23 февраля, на рассвете, в дома чеченцев и ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами и винтовками. Чеченцы и ингуши при Советской власти жили зажиточно, в достатке, гораздо лучше, чем в дореволюционное время, в чём я лично убедился после четырёх месяцев с лишним нахождения на территории Чечено-Ингушетии. 23 февраля 1944 года стало одним из самых трагичных дней в истории чеченцев и ингушей. Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. чеченцы, ингуши, депортация, операция "чечевица", ссср, новости россии.
Читайте также:
- В той же категории
- Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей — Викиновости
- Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля
- Завтра 67-я годовщина со дня депортации чеченцев и ингушей
- Депортация чеченцев и ингушей — Википедия
23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ
Приказ от высшего руководства был однозначным — не оставлять на местах никого. Одним из известных и трагичных решений, по мнению кавказских историков, стал инцидент, когда якобы были сожжены и расстреляны 700 человек. И было принято решение их уничтожить. Людей согнали в большую конюшню, якобы переночевать. Попросили помочь утеплить ее сеном, чтобы ветер не дул, и после этого заживо сожгли всех этих людей. Поняв, что произошло, люди начали бежать к воротам, которые раскрылись под их натиском. Увидев это, Гвишиани, отвечающий за их выселение, отдал приказ открыть по ним огонь", - излагает одну из версий тех событий Муса Ибрагимов. Несмотря на многочисленные споры о реальности этого преступления, есть свидетели, которые детально описывали произошедшее и добивались наказания виновных.
Это люди, которые в момент сожжения конюшни оказались на стойбищах высоко в горах или куда-то отлучились из дома. Им оставалось только наблюдать. Это приказ Серова и Берии", - отмечает историк. Была создана комиссия, которая, выехав на место, обнаружила останки сотен людей. Однако протокол об обследовании не был обнародован. Несмотря на показания десятков свидетелей и найденные останки, статус Хайбаха не определен до сих пор. Некоторые историки, основываясь на документах тех лет, утверждают, что сожжение 700 человек в высокогорном Галанчожском районе— "историческая фальшивка".
После принятия в 1991 года закона о реабилитации репрессированных народов их лишили наград. Гвишиани искали, но точных сведений о его дальнейшей судьбе нет", - уточняет профессор Муса Ибрагимов. Еще одно массовое захоронение найдено на территории Урус-Мартановской больницы. Сейчас там стоит памятник невинным жертвам переселения. Распределили депортированных людей в разных районах Казахстана. Наибольшее количество осталось в Карагандинской области, Кустанае, Восточно-Казахстанской области, Актюбинске. Особо сложно из-за холодов было людям, оказавшимся в северной части страны.
Рейсы для депортации с Сахалина не идут В ходе операции выселения чеченцев и ингушей возникали и курьезные случаи. Уроженец Чечни Саид Хасуев проходил в этот период службу на острове Сахалин. Числившемуся на хорошем счету милиционеру, чтобы избежать депортации, было предложено поменять в документах национальность. Было решено его депортировать. Затем задумались: получается, что его направляют на Восток из точки, самой отдаленной в стране от Кавказа. Один из командиров Хасуева тогда сказал: "Дальше высылать некуда", и решено было оставить на службе чеченца. Правда, больше наград и повышений, несмотря на отличную службу, у Саида не было", председатель Союза журналистов Чеченской Республики, кандидат исторических наук Ислам Хатуев.
В начале 80-х сын Хасуева, служивший в погранвойсках на Курилах, погиб в перестрелке с нарушителями границы. Похоронили его с почестями и посмертно наградили медалью. Еще один интересный случай произошел с уроженцами чеченского селения Чишки. Боец Красной армии Сайд-Эми Дельмаев, возвращаясь с линии фронта в родовое село, заглянул в один из домов обезлюдевшего села Старые Атаги и обратил внимание на фотографии, сваленные в кучи на полу. На двух из них были изображены миловидные девушки. Два понравившихся снимка он положил в карман. Как и другие фронтовики из депортированных народов, Сайд-Эми отправился в Казахстан на поиски выживших родственников.
Память избирательна. Каждый человек всегда найдет оправдание собственным неблаговидным поступкам. Каждый способен простить самому себе даже чертовски гнусную подлость. А простив, постарается забыть. Останется только маленькое, расплывчатое, стертое временем пятнышко где-то в подсознании, которое когда-нибудь спустя десятки лет вдруг раскроется и начнет саднить с прежней силой. Примерно то же происходит с целыми народами. Десятки, сотни тысяч умов, спаянные в единое целое коллективным бессознательным, с удовольствием вспоминают далекое героическое прошлое, мудрых правителей, благородных полководцев, великих творцов своей страны. И старательно забывают, переиначивают, ищут хоть крупицу положительного в неприглядных и страшных страницах собственной истории. Как-то не заладилось Отношения у чеченского и ингушского народов с советской властью складывались непросто.
Впрочем, вряд ли можно было ожидать сердечной привязанности, памятуя о: — карательных экспедициях русских войск в Чечню, длившихся с 1721 по 1783 годы и сопровождавшихся сожжением целых аулов, взятием заложников из наиболее влиятельных чеченских семей, казнями и насильственным приведением населения к присяге на подданство России; — ответной ненависти и массовых восстаниях против колонизации; — совместном вооруженном восстании чеченцев, осетин, ингушей и кабардинцев против российских властей 1804 года; — оттеснении чеченцев с плодородных равнинных земель в горы наместником Кавказа генералом Ермоловым; — и о других восстаниях, набегах, длившихся без значительных перерывов до марта 1920 года, когда войска Красной армии вошли в Грозный. И уже в сентябре 1920 года началось массовое антисоветское восстание в горных районах Чечни и северного Дагестана, подавленное Советской армией только в марте 1921-го. Весной 1923 года чеченцы разгромили избирательные участки, противясь навязыванию «своих людей» центральными органами на выборах в местные советы. На подавление этого мятежа была брошена дивизия НКВД. Еще более масштабная войсковая операция была проведена в августе 1925 с целью разоружения населения, пресечения грабежей и угона скота. С 8 по 28 декабря последовала новая войсковая операция с участием подразделения ОГПУ. Это произошло из-за отказа чеченцев от поставки хлеба государству. Весной 1930 года антисоветское движение только усилилось и снова потребовалось введение войск. В 1932 году коллективизация породила новое массовое восстание чеченцев, подавленное военными и закончившееся депортацией целых аулов.
Всего с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых. За этот период Красная армия потеряла там более 3500 своих бойцов.
Я прямой потомок ссыльных чеченцев. Я никогда не забуду напутствия моей бабушки Саидовой Малики, которая при жизни наставляла нас внуков, помнить то, что моих предков когда-то приютил казахский народ. Бабушка Малика со слезами на глазах рассказывала, как казахи помогли ей излечится от страшной болезни. От лица своей семьи и всех чеченцев хочу сказать спасибо братскому народу. Не дай Аллах, чтоб такое повторилось когда-либо. Из воспоминаний Малики Саидовой, которая была в числе репрессированных:«Мне было 7 лет тогда. Нас в семье было трое: я, мама и брат, отец погиб на фронте. Мы ехали долго, было очень холодно, я заболела тифом.
На наших глазах умирали люди, наши братья и сестры. Если кто-то умирал, его выбрасывали в пути, мужчин и стариков избивали. Это было страшное время. Когда наш состав остановился на одной из станций, нас заставили выйти и делали так, чтобы семьи не были вместе, отделяли. Мне удалось остаться с мамой. Мы остались на станции «Уш тобе», нас приняли местные жители, делились с нами самым дорогим — своим добрым отношением, нас никогда не обделяли». Из рассказа Чоки Шамсадова, дедушке 100 лет: «Загружали в вагоны и везли людей в неведении, мы не понимали куда мы едем.
Все наравне делили тяготы военного времени. Однако единение и мужество перед лицом смертельной опасности, массовый героизм и самоотверженность бойцов не были приняты во внимание тоталитарным режимом, когда начались массовые репрессии", - заявил Сакалов. По его словам, монография является масштабным и глубоким исследованием актуальных вопросов истории депортированных народов, говорится в сообщении на официальном сайте Республики Ингушетия. В издании, вышедшем 6-тысячным тиражом, описываются судьбы представителей репрессированных народов, в частности, Георгия Ленгемаки - одного из создателей "Катюши", в последствии приговоренного к высшей мере наказания, легендарного пулеметчика Хампаши Нурадилова, Ширвани Костоева, получившего звание Героя России посмертно спустя много лет, передает "Северный Кавказ". Председатель Союза репрессированных народов Российской Федерации, инициатор создания книги Аркадий Горяев считает, что построение справедливого общества в России невозможно без реабилитации репрессированных народов. Реализация этого закона станет одним из основных вопросов, внесенных в повестку дня форума. В работе съезда примут участие представители депортированных народов - карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев, калмыков. Чеченцы и ингуши провели в депортации 13 лет, фактически не имея никаких гражданских и иных прав.
Чеченские чиновники ограничились постами о депортации на фоне празднования 23 февраля
Уциев; четырежды: Ханпаша Нурадилов [29]. После начала депортации представители репрессированных народов были демобилизованы из Красной Армии и направлены для работы в тыловых частях. Однако некоторые участники войны оставались в действующей армии и после депортации. Будущий Герой Советского Союза, командир кавалерийского полка Мавлид Висаитов остался в войсках и был одним из первых, кто встретился с американскими войсками на Эльбе [30]. Магомед Индербиев , впоследствии министр здравоохранения Чечено-Ингушетии, участвовал в штурме Берлина , Дрездена и освобождении Праги [31]. Командир кавалерийского полка Сакка Висаитов участвовал в освобождении Чехословакии, войне с Японией , был единственным чеченцем — участником Парада Победы [32]. Активно помогали фронту и труженики тыла Чечено-Ингушетии.
Работники промышленности и госслужащие вносили в фонд обороны страны свой однодневный заработок из ежемесячной зарплаты. На 15 января 1942 года населением республики было внесено в контору Госбанка 5 млн 135 тысяч рублей, облигаций государственных займов на сумму 6 млн 263 тысячи рублей, 430 граммов золота и 16 500 граммов серебра. В течение 1943 года жители собрали на строительство бронепоезда « Асланбек Шерипов » 13 млн рублей [34]. К началу 1942 года в качестве подарков для воинов было собрано 41,6 тонны мяса, 8,3 тонны рыбы, 4,1 тонны жиров, 2,9 тонны сыров, 3,8 тонны кондитерских изделий, 85,8 тонны фруктов и овощей. Были собраны также индивидуальные и коллективные посылки на сумму более 1 млн рублей, большое количество белья, тёплых вещей, головных уборов, обуви и т. В выходные дни организовывались воскресники , в которых в отдельные дни участвовало до 100 тысяч человек, а заработанные деньги перечислялись в фонд обороны [35].
Для восстановления разрушенных объектов и борьбы с диверсантами были сформированы отдельный инженерно-противохимический батальон МПВО , два отдельных городских батальона МПВО, 14 аварийно-восстановительных отрядов и бригад, 17 военизированных команд НКВД, установлен 31 пост воздушного наблюдения, оповещения и связи , грозненский коммунистический истребительный батальон. На строительство оборонительных сооружений было мобилизовано 80 тысяч человек. Заводами Грозного были изготовлены тысячи противотанковых ежей , расставленных на танкоопасных направлениях [36]. За героический труд на строительстве оборонительных рубежей тысячи жителей республики были награждены медалями «За оборону Кавказа» [37]. В Чечено-Ингушетии размещалось много госпиталей. При обкоме работал спецкомитет по оказанию помощи госпиталям.
Сами госпитали размещались в благоустроенных зданиях Грозного, курорта « Серноводск », в доме отдыха в селе Чишки. Над госпиталями взяли шефство десятки колхозов и промышленных предприятий республики. Пионерами и школьниками, взявшими шефство, было собрано для госпиталей почти 27 тысяч рублей, 14 650 книг, 25 музыкальных инструментов, 242 настольные игры, 413 комплектов постельного белья, тысячи ручек и карандашей и многое другое [38]. Сельские труженики принимали активное участие в дополнительных сборах в фонд обороны. В 1941 году колхозники Сунженского района сдали тысячи центнеров зерновых и семян подсолнуха, более 1500 голов скота. За тот же период колхозники селения Алхан-Юрт сдал 105 голов скота, 600 центнеров сена, 100 центнеров зерна.
На 10 января 1942 года колхозниками республики было внесено 458 центнеров мяса, 1435 центнеров картофеля, 13 центнеров овощей, 189 центнеров подсолнуха, 854 центнера зерна и т. В 1942 году в Галанчожском и Шатойском районах , где якобы шли восстания , колхозы досрочно выполнили государственный план по производству животноводческой продукции. При попытках ограбления колхозов бандиты нередко встречали отпор со стороны колхозников. Однако в результате перестрелки с местными жителями она потеряла убитыми и раненными до половины своего состава. Также погибли четыре местных жителя. Факты организованного сопротивления колхозников не были единичными: 23 колхозника были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР за активное участие в борьбе с бандитизмом [40].
В 2000-х годах были рассекречены документы НКВД, сообщающие о серьёзном вкладе некоторых религиозных деятелей и сотен рядовых мюридов в борьбу с немецкими диверсантами [40]. Депортация состоялась, когда вермахт был отброшен на сотни километров от Кавказа, и, следовательно, явилась не военной необходимостью, а откровенно карательным актом. По мнению историков, обвинить в прямом предательстве целый народ, в глаза не видевший немцев, было для советского руководства непростой задачей. Поэтому официальным обвинительным мотивом и поводом для их депортации в этом случае стало «…активное и почти поголовное участие в террористическом движении, направленном против Советов и Красной Армии» [41]. Фальсификация данных[ править править код ] Некоторые источники ставят под сомнение достоверность официальных цифр, связанных с депортацией и её обоснованием, поскольку они разнятся в разных документах разных организаций. Кроме того, в этих документах отмечается тенденция подгонять цифры под заранее запланированные результаты [42].
А НКВД в своих документах намерено искажало факты и выбивало признания в преступлениях с представителей депортированных народов. Более того, оно занималось подгонкой фактов уже накануне и во время депортаций. Василий Иванович Филькин , который в годы войны занимал должность секретаря Чечено-Ингушского обкома КПСС и был членом « тройки » по борьбе с бандитизмом, утверждал, что данные НКВД и его сотрудников о количестве банд и бандитов не заслуживают доверия. За подобные утверждения в 1970-е годы его лишили должности заведующего кафедрой истории КПСС [43]. Вновь прибывшее начальство быстро исправило статистику в соответствии с пожеланиями руководства. Новые показатели стали одним из оснований для депортации балкарцев [44].
По документам НКВД, в ходе депортации чеченцев и ингушей было изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, что плохо стыкуется с тем фактом, что при этом было арестовано всего лишь около 2 тысяч человек. Объясняется это расхождение тем, что органы НКВД брали заложников, которых отпускали только после сдачи родственниками задержанных оружия, которое покупалось у тех же сотрудников НКВД.
На вторую неделю люди просто начали умирать с голода в дороге. Погиб почти каждый второй чеченец. К примеру, в моей семье у бабушки было 9 детей, которых она вывезла. Из них вернулось только трое. Погибли целые семьи, потому что они не смогли выжить в тех условиях, куда их привезли.
Это была трагедия. И какая компенсация выплачивается сейчас чеченцам, подвергшимся депортации? Большинство людей отказалось ее принять. Представьте себе, что люди потеряли своего отца, мать, сестру, брата или ребенка, а им российское правительство сейчас предлагает взять 10 тыс. Этой компенсацией они предлагают закрыть эту тему. Реабилитация была болезненной. Запрет на возвращение чеченцев был снят не потому, что Хрущев проявил гуманность, а под нажимом международного сообщества.
Чеченская диаспора за рубежом — в Иордании, Турции, в других арабских государствах — устраивала митинги и шествия. Люди стояли перед ООН сутками, чтобы показать, что есть такая трагедия, что есть выселенный народ. Именно из-за боязни, из-за нежелания все время крутиться вокруг этой темы, чеченцам было разрешено вернуться. И что получили чеченцы обратно? Они вернулись, а их дома были все заняты беженцами из центральной части России и Украины, которым отдали их жилье. И люди жили неделями, месяцами в ожидании того, что освободят их дом. И они жили не в доме, а у ворот, у забора, под дождем, под снегом, потому что им запрещалось даже заходить на территорию своего собственного дома.
В дальнейшие годы чеченцам пришлось все восстанавливать с нуля. В Чечне было запрещено говорить на чеченском языке в людных местах, в общественном транспорте. Если кто-то из русскоговорящего населения слышал чеченскую речь, то он имел право вызвать милицию и заявить, мол, вот этот бандит, националист говорит на тарабарском языке. То есть если человек говорил на чеченском, то получалось, что он националист и опасен для общества. В школах не преподавался чеченский язык. Поэтому не удивительно, что чеченцы сегодня хорошо говорят на русском языке, потому свой язык у них не было возможности учить. В моральном плане чеченцы себя ощущали второсортными людьми.
Доьлхур дац Диц а дийр дац не сломаемся, не заплачем, не забудем. Сегодня в Чечне 23 февраля в честь вооруженных сил и защитников Отечества проводятся некоторые праздничные мероприятия, звучат поздравительные речи. Однако, повторимся, чеченцы на бытовом уровне 23 февраля праздником не считают. И не отмечают его. Глава Республики Рамзана Кадыров в этот день также всегда напоминает своему народу о трагических событиях 1944-го года. В соседней Ингушетии, чей народ разделил с братьями-чеченцами трагедию выселения 1944-го года, 23 февраля однако официальная скорбная дата. День национального траура ингушского народа.
Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie». Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта.
Чеченские чиновники ограничились постами о депортации на фоне празднования 23 февраля
Новостной информационный проект российских мусульман, Новости, История и современность, 23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. А в 1991 году государство приняло закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", согласно которому был признан факт геноцида чеченцев и ингушей. Новостной информационный проект российских мусульман, Новости, История и современность, 23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей.
Definitioner
- Subscription levels
- Читайте также
- В той же категории
- История робкого протеста: кто отговаривал Сталина депортировать чеченцев и ингушей
- Операция «Чечевица». 23 февраля 1944 года
«Помним и не забудем». Хабиб почтил память депортированных чеченцев и ингушей
Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, для всех ингушей — день скорби, заявляет Всемирный конгресс ингушского народа (ВКИН) — международная организация, созданная в разгар митингов протеста в Магасе осенью 2018 года. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Смотрите видео на тему «23 Февраля Депортации Чеченцев Ингушей» в TikTok. Ардахар) депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.
Всемирный конгресс ингушей: 23 февраля — позорная и мифологизированная дата
Для террористов «национал-предатели» были серьезной проблемой: убийства милиционеров и функционеров администрации происходили регулярно. Вечером 21 июля 2001 года Магомед Цагараев с группой боевиков собрался устроить очередную карательную акцию. Его целью был немолодой милиционер из Заводского района Грозного Сайди Ташухаджиев. Он ужинал во дворе своего дома вместе с другом — тоже чеченским милиционером.
В городе было темно и малолюдно, электричество в доме работало от генератора, найти нужный дом и подобраться к нему проблемы не составило. Цагараев и его люди вошли во двор. Обоих милиционеров почти сразу убили из пистолетов с глушителями.
Дальше, очевидно, они пошли бы в дом — забирать оружие и, вероятно, расправляться с семьей убитого. В доме оставались жена, племянница, внучка Сайди и два сына-подростка, Магомед и Ислам. Одному 15 лет, другому 14.
Кому тут оказывать сопротивление. Мужчины семьи Ташухаджиевых Однако Магомед Ташухаджиев сориентировался мгновенно, и пока бандиты убивали отца, успел схватить табельный автомат родителя.
На семью разрешалось брать до 500 кг груза, но фактически большую часть вещей люди были вынуждены оставлять, так как в вагон загоняли по 45 человек для сравнения: при депортации немцев разрешалось брать по тонне вещей, которые транспортировали отдельно, а в вагон помещалось по 40 человек только с ручной кладью.
Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте все будет возмещено. Однако и тут обманули. Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей.
Продовольствие, кров и работа не предоставлялись. Вымирали семьями. Умиравшие в дороге от голода и болезней оставляли вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как конвоируемым запрещалось отходить от эшелона далее 5 метров.
Более быстрому течению операции помешал обильный снег, выпавший 23 февраля. Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Задокументировано три расстрела неподчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом и «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» в третьем.
Операция продолжалась до 9 марта 1944 года. Было отправлено 180 эшелонов, 493 269 человек. Только в ходе их следования родилось 56 человек и умерло 1272.
Хайбах В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944 года. Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем «срывали график» депортации. По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани впоследствии сват премьера Алексея Косыгина более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо.
Пытавшихся выбраться из охваченного пламенем строения расстреливали из пулеметов и автоматов. Формулировкой для массовой казни стали слова «ввиду нетранспортабельности». В конце 1980-х генералом Степаном Кашурко, военным журналистом, занимавшимся розыском пропавших без вести солдат и офицеров, на берегу Десны были обнаружены останки погибшего 12 марта 1943 года разведчика 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Бексултана Газоева.
На его груди в непромокаемом пакете сохранилось неотправленное письмо матери, адресованное в Хайбах.
Депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Кыргызстан происходила в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. В ходе операции "Чечевица", по разным оценкам, было выселено от 500 до 650 тысяч чеченцев и ингушей. В ходе выселения и первые годы после него погибли примерно 100 тысяч чеченцев и 23 тысячи ингушей, то есть примерно каждый четвертый из обоих народов.
В этом году чеченцы и ингуши решили вместе собраться в Страсбурге в трагический для своих народов день 23 февраля. Джамбулат Сулейманов , Мансур Садулаев и другие чеченские активисты создали и распространили видео, призывающее всех чеченцев и ингушей организовать совместным митинг в парламентской столице Европы. В преддверии акции чеченцы и ингуши, проживающие в Страсбурге, организовали для митингующих места для ночлега и отдыха. На самом митинге собрались представители различных политических и общественных организаций и движений, а также простые люди, неравнодушные к исторической памяти своего народа. Многие из присутствовавших на митинге отметили, что подобного народного единения не наблюдали уже давно.
В Чечне и Ингушетии 23 февраля – не День защитника отечества, а День памяти и скорби
На рассвете 23 февраля 1944 г. началась самая массовая по численности и жестокости депортация ингушей и чеченцев. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей с Северного Кавказа в Казахстан. Она началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени, когда по радио был передан кодовый сигнал "Пантера", и завершилась 9 марта.
23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей
Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию. Новостной информационный проект российских мусульман, Новости, История и современность, 23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей. На 75-летие депортации ингушей и чеченцев представительство Ингушетии в УрФО 23 февраля собрало своих земляков. Ранним утром 23 февраля 1944 года началась насильственное выселение чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в Среднюю Азию. Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей.