29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка, дислоцированного в районе г. Василькова (в 30 км к юго-западу от Киева). ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА ВОССТАНИЕ, вооруженное выступление декабристов на Украине (29 декабря 1825 - 3 января 1826). Восстание Черниговского полка. 15 января 1826 года, в бою при селе Устимовка, что в нынешней Киевской области, генерал-майор барон Фёдор Гейсмар разбил и рассеял Черниговский пехотный полк, взяв в плен 895 солдат и 6 офицеров. Восстание Черниговского полка, разгоревшееся на территории тогдашней Киевской губернии и продолжавшееся с 29 декабря 1825 года по 3 января 1826 года, отчётливо продемонстрировало ряд отличительных особенностей, свойственных декабризму как таковому.
Восстание Черниговского полка: предпосылки, ход событий, итоги
Подавление восстания черниговского полка. Никита муравьев. Что предопределило восстание | После известия о восстании декабристов в Петербурге командир полка лично арестовал подполковника С. И. Муравьёва-Апостола, связанного с заговорщиками. 29 декабря (10 января) офицеры полка освободили Муравьёва-Апостола, при этом нанеся арестовавшему его. |
Бунт на Украине: восстание Черниговского полка | Но после ареста одного из лидеров я, ев-Апостол поднял восстание, встав во главе поддержавшей его части офицеров и солдат Черниговского полка (его ближайшим помощником был ев-Рюмин). Восставшие захватили город Васильков. |
Восстание черниговского полка — история России | Восстание Черниговского полка было задумано давно, но началось оно довольно спонтанно. |
Ольга Эдельман / Бессмысленный и... | Но после ареста одного из лидеров я, ев-Апостол поднял восстание, встав во главе поддержавшей его части офицеров и солдат Черниговского полка (его ближайшим помощником был ев-Рюмин). Восставшие захватили город Васильков. |
Восстание черниговского полка кратко | Восстание Черниговского полка. Первой поднялась Пятая рота, в течение дня – уже весь полк. |
Восстание Черниговского полка
Объединенные славяне настаивали на немедленном захвате Киева, до которого оставался всего один день перехода. Муравьев и Бестужев-Рюмин выступили против немедленных действий до тех пор, пока к восстанию не присоединятся другие полки. Их мнение возобладало. Муравьев отдал приказ идти на запад, в Брусилов, подальше от Киева, для соединения с «союзными» Ахтыркинским и Алексапольским полками. Поражение 12 января [ ОС 31 декабря] 1825 г. Черниговский полк выехал из Василькова в Брусилов. В Мотовиловке Муравьев-Амурский узнал, что декабристы Алексапольского полка отказались присоединиться к восстанию, что сделало бесполезным дальнейшее движение на запад. Муравьев-Амурский заказал ночлег в Мотовиловке и не спешил, оценивая варианты. В конце концов он остановился на Белой Церкви, где его лейтенант Вадковский, очевидно, имел влияние на сослуживцев 17-го егерского полка. Он не знал, что к этому времени Вадковский уже был арестован и что правительство вывело нестабильных 17-й егерей из Белой Церкви. Между тем, неожиданная остановка и растущая неопределенность деморализовали как рядовых, так и кадровых офицеров.
Солдаты предавались преследованиям местных евреев. Объединенным славянам удалось спровоцировать местных украинских крестьян, но их поддержка не смогла компенсировать отсутствие стратегии. К исходу следующего дня они добрались до Пологи, где Сухинов устроил передовой разведывательный отряд на Белую Церковь. Разведчики вернули страшную новость о том, что 17-й егерский полк перебрался в Сквиру , на целый день перехода к западу от Белой Церкви. Теперь правительство перехватило инициативу и удалило нестабильные войска из этого района. Теперь Муравьев-Апостол мог рассчитывать только на товарищей-декабристов в Житомире. Повстанцы снова повернули, на этот раз направившись на северо-запад через ту же Камянскую долину, которую они покинули четыре дня назад. Тем временем из полка дезертировало еще больше офицеров, и дисциплина в рядах угасала. На полпути между Устимовкой и Коваливкой повстанцы вошли в бой с правительственными войсками во главе с Фридрихом Каспаром фон Гейсмаром.
О неудачном восстании в Петербурге членам Южного общества стало известно 25 декабря 1825 года 6 января 1826 года.
В это время аресты на юге продолжались, угрожая полным разгромом и этой организации. Ближайшие единомышленники Пестеля, руководители Васильковской управы подполковник Черниговского полка С. Муравьёв-Апостол и его друг подпоручик М. Бестужев-Рюмин приняли решение о немедленном восстании в соответствии с ранее разработанным планом одновременного выступления в столице и в Малороссии. При активном участии членов Васильковской управы и группы «соединенных славян» 29 декабря 1925 года 10 января 1926 года восстала 5-я рота Черниговского полка. На следующий день к ней присоединился весь Черниговский полк, стоявший в городе Василькове.
Верховный уголовный суд определил Сергея Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина, «взятых с оружием в руках», повесить приговор приведён в исполнение в Петербурге 13 25 июля 1826 г, вместе с ними казнены через повешение лидеры Северного общества Рылеев и Каховский, а также руководитель Южного общества Пестель , офицеры Соловьёв, Сухинов, Быстрицкий и Мозалевский приговорены к пожизненной каторге. Над могилами погибших Ипполита Муравьёва-Апостола, Кузьмина и Щепиллы не было велено ставить памятников, а вместо этого их имена были прибиты к символической виселице. После восстания полк был переформирован.
Впоследствии ряд участников восстания возглавили заговор на Зерентуйской каторге Зерентуйский заговор. Пушкин планировал повесть о восстании, написал небольшой пролог о прапорщике, едущем «в местечко В.
Генерал Милорадович вышел к войскам и предложил им разойтись. В ответ на это, один из офицеров, Каховский — член Северного общества, смертельно ранил Милорадовича. Этот выстрел сделал ход событий необратимым. Руководители восстания медлили с началом боевых действий. Сенат рано утром принял присягу Николаю, и манифест зачитывать было некому. К вечеру на Сенатскую площадь подоспели верные императору полки, и разогнали «декабристов».
Известие о разгроме мятежа 14 декабря донеслось до южан к концу года. Подполковник С.
Черниговского полка восстание
Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. 29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка, дислоцированного в районе г. Василькова (в 30 км к юго-западу от Киева). Восстание Черниговского полка, вооружённое выступление участников движения декабристов на Юге России в декабре 1825/январе 1826 – январе 1826 гг. под руководством С. И. Муравьёва-Апостола.
Восстание Черниговского полка
Однако еще при жизни Александра I, Константин отрекся от престола в пользу младшего брата Николая. Руководителем восстания декабристов, был назначен полковник Генерального штаба С. Время шло, а остальных частей не было. Генерал Милорадович вышел к войскам и предложил им разойтись. В ответ на это, один из офицеров, Каховский — член Северного общества, смертельно ранил Милорадовича. Этот выстрел сделал ход событий необратимым. Руководители восстания медлили с началом боевых действий. Сенат рано утром принял присягу Николаю, и манифест зачитывать было некому.
Часты были и случаи грабежей мирного населения. Так, например, владелец трактира Иось Бродский заявил об украденных у него солдатами Черниговского полка 360 ведрах водки. Часты были случаи грабежа не только арендаторов и состоятельных людей, но и простых обывателей: у «вдовы Дорошихи», например, украли «кожух старый», оцененный Панковым в 4 рубля ассигнациями, на такую же сумму понёс убытков житель Василькова Степан Терновой. Показательным является поведение солдат, которые в трудный момент поражения восстания отвернулись от своего руководителя: «Раненный в голову картечью, Сергей Муравьёв схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Фамилия рядового была Буланов, он числился в 1-й мушкетёрской роте. Ударил же он штыком лошадь командира, решив, что тот хочет ускакать, скрыться от ответственности. Последствия восстания [ править править код ] Пленные мятежники содержались в Ковалёвке под прицелами 2 заряженных картечью орудий, окружённые пехотой генерала Гейсмара. Верховный уголовный суд по делу декабристов приговорил Сергея Муравьёва-Апостола и Бестужева-Рюмина, «взятых с оружием в руках», к смертной казни через повешение. Приговор был приведён в исполнение в Петербурге 13 25 июля 1826 года.
Вместе с ними казнены лидер Северного общества Рылеев , убийца генерала Милорадовича Каховский и руководитель Южного общества Пестель. Для рассмотрения дел «участвовавших в мятеже или к оному прикосновенных» офицеров 18 января 1826 года в Могилёве была организована комиссия особого военного суда под председательством генерал-майора И. Соловьёв , Сухинов , Быстрицкий и Мозалевский были приговорены к пожизненной каторге. Над ней не велено было ставить памятников, а вместо этого их имена были прибиты к символической виселице. Все захваченные в плен мятежники были лишены чинов и, кроме тяжело раненых, подвергнуты телесному наказанию — пропущены сквозь строй.
Желание добра своему Отечеству, увлечение политическими науками в годы учебы в Пажеском корпусе, анализ политической ситуации в России и в мире привели его к мысли, что «революция, видно, не так дурна, как говорят, и что может даже быть весьма полезна». Вскоре он решил для себя, что наилучшей формой государственного устройства является республика[16]. Среди членов Союза Пестель резко выделялся уже на этом, первом этапе существования заговора.
Плохо представляя, какой должна стать Россия в будущем, уже тогда он понимал, что одними разговорами о «благе России» добиться ничего нельзя. Практически сразу же Пестель составил для себя четкие представления о том, как должен быть построен заговор — если целью его действительно является изменение государственного строя России. И стал претендовать на безусловное лидерство в тайных обществах. Именно Пестелю, как известно, принадлежала решающая роль в написании устава, «статута» Союза спасения. Впоследствии он был уничтожен заговорщиками, и судить о его содержании можно лишь по дошедшим до нас косвенным свидетельствам. Согласно им, составляя «статут», Пестель учитывал опыт деятельности двух современных ему организаций: масонства и тайной полиции. Не буду здесь вдаваться в сложный, но на сегодняшний день достаточно хорошо изученный вопрос об идеологии и истории русского масонства в начале XIX века. Отмечу только, что масонские цели — образно говоря, нравственное усовершенствование отдельного человека, государства и, в итоге, всего человечества — реализовались в ту эпоху в двух противоположных формах, «демократической» и «аристократической».
Шведская система, считавшая своим покровителем Святого Андрея Первозванного, а «великим магистром» — шведского короля, была основана на строгих принципах иерархии в управлении и беспрекословного послушания. Соколовская, — называли себя великими каменщиками чаще, чем свободными каменщиками». По ее мнению, это не случайно: «Для достижения масонских целей, для соделания людей счастливыми и благородными употреблялось порабощение духа и даже тела; от низших братьев и низших лож отнималась всякая самодеятельность, всякая самостоятельность; от них требовалась только слепая вера, а общемасонская цель о соединении всех людей в одну всемирную семью была известна только самым высшим степеням». Руководил шведскими ложами в России могущественный и таинственный Капитул Феникса. Состав этого Капитула не был известен рядовым масонам, от которых требовалось лишь слепое повиновение. Не в полной мере известен он и современным исследователям: члены Капитула проходили в масонских документах под вымышленными, символическими именами. Иоанновское масонство, находившееся под покровительством Святого Иоанна Иерусалимского, изначально считало себя частью масонства андреевского. Иоанновскими назывались масоны низших степеней, не посвященные в «великие тайны» Капитула Феникса и не знавшие истинных, сокровенных масонских целей.
И постепенно в иоанновских ложах возник стихийный демократический протест против Капитула. В 1815 году русское масонство раскололось на две системы. Если шведскими масонами по-прежнему управлял Капитул, то для управления масонами иоанновскими была создана «великая ложа Астреи». Принятое тогда же уложение Астреи «устанавливало выборное начало в управлении масонского сообщества и клало в основу этого управления ответственность всех без исключения должностных лиц, их выборность, терпимость ко всем религиям и ко всем принятым масонским системам и равноправность всех представителей лож в великой ложе»[17]. Члены Союза спасения, большинство из которых были масонами, определялись в выборе системы. Это — важнейший выбор: именно в нем следует искать истоки разности взглядов заговорщиков на природу тайной организации, на принципы деятельности заговора. Именно здесь — зерна позднейших программных разногласий декабристов, их разных представлений о характере власти в постреволюционной России. Историк Н.
Дружинин, автор классической работы «К истории идейных исканий П. Пестеля», подробно описал процесс вхождения заговорщиков в иоанновскую ложу Трех добродетелей 1816 год. Участниками ложи стали «корифеи» движения декабристов — в частности, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы и князь Сергей Трубецкой. В январе 1816 года, еще до знакомства с Союзом спасения, в ложу вступает и Пестель. Однако став членом иоанновской ложи, Пестель не порвал со шведским масонством, в которое был принят еще на корпусной скамье. К 1816 году он был обладателем высокой степени шведского «мастера», и патенты на свое имя, выданные в подчинявшейся Капитулу Феникса ложе Сфинкса, хранил всю жизнь. Судя по тому, что он не принимал активного участия в деятельности ложи Трех добродетелей, иоанновское масонство интересовало его гораздо меньше, чем шведское. Формы масонской деятельности шведского образца — «разделение» членов общества на «разряды», безоговорочное подчинение «низших» «высшим», сложные «обряды» при принятии в организацию нового участника, клятвы, угрозу смерти за предательство — Пестель положил в основу устава Союза спасения[19].
Обращаясь к истории Союза спасения, историки не могут пройти мимо знаменитого эпизода из мемуаров Сергея Трубецкого — о том, как заговорщики принимали написанный Пестелем «статут». Восстание против этого было всеобщее, и оно оставило невыгодное для него впечатление, которое никогда не могло истребиться и которое навсегда поселило к нему недоверчивость», — вспоминал Трубецкой[21]. Традиционно эти воспоминания Трубецкого комментируют в том смысле, что Пестель уже в Союзе спасения «признавал целесообразность» якобинской диктатуры[22]. При этом исследователи — по традиции, идущей от Б. Сыроечковского, — «поправляют» Трубецкого: по их мнению, «речь у Пестеля шла не о Комитете общей безопасности, охранительном органе, а о Комитете общественного спасения, том самом органе революционной диктатуры, который в 1793—1794 годах исполнял функции революционного правительства. Возглавляемый Дантоном, а потом Робеспьером, он олицетворял, особенно на своем последнем этапе, якобинскую диктатуру во всем ее кровавом безумстве»[23]. Между тем, М. Нечкина справедливо отмечала: «Беря это чрезвычайно любопытное свидетельство по существу, нельзя не отметить, что в 1817 году, когда Пестель читал свой вводный доклад, он еще не был республиканцем, а придерживался идеи конституционной монархии; не был он также еще сторонником диктатуры Временного правительства.
Этих идей — республики и диктатуры — он, по его собственному признанию, стал придерживаться позднее». Отвергая мысль о том, что Трубецкой в мемуарах «перепутал» комитеты, Нечкина была убеждена, что Пестель действительно «восхвалял Комитет общественной безопасности». Однако почему именно этот комитет удостоился похвалы Пестеля, «установить», по ее мнению, «не удается»[24]. Правда, еще в 1920-х годах Н. Дружинин «установил», в чем состоял смысл этого «восхваления». Пестель говорил именно о Комитете общественной безопасности — тайной полиции якобинцев. Смысл его фразы состоял в том, что благоденствие государства во многом базируется на способности тайной полиции исполнять свои обязанности. Кроме того, тайная полиция была интересна заговорщику именно как структура, близкая по своему устройству масонским ложам шведского образца, построенная «на началах строгой иерархии, суровой дисциплины и планомерной конспирации»[25].
От шведских лож мысль Пестеля перешла к тайной полиции — ближайшему к ним по форме учреждению. О том же, в чем, по мнению Пестеля, заключалась суть деятельности этой организации, можно судить по любопытному документу — написанной им чуть позже «битвы за устав» «Записки о государственном правлении». Формам деятельности политической полиции — «приказа благочиния», по терминологии Пестеля, — в «Записке» посвящена особая глава. Эта тайная «канцелярия» действует посредством шпионов — «тайных вестников», как называет их Пестель. Уместно предположить — имея в виду свидетельство Трубецкого, — что именно «канцелярией непроницаемой тьмы», подчиняющейся единому лидеру, имеющей разветвленную сеть «тайных вестников» и занимающейся тайными розысками в отношении государственных органов и частных граждан, Пестель представлял тайное общество. Кропотов в исследовании, написанном в 1870-х годах по мемуарам и личным впечатлениям участников «битвы за устав»[28]. Следует признать, что несмотря на эмоциональность этой оценки, она во многом верна. Именно «заговором в заговоре» видел Пестель тайное общество; скорее всего, уже тогда он предложил себя и в руководители подобной структуры.
И именно против такого взгляда поднялось «всеобщее восстание» его товарищей, сторонников «демократического» иоанновского масонства, которые, по словам Трубецкого, «хотели действия явного и открытого, хотя и положено было не разглашать намерения, в котором они соединились, чтобы не вооружить против себя неблагонамеренных»[29]. Это была борьба мечтательных увлечений с действительною жизнию, истинного просвещения с ложным, национальных идей с чужеземными и, если угодно, здравого смысла с горячечным бредом»[30]. Естественно, что под «мечтательными увлечениями», «ложным просвещением», «чужеземными идеями» и «горячечным бредом» историк понимает идеи Пестеля. Под нажимом Пестеля и при содействии одного из основателей союза Александра Муравьева устав все же был принят. Однако просуществовал он недолго. Новые кандидаты в заговорщики — Михаил Муравьев, Иван Бурцов и Петр Колошин — «не иначе согласились войти, как с тем, чтобы сей устав, проповедующий насилие и основанный на клятвах, был отменен»[31]. Против идей Пестеля «негодовал» и основатель союза Иван Якушкин. Вообще вся деятельность Пестеля в тайном обществе протекала в двух сферах.
С одной стороны — программа реформ, всевозможные планы вооруженных выступлений, наконец, идея цареубийства. Все это хорошо известно из документов следствия, в том числе и из собственноручных показаний самого Пестеля, а также из многочисленных мемуаров. С другой стороны — он реально занимался подготовкой военного переворота: добывал деньги для «общего дела», пытался добиться лояльности к себе своих непосредственных начальников. И об этой его деятельности, о людях, которые помогали ему, нам известно крайне мало. Можно твердо сказать лишь одно: все годы существования тайных организаций «образ действий» Пестеля вызвал недоверие к нему со стороны его товарищей. Пестеля боялись. Впоследствии именно с ним было связано большинство самых серьезных споров в среде декабристов, приводивших чаще всего к расколу и реформированию структуры тайных обществ. В начале 1817 года, буквально через несколько дней после принятия устава, Пестель был вынужден покинуть Петербург.
Витгенштейн получил назначение командовать расквартированным в Прибалтике 1-м пехотным корпусом со штабом в Митаве. Естественно, что с собой он увозил своего любимого адъютанта. И практически сразу же после отъезда Пестеля Союз спасения распался. Идея создания боевой, сплоченной организации с единым лидером провалилась. В создании ее уставного документа, знаменитой «Зеленой книги», Пестель участия не принимал. Идея второго союза состояла, как известно, в постепенной «подготовке» общественного мнения к принятию новых законов. Союз благоденствия представлял собой широкую и действующую почти открыто общественную организацию. Единого лидера у общества не было.
Руководил обществом Коренной совет Коренная управа, Коренная дума , в который входили учредители организации. Во главе этого органа стоял председатель, который, согласно «Зеленой Книге», переизбирался каждый месяц. Блюститель, секретарь общества менялся один раз в год. Эти новые формы деятельности тайного союза Пестель признал далеко не сразу.
Нарочито афишируемая деятельность, а то и показательная гибель такого героя должны были, по представлениям романтика, вдохновить людей на борьбу с традиционными порядками, приблизив победу общества справедливости. Оба варианта романтического поведения роднит одно; подлинным историческим деятелем в них предстает только и исключительно сильная личность. С данной точки зрения Сергея Муравьева-Апостола можно назвать образцовым русским романтиком 1820-х годов.
Это подтверждает и далеко не случайно брошенная им однажды фраза: «Масса — ничто, она будет тем, чего захотят личности, которые всё». Борьба самолюбий Муравьев-Апостол не только ощущал себя избранной и призванной на подвиг личностью, но и имел перед глазами образец того, как подобный герой обязан действовать в критической ситуации. Рафаэль Риего, подполковник испанской армии, в 1820 году поднял свой полк, стоявший в Андалусии, дошел до Мадрида и, опираясь на поддержку части армии, крестьянства и горожан, заставил короля Фердинанда VII восстановить упраздненную им было Конституцию Испании. Муравьев-Апостол верил, что у него тоже хватит мужества и воли, чтобы возглавить столь же победоносную военную революцию в России. Его, как и Риего, боготворили солдаты, и он искренне считал, что за его восставшим батальоном пойдет весь полк, а за полком — и вся армия. Он также не сомневался, что переворот в России, как и в Испании, обойдется без крови, поскольку кто же в силах противиться требованиям просвещенного офицерства, разоренного дворянства, несчастного крепостного крестьянства, задавленных муштрой солдат и обиженных горожан? Пестель, человек сугубо рациональный, волевой, мужественный, был далек от романтической позы и предпочитал обходиться без романтических масок.
План восстания, разработанный руководителем Южного общества, заметно отличался от того, что предлагал один из представителей разветвленного семейства Муравьевых, которое современники подчас называли «муравейником ». Пестель полагал, что восстание на юге страны начнет его Вятский полк, который должен был прежде всего арестовать в Тульчине командование армии. Одновременно поднимаются те части 19-й дивизии, которыми командовали генерал-декабрист Сергей Волконский и другие члены Южного общества. При этом центром восстания, местом, где решалась его судьба, для Пестеля, бесспорно, оставался Петербург. Поэтому он сам сразу же после начала событий на юге собирался отправиться в столицу, чтобы лично контролировать происходящее в самой важной точке. Однако данному плану не суждено было осуществиться. Сначала внезапная смерть Александра I спутала заговорщикам все карты, а вскоре после нее на Украину с особой миссией прибыл генерал-адъютант Александр Чернышев.
Он должен был, опираясь на доносы капитана Аркадия Майбороды и генерала Ивана Витта, арестовать руководителей Южного общества, что и было сделано. В итоге Пестель попал под арест 13 декабря 1825 года — за день до восстания на Сенатской площади. С этого момента судьба восстания на юге России целиком оказалась в руках Муравьева-Апостола. Ситуация полностью отвечала его давним желаниям: подполковнику предстояло не только возглавить восстание, но и действовать без оглядки на указания руководителей Южного общества и столичных единомышленников. Бунт вместо восстания 25 декабря 1825 года, приехав в штаб 3-го пехотного корпуса в Житомире, Сергей Муравьев-Апостол узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге.
Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка
Но после ареста одного из лидеров я, ев-Апостол поднял восстание, встав во главе поддержавшей его части офицеров и солдат Черниговского полка (его ближайшим помощником был ев-Рюмин). Восставшие захватили город Васильков. Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 года (10-15 января 1826 г н. ст. Восстание (бунт) Черниговского полка — одно из двух восстаний декабристов, произошедшее уже после выступления на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года.
Восстание Черниговского полка
Восстание Черниговского полка. Восстание черниговского полка дата. | Точная дата начала восстания Черниговского полка неизвестна, однако это событие произошло в середине XVIII века. |
Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка | ВОССТАНИЕ ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА – значительное событие в декабрист. движении, произошло на Украине 26 декабря 1825 – 3 января 1826. |
Восстание Черниговского полка — события, даты и последствия | Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка Киянская Оксана Ивановна. |
Telegram: Contact @HistoryObscurity | Восстание Черниговского полка, вооружённое выступление участников движения декабристов на Юге России в декабре 1825/январе 1826 – январе 1826 гг. под руководством С. И. Муравьёва-Апостола. |
Восстание Черниговского полка 1825 года
Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 года (10-15 января 1826 г н. ст. В. — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 г (10-15 января 1826 г н. ст.) в Черниговском полку. Тем не менее, его соратники Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин подняли на восстание Черниговский полк, расквартированный недалеко от Киева. Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Сергей Иванович Муравьёв-Апостол (1796 — 1826 гг.) — член Южного общества, руководитель восстания Черниговского полка.
Вы точно человек?
3 января 1826 г.) - M.: Российск. Один из главных участников восстания Черниговского полка подпоручик Михаил Павлович Бестужев-Рюмин (Иван Янковский) был арестован на поле восстания с оружием в руках и закованным доставлен в Петербург. Черниговские офицеры, твердо и без колебаний решившие начать восстание, предполагали, что оно не ограничится только Черниговским полком; они немедленно решили поднять и окрестные полки, которыми командовали члены Южного общества.