Женщина голосует на выборах президента России на избирательном участке в Бердянске Запорожской области. Как в России впервые прошли трехдневные выборы президента — в материале РБК. Подборка наиболее важных документов по вопросу Избирательная система выборы президента нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Путин: легитимность выборов должна быть абсолютно очевидной для всех
Участие в выборах президента РФ позволит гражданам проявить гражданскую позицию, уменьшить риск фальсификаций и воспользоваться правом участия в процессе управления государством. Президент РФ Владимир Путин встретился с представителями избирательных комиссий России в Ново-Огарево. Подборка наиболее важных документов по вопросу Избирательная система выборы президента нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. Вышестоящими избирательными комиссиями по отношению к ТИК ДЭГ на выборах Президента Российской Федерации являются избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование. Такой компактный избирательный бюллетень на выборах в современной России был лишь однажды — в 2008 году, тогда победил Дмитрий Медведев. ЦИК России совместно с Минцифры России провели тренировку ДЭГ среди избирателей, подавших заявления об участии в ДЭГ на выборах Президента Российской Федерации и получивших статус «Учтено».
Впервые в истории современной России выборы президента будут проходить три дня
Президент России Владимир Путин на встрече с представителями избиркомов заявил, что честное проведение выборов играет определяющую роль для внутриполитической стабильности в России. Выборы Президента Российской Федерации — процедура прямого, тайного, равного и всеобщего голосования по определению Президента Российской Федерации на ближайшие 6 лет. Как в России впервые прошли трехдневные выборы президента — в материале РБК.
"Ростелеком" обеспечит видеонаблюдение на выборах президента
После замечаний нарушения были устранены Хабаровский край. Нарушения в ходе голосования. Наблюдались процедурные нарушения нового порядка голосования по месту фактического нахождения: было зафиксировано голосование избирателей, не включенных в список избирателей по месту нахождения Московская область, Санкт-Петербург , избиратели, пришедшие на избирательные участки по месту регистрации, не находили себя в списках избирателей Московская область. Зафиксирован случай, когда избиратель обнаружил, что за него уже проголосовали Нижегородская область. В некоторых регионах непосредственно на выходе с избирательного участка проводился опрос жителей на различные темы Московская область, Санкт-Петербург, Хабаровский край. Зафиксирован случай попытки перешить книгу со списками избирателей Калининградская область. Зафиксирован факт сорванных пломб на переносных урнах Краснодарский край. Проблемы системы «Мобильный избиратель». Новый механизм голосования по месту нахождения, значительно упростив голосование для граждан, находящихся в день голосования не по месту регистрации, в то же время продемонстрировал ряд проблем: неполная прозрачность механизма для наблюдателей; на практике имели место случаи многократного голосования что подтвердилось проверкой ЦИК России. Кроме того, зафиксированы случаи, когда избиратели, подававшие заявления через МФЦ или интернет-портал www. Одновременно этот механизм характеризуется недостаточной прозрачностью контроля за данной процедурой.
Попытки вбросов и вбросы избирательных бюллетеней На отдельных участках были зафиксированы попытки вброса избирательных бюллетеней Московская область, Калининградская область, Краснодарский край. Решениями избирательных комиссий или судов итоги голосования на данных избирательных участках отменялись. На момент составления доклада отменены результаты голосования на ряде УИК. В то же время доступны записи с привязкой к ряду регионов, на которых зафиксированы действия, похожие на вбросы избирательных бюллетеней см. Книгу 3 , что требует дополнительного анализа. МРГ СПЧ не имела возможности установить зависимости подобных «аномалий» от фактов конкретных фальсификаций результатов голосования. Но представляется, что данные отклонения могут быть использованы как повод для более пристального изучения ситуации на конкретных УИКах и ТИКах [4]. Процедурные нарушения порядка подсчета голосов избирателей. Зафиксированы случаи задержки внесения данных в увеличенную форму протокола об итогах голосования на избирательном участке, задержки изготовления протоколов об итогах голосования, одновременной сортировки избирательных бюллетеней. Ограничение прав наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, представителей СМИ и давление на общественных контролеров.
Зафиксированы случаи запрета фото- и видеосъемки в помещении для голосования Карачаево-Черкесская республика, Краснодарский край. Места для наблюдателей были отведены таким образом, что не просматривались кабинки и ящики для голосования Хабаровский край, Краснодарский край. На основании данных наблюдательских организаций имеется информация об удалении с участков 16 лиц наблюдателей, представителей СМИ, членов УИК с правом совещательного голоса. Следует отметить, что и в случаях последующих судебных решений указанные лица первоначально были удалены из помещения для голосования не решением суда, а сотрудниками полиции. Это означает, что процедура удаления по решению суда не проработана до конца и требует конкретизации. Были отмечены случаи и физического воздействия на наблюдателей со стороны неустановленных лиц при бездействии полиции. Бабушкиным был зафиксирован [5] случай необоснованного, по его мнению, задержания и привлечения к административной ответственности члена РМРГ, координатора Движения «Голос» на территории Краснодарского края Д. Канкия см. Книгу 2. Постановлением Прикубанского районного суда г.
Краснодара Д. Канкия был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. Недостаточная подготовка наблюдателей. Широкое участие общественных наблюдателей в контроле за выборами могло бы быть значительно более эффективным в случае системной их подготовки.
После записи копий на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронные копии списков участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. После завершения работы со списками участников ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей, предоставленных определенными в соответствии с пунктом 5. После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ. Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому субъекту Российской Федерации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата. В случае отсутствия заявлений ДЭГ в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования на территории субъекта Российской Федерации данные не отображаются и в сводную таблицу об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не включаются. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации признаются ТИК ДЭГ недействительными. Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при установлении итогов голосования в субъектах Российской Федерации 8. После подписания протокола ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные об итогах дистанционного электронного голосования записываются на однократно записываемый нестираемый внешний носитель информации. В ИКСРФ данные об итогах дистанционного электронного голосования распечатываются в соответствии с формой, приведенной в приложении N 5 к Порядку с учетом утвержденной формы протокола об итогах голосования и с использованием таблицы соответствия данных об итогах дистанционного электронного голосования и строк протокола территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования приложение N 6 к Порядку , подписываются председателем и секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы". Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу об итогах голосования графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации согласно утвержденным ЦИК России формам протокола и сводной таблицы. В случае если итоги дистанционного электронного голосования по субъекту Российской Федерации были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу об итогах голосования, не учитываются в протоколе избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования. Порядок хранения и уничтожения избирательной документации и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставления доступа к указанной документации и информации 9. Уничтожение документов данных , сохраненных на внешних носителях информации и или в ПТК ДЭГ, осуществляется по истечении сроков их хранения, указанных в пунктах 9. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием 10. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием обеспечивается в соответствии с положениями Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 19-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком. Средствами отображения информации ПТК ДЭГ в помещении ТИК ДЭГ и в Общественной палате Российской Федерации обеспечивается постоянное непрерывное отображение следующей информации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ, в том числе в разрезе избирательных участков; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; доля участников ДЭГ, принявших участие в дистанционном электронном голосовании получивших доступ к электронному бюллетеню , от общего числа участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ. Политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, ее региональные отделения в субъектах Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование, зарегистрированный кандидат, доверенные лица зарегистрированного кандидата, общественная палата субъекта Российской Федерации, где проводится дистанционное электронное голосование, могут назначить не более трех наблюдателей на портале наблюдения ПТК ДЭГ. Наблюдателю на портале наблюдения ПТК ДЭГ, имеющему подтвержденную учетную запись на ЕПГУ, и ИКСРФ, где проводится дистанционное электронное голосование, с помощью специального программного обеспечения на портале наблюдения ПТК ДЭГ дополнительно обеспечивается возможность: получения блоков информации распределенной базы данных ПТК ДЭГ, содержащей зашифрованные результаты волеизъявления участников ДЭГ и данные об итогах дистанционного электронного голосования; контроля неизменности и сохранности результатов волеизъявления участников ДЭГ; контроля достоверности установления итогов дистанционного электронного голосования. Особенности проведения дистанционного электронного голосования с использованием государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" на территории города Москвы 11. Общие положения 11. Дистанционное электронное голосование на территории города Москвы проводится с использованием региональной информационной системы - государственной информационной системы "Дистанционное электронное голосование" далее - ГИС ДЭГ , являющейся государственной информационной системой города Москвы, обеспечивающей взаимодействие с государственной информационной системой "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы , интегрированной с автоматизированной информационной системой "Официальный портал Мэра и Правительства Москвы" и предназначенной для автоматизации технологических процессов организации и проведения дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдумах. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах Президента Российской Федерации, включенный в список избирателей избирательного участка на территории города Москвы, на котором список избирателей составляется и используется в электронном виде, за исключением избирательных участков, образованных в местах временного пребывания избирателей в исключительных случаях иное может быть установлено решением Московской городской избирательной комиссии далее - Мосгоризбирком , имеющий учетную запись в государственной информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг функций города Москвы" далее - Портал Москвы. Принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке при условии предоставления избирателю доступа к дистанционному электронному голосованию членом УИК, который при необходимости может подтвердить или создать в установленном порядке учетную запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании, имеет право: 11. Избиратель, указанный в пункте 11. При несоблюдении условий, указанных в пунктах 11. В случае если избиратель принял участие в голосовании в порядке, предусмотренном статьями 69 , 71 Федерального закона N 19-ФЗ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. Избиратель, подавший заявление о включении его в список избирателей по месту нахождения на избирательном участке за пределами территории города Москвы и не аннулировавший его в соответствии с пунктом 2. Условия участия в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы 11. Избиратели, указанные в пункте 11. Оператор ГИС ДЭГ не ранее 3 февраля 2024 года направляет в Мосгоризбирком информацию о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных по месту жительства на территории города Москвы, являющихся пользователями Портала Москвы с полной учетной записью в этой системе, с целью подтверждения активного избирательного права на выборах Президента Российской Федерации и сопоставления с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы". Не позднее чем 5 марта 2024 года Мосгоризбиркомом формируются итоговые сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, в том числе с помощью стационарного или переносного терминала электронного голосования, и передаются оператору ГИС ДЭГ для загрузки в базу данных ГИС ДЭГ и информирования избирателей о возможности участия в дистанционном электронном голосовании. Не позднее чем в 18. Сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, уточняются с момента завершения их формирования и до окончания времени дистанционного электронного голосования на основании информации, поступившей в Мосгоризбирком. Сведения также уточняются на основании информации об участии избирателя в голосовании на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, с использованием избирательного бюллетеня на бумажном носителе. При использовании на избирательных участках списков избирателей в электронном виде избиратель, включенный в выписку из списка избирателей, подавших заявления обращения о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, к которому были направлены члены УИК для проведения голосования вне помещения для голосования, не может принять участие в дистанционном электронном голосовании до возвращения членов УИК, выезжавших по заявлению устному обращению данного избирателя, и установления факта, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования, в том числе не получил доступ к электронному бюллетеню на переносном терминале электронного голосования. Порядок составления списка принявших участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы 11. В период проведения дистанционного электронного голосования после прохождения избирателем процедур идентификации, аутентификации и получения избирателем доступа к электронному бюллетеню избиратель включается в список принявших участие в дистанционном электронном голосовании на территории города Москвы далее - список принявших участие в ДЭГ. На основании информации о фактическом предоставлении избирателям доступа к электронному бюллетеню в Мосгоризбиркоме в электронном виде формируется список принявших участие в ДЭГ по форме, установленной приложением N 8 к Порядку. При отображении списка принявших участие в ДЭГ средствами отображения информации СПО ДЭГ Москвы указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, номер мобильного телефона участника ДЭГ, а в поле для отметки о доступе к электронному бюллетеню проставляется серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации - участника ДЭГ. У участников ДЭГ, получивших доступ к электронному бюллетеню с помощью терминала электронного голосования стационарного или переносного , номер мобильного телефона может быть не указан. Сведения об участниках ДЭГ располагаются в алфавитном порядке. Со списком принявших участие в ДЭГ вправе ознакомиться члены Мосгоризбиркома. Избиратель, получивший в соответствии с разделом 11. Электронный бюллетень 11. Не позднее 20. В случае выбытия зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в избирательном бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата и принятия соответствующей избирательной комиссией решения о внесении в избирательный бюллетень данных об указанном кандидате уточненные исходные данные передаются в соответствии с пунктом 11. Отображение электронного бюллетеня производится средствами СПО ДЭГ Москвы с учетом особенностей отображения электронного бюллетеня в ГИС ДЭГ и технических характеристик экрана устройства, используемого участником ДЭГ, в том числе обеспечивается функционал для голосования с использованием электронного бюллетеня для слабовидящих. Электронные бюллетени становятся доступны участникам ДЭГ в период проведения дистанционного электронного голосования в порядке, установленном подразделом 11. Контроль за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования на территории города Москвы 11. При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления участников ДЭГ по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в единой распределенной базе данных СПО ДЭГ Москвы. Указанные действия выполняются с использованием СПО ключей шифрования. Ключ расшифрования разделяется на несколько частей, количество которых определяется решением Мосгоризбиркома.
По завершению заседания его участники согласились с тем, что вопросы применения дистанционного электронного голосования требуют продолжения обсуждения на площадке дискуссионного клуба с учетом опыта государств СНГ, а также изучения возможностей современных технологий. Следует отметить, что идея организовать молодежную дискуссионную площадку была высказана исполнительным директором Российского фонда свободных выборов Максимом Лесковым 22 апреля 2022 года в ходе экспертного совещания Международного института мониторинга развития демократии парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств — участников МПА СНГ. Тогда Максим Лесков предложил рассмотреть возможность создания в рамках экспертного совета МИМРД МПА СНГ, молодежного отделения , деятельность которого будет направлена на получение молодыми людьми практических навыков и знаний в сфере выборов и референдумов, а также на международное сотрудничество представителей молодежных организаций стран Содружества. Работа конференции продолжилась в рамках круглых столов, посвященных новым технологиям в избирательном процессе, участию молодежи в выборах и деятельности наблюдателей. В рамках круглого стола «Развитие современных избирательных технологий: законодательство и инновации» эксперты обсудили новеллы законодательства, практическую реализацию норм, вызовы и перспективы, стоящие перед избирательной системой России. Модераторами круглого стола выступили заместитель главы Центризбиркома России Николай Булаев и заместитель председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Олег Зацепа. Развитие диалога с молодежью — одна из приоритетных задач избирательных комиссий. Молодежь является наиболее мобильной и активной частью общества. От их участия в выборах, гражданского самосознания, уровня правовой культуры зависит будущее России. Теме «Молодежь и выборы: формирование правовой культуры молодых и будущих избирателей» был посвящен следующий круглый стол, в ходе которого обсуждались актуальные вопросы развития работы с молодыми и будущими избирателями, анализ молодежной активности и апробация опыта новейших просветительских проектов. По мнению председателя Молодежной избирательной комиссии Ленобласти Виктории Беляевой, в ходе дискуссии собравшиеся с большим интересом обсудили практику проведения выборов в региональный молодежный парламент с использованием дистанционного электронного голосования, представленный в докладе лидера Корпуса добровольцев Российского фонда свободных выборов Дианы Гуриевой. Согласно материалам ее доклада, в Республике Северная Осетия-Алания был законодательно изменен порядок формирования Молодежного парламента. Новый состав молпарламента был избран прямым, равным электронным голосованием. Это событие стало важным шагом на пути к повышению вовлеченности молодежи в общественно-политическую жизнь региона. Подобный опыт мог бы существенно повлиять на молодежную политику всей страны, поскольку может поспособствовать выявлению подлинных молодежных лидеров, способных стать реальной опорой страны в сложное время гибридной войны, ведущейся против России. В ходе круглого стола «Наблюдение за выборами: перспективы и значение в избирательном процессе» участники обсудили новеллы и реформы института наблюдения на выборах, итоги работы центров наблюдения в ЕДГ и эффективность работы наблюдателей на прошедших выборах. Как отмечали участники этого круглого стола, открытость и гласность — фундаментальные принципы избирательного права. Именно обеспечение независимого контроля за выборами со стороны профильных общественных структур, институтов гражданского общества, с привлечением широкой сети экспертных и исследовательских организаций, является фактором устойчивости избирательной системы перед лицом внешних вызовов и глобальных общественно-политических угроз. Заместитель руководителя Общественного штаба по наблюдению за выборами в Псковской области, член Общественной палаты Псковской области и Общественной палаты России Наталья Исакова в своем выступлении поделилась опытом организации работы Общественного штаба по наблюдению за выборами в Псковской области, в том числе при подготовке и в дни Единого голосования 2023 года.
Кроме тонн листовок и газет, избирателям нередко предлагали проголосовать, что называется на сытый желудок. Подкуп — это были продуктовые наборы. Гречка, банка тушенки, банка сгущенки, это такой электоральный набор был своеобразный. Ходовой товар был в подкупе у нас избирателей, это водка. Когда там сельские мужики за бутылочку соответствующим образом обещают проголосовать. Сейчас это тоже меняется. На выборах президента вот эти подкупы они теряют какой-то смысл. Как правило на выборах президента у нас фактов подкупа нет. А ход голосования стал максимально открытым, доступным и очень технологичным. Как отмечает Виктор Игнатенко в Иркутской области за всю историю не было фактов подделок бюллетеней, а сейчас это и вовсе невозможно — нет смысла, да и они имеют несколько степеней защиты. В Иркутской области их 1872. Камеры установлены на каждом. Запись не прерывается ни на секунду даже ночью. Давайте остановимся на 645 участке. Это 11-ая школа.
Выборы Президента Российской Федерации
СМИ: Президент Владимир Путин де-факто начал избирательную кампанию - телеканал «Красная Линия» | Актуальная информация о выборах президента России 2024: список кандидатов, сроки и правила выборов. |
Леонид Слуцкий назвал избирательную систему РФ мировым эталоном | Центризбирком России зарегистрировал поданные документы Путина и созданную для поддержки самовыдвижения действующего российского лидера Владимира Путина на выборах президента в 2024 году группу избирателей. |
ЦИК зарегистрировал документы Путина на выборах 2024 года | Президент России Владимир Путин на встрече с представителями избиркомов заявил, что честное проведение выборов играет определяющую роль для внутриполитической стабильности в России. |
Эксперты: Российская избирательная система готова к проведению выборов президента | Выборы президента России, которые состоятся в марте 2024 года, впервые пройдут с использованием дистанционного электронного голосования. |
Когда и как пройдут выборы президента России — 2024 | Законопроект подписан группой депутатов-единороссов и сенаторов, и предполагает внесение изменений в действующий закон «О выборах президента РФ». |
В Госдуме назвали измененные правила выборов президента России
Избиратель может отдать свой голос на выборах президента РФ только за одного кандидата, отметив это любым знаком в специальном квадрате на избирательном бюллетене. Решение Московской городской избирательной комиссии № 77/3 от 29 февраля 2024 года «Об использовании на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года, на территории города Москвы списков избирателей в электронном виде». Законы о выборах президента России принимались четыре раза. Выборы президента России в 2024 году: способы проголосовать.
ЦИК РФ определила формы голосования на выборах президента
Так, к примеру, в Германии открыты только два участка, а ранее было 15», — указал сенатор. Также он рассказал, что во всех регионах РФ созданы центры общественного наблюдения за выборами, которые представляют собой организационные структуры общественных палат субъектов.
Для чего мы это делаем? Для того, чтобы не допускать двойного голосования, не допускать разного рода провокаций и дискредитации». И сегодня же Центризбирком зарегистрировал группу избирателей, которая была создана для поддержки выдвижения Владимира Путина на выборах президента и разрешил открыть специальный счет, чтобы начать сбор подписей. По закону, необходимо не менее 300 тысяч. В понедельник, 18 декабря, глава государства лично подал документы в ЦИК, в том числе протокол собрания инициативной группы, которая единогласно поддержала решение президента выдвинуть свою кандидатуру.
Мы несем ответственность перед теми, кто проголосовал за нас. И я считаю, что эти выборы успешны.
И те вопросы и задачи, которые поставили люди передо мной в ходе избирательной кампании, а именно на основании них я, как кандидат в президенты, формировал свою предвыборную программу, на которой теперь я буду основывать работу в партии в ближайшие годы. И в заключение скажу, что есть один победитель и нет проигравших. Между нами тремя разница в один процент. Но участие в этих выборах — это большая честь.
Они рекомендуют начать разработку учебных и методических материалов для общественных наблюдателей, представителей партий, общественных организаций по идентификации фейков и манипуляций, а также реагированию на них. Кроме того, заявляют наблюдатели, загранучреждениям РФ надо организовать работу по противодействию давлению на россиян, "постоянно проживающих в недружественных странах".