Азербайджанцев оттуда депортировали в результате конфликта, а армяне уехали сами. Армянское издание "Таймс" сообщило, что брат убитого азербайджанскими военным 8 ноября жителя Карабаха подъехал на такси к КПП азербайджанской стороны и бросил гранату в их направлении, после чего с азербайджанской стороны был открыт огонь. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих. Конфликт Азербайджана и Армении вокруг территории Нагорного Карабаха регулярно задевает спорт.
Армения готовится к войне: Пашинян решил «увести» страну от России к США
Самоликвидация армянского Карабаха или Арцаха открывает новую страницу в армяно-азербайджанских отношениях, основанную на реалистическом прагматизме без всякого идеологического флёра и прочей мишуры. На ресторан «Армянский двор» напали 20 человек — предположительно, азербайджанцев. Граница Азербайджана и Армении не определена до сих пор. В январе 1988 года с изгнания азербайджанцев из Гафана между странами начался армяно-азербайджанский конфликт, в ходе которого Армения оккупировала Карабах и еще семь других районов Азербайджана.
Поделиться
- Вхождение Карабаха в состав Российской империи
- «Как будто своих проблем мало»: Сатановский о разборках армян и азербайджанцев в России
- В поисках баланса
- Поражение после победы
Армяне с легкостью отказались от своей государственности в Карабахе
Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта.
Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики.
В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.
В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения.
Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «...
Евробюрократия отчаянно ищет любые варианты — лишь бы найти альтернативу российскому транзитному потенциалу, что в полной мере относится и к поставкам энергоносителей. Евросоюз лишь к 2050 году планирует отказаться от углеводородов, но до той «поры прекрасной» Брюсселю еще дожить надо и желательно именно дожить, а не выживать. Сквозное сообщение через Сюникскую область Армении между Азербайджаном, Нахичеванской автономией и Турцией придало бы Южному Кавказу дополнительную коммуникационную связность в интересах Турции и Азербайджана, что соответствует долгосрочным целям Евросоюза. Во всяком случае, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял , что в Брюсселе «очень позитивно смотрят» на коридор. В частности, Алиев привел мнение председателя Евросовета Шарля Мишеля, разделяющего оптимизм по этому поводу. Кстати в 2021-м на встрече с президентом Турции Эрдоганом в Нахичевани Алиев обратил внимание всего мира , что в дополнение к уже проложенным транзитным путям через Грузию «Зангезурский коридор» призван стать ещё одним «связующим звеном с Европой». И это далеко не лишенное смысла заявление. Помимо азербайджано-турецкого проекта с «Зангезурским коридором», имеется и армянский проект «Перекресток мира», представленный Пашиняном в конце 2023 года на международном форуме в Тбилиси. Через восстановленный что пока в будущем Мегринский железнодорожный участок планируется запустить систему перекрёстного транспортного сообщения между несколькими сопредельными государствами, среди которых — сама Армения, Азербайджан, Грузия, Турция, Иран. Более того, «Перекрёсток мира» связал бы сразу несколько акваторий — Каспийское, Средиземное, Чёрное моря и Персидский залив. Важным условием реализации идеи её авторам видится сохранение суверенитета стран и их юрисдикции в отношении всех инфраструктур, которые проходят по их территории. В свою очередь, бакинские насмешливые скептики указывают на неблагоприятные природно-географические и климатические условия, препятствующие устойчивой связи Армении с внешним миром, прежде всего с Грузией, снижающие «и без того низкую привлекательность Армении в качестве транзитной страны», недоумевая, как можно превратить страну в «мирный перекрёсток» «без установления прочного мира с Азербайджаном и нормализации с Турцией». Возможное обострение ситуации в Тавушской области, обусловленное ясным намерением Еревана передать соседям 4 полуанклавных, а затем и 4 анклавных села, как и некоторые другие обстоятельства, не способствует гипотетическому подписанию мирного договора.
Следовательно, поражение Армении — вина России: не защитила. При этом очевидно, что Россия за Армению воевать и не планировала — да еще и с дружественным Азербайджаном. С чего бы? Но эти нюансы армянское общество не волнуют. Поэтому Пашинян начнет предлагать ему нового защитника — США. Дескать, если мы выведем из Гюмри российскую военную базу и поставим вместо нее американскую, то можем чувствовать себя в безопасности. Да, безопасность Штаты обеспечат. Но взамен, как всегда, потребуют полный отказ от суверенитета: как от Германии, Японии, стран Прибалтики и вообще всех государств, где есть их военные базы. И Армения превратится в Грузию времен Саакашвили. США же получат военную базу рядом с Россией и Ираном. Потом там размещаются ракеты и создается как минимум угроза сразу двум врагам да и еще и потенциальный плацдарм для нападения. Плюс Штаты автоматически начинают рулить в Закавказье, оттесняя там сразу три крупные державы — Россию, Турцию и Иран. Причем Штаты в любой момент могут спровоцировать в этом регионе войну, чтобы связать там силы России и Ирана. Ведь даже если они сами не воюют, то все равно вынуждены держать контингенты близко к конфликту — на случай его разрастания. Ни нас, ни Иран, ни Турцию такой вариант, конечно, не устраивает. По одной из версий, эта территория входила в состав Армянского царства, по второй была частью Кавказской Албании и является прародиной азербайджанцев. Жесткое давление тюркских элит вынудило армянское население покинуть родные края. После этого в Карабах устремились миграционные потоки армян из исламских Ирана и Османской империи. Но Карабах как спорная территория не вошел в Армению, а стал автономией в составе Азербайджана. Через несколько дней после распада СССР между самопровозглашенной Республикой Арцах Карабах , поддержку которой оказывала Армения, и Азербайджаном началась война, продлившаяся больше двух лет. Она унесла жизни примерно 20—25 тысяч человек. В итоге Карабах де-факто остался независимой, хоть и непризнанной даже самой Арменией, республикой. КСТАТИ Иран на прошлой неделе начал стягивать свой военный контингент к границам Армении и Нахичеванской автономии, прозрачно намекая на возможность вмешательства в случае попыток Баку силой решить свои проблемы с Ереваном. Корпус стражей исламской революции в своем ТГ-канале разместил ролик, акцентирующий внимание на неприкосновенности границ Армении и готовности Тегерана сделать все, чтобы сохранить их такими. При этом Баку посетила иранская военная делегация. По итогам работы которой ее глава — генерал-майор Мохаммад Ахади — заявил, что в последние дни некоторые силы пытались подорвать добрососедские отношения между странами, распространяя необоснованную и ложную информацию. Ахади подчеркнул важность взаимных визитов и встреч, проводимых на рабочем уровне. По мнению политологов, Иран умело демонстрирует как кнут, так и пряник. Дескать, воевать мы не желаем, но если возникнет необходимость, Армению поддержим. Таким образом, не исключено, что в Армении схлеснутся давние соперники — Иран и Турция.
Регион был предшествующим элементом новой политической истории, в которой окажутся замешаны не только Армения и Азербайджан, но и Турция, Иран, Россия, Израиль, а также, на удивление, Индия и Пакистан. Новость о проведении так называемой «операции» дошла до меня в университете во время лекции. Профессия политолога-востоковеда и специализация дипломата помогли мне еще заранее предугадать подобный расклад событий, поэтому особого удивления ни у меня, ни у других операция не вызвала. Однако сопереживание армянам и мысли о несправедливости не покидали меня. История еще не закончилась. Амбиции государств не завершились на Нагорном Карабахе. Впереди нас ждут кровопролитные бои за Сюникский Зангезурский коридор, который расположен уже на суверенной территории Армении. Нынешняя ситуация в регионе — это не локальная политика, не разборки двух государств и не трехсторонние отношения Еревана, Баку и Анкары. Это составная часть большого глобального плана Турции по расширению своего влияния и установлению по миру господства тюркских народов, согласно доктрине пантюркизма. Говоря простым языком, через капитуляцию и деармянизацию Карабаха Турция продвигает вперед свой империализм. Поэтому она продолжает и будет продолжать оказывать давление на Армению в союзе с Азербайджаном, так как Армения и ее территории — барьер для консолидации Турции с Азербайджаном, а в дальнейшем — со всем тюркским миром. Мысли о примирении армянского и азербайджанского народов больше представляются утопией, нежели реальностью. К сожалению, нас ждут новые исторические события и не самые привлекательные зрелища. Дениз имя изменено , азербайджанка Баку Стыдно признаться, но я далека от политики и деталей происходящего в Нагорном Карабахе. Я про то, что не совсем разбираюсь в хронологии конфликта, заявлениях властей и так далее. При этом я прекрасно понимаю, что сейчас в регионе страдают мирные жители, большинство из которых всего этого обстрелов, сложностей со въездом и выездом из Карабаха, постоянного ожидания чего-то страшного и как итог — жизни «на пороховой бочке» совсем не желали. Мне как азербайджанке, родившейся в Баку, нет дела до территориальных дележек политиков. И я уверена, что многим людям просто хотелось бы, чтобы их оставили в покое. Лично я выступаю за то, чтобы все это наконец прекратилось во имя простых людей и права на спокойную и предсказуемую жизнь, которое есть у каждого из них. Анна, армянка Москва Рациональная часть меня считает: «Чем меньше жертв — тем лучше». Исходя из этого, капитуляция кажется разумным решением. Но с другой стороны это, грубо говоря, обесценивает тысячи жертв, которые были принесены за эти земли во всех предыдущих сражениях. Я никогда не была в Арцахе, но мне больно от кадров, которые я вижу, и новостей, которые читаю. Ни одна национальность в мире не заслуживает жестокости. Единственное, чего мы все заслуживаем — безусловной любви друг к другу.
«Люди хотят, чтобы их оставили в покое»: армяне и азербайджанцы об исходе карабахского конфликта
В настоящее время Азербайджан, Армения и Иран активно стягивают свои войска к сопредельным пограничным рубежам. Армянское культурное и религиозное наследие хранится на десятках стеллажей в армянской церкви Григория Просвятителя, которая уже 20 лет находится на балансе министерства просвещения Азербайджана. В обзоре Государственного департамента также подчеркивается, что в ходе «многолетнего конфликта» между Арменией и Азербайджаном продолжались отдельные боевые действия, приводившие к жертвам среди гражданского населения.
Почему началось очередное обострение между Азербайджаном и Арменией. Хронология событий
И хотя в последнее время Армения пытается найти гарантии безопасности на Западе, Ереван понимает — Россия единственная страна на Южном Кавказе, которая может за счёт обязательств по ОДКБ, ЕАЭС и развёрнутой сети военных баз выполнять роль медиатора в регионе и обеспечить, чтобы национальные интересы отдельных стран не мешали гармоничному экономическому и технологическому развитию их соседей и всего региона, уверена доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва. Камнем преткновения для создания зоны свободной экономической торговли в евразийском регионе остаётся проект продвигаемого Азербайджаном и Турцией Зангезурский коридор через Сюникскую область Армении, против которого выступают Ереван и Тегеран. Плюс Армения отказалась от активной поддержки Украины и имеет большое количество договорённостей с российской стороной, а это не может не затруднить диалог Еревана с Западными странами". Удержать равновесие Несмотря на большое количество противоречий и взаимных упрёков, все участники процесса хотят как можно скорее закрыть вопрос нагорного Карабаха, поскольку выстраивание логистической инфраструктуры в рамках нового полицентричного мира и реализация крупных проектов вроде транслогистического мегапроекта под эгидой ШОС и ЕАЭС, невозможны при обострении разного рода конфликтов, как и выход на новые рынки сбыта.
Ольга Дегтярёва отмечает, что в свете специальной военной операции, Тегеран является для Москвы стратегическим партнёром, действуя противовесом для Израиля и Турции, а учитывая, что основные силы РФ сейчас оттянуты на Украину, в случае очередной эскалации именно Иран с наибольшей долей вероятности встанет на сторону Армении. Однако поскольку Москва заинтересована оставаться в т. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности ФНЭБ , эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович полагает, что заняв относительно нейтральную позицию и косвенно поддержав Азербайджан, Россия поставила в приоритет собственные интересы, связанные в том числе с проектом газового хаба в Турции.
Да и во время последней эскалации её военные находились не в Карабахе, а на учениях с США. Конечно, можно было надавить на азербайджанский бизнес в России, но стоила ли игра свеч, учитывая множество прозападных шагов со стороны Пашиняна за последние годы? Несмотря на выгоду от торгово-экономического сотрудничества с Азербайджаном, Армения по-прежнему важна для России и уничтожать существующие связи в Кремле не собираются.
В трехстороннем заявлении, принятом в июне 2016 года по итогам встречи лидеров России, Армении и Азербайджана в Санкт-Петербурге, подтверждалась приверженность нормализации обстановки. Тем не менее локальные столкновения на границе продолжились. Баку и Ереван обвинили друг друга в обстрелах. Позиция России заключалась в необходимости немедленного прекращения огня каждой из сторон.
По информации азербайджанской стороны, жертвами боевых действий в том году стали около 3 тысяч военных страны и сотня мирных граждан. В Армении, в свою очередь, сообщили, что с ее стороны погибли примерно 4 тысячи человек. Поделиться Обострение в Нагорном Карабахе: как видят ситуацию в Ереване и Баку Обострение в Нагорном Карабахе: как видят ситуацию в Ереване и Баку Боевые действия были завершены только после того, как 9 ноября 2020 года лидеры Азербайджана и Армении при посредничестве России заключили соглашение о примирении. Согласно договоренностям, стороны остались на занятых позициях, ряд районов Нагорного Карабаха перешел под контроль Баку, а вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора разместились российские миротворцы.
В рамках продолжения процесса урегулирования ситуации 11 января 2021 года в Москве прошла встреча лидеров России, Армении и Азербайджана. На ней было подписано новое совместное заявление, которым, в частности, предусмотрено разблокирование всех экономических и транспортных коммуникаций в регионе. После подписания соглашения в Армении вспыхнули массовые протесты. Поделиться К новой волне протестов в Армении привела всего одна фраза Пашиняна К новой волне протестов в Армении привела всего одна фраза Пашиняна В сентябре 2021 года Армения инициировала судебное разбирательство с Азербайджаном в Международном суде ООН.
Ереван обвинил Баку в расовой дискриминации на протяжении десятков лет. В свою очередь, азербайджанская сторона подала встречный иск и обвинила Армению в дискриминационных действиях в регионе против азербайджанцев из-за их корней.
Пашиняна и И. Алиева и В. Путина состоялись в Сочи 31 октября тогда же там же состоялись двусторонние встречи президента РФ с лидерами Азербайджана и Армении [156] [157] [158] Анализ событий[ править править код ] По мнению Сета Францмана из « The Jerusalem Post » нападения на Армению представляют собой опасную эскалацию. Аналитик отмечает, что несмотря на то, что азербайджанские и турецкие СМИ утверждают, что Армения виновата в столкновениях, факты и отчёты говорят, что именно Азербайджан инициировал столкновения. Фрицман предполагает, что именно Турция подтолкнула Азербайджан к атакам на Армению, одной из целей которой является создание кризиса, в котором Армения может быть представлена как часть системы альянса с Россией, что позволит Турции изображать из себя члена НАТО , поддерживающего своего союзника — Азербайджан. Москва не может поддержать Армению из-за своего « ослабленного состояния » и ей будет предложено заставить Армению пойти на уступки в обмен на новые сделки между Россией и Турцией [10].
Азербайджанский проправительственный [159] политолог Фархад Мамедов полагает, что Армения пошла на провокацию, чтобы сорвать встречу глав МИД Армении и Азербайджана , которая должна была состояться до конца сентября, и встречу президента Азербайджана с премьер-министром Армении в Самарканде на саммите Шанхайской организации сотрудничества 15—16 сентября, в ходе которых должны были быть приняты решения по мирной повестке. Мамедов назвал произошедшее сигналом, касающимся процесса по делимитации азербайджано-армянской границы, а также сигналом о том, что «демилитаризация Карабаха тоже не за горами» [160]. Армянский эксперт Татул Акопян считает, что Азербайджан, понимая, что в результате поражения Армении в войне 2020 года баланс сил в регионе нарушен, стремится посредством давления на Армению добиться своих целей, коими являются разоружение Армии обороны непризнанной НКР, открытие « Зангезурского коридора » и скорейшее подписание мирного договора на своих условиях [160]. По мнению Арифа Юнуса , историка Карабахского конфликта, Азербайджан воспользовался моментом и нанёс удар по Армении в то время, когда мир занят войной на Украине. Юнус считает, что Азербайджан требует от Армении выполнения предложенных ранее Азербайджаном пяти пунктов, заключающихся во взаимном признании суверенитета и территориальной целостности, во взаимном подтверждении отсутствия территориальных претензий, в отказе от применения угроз и силы, в делимитации и демаркации государственной границы и в открытии транспортных коммуникаций [9]. Старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Пол Стронски допускает, что Азербайджан воспользовался отвлечённостью России и Запада, связанной с Украиной, и перешёл в наступление на Армению, выбрав подходящее время и решив использовать возможность изменить ситуацию на поле. Одной из целей Азербайджана Стронски приводит связь Нахичеванской Автономной Республики с остальной частью Азербайджана. Он также считает, что в контексте неудач России на Украине, данное столкновение поставило перед армянами вопрос, является ли Россия её союзником и есть ли у неё способности защитить её [11].
Старший научный сотрудник европейского филиала Фонда Карнеги Томас де Ваал считает, что озабоченность России войной и её кажущаяся слабость помогли дестабилизировать ситуацию на Кавказе , поскольку «неудачи на Украине ограничили способность России проецировать силу на соседние страны». Согласно де Ваалу, у азербайджанцев ещё есть незаконченные дела с армянами и прямо сейчас они чувствуют, что находятся в лучшем положении, чтобы использовать как дипломатию, так и силу, чтобы получить эти вещи [12]. Военные действия Азербайджана в Армении серьезно подорвали шансы на урегулирование конфликта, считает де Ваал [161]. Cтарший директор программы национальной безопасности из Центра американского прогресса Макс Хоффман полагает, что Азербайджан пытается воспользоваться «кажущейся ограниченной способностью России к силовому вмешательству» и заставить армян быстрее сдать территории. С ним согласен Лоуренс Броерс, специалист по конфликтам на Южном Кавказе, который связывает столкновения со стремлением Азербайджана навязать своё видение мирного соглашения [13]. По словам последнего «наблюдается крах репутации России как покровителя и поставщика безопасности в регионе, что в свою очередь создало окно возможностей для Азербайджана» [14]. Международная кризисная группа ICC опубликовала материал, в котором авторы считают, что эскалации способствовали несколько возможных факторов. Во-первых, Азербайджан может воспользоваться войной России на Украине , которая отвлекла не только Москву , но и Париж и Вашингтон , которые являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ группа стран-членов ОБСЕ , возглавляющая поиск путей мирного урегулирования Карабахского конфликта.
Поскольку все сопредседатели смотрят в другую сторону, Баку воспользовался моментом, чтобы улучшить стратегическую карту в свою пользу и лучше позиционировать себя для урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В соответствии с этой идеей азербайджанские СМИ, в том числе близкие к правительству, а также видный азербайджанский парламентарий призвали Азербайджан взять под свой контроль больше земель вдоль границы с Арменией. Некоторые называют шаг, за который они выступают, оборонительным, в то время как другие, по-видимому, видят в нем дополнительный рычаг для переговоров с Арменией.
Да и то, в случае конфликта, помогут только оружием — яркий пример Украина. Задержанный Микаэл Бадалян. А на Кавказе американцам еще меньше захочется участвовать в боевых действиях: там на стороне Азербайджана стоит Турция, член НАТО, постоянно вносящий в Альянс смуту в вопросе приема новых членов и т. Поэтому Пашинян ошибся со ставкой.
Американцы его с радостью используют против России, но помогать в конфликте с Азербайджаном не станут. По всей вероятности, иранская делегация хочет получить определенные гарантии безопасности в тех процессах, которые будут развиваться в последующие дни, чтобы оставаться нейтральными. Когда танки пойдут в бой, России надо будет выбрать свою сторону в этом конфликте. России тоже надо срочно выработать свою позицию. Но нам в отличие от Ирана сложно остаться нейтральными. Как поясняет политолог Юрий Баранчик, «от контроля над Южным Кавказом зависит желание прокладывать транскаспийские газопроводы в обход России.
Первая Карабахская война
- Как Армения и Азербайджан начали оспаривать принадлежность Карабаха
- Финал схватки за Карабах доказал правоту трёх законов развития конфликтов
- Делимитация границы Армении и Азербайджана: что это значит?
- Чем для России опасен новый конфликт между Арменией и Азербайджаном - Новости
- …И тогда пришёл Пашинян
Нагорный Карабах: Почему произошел конфликт между Азербайджаном и армянами?
В Азербайджане будут праздновать окончательную победу в почти 30-летнем конфликте. Произойдет всплеск азербайджанского национализма, что обострит и без того непростые отношения между Баку и Ираном. В Иране проживает больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане: от 11 до 30 млн, по разным оценкам, в Иране против 10,1 млн в независимом Азербайджане. Из-за чего в Тегеране не без основания боятся усиления этнического сепаратизма. Это обострение, а также целый ряд других причин не позволят Азербайджану избавиться от контроля со стороны Анкары, которая будет использовать азербайджанскую территорию и как инструмент сдерживания Ирана, и как трамплин в Среднюю Азию, и как инструмент давления на Россию. В свою очередь, премьер-министр Пашинян будет вынужден каким-то образом объяснять армянскому населению причину сдачи Карабаха. Скорее всего, подконтрольные ему СМИ попытаются по традиции возложить всю вину на Россию, которая де не смогла защитить Армению. На фоне этих заявлений, а также стабилизации отношений с Турцией от вторжения которой Армению защищала российская военная база резко активизируются разговоры о необходимости выхода страны из ОДКБ и переориентации с России на других союзников, прежде всего на США и Францию. И если эта переориентация которую на протяжении всех 5 лет нахождения у власти проводит Никол Пашинян окончится успехом, то Армения потеряет не только своих союзников в лице Москвы и Тегерана который на протяжении всех 5 лет нахождения у власти Пашиняна был крайне недоволен укреплением американских позиций в Ереване , но и собственную государственность. Законов, которые существуют отнюдь не только в регионе Южного Кавказа, но и в рамках других конфликтов.
В том числе российско-западного и российско-украинского. Закон первый — сила важнее права. В 1994 году Армения взяла под контроль Нагорный Карабах не потому, что у нее были на него определенные юридические претензии, а потому что смогла. Регулярная армия Армении, усиленная ополченцами из НКР, смогла выиграть войну. Точно также в 2020 году Азербайджан смог вернуть под контроль Нагорный Карабах не потому, что у него были определенные юридические претензии на эти земли, и не потому, что практически все страны мира эти претензии формально поддерживали. Эта формальная поддержка ничего Баку не дала. Да, с середины 90-х годов активно шли международные переговоры, в том числе длился свой «минский переговорный процесс», контакты по линии Минской группы ОБСЕ.
Соглашение между Арменией и Азербайджаном от 2020 года Карабахский конфликт длится с 1988 года. Статус Нагорного Карабаха остается неурегулированным. Последнее масштабное обострение в регионе произошло в 2020 году. Это осложнение называют второй карабахской войной. Она продлилась с 27 сентября по 10 ноября 2020 года. Баку заявлял , что Армения потеряла в конфликте как минимум семь-восемь тысяч человек, а Азербайджан — около трех тысяч. По оценкам Еревана, погибли более 3,8 тысячи граждан. Стороны конфликта договорились полностью прекратить огонь и обменяться пленными, а также телами погибших. Было решено, что Армения возвращает Азербайджану Агдамский, Кельбаджарский, Лачинский районы, а также часть Газахского района. Ереван по договору вывел свои войска из Нагорного Карабаха.
Но полную силу конфликт набрал в 1991-1994 годы. Боевые действия по своему масштабу напоминали чеченский конфликт. В итоге столкновения принесли колоссальные жертвы и разрушения — до 6500 погибших военных с армянской стороны из общих сил в 20 тысяч , и 11,5 тысяч погибших и пропавших без вести со стороны Азербайджана. Среди мирных жителей жертвами стали почти 20 тысяч человек. Фактически победу тогда одержали силы Карабаха и Армении — территория под контролем республики заметно расширилась, в том числе и за счет прилегающей территории Азербайджана. Но, несмотря на подписанные Бишкекские соглашения, последствия конфликта в Нагорном Карабахе для обеих сторон были катастрофическими: Армения лишилась поставок энергоносителей и многих важных товаров, которые до войны поступали из Азербайджана и Турции. Как следствие — отключения электроэнергии по стране, иногда она подавалась на 2 часа в день. Азербайджан потерял часть территорий и столкнулся с волной беженцев, которые были вынуждены бежать с территорий, занятых армянской стороной. Экономику и политическую жизнь республики сотрясали перемены. И по сей день ситуация с этой территорией остается неурегулированной. Сухопутный коридор в Нахичевань Нахичеванская автономная республика — крупный эксклав Азербайджана, зажатый между Арменией и Ираном. Это не спорная территория, ее принадлежность Азербайджану никем не оспаривается. Но расположение в 40 километрах от основной территории приносит республике серьезные проблемы. Особенно сложно все стало с 1988 года, когда транзит через Армению почти прекратился. Решить проблему Нахичевани может Зангезурский или Сюникский коридор — полоса шириной в несколько километров на территории Армении около границы с Ираном. По итогам Второй карабахской войны и при посредничестве России удалось достигнуть соглашения о том, что на территории Армении будет построен такой транспортный переход. Уже в 2021 году Азербайджан начал строительство и восстановление железнодорожной инфраструктуры, а Армения будет обязана обеспечить свободный проезд людей и грузов по ней. Однако против статуса такого коридора выступает Армения — как власти, так и общественность. Например, Никол Пашинян заявил, что в послевоенном соглашении не упоминается «коридор», а речь идет лишь о разблокировке региональных коммуникаций. Говоря проще, даже если дорога будет построена, контролировать движение по ней будет армянская сторона. Примерно такого же мнения придерживается и глава Совбеза Армен Григорян — он считает, что на территории республики не может быть никакого коридора, принадлежащего другой стране. Хронология конфликта Суть конфликта Армении и Азербайджана восходит к истории вековой давности, но в случае с нынешним обострением предпосылки стоит искать в итогах Второй карабахской войны. Она существенно изменила расклад сил в регионе, а из-за проблем с мирным урегулированием война может начаться снова в любой момент. Основные вехи истории конфликта в Карабахе такие: 2018 год — в результате «бархатной революции» к власти в Армении приходит оппозиционер Никол Пашинян, которого парламент назначил премьер-министром. По итогам реформы системы власти именно глава правительства получает основные полномочия. Тогда как прежние президенты — Роберт Кочарян и Серж Саргсян — свое влияние потеряли. Главное — в том, что Кочарян и Саргсян были из Степанакерта и представляли собой «карабахский клан». С приходом к власти Пашиняна общая политика не менялась, но переговоры об урегулировании продолжались.
После драки в Марьине правоохранители возбудили два уголовных дела: о хулиганстве и разбое. В пятницу также поступила жалоба от «Союза азербайджанцев», который сообщил о погроме в ресторане «1001 ночь» в Москве. Союз утверждает, что нападавшие были армянами. В полиции подтвердили факт нападения, но не уточнили национальность налетчиков. На прошлой неделе стало известно, что более 50 фур с фруктами из Армении не пустили на рынок «Фуд Сити» в Москве. Дело в том, что агрокомплекс принадлежит группе компаний, принадлежащих уроженцам Азербайджана. Этот конфликт вылился на уровень дипломатов, когда посол Армении пожаловался на категорическое несогласие руководства рынка что-либо обсуждать с армянами. Глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк тогда заявил, что никаких проблем с реализацией товаров у армянских экспортеров нет. Позже в Москве продавцы рынка устроили акцию протеста против взвинченных цен аренды. Сатановский дал рецепт прекратить безобразие Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, комментируя происходящее, констатировал, что конфликт в Закавказье становится фактором внутренней российской политики.
«Что они творят?»: конфликт в Нагорном Карабахе глазами рядовых армян и азербайджанцев
#новости, #Азербайджан, #Армения, #конфликт. В России начались конфликты армян и азербайджанцев, которые переросли в торговые войны и массовые драки. Реакция армянской оппозиции. После подписания соглашения в Армении начались массовые беспорядки. Армянский блокпост на дороге, ведущей в Нагорный Карабах Фото: REUTERS. Российский депутат: Сегодня атака внутри Армении направлена не только на связи между Россией и Арменией 16:13 Си Цзиньпин провел встречу с Блинкеном в Пекине 16:06. В Равнинном Карабахе исторически преобладало азербайджанское население, в Нагорном – армянское.
Ереван забурлил. Ситуация в Нагорном Карабахе резко обострилась
Конфликт Армении и Азербайджана — все самые свежие новости по теме. В России начались конфликты армян и азербайджанцев, которые переросли в торговые войны и массовые драки. контрактников к акциям протеста в Тавушской. История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года. В соцсетях уже грустно иронизируют — потребует ли Азербайджан у Армении столицу, назвав её "старой азербайджанской деревней Ереван", а также поедут ли находящиеся в РФ армяне и азербайджанцы на "войну 3.0" — или останутся "играть в нарды, курить кальяны.
Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку
Параллельно, боевые позиции Армении укрепляют личным составом, боеприпасами. Ведется подготовка новых рубежей обороны, окопов и долговременных фортификационных сооружений, установка мин. Большую озабоченность у Минобороны Азербайджана вызывает и то, что Армения начала массово вооружать гражданское население. Кроме того, Ереван увеличил свои военные расходы до рекордного уровня и начал закупать вооружение: одним из поставщиков станет Индия. Обе стороны стягивают войска к границе. Уже отмечено развертывание элитного спецназа «Яшма» Минобороны Азербайджана на границе с Арменией. Фиксируется наращивание артиллерийских подразделений и расчётов систем радиоэлектронной борьбы. По информации региональных наблюдателей, аналогичная активность фиксировалась перед началом 44-дневной войны в Нагорном Карабахе. Но в Москве никто не рвется выступать на стороне Пашиняна,который буквально на днях пригласил к себе армию США для проведения совместных учений с 11 по 20 сентября. К тому же он регулярно выделяет помощь Украине и задерживает пророссийских блогеров, как, например, Микаэла Бадаляна 8 сентября в городе Горис.
До этого и в Москве, и в Баку говорили о верности трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, и признавали, что миротворцы «формально» должны оставаться в регионе до 2025 года. Но, видимо, эта формальность стала обременением. Применения для российских миротворцев в Карабахе после сентября 2023 года объективно не нашлось, хотя его искали. Например, всего лишь 5 апреля сообщалось, что миротворцев привлекут к разминированию местности. До этого в Москве, по всей видимости, надеялись, что в Карабах вернутся хотя бы несколько сотен армян, и таким образом, присутствие российских миротворцев будет оправдано. И наличие миротворцев станет для этих людей дополнительным фактором спокойствия», — говорил замглавы МИД Михаил Галузин в интервью РБК 9 октября 2023 года. Но уже тогда этот вопрос, по словам дипломата, был исключительной прерогативой Баку и Москвы, без какого-либо участия Еревана. Но поскольку никакого политического процесса вокруг Карабаха не осталось, а армянское население составляют менее сотни стариков и инвалидов, единственное, чем могли бы заниматься миротворцы еще год — это охранять дома бежавших армян от разграбления. Но и этого не понадобилось — судя по планам азербайджанских властей, большая часть зданий просто снесут и построят заново. Вопрос о каких-то компенсациях , возможно, еще будет всплывать в выступлениях чиновников, но де-факто отправлен в корзину.
Но этого уже не захотел Никол Пашинян — о чем сказал вполне прямо. Без спешки Процедура вывода российских миротворцев из Карабаха вызвала вопросы — причем как правовая, так и чисто техническая сторона вопроса. В ноябре 2020 года контингент, состоящий из 1960 человек, 90 бронемашин и 380 единиц «автомобильной и специальной техники» по факту — джипов и всевозможных грузовиков доставлялся по воздуху, причем через Армению. Как тогда сообщали в Минобороны , в день военно-транспортная авиация выполняла более 20 рейсов из Ульяновска до ереванского аэродрома Эребуни — и так целую неделю. Большая часть военнослужащих при этом была из 15-й отдельной мотострелковой бригады ЦВО из Самарской области.
И не этот ли сценарий развития событий имел в виду другой дипломат — нынешний пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, когда заявил об этом 23 сентября?
Ну а сейчас в сухом остатке мы имеем точную дату — 1 января 2024 года, когда армянский Карабах из государства-фантома превратится в факт истории, описание которого займет пару небольших абзацев в энциклопедии. После чего на всем Южном Кавказе установится если не мир, то временное затишье, которое станет предвестником долгого и прочного мира. Лично меня в этом деле поражает то изящество, сравнимое с чувством эстетического наслаждения, с каким случилось окончательное решение карабахского вопроса. Азербайджан мог бы выдавливать армян из Карабаха угрозой применения силы, например, введя на улицы Ханкенди, Аскерана и других городов региона тяжелую бронетехнику, один вид которой давил бы на психику армян, побуждая их к бегству. Можно было бы с той же целью ввести комендантский час и ночное патрулирование населённых пунктов на гремящих и лязгающих гусеничных бронемашинах. Но ничего такого нет.
Все очень похоже на переезд, когда жилец спокойно и деловито собирает вещи, чтобы без суеты переехать из одной квартиры в другую без участия судебных приставов, полиции и иных неприятных ему лиц. Словом, исход армян из Карабаха в 2023-м совсем не похож на исход азербайджанцев из Карабаха за 30 лет до этого, в 1993-м. И в том, что апофеоза трагедии образца 1993 года удалось избежать сейчас, есть большая личная заслуга Ильхама Алиева и Самвела Шахраманяна хотя их ставить на одну доску, все всякого сомнения, никак нельзя , а также солдат и офицеров российского миротворческого контингента, которые одним фактом своего присутствия в регионе подтолкнули стороны конфликта к тому, чтобы искать приемлемые компромиссы сообразно ситуации, а не резать по живому там, где без этого можно и нужно было обойтись. Будучи профессиональным историком с университетским дипломом и дипломом кандидата исторических наук, я не могу припомнить примеры в мировой истории, когда государство заявляет о своей самоликвидации, — пожалуй, это будет прецедент, новое слово, который войдет во все учебники теории и истории государства и права. Даже в Чехии, превращенной в 1937 году в протекторат Моравии и Богемии нацистской Германии, и то сохранялись хотя бы формальные институты государственности во главе с кукольным президентом Эмилем Гахой, и тот публично не отказывался от них перед лицом внешней военной силы.
Вторым столпом единения армян стал Нагорный Карабах, где сосредоточены огромные духовные ценности армянского народа, где веками стоят древние церкви и монастыри. Которые, как и первопрестольный Эчмиадзин, являются не только наследием армян и всей восточно-христианской цивилизации, но и всего христианского мира. Разрушат их азербайджанцы или нет? Такой опыт есть. Но могут и оставить, поменяв атрибуцию, - объявив «албанскими», как, например, средневековый армянский Дадиванк.
Наконец третьим столпом армянства, на мой взгляд, оставалась историческая память и прежде всего - память о геноциде армян. И это тоже был значимый фактор армянского единства, хоть и трагический. При правительстве Никола Пашиняна мы стали свидетелями изменения внешнеполитических приоритетов, в основу которых была положена новая идеология, базирующаяся на отказе практически от всех базисных ценностей, обусловивших существование армянского народа. А ключевым моментом возвращения Карабаха в собственность Азербайджана стало 6 октября 2022 года. В этот день в Праге в присутствии председателя Евросовета Шарля Мишеля, лидеров Армении, Франции, Турции, Азербайджана и под председательством французского президента Макрона Никол Пашинян письменно согласился на вхождение Арцаха в состав Азербайджана. Что получил Пашинян от Азербайджана взамен? Может быть, признание территориальной целостности Армении в пределах 29,8 тыс. Ничуть не бывало. Нет такого признания со стороны Ильхама Алиева и сейчас. Напротив, лидер Азербайджана продолжает говорить об утраченной «азербайджанской Эривани», «Западном Азербайджане» и прочих грандиозных «исторических азербайджанских территориях».
При этом поступок Пашиняна не случайность. Ещё будучи «оппозиционным журналистом», Никол Пашинян опубликовал статью о необходимости сдачи армянских земель, завоёванных во время Карабахского освободительного движения, поскольку они, дескать, «чужие». А некоторое время спустя он же призвал «забыть о героическом прошлом армянского народа» и проклял предков, оставивших современникам «такое тяжёлое наследие». Уже возглавляя предвыборный штаб первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, Никол Пашинян прямым текстом призвал уничтожать «карабахских подонков». Отметим, что именно с этих выступлений началась десятилетняя травля карабахских армян, нацеленная на то, чтобы внушить: «карабахские - не армяне». При этом использовалась и укоренившаяся нелюбовь к карабахцам, а также их диалект, который плохо понимают в Армении, и то, что карабахские армяне прослыли упрямцами.