Новости 23 февраля ингуши и чеченцы

78 лет назад, 23 февраля 1944 года, чеченцы и ингуши, подверглись репрессиям сталинского режима. Чечня сегодня отмечает День защитника Отечества, каких-либо официальных мероприятий, посвященных 73-летию сталинской депортации чеченцев и ингушей, 23 февраля в республике проводиться не будет, сообщили в аппарате главы и правительства Чечни. Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, для всех ингушей — день скорби, заявляет Всемирный конгресс ингушского народа (ВКИН) — международная организация, созданная в разгар митингов протеста в Магасе осенью 2018 года. Депортация началась в 5.00 утра, 23 февраля 1944г. Сталин лично следил за ходом выселения чеченцев и ингушей.

ЗНАЙ СВОЮ ИСТОРИЮ. 73 года со дня депортации чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года

Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. 23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина. 19 Февраль 2018 Новости. 23 февраля 74 года назад началась депортация чеченцев и ингушей в Казахстан и Киргизию,в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года было отправлено 180 товарных вагонов с переселенцами. Для обеспечения безопасности и общественного порядка в выходные дни (23-26 февраля) будут привлечены сотрудники МВД и МЧС, управлений ФСБ и войск национальной гвардии по Ингушетии. В 6 утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты.

Праздник со слезами на глазах - геноцид чеченцев и ингушей 23 февраля

И только за неделю, некоторые солдаты из чувства симпатии к семьям, в которых они жили уже два месяца, предупреждали хозяев: «Вас будут выселять. Берите все, что вы можете». Но они даже не подозревали, что ничего нельзя будет брать с собой. Дело в том, что людям разрешили взять только еду и что-то из одежды. То есть речь шла якобы о двух сутках переезда. Людей согнали рано утром, но не для того, чтобы объявить о депортации, а якобы, потому что Сталин должен был выступить со специальным обращением к советскому народу.

Их всех собрали на центральной площади. Мужчин и женщин разделили. При попытке сопротивления или побега мужа или жену того, кто не подчинялся, должны были расстреливать. То есть было оказано еще и психологическое давление. Поэтому выселение прошло без массового сопротивления.

Потом следует понимать, что на дворе было 23 февраля, это горы Чечни, высота 2-3 тыс. Один из пунктов приказа гласил, что в случае невозможности транспортировки местного населения следует физически его уничтожать. То есть расстреливать. И это было самым удобным вариантом для солдат. В этот день тысячи чеченцев были расстреляны.

В селении Хайбах — это было признано и советскими, и российскими историками — были заживо сожжены порядка 800 с лишним человек. Среди них: мужчины, которые были больны, нетранспортабельны, беременные женщины, старики, которые не могли сами передвигаться. И просто сожгли. Целые ущелья были забиты трупами чеченцев, их сбрасывали туда, чтобы не возиться. Этот день был один из самых трагических.

Вместо объявленных двух дней чеченцы добирались практически месяц до мест расселения. За это время погибли еще тысячи и тысячи людей. Их просто выбрасывали из вагонов. Мертвых не разрешали хоронить. И что потом стало с их трупами - никто не знает.

Задокументировано три расстрела неподчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом и «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» в третьем. Операция продолжалась до 9 марта 1944 года. Было отправлено 180 эшелонов, 493 269 человек. Только в ходе их следования родилось 56 человек и умерло 1272. Источник: Хайбах Михаил Гвишиани В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944 года. Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем срывали график депортации.

По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани впоследствии сват премьера Алексея Косыгина более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо. Пытавшихся выбраться из охваченного пламенем строения расстреливали из пулеметов и автоматов. Формулировкой для массовой казни стали слова «ввиду нетранспортабельности». В конце 1980-х генералом Степаном Кашурко, военным журналистом, занимавшимся розыском пропавших без вести солдат и офицеров, на берегу Десны были обнаружены останки погибшего 12 марта 1943 года разведчика 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Бексултана Газоева. На его груди в непромокаемом пакете сохранилось неотправленное письмо матери, адресованное в Хайбах. Однако на запрос журналиста ответили, что такого населенного пункта нет и никогда не было.

Заинтригованный Кашурко лично выехал в Грозный, где первый секретарь обкома Доку Завгаев нехотя признал, что «при депортации сгорели люди», но «говорить и писать об этом запрещено». В 1991 году прокуратура возбудила уголовное дело по факту массового убийства людей. Судебно-медицинские эксперты исследовали останки жертв расправы, захороненные немногими избежавшими депортации жителями в яме, из которой прежде жители Хайбаха набирали глину, а также останки, оставленные под слоями золы и пепла на месте сгоревшей конюшни. Однако дело прекратили в связи со смертью основных обвиняемых. Возвращение Изгнание народов первоначально было объявлено вечным, однако фактически продлилось 13 лет. Весной и летом 1957 года на родину вернулись около 140 тысяч человек.

Только их дома уже были заняты переселенцами из других регионов СССР. Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии. Люди хотели жить в тех домах, в которых они проживали до депортации, и большинству из них пришлось выкупать свои дома у людей, поселившихся в них после выдворения хозяев.

Наш народ хотели стереть с лица земли, но не получилось у них. Казахский народ нас поддержал, не дал умереть.

Спасибо огромное, спасибо всем, кто помогал нам. Мы никогда не забудем этого. В Казахстане я похоронила своего мужа, двоих детей, внуков даже. Никуда я не хочу уезжать», — говорит Есита Чинтиева. После сталинских репрессий Есита Чинтиева вышла замуж, работала в колхозе.

После вышла замуж. В данное время живет в поселке Тасарык, Туркестанской области. В этот день чеченские семьи раздают садакъа милостыню нуждающимся. Даем поминальный обед. Это страшная трагедия, которая останется черным пятном у всех нас.

Было страшное время, когда казахи нам помогли, протянули руку помощи. Я хочу, чтоб молодое поколение никогда не забывало о том, что было, как нам казахский народ помог», — говорит Якуева Сакимат. Чеченцев и ингушей вывозили в товарных вагонах.

Если переселенцы не находили себе работу в аграрном секторе, шансы их на выживание в ссылке оказывались небольшими. Данные о рождаемости и смертности среди чечено-ингушского контингента отсутствуют, однако известны показатели в целом по депортированным народам Северного Кавказа чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы. Всего с момента вселения и до 1 октября 1948 года в ссылке родилось 28 120 и умерло 146 892 северокавказца. Небольшое количество чеченцев имевших оружие и оказавших сопротивление, были расстреляны на месте. В высокогорном селе Хайбах чекисты загнали в конюшню и подожгли более 700 человек, среди которых были женщины старики и дети. Все они сгорели заживо марат файзуллин 4 года назад Знаток 327 Все храбрые когда толпой ходят А русские оказали бы сопротивление немцам в 1941 году если русских было бы всего миллион населения а у немцев 150 миллион населения!???

Хоть за это надо ставит памятник чеченскому воину борцу за свободу!

Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории

Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, для всех ингушей — день скорби, заявляет Всемирный конгресс ингушского народа (ВКИН) — международная организация, созданная в разгар митингов протеста в Магасе осенью 2018 года. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. В 6 утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты. “23 февраля – одна из самых печальных и трагических дат в истории чеченцев и ингушей. Главная» Новости» Ссылка чеченцев сталиным 23 февраля.

Операция «Чечевица»: Какой была депортация чеченцев и ингушей в 1944

Глава Чечни Рамзан Кадыров упрекнул митингующих ингушей в неуважении к руководителям двух республик. #23 февраля #репрессии #чеченцы #ингуши При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Завтра, 23 февраля, исполняется 67 лет со дня депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. 23 февраля 1944 года, 74 года назад, ингуши и чеченцы были высланы в заснеженные степи Средней Азии и Казахстана.

ЧЕЧНЯ. Почему чеченцы не отмечают 23 февраля?

Недавно узнала, что 23 февраля в чечне день траура. Правда ли, что они не отмечают 23 февраля??? В 1944 году чеченцы и ингуши были обвинены в сотрудничестве с немецкими войсками. В качестве репрессивной меры было избрано переселение этих народов в республики Средней Азии. Было это 23 февраля по 9 марта. Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта 1944 года. Операция началась по кодовому слову «Пантера» , которое было передано по радио.

Из рассказа Чоки Шамсадова, дедушке 100 лет: «Загружали в вагоны и везли людей в неведении, мы не понимали куда мы едем. Никто не учитывал наших адатов обычаев. Женщин сажали вместе со стариками и мужчинами. Мужчины не могли пойти в туалет и умирали от разрыва мочевого. Ну как бы они это сделали перед старейшинами? В Казахстане, я помню, выкинули нас около 80 человек в степи, где нас окружили казахские аксакалы и долгое время не могли подойти близко. Позже мы узнали, что казахов пугали, мол, везут к вам людоедов. Нас в тот день забрали в казахские семьи, так мы и остались тут», — рассказывает Чока Шамсадов. Чеченская молодежь Шымкента Не остается в стороне от общественной жизни и чеченская молодежь в Шымкенте. Молодые ребята известны в разных сферах, многие из них спортсмены, которые известны даже за пределами страны. Многие чеченцы сегодня пустили корни в Казахстане, связь с исторической родиной они поддерживают, но покидать вторую родину пока никто не собирается. Большая часть переселенцев покинула Казахстана в 1957 году. Но неизменным остается одно, при удобном случае чеченцы приезжают в Казахстан вспомнить былое время, покушать сочный «Бешпармак» и сказать Рахмет казахскому народу. Шуддин Саидов.

В Назрани на митинг около мемориала памяти и славы вышли около 10 тысяч человек, сообщила пресс-служба регионального правительства. К мероприятию на территории комплекса установили автомобиль ГАЗ-М-20 "Победа" с надписью "Дорога домой" в память об ингушах, которые на личных машинах вывозили соотечественников из Казахстана. Эти люди, рискуя своей жизнью и не жалея своего здоровья, возвращали земляков домой, этим памятником мы решили увековечить их подвиг, отвагу и любовь к Родине". В регионах Ингушетии в память о событии раздали продуктовые наборы, провели театрализованные постановки и выставки.

Туманов, И. Джавахишвили, Н. Марр и др. И сегодня есть немало ученых, придерживающихся этой точки зрения, имеющей, безусловно, под собой очень серьезные аргументы, прежде всего, в области языковых параллелей, а также общности или близости этнонимов и топонимов Передней Азии и чеченцев. Но более многочисленны представители второго направления в кавказоведении, утверждающие, что чеченцы нахи, нахчматьяне — это коренное, аборигенное население Северного Кавказа, у которых были очень тесные торговые и культурные связи с Передней Азией и Закавказьем. Более того, из этих районов на Северный Кавказ постоянно переселялись различные племена, которые, сыграв определенную роль в этнокультурном развитии нахов, впоследствии растворились в местной этнической среде [6, c. Так, Г. Гумба пишет: «… Несмотря на все более отчетливо выявляющееся близкое этноязыковое родство нахов и хуррито-урартов, вряд ли было бы правомерно рассматривать нахские народы как едва ли не прямых потомков хуррито-урартов и проводить прямую связь между ними и населением Урартского царства, как это иногда представляется в литературе» [9, с. Еще раньше в подобном же ключе высказывался и выдающийся археолог-кавказовед, член-корреспондент РАН Р. Мунчаев: «В последнее время ряд ученых стремится доказать, что культура или культуры раннебронзового века Северного Кавказа создана пришельцами из Ближнего Востока, с одной стороны, а с другой — из Западной Европы. Другими словами, речь идет о том, что в эту эпоху на Северном Кавказе обитали и семиты, и индоевропейцы, а также по одной из версий и тюрки, то есть представители трех крупных языковых семей, исключая, как видим, кавказскую. Разумеется, такого в действительности не могло быть. Спрашивается, а где же жили в таком случае коренные народы Северного Кавказа и вообще откуда и когда они появились на Кавказе? Для меня очевидно, что процесс, отражающий этнокультурное развитие северокавказских народов, начался и происходил на их исконной территории, причем задолго до бронзового века» [15, c. Не менее категорично высказывался по данному вопросу и известный археолог-кавказовед В. Марковин: «…Вайнахи… имеют право называться аборигенным населением. Им нет нужды искать своих предков в Египте, Индии и в других далеких и близких странах» [14, c. Очень многие авторы, основываясь на данных археологических исследований, свидетельствуют, что уже во II—I тысячелетиях до н. В обыденном сознании чеченцев существует предание, что чеченцы все вышли из Нашха территория — Галанчожского района Чеченской Республики. По нашему мнению, утверждение народных преданий о том, что все чеченцы вышли из Нашха, скорее всего, является аллегорическим, иносказательным. Истина же, видимо, в том, что район Нашха представлял собой древний культурно-религиозный и сакральный центр, сложившийся, как минимум, в 1-м тысячелетии до н. В качестве символа единства чеченского народа в Нашхе, по народным преданиям, был изготовлен в древности огромный общечеченский котел, склепанный из вертикальных медных полос, на котором были выбиты тамги всех чеченских тейпов [20, c. Кроме того, каждый крупный чеченский тейп строил в Нашха свою боевую башню, в качестве символа принадлежности к единому чеченскому народу нахчи. Их фундаменты сохранились здесь и сегодня. Еще в свое время профессор Н. Яковлев отмечал, что чечено-ингушская культура и язык сложились вокруг культурно-религиозного центра Нашха [24, c. Следует отметить, что культурно-религиозные центры, считающиеся священными, сакральными местами, как чеченский Нашха, были и есть у многих народов мира. Это гора Сиону евреев в Палестине, гора Фудзияма у японцев, гора Арарат у армян и т. Как и в истории многих народов мира, крайне отрицательную и разрушительную роль в формировании чеченского народа сыграло нашествие на Северный Кавказ монголо-татар. В политической истории народов Северного Кавказа памятен 1222 г. Поход монгольских полководцев Джебе и Субэдея на Северный Кавказ привел к регрессу в общественно-экономическом и культурно-политическом развитии многих горских народов, в том числе чеченцев. Шора Ногмов в своей работе рассказывает о героической совместной борьбе кабардинцев и чеченцев с войсками монголов, в которой они потерпели поражение. Результатом этого поражения стали огромные людские потери[16, c. По нашему мнению, нахи нахчи, нахчматьяне, нохчи — это один этнический массив, слова синонимы под давлением кочевников монголо-татар в Х111 в. Большая часть ушла в горные районы Аргунского и Галанчожского ущелий,а также Ичкерии, часть — в Ассинское и Джейрахское ущелья. В течение этих четырех веков разные части единого до ХIII в. В результате появились различия в языке и некоторых обычаях. Основная масса нахов нахчматьян , проживавшая на территории Нохч-Мохк, сохранила свое старое название — нохчи чеченцы. Та часть нахов, которая ушла в горы Ассинского и Джейрахского ущелий, стала называться галгай ингуши. Об этом говорят и народные предания. Так, в фамильно-родовом предании эхишбатойцев говорится, что предок их по имени Эхиши его брат Галгай были сыновьями легендарного Мааша, жившего в Нашхе. Возмужав, братья расселились в разные стороны: Эхиш поселился в междуречье Гудермеса и Хулхулау, а Галгай ушел в направлении рек Ассы и Фортанги [20, c. Третья часть, отступившая в горы на стыке Чечни и Грузии — бацбийцы цова-тушины. Кобычев, — сравнительно единый до этого нахский этнос распался на три обособленные части: южных нахов самоназвание бацби , западных, или ингушей галгай и восточных, или чеченцев» [12, c. Вертепов: «Под именем ингушей, — писал он, — известна народность чеченского племени, состоящая из нескольких групп и обществ: джераховцы жили по обеим берегам Макалдона; кистинцы по рекам Ассе и Сунже; назрановцы — по верховьям рек Сунжи, Камбилеевки, Назрановки и по течению этих рек до впадения реки Яндырки в Сунжу и по Терской долине. Все эти названия придуманы русскими и даны каждому обществу по имени важнейших аулов, долин, гор или рек, на которых они обитали. Общее название все эти шесть обществ ингушей получили от большого аула Ангушт, который находился в Терской долине. Они соседствовали на востоке с чеченцами, на западе с осетинами, на северо-западе и севере с кабардинцами, на юге с тушинцами, хевсурами и грузинами» [25, c. Огромную роль в возвращении чеченцев на плоскость сыграла борьба русского народа с Золотой Ордой, приведшая, в конце концов к ее разгрому. Именно это создало со временем условия для возвращения чеченцев на равнину и нового ее освоения и, соответственно, развития у них производительных сил и экономики. Как отмечал Самойлов, с 20—30-х гг. ХVIII в. В I-м тысячелетии до н.

Операция «Чечевица»: Какой была депортация чеченцев и ингушей в 1944

Ибрагим-бек Саракаев называет неизвестную арабскую рукопись Арсануко-Хаджи Центороевского «О происхождении чеченцев» [22]. Этнограф П. Максимов обнаружил в конце 20-х гг. Он даже приводит из нее отрывок [13, c. Сведения о подобных источниках относительно этногенеза чеченцев приводит и Н. Белозерская [2, c. Почему же эти бесценные источники оказались недоступны современным исследователям?

Как известно, 23 февраля 1944 г. Но их лишили не только родины: Сталин отдал приказ уничтожить всё, что могло напоминать о существовании этих народов, чтобы уничтожить даже саму память о них. Ничто не должно было напоминать о том, что такие народы вообще существовали на земле. По этому приказу уничтожались тептары рукописи чеченцев об их истории и происхождении, редкие книги и архивы, записи фольклорных текстов, практически любая литература и периодические издания с упоминаниями чеченцев и ингушей, в горах взрывались средневековые башни, гробницы и святилища, с землей сравнивались кладбища, а надгробия с надписями разбивались и использовались для строительных работ. С исторических карт исчезли все упоминания о чеченцах. Были изменены все топонимические названия.

По свидетельству очевидцев, чеченские тептары грузовиками свозились в центр Грозного и здесь прилюдно сжигались. Так были уничтожены все письменные источники об этнографии и этнической истории чеченцев и ингушей. В результате этих сталинских репрессий культуре чеченцев был нанесён огромный, непоправимый вред [4, c. Видимо, освоение нахами нахчи древнее название предков чеченцев и ингушей равнины и гор современной Чечни и близлежащих районов происходило почти одновременно, но не позднее конца II-го тысячелетия до н. Древнеармянские источники называют нахов нахчматьянами. Видимо, отсюда и произошло самоназвание чеченцев — нохчи.

Профессор В. Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н. Виноградов [5, c. Ещё более определеннее высказывается Г. Гумба, который отмечает, что версия археологов о возможном нахском облике кобанской культуры подтверждается данными письменных источников, и более того, сама постановка вопроса о связи нахского этноса с кобанской археологической культурой не только правомерна, но давно уже подготовлена развитием всей кавказоведческой науки [9, c. По мнению профессора Г.

Гумбы, в I-м тысячелетии до н. При этом границы страны нахов у грузинского историка Леонтия Мровели и у армянского географа в «Ашхарацуйце» полностью совпадают: на западе — Приэльбрусье и верховье Ингури, на юге — Эгрисский и Рачинский хребты, северные отроги Лихского хребта, Цилканские Дурдзукские, Сарматские ворота у Жинвали. К сожалению, ни армянский, ни грузинский источники не дают никакой информации о северных рубежах древней страны нахов [9, c. Многие видные советские учёные-кавказоведы, а сегодня и российские, доказывают, что чеченский народ сформировался на современной территории Чеченской Республики в глубокой древности. Алексеев пишет: «Сопоставляя антропологические наблюдения с изолированным положением вайнахских языков и многими чертами культуры вайнахских народов, свидетельствующими о ее глубокой древности, можно сформулировать два положения: а предки вайнахских народов заняли современный вайнахский ареал, наверное, еще до эпохи бронзы; б они развивались при значительном влиянии изоляции интенсивного приспособления к географическим условиям и климату высокогорья» [1, c. Рауф Мунчаев полагает, что начало процесса этнокультурного развития нахов чеченцев относится к ранней бронзе III тысячелетие до н.

Профессор Г. Гумба, опираясь на многие источники, в первую очередь древнеармянские и древнегрузинские, пишет, что на Центральном Кавказе с середины I-го тысячелетия до н. По его мнению, даже в «III-м в. Территория нахов-нахчматьян постоянно подвергалась нападениям различных кочевых народов — киммерийцев, скифов, сарматов, алан, гуннов и др. Ослабленное этими нападениями нахское государственное объединение распалось после того, как оно было разгромлено в результате похода селевкидского царя Антиоха III около 212—209 гг. После этого, в результате новых нападений различных завоевателей, прежде всего кочевников, нахи стали отступать к современным границам Чечни, теряя подконтрольные территории, свое влияние на Центральном Кавказе.

О том, что чеченцы в древности играли большую роль на Кавказе, пишет и Ф. Тотоев: «Древняя жизнь чеченцев представляет для исследователя много загадочных, порой, неразрешимых вопросов, — пишет он. В кавказоведении давно сложились и сегодня существуют два направления о происхождении чеченцев. Согласно одному из них, чеченцы — это потомки племен, в глубокой древности переселившихся из Передней Азии на Кавказ, наследники великих культур Востока — хеттской, шумерской и т. Направление это возникло еще в ХIХ в. Услар, К.

Туманов, И. Джавахишвили, Н. Марр и др. И сегодня есть немало ученых, придерживающихся этой точки зрения, имеющей, безусловно, под собой очень серьезные аргументы, прежде всего, в области языковых параллелей, а также общности или близости этнонимов и топонимов Передней Азии и чеченцев. Но более многочисленны представители второго направления в кавказоведении, утверждающие, что чеченцы нахи, нахчматьяне — это коренное, аборигенное население Северного Кавказа, у которых были очень тесные торговые и культурные связи с Передней Азией и Закавказьем. Более того, из этих районов на Северный Кавказ постоянно переселялись различные племена, которые, сыграв определенную роль в этнокультурном развитии нахов, впоследствии растворились в местной этнической среде [6, c.

Так, Г. Гумба пишет: «… Несмотря на все более отчетливо выявляющееся близкое этноязыковое родство нахов и хуррито-урартов, вряд ли было бы правомерно рассматривать нахские народы как едва ли не прямых потомков хуррито-урартов и проводить прямую связь между ними и населением Урартского царства, как это иногда представляется в литературе» [9, с. Еще раньше в подобном же ключе высказывался и выдающийся археолог-кавказовед, член-корреспондент РАН Р. Мунчаев: «В последнее время ряд ученых стремится доказать, что культура или культуры раннебронзового века Северного Кавказа создана пришельцами из Ближнего Востока, с одной стороны, а с другой — из Западной Европы.

Было отправлено 180 эшелонов, 493 269 человек. Только в ходе их следования родилось 56 человек и умерло 1272.

Хайбах В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944 года. Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем «срывали график» депортации. По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани впоследствии сват премьера Алексея Косыгина более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо. Пытавшихся выбраться из охваченного пламенем строения расстреливали из пулеметов и автоматов. Формулировкой для массовой казни стали слова «ввиду нетранспортабельности». В конце 1980-х генералом Степаном Кашурко, военным журналистом, занимавшимся розыском пропавших без вести солдат и офицеров, на берегу Десны были обнаружены останки погибшего 12 марта 1943 года разведчика 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Бексултана Газоева.

На его груди в непромокаемом пакете сохранилось неотправленное письмо матери, адресованное в Хайбах. Однако на запрос журналиста ответили, что такого населенного пункта нет и никогда не было. Заинтригованный Кашурко лично выехал в Грозный, где первый секретарь обкома Доку Завгаев нехотя признал, что «при депортации сгорели люди», но «говорить и писать об этом запрещено». В 1991 году прокуратура возбудила уголовное дело по факту массового убийства людей. Судебно-медицинские эксперты исследовали останки жертв расправы, захороненные немногими избежавшими депортации жителями в яме, из которой прежде жители Хайбаха набирали глину, а также останки, оставленные под слоями золы и пепла на месте сгоревшей конюшни. Однако дело прекратили в связи со смертью основных обвиняемых.

Возвращение Изгнание народов первоначально было объявлено вечным, однако фактически продлилось 13 лет. Весной и летом 1957 года на родину вернулись около 140 тысяч человек. Только их дома уже были заняты переселенцами из других регионов СССР. Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии. Люди хотели жить в тех домах, в которых они проживали до депортации. И большинству из них пришлось выкупать свои дома у людей, поселившихся в них после выдворения хозяев.

Заинтригованный Кашурко лично выехал в Грозный, где первый секретарь обкома Доку Завгаев нехотя признал, что «при депортации сгорели люди», но «говорить и писать об этом запрещено». В 1991 году прокуратура возбудила уголовное дело по факту массового убийства людей. Судебно-медицинские эксперты исследовали останки жертв расправы, захороненные немногими избежавшими депортации жителями в яме, из которой прежде жители Хайбаха набирали глину, а также останки, оставленные под слоями золы и пепла на месте сгоревшей конюшни. Однако дело прекратили в связи со смертью основных обвиняемых. Возвращение Изгнание народов первоначально было объявлено вечным, однако фактически продлилось 13 лет. Весной и летом 1957 года на родину вернулись около 140 тысяч человек. Только их дома уже были заняты переселенцами из других регионов СССР. Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии. Люди хотели жить в тех домах, в которых они проживали до депортации, и большинству из них пришлось выкупать свои дома у людей, поселившихся в них после выдворения хозяев.

По мнению большинства чеченцев, своим возвращением они обязаны Хрущеву. Его имя до сих пор носит площадь в центральной части Грозного. Действительно, Каганович, Молотов и другие сталинисты выступали против возвращения репрессированных народов на историческую родину. Этих волков мы с трудом собрали из лесов, а вы хотите их вернуть…» Хрущев ответил: «И леса наши, и волки наши…» Чеченцы и ингуши в Великую Отечественную войну Во время Великой Отечественной войны многие вайнахи проявили себя с лучшей стороны. В защите Брестской крепости приняли участие от 250 до 400 выходцев из Чечено-Ингушетии. Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистов целый батальон. Ханпаша Нурадилов уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулеметов противника и лично взял в плен 12 фашистов. В апреле 1943 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Снайпер Ахмад Магомадов в боях под Ленинградом уничтожил более 90 фашистов.

Снайпер Махмуд Амаев уничтожил около 190 фашистов. В связи с депортацией представленные к медалям и орденам в том числе Герои Советского Союза воины из Чечено-Ингушетии часто оставались без награды либо были награждены намного позже, зачастую посмертно. Всего в ВОВ погибли в боях около 2300 чеченцев и ингушей. Понравилась статья?

Митинг приурочен к 56 годовщине сталинской депортации чеченцев и ингушей. Этой же годовщине был посвящен многотысячный траурный митинг в столице Ингушетии Назрани, у мемориального комплекса жертвам политических репрессий. С утра в мечетях Ингушетии прошли молебны памяти, а в различных населенных пунктах Ингушетии - в том числе в местах размещения вынужденных переселенцев - состоялись ритуальные жертвоприношения, передает ИТАР-ТАСС. Как заявил в интервью "Интерфаксу" президент Ингушетии Руслан Аушев, "эта трагедия никогда не заживет в сердцах и душах ингушей и чеченцев".

Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы?

В ходе операции под названием «Чечевица» было выселено более полумиллиона человек, тысячи из них погибли при переезде и на новых местах обитания. Запрет на возвращение на родину для чеченцев и ингушей был снят только в 1957 году. Шесть лет назад Европарламент признал депортацию чеченцев актом геноцида. Во вторник 23 февраля в Париже перед российским посольством прошел митинг в память о жертвах сталинской депортации чеченцев и ингушей. О том, как проходило выселение чеченцев, о причинах и последствиях депортации мы поговорили с чеченским историком Маирбеком Вачагаевым. Какие у советской власти на то были причины? Маирбек Вачагаев: Это было не спонтанное решение, к этому советская власть шла долго. Выселение, которое произошло 23 февраля 1944 года, стало итогом многолетней подготовки, ответом на то, что чеченцы не признавали советскую власть начиная с 1917 года. Чеченцы всегда являлись одним из самых проблемных народов на Северном Кавказе. И все попытки установить советскую власть в Чеченской республики фактически закончились неудачей. В Чечне были восстания в 20-х, в 30-х годах.

Вся интеллигенция была расстреляна, потому как не удалось ее переделать в советскую. Всю религиозную верхушку — а это десятки тысячи людей — расстреляли или сослали в Сибирь, чтобы лишить, так сказать, мозга, центрального аппарата управления. Потому что считали, что на чеченское общество можно влиять через исламское руководство. В Кремле не понимали, почему чеченцы не признают советскую власть? И конечно, период войны был самым удобным моментом, чтобы объявить о том, что чеченцы сотрудничали с немцами. Но вся историческая горькая шутка заключается в том, что немцы не были на территории Чечни, и чеченцы не могли сотрудничать с немецкой армией по одной лишь причине, что немцы остановились, не доходя до Чечни. Но на тот момент советский народ был подготовлен воспринять: если сотрудничают с немцами, значит, правильно их выселяют. Хотя было понятно, что ни о каком сотрудничестве не может быть и речи. Чеченцы видели немцев только в новостных хрониках, которые показывали в селах, когда разъезжали агитаторы. Я имею в виду на техническую сторону, а человеческий фактор?

Что это значило для людей? Были ли какие-то эксцессы при депортации? Не могло не быть. Ведь речь шла о выселении 365 тыс. За два месяца до выселения в каждый дом чеченца расселили солдат, которых вывезли с фронта.

Многие из присутствовавших на митинге отметили, что подобного народного единения не наблюдали уже давно. Своей вступительной речью митинг открыл чеченский историк и политолог Джамбулат Сулейманов.

Историк отметил, что митинг приурочен к трагической дате выселения народа, но также преследует своей целью объединение чечено-ингушских диаспор. Митингующие вспоминали о родных и близких, умерших по пути следования в места депортации, а также в годы выселения, и о том, что Российская Федерация должна нести ответственность за деяния сталинского тоталитаризма. Завершающим актом митинга стало принятие резолюции, адресованной собравшимися к Совету Европы и странам всего мира.

В Казахстане я похоронила своего мужа, двоих детей, внуков даже. Никуда я не хочу уезжать», — говорит Есита Чинтиева. После сталинских репрессий Есита Чинтиева вышла замуж, работала в колхозе. После вышла замуж. В данное время живет в поселке Тасарык, Туркестанской области. В этот день чеченские семьи раздают садакъа милостыню нуждающимся.

Даем поминальный обед. Это страшная трагедия, которая останется черным пятном у всех нас. Было страшное время, когда казахи нам помогли, протянули руку помощи. Я хочу, чтоб молодое поколение никогда не забывало о том, что было, как нам казахский народ помог», — говорит Якуева Сакимат. Чеченцев и ингушей вывозили в товарных вагонах. Людей грузили без разбора, и стариков и женщин вместе. Никто не смотрел на больных, а погибших в дороге выбрасывали в степи. Очевидцы рассказывают, как 3 марта 1944 года в Восточно-Казахстанской области вагоны простояли почти сутки, из вагонов выгружали мужчин и женщин, стариков и детей, которым требовалась медицинская помощь. Следом выкидывали окочевшие трупы.

Берия лично руководил этой операцией и ходом ее проведения был доволен. За сутки из населенных пунктов были вывезены 333 739 человек, из них в вагонах, предназначенных для перевозки скота, — 176 950 человек. На семью разрешалось брать до 500 кг груза, но фактически большую часть вещей люди были вынуждены оставлять, так как в вагон загоняли по 45 человек для сравнения: при депортации немцев разрешалось брать по тонне вещей, которые транспортировали отдельно, а в вагон помещалось по 40 человек только с ручной кладью. Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте все будет возмещено.

Однако и тут обманули. Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей. Продовольствие, кров и работа не предоставлялись. Вымирали семьями.

Умиравшие в дороге от голода и болезней оставляли вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как конвоируемым запрещалось отходить от эшелона далее 5 метров. Более быстрому течению операции помешал обильный снег, выпавший 23 февраля. Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Задокументировано три расстрела неподчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом и «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» в третьем.

Операция продолжалась до 9 марта 1944 года. Было отправлено 180 эшелонов, 493 269 человек. Только в ходе их следования родилось 56 человек и умерло 1272. Хайбах В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944 года.

Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем «срывали график» депортации. По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани впоследствии сват премьера Алексея Косыгина более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо. Пытавшихся выбраться из охваченного пламенем строения расстреливали из пулеметов и автоматов. Формулировкой для массовой казни стали слова «ввиду нетранспортабельности».

23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ

23 февраля 2002, 22:02. В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей. Командование федеральной группировки накануне этой даты не предпринимало особых мер безопасности. Ардахар) депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. 74 года назад – 23 февраля 1944 года – в Чечено-Ингушской АССР началась операция «Чечевица» – тотальная депортация (этнический геноцид) ингушей и чеченцев.

Глава Ингушетии: 23 февраля — день трагедии народа и гордости за защитников Отечества

Открыт 23 февраля 1997 года в очередную годовщину депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица". В районе Назрани 23 февраля состоялся траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. Для обеспечения безопасности и общественного порядка в выходные дни (23-26 февраля) будут привлечены сотрудники МВД и МЧС, управлений ФСБ и войск национальной гвардии по Ингушетии. Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева.

«Чечевица-1944», или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 Февраля

Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения. По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента» , изъято более 20 тыс. Скрыться в горах сумели 6544 человека. Всего к 9 марта было принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом, с общим количеством переселяемых 493 269 человек то есть в среднем по 2740 человек на эшелон. Властями были предусмотрены медицинское и продовольственное сопровождение эшелонов переселенцев.

По пути следования эшелонов родилось 56 и умерло 1272 человека. Основной причиной гибели депортированных в сильные морозы назывались атмосферные и изменившиеся бытовые факторы, хронические изнуряющие заболевания, физическая слабость конвоируемых ввиду их преклонного либо юного возраста.

Как ранее информировало наше издание, в образовательных учреждениях региона пройдут уроки мужества, классные часы, конкурсы сочинений, информационные встречи, «круглые столы». В государственных музеях региона запланированы выставки картин, посвященные жертвам депортации ингушского народа. Минкультуры совместно с администрациями муниципалитетов планируется проведение литературно-тематических вечеров «Память о прошлом», читательских конференций и показ театральных спектаклей, посвященных Героям Отечества и трагической дате февраля 1944 года.

Исторические последствия Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей После операции «Чечевица», Чечено-Ингушская республика была ликвидирована, а её территория разделена между Грузией, Северо-Осетинской АССР и Дагестаном. В Казахской ССР было размещено 85 тысяч семей 411 тысяч человек. В Киргизии разместили 20 тысяч семей 86 тысяч человек.

Депортация привела к значительному сокращению численности вайнахов. Многие депортированные, несмотря на оказанную помощь со стороны местного населения, так и не смогли адаптироваться в новых условиях, умирали от голода и болезней. Жители Казахстана, страдающие от голода в условиях войны, делились с переселенцами последним куском хлеба, давали кров оставшимся без крыши над головой. До сих пор в Чечне мальчикам часто при рождении дают имя Казах в память о тех трагических событиях. Кроме того, следует отметить потери в культурно-исторической сфере. Были разграблены и уничтожены мечети, разрушались мусульманские кладбища. Проводились чистки в музеях, библиотеках, стирая историческую память вайнахов. Культурные ценности вывозились, оседая в частных коллекциях советского руководства.

Населённые пункты, улицы, целые районы получали новые названия. На фото: Анастас Микоян В 1956 году начался процесс реабилитации депортированных народов. Шанс на возвращение получили депортированные чеченцы и ингуши. Комиссию по реабилитации вайнахов возглавил Анастас Микоян, а в 1957 году Чечено-Ингушская автономия была восстановлена. Люди стали возвращаться на историческую родину. В 1991 году все депортированные народы Советского Союза были полностью реабилитированы, но в Казахстане и Киргизии до сих пор существуют довольно обширные чеченские и ингушские диаспоры. Мемориал памяти и славы в Назрани — железнодорожный состав, состоящий из вагона-теплушки и локомотива «Л-2046» Каждый год Россия отмечает 23 Февраля — День защитника Отечества, а для репрессированных в 1940-е годы чеченцев и ингушей это день скорби.

В Казахстан были завезены свыше 400 тысяч чеченцев и ингушей. Помощь простых жителей Казахстана во многом помогла переселенцам. Простые жители Казахстана, сами нуждающиеся и бедствующие, делились последним куском. Эта трагедия объединила казахов, чеченцев, ингушей и другие народы вопреки всем невзгодам. Именно коренные народы оказали первую поддержку переселенцам.

Чеченцы и ингуши породнились с казахами и стали братскими народами. В Чечне и Ингушетии по сегодняшний день помнят об этом. Часто мальчикам дают имя - Казах, - говорит Руслан Баматгереев. Лишь через 12 лет после переселения, в 1956 году, после смерти Сталина с людей были сняты ограничения по передвижению, однако возвращаться на родину им не разрешалось. Несмотря на это, весной 1957 года в восстановленную Чечено-Ингушскую АССР возвратились 140 тысяч насильственно депортированных.

Воспоминания чеченцев, переживших депортацию в Казахстан. Арапиев: «В переполненных до предела «телячьих вагонах», без света и воды, почти месяц следовали мы к неизвестному месту назначения... Пошёл гулять тиф. Лечения никакого, шла война... Во время коротких стоянок, на глухих безлюдных разъездах возле поезда, в чёрном от паровозной копоти снегу, хоронили умерших уход от вагона дальше, чем на пять метров, грозил смертью на месте ».

Селим А, 1902 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий