или Megas Alexandros).
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ( Александр Македонский)
Александр Македонский - человек, завоевавший полмира | Музей Востока | Александр Македонский. И хотя подобное положение дел, когда претендент на трон устраняет всех своих конкурентов, включая ближайших кровных родственников, весьма характерно для Древнего мира, история Александра Македонского весьма интересна. |
Биография Александра Македонского | Суровое лицо Александра Македонского в представлении нейросети Bing. |
Александр Македонский – «cын Зевса»
Александр родился в 356 году до н.э. в Македонии, его отцом был тогдашний правитель Филип II. После смерти своего отца Александр Македонский в 336 году до н.э. занимает его место. Александр Македонский родился в 356 году до н.э. Прошло две с половиной тысячи лет, а мы по-прежнему помним и знаем достижения великого полководца. Александр был сыном македонского царя Филиппа II.
Биография Александра Македонского
Когда жил Александр Македонский? | В каком веке жил Александр Македонский?. Аватар пользователя Александр Таманский. Ну а чем можно объяснить такой интерес художников (прежде всего их заказчиков) к Александру Македонскому именно в 16 веке? |
Александр Македонский как историческая личность | Александр Македонский, также известный как Александр III Македонский, был царем Македонии с 336 по 323 год до н.э. |
Александр Македонский. История жизни величайшего Завоевателя. История Древнего Мира | Александр Македонский Ἀλέξανδρος ὁ Μέγας. Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч. |
Биография Александра Македонского | Профиль Александра Македонского на монете. Александр Македонский (Александр III Великий)— царь Древней Македонии, сын Филиппа II Македонского и Олимпиады Эпирской, выдающийся полководец античности. |
Установлена причина смерти Александра Македонского - Российская газета | Если бы Александр жил сегодня, его бы отправили под трибунал за военные преступления, но в Античности его военные победы, стратегический гений и высокое число убитых среди врагов привлекали римлян. |
Установлена причина смерти Александра Македонского
Ученые из Университета Аристотеля в Салониках под руководством доктора Томаса Герасимидиса в ходе многолетнего исследования установили причину смерти Александра Македонского. Александр Македонский (Александр III Великий, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн) — македонский царь с 336 г. до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. Александр Македонский, известный также как Александр Великий, древнегреческий царь (василевс) Македонии, император, который создал одну из крупнейших империй в древней истории.
Александр Македонский – величайший правитель свого времени
В его биографии много загадочных вещей, которые едва ли уже когда-то прояснятся. Однако мы постараемся рассказать все самые интересные факты из его жизни. Кстати, обратите внимание на интересные истории про Александра Макендоского и Буцефала — его знаменитого коня. Итак, перед вами краткая биография Александра Македонского.
Он происходил из знаменитого рода Аргеадов, который согласно греческой мифологии брал свое начало от самого Геракла. Отец Александра, Филипп 2 , был царем Македонии, а мать Олимпиада являлась дочерью эпирского правителя. У царевича был сводный брат по отцу — Филипп 3, страдавший слабоумием.
Детство и юность Александр с ранних лет восхищался отцом, который часто одерживал победы над своими противниками и был прекрасным дипломатом. Стоит отметить, что в детстве мать оказывала на мальчика сильное влияние. Интересен факт, что она настраивала сына против его отца.
История Александра Македонского Александр Македонский проходил обучение в Миезе у своих родственников. Военному делу и образу жизни его обучал Леонид, которого будущий царь считал приемным отцом. К юноше он был очень строг и требователен, однако справедлив.
Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей У Александра также был второй воспитатель по имени Лисмах, обучавший его философии, гимнастике, музыке и другим наукам. Достигнув 13-летнего возраста, новым учителем подростка стал великий древнегреческий философ Аристотель. Он делал все возможное, чтобы дать своему ученику, как можно больше знаний.
Более всего Аристотель пытался привить Александру Македонскому любовь к политике, философии и этике, поскольку данные дисциплины, по его мнению, были крайне необходимы для будущего царя. Они часто общались на разные темы, поднимая важные вопросы и обмениваясь собственными взглядами на жизнь. В данный период биографии Александр Македонский отличался упрямством и целеустремленностью.
При этом он проявлял абсолютное равнодушие к физическим благам, долгое время не испытывая чувств к женщинам и ограничивая себя в пище. Во многом это была заслуга Леонида, который с ранних лет воспитывал мальчика в духе спартанцев.
Огромное сооружение тащили 64 отборных мула, упряжь каждого была украшена драгоценными камнями и золотыми колокольчиками, возвещавшими о движении процессии. Специальная бригада рабочих и механиков обеспечивала переправы и выравнивала дорогу, чтобы не потревожить покой великого царя. Мы знаем, что процессия всё же оказалась в Египте. Некоторые авторы пишут, что это произошло по инициативе Птолемея Лагида, перехватившего ее возле Дамаска, и то ли силой, то ли хитростью умыкнувшего тело царя. Другие сообщают, что маршрут так и был спланирован, а Птолемей с войском выехал навстречу из уважения к памяти своего друга и вождя. Ситуация была непростая: между диадохами уже начались конфликты менее чем через год Пердикка с войском нападет на Египет , велась сложная политическая игра, в которой каждый старался продемонстрировать своим сподвижникам и воинам, что именно он является продолжателем дела Александра, а не наглым узурпатором.
Тело вождя, к тому же обожествленного, становилось важным козырем, что Птолемей прекрасно понимал. Изображение похоронной процессии Александра Македонского, основанное на описании Диодора Сицилийского Фото: commons. Это было красиво и символично — великий завоеватель упокоился в городе, который он сам основал, а род Птолемеев становился как бы преемником великих традиций. Неслучайно он окажется единственным из диадохов, кто умрет в глубокой старости в своей постели, передав трон наследникам. Кстати, появление письменных свидетельств о том, что Александр сам просил похоронить его в Египте, видимо, родилось не без участия Птолемея или его потомков. Вспомним, что именно Александрийская библиотека стала в эллинистическое время центром античного знания и главным хранилищем письменных трудов. Русская археология родилась ровно 190 лет назад в Восточном Крыму Где точно находился храм, в котором была установлена гробница Александра, достоверно неизвестно. Но в римское время это была одна из главных достопримечательностей Египта, причем на поклон к великому завоевателю приезжали даже императоры.
Естественно, это нашло отражение в источниках. Известно, что в 48 году до н. Согласно «Жизни двенадцати цезарей» Светония, захвативший Александрию Октавиан Август также выказал уважение великому завоевателю: «в знак преклонения возложил на него золотой венец и осыпал тело цветами».
Боевые соратники, привыкшие к простоте нравов и дружеским отношениям между царём и подданными, глухо роптали, отказываясь принять восточные понятия, в частности проскинезу — простирание ниц с целованием ноги царя. Ближайшие друзья и придворные льстецы без колебаний последовали за Александром.
Македонская армия утомилась от длительного похода, солдаты хотели вернуться домой и не разделяли целей своего царя стать господином всего мира. В конце 330 до н. Однако последствия неудачного заговора оказались более чем серьёзны из-за межклановой борьбы внутри окружения Александра. Один из ведущих полководцев, командир гетайров Филота был обвинён в пассивном соучастии знал, но не донёс. Даже под пытками Филота не признался в злом умысле, но был казнён солдатами на сходке.
Отец Филоты, полководец Парменион, был убит без суда и какого-либо доказательства вины из-за возросшей подозрительности Александра. Менее значимых офицеров, на которых тоже падало подозрение, оправдали. Летом 327 до н. Кроме непосредственных виновников казнили и Каллисфена, историка и философа, который в одиночку осмеливался возражать царю и открыто критиковать новые придворные порядки. Смерть философа явилась логичным следствием развития деспотических наклонностей Александра.
Эта тенденция особенно отчётливо проявилась в смерти Клита Чёрного, командира царских телохранителей, которого Александр убил лично в результате пьяной ссоры осенью 328 до н. Участившиеся сведения о заговорах связывают с обострившейся паранойей Александра. Александр в современной культуре В XX—XXI веках богатый и многогранный образ Александра интерпретировался в зависимости от потребностей общества. Однако новой в это время стала попытка полного пересмотра роли Александра в истории. Между первой и второй мировыми войнами активной критике подверглась сама идея завоеваний, сопровождающихся войнами.
Наиболее ярко эта антимилитаристская тенденция проявилась в творчестве Бертольда Брехта. В частности, в 1920-30-е годы им было написано несколько стихотворений, где критиковались чрезмерные усилия полководца для завоевания Земли и указывалось на приписывание заслуг всей греческой армии одному-единственному полководцу. Наконец, в радиопьесе «Допрос Лукулла» 1940-41 Брехт отстаивает мнение, будто на небесах слава Александра ничего не значит. В 1930-е годы советский писатель В. Ян написал повесть «Огни на курганах».
В характерном для своего времени духе он сделал из знатного согдийца Спитамена нищего погонщика караванов и нарисовал картину классовой борьбы и борьбы народов Средней Азии за национальное освобождение. Он также указывал на то, что Александра отнюдь не следует считать великим лидером: он совершал как «прогрессивные» действия, так и достойные порицания. Кроме того, Александр — центральный персонаж поэмы «Вода бессмертия» Л. Автор старается беспристрастно относиться к Александру, но указывает на положительные и отрицательные аспекты его завоеваний. Александра нередко трактовали с современных позиций как предвестника глобализации и антиколониализма ср.
Фишера-Фабиана «Александр Великий. Мечта о братстве народов» ; он включался в различные списки величайших полководцев на первых позициях. В беллетризованной биографии царя «Александр Македонский, или роман о Боге» Мориса Дрюона присутствуют элементы психоанализа и мистики, благодаря чему она выбивается среди других популярных биографий полководца. Профессиональный историк Арнольд Тойнби предпринял попытку описать гипотетическое будущее Македонской империи, если бы Александр прожил на 36 лет больше. Также Александр является героем множества романов: И.
Сын сновидения», «Александр Македонский. Пески Амона», «Александр Македонский. Пределы мира» , Джеймс Роллинс «Кости волхвов» и др. В детской литературе Александр, как правило, традиционно преподносится как величайший полководец всех времён и народов. Несмотря на популярность Александра, в XX веке о нём было снято сравнительно небольшое количество фильмов.
Две голливудских экранизации не имели большого успеха 1956 и 1968 годов. Некоторое значение для кинематографа представляет лишь греческий фильм 1980 года режиссера Теодороса Ангелопулоса, который, впрочем, также не является строгой биографией Александра. Наиболее известна, однако, экранизация 2004 года Оливера Стоуна. Фильм не является «биографическим» в полном смысле слова, поскольку нет ни связаного повествования о жизни полководца, ни многих важных моментов его биографии, из-за чего ряд поступков Александра кажутся зрителям иррациональными. По словам исполнителя роли Александра Колина Фаррела, это стало следствием позиции режиссёра: Оливер Стоун оставил только часть эпизодов первоначального сценария, «чтобы рассказать историю, как ему хотелось».
Серьёзная реформа произошла в армии: была подготовлена и обучена по македонскому образцу фаланга численностью в 30 тысяч юношей из азиатских народов. Местные аристократы зачислялись даже в элитную конницу гетайров. Беспокойство македонян вылилось в открытый бунт в августе 324 до н. Казнив 13 зачинщиков и демонстративно игнорируя солдат, Александр принудил к повиновению армию, которая уже не мыслила себе иного полководца, кроме Александра. В феврале 323 до н.
Александр остановился в Вавилоне , где стал планировать новые завоевательные войны. Ближайшей целью были арабские племена Аравийского полуострова, в перспективе угадывалась экспедиция против Карфагена. Пока готовится флот, Александр строит гавани и каналы, формирует войска из новобранцев, принимает посольства [94]. Смерть Александра За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел. С 7 июня Александр больше не мог говорить [95].
После 10 дней жестокой лихорадки 10 [сн 7] или 13 июня [96] 323 до н. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет, не дожив чуть более месяца до 33-летия и не оставив распоряжений о наследниках. В современной историографии общепринятой является версия о естественной смерти царя [97]. При этом до сих пор причина его смерти достоверно не установлена [98]. Чаще всего выдвигается версия о смерти от малярии.
По этой версии организм царя, ослабленный ежедневными приступами малярии, не смог сопротивляться сразу двум болезням; второй болезнью было либо воспаление лёгких, либо вызванная малярией скоротечно протекающая лейкемия белокровие [99] [98]. По другой версии, Александр заболел лихорадкой Западного Нила [100] [101]. Также выдвигались предположения о том, что Александр мог умереть от лейшманиоза , рака и даже СПИДа [102]. Впрочем, тот факт, что больше никто из его сотрапезников не заболел, уменьшает правдоподобность версии об инфекционном заболевании [102]. Историки обращают внимание на участившиеся к концу завоеваний попойки Александра с полководцами, которые могли подорвать его здоровье [102].
Существует и версия о передозировке царём ядовитым морозником , который использовался как слабительное [97]. Наконец, ещё в античности появились версии об отравлении царя Антипатром , которого Александр собирался сместить с поста наместника Македонии, однако никаких доказательств этому не появилось [103]. Согласно легенде [сн 8] , Александр перед смертью передал царское кольцо с печатью военачальнику Пердикке , который должен был стать регентом при беременной царице Роксане. Предполагалось, что она вскоре родит законного наследника, интересы которого до совершеннолетия будет защищать Пердикка. Через месяц после смерти Александра Роксана родила сына, названного в честь отца Александром.
Однако верховную власть регента Пердикки вскоре стали оспаривать другие военачальники диадохи , желавшие стать самостоятельными правителями в своих сатрапиях. Империя Александра фактически перестала существовать уже в 321 до н. Эллинистический мир вступил в полосу войн диадохов , закончившуюся со смертью последних «наследников» в 281 до н. Все члены семьи Александра и близкие к нему люди стали жертвами борьбы за власть. В 311 до н.
Гробница Александра Диадох Птолемей завладел забальзамированным телом Александра Великого и перевёз его в 322 до н. В Мемфисе тело Александра, скорее всего, сохранялось в храме Серапейон [106]. Впоследствии вероятно, по инициативе Птолемея Филадельфа его труп перевезли в Александрию [107]. Спустя 300 лет тела Александра коснулся первый римский император Октавиан , неловким движением отломив нос у мумии [108]. Последнее упоминание о мумии Александра Великого содержится в описании похода римского императора Каракаллы в Александрию в 210-х годах.
Каракалла возложил свою тунику и кольцо на усыпальницу великого завоевателя [109]. Существует предположение, что найденный французским экспедиционным корпусом Наполеона в Египте и переданный англичанам саркофаг Нектанеба II [110] [сн 9] мог некоторое время использоваться для захоронения самого завоевателя [111]. В пользу этого предположения говорит частое использование Птолемеями предметов фараонов вплоть до обелисков для своих целей, необходимость пропаганды новой династией своей преемственности с прежними фараонами, а также то обстоятельство, что Птолемей I завладел телом царя так быстро, что мог не успеть создать достойный великого завоевателя саркофаг [107]. В настоящее время этот саркофаг хранится в Британском музее в Лондоне [112]. Личность Александра Римская копия с работы Лисиппа музей Лувра.
Одна из наиболее достоверных работ по внешности Александра. Единственное сохранившееся изображение великого полководца, сделанное с натуры [113] Плутарх так описывает его внешность: «Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа , и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Этот мастер сумел точно воспроизвести то, чему впоследствии подражали многие из преемников и друзей царя, — лёгкий наклон шеи влево и томность взгляда. Апеллес, рисуя Александра в образе громовержца, не передал свойственный царю цвет кожи, а изобразил его темнее, чем он был на самом деле. Как сообщают, Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице.
Личность и характер Александра как всякого великого человека не могут быть точно обрисованы отдельными чертами или одиночными рассказами и историческими анекдотами; они определяются только всей совокупностью его дел и их отношением к предыдущей и последующей эпохам. Очень часто Александр бросался в гущу схватки, список его ран перечисляет Плутарх : «При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее». Царь часто сравнивал себя с Ахиллом , а Гефестиона — с Патроклом. При этом в Древней Греции двух героев «Илиады», как правило, считали гомосексуальной парой [115]. У македонских аристократов нередко практиковались связи с мужчинами с юношеских лет [84].
Родственники сквозь пальцы смотрели на подобные отношения и обычно проявляли беспокойство, только если юноша не выражал интереса к женщинам к зрелости, что создавало проблемы для продолжения рода [115]. В то же время Александр имел любовниц, трёх законных жён бактрийская княжна Роксана , дочери персидских царей Статира и Парисатида и двух сыновей: Геракла от наложницы Барсины и Александра от Роксаны. В целом царь с большим уважением относился к женщинам, хотя даже учитель Александра Аристотель отстаивал подчинённое положение женщины в обществе [116]. Религиозные взгляды Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей , копия с древнегреческой картины До первых успехов в борьбе с персами Александр активно приносил жертвы богам [42] , но в дальнейшем перестал относиться к богам с пиететом. Так, ещё ранее он попрал запрет на посещение Дельфийского оракула [33] , а оплакивая кончину своего любовника Гефестиона, Александр приравнял его к героям младшим божествам , организовал его культ и заложил два храма в его честь [117] [96].
В Египте Александр провозгласил себя сыном Аммона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности [118] ; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога [119]. Также он посетил известного оракула Аммона в оазисе Сива. Эти действия обычно оцениваются как прагматический политический шаг, направленный на легитимацию контроля над Египтом [118]. Среди греков стремление царя обожествить себя не всегда находило поддержку — большинство греческих полисов признали его божественную сущность как сына Зевса, греческого аналога Аммона-Ра лишь незадолго до смерти, в том числе и с явным нежеланием, как спартанцы они постановили: «Так как Александр хочет быть богом, пусть будет им» [120]. Вскоре в честь царя начали проводиться Александрии — общеионийские игры наподобие Олимпийских, а незадолго до смерти послы греческих полисов увенчали его золотыми венками, чем символически признали его божественную сущность [121].
Заявление о божественной сущности Александра серьёзно пошатнуло доверие к нему многих солдат и полководцев [122]. В Греции полководцам-победителям иногда оказывали схожие почести, поэтому недовольство вызвали лишь отречение Александра от своего отца и требование признания себя именно как непобедимого бога [123]. Более поздний автор Иосиф Флавий записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве , и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, а также якобы читал Книгу пророка Даниила и узнал там себя [сн 10] [124]. Память об Александре Оценка деятельности Книга о праведном Виразе. Затем проклятый и нечестивый Злой дух, чтобы заставить людей засомневаться в этой вере, наслал обретавшегося в Египте ромея Александра на Иран чинить опустошение и наводить страх.
Он убил иранского царя, разрушил царский дворец, опустошил государство. Он убил многих высших жрецов и судей, хербедов и мобедов, приверженцев зороастризма, деятельных и мудрых людей Ирана. И Ардашир уста раскрыл пред ними: «Эй, славные познаньями своими, Я знаю, нет средь вас ни одного, Кто б не слыхал, каким подверг невзгодам Нас Искандар — пришелец, низкий родом! Он славу древнюю низверг во мрак, Весь мир зажал в насильственный кулак. Где все они?
Где блеск их величавый? О них осталась лишь дурная слава. Не в рай цветущий — в леденящий ад Ушли они. Не вечен и Хафтвад! Римский историк Тит Ливий сообщил о той высокой оценке, которую дал Александру другой знаменитый в истории полководец — Ганнибал : Сципион … спросил, кого считает Ганнибал величайшим полководцем, а тот отвечал, что Александра, царя македонян, ибо тот малыми силами разбил бесчисленные войска и дошёл до отдаленнейших стран, коих человек никогда не чаял увидеть.
Наполеон Бонапарт восхищался не столько военным гением Александра, сколько его государственными талантами: Что меня восхищает в Александре Великом — это не его кампании, для которых мы не имеем никаких средств оценки, но его политический инстинкт. Его обращение к Амону стало глубоким политическим действием; таким образом он завоевал Египет. Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнала в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость, и который старался подчинить себе всё, кроме страстей [129] , ибо из наук он должен был узнать, «как мала земля, чью ничтожную часть он захватил» [130].