Новости сколько букв в алфавите татарском

Татарский алфавит. ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК, язык волгоуральских татар. Один из гос. языков Республики Татарстан. Татарский алфавит Ссылка на основную публикацию. Разночтение общих букв для татарского и русского алфавитов о, е, ы – для этих. Сколько букв в татарском алфавите. С развитием современных технологий и цифровой эры наша жизнь стала более связанной с интернетом, чем когда-либо.

Сколько букв в татарском алфавите сколько?

Звук [ж] в русском языке всегда твердый, но образовать от него мягкий вариант для русскоязычного читателя обычно не представляет трудности. Поэтому смешения этих звуков, как правило, не происходит. Замечено, что освоение этого звука при помощи преподавателя-консультанта дело совсем нетрудное. И если у Вас есть возможность проверить свое произношение, не пренебрегайте такой возможностью.

Этот звук, образованный при помощи маленького язычка, знаком русскоязычному читателю: он получается, когда человек картавит и не выговаривает [р].

Он употребляется лишь в заимствованиях вследствие знания большинством татар русского языка, а также в некоторых диалектах. Слайд 13 Таким образом, В татарском языке все слова по произношению делятся на твердые и мягкие. Твердыми словами мы называем те, в которых употребляются гласные непереднего ряда: [а], [о], [у], [ы]. Закон сингармонизма имеет большое значение, так как не только все слова, но и все суффиксы подчиняются этому закону сингармонизма.

Хэирле кюн 4 - Хэирле кич! Добрый вечер! Хэирле кищ Татарский очень мягкий язык, поэтому буква ч в разговоре будет как щ 5 - Исян саумысыз? Как поживаете или Здравствуйте, Салям взрослым говорить не надо 6 - Яхшы мысыз? Как дела? Какие новости? Как тебя зовут? Где живешь?

Отмена федеральными властями и оспаривание республикой В разделе не хватает ссылок на источники см. В октябре 2004 года Конституционный суд Российской Федерации приступил к рассмотрению нескольких вопросов, касающихся статуса татарского языка. Первый вопрос касался конституционности норм законов Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» и «Об образовании» в отношении изучения татарского языка в дошкольных, школьных и средних специальных учебных заведениях. Глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил в суде, что в местах компактного проживания татар в основном в сельской местности все предметы преподаются на татарском языке. В школах для национальных меньшинств все предметы также преподаются на коренных языках, например на чувашском. При этом в вузах Татарстана преподавание ведётся не только на русском языке, но и частично на татарском, а делопроизводство — на русском и татарском языках одновременно. Второй вопрос рассматривался с подачи Верховного суда и парламента Республики Татарстан — они просят признать неконституционными нормы Закона РФ «О языках народов РФ», сделавшего кириллицу обязательной для всех языков России. Госсовет и Верховный суд Татарстана убеждены, что решать, какой будет графическая основа у национального языка, субъект Федерации может самостоятельно.

Татарский алфавит

Также при завоевании Казани войсками Ивана Грозного от огня погибла бесценная ханская библиотека. И в более поздние времена книги подвергались уничтожению. В годы Советской власти книги, написанные арабской вязью, в массовом количестве сжигались теми, кто был против религии. В надежде уберечь книги от уничтожения люди закапывали их в землю, но там они портились и тысячи книг были безвозвратно потеряны.

Для того, чтобы спасти книги от огня и пожаров, в деревянных домах для их хранения строили специальные каменные комнатки. Богатыми книжными коллекциями располагали дома купцов, князей, ученых, а также библиотеки «Марджания», «Мухаммадия», «Касымия» в Казани, а также Тунтарское, Байракинское, Чистопольское, Тумутыкское, Иж-Бубинское, Стерлибашевское медресе и др. Сегодня большая часть сохранившихся как рукописных, так и изданных книг рассеяна по библиотекам и частным собраниям.

В книжных хранилищах Казани сегодня хранится более 50 тысяч восточных рукописей на арабском, персидском, татарском и других тюркских языках. Искусство каллиграфии Традиционно переписыванием книг занимались шакирды медресе, преподаватели, муллы, образованные люди своего времени. В 1843 в Казанском университете открылся курс арабской каллиграфии, куда для преподавания был приглашен известный переписчик Али Махмудов.

С его именем в татарском национальном искусстве связано возрождение профессиональной школы каллиграфии. В мусульманских домах часто можно увидеть необычные рисунки с каллиграфией - шамаили, своеобразный жанр народного творчества. В начале ХХ в.

После смены в 1928 году у татар алфавита на латиницу, а позже и на русскую кириллицу, начинается угасание, упадок искусства арабской каллиграфии. Остался лишь один профессиональный художник-каллиграф - Баки Урманче, знаменитый скульптор, живописец, график. В 1990-х годах, восхитившись искусством шамаиля и полюбив его, повернулись к нему некоторые профессиональные живописцы и графики.

Они в короткое время усвоили это искусство и начали создавать новые произведения. Популярен и другой вид каллиграфического искусства - тугра. Тугра - личный знак халифа, султана и др.

В настоящее время получили распространение тугры различных должностных лиц, рода, семьи. В шамаиле имя и титул правителя закручиваются в причудливый узор. В переводе с арабского языка - это печать, клеймо, ярлык, личный знак.

Книгопечатание арабским шрифтом Татары первыми среди тюркских народов освоили наборное печатание. После многочисленных попыток добиться разрешения властей в 1800 году была открыта первая типография в Казанском Императорском университете, известная в истории как «Азиатская». Казанское издание Корана 1803-го года, получившее название «Казан басмасы», было первым мусульманским изданием.

Казань становится одним из наиболее крупных центров провинциального книгопечатания и первой по изданию мусульманских книг в России. С 1801 г.

Так, латиницу в своих произведениях использовал татарский поэт Сагит Рамиев. Источник: www. Большевики желали унифицировать все алфавиты СССР, что объяснялось стремлением к ликвидации межнациональных границ в будущем коммунистическом мире. Для этого был разработан и единый тюркский алфавит. Татарская интеллигенция, в целом принявшая советскую власть, была против таких нововведений. Она не желала отрывать от народа тот огромный пласт культуры, который несла в себе арабская письменность.

Множество видных деятелей татарской интеллигенции выразили протест против «форсированной латинизации» в открытом письме Сталину и Татарскому обкому ВКП б в 1927 году, получившем название «Письмо 82-х». Советский плакат «Да здравствует всемирная революция! Источник: zen. Многие из подписавших письмо были вынуждены публично отказаться от своих слов. А в годы массовых репрессий оно послужило поводом для преследования деятелей татарской культуры. Таким образом, татарский алфавит был переведен на Яналиф, а всех сопротивлявшихся заклеймили как «врагов советской власти». Татарская латиница в некотором смысле стала результатом переноса арабского шрифта на новый. Сохранились особенности арабского написания: пропускались «неполные» буквы tl — тел, qzьl — кызыл , «татаризировались» заимствования Linin — Ленин, Kammunizm — Коммунизм.

Кириллица Ну а в 1939 году, когда цель в виде мировой революции сменилась курсом на возрождение «великодержавности» и латинский алфавит стал неуместен, татарский язык в кратчайшие сроки перевели на кириллицу.

Еще есть такая точка зрения, что тюркское руническое письмо было специально изобретено в конце VI века нашей эры по приказу правителя тюркского государства - кагана Истеми. В Месопотамии - между реками Тигр и Евфрат на территории современного Ирака в 3500-3000 годах до н. Клинопись преимущественно является слоговым письмом. Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии. Что же это такое - слоговое письмо? Изобретение слогового письма было большим достижением для человечества. Сначала - фразу делили на слова, потом заменяли слова рисунками, следующий шаг - разделение слова на слоги.

Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Записать слова слогами, что может быть естественнее! Да и слогов намного меньше, чем слов, а значит и знаков запоминать нужно меньше. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Потом для упрощения письменности появилось звуковое письмо, когда каждому звуку соответствует свой знак. Со временем буквенное письмо стало употребляться почти везде и с конца I тысячелетия до н. Арамейское письмо распространилось на Ближнем Востоке, а также вдоль Великого шелкового пути. С помощью арамейского письма записаны некоторые диалекты персидского языка.

Один из видов этого письма - "согдийскую азбуку", тюрки взяли и изменили, и получилась древнетюркская руника. Таким вот непростым было это "заимствование". Наиболее западные тюркские рунические письменные памятники обнаружены в Поволжье, на Дону, на Северном Кавказе и на Дунае, в Румынии и Венгрии. Руническая письменность существовала у булгар, поселившихся в Среднем Поволжье и Прикамье. Поэтому тюркскую письменность ученые назвали орхоно-енисейской. Надписи на каменных плитах считаются памятниками мировой культуры. На них 1300 лет назад были записаны слова основателя государства тюрков, которого звали Бильге-каган, его мудрого советника Тоньюкука и военачальника Куль-тегина. Слова этих людей поражают величием духа, мощью слова, призывом к миру и добру, скорбью над героями, погибшими ради счастья своего народа.

Ученые находили и другие древнетюркские письменные памятники на огромной территории, написанные на этом уникальном и универсальном алфавите. Самым крупным древнетюркским письменным памятником является энциклопедия «Ырыг битиг» «Книга гаданий» , которую составили тысячу лет назад. Тюрки писали и на других алфавитах, например: согдийском, манихейском, еврейском, тибетском, уйгурском и индийском письме «брахми», пользовались также и китайскими иероглифами. Интересно, что уже 1300 лет назад уйгуры придумали, как печатать книги способом ксилографии.

После оглашения решения глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил, что власти республики не намерены больше обращаться по данному вопросу в какие-либо суды, включая Европейский.

Таким образом, просуществовав чуть более 5 лет, с 22 января 2005 года татарская латиница 1999 года перестала использоваться официально и, согласно изменённому республиканскому закону, была оставлена для использования в порядке эксперимента. Речь не шла о замене кириллицы на латиницу, а фактически вместо введения нового алфавита предлагалась просто официальная система научной транслитерации с арабского и кириллического татарских алфавитов на латиницу. При этом алфавит был несколько изменён в сторону сближения с турецким и общим тюркским алфавитом. Согласно закону, кириллический алфавит остаётся официальным алфавитом, однако стало допустимым использование латиницы и арабицы при обращении граждан в государственные органы и латиницы при транслитерации. Соответствие букв кириллицы буквам латиницы и арабицы указано в приложении к закону.

Примечания tatar. Татар аьдяби телененъ алфавиты хъям орфографиясе. Хальфин, 1778 1 2 3 Закиев, М. Тюрко-татарское письмо. История, состояние, перспективы.

Татар-информ 29 Июня 2011.

Сколько букв в татарском алфавите сколько?

Сколько согласных букв в татарском алфавите? Согласных в составе татарского алфавита методом вычета гласных должно было бы быть равно 29, однако это не совсем верно. Русский алфавит состоит из 33 букв, татарский – из 39. Русский алфавит состоит из 33 букв, татарский – из 39.

Татарский алфавит. Интересные факты. Песня, тексты "Туган тел" и русский перевод. Видео

Тогда и началось постепенное формирование современного татарского национального языка — преемника старотатарского. После революции 1905 года татарам было разрешено издавать газеты на родном языке, и это стало серьезным толчком к унификации литературной нормы. На страницах десятков газет язык оформлялся в тот новотатарский литературный язык, который до сегодняшнего дня в ходу у татар. Опирался он на два из трех диалектов татарского языка. Здесь стоит сказать, что в татарском различают три диалекта, внутри которых имеются говоры. Средний, или казанский, диалект — родной для большинства татар Республики Татарстан, которых принято называть казанскими или поволжскими татарами. На западном, или мишарском, диалекте говорят татары-мишари мещеряки в Татарстане и Нижегородской, Тамбовской, Воронежской, Рязанской, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Оренбургской областях, в Башкирии и Мордовии. Несмотря на то что носителей этих двух диалектов разделяют реки Волга и Кама, они легко понимают друг друга. На их основе и сложился современный литературный татарский язык. Третий диалект, восточный, иногда выделяют в качестве отдельного сибирско-татарского языка, хотя его носители, сибирские татары, считают себя представителями единого татарского народа.

Сибирско-татарский диалект не принимал участия в формировании литературного языка, во-первых, потому, что в этом процессе участвовало очень мало выходцев из сибирских татар, а во-вторых, из-за удаленности от Казани, татарского научного и культурного центра. Итак, в основе фонетики татарского литературного языка лежит так называемый заказанский говор. Большая часть грамматики взята из западного диалекта, так как к моменту создания литературной нормы морфология мишар имела более завершенную, лаконичную форму. В лексическом плане татарский представляет собой смесь среднего и западного диалектов, но несмотря на то, что сибирско-татарских элементов в нем немного, этот диалект тоже является одним из источников обогащения лексики. Например, оттуда взяты термины, которых нет ни в одном диалекте, в основном это сибирская флора и фауна. Что касается алфавита, арабица использовалась до 1927 года. Переход на латиницу в конце 1920-х заставил одну из самых образованных народностей России переучиваться читать и писать. Спустя десять лет, в 1939 году, официально была запрещена латиница и принята кириллица — реформа, вновь превратившая грамотное татарское население в неграмотное и спровоцировавшая культурный разрыв между поколениями. Ландыш Латфуллина: — В 2005 году была попытка перехода на латиницу, чтобы общаться с тюркским миром на одном языке.

Я сама даже начала переписывать поэму Кул Гали «Кысса-и Йусуф» на латинице. Стали переводить художественную литературу, учебники, буквари, у меня есть букварь на латинице. Был серьезный шаг, но это, конечно, не сделано. Может быть, дело в том, что появились спорные варианты алфавитов. Ученые-тюркологи не могли прийти к общему мнению, какой алфавит лучше оставить для передачи природного произношения языка. Первые племена, с которыми при расселении столкнулись предки татар, были носителями финно-угорских языков: древневенгерского, марийского, мордовского, удмуртского. Одними из самых древних заимствований стали китаизмы, перенятые у оседлого китайского населения. От соседства с монголами остались слова, значение которых связано с рельефом, растительностью, животноводством и военным делом: дала «степь» , урман «лес» , кыр «поле» , табун «группа лошадей». Если до принятия ислама проникновение арабо-персидских слов было связано скорее с торговлей, то с X века в язык приходит религиозная лексика: арабское Аллаh «Аллах» , персидское Ходай «Бог» , дога молитва.

Русизмы стали активно проникать в татарский язык после завоевания Иваном Грозным Казани. До этого момента в русском языке было больше заимствований из татарского языка, чем наоборот. Такие тюркизмы, как «сундук» или «изюм», пришли в русский задолго до того, как в тесном общении с населением Руси в татарском начал формироваться пласт славянизмов. В советский период через русский язык стали активно внедряться интернационализмы в научной, технической, промышленной областях. В современном татарском довольно ощутима доля слов русского происхождения.

Не стесняйтесь говорить по-татарски. Громко читайте тексты на татарском языке. Постарайтесь общаться с соседями, друзьями-татарами по-татарски; не стесняйтесь, ведь они прекрасно понимают, что обучение языку стоит больших трудов, и будут рады услышать от вас хоть несколько выражений.

Татары, как и всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой и состоят из трех этно-территориальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. К началу XX века татары прошли процесс этнической консолидации Консолидация [лат. Народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность она варьирует у всех этносов , в своей основе едина. Народноразговорный татарский язык состоящий из нескольких диалектов является в основе единым. На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона. Так, к началу XX в. Поэтому сегодня выделение «чистых» сибирских или астраханских татар практически невозможно. Кряшены выделяются своей религиозной принадлежностью - они православные.

Но все прочие этнические параметры объединяют их с остальными татарами. Вообще, религия не является этнообразующим фактором. Базовые элементы традиционной культуры крещеных татар те же, что и у прочих соседних групп татар. Таким образом, единство татарской нации имеет глубокие культурные корни, и сегодня наличие астраханских, сибирских татар, кряшен, мишар, нагайбаков имеет сугубо историко-этнографическое значение и не может служить базой для выделения самостоятельных народов. Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало - Поволжья и в целом России. Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов арабов, славян и других.

Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма". Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. Уже за счет реэмигрантов из Китая. Культура и быт народа Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.

По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским.

Сайт alfavit-market.

В школах для национальных меньшинств все предметы также преподаются на коренных языках, например на чувашском. При этом в вузах Татарстана преподавание ведётся не только на русском языке, но и частично на татарском, а делопроизводство — на русском и татарском языках одновременно. Второй вопрос рассматривался с подачи Верховного суда и парламента Республики Татарстан — они просят признать неконституционными нормы Закона РФ «О языках народов РФ», сделавшего кириллицу обязательной для всех языков России. Госсовет и Верховный суд Татарстана убеждены, что решать, какой будет графическая основа у национального языка, субъект Федерации может самостоятельно. Решение Конституционного суда 16 ноября 2004 Конституционный суд РФ признал право органа федеральной законодательной власти устанавливать графическую основу государственных языков народов России, отклонив тем самым попытки властей Татарстана перевести татарскую письменность с кириллицы на латиницу. Суд отметил, что установление единой графической основы государственных языков народов России «легитимирует исторически сложившиеся реалии», «обеспечивает — в целях сохранения государственного единства — гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик» и в то же время не препятствует «реализации гражданами России прав и свобод в языковой сфере».

Татарский язык арабскими буквами. История татарской письменности

Татарские буквы. В татарском алфавите содержится определенное количество букв, которые используются для записи звуков татарского языка. Татарский алфавит на основе латинской графики (1927-1939). В татарском алфавите 38 букв,а в русском алфавите-33 буквы. текст при наведении. Затем, в Татарской АССР, как и в остальных субъектах Советского Союза, ввели алфавит на основе кириллицы. Татарские буквы.

Откройте свой Мир!

Петербург Гатауллы Баязитова. Вторая татарская газета «Казань мухбире» появилась 29 октября 1905 года. Издателем газеты был депутат Казанского горсовета Саидгирей Алкин. Первая татарская пишущая машинка была создана в Татарстане в 1920-х годах и использовала арабский алфавит. Татарская латынь Джаналиф и татарский Арабский шрифт , 1927 год Обложка татарской книги Яна имла , напечатанная в 1924 году Книга татарского алфавита, напечатанная в 1778 году. Арабский используется шрифт, кириллица на русском языке. В 1930-е годы Турция стала потенциальным противником Советского Союза. Хотя алфавит Ататюрка отличался от алфавита Ягалифа, для советских чиновников латинская графика была символом внешнего, буржуазного мира. Президиум Верховного Совета Татарской АССР издал Указ «О переводе татарской письменности с латинского алфавита на алфавит на основе русских символов», которым открыли с заявлением о том, что переход был введен в действие "в ответ на многочисленные просьбы татарских рабочих, колхозников и интеллигенции. Это не первый проект внедрения кириллицы для татарского языка.

Произношение букв было основано на английском алфавите, а специфические башкирские звуки передавались диграфами. Этот проект был отклонён. Яналиф В 1924 году в Баку и в 1927 году в Ташкенте были созваны конференции тюркологов. На обеих конференциях татарская делегация, возглавляемая писателем Галимжаном Ибрагимовым, а также казахская делегация, выступали против замены. Третья конференция прошла в Казани. На этот раз татарская делегация согласилась начать переход на латиницу. C 3 июля 1927 Яналиф был объявлен официальной письменностью татарского языка. В 1928 яналиф был реформирован и после этого использовался 12 лет. Источники указывают на то, что в нём было 34 буквы, но расходятся в том, какой была 34-я: был ли это диграф Ьj или апостроф.

Татарский алфавит на основе латинской графики 1927—1939 : Орфография яналифа была подвергнута реформам в 1931 и 1934 годах. В 1939 году он был заменён кириллическим алфавитом. В течение 12 лет активного использования латиницы также использовался арабский алфавит как яна имла, так и иске имла. Например, одна Моабитская тетрадь Мусы Джалиля была написана на яналифе, а другая — арабским письмом. Обе тетради были созданы в немецкой тюрьме после официального введения кириллицы. Также яналиф использовался в нацистской пропаганде. Ограниченно яналиф использовался до пятидесятых годов, пока большинство используемых школьных учебников составляли выпущенные до войны. Яналиф также использовала часть татарской диаспоры, в том числе татарская служба радио «Свободная Европа». Латиница 1999 года В постсоветский период активно обсуждался вопрос о замене кириллицы на латиницу.

В итоге новый татарский алфавит был принят Законом Республики Татарстан от 15 сентября 1999 г. Так или иначе, эта версия латиницы первоначально широко использовалась, на ней выходила учебная и справочная литература по татарскому языку и т. После отмены использования латиницы как официальной в 2004—2005 гг.

Ты знаешь как позвать букву «А»? И, конечно же, посмотреть первый выпуск проекта «Веселая азбука»!

Чтобы не пропустить наши новые видео, не забудь подписаться на канал и нажать на «колокольчик»!

Был и ряд других указаний. Активизацию деятельности Татарского областного комитета партии по отношению к переводу татарской письменности на яналиф можно объяснить многими причинами. В частности, сыграло свою роль и постановление ЦК ВКП б о создании Всесоюзного комитета по латинизации арабской письменности и участия в нем Татарской республики, которое было спущено сверху и обсуждалось на заседании бюро Татобкома. В результате было принято решение выделить представителя и ускорить постановку на бюро обкома вопроса о порядке мероприятии, «связанных с переходом к латинскому шрифту». Такое формирование вынудило группу интеллигенции обратиться к III Пленуму Татарского обкома партии с письмом, которое подписали 82 человека, и оно известно в истории как «заявление 82-х». В заявлении указано, что унизительным является заставлять переучиваться целый народ, переходить от арабской письменности к новому алфавиту. В письме одним из основных моментов являлось указание на то, что переход на яналиф повлечет потерю культурных ценностей, которые накопились у татарского народа в течение многих столетий. Ознакомившись с заявлением группы татарской интеллигенции, бюро областного комитета партии наметило следующую линию по отношению к этой группе: «Беспощадный отпор всяким попыткам со стороны враждебно настроенной к Советской власти и, по существу, контрреволюционной интеллигенции помешать делу укрепления и упрочения пролетарской диктатуры».

Отозвали свои подписи... Вскоре 14 человек из 82 сняли свои подписи. Газета «Красная Татария» опубликовала их заявления 23 декабря 1928 года под заголовком «Ряд татарских работников снимает свои подписи под «Заявлением 82-х». С этого года средние и высшие учебные заведения должны были перейти на обучение на основе латинской графики, а с 1928 учебного года — все школы. В четвертом номере журнала «Яналиф» за 1927 год опубликован новый татарский алфавит «Яца татар элифбасы». Огромную работу развернул областной комитет партии. Многие заседания бюро обкома партии были посвящены специально яналифу. Вот некоторые пункты одного из его многочисленных постановлений по подготовке к переходу на новый алфавит: п. Установить, что основная работа общества «Яналиф» должна проводиться в пределах Татарской республики с тем, чтобы ячейки общества «Яналиф», имеющиеся за пределами Татарской республики на Урале, в Донбассе, Башкирии , входили в общество членами и имели с ними связь. Предложить Наркомпросу ввести при ликбезпунктах, наравне с арабским шрифтом, преподавание и нового татарского алфавита.

При составлении сметы Наркомпроса предложить Наркомфину и Наркомпросу учесть эти директивы. Считать необходимым дальнейшее изучение в учреждениях татарского языка работниками нетатарами производить по новому алфавиту, что же касается изучения нового алфавита служащими-татарами, то партийные ячейки и ячейки общества «Яналиф» должны развернуть для этого широкую работу за добросовестное изучение алфавита. Считать возможным введение надписей по новому алфавиту, наряду с шрифтом арабским и русским, на всех вывесках, штампах, а также печатях при их замене, не затрачивая для этого специальных средств. Предложить агитационно-пропагандистскому отделу областного комитета и партчасти правления Татиздата при составлении плана издательства на 1928—1929 годы включить издание учебников и остальной литературы на татарском языке, согласовать с планом Наркомпроса по введению нового алфавита в школах. Однако дело яналифа шло не совсем гладко. Об этом свидетельствуют документы как Национального архива Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан, так и опубликованные источники. Так, в отчете общества «Яналиф» на 15 февраля 1928 года указывается, что латинское движение в деревнях не получило большой поддержки. Объясняется это «ролью муллы» в деревне, «связанностью старого алфавита с религией». Сравнительно большой процент грамотности среди населения по старому алфавиту 40 с лишним процентов не позволяет немедленно приступить к перестраиванию работ культурных учреждений Татарской республики. При экономически оскуделом сельскохозяйственном положении трудно было добиться специальных ассигнований.

Месячники по «ликвидации неграмотности на яналифе» Какие меры принимались по линии государственных и других органов? Правительством республики было принято постановление о введении нового алфавита во всех школах. Организован Центральный комитет затем переименован в Государственный комитет нового татарского алфавита при ЦИК Татарстана. Проведены курсы для учителей, для студентов Восточного педагогического института. Были приняты меры к обучению яналифу наборщиков типографий. Велся учет процентного соотношения зарегистрированных членов ячеек общества «Яналиф». Со стороны обкома партии были приняты меры по ускорению темпа введения яналифа. Так, постановлением бюро Татобкома от 29 января 1928 года были намечены конкретные сроки, а именно 2 года, для перевода периодической литературы на яналиф, установлены сроки проведения месячников по «ликвидации неграмотности на яналифе», массовой проверке знаний яналифа работников советского и хозяйственного аппарата. Одновременно было предложено Государственному комитету нового татарского алфавита и Центральному комитету по реализации татарского языка разработать практические мероприятия по полному переходу к яналифу внутреннего делопроизводства, межведомственного сношения не позднее 1 мая 1929 года. А также были одобрены разработанные Наркомпросом планы по переобучению трудящихся татар со старого алфавита на «Яналиф» в течение двух лет.

Редакции газет должны были систематически вести освещение этой работы в печати, обратив особое внимание на выявление недостатков и случаев бюрократического подхода к вопросам кампании в центре и особенно на местах. Для руководства проведением двухмесячника намечалась организация при Татцике общественного комитета в составе представителей обкома партии, Татпрофсовета, Наркомпроса, Комитета «Яналиф» и не менее 30 представителей беспартийной татарской интеллигенции. Результаты намеченных мер вновь были заслушаны на заседании бюро обкома 9 ноября 1928 года с указанием конкретных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров ТАССР своим постановлением от 14 ноября 1928 года обязали все государственные, кооперативные и общественные учреждения и предприятия беспрепятственно принимать с 1 февраля 1929 года подаваемые им документы, написанные на яналифе. Служащие, владеющие татарским языком, обязаны были изучить новый алфавит «Яналиф» к этому же сроку. Лица, не изучившие яналиф к установленному сроку, могли быть заменены лицами, знающими татарский язык и яналиф в порядке п. Последние имели преимущество при поступлении на службу на основе этого постановления. Татреспублика в прошлом наиболее сильно пострадала от русского самодержавия... На новый алфавит дали от года до двух лет Задачей пленума являлось усиление темпа перехода на яналиф, что прозвучало как в выступлениях председателя Комитета Агамалы оглы, так и секретаря Татарского обкома партии М. Кроме него от татарстанцев выступили И.

Исаев, Ш. Усманов, Н. Рагс, М. Курбангалеев, М.

Споры о татарской латинице: как сто лет назад спорили сторонники арабской графики и нового алфавита

Алфавит татарского языка основанный на кириллице был создан в 1939 году. Татарский язык (тат. татар теле, tatar tele) — язык татар, один из тюркских языков кыпчакской группы. Татарский язык это Татарский язык. Татар теле. Таким образом, вопрос о числе букв в татарском алфавите не имеет однозначного ответа, поскольку это зависит от выбора письменности.

Откройте свой Мир!

Запоминайте не все слова, а самые употребительные, которых в каждом языке не так уж и много. Не стесняйтесь говорить по-татарски. Громко читайте тексты на татарском языке. Постарайтесь общаться с соседями, друзьями-татарами по-татарски; не стесняйтесь, ведь они прекрасно понимают, что обучение языку стоит больших трудов, и будут рады услышать от вас хоть несколько выражений. Татары, как и всякий крупный этнос, обладают довольно сложной внутренней структурой и состоят из трех этно-территориальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских татар и субконфессиональной общности крещеных татар. К началу XX века татары прошли процесс этнической консолидации Консолидация [лат. Народная культура татар, несмотря на ее региональную вариативность она варьирует у всех этносов , в своей основе едина. Народноразговорный татарский язык состоящий из нескольких диалектов является в основе единым. На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона.

Так, к началу XX в. Поэтому сегодня выделение «чистых» сибирских или астраханских татар практически невозможно. Кряшены выделяются своей религиозной принадлежностью - они православные. Но все прочие этнические параметры объединяют их с остальными татарами. Вообще, религия не является этнообразующим фактором. Базовые элементы традиционной культуры крещеных татар те же, что и у прочих соседних групп татар. Таким образом, единство татарской нации имеет глубокие культурные корни, и сегодня наличие астраханских, сибирских татар, кряшен, мишар, нагайбаков имеет сугубо историко-этнографическое значение и не может служить базой для выделения самостоятельных народов. Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало - Поволжья и в целом России.

Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов арабов, славян и других. Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма". Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае.

Уже за счет реэмигрантов из Китая. Культура и быт народа Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских. По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов.

Отмена федеральными властями и оспаривание республикой В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. На это время среди республик России, предусматривавших перевод письменности на латиницу, были Татарстан и Карелия. В октябре 2004 года Конституционный суд Российской Федерации приступил к рассмотрению нескольких вопросов, касающихся статуса татарского языка. Первый вопрос касался конституционности норм законов Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» и «Об образовании» в отношении изучения татарского языка в дошкольных, школьных и средних специальных учебных заведениях. Глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил в суде, что в местах компактного проживания татар в основном в сельской местности все предметы преподаются на татарском языке. В школах для национальных меньшинств все предметы также преподаются на коренных языках, например на чувашском. При этом в вузах Татарстана преподавание ведётся не только на русском языке, но и частично на татарском, а делопроизводство — на русском и татарском языках одновременно. Второй вопрос рассматривался с подачи Верховного суда и парламента Республики Татарстан — они просят признать неконституционными нормы Закона РФ «О языках народов РФ», сделавшего кириллицу обязательной для всех языков России. Госсовет и Верховный суд Татарстана убеждены, что решать, какой будет графическая основа у национального языка, субъект Федерации может самостоятельно. Решение Конституционного суда 16 ноября 2004 Конституционный суд РФ признал право органа федеральной законодательной власти устанавливать графическую основу государственных языков народов России, отклонив тем самым попытки властей Татарстана перевести татарскую письменность с кириллицы на латиницу.

Письменность на основе латиницы использовалась в течение 12 лет. Вновь вернуться к кириллице заставило близкое дыхание подступавшей большой войны. Встала необходимость консолидировать страну, в том числе и в сфере языка. В итоге 5 мая 1939 года Президиум Верховного Совета Татарской АССР принял указ «О переводе татарской письменности с латинизированного алфавита на алфавит на основе русской графики». Почему так популярен латинский алфавитЛатиница - восходящая к греческому алфавиту буквенная письменность, возникшая в середине I тысячелетия до н. Письменность на основе латинского алфавита используют языки романской, германской, кельтской и балтийской групп, а также некоторые языки славянской, финно-угорской, тюркской, семитской и иранской групп, албанский, баскский языки и даже некоторые языки Индокитая вьетнамский язык , Мьянмы, большинство языков Филиппин, Африки, Америки, Австралии и Океании. Сейчас латинский алфавит знаком почти всем умеющим читать людям Земли, поскольку изучается школьниками либо на уроках математики, либо на уроках иностранного языка, не говоря уже о том, что для многих языков латинский алфавит является родным. Туристу, прибывшему в другую страну, всегда легче читать надписи, сделанные хоть и на чужом языке, но латинскими буквами, чем «китайской грамотой». Справка «К» разное время в татарской письменности использовались разные системы письма. Арабское письмо - до 1927 года. Немногочисленные татары Китая пользуются арабским письмом по настоящее время. Латиница - в 1927 - 1939 годах. Кириллица - с 1939 года по настоящее время. Крещеные татары пользовались кириллицей с XIX века.

Точно не известно, развилась ли она естественным образом из пиктографического письма или была видоизменённым арамейским письмом. Первые памятники были найдены около сибирских рек Орхон и Енисей. Поэтому тюркскую письменность ученые назвали орхоно-енисейской.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий