Новости 8 марта история возникновения праздника в россии

Ежегодно 8 марта отмечается Международный женский день — праздник, который начинался с борьбы женщин за равные права и эмансипацию. История возникновения Международного женского дня берет начало в 20-м веке. Накануне женского праздника мы решили собрать все истории, которые, так или иначе, касаются создания Международного женского дня.

8 марта: история праздника

Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым «обращать внимание общественности на свои проблемы». Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже. Этот «праздник» активно продвигала подельница Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай.

Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы Историки до сих пор «спорят» была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие — немца-учителя.

Депутаты возмутились — воинственные дамы в отместку стали разорять «самое дорогое, что есть у лондонских мужчин»: поля для гольфа и винные погреба. Англиканская церковь осудила бесчинства — суфражистки подожгли несколько соборов. В рамках одной из акций взбунтовавшийся «слабый пол» выбил окна и двери на всей Оксфорд-стрит и разобрал мостовую. Милитантки перерезали телефонные провода.

Кидались углем и камнями. Уинстону Черчиллю в то время депутату парламента угрожали похитить его ребенка, так что пришлось нанять усиленную охрану. Взорвали дом правда, пустой другого популярного политика — Дэвида Ллойд Джорджа. В Национальной галерее некая Мэри Ричардсон кухонным ножом изрубила картину Веласкеса «Венера перед зеркалом». Это была настоящая вакханалия! Английские женщины, еще недавно добропорядочные матери семейств, словно с цепи сорвались. Портрет молодой девушки с букетом цветов.

Фото: Shutterstock. Это только обеспечивало суфражисткам лишний шум в прессе. Оказавшись в камере, они мгновенно объявляли голодовку. И готовы были идти до конца. Мало того, суфражистки считали, что совсем не лишним было бы, если б кто-то из них погиб — по их мнению, женское движение, обретя своих «мучениц», набрало бы невиданную силу. Чтобы не допустить смертных случаев, тюремной администрации велено было кормить голодающих милитанток насильно, но это выглядело вопиющим нарушением прав человека, и от такой практики пришлось быстро отказаться. Впрочем, был придуман другой выход, получивший название «кошки-мышки»: тюремщики дожидались, пока голодающая дамочка доведет себя до критического состояния — и тут ее выпускали на свободу.

Смысл в голодовке исчезал, и протестующая суфражистка начинала есть. А когда она восстанавливала силы и могла уже самостоятельно встать с постели, ее снова арестовывали — под любым, иной раз совершенно вымышленным предлогом. И все начиналось сначала. Словом, ни одной из милитанток так и не удалось умереть с голоду за право голосовать на выборах наравне с мужчинами. Но вот здоровья лишились многие. Мученицу — первую и последнюю — суфражистки получили 8 июня 1913 года, когда некая Эмили Уайлдинг Дэвидсон бросилась под ноги короля на дерби. Вернее, под копыта его коня.

Вскоре она скончалась, и женщины возликовали: наконец-то упрямым мужчинам придется признать свою неправоту! Но мужчины… только утверждались в своем мнении. Рассуждали они так: «Если образованные и хорошо воспитанные женщины доходят до подобной глупости, то чего же ждать от каких-нибудь крестьянок? Нет, право голоса женщинам давать ни в коем случае нельзя — ума у них, как у гусынь»… Настоящие мужчины Клара и Роза В Германии тоже были свои суфражистки — правда, далеко не такие неистовые. Одной из них была Жозефина Эйснер, родившая 5 июля 1857 года дочь Клару, которую мир со временем узнает под фамилией Цеткин. Семья Эйснер жила в маленьком городке Видерау. Муж Жозефины и отец Клары Готфрид Эйснер был учителем приходской средней школы, кроме прочего преподавал Закон Божий, а по воскресеньям в местной кирхе играл на органе.

И смиренно отпускал жену раз в неделю на заседания местной группы «Женского союза» в харчевню «У трех сосен», где, вывесив над входом черно-красно-золотой флаг организации, вольнолюбивые фрау довольно мирно беседовали о дискриминации женщин и выпивали по кружке пива, демонстрируя тем самым, что замкнутый круг традиционных интересов немецкой женщины — «кухня, кирха, киндер то есть ребенок » — разорван навсегда.

Это событие произошло в 1857 году. Американские труженицы текстильной промышленности вышли с протестными лозунгами, направленными против тяжелых условий для осуществления полноценной трудовой практики с несоизмеримо низкой оплатой. Занятно, что в прессе тех лет нигде не упоминается этот факт, как будто и вовсе не было той стачки, да к тому же 8 марта 1857 года приходился на воскресный день. На указанную дату в 1910 году обратила внимание активистка Клара Цеткин, известная своей поддержкой коммунистической ориентации, на проходящем в то время в Копенгагене форуме. Ее предложение заключалось в том, чтобы привлечь как можно больше внимания всей мировой общественности к насущным женским проблемам. То есть изначально день 8 марта был определен как возможность женщинам выйти без страха на улицу и устроить манифест в поддержку той или иной идеи. Но с этой историей каждый из нас знаком.

Изначально праздник 8 марта имел название: Международный день единства всех представительниц женского пола, посвященный борьбе за равенство и свои права. А сама дата подошла именно под забастовку, организованную ткачихами.

До сих пор в некоторых странах движение феминисток считает, что этот праздник означает день борьбы с мужчинами. Исторически сложилось, что основательницей праздника считают Клару Цеткин. Она в свое время возглавила революционный отряд женщин, который боролся с эксплуатацией женщин и за права женщин. Рождение этого отряда стали считать рождением женского пролетариата. Клара Цеткин в 1910 году предложила ввести женский день.

В резолюции так же указывалось обизбирательных правах женщин. Итак, по предложению Елены Гринберг, которая являлась членом социал-демократической партии, Международный женский день был утвержден 19 марта. В 1911 году этот праздник отмечали 19 марта в Германии, Дании, Австрии и Швейцарии. В 1912 году это праздник отметили уже 12 марта. В 1913 в разных странах — 12,9 Марта, а в России отметили 2 марта. Но уже в 1914 этот праздник отметили 8 марта. Эта дата была связана с тем, что этот день был выходной — воскресенье.

А в последствии эта дата так и закрепилась. Существует так же религиозная история этого праздника. Царица Эсфирь была женой Ксеркса — персидского царя. Обольстив его, она спасла свой иудейский народ от истребления. Царь не знал о происхождении Эсфирь, а она взяла с него слово, что он должен уничтожить всех ее врагов. Таким образом были предотвращены «еврейские погромы».

Видео по теме

  • 8 Марта (История) Возникновения Праздника в России
  • Когда в России начали отмечать 8 Марта?
  • 8 Марта: история и предыстория | Пикабу
  • Материалы по теме

Происхождение праздника 8 Марта. Версии происхождения Международного женского дня

В России Женский день официально вошел в список государственных праздников РФ в 2002 году. Сегодня праздник восьмое марта отмечается не только в России, а почти на всей Земле. В Россию Международный женский день 8 марта пришел в 1913 году, пишет Международный женский день 8 Марта — праздник, родившийся из массовых протестов за права женщин и претерпевший со временем множество изменений.

8 Марта 2023 года: история и традиции праздника

В России Женский день официально вошел в список государственных праздников РФ в 2002 году. День 8 Марта – Международный праздник, поэтому чествование слабой половины человечества, помимо России, проходит в следующих странах. Почему Международный женский день празднуется именно 8 марта?

История праздника 8 Марта

  • Когда начали отмечать?
  • Рекомендуем
  • Как 8 марта впервые стал законным выходным? И с чего, собственно, все началось?
  • Публикуем историю Международного женского дня
  • Легенда об иудейской царице
  • 8 Марта в России 2024: история Международного женского дня, традиции праздника

111 лет празднику 8 марта. История и трансформация праздника

Женский день 8 Марта имеет статус международного праздника, но не все однозначно. 8 марта в России и 40 других странах мира отмечается Международный женский день. Историки рассказали о том, кто принес женский день в Россию, откуда взялся обычай дарить мимозу и как 8 Марта стало предвестником Февральской революции.

День в истории: 8 марта

Закрепилась же дата 8 Марта на конференции в Копенгагене. Впервые в 1914 году этот праздник одновременно отмечался сразу в 8 странах, среди которых США, Швейцария, Британия. ООН с 1975 года признала 8 Марта Международным женским днем. Она предложила странам любой день в году определить Днем борьбы за женские права. И многие страны решили, что этим днем будет традиционное 8 Марта.

Сегодня люди стараются не просто знакомиться с происхождением праздника, узнавать, в честь кого названы улицы их городов те же Цеткин и Люксембург , но и принимать участие в практической реализации идей праздника. По сути, в этот день не так правильно дарить цветы и дежурить на кухне, как участвовать в мероприятиях по защите женских прав. Несмотря на тот огромный скачок в феминистском движении, который произошел больше века назад, многие проблемы не утратили значимости. Даже неравенство в зарплатах работников разных полов на одних и тех же позициях — маркер того, что феминизм не придумали, он назрел и не исчерпал себя.

Много вопросов возникает на тему отношения к празднику православных и мусульман, людей других конфессий. Надо сказать, что четкого, лаконичного ответа здесь нет. Верующий человек сам определяет для себя, как он будет относиться к празднику. Если он выпадает на Великий пост, то ограничения поста не будут отменены и для этого дня.

Но сказать, что сегодня позиция церкви — игнорировать и отрицательно относиться к изначально коммунистическому празднику, нельзя. Если хочется поздравить близких, позаботиться о них, подарить им любовь, это не противоречит христианским позициям. Представители других конфессий могут оговорить этот вопрос со своим духовным учителем. Когда начали отмечать?

Когда именно демонстрации переросли в конфетно-букетные празднества, толком не знают даже историки. Очевидно, что советская власть, давшая женщинам многое из того, чего они требовали, убрала необходимость новых протестов. А когда они могли вновь назреть, да с прежней революционной силой, в государстве уже были «закручены гайки». Например, в 30-е годы прошлого века так называемые женотделы упразднили, и вся необходимая агитация сошла на нет.

Тема социальных лифтов оказалась закрытой для советской женщины на долгие десятилетия. Открытки, выпущенные к 8 Марта, довольно быстро потеряли свою революционно-агитационную выразительность, темой для них стало воспевание женской красоты и материнского подвига. Выходным днем 8 Марта стал в 1966 году, в брежневскую эпоху. Об активной идее даты, появление которой было отвоевано женщинами, и говорить не приходится.

Праздник стал гендерно ориентирован, но про женские права, свободы, равенство говорится разве что совсем в ином отношении. Женщину в этот день стали поздравлять не с ее правом на равенство, а с ее природной физической слабостью, если так можно сказать, с хрупкостью и с тем, что именно ей приходится брать на себя основой бытовой труд и главные заботы о детях. Даже на корпоративах, посвященных 8 Марта, и сегодня не говорится о равенстве, партнерстве, правах, а отмечаются стереотипно женские черты героинь торжества, они и воспеваются. В садах и школах детьми устраиваются утренники, появление огромной индустрии подарков к этому дню почти уничтожило первоначальную идею праздника.

Но уже в 1914 этот праздник отметили 8 марта. Эта дата была связана с тем, что этот день был выходной — воскресенье. А в последствии эта дата так и закрепилась.

Существует так же религиозная история этого праздника. Царица Эсфирь была женой Ксеркса — персидского царя. Обольстив его, она спасла свой иудейский народ от истребления.

Царь не знал о происхождении Эсфирь, а она взяла с него слово, что он должен уничтожить всех ее врагов. Таким образом были предотвращены «еврейские погромы». Благодаря хитрости Эсфири царский приказ был обращен против персов, а не евреев, которых персы хотели истребить.

В честь этого возник праздник Пурим, который отмечался в конце февраля или в начале марта. Так как праздник был религиозный, он не отмечался в определенную дату, но в 1910 году празднование Пурима совпало с 8 марта, и так и закрепилось за ним. В России впервые 8 Марта стали праздновать в Петербурге в 1913 году.

На имя градоначальника было подано прошение о том, чтоб провести «научное утро», посвященное женским вопросам о праве женского голоса, о государственном обеспечении материнства. По соглашению с властями собрание было назначено на 2 марта 1913 года. А в 1921 году в честь женщин, участвовавших в демонстрации 8 марта 1917 года, когда свергли монархию, приняли решение праздновать Международный женский день.

С самого начала Советской власти стали праздновать Международный женский день, внеся его в разряд государственных праздников. В 1961 году благодаря министру культуры Фурцевой этот праздник едва не был отменен. Она считала оскорблением для женщин, что их вспоминают лишь один раз в году на 8 Марта.

Правда, нашлись и недовольные, поскольку к свежеиспеченному празднику не полагался дополнительный «похмельный» выходной, в отличие от Международного дня солидарности трудящихся, который отмечался 1-го и 2 мая, и Дня Великой Октябрьской социалистической революции, когда гуляли и 7-го, и 8 ноября. Кстати, на роль «восьмимартовского» благодетеля всех советских граждан, подарившего им этот выходной, может претендовать Валентин Александров, который работал в Министерстве иностранных дел и писал речи для членов Политбюро, в том числе и для генсека Леонида Брежнева. В апреле 1965 года Валентин Алексеевич был командирован в группу, готовившую доклад Леонида Ильича. Один касался того, как разворачивались военные действия в годы Великой Отечественной. Второй — небольшая часть текста — был посвящен подвигу советских женщин. Меня попросили написать максимально душевно и трогательно. Я сделал более десятка вариантов. И каждый раз мне говорили, ссылаясь на Брежнева: не то, надо еще сильнее, еще ярче сказать, чтобы каждому было понятно, как высоко ценит партия советских женщин, — пишет Валентин Александров в своей книге «Кронпринцы в роли оруженосцев». Он и впрямь высоко ценил советских женщин, часть из них, и немалую, ценил особо»… Забросив все домашние дела, составитель доклада днем и ночью сочинял все новые и новые одухотворенные фразы, пока в творческий процесс не вмешалась его жена: «Твоя партия поступила бы куда лучше, если бы вместо дурацких слов женскую жизнь улучшила». В моем случае это означало, что комплименты женщинам надо было дополнить весомым преподношением, от которого что-то достанется всем и каждой.

Тут же мелькнула мысль: сделать женский день, 8 марта, нерабочим. Это показалось мне наиболее подходящим к случаю и выполнимым». Тот сразу вписал вопрос в повестку ближайшего заседания Президиума ЦК.

Как говорили современники: «что с ними делать, они плодятся, как инфузории! В то же время, если брать основную провинциальную область, то для нее 1917 год был достаточно условной датой.

Все новшества, которые были в городе, все эти советские «хулиганства» дошли до села гораздо позже и воспринимались неоднозначно. Можно говорить, что к 1930 году уже появляется советская праздничная культура в том варианте, в котором мы ее видим сейчас: то есть в новой обрядовой форме. И праздник 8 марта уже официально значится как Международный женский день, он становится в один ряд с такими важными праздниками для советской страны, как День Великой Октябрьской социалистической революции, Первое мая, День международной солидарности трудящихся, 23 февраля и т. За годы первых пятилеток выросло совсем иное поколение — воспитанное в новом обществе; новая, образованная женщина, которая приняла новую праздничную культуру и новый строй. В годы войны уходит на второй план жесткая идеологическая составляющая праздника, а на первые роли в эти трагические дни выдвигается героизм обыкновенной женщины.

Вспомним знакомые образы: Родина-мать, защитница — то есть это не фанатичная советская женщина, борющаяся за свои права, а женщина, которая охраняет свою семью, своих детей, в первую очередь. В Архангельске за четыре года, с 1941-го по 1944-й год, от голода умерло 38 тысяч женщин, детей и стариков. Это цифра сопоставима только с жертвами блокадного Ленинграда! К сожалению, у нас сейчас это число не озвучивается. В период тяжелейших испытаний, как раз на Русском Севере, женщины не только работали на заводах, на рытье укрепительных сооружений, но и собирали лекарственные травы, а также ягоды, грибы, ловили рыбу, били тюленя, собирали яйца птиц — богатый Северный край кормил и лечил всю страну.

Причем участвовали в этом подвиге не только женщины и девушки, но и девочки-подростки. Конечно, во время Великой Отечественной войны праздников практически не было. Праздновали только самые основные даты, а Международный женский день носил чисто корпоративный характер на предприятиях. После войны начался период восстановления народного хозяйства, который, опять же, лег на плечи женщин. Я вспоминаю фотографии, архивные материалы музеев, когда рядом с традиционной шикарной девичьей одеждой, в удивительных белых и золотых красках, с потрясающим кокошником или повязкой, висит обычная роба и инструменты.

К сожалению, такое противопоставление говорит не в пользу советской власти. Фото: А. Конец войны и последующие годы ознаменованы новым этапом для праздника 8 марта. С 1966 года Международный женский день становится выходным днем. Надо сказать, что со стороны государства это была очень хорошая политика протекционизма по внедрению праздника, ведь выходной день закреплял праздник в сознании людей, и особенно в быту.

Постепенно из контекста праздника уходит весь идеологический революционный пыл и приходит гендерный человеческий фактор. К этому времени относится и формирование традиции празднования 8 марта в школах. В это время появляются такие интересные моменты, как специальная школьная почта: девушки и юноши могли через почту показать свои любовные предпочтения, отправив записку или открытку. Для молодежи это было очень важно. Можно сказать, что формирование советского праздничного календаря завершается к 80-м годам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий