В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров. Прощались с Косово российские десантники прямо на поле Приштинского аэродрома Слатина. Исполнилось 15 лет со дня легендарной боевой операции российской армии, примера которой не было в новейшей истории Европы. –Я вообще уверен, что в мировой военной истории Приштинская операция навсегда останется примером высокого профессионализма, умелой организации взаимодействия сил и средств, мужества и стойкости российских десантников перед лицом грозного противника.
Лёха-гранатометчик против НАТО. История броска на Приштину
Но провокация сработала: у натовцев появился веский повод, чтобы разговаривать с президентом Югославии Слободаном Милошевичем на языке ультиматумов. Российское Министерство иностранных дел, которое тогда возглавлял Игорь Иванов, действовало энергично, предлагая мирные способы разрешения кризиса. В феврале 1999 года во Франции, в Рамбуйе, начались переговоры между представителями руководства Сербии и косовскими албанцами, и, несмотря на взаимное недоверие, казалось, что стороны способны договориться. Они потребовали от Белграда прав на свободное передвижение натовских военных по всей территории Югославии.
С таким вопиющим нарушением собственного суверенитета югославские власти смириться не могли. Американцы сочли это достаточным основанием для развязывания войны. В одном из бомбоубежищ Белграда.
В Вашингтоне считали важным закрепить расширение военного блока «маленькой победоносной войной». Штаты стремились продемонстрировать всему миру, что на планете не может быть преград для экспансии Вашингтона, который видел себя единственным полюсом силы в мире. И в этом смысле Югославия оказалась удобной сценой для «голливудского блокбастера» о том, как сверхдержава наказывает провинившуюся страну.
Гор позвонил ему, когда российский правительственный борт находился в небе, пролетая над канадским островом Ньюфаундленд. Примаков следовал в Вашингтон на переговоры о предоставлении России крупного кредита. Жительница города Сурдулица Даринка Кнекович, пострадавшая от бомбардировки.
Вести переговоры с американцами в то время, когда натовцы сбрасывают бомбы на Белград, он считал невозможным. Самолет развернулся в воздухе и взял курс на Москву. Примаков рисковал, приняв решение самостоятельно, без консультаций с главой государства.
Но американская агрессия категорически не устраивала и тогдашнего президента России Бориса Ельцина. Сотрудники пожарной охраны тушат огонь в разрушенном здании штаба сербской полиции после серии авиаударов. По существу — поставил «союзника» перед фактом, без обсуждений и переговоров.
И даже попросил поддержать этот роковой шаг. Ельцин не скрывал возмущения и за два часа до начала операции выступил с телеобращением: «Я обращаюсь ко всему миру. Я обращаюсь к людям, которые пережили войну.
Я обращаюсь к тем, которые испытали эти бомбежки. Я обращаюсь к их детям, я обращаюсь ко всем политическим деятелям. Давайте, пока еще остались какие-то минуты, мы убедим Клинтона не делать этого трагического, драматического шага».
В Штатах мало кто ожидал от Ельцина столь бескомпромиссных слов. Но он действительно почувствовал себя обманутым — и, быть может, впервые всерьез усомнился в том, что России необходим тесный союз с Вашингтоном.
Какое там? Даже не ложился! Николай Иванович уточнил: "Готов? Ответил по уставу: "Так точно! Сначала мы выдвинулись в район сосредоточения у населенного пункта Биелина, километрах в шестидесяти от нашей базы. Туда подошли средства усиления. По первоначальному замыслу колонна планировалась значительно более крупная. Хотели взять тяжелую инженерную технику, экскаваторы, подъемный кран, тракторы...
Чего там только не было! В последний момент генерал Рыбкин с комбригом Игнатовым решили: все лишнее не берем, максимально облегчаемся. В итоге осталось шестнадцать бронетранспортеров и двадцать семь машин - масло- и топливозаправщики, автомобиль спутниковой связи, грузовики с продовольствием. Все прочее оставили. Время уже поджимало. Начали движение часов в одиннадцать дня. Кого увез в Югославию, тех и вернул домой. Все остались живы и здоровы. Ни одна мать не проклинала комбата Павлова... Это лучшая моя награда...
Когда союзнички поняли, что к чему, колонна далеко ушла. Якобы при взлете в самолете оторвался баллон с кислородом и начал гулять по салону. Ну, летчики и решили вернуться. Нам не успели воспрепятствовать, понимаете? Конечно, я ждал, что попробуют перехватить. Поэтому мы и гнали без остановок. Бронетранспортеры, груженые "Уралы", автопоезда с прицепами... А натовцев, конкретно - англичан, мы увидели утром 12го, когда уже взяли аэродром. О сербах - Там была охрана? Обошлось без стрельбы.
Ни единого выстрела. Стечение обстоятельств, величайшая для нас удача, счастье. Они обеспечивали наш проход. По сути, мы пулей промчались по автобану и к четырем утра 12 июня вышли на аэродром. Еще было темно. Едва рассвело, сразу перегородили полосу. Поставили два бэтээра с одного края ВПП и два - с другого. Мы боялись опоздать. И дело не только в натовцах. Косовских и албанских бандюганов тоже надо было опередить.
Мы зашли буквально на минуты раньше. Вписались тютелька в тютельку. Помню два сербских танка на рулежке. Полк бомбардировщиков уже улетел, остался лишь авиатренажер. А он же стоит дороже самолета. Вот под прикрытием танков его и вытаскивали. Я вбежал в штаб, а мне навстречу идет сербский офицер. Оказалось, тоже комбат. Серб хотел пистолет подарить. Я отказался: "С ума сошел?!
Куда мне потом с ним? Храню ее в рабочем кабинете, потом покажу. Хорошо, не отдал в музей истории ВДВ, иначе сгинула бы с концами... А тогда сербы ушли минут через двадцать. И танки исчезли. Нас мигом тут со всех сторон обложили бойцы так называемой албанской Освободительной Армии Косово. Мы получали информацию от группы разведчиков и принимали меры, соблюдали маскировку, убирали людей с линии возможного огня. Бойцы Евкурова работали очень профессионально, и Звезду Героя России он получил абсолютно заслуженно. А мы, повторяю, запрыгнули в последний вагон. Если бы пришли чуть позже, была бы бойня.
Нас вовремя вывели. Чистая случайность. О Приштине - Как говорят? Люди уже знали о движении колонны и вышли на улицы, чтобы нас приветствовать. Весь город не спал. Крики, слезы радости, стрельба в воздух. Я приказал задраить люки и ни в коем случае не останавливаться. Ехать, ехать, ехать! Иначе потом не сдвинемся. Сербы бросали на бэтээры цветы, старались накормить, угостить вином и сигаретами, чуть ли не броню целовали.
Кое-как прорвались сквозь Приштину, и вдруг - команда "стоп". В очередной раз. Июнь 1999 год. Российский силуэт аэродрома Слатина. Генерал сказал: "Приказано возвращаться в Боснию". Я опешил: "Столько проехали... Давайте выполним задачу, возьмем аэродром, защитим сербов, а уж потом пусть нас ругают". Николай Игнатов слышал этот диалог, он согласился со мной, скомандовал: "Вперед! Но я-то - человек подневольный, дали приказ - выполнил. Даже представить не могу, сколько пережили Рыбкин и Игнатов.
Он присоединился к колонне уже в Сербии, сказал, что министр обороны России приказал обеспечить нашу проводку. Но он ехал отдельно на посольской машине. Потом на аэродроме я еще пару раз его видел... О вызове - Реально было удержать аэродром силами двух сотен бойцов? Требовался как минимум усиленный полк - с артиллерией, поддержкой авиации, мощнейшими ПВО, противотанковыми средствами. Мы взяли внезапностью, на это и делался расчет. До сих пор просыпаюсь в холодном поту, если снится та операция... На нас лежала колоссальная ответственность. Не только на генералах. Уже весь мир знал, что русские взяли "Слатину".
Мы постоянно ощущали, что у нас за спиной страна. От ее имени мы бросили дерзкий вызов.
Путин уточнил, что Квашнин не рискнул согласовывать операцию с высшим военно-политическим руководством страны, в том числе с Минобороны, однако марш-бросок на Приштину совершил и аэропорт занял. Генерал пришел к главе Совбеза и интересовался его мнением, а после одобрения отдал приказ.
А я ему так и сказал: «Если ты это считаешь целесообразным, так и делай» - пояснил Путин. Спецоперация батальона российских десантников нарушила планы НАТО, причем настолько, что «миролюбивый» Альянс даже заговорил о возможности конфликта с Россией.
Поделиться Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово Президент России Владимир Путин в интервью для документального фильма ВГТРК к 30-летию новой России рассказал, как принималось решение о взятии под контроль аэропорта Слатина в Косово в 1999 году. В то время Путин занимал пост секретаря Совета безопасности. К нему пришел начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин и сказал о том, что есть идея захватить этот аэропорт.
Путин рассказал, как принималось решение о взятии аэропорта Слатина в Косово
В 1999 году — начальник штаба ВДВ, в 1993-1998 годах был заместителем командующего ВДВ по миротворческим операциям. 24 марта 1999 года началась военная операция НАТО «Союзническая сила» против Союзной Республики Югославия. Летом 1999 года мир оказался в шаге от новой войны, когда британскому генералу Джексону поручили выбить российских десантников, занявших аэропорт в Косово. Исполнилось 15 лет со дня легендарной боевой операции российской армии, примера которой не было в новейшей истории Европы. После того, как соглашение было заключено, 15 октября 1999 года аэропорт Приштины был повторно активирован британской 53-й полевой эскадрильей (воздушная поддержка) Королевских инженеров в качестве военной авиабазы. Фотокорреспондент и военный обозреватель «АиФ» вспоминает о том, как осуществлялась операция в Косове в июне 1999 года.
С прибытием в Косово российского миротворческого контингента из края уходит бригада десантников
12 июня 1999 года российские десантники заняли аэропорт «Слатина» в Приштине (Сербия) раньше войск НАТО. 12 июня 1999 года российские десантники заняли аэропорт «Слатина» в Приштине (Сербия) раньше войск НАТО. Это было начало натовской операции против Югославии, имевшей официальное название «Союзная сила» (Allied Force).
Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО
Находившийся на блокпосту гвардии старший лейтенант, командир взвода Николай Яцыков потребовал от генерала Джексона прекратить эти действия под угрозой применения оружия, заявив: «Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь. Яцыков, в свою очередь, приказал солдату спрыгнуть с брони и расчехлить ручной гранатомёт, направив в сторону танков. Таким образом была показана серьёзность намерений российской стороны. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта. Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше российской армии, британец ответил, что не собирается начинать третью мировую войну. Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в группировке НАТО, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников.
Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала. Кларк использовал необычные для нас выражения. Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских».
Десантники заняли в аэропорту круговую оборону и организовали блокпосты.
К 7 часам задача по захвату «Слатине» была выполнена. Противостояние русского и западного характеров К 11 часам к аэропорту подъехала колонна британских джипов, к которым через время присоединились танки. В небе над русскими стали кружить боевые десантные вертолеты, чьи пилоты пытались сесть в аэродроме. Этого не допустили водители БТРов, который как только вертолеты начинали снижаться, гнали свои машины им навстречу. Командующий силами НАТО британский генерал Дэвид Джексон вышел вперед своей колонны, и, повернувшись спиной к русским, стал приказывать танкам двигаться вперед.
Старший лейтенант Николай Яцыков потребовал прекратить провокации, после чего его солдаты навели на британские машины ручные гранатометы и приготовились стрелять. Впоследствии британский командир проявил благоразумие и на приказ американского генерала Майкла Джексона уничтожить русских и занять аэропорт сказал, что не собирается начинать Третью мировую войну. Вместо атаки он дал приказ окружить аэродром. Помешала этим планам Венгрия и Болгария, запретившая русским самолетам пролетать над их территорией.
Время уже поджимало. Начали движение часов в одиннадцать дня. Кого увез в Югославию, тех и вернул домой. Все остались живы и здоровы.
Ни одна мать не проклинала комбата Павлова... Это лучшая моя награда... Когда союзнички поняли, что к чему, колонна далеко ушла. Якобы при взлете в самолете оторвался баллон с кислородом и начал гулять по салону. Ну, летчики и решили вернуться. Нам не успели воспрепятствовать, понимаете? Конечно, я ждал, что попробуют перехватить. Поэтому мы и гнали без остановок.
Бронетранспортеры, груженые "Уралы", автопоезда с прицепами... А натовцев, конкретно - англичан, мы увидели утром 12го, когда уже взяли аэродром. О сербах - Там была охрана? Обошлось без стрельбы. Ни единого выстрела. Стечение обстоятельств, величайшая для нас удача, счастье. Они обеспечивали наш проход. По сути, мы пулей промчались по автобану и к четырем утра 12 июня вышли на аэродром.
Еще было темно. Едва рассвело, сразу перегородили полосу. Поставили два бэтээра с одного края ВПП и два - с другого. Мы боялись опоздать. И дело не только в натовцах. Косовских и албанских бандюганов тоже надо было опередить. Мы зашли буквально на минуты раньше. Вписались тютелька в тютельку.
Помню два сербских танка на рулежке. Полк бомбардировщиков уже улетел, остался лишь авиатренажер. А он же стоит дороже самолета. Вот под прикрытием танков его и вытаскивали. Я вбежал в штаб, а мне навстречу идет сербский офицер. Оказалось, тоже комбат. Серб хотел пистолет подарить. Я отказался: "С ума сошел?!
Куда мне потом с ним? Храню ее в рабочем кабинете, потом покажу. Хорошо, не отдал в музей истории ВДВ, иначе сгинула бы с концами... А тогда сербы ушли минут через двадцать. И танки исчезли. Нас мигом тут со всех сторон обложили бойцы так называемой албанской Освободительной Армии Косово. Мы получали информацию от группы разведчиков и принимали меры, соблюдали маскировку, убирали людей с линии возможного огня. Бойцы Евкурова работали очень профессионально, и Звезду Героя России он получил абсолютно заслуженно.
А мы, повторяю, запрыгнули в последний вагон. Если бы пришли чуть позже, была бы бойня. Нас вовремя вывели. Чистая случайность. О Приштине - Как говорят? Люди уже знали о движении колонны и вышли на улицы, чтобы нас приветствовать. Весь город не спал. Крики, слезы радости, стрельба в воздух.
Я приказал задраить люки и ни в коем случае не останавливаться. Ехать, ехать, ехать! Иначе потом не сдвинемся. Сербы бросали на бэтээры цветы, старались накормить, угостить вином и сигаретами, чуть ли не броню целовали. Кое-как прорвались сквозь Приштину, и вдруг - команда "стоп". В очередной раз. Июнь 1999 год. Российский силуэт аэродрома Слатина.
Генерал сказал: "Приказано возвращаться в Боснию". Я опешил: "Столько проехали... Давайте выполним задачу, возьмем аэродром, защитим сербов, а уж потом пусть нас ругают". Николай Игнатов слышал этот диалог, он согласился со мной, скомандовал: "Вперед! Но я-то - человек подневольный, дали приказ - выполнил. Даже представить не могу, сколько пережили Рыбкин и Игнатов. Он присоединился к колонне уже в Сербии, сказал, что министр обороны России приказал обеспечить нашу проводку. Но он ехал отдельно на посольской машине.
Потом на аэродроме я еще пару раз его видел... О вызове - Реально было удержать аэродром силами двух сотен бойцов? Требовался как минимум усиленный полк - с артиллерией, поддержкой авиации, мощнейшими ПВО, противотанковыми средствами. Мы взяли внезапностью, на это и делался расчет. До сих пор просыпаюсь в холодном поту, если снится та операция... На нас лежала колоссальная ответственность. Не только на генералах. Уже весь мир знал, что русские взяли "Слатину".
Мы постоянно ощущали, что у нас за спиной страна. От ее имени мы бросили дерзкий вызов. И каждый из нас сознавал, что причастен к этому событию. А вдруг не сделаем, не справимся? Представляете мое состояние, волнение комбрига, Рыбкина, командующего ВДВ, всех, кто затеял захват аэродрома? Президенты двух держав по телефону обсуждали наш рейд. Куда уж выше? О яблочке - Это ведь, по сути, была первая такая серьезная история для вас, Сергей Евгеньевич?
Так получилось. Я все-таки закончил академию, знаю. Были гораздо более значимые задания. Покруче, похлеще. Но надо учитывать контекст времени, реальные обстоятельства, положение дел в Российской армии. Думаете, было легко?
Однако в целом все прошло гладко. Уже на территории Сербии командование батальоном принял генерал-лейтенант Заварзин. Батальон пронесся через всю Югославию и в предрассветных сумерках вышел к Слатине. Сербы передали аэродром русским и покинули позицию. Около 11 часов к Приштине со стороны Македонии подошли английские роты и французский батальон. Британцы попытались посадить на аэродроме вертолеты, но на полосу выехали БТР и помешали приземлению. Я не мог его за это винить, но знал, что мы, к счастью, не стоим на пороге третьей мировой войны", — замечал позднее президент США Билл Клинтон. Генерал Майкл Джексон, командовавший подразделениями НАТО, сам вышел вперед и начал жестами показывать танкистам, чтобы они продолжали движение. Переводчик, старший лейтенант Николай Яцыков сказал, что если генерал продолжит в том же духе, это будет иметь скверные последствия, а солдаты наставили гранатометы на британские танки, командир одного из которых отказался выполнять приказ. Гранатометчик с чисто русской фамилией Иванов на глазах у британцев зарядил РПГ-7 и направил его под башню. Это была типичная смелость, берущая города — разгромить батальон натовцы, в принципе, могли. Но настоящий бой значил бы войну ядерных держав. И не все англичане ушли бы с аэродрома живыми. Хотя командование Джексона сначала требовало захватить аэропорт, генерал ответил, что не станет начинать мировую войну, а затем и его командование получило команду не обострять.
Приштинский бросок: украденная победа России
Аэропорт Приштины всё ещё контролировали русские, но разрешалось через него перебрасывать силы и грузы НАТО. 12 июня 1999 года батальон российских миротворцев под командованием полковника ВДВ Сергея Павлова, совершив шестисоткилометровый рейд по территории Боснии и Югославии, овладел аэродромом "Слатина" в косовской Приштине, чем поверг в шок представителей. 24 марта 1999 года натовская авиация нанесла первый авиаудар по городам Югославии. Терминал аэропорта Приштины в 2013 12 июня 1999 оложениеПриштина Международный аэропорт, Косово, Югославия РезультатЗахват и установление российскими войсками контроля над единственным аэропор. Аэропорт Слатина как важный стратегический пункт в любой операции был предназначен для войск НАТО, но контролировался англичанами.
Бросок на Приштину: как российские десантники нарушили планы НАТО на Балканах
Журнал Международная жизнь - Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела» | Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне — Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR. |
Путин раскрыл нюансы захвата российской армией аэропорта в Косово в 1999 году | заместитель командующего ВДВ, Герой России, генерал-лейтенант Николай Игнатов рассказал «Звезде» о марш-броске на Приштину в ночь с 11 на 12 июня 1999 года. |
Приштинский рубеж генерала Заварзина
В июне 1999 года эта весть взбудоражила мир – русский десант прямо перед носом натовского авангарда захватил аэропорт Слатина – ключевой объект в Косово. Президент России Владимир Путин рассказал, почему было принято решение брать аэропорт "Слатина" в Косово в 1999 году. Марш-бросок на Приштину (Приштинский инцидент, Приштинский бросок) — военная операция вооружённых сил Российской Федерации на территории Союзной Республики Югославия по захвату единственного в Косове аэропорта «Слатина». Ровно 20 лет, в ночь с 11 на 12 июня российские десантники, неожиданно для своих НАТОвских партнеров совершили знаменитый бросок из Боснии на аэродром Слатина около города Приштина в Косово.
Лёха-гранатометчик против НАТО. История броска на Приштину
24 марта 1999 года блок НАТО без санкции ООН начал против Югославии военную операцию под кодовым названием «Союзная сила». В 1999 году — начальник штаба ВДВ, в 1993-1998 годах был заместителем командующего ВДВ по миротворческим операциям. 12 июня 1999 года российские десантники, преподнесли неприятный сюрприз НАТО, одним броском взяв под контроль приштинский аэропорт Слатина. 11 июня 1999 г., в девять часов утра из Биелины мы двинулись на Приштину. Полковник ВДВ Сергей Павлов о том, как его батальон 20 лет назад вошел в историю как Приштинский десант.