Его Либерально-демократическая партия, образовавшаяся незадолго до выборов, не имела прецедентов в современной истории России, представлялась всем «темной лошадкой». С 1991 года в России было проведено семь выборов президента и семь выборов в Государственную Думу. Решающие действия руководства России по наведению порядка на Северном Кавказе, подготовка к выборам нового Президента РФ.
Выборы Президента Российской Федерации 1996
30 лет назад, 12 июня 1991 года, в России впервые в истории состоялись президентские выборы. В голосовании приняли участие 79,5 миллиона человек. Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ. 24 апреля 2024г. в Центральной модельной библиотеке прошёл час истории «История выборов в России» для слабовидящих членов клуба «Надежда». Библиотекарь рассказала об истории выборов в России.
История выборов в России: выборы новейшего времени
Краткая история выборов президента России | Выборы президента России: история всех голосований. |
История выборов в россии кратко | 8 февраля 2019 года работником Публичного центра правовой информации Центральной городской модельной библиотеки был проведен познавательный час «История выборов в лицах и фактах» для учеников 8 Б класса МБОУ СОШ «Лицей «Бригантина» в рамках. |
реферат "Страницы истории выборов в России" | Как прошли исторические выборы в России — в материале «». |
Из истории выборов в России | Если не считать Земские соборы XVI–XVII вв., то история регулярных выборов в России насчитывает всего около 150 лет. |
Выборы президента России – наш гражданский долг и почетное право | Выборы в России – это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ. |
30 лет назад прошли первые выборы президента России
По итогам голосования победу одержал Дмитрий Медведев. По итогам голосования победил Владимир Путин. Экраны со статистикой явки избирателей на выборах президента РФ по регионам в информационном центре Центральной избирательной комиссии РФ. Голосование начнется в пятницу, 15 марта, и завершится в воскресенье, 17-го числа.
То есть теми, кто никогда не предаст идеалы компартии. Нанимал ли избирательный штаб Ельцина иностранных советников — вопрос по-прежнему дискуссионный. Одни бывшие члены команды участие западных политтехнологов категорически отрицали, другие — столь же рьяно подтверждали. Но мы точно знаем, что, как минимум, намерение пригласить профессионалов из-за рубежа однозначно было.
Это следует из ныне рассекреченных документов штаба. Правда, по нынешним понятиям подобная помощь выглядит ну очень скромно. Можно сказать, что не считается. Рыжкову же с пиаром не повезло. Хотя у него была весьма весомая поддержка в регионах. Да, крупные города были за Ельцина. Но по словам работавшего тогда с Ельциным Руслана Хасбулатова, шансы у Рыжкова всё же были.
Если бы его команда не была заранее настроена на поражение. И вот, наконец, настал день голосования. На участки пришли три четверти от всех имеющих голос граждан республики. Жириновский стал сенсацией тех выборов. Он и его напарник Завидия вышли на третье место с почти восемью процентами. А Бакатин, которого поддерживал Горбачёв, стал аутсайдером выборов с тремя с половиной процентами голосов. Самыми антиельцинскими регионами стали Тыва, Северная Осетия и республика Алтай.
Одновременно в ряде субъектов проходили голосования по местным вопросам. Например, жители Ленинграда совершенно неожиданно высказались за возвращение городу исторического названия — Санкт-Петербург. Это был ещё один удар по коммунистам. Горбачёв выступал против переименования. Но, как говорится, фарш невозможно провернуть назад. К тому времени уже началась волна переименований. К сожалению, с переименованиями тогда не дошли до конца и Вятка осталась Кировым.
Ленинградцы, точнее, уже петербуржцы выбрали ещё и мэра. Им стал Анатолий Собчак. Питерская мэрия стала настоящей кузницей кадров. Думаю, вы без труда узнаете по фотографии, кто был одним из ключевых её сотрудников. Фото: intermedia.
Избирательному праву, его структуре и принципам, а также выборам — как проявлению гражданской позиции, был посвящен познавательный час, который прошел в Молодёжной модельной библиотеке «25 квартал». Вначале мероприятия перед учащимися выступила председатель территориальной избирательной комиссии Северного района Наталья Александровна Зарубина, которая рассказала об интересных фактах в праве разных стран. В конце была проведена викторина, в которой ребята участвовали с большим энтузиазмом и проявили хороший уровень знаний и находчивость.
Однако в «красном поясе» 22 регионах Центральной и Южной России, где доминировали коммунисты он получил менее 50 процентов. Характерной чертой выборов было то, что в их процессе и после них практически не было взаимных обвинений и дебатов о фальсификациях и подтасовках. В условиях острой конкурентной борьбы и размытости «административного ресурса» при кризисе властных структур в центре и на местах они были просто невозможны. Выборы 12 июня 1991 года наглядно показали, что большинство населения страны выступает за реальные и существенные перемены в политической и экономической жизни. При этом люди связывали свои надежды на лучшее именно с первым российским президентом — Борисом Николаевичем Ельциным. Принятие присяги Президентом Российской Федерации Б. Таблица результатов голосования на выборах Президента России 12. Материалы по ведению избирательной кампании Б. Ельцина 1991 г. Средства массовой информации ТАСС. Специальный выпуск. Российский государственный архив кинофотодокументов.
История выборов в россии кратко
Его Либерально-демократическая партия, образовавшаяся незадолго до выборов, не имела прецедентов в современной истории России, представлялась всем «темной лошадкой». История выборов президента в России насчитывает уже семь успешных голосований. Президент РФ Борис Ельцин голосует в подмосковном санатории «Барвиха» во время второго тура выборов Президента РФ, 1996. В том или ином виде выборы в России проводились и раньше. Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Первые выборы президента в России — факты о событии: основные политические силы и кандидаты на пост главы РСФСР, ход голосования, результаты и итоги.
Бюджет, возраст кандидатов и голоса граждан: выборы президента РФ в цифрах
Каждый из зарегистрированных кандидатов должен был предоставить в Центризбирком 1 млн подписей избирателей в свою поддержку в случае досрочных или повторных выборов — в два раза меньше. Впервые в законе о выборах президента были прописаны правила досрочного голосования на предыдущих выборах главы государства они регулировались законом «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 года , а также голосования по открепительным удостоверениям. Предоставление недостоверных сведений в ЦИК стало основанием для отказа в регистрации кандидата или ее отмены позднее эта норма была закреплена в законе о выборах президента РФ 1999 года. В документе был изменен принцип назначения даты выборов: днем голосования было определено первое воскресенье месяца, в котором состоялись предыдущие выборы главы государства. Кроме того, был введен дополнительный критерий признания выборов несостоявшимися: если против всех кандидатов проголосовали больше избирателей, чем за кандидата, набравшего наибольшее число голосов. Изменения в законодательстве в 2000-е годы 10 июля 2001 года в избирательное законодательство были внесены поправки, запрещавшие главе государства, досрочно покинувшему свой пост, участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой. Численность группы граждан, которую необходимо было создать в поддержку самовыдвиженца, была увеличена до 500 человек. Число подписей, необходимых для регистрации, было увеличено с 1 млн до 2 млн. Закон освободил от сбора подписей кандидатов, выдвинутых парламентскими политическими партиями. Была также отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории «А» президент, председатель правительства, председатели палат Федерального собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры и другие.
В 2006 году поправками в избирательное законодательство были отменены порог явки и графа «против всех» в избирательном бюллетене. Изменения в законодательстве в 2010-е годы 2 мая 2012 года, согласно очередным поправкам в федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации», количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата-самовыдвиженца, было снижено до 300 тыс. Для кандидатов, выдвигавшихся от непарламентских партий, установлен порог в 100 тыс. Также 2 мая 2012 года в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены изменения, в соответствии с которыми пассивного избирательного права т. Претендентов на высший пост в стране также обязали сообщать сведения о заграничной недвижимости и обязательствах имущественного характера.
Политик не м ог баллотирова ться на третий срок — такую возможность ограничивала Конституция РФ, не позволявшая избираться на пост больше двух раз подряд.
Сам Путин заявлял, что не собирается менять законы. В декабре 2007 года Владимир Владимирович публично поддержал кандидатуру первого зампреда правительства РФ Дмитрия Медведева. Новые выборы состоялись 2 марта 2008 года.
На смену им пришла новая технология «Мобильный избиратель». Временный пункт голосования в Люберцах. Она позволяла голосовать избирателям не только по прописке, но и по месту нахождения. Благодаря инициативе Памфиловой Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов получили возможность направлять наблюдателей на избирательные участки. Уже на выборах Президента РФ в марте 2018 года в помещениях для голосования, а также в территориальных избирательных комиссиях использовалась система видеонаблюдения и трансляция изображения в сети Интернет, увеличилось число применяемых на избирательных участках технических средств подсчета голосов, была применена технология QR-кодирования протоколов УИК об итогах голосования. В 2019 году на выборах в Московскую городскую Думу применялась система дистанционного электронного голосования ДЭГ , которая показала свою эффективность и стала применяться в других субъектах РФ. ДЭГ проводится с применением специального программного обеспечения, без бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе. Проголосовать дистанционно можно при помощи компьютера или телефона. Избирательный бюллетень выборов в Государственную думу 2021 г. Из-за начавшейся пандемии коронавируса по рекомендации Роспотребнадзора ЦИК были приняты особые противоэпидемиологические меры при проведении Общероссийского голосования по поправкам к Конституции РФ. Для безопасности российских избирателей было принято решение о проведении многодневного голосования с 25 июня по 1 июля 2020 года. Помимо традиционного посещения избирательного участка можно было отдать голос вне помещения для голосования на придомовых территориях , а также было разрешено бесконтактное голосование на дому. Закон о трёхдневном голосовании был принят, «исходя из той ситуации, которая сложилась, прежде всего, в связи с пандемией» по предложению ЦИК РФ. Современная российская избирательная система использует лучшие мировые практики в сфере избирательного права. ДЭГ было применено в 2005 году в Эстонии, а в ряде стран также используется и многодневное голосование.
Его решения и действия влияют на политическую стабильность и управление страной. Президент влияет на экономическую политику страны, принимая решения по вопросам бюджета, налогообложения, инвестиций и другим важным аспектам экономики. Глава государства определяет внешнюю политику России, участвует в международных переговорах и принимает решения, влияющие на взаимоотношения с другими странами. Президент отвечает за обеспечение безопасности страны, включая вопросы обороны, внутренней безопасности и борьбы с терроризмом. Президент участвует в формировании социальной политики, в том числе в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты и других социальных программ. Глава государства влияет на законодательный процесс, участвует в формировании законов и принимает решения по конституционным вопросам.
12.5. Выборы в России: история и современность
Президентские выборы в России с 1991 по 2012 год: цифры и факты | Доклад ЦИК России «О развитии и совершенствовании законодательства РФ о выборах и референдуме», определил основные направления работы по дальнейшему совершенствованию системы правового регулирования выборов и референдума в России. |
История выборов президента России. Досье - ТАСС | История выборов на Руси началась еще в IX веке в Великом Новгороде. |
Когда прошли первые президентские выборы в России | Выборы в России подвергались критике как нечестные при правлении Путина. |
Когда прошли первые президентские выборы в России | Заинтересовавшимся историей выборов в России «от начала времен» стоит обратиться к общему разделу «История выборов», в котором собрана тематическая информация с начала IX века до окончания советской эпохи. |
Выборы в России: История и современность
Критикуем действия тех или иных структур. А ведь все это — проявления политической жизни. И мы с вами — обычные граждане — в силах изменить политическую жизнь страны в лучшую сторону. Как же это можно сделать?
Прежде всего, участвуя в выборах. Но для того, чтобы не быть заложником политических игр, следует постепенно развивать свою политическую культуру. Именно с этой целью ежегодно в нашем городе проводится Месячник молодого избирателя, в котором участвуют все школы города, Заринский политехнический техникум, а также все учреждения культуры.
Перед учениками выступила также Председатель Муниципальной избирательной комиссии г. Заринска Таисия Анатольевна Рубцова и вручила будущим молодым избирателям текст Конституции РФ — основной документ, который закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Истоки нынешних выборов лежат в Древней Греции и Древнем Риме.
На новгородской земле была сформирована феодальная республика. В последующие века если население и привлекалось к управлению государством, то лишь на низшем уровне, на уровне местного самоуправления. Не раз проводились реформы местного самоуправления.
Революция 1905 года и последующие созывы 4-х дум — это начало современности. Можно так сказать. Именно тогда россияне впервые узнали, что такое пиар не понятие, а сама суть явления, как особого вида деятельности, направленного на формирование общественного мнения по широкому спектру вопросов и столкнулись с предвыборной кампанией.
В 1993 году с принятием новой Конституции Российской Федерации открылась новая страница политической России: особенностью правовой базы формирования органов государственной власти стали многопартийность, демократия и процедура проведения выборов. Сегодня в Российской Федерации выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан в выборах является свободным и добровольным. Мы избираем Президента, депутатов Государственной Думы.
Голосуем за депутатов органов государственной власти республик, краев, областей. Не забываем мы выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления. В случае необходимости участвуем в референдуме — всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.
Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Это и есть избиратель, т. Кто им обладает, тот имеет право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
А пассивное избирательное право — это право граждан РФ быть избранными в эти же органы. Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право в большей мере, чем активное, подразумевает возрастной ценз например, в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, а на должность Президента РФ — 35 лет и ценз оседлости Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Каждый из учеников — уже не просто ребенок. Он уже самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В жизни ребят будет ещё много выборов — маленьких и больших, простых и сложных.
Будут ли они голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти —они будут делать выбор. И от активности нашей молодежи, так или иначе, будет зависеть вся их дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. И действительно все в наших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.
Так, при выдвижении царя на следующем Земском соборе в 1613 г. Претендент вновь обращался за поддержкой к московским служилым и тяглым людям, оценивал общественное мнение в провинции, вёл переговоры с представителями различных политических сил, апеллировал к примерам истории. Их деятельность способствовала росту общественного и национального самосознания, оформила и укрепила систему государственного управления в центре и на местах, подготовила условия для перерастания сословно-представительной монархии в абсолютистскую.
Московская хроника. Сочинения: В 9-ти тт. VIII: Статьи.
Акты Земских соборов. Антон Купрач Истоки прямой демократии на Руси Прямая демократия и выборы как механизм выражения власти народа имеют в России глубокие исторические корни. В этой связи заслуживает внимание опыт прямой демократии и выборов в древней и средневековой Руси IX-XV вв.
Традиция народного правления как историческая форма прямой демократии, была распространена во всех славянских землях и имела глубокие социальные и культурные корни. Вече — народное собрание у восточных славян и русских людей играло роль органа государственного управления и общественного самоуправления. Вече было по преимуществу городским институтом, собранием свободных людей, живших в городе.
В древнерусских летописях содержатся многочисленные упоминания о созыве вече: Белгород 997 г. Изучая летописи, историки Н. Сергеевич, С.
Соловьев, Ф. Леонтович В. Ключевский считали, что прямая демократия была развита со времен Древней Руси.
Историк Б. Современные историки И. Фроянов и А.
Дворниченко отмечают, что традиции прямой демократии были развиты еще со времен Древней Руси. При этом древнерусская государственность строилась не на классовой, а на общинной основе. Классовым содержанием, по их мнению, она наполнилась лишь тогда, когда Русь стала феодальным государством, что произошло не ранее XIV-XV веков.
Социальный состав народного собрания От ответа на вопрос о социальном составе веча зависит понимание того, было ли вече народным институтом, или это был инструмент управления знати правящей элиты в нынешнем понимании и инструментом принятия политических, военных или социальных решений. Фроянов обращает внимание на демократический характер вечевых совещаний в Киевской Руси. По его мнению, вече выступает народным собранием, которое являлось составной частью социально-политического механизма древнерусского общества.
Но только ли народ и народ ли вообще был участником веча? В исторической науке были и другие мнения относительно социального состава веча. Например, М.
Племенное вече - верховный орган самоуправления и суда свободных членов племени с образованием государства и суда свободных членов племени исчезло, а в наиболее крупных территориальных центрах - городах правда, не во всех русских землях вече как форма политической активности городского населения появилось в XI-XII вв. Из утверждения историка вытекает лишь один вывод: народное вече с укреплением власти знати, как институт принятия решений, включая выборы, прекратило свое существование. На смену ему пришла другая форма управления, где управляла уже высшая часть административного государственного аппарата.
В общепринятом понимании, скорее, представлении о вече, вечевые собрания предстают как некие митинги разгоряченной толпы, решения на которых принимаются по громкости крика. Однако, это не более, чем художественная фантазия. Вече, все же, было достаточно хорошо организовано, иначе подобные собрания и не назывались бы так — вече собрание.
Вече — это не толпа, кричащая что попало, а совещание, проходящее по строгим правилам. Предполагается, что велись даже протокольные записи вечевых собраний. Можно даже предположить, что вечевые собрания были вполне похожи на собрания современных парламентов.
В свою очередь, А. Итак, говоря о социальном составе веча, следует заметить, что его народный характер не отрицает участия в собраниях и знати: князей, иерархов Церкви, бояр, купцов и прочих представителей знати. Выбирали и принимали окончательное решение именно простые горожане.
Древнерусская знать, хотя и была сильной, но она не обладала необходимыми средствами для манипуляции мнением веча. Как и не выполнять его решения она тоже была не в силах. Какие вопросы решались на вече?
Вече, в первую очередь, ведало выборами князя - замещением княжеских столов. Например, есть классическое упоминание в Лаврентьевской летописи о вечевом собрании во Владимире 1176 года, где решался вопрос о выборе князя на престол после предательского убийства заговорщиками во главе с приемным сыном князя Андрея Боголюбского. После окончательного становления городов-государств, отношения князя и волости приобретают более систематический порядок.
Принцип родового старейшинства при занятии княжеского стола, заменяется правилом всенародного призвания выбора князя. Например, Владимир Мономах был призван на княжение в Киев в обход родового старшинства. Такой порядок устанавливается по всей Руси по мере укрепления и становления городов-государств.
Исключения из правил — вынужденные посажения на княжество Юрия Долгорукова в Киеве и Изяслава во Владимире лишь подтверждают общее демократическое, общинное правило в древней и средневековой Руси. Срок правления князя был неопределенным. Так, с 1095 по 1305 гг.
Остановимся на договорном опыте во взаимоотношениях народного собрания и князя в Новгороде. Вся волость считалась достоянием святой Софии и Великого Новгорода. Таким образом, вече Великого Новгорода с помощью договора ограничивало князя во владении собственностью, денежными средствами, четко определяло его полномочия и контролировало его деятельность.
Другим важнейшим вопросом, которое решало вече, был вопрос войны и мира. Основу военной мощи Руси составляли вовсе не княжеские дружины, напоминавшие больше личную охрану, а народное ополчение, которое напрямую подчинялось вечу, то есть не могло выйти в поход без санкции и согласия народного собрания. Вече могло так же заставить князя заключить мир или отменить намеченный поход.
Вечевые собрания выступали как посредники между князьями, если распри между ними угрожали безопасности и миру городу-государству. Вече могло заставить враждующих между собой князей выступить заодно против общего внешнего врага. Вече выступало в качестве инициатора сбора средств для военных походов, распоряжалось волостными финансами и государственным земельным фондом с работавшим на земле зависимым населением.
Оно ведало вопросами войны и мира, санкционировало сборы средств для военных предприятий, меняло князей. Например, договор 1191 г. Новгорода с Готским берегом и 1229 г.
Смоленска с Ригой составлялись князьями по совету с вечем. Подобная практика была обычным явлением для русских земель.
Оба прошли во второй тур.
Второй тур и переизбрание Бориса Ельцина В ходе второго тура выборов, который состоялся 3 июля 1996 года, действующий президент РФ Борис Ельцин был переизбран на второй срок. Досрочные выборы президента Российской Федерации 26 марта 2000 года Очередные выборы президента, которые должны были состояться 9 июля 2000 года, были предварительно перенесены из-за отставки Бориса Ельцина, объявленной им 31 декабря 1999 года. Новая дата голосования была назначена на 26 марта.
Кандидаты и их предвыборные позиции На пост президента были выдвинуты следующие кандидаты: Владимир Путин и. Президентские выборы 14 марта 2004 года В связи с проведением досрочных выборов в 2000 году в марте, последующие президентские выборы в России стали проводиться также в этом месяце.
В исторической науке были и другие мнения относительно социального состава веча.
Например, М. Племенное вече - верховный орган самоуправления и суда свободных членов племени с образованием государства и суда свободных членов племени исчезло, а в наиболее крупных территориальных центрах - городах правда, не во всех русских землях вече как форма политической активности городского населения появилось в XI-XII вв. Из утверждения историка вытекает лишь один вывод: народное вече с укреплением власти знати, как институт принятия решений, включая выборы, прекратило свое существование.
На смену ему пришла другая форма управления, где управляла уже высшая часть административного государственного аппарата. В общепринятом понимании, скорее, представлении о вече, вечевые собрания предстают как некие митинги разгоряченной толпы, решения на которых принимаются по громкости крика. Однако, это не более, чем художественная фантазия.
Вече, все же, было достаточно хорошо организовано, иначе подобные собрания и не назывались бы так — вече собрание. Вече — это не толпа, кричащая что попало, а совещание, проходящее по строгим правилам. Предполагается, что велись даже протокольные записи вечевых собраний.
Можно даже предположить, что вечевые собрания были вполне похожи на собрания современных парламентов. В свою очередь, А. Итак, говоря о социальном составе веча, следует заметить, что его народный характер не отрицает участия в собраниях и знати: князей, иерархов Церкви, бояр, купцов и прочих представителей знати.
Выбирали и принимали окончательное решение именно простые горожане. Древнерусская знать, хотя и была сильной, но она не обладала необходимыми средствами для манипуляции мнением веча. Как и не выполнять его решения она тоже была не в силах.
Какие вопросы решались на вече? Вече, в первую очередь, ведало выборами князя - замещением княжеских столов. Например, есть классическое упоминание в Лаврентьевской летописи о вечевом собрании во Владимире 1176 года, где решался вопрос о выборе князя на престол после предательского убийства заговорщиками во главе с приемным сыном князя Андрея Боголюбского.
После окончательного становления городов-государств, отношения князя и волости приобретают более систематический порядок. Принцип родового старейшинства при занятии княжеского стола, заменяется правилом всенародного призвания выбора князя. Например, Владимир Мономах был призван на княжение в Киев в обход родового старшинства.
Такой порядок устанавливается по всей Руси по мере укрепления и становления городов-государств. Исключения из правил — вынужденные посажения на княжество Юрия Долгорукова в Киеве и Изяслава во Владимире лишь подтверждают общее демократическое, общинное правило в древней и средневековой Руси. Срок правления князя был неопределенным.
Так, с 1095 по 1305 гг. Остановимся на договорном опыте во взаимоотношениях народного собрания и князя в Новгороде. Вся волость считалась достоянием святой Софии и Великого Новгорода.
Таким образом, вече Великого Новгорода с помощью договора ограничивало князя во владении собственностью, денежными средствами, четко определяло его полномочия и контролировало его деятельность. Другим важнейшим вопросом, которое решало вече, был вопрос войны и мира. Основу военной мощи Руси составляли вовсе не княжеские дружины, напоминавшие больше личную охрану, а народное ополчение, которое напрямую подчинялось вечу, то есть не могло выйти в поход без санкции и согласия народного собрания.
Вече могло так же заставить князя заключить мир или отменить намеченный поход. Вечевые собрания выступали как посредники между князьями, если распри между ними угрожали безопасности и миру городу-государству. Вече могло заставить враждующих между собой князей выступить заодно против общего внешнего врага.
Вече выступало в качестве инициатора сбора средств для военных походов, распоряжалось волостными финансами и государственным земельным фондом с работавшим на земле зависимым населением. Оно ведало вопросами войны и мира, санкционировало сборы средств для военных предприятий, меняло князей. Например, договор 1191 г.
Новгорода с Готским берегом и 1229 г. Смоленска с Ригой составлялись князьями по совету с вечем. Подобная практика была обычным явлением для русских земель.
И это понятно, если учитывать, что князь — лицо временное, когда на смену одному князю приходит другой, а вече, земля, постоянны и неизменны. Важную роль играло вече в законодательной деятельности. По началу полномочия народных собраний в законодательной и судебной деятельности древнерусских земель были не очень большими.
В знаменитой Русской правде нет упоминаний о вечевом законодательстве. В тоже время, в Новгороде и Пскове законодательство являлось исключительной прерогативой веча. В источниках отмечается, что имело место даже участие веча в политических судах над князьями и посадниками.
Иными словами, при необходимости, вече властно вмешивалось и в судебную и в законодательную сферу жизни общества, смещало неугодных представителей и княжеской и общинной администрации. Есть основания говорить и о том, что вече обладало правом выбирать церковных иерархов. Таким образом, народное собрание - вече принимало участие практически во всех сферах общественной жизни города-государства, хотя на практике это происходило именно по мере необходимости.
Но и древнерусская знать не обладала соответствующими рычагами для подчинения народного собрания своей воле, и была не в силах саботировать решения веча. Достоинства и недостатки веча Вече, князь и другие институты власти Древней Руси на протяжении нескольких столетий находились в единстве, придавая стабильность и равновесие общественно-политической системе, обеспечивали социально-экономическое развитие земель. Общественный механизм регулирования был достаточно силен, чтобы обеспечить целостность и жизнеспособность системы.
Древнерусское народоправство давало свободному населению возможность непосредственного участия в управлении государством. В тоже время, гарантируя его права как представителя социальной группы, оно не гарантировало права отдельного человека, как личности, который оказывался беззащитным, стоило только ему выпасть из соответствующей системы социальных связей. По мере усложнения древнерусского общества вечевые институты как форма прямой демократии постепенно несли в себе возможность социально-политических конфликтов.
Недостаток вечевых институтов заключался также и в том, что они не обеспечивали прочную защиту от агрессии как со стороны Востока, так и со стороны Запада. Вечевая культура народного самоуправления понесла огромный урон от азиатского нашествия, когда Русь столкнулась с деспотизмом власти ханов, заставившей подчиниться Золотой Орде. Монголо-татарское иго явилось страшным ударом не только по политическому институту прямой демократии, но и демографическому, экономическому и культурному, потенциалу Руси.
Ордынское иго вызвало к жизни процессы, которые ускорили падение волостного строя и становление феодальных отношений. Процесс феодализации изменил прежнюю социальную систему: народ — знать — дружина — князь на иную: князь — служилое сословие — тяглое население. Изменилась и военная организация.
В политике деградировало народное собрание. Одновременно росла власть князя, которая все меньше ограничивалась контролем веча. В праве ограничивались имущественные и политические права ранее полноправного населения.
В духовной сфере осуществлялось оформление нового общественного порядка. В результате, вече как институт прямой демократии утратил свои позиции. В этих землях всем горожанам принадлежало право не только внутреннего управления, но и внешних отношений.
Наиболее демократичным был вечевой уклад Псковской республики, где до XV века знать была вынуждена считаться с мнением народных масс.
История президентских выборов в России в ХХI веке
В каждом районе имелось территориальное собрание — вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные лица — староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться за или против предложений.
Вече обладало также правом выбора князя и главных должностных лиц — посадника, тысяцкого, архиепископа. Наиболее важными событиями в деятельности земских соборов были выборы царей, объявление войны или мира, утверждение налогов, назначение должностных лиц. Выборы царей проходили в 1598 г. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, апелляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками. На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг.
Во второй половине XIX в. Земская реформа 1864 г. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям.
Вече обладало также правом выбора призвания князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода — посадник, тысяцкий, архиепископ.
С образованием централизованного государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный орган был не нужен. В 1497 г. В первой половине XVI в. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.
Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. Порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, апелляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками. На соборах рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Голосование во время работы Земских соборов проходило устно, открыто, по сословиям; решение принималось на основе «единогласия».
Земские соборы просуществовали менее 150 лет: первый был создан Иваном Грозным в 1549, последний — в 1683-1684 гг. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось. Если Иван Грозный выступал перед представителями высшей администрации боярами, дворецкими, воеводами, княжатами , то в 1653 г. Здесь присутствовало купечество, простые горожане. В случае необходимости в работе собора принимали участие представители белого и черного духовенства.
На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. Манифест Екатерины II от 14 декабря 1766 года «Об учреждении комиссии для составления нового свода законов и о выборах в нее депутатов» регламентировал проведение первых общенациональных выборов. Манифест закрепил ос права в России. Следующим шагом развития выборной системы в России является создание выборного органа на уровне местного самоуправления, иными словами муниципалитета. Так, в 1775 году по распоряжению Екатерины II было создано учреждение для управления губерний Всероссийской империи.
В 1785 году были изданы «Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской империи». На основании этих двух ключевых юридических актов были созданы новые выборные городские учреждения, и расширился круг избирателей. XIX — начало XX вв. Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х — 70-х гг.
XIX в. Эти органы городские думы, дворянские собрания формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза. Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения. Во второй половине XIX в. Земская реформа 1864 г.
Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных.
Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом.
По итогам голосования президентом страны был избран Дмитрий Медведев, первый вице-премьер правительства РФ, выдвинутый «Единой Россией» и получивший поддержку партий «Справедливая Россия», «Гражданская сила» и Аграрной партии России. Вступил в должность 7 мая. Некоторые итоги Всего с 1991 года в выборах главы государства участвовали 28 человек, из них всего две женщины — Элла Памфилова и Ирина Хакамада. За пять прошедших избирательных кампаний победителями становились только три человека — Борис Ельцин, Владимир Путин и Дмитрий Медведев. При этом Борис Ельцин и Владимир Путин избирались на два президентских срока. Борис Ельцин был единственным главой российского государства, который досрочно сложил свои полномочия. Настоящим «ветераном» президентской гонки можно назвать Владимира Жириновского, который принимал участие в ещё в самых первых выборах президента страны в 1991 году.
Правда, после смерти Сталина, с 1950-х годов, когда советский режим стал более "вегетарианским", смягчилось и наказание. Хотя кандидатов в бюллетенях не прибавилось и поход на выборы по-прежнему ничего не решал. Но проблемы на работе за неявку к урне были обеспечены. Впрочем, агитация велась не только угрозами. Проводили встречи с рабочими коллективами, с военными и партийными работниками. А в день выборов по квартирам начинали ходить контролёры, которые спрашивали, проголосовали вы или нет. А если нет, то почему и когда пойдёте. За день контролёры могли посетить одну квартиру несколько раз и изрядно надоесть жильцам. Однако тем, кто знал все предвыборные секреты и приходил на участок ранним утром, мог достаться бонус. К выборам на участки привозили свежую выпечку. А кроме неё ещё и дефицитные товары, как бы сказали сейчас, запрещёнку. Опустив бюллетень в урну, можно было купить колбасы или пару бутылок свежего отечественного или даже невиданного доселе импортного пива. Мотивация советского человека позднего брежневского образца была понятна. А агитация отработала не только методом кнута, но и пряника. Отточенная механика всеобщего одобрения закончилась в 1989 году. Когда состоялись первые свободные выборы в Верховный Совет. Чувство контраста лучше всего передают сюжеты советского телевидения. Если посмотреть друг за другом три отрывка. Первые два — 1937 и 1958 годов — почти идентичны, как будто сняты в один день. Выборы 1989 года, как считают политтехнологи, стали небывалым проявлением активности гражданского общества. Поэтому агитировать прийти на выборы не было нужды. Люди спорили, искали своих кандидатов и хотели активно участвовать в политической и общественной жизни страны. В те годы было популярно выражение "ты что, "Огонька" начитался? Он определял судьбу Советского Союза. Быть или не быть СССР — решение находилось в руках народа. Ну так, по крайней мере, убеждали агитационные материалы. После этого в декабре 1991 года Союз спокойно развалили.
История выборов в россии кратко
Вторые президентские выборы в Российской Федерации состоялись 18 июля (первый тур) и 1 августа (второй тур) 1993 года. Выборы состоялись досрочно, по решению конституционного совещания, которое было связано с конституционным кризисом в России. Самыми дорогими в истории России стали выборы главы государства 2018 года. С 15 по 17 марта пройдут выборы президента Российской Федерации. Отдать свой голос за кандидата сможет каждый гражданин России, достигший ко дню голосования совершеннолетия, а также включенный в списки избирателей. Президент РФ Борис Ельцин голосует в подмосковном санатории «Барвиха» во время второго тура выборов Президента РФ, 1996. В 1917 году впервые в истории России состоялись прямые и равные выборы в Учредительное собрание. В результате реформ 1988–1989 годов выборы стали состязательными, с выдвижением нескольких кандидатов в депутаты на один мандат. 8 февраля 2019 года работником Публичного центра правовой информации Центральной городской модельной библиотеки был проведен познавательный час «История выборов в лицах и фактах» для учеников 8 Б класса МБОУ СОШ «Лицей «Бригантина» в рамках.
Президентские выборы в России с 1991 по 2012 год: цифры и факты
История выборов России | По мнению большинства исследователей, историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. |
Все выборы президента России: когда, итоги, история | История выборов президента в России Пост президента был учрежден в марте 1991 года, и первые выборы на эту должность состоялись 12 июня того же года. |