Стоит ли оформлять самозанятость. Без статуса самозанятого, как и без любого другого официального статуса типа ИП, человек продолжает работать нелегально и не платить налоги. Чтобы ответить на вопрос «самозанятый — юридическое или физическое лицо», обратимся к определениям из закона.
Виды деятельности для самозанятых в 2024 году
Для доходов, получаемых от физических лиц, установлена пониженная ставка налогообложения , если заработок перечислен от ИП или юридического лица, он будет облагаться налогом по более высокому тарифу. Независимо от того, кто является заказчиком работ, услуг или покупателем товара, при осуществлении сделки самозанятый должен оформить на операцию чек, который необходимо передать плательщику денег. На основании таких чеков фискальный орган выводит по итогам месяца налоговую базу и рассчитывает налог на профессиональный доход. Самозанятые — работа с юридическими лицами Для юридических лиц сотрудничество с гражданами в статусе самозанятых выгодно тем, что нет необходимости исчислять и платить в бюджет страховые отчисления , как в случае с официальным оформлением трудовых отношений. Для самозанятого законодательством предусмотрен минимум ограничений — по уровню годового дохода, нельзя использовать наемный труд и заниматься некоторыми видами деятельности , при этом фискальная нагрузка ниже, чем для ИП на любом другом спецрежиме.
На вопрос, могут ли самозанятые оказывать услуги юридическим лицам, мы ответили, но надо учитывать, что предприятию для отражения таких услуг и расходов на их оплату нужны документальные подтверждения. В качестве оправдательных документов выступает чек, оформляемый самозанятым через специальное приложение «Мой налог». Как работать самозанятым с ООО? Чек может быть создан и передан в бумажном виде или в электронном формате.
Электронный вариант чека можно отправить контрагенту на адрес электронной почты или на телефонный номер, путем считывания в момент осуществления сделки компьютерным устройством QR-кода.
Список патентуемой деятельности из статьи 346. Для работы с графикой и в творческих областях могут подойти следующие формулировки из этого списка: услуги в области фотографии; деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений; деятельность, специализированная в области дизайна; услуги художественного оформления; разработка компьютерного программного обеспечения, в том числе системного программного обеспечения, приложений программного обеспечения, баз данных, web-страниц, включая их адаптацию и модификацию. Стоимость патента зависит от возможных доходов и отличается для разных регионов. Приобретается патент на срок от месяца до года и действует на территории только определённого региона России можно купить патенты сразу для нескольких регионов. Рассчитать стоимость поможет специальный калькулятор на сайте Налоговой службы. ИП может стать самозанятым и использовать все преимущества этого налогового режима. При этом обязательные страховые взносы становятся добровольными, исчезает необходимость подавать отчётность — приложение формирует её само, отпадает потребность в онлайн-кассе. Ограничения для открытия статуса самозанятого ИП те же, что и обычно.
Такой подход удобен, если у вас уже открыто ИП, но вы хотите снизить налоговую нагрузку, а также если доходы в качестве самозанятого выходят за пределы ограничения в 2 400 000 рублей — всё, что сверх, можно платить по УСН. Налоги индивидуальный предприниматель выплачивает согласно налоговому календарю. В нём указаны все виды отчётности — нужно обращать внимание на те, которые относятся именно к вам. Кроме налогов индивидуальный предприниматель должен уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Они не относятся к обязательным, пока у предпринимателя нет наёмных работников, однако дают возможность оформить больничный с выплатами или получать пособия, связанные с беременностью и рождением ребёнка. Причём платить эти взносы нужно, даже если в этот момент вы не ведёте никакой деятельности и не получаете дохода. Аналогичная ситуация с отчётностью — её также нужно подавать, даже если вы не выполняли никаких работ в этот период. Несвоевременная сдача даже «нулевой» отчётности — то есть отчётности, по итогам которой не требуется платить налогов, может привести к штрафам или даже блокировке счетов. Работа в качестве индивидуального предпринимателя требует более глубокого знания законов и финансов, нежели работа в статусе самозанятого.
Часто индивидуальные предприниматели обращаются к бухгалтеру, который за относительно небольшую сумму периодически приводит в порядок документацию и готовит отчёты. Если самозанятому, чтобы закрыть статус, достаточно нажать на кнопку в приложении, то индивидуальному предпринимателю нужно подать заявление например, на сайте Налоговой службы и уплатить пошлину. Также ему потребуется сделать все необходимые страховые выплаты в фонды медицинского и пенсионного страхования, заплатить налоги за текущий налоговый период и закрыть соответствующий банковский счёт, если он был открыт. Также нужно уволить всех сотрудников и подать отчётность в ФНС. Вывод: статус индивидуального предпринимателя подойдёт тем, кто имеет доход более 2 400 000 рублей в год или хочет создать компанию, нанимая сотрудников. К сложностям этого статуса можно отнести необходимость самостоятельной уплаты налогов и подготовки отчётности, что требует более глубоких знаний законодательной базы. Каждый понедельник мы выпускаем дайджест лучших вакансий для дизайнеров. Ищите его на главной странице или получайте в наших каналах в Telegram и « ВКонтакте ». Неофициальное трудоустройство Теневую или неофициальную занятость используют не очень честные работодатели, чтобы скрыть от государства факт трудовых взаимоотношений и таким образом избежать налогов.
Договариваясь о заказе, всегда оформляйте договор, причём прописывайте абсолютно всё, что может быть для вас важным. Лучше сделать договор на пару страниц толще, чем оказаться «у разбитого корыта» в случае разногласий или несоблюдения устных договорённостей. Выполняя фриланс-заказ неофициально, вы всегда рискуете: вас могут обмануть и заплатить меньше, чем вы договаривались «на словах», или не заплатить вовсе; будет сложно обратиться в суд, поскольку ваши отношения и договорённости нигде не зафиксированы; за уход от налогов вы можете получить крупные штрафы или даже попасть под уголовную ответственность. Если же вы работаете без договора и трудоустройства в компании, вы: не имеете гарантий, установленных трудовым законодательством; вам не начисляется стаж; за вас не совершаются пенсионные и иные отчисления. Судебные разбирательства по таким случаям тоже сложные, ведь вам потребуется доказать сам факт трудовых отношений. А в случае успеха вами может заинтересоваться Федеральная налоговая служба, поскольку вы получали деньги «в конверте» и не платили с этой «зарплаты» налоги. Вывод: минусов у теневой занятости и работы без договора много, а вот преимуществ — почти никаких. По сути, всё рассмотренное нами в предыдущих пунктах — различные способы легализовать свою работу и получить все положенные по закону права. Остаётся только выбрать наиболее удобный для себя формат.
Читайте также:.
Нет соцгарантий и пособий.
Самозанятым приходится рассчитывать только на себя: у них нет больничного , отпуска , выплаты по беременности и родам в сравнении с теми, кто работает по трудовому договору. НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами. Банки неохотно выдают кредиты.
Хоть самозанятые и могут подтвердить свои доходы справками из приложения «Мой налог», а банки обязаны их принимать, они по-прежнему часто отказывают в выдаче кредитов самозанятым или дают их на менее выгодных условиях. Впрочем, людей, работающих «вчерную», банки кредитуют еще менее охотно.
Для таких целей нерационально специально нанимать в штат отдельного сотрудника, а выгоднее передать часть функционала на аутсорсинг и платить только за факт оказания услуги по мере необходимости. Так можно привлечь практически любого специалиста и привязать его работу к конкретному результату. При сотрудничестве с самозанятым компания значительно экономит.
А при сотрудничестве с плательщиком НПД в статью расходов попадёт лишь вознаграждение за его услуги. При этом юрлицу в отношении исполнителя не придётся: составлять отчётность; оплачивать отпуск, больничный и социальные пособия; предоставлять рабочее место в соответствии с требованиями трудового кодекса; обеспечивать всеми необходимыми ресурсами для выполнения работы. С чего начать сотрудничество До того, как начать работать с самозанятыми в 2022 году, юридическим лицам необходимо убедиться, что исполнитель: Действительно имеет статус плательщика НПД и не был снят с учёта. Не занимается запрещённой деятельностью. За год не получил прибыль свыше установленных законом 2,4 миллионов рублей.
Не имел с компанией заказчика трудовых отношений в течение последних 2 лет. Оказывает услуги и другим организациям желательно. Чтобы подтвердить информацию о статусе, достаточно: Запросить у исполнителя справку о постановке на учёт в качестве плательщика НПД. Чем организации грозит потеря исполнителем статуса Для юридических лиц есть определённые риски при работе с самозанятыми.
Налог на профессиональный доход
Наш эксперт: налоговый консультант, руководитель онлайн-бухгалтерского агентства для предпринимателей Кто такой самозанятый Самозанятый — физическое лицо, которое платит специальный налог на профессиональный доход НПД. Летом 2018 года Федеральная Налоговая Служба столкнулась с проблемой: более 25 миллионов россиян игнорировало уплату налогов, работая «в серую», что наносило ущерб бюджету государства. В связи с этим с января 2019 года был запущен новый специальный режим налогообложения — НПД налог на профессиональный доход. Выгодные условия взаимодействия с налоговой и возможность легализовать свой доход стали решающими факторами для многих граждан, решивших зарегистрироваться в качестве «самозанятых».
Плюсы работы с самозанятыми На конец 2022 года известно, что более 6,5 миллионов человек используют налог на профессиональный налог: и компании могут использовать это себе на пользу, разобравшись в спектре вопросов от «может ли работник быть самозанятым» до «как заключить договор с самозанятым лицом». Самозанятые работники — настоящая находка для владельцев малого и среднего бизнеса. При заключении «правильного» договора услуг с самозанятым можно оптимизировать бюджет компании.
Работодатель не должен платить НДФЛ и отчислять процент с зарплаты на покрытие полиса общего медицинского страхования ОМС , обязательного пенсионного страхования ОПС и взнос на случай временной нетрудоспособности в связи с с материнством ВНиМ. Экономия на налогах Оплата труда сотрудника, с которым организация заключила трудовой договор или договор ГПХ, при условии что человек не является самозанятым, автоматически попадает в категорию «двойных расходов». Заключив договор с самозанятым, вы можете освободить себя от уплаты налога, при этом сохранив размер выплаты равным зарплате сотрудника.
Отсутствие страховых взносов Перечень страховых взносов, обязательных для ИП или любого другого юридического лица, нанявшего сотрудника, достаточно широк: это и отчисления в пенсионный фонд, и в фонд обязательного медицинского страхования. Также работодателя могут обязать платить отчисления по ВНиМ и по травматизму. В связи с этим затраты на одного сотрудника возрастают, но не всегда окупаются.
Елена Филиппова считает, что бизнесу выгодно работать с самозанятыми. Кроме того — сокращение внутренних административных расходов на обслуживание договоров с самозанятыми», — рассказывает эксперт. Как специалист, работающий с предпринимателями, эксперт отмечает в числе преимуществ большой выбор подрядчиков-самозанятых.
Он есть в том числе благодаря биржам самозанятых: приложениям, агрегаторам, комьюнити, банкам заказов и так далее. Не нужно платить за полный рабочий день Заключение договора услуг с самозанятым также хорошо тем, что работодатель не должен оплачивать почасовую работу сотрудника — если иное, конечно, не прописано в договоре. Поскольку взаимодействие базируется на договоре об оказании тех или иных услуг, а не выполнении широкого функционала, присущего определенной должности, оплата труда самозанятого может быть меньше при том же KPI, что и у находящегося в штате сотрудника.
Минусы работы с самозанятыми НПД — пока относительно новый режим налогообложения, и при его использования как работодатели, так и исполнители пытаются найти «лазейки», пока не учтенные законодательством. И несмотря на все преимущество взаимодействия организаций с самозанятыми, у этого процесса есть свои сложности и особенности. Исполнитель может соврать о статусе самозанятого или потерять его Перед заключением договора самозанятого с организацией необходимо проверить, стоит ли человека на учете в налоговой как самозанятый или он потерял этот статус.
ФНС может заподозрить схему по уходу от уплаты налогов В зависимости от того, какие обязательства связывают работодателя и физическое лицо, заключаются разные типы договоров: с сотрудником, работающим полный день и выполняющим определенный функционал, обычно заключается бессрочный трудовой договор, несущий за собой необходимость выделять рабочее место, знакомить человека с внутренним распорядком организации, платить налоги; с физическим лицом, уплачивающим налог на профессиональный доход, работодатель строит иные взаимоотношения, основанные на договоре оказания услуг. Самозанятый должен выполнить определенный объем работы, но никак не заменить сотрудника с официальным трудоустройством.
Тогда уже из заголовка будет понятно, что вы имели в виду, заключая его. Наименование сторон. Очень часть пренебрегают терминологией, указывая в договоре «Сторона 1» и «Сторона 2».
Был в трудовом договоре «Сотрудник», стал в гражданско-правовом договоре «Сторона 2». Вы — заказчик, а ваш контрагент — исполнитель, если речь идёт об оказании услуг. Если договор о выполнении работ, то «Сторона 2» - это подрядчик. Подтверждение статуса. При указании сторон обязательно оговоритесь, что ваш контрагент имеет статус индивидуального предпринимателя отдельно укажите в договоре номер свидетельства о его регистрации в этом статусе или что он является самозанятым.
Как мы уже говорили, нужно получить подтверждение этого. Оговоритесь, что ваш самозанятый обязан уведомить вас, если он утратил свой статус. Это должно произвести положительное впечатление на налоговые органы, поскольку у вас есть ещё одна обязанность — проверка добросовестности вашего контрагента. Вы не можете контролировать, когда его доход достигнет установленного законом пика, но вы возложили на него обязанность сообщить вам, если это произошло, и он больше не является самозанятым. Ещё эффективнее будет звучать, если вы предусмотрите в своём договоре, что за нарушение этой обязанности вы можете взыскать с самозанятого штраф, размер которого установите сами.
Предмет договора. Потому что это больше похоже на трудовую функцию. Сотрудник бухгалтерии ведёт бухгалтерский учёт, а ваш подрядчик или исполнитель готовит конкретные документы. Правильнее будет написать в договоре, что, например, исполнитель готовит отчёты за конкретный период по заданию заказчика. Пропишите алгоритм, как вы эти задания ставите подрядчику.
Очень часто это прописывают, как обмен email. То есть я вам в email на такой-то адрес пишу, что мне необходимо подготовить бухгалтерский отчёт за такой-то период, вы мне подтверждаете: «Да, я его подготовлю за такую-то стоимость в такие-то сроки». По акту зафиксирована цена, вы выплатили фиксированное вознаграждение, согласованное отдельно, и получили подтверждающие документы. Подрядчик или исполнитель выполняет работы и услуги в согласованные периоды. Выплаты по гражданско-правовым договорам тем и отличаются от выплат по трудовым, что они оплачиваются за выполненные работы, за результат, а не в какое-то число каждого месяца.
Не пишите в договорах «до 10 числа каждого месяца», не пишите «дважды в месяц». Лучше выплачивать вознаграждения для самозанятых и ИП в дни, иные, чем дни выплаты зарплаты вашим сотрудникам. Подтверждающие документы. Пропишите в договоре предоставление самозанятым чека и составление акта. Подтверждающий документ — это требование закона, и без него налоговая может предъявить вам соответствующие претензии.
Задекларировал ли самозанятый всю полученную прибыль или утаил часть дохода от фискалов, пока налоговый орган достоверно проверить не может. Нет разработанных методик, алгоритмов, ресурсов. Также у ИФНС недостаточно полномочий для организации налоговых проверок. Может ли налоговая «вычислить» теневой доход? Материал по теме Можно ли оформить самозанятость в декрете? Можно, при этом пособия на ребенка сохраняются Можно ли оформить режим самозанятости, находясь в декретном отпуске. Не пострадают ли выплаты на ребенка, если женщина будет получать доход в декрете. Могут ли приставы наложить арест на доходы от самозанятости.
По привычке некоторые самозанятые «утаивают» часть своего дохода, не показывая его в приложении «Мой доход». Таких больше всего интересует: может ли налоговая квалифицировать полученные на карту деньги как доход и доначислить налоги, и, соответственно, и штрафы? Отвечаем кратко: может. Но это чрезвычайно сложно. А вот о сложностях расскажем поподробнее. Рассказываем о сложности установления теневого дохода. Проверка доходов самозанятых осложнена отсутствием у фискалов всевластных полномочий. Да, налоговики видят почти все счета, которые открыты у гражданина.
Ведь с 2017 года все банки обязаны направлять им информацию об открываемых и закрываемых счетах. Но движение по счетам у ИФНС никак не отражается. Обратите внимание: любой гражданин, подключенный к личному кабинету налогоплательщика, может проверить, какие счета видит налоговая. В принципе, там есть информация о вкладах, которые человек открывал в банках с давно отозванной лицензией. Для получения сведений о движении денежных средств по счетам налоговый орган должен направить соответствующий запрос в банк. А если счета открыты в разных банках — во все эти банки. То есть в каждый банк.
Доходы от такого сотрудничества компания не сможет поставить себе в расходы. Кроме этого, налоговые органы активно выявляют организации, переводящие своих сотрудников на самозанятость. Эти отношения признаются трудовыми с вытекающими отсюда негативными последствиями. Кроме того, для самозанятых установлены ограничения на: осуществление отдельных видов деятельности, размер дохода не более 2,4 млн руб. В остальном плательщики НПД вправе оказывать услуги как обычным гражданам, так и организациям и получать от них доход в любой форме. Рассмотрим, какие требования предъявляет законодатель к сотрудничеству самозанятого с юридическим лицом. Как самозанятому работать с юридическими лицами Основным требованием, которое предъявляет закон к работе самозанятых, является обязательная выдача чека. Плательщик обязан сформировать и передать чек тому, от кого он получил доход.
Проверка самозанятых с 1 марта 2024: новые правила для работодателей
Самозанятые могут получать деньги за свои услуги как от физических лиц, так и от юридических — компаний и ИП. Имеют ли право юридические лица (индивидуальные предприниматели) работать с самозанятыми? Можно ли совмещать официальную работу с самозанятостью.
Договор с самозанятым: риски и преимущества для работодателя
Для вызова на комиссию по самозанятым закон от 1 марта 2024 года достаточно соответствовать одному из перечисленных критериев: сотрудничество более чем с 10 самозанятыми со среднемесячным доходом от конкретной организации или ИП более 20 тыс. Особое внимание представители нового контролирующего органа буду обращать на факты подмены трудовых договоров заключением гражданско-правового договора с самозанятым и простым физическим лицом. Читайте еще: Выездные проверки ФНС в 2024 году: как пройти без рисков Выплаты самозанятым с 1 марта 2024 года Под особый контроль с 1 марта попадут выплаты самозанятым. ФНС передадут сведения о компании в специальные комиссии, переводят самозанятым больше 20 000 рублей в месяц. Изначально хотели собирать информацию о переводах самозанятым от 50 000 рублей. Об этом сказано в приказе Минтруда от 02. Какие последствия для работодателя Если комиссия докажет факт наличия нелегальной занятости, работодателя внесут в специальный реестр, его будет вести Роструд. Реестр заработает с 1 января 2025 года, это будет общедоступная информация, размещенная на сайте Роструда. Подробнее о том, как работать с самозанятыми, чтобы не нарваться на крупные штрафы в 2024 году, читайте в блоге Главбух Ассистент. Последствия для самозанятых с 1 марта 2024 года А вот ужесточать штрафы для самозанятых с 1 марта 2024 года пока не планируют.
За нарушение сроков уплаты налога не штрафуют, а начисляют пени.
И это создает вам проблемы? Гражданину предлагалось заявить полученный от сдачи в аренду доход либо объяснить использование указанных объектов недвижимости. Иные игнорировали «письма счастья». Еще часть арендодателей оправдывались, «отписываясь» об отсутствии у них дохода и неиспользовании ранее купленных квартир по назначению вовсе. К счастью, практика «презумпции нарушителя» массово наблюдалась только в период 2019-2020 гг. В настоящее время, если и имеются факты использования указанной «ноу-хау схемы», то массового характера не носят. Реальной массовой проверки имущества владельцев недвижимости не последовало. Но могло.
Пока же подозрения чаще так и остаются подозрениями. Нет четкого алгоритма квалификации получаемых самозанятым сумм. Да, если в одну и ту же дату гражданин получает одну и ту же сумму в течение длительного времени, есть все основания заподозрить получение им завуалированной зарплаты или арендной платы. Однако те же самые суммы могут оказаться помощью родственника да, такими регулярными и одинаковыми! Налоговики отслеживают такие одинаковые взносы. И берут гражданина «на заметку». Но при наличии статуса самозанятого такие риски резко снижаются. Отличить профессиональный доход самозанятого от личного без тщательной налоговой проверки при отсутствии алгоритма квалификации получаемых человеком сумм нереально. И все же есть методики проверки дохода самозанятого.
Как самозанятому правильно сформировать чек и предоставить его клиенту? Спросите юриста В настоящее время ИФНС сосредоточена больше на выявлении формальных нарушений со стороны самозанятых в области: порядка формирования чека, соблюдения самозанятым «порога» дохода, допустимого для статуса плательщика НПД, уплаты самозанятым налогов. Проверить это просто. Налоговая проверяет и выявляет нарушения следующими способами. Нарушен порядок формирования чека У налоговой нет возможности проверить формирование и реальное предоставление чека самозанятым каждому своему клиенту дистанционно. Фискалы могут это выявить только: Путем проверки документации клиента-юридического лица; Фактическими «контрольными закупками».
Ибо она все-таки очень новая и пока не очень стабильная. В теории стать самозанятым просто: скачивай приложение, регистрируйся в качестве самозанятого плательщика налога на профессиональный доход НПД , оказывай услуги, вноси сведения об этом в приложение «Мой налог», выдавай чек клиенту, уплачивай налог на профессиональный доход. Вроде бы, просто и понятно. У налоговиков есть право проверять правильность уплаты налогов самозанятыми лицами В отношении самозанятых налоговая проверяет отслеживает : чеки формируются ли или нет, правильно и своевременно или нет , факт соблюдения самозанятым порога дохода для статуса самозанятого, полноту и своевременность уплаты налогов. Задекларировал ли самозанятый всю полученную прибыль или утаил часть дохода от фискалов, пока налоговый орган достоверно проверить не может. Нет разработанных методик, алгоритмов, ресурсов. Также у ИФНС недостаточно полномочий для организации налоговых проверок. Может ли налоговая «вычислить» теневой доход? Материал по теме Можно ли оформить самозанятость в декрете? Можно, при этом пособия на ребенка сохраняются Можно ли оформить режим самозанятости, находясь в декретном отпуске. Не пострадают ли выплаты на ребенка, если женщина будет получать доход в декрете. Могут ли приставы наложить арест на доходы от самозанятости. По привычке некоторые самозанятые «утаивают» часть своего дохода, не показывая его в приложении «Мой доход». Таких больше всего интересует: может ли налоговая квалифицировать полученные на карту деньги как доход и доначислить налоги, и, соответственно, и штрафы? Отвечаем кратко: может. Но это чрезвычайно сложно. А вот о сложностях расскажем поподробнее. Рассказываем о сложности установления теневого дохода. Проверка доходов самозанятых осложнена отсутствием у фискалов всевластных полномочий. Да, налоговики видят почти все счета, которые открыты у гражданина. Ведь с 2017 года все банки обязаны направлять им информацию об открываемых и закрываемых счетах. Но движение по счетам у ИФНС никак не отражается. Обратите внимание: любой гражданин, подключенный к личному кабинету налогоплательщика, может проверить, какие счета видит налоговая.
Безопасно работать с теми самозанятыми, которые сотрудничают не только с одной вашей компанией ИП. Если ваша компания — единственный контрагент самозанятого, это подозрительно. Риски повышаются, если самозанятый зарегистрировал статус плательщика НПД непосредственно перед тем, как заключить договор с вашей фирмой. Учитывайте все требования и ограничения, которые устанавливает Закон о самозанятых от 27. Например, нельзя сотрудничать с самозанятыми, которые параллельно являются работниками вашей компании. Или трудились у вас менее 2 лет назад. На выполненные работы оказанные услуги самозанятый обязательно должен выставить чек в приложении «Мой налог» и направить документ вам как заказчику. Устали разбираться с нововведениями и контролировать наем персонала? Сервис знает , какие документы положены на самозанятых, а какие заводить нельзя. Априори по самозанятому не заполняется табель учета рабочего времени, нет таких начислений, как доплата до МРОТ, за сверхурочную работу или занятость в выходные и праздничные дни. В СБИС настроена печатная форма акта выполненных работ оказанных услуг. Прямо из программы можно проверить статус самозанятого.
Налоговая служба добилась резкого сокращения количества фальшивых самозанятых
Налоги для самозанятого значительно ниже, нежели налоги по договору ГПХ — 4%, если ваш договор заключён с физическим лицом, и 6% — если с юридическим или ИП. Самозанятым и ИП одновременно быть можно, но есть ограничения. Может ли самозанятый оказывать услуги юридическим лицам, какие услуги можно оказывать, как получать оплату от юридических лиц. Как пишут «Ведомости», с вопросами о самозанятых чаще всего сталкиваются компании из IT, сферы услуг, торговли и логистики, особенно если они занимаются аутсорсингом. Деятельность самозанятого отличается от деятельности индивидуального предпринимателя тем, что самозанятость это не статус, а специальный налоговый режим, который вправе применять как ИП, так и физические лица, ими не являющиеся. Самозанятые лица не платят обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды, в отличает от ИП, оплачивающих такие взносы вне зависимости от факта деятельности.
Могут ли самозанятые работать с юр лицами
Если сумма исчисленного налога не превышает 100 рублей, этот налог будет включен в следующий налоговый период, пока размер налога не составит более 100 рублей. Налогоплательщик вправе уполномочить на уплату налога операторов электронных площадок и или кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами. В этом случае налоговый орган будет дополнительно направлять уведомление об уплате налога уполномоченному лицу. Кто такие «самозанятые» налогоплательщики налога на профессиональный доход? Федеральным законом от 27.
В широком смысле — это форма занятости, при которой гражданин получает доход от его профессиональной деятельности, например, оказание услуг или работ, реализация произведенных им товаров, при осуществлении которых он не имеет работодателя и наемных работников. Каким образом плательщик налога на профессиональный доход может получить справку о постановке на учет? Каков порядок снятия с налогового учета плательщика НПД в добровольном порядке? Для этого в мобильном приложении «Мой налог» необходимо в разделе «Прочее»-«Профиль» внизу нажать кнопку «Сняться с учета НПД», выбрать причину снятия с данного режима налогообложения и подтвердить свое решение.
Датой снятия с учета в качестве плательщика НПД является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета. При постановке на учет в качестве плательщика НПД через уполномоченную кредитную организацию о решении сняться с учета в качестве плательщика НПД необходимо уведомить уполномоченную кредитную организацию. Налогоплательщик после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве плательщика НПД при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.
Приложение для самозанятых граждан — «Мой налог» Кто относится к самозанятым гражданам в России В конце осени 2018 года президент России подписал закон о введении специального налогового режима, касающегося самозанятых граждан. Нам остаётся смириться с текущими реалиями и понять, что с этим всем делать. Вопросов масса: кому стоит переходить на специальный налоговый режим, какие налоги будут платить самозанятые, что выгоднее — ИП или статус «босса самому себе»? Разберемся во всем по порядку. Для начала выясним, какие люди будут относиться к новой категории «бизнесменов». Нам придётся вернуться на пару лет назад — именно тогда президент озаботился улучшениями условий для ведения бизнеса в стране и порекомендовал министерствам определиться с положением самозанятых граждан в Российской Федерации. Минтруда, Минюст и несколько других ведомств наказ президента выполнили. И уже через год разработали законопроект, призванный разграничить статусы индивидуального предпринимателя, самозанятого гражданина и тех, кто работает по официальному трудовому договору. Согласно нынешнему закону Самозанятый — это физическое лицо, ведущее самостоятельную трудовую деятельность, выполняя работы и оказывая услуги для физических и юридических лиц. При этом, такой гражданин может иметь статус зарегистрированного ИП. Наемных работников у такого лица нет, и действует оно на свой страх и риск, договариваясь об оплате с заказчиком чаще всего в устной форме на основе доверия. Министерские работники посчитали, что таким людям просто необходим правовой статус для их же защиты от недобросовестных заказчиков или других напастей, и решили закрепить официальное признание самозанятых граждан введением налога для них. Государство считает, что в России есть две категории самозанятых. Люди, которые фактически создают малое предприятие, арендуя при этом помещения и оборудование для работы, и оказывают услуги в частном порядке без официальных бумаг, чеков и т. Лица, выполняющие работу исключительно в частном порядке для удовлетворения личных нужд в деньгах. Сюда относятся репетиторы, мастера по ремонту, няни, сиделки, электрики и другие граждане, работающие сами на себя без всякой регистрации. С первой категорией лиц все более-менее ясно. Они сами понимают, что легализовать свою деятельность им нужно, поскольку бизнес, даже малый, требует регистрации. А вот вторая группа людей выйти из тени на свет не очень-то и стремится. Задача чиновников — сделать условия для граждан такими, при которых легализация станет выгодной. Однако здесь имеет место быть не только выгода, но и налог на профессиональный доход. Его получают физлица, занимаясь частной предпринимательской деятельностью и не работающие по найму по ТК РФ. Еще одно условие — отсутствие наемных сотрудников. Физические лица, получающие прибыль таким образом, должны ежемесячно отчислять налоги в бюджет согласно прозрачной в теории схеме через онлайн-программу для смартфона. На обсуждении законопроекта не раз поднимался вопрос о требованиях клиентов к самозанятым предпринимателям о предоставлении чека за оказанные услуги. Однако законодатели разрешили не приобретать в этом случае кассовые аппараты. Все операции будут проводиться через специальное приложение: получение электронных чеков, отчисление налогов, проведение платежей. При этом самозанятый будет лично решать, попадает ли определенный приход на его счет под налогооблагаемую базу или нет. Каждому зарегистрированному обещают единовременный налоговый вычет. Он составит 10 000 рублей. Эту финансовую льготу можно потратить на первые налоги. Чтобы понять, что будет на практике, приведем пример. Электрик Василий трудится как частное лицо — чинит поломки, прокладывает электросети в домах и квартирах, меняет проводку. За свои услуги он получает оплату либо наличными, либо через перевод на банковскую карту. Заказчиков он просит не заполнять графу «назначение платежа», чтобы налоговики не предъявили ему претензий. А если он занимается подобной деятельностью постоянно, ему вообще нужно открывать ИП и подавать декларацию.
Привлекайте самозанятых к прочим задачам. Самозанятые не должны дублировать вашу основную деятельность. Например, нанять бухгалтера для консультации по налоговым изменениям или для получения господдержки — это нормально. Проверяйте самозанятого перед заключением договора подряда оказания услуг, выполнения работ. Безопасно работать с теми самозанятыми, которые сотрудничают не только с одной вашей компанией ИП. Если ваша компания — единственный контрагент самозанятого, это подозрительно. Риски повышаются, если самозанятый зарегистрировал статус плательщика НПД непосредственно перед тем, как заключить договор с вашей фирмой. Учитывайте все требования и ограничения, которые устанавливает Закон о самозанятых от 27. Например, нельзя сотрудничать с самозанятыми, которые параллельно являются работниками вашей компании. Или трудились у вас менее 2 лет назад. На выполненные работы оказанные услуги самозанятый обязательно должен выставить чек в приложении «Мой налог» и направить документ вам как заказчику. Устали разбираться с нововведениями и контролировать наем персонала?
Заявление о постановке на учет подается через мобильное приложение «Мой налог», личный кабинет налогоплательщика или кредитную организацию. О постановке на учет или отказе в постановке на учет налоговый орган вас известит. При этом справку о постановке на учет вы можете сформировать в электронной форме в мобильном приложении «Мой налог». Датой постановки на учет считается дата направления вами заявления ч. Система налогообложения В частности, самозанятые лица без регистрации в качестве ИП могут применять специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход далее — НПД. В том числе перейти на этот спецрежим могут граждане, которые оказывают услуги физическим лицам для личных, домашних и других подобных нужд. Это возможно при соблюдении установленных ограничений, в частности их доходы в течение календарного года не должны превышать 2,4 млн руб. Для применения спецрежима нужно встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика пп. НПД может быть уменьшен на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 руб. Срок использования налогового вычета не ограничен. Однако после его использования налоговый вычет повторно не предоставляется. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно ч. При этом с указанных доходов не нужно платить НДФЛ и страховые взносы. Чек самозанятого При осуществлении расчетов, связанных с получением доходов от оказания услуг, вы обязаны с использованием мобильного приложения «Мой налог» и или через уполномоченного оператора электронной площадки и или уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю заказчику ч. Для формирования чека нужно зайти в приложение «Мой налог» в сервис «Новая продажа» и заполнить, в частности, следующую информацию ч.
Плюсы и минусы перехода на самозанятость
Может ли самозанятый работать с юридическими лицами через посредников? Самозанятым может стать физическое лицо или индивидуальный предприниматель. Для юридических лиц есть определённые риски при работе с самозанятыми. В сотрудничестве с самозанятыми есть нюансы, из-за которых организацию могут оштрафовать. Чтобы ответить на вопрос «самозанятый — юридическое или физическое лицо», обратимся к определениям из закона.
Договор с самозанятым: риски и преимущества для работодателя
Сдавать массу зарплатной отчетности. Еще до последних поправок в законе о самозанятых с 1 марта 2024 года, функции по борьбе с нелегальной занятостью выполняли зарплатные комиссии. Они регулярно рассылали приглашения «подозрительным» работодателям — компаниям и ИП. Но их деятельность не принесла ожидаемого результата. Именно поэтому было решено ужесточить контроль над работой с самозанятыми, с 1 марта 2024 года организациям и предпринимателям придется учитывать изменения. Читайте еще: Как безопасно уменьшить зарплату сотрудникам и сэкономить Что может требовать комиссия по самозанятым с 1 марта 2024 года Деятельность межведомственных комиссий в скором времени будет регламентирована. Правительство уже направило соответствующий проект от 07.
Так, комиссии по работе с самозанятыми с 1 марта 2024 года получат следующие права: запрашивать информацию о начислении зарплаты, вознаграждений по гражданским договорам, в том числе с 1 марта проверят выплаты самозанятым гражданам; проводить осмотр рабочих мест; направлять сведения в правоохранительные и иные органы для принятия мер. Кроме того, межведомственные комиссии получат право запрашивать и обрабатывать данные в налоговых инспекциях, включая даже те, что составляют налоговую тайну ч. Вам не обязательно в этом разбираться. Вы можете отдать ведение кадрового и бухгалтерского учета на аутсорсинг.
Поэтому компаниям необходимо качественно подходить к выбору кандидата при таком виде сотрудничества, — добавила она. В частности, в договоре должно быть прописано конкретное техническое задание, сроки выполнения заказа и правила оплаты.
Вместе с этим следует обратить внимание на то, что самозанятый — не штатный сотрудник организации, поэтому при работе компания не в праве контролировать каждый этап выполнения заказа. Как изменился документоооборот организаций при работе с самозанятыми? При работе с самозанятыми компаниям доступен упрощенный документооборот, заявляет Виктория Кияченко. Это связано с отсутствием выплат в ФНС, а также тем, что оформляют сотрудничество с плательщиками налога на профессиональный доход по договорам ГПХ. Вместе с этим, дополняет Сергей Фадеев, одним и з ключевых эт апов работы с самозанятыми является предоставление чеков заказчикам, которые формируются в приложении "Мой налог" и автоматически считают выплаты плательщиков НПД. Помимо основного договора об оказании услуг, дополняет он, который не должен содержать ссылок на трудовое законодательство, также рекомендуется продумать грамотную систему актов и отчетов, чтобы показать отсутствие формального документооборота.
Выгодно ли компаниям работать с самозанятыми?
То есть для таких самозанятых работа с юридическими лицами не предусматривается изначально. Однако здесь они сводятся не к указанию разрешаемой деятельности, а к запретам на ведение некоторых ее видов и установлению недоступности режима для физлиц, не отвечающих условиям его использования. Этот режим неприменим в случаях п. При этом некоторые виды доходов не считаются таковыми для целей самозанятости п. Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте как работать с плательщиками налога на профессиональный доход самозанятыми. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ бесплатно. Налоговые последствия для самозанятого при работе для физлица, ИП или ООО Самозанятость, вне зависимости от законодательного акта, на котором она базируется, освобождает физлицо от платежей по НДФЛ п. Предприниматели, перешедшие на экспериментальный режим, перестают быть плательщиками НДС п. Физлица, не являющиеся ИП, также оказываются неплательщиками страховых взносов с дохода, полученного в рамках эксперимента п.
Что же остается из платежей, предусмотренных налоговым законодательством? Самозанятые независимо от того, в соответствии с каким из документов они приобрели такой статус продолжают платить при наличии у них соответствующего объекта налогообложения : имущественные налоги на недвижимость, землю, транспорт ; налоги за пользование водными объектами, их биоресурсами и объектами животного мира; госпошлины. ИП продолжают выполнять обязанности налоговых агентов п.
Оно поступает через личный кабинет самозанятого, приложение «Мой налог» или банк в зависимости от способа подачи заявления.
При этом принимать оплаты и создавать чеки можно сразу. Как работать с личным кабинетом самозанятого Личный кабинет на сайте ФНС или в приложении совмещает налоговую инспекцию, кассовый аппарат для формирования чеков и обучающую платформу с ответами на множество вопросов о работе самозанятого. Также он позволяет увидеть всю статистику заработанную сумму, уплаченные налоги , а также получить справки о доходах и постановке на учет. Процесс выглядит так: 1.
Получить деньги от заказчика наличными или безналом; 2. Зайти в личный кабинет на сайте ФНС или приложение «Мой налог» в раздел «Выручка» и добавить продажу; 3. В свободной форме обозначить, за что получена оплата — «Запуск рекламной кампании», «Экскурсия в Коломенское», «Написание текстов в блог» — и указать полученную сумму. Для работы с физлицами этого достаточно.
Система запоминает их, каждый раз вводить данные не нужно; 4. Нажать «Выдать чек». Передать чек можно разными способами: Отправить по смс или через мессенджеры; Выслать на электронную почту; Дать считать QR-код на чеке; Распечатать и отдать на бумаге. При оплате наличными сформировать и отправить чек нужно в момент расчета, при безналичной оплате — до 9-го числа следующего месяца.
Клиент не может требовать бумажный чек, если уже ему был отправлен электронный. Обычно компании и ИП прописывают в договорах с самозанятыми, что им нужно предоставить чек не позже следующего дня после оплаты. Также они часто прописывают в договоре санкции за непередачу чека, так как рискуют доначислением НДФЛ и взносов, а также не могут включить в налоговые расходы выплату самозанятому. Ошибочно сформированный чек можно аннулировать.
После клика по кнопке надо указать причину: «Чек сформирован ошибочно» или «Возврат средств».