Новости 1654 земский собор

самый представительный и многочисленный из всех, какие только собирались в XVI - XVII вв. новый свод законов Российского государства.

Переяславская рада 1654 года: причины проведения и итоги

Официальным языком на территории Украины был польский, государственной религией — католичество. Увеличение феодальных повинностей, религиозные притеснения православных украинцев вызвали недовольство польским господством, которое к этому времени переросло в освободительную войну украинского народа. Начало войне положило восстание в Запорожской Сечи зимой 1648-го года. Во главе восстания стоял Богдан Хмельницкий. Одержав ряд побед над польскими войсками, повстанцы взяли Киев.

Однако власти пошли на новые непопулярные меры.

Финансовые сборы, которые правительство ранее обещало отменить, приравняли к недоимкам. Кроме того, власти резко сократили бюджетные расходы, что привело к отмене либо задержке выплат жалования ряду категорий людей, работавших на государство. При этом служилым людям продолжали уменьшать жалованье», — рассказала Ольга Соколова. Эксперты отмечают, что органы власти были буквально завалены челобитными с просьбами о предоставлении льгот или об отмене повинностей. Решения по этим заявлениям подолгу не принимались, что создавало условия для роста коррупции.

У служилого дворянства возникли проблемы с оплатой за службу и с обеспечением землёй. Купцам было сложно конкурировать с иностранными торговцами, привозившими товары в Россию напрямую, без дополнительных издержек. Кроме того, представители многих социальных групп были недовольны существованием освобождённых от государственных налогов «белых слобод», жители которых получали преимущества в различных видах экономической деятельности. Московское восстание 11 июня 1648 года посадские люди попытались передать челобитную царю Алексею Михайловичу, когда тот возвращался из Троице-Сергиева монастыря в Москву. Однако челобитчики были избиты стрельцами , некоторые из них были арестованы.

На следующий день толпа снова окружила царя, когда тот возвращался из Сретенского монастыря в Кремль. Люди требовали освободить арестованных и наказать тех, кто был виновен в бедах народа. В городе начались сильные волнения. Также по теме «Точка в финансовом эксперименте»: чем был вызван московский Медный бунт 1662 года 360 лет назад в Москве произошёл Медный бунт. Он был спровоцирован денежной реформой, которую царь Алексей Михайлович начал в 1654...

Именно поэтому царь Алексей Михайлович 1629-1676 , раздумывал и не принимал никакого решения о начале войны с колонизаторами оккупантами русских земель. Россия при нем крепла и набирала. Однако, Царь понимая, что восставшим русским людям все же нужна военная поддержка. В конце 1653 г. Земский Собор, созванный в Москве, вынес решение: «Об освобождении всех оккупированных земель от польской и иной оккупации и возвращении все исторических русские земель в лоно Росии, под ее царскую руку и их воссоединения и возрождения в единую Росию». По сути, это решение было равносильно объявлению и началу войны с подлыми оккупантами Польшей и грязным Ватиканом, за возврат и воссоединение всех оккупированных ими русских земель. С момента принятия решения 1 октября 1653 г юридически все русские земли Белой России, Киевской, Малой и Закарпатской Руси возвращались и переходили под протекторат русского царя и России. К сожаления Алексею Михайловичу удалось освободить от поляков только Северские Земли, Смоленск, Киев и Левобережное Приднепровье в ноябре 1653 -феврале 1654г. Принятие Земским Собором решения о возврате оккупированных Польшей русских земель и воссоединение их в единую Россию, находивших под польской оккупацией и гнетом, стало началом войны с Польшей и Ватиканом. Эти воры не хотели возвращать православные русские земли и русское население, которое для них были рабами.

Война шла долго 13 лет и продлилась до 1667г. И тем не менее Алексею Михайловичу изначально удалось вернуть русские земли Смоленска, Северские русские земли, Киев и все левобережное Приднепровья, которые к весне 1654г вернулись в состав России-Руси. Но юридически территории, которые продолжали находится под поляками и Ватиканом, и польские оккупанты и Ватикан частично превратил русское население в католиков и рабов, было благодаря исторической памяти русского православного населения этих территорий с 1 октября 1653 г все же русскими и Российскими Конечно победа была, но неполной Правое побережье Днепра. Частично Алексей Михайлович вернул России ее земли в 1674 г за два года до смерти.

В феврале 1651-го года русское правительство с целью оказать давление на Польшу впервые заявило на Земском соборе о готовности принять Украину в своё подданство. После длительного обмена посольствами и письмами между русским правительством и Хмельницким царь Алексей Михайлович в июне 1653-го года объявил о своём согласии на переход Украины в русское подданство. По итогам русско-польской войны Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией.

Земский собор 1653-го года стал последним Земским собором, собранным в полном составе.

Воссоединение Украины с Россией

Были ограничены полномочия Земских соборов которые превратились в совещательный орган. Начался процесс налоговой реформы — созданы писцовые книги. В 1630-е годы началось строительство засечных черт. Эти черты представляли собой оборонительный рубежи. Параллельно было основано большое количество пограничных городов, что привело к развитию южных областей страны, которые были богаты плодородными землями. К 1640 году русские исследователи пересекли Сибирь, к стране присоединились Урал, Прибайкалье, Якутия, Чукотка. Русские исследователи впервые вышли к Тихому Океану. Можно выделить следующие события, произошедшие в годы его правления.

И о тех королевских многих неправдах посыланы от них, государей, в Польшу и в Литву ко Владиславу, королю их польскому и великому князю литовскому, государевы великие послы и посланники; а велено им, будучи у короля на посольстве и с паны рады в ответех, о государеве чести говорити, и подлинные прописные листы казати, и списки с них дати, и на тех людей казни и наказанья просити. Также и на Москве бояре и думные люди литовским послам и посланникам в ответех о государеве чести говорили ж многижда. И в ответном письме панов рады, каковы дали посланникам: князю Семену Шаховскому, да дьяку Григорью Нечаеву во 145 году написано: Что король велит, з докончальных грамот обои государския титла напечатав, в порубежные городы разослать; а будут, которые вперед в титлах пишучи, прописки чинити учнут, и тех осудивши со всем паны радами, велит карать. А в 146-м году как были на Москве литовские посланники: Ян Оборский, да князь Самойло Соколинский и в ответе боярам казали книгу о государской чести, с сойму уложенье напечатано и по городам разослано, кто вперед учнет мимо того уложенья писати, государскую честь умаляючи, и тем будет каранье. А в ответном письме панов рады, каково дали в 158-м году Государевым великим послам: боярину, князю Алексею Михайловичу Львову с товарищи, написано: Что королю, покаместа право не ставало, потаместа каранья чинить было немочно; а ныне за те проступки, после права постановленного, король на сойм позвати велел и казнь по проступку их, против права их, подлинно учинена будет. И по тем королевским грамотам, и по ответным письмам, и по договорам панов рады, при Владиславе, короле польском и великом князе литовском, исправленья никакого не бывало. А при нынешнем Яне Казимире, короле польском и великом князе литовском, учало быть и пуще прежняго. Блаженныя памяти про великаго государя, царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и про отца его государева блаженныя памяти про великаго государя, святейшаго патриарха Филарета Никитича московского и всеа Русии, и про великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца напечатаны в книгах злыя бесчестья и укоризны, чего, не токмо великим государям, христьянским помазанникам божиим, и простому человеку слышати и терпети не возможно и помыслити страшно. Также и Московскаго Государства про бояр и про всяких чинов людей напечатаны многия безчестья и укоризны. И в прошлом в 158-м году, по государеву, Цареву и великаго князя Алексея Михайловича всеа Русии указу, посыланы в Польшу и в Литву к Яну Казимиру, королю польскому и великому князю литовскому, его государевы великие и полномочные послы боярин и оружейничий Григорий Гаврилович Пушкин с товарищи. А велено им о тех королевских и панов рады многих неправдах говорити накрепко и за государскую честь, по посольским договорам, на виноватых просити казни смертныя. И, по королевскому указу, паны рады тем государевым великим послам дали договор за руками своими и за печатьми, что те, все про титла обвиненныя, которыя в росписи от них, великих послов им, панам рады, поданы на сойм, на первый, который в Варшаве сложен будет, позваны и на сойме, по правам корунным и литовским и против конституции лета 1637 году, сужены и по проступку осудя и смертью, кто оную заслужил, караны будут при государевых послах или при посланниках или при гонцах, которых государь с прописными листами для обличенья виноватых за учиненьем ведома королевскою грамотою о сойме сложеном, пришлет.

Намоленные книги и иконы были частью их веры. И вдруг оказалось, что все это у них отнимают, к тому же заставляют креститься тремя перстами. Несогласные объявили себя приверженцами старой веры — староверами.

В 17-ом веке большая часть Украины входила в состав Речи Посполитой — объединённого польско-литовского государства. Официальным языком на территории Украины был польский, государственной религией — католичество. Увеличение феодальных повинностей, религиозные притеснения православных украинцев вызвали недовольство польским господством, которое к этому времени переросло в освободительную войну украинского народа. Начало войне положило восстание в Запорожской Сечи зимой 1648-го года. Во главе восстания стоял Богдан Хмельницкий.

Церковные земские соборы

В работе первых соборов принимали участие представители довольно широких слоев общества. Главным действующим лицом, безусловно, был царь, который мог инициировать созыв этого совещательного органа, а его финальное решение становилось буквой закона и не подлежало оспариванию. Активную роль в деятельности русского протопарламента играли Освященный собор из ключевых представителей духовенства, Боярская дума, наиболее родовитые дворяне и состоятельные купцы. Интересно, что в процессе эволюции Земских соборов число народных представителей, принимавших участие в их деятельности, постепенно увеличивалось. Так, к работе в соборе в 1598 году были допущены выборные представители от городского дворянства 34 делегата , а в конечный период Смутного времени 1610 — 1613 Земский собор фактически стал основным легитимным органом власти, в компетенции которого входили и законодательные, и исполнительные полномочия. Земский собор 1613 года, положивший начало новой династии.

Начальный период существования протопарламента 1549 — 1584 связан с деятельностью Ивана Грозного. Первый созыв в 1549 году некоторые историки именуют «Собором примирения», участники которого активно рассматривали отмену системы кормлений содержание должностных лиц центральной администрации за счет местного населения и возможные меры борьбы с злоупотреблениями чиновников на местах. Зачастую соборы созывались в контексте объявления или прекращения боевых действий, как это произошло в самый разгар Ливонской войны в 1566 году. В период с 1610 по 1613 годы Земский собор взял на себя полномочия чрезвычайного верховного органа, основного инструмента влияния гражданского общества, заявившего о себе в ходе триумфального отпора интервентам и избрания нового монарха.

И паны рада говорили и указывали на прежней свой неправедный суд и декрет, что они о том деле, и их государской чести, мимо прежнего суда и декрету инако судити и переделывать не будут. И отказали в том впрямь. А которые листы писаны после того их суда и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей, от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что. Да он же, Ян Казимер король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим християнским неприятелем с крымским ханом почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сопча Московское государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимер король, через свои государства пропустил к свейской королеве Христине общего християнского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А преж сего того, чтоб крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало. Да с его же королевские стороны учали быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат розными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякия злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод росправы в том не чинят. И по тем по всем мерам многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны. А з государевы стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места здержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годех присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское посланников своих многижда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру греческого закона и на святые божий восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божий запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божий церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. И учинил им на гонителей християнские веры и святых божиих церквей, на поляков, помочь, и послал войска свои. А в прошлом во 161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божий, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею. И хотя православную християнскую веру искоренить и святые божий церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городех и местех святые божий церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных християн духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно. И они у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить в святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и великий бы государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляки миритца отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыщи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович с товарыщи, в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасы помирились. И православную християнскую веру греческого закону не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что з запорожскими черкасы помирятца, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божий отдадут им попрежнему, и великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную християнскую веру искоренити и церкви божий разорити, пошли на них войною при них же, великих послех. Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм был в Бресте Литовском, и у них на сойме приговорено впрямь, что их православных християн греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви божий розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась.

И те государевы великие послы им, паном раде, о том выговаривали, что они, паны рада, то начальное и главное дело, государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не бояся Бога и не памятуя вечного докончанья. И паны рада говорили и указывали на прежний свой неправедный суд и декрет, что они о том деле, о их государской чести, мимо прежнего суда и декрету инако судити и переделывать не будут. И отказали в том впрямь. А которые листы писаны после того их суда и декрету, и про те листы паны рада сказали, что они тех людей, от кого листы писаны, судити учнут так же, как и за прежние прописки. И к тем словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что. Да он же, Ян Казимир Король, забыв вечное докончанье, умышляя над Московским государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим христианским неприятелем с Крымским ханом почасту и всякими вымыслы умышлял, чтоб сообща Московское государство воевать и разорить. Да он же, Ян Казимир Король, через свои государства пропустил к Свейской королеве Христине общего христианского неприятеля крымского хана посла для ссоры и войны. А прежде сего того, чтоб Крымским послом через Польшу и Литву в Свею ходить, николи не бывало. Да с его же королевские стороны учили быть в порубежных местех задоры большие: приходя в государеву сторону, их польские и литовские люди государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат разными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякие злости им чинят. А урядники их по письму государевых порубежных воевод расправы в том не чинят. И по тем по всем мера многие неправды учинились к нарушенью вечного докончанья с королевские стороны. А с государевой стороны вечное докончанье во всяких мерах и по ся места сдержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годах присылал ко Государю-Царю и Великому князю Алексею Михайловичу всея Руси запорожский гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское посланников своих многажда, что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру греческого закона и на святые Божии восточные церкви востали и гонение учинили большое. И их, запорожских черкас, от истинной православной христианской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви Божии запечатали, а в иных учинили унию, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристианские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые христианские веры отбыти и святых Божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле призвав к себе в помочь Крымского хана с ордою, учали за православную христианскую веру и за святые Божии церкви против их стояти. И учинил им на гонителей христианские веры и Святых Божиих Церквей, на поляков, помочь и послал войска свои. А в прошлом во 161-м г. И хотя православную христианскую веру искоренить и святые Божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городах и местах святые Божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных христиан духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми раз-личными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно. И они у Царского Величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, Великий Государь, православные христианские веры искоренить в святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмель-ницкого и все войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет Государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и Великий бы Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляками мирится отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска За-порожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичу Репнину-Оболенскому со товарищи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович со товарищи, в ответах паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасами помирились. И православную христианскую веру греческого закону не гнали, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору 7, а которые церкви оборочены под унию, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что с запорожскими черкасами помирятся, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви Божии отдадут им по-прежнему, и Великий Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людям, которые в его государском именованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимир король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную христианскую веру искоренити и церкви Божии разорити, пошли на них войною при них же, великих послах. Да как у Короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сейм был в Бресте Литовском, и у них на сейме приговорено впрямь, что их православных христиан греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви Божии розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась. И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им с большим вычетом в палате и к коретам идучи во все люди вслух, что Великий Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людям, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян Козимир король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и Великий Государь Его Царское Величество такова их злого бесчестья и многово по вечному докончанью неисправленья болыпи того терпети им не будет. И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их не-правдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к Великим Государем христианским и бусурманским. А за православную христианскую веру, и за святые Божии церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько Милосердый Бог помощи подаст. И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян Казимир король избран на королевство и на коронованье присягал, и в присяге его написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в вере христианской остерегати, и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он той своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякой верности и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве своей ни у кого просити не будет и не примет. И они, не хотя монастырей и церквей Божиих и христиан в мучительство выдать, бьют челом, чтоб Государь его пожаловал, войска свои вскоре послать к ним велел.

В итоге 8 августа 1649 г. Хмельницкий был вынужден подписать Зборовский договор. По условиям договора государственные должности в Брацлавском, Черниговском и Киевском воеводствах могли занимать только православные. В этих воеводствах не могли размещаться польские войска. Реестр казаков которых обязывалась брать на службу Речь Посполитая теперь был расширен до 40 тыс. Изгнанные со своих земель шляхтичи могли вернуться в свои имения, крестьяне должны были вернуться к своим помещикам. Такой договор не устроил ни одну из сторон. Возмущались союзники Хмельницкого, недоволен был и польский сейм, который не утвердил мирного соглашения. Все это еще больше подталкивало Хмельницкого к союзу с Россией. Под Берестечком в 1651 г. Самого гетмана хан взял в заложники и выпустил через несколько дней за большой выкуп. Это поражение ухудшило положение восставших, в сентябре 1651 г. Его условия были гораздо тяжелее Зборовского договора. Теперь казакам оставляли лишь одно Киевское воеводство, казачий реестр устанавливался в 20 тыс. Очевидно, что на таких условиях война не могла прекратиться. Хмельницкий разбил польскую армию в районе Батога, одержав одну из самых своих блестящих побед. Итогом ее стало подписание союзного договора гетмана с молдавским господарем Василием Лупу. В апреле 1653 г. Бурляя и С. Уже в начале мая был составлен наказ "великому посольству", которым руководили Б. Репнин-Оболенский, Б. Хитрово и дьяк А. Перед посольством стояла задача обговорить условия заключения мира между казаками и польским правительством. В случае "упрямства" с польской стороны было приказано угрожать войной. Переговоры проходили во Львове в августе 1653 г. Стало ясно, что если Москва хочет реально поддержать казаков, то надо вмешиваться в конфликт. Речь Посполитая пыталась принять экстренные меры по удержанию Украины. Жванцу в Подолии. Казаки и татары окружали поляков, и их войска оказались на грани катастрофы. Из этой ситуации наибольшую выгоду извлекли татары, которые провели сепаратные переговоры с королем и подписали Жванецкий мир, дававший им большое преимущество. При этом Крымское ханство получило большие денежные выплаты. На казачество Жванецкий договор произвел обратный эффект. Казаки расценили поведение хана как предательство, и эго еще больше способствовало их сближению с Москвой. На Украину было отправлено российское посольство в составе боярина В. Бутурлина, окольничего И. Алферьева, дьяка Л. Украина признавала верховную власть российского царя, но полностью сохраняла внутри России свою республиканскую по форме государственность. Сохранялись общеукраинская рада как высший орган законодательной власти, должность гетмана, выборность местных и центральных властей и т. Москва не покушалась на административное деление, финансовую и налоговую системы, формы земельной собственности. Украина обладала своей армией, судопроизводством, могла проводить самостоятельную внешнюю политику. Казакам и крестьянам гарантировалось соблюдение их традиционных привилегий. По итогам Переяславской рады Речь Посполитая теряла чуть ли не треть своих владений. Было очевидно, что она с этим не смирится. Россия начала готовиться к войне. Первым шагом стала отправка посольств в страны Европы с призывом заключить антипольский союз. Акция имела небывалый размах. Запад не поддержал Москву и предпочел соблюсти нейтралитет. Большинство стран вежливо поздравляли русского царя, но не спешили признавать включение новых земель в его титул. Намерение напасть на Польшу изъявила только Швеция, давний заклятый враг Речи Посполитой. Она обещала в случае успехов Хмельницкого выдвинуть 80-тысячный корпус в Лифляндию и Бранденбург. Россия планировала ударить на Речь Посполитую в трех направлениях. Как показал А. Малов, главный удар на Смоленск должна была нанести армия Я. Черкасского, Н. Северо-западная армия под началом В. Шереметьева планировала двинуться на Полоцк и Витебск. Юго-западная Севская армия князя A. Трубецкого должна была наступать от Брянска на Ростиславль, Мстиславль и Борисов. Действия трех русских армий должны были поддержать своим выступлением на Украине Богдан Хмельницкий с казаками, которым в помощь придавался семитысячный Белгородский полк B. На земли Великого княжества Литовского послали полковника И. Золотаренко с 20-тысячным войском. Одоевского начал осаду Смоленска. Смоленск вернулся в состав Российского государства. Из других успехов 1654 г. Стоит также напомнить, что после Переяславской рады под контролем России оказался Киев, население которого присягнуло Алексею Михайловичу. Осенью 1654 г. Польша и Крымское ханство выступили совместно против России. Одновременно в войска Хмельницкого влился корпус В. Между городами Ставищи и Ахматов произошло одно из крупнейших сражений этой войны, которое длилось с 19 по 22 января 1655 г. Польский полководец Станислав Потоцкий потерпел сокрушительное поражение, в котором шляхта винила крымцев. Дальнейшие боевые действия проходили с переменным успехом при постепенном наращивании преимущества российской стороной. В мае 1655 г. Были захвачены ключевые крепости Великого княжества Литовского на этом направлении — Минск, Гродно и Ковно. В июле 1655 г. Хмельницкий при поддержке русских частей под командованием В. Бутурлина занял Брацлавщину, Подолию, Волынь. В сентябре был осажден Львов. На этом этапе в войну вмешалась Швеция. Шведский удар оказался неожиданным и поставил Речь Посполитую на грань катастрофы. В польской историографии применительно к этим событиям употребляется термин "Потоп " — он показывает, что шведское нашествие для поляков было сродни библейскому Потопу. В начале сентября 1655 г. Король Ян-Казимир бежал в Силезию. Его власть признавали только Львов, Торунь, Брест и Ченстохов. Гетман Великого княжества Литовского Януш Радзивилл еще 17 августа 1655 г. Это означало фактический распад Польского государства. Нападение Швеции поставило Россию в трудное положение. Если бы она продолжила активные боевые действия против Речи Посполитой, то, несомненно, польско-литовское государство постигла бы скорая гибель. Но одновременно это означало бы и чрезмерное усиление Швеции, и вообще резкие перемены в раскладе сил в регионе. Россия не хотела возвышения Швеции и потому совершила ошибку: остановила войну с Польшей, заключила с ней перемирие и напала на Швецию. Это был серьезный политический промах. Во-первых, война не принесла удачи. Во-вторых, Речь Посполитая получила необходимую передышку, сумела преодолеть военно-политический кризис и уже в 1656 г. В-третьих, осложнились отношения России и Украины, так как Богдан Хмельницкий, рассчитывавший на помощь Швеции в войне с Польшей, не понял дипломатических кульбитов русской дипломатии. К моменту окончания русско-шведской войны Польша смогла заключить союз с Империей и Бранденбургом, что значительно усилило ее позиции. Кроме того, 27 июля 1657 г. В многовековой борьбе Руси с Польшей он дал решительный поворот на сторону Руси и нанес аристократическому строю Полыни такой удар, после которого этот строй не мог уже держаться в нравственной силе. Хмельницкий в половине XVII века наметил то освобождение русского народа от панства, которое окончательно совершилось в наше время. Этого мало: его старанием Западная и Южная Русь была уже фактически под единою властью с Восточною Русью. Не его вина, что близорукая, невежественная политика боярская не поняла его, свела преждевременно в гроб, испортила плоды его десятилетней деятельности и на многие поколения отсрочила дела, которое совершилось бы с несравненно меньшими усилиями, если бы в Москве понимали смысл стремлений Хмельницкого и слушали его советы". Иван Выговский, избранный новым гетманом, в 1658 г. Выговский хотел сыграть на противоречиях Москвы и Варшавы и создать Украинское государство под протекторатом соседней державы. В выборе между Россией и Речью Посполитой новый гетман выбрал последнюю. Эго резко осложнило ситуацию на Украине. Гадячский договор означал отказ от решений Переяслаской рады, разрыв с Москвой. Далеко не все казаки были с этим согласны: ведь это означало отказ от всех завоеваний Богдана Хмельницкого. Было очевидно, что и Россия без борьбы не откажется от достигнутых соглашений, ее нельзя было выгнать с приобретенных земель простым росчерком пера. Возник раскол среди казачества лидерами оппозиции Выговскому были полковник Мартын Пушкарь и кошевой атаман Яков Барабаш , начались восстания в разных краях Украины, ожесточились боевые действия на фронтах русско-польской войны под Вильно, Мстиславлем, Старым Быховым и др. Поступок Выговского Алексей Михайлович расценил как измену. Крупнейшим сражением на этом этапе войны считается битва под Конотопом 28 июня 1659 г. Пожарского и С. Потери российской стороны составили около 5 тыс. Однако это поражение мало изменило общую ситуацию на фронте: была проиграна битва, но не война. Летом 1659 г. Выговского свергли. Вместо него избрали Юрия Хмельницкого, сына Богдана Хмельницкого. Он стал проводить политику, направленную на союз с Россией. В начале 1660 г. Князь И. Хованский 3 января взял Брест. Но весной 1660 г. Хованского и С. Осенью ожесточенные сражения развернулись на р. Русские гарнизоны в городах Великого княжества Литовского сидели в осаде большей частью успешно отражая нападения войск Речи Посполитой. Осенью 1660 г. Они были разбиты поляками у Чуднова. Шереметева сдалась польско-татарской армии Шереметев до самой старости будет сидеть в татарском плену. Историк А. Малов называет Чудновское поражение самой тяжелой военной катастрофой России в русско-польской войне 1654-1667 гг. Еще 17 октября 1660 г. Юрий Хмельницкий подписал с Речью Посполитой Слободищенский трактат, во многом повторявший условия Гадячского договора 1658 г. Фактически казачество опять подчинялось Польше и принимало обязательство воевать против России. Алексей Михайлович расценил поступок Хмельницкого как измену. Положение спас киевский комендант Юрий Барятинский, отказавшийся выполнять приказ воеводы Василия Шереметева о сдаче Киева. Ему приписывают знаменитую фразу: "Я повинуюсь указам царского величества, а не Шереметева; много в Москве Шереметевых! Его противников возглавили полковники Яким Сомко и Василий Золотаренко. Речи Посполитой не удалось развить успех, и она отвела войска за Днепр. Неудачно для России развивается война и в конце 1661 г. В октябре русские войска терпят поражение в сражении на Кулишковых горах. В ноябре 1661 г. К моменту его взятия из состава гарнизона оставалось в живых 78 человек. Зимой 1662 г. В июне 1662 г. В ноябре 1663 г. Тетери вторглась на Украину. Они рассчитывали, что большинство крепостей откроет им ворота, но этого не случилось, напротив, начались тяжелые бои в частности, осада Глухова. Поход Яна Казимира не достиг успеха, в марте 1664 г. Война распалась на множество небольших театров военных действий по всей Украине и Белоруссии, в которых к 1664 г. Россия и Речь Посполитая совершенно измотали друг друга. Весь 1664 и 1665 г. Малова, "мелкими взаимными набегами". Стало ясно, что войну пора заканчивать. Мирные переговоры начались в апреле 1666 г. Русскую делегацию возглавлял опытный дипломат А. Польша признавала, что за Россией остается Левобережная Украина. Киев планировалось оставить России только на два года, но он так и не был возвращен Речи Посполитой. Апдрусовское перемирие 1667 г. Польша так до конца и не оправилась после войн середины XVII в. Факт перехода Украины "под высокую руку царя московского" получил в исторической науке различную оценку. К этому событию в российской и советской историографии долгое время прилагался термин "воссоединение Украины и России". В его использовании есть логика: и Украина, и Россия являются наследниками Киевской Руси, имеют единые исторические корни, а потому имеются основания говорить не о присоединении Украины к России, по о воссоединении Украины и Россией. В советской и российской исторической науке всегда говорилось о братской дружбе русского и украинского народов, добровольном характере объединения России и Украины в 1654 г. В украинской национальной историографии подчеркивается "агрессивная роль" Москвы, которая во второй половине XVII в. Таким образом, украинская историография считает, что Москва не столько оказала помощь в освободительной борьбе украинского народа, сколько, наоборот, хотела воспользоваться ситуацией и подчинить себе Украину. Период 1650—1680-х гг. Важно отметить, что в середине XVII в. Россия своим врагом видела не православных казаков, а Речь Посполитую. Присоединение Украины надлежит рассматривать прежде всего в контексте русско-польского конфликта. Целью России было нанести поражение Речи Посполитой, отторгнуть от нее новые земли так, как это делало Московское государство в ходе "порубежных войн" конца XV — начала XVI в. Эти территории в Москве считались бывшими русскими землями, "вотчиной Рюриковичей", что соответствовало исторической действительности: ведь на самом деле это были земли бывшей Киевской Руси, владений династии Рюриковичей. Украина же сама но себе для Алексея Михайловича не была военным и политическим противником, в ней, наоборот, хотели видеть союзника. Россия изначально воевала не с Украиной, а с Польшей. В Москве в 1653—1654 гг. Напротив, поддержка движения Богдана Хмельницкого расценивалась как солидарность с православными братьями. Другое дело, что включение в состав Российской державы новых, украинских земель привело к конфликту политических культур. Украинское казачество было воспитано в вольностях Речи Посполитой и вело себя соответственно, что далеко не всегда отвечало ожиданиям России. Непонимание возникло уже при заключении договора Переяславской рады. Русское посольство во главе с В. Бутурлиным требовало присяги на верность от казацкой старшины. Однако выборный казачий орган сам хотел добиться присяги русских послов гетману от имени царя Алексея Михайловича в том, что Россия "не выдаст" запорожцев Польше и никогда не нарушит их вольностей.

Земские соборы: возникновение, состав и особенности функционирования

В 1613 году после освобождения Москвы от польского гарнизона, был созван Земский собор. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с земского собора 1566, созванного в связи с Ливонской войной (1558-1583), и кончая соборами 1653-1654 о воссоединении Украины с Россией и 1683-1684 о Вечном мире с Речью Посполитой. 1 октября 1653 г. был проведен Земский собор, постановивший, что царю следует "принять под свою высокую руку гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское с городами и землями" Российское законодательство X-XX вв., Т.3. Акты Земских соборов. Из данной статьи вы узнаете о положении в Москве после освобождения в 1612 г., а также о созыве Земского собора 1613 г.

«С городами и с землями принять»

Население города торжественно встречало посла перед Золотыми воротами. В Софийском соборе и на прилегающей к нему площади, 17 января присягали на верность России сотники, есаулы, атаманы, казаки, горожане, духовенство. Весь народ Украины с большим подъемом приносил присягу. Летописец Г. Грабянка сообщает, что присягу «во всей Украине всякая душа з охотою учинила, и была радость великая во всем народе»[47]. Навеки вместе. Художник А. Хмельницкий 1953. Богданович-Зарудный и П.

С письмами Б. Хмельницкого они передали царскому правительству также «Просительные письма», состоявшие из 23 пунктов «статей» , а именно: об утверждении прав и привилегий казаков, православной шляхты; установлении 60-тысячного казацкого реестра; о плате старшине и выделении средств на содержание войска; свободном избрании казаками гетмана и передаче ему во владение Чигиринского староства; о сохранении прав киевского митрополита, городской администрации и установлении порядка сбора налогов на Украине царским правительством и т. При этом гетманская администрация обязывалась определить, «хто казак, тот вольности казатцкие иметь будет, а хто мужик, тот будет повинность обыклую царскому величеству отдавать, как и преж того бывало»[48]. Большинство указанных пунктов получило одобрение царя и бояр. Дополнительные пункты о положении Украины в составе Русского государства утверждались в статьях от 21 марта, известных в истории под названием «Мартовские статьи 1654 г. В частности, в них речь идет о сохранении порядков и прав, действовавших в городах, положении старшины и казаков, о праве гетмана поддерживать сношения с другими государствами, за исключением Турции и Польши. Другие решения оформлялись в царских грамотах от 27 марта — о сохранении прав и вольности Войска Запорожского, православной шляхты, владении гетманом Чигиринским староством и другими имениями. Украина, находившаяся на положении колонии Речи Посполитой, в составе Русского государства получала право на самоуправление.

Обеспечивались «права и вольности» Войска Запорожского и отдельных сословий, выборность гетмана, местной администрации, традиционное судопроизводство, собственные вооруженные силы, организация финансов под контролем царских представителей, право сношений с иноземными государствами. Историческое и международное значение воссоединения Украины с Россией. Историческое значение воссоединения Украины с Россией состояло прежде всего в том, что им навсегда закреплялось сложившееся единство двух братских народов. В составе Русского государства Украина нашла спасение от порабощения шляхетской Польшей и поглощения султанской Турцией. Несмотря на социальную политику царизма и господствующих классов, воссоединение Украины с Россией объективно имело огромное значение для дальнейшего экономического, политического и культурного развития украинского и русского народов. В составе Русского государства освобожденная Украина экономически развивалась быстрее, чем украинские земли, оставшиеся под властью иностранных держав. Воссоединение способствовало росту производительных сил, развитию товарно-денежных отношений и расширению формирующегося общероссийского рынка. Ленин отмечал то обстоятельство, что «пока разные нации живут в одном государстве, их связывают миллионы и миллиарды нитей экономического, правового и бытового характера»[49].

Эти взаимосвязи народов способствовали их всестороннему развитию. Воссоединение Украины с Россией усилило экономическое и военное могущество Русского государства. Расширилась его территория, укрепились южные границы, в охране которых активное участие принимало украинское население. Со времени воссоединения Украины с Россией тесный и неразрывный союз украинского и русского народов продолжал развиваться и крепнуть. В лице русского народа украинский народ «обрел великого союзника, верного друга и защитника в борьбе за свое социальное и национальное освобождение»[50]. Начался качественно новый этап совместной борьбы двух братских народов против социального гнета. В совместных классовых боях против эксплуататоров на различных этапах исторического развития закалялась дружба русского, украинского и других народов. Навеки соединив свою судьбу с братским русским народом, украинский народ спас себя как этническую общность.

Воссоединенная с Россией большая часть Украины стала могучим притягательным центром для народных масс тех земель, которые все еще оставались оторванными от Украины. Воссоединение способствовало культурному взаимообогащению двух братских народов. Оно обеспечило благотворное влияние прогрессивной русской культуры на украинскую, дало новый мощный импульс к духовному развитию обоих народов. Воссоединение Украины с Россией имело огромное международное значение. В первой половине XVII в. Продолжалось наступление католицизма и униатства, усилился национальный гнет и произвол властей. Против иностранного господства выступали все сословия и в первую очередь крестьянство, казачество и трудовое население городов. Резко обострились социальные противоречия.

Одновременно усиливалось стремление к воссоединению Украины с Россией. В ходе освободительной войны 1648—1654 гг. Таким образом, освободительная война явилась важнейшим событием в истории украинского народа. Прогрессивный, справедливый характер освободительной войны определялся тем, что она велась за освобождение родины от чужеземного порабощения. В ней приняли активное участие крестьяне, казачество, трудовое население городов, т. Большую роль в успешном ведении боевых операций сыграло казачество, имевшее военную организацию и оружие. Сотни тысяч восставших крестьян и мещан объявляли себя казаками. Могучему размаху освободительной войны способствовало участие в ней наравне с широкими народными массами Украины представителей русского, белорусского, польского, молдавского и других народов, проживавших тогда на Украине.

Возглавил освободительную войну выдающийся государственный деятель, искусный полководец и мудрый дипломат Богдан Хмельницкий. Выражая вековые стремления украинского народа к тесному союзу с братским русским народом, он последовательно боролся за воссоединение Украины с Россией. Под руководством Б. Хмельницкого на Украине были созданы вооруженные силы, неоднократно наносившие поражения польско-шляхетским войскам и освободившие значительную часть территории Украины. Наряду с Б. Хмельницким из среды восставших выдвинулись талантливые полководцы, непреклонные поборники теснейшего единства двух братских народов — М. Кривонос, И. Богун, М.

Пушкарь, Д. Нечай, Ф. Джалалий, М.

Иногда на земских соборах поднимались незапланированные вопросы: на соборе 1566 был поставлен вопрос об отмене опричнины, на соборе 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове, — о положении московских и городовых дворян. С середины 17 века деятельность земских соборов постепенно прекращается. Это объясняется утверждением абсолютизма, а также тем, что дворяне и посадские люди изданием Соборного уложения 1649 добились удовлетворения многих своих требований.

Просмотров: 38418 Призвание Михаила Федоровича на царство До государя челобитчики. Михаил Нестеров, 1885 г. На сайте Президентской библиотеки имени Б. Ельцина доступна цифровая коллекция «Династия Романовых. Земский собор 1613 года».

Алферьев, думный дьяк И. Указ был объявлен 01 октября в Грановитой палате, где происходил собор и вероятно, что на самом соборе. Факт, что В. Бутурлин, прямо с собора был послан исполнять соборное решение, а не ранее, свидетельствует, что собор имел значение и смысл. Собор единодушно сошёлся безо всяких рассуждение и прений утвердить давно выработанное решение и этим закончил свою долгую сессию, которая началась ещё в мае 1653 года. Царь Алексей Михайлович, выступая 23 апреля 1654 года на торжественных проводах князя А. Трубецкого с войском против поляков, говорил в этот день: «В прошлом году были соборы не раз, на которых были и от вас выборные, от всех городов дворян по 2 человека, на соборах этих мы говорили о неправдах польских королей…». Состав собора На соборе присутствовали: патриарх Никон, митрополит Крутицкий Сильвестр, митрополит Сербский Михаил, архиепископы, епископы, игумены, освящённый собор высшее духовенство , бояре, окольничие, думные чины, московские дворяне, стольники, стряпчие, жильцы, дьяки, дворяне и дети боярские, гостиная и суконная сотни, чёрная сотня, стрельцы, гости и торговые люди всяких чинов, посадские люди. В исторических документах, также упомянуты «площадные люди» очевидно, не участники собора, а те, кто был на площади, пока шло заседание и как-то выразивших своё отношение к решаемым вопросам. Историки о земском соборе В историографии удовлетворительно не объяснено, почему польско-малороссийский вопрос был решён до созыва собора. Предположительно, собор занимался подготовкой вопроса с 25 мая по 01 октября 1653 года. Послы Р. Стрешнев и Ф. Бредихин отправленные в сентябре, очевидно, были посланы с ведома собора и таким образом собор никак нельзя считать пустой формой. Соловьёв писал, что факт решения царём дела до созыва собора и превращение собора в лишённую смысла церемонии, указывают на вымирание соборов и их бессилие подать помощь государству.

Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол

1 октября 1653 г. Земский собор дал согласие на воссоединение Украины с Россией. 8 января 1654 г. в Переяславле состоялась всеукраинская Рада, на которой ее участники единодушно поддержали предложение гетмана Богдана Хмельницкого (1) о принятии русского подданства. Собор 1648-1649 годов связан с принятием Соборного уложения, а Собор 1653-1654 годов помог объединить Украину и Россию. Земские соборы первой половины XVII века акцентировали внимание на представительстве всех сословий. После решения Земского собора о принятии Войска Запорожского в российское подданство 8 (18) января 1654 г. в тогдашней столице войска Переяславе состоялось собрание представителей запорожского казачества и переяславского мещанства во главе с гетманом.

Земский собор о войне с Речью Посполитой (1651 г., февраля 19)

Здесь говорится уже не о «приговоре», а о «допросе» «допрашиваны ж по чином, порознь». Очевидно, представители каждого «чина» совещались между собой и затем объявляли свое мнение. Нет высказываний духовенства, хотя оно присутствовало на соборе. Может быть, оно просто подтвердило сказанное на соборе 1651 г.?

И то и другое предложения вытекали непосредственно из правительственного доклада. Совпадает полностью и аргументация: умаление польской стороной государственного достоинства России, преследование православия, угроза перехода православного украинского населения «в подданство» к турецкому султану или к крымскому хану, так как нарушение польским королем присяги делало его подданных «вольными людьми». Из двух разбиравшихся на нем тесно связанных вопросов - взаимоотношения России с Польшей и обращение Богдана Хмельницкого к русскому правительству о воссоединении Украины с Россией - выбран второй вопрос.

Для русского правительства и для сословий Русского государства это было главное. Но прежде всего вопрос о воссоединении Украины с Россией был главным для широких народных масс, и русских и украинских. Они не принимали участия в земских соборах, не выносили решения о вхождении Украины в состав России.

Однако объективно данное решение отвечало народным интересам, отвечало потребностям национального развития. Три крупных народных движения середины XVII в. Они были близки по социальному составу.

Но их историческое значение различно. Соборы 1648-1650 гг. И хотя при этом были проведены отдельные прогрессивные мероприятия, их основной комплекс был направлен на усиление крепостничества.

Освободительная война на Украине и ее последующее воссоединение с Россией не привели и не могли привести к ликвидации феодального строя, и само воссоединение происходило в феодальных формах. Но решение октябрьского земского собора 1653 г.

Пушкину, патриарху Никону с просьбой всячески содействовать послам в выполнении возложенной на них миссии. Украинских послов в Москве встретили особенно торжественно. Послы передали просьбу гетмана ускорить воссоединение Украины с Россией, помочь Войску Запорожскому ратными людьми, взять на себя посредничество в процессе предотвращения агрессии Речи Посполитой на Украине. После успешных переговоров С. Мужиловский и К. Бурляй 14 мая 1653 г.

Вместе с ними царское правительство направило к гетману своих послов А. Матвеева и И. Вопрос о воссоединении Украины с Россией окончательно решался Земским собором. На места рассылались царские грамоты, вызывавшие людей «разных чинов» в Москву для участия в соборе. Решение Земского собора 1 октября 1653 г. Земский собор начал свою деятельность 25 мая 1653 г.

В нем принимали участие: царь, патриарх, митрополиты, архиепископы, бояре, окольничие, думные люди, стольники, стряпчие и московские дворяне, дьяки, дворяне, избранные от городов купцы, представители «тяглых людей» и стрельцов. Земский собор единодушно высказался за воссоединение Украины с Россией, одобрил позицию, занятую правительством по отношению к Украине и Речи Посполитой. Хмельницкий принял послов А. Фомина в Чигирине в начале июля. Тогда же прибыл к гетману стольник Ф. Ладыжинский с царской грамотой, в которой объявлялось согласие правительства принять Украину в состав Русского государства.

Для координации действий гетману предлагалось направить в Москву своих послов, а на Украину царь обещал прислать думных людей советников. В конце августа с Украины в Москву прибыло посольство, возглавляемое Г. В письмах гетмана царю и патриарху Никону говорилось о том, что весть о согласии принять Украину в состав России встречена населением с большой радостью. В связи с новым наступлением польско-шляхетских войск гетман просил как можно быстрее оказать помощь Украине. Посольство во главе с Г. Яцкевичем возвратилось на Украину вместе с русскими послами — ближним стольником Ф.

Стрешневым и дьяком М. Русским послам поручалось сообщить гетману о том, что Земской собор окончательно решит вопрос о принятии Украины после возвращения из Варшавы посольства Б. Они предложили гетману договориться о путях продвижения царского войска на Украину и для этого направить в Москву своих посланцев — «добрых и знатных людей». Вскоре полномочное посольство с Украины в Россию возглавил полковник Л. Упомянутое выше посольство Б. Репнина-Оболенского по возвращении в Москву сообщило о том, что королевское правительство не приняло выдвинутых Россией условий соглашений о прекращении войны Речи Посполитой с Украиной.

А это привело к восстанию народа в защиту православной веры и своих прав. Бояре на Земском соборе «приговорили» решили : все Войско Запорожское с «городами и их землями приняти» в состав России. Опрошенные «по чинам — порознь» стольники, стряпчие, московские дворяне, дьяки и горожане, дети боярские из других городов, купцы различных категорий, «тяглые люди» и стрельцы единодушно одобрили решение о принятии Украины в состав Русского государства. Участники Земского собора выразили готовность, «не щадя голов своих», воевать против Речи Посполитой. Получив царскую грамоту с решением Земского собора, Л. Капуста повез ее гетману в военный лагерь под Жванцем.

Бутурлина, окольничьего и муромского наместника И. Алферьева и думного дьяка Л. Его сопровождали чиновники, представители духовенства и стрельцов — всего более 250 человек. На посольство возлагалась миссия — участие в церемонии провозглашения воссоединения Украины с Россией и принятие присяги от населения. Приехав из-под Жванца в Чигирин, гетман Б. Хмельницкий 26 декабря встретился с царскими послами Ф.

Стрешневым и М. Он заявил, что всем полковникам, сотникам, атаманам и есаулам велено к 1 января 1654 г. Церемонию воссоединения Украины с Россией предполагалось провести в Переяславе — значительном экономическом и административном центре, расположенном вдали от театра военных действий. Повсюду украинское население встречало его с большим радушием, так как осуществлялась его вековая мечта — быть навеки вместе с Россией. Идею воссоединения Украины с Россией поддерживали все слои населения, принимавшие активное участие в освободительной войне. И все то, что в течение шести лет гетман и его сторонники делали для осуществления этого важного исторического акта, свидетельствует о его обусловленности предыдущим общественным развитием Украины, объективным ходом событий, а не случайностью, как это безуспешно пытались доказать украинские буржуазные националисты и теперь утверждают их последователи из антикоммунистического лагеря за рубежом.

Решение Переяславской рады — изъявление воли всего украинского народа. Великое посольство России, возглавляемое В. Бутурлиным, прибыло в Переяслав 31 декабря 1653 г. В честь дорогих русских гостей казацкий гарнизон крепости салютовал из ружей и пушек. Хмельницкий смог прибыть в Переяслав только вечером 6 января 1654 г. В город съехалось множество представителей старшины и казаков.

Утром 8 января гетман собрал раду генеральной старшины, полковников и есаулов. Все они единодушно высказывались за воссоединение Украины с Россией и созыв военной рады. На городской площади собралось огромное количество людей: представители старшины, духовенства и казаков всех полков, а также жители Переяслава. В этот праздничный день в город прибыло множество крестьян из окрестных сел Переяславщины. Таким образом, рада приобрела общенародный характер. В статейном списке русского посольства ярко изображена церемония великого акта воссоединения Украины с Россией.

Связано это было в основном с тем, что былая веротерпимость Великого княжества Литовского канула в лету, усилилось католическое давление на православное население Украины. Стоит сказать, что Москва довольно прохладно реагировала на казацкие призывы о присоединении. Во-первых, этого не позволял политический расклад сил, а во-вторых, настроения запорожцев быстро менялись — казаки легко предавали тех, кому только что поклялись в верности. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года, и также осталось без ответа. Однако, поскольку эти призывы повторялись, а сам Хмельницкий одерживал военные победы, в Кремле решили этим наконец воспользоваться. После этого решения для ведения переговорного процесса в Переяславщину из Москвы отправилось большое посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным. Местом проведения генерального военного совета был избран город Переяславль, куда посольство прибыло 10 января 1654 года.

Значит, или не полон круг источников, или было призвано лишь московское население. Столбец Севского стола состоит из ряда дел, относящихся к отдельным городам. Полный формуляр каждого дела такой: 1 царская грамота воеводе о производстве выборов; 2 отписка воеводы о выполнении этого распоряжения; 3 «выбор», т. По ряду дел сохранились лишь отдельные части указанного формуляра. Большинство грамот выслано из Москвы и получено провинциальными воеводами на протяжении мая. Но дело это растянулось и на июнь. Как и в 1651 г. Воевода направил этих малопоместных, беспоместных и пустопоместных далеко не лучших, как это требовалось дворян и детей боярских в Москву1326. На выборах, происходивших 9 же мая в Серпейске, оказалось, что многие серпейские служилые люди живут в «розных в дальних городех», и были выбраны дворяне, проживавшие в Белевском уезде1327. Воевода Богдан Ушаков сообщил в Разряд, что воротынские люди «ослушались» царского указа и до 16 мая выборов не произвели1328. В Суздале на выборы 20 мая явились не все дворяне и дети боярские, которым надлежало, а выбранные делегаты на земский собор у воеводы не объявились1329. Тульский воевода Осип Сухотин получил приказ из центра посадить в тюрьму трех человек «лучших» дворян «за ослушанье»: «что они по прежнему... Воевода отвечал, что он подверг тюремному заключению двух дворян, а за третьим послал «в уезд», но так как из «уезда» в Тулу никто не едет, то и посадить некого1331. Дополнением к севскому столбцу, содержащему документы о выборах на земский собор, происходивших в мае-июне 1653 г. Материалы Белгородского стола были опубликованы А. Кабановым1333 и А. Козаченко1334 последнему публикация Кабанова, по-видимому, осталась пеизвестной. Козаченко назвал документ Белгородского стола «регистрационным списком» составленным в Разряде дворян - участников земского собора. Название это не совсем точно, так как перед нами не просто последовательная регистрация лиц в порядке их прибытия в Москву, а известная группировка материала. Документ состоит из нескольких разделов. Вначале - персональный перечень дворян, которые «по государеву указу присланы к Москве для государева и земского дела», с указанием, из какого города и когда кто явился. Сведения образуют как бы два хронологических пласта: 15 мая - 4 июня и 21 - 24 мая. Далее идет заголовок «Из городов же дворяне объявились после собору», и затем следуют в хронологическом порядке прибытия запоздавших дворян сведения за 25 мая - 19 июня1335. Помимо перечня «выборных» дворян, в белгородском столбце распределены по трем группам города, где происходили выборы. Сначала указаны города, из которых дворяне были на соборе1336, потом города, из которых «дворяне приехали после собору»1337. Последний раздел озаглавлен «В городы ж посланы государевы грамоты о дворянех, а они майя по 29 число к Москве не бывали»1338. Итак, одни городовые дворяне попадали на собор, другие запаздывали, но их все равно записывали, и запись шла на протяжении более месяца, с 15 мая по 19 июня. Очевидно, было не одно, а несколько соборных заседаний. Хронологические пласты, выделенные в белгородском столбце 15 мая-4 июня, 21-24 мая, 25 мая-19 июня , являются ориентирами при датировке этих заседаний. Первоначально правительственный срок явки дворянам в Москву был назначен, как известно, на 20 мая. Между 20 и 25 мая, надо думать, и собрался впервые далеко не в полном составе земский собор, как об этом можно сейчас заключить на основании анализа данного источника. Но еще ранее, 15 мая, учитывая возможность дальнейших совещаний, правительство отсрочило дату прибытия в Москву провинциальным служилым людям до 5 июня. Возможно, что тогда состоялось второе совещание. Не исключено, что собор заседал и в третий раз где-то в начале третьей декады июня. О нескольких созывах собора в 1653 г. В черновике, легшем в основу соборного акта 1 октября о воссоединении Украины с Россией, написано: «В прошлом во 161-м году, по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержце говорено на соборех о литовском и о черкаском делех»1339. В столбцах Приказа тайных дел приведена в пересказе речь царя Алексея Михайловича кн. Трубецкому 23 апреля 1654 г. Однако есть источник, позволяющий определить точное время заседания собора в мае. Для суждения о майском соборе 1653 г. Козаченко, - грамота не датированная Алексея Михайловича русским послам, отправленным в апреле в Польшу, - кн. Репнину, окольничему Б. Хитрово и дьяку Алмазу Иванову. В ней читаем: «... И о том всяких чинов и площадных людей все единодушно говорили, чтоб черкас принять.

Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией

1 (11) октября 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.8 (18) января 1654 г. в Переяславле Великом рада единодушно высказалась за вхождение Украины в состав России и вступила в войну с Польшей за Украину. Земский собор 1653 года. самый представительный и многочисленный из всех, какие только собирались в XVI - XVII вв. Земский собор 1654. Земские соборы и церковная реформа.

Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол

410 лет назад, весной 1613 года, Земский собор в Московском Кремле избрал русским царем шестнадцатилетнего Михаила Романова, ставшего основателем правящей династии в России на протяжении следующих трехсот лет. Решение Земского собора 1653 года поставило точку в довольно долгом процессе, начало которому положило посольство гетмана Петра Сагайдачного. Решение Земского собора. Русское посольство. Список всех Земских соборов. Земский собор — это собрание представителей всех сословий в XVI-XVII веках на Руси. И в 1653 году Земский Собор дает положительный ответ на предложения гетмана.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий