Федорчукова рать. Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее. На Русь выдвинулся карательный отряд («Федорчукова рать»). Федорчукова рать Для московского князя Ивана Калиты Тверь была сильным соперником, и он любым способом стремился ослабить ее.
Форма поиска
- Федорчукова рать
- Последствия Федорчуковой рати
- Иван калита 1327 г событие. Антиордынское восстание в твери. Поход объединенных сил | На ксида ру
- В этот день… 26 марта – 1 : shatff — LiveJournal
Усиление Тверского княжества в конце XIII - начале XIV века. попытки сопротивления Золотой Орде
Всю осень продолжались кровавые стычки. Узбек решил, что горожан надо наказать. Он нашел себе помощника — московского князя Ивана Даниловича Калиту. Тот отправил для подавления восстания русско-татарское войско под командованием Федорчука. События происходили зимой 1327-1328 года. Это был карательный поход. Восстание отличилось крайне жестоким характером. Возмущенные, жители Твери убили не только приближенных лиц Щелкана, но и всех с монголо-татарским происхождением. Не пощадили даже купцов.
Чолхана с его слугами заперли в княжеском замке и сожгли живьем. Скрыться удалось лишь ордынским пастухам. Они сели на лучших лошадей, доскакали на них до Москвы, а оттуда до Орды. Так поработители узнали о произошедших трагических событиях. Это было крупное поражение Чолхана. А впереди тверчан ждала жесткая расправа московско-ордынскими войсками. Подавление восстания Летописи дают четкий ответ на то, кто подавил народный бунт в Твери. Большую роль в этом сыграл московский князь Иван Калита.
Он давно соперничал с Александром Михайловичем. В подходящей ситуации не упустил возможность устранить конкурента. Калита сам поехал к хану Узбеку и уговорил его собрать совместное войско для карательного похода. Тому понравилось такое предложение, и он выделил князю 50 000 воинов с пятью татарскими темниками. По дороге они добавили в поход войско князя Александра Суздальского. Руководил объединенным войском ордынский военачальник Федорчук, исповедовавший христианство. Тверчанам было не под силу победить такое огромное войско. Александр Михайлович нашел убежище сначала в Новгороде, затем в Пскове.
А объединенное войско занялось самой настоящей карательной операцией. Они сожгли не только Тверь, но и пригород, близлежащие села. Несколько тысяч людей взяли в плен, все вокруг сжигали.
Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года.
Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери.
В том лесу отыщешь хуторок. Хозяин — свояк Первуша, мамкина сестра Улада жена его. Лет ему как мне, шрам у него на щеке вот так.
Мамка знает, что сказать. Не болтайте там языками, чужим говори, погостить приехали. Со временем видно станет, что делать. За мать с младшими отвечаешь! За старшего тебя назначаю. Смотри у меня! Беги, запрягай.
Да гляди, ночью в полынью не влети. Зимник-то добрый нынче, но всяко на реке случается. Ай, чуть не позабыл. Липу ту великую помнишь на ручье, где в прошлый раз прятались? В самом верху в боковой ветви дуплецо у неё, снизу не видать, только сверху нащупать можно. В то дупло клад я схоронил, серебро наше. И никому даже глазом в ту сторону не моргни!
Придёт время, пригодится. Дай обниму… Пора мне. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту». Иди в детинец 32 к южным воротам, там наша ватага собирается. Я свой десяток собрать пытался, да вот, один явился. Может тут уже мои корабльчии 33? Эти все не крещёны.
Где ж твои вои 34 «веры истинной»? А примазавшиеся к вере разбежались, думают, татары их не изловят. Он человек крепкой веры. Сам пришёл и братию привёл. Эти за веру жизнь отдадут — не отступятся! Хватит лясы точить, иди к воротам, проверь запоры, людей расставь. Как ворог появится, сразу запирай.
Давай, давай, поспешай. Гонцы доложили, к закату недруги под стеною будут. Постой, своих-то чего не привёл? Кто в кремль не войдёт, все в полон пойдут.
Скорее, наоборот, в 1282 г. Святослав в союзе с Даниилом Мос-ковским и новгородцами воевал против Дмитрия. Поэтому можно предполо-жить, что разорение окрестностей Твери было связано с обычным грабитель-ским набегом ордынцев, которые не разбирали, «кто прав, а кто виноват», а просто желали поживиться.
После смерти Святослава ему наследовал младший брат Михаил Яросла-вович. При нём Тверское княжество достигло своего наибольшего могущества. В 1293 г. Тверь в число этих городов не вошла, хотя в летописях содержится указание на то, что монголы собирались идти на город, но лишь приезд Михаила Ярославича, бывшего до этого в Золо-той Орде, остановил их. Поход Дюденя и поездка Михаила в Золотую Орду вызывают большие споры в историографии. Часто «Дюденеву рать» связывают не только с русскими междоусобицами, но и с внутриордынскими делами. В Орде в это время правил хан Тохта ок.
Сам Ногай в начале 1290-х гг. Подобное положение вещей не могло устраивать Тохту, который «старался сразиться с ним и хлопотал о войне с ним» , однако открытый вооруженный конфликт между Тохтой и Ногаем про-изошел в 1297 г. Исследователи предпринимали попытки соотнести борьбу между Ногаем и Тохтой с расстановкой сил в Северо-Восточной Руси. Насонов было вы-сказано предположение, поддержанное рядом исследователей , что Андрей Го-родецкий искал поддержку у Тохты, в то время как Михаил вместе с Даниилом Московским и Дмитрием Переяславским ориентировались на Ногая, за что и были наказаны «Дюденевой ратью». Тверь спасло только возвращение Михаила Ярославича из ставки Ногая. Однако Э. Клюг, обративший внимание на отсутствие вооруженного кон-фликта Ногая и Тохты в 1293 г.
Подобную версию ранее высказал В. Борзаковский, утверждавший, что Михаил ездил в Золотую Орду для получения ярлыка от нового хана Тохты, а поход Дюденя был ответом на жалобы Андрея Городецко-го на Дмитрия Александровича. Однако в том же году на Тверь пришел «царь» Токтомер и «много тягости людемъ учинивъ». Как предполагал В. Борзаковский, возможно, Токтомер посещал Тверь для проведения переписи. Насонов высказал предположе-ние, что царевич был прислан Тохтой, дабы всё же покарать Тверь из-за неудачи Дюденя. Горский отметил, что в Лаврентьевской летописи, самой ранней, где упомянут этот поход, не указывается на карательный характер экспедиции Токтомера, следовательно, царевич пришел из Орды Ногая.
Целью же его похо-да было оказание военной помощи Михаилу, и именно благодаря его приходу, Дюдень отказался от атаки на Тверь, и в конечном счете ушёл с Руси. Таким образом, хотя Тверское княжество и пострадало от действий Ток-томера, но смогло избежать разорения от войска Дюденя и Андрея Городецко-го, что позволило Твери оставаться на ведущих ролях в Северо-Восточной Ру-си. Между 1296 и 1301 гг. Примечательно, что в договоре, скрепившем отношения между Михаилом и Новгородом был внесён пункт, по которому новгородцы должны были оказывать военную помощь тверскому князю даже в обороне от ордынцев. Заключение этого соглашения можно расценивать в пользу теории об ориентации Твери и Москвы на Ногая, так как заключение со-юза русских княжеств для противоборства всей Золотой Орде на тот период времени не представляется возможным. Орда ещё была достаточно сильна, что-бы справиться с любым русским союзом. Поэтому вероятно, что соглашение было заключено в рамках борьбы между Ногаем и Тохтой, и направлено оно было против Орды Тохты.
После смерти Андрея Городецкого в 1304 г. Михаил Ярославич стал главным претендентом на великокняжеский стол. Однако его конкурентом стал Юрий Данилович Московский 1281—1325. Тохта отдал предпочтение Михаи-лу, за которым был старинный лествичный порядок. Как считал Р. Почекаев, именно этот фактор сыграл ведущую роль в выборе великого князя. Данное предположение связано с политикой Тохты, который пытался прекратить меж-доусобицы русских князей мирными способами.
Хотя, по мнению А. Экземплярского, Михаил получил великокняжеский титул, лишь благодаря большим финансовым возможностям. Это же предположение развивает Н. Борисов , который опирается на оригинально сообщение В. Татищева, не известное в других источниках, что в ханской ставке был устроен торг, на ко-тором Михаил пообещал такую сумму, что даже Юрий ужаснулся и отказался от торга лишь бы не допустить дальнейшего разорения Руси. Конечно, чело-веколюбие московского князя ввиду дальнейшего его поведения выглядит со-мнительно, и скорее показывает промосковскую ориентацию автора данного из-вестия, стремящегося обелить Юрия Даниловича. Более правдоподобно выгля-дит предположение, что Юрий отказался от борьбы не из-за моральных прин-ципов, а из-за нехватки средств.
Несмотря на получение ярлыка Михаилом, Юрий Данилович продолжил борьбу с тверским князем. Большим достижением для Юрия стал союз с митро-политом Петром, которого Михаил попытался сместить на церковном Соборе в Переяславле в 1309 г. Тверской князь отсутствовал на Соборе, так как, по всей видимости, находился в Орде. Это предположение базируется на известии В. Татищева и «Сказании о смерти митрополита Петра». Однако сведения о поездке Михаила Ярославича в Орду разнятся: у В. Татищева он отправля-ется вместе с Петром, который после вернулся на Русь на Собор , а тверской князь ещё продолжал оставаться в Улусе Джучи; в «Сказании» говорится лишь об отсутствии Михаила во время Собора, так как князь находился в Орде.
Хо-тя Переяславский Собор в летописях не отмечен, но имеется свидетельство о совместной поездке в 1313 г. Михаила и Петра в Орду для получения ярлыков от нового хана Узбека 1281—1341. Несогласие в датировке Собора и как следствие его соотношение с поездкой 1313 г. Однако от-сутствие Михаила на Соборе в 1309 г. Причиной поездки Михаила называют требование отсрочки по платежам в связи с разразившейся на Руси в 1309 г. О какой-либо ордынской военной поддержке Михаилу источники не со-общают. Горский предположил, что вместе с князем на Русь был отправ-лен Сарайский епископ Измаил, чтобы «оказать воздействие на Юрия».
В связи с этим в 1312 г. Измаил был снят с кафедры митрополитом Петром, который тем самым проявил свои промосковские симпатии. Однако проблема снятия епископа Измаила является дискуссионной ввиду малой информативности ис-точников и утверждение о том, что иерарх пострадал за союзнические отноше-ния с Михаилом, остаётся лишь одной из версий. Вплоть до смерти Тохты в 1313 г. Михаил пользовался поддержкой хана, в то время как его противник Юрий Данилович смог вызвать ханский гнев рас-правой над рязанским князем Василием, и, возможно, Таирова рать 1307 г. Именно при Михаиле Ярославиче великие князья Владимирские взяли в свои руки выплату дани ханам, тем самым полу-чив доступ к личному обогащению. После воцарения Узбека в 1313 г.
Михаил вместе с митрополитом Петром отправился в ханскую ставку для подтверждения своего ярлыка. В 1315 г. Ми-хаил возвратился на Русь с ярлыком и войском Тоитемеря для усмирения непо-корного Новгорода. Противник тверского князя Юрий был вызван в Золотую Орду, видимо, для суда. Однако в Орде московский князь смог добиться распо-ложения Узбека. Юрий Данилович женился на ханской сестре Кончаке и полу-чил войско во главе с Кавгадыем. Чаще всего причиной передачи ярлыка ханом от Михаила к Юрию назы-вают стремление Узбека ослабить чрезмерно усилившегося тверского князя.
Причиной подобного карди-нального поворота в ордынской политике было, вероятно, стремление Узбека не допустить чрезмерного усиления Михаила Ярославовича. В то же время были высказаны альтернативные версии о передаче ярлыка московскому князю. Карманов, следуя версии «Жития Михаила Тверского» , утверждал, что Юрий Данилович «обязался хану с России давать большую дань, нежели была прежде». Михаил покорился решению Узбека и отказался от великокняжеского ти-тула. Однако Юрий, решивший окончательно расправиться с противником, предпочел вступить с тверским князем в открытое столкновение. В итоге 22 де-кабря 1317 г. Кончака в плену умерла, что породило предположение об отравлении сестры Узбека.
Подобное мнение нашло отражение в летописях: Новгородской Первой летописи , Троицкой, где прямо было сказано, что «тамо зельемъ умо-рена бысть Кончакъ». Маловероятно, чтобы Михаил позволил умерт-вить ханскую родственницу, если он не собирался идти на открытую конфрон-тацию с Золотой Ордой. Любопытна в этой истории роль Кавгадыя. Названный русскими летопи-сями «царевым послом» , он имел большое влияние на Юрия. Даже во время битвы тверской князь не позволил своим войскам уничтожить ордынский отряд. Вряд ли подобное заявление соответствует действи-тельности: до этого ханские послы пользовались полной свободой в своих дей-ствиях на Руси, или же не отказывали себе в возможности поучаствовать в во-енных действиях и грабеже мирного населения. Можно отметить лишь тот факт, что обычно в помощь князьям отправлялись войска под предводительством ханских родственников-«царевичей» Неврюя, Дюденя, Токтомера, позже Чо-лхана, но относительно Кавгадыя таких сведений не имеется.
После освобожде-ния ханский посланник, видимо, вернулся в Москву к Юрию и вместе с ним от-правился на суд к Узбеку , на котором должна была решиться судьба Юрия и Михаила. В Золотую Орду раньше прибыли Юрий и Кавгадый. Именно бывший ханский посланник и выступил главным обвинителем Михаила перед Узбеком. Кавгадый обвинял тверского князя в желании вместе с собранной данью бежать к немцам. На Русь был отправлен посол Ахмыл, который предупредил Михаила, что, если тот не поедет в Золотую Орду, на Тверь будет организован карательный поход.
Взаимоотношения Тверского княжества и Золотой Орды
- Тверские рыцари
- Федорчукова рать: за что хан Узбек жестоко наказал жителей Твери | Кириллица | Дзен
- Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области
- Содержание
- Восстание в Твери против баскака Чолхана
- Тверские рыцари
В этот день… 26 марта – 1
После Федорчуковой рати разоренная и обескровленная Тверь больше не могла противостоять Москве. Разорение Твери (Федорчукова рать). Московский князь Иван Калита вместе с суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь. Федорчукова рать — статья из Интернет-энциклопедии.
Федорчукова рать
- «Федорчукова рать»
- Антиордынское Тверское восстание
- Также рекомендуем
- Антиордынское восстание в Твери
- Информация
- Усиление Тверского княжества в конце XIII - начале XIV века. попытки сопротивления Золотой Орде
14th Century
Каждое новое вторжение оставалось в народной памяти в виде сочетания из двух слов: «Неврюева рать», «Дюденева рать», «Ахмылова рать», «Федорчукова рать». Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже. Ответом на восстание стала страшная Федорчукова рать, направленная Узбеком на Русь. «На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего христианина Федорчука. Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании.
Последствия Федорчуковой рати
Кобыла дьякона Дудко А гости наглели с каждым днем. Обосновавшись в тереме хозяев, Щелкан со свитой вели себя нагло, могли и девку обесчестить, и русских торговых гостей обидеть. Люди начали роптать. По Твери понеслись слухи, что ордынцы собираются перебить княжескую семью и сам Щелкан станет Тверским князем, обратив народ насильно в ислам. Этот ропот доходил и до Александра, который убеждал народ потерпеть и ничего не предпринимать. Но, когда готова бочка с порохом, достаточно одной искры. Такой искрой и стала несчастная кобыленка дьякона по имени Дудко, которую 15 августа 1327 года попытались отнять татары из свиты Щелкана. Дьякон свое достояние пытался защитить, тогда ордынцы начали избивать его самого, а там и понеслось. Восстание Люди видели, люди в стороне стоять не стали, за дьякона заступились тверичи, началась потасовка, которая переросла в побоище и избиение ордынцев по всему городу. Разъяренные тверичи били их там, где увидели, не жалея, до смерти.
И свиту, и купцов ордынских, прибывших с посольским караваном. Щелкан с приближенными укрылся в княжеском тереме, надеясь затвориться и спастись.
Восстание Люди видели, люди в стороне стоять не стали, за дьякона заступились тверичи, началась потасовка, которая переросла в побоище и избиение ордынцев по всему городу. Разъяренные тверичи били их там, где увидели, не жалея, до смерти. И свиту, и купцов ордынских, прибывших с посольским караваном. Щелкан с приближенными укрылся в княжеском тереме, надеясь затвориться и спастись. Сам ли Александр, увидев, что уже началось или потеряв терпение сказал свое резкое: "Жечь!
Тверское восстание Или люди сами догадались, но ордынцев во главе с царевичем сожгли вместе с княжескими палатами. Практически все ордынцы были перебиты. Мог ли князь поддерживать народ? Вряд ли. Он понимал, что это конец его великокняжеской власти и угроза для мирных людей. А мог ли остановить? Наверное мог, князя бы послушались.
Местное население оказалось в заложниках у себя дома. Начались не прекращающиеся грабежи, насилие и убийства. Население обращалось за защитой и помощью к князю, однако он лишь советовал «терпеть». Ко всему поползли слухи о том, что Шелкан хочет сместить великого князя и сам взойти на тверской престол, обратив русский народ в ислам. И вспыхнуло антиордынское восстание в Твери.
Причина: недовольство жителей Твери ордынскими сборщиками налогов. Местное население не пожелало терпеть насилие и унижения со стороны монголов. Восстал весь город. Ход Тверского восстания 1327 год, 15 августа - восстание вспыхнуло спонтанно. Началось оно с попытки война из свиты Чолхана забрать коня у некоего дьякона Дудко.
Тверяне заступились за дьякона, ударили в набат. Известие о беспорядках облетела весь город, народный гнев выплеснулся на улицы. Татар начали убивать по всему городу.
Александра же было велено искать по всей русской земле. Около десяти лет прожил Александр Михайлович в Пскове.
В 1336 году он послал в Орду сына Федора, который вернулся с татарским послом. Хан простил Александра, и тот решил лично ехать к Узбеку. Узбек вернул Александру тверское княжение. Однако вскоре московский князь Иван Калита вновь очернил тверского князя перед ханом. Многие приближенные к Узбеку татары, в том числе и его жена, заступались за Александра.
Тем не менее Узбек объявил, что тверской князь должен умереть. Его казнили вместе с Федором. Растерзанные тела их были привезены во Владимир, где их отпел митрополит Феогност, а затем погребены в Твери. Иван Калита распространил свое влияние и на Тверское княжество.
«Федорчукова рать»
На Руси поход известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего из христиан Федорчука. Так и случилось: после нашествия Федорчуковой рати тверской князь и его княжество потеряли все шансы на первые роли в Русском государстве. «Федорчукова рать». На финальном этапе восстание было жестоко подавлено русско-татарским войском под командованием Федорчука.
Федорчуковой рати
Существует две летописных традиции тверская и новгородская , по-разному интерпретирующие события в Твери того времени. Тверской летописец обозначает причиной восстания насилия, творимые Чолханом, а зачинщиками — тверичей, стихийно сплотившихся в отпоре людям ордынского посла. Новгородская версия указывает на первостепенную роль в начале восстания великого князя Александра Михайловича. Крупный конфликт развязался после того как дьякон по прозвищу Дюдко попросил окружающих помочь отстоять его лошадь, которую пытались отнять татары. На помощь начал сбегаться народ, зазвонили колокола, множество татар было убито.
В 1377 году, после разгрома русских войск на реке Пьяне, татары взяли Рязань и разорили часть Нижегородского княжества. Впрочем, это сражение следует рассматривать как первое столкновение в рамках длительной войны против Мамая. В 1382 году Москва и многие русские города были взяты ханом Тохтамышем. В 1445 году татары Казанского царства разгромили московское войско князя Василия II под Суздалем, причём сам князь был взят в плен и отпущен только за большой выкуп. Эта битва венчала двухлетнюю войну, в ходе которой татары длительное время оккупировали Нижний Новгород и разорили Суздаль. В 1451 году золотоордынский царевич Мазовша подступил к стенам Москвы, но потерпел неудачу. О разорении татарами других городов в это время в источниках не сообщается. Возможно, их не было, так как сам поход Мазовши и его бегство запомнился русским как «скорая татарщина». В 1472 году хан Ахмат предпринял своё первое нашествие на Русь. Он сжёг пограничный город Алексин на Оке, но затем был отражён войском Ивана Великого. Как ни странно, интенсивность нашествий увеличивалась по мере приближения освобождения Руси от золотоордынского ига. Если же брать все русские земли того времени, включая нынешнюю территорию Украины, то монгольских нашествий за это время было намного больше, и большинство здесь не упомянуто.
И вот после этого, к концу 70-х годов, Иван III мог иметь уверенность в том, что его ресурсов хватит для того, чтобы выйти против Орды и победить. Ну для того, чтобы впоследствии не возвращаться к этому вопросу, я хотел бы сейчас сказать, что процесс объединения был продолжен: в 1485 году Москва присоединила к себе Тверь, позднее Вятку, Пермскую и Угорскую земли на северо- и северо-востоке. И, конечно же, в больших войнах с Великим княжеством Литовским она присоединила к себе десятки городов, которые до того подчинялись великим князьям литовским и именовались совокупно словосочетанием: Литовская Русь. Но это все будет позже, это все будет через пять, десять, двадцать лет после стояния на Угре. А пока нужно было отстаивать ту политическую амбицию, которая была поставлена во главу угла. И Ахмат пришел на Русь, сжег город Алексин в 1472 году, но увидев войска Ивана III на выгодных оборонительных рубежах, не решился наращивать удар, прорываться в сердцевину русских земель, поскольку, видимо, с его точки зрения ну пятьдесят на пятьдесят, удалось бы это или нет. В 1480 году у Ивана III было сил гораздо больше, но и Ахмат также, очевидно, подготовился к этой военной компании. Собственно, речь идет прежде всего о том, что он нашел себе могущественного союзника — польского короля и великого князя Литовского Казимира Ягеллончика. Собственно, по силе военно-политической тот был сравним с Ахматом, если только был не более могущественным правителем. Но Иван III это, собственно, гроссмейстер большой политики, это человек, который рассчитывал на много ходов вперед. И затевая какое-то крупное политическое преобразование, он должен был обеспечить себя поддержкой, иначе он просто не рисковал действовать. Ну а сейчас настало время напомнить, что это светлое радио, радио «Вера». И мы продолжаем разговор о стоянии на реке Угре. Но буквально на минуту прервемся и вскоре вновь встретимся в эфире. И мы обсуждаем историю событий великого стояния на Угре в 1480 году. Настало время разобрать, собственно, ту последовательность событий, которая привела к вооруженному противостоянию на Угре. Прежде всего это не какое-то однодневное сражение и это вовсе не противостояние мирное. Это то, что в XX веке стали называть чрезвычайно, по-моему, красочным словосочетанием «фронтовая оборонительная операция». Задействованы были громадные силы, основные боевые силы Большой Орды и основные боевые силы юной России, то есть ратники не только московские, но и всей Северо-Восточной Руси, ресурсы Новгорода, ресурсы, ну во всяком случае часть ресурсов Тверского княжества, которое здесь выступило в качестве союзника, то есть, в общем, очень значительные силы. Началось с наступления Ахмата в районе реки Ока, там ему удалось пожечь и разорить волость Беспуту, но прорываться на этом рубеже Ахмат не стал, очевидно, и здесь здраво видя то, что силы Руси возросли, он все-таки оставил идею играть одной открытой силой, ему нужно было превосходство значительно более верное, скажем так, чем то, которым он на тот момент располагал. И ему надо было, конечно, прежде всего получить помощь от своего союзника, от Казимира Ягеллончика. Поэтому через некоторое время Ахмат поворачивает на север, северо-запад, выходит к берегам Угры. Здесь я хотел бы, чтобы одно парадоксальное обстоятельство политической ситуации тех времен было вполне ясно: Угра фактически была государственной границей юной России. За Угрой простиралась Литовская Русь, еще не присоединенная, и города там, допустим, Хлепень, Залидов, Воротынск, Одоев — они находились на территории Великого княжества Литовского. Ахмат шел по русской земле, но он шел в то же время по земле своего союзника, и там ему оказывали, естественно, содействие — там он мог получить фураж, там он мог получить пищу для воинов. Насколько, конечно, эта часть Руси, не очень богатая, могла его обеспечить. Он выходит к берегам Угры и видит, что на той стороне стоит заслон из русских войск. Надо сказать, что Иван III колебался, принимать ему бой или все-таки отступить. И часть русской политической элиты — летопись называет бояр Ощеру и Мамона — приступала к нему с просьбами о том, чтобы он попытался договориться миром с Ахматом, о том чтобы он завел переговоры, если надо, подчинился, уступил, но не рисковал большой битвой — в этом был один резон. Вот достаточно сложная политическая игра, которую вел, как объединитель, Иван III, могла просто рухнуть, и все возведенное им до половины здание также бы было обращено в руины из-за того, что, как раньше случалось, очередная карательная экспедиция, ну просто как заложенный под здание пороховой заряд, подняла бы все это к небесам, а потом обрушила на землю. Действительно, очередная карательная экспедиция, очередное нашествие порой имело страшные результаты, и Русь годами и десятилетиями залечивала раны. Конечно, этого боялись. Причем боялись те, кто должен был вести войска, те кто должен был обеспечивать эту войну. Это послание ростовского владыки стало чрезвычайно известным, вошло в русские летописи. Там Вассиан говорит: не слушай неблагих советников, великий князь, стоять надо крепко за святую веру и святые церкви. И ты, как православный государь, обязан это сделать. Если кто-то колеблется в воинстве твоем или ты сам — дай мне, старику, оружие, я сяду на коня и пойду сражаться. И Ахмат получил от него переговорщика, но этот переговорщик был настолько незнатен, настолько незначителен, что было понятно: Иван III ведет переговоры не для того, чтобы уступить, а для того, чтобы потянуть время. Ресурсы постоянно подходили, можно было добавлять войска. А они находились вот в отдалении, у Великих Лук. Ссора между братьями тогда приняла катастрофический масштаб, и там где тысячу воинов этих двух удельных князей а повторяю, родных братьев Ивана III нужны были на Угре, их не было. Ну вот, скажем так. И отец, боясь за него, отправил войска приказ: верните мне сына, возвращайся назад. Сын ответил: лучше мне здесь умереть, чем домой уехать. Тогда Иван Васильевич, разгневавшись, старшему из русских воевод, князю Даниилу Дмитриевичу Холмскому, отправил грозное послание: хочет мой сын или нет, все равно отправить его в Москву, даже если придется это сделать силой. Холмский был полководцем испытанным, он уже в 1468 году разгромил казанцев у Мурома, впоследствии трижды наносил поражение новгородским ратям, когда происходило присоединение Новгородской вечевой республики к Москве. Он был испытанным политиком, ему Иван III доверял, и тем не менее, очевидно, для Холмского потребовалось ну чрезвычайно большое мужество, для того чтобы отказать самому государю. Он сказал, что Ивана Молодого он в Москву не пришлет. И, наверное, в этом была большая человеческая правда, поскольку пока наследник престола в войсках, войска, что называется, укреплены сердцем: кровь государева рядом с нами, и мы рядом с нею будем стоять мужественно и крепко. Иван III на то и вошел в русскую историю с почетным прозвищем Великий, что он понимал такие вещи и, как говаривали о нем впоследствии, «встречу» любил. Это значит, что когда с ним спорили, когда ему отказывали в повиновении, но при этом какие-то важные аргументы, доводы приводили, он готов был выслушать и он готов был, будучи достаточно грозным и суровым правителем, принять эту правду, которая противоречит его мнению. Ни Холмский, ни Иван Молодой впоследствии наказаны не были, ничего подобного источники до нас не доносят. Но вот в тот момент критический, когда Ахмат оказался рядом с сердцевинными землями Московского государства, юной России, произошел целый каскад боев. Бои шли за перелазы и броды на Угре, они шли между 8-м и 11 октября 1480 года. И атаки ордынцев русские ратники отражали пищальным огнем, стрельбой из луков, совершали контратаки. Поэтому все многочисленные попытки отыскать брешь в позициях русских войск, переправиться, нанести удар, который рассек бы русские войска, они не приводили к успеху. Не надо думать, что стояние на Угре — это стояние мирное, что войска постояли и разошлись. Нет, шла война, шли бои. И русские войска раз за разом выигрывали сражение на берегах Угры, отбивая натиска Ахматовых воинов. И, конечно же, здесь надо поклониться до земли тому же самому Даниилу Дмитриевичу Холмскому, потому что именно он отыскивал способы, как всякий раз предотвратить атаку ордынцев и мобильно отреагировать на попытку обойти русские войска, найти какой-то брод, перелаз, щель, условно говоря, в расположении его полков и все-таки просочиться туда и захватить какой-то плацдарм на другом берегу Угры. Ну что же, через некоторое время после этих боев Ахмат прекратил атаки, надеясь на то, что Угра встанет, покроется льдом, и тогда можно будет перейти на другой берег. Да, в конце октября Угра встала, а русские войска отошли на позиции около Кременца, чуть-чуть подальше. И они не были распущены, не отступили к Москве, они просто перешли на, скажем так, другую линию оборонительных позиций, поскольку оборонять Угру стало бессмысленно — она утратила, покрывшись льдом, значение выгодного оборонительного рубежа. И в этот момент Ахмату надо было ударить, сокрушить московскую мощь — вот, казалось бы, шанс, лучший за всю военную компанию — а он не ударил. Он какое-то время топтался на месте, а потом уже, в ноябре 1480 года, отступил, разоряя земли собственного союзника, разоряя русские города, мимо которых он выходил на Угру.
Что у нас существует на территории северо-восточного угла древней империи Рюриковичей к середине XV века? Пестрота разнообразных владений, и нет никакой России в этот момент, нет никакой единой Руси, есть крошево небольших и более крупных самостоятельных государств. Они чеканят собственную монету, имеет каждое собственную армию, собственную династию, собственную внешнюю политику — самостоятельное государство Великое княжество Тверское, самостоятельное государство Великое княжество Московское, самостоятельное государство Ярославское княжество, самостоятельное государство Рязанское княжество, Псковская вечевая республика, Новгородская вечевая республика. И даже, в общем, какое-то время существовало несколько эфемерное, но тем не менее, подчеркну, Великое княжество Пронское — вот нынешний небольшой городок Пронск был столицей великого княжения. Конечно же для того, чтобы что-то могло быть названо Россией, следовало прежде объединить огромное количество этих территорий. И действительно, позже мы будем говорить о том, что великий князь Иван III был объединителем русских земель. Эту программу он осуществлял на протяжении всей своей зрелой сознательной жизни и в конечном итоге добился успеха — он создал Россию. Но вот к 1480 году Россия — младенец. Повторяю: Россия — младенец. Для нее получение суверенитета возможно через два очень важных процесса: первый — объединение, оно идет полным ходом, и второй из этих процессов — это, конечно же, свержение ордынского ига. Ну так давайте посмотрим на то, было ли у нас ордынское иго. Сейчас очень многие историки, и в особенности исторические публицисты, склонны говорить о том, что ну давайте не преувеличивать, конечно же, давайте говорить о неких формах политической зависимости, давайте выражаться осторожно. Но есть надобность текущего момента в сфере идеологии, есть то, что было на самом деле, то есть история. Конечно же, ордынское иго существовало, и оно порой было весьма тяжелым. Оно, так сказать, не было в смысле тяжести форм ровным, сколько-нибудь ровным, оно было ну, скажем, таким, чем-то вроде стихии, наплывающей волнами — иногда тяжелее, иногда легче. Очень, повторяю, тяжелыми. Это тяжелейшая дань, это целый каскад карательных экспедиций, каждая из которых осталась в народной памяти под словосочетанием из двух слов: Дюденева рать, Неврюева рать. И каждый раз вот, собственно, рать — это и есть карательная экспедиция, а имя собственное — это имя полководца, который проводит, собственно, поход на территорию Руси. Да и, честно говоря, позднее: 1382 год — Тохтамышева рать — сожженная Москва; Едигеева рать — 1408 год, и так далее, и так далее. То есть Русь находилась в состоянии, когда вся ее государственная перспектива, вся ее культура находилась под дамокловым мечом очередного нашествия. Очередное нашествие — пылают города, уничтожаются деревни, угоняются тысячи и тысячи пленников, экономика разрушается. И если даже нет нашествия, то в этом случае выплачивается тяжелейшая дань, разорительная. Собственно, мы по данным археологии видим, что на Руси какое-то время прекращается денежное хождение: не то что свою монету не чеканят, еще и чужой, привозной почти нет — она вся уходит в Орду. Конечно же, в данном случае еще одной тяжелой и неприятной формой зависимости является выдача ярлыка на великое княжение и в целом ряде случае просто на крупные княжеские столы. Что здесь можно в итоге сказать? Ордынское иго существовало. Где-то в 70-х годах, в начале 70-х годов Иван III отказался платить дань, он отстоял это право на Угре в 1480 году. Позднее он ни у кого не брал ярлыка на великое княжение, никто также не принимал ярлыка из его потомков, никто не платил дань кому-либо из государей крупных держав, которые наследовали Золотой Орде — ни крымскому хану, ни хану Большой Орды, ни казанскому, ни астраханскому. Старались от войн откупаться подарками — это так, но о дани уже и речи быть не могло. Но вот, поскольку мы с вами затронули тему междоусобий, такого, как выражались летописцы, «раздрасия» такое характерное средневековое словечко между князями Средневековой Руси — вроде бы все они кровные родственники, но время от времени доходило до смертоубийства, до ослепления близкой родни и, в общем, это, конечно, чрезвычайно скверное в нравственном смысле явление. Ну что же, я думаю будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит фрагмент из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», напоминающий о временах раздробленности самым прямым образом. Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера». И мы обсуждаем события стояния на Угре 1480 года. Мы пытаемся сейчас разобраться с корнями этого большого успеха юной России. И здесь очень важно обратиться не только к личностям — о личностях мы с вами поговорим: и о великом князе Иване III, и об Ахмате, и о полководцах русских. Сейчас нам стоит поговорить прежде всего о том, что сделало возможным победу в этом нелегком противостоянии. Ну прежде всего три обстоятельства. Знаете, я нахожусь на православном радио и, думаю, все вы воспримете правильно мои слова: я полагаю, что здесь была и милость Господня. Рождающейся России повезло: была она, по представлениям книжников того времени, уделом Пречистой Богородицы, и покров Богородицы защищал Русь от нашествия, помогал ей в тяжелейшие времена. Так что, знаете, есть во всем этом глубокий христианский аспект. Ну а теперь давайте поговорим о другом. Собственно, о том, что составляет аспект политический. Итак, второе обстоятельство, оно состоит в том, что Орда была уже далеко не та, что при Батые, при Берке, при Тохте, при Тохтамыше — она изменилась. Прежде всего ее поразила та же самая болезнь, которая столько сил выпила из Руси, а именно политическая раздробленность. Причем Орда оказалась подвержена этой болезни даже в гораздо большей степени, чем Русь. Собственно, именно тогда Дмитрий Донской вывел свои полки на поле Куликово и разгромил Мамая. Хорошенько разберемся, что именно было разгромлено: это была не вся Орда, а по разным подсчетам, от тридцати до пятидесяти процентов территории Орды, которая отделилась и представляла собой самостоятельное государство, скажем так, полу-Орда. Мамай — человек, который, ставил одного за другим ханов-чингизидов, но сам не мог занимать ордынский престол, поскольку был человеком не царской крови, военачальником, высокопоставленным вельможей, но все же без прав на занятие ханского места. Ну так вот, собственно, Русь имела тогда сил достаточно, чтобы встать против части Орды, нанести ей удар — на реке Воже в 1377 году разгром отряда мурзы Бегича и в 1380 году на поле Куликовом еще один, более страшный удар — разгром Мамая. Так вот после этого, в силу огромных потерь, которые понесли русские войска в этих битвах и в силу того, что, собственно, справились только с частью Орды, позднее все же политические плоды этой победы были утрачены. И Тохтамышу, который вновь объединил Орду и с объединенным воинством напал на Московское княжество, удалось спалить Москву и восстановить свою власть. Так что плоды у битвы на поле Куликовом скорее находятся в сфере идей: это понимание и массовое воспоминание о том, что Орда не является непобедимой, что мы сами, отцы наши, деды наши, так сказать, рассматривая с точки зрения разных поколений эту историческую память, смогли выйти против грозного ордынского воина и сбить его с коня, победить его. Вот это было важно. Но никакого освобождения от власти Орды, полного, тотального освобождения не происходило еще на протяжении ста лет. Между тем Орда по-прежнему дробилась, и с каждым разом это дробление принимало все более тяжелые для нее формы. С тех пор она уже не могла восстановиться в прежних размерах, но наследниками Золотой Орды стали крупные государства, их называли на восточный манер «юртами». И вот главный, старший юрт в нашей литературе называется «Большая Орда». И совсем уж поздно Сибирский юрт, Астраханский юрт — мы сейчас о них даже не станем говорить. Так вот, собственно, старший юрт или Большая Орда, несмотря на то что так много территорий было потеряно, ушло под власть к ханам, которые не подчинялись уже Большой Орде, все-таки продолжал оставаться государством-монстром: он превосходил по территории Московское княжество в середине XV века, он обладал более сильным воинством. И Русь от наиболее тяжелых форм зависимостей Большой Орды спасало прежде всего то, что среди тех, кто претендовал в ней на власть, постоянно шли войны: то есть борьба внутри Большой Орды поднимала наверх то одного хана, то другого, то они были связаны союзом, то они жестоко воевали друг с другом, и ордынская масса постепенно погибала в этих войнах. Но вместе с тем Большая Орда к середине XV века это все равно очень сильное государство, справиться с ним чрезвычайно тяжело. Это, может быть, половинка прежней золотоордынской мощи, но это все еще очень значительная держава. Половинка, две трети — по-разному можно считать. Ну а теперь третье обстоятельство, обстоятельство постепенного роста внутри Руси единого русского государства. Оно было чрезвычайно долгим, складывание единого русского государства.