Новости 1654 земский собор

В ходе денежной реформы 1654 – 1663 годов предполагалось ввести в дополнение к уже существовавшим в обращение новые номиналы.

Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада

И учинил им на гонителей христианские веры и Святых Божиих Церквей, на поляков, помочь и послал войска свои. А в прошлом во 161-м г. И хотя православную христианскую веру искоренить и святые Божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городах и местах святые Божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных христиан духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми раз-личными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно. И они у Царского Величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, Великий Государь, православные христианские веры искоренить в святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмель-ницкого и все войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет Государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и Великий бы Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляками мирится отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска За-порожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичу Репнину-Оболенскому со товарищи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено.

И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович со товарищи, в ответах паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасами помирились. И православную христианскую веру греческого закону не гнали, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору 7, а которые церкви оборочены под унию, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что с запорожскими черкасами помирятся, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви Божии отдадут им по-прежнему, и Великий Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людям, которые в его государском именованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимир король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную христианскую веру искоренити и церкви Божии разорити, пошли на них войною при них же, великих послах. Да как у Короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сейм был в Бресте Литовском, и у них на сейме приговорено впрямь, что их православных христиан греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви Божии розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась. И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им с большим вычетом в палате и к коретам идучи во все люди вслух, что Великий Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людям, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать. И коли он, Ян Козимир король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и Великий Государь Его Царское Величество такова их злого бесчестья и многово по вечному докончанью неисправленья болыпи того терпети им не будет.

И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их не-правдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к Великим Государем христианским и бусурманским. А за православную христианскую веру, и за святые Божии церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько Милосердый Бог помощи подаст. И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян Казимир король избран на королевство и на коронованье присягал, и в присяге его написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в вере христианской остерегати, и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он той своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякой верности и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве своей ни у кого просити не будет и не примет. И они, не хотя монастырей и церквей Божиих и христиан в мучительство выдать, бьют челом, чтоб Государь его пожаловал, войска свои вскоре послать к ним велел. А будет он, Великий Государь, и ныне над ними, православными христианы, не сжалится, как они у него, Государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят и под себя подобьют, то они волю их чинити по нужде будут.

А запорожской посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал да с ним гетман Богдан Хмельницкий, а велел Государю бити челом, чтоб Государь велел прислать в Киев и в иные города своих государевых воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3 000 человек, и то для тех же государевых воевод, а у гетмана де людей много. Да к нему ж де хотел быть Крымский хан с ордою, а иные татаровя уж и пришли и стоят под Белою Церковью. Да к гетману ж де присылал турской салтан в обоз в Борки посланца своего, зовучи его к себе в подданство. И гетман де ему в том отказал, а надеется на государеву милость. А будет Государь его и не пожалует, принять не велит, и он в том начнет свидетельствовать перед Богом, что он о том у него, Государя, милости просил много, а он, Государь, его не пожаловал, а с королем де у них миру отнюдь не будет, а учнут против его стоять. Да в вестях объявилось, что люди их черкаские с польскими людьми в подъездах дважды сходились и бились, и им де посчастилосъ и много языков поляков поимали. А литовской де гетман Радивил говорил: будет они с войском Запорожским ничего не учинят, и они тотчас с ними помирятся и пойдут на государеву землю войною.

И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого Государя-Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси и за честь сына его государева, Великого Государя-Царя и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси, стояти и против Польского короля война весть. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы 8 в королевских грамотах и в порубежных листах писали их государские имянованья и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей сеймовой конституции во многие годы исправленья не учинили, и видя королевские подданные такое неисправленье и злым людям за вины их неуимство от того не престали, и с порубежных городов капитаны их и наместники в государевы порубежные городы к воеводам во всех годах государево именованье и титло писали с пропискою. И при государевых послах, при боярине князь Борисе Александровиче Репнине со товарищи, исправленья не учинили и называли то дело — госуарскую честь — малым делом, и смеяся, и поставили ни во что, и отпустили государевых послов без дела, и тем они вечное докончанье нарушили. А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем войске Запорожском бояре и думные люди при-говорили, чтоб Великий Государь-Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами их и с землями принять под свою государскую высокую руку для православной христианской веры и святых Божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную христианскую веру и на святые Божии церкви вос- тали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все войско Запорожское, присылали к Великому Государю- Царю и Великому князю Алексею Михайловичи всея Руси бити челом многажда, чтоб он, Великий Государь, православной христианской веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет Государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку приняти не изволит, и Великий бы Государь для православной христианской веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в ответах паном раде говорили, чтоб Король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную христианскую веру не гонили, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору.

А Великий Государь Его Царское Величество для православной христианской веры Яну Казимиру Королю такую поступку учинит: тем людям, которые в его государском именованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать.

В состав Земского собора входили: Царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей торговые люди, крупное купечество , то есть кандидаты трех сословий. Земский собор высказался принять Богдана Хмельницкого со всем войском Запорожским, со всеми городами и землями под высокую государеву руку.

Русь оказывала помощь восставшим «хлебом и пушками» и дипломатическими методами. Земский Собор был созван в Москве, чтобы при решении вопроса о воссоединении заручиться поддержкой всего народа. При рассмотрении вопроса о «челобитье государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского» подчеркивалось опасное положение Малороссии: «в 161-м году 1652 г. Отмечались и намерения поляков «православную християнскую веру искоренить и святые божии церкви до конца разорить…».

В совместных классовых боях против эксплуататоров на различных этапах исторического развития закалялась дружба русского, украинского и других народов.

Навеки соединив свою судьбу с братским русским народом, украинский народ спас себя как этническую общность. Воссоединенная с Россией большая часть Украины стала могучим притягательным центром для народных масс тех земель, которые все еще оставались оторванными от Украины. Воссоединение способствовало культурному взаимообогащению двух братских народов. Оно обеспечило благотворное влияние прогрессивной русской культуры на украинскую, дало новый мощный импульс к духовному развитию обоих народов. Воссоединение Украины с Россией имело огромное международное значение. В первой половине XVII в. Продолжалось наступление католицизма и униатства, усилился национальный гнет и произвол властей. Против иностранного господства выступали все сословия и в первую очередь крестьянство, казачество и трудовое население городов.

Резко обострились социальные противоречия. Одновременно усиливалось стремление к воссоединению Украины с Россией. В ходе освободительной войны 1648—1654 гг. Таким образом, освободительная война явилась важнейшим событием в истории украинского народа. Прогрессивный, справедливый характер освободительной войны определялся тем, что она велась за освобождение родины от чужеземного порабощения. В ней приняли активное участие крестьяне, казачество, трудовое население городов, т. Большую роль в успешном ведении боевых операций сыграло казачество, имевшее военную организацию и оружие. Сотни тысяч восставших крестьян и мещан объявляли себя казаками.

Могучему размаху освободительной войны способствовало участие в ней наравне с широкими народными массами Украины представителей русского, белорусского, польского, молдавского и других народов, проживавших тогда на Украине. Возглавил освободительную войну выдающийся государственный деятель, искусный полководец и мудрый дипломат Богдан Хмельницкий. Выражая вековые стремления украинского народа к тесному союзу с братским русским народом, он последовательно боролся за воссоединение Украины с Россией. Под руководством Б. Хмельницкого на Украине были созданы вооруженные силы, неоднократно наносившие поражения польско-шляхетским войскам и освободившие значительную часть территории Украины. Наряду с Б. Хмельницким из среды восставших выдвинулись талантливые полководцы, непреклонные поборники теснейшего единства двух братских народов — М. Кривонос, И.

Богун, М. Пушкарь, Д. Нечай, Ф. Джалалий, М. Небаба и многие другие. Освободительная война на Украине в своем развитии прошла три главных этапа. Первый этап охватывает 1648 г. Хмельницким, нанесла поражение польско-шляхетским военным силам под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами и освободила Украину.

Хмельницкий обратился к царскому правительству с просьбой воссоединить Украину с Россией и оказать военную помощь в борьбе против агрессии шляхетской Польши. Второй этап 1649—1651 — время тяжелых испытаний украинского народа: повстанческая армия потерпела неудачи в битвах под Зборовым и Берестечком, что угрожало свести к минимуму достигнутые успехи. Хмельницкий активизировал переговоры о воссоединении Украины с Россией. Земский собор 1651 г. Украинский народ накапливал силы для продолжения освободительной войны. На третьем этапе 1652 — начало 1654 г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией, а Переяславская рада 8 января 1654 г. В результате героической борьбы народных масс на освобожденной территории Украины фактически было уничтожено польско-шляхетское господство.

Одновременно было ликвидировано крупное землевладение польских и украинских магнатов и шляхты. Это привело к значительному ослаблению феодально-крепостнического гнета. Часть земель на правах займанщины оказалась в руках крестьян, казаков и горожан, вследствие чего возросло мелкое землевладение. Крестьяне и горожане отказывались выполнять феодальные повинности или своими действиями сводили их к минимуму. Они добились прав, хотя и очень ограниченных, на переход в казацкое сословие, что в определенной мере улучшало их положение. В ходе военных действий формировалась украинская государственность, возглавляемая гетманом. Казацкая старшина сосредоточила в своих руках административные и судебные органы власти, обеспечив себе экономические и политические привилегии, а этим самым и господствующее положение в обществе. В годы войны расширилось землевладение православных монастырей.

Основными источниками его роста стали гетманские и полковничьи пожалования. Сохранилось также землевладение украинской шляхты и казацкой старшины, принимавших участие в борьбе против польских магнатов и шляхты. В период освободительной войны значительно окрепли экономические, политические и культурные связи Украины с Россией. Русский народ оказывал большую помощь украинскому народу в его справедливой освободительной войне. Во время нападений польско-шляхетских войск многие тысячи украинских крестьян, казаков и горожан переселялись на территорию России. Освободительная война украинского народа способствовала активизации освободительной борьбы белорусского народа. Совместная борьба народов Украины и Белоруссии за свое освобождение, братское единство с русским народом оказала заметное влияние на усиление антифеодальных движений в ряде районов Польши, Молдавии и др. Героическая борьба украинского народа нашла яркое отражение в устном народном творчестве.

В народных думах, песнях, легендах, красной питью проходит идея патриотизма, стремления украинского народа к воссоединению с братским русским народом, одобрения исторических решений Переяславской рады 1654 г. В народных думах и песнях прославляется героическая борьба трудящихся против феодально-крепостнического гнета. Народ воспел легендарные имена Б.

История в лицах

Но «Утверженная грамота» Земского собора 1613 года в значительной степени ориентировалась на аналогичный документ собора 1598 года, избравшего царем Бориса Годунова. Как все эти болезненные процессы проходили в действительности, сказать трудно, поскольку очень много письменных источников того времени до нас не дошли. Мы не знаем достоверно, как именно после Смуты ее бывшие участники искали компромиссы и примирялись между собой. Судя по всему, не все прежние обиды сразу мгновенно забывались. Образно говоря, пожар Смуты, которая после избрания Михаила Романова на царство продолжалась еще пять лет, затухал медленно и постепенно.

Властный патриархат Почему после 1619 года, когда из польского плена вернулся будущий патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, Земские соборы перестали регулярно собираться? Нет, на самом деле Земские соборы с 1613-го по 1622 год собирались ежегодно, практически превратившись в постоянно действующий орган власти наподобие парламента. Выход из Смуты оказался долгим и болезненным процессом Казна была пуста, и для восстановления разоренной страны приходилось вводить новые чрезвычайные налоги — пятинные и запросные деньги. Чтобы обеспечить их сбор, правительство Михаила Федоровича в первые годы его правления не могло обойтись без одобрения и поддержки русского общества, чьими представителями были делегаты Земских соборов.

После возвращения из польского плена Филарета в 1619 году и поставления его патриархом в России установился необычный властный тандем: государь-отец на патриаршем престоле и государь-сын на царском троне. С 1622 года Земские соборы не созывались десять лет вплоть до Смоленской войны с Речью Посполитой. Потом в течение всего XVII века они будут регулярно собираться для обсуждения насущных вопросов внутренней и внешней политики. Последний Земский собор в русской истории состоялся при царе Петре.

Такую политическую конструкцию с соправительством отца и сына можно назвать семейным двоевластием? Можно, но доминирующую роль в ней, бесспорно, играл патриарх Филарет. С точки зрения русского семейного права по-другому и быть не могло: отец в любом случае был главнее неженатого сына. Но даже после первой женитьбы Михаила Федоровича в 1624 году реальным правителем России вплоть до своей кончины в 1633 году считался патриарх Филарет.

Богдан Хмельницкий, желающий найти союзников для войны с Речью Посполитой, надолго связал историю Украины и России. В рамках элективного курса «Россия — моя история» преподавателями ЦК «Общегуманитарные дисциплины» были проведены занятия на тему: «Борьба за свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г.

Решить эту проблему пытались за счёт введения новых налогов. В 1645-м на российский престол взошёл молодой царь Алексей Михайлович, ближайшим советником которого был его воспитатель — боярин Борис Морозов, сосредоточивший в своих руках огромную власть и фактически возглавлявший правительство. На ключевые государственные должности он расставил близких к себе людей. Однако решить основные проблемы страны ни сам Морозов, ни члены его команды оказались не в состоянии. Слабое развитие промышленности, внутреннего и внешнего рынка не позволяли государству увеличивать бюджет. Отсутствие финансовых средств для давно назревших реформ и колонизации Сибири, Поволжья, земель юга России новое правительство компенсировало ростом числа повинностей и служб населения», — рассказала в разговоре с RT заведующая сектором истории России с древних времён до XVIII века научно-экспозиционного отдела Государственного исторического музея Ольга Соколова.

Повышение существовавших ранее налогов проблему наполнения казны не решало: люди были не в состоянии их платить, что приводило только к росту недоимок. По его словам, соль в то время фактически была единственным доступным консервантом. Поэтому введение пошлины привело к резкому росту цен на многие широко распространённые продукты питания и, соответственно, к падению уровня жизни людей. По словам историков, в 1647 году стало ясно, что введение налога на соль не принесло желаемого финансового эффекта, и его отменили. Однако власти пошли на новые непопулярные меры. Финансовые сборы, которые правительство ранее обещало отменить, приравняли к недоимкам. Кроме того, власти резко сократили бюджетные расходы, что привело к отмене либо задержке выплат жалования ряду категорий людей, работавших на государство. При этом служилым людям продолжали уменьшать жалованье», — рассказала Ольга Соколова. Эксперты отмечают, что органы власти были буквально завалены челобитными с просьбами о предоставлении льгот или об отмене повинностей.

Решения по этим заявлениям подолгу не принимались, что создавало условия для роста коррупции.

Значимость соборных функций для новгородских сходов подтверждается тем, что именно вече в Новгороде могло выбирать архиепископов для служения в качестве главы церкви. Земский собор и особенности его первого созыва Современные историки дискутируют о дате проведения первого Земского собора в России: мнения разделились между периодом 1547-1549 гг.

Тем не менее глобальное значение этих событий на столь важном этапе российской и мировой истории делает минорные различия во взглядах ученых второстепенными. Первый Земский собор был таким же решающим событием, как и провозглашение Московского княжества Русским царством Иваном IV в феврале 1547 года. Этот исторический момент стал ключевым в эволюции российской государственности, так как на этом соборе был заложен фундамент новой системы управления государством.

Примечание 3 Часто первый Земский собор в исторической литературе именуют "Примирительным". Иван IV, созывая его, стремился уменьшить социальные противоречия, поразившие Русь в те времена. Для проведения такого масштабного события на Красной площади было возведено Лобное место, которое до сих пор стоит в центре Москвы.

Здесь Иван IV обратился к своему народу с посланием, призывающим к социальной гармонии и духовной цельности. Рассматривая итоги Собора, становится очевидным, что он охватил множество вопросов, связанных с развитием государства. По мнению многих ученых, именно на этом соборе был утвержден новый Судебник — основной законодательный акт того времени.

После Собора началась новая эра в правлении Ивана IV, которая до сих пор признается многими историками как период значительных реформ. Несмотря на это, были и такие, кто с сомнением воспринимал этот период его правления. Основания для создания опричнины также нашли отражение в работе Собора.

Некоторые представители русской знати лишь вербально поддерживали идею сотрудничества, по-прежнему рассчитывая на сохранение своих привилегий и интересов. Поступки бояр, ставшие корнем многих внутренних конфликтов, угрожали стабильности России. Но благодаря поддержке на национальном уровне, полученной на Соборе, Иван IV приступил к осуществлению своей стратегии укрепления государства, в процессе которой он решительно подавлял оппозицию со стороны боярства, закладывая фундаменты самодержавного управления.

Примечание 4 Итак, первый царь России не просто прекратил практику проведения вечей, но и предложил инновационную форму государственного управления с учетом народного представительства, которая продолжала развиваться в последующие годы. У Земских соборов была своя особенность: они стремились к примирению и были направлены на урегулирование политических напряжений или принятие важных государственных решений, таких как выборы царя, утверждение наследника или присоединение новых территорий. В эпоху быстрого развития России каждый Земский собор имел свои уникальные особенности, и не существовало строгой структуры или регламента их проведения.

Мартовские статьи

Экономические последствия — это разорение страны, серьезное ухудшение экономической обстановки с этим связанное. В демографическом аспекте отметим, что большое количество людей погибло во время войны. В геополитическом плане Россия потеряла ряд территорий, окончательно был потерян выход к Балтийскому морю. Так же в стране отсутствовал царь, власть которого была бы легитимной. Возник политический кризис. Как итог, первоочередно стоял вопрос передачи государственной власти. Выбрали Михаила Федоровича Романова, который и стал первым правителем из новой династии. Первые Романовы Михаил Федорович ставил перед собой конкретные задачи.

Верхи столичного дворянства занимали изменчивую позицию, попеременно склоняясь то в сторону боярской верхушки, то в сторону земских служилых людей. Дворяне резко выступали против бюрократического московского дьячества, настаивали на пересмотре порядка обложения не с размеров земли, а с численности крестьян на ней , на секуляризации церковных земель и имуществ и т. Московское купечество и торговые городовые люди жаловались на злоупотребления воевод, казенных служб, тяжесть налогов. Когда в 1656 г. Эта инициатива не была поддержана, а в Москве в 1662 г.

Земский собор как представительный орган утрачивал связи с теми слоями, которые он когда-то представлял: сначала отпали выборные от духовенства и сельского населения и в Соборе остались служилые и посадские тяглые люди купцы, «черные сотни». Уже в 1634 г. Земский собор опять превращался в собрание столичных служилых и торговых чинов. На Соборе 1650 г.

Он проводился с целью объединения усилий в борьбе за свободу. Важным результатом Земского собора стало принятие Уложения, которое определяло права и обязанности государственных органов и населения. Это было первым актом украинского парламентаризма и являлось важным шагом на пути к национальному самоопределению. Переяславская Рада 1654 года также играет важную роль в борьбе за свободу. Рада состоялась в городе Переяславе, где собрались представители запорожских казаков и украинских князей.

На Раде принялось решение о заключении союза с Московским царством.

Хмельницкий письменно известили царя. Так был провозглашен великий исторический акт воссоединения Украины с Россией.

Единодушие участников рады свидетельствовало о том, что воссоединение являлось жизненно необходимым для двух братских народов и как близки их интересы. Представители русского посольства из Переяслава выехали в города Украины для принятия присяги от населения. Украинский народ с воодушевлением воспринял решение Переяславской рады о воссоединении Украины с Россией.

Повсюду представителей России встречали с большими почестями. Для принятия присяги от жителей Киева приехал боярин В. Население города торжественно встречало посла перед Золотыми воротами.

В Софийском соборе и на прилегающей к нему площади, 17 января присягали на верность России сотники, есаулы, атаманы, казаки, горожане, духовенство. Весь народ Украины с большим подъемом приносил присягу. Летописец Г.

Грабянка сообщает, что присягу «во всей Украине всякая душа з охотою учинила, и была радость великая во всем народе»[47]. Навеки вместе. Художник А.

Хмельницкий 1953. Богданович-Зарудный и П. С письмами Б.

Хмельницкого они передали царскому правительству также «Просительные письма», состоявшие из 23 пунктов «статей» , а именно: об утверждении прав и привилегий казаков, православной шляхты; установлении 60-тысячного казацкого реестра; о плате старшине и выделении средств на содержание войска; свободном избрании казаками гетмана и передаче ему во владение Чигиринского староства; о сохранении прав киевского митрополита, городской администрации и установлении порядка сбора налогов на Украине царским правительством и т. При этом гетманская администрация обязывалась определить, «хто казак, тот вольности казатцкие иметь будет, а хто мужик, тот будет повинность обыклую царскому величеству отдавать, как и преж того бывало»[48]. Большинство указанных пунктов получило одобрение царя и бояр.

Дополнительные пункты о положении Украины в составе Русского государства утверждались в статьях от 21 марта, известных в истории под названием «Мартовские статьи 1654 г. В частности, в них речь идет о сохранении порядков и прав, действовавших в городах, положении старшины и казаков, о праве гетмана поддерживать сношения с другими государствами, за исключением Турции и Польши. Другие решения оформлялись в царских грамотах от 27 марта — о сохранении прав и вольности Войска Запорожского, православной шляхты, владении гетманом Чигиринским староством и другими имениями.

Украина, находившаяся на положении колонии Речи Посполитой, в составе Русского государства получала право на самоуправление. Обеспечивались «права и вольности» Войска Запорожского и отдельных сословий, выборность гетмана, местной администрации, традиционное судопроизводство, собственные вооруженные силы, организация финансов под контролем царских представителей, право сношений с иноземными государствами. Историческое и международное значение воссоединения Украины с Россией.

Историческое значение воссоединения Украины с Россией состояло прежде всего в том, что им навсегда закреплялось сложившееся единство двух братских народов. В составе Русского государства Украина нашла спасение от порабощения шляхетской Польшей и поглощения султанской Турцией. Несмотря на социальную политику царизма и господствующих классов, воссоединение Украины с Россией объективно имело огромное значение для дальнейшего экономического, политического и культурного развития украинского и русского народов.

В составе Русского государства освобожденная Украина экономически развивалась быстрее, чем украинские земли, оставшиеся под властью иностранных держав. Воссоединение способствовало росту производительных сил, развитию товарно-денежных отношений и расширению формирующегося общероссийского рынка. Ленин отмечал то обстоятельство, что «пока разные нации живут в одном государстве, их связывают миллионы и миллиарды нитей экономического, правового и бытового характера»[49].

Эти взаимосвязи народов способствовали их всестороннему развитию. Воссоединение Украины с Россией усилило экономическое и военное могущество Русского государства. Расширилась его территория, укрепились южные границы, в охране которых активное участие принимало украинское население.

Со времени воссоединения Украины с Россией тесный и неразрывный союз украинского и русского народов продолжал развиваться и крепнуть. В лице русского народа украинский народ «обрел великого союзника, верного друга и защитника в борьбе за свое социальное и национальное освобождение»[50]. Начался качественно новый этап совместной борьбы двух братских народов против социального гнета.

В совместных классовых боях против эксплуататоров на различных этапах исторического развития закалялась дружба русского, украинского и других народов. Навеки соединив свою судьбу с братским русским народом, украинский народ спас себя как этническую общность. Воссоединенная с Россией большая часть Украины стала могучим притягательным центром для народных масс тех земель, которые все еще оставались оторванными от Украины.

Воссоединение способствовало культурному взаимообогащению двух братских народов. Оно обеспечило благотворное влияние прогрессивной русской культуры на украинскую, дало новый мощный импульс к духовному развитию обоих народов. Воссоединение Украины с Россией имело огромное международное значение.

В первой половине XVII в. Продолжалось наступление католицизма и униатства, усилился национальный гнет и произвол властей. Против иностранного господства выступали все сословия и в первую очередь крестьянство, казачество и трудовое население городов.

Резко обострились социальные противоречия. Одновременно усиливалось стремление к воссоединению Украины с Россией. В ходе освободительной войны 1648—1654 гг.

Таким образом, освободительная война явилась важнейшим событием в истории украинского народа. Прогрессивный, справедливый характер освободительной войны определялся тем, что она велась за освобождение родины от чужеземного порабощения. В ней приняли активное участие крестьяне, казачество, трудовое население городов, т.

Большую роль в успешном ведении боевых операций сыграло казачество, имевшее военную организацию и оружие. Сотни тысяч восставших крестьян и мещан объявляли себя казаками. Могучему размаху освободительной войны способствовало участие в ней наравне с широкими народными массами Украины представителей русского, белорусского, польского, молдавского и других народов, проживавших тогда на Украине.

Возглавил освободительную войну выдающийся государственный деятель, искусный полководец и мудрый дипломат Богдан Хмельницкий. Выражая вековые стремления украинского народа к тесному союзу с братским русским народом, он последовательно боролся за воссоединение Украины с Россией. Под руководством Б.

Хмельницкого на Украине были созданы вооруженные силы, неоднократно наносившие поражения польско-шляхетским войскам и освободившие значительную часть территории Украины.

Земский собор 1613 года

полное среднее образование с 1 по 11 класс дистанционно, возможность официальног. Земский Собор, одобривший челобитную Войска Запорожского. Земский собор 1653 года — земский собор по поводу объявления войны польскому королю Яну Казимиру, за нарушения им мирных между государств.

Церковные земские соборы

Церковные земские соборы 1 октября 1653 года Земский Собор в Москве постановил удовлетворить просьбу гетмана Богдана Хмельницкого и Войска Запорожского о принятии православного украинского народа "под высокую руку" русского царя и объявлении войны этого царь Алексей.
Земские соборы: возникновение, состав и особенности функционирования Земский собор, состоявшийся в Москве 1(11).10.1653, постановил, что православных подданных польск. короля, которые гонениями на православие теперь освобождены им самим от «верности и послушания», нельзя «отпустить к турскому салтану или крымскому хану».
Решение земского собора о воссоединении Украины с Россией 11 октября (1 октября ) состоялся Земской собор, на котором было принято решение о включении Войска Запорожского в состав России. Война Украины и Речи Посполитой 1648—1654 гг.
Церковный раскол XVII века 410 лет назад, весной 1613 года, Земский собор в Московском Кремле избрал русским царем шестнадцатилетнего Михаила Романова, ставшего основателем правящей династии в России на протяжении следующих трехсот лет.
Переяславская рада 1654 года: причины проведения и итоги Главная» Новости» 1654 г 8 января переяславская рада вхождение украины в состав россии.

Земский собор

новый свод законов Российского государства. Решение Земского собора. Русское посольство. 1 октября 1653 года в Москве собрался Земский собор. самый представительный и многочисленный из всех, какие только собирались в XVI - XVII вв. Прекратил деятельность Земских соборов (последний Земский собор созван в 1653 г.). ЗЕМСКИЙ СОБОР 1653 г. И государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси самодержец, пришел от праздника от Покрова пресвятые Богородицы для собору в Грановитую палате.

6. ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ — АКТ ВЕЛИКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ

Однако не только казаки хотели объединиться с Московской Русью. Представители православного духовенства архиепископ Исайя Копинский впоследствии литовский митрополит в 1622 году и митрополит Иов Борецкий в 1625 году обращались к московскому царю с просьбой о покровительстве и воссоединении Малороссии с Россией. После подавления ряда восстаний 30-х годов XVII века польские паны еще больше усилили крепостнический, национальный и религиозный гнет. Наряду с крестьянами и мещанами притеснениям подвергались мелкая украинская шляхта и православное духовенство. Всеобщее недовольство и протест вылились в Освободительную войну украинского народа против Речи Посполитой 1648-1654 гг. Борьбу против гнета панской Польши возглавил гетман Богдан Хмельницкий.

На начальном этапе войны он пытался привлечь на свою сторону и турецкого султана, и крымского хана, и шведского короля. Поначалу Б. Хмельницкому сопутствовала удача. Восставшие одержали серию побед: у Желтых Вод, под Корсунем и под Пилявцами. Однако затем из-за измены крымского хана гетман терпит ряд серьезных поражений: в 1649 году под Зборовом, в 1651 году под Берестечком и в 1652 году в окрестностях Жванца.

Известный историк С. Соловьев писал, что "поражение под Берестечком ясно показывало Б. Шесть лет вели малороссы тяжелую борьбу с поляками. Война потребовала огромных жертв и громадного напряжения сил. Положение Малороссии было исключительно тяжелым.

В этих условиях гетман стал еще активнее предлагать Москве воссоединение. Им было послано около 20 посольств к царю с такой просьбой. Однако, русское правительство, опасаясь новой войны с Польшей, занимало сдержанную позицию. Московская Русь еще не совсем оправилась от Смуты. К тому же такая война могла подтолкнуть потом и подтолкнула Швецию к захвату Приморья находившегося в то время в руках поляков , что затруднило бы Москве возврат русских земель, прилегавших к Балтийскому морю.

В то же время, Русь не могла остаться совсем в стороне от борьбы малороссов и оказывала помощь восставшим «хлебом и пушками», а также дипломатическими методами. В 1653 году царь потребовал от Варшавы не нарушать права православного населения в Малороссии и прекратить гонения на православную церковь. Однако направленное в этой связи посольство вернулось ни с чем. При рассмотрении вопроса о «челобитье государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского» подчеркивалась нависшая над Малороссией серьезная опасность: «в 161-м году 1652 г. Собору было сообщено, что турецкий султан призывал малороссов к себе в подданство, но гетман "ему в том отказал"; что крымского хана с ордой запорожцы призвали к себе в союзники против поляков "поневоле"; что запорожцы присылали свои посольства с просьбой принять их в подданство и помочь в войне с Польшей "многижда".

Несмотря на то, что доклад обсуждался раздельно на заседаниях каждого сословия, решение было единодушным. Здесь речь шла уже не только о гетманском войске, которое еще год назад предлагалось расселить на земли Московской Руси, но и о "городах" и "землях", то есть о всей Малороссии. Освобождение малороссов от подданства Речи Посполитой в правовом отношении обосновывалось не только их желанием, но и неисполнением присяги самим королем в части непритеснения своих подданных некатолической веры. Было очевидно, что в связи с воссоединением русских земель войны с поляками не избежать. Постановления Собора были оглашены русскому народу и встретили единодушную поддержку.

Присутствовало на Соборе и посольство гетмана во главе с Л. Капустой, которое сразу же после его окончания отбыло к Б.

Кроме Акта 1 октября 1653 г. Как известно, В. Латкин в своей публикации документов по истории земских соборов XVII в. Ведь его продолжительность часто без всяких оснований сводят только к одному дню — 1 октября 1653 г. Не было также сведений и об участниках этого Собора, сыгравшего столь важную роль в исторических судьбах двух братских народов.

В описании документов и бумаг бывшего Московского архива Министерства юстиции упоминается «Список дворян разных городов, прибывших в мае и июне 161 г. Публикуемый список составлялся в Москве, в мае — июне 1653 г.

А собою они с поляки миритца отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельнитцкого и всего Войска Запорожского его государевым великим послом, боярину и наместнику великопермскому князю Борису Александровичю Репнину-Оболенскому с товарыщи, о том миру и о посредстве королю и паном раде говорити велено. И по государеву указу его государевы великие послы, боярин князь Борис Александрович с товарыщи, в ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада то междоусобье успокоили и с черкасы помирились. И православную християнскую веру греческого закону не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, а которые церкви оборочены под унею, и те б церкви отдали им назад. И будет король и паны рада то учинят, что з запорожскими черкасы помирятца, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви божий отдадут им попрежнему, и великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей брату своему королевскому величеству такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописке объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкасы отказали, и, хотя православную християнскую веру искоренити и церкви божий разорити, пошли на них войною при них же, великих послех. Да как у короля и у панов рад в прошлом во 161-м году сойм был в Бресте Литовском, и у них на сойме приговорено впрямь, что их православных християн греческого закону, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви божий розорить, чтоб вера греческого закона искоренилась. И государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им з большим вычетом в полате и х коретам идучи во все люди вслух, что великий государь его царское величество для православные християнские веры и святых божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людем, которые за их государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать.

И коли он, Ян Козимер король, и они, паны рада, то поставили ни во что и ни в чем исправленья не учинили, и великий государь его царское величество такова их злого безчестья и многово по вечному докончанью неисправленья больши того терпети им не будет. И послов своих и посланников о том к ним вперед посылать не учнет, а велит о тех их неправдах и о нарушенье вечного докончанья писать во все окрестные государства к великим государем християнским и бусурманским. А за православную християнскую веру, и за святые божий церкви, и за свою государскую достойную честь стояти будет, сколько милосердый бог помочи подаст. И паны рада ни на какую меру не сошли ж, и сходства не показали, и исправленья ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян Казимер король обран на королевство и на коронованье присягал, и в присяге ево написано меж иных дел, что ему меж разнствующими в вере християнской остерегати, и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никово на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушания чинит свободными и разрешения о той клятве своей ни у ково просити не будет и не примет. А ныне писал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой и все Войско Запорожское с посланцом своим с Лаврином Капустою, что король с войсками своими на Украину идет. И они, не хотя монастырей и церквей божиих и християн в мучительство выдать, бьют челом, чтоб государь его пожаловал, войска свои вскоре послать к ним велел. А будет он, великий государь, и ныне над ними, православными християны, не зжалится, как они у него, государя, с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят и под себя подобьют, то они волю их чинити по нужде будут. А запорожской посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал да с ним гетман Богдан Хмельнитцкой, а велел государю бити челом, чтоб государь велел прислать в Киев и в -ыные городы своих государевых воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3000 человек, и то для тех же государевых воевод, а у гетмана де людей много.

Да к нему ж де хотел быть крымский хан с ордою, а иные татаровя уж и пришли и стоят под Белою Церковью. Да к гетману ж де присылал турской салтан а обоз в Борки посланца своего, зовучи ево к себе в подданство. И гетман де ему в том отказал, а надеетца на государеву милость. А будет государь его и не пожалует, принять не велит, и он в том учнет свидетельствоватца богом, что он о том у него, государя, милости просил много, а он, государь, его не пожаловал, а с королем де у них миру отнюдь не будет, а учнут против его стоять. Да в вестях объявилось, что люди их черкаские с польскими людьми в подъездах двожды сходились и бились, и им де посчастилось и много языков поляков поймали. А литовской де гетман Радивил говорил: будет они с Войском Запорожским ничего не учинят, и они тотчас с ними помирятца и пойдут на государеву землю войною. И выслушав, бояре приговорили: за честь блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и за честь сына его государева, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии, стояти и против польского короля война весть. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованья и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. А по посольским договором, и по ответным письмам, и по своей соймовой констытуцыи во многие годы исправленья не учинили. И видя королевские подданные такое неисправленье и злым людем за вины их неуимство от того не престали, и с порубежных городов капитаны их и наместники в государевы порубежные городы к воеводам во всех годех государево имянованье и титло писали с пропискою.

И при государевых послех, при боярине князь Борисе Александровиче Репнине с товарыщи, исправленья не учинили и называли то дело - государскую честь - малым делом, и смеяся и поставили ни во что, и отпустили государевых послов без дела, и тем оне вечное докончанье нарушили.

Таких группировок было несколько: Знатные бояре. Сюда относились представителнй боярского рода. Одна часть из них считали, что идеальным царем для России станет Федор Мстиславский или Василий Голицын. Другие склонялись к юному Михаилу Романову. Количество бояр по интересам разделилось примерно поровну. Это также были знатные люди с большим авторитетом.

Они продвигали своего «царя» - Дмитрия Трубецкого. Сложность заключалась в том, что у Трубецкого был чин «боярин», который он совсем недавно получил в Тушенском дворе. По традиции казаки примкнули к тому, у кого были деньги. В частности они активно служили Тушенскому двору, а после того, как последний, разогнали — стали поддерживать царя, который имел отношениек Тушину. Отец Михаила Романова, Филарет, был патриархом в Тушенском дворе и пользовался там большим уважением. Во многом благодаря этому факту Михаила поддержали казаки и духовенство.

Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и раскол

Земский собор, одобривший челобитную Войска Запорожского. ЗЕМСКИЙ СОБОР 1653 г. И ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА 1654 г.» В истории российско-украинских отношений ключевым и поворотным пунктом была Переяславская рада 1654 года. Принимать ли Украину в состав России, решал представительный орган — Земский собор, созванный для этой цели весной 1653 года и проработавший до осени.

Земские соборы: возникновение, состав и особенности функционирования

Дети боярские несли также и постоянную сторожевую службу по охране границ Московского государства. Командиры засечной стражи и сторожевых разъездов — «станиц» — как правило были из детей боярских. Государь, Царь и Великий князь всея Руси — официальный титул правителя Русского царства. Впервые в письменных источниках упоминается в 1516 году.

Юридические основы «Поместной системы» Русского государства были закреплены в Судебнике 1497 года. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 годах. Пушкарский приказ — центральный орган военного управления в России Русском государстве , впервые упоминается при Иоанне IV под именем пушечного приказа поименован, в период с 1577 года по 1585 год.

Первое народное земское ополчение — ополчение под руководством Прокопия Ляпунова, Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого, пытавшееся в 1611 году положить конец польско-литовской оккупации Москвы. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Упоминания в литературе продолжение Земские соборы заняли особое место в системе органов государственного управления.

Земские соборы включали в себя Боярскую думу, Освященный собор Священный собор — высший коллегиальный орган православной Церкви и выборных представителей от дворян и городского населения. Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора.

Договориться между собой этим представителям всех сословий было сложно, что еще больше укрепляло власть царя. Князева, История государства и права России. Шпаргалки, 2012 В этой правительственной деятельности, обнаруживающейся с 1550 г.

В 1550 г. В 1551 г. В 1552 г.

В 1558 г. Во всех этих важных предприятиях, повторяю, Ивану помогали сотрудники, которые сосредоточивались около двух лиц, особенно близких к царю, — священника Сильвестра и Алексея Адашева, начальника Челобитного приказа, по-нашему — статс-секретаря у принятия прошений на высочайшее имя. По подсчетам Л.

Эти государственные органы рассматривали все вопросы внешней и внутренней политики. Состав соборов обычно определялся царями, но был по представленным группам достаточно стабильным: Боярская дума князья, бояре , Освященный собор верхи духовенства , представители дворянства, купечества, городов. Фортунатов, Российская история в афоризмах, 2010 Но не одна только Боярская Дума фигурирует в документе, подлежавшем подписи польского королевича.

Одновременно бояре потребовали и общего представительства для всей страны — Земского Собора. В лучший период своего царствования, ознаменованный завоеванием Астрахани и Казани и умелым внутренним управлением, Иван Грозный уже созывал соборы из различных выборных чиновников, на обязанности которых лежало взимание податей, и живших в Москве служилых людей. Но не такого совещания из одних лишь чиновников хотел Курбский, знаменитый противник Ивана Грозного; он желал учреждения в России истинного представительства, вероятно, следуя примеру Польско-Литовского королевства, где подобный институт мирно функционировал.

Русскому же самодержцу эти ограничения верховной власти казались не менее смешными, чем те, которыми была связана Елизавета Английская. То, чего желал Курбский, был всеобщий народный совет, созываемый ежегодно и составленный из представителей всех городов и округов: с ними царь должен был обсуждать дела, касавшиеся всего народа в целом. Подобное учреждение, быть может, ближе знакомое польскому королю, нежели требовавшим его боярам, и было поставлено в условие королевичу Владиславу при его избрании на русский престол.

Такие люди, как Филарет Романов, отец будущего царя Михаила, были столь же заинтересованы в принятии этих ограничений, как и недавние сторонники Шуйского, которые и его принудили согласиться на некоторые аналогичные условия. Ковалевский, Очерки по истории политических учреждений России, 1908 Регулярность и продолжительность заседаний земских соборов не были регламентированы и зависели от обстоятельств, важности и содержания обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев земские соборы функционировали непрерывно.

Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям палатам , каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся приговор, принимаемый всем составом собора. Таким образом, правительство имело возможность выявить мнения отдельных сословий и групп населения.

Но в целом собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой.

Сюда относились представителнй боярского рода. Одна часть из них считали, что идеальным царем для России станет Федор Мстиславский или Василий Голицын. Другие склонялись к юному Михаилу Романову. Количество бояр по интересам разделилось примерно поровну. Это также были знатные люди с большим авторитетом.

Они продвигали своего «царя» - Дмитрия Трубецкого. Сложность заключалась в том, что у Трубецкого был чин «боярин», который он совсем недавно получил в Тушенском дворе. По традиции казаки примкнули к тому, у кого были деньги. В частности они активно служили Тушенскому двору, а после того, как последний, разогнали — стали поддерживать царя, который имел отношениек Тушину. Отец Михаила Романова, Филарет, был патриархом в Тушенском дворе и пользовался там большим уважением. Во многом благодаря этому факту Михаила поддержали казаки и духовенство.

Карамзин Прав на пристол у Романова было не так много.

По итогам боевых действий заключен Поляновский мирный договор. Польша отказалась от претензий на русский трон, Россия выкупила Серпейск за 20 тысяч рублей. Так же создана Немецкая слобода — территория под Москвой, обустроенная для жизни иностранных военных специалистов и инженеров.

С 1613 года Михаил раздавал дворцовые и черносошные земли. Так же был увеличен срок поиска беглых крестьян с 5 до 10 лет. Были ограничены полномочия Земских соборов которые превратились в совещательный орган. Начался процесс налоговой реформы — созданы писцовые книги.

В 1630-е годы началось строительство засечных черт.

Документ состоял из 967 статей и делился на 25 глав. В нём впервые был определен статус главы государства, порядок государственной службы, виды государственных и уголовных преступлений. Также документ окончательно утвердил в России крепостное право, отменив «урочные лета» и объявив сыск беглых крестьян бессрочным. Была установлена вечная потомственная зависимость крестьянина от помещика. Государь, Царь и Великий Князь всея Руси с 1645 по 1676 год. Второй русский царь из династии Романовых. Вел активную внешнюю политику. Провел государственное реформирование, учредив новые центральные приказы. Отец российского императора Петра I.

Алексей Романов родился 19 марта 1629 года в городе Москва. Крещен в Чудовом монастыре самим святейший патриархом Филаретом Никитичем московский и всея Русии. Крестным отцом выступил троицкий келарь Александр. До пятилетнего возраста молодой царевич оставался на попечении у царских «мам». С пяти лет, под надзором боярина Бориса Ивановича Морозова стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению Часослова, Псалтыри и Деяний святых апостолов. В семь лет начал обучаться письму, а в девять церковному пению. Уже к одиннадцати годам у него собралась хорошая библиотека.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий