Он не является кораблем, который выдержит натиска льдов и отказывался от капитанства», — вспоминает Владимир Воронин — внук капитана парохода «Челюскин» Владимира Воронина.
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
«Челюскин» — советский пароход, усиленный для плавания по полярным льдам и спущенный на воду в марте 1933 года. Людей, оказавшихся после гибели «Челюскина» на льду Чукотского моря, обступили пурга и стремительно надвигавшаяся ночь. Гибель парохода «Челюскин» подтолкнула правительство СССР к решению о строительстве ледокольного флота – несмотря на то, что пароход затонул, ему удалось достичь изначальной.
90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея
«Челюскин» должен был пройти из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по СМП, закрепив опыт плавания «Сибирякова». Начальник экспедиции на пароходе «Челюскин», один из организаторов освоения Северного морского пути Отто Юльевич Шмидт (1891–1956 гг.). Фото: РИА Новости. Гибель парохода «Челюскин» подтолкнула правительство СССР к решению о строительстве ледокольного флота – несмотря на то, что пароход затонул, ему удалось достичь изначальной.
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
Так далеко на север еще не забирались. Священник Свято-Данилова монастыря и заодно дайвер отец Иннокентий надеется на божью помощь: «Несмотря на то, что у нас опыт есть и погружения в холодные среды и в плохой видимости, обстоятельства здесь, конечно, особенные. Мы сделаем все, что в наших силах, а Господь поможет сделать это благополучно». Перед погружением надо уточнить координаты и проверить дно эхолотом, чтобы установить буй ровно над объектом. Исследователи сутки ждали, пока море немного успокоится, погружаться при двухметровых волнах было невозможно. Не сказать, что сейчас полный штиль, но отступать уже некуда. Удастся ли в прямом смысле прикоснуться к легенде с первого захода? На водолазов давит не только груз ответственности.
У каждого за спиной больше центнера! У поверхности вода почти прозрачная, но с тридцатиметровой глубины начинается непроглядный мрак. Видно вот на таком расстоянии и все. Мы пришли на корабль, видно, что это корабль. Второе погружение. Вокруг пелена тумана, но солнце каким-то таинственным образом освещает пятачок, где работают водолазы. Светло, однако, лишь наверху.
Даже при помощи сверхмощных фонарей камера выхватывает лишь отдельные детали «Челюскина». Руководитель экспедиции — морской инженер Артем Мельников видит в этом даже некий символизм. Настоящей легенде к лицу недоступность: «Глубина 30 метров, это глубина приближения к "Челюскину". Это как такой снежный заряд. Как он в пургу погиб, так он там и находится. И можно сказать, что море не должно отдавать это.
Также им удалось сделать фото и видео кадры объекта с помощью подводного аппарата "Марлин — 350". Это первая качественная съёмка парохода. Но до сих пор никому не удавалось сделать ни одного кадра парохода — район, где затонул корабль, находится недалеко от Берингова пролива, а здесь очень мощное течение и мутная вода», - прокомментировал руководитель медиагруппы РГО Леонид Круглов. На фото и видео хорошо видны носовая и средняя части судна, а также прямоугольные иллюминаторы. Название парохода на носу и на корме не сохранилось. Но, изучив отснятые материалы, специалисты пришли к выводу, что затонувший объект — пароход "Челюскин". Сейчас ледокол Северного флота "Илья Муромец" подошёл к другой точке - острову Врангеля.
Причём ни одна из версий не может считаться окончательной, ибо архивные данные о тех далёких событиях по сей день хранятся под грифом «секретно», а многое попросту утеряно для нас, жителей XXI века. Для обеспечения доставки грузов в самые восточные районы побережья Северным морским путём нужно было вновь попытаться пройти весь маршрут от Мурманска до Чукотки за одну короткую летнюю навигацию. Напомним, что первым это сделал в 1932 году ледокол «Сибиряков». На «родной» верфи устранили замеченные дефекты. Затем - переход в Мурманск с дополнительной погрузкой. На носу — зима… Да, это было роковое опоздание. Ледокол «Георгий Седов» отправился в путь из Архангельска 15 июня, и все равно не успел проделать путь до «больших» льдов! А тут — из гораздо более отдаленной от цели плавания точки, из Мурманска! О чем, спрашивается, думали такие опытные полярники, как Шмидт и Воронин? Известно, о чем: о собственной жизни и свободе… Сказать вслух о потерянном времени и поставить под сомнение экспедицию, отложив её тем самым на год, никто не осмелился. Всем было ясно: слишком многие ответственные люди, и в первую очередь — Отто Шмидт, будут объявлены врагами народа, саботирующими крупнейший народнохозяйственный проект. Плавание шло успешно по графику вплоть до Новой Земли. В Карском море «Челюскин» получил серьёзные повреждения корпуса, образовалась течь. Возвращаться назад? О, нет! Это — приговор… Капитан Воронин и полярник Шмидт принимают решение: вперёд, и будь что будет! Или грудь в крестах то бишь в орденах Ленина , или — голова в кустах. Что было дальше? Вот то, что известно. Течь удалось «залатать», тем более, что экипаж находился в приподнятом настроении. У Доротеи Ивановны и Василия Гавриловича Васильевых, исследователей, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: «Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку». Все возбуждённо, радостно обсуждали: как назвать ребёнке? И придумали: Карина. В честь Карского моря, где она появилась на свет. Странно, конечно, что на остров Врангеля геодезист отправился с женой на сносях. Впрочем, а было ли это странным для советских людей 30-х годов? Как говорится, вопрос… Уж чего-чего, а самоотверженности и готовности выдержать любые испытания у советских людей было не отнять. И не занимать. Впрочем, может быть, существовал и такой мотив: погибать, так с музыкой. Например, под свадебный марш. Почему бы и нет, если начальство закрывало глаза? У самого Отто Юльевича Шмидта на Челюскине значилась «уборщицей» забеременевшая от него во время экспедиции Александра Горская.
Но моторы маломощных самолетов в мороз не всегда заводились, а пурга и туманы «отменяли» полеты. Тем не менее челюскинцы каждый день ходили на расчистку оборудованного на льдине аэродрома. В роковой для «Челюскина» день ветер с утра подскочил с 5 до 7 баллов. Огромный ледяной вал живым чудовищем надвигался на корабль. В 12 часов обрушился первый удар, настолько сильный, что корабль вздрогнул и заскрежетал. С левого борта слышался пулеметный треск — лед пробил обшивку и сквозь зияющие проломы вползал в каюты. Люди, быстро разделившись на группы, начали выгружать все необходимое на лед. Работа была четко организована, никакой паники. Благодаря тому, что льды, сжавшие «Челюскин», оставались на месте в течение двух часов, выгрузить удалось многое. Как только лед немного расступился, корабль пошел ко дну, унося с собой в пучину и замешкавшегося завхоза корабля Могилевича. Всем остальным удалось спастись, включая грудную Карину и годовалую Аллу Буйко. Началась тяжелая, полная опасностей жизнь челюскинцев на льдине. В черной дыре льда наутро после гибели корабля всплыли бревна, доски, ящики. Их вырубали из льда и строили барак, за ним — камбуз и смотровую вышку. После завершения этих строительных работ люди могли спать, принимать горячую пищу в теплом помещении. Из металлических бочек сооружали печки, котлы, посуду. Ученые ни на один день не прекращали научную работу, определяя по приборам местонахождение льдины, изучая погодные условия и поведение льдов. Женщины шили из брезента рукавицы для работы — меховые в сложившихся условиях сразу же намокали и становились бесполезными. На доске, пригвожденной к двум воткнутым в снег жердям, появилась стенгазета «Не сдадимся! Дрейфующим на льдине по воле ветра людям даже в голову не приходило, что их могут бросить на произвол судьбы в ледяном безмолвии, они твердо верили, что будут спасены, что Родина не оставит их в беде. Лед под лагерем челюскинцев тем временем жил своей жизнью. То вдруг трескался под палатками с продуктами, то растаскивал, разрывал пополам жилой барак, то вздымался торосами на расчищенном с таким трудом аэродроме. Приходилось перетаскивать имущество в другое место и снова начинать строительство.
Ледокол "Челюскин": история и судьба
Формально он считался торговым судном ледокольного типа, но для самостоятельного хождения в тяжелых льдах предназначен не был. Более того, ледовых испытаний «Челюскин» не прошел, а его поход по Севморпути как раз и должен был стать испытанием на профпригодность для пароходов подобного типа. Вскоре после приемки судна на нем был обнаружен ряд дефектов, поэтому на пути из Ленинграда в Мурманск пароход вынужден был зайти в Данию для их устранения. В результате не были выдержаны оптимальные сроки начала экспедиции. Вместо запланированного 12 июля «Челюскин» вышел из Мурманска лишь 2 августа. На борту находилось 112 человек. Капитаном был назначен Владимир Воронин, руководил экспедицией Отто Шмидт. Капитан считал, что судно непригодно к решению поставленной задачи редкие и недостаточно крепкие шпангоуты, слишком широкий нос, плохая маневренность, особенно при заднем ходе.
Шмидт постоянно вмешивался в управление судном и, по мнению капитана, вел себя излишне высокомерно. Научные сотрудники жили в лучших условиях и получали по сравнению с экипажем усиленный паек. В двух милях от подарка к годовщине Октября Уже в первые дни плавания, двигаясь во льдах, «Челюскин» получил повреждения корпуса — несколько вмятин и пробоину, вызвавшую течь. Воронин предлагал вернуться в Мурманск, но Шмидт отказался. Ремонт произвели своими силами и двинулись дальше. Чукчи из стойбища в Ванкареме активно помогали в спасении челюскинцев. Горючее для самолетов из Уэллена привозили на собачьих упряжках Фото из коллекции Петра Каменченко Долгое время плавание проходило в штатном режиме.
А 31 августа на «Челюскине» даже появился новый пассажир: у жены геодезиста Васильева родилась дочь. Так как в это время пароход проходил через Карское море девочку назвали Кариной. Лопнул носовой шпангоут и возобновилась течь, но до Берингова пролива было уже совсем недалеко. Участков открытой воды оставалось все меньше, «Челюскин» начал вмерзать в лед, но около двух недель все же самостоятельно продвигался вперед. Особенно толстый лед подрывали аммонитом. Так продолжалось до 11 октября, когда судно вмерзло в лед окончательно. В течении следующих четырех недель «Челюскин» дрейфовал вместе со льдом в сторону Берингова пролива и 4 ноября оказался у острова Диомида, всего в двух милях от чистой воды.
Шмидт не удержался от соблазна и послал в Москву радостную радиограмму, что задание партии и правительства выполнено, а свое замечательное достижение участники экспедиции посвящают 17-й годовщине Октябрьской революции. Однако уже 6 ноября разыгравшийся в Беринговом море шторм, отбросил «Челюскин» вместе со льдами на север. Начался обратный дрейф льдов со скоростью в два узла. Вмерзший пароход потащило на северо-восток, назад в Чукотское море. Стало понятно, что теперь до весны из льдов не выбраться, а значит, экспедиции придется зимовать на «Челюскине». К счастью, запасов топлива и продовольствия было достаточно. Несколько раз судно сжимало льдами, и полярники срочно перетаскивали на лед многочисленный скарб.
Но корпус выдерживал, и все грузили обратно. Так продолжалось до 13 февраля, когда после очередного сжатия корпус лопнул и «Челюскин» затонул в ледяных водах Чукотского моря. О последних минутах «Челюскина» вспоминает гидрограф Павел Хмызников: — Судно сильно дернулось носом вниз. На палубу спардека из открытой двери пассажирского помещения хлынула вода.
Капитаном корабля был полярник Владимир Воронин. В Чукотском море пароход оказался полностью заблокирован льдами, начался пятимесячный дрейф. В ноябре «Челюскин» достиг Берингова пролива. Судну оставалось несколько километров до чистой воды, но льды оттеснили его на северо-запад.
Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека 8 человек по разным причинам покинули пароход ещё около острова Колючин ; в Карском море в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с беременной женой, родилась дочь Карина [6] [7] ; один человек — завхоз Б. Могилевич — погиб во время затопления судна, будучи придавленным сместившимся палубным грузом. Эвакуация[ править править код ] «Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники А. Шафрана Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев [8]. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Следующий рейс был совершён только 7 апреля. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 года. Всего лётчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем , находящееся в 140—160 км от места ледовой стоянки. Лётчик Михаил Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте-амфибии Ш-2 , служившем «Челюскину» для ледовой разведки см.
Тут же глядела в экран смартфона его предположительно мама — винтажная леди в шляпке. Профессор уговаривает капитана отправиться в экспедицию, тот сначала отказывается, но после хитро поставленного ультиматума соглашается. И Кирилл Кяро, и Дмитрий Куличков, играющий капитана Воронина, отметили, что все еще ищут своих героев, продолжают создавать их от сцены к сцене. Но при этом оба знают: эти двое были выдающимися людьми. Удивительно, что этот, казалось бы, крах превратился для государства в некую пиар-акцию, если говорить современным языком. А Отто Шмидт вернулся из Арктики с новыми открытиями. Он придумал полярные станции и доказал, что на них можно зимовать и заниматься наукой. Я надеюсь, все это нам удастся показать в фильме», — сказал Кирилл Кяро. Он последним сошел с тонущего корабля, последним улетел со льдины. Настоящий герой. Взаимодействие Воронина и Шмидта — это конфликт, это два принципиально разных взгляда на ситуацию. Плюс они были очень разными людьми: один из народа, другой академик — не знаю, как они вообще общались. Воронин считал экспедицию «Челюскина» дикой авантюрой и был прав.
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
Мы пришли на корабль, видно, что это корабль. Более 70 лет минуло после героической эпопеи спасения челюскинцев – Самые лучшие и интересные новости по теме: Экспедиция Челюскина, истории на развлекательном портале. А вот отзыв о "Челюскине" бывалого полярного судоводителя: "Все то, что мне удалось осмотреть, на меня произвело нехорошее впечатление. «Челюскин» должен был повторить подвиг «Сибирякова», впервые в истории мореплавания прошедшего за одну короткую летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Людей, оказавшихся после гибели «Челюскина» на льду Чукотского моря, обступили пурга и стремительно надвигавшаяся ночь.
В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин»
Экспедиция «Челюскина» показала, как правильно разместить ледокольный флот, чтобы обеспечить проход кораблей по Северному морскому пути. В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк". Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости. В ноябре вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности.