Депортация чеченцев и ингушей (операция НКВД «Чечевица») с территории Чечено-Ингушской АССР в Казахстан и Киргизию произошла в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Главная» Новости» Ссылка чеченцев сталиным 23 февраля. 23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина. 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши из каждого села были приглашены принять участие в праздновании Дня Красной Армии.
Хабиб Нурмагомедов высказался о депортации чеченцев и ингушей
Государственный Комитет Обороны Товарищу Сталину С 23 по 29 февраля выселены и погружены в ж/д эшелоны 478,479 человек, в том числе 91,250 ингушей. “23 февраля – одна из самых печальных и трагических дат в истории чеченцев и ингушей. 23 февраля 2002, 22:02. В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей. Командование федеральной группировки накануне этой даты не предпринимало особых мер безопасности. Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, для всех ингушей — день скорби, заявляет Всемирный конгресс ингушского народа (ВКИН) — международная организация, созданная в разгар митингов протеста в Магасе осенью 2018 года.
23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей
По пути следования эшелонов родилось 56 и умерло 1272 человека. Основной причиной гибели депортированных в сильные морозы назывались атмосферные и изменившиеся бытовые факторы, хронические изнуряющие заболевания, физическая слабость конвоируемых ввиду их преклонного либо юного возраста. Депортированные были оторваны от своего традиционного образа жизни и с трудом приобщались к жизни в колхозах. Ближайшим последствием переселения чеченцев и ингушей стало значительное сокращение численности обоих депортированных народов в первые годы ссылки. Если переселенцы не находили себе работу в аграрном секторе, шансы их на выживание в ссылке оказывались небольшими. Данные о рождаемости и смертности среди чечено-ингушского контингента отсутствуют, однако известны показатели в целом по депортированным народам Северного Кавказа чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы. Всего с момента вселения и до 1 октября 1948 года в ссылке родилось 28 120 и умерло 146 892 северокавказца.
Однако, когда руководству страны стало ясно со всей очевидностью, что с таким решением не согласится чеченский народ, самый многочисленный из северокавказских народов, и он будет поддержан братьями-ингушами, в кабинетах Кремля стали понимать ближе к осени 1956 г.
Этот директивный документ и дал старт практической реализации полной реабилитации чеченцев и ингушей. После их поголовного выселения практически все населённые пункты, за небольшим исключением, были заселены новыми жителями из различных регионов Советского Союза. Если старожилы бывшей Чечено-Ингушетии в основной массе своей с пониманием относились к возвращению на свою землю её автохтонов, то «новосёлы», за редким исключением, проявляли не только недоброжелательность, но порою и враждебность. Такое отношение приводило к конфликтам, в т. Об этих проблемах честно и откровенно на разных партийных форумах говорили Муслим Гайрбеков, Шамсуддин Сагаев, Ваха Татаев, Дзияудин Мальсагов и другие. Ситуация заметно успокоилась в 1961-1962 гг. До сих пор много людей проживают в тех местах, в чем основная причина того, что люди остаются там?
Материальная проблема или что-то иное? Действует ли программа по возвращению желающих домой? К концу 1961 года из Казахстана и Киргизии возвратились 468 тыс. В последующие годы каких-либо правовых преград для возвращения на свою историческую родину у чеченцев и ингушей не было. В официальных документах констатировалось, что к концу 1962 года все чеченцы и ингуши, пожелавшие вернуться в Чечено-Ингушскую АССР, такой возможностью воспользовались. Оставались жить в Казахстане, Киргизии, Узбекистане по собственной воле. Мотивация была разная.
Но выбор был добровольный. Каких-либо затруднительных проблем, решить которых в то время не было возможности, на мой взгляд, не существовало. В последующие годы отдельные чеченские и ингушские семьи, вернувшиеся на свою родную землю, возвращались в Казахстан и другие республики, и надо сказать, что чувствовали там себя вполне равноправными гражданами Советского Союза. Во времена политического кризиса в республике, преодоления его тяжёлых последствий также немало чеченских семей выехало в Казахстан и Киргизию. И по отзывам знакомых мне известно, что отношение к ним там было тёплым, дружественным. И сегодня остаётся таковым. В создании каких-либо программ, Вами обозначенных, никакой необходимости нет.
Сегодня каждый волен выбирать себе своё местожительство в соответствии с действующими нормами законодательства соответствующих государств. По Вашему мнению, чеченцы и ингуши преодолели моральный ущерб от этой трагедии? Что нам нужно делать, чтобы вынести урок и не допустить повторений подобных трагедий? Я осмелюсь сказать, отвечая на данный Ваш вопрос, что последствия любой несправедливости, в т. Путина столица Чеченской Республики - город Грозный - удостоена почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы». Лично для меня, как и для сотен тысяч чеченцев, эта высокая и заслуженная государственная награда есть высшая демонстрация торжества исторической справедливости, есть важная грань процесса полной реабилитации чеченского народа. К сожалению, этого не желают осознать те, кто и сегодня продолжают конструировать спекулятивные версии, оправдывающие сталинские преступные деяния, в т.
Поэтому не перестаёт сказываться боль трагедии февраля 1944 года. Так как Вы представитель научного сообщества республики и работаете с молодыми учёными, много ли студентов или аспирантов, которые занимаются этой темой? Есть ли защищенные кандидатские или докторские диссертации на эту тему? Интерес, в том числе научный, академический, есть и будет. Но чтобы удовлетворить его, требуется серьёзная исследовательская работа. Прежде всего на основе глубокого анализа широкого источникового — архивного материала. Как известно, архивы республики в период вооружённого столкновения на её территории практически уничтожены полностью.
Сейчас силами сотрудников Архивного управления ЧР база документов пополняется. Надеюсь, что это существенно поможет исследователям, в т. Есть монографические исследования, диссертации.
Не дай Аллах, чтоб такое повторилось когда-либо. Из воспоминаний Малики Саидовой, которая была в числе репрессированных:«Мне было 7 лет тогда.
Нас в семье было трое: я, мама и брат, отец погиб на фронте. Мы ехали долго, было очень холодно, я заболела тифом. На наших глазах умирали люди, наши братья и сестры. Если кто-то умирал, его выбрасывали в пути, мужчин и стариков избивали. Это было страшное время.
Когда наш состав остановился на одной из станций, нас заставили выйти и делали так, чтобы семьи не были вместе, отделяли. Мне удалось остаться с мамой. Мы остались на станции «Уш тобе», нас приняли местные жители, делились с нами самым дорогим — своим добрым отношением, нас никогда не обделяли». Из рассказа Чоки Шамсадова, дедушке 100 лет: «Загружали в вагоны и везли людей в неведении, мы не понимали куда мы едем. Никто не учитывал наших адатов обычаев.
Женщин сажали вместе со стариками и мужчинами. Мужчины не могли пойти в туалет и умирали от разрыва мочевого. Ну как бы они это сделали перед старейшинами?
Советская пропаганда тогда хорошо работала. Казахам рассказали, будто идут страшные люди, с рогами, их не надо любить, надо закидывать камнями и т.
Правда, на деле оказалось по-другому. Вместо того чтобы закидывать камнями, казахи нас боялись. Постоянно просили отца снять шапку и показать рога. Когда отец снимал шапку, они снова просили "показать" рога, думали, что он их втягивает в голову и прячет. Зима была очень холодной.
Особенно первая. Дров нет. Еды нет. То, что дают - смешно. Не хватало.
Заработать негде. Посеять - не сезон. Правда, наш старший брат был очень трудолюбивым. О сразу нашел работу в колхозе. И стал самым лучшим работником.
Часто приносил еду. Заработанную честно. А не так как рассказывали про нас. Мол, воруем только. Наша семья, и все, кого мы знали, зарабатывали честно.
Потому и голодали. А надо было воровать, тогда бы сытые были, и дети все живые были. А у нас несколько детей умерло. Я имею ввиду братьев и сестер. Всего нас одинадцать было, а выжило только шестеро.
Помню как снегом заваливало дома до самых крыш. Если приходил гость, он в дымоход кричал, чтобы лопату подали. Открывали дверь, а там снежная стена. И сквозь эту снежную стену наверх проталкивалась лопата. Гость раскапывал ямку и падал к нам.
Помню, что сарай примыкал вплотную к дому, и дверь была сразу из дома в сарай. Это чтобы за скотиной можно было и зимой смотреть, и не мерзнуть. Старший брат женился, и нужно было ему или комнату или дом отдельный строить. Отец землянку построил. Его примеру потом многие поступили.
А еще повезло, что отец был муллой. Его зауважали местные. Они тоже были мусульманами. Часто приглашали его на всякие религиозные мероприятия. А помимо этого отец и знахарем был.
Операция «Чечевица»: Какой была депортация чеченцев и ингушей в 1944
Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, для всех ингушей — день скорби, заявляет Всемирный конгресс ингушского народа (ВКИН) — международная организация, созданная в разгар митингов протеста в Магасе осенью 2018 года. Для обеспечения безопасности и общественного порядка в выходные дни (23-26 февраля) будут привлечены сотрудники МВД и МЧС, управлений ФСБ и войск национальной гвардии по Ингушетии. “23 февраля – одна из самых печальных и трагических дат в истории чеченцев и ингушей. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. Она началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени, когда по радио был передан кодовый сигнал "Пантера", и завершилась 9 марта.
«Чечевица-1944», или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 Февраля
На рассвете 23 февраля 1944 г. началась самая массовая по численности и жестокости депортация ингушей и чеченцев. 23 февраля года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей — [HOST]. "23 февраля 1943 года по надуманным обвинениям чеченцы были насильственно выселены с родной земли. “23 февраля – одна из самых печальных и трагических дат в истории чеченцев и ингушей.
Полторы тысячи чеченцев и ингушей погибли при депортации 23 февраля 1944 года
Операция, которая получила кодовое название «Чечевица», началась в самый разгар Великой Отечественной войны, сразу после того как Красная Армия отвоевала территории, оккупированные немецкой армией. Сталинский режим обвинил ингушей и чеченцев в массовом сотрудничестве с немецкими захватчиками, а затем 23 февраля 1944 года их массово депортировал. За восемь дней НКВД насильственно депортировал 350-400 тыс чеченцев и 91 250 ингушей. В официальных документах различаются точные данные о количестве депортированных и численности населения Чечено-Ингушетии. Военных заранее разместили на Северном Кавказе под видом фронтовых частей, отведенных на отдых и переформирование. Чтобы подавить все оппозиционные порывы, сотрудники НКВД придумали хитрость. Однако никакого празднования не было. Вместо этого жители обнаружили солдат с автоматами, которые окружили и разоружили мужчин, а затем зачитали ошеломленным пленным указ об их принудительном изгнании. Депортируемым давали от часа до двух на сборы. Затем их погрузили в грузовики и отправили на вокзалы, откуда им предстоял длительный и тяжелый путь в товарных вагонах в ссылку. На фронтах Великой Отечественной войны сражалось множество ингушей и чеченцев, которые также были демобилизованы и отправлены в ссылку.
Те, кто сопротивлялся депортации и скрывался в горах Северного Кавказа, были либо убиты, либо арестованы, а затем высланы в Центральную Азию. Остаться в родных местах не позволили никому. После принудительного переселения народа Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ее территория разделена между соседними регионами — Ставропольским краем, Дагестаном и Северной Осетией. История чеченцев и ингушей была переписана, уничтожены почти все символические, исторические и материальные свидетельства вайнахской жизни, а в домах депортированных поселились русские, украинцы и северокавказцы. Депортация как акт геноцида и расовой дискриминации Многие советские и российские историки сходятся на том, что массовое дезертирство было причиной депортации чеченцев и ингушей. По данным докладной записки заместителя Берии Богдана Кобулова, из 30 тыс.
Однако в Ингушетии 23 февраля мужчин не поздравляют. Для вайнахов это День памяти о массовой депортации. Поголовному насильственному переселению в сталинском СССР подверглись многие народы: немцы Поволжья, финны, калмыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, понтийские греки, проживавшие в Крыму болгары и армяне, корейцы и турки-месхетинцы, украинцы и многие другие народы. Переселяли как по национальному признаку, так и по классовому. Операция, которая получила кодовое название «Чечевица», началась в самый разгар Великой Отечественной войны, сразу после того как Красная Армия отвоевала территории, оккупированные немецкой армией. Сталинский режим обвинил ингушей и чеченцев в массовом сотрудничестве с немецкими захватчиками, а затем 23 февраля 1944 года их массово депортировал. За восемь дней НКВД насильственно депортировал 350-400 тыс чеченцев и 91 250 ингушей. В официальных документах различаются точные данные о количестве депортированных и численности населения Чечено-Ингушетии. Военных заранее разместили на Северном Кавказе под видом фронтовых частей, отведенных на отдых и переформирование. Чтобы подавить все оппозиционные порывы, сотрудники НКВД придумали хитрость. Однако никакого празднования не было. Вместо этого жители обнаружили солдат с автоматами, которые окружили и разоружили мужчин, а затем зачитали ошеломленным пленным указ об их принудительном изгнании. Депортируемым давали от часа до двух на сборы. Затем их погрузили в грузовики и отправили на вокзалы, откуда им предстоял длительный и тяжелый путь в товарных вагонах в ссылку. На фронтах Великой Отечественной войны сражалось множество ингушей и чеченцев, которые также были демобилизованы и отправлены в ссылку. Те, кто сопротивлялся депортации и скрывался в горах Северного Кавказа, были либо убиты, либо арестованы, а затем высланы в Центральную Азию. Остаться в родных местах не позволили никому.
Очевидцы рассказывают, как 3 марта 1944 года в Восточно-Казахстанской области вагоны простояли почти сутки, из вагонов выгружали мужчин и женщин, стариков и детей, которым требовалась медицинская помощь. Следом выкидывали окочевшие трупы. Потом вагоны двигались вперед, а люди оставались на чужой земле, одни… От автора: Я, уроженец ЮКО, родился в Толебийском районе. Я прямой потомок ссыльных чеченцев. Я никогда не забуду напутствия моей бабушки Саидовой Малики, которая при жизни наставляла нас внуков, помнить то, что моих предков когда-то приютил казахский народ. Бабушка Малика со слезами на глазах рассказывала, как казахи помогли ей излечится от страшной болезни. От лица своей семьи и всех чеченцев хочу сказать спасибо братскому народу. Не дай Аллах, чтоб такое повторилось когда-либо. Из воспоминаний Малики Саидовой, которая была в числе репрессированных:«Мне было 7 лет тогда. Нас в семье было трое: я, мама и брат, отец погиб на фронте. Мы ехали долго, было очень холодно, я заболела тифом. На наших глазах умирали люди, наши братья и сестры. Если кто-то умирал, его выбрасывали в пути, мужчин и стариков избивали. Это было страшное время. Когда наш состав остановился на одной из станций, нас заставили выйти и делали так, чтобы семьи не были вместе, отделяли.
После того, как все мужчины были собраны в одном месте, солдаты окружили их. Остальные последовали за женщинами и детьми. Сотрудникам давали от 10 минут до двух часов на сборы. Всего было вывезено 333,7 тыс жителей республики. Разрешалось брать по 500 кг груза на семью, но жителей по-прежнему заставляли брать с собой только самое необходимое — в машину загнали 45 человек, и для них не нашлось места. Когда немцев депортировали, вещи возили отдельно, и на семью можно было взять до 1 тонны груза. С имуществом тоже обманули. При депортации было сказано, что скот и зерно будут возвращены. Однако на новое место ничего не вернули, а работу новым поселенцам не подобрали.
Как-то не заладилось
- Всемирный конгресс ингушей: 23 февраля — позорная и мифологизированная дата
- Память депортированных 75 лет назад чеченцев и ингушей почтили в республиках
- 23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
- Post navigation
Почему 23 февраля для Ингушей и Чеченцев НЕ ПРАЗДНИК???
По его словам, в ходе депортации половина населения погибла. Часть людей умерла в дороге, другие погибли уже в первые месяцы после доставки в Среднюю Азию и Казахстан. Так жили мои родители. И только после хрущевской оттепели в 1957 году ингуши и чеченцы смогли вернуться на родину", - напомнил Руслан Аушев.
Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Этнограф П. Максимов обнаружил в конце 20-х гг.
Он даже приводит из нее отрывок [13, c. Сведения о подобных источниках относительно этногенеза чеченцев приводит и Н. Белозерская [2, c. Почему же эти бесценные источники оказались недоступны современным исследователям? Как известно, 23 февраля 1944 г. Но их лишили не только родины: Сталин отдал приказ уничтожить всё, что могло напоминать о существовании этих народов, чтобы уничтожить даже саму память о них. Ничто не должно было напоминать о том, что такие народы вообще существовали на земле. По этому приказу уничтожались тептары рукописи чеченцев об их истории и происхождении, редкие книги и архивы, записи фольклорных текстов, практически любая литература и периодические издания с упоминаниями чеченцев и ингушей, в горах взрывались средневековые башни, гробницы и святилища, с землей сравнивались кладбища, а надгробия с надписями разбивались и использовались для строительных работ.
С исторических карт исчезли все упоминания о чеченцах. Были изменены все топонимические названия. По свидетельству очевидцев, чеченские тептары грузовиками свозились в центр Грозного и здесь прилюдно сжигались. Так были уничтожены все письменные источники об этнографии и этнической истории чеченцев и ингушей. В результате этих сталинских репрессий культуре чеченцев был нанесён огромный, непоправимый вред [4, c. Видимо, освоение нахами нахчи древнее название предков чеченцев и ингушей равнины и гор современной Чечни и близлежащих районов происходило почти одновременно, но не позднее конца II-го тысячелетия до н. Древнеармянские источники называют нахов нахчматьянами. Видимо, отсюда и произошло самоназвание чеченцев — нохчи.
Профессор В. Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н. Виноградов [5, c. Ещё более определеннее высказывается Г. Гумба, который отмечает, что версия археологов о возможном нахском облике кобанской культуры подтверждается данными письменных источников, и более того, сама постановка вопроса о связи нахского этноса с кобанской археологической культурой не только правомерна, но давно уже подготовлена развитием всей кавказоведческой науки [9, c. По мнению профессора Г. Гумбы, в I-м тысячелетии до н. При этом границы страны нахов у грузинского историка Леонтия Мровели и у армянского географа в «Ашхарацуйце» полностью совпадают: на западе — Приэльбрусье и верховье Ингури, на юге — Эгрисский и Рачинский хребты, северные отроги Лихского хребта, Цилканские Дурдзукские, Сарматские ворота у Жинвали.
К сожалению, ни армянский, ни грузинский источники не дают никакой информации о северных рубежах древней страны нахов [9, c. Многие видные советские учёные-кавказоведы, а сегодня и российские, доказывают, что чеченский народ сформировался на современной территории Чеченской Республики в глубокой древности. Алексеев пишет: «Сопоставляя антропологические наблюдения с изолированным положением вайнахских языков и многими чертами культуры вайнахских народов, свидетельствующими о ее глубокой древности, можно сформулировать два положения: а предки вайнахских народов заняли современный вайнахский ареал, наверное, еще до эпохи бронзы; б они развивались при значительном влиянии изоляции интенсивного приспособления к географическим условиям и климату высокогорья» [1, c. Рауф Мунчаев полагает, что начало процесса этнокультурного развития нахов чеченцев относится к ранней бронзе III тысячелетие до н. Профессор Г. Гумба, опираясь на многие источники, в первую очередь древнеармянские и древнегрузинские, пишет, что на Центральном Кавказе с середины I-го тысячелетия до н. По его мнению, даже в «III-м в. Территория нахов-нахчматьян постоянно подвергалась нападениям различных кочевых народов — киммерийцев, скифов, сарматов, алан, гуннов и др.
Ослабленное этими нападениями нахское государственное объединение распалось после того, как оно было разгромлено в результате похода селевкидского царя Антиоха III около 212—209 гг. После этого, в результате новых нападений различных завоевателей, прежде всего кочевников, нахи стали отступать к современным границам Чечни, теряя подконтрольные территории, свое влияние на Центральном Кавказе. О том, что чеченцы в древности играли большую роль на Кавказе, пишет и Ф. Тотоев: «Древняя жизнь чеченцев представляет для исследователя много загадочных, порой, неразрешимых вопросов, — пишет он. В кавказоведении давно сложились и сегодня существуют два направления о происхождении чеченцев. Согласно одному из них, чеченцы — это потомки племен, в глубокой древности переселившихся из Передней Азии на Кавказ, наследники великих культур Востока — хеттской, шумерской и т. Направление это возникло еще в ХIХ в. Услар, К.
Туманов, И. Джавахишвили, Н. Марр и др. И сегодня есть немало ученых, придерживающихся этой точки зрения, имеющей, безусловно, под собой очень серьезные аргументы, прежде всего, в области языковых параллелей, а также общности или близости этнонимов и топонимов Передней Азии и чеченцев. Но более многочисленны представители второго направления в кавказоведении, утверждающие, что чеченцы нахи, нахчматьяне — это коренное, аборигенное население Северного Кавказа, у которых были очень тесные торговые и культурные связи с Передней Азией и Закавказьем. Более того, из этих районов на Северный Кавказ постоянно переселялись различные племена, которые, сыграв определенную роль в этнокультурном развитии нахов, впоследствии растворились в местной этнической среде [6, c. Так, Г. Гумба пишет: «… Несмотря на все более отчетливо выявляющееся близкое этноязыковое родство нахов и хуррито-урартов, вряд ли было бы правомерно рассматривать нахские народы как едва ли не прямых потомков хуррито-урартов и проводить прямую связь между ними и населением Урартского царства, как это иногда представляется в литературе» [9, с.
Еще раньше в подобном же ключе высказывался и выдающийся археолог-кавказовед, член-корреспондент РАН Р. Мунчаев: «В последнее время ряд ученых стремится доказать, что культура или культуры раннебронзового века Северного Кавказа создана пришельцами из Ближнего Востока, с одной стороны, а с другой — из Западной Европы. Другими словами, речь идет о том, что в эту эпоху на Северном Кавказе обитали и семиты, и индоевропейцы, а также по одной из версий и тюрки, то есть представители трех крупных языковых семей, исключая, как видим, кавказскую.
В 1944 году по приказу проклятого всеми народами Иосифа Сталина наши народы стали жертвами вопиющего и бесчеловечного преступления — массовой высылки в Сибирь так в публикации. Этот ужасный акт репрессии был прикрыт лживыми обвинениями в сотрудничестве с фашистскими оккупантами. Его итогом стало уничтожение огромного количества коренного населения нашей республики. По разным оценкам, в пути погибли 10 тысяч человек, а в первые годы после выселения — 100 тысяч.
Основанием для депортации вайнахов руководство СССР назвало массовое сотрудничество с немецкими фашистами и вооруженные выступления против советской власти. Аналогичную запись сегодня разместил в Instagram спикер парламента Чечни Магомед Даудов. Страшным преступлением назвал сегодня депортацию вайнахов председатель правительства Чечни Муслим Хучиев. Около половины от всей численности нашего народа погибло от голода, холода, эпидемий. Уличные акции в Чечне посвящены Дню защитника Отечества и признанию регионов Донбасса Позднее в этом же аккаунте опубликованы поздравление Руслана Алханова с Днем защитника Отечества, адресованное лично Рамзану Кадырову, а также видеоотчет о мероприятии, посвященном этому празднику.
Митинг, посвященный годовщине депортации ингушей и чеченцев, прошел в Назрани
23 февраля, на рассвете, в дома чеченцев и ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами и винтовками. В понедельник, 23 февраля, исполняется 60 лет с того дня, когда по распоряжению Сталина началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа. 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши из каждого села были приглашены принять участие в праздновании Дня Красной Армии. “23 февраля – одна из самых печальных и трагических дат в истории чеченцев и ингушей.
Геноцид Ингушей и Чеченцев 23 февраля 1944 года - YouTube
Депортация чеченцев и ингушей началась 23 февраля 1944 года. А в 1991 году государство приняло закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", согласно которому был признан факт геноцида чеченцев и ингушей. Государственный Комитет Обороны Товарищу Сталину С 23 по 29 февраля выселены и погружены в ж/д эшелоны 478,479 человек, в том числе 91,250 ингушей. 23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица»: депортация чеченцев и ингушей «за пособничество фашистским оккупантам» с территории Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) в Среднюю Азию и Казахстан. весьма скорбная дата. 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши был поголовно депортированы в Сибирь.
Митинг, посвященный годовщине депортации ингушей и чеченцев, прошел в Назрани
На фронтах Великой Отечественной войны сражалось множество ингушей и чеченцев, которые также были демобилизованы и отправлены в ссылку. Те, кто сопротивлялся депортации и скрывался в горах Северного Кавказа, были либо убиты, либо арестованы, а затем высланы в Центральную Азию. Остаться в родных местах не позволили никому. После принудительного переселения народа Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ее территория разделена между соседними регионами — Ставропольским краем, Дагестаном и Северной Осетией.
История чеченцев и ингушей была переписана, уничтожены почти все символические, исторические и материальные свидетельства вайнахской жизни, а в домах депортированных поселились русские, украинцы и северокавказцы. Депортация как акт геноцида и расовой дискриминации Многие советские и российские историки сходятся на том, что массовое дезертирство было причиной депортации чеченцев и ингушей. По данным докладной записки заместителя Берии Богдана Кобулова, из 30 тыс.
С другой стороны, согласно данным, обнародованным российским историком Василием Филькиным, на фронтах Великой Отечественной войны сражались 28,5 тысяч чеченцев и ингушей 19,5 тысяч призванных или пошедших на фронт добровольцами плюс девять тысяч тех, кого война застала в армии , а по информации чеченского Общества ветеранов войны — даже 44 тысячи человек. На фронте погибли около 2300 чеченцев и ингушей. Одним из последних защитников Брестской крепости был ингуш Умат-Гирей Барханоев.
Но в то же время многие западные и европейские исследователи считают, что миф о дезертирстве вайнахов — это всего лишь оправдание принудительной сталинской миграции народов СССР. По их мнению, чеченцы и ингуши традиционно оставались невосприимчивыми к попыткам их советизации. Тейповая система этих народов была довольно сильной и определяла основные стороны их жизни.
Коммунистическая партия имела небольшое влияние на эти народности, учитывая, что религиозные лидеры и старейшины сохранили свои социальные позиции. Традиционная и советская системы накладывались одна на другую, и большинство решений Москвы вызывало сопротивление и протесты. Чеченцы встретили советскую власть решительным противодействием, когда она применила жесткую тактику коллективизации.
Начавшаяся война еще больше усугубила эту сложную ситуацию.
По распоряжению Евкурова в мечетях Ингушетии 23 февраля должны были читать траурные молитвы. При этом за год до этого Евкуров как генерал в отставке и Герой России торжественно отпраздновал «мужской день» и призвал к этому остальных ингушей. Всемирный конгресс ингушского народа — организация зарубежного происхождения, в ядро которой входят антироссийски настроенные ингуши из иностранных диаспор — является флагманом протестного движения в республике. Северо-Кавказская редакция EADaily.
Было это 23 февраля по 9 марта. Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта 1944 года. Операция началась по кодовому слову «Пантера» , которое было передано по радио. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения.
По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента» , изъято более 20 тыс. Скрыться в горах сумели 6544 человека. Всего к 9 марта было принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом, с общим количеством переселяемых 493 269 человек то есть в среднем по 2740 человек на эшелон.
В это время на фронтах находились более 21 тысячи ингушей, которые воевали вместе со всеми народами СССР против фашистских захватчиков, и после победы они возвращались не домой, с заслуженными орденами герои возвращались не в свой дом, к своим родным, а шли в ссылку вслед за своими близкими. Но мы все вернулись и смогли выстоять, сберечь себя, свою культуру, свой язык и возрождаем свою республику», — сказал на митинге в Назрани глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов.
В столице Чечни Грозном также прошел митинг, посвященный 77-й годовщине выселения чеченского народа в Казахстан и Среднюю Азию. В нем приняли участие представители власти, общественные и религиозные деятели.