Смените садовника P.S.: После бегства Мазепы Петр в традиционной для него манере разрубил гордиев узел и урезал автономию Гетманщины. Пётр I предложил Карлу выдать Мазепу в обмен на шведского графа Питера, ближайшего сподвижника Карла, но король отказался, храня верность своему союзнику.
Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства
В нем Мазепа описывал свою долговременную службу, свою верность царю и умолял Петра I прислать клеветников в Киев для праведного суда. Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем. Мазепа предательство петра кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Связанные одной цепью
- Мазепа предательство петра кратко
- Он располагался в Острогожске.
- Как "Великий украинец" Ян Мазепа трех монархов предал
- Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи - 20.03.2023 Украина.ру
- Гетман — покровитель Петра I
- Последние выпуски
Полтавская битва и предательство Мазепы
После смерти мужа приняла постриг под именем Мария и была настоятельницей Киево-Печерского Вознесенского и игуменьей Глуховского женских монастырей. В 65-летнем возрасте Мазепа влюбился в собственную крестницу Матрёну у Пушкина в поэме « Полтава » названа Марией , дочь Василия Кочубея. Однако такая связь по каноническому праву является запретной и приравнивается к инцесту , поэтому венчаться они не могли [8] [9]. Переписка Мазепы с Матрёной частично сохранилась. Образование и жизнь при дворе польского короля[ править править код ] Иван Мазепа учился в Киево-Могилянском коллегиуме , затем — в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции , свободно владел украинским, русским, польским, татарским, латынью.
Знал он также итальянский, немецкий и французский языки [10]. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — « Государь » Никколо Макиавелли. Костомаров пересказывает записки Пасека, польского придворного, служившего вместе с Мазепою при дворе Яна-Казимира. Из записок следует, что в 1661 году Мазепа оговорил перед королём своего товарища Пасека, которого арестовали, разобрали дело, оправдали, и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удалён от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забыв причинённого ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, тот схватился за оружие.
Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные — сторону Пасека. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Пасека и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления [11]. Жизнь православного Мазепы при католическом дворе Яна Казимира была сложна.
Таким образом у Петра больше не осталось союзников в Северной войне. Мазепа же рассчитывал отдаться под власть нового польского монарха, который, как он надеялся, предоставит Малороссии достаточную самостоятельност ь. Гетман обещал предоставить шведам зимние квартиры и провиант, а также склонить на сторону шведского короля запорожских и донских казаков и калмыцкого хана Аюку. Получив осенью 1708 года от Петра приглашение присоединиться к русским войскам под Стародубом, гетман не спешил туда отправляться, сославшись на свои недуги и смуты, связанные с продвижением шведов на юг. Когда в конце октября ближайший сподвижник Петра князь Александр Меншиков решил навестить «болящего», тот, захватив с собой гетманскую казну и полторы тысячи казаков, бежал в стан Карла XII, расположившийся в Горках, на юго-востоке от Новгорода-Северс кого. Позднее к шведам присоединилась часть запорожского войска во главе с кошевым атаманом Константином Гордиенко. Всего в шведском лагере собралось около 10 000 казаков. Месть Петра за измену была страшной. Многие были убиты и казнены.
Получив выпускные документы, Иван отправился в путешествие по Европе, в ходе которого выучил восемь иностранных языков и собрал шикарную библиотеку для личного пользования. Помня о заслугах Мазепы-старшего, польский монарх Ян Казимир взял молодого человека на службу в собственные покои. Коллег-поляков будущий воевода невзлюбил с первых же дней, и это чувство было взаимным. Сослуживцы откровенно издевались над новичком, называли его украинским холопом и еретиком. Желая отомстить, Иван обвинил самого активного обидчика по имени Пасек в краже государева имущества, но этот донос оказался клеветой. Возмущенный Пасек ударил Мазепу по лицу, тот в ответ вынул шпагу из ножен, что было категорически запрещено во дворце. В итоге молодой человек был с позором изгнан со службы. Несостоявшийся королевский прислужник был отправлен на Волынь, где находилось имение его матери. Здесь с 22-летним красавцем снова случилась неприятность, в этот раз связанная с противоположным полом. На галантного и весьма привлекательного юношу стали заглядываться местные помещицы, а особенно молодая супруга польского предпринимателя Фальбовского. Между молодыми людьми завязался роман, который сопровождался тайными интимными встречами. Во время одного из таких свиданий отсутствовавший по делам пан неожиданно вернулся домой, где застал неверную супругу в объятиях горячего украинца. Разгневанный рогоносец приказал привязать полуголого Мазепу к лошади и отпустить последнюю на свободу. Эта история была много раз описана в произведениях известных авторов, таких как Вольтер и Байрон. После такого довольно позорного случая Иван осел в отцовском имении и оставался там вплоть до кончины Мазепы-старшего. Стоит отметить, что в историю с Фальбовским верят далеко не все: многие историки склонны считать, что порочащий рассказ был выдуман Пасеком, который долго держал на Ивана злобу. Женщина была не самой привлекательной внешности, да и не первой свежести. Зато ее родственники обладали полезными связями и определенным влиянием, что позволило Мазепе устроиться на должность писаря к правобережному гетману Петру Дорошенко. Однако и здесь украинцу не повезло: по пути с гетманской депешей в Турцию, он попал в плен к запорожцам. Казаки, имевшие предубеждение против поляков и их прислуги, готовы были разделаться с Иваном, но тому удалось вымолить у них снисхождение. Дар убеждать людей у Мазепы был развит с самых юных лет. Запорожцы отослали пленника на Левобережную Украину, к тогдашнему «русскому» гетману Ивану Самойловичу. По счастливому для Мазепы стечению обстоятельств, перевозимая им депеша содержала ценные для гетмана сведения, что помогло ему остаться в живых. Более того, бывший польский писарь был вскоре приставлен к детям Ивана Самойловича, а еще через некоторое время его сделали генеральным есаулом. Почти каждый год гетман отправлял Мазепу в Москву, на поклон к царевне Софье и ее фавориту Василию Голицыну. Иван Степанович неизменно одаривал чету щедрыми подарками и лестными речами. Вскоре Голицын с треском провалил крымский поход, но от опалы его спас не кто иной, как Иван Мазепа. Он посоветовал фавориту государыни возложить всю вину на гетмана Ивана Самойловича, после чего последний был сослан в Сибирь. В 1687 году, заручившись поддержкой Голицына, Иван занял пост гетмана вместо старого военачальника. Когда молодой Петр сместил с престола Софью и ее возлюбленного, новому гетману пришлось принимать экстренные меры для спасения своей судьбы.
Полтавская битва — день величайшего торжества Петра: она показала могущество «молодой России», которая «в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра». Она укрепила политическое положен и России в кругу европейских держав и вместе с тем способствовал упрочению внутренних преобразований Петра, явившись блестящи оправданием всей его реформаторской деятельности. Но Пушкин изображает Петра не только как государственного деятеля и полководца, но и как человека; он указывает, например, на его великодушие, проявленное по отношению к шведским пленным, которых о ободряет в несчастии и чествует, как своих учителей в военном деле. Центральной фигурой поэмы является император Петр 1. В первых двух песнях автор совершенно не выводит Петра, как действующее лицо но несколько раз упоминает о нём. Зато в третьей главе он занимал главное место и отодвигает на задний план Мазепу и других действующих лиц. Романтическая сторона уступает место исторической. Для большей выразительности образа императора Пушкин очень искусно выбрал момент для его обрисовки; он выводит Петра из шатра в момент Полтавского боя, когда все долголетние труды и преобразования императора получают практическую проверку. В этот момент фигура Петра при обретает особенное величие; он весь про никнут со знанием важности и величия минуты.
История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен
Мазепа, как опытнейший политический игрок, в какой-то мере даже способствовал воцарению Петра, ибо в тогдашней «схватке за Кремль» не поддержал Софью и своего благодетеля боярина Голицына во время их попытки перехватить легитимную власть. Мазепа предательство петра кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Мазепа, как опытнейший политический игрок, в какой-то мере даже способствовал воцарению Петра, ибо в тогдашней «схватке за Кремль» не поддержал Софью и своего благодетеля боярина Голицына во время их попытки перехватить легитимную власть. Путь Мазепы в Москву 16:18 Мазепа предает своего покровителя Самойловича и становится гетманом 20:20 Какими качествами Мазепа сумел очаровать Петра I?
Петр I: Мазепа (1639-1709)
Но народной массе он был чужд, не все любили его на Украине, что выражалось в подавляющих волнениях. Софийский собор, перестроенный при Мазепе. За 20 лет Мазепа стал одним из богатейших людей не только Малороссии, но и России. Он являлся владельцем 19 654 дворов на Украине и 4 117 дворов всего порядка 100 000 душ на юге России. За счёт собственных средств Иван Мазепа построил 26 соборов, церквей и колоколен, в том числе и за пределами Украины.
На следующий год Мазепа заключил соглашение с новым польским королем Станиславом Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск; для себя же он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. Позже на сторону Мазепы перешли еще около трех тысяч запорожских казаков. В ответ Петр I лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а Киевский митрополит объявил Мазепе церковную анафему. Обстоятельства складывались против Мазепы.
Решила же судьбу Мазепы Полтавская битва 27 июня 1709 года. После разгрома шведов король Карл XII и гетман едва успели избежать плена и бежали в турецкую крепость Бендеры. Вместе с тем, Полтавское сражение стало катастрофой для Мазепы, крушением всех его планов в отношении достижения независимости Украины. Попытки Ивана Мазепы вступить в переговоры о возвращении в русское подданство были отвергнуты царем.
Османская империя, несмотря на домогательства Петра, не выдали Мазепу. Умер Мазепа в 1709 году в Бендерах.
Собственный политический опыт и ум он ставил выше, чем у всей старшины вместе взятой. Подражая «европейским стандартам», гетман освоил немецкий и итальянский язык, на латыни говорил не хуже иезуитов, выписывал французские и голландские газеты, собирал коллекцию оружия, картины и библиотеку. В батуринском замке, где устраивались щедрые застолья для старшин, которых он исподволь подстрекал к недовольству, гетман вывесил портрет Петра I 9. Когда Польша расползалась по швам, его ум не мог отрешиться от стереотипа польского доминирования на востоке. Гетман И. Мазепа «Ляхолюбец» не был ни народным пассионарием, ни «батьком» для казачества, как Семён Палий. Поднимать восстания, как Палий и Кондратий Булавин, он не мог, не хотел и не был способен.
По твёрдости воли, мужеству, энергии и полководческому дару Мазепу нельзя поставить в ряд с европейскими героями, открыто бросавшими вызов угнетателям и, не жалея себя, боровшимися с ними — с русским князем Дмитрием Донским в 1378—1380 , чехом Яном Жижкой в 1419—1424 , албанцем Георгом Скандербегом в 1444—1468 , молдаванином Стефаном III Великим в 1457—1504 , венграми Яношем Хуньяди в 1439—1456 , Матьяшем Хуньяди-Корвиным в 1456—1490 , украинцем Богданом Хмельницким в 1648—1657 , Ференцем II Ракоци в 1703—1711. Поэтому он такое внимание уделял своим десяти наёмным полкам, а в личной охране вместо «природных казаков» держал московских стрельцов, драгун и калмыков. Хотя гетман и говорил в 1699 г. Героизма в нём не было ни капли. Понимая, что не обладает даром полководца, Мазепа никогда не рвался в бой и за ним не числилось ни одного подвига. Малодушие гетман скрывал за напускной суровостью. Просчёты Мазепы Слухи об измене Мазепы с 1707 г. Лещинский призвал Мазепу «скинуть чуждое ярмо и вернуться под опёку найяснейших польских королей», обещал «сыновьям одной нераздельной Отчизны» навечно сохранить все права и вольности и оповещал, что Карл XII через Литву пойдёт на Москву, а он, Лещинский, с татарской ордой на Киев, что казакам не надо опасаться шведов, которые не пойдут против них 11. Благодаря искусному лицедейству гетман умело нейтрализовал слухи об измене.
Все доносы на него русское правительство переправляло ему же в руки. Если Богдан Хмельницкий сознавал свою силу, будучи вождём освободительной войны, то Мазепа понимал своё бессилие, видя стремление украинского народа к сближению с Россией. На уровень равноправного со Швецией и Речью Посполитой государства вывести гетманство он не мог. Возможно, в мае 1708 г. По первому желанию Станислава I Мазепа обязывался идти с казаками туда, куда тому будет угодно. Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское «герцогства» переходили в польское подданство. Назначался день, когда Мазепа раскроет старшине договор и та одобрит его 12. О нём поначалу не знала ни старшина, ни, тем более, вся Украина. Идея политической независимости гетманства ошибочно опрокидывается украинскими историками из современности в XVIII век.
Таковыми считаются: ограничение полномочий гетмана, утверждённых на р. Коломак; план Меншикова якобы «уничтожить казацкую старшину, а следовательно, и всю административную структуру Гетманщины»; намерение светлейшего князя стать гетманом после смерти Мазепы; намётки реформирования казацких полков; план 1707 г. Конечно, Россия, как любое абсолютистское государство Европы, подбиралась к ликвидации украинской автономии, но процесс этот растянулся до 1783 г. Да, из Малороссийского в Разрядный приказ под власть киевского воеводы Д. Голицына переводились «все малороссийские замки, в которых стояли русские люди» 15. Но Пётр не стал выделять особо боеспособные казацкие полки, которые могли бы служить в гетманском войске на постоянной основе. Точно также он не собирался переводить донцов, калмыков и башкир в регулярные формирования. Верно, «светлейший князь» был бы не прочь завладеть гетманской булавой, учитывая его желание стать курляндским герцогом в 1711, 1726 гг. Но это были только его мечты — всех гетманов русское правительство намеренно выдвигало из украинцев.
Старшину хотели не уничтожить, но слить с русским дворянством. Печерская крепость, хорошо вооружённая артиллерией, стояла неприступным форпостом у Киева. Для Мазепы, примерявшегося к роли польско-шведского вассала, оставление без русской защиты Киева было бы не «трагедией», а подарком. Недаром летом 1708 г. И для того господин фельтмаршал у конницы и у пехоты учредил по маеору, дав им инструкцыи с полною мочью, дабы смотрели, чтоб ни от кого из войск обид и разорения чинено не было, и кто в том злочинец сыщетца, тех велено для постраху иным казнить смертью» 17 , — писалось в реляции к Петру I. Верно оценивать дальнюю перспективу Мазепа оказался не способен. Он упустил из вида мощный подъём русской военной промышленности и резкое усиление боеспособности Русской армии, которая имела неограниченные ресурсы для пополнения и сильный русский тыл, работавший на войну. Он не придал значения русским победам при Калише 1706 г. Мазепа счёл военную мощь скандинавов несокрушимой и уверовал в план Карла XII развалить Россию на отдельные феодальные владения.
В 1707 г. Мазепа заверял Лещинского, что на Украине всего 7 тыс. Гетман не предостерёг Карла XII о трудностях похода на Москву, об огромных расстояниях, редких и плохих путях сообщения, o построенной против шведов оборонительной линии, о низкой плотности населения и невозможности регулярного снабжения армии провиантом. Поворот шведов на Украину застал гетмана врасплох. Потратив немало собранных с украинского народа средств на церковное строительство, он мало расходовал на промыслы, укрепление городов и батуринской резиденции. Казаки в полках и гарнизонах не готовились к отложению от православного царя. На песке была построена надежда, что скандинавский протектор сможет контролировать огромные пространства Речи Посполитой и «все осколки Московии». Почти век украинский народ и московские цари бились за освобождение древнерусских земель, и не считаться с будущей борьбой украинцев и России против включения Гетманщины в состав Короны Польской было большим промахом. Втягивание народа в будущую тяжёлую войну с Русским государством было чистой авантюрой.
Бегство из гетманской столицы 16 октября, за неделю до измены, Мазепа призывал прятать хлеб, чтобы ничего «не попалось шведскому грабительству», и велел всенародно проклинать шведов в церквах как ненавистников православия 20.
Чего вы добиваетесь своим мятежом? Подданные воспринимали царя как прямое воплощение бога на земле и поэтому не могли позволить себе какого-то своевольства без повеления свыше. Полвека спустя донской казак Емельян Пугачёв, конечно, не смог бы возглавить серьёзное восстание, не провозгласи он себя царём Петром III хотя бы и самозванным. События времён Наполеона показали ещё одну удивительную деталь: далеко не вся Россия выступила с пресловутой «дубиной народной войны», как писал об этом Лев Толстой. Многие, особенно старообрядцы, встретили Наполеона хлебом — солью у стен Москвы.
Об этом подробно пишет Г. Данилевский в романе «Сожжённая Москва». Эта страница истории у нас замалчивалась, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Можно ли считать этих крестьян предателями? Оказывается — нет, сам Г. Данилевский поясняет, что среди них было распространено мнение, что Наполеон — внебрачный сын Екатерины II, который скрылся от преследований и теперь имеет полное право претендовать на престол, по крайней мере части российской территории.
Тут нет ничего странного — даже во время большевистской революции 1917 года масса народа считали Ленина отнюдь не провозвестником «научного коммунизма», а новым царём. Известный в то время марксистский историк М. Покровский в одной из своих работ того времени сравнивал Ленина с новым Лже-Дмитрием, который принёс на русскую землю свет нового учения. Любое восстание на Руси всегда связано с именем нового царя, пусть даже он самозванец, если он может привести народ к более справедливой жизни. Всё это подводит нас к более правильной оценке действий Мазепы. В отличие от других самозванцев или претендентов на царский титул он был, можно сказать, первым на Руси ясно выраженным сепаратистом.
Сегодняшние руководители украинского «национально-освободительного движения» Ющенко, Порошенко, Зеленский и др. Постараемся разобраться в этом вопросе. Впервые вопрос о присоединении малороссийского казачества к Руси возник в 1648 году и был решён окончательно 8 января 1654 года после решения Переяславской Рады. Православные запорожцы тогда сделали выбор в пользу единоверца — царя Московского. Тогдашний гетман запорожского казачества Богдан-Зиновий Хмельницкий в 1648 году в городе Черкассы подал прошение на имя московского государя Алексея Михайловича: «Хотим себе самодержца такого, хозяина в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь... К милостивым ногам вашего царского величества покорно отдаёмся».
Здесь следует сделать одно важное замечание: якобы в честь 300-летия этого события Н.
Лайфа году его Мазепы. Лайфа посланец заключил договоры с Карлом и Лещинским, с первым чисто военного характера, со вторым — политического.
Самому Мазепе была обещана награда в виде удельного княжества вроде Курляндии, выкроенного из воеводств Витебского и Полоцкого, — писал , например, видный польский историк Юзеф Фельдман в книге "Польша в эпоху Великой Северной войны, 1704—1709 гг. Станислав Лещинский. Лайфа , которая нар[яду] с др[угим] в пункте 8 предусматривал возврат Польше утраченных ею "восточных земель", то есть, очевидно, Левобережья Украины Гетманщины...
Мазепа договаривался с Лещинским об объединении которое выше названо "возвращением Польше восточных земель". Вопрос об этом принципиально решён был уже в сентябре 1707 года, — пишет Александр Оглоблин в книге "Гетман Иван Мазепа и его эпоха" Нью-Йорк — Париж — Торонто, 1960 год. Оглоблин же добавляет далее, что "есть сведения о том, что по соглашению с Лещинским Мазепа должен был получить вместе с княжеским титулом в своё личное владение воеводства в Витебске и Полоцке на правах герцога курляндского, вассала Речи Посполитой; по другим сведениям донос Кочубея , это должен быть титул князя черниговского", и отмечает, что, "возможно, действительно об этом было договорено".
Какой статус видел для себя и Украины Мазепа, можно понять из его письма к Лещинскому, перехваченному русскими драгунами, в которой "борец за свободу" именовал себя "верный подданный и слуга наинизший Ян Мазепа, гетман".
Комментарии к статье (0)
- Мазепа, история гетмана, предавшего не только царя, но и Россию
- Почему Мазепа предал Петра I после двадцати лет верности
- Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи
- Пётр 1 и Мазепа
- Двуличный Мазепа
Петр I: Мазепа (1639-1709)
Благодаря доверию Петра Мазепа стал одним из богатейших людей Российской империи. В его личном владении находились около 100 тыс. Гетман стремился максимально ограничить права крестьян, продлить барщину и увеличить подати, но при этом добивался царских преференций для своего ближайшего окружения. Те казацкие должности, которые ранее были выборными, стали наследуемыми. Гетман активно содействовал торговле алкоголем и табаком, также приносившей ему немалый доход. Однако Пётр сумел сделать выводы из первых неудач и через некоторое время перешёл в наступление. В конце 1703 года Россия уже взяла под свой контроль большую часть Ингерманландии, а в 1704-м войска Петра взяли Дерпт и Нарву. Когда российской армии в 1706 году удалось одержать победу в Битве при Калише, шведы отнеслись к этому философски: у Петра к тому моменту практически не оставалось союзников, так как Саксония капитулировала перед Карлом. По мнению шведского монарха, разгром России был делом времени. Точная дата их первых контактов неизвестна, но в сентябре 1707 года о них уже знали в ближайшем окружении Мазепы. Параллельно гетман оказался замешан в очередной истории.
А такого рода отношения в то время считались разновидностью инцеста. По словам Павла Кротова, это стало настоящим предательством христианской веры. Один из наиболее могущественных и богатых людей в стране вскружил девушке голову. Она оставила отчий дом, переехала к гетману и стала его любовницей. О её дальнейшей судьбе ничего не известно, но в определённый момент Мазепе эта история оказалась выгодна. Дело в том, что в 1707—1708 годах Петру I начали приходить письма от представителей казацкой старшины, докладывавших об измене Мазепы, — среди авторов был и Василий Кочубей. Однако Пётр подумал, что генеральный судья специально подготовил множественные донесения, чтобы отомстить гетману за дочь. Царь передал дело Мазепы на рассмотрение комиссии, в состав которой входили люди, благоволившие к гетману. В результате Кочубей, а также полтавский полковник Иван Искра были подвергнуты пыткам и казнены. Незадолго до этого Мазепа также написал лжедонос на одного из видных казацких полководцев Семёна Палия, которого вскоре отправили в Сибирь.
Деятельную подготовку Петра к новому этапу войны гетман принимал за проявление паники и жест отчаяния. Хотя русские уже доказали, что шведов можно успешно побеждать, Мазепа всё ещё верил в непобедимость Карла XII.
Мать, Марина Мокиевская, также принадлежала к старинному белоцерковскому шляхетскому роду; ее отец и брат то есть дед и дядя И. Мазепы также показачились, воевали под знаменами Богдана Хмельницкого и погибли в 1655 г.
Позже, после смерти мужа, она постриглась в монахини под именем Мария Магдалина , со временем стала игуменьей Киево-Печерского Вознесенского и Глуховского Успенского монастырей, умерла в 1707 году. Герб Курч, которым пользовался И. Мазепа Будущий гетман получил хорошее образование: он учился в Киево-Могилянской академии, где, помимо изучения классических дисциплин, также интересовался литературой, сам писал стихи сегодня известно несколько песен на слова Мазепы ; освоил восемь иностранных языков. После того, как Иван окончил Киево-Могилянскую академию, отец отправил его ко двору короля Яна Казимира.
Там он, как уже было сказано, окончил Варшавский иезуитский коллегиум, участвовал в образовательных поездках которые организовывал король в Германию, Францию, Италию, Австрию. Также участвовал в ряде дипломатических миссий. Так, в 1663 году он в качестве гонца привез гетманские клейноды Павлу Тетере впрочем, тот отослал их назад, так как согласно статусу, это должен был сделать королевский посол. К жизни при дворе короля относится ряд историй о похождениях молодого Ивана Мазепы.
Так, существует легенда нигде, правда, не подтвержденная документально , что он имел связь с женой магната Фальбовского. Тот, узнав об измене жены, будто бы велел привязать Мазепу к спине коня и пустить его в поле. Хоть достоверность этой истории довольно сомнительна, но она вдохновила ряд поэтов в частности, Байрона, Вольтера, Гюго на увековечивание данного сюжета в их произведениях. Также достоверно известно о конфликте Ивана Мазепы со шляхтичем Яном Пасеком, из-за чего наш герой был вынужден на некоторое время удалиться со двора в отцовское имение.
Афиша кантаты М. Балфе, посвященной Мазепе Возвращение в Украину Хотя с 1663 г. Мазепа время от времени жил в Мазепинцах и после смерти отца унаследовал его должность черниговского подчашего номинальную, так как на тот момент Чернигов контролировался левобережным казачеством , но в украинскую политику особо не вмешивался. Переломный момент наступил в 1669 г.
Это событие, в частности, связано с тем, что примерно в то время Мазепа женился на вдове Анне Фридрикевич Половец , дочери белоцерковского полковника Семена Половца.
При этом гетман постоянно жаловался царю на сечевиков, обвинял их в склонности к измене и ходатайствовал о том, чтобы их направляли на самые опасные участки и тяжёлые работы. Благодаря доверию Петра Мазепа стал одним из богатейших людей Российской империи.
В его личном владении находились около 100 тыс. Гетман стремился максимально ограничить права крестьян, продлить барщину и увеличить подати, но при этом добивался царских преференций для своего ближайшего окружения. Те казацкие должности, которые ранее были выборными, стали наследуемыми.
Гетман активно содействовал торговле алкоголем и табаком, также приносившей ему немалый доход. Однако Пётр сумел сделать выводы из первых неудач и через некоторое время перешёл в наступление. В конце 1703 года Россия уже взяла под свой контроль большую часть Ингерманландии, а в 1704-м войска Петра взяли Дерпт и Нарву.
Когда российской армии в 1706 году удалось одержать победу в Битве при Калише, шведы отнеслись к этому философски: у Петра к тому моменту практически не оставалось союзников, так как Саксония капитулировала перед Карлом. По мнению шведского монарха, разгром России был делом времени. Точная дата их первых контактов неизвестна, но в сентябре 1707 года о них уже знали в ближайшем окружении Мазепы.
Параллельно гетман оказался замешан в очередной истории. А такого рода отношения в то время считались разновидностью инцеста. По словам Павла Кротова, это стало настоящим предательством христианской веры.
Один из наиболее могущественных и богатых людей в стране вскружил девушке голову. Она оставила отчий дом, переехала к гетману и стала его любовницей. О её дальнейшей судьбе ничего не известно, но в определённый момент Мазепе эта история оказалась выгодна.
Дело в том, что в 1707—1708 годах Петру I начали приходить письма от представителей казацкой старшины, докладывавших об измене Мазепы, — среди авторов был и Василий Кочубей. Однако Пётр подумал, что генеральный судья специально подготовил множественные донесения, чтобы отомстить гетману за дочь. Царь передал дело Мазепы на рассмотрение комиссии, в состав которой входили люди, благоволившие к гетману.
В результате Кочубей, а также полтавский полковник Иван Искра были подвергнуты пыткам и казнены. Незадолго до этого Мазепа также написал лжедонос на одного из видных казацких полководцев Семёна Палия, которого вскоре отправили в Сибирь. Деятельную подготовку Петра к новому этапу войны гетман принимал за проявление паники и жест отчаяния.
События времён Наполеона показали ещё одну удивительную деталь: далеко не вся Россия выступила с пресловутой «дубиной народной войны», как писал об этом Лев Толстой. Многие, особенно старообрядцы, встретили Наполеона хлебом — солью у стен Москвы. Об этом подробно пишет Г. Данилевский в романе «Сожжённая Москва». Эта страница истории у нас замалчивалась, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Можно ли считать этих крестьян предателями? Оказывается — нет, сам Г.
Данилевский поясняет, что среди них было распространено мнение, что Наполеон — внебрачный сын Екатерины II, который скрылся от преследований и теперь имеет полное право претендовать на престол, по крайней мере части российской территории. Тут нет ничего странного — даже во время большевистской революции 1917 года масса народа считали Ленина отнюдь не провозвестником «научного коммунизма», а новым царём. Известный в то время марксистский историк М. Покровский в одной из своих работ того времени сравнивал Ленина с новым Лже-Дмитрием, который принёс на русскую землю свет нового учения. Любое восстание на Руси всегда связано с именем нового царя, пусть даже он самозванец, если он может привести народ к более справедливой жизни. Всё это подводит нас к более правильной оценке действий Мазепы. В отличие от других самозванцев или претендентов на царский титул он был, можно сказать, первым на Руси ясно выраженным сепаратистом.
Сегодняшние руководители украинского «национально-освободительного движения» Ющенко, Порошенко, Зеленский и др. Постараемся разобраться в этом вопросе. Впервые вопрос о присоединении малороссийского казачества к Руси возник в 1648 году и был решён окончательно 8 января 1654 года после решения Переяславской Рады. Православные запорожцы тогда сделали выбор в пользу единоверца — царя Московского. Тогдашний гетман запорожского казачества Богдан-Зиновий Хмельницкий в 1648 году в городе Черкассы подал прошение на имя московского государя Алексея Михайловича: «Хотим себе самодержца такого, хозяина в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь... К милостивым ногам вашего царского величества покорно отдаёмся». Здесь следует сделать одно важное замечание: якобы в честь 300-летия этого события Н.
На этом документе почему-то сегодняшние украинские власти и основывают свои претензии на Крым якобы на законных основаниях — федеративная республика в отличие от автономной имела право на самоопределение вплоть до отделения. В процессе декоммунизации следовало бы заметить, что при распаде СССР должны были автоматически аннулироваться все указы и постановления советского периода — это моё частное мнение. Польша сгинет, а РУСЬ будет процветать...
Как гетман Мазепа царя Петра предал
Пётр I имел все основания написать в указе о награждении Мазепы орденом Андрея Первозванного: «За многие в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». С 1688 года Мазепа был предметом ряда доносов Петру, говоривших о его измене. Петр I произвел ритуал заочного отрешения Мазепы от гетманства, одновременно он был отлучен от церкви. В 1689 и 1695 годах Мазепа принимал участие в походах Петра I, которые были направлены на завоевание Крыма и Приазовья, которые, несмотря на надежды гетмана, не принесли Украине никаких благоприятных результатов.
Как Пётр I наказал Мазепу и украинских казаков за измену
Петр I очень долго не мог поверить, что человек, которому он безгранично доверял, оказался изменником. Реформы Петра, усугубившиеся тяготами Северной войны, привели к трагическим для Украины и России событиям, в центре которых оказалась и судьба Мазепы. Пётр I имел все основания написать в указе о награждении Мазепы орденом Андрея Первозванного: «За многие в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». Однако выступление Мазепы против Петра восприняли как измену Российскому государству. Пётр I имел все основания написать в указе о награждении Мазепы орденом Андрея Первозванного: «За многие в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы». В 1674 году Мазепа втерся в доверие к правобережному гетману Окраины Петру Дорошенко, женившись на дочери первого зама гетмана.
III.Деятельность и.Мазепы в годы Северной войны (1700-1709гг.)
Это было, вероятно, после того, как победы казаков заставили поляков несколько времени уважать малорусскую народность и православную веру и в знак такого уважения допустить в число дворян королевских то есть придворных молодых особ шляхетского происхождения из православных русских. Не очень вкусно было этим особам в польском обществе, при тогдашнем господстве католического фанатизма. Мазепа испытал это. Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь. Он был молод, красив, ловок и хорошо образован. Рядом с имением его матери жил в своем имении некто пан Фальбовский, человек пожилых лет; у него была молодая жена. Познакомившись в доме этого господина, Мазепа завел связь с его женою. Слуги шепнули об этом старому мужу.
Один раз, выехавши из дома, пан Фальбовский увидел за собою едущего своего служителя, остановил его и узнал, что служитель везет от своей госпожи к Мазепе письмо, в котором Фальбовская извещала Мазепу, что мужа нет дома, и приглашала приехать к ней. Фальбовский велел служителю ехать с этим письмом к Мазепе, отдать письмо по назначению, получить ответ и с этим ответом явиться к нему на дороге. Сам Фальбовский расположился тут же ожидать возвращения слуги. Через несколько времени возвратившийся слуга отдал господину ответ, писанный Мазепою к Фальбовской, которую извещал, что едет к ней тотчас. Фальбовский дождался Мазепы. Когда Мазепа поравнялся с Фальбовским, последний бросился к Мазепе, остановил его верховую лошадь и показал ему ответ к своей жене. Тогда Фальбовский приказал раздеть Мазепу донага и в таком виде привязал на его же лошади лицом к хвосту, потом велел дать лошади несколько ударов кнутом и несколько раз выстрелить у нее над ушами. Лошадь понеслась во всю прыть домой через кустарники, и ветви сильно хлестали Мазепу по обнаженной спине. Собственная прислуга насилу признала своего исцарапанного и окровавленного господина, когда лошадь донеслась во двор его матери.
После этого приключения Мазепа ушел к казакам, служил сначала у гетмана Тетери, а потом у Дорошенка. Мазепа, кроме польского и русского языков, знал по-немецки и по-латыни, проходил прежде где-то в польском училище курс учения и, будучи по своему времени достаточно образован, теперь мог найти себе хорошую карьеру в казачестве. Здесь он женился. При Дорошенке Мазепа дослужился до важного звания генерального писаря и в 1674 году был отправлен на казацкую раду в Переяславль, где пред гетманом левой стороны Украины Самойловичем предлагал от имени Дорошенка мировую и заявлял желание Дорошенка находиться в подданстве у московского государя. Через несколько месяцев по окончании этого поручения, Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь к султану просить помощи у Турции, но кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Мазепу повели к допросу в Малороссийский приказ, которым тогда заведовал знаменитый боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Мазепа, своим показанием на допросе, сумел понравиться боярину Матвееву: представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенка, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенку и к чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенку, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей. Вскоре после того он лишился жены.
Самойлович поручил Мазепе воспитание детей своих, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула, важнейшим чином после гетманского. В этом звании, по поручению Самойловича, Мазепа ездил в Москву еще несколько раз, и, смекнувши, что в правление царевны Софьи вся власть находилась в руках ее любимца Голицына, подделался к временщику и расположил его к себе. И перед ним, как прежде перед Матвеевым, вероятно, помогали Мазепе его воспитание, ловкость и любезность в обращении. Голицын и Матвеев оба принадлежали к передовым московским людям своего времени и сочувствовали польско-малорусским приемам образованности, которыми отличался и блистал Мазепа. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил ее на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось любившему его Голицыну. Обыкновенно обвиняют самого Мазепу в том, что он копал яму под Самойловичем и готовил гибель человеку, которого должен был считать своим благодетелем. Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу. Уже давно в Малороссии происходила социальная борьба между «значными» казаками и чернью; к первым принадлежали зажиточные люди, имевшие притязание на родовитость и отличие от прочей массы народа; чернь составляли простые казаки, но к последним, по общим симпатиям, примыкала вся масса поспольства, т. Все старшины, владея доходами с имений, приписанных в Малороссии к должностям или чинам, были сравнительно богаты и необходимо считались в классе значных; тем более причисляли себя к значным и держались их интересов лица, которые получили польское воспитание и облечены были, по своему рождению или пожалованью, шляхетским достоинством.
Гетман, проведший молодость в Польше при дворе польского короля, был именно из таких. Он естественно должен был принести в казацкое общество, куда поступил, то польско-шляхетское направление, к которому так враждебно относилась малорусская народная масса. Скоро выказал Мазепа свои панские замашки и стал вразрез с народными стремлениями. Это тем более было для него неизбежно, что, действуя в польско-шляхетском духе, он одинаким образом должен был поступать для того, чтобы заслужить расположение московского правительства и удержаться на приобретенном гетманстве. Через несколько времени в 1696 году , видевшие близко состояние Малороссии сообщали в Москву, что Мазепа окружил себя поляками, составил из них, в качестве своей гвардии, особые компанейские сердюцкие полки, что он мирволит старшинам, что он позволил старшинам обращать казаков к себе в подданство и отнимал у них земли. Мазепа первый ввел в Малороссии панщину барщину или обязательную работу, в прибавку к дани, платимой земледельцами землевладельцам, у которых на землях проживали. Мазепа строго запрещал посполитым людям поступать в число казаков, и этим столько же вооружал против себя малорусскую простонародную массу, сколько угождал видам московского правительства, которое не хотело, чтобы тяглые люди, принуждаемые правительством к платежу налогов и отправлению всяких повинностей, выбывали из своего звания и переходили в казацкое сословие, пользовавшееся, в качестве военного, льготами и привилегиями. Как только установился Мазепа на гетманстве, тотчас приблизил к себе свою родню. С ним было двое племянников, сыновей мазепиных сестер: Обидовский и Войнаровский.
Мать Мазепы, инокиня Магдалина, сделалась настоятельницею киевского Фроловского монастыря. Московское правительство не только не поставило Мазепе в вину его поступков, но, для большего охранения его личности от народа, послало к нему полк стрельцов. Рассчитывая на могущество Голицына, Мазепа всеми способами старался угождать ему до тех пор, пока Петр в 1689 году не разделался с правлением Софьи и не отправил Голицына в ссылку. Мазепа, во время случившегося в Москве переворота, приехал случайно в столицу, разумеется, с намерением кланяться временщику, но, увидавши, что власть переменилась, постарался скорее разорвать связь с прежним правительством и примкнуть к новому. Это ему удалось. Мазепа стал просить у правительства того, чего именно русское правительство и домогалось в Малороссии, например, прибавки ратных людей, переписи казаков и стеснительных мер против народного буйства. И к Петру лично сумел подделаться Мазепа. Молодой царь полюбил его, и с тех пор считал его искренне преданным своим слугою. Во все двадцатилетнее время гетманства Мазепы в Малороссии проявлялась ненависть к нему подчиненных, выражаясь то теми, то другими попытками лишить его гетманства.
Чем долее держал Мазепа гетманскую булаву, тем более привыкал малорусский народ считать его человеком польского духа, врагом закоренелых казацких стремлений к равенству и ко всеобщей свободе; нелюбовь к Мазепе стала прежде всего выражаться, по малорусским привычкам, доносами и кознями. В конце 1689 года явился в Польшу к королю Яну Собескому русский монах Соломон с письмом от Мазепы, в котором малороссийский гетман изъявлял польскому королю желание присоединить Малороссию снова к Польше и побуждал к открытию вражды против России. Вслед за тем из Запорожья приехали к тому же королю посланцы с предложением принять Запорожье в подданство Польше. Благодаря одному православному придворному, жившему во дворце короля, о том и о другом узнал московский резидент, живший в Варшаве, Волков, а от Волкова узнали об этом и в Москве. Король послал Соломона в Украину, к гетману, без всякого письма, со словесным обнадеживанием своей милости, а между тем дал тайное поручение львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому войти в сношение с Мазепою. Шумлянский отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом и просил через посланного объявить, на каких условиях желает гетман Малороссии вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, отправил это письмо и привезшего его шляхтича в Москву; Соломон же узнал об этом заранее и не решился уже являться к гетману, а воротился в Варшаву, но чтобы, как говорится, не ударить перед поляками лицом в грязь, нанял на дороге в корчме какого-то студента и подговорил написать ему фальшивое письмо от имени Мазепы. Переписанное набело, это письмо Соломон подписал сам, подделываясь под почерк Мазепы, и поехал в Варшаву, а черновые отпуски письма позабыл взять у студента. Случилось, что прежде чем Соломон доехал до Варшавы, студент, раскутившись в корчме на полученные от Соломона два талера за свое искусство, открыл тайну случившейся там пьяной компании, а затем был арестован и приведен к королю.
Студент во всем сознался и представил остававшиеся у него черновые отпуски сочиненного от имени Мазепы письма. Когда Соломон, явившись к королю, подал ему письмо от гетмана Мазепы, король, зная уже все, велел позвать студента и уличить Соломона в обмане. Черновые отпуски были налицо; запираться было невозможно. Соломон во всем сознался и был посажен в тюрьму, а потом, по требованию русского резидента, выдан московскому правительству. В 1691 году его привезли в Москву, расстригли и под прежним его мирским именем Семена Дротского отправили к гетману в Батурин. Там его казнили смертью. По всему видно, этот Соломон был орудием тайной партии, хотевшей навести подозрение на Мазепу в Москве и подготовить ему гибель. Но еще когда московское правительство не имело в своих руках Соломона, а требовало его выдачи, в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо?
Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника. В Малороссии явился после того новый, более деятельный враг Мазепы и всей панской партии. Это был канцелярист Петрик, женатый на племяннице генерального писаря Василия Кочубея, человек предприимчивый, горячий и деятельный, по крайней мере, на первых порах. В 1691 году он убежал в Сечь с важными бумагами, украденными из войсковой канцелярии, и вооружал сечевых казаков разом и против гетмана, и против московской власти. В следующем 1692 году он ушел в Крым и писал оттуда в Запорожье, что намерен, по примеру Хмельницкого, привести крымцев в Украину, поднять весь малорусский народ и истреблять жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей. Весть о таком замысле, проникая в Украину, тотчас нашла себе сочувствие; удальцы пустились к Петрику; кто полем, а кто водою. Мазепа отправил в Запорожье казака Горбаченка с подарками к тогдашнему кошевому Гусаку — убеждать его, чтоб он не допускал запорожцев приставать к Петрику; между тем волнение готово было открыться не в Запорожье, а между городовым казачеством в малороссийских полках. Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни; москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву».
Более всего казались несносными для народа «оранды» — продажа вина, отданная в руки жидам, с платежом за то в войсковую казну. Горбаченко достал в Сечи и потом, по гетманскому приказанию, привез в Москву договор, заключенный Петриком с крымским ханом. Из этого договора видна была у Петрика мысль освободить от чужеземцев Украину обеих сторон Днепра называемую им княжеством Киевским и Черниговским и образовать из нее одно государство, под именем княжества малороссийского. Предоставлялось обывателям установить у себя такое правление, какое окажется им сродным. В своем универсале, обращенном главным образом к сечевым казакам, Петрик вспоминал варварства, причиненные некогда малороссийскому народу поляками: «Не сажали ли они братий наших на колья, не топили ли в прорубях, не обливали ли водою на морозе, не принуждали ли казацких жен варить в кипятке своих детей? Он указывал, что малороссийский народ, отдавая неприятелю на сожжение свои города и села, защищает собою Московское государство как стеною, а Москва, в благодарность за то, хочет взять всех малоруссов в вечную неволю: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Очевидно, Петрик хотел повторить почти буквально историю Богдана Хмельницкого. Но события буквально не повторяются.
Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым; а Мазепа, так дешево отделавшись от угрожавшей бури, получил из Москвы благодарность и богатую соболью шубу, стоившую 800 рублей. Петрик продолжал еще несколько времени беспокоить Мазепу своими возмутительными универсалами к малорусскому народу, указывая, между прочим, на оранды как на важнейшую тягость для народа.
В Восточной Европе — тогдашней России, со времен Петра I высшие представители власти представляли политику «общей пользы» — «всеобщего блага».
Реформы Петра I были в значительной степени навязыванием «общей пользы» как русским, так и украинцам. Это не нравилось как первым, так и вторым, и они сопротивлялись власти, в том числе и при помощи оружия. Однако выступление Мазепы против Петра восприняли как измену Российскому государству. В тогдашних источниках поступок Мазепы называли «измена Мазепы», а сам украинско-шведский союз как «несчастливый шведский год». Как относились к подобным поступкам в странах Центральной Европы? Как мы уже упоминали, подобные поступки случались в то время во всех странах региона. Какой была их мотивация, ради чего рисковали жизнью? Для понимания вольностей центральноевропейских обществ необходимо рассмотреть три самые главные их составляющие: богатство, власть и статус. Успешному развитию Украины содействовало ее расположение на пересечении торговых путей между Восточной Европой, мусульманским миром и Центральноевропейскими странами.
Именно экономическое могущество украинской элиты придало ей политической значимости в собственных глазах. Поэтому господствующее экономическое положение элиты перетекало в реальную власть в обществе, которая закреплялась созданием «хазарской» идеологии. По этой идеологии, казачество — потомки древних хазар. Эта идея украинской элиты давала ей полное право хозяйничать в собственной стране. Реальное и воображаемое ограничение вольностей в первую очередь — экономических казацкой элиты русской центральной властью привело к выступлению 1708 — 1709 гг. После этого, на рубеже XVII — XVIII веков, для казацкой элиты и ее гетмана самым главным заданием стало сохранение традиционного для них хозяйственного и общественно-политического уклада. Это было возможным при условии дальнейшего усиления власти Ивана Мазепы и его сторонников среди казацкой верхушки. Однако этому помешали действия «покровителя» украинского государства. Петровские реформы были в значительной степени непонятны даже такому образованному человеку как Иван Мазепа, а тем более казацкой верхушке.
Они жили представлениями и идеями Центральной Европы и любые изменения политической жизни были для них ограничением или лишением их власти. Поэтому украинская элита была готова рисковать своей установившейся жизнью, поскольку эту жизнь на их глазах менял их протектор. Один из лидеров казацкой элиты — Василий Кочубей написал донос Петру I с целью приведения к власти нового гетмана, который бы тщательнее защищал украинскую автономию.
Соответствующий документ под названием "Союз между Польшей и Мазепой" опубликован в приложении к четвёртому тому "Военной истории шведского короля Карла XII с 1700 года до Полтавской баталии 1709 года, написанной королевским камергером Густавом Адлерфельдом по личному приказу Его Величества" Амстердам, 1740 год. Книга представляет собой записи камергера Карла XII, который вёл их по приказу короля которого лично сопровождал, в том числе в то время, когда тот общался с Мазепой вплоть до Полтавской битвы, где Густав погиб, а записки продолжил его племянник Карл-Максимиллиан. Книга Адлерфельда представляет ныне библиографическую редкость, однако дело облегчает то, что целый отрывок из неё опубликовал по немецкому переводу 1742 года в примечаниях к своей книге "Мазепа" 1882 г. Лайфа подвластным ему краем, — переводит главный пункт соглашения Костомаров. Причём тут поляки, если речь идёт о шведском короле? Дело в том, что король Швеции Карл XII вёл войну с Россией в союзе с провозглашённым им королём Речи Посполитой Станиславом Лещинским, и если шведам нужен был только военный потенциал украинцев Мазепа обещал Карлу XII 20 тысяч казаков и зимние квартиры для шведской армии , то полякам нужны были утраченные земли на востоке. Сыграли свою роль, отмечает Костомаров, и эмиссары Ватикана.
Густав Седерстрём. Лайфа преимущественно иезуитами, которым он поддался, потому что с юности был привязан к Римской церкви, и хотя впоследствии из видов казался православным, но на самом деле он только притворялся и внутренне не терпел православного исповедания, — пишет историк.
Свыше 20 лет — с 1687 года — он занимал пост гетмана Малороссии, и ни разу на него не было нареканий. Правда, регулярно в Москву на Мазепу поступали доносы об его тайной измене. Но в Украине это было в порядке вещей. Всегда у любого гетмана находились завистники, желавшие занять его место с помощью тайной интриги, или обиженные им, жаждавшие отомстить. Никаких улик против Мазепы не оказывалось.
Поэтому в Москве просто перестали придавать значение таким известиям, раз за разом убеждаясь в верности и преданности гетмана. А с доносчиками поступали так, как должны были поступить с Мазепой при его вине. Вот и очередной донос судьи Василия Кочубея и полковника Ивана Искры в 1708 году обернулся пытками и казнью для обоих: слишком известна всем была личная вражда челобитчиков к Мазепе. Между тем, этот последний извет уже имел под собой реальную почву. Но Царь Пётр не придал ему значения.