В понедельник, 23 февраля, исполняется 60 лет с того дня, когда по распоряжению Сталина началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа. Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева. Завтра, 23 февраля, исполняется 67 лет со дня депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию.
Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию
с 23 февраля по 9 марта 1944 года была произведена насильственная депортация чеченцев и ингушей с мест их постоянного проживания в отдалённые районы Казахстана и Киргизии (частично — в Таджикскую и Узбекскую ССР). Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Видео о 80 лет назад Сталин депортировал чеченцев и ингушей, 23 февраля День защитника Отечества или день скорби?, Монолог чеченца. Депортация чеченцев и ингушей началась 23 февраля 1944 года.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
- Фотографии
- Как-то не заладилось
- 23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
- 23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей – История и современность – Новости
- Память депортированных 75 лет назад чеченцев и ингушей почтили в республиках
Глава Ингушетии: 23 февраля — день трагедии народа и гордости за защитников Отечества
Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта 1944 года. Операция началась по кодовому слову «Пантера» , которое было передано по радио. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения. По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента» , изъято более 20 тыс. Скрыться в горах сумели 6544 человека. Всего к 9 марта было принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом, с общим количеством переселяемых 493 269 человек то есть в среднем по 2740 человек на эшелон.
Властями были предусмотрены медицинское и продовольственное сопровождение эшелонов переселенцев.
В нем собраны материалы, отражающие вклад проживавших в то время в СССР немцев, карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей и балкарцев, обвиненных в коллаборационизме и репрессированных. Книга была издана по инициативе и на средства межрегиональной общественной организации «Союз репрессированных народов России», а также на частные пожертвования. Спикер парламента Ингушетии Махмуд Сакалов на презентации книги отметил, что издание книги на основании неопровержимых документальных источников о роли репрессированных народов в Победе в Великой Отечественной войне является знаменательным событием, значимость которого невозможно переоценить. Все наравне делили тяготы военного времени. Однако единение и мужество перед лицом смертельной опасности, массовый героизм и самоотверженность бойцов не были приняты во внимание тоталитарным режимом, когда начались массовые репрессии", - заявил Сакалов. По его словам, монография является масштабным и глубоким исследованием актуальных вопросов истории депортированных народов, говорится в сообщении на официальном сайте Республики Ингушетия. В издании, вышедшем 6-тысячным тиражом, описываются судьбы представителей репрессированных народов, в частности, Георгия Ленгемаки - одного из создателей "Катюши", в последствии приговоренного к высшей мере наказания, легендарного пулеметчика Хампаши Нурадилова, Ширвани Костоева, получившего звание Героя России посмертно спустя много лет, передает "Северный Кавказ".
Председатель Союза репрессированных народов Российской Федерации, инициатор создания книги Аркадий Горяев считает, что построение справедливого общества в России невозможно без реабилитации репрессированных народов.
После прибытия депортированных в места расселения оказалось, что многие колхозы и совхозы не предоставили или не были в состоянии предоставить спецпереселенцам кров, продовольствие и работу. Положение депортированных ингушей и чеченцев было крайне тяжелым. В период с 1944 по 1948 года в ссылке умерло более 120 000 человек.
В своей сути, это был геноцид по национальному и религиозному признакам.
Нас не увезут туда, где нет Аллаха! Но они это все прошли достойно, и дай Аллах, чтоб такое больше никогда не повторялось", - подписал изображение Нурмагомедов. Он заявил, что боль депортации никогда не сотрется из памяти потомков, но отметил необходимость двигаться вперед и занять "достойное место в братской семье народов и регионов России". Депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Кыргызстан происходила в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.
Чеченские чиновники ограничились постами о депортации на фоне празднования 23 февраля
23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши из каждого села были приглашены принять участие в праздновании Дня Красной Армии. Новостной информационный проект российских мусульман, Новости, История и современность, 23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей. Операция Чечевица: Почему случилась массовая депортация чеченцев и ингушей в 1944 году, куда их переселяли и что с ними стало. В Ингушетии и Чечне 23 февраля прошли митинги в память о 77-й годовщине депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. день вопиющего преступления в отношении чеченского и ингушского народов. весьма скорбная дата.
23 февраля: в Париже вспоминали жертв сталинской депортации чеченцев и ингушей
Сотрудникам давали от 10 минут до двух часов на сборы. Всего было вывезено 333,7 тыс жителей республики. Разрешалось брать по 500 кг груза на семью, но жителей по-прежнему заставляли брать с собой только самое необходимое — в машину загнали 45 человек, и для них не нашлось места. Когда немцев депортировали, вещи возили отдельно, и на семью можно было взять до 1 тонны груза. С имуществом тоже обманули. При депортации было сказано, что скот и зерно будут возвращены. Однако на новое место ничего не вернули, а работу новым поселенцам не подобрали. Народ сопротивлялся. Наркомат госбезопасности сообщил о «ряде безобразных фактов о нарушениях революционной законности, самовольных расстрелах чеченских старух, оставшихся после переселения, больных, увечных, не выдержавших».
Когда иллюзии скорого возвращения на родную землю рассеялись, спецпоселенцы стали искать и находить способы и механизмы отстаивания своих прав. Об этих нюансах достаточно объёмно написал казахский исследователь Жарас Акишевич Ермекбаев. Надо также отметить, что со временем и местное население изменило свое отношение к «наказанным народам».
Казахи, киргизы, в районах компактного проживания которых создавались спецпоселения чеченцев и ингушей, стали всячески помогать невинно пострадавшим. До сих пор немало семей поддерживают не только дружеские, но и родственные отношения с представителями этих народов, в то трудное время подавших руку братской помощи нуждающимся. А нужда была во всём.
Положение изменилось практически сразу же после смерти тирана Сталина. Как 13 лет проживания на чужбине в тяжелейших условиях повлияли на народ? Он стал консолидированным.
Ещё более окрепла непоколебимость его веры во всемогущество Всевышнего, в справедливость Его суда. Расцвели его духовно-нравственные силы. Общая беда, общность судьбы укрепляли узы единства.
И такое состояние нашего этноса сохранялось до политического раскола чеченского общества на рубеже 80-х — 90-х гг. Идеологи деструктивных сил, тогда активно действовавших, по наущению своих «кураторов» и «инвесторов» сделали немало, чтобы разрушить это единство, руководствуясь известным принципом «разделяй и властвуй». Хвала Аллаху, что нашёлся человек, глубоко осознавший недальновидность и пагубность этих явлений, и поэтому взявший на себя ответственность за будущее своего народа.
Он — Ахмат-Хаджи Кадыров — ради этой благородной цели пожертвовал своей жизнью, показав нам всем пример беззаветного служения своему народу. Дала гIазот къобал дойла цуьнан! С чем столкнулись люди, возвращавшиеся на родину после реабилитации?
С чем может столкнуться человек, встреченный в своём родном, родительском доме, ну скажем так, как непрощенный гость? Каково может быть его морально-психологическое состояние? Ответ очевиден!
Процесс полной реабилитации репрессированных народов должен был начаться сразу же после ХХ съезда КПСС февраль 1956 г. Можно сказать, что он начался, но не в отношении чеченского и ингушского народов. Тогда был начат поиск приемлемого для иерархии официальной власти варианта невозвращения чеченцев и ингушей на свою историческую родину.
Можно сказать, что конструировался вариант их резервации в местах спецпоселений. Однако, когда руководству страны стало ясно со всей очевидностью, что с таким решением не согласится чеченский народ, самый многочисленный из северокавказских народов, и он будет поддержан братьями-ингушами, в кабинетах Кремля стали понимать ближе к осени 1956 г. Этот директивный документ и дал старт практической реализации полной реабилитации чеченцев и ингушей.
После их поголовного выселения практически все населённые пункты, за небольшим исключением, были заселены новыми жителями из различных регионов Советского Союза. Если старожилы бывшей Чечено-Ингушетии в основной массе своей с пониманием относились к возвращению на свою землю её автохтонов, то «новосёлы», за редким исключением, проявляли не только недоброжелательность, но порою и враждебность. Такое отношение приводило к конфликтам, в т.
Об этих проблемах честно и откровенно на разных партийных форумах говорили Муслим Гайрбеков, Шамсуддин Сагаев, Ваха Татаев, Дзияудин Мальсагов и другие. Ситуация заметно успокоилась в 1961-1962 гг. До сих пор много людей проживают в тех местах, в чем основная причина того, что люди остаются там?
Материальная проблема или что-то иное? Действует ли программа по возвращению желающих домой? К концу 1961 года из Казахстана и Киргизии возвратились 468 тыс.
В последующие годы каких-либо правовых преград для возвращения на свою историческую родину у чеченцев и ингушей не было. В официальных документах констатировалось, что к концу 1962 года все чеченцы и ингуши, пожелавшие вернуться в Чечено-Ингушскую АССР, такой возможностью воспользовались. Оставались жить в Казахстане, Киргизии, Узбекистане по собственной воле.
По официальным данным, в ходе операции были убиты 780 человек, арестованы 2016 «антисоветского элемента», изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, в том числе 4868 винтовок, 479 пулемётов и автоматов. Скрыться в горах сумели 6544 человека. Основными причинами гибели людей стали голод и тяжелые погодные условия. Некоторые умирали от тифа и других инфекционных заболеваний. Людей во время стоянок на станциях хоронили прямо в снегу. Чеченцев и ингушей выселяли не только с их исторической родины, но и из всех других городов и районов. Находившихся в рядах армии демобилизовали и среди них были Герои Советского Союза.
В Казахстан были завезены свыше 400 тысяч чеченцев и ингушей. Помощь простых жителей Казахстана во многом помогла переселенцам. Простые жители Казахстана, сами нуждающиеся и бедствующие, делились последним куском. Эта трагедия объединила казахов, чеченцев, ингушей и другие народы вопреки всем невзгодам. Именно коренные народы оказали первую поддержку переселенцам. Чеченцы и ингуши породнились с казахами и стали братскими народами. В Чечне и Ингушетии по сегодняшний день помнят об этом.
Часто мальчикам дают имя - Казах, - говорит Руслан Баматгереев. Лишь через 12 лет после переселения, в 1956 году, после смерти Сталина с людей были сняты ограничения по передвижению, однако возвращаться на родину им не разрешалось.
Он заявил, что боль депортации никогда не сотрется из памяти потомков, но отметил необходимость двигаться вперед и занять "достойное место в братской семье народов и регионов России". Депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Кыргызстан происходила в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. В ходе операции "Чечевица", по разным оценкам, было выселено от 500 до 650 тысяч чеченцев и ингушей. В ходе выселения и первые годы после него погибли примерно 100 тысяч чеченцев и 23 тысячи ингушей, то есть примерно каждый четвертый из обоих народов.
Навигация по записям
- 23 февраля: Депортация чеченцев и ингушей.: leonard17 — LiveJournal
- 23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ
- Депортация чеченцев и ингушей глазами свидетелей • Arzamas
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
- "Не те чеченцы". Семья Ташухаджиевых - Евгений Норин | Boosty
- Операция «Чечевица»: Какой была депортация чеченцев и ингушей в 1944
Геноцид Ингушей и Чеченцев 23 февраля 1944 года - YouTube
Вся акция была проведена в 2-3 часа… Потом они были посажены в товарные поезда, которые стояли наготове в городе Грозном…" Ужасы депортации В общей сложности изгнанию с Кавказа подверглось около полумиллиона чеченцев и ингушей. Однако этим Сталин и Берия не ограничились. Все ингуши и чеченцы на территории Советского Союза были арестованы и также были высланы в Среднюю Азию. Сталинские палачи не пощадили даже горцев, воевавших на передовой против фашистов. Солдаты и офицеры чеченской и ингушской национальностей отзывались с фронта, с них срывались погоны, ордена и медали, и они так же, как и их матери, жены, дети, отцы и внуки грузились в скотские вагоны. Не оставили даже партийных работников и государственных служащих. Их, наверное за заслуги перед партией, сгоняли в вагоны последними.
По пути в Среднюю Азию в нечеловеческих условиях от холода, голода, болезней погибли более десяти тысяч человек. Тела умерших отбирали у родных и выбрасывали их вдоль железнодорожных путей. Осознав, что делают с умершими, горцы начали прятать трупы, чтобы хотя бы довезти их до места депортации и предать по исламским обрядам земле. По прибытии на место, горцев просто высадили в голой степи. Десятки тысяч человек умерли уже в первые месяцы, поскольку им не предоставили ни жилья, ни пропитания. Власти на местах были не готовы, а зачастую просто не хотели помогать спецпоселенцам.
Многие колхозы отказывались принимать депортированных, происходили конфликты с местным населением. Только за первые три года после прибытия в Среднюю Азию вымерла четверть от общего числа депортированных, то есть около ста с лишним тысяч человек. Сейчас ученые много спорят о том, что двигало Сталиным и Берией, когда они принимали столь чудовищные решения о депортациях и геноциде целых народов.
По чеченской традиции, каждый крупный чеченский тейп составлял и вёл свою летопись историю. Многие известные этнографы и историки ХIХ в.
Лаудаев, А. Берже, Г. Вертепов, Е. Максимов, И. Попов, Н.
Семенов, А. Ипполитов, И. Бартоломей, П. Головинский и др. Милютин отмечал, что чеченские учёные-арабисты занимались поисками следов своего прошлого [5].
Лаудаев, первый чеченский этнограф, подчеркивал, что при написании своей работы «Чеченское племя» пользовался рукописью на арабском языке, содержавшей хронологический перечень событий в Чечне и в целом на Кавказе [11, c. Писатель К. Гатуев упоминал «родовые книги чеченцев, хранящиеся в тайниках фамильных летописцев» [8, c. Тотоев, — нельзя не упомянуть без сожаления об оставшихся в забвении собственно чеченских летописях, хрониках-таптирах, написанных арабским алфавитом на чеченском языке… Это бесспорно уникальные источники, значение которых определенно выходит за пределы собственно чеченской истории» [23, c. Кроме чеченских преданий, летописей и хроник, следует упомянуть и цельные исторические труды чеченских авторов периода средневековья и нового времени, написанные на арабском языке.
Иваненков пишет о 52-летнем авторе Магомете Алиеве, ведущего на арабском запись событий из чеченской истории [10, c. Чеченский писатель и историк начала ХХ в. Ибрагим-бек Саракаев называет неизвестную арабскую рукопись Арсануко-Хаджи Центороевского «О происхождении чеченцев» [22]. Этнограф П. Максимов обнаружил в конце 20-х гг.
Он даже приводит из нее отрывок [13, c. Сведения о подобных источниках относительно этногенеза чеченцев приводит и Н. Белозерская [2, c. Почему же эти бесценные источники оказались недоступны современным исследователям? Как известно, 23 февраля 1944 г.
Но их лишили не только родины: Сталин отдал приказ уничтожить всё, что могло напоминать о существовании этих народов, чтобы уничтожить даже саму память о них. Ничто не должно было напоминать о том, что такие народы вообще существовали на земле. По этому приказу уничтожались тептары рукописи чеченцев об их истории и происхождении, редкие книги и архивы, записи фольклорных текстов, практически любая литература и периодические издания с упоминаниями чеченцев и ингушей, в горах взрывались средневековые башни, гробницы и святилища, с землей сравнивались кладбища, а надгробия с надписями разбивались и использовались для строительных работ. С исторических карт исчезли все упоминания о чеченцах. Были изменены все топонимические названия.
По свидетельству очевидцев, чеченские тептары грузовиками свозились в центр Грозного и здесь прилюдно сжигались. Так были уничтожены все письменные источники об этнографии и этнической истории чеченцев и ингушей. В результате этих сталинских репрессий культуре чеченцев был нанесён огромный, непоправимый вред [4, c. Видимо, освоение нахами нахчи древнее название предков чеченцев и ингушей равнины и гор современной Чечни и близлежащих районов происходило почти одновременно, но не позднее конца II-го тысячелетия до н. Древнеармянские источники называют нахов нахчматьянами.
Видимо, отсюда и произошло самоназвание чеченцев — нохчи. Профессор В. Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н. Виноградов [5, c. Ещё более определеннее высказывается Г.
Гумба, который отмечает, что версия археологов о возможном нахском облике кобанской культуры подтверждается данными письменных источников, и более того, сама постановка вопроса о связи нахского этноса с кобанской археологической культурой не только правомерна, но давно уже подготовлена развитием всей кавказоведческой науки [9, c. По мнению профессора Г. Гумбы, в I-м тысячелетии до н. При этом границы страны нахов у грузинского историка Леонтия Мровели и у армянского географа в «Ашхарацуйце» полностью совпадают: на западе — Приэльбрусье и верховье Ингури, на юге — Эгрисский и Рачинский хребты, северные отроги Лихского хребта, Цилканские Дурдзукские, Сарматские ворота у Жинвали. К сожалению, ни армянский, ни грузинский источники не дают никакой информации о северных рубежах древней страны нахов [9, c.
Многие видные советские учёные-кавказоведы, а сегодня и российские, доказывают, что чеченский народ сформировался на современной территории Чеченской Республики в глубокой древности. Алексеев пишет: «Сопоставляя антропологические наблюдения с изолированным положением вайнахских языков и многими чертами культуры вайнахских народов, свидетельствующими о ее глубокой древности, можно сформулировать два положения: а предки вайнахских народов заняли современный вайнахский ареал, наверное, еще до эпохи бронзы; б они развивались при значительном влиянии изоляции интенсивного приспособления к географическим условиям и климату высокогорья» [1, c. Рауф Мунчаев полагает, что начало процесса этнокультурного развития нахов чеченцев относится к ранней бронзе III тысячелетие до н. Профессор Г. Гумба, опираясь на многие источники, в первую очередь древнеармянские и древнегрузинские, пишет, что на Центральном Кавказе с середины I-го тысячелетия до н.
По его мнению, даже в «III-м в.
Разрешалось брать по 500 кг груза на семью, но жителей по-прежнему заставляли брать с собой только самое необходимое — в машину загнали 45 человек, и для них не нашлось места. Когда немцев депортировали, вещи возили отдельно, и на семью можно было взять до 1 тонны груза. С имуществом тоже обманули. При депортации было сказано, что скот и зерно будут возвращены. Однако на новое место ничего не вернули, а работу новым поселенцам не подобрали. Народ сопротивлялся.
Наркомат госбезопасности сообщил о «ряде безобразных фактов о нарушениях революционной законности, самовольных расстрелах чеченских старух, оставшихся после переселения, больных, увечных, не выдержавших». С противниками, не желающими двигаться, разговор был коротким. Задокументировано несколько инцидентов со стрельбой.
В весенние месяцы 1942 года на территории Чечено-Ингушской автономной республики были приостановлены мобилизационные мероприятия. Власти мотивировали это тем, что чеченцы и ингуши не употребляют в пищу свинину, а она была в то время основным ингредиентом для производства тушёнки, отправляемой на фронт. По первоначальному плану высылка ингушей и чеченцев должна была осуществляться в Омскую и Новосибирскую область, а также в Алтайский край. В декабре 1943 года территории депортации были изменены. В республике перед самым началом депортации объявили о проведении военных учений, чтобы успокоить местное население. Под предлогом «учений» в горные районы Северного Кавказа армия. Общее число военнослужащих, непосредственно осуществляющих депортацию, составляло почти 100 тысяч солдат и офицеров.
Депортация началась в 2:00 23 февраля 1944 года. Осуществлялись мероприятия насильственными методами, солдаты выгоняли людей из своих жилищ, конвоировали на вокзалы и грузили в эшелоны. В труднодоступных, горных районах Чечено-Ингушской республики, откуда сложно было вывести людей, участниками операции стирались с лица земли целые аулы вместе с жителями. Власти долгое время отрицали насильственные методы проведения депортации, но по свидетельству очевидцев имели место расстрелы пожилых людей, инвалидов, сожжение домов, жестокое избиение тех, кто оказывал сопротивление. Закончилась операция 9 марта 1944 года. Простая статистика, а за ней трагедия двух народов. В ходе насильственной депортации в эшелонах от голода и холода погибло 1 272 человека, 750 человек были убиты непосредственно на месте задержания. Были среди депортированных и беременные, а потому в тех же вагонах родилось 56 малышей. Последним эшелоном, оправившимся к месту депортации, был эшелон с руководящими работниками республики и религиозными лидерами. По официальным отчётам НКВД скрылись от насильственного переселения в высокогорных районах 6 544 человек, а 285 человек с тяжёлыми заболеваниями были отправлены в больницы и госпитали.
Дополнительные мероприятия Кроме территории Чечено-Ингушской АССР, депортация проводилась в других регионах Советского Союза, а также демобилизация чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев из рядов Красной армии. Вайнахам, из числа офицеров и рядового состава, находящимся на передовой и тыловых частях, предписывалось отправиться в Алма-Ату.
В Чечне и Ингушетии почтили память жертв депортации
К мероприятию на территории комплекса установили автомобиль ГАЗ-М-20 "Победа" с надписью "Дорога домой" в память об ингушах, которые на личных машинах вывозили соотечественников из Казахстана. Эти люди, рискуя своей жизнью и не жалея своего здоровья, возвращали земляков домой, этим памятником мы решили увековечить их подвиг, отвагу и любовь к Родине". В регионах Ингушетии в память о событии раздали продуктовые наборы, провели театрализованные постановки и выставки. Были организованы выезды в Казахстан и Киргизию для благоустройства старых ингушских кладбищ.
В октябре 1941 г. В январе 1942 г. В марте 1942 г.
В 1943 г. Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. Операция «Чечевица» 23 февраля 1944 года в 2 часа ночи началась операция под кодовым названием «Чечевица», цель которой заключалась в этнической депортации — тотальном переселении жителей Чечено-Ингушской АССР. В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Когда набиралось определенное количество, солдаты брали их в кольцо.
После приходили за женщинами и детьми. На сборы давалось от 10 минут до 2 часов. Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия. Берия лично руководил этой операцией и ходом ее проведения был доволен. За сутки из населенных пунктов были вывезены 333 739 человек, из них в вагонах, предназначенных для перевозки скота, — 176 950 человек. На семью разрешалось брать до 500 кг груза, но фактически большую часть вещей люди были вынуждены оставлять, так как в вагон загоняли по 45 человек для сравнения: при депортации немцев разрешалось брать по тонне вещей, которые транспортировали отдельно, а в вагон помещалось по 40 человек с ручной кладью.
Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте все будет возмещено. Однако и тут обманули. Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей. Продовольствие, кров и работа не предоставлялись. Вымирали семьями. Умерших в дороге от голода и болезней оставляли вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как конвоируемым запрещалось отходить от эшелона далее чем на 5 метров.
Если кто-то умирал, его выбрасывали в пути, мужчин и стариков избивали. Это было страшное время. Когда наш состав остановился на одной из станций, нас заставили выйти и делали так, чтобы семьи не были вместе, отделяли. Мне удалось остаться с мамой. Мы остались на станции «Уш тобе», нас приняли местные жители, делились с нами самым дорогим — своим добрым отношением, нас никогда не обделяли». Из рассказа Чоки Шамсадова, дедушке 100 лет: «Загружали в вагоны и везли людей в неведении, мы не понимали куда мы едем. Никто не учитывал наших адатов обычаев.
Женщин сажали вместе со стариками и мужчинами. Мужчины не могли пойти в туалет и умирали от разрыва мочевого. Ну как бы они это сделали перед старейшинами? В Казахстане, я помню, выкинули нас около 80 человек в степи, где нас окружили казахские аксакалы и долгое время не могли подойти близко. Позже мы узнали, что казахов пугали, мол, везут к вам людоедов. Нас в тот день забрали в казахские семьи, так мы и остались тут», — рассказывает Чока Шамсадов. Чеченская молодежь Шымкента Не остается в стороне от общественной жизни и чеченская молодежь в Шымкенте.
Молодые ребята известны в разных сферах, многие из них спортсмены, которые известны даже за пределами страны.
Вайнахам, из числа офицеров и рядового состава, находящимся на передовой и тыловых частях, предписывалось отправиться в Алма-Ату. В столице Казахской ССР они поступали в распоряжение отделов спецпоселений НКВД, а дальше направлялись в северные регионы Советского Союза, где их использовали на строительстве дорог и заготовке леса. Они получали статус спецпоселенцев. Всего из армии в 1944 году было уволено 6 488 солдат, 1 696 сержантов и 710 офицеров. После окончания Второй мировой войны с военнослужащих из числа депортированных народностей сняли статус спецпоселенцев, но селиться в пределах своей исторической родины им было запрещено. Ингушская семья Газдиевых у тела умершей дочери. Казахстан, 1944 год Wikimedia Commons Депортации подверглись чеченцы и ингуши, проживавшие в Грузии, Осетии, Дагестане. Коснулась депортация и заключённых.
Независимо от места заключения все заключённые чеченской и ингушской национальности переводились в колонии и тюрьмы на территории Казахстана и Средней Азии. От насильственного переселения освобождались чеченцы и ингуши, имевшие особые заслуги перед советской страной. Но среди этой категории нашлись те, кто добровольно выехали в населённые пункты Казахстана и Киргизии. Примечательно, что чеченки, вышедшие замуж за представителей других народов СССР, не подлежали депортации, а вот русские женщины, связавшие свою судьбу с чеченским мужчиной, отправлялись с ними в далёкую Среднюю Азию. Можно было развестись и остаться дома, но дети от таких браков отправлялись на поселения с отцом. Таким образом, общее число депортированных чеченцев и ингушей за всё время проведения операции «Чечевица», составило более 650 тысяч человек. Советская власть потратила на насильственный вывоз вайнахов 150 миллионов рублей. Исторические последствия Митинг в Страсбурге представителей чеченской диаспоры во Франции 23 февраля 2017 года в память депортации чеченцев и ингушей После операции «Чечевица», Чечено-Ингушская республика была ликвидирована, а её территория разделена между Грузией, Северо-Осетинской АССР и Дагестаном. В Казахской ССР было размещено 85 тысяч семей 411 тысяч человек.
В Киргизии разместили 20 тысяч семей 86 тысяч человек. Депортация привела к значительному сокращению численности вайнахов.
23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей
Открыт 23 февраля 1997 года в очередную годовщину депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. Самым трагичным днём в истории чеченцев и ингушей является 23 февраля.
Полторы тысячи чеченцев и ингушей погибли при депортации 23 февраля 1944 года
И многие, кто стеснялся делать это при всех, умирали от разрыва мочевого пузыря. Но, конечно, депортировать жителей горных районов, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были сильно разбросаны по большой территории, а приказ от высшего руководства был однозначным: не оставлять на местах никого. Потому одним из самых известных и трагичных решений стал инцидент, когда были сожжены и расстреляны 700 человек. По мнениям историков есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство. По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии.
Демонстранты держали в руках зеленые флаги и плакаты с явно антироссийскими лозунгами некоторые - по-английски и кричали федеральным войскам, проезжающим по трассе, чтобы те покинули Чечню. Как сообщили "Интерфаксу" в МВД Ингушетии, сотрудники милиции потребовали убрать антироссийские плакаты, однако митингующие начали возмущаться и не подчинились требованиям. Митинг приурочен к 56 годовщине сталинской депортации чеченцев и ингушей. Этой же годовщине был посвящен многотысячный траурный митинг в столице Ингушетии Назрани, у мемориального комплекса жертвам политических репрессий.
Это произошло из-за отказа чеченцев от поставки хлеба государству. Весной 1930 года антисоветское движение только усилилось, и снова потребовалось введение войск. В 1932 году коллективизация породила новое массовое восстание чеченцев, подавленное военными и закончившееся депортацией целых аулов. Всего с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых. За этот период Красная армия потеряла там более 3500 своих бойцов. Очередное вооруженное антисоветское восстание началось в январе 1940 года. Причины депортации Привыкшие к постоянным стычкам с военными и веками оттесняемые с плодородных земель в горы более сильным противником чеченцы зачастую организовывали бандформирования, совершавшие набеги на близлежащие станицы.
Дополнительным поводом к силовой операции послужило массовое дезертирство. Заместитель наркома, комиссар госбезопасности 2-го ранга Кобулов так писал в докладной записке Берии: «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии. При первой мобилизации в августе 1941 г. В октябре 1941 г. В январе 1942 г. В марте 1942 г. В 1943 г.
Они ведут активную антисоветскую работу, укрывают бандитов, немецких парашютистов. При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. Операция «Чечевица» 23 февраля 1944 года в 2 часа ночи началась операция под кодовым названием «Чечевица», цель которой заключалась в этнической депортации — тотальном переселении жителей Чечено-Ингушской АССР. В 6 часов утра в дома чеченцев и ингушей стали стучать солдаты и созывать мужчин на празднование Дня Красной Армии. Когда набиралось определенное количество, солдаты брали их в кольцо. После приходили за женщинами и детьми. На сборы давалось от 10 минут до 2 часов.
Любая попытка сопротивления пресекалась применением оружия.
Сталинские палачи не пощадили даже горцев, воевавших на передовой против фашистов. Солдаты и офицеры чеченской и ингушской национальностей отзывались с фронта, с них срывались погоны, ордена и медали, и они так же, как и их матери, жены, дети, отцы и внуки грузились в скотские вагоны. Не оставили даже партийных работников и государственных служащих. Их, наверное за заслуги перед партией, сгоняли в вагоны последними. По пути в Среднюю Азию в нечеловеческих условиях от холода, голода, болезней погибли более десяти тысяч человек.
Тела умерших отбирали у родных и выбрасывали их вдоль железнодорожных путей. Осознав, что делают с умершими, горцы начали прятать трупы, чтобы хотя бы довезти их до места депортации и предать по исламским обрядам земле. По прибытии на место, горцев просто высадили в голой степи. Десятки тысяч человек умерли уже в первые месяцы, поскольку им не предоставили ни жилья, ни пропитания. Власти на местах были не готовы, а зачастую просто не хотели помогать спецпоселенцам. Многие колхозы отказывались принимать депортированных, происходили конфликты с местным населением.
Только за первые три года после прибытия в Среднюю Азию вымерла четверть от общего числа депортированных, то есть около ста с лишним тысяч человек. Сейчас ученые много спорят о том, что двигало Сталиным и Берией, когда они принимали столь чудовищные решения о депортациях и геноциде целых народов. Изощренная политика стравливания некогда братских народов с начала 1930-х годов породила в стране всеобщую, насильственную "миграцию населения". Горцев выселяли на равнину, чеченцев, ингушей и другие горские народы — в Казахстан и Киргизию. Причем на освобождавшиеся места переселяли другие народы-"побратимы" — осетин в Ингушетию, лакцев на земли чеченцев-акинцев, аварцев в Чечню.