Большое интервью создателя батальона "Восток", экс-главы СНБО ДНР Александра Ходаковского бойцу и военному корреспонденту Геннадию Дубовому. офицер. - На днях было Прощеное воскресенье. Главные новости о персоне Александр Ходаковский на Замначальника Росгвардии по ДНР А. Ходаковский о ситуации на Угледарском направлении.
Политик, военный, командир батальона «Восток» вооруженных сил ДНР
- Александр Ходаковский — Викиреальность
- Ходаковский Александр Сергеевич: биография, семья, фото
- Александр Ходаковский
- Кто такой Александр Ходаковский и чем он известен. Только важное и интересное из биографии
- Александр Ходаковский – Telegram
- Биография ДНР Александра Сергеевича Ходаковского
Комбат Ходаковский повышен в должности
Александр Ходаковский — человек, имя которого неизменно ассоциируется с жизнью и политикой ДНР. Еще бы, в 2014 и 2015 годах он был на верхушке в иерархии республики, занимал большие посты: сначала — министра госбезопасности, а затем — секретаря Совета безопасности. Ныне он участвует в спецоперации по денацификации и демилитаризации Украины, освобождает родную землю от нациков. Хотя тут как посмотреть. Со стороны киевского режима — он «военный преступник, воющий против народа Украины». Что ж, история рассудит… Сейчас Ходаковский нередко выходит с репортажами непосредственно из Донбасса в прямых эфирах программы «60 минут». Сжатые биографические данные Александр появился на свет в Донецке, в декабре 1972 года. В период с 1990-го по 1992-й прошел службу в армии, служил в ВДВ.
После демобилизации молодой человек устроился в спецназ Украины, впоследствии дослужился до начальника отдела Центра спецопераций «Альфа» СБУ по Донецкой области. Получил определенную известность после госпереворота в Киеве, когда стал одним из создателей донецкого ополчения после объявления временно исполняющим обязанности президента Турчиновым «антитеррористической операции» на юго-востоке Украины. Вскоре после начала противостояния Александр Сергеевич возглавил бригаду «Восток», а затем вошел в руководство на тот момент непризнанной республики.
Он сообщил, что почти шесть месяцев передавал "власть" структурам Минобороны и первым столкнулся со спецификой деятельности ведомства. Люди, которые когда-то служили под его началом, продолжают служить Родине, а некоторые до сих пор считают именно его своим командиром, сказал Ходаковский.
Общественность же имела свое мнение на этот счет. Во многих интервью, посвященных Игорю Стрелкову Гиркину , говорилось о том, что Ходаковский просто выторговал себе должность, подружившись с Захарченко. Якобы Александр Сергеевич сначала хотел получить должность через И. Стрелкова, но это ему не удалось, и он нашел другую лазейку.
Это было немыслимо, ведь кто станет из обычных пехотинцев, которые вчера были гражданскими людьми, формировать АТЦ? Батальон «Восток» атаковал пограничный пункт «Мариновка». Украинские СМИ сообщают, что после двух ударов авиацией Украины по силам противника атаку получилось отбить. Часть батальона «Восток» была вынуждена отступить на территорию России, где она была разоружена пограничниками. В ходе военных действия было уничтожено 2 грузовика и убито около 20 бойцов батальона «Восток». С украинской стороны 5 пограничников получили ранения. Интервью с С. Петровским В интервью речь идет о формировании «Востока». Речь шла о том, какое будущее у батальона, а конкретно о том, будет ли место группировке «Восток» в Министерстве обороны. В итоге оппоненты договорились до того, что место ему таки будет.
Но при этом С. Петровский сказал, что ему известна первая славянская бригада, вторая, созданная на базе «Оплота», третья из Горловки, но вот бригада «Восток» пока еще ему по-настоящему не известна. После этого журналисты поинтересовались, почему же тогда бригада «Восток» ходит по улицам с оружием. На этот вопрос попытался ответить герой нашей статьи, Александр Сергеевич. Он сказал, что его бойцы поддерживали порядок до тех пор, пока не было милиции. Но теперь позиция Ходаковского не совсем ясна. Это действительно так, потому что несколько человек, видевших это и знающих Александра в лицо, могут это подтвердить. После этого от него еще не раз исходили высказывания о том, что Украина единая страна и не стоит брать Донбасс силой. И после таких неоднократных заявлений он говорит о том, что украинское правительство должно пропускать в аэропорт любые грузы, несмотря на то, что там может быть как продовольствие, так и оружие.
Уже на сегодня в авиагавани запланировано 24 рейса. Глава республики поблагодарил сенатора Керимова и руководство аэропорта, благодаря которым так быстро удалось закрыть все вопросы. Он заявил, что никому не удалось опорочить Дагестан.
Ходаковский биография
Две «Русских весны» Александра Ходаковского | Родился Александр Ходаковский в Донецке в 1972 году 18 декабря. |
Александр Ходаковский: биография, служба в ДНР и на СВО, блог | Александр Ходаковский. Если вдаваться в детали исторических ситуаций, в которых оказывалась Россия во время Крымской или Русско-Японской войны, то каждой ситуации будет присущ свой набор компонентов. |
Александр Ходаковский - биография, личная жизнь, фото и видео, рост и вес, новости | Радио КП | Alexander Sergeevich Khodakovsky (Russian: Александр Сергеевич Ходаковский, IPA: [ɐlʲɪkˈsandr sʲɪrˈɡʲejɪvʲɪtɕ xədɐˈkofskʲɪj]) is the commander of the Russian separatist militia, the Vostok Battalion, which formed in early May 2014 during the 2014 insurgency in Donbas. |
Ходаковский, Александр Сергеевич — Википедия | офицер. - На днях было Прощеное воскресенье. |
Бывший командир «Альфы», лидер батальона «Восток» | Александр Ходаковский ушел в оппозицию правительству Александра Захарченко в 2015 году. |
Бывший командир «Альфы», лидер батальона «Восток»
Последние новости о персоне Александр Ходаковский новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. В декабре 2015 года Александр Ходаковский пригрозил главарю «ДНР» Александру Захарченко провести массовые акции протеста, о чем он заявил в интервью каналу «Диалог». Группа Александр Ходаковский в Одноклассниках. Бывший командир батальона «Восток» Александр Ходаковский, который сейчас является заместителем руководителя Главного управления Росгвардии по Донецкой Народной Республике, в своем Telegram-канале прокомментировал недавнее рез. Замглавы Росгвардии в ДНР полковник Александр Ходаковский сообщил сегодня, 1 ноября, в своем телеграм-канале, что он не по своей воле больше не участвует в дальнейшем становлении Донецкой Народной Республики. Биография Александра Ходаковского, одного из ключевых деятелей национально-освободительной борьбы в Донецкой Народной Республике (ДНР), начинается с его первой тревоги в душе.
Что еще почитать
- Сжатые биографические данные
- Александр Ходаковский: биография, служба в ДНР и на СВО, блог
- «Фаза без существенной динамики продлится более года»
- Александр Ходаковский «Скиф»
Ходаковский, Александр Сергеевич
Александр Ходаковский, биография которого связана с военным конфликтом на Украине, с самого начала негативно относился к «народному губернатору» П. Губареву. Александр Ходаковский был одним из видных фигурантов событий 2014 года на востоке Украины, также известных как «Русская весна». 19 апреля обозреватель «Вечерней Москвы» Александр Хохлов дозвонился до командира батальона «Восток» войск ДНР Александра Ходаковского, чтобы получить «из первых уст» последние новости о зачистке территории «Азовстали». Новости. Ходаковский: ВСУ начали контрнаступление на южно-донецком направлении.
Ходаковский биография
Подвиг бывших. Ходаковский об отваге украинских «гаишников», воюющих за РФ | Командир батальона «Восток» Александр Ходаковский в тренировочном лагере формирования в Донецкой области, 2014 год. |
Александр Ходаковский: биография и личная жизнь, карьера и успех, Твиттер и фото | Александр Ходаковский ушел в оппозицию правительству Александра Захарченко в 2015 году. |
Александр Ходаковский узнал из Википедии, что он в плену
"б" за нас могут сказать и другие". Александр Ходаковский — военный и политический деятель Донецкой Народной Республики, основатель и командир бригады «Восток», бывший командир подразделения «Альфа» Управления Службы безопасности Украины Донецкой области. Александр Ходаковский — военный и политический деятель Донецкой Народной Республики, командир батальона «Восток» вооруженных сил ДНР.
Александр Ходаковский «Скиф»
Все-таки авиабомбардировки — штука опасная», — вспоминал Ходаковский. При этом бойцы «Востока», хоть и имели в своем арсенале переносные зенитные ракетные комплексы, но не взяли их с собой в тот злополучный день. Зажатые в аэропорту военные попыталась прорваться на двух КАМАЗах и попали под «дружественный огонь», за что потом щедро критиковали командира батальона. Потери «Востока» составили от 60 до 70 человек. Позже Ходаковский рассказал, что приказ о штурме аэропорта отдал председатель совета министров ДНР Александр Бородай, а сам он выступал против такого решения. Неудачным для «Востока» оказался и штурм украинского погранпункта «Мариновка» в июне того же года. Ополченцы попали в засаду, оказавшись под перекрестным огнем минометов, гранатометов и стрелкового оружия.
Позже украинская сторона также начала наносить удары и с воздуха. Кроме того, он был избран в парламент ДНР первого созыва. Впрочем, уже на следующий год бывший командир «Востока» сложил депутатские полномочия, а затем заявил о переходе в оппозицию, раскритиковав действующего главу республики Александра Захарченко и обвинив его сторонников в коррупции: Он попытался сразу ограничить мои возможности: предложил взять на себя контроль за оплатой за газ со стороны потребителей и за распределением гуманитарной помощи. После смерти Захарченко в 2018 году бывший командир «Востока» собирался выдвинуть свою кандидатуру на должность главы республики, однако передумал. Вчера ночью, при возвращении домой из России, на Успенском погранпункте российские пограничники в незатейливой, но корректной форме объяснили мне, что они меня не выпустят, и что мне нужно возвращаться назад в РФ. Причины названы не были, но они и так понятны , — объяснял Ходаковский причины снятия своей кандидатуры с выборов.
В марте 2022 года «Восток» принял участие в штурме Мариуполя, оставаясь в городе до самой сдачи «азовцев» в мае. Ходаковский заявлял, что его бойцы получили уникальный опыт боев в условиях превосходящих сил противника. А летом «Восток» помогал отражать контрнаступление Украины во время обороны Времьевского выступа.
Легендарный комбриг ответил и на вопросы журналиста газеты «Молот». Прифронтовая зона Дорогу в Донецк можно сравнить с поездкой на фронт. Хотя ДНР стала частью России, пограничный контроль с досмотром вещей никто не отменял.
Каждый день здесь скапливаются многокилометровые очереди из машин. Бывалые путешественники оставляют машины на стоянке, налегке проходят погранконтроль и пересаживаются на другой стороне на местный транспорт. Так поступили и мы, а нашим таксистом стала очаровательная жительница Макеевки по имени Ксения. Автодорога после границы осталась такой же узкой, как и в советские времена. Трасса временами очень разбитая, и это состояние усугубляется потоком грузового транспорта, в том числе военного с обозначениями Z и V. Сам Донецк чист и ухожен.
Дороги в центре городе даже получше, чем в Ростове. Сразу привлекают внимание разрушенные и сгоревшие дома: столица Донбасса обстреливается Украиной до сих пор. Ксения притормаживает возле разбитых торговых павильонов. Комбриг Ходаковский — одна из приоритетных целей для СБУ, поэтому перед встречей были приняты меры безопасности. Прибыв в назначенную точку, мы набрали номер одного из военкоров. Он попросил прибыть в другое место, потом еще раз переехать.
Встреча состоялась на заглубленном командном пункте примерно в восьми километрах от передовой. Оружие в пирамиде, солдатские койки, хрипящая рация в соседнем помещении — все напоминало о том, что неподалеку идут боевые действия. Ходаковский приехал сразу вслед за нами на внедорожнике, причем сам был за рулем. Энергичный, харизматичный, с цепким, волевым взглядом.
Дослужился до руководителя местного антитеррористического отдела, донецкой «Альфы».
Я был исключительно силовиком, это избавляло от многих вещей, которые мне претят, например, от так называемой агентурной работы, вербовочного процесса, — говорит Ходаковский. Я избежал этих сделок с совестью, хотя в других моментах шел на них, если на кону стояла человеческая жизнь. Но когда настал 2014 год, пришлось делать серьезный выбор, сдавать личностный экзамен». Александр Ходаковский отказался выполнять приказ СБУ об аресте Павла Губарева, ставшего «народным губернатором» восставшего Донбасса, и перешел на сторону жителей родного края. Осиное гнездо Ходаковский не держится за свою популярность, но раз уж она появилась, использует для дела.
Ну вот ты сказал, что ты Кафку не перечитываешь, а кого ты перечитываешь? Есть у меня какие-то авторы мои любимые, это такой интим в каком-то смысле, в каком плане интим? Я ведь рос, я помню, мне было 17 лет, когда меня призвали в армию, я 18-летие, такой исключительный случай, не знаю, почему у меня так попало в жизни, но я 18-летие свое встречал там уже, спустя там пару недель после призыва, ну не суть важно.
И первым делом что я сделал, когда я уже попал в строевую часть, — я пошел в библиотеку и спросил, а нет ли там «Роман-газеты» с Дмитрием Балашовым, с продолжением его вот этого цикла «Государи Московские», потому что я самого такого впитывал… ну, то что давал мне этот автор по крайней мере, он достаточно, он же вообще филолог, он мастер русской словесности и человек, который много времени провел в глубинке российской, вбирал все. И для меня это очень было близко, важно, и я где-то для себя, наверное, даже отмечаю, что этот автор очень много заложил в тех решениях, которые я потом, впоследствии, принимал, ну что такое — в 17 лет, в 18, но читал-то я его уже в 17 лет, если уже знал о нем и бежал быстренько продолжение… Кстати, к тому времени уже вышел роман, это был 90-й год, — «Симеон Гордый», это уже, по-моему, был третий роман из цикла, и я много чего вытащил оттуда, для себя взял и его перечитываю практически постоянно, это как настольная книга, потому что он меня возвращает в ту архаику и в те простые смыслы: вера, Бог, государство, преодоление смуты, преодоление феодальной раздробленности, это формирует те мои зачатки государственности, государственного мышления, которые во мне есть. Это один из авторов, которых можно и следует читать.
Вот я упомянул того же Симонова, например, он человек другой эпохи, человек, писавший о другом этапе жизни государства Российского, но в чем-то там есть тождественность во всем этом, все равно, начнем даже с самого простого, такого даже примитивного — имперскости в каком-то смысле. Если не говорить о религиозных авторах, о мыслителях из… Если не о религиозных, а о самых великих писателях русских, есть у тебя книги, к которым ты возвращаешься? Последнее время практически нет, на самом деле.
Я перечитывал раньше, в те времена, Толстого, ну понятно, Достоевского, но сейчас… А Достоевского — я больше читаю о нем, чем его самого, просто есть же еще и внутренняя настроенность, если сейчас, я человек достаточно практичный, то мне сложно выкраивать какую-то часть внутреннего пространства на то, чтобы заниматься вот этими сложными переживаниями. Я знаю, что такое Достоевский, я знаю, кто он такой, и знаю, кто он для меня и часто его… если не часто, то все-таки прибегаю к нему в каких-то обстоятельствах, цитирую его, то, что для меня важно, я обязательно читаю выдержки из «Дневников писателя», когда мне попадаются на глаза. Я очень хорошо понимаю, что он тогда имел в виду, потому что, помимо Достоевского, о том сложном времени писал тот же Мережковский, например, но он совсем как-то ушел потом в итоге в сторону.
Но в тот период, когда он писал, например, даже свои такие публицистические статьи, большие статьи, такие как «Больная Россия», «Грядущий Хам», это очень сильные такие по-своему статьи, они чем-то перекликаются с современным временем, миром. И мне понятно все о том, что история циклична, такие обычные, банальные, и понятно, почему и как она циклична, и то, что мы сейчас видим, то, что мы сейчас понимаем, где-то уже происходило. И если мы отслеживаем эти процессы, то мы можем эти циклы спрогнозировать.
Для меня это важно, я хочу понимать, что будет с моей родиной на ближайшую, на среднесрочную и на дальнюю перспективу. Потому что да, мы говорим о спасении, да, мы говорим о христианстве, да, мы говорим о Боге, но не меньшее значение для нас имеет конкретная наша страна, в которой мы реализуем все эти свои мысли о Боге, свою веру, мы же ведь с ней, без нее мы никак, потому что слишком абстрактное отношение к вере для человека земного невозможно. Я не знаю, конечно, есть такие люди, для которых понятие Родина — понятие отвлеченное, наверное, потому что для них есть Христос — и все, ничего другого не нужно, и, наверное, может быть, это где-то и правильно, но я не знаю никого, ни Игнатия Брянчанинова, ни из тех, кто писал, и никого другого, кто не отталкивался бы от своей Родины так или иначе.
Все равно, что Иоанн Кронштадтский, даже наши относительные современники, они все равно так или иначе привязаны к Родине, к своей земле, как будто она пропитана чем-то, без чего их вера практически невозможна. Наверное, так и есть. Тут недавно два модных, известных интервьюера, один у другого брал интервью.
И один говорил, что это сменяемость власти и честные выборы, а другой говорил, что мы предали культуру и, грубо говоря, Эрмитаж важнее честных выборов. Вот тебе вообще вот эти разговоры какими кажутся — имеющими отношение к реальности или нет? Да все имеет отношение к реальности, но не все эту реальность отображает в полной мере, потому что это могут быть фрагменты реальности, это может быть либо даже не причина, а следствие.
Ну что такое честные выборы, в каких случаях они нужны? Или что такое культура, на чем она зиждется, эта культура? Если посмотреть на современную культуру, может быть, не все в этой культуре нужно бы и сохранить, в конце-то концов… Прямо так скажем.
А если говорить о демократии, о выборах — это же ведь попытка подменить отсутствие в нас самих тонкого ощущения мира, построенного на любви. И демократия, для меня она не имеет ни малейшего значения, я не демократ абсолютно, я человек достаточно деспотичный в каких-то местах, я абсолютный авторитарист. Если я должен управлять людьми, если я должен добиваться от людей, преодолевая их леность, преодолевая их некомпетентность, какого-то результата, ну конечно, я должен применять какие-то формы и методы воздействия.
Вот здесь вроде бы, как говорил Евгений Гришковец, которого люблю перечитывать и пересматривать, это вот как раз не загружает, поэтому я для него выкраиваю где-то там в своем сознании участок, он говорил: ну, они вот так договорились и вот так они действуют в рамках договоренностей, что у одних есть высокотехнологичное оружие и у других, ну и все вроде как в рамках договоренностей и правил. А что касается людей, на которых не распространяется свод этих правил, то я не считаю себя вправе лишать таких людей жизни. Ну например, у нас же был период межвременья, смуты нашей маленькой, в четырнадцатом году например, когда у нас было полное безвластие, и я со своим арсеналом, со своим положением в обществе я был вправе принимать решения за всю государственную машину, я один — и весь тот набор функций, которые должно отправлять государство, начиная от социалки, заканчивая принятием мер в отношении тех лиц, которые, скажем так, представляют угрозу обществу.
И в таких ситуациях кто-то подписывал, ничтоже сумняшеся, приговор смертный, я видел в этом только самообольщение, только попытку представить себя маленьким богом, который вправе от своего имени вершить судьбы человека, я никогда не считал, что я вправе так делать, так поступать. Любое общество, построенное на правилах и законах подчиненности, когда есть какая-то иерархия, оно исключает демократию. Я не говорю что ей нет места вообще в природе, но просто я всегда находился в такой среде и такую среду формировал вокруг себя, которая это исключала.
Но я всегда видел в этой среде братство, я всегда видел в этой среде любовь, присутствие этого, когда да, ты принимаешь решение о человеке, о его судьбе и создаешь ему те или иные условия жизни, когда ты можешь решением своим: ну посмотрел на человека — ну нет, этого не надо, этот пусть в тылу чем-нибудь там занимается, выполняет какие-то полезные функции. Тут же ведь надо еще и дерзнуть и предположить, наверное, или высказать такую надежду или мысль о том, что, когда ты берешь на себя какую-то миссию-функцию, ну наверное, и Господь дает какие-то дополнительные свойства или качества придает тебе, когда ты лучше распознаешь то, что вокруг тебя происходит. Назовем это интуицией, назовем это прозорливостью какой-то, зачаточное такое ощущение, очень такое слабое, на уровне UFO какого-нибудь, не более того.
Но тем не менее, я неоднократно видел, у меня были прецеденты такие, когда я мог в этом убедиться. Когда я посмотрел на человека, вот он рвется, я вижу, я говорю: «нет, нет, я тебе запрещаю, ты остаешься здесь». Он нарушает мое «благословение», если говорить вот так, — и в этот же день погибает.
Я могу назвать два таких эпизода совершенно очевидных из тех, которые я сам сумел отследить и которые врезались мне в память, и причем это происходило мгновенно. Действительно, как будто если это все под сенью высших сил, то тут работают такие какие-то законы, в том числе они работают. И ты же, когда применяешь к человеку такие волюнтаристские подходы, ты можешь руководствоваться абсолютно не желанием его как-то задавить, не желанием самоутвердиться за счет него, получить себе лишние бонусы к статусу, нет, наоборот, ты руководствуешься абсолютной любовью к нему, абсолютным желанием, чтобы он выжил, — где здесь место демократии в такой форме взаимоотношений?
Что здесь должно быть, что, он должен созвать совет младших чинов и выказать мне вотум недоверия, что должно произойти? Я просто понимаю, что здесь работают такие «инстанции», что это просто неуместно, это что-то искусственное, созданное, привлеченное к нашей жизни со стороны для того, чтобы подменить что-то более важное. И я так понимаю, что, кроме «Телеграма», ты сейчас ничего особо не ведешь, да?
Сложно с этим было бороться? Здесь еще есть один фактор. Помимо того, что, я не знаю, я настолько, мне кажется, разобрался в себе, может быть, там не совсем по деталям, что уже эти вещи, действительно, в области терпения лежат, там легендарный или не легендарный, я уже это… не то что это сильно мешает или искушает меня, или сбивает меня, как мне некоторые, плохо меня знающие: «вот смотри, чтобы медные трубы как-то вот тебя не испортили» и все остальное, но все-таки уже пятьдесят лет, это раз.
Я, конечно, не обольщаюсь по поводу себя в этом смысле, я уверен, что все-таки мое тщеславие найдется много способов чем пощекотать, я уверен, что моя гордыня всегда готова броситься к кому-нибудь в объятия, чтобы ее приласкали и чтобы ей стало вообще хорошо, безусловно, этого хватает в избытке, и я абсолютно не считаю, что я в этом плане как-то сумел все-таки развиться и достичь какой-то духовной высоты, каким был, таким и остался. Но это в меньшей степени, наверное, влияло, но я посмотрел, как работают соцсети, это действительно такая была тяжелая нагрузка на внутренние духовные компоненты, потому что я… я не люблю футбол, я никогда его не смотрю. Смотреть или играть?
Нет, если в отношении играть как к физическому упражнению, я вполне к нему лояльно отношусь, а вот смотреть я не люблю, я не люблю футбольную индустрию — это я хотел сказать, не то что мне неинтересно, как одна команда переигрывает другую команду и прочее, нет, я не люблю что происходит с людьми, когда они вовлечены в этот процесс, вот такой азарт, такая страсть. Это мое личное мнение, «хлеба и зрелищ», что-то такое, я на этом уровне к этому отношусь плохо, я плохо отношусь к последствиям всего этого. И что-то я подобное увидел в соцсетях, особенно в этих вещах, когда комментируют, когда ставят вот эти вот, открывают функции, когда можно «лайкать» там, и человек попадает в такую зависимость, собственно говоря, и я тоже подвергся этой атаке, я посчитал, что слишком много на мою истерзанную психику и на мое «я» атак, надо хоть от чего-то избавиться, хватит мне этих соблазнов и искушений, но вот эти вот… Тем более я посмотрел, там же ведь что происходит, вот почему я люблю, вот сразу реклама, не нативная причем реклама, почему я люблю телеканал «Спас»… Да, давайте поподробнее.
Я его всегда с удовольствием смотрю, потому что тут не разжигаются страсти. А когда я смотрю другие каналы, там даже сама подача, сама манера, но это же ведь все-таки НЛП и прочие вещи, это профессионально, это нормально, но это рассчитано на аудиторию, извините за выражение, «пипл хавает», когда говорят, сленговое выражение употребляют, А вот здесь я этого не вижу, я вижу, как создаются программы, они бережно относятся именно к духовной составляющей человека, не разжигают вот этих страстей, потому что да и так их хватает, мы все страстные люди, особенно деятельные люди, они всегда вот сверх меры страстные, и борьба с этим и так поглощает очень много энергии, а когда это еще искусственно присутствует… И вот эти соцсети — очень хороший способ разжигать эту страстность, с которой потом тяжело очень бороться. И люди, они сами имеют запрос на это, и те, кто работают с аудиторией, они прекрасно понимают, какими способами можно манипулировать… и как можно приумножать в пространстве вот это, чего не должно было бы быть, чему не нужно этому быть просто, зачем, и мы же сами себя загоняем в состояние такое непонятное, кто мы — мы какие-то, получается, даже не люди в полном понимании этого слова, где самое главное, наверное, в людях — это духовная составляющая, а мы получились какие-то сложно написанные программы, которые функционируют под определенные раздражители и ищут этих раздражителей, и с удовольствием их впитывают, и мне это кажется неправильным.
Может, поэтому все так и происходит вокруг нас, когда нас вырывают из вот этой реальности и стараются погрузить в настоящую реальность. Поэтому я посчитал, что ни я сам не должен это переживать, ни я сам не должен способствовать или потворствовать умножению этого в пространстве вокруг меня, поэтому я решил уйти, и у меня в телеграм-канале, который я сохранил, там принципиально нет никаких комментариев, нет никаких возможностей поставить лайк или дизлайк и прочее. То есть я ни сам стараюсь с этим не соприкасаться, ни других людей не хочу искушать.
Мне кажется, что подготовка спецназовца — это одно сплошное терпение. Вот так это или нет и какое терпение в действительности самое главное для офицера спецназа? Знаешь, я на самом деле никогда себя не считал спецназовцем.
Но по факту… Ну вот по факту так получилось. Да, и спецназовцем не считал, и офицером спецназа, понятно, что я всегда считал себя и надеюсь, что не безосновательно, офицером все-таки. Но вот спецназ для меня это просто точка приложения моих усилий, не более того.
А что касается терпения как составной части подготовки, понятное дело, что любое усердие, оно все равно, любое терпение, любое усердие — это все равно необходимые компоненты для того, чтобы человек совершенствовался, развивался как профессионал в чем-либо, не суть важно. Но если говорить про, например, моих подопечных: действительно, ребята — настоящие спецназовцы, потому что себя я действительно никогда не относил к этому, я считал, что я все-таки больше сложился как администратор в этом смысле. Почему — потому что я просто объясню даже с точки зрения той же биомеханики: у меня аналитический склад ума, и, соответственно, это замедляет мою реакцию, это плохо для спецназовца.
Как правило, эффективный и успешный спецназовец тот, кто не думает, а быстро действует, у него, например, команда от зрения, например, к мышечным реакциям, она происходит мгновенно, минуя аналитические центры мозга, потому что те дают какие-то доли секунды задержки. Я наблюдал, поскольку я методист, я должен был людей учить чему-то, я наблюдал за результатом обучения, и я понимал, что как раз те, кто меньше всего склонен к анализу, к аналитике, они более успешные, если правильно в них заложить базовые стереотипы, такие, какие нужны, просто нужно еще уметь и успеть осмыслить, представляет что-то угрозу или не представляет, нужно ли на это реагировать или не нужно, потому что надо же мгновенно успеть осознать. Поэтому здесь, конечно, нельзя бездумно подходить и сказать, что вообще анализ и осмысление не нужны.
Но когда ты как раз прививаешь человеку вот эти базовые навыки, то тут терпения нужно безграничное количество, потому что как раз мы же говорим о том, что в критической ситуации наш уровень, он не поднимается до уровня наших ожиданий, а падает до уровня нашей подготовки. Так вот этот базовый уровень подготовки постоянно нужно тащить за уши, а самая плохая особенность человека — что он способен утрачивать эти навыки с течением времени, если он их постоянно не обновляет и не совершенствует, тогда нужно начинать заново. И у нас даже существовало правило: если ты сходил в отпуск, например, и вернулся, то прежде чем ты приступишь к занятиям, ты должен сдать зачет, например, по огневой подготовке и продемонстрировать, что ты не утратил навыки.
Еще в одном интервью в семнадцатомм году ты сказал, что «для любого мужчины, особенно для военного, умереть в бою — это честь». А вот, может быть, это такой банальный вопрос, но вот человек способен справиться со страхом смерти, как-то фундаментально? И надо ли это делать?
Наверное, способен. Я в своей жизни переживал только страх риска какого-то определенного или, точнее, тот страх, который вызывается риском, когда я риск осознаю, я вполне себе… я же не могу ввести себя в искусственные обстоятельства, вырвав себя из естественных обстоятельств. Если я сижу в салоне самолета с задачей отделиться и пролететь какое-то время свободного падения, чтобы потом раскрыть парашют, я же не могу себе вообразить, что я сижу в библиотеке.
Ну и, соответственно, это все вызывало у меня закономерные реакции. Я бывал в ситуациях, когда по мне стреляли, например, я бывал в ситуациях, когда где-то что-то рядом разрывалось, и я понимаю, что преодолеть вот эти вот страхи, которые вызваны воздействием на твои органы чувств, то, что ты видишь, то, что ты слышишь, громкие какие-то разрывы рядом, то есть то, что воздействует чисто даже психологически и физически на тебя, что там бьет по ушным нервам, по барабанным перепонкам, что-то рядом где-то там свистит, и ты понимаешь, что это предназначалось, может быть, и тебе в том числе, с этим я справлялся. Но вот если бы я, например, как воин Евгений, оказался уже лицом к лицу с неизбежной смертью, и я бы точно так же в этих обстоятельствах, как я знал, что я сейчас подойду к дверному проему в самолете, упрусь ногой в какой-нибудь срез, оттолкнусь и окажусь в воздушном пространстве без привязки к чему-либо, то есть я знаю, что это будет сейчас вот, через какое-то обозримое время, и точно так же, если бы я стоял перед теми людьми, которые убили за веру этого парня, и я понимал бы, что со мной сейчас вот это произойдет, я не знаю, как бы себя повел.
Я надеюсь, я молю Бога, чтобы мне хватило мужества в таких обстоятельствах повести себя достойно, я понимаю, что я бы, наверное, не погасил в себе вот этот стресс, страх, но мне хочется верить, что я бы нашел в себе достаточно сил, чтобы сделать это все с сохранением чувства человеческого достоинства, не только чувства, но и вида, где я выглядел бы достойно, по-человечески. Поэтому, пока я этого не испытаю, я гарантированно сказать не смогу. Сам ли я готов, можно ли это преодолевать, когда у нас есть такие примеры, значит, это все-таки внушает нам мысль о том, что и мы можем на это быть способны.
Только для этого, конечно, нужно иметь очень важную причину, чтобы так себя вести, чтобы не просить пощады, чтобы не изменить чему-то важному, что от тебя требуют обстоятельства или какие-то конкретные люди, то есть важно иметь причину. И я подозреваю, что я, конечно, буду под воздействием такого сумасшедшего сильного страха, я максимум что могу сделать — это вырастить в себе эту причину, чтобы что-то противостояло этому страху, это единственное, что я могу сделать, больше я ничего не мог сделать. Я такой, какой я есть, у меня есть свой порог стрессоустойчивости, есть своя реактивность определенная, я холерик, например, по темпераменту, у меня есть, я, как холерик, например, сильный и подвижный, но неуравновешенный, например, то есть я понимаю свои какие-то сильные и слабые стороны, но при этом я по совокупности понимаю, что для меня это будет очень сильный вызов.
Я думаю, что для любого человека это будет вызовом, и дай Бог, чтобы нам в подобной ситуации хватило силы духа и вот этой причины или, как мы любим говорить сейчас: мотивации, но в этой ситуации, наверное, мотивация — это слишком такое затасканное и, наверное, неподходящее слово, а вот именно причины, чтобы повести себя так, как мы этого хотим, достойно, наверное, правильно. И мне кажется, вот я не знаю, ты со мной согласишься или нет, что, во-первых, люди это говорят немножко так клишированно, не очень задумываясь, над тем, о чем они говорят. Люди всегда предполагают, что это кто-то их может предать, никогда не относят это к себе, ну и вообще, часто под предательством понимают то, что, действительно, к предательству никакого отношения не имеет.
Вот что ты думаешь по этому поводу? Мне кажется, вообще надо разобрать на составляющие само понятие «прощение», что мы применительно к себе, к человеческой природе думаем о прощении. То есть мы говорим о том, что есть психоэмоциональный фактор прощения, то есть все, что связано с теми чувствами, которые надо в себе подавить, чтобы сказать, что мы простили, оно, как правило, лежит в области психологии, эмоций.
То есть получается так, если мы говорим о прощении, то мы должны понимать, а справились ли мы с этими эмоциями и перестали ли мы в отношении человека испытывать эти эмоции.